Иран женщины как живут: Что нужно знать о жизни женщин в Иране

Что нужно знать о жизни женщин в Иране

На днях Иран охватили акции протеста из-за смерти 22-летней Махсы Амини. Девушка умерла после того, как ее арестовала «полиция морали» Исламской Республики за якобы неправильное ношение хиджаба. Махса впала в кому и через три дня скончалась в больнице. В знак протеста люди вышли на улицы, выступая против насилия полицейских и требуя запретить задержание женщин за их внешний вид. Во время демонстраций многие иранские женщины сняли свои платки, а некоторые даже сожгли их. Для многих иранцев смерть Махсы Амини является еще одним доказательством жесткого контроля инакомыслия в Исламской Республике и все более жестокого обращения «полиции морали» с женщинами.

О жизни иранских женщин рассказываем в нашем материале.

В то время как институциональные ограничения в отношении женщин являются очевидным и пагубным фактором для женщин, иранские женщины не имели многих инвазивных ограничений в повседневной жизни, с которыми сталкиваются женщины в некоторых арабских странах. Иранские женщины внесли весомый вклад в развитие науки, политику и профессиональную деятельность Ирана. Кроме того, иранские женщины борются за свои права со времен исламской революции в 1979 году и добились значительных улучшений в своей жизни.

Несмотря на это, женщины в Иране ежедневно сталкиваются с дискриминацией. Некоторые проявления этого унижения — такие как обязательное ношение хиджаба, запрет женщинам входить на спортивные стадионы и требование, чтобы женщины получали разрешение от своих мужчин перед поездкой за границу, — закреплены на законодательном уровне. Другие формы юридической дискриминации менее очевидны, но более серьезны, включая длительные тюремные сроки за феминистическую активность и возможность для женщины развестись со своим мужем, ограниченная ситуациями, когда мужчина отбывает срок в заключении, психически болен, проявляет физическую жестокость или зависим.

Несмотря на это, статус-кво для женщин в Иране далеко от картины полного унижения, которую рисуют в своем воображении многие жители Запада. Хотя образ женщин в Иране, которые носят хиджаб, все еще значительно контрастирует с жизнью до революции, когда они носили современную одежду и посещали школы совместного обучения, тем не менее возможности для самореализации женщин в значительной степени расширились.

Образование и работа

Гендерная сегрегация в школах — значительная противоположность системе совместного обучения эпохи Мохаммеда Реза Пахлави — медленно интегрировалась в Иран после революции 1979-го как часть реформы образования, чтобы согласовать учебную программу с исламскими ценностями. Однако, несмотря на разделение по половому признаку, качество образования и грамотности иранских женщин заметно улучшилось благодаря вниманию правительства к образованию. Административная приоритетность усовершенствования образовательной политики в целом принесла пользу студенткам в Иране, даже если эта демографическая группа не была единственной целью реформы. Эти улучшения заметны в уровне грамотности взрослых женщин, резко возросшего с 24 процентов в конце эпохи Пехлеви в 1976 году до 81 процента в 2016 году. Хотя этот процент остается ниже уровня грамотности женщин в США, который был 99 процентов в 2016 году или 93 процента в Саудовской Аравии в 2017 году, это соответствует среднему мировому показателю и знаменует значительный прогресс в обучении иранских женщин.

В университетах начиная с 1996 года гендерный состав студентов иранских университетов оставался примерно наполовину женским. Среди студентов Ирана примерно 70 процентов обучающихся по научным и инженерным программам — женщины. Также выросло представительство женщин в академических профессиях. До Исламской революции женщины составляли всего 1,4 процента преподавателей университетов. Сегодня этот показатель вырос до 24 процентов.

Что касается профессиональной деятельности, то сегодня иранские женщины работают над улучшением своего присутствия в бизнесе и академической сфере, несмотря на санкции, войну и экономический кризис. За последние три десятилетия процент женщин в рабочем пространстве вырос с 10,5% в 1990 году до 16,8% в 2020 году.

