Исаакиевский собор площадь кв м: Исаакиевский собор

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Фото

Достопримечательности Санкт-Петербурга


Рубрика: Санкт-Петербург

Размещающийся на одноименной Исаакиевской площади Санкт-Петербурга Исаакиевский собор, официально именуемый Собором св. прп. Исаакия Далматского, а в обиходной речи петербуржцев – просто Исаакием, является самым крупным из православных храмов города на Неве. Освящение храма в честь именно этого святого объясняется тем, что император Петр I (Великий) был рожден в день его памяти, 30 мая (согласно Юлианскому летоисчислению). Высота сооружения превышает 100 м, а общая площадь внутренних помещений – 4000 кв.м.

Страницы истории

Свой нынешний вид собор обрел не сразу. Поначалу, в день тридцативосьмилетия императора 30 мая 1710 г., была освящена и вступила в действие воздвигнутая по личному распоряжению Петра деревянная Исаакиевская церковь, в которой в 1709 г. состоялось его венчание с Екатериной I. Тогда же был принят монарший указ, согласно которому все российские моряки Балтики присягали на верность Царю и Отечеству только в этом храме. Лишь спустя еще пять лет на этом же месте зодчие приступили к возведению церкви из камня. Строительство растянулось на три десятилетия, но так и не было завершено: заболоченная почва упрямо сводила на «нет» усилия строителей, поглощая плоды их труда. Работы пришлось прекратить, а не увязшие в трясине элементы конструкции – демонтировать.

Лишь спустя еще два десятка лет, в 1768 г., после восшествия на российский трон императрицы Екатерины II, задуманный Петром каменный храм по ее личному указанию решено было все же воздвигнуть, хотя и перенеся место размещения строительной площадки на более плотный грунт, ближе к удаленной от болотистого берега Сенатской площади. Здание, воздвигнутое по проекту итальянского архитектора А. Ринальди, получилось воистину величественным: достаточно отметить, что для его строительства планировалось использовать ценнейший олонецкий мрамор, который с огромными трудностями был издалека доставлен в Петербург. Однако Павел I, принявший монарший жезл после кончины ненавидимой им матери, приказал использовать заготовленный мрамор с иной целью и отделать им Михайловский замок, который новый царь считал своим детищем. Исаакиевский же собор достраивали с применением кирпичной кладки.

Воздвигнутое наспех здание не отличалось монументальной крепостью, постоянно давая трещины и нуждаясь в ремонте. Поэтому уже в 1809 г. очередной российский монарх Александр I принимает высочайшее решение о возведении нового здания Исаакиевского собора, объявив конкурс на создание лучшего архитектурного проекта. Однако исполнение данного замысла пришлось отсрочить более чем на семь лет в связи с начавшейся войной. Лишь в 1816 г. был объявлен новый конкурс, в котором приняла участие целая плеяда самых именитых европейских зодчих. Неожиданно для всех, императору более прочих пришлось по вкусу решение, предложенное никому в то время не известным парижанином Огюстом Монферраном – единственное, которым не было предусмотрено обязательное разрушение уже существующего здания с последующим строительством с «нулевого» цикла.

По богатству отделки нововозведенный Исакиесвкий собор не знал себе равных среди российских православных храмов. Более того, этот уникальный образец русского религиозного зодчества был признан красивейшим из всех кафедральных соборов Европы. Стены и плафоны храма украсили 150 фресок таких великих мастеров живописи, как К. Брюллов, Ф. Бруни, В. Шебуев, а также более 300 барельефов и монументов в исполнении И. Витали. На наружную же отделку купола собора ушло, ни много, ни мало, более 100 кг. чистого золота. Трагической страницей в истории золочения, предпринятого по старинной методике с применением ртути, стала преждевременная кончина всех мастеров, принявших участие в этом процессе.

Домыслы и факты

Истории возведения Собора сопутствуют удивительные факты, объяснить которые возможно разве что с конспирологической точки зрения. Прежде всего, обращает на себя внимание рекордно долгий срок строительства, продолжавшегося более полувека. В городе упорно муссировались домыслы о том, что, якобы, Монферран намеренно затягивает строительство в связи с тем, что некая прорицательница предсказала его кончину сразу же после завершения работ. Существовало ли такое пророчество на самом деле – загадка, однако достоверно известно, что смерть Монферрана действительно совпала по времени не только с годом окончания строительства, но даже с датой торжественного освящения готового объекта. Дело в том, что честолюбивый зодчий впал в царскую опалу по той причине, что распорядился без чьего-либо ведома разместить среди святых фреску со своим изображением. При этом на фреске Монферран не склоняется, на манер других задействованных в сюжете персонажей, в почтительном поклоне перед св. Исаакием, а стоит в независимой позе, гордо подняв голову и держа в руках макет собора. Это обстоятельство вызвало столь бурный гнев Александра Второго, что во время состоявшегося в его присутствии и в присутствии членов царской семьи церемонии освящения 30 мая 1858 г. он даже не подал руки зодчему, а прошел мимо него, словно не замечая. Убитому горем Монферрану стало плохо с сердцем: он вынужден был покинуть церемонию до ее завершения и, спустя месяц, так и не оправившись от потрясения, скоропостижно скончался. Однако гнев императора преследовал Монферрана даже после смерти: вопреки последней воле зодчего, пожелавшего, чтобы его погребли непременно в соборе, помещенное в гроб тело было лишь обнесено вокруг храма, после чего сразу же отправлено в Париж, где и нашло последнее прибежище.

Еще одна загадочная история связана с якобы существующим пророчеством о падении династии Романовых в год окончательного завершения строительства и удаления лесов со стен собора, который постоянно достраивался даже после освящения. Странно, но и в самом деле, отречение от престола последнего из самодержцев Российской империи Николая Второго состоялось спустя лишь полгода после снятия лесов в 1916 г.

Собор становится музеем

В годы революционных событий и последующие десятилетия советского периода Исаакиевский собор, в отличие от Храма Христа Спасителя и множества других, не был разрушен, хотя во время Великой Отечественной войны зданию был нанесен значительный ущерб вражеской авиацией и артиллерией.

В блокадное время здесь разместились наиболее ценные экспонаты, переданные на хранение из Летнего дворца Петра I, других пригородных дворцов-музеев, а также из городского Музея Истории.

После войны, в 1948 г., собор официально обрел статус музейного комплекса и стал именоваться Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор», а в 1950—1960-е г.г здание подверглось капитальной реставрации, в ходе которой на вершине купола была обустроена смотровая площадка с величественным видом на панораму центральной части города. В послевоенные годы богослужения здесь не проводились и были возобновлены лишь в 1991 г.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4.
Официальный сайт: cathedral.ru

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.

To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

← Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери)   Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской →

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта.

Авторство прин…

Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади

Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

 

Поделиться ссылкой:

Исаакиевский собор — Петро Палас Отель

Исаакиевский собор — Петро Палас Отель

Исаакиевский собор


Исаакиевский собор — выдающийся памятник архитектуры позднего классицизма, до Октябрьской революции — главный кафедральный собор Санкт-Петербурга.

С 1937 -историко-художественный музей.История собора восходит к 1710, когда возле Адмиралтейства была возведена небольшая церковь в честь святого Исаакия Далматского, т.к. день его поминовения совпадал с днем рождения Петра I (30 мая по старому стилю). Позже Исаакиевскую церковь возвели в камне на другом месте, а в 1768-1802 шло строительство третьего Исаакиевского собора (арх. Антонио Ринальди, Винченцо Бренна), которое так и не было закончено. В 1818-1858 по проекту Огюста Рикара де Монферрана был возведен существующий ныне Исаакиевский собор. Он является одним из крупнейших в мире купольных зданий (диаметр купола составляет 21,8 м).

Кроме впечатляющих архитектурных и инженерных решений, связанных с куполом и установкой монументальных колонн весом около 100 т каждая, собор интересен своим художественным убранством, широко представляющим русское изобразительное искусство того времени. Он украшен декоративной скульптурой, выполненной в технике гальванопластики, открытой в 1838. Для его отделки использовано около 20 видов декоративного и поделочного камня — порфир, малахит, ляпис-лазурит, различные сорта мрамора, что дает право считать собор музеем цветного камня.

В оформлении храма принимали участие выдающиеся живописцы и скульпторы Карл Брюллов, Федор Бруни, Петр Басин, Василий Шебуев, Иван Витали, Николай Пименов, Петр Клодт. Общая площадь мозаичного убранства около 600 кв. м.

Развернутая в соборе музейная экспозиция посвящена строительству и реставрации этого выдающегося памятника архитектуры, инженерной мысли, воплотившейся в нем, а также особенностям монументального и декоративного убранства. С верхней колоннады собора, с высоты в 43 м, посетители могут любоваться прекрасной панорамой центра Петербурга.


Контакты