Исаакиевский собор кто архитектор: Исаакиевский собор: история строительства, архитекторы, фотографии

Исаакиевский собор

Свою историю величественный Исаакиевский собор ведет от небольшой деревянной церкви, заложенной по указу Петра Великого в 1710 году. Церковь была построена рядом с Адмиралтейством, примерно на том месте, где сегодня стоит Медный всадник. Храм освятили в честь Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра Великого. Император любил этот храм. Именно в Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра I и Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины I. А в 1723 году царь Петр подписал специальный указ, по которому моряки Балтийского флота должны были принимать присягу только в этой церкви. 
После смерти Петра Великого не раз предпринимались попытки перестроить церковь, все менее и менее гармонировавшую с парадным обликом центра Петербурга. Но все эти попытки не увенчались успехом. Так, например, Исаакиевский храм, заложенный в 1768 году архитектором Ринальди, прослужил недолго: на одной из служб с потолка посыпалась отсыревшая штукатурка, а при более детальном обследовании храма выяснилось, что оно находится в плачевном состоянии и подлежит капитальной переделке.  
В 1809 году Александр I объявил конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. В нем победил молодой французский архитектор Огюст Монферран, за два года до этого приехавший в Россию. Он представил сразу двадцать четыре варианта проекта собора в различных стилях: в византийском, романском, готическом стилях и даже в духе китайской и индийской архитектуры. Императору Александру I понравился проект пятиглавого собора в классическом стиле. 
Работы по возведению собора начались в 1818 году и затянулись на сорок лет. В столице даже шутили, что, дескать, Монферрану предсказали, что он умрет сразу же, как закончит строительство, и потому архитектор не торопится. На самом же деле, вскоре после начала работ было обнаружены несколько серьезных ошибок в чертежах Монферрана, который был талантливым архитектором-рисовальщиком, но совершенно не имел опыта как архитектор-строитель. Работы пришлось прервать и создать специальную комиссию, которая внесла бы необходимые исправления в проект. 
Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 30 мая 1858 года. Храм стал центром общегородских празднеств, в нем проходили все главные церковные службы и крестины членов царской семьи. 
Исаакиевский собор занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. Собор достигает 101.52 метра в высоту при площади 4000 квадратных метра и может вместить до 12000 человек. В оформлении интерьера были использованы многочисленные произведения живописи, мозаики, скульптуры, различные виды драгоценных камней и позолота. Особый интерес представляет один из крупнейших в России витражей, площадь которого составляет 28.5 квадратных метра. В работах по отделке собора приняли участие выдающиеся мастера, среди которых — Брюллов, Клодт, Пименов и другие. 
Интересно, что шутка о зловещем предсказании оказалась пророческой. Через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора Огюст Монферран скончался. 
В советское время в Исаакиевском соборе был открыт антирелигиозный музей, а само здание получило статус памятника. Храм чудесным образом не пострадал во время Второй мировой войны: за годы блокады в собор не было ни одного прямого попадания, хотя на колоннах Исаакиевского собора по сей день можно видеть следы от осколков разорвавшихся снарядов. 
Сегодня музей-памятник Исаакиевский собор является одним из лучших кафедральных соборов Европы и одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга. Посетители имеют возможность подняться на колоннаду барабана и с высоты 43 метров полюбоваться панорамой центра города. В 1988 году, впервые после долгого перерыва, в соборе была проведена служба, приуроченная к празднованию в России тысячелетия принятия христианства.

Исаакиевский собор

Первые церкви Петербурга

Первый храм в честь святого Исаакия Долматского заложили в Петербурге ещё при Петре, в 1707 году. Покровителя выбрали не случайно — здание начали строить в день рождения царя, который совпадал с днём чествования святого. Церковь возвели деревянную, одноэтажную, но с небольшой колокольней. В 1712-м в ней венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна. Долго церквушка не простояла — Петербург стремительно рос, и здание стало мало.

Первая Исаакиевская церковь. (Pinterest)

В 1717 году заложили первый камень в основание новой церкви. Создание проекта было поручено немецкому архитектору Маттарнови. Новое здание очень напоминало Петропавловский собор — та же форма, та же архитектура, та же колокольня с курантами. Шпиль украшал флюгель с позолоченным ангелом, держащим в руках крест.

Но церковь ждала незавидная судьба. В неё дважды ударяла молния, а после восстановления выяснили, что место строительства (современный остров Новая Голландия) было выбрано неудачно. Вода из Невы и «Адмиралтейского дома» подмывала фундамент — здание вот-вот должно было обрушиться. Старую церковь решили разобрать, а новую возвести где-нибудь подальше от воды.

Каменные стены на мраморном основании

Третий Исаакиевский собор не могли построить на протяжении нескольких десятилетий. Поначалу пришлось сменить архитектора — назначенный на место руководителя Чевакинский передал свой пост Ринальди. Храм заложили в 1768 году. Итальянский зодчий намеревался возвести высокий собор с колокольней и пятью куполами. Стены облицовывались мрамором. Со смертью Екатерины II Ринальди был вынужден уехать из России, оставив храм недостроенным.

Взошедший на престол Павел I приказал архитектору Бренна срочно достроить собор. Ему пришлось сильно исказить проект Ринальди, отказавшись от четырёх малых куполов. К тому же весь мрамор для облицовки собора Павел I использовал для строительства резиденции в Михайловском. Так что храм получился приземистым и нелепым — на мраморном основании покоились кирпичные стены. Современники потешались и сочиняли эпиграммы.

Третий Исаакиевский собор. (Pinterest)

Дело всей жизни Огюста Монферрана

В начале 19-го века было решено построить новый собор — на этот раз такой, который простоял бы века. Конкурс выиграл проект зодчего Огюста Монферрана. Строительство началось в 1818 году и затянулось на 40 лет. По легенде, Монферрану предсказали, что его жизнь закончится, как только он достроит храм.

Совпадение или нет: спустя месяц после освящения Исаакия архитектор умер. Но строительство замедляли не только суеверия французского зодчего. Как оказалось, в Петербурге непросто найти место, подходящее для возведения такого тяжёлого здания. Фундамент укладывали почти на болоте — пришлось забить в землю 11 тысяч свай и укрепить их гранитными блоками.

Сложности при строительстве

Особую сложность представляла собой установка 48 монолитных гранитных колонн, весом по 114 тонн каждая. Монферран решил проблему неординарно: он приказал установить колонны ещё до строительства стен. В 1822 году на глазах царской семьи и изумлённой публики была поднята первая колонна. Лишь спустя 8 лет была установлена последняя колонна, и тогда началось возведение стен.

В конце строительства на собор был поднят огромный сферический купол. Его позолота продержалась без обновления больше полутора веков. При золочении использовали так называемый огневой метод: на медные листы наносили сплав золота и ртути, а затем нагревали листы и выпаривали ртуть. Таким образом золото надолго закреплялось на меди. Но ядовитые пары ртути отравляли рабочих — в общей сложности при позолоте купола погибли около 60 человек.

Убранство Исаакиевского собора. (Pinterest)

Все четыре варианта Исаакиевского собора строились на деньги, выделяемые из казны. До революции храм был государственной собственностью и находился в подчинении министерства императорского двора. Расходы были немалые — на одну только позолоту купола ушло больше 100 кг золота.


Сборник: Николай I

Император защищал устои самодержавия и пресекал попытки изменить существующий строй.

В его правление Россия получила прозвание «жандарм Европы».

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Николай I: «рыцарь», прозванный «Палкиным»

Николай I: «рыцарь», прозванный «Палкиным»

О Николае Павловиче современники отзывались по-разному. Для кого-то он был «рыцарем самодержавия», для кого-то — «палачом», казнившим декабристов.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Александр I, Николай I или Александр II?

Александр I, Николай I или Александр II?

Кто из них родился в Москве? Кому принадлежит фраза «России не нужны адвокаты, без них проживём»?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Что, если бы Николай I принял Конституцию

Что, если бы Николай I принял Конституцию

Принятие Конституции было одним из ключевых требований декабристов. В декабре 1825-го впервые в истории России само это слово прозвучало громко и публично.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Казнь — ужасный день»

«Казнь — ужасный день»

Николай I давал инструкции относительно способа казни декабристов: расстрел следовало заменить повешением.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XIX век

Мрачное семилетие

Мрачное семилетие

Последние годы правления Николая I (1848 – 1855) иногда называют «Мрачным семилетием». Почему именно на этот период пришёлся пик реакции?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Грипп или самоубийство? История болезни и смерти Николая I

Грипп или самоубийство? История болезни и смерти Николая I

В смерти царя сплелись лучшие и худшие его черты. Чувство долга — но вопреки здравому смыслу, мужество — но вместе с легкомыслием, упорство — но даже в ошибках.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Николай I: «рыцарь», прозванный «Палкиным»

О Николае Павловиче современники отзывались по-разному. Для кого-то он был «рыцарем самодержавия», для кого-то — «палачом», казнившим декабристов.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Александр I, Николай I или Александр II?

Кто из них родился в Москве? Кому принадлежит фраза «России не нужны адвокаты, без них проживём»?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Что, если бы Николай I принял Конституцию

Принятие Конституции было одним из ключевых требований декабристов. В декабре 1825-го впервые в истории России само это слово прозвучало громко и публично.

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Казнь — ужасный день»

Николай I давал инструкции относительно способа казни декабристов: расстрел следовало заменить повешением.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XIX век

Мрачное семилетие

Последние годы правления Николая I (1848 – 1855) иногда называют «Мрачным семилетием». Почему именно на этот период пришёлся пик реакции?

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Грипп или самоубийство? История болезни и смерти Николая I

В смерти царя сплелись лучшие и худшие его черты. Чувство долга — но вопреки здравому смыслу, мужество — но вместе с легкомыслием, упорство — но даже в ошибках.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • I до н. э. -XXI вв.

Бикини: история победившей наготы

  • Статьи
  • Европа
  • XII век

Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части

  • Статьи
  • Европа
  • V-XVI вв.

Личная гигиена в Средневековье

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Свадьба Чайковского

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Смерть Сергея Есенина (+18)

  • Статьи
  • Европа
  • I век

За столом у Калигулы

  • Статьи
  • Европа
  • XIV век

Чума, эротика, «Декамерон»

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Мария Стюарт, её мужья и любовники

  • Статьи
  • Азия
  • XIII-XVIII вв.

Джунгария: таинственный враг России и Китая

  • Статьи
  • I до н.э. -XXI вв.

Бикини: история победившей наготы

  • Статьи
  • Европа
  • XII век

Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части

  • Статьи
  • Европа
  • V-XVI вв.

Личная гигиена в Средневековье

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Свадьба Чайковского

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Смерть Сергея Есенина (+18)

  • Статьи
  • Европа
  • I век

За столом у Калигулы

  • Статьи
  • Европа
  • XIV век

Чума, эротика, «Декамерон»

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Мария Стюарт, её мужья и любовники

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Покушения на Александра II

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 480532
Бикини: история победившей наготы
  • 📚 Статьи
  • 👀 463770
Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части
  • 📚 Статьи
  • 👀 443842
Личная гигиена в Средневековье
  • 📚 Статьи
  • 👀 411821
Свадьба Чайковского
  • 📚 Статьи
  • 👀 368707
Смерть Сергея Есенина (+18)
  • 📚 Статьи
  • 👀 298716
За столом у Калигулы
  • 📚 Статьи
  • 👀 267032
Чума, эротика, «Декамерон»
  • 📚 Статьи
  • 👀 183981
Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы
  • 📚 Статьи
  • 👀 146713
Мария Стюарт, её мужья и любовники
  • 📚 Статьи
  • 👀 121362
Джунгария: таинственный враг России и Китая
  • 📚 Статьи
  • 👀 480532
Бикини: история победившей наготы
  • 📚 Статьи
  • 👀 463770
Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части
  • 📚 Статьи
  • 👀 443842
Личная гигиена в Средневековье
  • 📚 Статьи
  • 👀 411821
Свадьба Чайковского
  • 📚 Статьи
  • 👀 368707
Смерть Сергея Есенина (+18)
  • 📚 Статьи
  • 👀 298716
За столом у Калигулы
  • 📚 Статьи
  • 👀 267032
Чума, эротика, «Декамерон»
  • 📚 Статьи
  • 👀 183981
Дело Тухачевского: неразрешённые вопросы
  • 📚 Статьи
  • 👀 146713
Мария Стюарт, её мужья и любовники
  • 📚 Статьи
  • 👀 124419
Покушения на Александра II

Исаакиевский собор Санкт-Петербург Россия

Исаакиевский собор — один из самых выдающихся памятников русского искусства и архитектуры 19 века. Он был создан французским архитектором Огюстом Монферраном и строился 40 лет – с 1818 по 1858 год. С самого начала он считался главным и величайшим собором Петербурга и России. Золотой купол Исаакиевского собора виден из любой части города, а в ясную погоду – даже с окраины. Его высота составляет 101,5 м. Вместимость собора составляет более двенадцати тысяч человек.

История его строительства восходит к петровским временам, когда в 1707 году был поставлен первый деревянный храм в честь преподобного Исаака Далматского. Именно в Исаакиевский день по русскому православному календарю родился Петр I. Исаак был монахом, который жил в Византии в 4 веке и был канонизирован Православной Церковью. Вскоре эту церковь снесли.

В 1717 году Петр I приказал построить новую церковь. Здание было спроектировано архитектором Маттарнови на месте, где сейчас стоит Медный всадник. Он построен в камне в стиле петровского барокко. Собор располагался слишком близко к воде, и постепенно фундамент был разрушен водой, после чего вспыхнули два пожара. В 1763 году он был снесен.

В 1768 году по указу Екатерины II тут же был заложен третий Исаакиевский храм. Таким образом императрица выразила свое почтение памяти Петра Великого. Проект был разработан архитектором Ринальди, который планировал создать великолепный пятикупольный собор с длинным шпилем, а стены внутри и снаружи должны были быть облицованы мрамором. Когда Екатерина умерла, собор был готов до самого карниза. Ее сын Павел I приказал использовать весь мрамор для украшения своей резиденции. Достроить здание было поручено В.Бренне, но работа его не заинтересовала, а результат не удовлетворил ни двор, ни церковь. Он был освящен в 1802 году.

В начале XIX -го -го века Санкт-Петербург стремительно расширялся, и третий Исаакиевский собор был явно недостаточно внушительным для растущей российской столицы. Так, в 1816 году Александр I объявил конкурс на лучший проект реконструкции собора. В конкурсе приняли участие многие российские и зарубежные архитекторы. Среди них был Огюст Монферран, молодой французский архитектор, который сделал 24 проекта нового собора в разных архитектурных стилях. Один из них, в классическом стиле, был одобрен Александром I, и Монферран был назначен придворным архитектором.

Строительные работы начались в 1818 году, и до 1822 года предыдущее здание было снесено, а земля укреплена. Почва очень болотистая и в землю было вбито одиннадцать тысяч деревянных свай в дополнение к тринадцати тысячам предыдущего фундамента. Общий вес собора составляет триста тысяч тонн. При строительстве такого гигантского сооружения предстояло решить множество сложных инженерных задач. В 1828 году перед возведением стен вокруг собора установили 48 монолитных колонн, каждая весом около 110 тонн. Сделать это позволили идеи талантливого испанского инженера А. Бетанкура, а также поднять 67-тонные гранитные колонны на высоту 40 м и установить их вокруг барабана купола. Модель оригинал 19В соборе выставлены строительные леса -го -го века. Еще одним инженерным достижением стало создание центрального купола. Купол выполнен из металла и состоит из трех куполов – двух сферических и одного конусообразного, расположенных один над другим. Пустое пространство между рамами заполнено примерно 100 000 полых глиняных горшков. Этот метод обеспечивает отличный акустический эффект в соборе. Внешний купол сделан из металла и облицован латунными листами, позолоченными методом, известным как золочение огнём. Поверх латунных листов наносился сплав золота и ртути. Их нагревали на открытом огне, выпаривали ртуть и вваривали в металл золото. Процесс повторялся несколько раз. Купол собора никогда не золотили.

В строительстве Исаакиевского собора участвовали сотни рабочих, среди них талантливый резчик по дереву Максим Салин. Деревянная копия в масштабе 1/166 от оригинала была сделана без гвоздей и клея. На завершение работы у него ушло одиннадцать лет.

Собор построен в 1842 году; однако на украшение интерьера ушло еще шестнадцать лет. Как внутри, так и снаружи собор украшен скульптурами и барельефами по проектам Н.Пименова, П.Клодта, И.Витали и других. Впервые для изготовления монументальной скульптуры был использован метод гальванопластики, разработанный Б. Якоби. В соборе три большие двери. Двери выполнены из дубового щита и облицованы бронзовыми барельефами работы скульптора Виталия. Размер каждой двери составляет 42 квадратных метра, а вес каждой створки – десять тонн, но их легко открыть, потому что они установлены на шарикоподшипниках.

В соборе хранится прекрасная коллекция из 150 картин, являющихся лучшими образцами русского монументального искусства, созданная известными русскими мастерами – К.Брюлловым, Ф.Бруни, П.Басиным, П.Шебуевым. Влажность и низкая температура внутри собора губительны для фресок и полотен. Было решено заменить их их мозаичными копиями. Работы начаты в 1853 году. Всего 62 мозаики из смальты (сочетание стекла и оксидов металлов).

Главным украшением собора является иконостас. Это многоярусная ширма, отделяющая святилище от прихожан. Его украшают иконы, расположенные в порядке, установленном Русской Православной Церковью. Здесь есть три яруса икон. Первый выполнен в мозаиках, изображающих святых покровителей российских императоров, в царствование которых были построены четыре Исаакиевские церкви — св. Петра, Святой Екатерины, Святого Павла, Святого Александра Невского и Святого Николая. Иконы по обеим сторонам Царских ворот изображают Богородицу и Христа. Рядом с Христом находится икона самого преподобного Исаака с рисунком собора в руке. На мозаиках второго яруса изображены имена святых членов царской семьи (не коронованных). Живописные иконы третьего яруса изображают библейских пророков и патриархов. В центре разместили мозаику «Тайная вечеря».

Иконостас украшен десятью малахитовыми колоннами, выполненными в технике так называемой русской мозаики. Колонны выглядят монолитными; на самом деле они были облицованы тонкими пластинами зеленого полудрагоценного камня. Две колонны с обеих сторон Царских ворот выполнены из лазурита. Этот темно-синий камень был привезен из Афганистана. Витраж «Воскресение Христово за Царскими воротами» изготовлен в Мюнхене.

Внутри собор облицован четырнадцатью видами мрамора, привезенными из России, Италии и Франции. Бюст архитектора Огюста Монферрана работы скульптора Фолетти выполнен из различных пород мрамора, которые использовались в отделке собора.

В 1931 году собор был превращен в музей.

Тяжелым испытанием для здания стала Вторая мировая война. Собор не был разрушен, но серьезно пострадал от бомбардировок и артобстрелов. Сырость и холод испортили многие элементы внутренней отделки. Во время Великой Отечественной войны музей не работал, и в здании хранились сокровища, эвакуированные из других музеев. Реставрация была успешно завершена в 1962 году. Ныне собор является музеем. В настоящее время здесь также проходят службы.

 

Текст Екатерина Чистякова

Этот день в истории: открытие Исаакиевского собора

19 августа 2017

За время моего пребывания в Санкт-Петербурге я прошел мимо Исаакиевского собора. и был тихо впечатлен этим больше раз, чем я могу сказать. Тем не менее, я никогда не тратил время на то, чтобы узнать об его истории, но сегодняшняя -я 249-я годовщина его открытия дала мне прекрасную возможность сделать это.

Исаакиевский собор №3 (источник: Википедия)

Исаакиевский собор, который был открыт в 1768 году, — это не тот собор, который вы видите сегодня, это был третий собор, посвященный святому Исаакию, который стоит на этом месте. Строительство третьего варианта затянулось, а потом результат неудовлетворителен своей неуклюжестью и простотой по сравнению с величием петербургской архитектуры, поэтому вопрос о его перестройке встал быстро. Александр I, наконец, приказал его перестроить, чтобы отпраздновать свою победу над Наполеоном. Современный собор является крупнейшим русским православным собором в Санкт-Петербурге и четвертым по величине в мире. Архитектор французского происхождения Огюст де Монферран был назначен ответственным за его завершение, хотя изначально его критиковали за дизайн, который считался невпечатляющим и повторяющимся.

Собор строился сорок лет, с 1818 по 1858 год. В советское время культовое убранство здания было снято, и в нем разместился Музей истории религии и атеизма, позже Музей собора. Во время Второй мировой войны купол был окрашен в серый цвет, чтобы он лучше гармонировал с архитектурой и не привлекал внимания вражеских самолетов, но все равно он сильно пострадал — пулевые отверстия на южных колоннах сохранились. В просвете была размещена точка пересечения для определения положения немецких артиллерийских батарей, а экспонаты были привезены из окрестных музеев для хранения. Реставрационные работы проводились в 19 в.50-х и 60-х годов, когда была построена смотровая площадка на вершине. С окончанием советской эпохи музей убрали, и теперь здесь проходят регулярные службы и крупные церковные мероприятия.

Несколько интересных фактов:
  • Подсчитано, что около десяти тысяч стволов деревьев послужили прочным основанием для конструкции в болотистой почве Петербурга.
  • Метод покраски купола распылением оказался невероятно опасным, и в результате погибли десятки рабочих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *