Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Фото
Достопримечательности Санкт-Петербурга
Рубрика: Санкт-Петербург
Размещающийся на одноименной Исаакиевской площади Санкт-Петербурга Исаакиевский собор, официально именуемый Собором св. прп. Исаакия Далматского, а в обиходной речи петербуржцев – просто Исаакием, является самым крупным из православных храмов города на Неве. Освящение храма в честь именно этого святого объясняется тем, что император Петр I (Великий) был рожден в день его памяти, 30 мая (согласно Юлианскому летоисчислению). Высота сооружения превышает 100 м, а общая площадь внутренних помещений – 4000 кв.м.
Страницы истории
Свой нынешний вид собор обрел не сразу. Поначалу, в день тридцативосьмилетия императора 30 мая 1710 г., была освящена и вступила в действие воздвигнутая по личному распоряжению Петра деревянная Исаакиевская церковь, в которой в 1709 г. состоялось его венчание с Екатериной I. Тогда же был принят монарший указ, согласно которому все российские моряки Балтики присягали на верность Царю и Отечеству только в этом храме. Лишь спустя еще пять лет на этом же месте зодчие приступили к возведению церкви из камня. Строительство растянулось на три десятилетия, но так и не было завершено: заболоченная почва упрямо сводила на «нет» усилия строителей, поглощая плоды их труда. Работы пришлось прекратить, а не увязшие в трясине элементы конструкции – демонтировать.
Лишь спустя еще два десятка лет, в 1768 г., после восшествия на российский трон императрицы Екатерины II, задуманный Петром каменный храм по ее личному указанию решено было все же воздвигнуть, хотя и перенеся место размещения строительной площадки на более плотный грунт, ближе к удаленной от болотистого берега Сенатской площади. Здание, воздвигнутое по проекту итальянского архитектора А. Ринальди, получилось воистину величественным: достаточно отметить, что для его строительства планировалось использовать ценнейший олонецкий мрамор, который с огромными трудностями был издалека доставлен в Петербург. Однако Павел I, принявший монарший жезл после кончины ненавидимой им матери, приказал использовать заготовленный мрамор с иной целью и отделать им Михайловский замок, который новый царь считал своим детищем. Исаакиевский же собор достраивали с применением кирпичной кладки.
Воздвигнутое наспех здание не отличалось монументальной крепостью, постоянно давая трещины и нуждаясь в ремонте. Поэтому уже в 1809 г. очередной российский монарх Александр I принимает высочайшее решение о возведении нового здания Исаакиевского собора, объявив конкурс на создание лучшего архитектурного проекта. Однако исполнение данного замысла пришлось отсрочить более чем на семь лет в связи с начавшейся войной. Лишь в 1816 г. был объявлен новый конкурс, в котором приняла участие целая плеяда самых именитых европейских зодчих. Неожиданно для всех, императору более прочих пришлось по вкусу решение, предложенное никому в то время не известным парижанином Огюстом Монферраном – единственное, которым не было предусмотрено обязательное разрушение уже существующего здания с последующим строительством с «нулевого» цикла.
По богатству отделки нововозведенный Исакиесвкий собор не знал себе равных среди российских православных храмов. Более того, этот уникальный образец русского религиозного зодчества был признан красивейшим из всех кафедральных соборов Европы. Стены и плафоны храма украсили 150 фресок таких великих мастеров живописи, как К. Брюллов, Ф. Бруни, В. Шебуев, а также более 300 барельефов и монументов в исполнении И. Витали. На наружную же отделку купола собора ушло, ни много, ни мало, более 100 кг. чистого золота. Трагической страницей в истории золочения, предпринятого по старинной методике с применением ртути, стала преждевременная кончина всех мастеров, принявших участие в этом процессе.
Домыслы и факты
Истории возведения Собора сопутствуют удивительные факты, объяснить которые возможно разве что с конспирологической точки зрения. Прежде всего, обращает на себя внимание рекордно долгий срок строительства, продолжавшегося более полувека. В городе упорно муссировались домыслы о том, что, якобы, Монферран намеренно затягивает строительство в связи с тем, что некая прорицательница предсказала его кончину сразу же после завершения работ. Существовало ли такое пророчество на самом деле – загадка, однако достоверно известно, что смерть Монферрана действительно совпала по времени не только с годом окончания строительства, но даже с датой торжественного освящения готового объекта. Дело в том, что честолюбивый зодчий впал в царскую опалу по той причине, что распорядился без чьего-либо ведома разместить среди святых фреску со своим изображением. При этом на фреске Монферран не склоняется, на манер других задействованных в сюжете персонажей, в почтительном поклоне перед св. Исаакием, а стоит в независимой позе, гордо подняв голову и держа в руках макет собора. Это обстоятельство вызвало столь бурный гнев Александра Второго, что во время состоявшегося в его присутствии и в присутствии членов царской семьи церемонии освящения 30 мая 1858 г. он даже не подал руки зодчему, а прошел мимо него, словно не замечая. Убитому горем Монферрану стало плохо с сердцем: он вынужден был покинуть церемонию до ее завершения и, спустя месяц, так и не оправившись от потрясения, скоропостижно скончался. Однако гнев императора преследовал Монферрана даже после смерти: вопреки последней воле зодчего, пожелавшего, чтобы его погребли непременно в соборе, помещенное в гроб тело было лишь обнесено вокруг храма, после чего сразу же отправлено в Париж, где и нашло последнее прибежище.
Еще одна загадочная история связана с якобы существующим пророчеством о падении династии Романовых в год окончательного завершения строительства и удаления лесов со стен собора, который постоянно достраивался даже после освящения. Странно, но и в самом деле, отречение от престола последнего из самодержцев Российской империи Николая Второго состоялось спустя лишь полгода после снятия лесов в 1916 г.
Собор становится музеем
В годы революционных событий и последующие десятилетия советского периода Исаакиевский собор, в отличие от Храма Христа Спасителя и множества других, не был разрушен, хотя во время Великой Отечественной войны зданию был нанесен значительный ущерб вражеской авиацией и артиллерией.
После войны, в 1948 г., собор официально обрел статус музейного комплекса и стал именоваться Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор», а в 1950—1960-е г.г здание подверглось капитальной реставрации, в ходе которой на вершине купола была обустроена смотровая площадка с величественным видом на панораму центральной части города. В послевоенные годы богослужения здесь не проводились и были возобновлены лишь в 1991 г.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4.
Официальный сайт: cathedral.ru
Карта расположения:
JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
← Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) | Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской → |
---|
Похожие публикации:
Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта.
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…
Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Поделиться ссылкой:
Исаакиевский собор — Петро Палас Отель
Исаакиевский собор — Петро Палас ОтельИсаакиевский собор
Исаакиевский собор — выдающийся памятник архитектуры позднего классицизма, до Октябрьской революции — главный кафедральный собор Санкт-Петербурга.
С 1937 -историко-художественный музей.История собора восходит к 1710, когда возле Адмиралтейства была возведена небольшая церковь в честь святого Исаакия Далматского, т.к. день его поминовения совпадал с днем рождения Петра I (30 мая по старому стилю). Позже Исаакиевскую церковь возвели в камне на другом месте, а в 1768-1802 шло строительство третьего Исаакиевского собора (арх. Антонио Ринальди, Винченцо Бренна), которое так и не было закончено. В 1818-1858 по проекту Огюста Рикара де Монферрана был возведен существующий ныне Исаакиевский собор. Он является одним из крупнейших в мире купольных зданий (диаметр купола составляет 21,8 м).
Кроме впечатляющих архитектурных и инженерных решений, связанных с куполом и установкой монументальных колонн весом около 100 т каждая, собор интересен своим художественным убранством, широко представляющим русское изобразительное искусство того времени. Он украшен декоративной скульптурой, выполненной в технике гальванопластики, открытой в 1838. Для его отделки использовано около 20 видов декоративного и поделочного камня — порфир, малахит, ляпис-лазурит, различные сорта мрамора, что дает право считать собор музеем цветного камня.
В оформлении храма принимали участие выдающиеся живописцы и скульпторы Карл Брюллов, Федор Бруни, Петр Басин, Василий Шебуев, Иван Витали, Николай Пименов, Петр Клодт. Общая площадь мозаичного убранства около 600 кв. м.
Развернутая в соборе музейная экспозиция посвящена строительству и реставрации этого выдающегося памятника архитектуры, инженерной мысли, воплотившейся в нем, а также особенностям монументального и декоративного убранства. С верхней колоннады собора, с высоты в 43 м, посетители могут любоваться прекрасной панорамой центра Петербурга.
Контакты
Петро Палас Отель, Санкт-Петербург
Адрес: Малая Морская ул. 14, Санкт-Петербург, 190000, Россия
Станция метро «Адмиралтейская» — 300 м. от отеля.
Отдел бронирования: +7 812 571 3006
Служба консьерж: +7 812 313 72 31
Портье: +7 812 571 28 80 / 7 812 313 69 00
Мы взимаем плату 180,00руб с иностранного гражданина за услугу постановки на миграционный учёт.
О гостинице Петро Палас
Санкт-Петербург – это один из самых уникальных и красивых городов мира и
Петро Палас Отель находится в самом его сердце.
Расположенный в нескольких шагах от Эрмитажа и Исаакиевского собора в окружении самых известных театров
и магазинов, самых популярных ресторанов, баров, кафе и ночных клубов, Петро Палас Отель предлагает Вам все преимущества своего месторасположения
и комфортабельные условия для проживания и отдыха.
Исаакиевская площадь (Исаакиевская площадь) в Санкт-Петербурге, Россия
Исаакиевская площадь давно стала одним из главных общественных пространств Санкт-Петербурга.
Здесь расположены одни из величайших произведений русской архитектуры 19 и 20 веков, в том числе Исаакиевский собор, Мариинский дворец, гостиницы «Астория» и «Англетер». Кроме того, из-за расположения Законодательного собрания города в Мариинском дворце он имеет неофициальный статус главного административного района Санкт-Петербурга.История этой площади началась в 1730-40-х годах. Район изначально предназначался для торговли: на Мойке планировалась пристань, вдоль Большой Гостиной — склады, а на Вознесенском проспекте — лавки по продаже соли. Однако в 1760-х годах в этом районе стали появляться более грандиозные сооружения. С южной стороны площади за рекой Мойкой был построен Дворец фельдмаршала Ивана Чернышева. С северной стороны Исаакиевский собор был реконструирован по проекту Антонио Ринальди — это был третий собор в этом районе, первый из которых был переделан из одного из первоначальных складов. На самом деле «вечное строительство» Исаакиевской площади длилось около ста лет подряд.
В 1796 году, после смерти Екатерины II, император Павел приказал передать весь мрамор из проекта на строительство Михайловского замка. В результате Исаакиевский собор был отделан глиняным кирпичом, а невзрачное сооружение было получено некачественно. В 1816 году Александр I поручил Огюсту де Монферрану возвести новый храм. Сорок лет спустя храм был завершен. Городская легенда гласит, что Монферран предсказал свою смерть вскоре после завершения строительства храма и намеренно затянул строительство. Это, в конце концов, именно то, что произошло. Однако время и усилия дают о себе знать, и Исаакиевский собор является четвертым по высоте собором в мире после базилики Святого Петра в Риме, собора Святого Павла в Лондоне и собора Святой Марии во Флоренции.
В 1839-1844 годах русский придворный архитектор Андрей Штакеншнейдер получил от Николая I заказ на строительство великолепного Мариинского дворца для его дочери Марии. В то же время Голубой мост через Мойку был расширен до 99 метров, что сделало его самым широким мостом в Санкт-Петербурге. Большая часть моста входит в состав Исаакиевской площади и может остаться незамеченной. В 1856-1859 годах в центре площади был установлен конный памятник Николаю I. Конструкция статуи уникальна тем, что ноги вздыбленной лошади являются единственными двумя точками опоры всей скульптуры.
В начале ХХ века разнообразный архитектурный ансамбль Исаакиевской площади стал наполняться новыми стилями. В юго-восточной части площади по проекту архитектора Федора Лидваля была построена гостиница «Астория», прекрасный образец петербургского модерна. Примерно в то же время на противоположной стороне площади выдающимся немецким архитектором и промышленным дизайнером Петером Беренсом было построено новое посольство Германии. Мускулистый неоклассицизм этого здания в то время подвергался широкой критике, но оказался прототипом того, что стало официальным архитектурным стилем Советского Союза при Иосифе Сталине (зданием также якобы восхищался Адольф Гитлер).
В 1923 году площадь была переименована в честь одного из первых советских дипломатов Вацлава Воровского, убитого в том же году белоэмигрантским террористом на конференции в Лозанне, но в 1944 году ей было возвращено ее историческое название. Во время блокады Ленинграда в центре площади был разбит огород, где выращивали овощи, чтобы накормить жителей раздираемого войной города.
Важно отметить, что Исаакиевская площадь за время своего существования неоднократно становилась жертвой паводков в Санкт-Петербурге, так как находится вблизи самого узкого участка Невы. В такие времена Исаакиевский собор часто становился островом в море воды. Следовательно, в 1971, на набережной реки Мойки рядом с Голубым мостом установлена «шкала Нептуна» — обелиск, фиксирующий уровни крупных городских паводков.
Сегодня с колоннады Исаакиевского собора открывается великолепный панорамный вид на площадь и весь центр Санкт-Петербурга.
Станции метро: | Адмиралтейская |
---|---|
Проезд: | На выходе из метро повернуть налево, а затем снова налево в конце улицы на Малую Морскую улицу. Пройдите по улице около 300 м, чтобы выйти на площадь. |
Что здесь? | Исаакиевский собор, Мариинский дворец, Гостиница Астория, Памятник Николаю I, Конногвардейская школа верховой езды, Особняк Миллера, Зубов особняк, Дом Мятлева, Здание посольства Германии, Синий мост |
Что поблизости? | Река Мойка, Большая Морская улица, Вознесенский проспект, Александровский сад, Малая Морская улица |
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Опубликовано Визит Плюс в Пт, 25/02/2011 — 17:05Исаакиевский собор – одна из самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Силуэт собора хорошо узнаваем и может считаться одним из символов города. Его большой позолоченный купол виден из многих мест Петербурга. Посещение собора входит в программы практически всех туристических групп.
Собор расположен на Исаакиевской площади, недалеко от Дворцовой площади и берега Невы. Смотровая площадка для туристов находится рядом с куполом собора. В настоящее время в Исаакиевском соборе находится музей. Богослужения в соборе проходят ежедневно.
Исаакиевский собор — выдающийся образец архитектуры позднего классицизма. Это уникальное здание и памятник архитектуры, который непременно нужно увидеть всем приезжающим в Петербург туристам. Здание украшают 112 прочных гранитных колонн разных размеров. Стены собора снаружи отделаны мрамором. Для отделки стен внутри здания использовались более разнообразные материалы.
Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Официальное название — «Собор Святого Исаака Далматского». Строительство современного здания собора началось в 1818 году по проекту архитектора Монферрана. Торжественное освящение собора состоялось 30 мая 1858 года. Строительными работами руководил лично император Николай I.
Высота собора 101,5 метра, длина 111,3 метра, ширина 97,6 метра. Внутренняя площадь составляет более 4000 м². Внешний диаметр купола составляет 25,8 метра.
Исаакиевский собор — четвертое по высоте здание в мире с куполом (101,5 метра) после собора Святого Петра в Риме, собора Святого Павла в Лондоне и собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
Строительство этого грандиозного сооружения было сложной задачей. Трудно было создать фундамент, который мог бы нести такое тяжелое здание. Огромные гранитные монолитные блоки для столпов собора вырублены в карьере в Финляндии (Питерлахти, между городами Хамина и Выборг, близ села Виролахти). Они были доставлены морем в Санкт-Петербург. Вес гранитных блоков превышает 100 тонн. Большая часть работ выполнялась вручную или с использованием лошадей. В музее есть выставка об истории строительства собора и об используемых технологиях.