Одной из наиболее быстро развивающихся отраслей Ирана, как и в большинстве стран мира, являются технологии. В частности, в этой области выросло присутствие женщин. Женщины в сфере технологий в Иране не только участвуют, но помогают развивать инновации и предпринимательство. Среди инноваторов в этой сфере Назанин Данешвар, основательница одного из крупнейших иранских веб-сайтов розничной торговли в Интернете Takhfifan, и Aseyeh Hatami, основательница IranTalent.com, иранской службы онлайн-рекрутинга. Среди лауреатов Нобелевской премии также есть женщина из Ирана — Ширин Эбади, которая в 2003 году была награждена Нобелевской премией мира за впечатляющие и новаторские усилия в области прав человека, особенно женщин, детей и беженцев.

Безусловно, присутствие иранских женщин заметно в медиа, спорте, кино, медицине и т.д. Однако проблема с честной оплатой работы все же существует. Те несколько женщин, которым удается подняться на руководящий пост в системе, где доминируют мужчины, обнаруживают, что они зарабатывают на 47 процентов меньше, чем руководители-мужчины. Частный сектор является крупнейшим источником этого несоответствия, и в то же время предлагает наибольшее количество позиций работы в стране для женщин.

Планирование семьи

В 1967 году министерство здравоохранения Ирана положило начало современной программе планирования семьи, которая включила государственное образование и профессиональное развитие. В 1988 году, после того, как война с Ираком опустошила финансы страны, лидеры правительства поняли, что «сокращающиеся ресурсы страны не могут одновременно обеспечить высокую стоимость реконструкции и обеспечить социальные услуги и услуги социального обеспечения, предусмотренные новой конституцией». Чтобы снизить этот спрос на государственные услуги, Исламская Республика ввела новую национальную политику в отношении населения, которая поощряла семьи с двумя детьми с помощью улучшенных образовательных программ и бесплатных средств контрацепции. Правительство также пропагандировало 3-4-летние интервалы между родами. Статистика подтверждает эффективность этих мер; в 1985 году иранские женщины в среднем рожали около шести детей, но по состоянию на 2000 год, примерно через 10 лет после внедрения политики 1989 года, этот средний показатель уменьшился до двух детей на женщину. Уровень рождаемости по состоянию на 2020 год еще больше снизился до в среднем 1-2 детей, что объяснимо экономическим спадом и общим отсутствием безопасности.

Несмотря на сильную недавнюю историю прогрессивной политики планирования семьи в Иране, прогресс застопорился и регрессировал за администрации Ибрагима Раиси.

1 ноября 2021 года Совет опекунов Ирана одобрил законопроект «Омоложение населения и поддержки семьи» из-за обеспокоенности сокращением рождаемости и численности населения. Законопроект усиливает существующие ограничения в отношении иранских женщин, поскольку он дополнительно ограничивает аборты, запрещает государственным медицинским работникам предлагать бесплатную контрацепцию и запрещает добровольную стерилизацию; вместо этого он предлагает больше льгот для детородных семей, например, запрет на увольнение из-за того, что работница беременна или кормит грудью, и полное покрытие девяти месяцев отпуска по беременности и родам.

Борьба за права

Несмотря на незначительный прогресс, иранские женщины не молчат о своей постоянной борьбе за гендерное равенство. Иранские женщины протестуют против дискриминационных законов путем демонстраций на улицах. В августе 2006 г. кампания «Один миллион подписей за отмену дискриминационных законов» стала основной феминистической силой с целью представления петиции с требованием изменить ограничительные положения в отношении иранских женщин. Несмотря на то, что правительство арестовало многих демонстрантов, членам движения удалось продвинуть национальный диалог о правах женщин в Иране. После выборов президента Хасана Рухани в 2013 году женщины в Иране с большей уверенностью и решительностью выдвинули ряд требований к администрации, включая уменьшение цензуры по женским вопросам и художественным изображениям женщин, реформам отношения к активистам по закону и дестигматизации феминизма в публичной сфере. Рухани устно поддержал участие женщин в политике и других областях, заявив в 2016 году: «Правительство считает своим долгом создать основу для демонстрации способностей женщин и позволить им ступить на путь совершенства и иметь возможность продемонстрировать свои таланты; таким образом, разрыв и диспропорцию между мужчинами и женщинами можно заменить умеренностью».

К сожалению, для всех этих усилий после восьми лет правления Рухани в 2021 году результаты оказались неутешительными. Его обещание создать Министерство по делам женщин так и не было выполнено, а несколько изданий, таких как журнал Zane Ruz, были запрещены. Кроме того, были арестованы многие женщины-журналисты и правозащитницы.

С избранием Ибрахима Раиси на пост президента Ирана 18 июня 2021 года представительство женщин в политической сфере и всеобщее внимание к правам женщин, кажется, снова отходят на второй план, учитывая ультраконсервативный характер новой администрации. Учитывая нынешние протесты и злодеяния «полиции морали», женщины в Иране до сих пор борются за свое право на безопасную жизнь.

Материал создан на основе: Research Associate Allyson Socha and Communications Associate Cynthia Markarian / www.us-iran.org


Теги: женщины в Иране

«Хотим нормальной жизни». Почему иранки выходят на протесты – DW – 29.10.2022

Иранская женщина без хиджаба участвует в протестах в Тегеране, 28 сентября 2022 годаФото: Social Media/ZUMA/picture alliance

Права человекаИран

Шабнам Хайн | Наталья Позднякова

29 октября 2022 г.

Движущей силой протестов в Иране, которые продолжаются с середины сентября, являются женщины. Чего они добиваются и против чего протестуют?

https://p.dw.com/p/4IoRt

Реклама

Донья Рад (Donya Rad) 11 дней провела в тюрьме. За то, что осуществила мечту многих иранских женщин — просто выйти на улицу в обычной одежде, беззаботно выпить кофе и позавтракать в кафе. Месяц назад Донья Рад запостила фото, на котором она вместе с сестрой сидит в кафе в одном из самых бедных районов на юге Тегерана, где силен традиционный уклад жизни. Свой пост она подписала так: «Во время работы мы сделали короткую паузу, чтобы позавтракать». Днем позже сестра Доньи написала в «Твиттере», что девушку задержали.

Донья Рад и ее сестра Дина завтракают в кафе. За эту фотографию девушка провела в тюрьме 11 дней Фото: Dina Rad/Instagram

«Для вас это, возможно, звучит смешно, но все, чего мы хотим, это просто нормально жить, — говорит 21-летняя студентка Мариам (имя изменено) из Тегерана в разговоре с DW. — Моя мечта — ходить в нормальной одежде в университет, проводить время с моими друзьями, смеяться и радоваться, а не находиться в постоянном страхе перед задержаниями и арестами».

Женщины борются за свои основные права

С момента начала протестов в Иране, которые были вызваны гибелью 22-летней курдской девушки Махсы Амини, задержанной из-за якобы неправильного ношения хиджаба, женщины являются движущей силой массовых уличных акций. Систематическое унижение и подавление женщин, которое все чаще вызывает у них ярость, играет важную роль в мобилизации протестующих. «Эта ярость объединяет женщин всех социальных слоев», — говорит иранская писательница и активистка Шади Амин в разговоре с DW.

Протесты в городе, где похоронена Махса Амини Фото: UGC/AFP

Шади Амин живет в Германии и занимается защитой прав ЛГБТ и других меньшинств в Иране. «Иранские женщины борются за минимальные, базовые права. Государство не только определяет, как женщины могут представлять себя в обществе. Оно на протяжении 40 лет систематически лишает женщин в Иране гражданских прав. Женщины, по законам шариата, должны лишь подчиняться. Но даже если они соблюдают все законы и предписания, например, каждый день носят хиджабы, они все равно находятся в опасности, как Махса Амини, которая была задержана полицией нравов, избита и умерла от побоев».

Впрочем, полиция не берет на себя ответственность за гибель девушки. Кто этому не верит и выходит на мирные протесты, тому грозит опасность быть застреленными силовиками — как это произошло с 32-летней Газале Калаби. Неделю назад в Сети появилось видео, как Газале 21 сентября на свой телефон снимает демонстрацию в своем родном городе Амол в Северном Иране. На 20-й секунде еще слышно, как она говорит: «Не бойтесь! Мы вместе!», затем в Калаби попадает пуля. Ее мобильный телефон падает на землю и продолжает снимать шокированных демонстрантов, они кричат и спрашивают, жива ли еще девушка.

Мечта о нормальной жизни в Иране

«Женщинам известно о жестокости спецслужб», — говорит Шади Амин. «Тем не менее они выходят на улицы и протестуют. Они знают,  что у них не будет светлого будущего, если нынешняя политическая система сохранится. Они образованы и хорошо информированы. Они не считают, что неравенство — это нечто само собой разумеющееся». Согласно официальным данным, 60 процентов учащихся высших учебных заведений в Иране — женщины. Но доля женщин на рынке труда составляет лишь 15 процентов.

Религиозные женщины также поддерживают протесты в Иране, как эта девушка в Тегеране. На алакате написано: «Нет диктаторской Исламской Республике»Фото: UGC

Иранские женщины возмущены, потому что несмотря на все их усилия у них почти нет шансов на самостоятельную жизнь, которую они могут вести так, как хотят. Независимо от того, что, согласно законам шариата, женщины лишены права голоса и все важные решения в их жизни принимают отцы, братья или мужья, их еще и систематически подвергают дискриминации по гендерному признаку.

Гендерное неравенство в Иране — одна из причин протестов    

Такой вывод содержится в недавнем исследовании, проведенном фондом WEF. В рейтинге «Gender-Gap-Report 2022» Иран находится на 143-м из 146 мест. WEF анализирует положение дел в области равенства полов в таких сферах как образование, медицина, экономика и политика. При этом участие женщин в политической жизни играет ключевую роль в составлении этого рейтинга. Германия сейчас занимает в нем 10-е место.

В Иране же для женщин нет места в структурах власти. Религиозными лидерами они быть не могут. Баллотироваться на пост президента им не разрешается. Из судебной власти женщины исключены. В важнейших экспертных советах и советах безопасности не представлены.

«Мои родители желают, чтобы я уехала, как это сделали мои двоюродные сестры, — говорит студентка Мариам. — Для родителей это будет нелегко. Но они знают, что моя жизнь здесь будет трудной. Многие уехавшие иранки живут за границей и добились успеха. Но я хочу остаться в Иране. Кто знает: может, в этот раз в стране все-таки наступят перемены».

Смотрите также: 

«Шахеды» на службе у Путина

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

Исламская Республика ИранПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

«Женщины, жизнь, свобода»: будущее Ирана за женщинами

Иран Средний Восток Политика и дипломатия

По Сайех Исфахани

В воздухе витает запах дыма. Мы с отцом вернулись с протестов и стоим на крыше квартиры моих родителей в центре Тегерана, чтобы хорошо видеть улицы. Это было 20 июня 2009 года.. Один из соседей бежит вверх по лестнице и, запыхавшись, говорит нам: «Они убили Неду».

В ту же ночь, наблюдая за новостями в Персидской сети новостей «Голос Америки», как миллионы иранцев и многие другие по всему миру, изображение предсмертных мгновений двадцатишестилетней Неды Аги Солтан и ее сбитого с толку черного глаза, залитые кровью, навсегда врезались в мою душу.

Ага Солтан был застрелен силами безопасности в первые дни существования продемократического Зеленого движения, спровоцированного мошенническими результатами выборов 2009 г.президентские выборы. Послевыборные протесты, в результате которых десятки человек были убиты, а сотни заключены в тюрьму, потрясли Иран на несколько месяцев и изменили нацию на долгие годы.

Перенесемся в середину сентября сегодняшнего дня, и еще одно имя было вырезано глубоко в коллективной душе людей в Иране, а затем и во всем мире: Махса Амини.

Двадцатидвухлетняя этническая курдка, также известная под своим курдским именем Джина, была арестована иранской «полицией нравов» 13 сентября за «нарушение» строгих правил ношения хиджаба или исламского дресс-кода.

Предположительно избитая во время содержания под стражей, в полицейском участке она впала в кому и умерла через три дня. Ее тело было похоронено через несколько часов после ее смерти, а ее семья обвинила власти в сокрытии.

Сегодня вечером в районе Саттар Хан в центре Тегерана протестующие скандируют «муллы должны уйти» в восьмую ночь протестов в Иране из-за смерти #МахсаАмини под стражей в полиции нравов, несмотря на отключение интернета, введенное властями.

#مهسا_امینیpic.twitter .com/N6cEXlN2sa

— Шаян Сардаризаде (@Shayan86) 23 сентября 2022 г.

С тех пор Иран извергался, как вулкан, в знак протеста против ее смерти. Женщины, молодые и старые, были в авангарде восстания, как и любой другой протест в Иране за последние десятилетия.

Многие женщины, танцующие под крики ликующей толпы, сняли хиджабы и сожгли их в кострах на улицах. Другие в беспрецедентных сценах остригли свои волосы в знак протеста, а некоторые сделали это на главных площадях крупных городов под скандирование «смерть диктатору».

Несмотря на то, что протесты были вызваны смертью Амини, масштабы протестов вышли за рамки ее смерти. Теперь люди призывают к падению Исламской Республики, скандируя: «Это год кровавого [восстания], когда [Верховный лидер Али Хаменеи] будет свергнут» и «Я не хочу, я не хочу исламского Республика!»

Переломный момент

Непрекращающиеся протесты являются беспрецедентными и знаменуют собой переломный момент для Ирана и, возможно, Ближнего Востока в целом: женская революция, преодолевающая классовые и этнические разногласия и надеющаяся разрушить патриархат, проявляется в его наиболее жестоком проявлении. форма.

На протяжении многих лет присущая Исламской Республике коррупция и некомпетентность в сочетании с ее нежеланием изменить курс и устранить коренные причины общественного недовольства — в дополнение к ее деспотическому характеру — привели к повторяющимся восстаниям.

Частота этих событий с годами возросла. Хотя раньше между крупными восстаниями были большие перерывы, с декабря 2017 года Иран каждые несколько месяцев сотрясают протесты, которые попадают в заголовки международных новостей.

Однако нынешнее восстание не имеет себе равных по многим направлениям. Это воодушевило все классы и социальные группы, протесты вспыхнули в восьмидесяти пяти городах по всему Ирану, хотя за это пришлось заплатить десятками убитых и тысячами арестованных.

Преодолевая классовые различия, восстание вдохновило средний класс Ирана на более активное вступление в ряды борьбы.

Жестокость репрессий 2009 года и постоянное преследование гражданских активистов Исламской Республикой постепенно подорвали стойкость иранского среднего класса в борьбе за перемены. В то же время под давлением санкций, систематической и повсеместной коррупции и бесхозяйственности социальная группа постепенно рушилась и сокращалась.

В свою очередь, несмотря на повторяющиеся всплески общественно-политических движений, коренящихся в гражданском обществе, эпицентр протеста и инакомыслия в Иране в основном переместился в сторону рабочего класса.

С 2017 года, на фоне растущего чувства гнева и разочарования, Иран стал ареной повторяющихся раундов протестов, которые, в большинстве случаев, возглавлялись рабочим классом и были вызваны экономическими недовольствами, в том числе внезапными решениями правительства поднять вверх цены на топливо и продовольствие, а также экологический коллапс Ирана и водный кризис.

Но, как и большинство великих революций, в горниле восстания, разгоревшегося смертью Амини, расплавились все линии, разделяющие людей, сковавшие их в единый молот, колотящий Исламскую Республику и пытающийся столкнуть ее обратно в темные ямы история, из которой он вылез.

Женщины, скандирующие «ЖЕНЩИНЫ, ЖИЗНЬ, СВОБОДА», снимают платки во время похорон женщины, убитой в Керманшахе силами безопасности во время #IranProtests2022, спровоцированного смертью #MahsaAmini. #مهسا_امینی https://t.co/o56S7s5JMc pic.twitter.com/gOp4twWhov

— Хосро Калбаси (@KhosroKalbasi) 22 сентября 2022 г.

Кроме того, как выразился один социолог Тегеранского университета Мохаммад Реза Джавади Йегане, восстание проводится «во имя человечества», в отличие от Исламской революции 1979 года, которая «была в имя бога» или предыдущие крупные протесты, вызванные политическими или экономическими недовольствами.

Он также не имеет никакого отношения к борьбе за власть в структуре Исламской Республики. В его основе — многовековая борьба людей за право жить по своим ценностям, а не по тому, что диктуют шариат или деспоты — «жить свободно или умереть».

Непрерывность протестов также беспрецедентна.

К моменту написания этой статьи люди выходили на улицы уже десять ночей подряд после смерти Амини 16 сентября. Зеленое движение 2009 года прерывалось короткими или длинными перерывами, а кровавое ноябрьское восстание 2019 года было подавлено за пару дней, в ходе которого, согласно сообщениям Amnesty International и Reuters , были убиты и арестованы тысячи людей.

Битва символов

Несмотря на всю новизну текущего восстания, его следует рассматривать как еще одно звено в длинной цепи сражений за свободу и справедливость в Иране.

Нынешнее восстание, в частности, отражает многолетнюю битву за сердца и умы нации — битву символов.

Каждый раз, когда люди в Иране требуют перемен, Исламская Республика забрасывает их избитыми лозунгами о том, что режим не позволит стране «отклониться» от «божественного» пути, проложенного аятоллой Рухоллой Хомейни, основателем Исламской Республики. Они утверждают, что любое отклонение от этого пути было бы равносильно «осквернению» кровью мучеников, погибших в «священной» ирано-иракской войне.

Это мировоззрение на протяжении многих лет было столпом культа, которым является Исламская Республика, который побуждает детей петь гимны, восхваляющие Верховного лидера Али Хаменеи, присягать ему на верность и клятву пожертвовать своей жизнью ради восьмидесяти трех -летний священнослужитель.

Однако с годами иранцы вернули многие из этих символов через поп-культуру. Нация также породила широкий спектр символов, от мучеников, таких как Махса Джина Амини и Неда Ага Солтан — мучеников, которые «не умирают», до символов неповиновения: изображения женщин, стригущихся на публике и сжигающих платки. У обветшавших символов Исламской Республики нет шансов выжить в этой битве.

Бьющееся сердце Курдистана

Курдская кровь и ее традиции сопротивления переплелись во всех этих битвах в этот поворотный момент в истории Ирана.

Подвергаясь десятилетиям преследований в Иране — от массовых казней до маргинализации и культурного стирания — курды обладают сильной культурой сопротивления и надежными сетями, которые могут организовать протесты и всеобщие забастовки за дни, если не часы.

В ответ на смерть Амини провинция Курдистан немедленно взорвалась солидарностью с ее семьей — единым фронтом перед лицом войны Исламской Республики с женщинами.

Когда ее семья опасалась преследований, люди в провинции Курдистан скандировали «Больше не бойся», поскольку люди поддерживают их.

Когда в Курдистане убивали детей, отцы, хороня своих детей, говорили нации: «Возьмите своих детей за руки и идите на акции протеста. Будьте предвестниками [перемен]».

И самое главное, когда Амини умерла, ее семья отметила ее свежую могилу короткой строкой, которая объединила весь Иран: «Дорогая Джина, ты не умрешь. Ваше имя станет символом».

С тех пор могила Амини и провинция Курдистан превратились в бьющееся сердце, перекачивающее кровь и ярость по венам Ирана. Об этом свидетельствует скандирование «женщины, жизнь, свобода» — боевой клич курдов в их многолетней борьбе с силами тьмы, от Исламской Республики до Исламского Государства Ирака и Шама (ИГИЛ). который эхом прокатился по Ирану.

Было бы вполне уместно, если бы Исламская Республика была свергнута этой самой фразой.

Сайех Исфахани  – адвокат, журналист и интернет-исследователь с многолетним опытом работы в Иране, в том числе работы, связанной с сообществом ЛГБТКИ.

Дальнейшее чтение

Изображение: Женщины несут флаги и фотографии во время акции протеста в связи со смертью 22-летней курдской женщины Махсы Амини в Иране, в контролируемом курдами городе Камышли, северо-восточная Сирия, 26 сентября 2022 года. REUTERS/Orhan Qereman

Новое поколение иранских женщин осмелится представить себе будущее со свободой. Это то, что они хотят, чтобы мы увидели.

Права человека Иран Средний Восток Политика и дипломатия Устойчивость и общество

Новое поколение иранских женщин осмеливается представить себе будущее со свободой. Это то, что они хотят, чтобы мы увидели.

По Роза Рахими

В видеороликах, выходящих в эти дни из Ирана, редко появляется лицо за камерой. Но часто можно услышать голос гражданского журналиста. Они с гордостью объявляют дату, время и место своего клипа, иногда добавляя немного собственного комментария к происходящему.

Среди потока ужасов последних недель один такой голос бросался в глаза. Оно принадлежало пожилому мужчине, чей голос разрывался от возбуждения и восхищения: «Я так счастлив знать, что будущие матери и отцы этой страны — такие же мальчики и девочки». Его слова резюмируют чувства, охватившие сердца и надежды иранцев как внутри страны, так и за ее пределами.

То, что существует разочарование и сопротивление Исламской Республике, не является чем-то новым и секретным. В Иране прошли волны протестов с тех пор, как аятолла Рухолла Хомейни пришел к власти в 1979 году и основал Исламскую Республику, режим, который с самого начала встречал оппозицию.

Наследие сопротивления

С самого начала послереволюционная оппозиция в 1980-х годах была встречена кампанией массовых арестов и казней. В 1999 году студенты вышли на улицы в течение шести дней демонстраций, в результате которых были арестованы тысячи людей, многие пропали без вести, были ранены или убиты. В 2009, послевыборные протесты переросли в крупнейшие демонстрации за тридцать лет — движение зеленых с более чем тремя миллионами участников, которое продолжалось в течение шести месяцев. И снова протестующие подверглись жестоким репрессиям: по сообщениям, было арестовано 3700 человек и не менее восьмидесяти убито (хотя считается, что истинное число намного выше).

Среди смертей в 2009 году было убийство Неды Ага-Солтан, молодой женщины, которая была застрелена членом ополчения Басидж , и чья смерть, заснятая на видео, стала символом жестокости правительства, еще больше подтолкнув протесты. Последнее извержение в этой многолетней модели произошло в 2019 году., которая была спровоцирована повышением цен на топливо и превратилась в антиправительственную демонстрацию, в ходе которой силы безопасности арестовали и убили тысячи человек. Этот раунд также вдохновил на тревожную новинку: отключение Интернета — самое продолжительное в истории любой страны.

На протяжении этих четырех десятилетий непрекращающихся протестов женщины в Иране продолжали выражать еще один протест: против обязательного ношения хиджаба, навязанного им режимом. Часто это был явный, но тихий протест, выражавшийся просто в свободном ношении головного убора и выставлении напоказ волос.

دنیا راد هم بازداشت شد. جرم: صبحانه خوردن به طرزی که خودش دوست داشت. pic.twitter.com/UKIVaG7Omz

— رضا حقيقت‌نژاد (@rezahn56) 29 сентября 2022 г.

Однако временами их сопротивление также было громким. Начиная с Международного женского дня 8 марта 1979 года, через несколько дней после того, как был впервые объявлен закон об обязательном ношении хиджаба, тысячи женщин вышли на улицы Тегерана с обнаженными волосами и защищены человеческими цепями сторонников-мужчин — в знак протеста против закона. С 2017 по 2019 год, группа протестующих, получивших прозвище «Девушки с Энгелаб [Революционная] улица», сняли платки и встали на электрические коробки, размахивая ими в общественных местах, вопреки системе, решившей контролировать их тела через свои законы и так далее. — так называемая полиция нравов. Эти девочки были арестованы с применением насилия и предстали перед судом, а представитель судебной власти Ирана предположил, что они употребляли «синтетические наркотики». По меньшей мере трое, Саба Кордафшари, Ясаман Ариани и ее мать Монире Арабшахи, остаются в тюрьме.

Такой постоянный поток санкционированных государством репрессий мог бы парализовать иранцев, выступающих против своего правительства и его законов, вызывая чувство инерции и тихого разочарования. До недавнего времени иранцы, и иранские эксперты считали, что это может быть правдой. То, что произошло дальше, развеяло любую мысль о том, что иранцы были напуганы до подчинения. И именно те, кого режим пытался задушить больше всего — молодые женщины, — вызвали эти сейсмические изменения.

Противодействие многими способами

«Если такие люди, как я, не уйдут, то кто? Я прожила свою жизнь, пусть они хотя бы не убивают нашу молодежь», — сказала Мину Маджиди перед тем, как присоединиться к #مهسا_امینی протестов и был убит силами безопасности.

Ее дочь стоит у могилы, держа обрезанные волосы. Через @1500tasvir pic.twitter.com/F3NZoWkJPi

— махса алимардани 🌒 مثلا (@maasalan) 30 сентября 2022 г.

Сидя на другом конце света, трудно осознать масштабы их оппозиции и жесткого правительства репрессивная кампания. Записи обоих сдерживаются ограниченным доступом в Интернет с поддержкой VPN и отключением СМИ. Тем не менее, всеми возможными способами — видео, истории в Instagram, текстовые сообщения и голосовые заметки родственникам за границей — иранцы просят мир попробовать. Начать понимать, за что они борются, особенно женщины и девушки, которые устали от того, что в их доме с ними обращаются как с гражданами второго сорта. Вот лишь некоторые снимки сопротивления за последние недели:

  • 29 сентября Интернет был поражен изображением, столь же простым, сколь и необычным: две женщины завтракают на публике с непокрытыми волосами. На следующий день одна из них, Донья Рад, как сообщается, была арестована и освобождена после недели содержания под стражей.
  • 30 сентября социальные сети заполонили изображения дочери с бритой головой, стоящей у могилы матери. В ее руке волосы ее матери Мину Маджиди, которые были демонстративно отрезаны — акт, в результате которого ее убили. Сообщается, что когда она пошла присоединиться к протестам, она сказала: «Если я не пойду, то кто? Я прожил свою жизнь, пусть хоть молодость нашу не убивают».
  • 1 октября был днем ​​акций — забастовок и сидячих забастовок дома и демонстраций за границей. На следующий день правительство заперло студентов Технологического университета Шарифа в Тегеране — ведущей иранской школы STEM — в то время как его силы безопасности обрушили на них насилие. Его предполагаемый посыл был громким и ясным: никто не в безопасности, даже самые яркие умы страны.

Школьницы берут на себя управление

Однако, несмотря на репрессии, каждый день рождаются новые формы протеста. С 3 октября в соцсетях показывают, как школьницы встали у руля революции. Одно видео показывает, как они с непокрытыми волосами выгоняют чиновника Министерства образования из своей школы, крича «9».0059 Би-Шараф !» (кто-то без достоинства или этики).

دختران دانش‌آموز عکس رهبران انقلاب را زیر پا می‌گذارند و پاره می‌کنند، بر روی تخته شعار «زن، زندگی، آزادی» نوشته‌اند، مقنعه‌هایش را در می‌آورند و در پایان دست «اتحاد» به دست یک‌دیگر می‌دهند و شعار می‌دهند: «نترسید ، نترسید ، ما трите باهم هستیم »

تهران سه‌شنبه ۱۲ مهر#مهسا_امینی pic.twitter.com/v89b89kk11

— Farzad Seifikaran (@fseiTifar). теперь используется девушками в новой форме протеста. Стоя спиной к камере, их волосы свободно ниспадают вниз, они одной рукой держат хиджаб, а другой сбрасывают Верховного лидера. Множество вариаций на эту тему ясно показывают, что это не единичный случай, а тенденция, распространяющаяся в классах и персидскоязычных социальных сетях. В одном вирусном видео показан класс девочек, которые кладут его портрет на землю и по очереди прыгают на нем; их ликующее хихиканье слышно на заднем плане, и видео заканчивается тем, что их руки сложены друг на друга, когда они скандируют: «Не бойся, не бойся. Мы все вместе». На другом видео три девочки младшего школьного возраста маршируют вместе, размахивая своими хиджабами в руках и выкрикивая «женщины, жизнь, свобода» с отчетливым пылом молодых девушек, которым нужно быть услышанными.

Эти девушки прекрасно осознают важность своего жеста, показывая средний палец системе законов Исламской Республики о целомудрии и охране нравственности, которые уже более сорока трех лет требуют от них и их матерей полного подчинения. Их мужество, креативность и стойкость перед лицом режима, настроенного на «безжалостное противостояние» им, не говоря уже о тысячах лайков и миллионах просмотров, которые подбадривают их в Твиттере и Инстаграме, а знаменитости со всего мира оказывают им поддержку, говорят сами за себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *