Великая доминанта. Интересные факты об Исаакиевском соборе | События | КУЛЬТУРА
Исаакиевский собор, одно из самых впечатляющих строений Петербурга, был освящен 11 июня 1858 года. Его история, которая ведет свое начало практически со дня основания Северной столицы, полна неожиданных поворотов и удивительных фактов. Некоторые из них вспомнил к годовщине освящения храма SPB.AIF.RU.
Два предшественника
Еще в 1707 году в строящемся городе по велению Петра I была поставлена церковь Исаакия Далматского. Император недаром решил почтить именно его – он родился в день святой памяти преподобного, 30 мая по юлианскому календарю. Здесь, в наспех построенной сырой и пропитанной корабельной смолой церкви, венчались в 1712 году Петр I и Марта Скавронская (Екатерина I).
Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год. Фото: Public DomainВторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 году – первая к тому времени уже обветшала. Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник. Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем. Однако береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году он был сильно поврежден ударом молнии. Тогда пригласили архитектора Савву Чевакинского, чтобы он оценил состояние собора. Он не стал лукавить и заявил, что постройка долго не продержится. Нужно было менять место расположения собора и строить его заново. С этого момента и началась история того Исаакиевского собора, который мы знаем.
Сбывшееся предсказание
Чевакинского и назначили в 1761 году руководителем строительства нового Исаакиевского собора, но подготовка затянулась, и вскоре архитектор подал в отставку. Его место занял Антонио Ринальди, а торжественная закладка собора состоялась только в 1768 году. Ринальди руководил строительством вплоть до смерти Екатерины II, а после этого уехал за границу. Здание было возведено только до карниза. По указанию Павла I за собор взялся Винченцо Бренна, который изменил проект.
Собор несколько раз менял и архитекторов, и внешний вид. Фото: АиФ / Ксения МатвееваМрамор для облицовки перенаправили в Михайловский замок, поэтому собор выглядел странно – кирпичные стены высились на мраморном основании. Этот «памятник двух царствований» освятили в 1802 году, но вскоре стало ясно, что он портит облик «парадного Петербурга».
При Александре I дважды проходил конкурс на его облагораживание: в 1809 и 1813 годах. Все архитекторы предлагали просто снести его и построить новый, поэтому император поручил инженеру Августину Бетанкуру заняться проектом реконструкции собора лично. Он перепоручил это дело молодому архитектору Огюсту Монферрану.
Новый собор заложили в 1819 году, но проект Монферрану пришлось дорабатывать еще шесть лет. Строительство же затянулось почти на сорок лет, что породило слухи о неком предсказании, которое архитектор получил от ясновидца. Якобы колдун напророчил ему, что он умрет, как только достроит собор. И действительно, спустя месяц после церемонии освящения собора архитектор умер.
Еще одна легенда гласит, что Александр II заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Долматского, самого Монферрана держащим голову прямо. Отметив про себя гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего тот расстроился, слег и умер. На самом же деле Монферран умер от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесенного воспаления лёгких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император Александр II не дал на это согласия. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж, где он и был похоронен на Монмартрском кладбище.
Инженерное чудо
В процессе строительства собора было использовано много технологий, оригинальных и дерзких для своего времени. Здание было необычайно тяжелым для болотистого грунта, и для его строительства потребовалось вбить в основание фундамента 10 762 сваи. Это заняло пять лет, и под конец горожане стали шутить на этот счет – мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю.
Забили вторую – и от нее ни следа. Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!» При установке гранитных колонн использовались новаторские для того времени технологии. Фото: АиФ / Ксения МатвееваОтдельного внимания стоят гранитные колонны собора. Гранит для них добывали на берегу Финского залива, у Выборга. Каменотесы изобрели специальный способ извлечения монолитных глыб: просверливали в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина. В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. 40 человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.
Доставляли камни в город по рельсам, хотя железной дороги в России тогда еще не было. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году, а в 1841 впервые в истории 24 колонны весом по 64 тонны каждая подняли на высоту более 40 метров, чтобы установить вокруг купола.
Исаакиевский собор – четвертый в мире по величине, его вес составляет 300 тысяч тонн, а высота – 101,5 метр. Колоннада Исаакия остается самой высокой обзорной площадкой в центре города.
Музей атеизма
Как и все религиозные постройки, после Октябрьской революции храм был разорен. В мае 1922 года на нужды голодающих Поволжья из Исаакия вывезли 48 килограммов золотых предметов и две тонны серебра. В 1928 году президиум ВЦИК постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника». 12 апреля 1931 года в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев.
Это и спасло храм от разрушения – сюда стали водить экскурсии, на которых посетителям рассказывали о страданиях крепостных строителей здания и о вреде религии. Еще одна часть экскурсии носила научно-просветительский характер – под куполом висел маятник Фуко, длина которого составляла 91 метр. Маятник и сейчас хранится в запасниках храма, получившего статус государственного музея-памятника.
Война
Суровые годы войны тоже оставили храм невредимым. Купол закрыли камуфляжем военные альпинисты (один из них – Михаил Бобров – живет в Петербурге по сей день и носит звание почетного гражданина города). Согласно легенде, при угрозе оккупации города нужно было найти хранилище для тех ценностей, которые не успели вывезти. Тогда один пожилой офицер предложил собрать все в подвалах Исаакия, объясняя это тем, что фашисты используют его купол как ориентир и не станут по нему стрелять.
Все 900 дней блокады музейные ценности из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I пролежали в полной безопасности, а на площади перед собором блокадники разбили огород, где ухитрялись выращивать капусту – об этом свидетельствуют архивные кадры 1942 года.
Но полностью избежать повреждений собору не удалось – о разрывах снарядов до сих пор напоминают следы от осколков на колоннах западного портика. Из-за отсутствия отопления пострадали настенные росписи, а живописная работа Бруни «Адам и Ева в раю» была смыта полностью.
Музейное настоящее
В 1963 году завершилась послевоенная реставрация собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а маятник Фуко сняли, так что с тех пор Исаакий работает исключительно как музей. Здесь и сегодня можно увидеть бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней — всех, что использовали при строительстве храма.В 1990 год впервые с 1922 года в храме совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.
300 тысяч тонн сокровищ, или Самый-самый Исаакий
Его построили в честь императора Петра I. Прообразом послужил храм святого Петра в Риме. Исаакиевский собор – памятник архитектуры XIX века и кладовая предметов искусства и уникальных инженерных решений.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
40 лет – столько строили собор: с 1818 по 1858 годы. И это только здание – ещё более полувека ушло на то, чтобы оформить интерьеры церкви. Так последние мозаики в храме монтировали накануне Октябрьской революции в 1917 году.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
24 рисунка – столько эскизов будущего Исаакия предложил архитектор Огюст Монферран императору Александру I. Проект малоизвестного мастера обошёл работы таких корифеев зодчего дела как Стасов, Воронихин, Камерон.
24 тысячи свай забито в фундамент храма. Нынешний Исаакиевский собор – четвёртый по счёту на участке земли рядом с Медным всадником. В его основании половина свай от предыдущей церкви. Дело в том, что одним из условий строительства нового храма было сохранение восточной части старого здания – так пожелал государь. Монферран добавил ещё 12 тысяч новых сосновых свай. Промежутки между ними заполнили древесным углём, а сверху в два ряда уложили гранитные плиты. В общей сложности сооружение фундамента заняло около 5 лет.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
112 гранитных колонн украшают фасад собора. Самые массивные – их здесь 48, весят по 114 тонн каждая, длина 17 метров. На установку одной такой колонны уходило 45 минут, поднимали конструкцию одновременно 128 рабочих. Первую установили 20 марта 1828 года – посмотреть на этот процесс собралась императорская семья, горожане, даже иностранцы специально приехали. Гранит, кстати, использовали «местный». На территории нынешней Ленинградской области в XVII-XIX веках работала каменоломня «Питерлакс». Оттуда по воде в Петербург доставлялись заготовки для будущих колонн.
101,5 метр – на столько возвышается Исаакиевский собор над землёй. Это второе по высоте историческое здание в Петербурге, первое место занимает Петропавловский собор – 122,5 метра. На крыше церкви, на высоте 43 метра, расположена смотровая площадка. Подъем на неё по винтовой лестнице занимает всего три минуты. Город отсюда можно увидеть как на ладони.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
4 000 квадратных метра – площадь храма. Внутри одновременно может находиться 12 тысяч человек. К сожалению, француз Монферран при проектировании собора не учёл суровый северный климат. Зимой внутри огромного здания температура едва поднималась выше +8 градусов, а под куполом часто появлялись сосульки. Печи и воздуховоды не справлялись с задачей. Только в середине ХХ века инженерам удалось решить проблему – внутри церкви стало тепло.
22 градуса – такую температуру круглосуточно в течение всего года поддерживают в храме с помощью современных систем отопления и кондиционирования воздуха. Это необходимо для сохранения фресок, мозаик и лепнины.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
10000 керамических горшков находятся внутри купола собора. Они здесь для улучшения акустики. Сам купол диаметром 25,8 метра – самый большой позолоченный купол в мире. Чтобы такая огромная конструкция не раздавила здание, его построили не из тяжёлого кирпича, а собрали из более лёгких металлических элементов. А сверху обшили листами позолоченной меди.
400 килограммов золота ушло на позолоту Исаакия. Из них только 100 – на купола. К слову – на золочение Петропавловского собора ушло всего 8 килограммов драгоценного металла. Обработка выполнялась огневым методом: на медные листы наносили сплав золота с ртутью, затем поверхность нагревалась, ртуть выпаривалась, а атомы золота надежно закреплялись. Именно поэтому купол продержался без реставрации более века.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
28,5 квадратных метров – площадь самой большой стеклянной иконы в России – это витраж с ликом Христа в Исаакиевском соборе. Иисус здесь одет не в лазурную одежду, а в пурпурную, на католический лад. За это спасибо немецким мастерам, которые делали витраж. На его изготовление, к слову, ушло несколько месяцев, затем в коробках в разобранном виде морским путем картина прибыла из Мюнхена в Петербург. Этот витраж стал новшеством для церквей той эпохи. И все благодаря Монферрану, который сумел убедить императора в том, что картина из стекла будет уместна в соборе. Кстати, позже он же настоял на том, чтобы заменить часть традиционных икон и фресок на мозаику. В Исаакие было очень сыро, краска и штукатурка быстро приходили в негодность. А мозаичные панно оказались не такими капризными.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
12 000 цветов и оттенков смальты использовалось при изготовлении мозаик храма. Его убранство украшают 62 панно общей площадью более 600 квадратных метров. Самое большое – «Тайная вечеря». Специально для нужд Исаакия в Академии художеств были созданы мастерские и приглашены специалисты из Италии. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне эти мозаики получили самую высокую оценку.
Фото предоставлено пресс-службой СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
Более 350 скульптур украшают храм внутри и снаружи. 24 из них на балюстраде главного купола. Это «хоровод ангелов», говорят у каждого своё лицо, и только два похожи друг на друга, как братья близнецы. Они стоят с севера и с юга. Один записывает души, которые попадут в рай, другой вычеркивает их. Существует легенда, что во время монтажа два ангела упали с балюстрады вниз и разбились вдребезги. Понадобилось больше года, чтобы изготовить новых.
300 000 тонн – это общий вес собора. Он считается самым тяжёлым историческим зданием в Петербурге. За полтора века храм почти не пострадал: он пережил три революции, Великую Отечественную войну, строительство метро, из-за которого мог уйти под землю. Эксперты говорят – здание надежное и простоит как минимум ещё полтора века. Спасибо Монферрану.
В Исаакиевском соборе Северной столицы возобновлены богослужения после ослабления карантинных мер / Новости / Патриархия.ru
Главная / Епархии и Экзархаты
Версия для печати
19 июля 2020 г. 18:54
19 июля 2020 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга состоялось богослужение — первое после ослабленния карантинных мер, введенных из-за пандемии коронавируса.
Божественную литургию совершил ключарь собора протоиерей Алексий Исаев в сослужении секретаря управления Санкт-Петербургской епархии протоиерея Сергия Куксевича и клириков собора.
С 19 июля в соборе возобновляются ежедневные богослужения с соблюдением необходимых санитарно-эпидемиологических предписаний, установленных Роспотребнадзором в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. В храме смогут присутствовать прихожане в масках, соблюдающие социальную дистанцию. На этот раз прихожане также были в масках, действовало ограничение по численности — не более 30 человек.
«Сегодня у нас долгожданный день — 111 дней не было богослужений и, по милости Божией, мы дожили до первого богослужения после карантина, — сказал в беседе с журналистами протоиерей Алексий Исаев. — В соборе проведены все противоэпидемические мероприятия, прихожанам розданы маски и перчатки, измеряется температура на входе. Храм живет богослужением, и мы счастливы, что теперь появилась возможность его совершать. Богослужения будут совершаться ежедневно, утром и вечером, будут проходить экскурсии для туристов, но при этом принимаются противоэпидемические меры… По милости Божией, мы надеемся, Господь устроит, что в полной мере возобновится и богослужебная, и экскурсионная, музейная деятельность».
***
Император Петр I особо чтил преподобного Исаакия Далматского — день рождения императора приходился на день памяти святого. Петр I задумал построить в новой столице, Санкт-Петербурге, храм преподобного Исаакия Далматского. Нынешний Исаакиевский собор — четвертый по счету. Строился по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, строительство длилось почти 40 лет и пришлось на царствование трех российских императоров: Александра I, Николая I и Александра II. Освящение собора состоялось в 1858 году при стечении множества народа в присутствии императорской семьи. C этого момента вплоть до революции Исаакиевский собор был главным храмом Российской империи и кафедральным собором Петербурга. В 1928 году храм был закрыт, через три года в нем устроили антирелигиозный музей. В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника. Первое после долгого перерыва богослужение в Исаакиевском соборе было совершено в 1990 году. С осени 2015 года в соборе ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения.
Санкт-Петербургская митрополия/Патриархия.ru
Материалы по теме
Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной почетного настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве г.
Москвы протоиерея Владимира Еремина [Патриарх : Послания]Митрополит Волоколамский Антоний возглавил престольный праздник храма Воскресения Словущего в Даниловской Слободе г. Москвы
В благочинии Какамега (Кения) образован новый приход Патриаршего экзархата Африки
Ковчег с мощами преподобного Сергия Радонежского будет принесен во все викариатства г. Москвы
Запланированные на ближайшие дни встречи и поездки Святейшего Патриарха Кирилла отменены в связи с заболеванием ковидом
Председатель Отдела внешних церковных связей принял участие в открытии VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий
Выступление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Антония на открытии VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий [Статья]
Глава Курской митрополии освятил отделение рентгенохирургических методов диагностики Курской больницы скорой медицинской помощи
Другие новости
Митрополит Будапештский Иларион принял участие в торжественной канонизации святителя Бачского Иринея и мучеников Бачских
Заместитель председателя Издательского Совета принял участие в мероприятиях ярмарки-фестиваля «Волжская волна» в Саратове
В лике святых прославлен преподобноисповедник Антоний Балтский
В Московском Кремле открылась выставка, посвященная преподобному Сергию Радонежскому
В Брянске учреждено отделение Всемирного русского народного собора
Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил Андреевский храм в скиту Александро-Невской лавры
Синодальный отдел по делам молодежи и Издательский Совет провели брейн-ринг на тему «Церковь и русская литература в XX веке»
В Астрахани проходит выставка-форум «Радость Слова»
Образовательный интенсив Синодального отдела по делам молодежи завершился в Одинцовской епархии
В Черкесске при поддержке Пятигорской епархии прошла международная научная конференция, посвященная столетию конфискации церковных ценностей
Какие тайны хранит Исаакиевский собор
Фольклор северной столицы богат, если не сказать — неисчерпаем. Иной раз трудно понять, где — правда, а где — выдумка: так тесно сплетены исторические факты и фантазии горожан. Исаакиевский собор является средоточием в большей степени мрачных легенд. Может быть, потому, что современникам сооружение не нравилось своей излишней помпезностью и доминированием над прочими архитектурными формами. Не все и сегодня считают храм достойным символом Петербурга.
О том, какие тайны хранит легендарное сооружение, рассказывает «РГ».
Как разозлили языческое божество
Искусствоведы называют колонны главного алтаря Исаакиевского собора апогеем малахитовой эпохи. Они поражают величием и красотой: их высота — 9,5 метра, диаметр — метр, 14632 килограмма первоклассного малахита пошло на их изготовление.
Монферран освоил этот камень в 1830-е годы, когда создавал малахитовый зал в особняке Демидовых на Большой Морской. В 1843 году он заказал Нижнетагильскому демидовскому заводу 1500 пудов малахита наивысшего качества.
На тщательный отбор материала ушло несколько лет. Мастера изготовили 178 бронзовых досок, оклеенных малахитом, из которых потом должны были монтироваться колонны. Малахит распиливали на плитки толщиной всего 2,54 миллиметра. Затем их подбирали по жилам и оттенкам.
Считается, что на колонны Исаакиевского собора Демидов истратил все свои запасы малахита и этим обвалил рынок, упала стоимость камня и его престиж. Добыча малахита стала экономически невыгодной и почти прекратилась.
Уральская легенда объясняет случившееся несколько иначе: хозяйка Медной горы — языческое божество — была оскорблена тем, что ее камень пошел на строительство православного собора, и сокрыла все запасы малахита в недосягаемые недра.
Отчего умер архитектор
Храм строился невероятно долго, как ни один другой собор Санкт-Петербурга. Даже несмотря на объективные причины, такие как масштабы работ и тот факт, что в это время в Петербурге строили также железную дорогу до Москвы и мост через Неву, 40 лет — это очень долго. Современники шутили, что увидеть построенный Исаакиевский не удастся даже их внукам.
Существует любопытное объяснение такому долгострою. Собиратели городского фольклора рассказывают, что в то время ходили слухи о существовании какого-то провидца, который якобы предсказал Монферрану, что тот умрет сразу после того, как достроит Исаакиевский собор.
Насколько предсказание было точным, судить сложно, но архитектор действительно скончался почти сразу после того, как храм был освящен. Причиной резкого ухудшения здоровья стало будто бы пренебрежительное отношение со стороны нового государя — Александра II. То ли он сделал Монферрану замечание за ношение «военных» усов. То ли самодержцу не по нраву пришелся своеобразный автограф архитектора: в оформлении собора есть группа святых, смиренным наклоном головы приветствующих Исаакия Далматского, среди них — и сам Монферран.
Ожидавший заслуженной похвалы творец, почти всю жизнь отдавший собору, впал в уныние и «пораженный неприязненным к нему отношением императора, почувствовал себя дурно» и через 27 дней умер.
Кстати, Монферран завещал похоронить его в Исаакиевском, но его желание не было исполнено: гроб с телом архитектора пронесли вокруг храма, и вдова увезла его в Париж.
Падение дома Романовых
Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году, однако монументальное сооружение даже после официального открытия постоянно нуждалось в ремонте, доделках, в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса стояли неразобранными. За пятьдесят лет петербуржцы к ним так привыкли, что родилась легенда об их связи с царской фамилией.
Считалось, что пока стоят леса — правит и династия Романовых. Легенда, надо сказать небезосновательная: постоянный ремонт требовал огромных затрат (собор был настоящим произведением искусства, и абы какие материалы для его восстановления не годились), а средства выделяла царская казна.
Фактически леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.
Кстати, есть мнение, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора — лица членов императорской семьи.
Храм на продажу
В 1930-е годы прошел слух, что американцы, восхитившись красотой Исаакиевского собора, чем-то напоминающего им Капитолий, предложили советскому правительству выкупить его. По легенде, храм должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, где собрать снова. В качестве платы за бесценный архитектурный объект американцы якобы предлагали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда, коих в то время было немало.
Судя по тому, что Исаакиевский собор и поныне стоит на своем месте сделка сорвалась. Вообще же поводы для появления этой легенды были. Как известно, в 1932-1933 годах на фоне индустриализации и коллективизации страну охватил страшный голод, унесший по разным оценкам от 2 до 8 миллионов человек. Пока крестьяне умирали от голода, экспорт хлеба увеличивался. По слухам за границу продавались и музейные ценности — картины, иконы, антиквариат. Это все плюс нелюбовь советских граждан к Западу и породили слухи о продаже собора. Мол, таким образом американцы хотят воспользоваться тяжелым положением Советского Союза.
Эхо блокады
Исаакиевский собор чудом уцелел при бомбежках Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, хотя оно и видно из любой точки города. Это позволило спасти множество произведений искусства, укрытых в подвалах собора накануне наступления фашистской армии.
Предсказал такое развитие событий якобы отставной артиллерийский офицер. Когда угроза оккупации Ленинграда стала реальной, возникла необходимость срочно эвакуировать художественные ценности из дворцов Павловска, Пушкина, Петродворца, Гатчины и Ломоносова. Да, что-то успели вывезти вглубь страны, но многое осталось, нужно было куда-то спрятать скульптуры, мебель, книги, фарфор из музейных запасников. Этот вопрос решался на экстренном совещании в исполкоме Ленгорсовета. Присутствовавший здесь пожилой военный предложил в качестве хранилища использовать Исаакиевский собор: он предположил, что немцы, начав обстрел Ленинграда, воспользуются куполом собора как ориентиром и постараются сохранить эту наиболее высокую точку города для пристрелки. С предложением бывшего артиллериста согласились, и он оказался прав.
Кстати, на ступенях и колоннах западного портика Исаакиевского собора все-таки остались следы от осколков снарядов. Несколько таких отметин, к слову, специально сохранили на зданиях и скульптурах Петербурга как дань памяти блокаде.
Хор спел в Исаакиевском соборе песню об атомной бомбардировке США
Концертный хор Санкт-Петербурга во время выступления в Исаакиевском соборе по случаю празднования Дня защитника Отечества исполнил песню об атомной бомбардировке США. Запись концерта, опубликованная в соцсетях хора, вызвала неоднозначную реакцию со стороны общественности. Представители музыкального коллектива призвали россиян не «вникать в рассуждения про путинские и антипутинские концерты». Автор композиции Андрей Козловский отметил, что сочинил песню «На подводной лодочке, или О зарплате военнослужащих» в шутку.
23 февраля Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова выступил в Исаакиевском соборе в рамках празднования Дня защитника Отечества. В числе исполненных композиций оказалась песня барда Андрея Козловского «На подводной лодочке, или О зарплате военнослужащих» — артисты спели ее в качестве второго биса после основной программы, преимущественно составленной из произведений Владимира Высоцкого, Василия Соловьева-Седого и Александры Пахмутовой. Полная запись концерта была выложена в официальной группе хора во «ВКонтакте» вскоре после его завершения.
Пользователи соцсетей и СМИ обратили внимание на ролик через несколько дней. Многие посчитали исполнение песни Козловского неуместным.
Первый куплет композиции выглядит следующим образом: «На подводной лодочке с атомным моторчиком, // Да с десятком бомбочек под сотню мегатонн, // Пересек Атлантику и зову наводчика: // «Наводи, говорю, Петров, на город Вашингтон!» Также в тексте Козловского присутствуют такие строчки: «Спят усталые игрушки, негры тихо спят, // Ты прости, Америка, хорошая Америка, // Но пять сотен лет назад тебя открыли зря».
В Исаакиевском соборе рассказали, что хор не согласовывал исполнение «На подводной лодочке, или О зарплате военнослужащих» с дирекцией музейного комплекса. Пресс-служба собора отметила, что считает песню неуместной, однако не склонна «политизировать ситуацию». «Дирекция музея ждет объяснений от руководителя хора», — заявили представители Исаакиевского «Фонтанке».
Петербург
Исаакиевский СоборНа подводной лодочке
— Шаден (@ShadenFM) 25 февраля 2019 г.
С атомным моторчиком
Да с десятком бомбочек
Под сотню мегатонн
Пересёк Атлантику
И зову наводчика:
«Наводи, говорю, Петров, на город Вашингтон!» pic.twitter.com/PCI04Iz5kh
Композиция была написана Андреем Козловским в 1980 году во время учебы в Санкт-Петербургском государственном лесотехническом университете имени С.М. Кирова (также известном как Лесотехническая академия). Как рассказал автор на своей странице во «ВКонтакте», он «исправно посещал военную кафедру, на которой половину курса учили быть штурманами военно-транспортной авиации, а другую превращали в командиров мотострелкового взвода».
«Иногда мы умудрялись в робах механиков и с нерабочими автоматами прорваться строем к ближайшему чапку (пивному ларьку). Строй был, а строевой песни не было. Вот я и придумал. Практически, перепел учебники по боевым дисциплинам, в котором в те времена был один вероятный противник. Возможно, кого-нибудь и учили в 1980-м году на военных кафедрах обниматься и целоваться, но нам, почему-то, преподавали, как можно победить без поцелуев», — написал бард.
Также он уточнил, что упоминающиеся в песне «Вовочка» и «Петров» — не выдуманные герои, а реальные люди, с которыми он дружил.
«Песня — стеб. Ее в 83-м по «Би-би-си» крутанули. Вот, собственно, и все», — заключил Козловский.
В ходе беседы с «Фонтанкой» он отметил, что Концертному хору Санкт-Петербурга «на самом деле не следовало» петь композицию в Исаакиевском соборе и «ничего хорошего из этого не выйдет».
«Я внезапно стал звездой. Обалдеть просто. Я подозреваю, что сейчас она [песня] мне икнется раз так сто, а то и двести», — признался музыкант.
Представители хора прокомментировали сложившуюся ситуацию, пояснив, что не могут «не ответить мастерам политической аналитики». «Не стоит всерьез вникать в рассуждения про путинские и антипутинские концерты. Это отвратительно само по себе», — говорится в сообщении в группе коллектива во «ВКонтакте».
По словам хористов, исполняемые ими песни являются «документами эпохи, среды, уникальными и вполне оригинальными». «Разумеется, мы не переписываем тексты ради политкорректности или какой-то еще конъюнктуры», — уточнили артисты.
Также они добавили, что выступление в храме не подразумевает включение в программу исключительно литургических произведений: «Мы поздравили наших слушателей, мы показали им, что ценим их праздник, их прошлое, их труд. Что мы вместе с ними. И они были рады это услышать и прочувствовать».
По словам представителей хора, знания этих «двух вещей» достаточно «для понимания того, что было» на их выступлении. Музыканты призвали пользователей соцсетей приходить на концерты и «не заниматься политиканством».
Худрук и главный дирижер хора Владимир Беглецов назвал раскритиковавших его концертную программу «долбо***ми» и сослался на известную фразу члена Союза писателей СССР, сказанную в отношении писателя Бориса Пастернака: «Я «Доктора Живаго» не читал, но осуждаю…»
Также артист подчеркнул, что песня носит юмористический характер.
«Песня шуточная. Исполнена на бис 23 февраля. Не ищите политики. Зал аплодировал стоя. Никаких призывов нет и не было», — заявил он в разговоре с радиостанцией «Говорит Москва».
В течение прошедшей недели предполагаемая бомбежка США Россией уже фигурировала в заголовках новостных публикаций. В выпуске своей программы «Вести недели» от 24 февраля телеведущий Дмитрий Киселев рассчитал время, за которое разрабатываемые в России гиперзвуковые ракеты «Циркон» достигнут цели в США в случае военного конфликта.
Он предположил, что оснащенные такими ракетами подлодки можно разместить в 400 м от береговой линии Америки, — именно на таком расстоянии от берега, по его данным неизвестного происхождения, располагаются американские «центры принятия решений». Проведя математические подсчеты, телеведущий констатировал, что ракеты достигнут заданных точек «менее чем за пять минут».
«Задачка для школьника третьего класса», — охарактеризовал сказанное Киселев.
Информационным поводом для слов телеведущего стало обращение Владимира Путина к Федеральному собранию 20 февраля. В рамках своего выступления президент заявил, что Россия готова на ответные меры в ответ на размещение американских ракет в Европе.
Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Главный морскойИстория Петербурга знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.
Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.
100 лет в лесахФото Alex Florstein Fedorov_Wikimedia Commons_CC-BY-SA-4.0В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.
Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.
Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.
Фото Untalented Guy/Flickr/CC BY-ND 2.0На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.
Внутреннее убранствоФото Ximeg/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.
В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.
Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.
В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квадратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.
СвятыниТихвинская икона Божией Матери. Фото www.cathedral.ruВ день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.
XX векС 1858 по 1924 год собор был главным, кафедральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.
В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.
А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.
Фото маятника: Михаил Блохин и Николай Науменков /Фотохроника ТАССВ 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.
Как проехать:Санкт-Петербург, м. Невский проспект
Подготовил Кирилл Баглай
Смотрите также:
Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?
Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах
Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского
[св. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург, Россия]
[ цифровой файл из оригинала ]Полный онлайн-доступ к этому ресурсу доступен только в Библиотеке Конгресса.
Дополнительные ресурсы
[ черно-белая копия пленки, отрицательная. ]Полный онлайн-доступ к этому ресурсу доступен только в Библиотеке Конгресса.
Об этом изделии
Заголовок
- [ул. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург, Россия]
Создано/опубликовано
- [между 1870 и 1915]
Тематические заголовки
- — Соборы—Россия (Федерация)—Санкт-Петербург—1870-1920
Заголовки
- Фотопринты — 1870-1920 гг.
Середина
- 1 фотопринт.
Номер телефона/физическое местоположение
- ЗАРУБЕЖНЫЙ ГЕОГ ФАЙЛ — Россия—Св. Петербург [P&P;]
Репозиторий
- Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса Вашингтон, округ Колумбия, 20540, США http://hdl.loc.gov/loc.pnp/pp.print
Цифровой идентификатор
- ds 04738 //hdl. loc.gov/loc.pnp/ds.04738
- cph 3c13418 //hdl.loc.gov/loc.pnp/cph.3c13418
Контрольный номер Библиотеки Конгресса
- 95505567
Репродукционный номер
- LC-DIG-ds-04738 (цифровой файл оригинального товара) LC-USZ62-113418 (черно-белая копия пленки, отрицательная)
Онлайн формат
- изображение
Постоянная ссылка LCCN
- https://lccn. loc.gov/95505567
Дополнительные форматы метаданных
- MARCXML-запись
- МОДС Запись
- Дублинская основная запись
Права и доступ
Подробнее об авторских правах и других ограничениях
Для получения рекомендаций по составлению полных ссылок обратитесь к Ссылаясь на первоисточники.
- Консультация по правам : Видеть Страница информации о правах и ограничениях
- Репродукционный номер : LC-DIG-ds-04738 (цифровой файл оригинального товара) LC-USZ62-113418 (черно-белая копия пленки, отрицательная)
- Телефонный номер :
ИНОСТРАННЫЙ ГЕОГ ФАЙЛ — Россия—Санкт-Петербург. Петербург
- [P&P]
- Информация о доступе : —
Получение копий
Если отображается изображение, вы можете загрузить его самостоятельно. (Некоторые изображения отображаются только в виде эскизов за пределами Библиотеке Конгресса из соображений прав, но у вас есть доступ к изображениям большего размера на сайт.)
Кроме того, вы можете приобрести копии различных типов через Услуги тиражирования Библиотеки Конгресса.
- Если отображается цифровое изображение: Качество цифрового изображения частично зависит от того, был ли он сделан из оригинала или промежуточного звена, такого как копия негатива или прозрачность. Если поле «Репродукционный номер» выше включает репродукционный номер, начинающийся с LC-DIG…, то есть цифровое изображение, которое было сделано непосредственно с оригинала и имеет достаточное разрешение для большинства целей публикации.
- Если есть информация, указанная в поле Номер репродукции выше: Вы можете использовать репродукционный номер для покупки копии в Duplication Services. Это будет
сделано из источника, указанного в скобках после номера.
Если в списке указаны только черно-белые («ч/б») источники и вам нужна копия, показывающая цвета или оттенка (при условии, что они есть у оригинала), обычно можно приобрести качественную копию оригинал в цвете, указав номер телефона, указанный выше, включая каталог запись («Об этом элементе») с вашим запросом.
- Если в поле Номер репродукции выше нет информации: Как правило, вы можете приобрести качественную копию через Duplication Services. Назовите номер телефона перечисленных выше, и включите запись каталога («Об этом элементе») в свой запрос.
Прайс-листы, контактная информация и формы заказа доступны на Веб-сайт службы дублирования.
Доступ к оригиналам
Выполните следующие действия, чтобы определить, нужно ли вам заполнять бланк вызова в разделе «Распечатки». и читальный зал фотографий, чтобы просмотреть исходные предметы. В некоторых случаях используется суррогатное изображение (замещающее изображение). доступны, часто в виде цифрового изображения, копии или микрофильма.
Элемент оцифрован? (Эскиз (маленькое) изображение будет видно слева.)
- Да, элемент оцифрован. Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть
просматривать в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых
случаях доступны только эскизы (маленьких) изображений, когда вы находитесь вне Библиотеки
Конгресс, потому что права на предмет ограничены или не были оценены на предмет прав
ограничения.
В качестве меры по сохранению мы обычно не обслуживаем оригинальный товар, когда цифровое изображение доступен. Если у вас есть веская причина посмотреть оригинал, проконсультируйтесь со ссылкой библиотекарь. (Иногда оригинал просто слишком хрупок, чтобы служить. Например, стекло и пленочные фотонегативы особенно подвержены повреждениям. Их также легче увидеть онлайн, где они представлены в виде положительных изображений.) - Нет, элемент не оцифрован. Перейдите к #2.
- Да, элемент оцифрован. Пожалуйста, используйте цифровое изображение вместо того, чтобы запрашивать оригинал. Все изображения могут быть
просматривать в большом размере, когда вы находитесь в любом читальном зале Библиотеки Конгресса. В некоторых
случаях доступны только эскизы (маленьких) изображений, когда вы находитесь вне Библиотеки
Конгресс, потому что права на предмет ограничены или не были оценены на предмет прав
ограничения.
Указывает ли вышеприведенные поля Access Advisory или Call Number, что существует нецифровой суррогат, например, микрофильмы или копии?
- Да, другой суррогат существует. Справочный персонал может направить вас к этому суррогат.
- Нет, другого суррогата не существует. Перейдите к #3.
- Если вы не видите уменьшенное изображение или ссылку на другой суррогат, пожалуйста, заполните бланк вызова в читальный зал эстампов и фотографий. Во многих случаях оригиналы могут быть доставлены в течение нескольких минут. Другие материалы требуют назначения на более позднее время в тот же день или в будущем. Справочный персонал может проконсультировать вас как по заполнению бланка заказа, так и по срокам подачи товара.
Чтобы связаться со справочным персоналом в читальном зале эстампов и фотографий, воспользуйтесь нашим Спросите библиотекаря или позвоните в читальный зал между 8:30 и 5:00 по номеру 202-707-6394 и нажмите 3.
Процитировать этот товар
Цитаты генерируются автоматически из библиографических данных, как для удобства и может быть неполным или точным.
Чикагский стиль цитирования:
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург, Россия . Российская Федерация Санкт-Петербург, Нет. [Между 1870 и 1915] Фотография. https://www.loc.gov/item/95505567/.
Стиль цитирования АПА:
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург, Россия . Российская Федерация Санкт-Петербург, Нет. [Между 1870 и 1915] [Фотография] Получено из Библиотеки Конгресса, https://www.loc.gov/item/95505567/.
Стиль цитирования MLA:
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург, Россия . [Между 1870 и 1915] Фотография. Получено из Библиотеки Конгресса,
Путеводитель по Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге
21.08.2019
|
Новости искусства
Все, что вы должны знать об Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге
Кэндис Осмонд 2710 0 0 0 Доля
Исаакиевский собор, также известный как Исаакиевский собор, расположен в самом сердце Санкт-Петербурга, Россия. Он был завершен в 1858 году как почетное посвящение святому покровителю Петра Великого, родившемуся в день памяти этого святого. Он был превращен в музей в 1931 году советским правительством и остается музеем по сей день.
Чем собор наиболее известен, так это впечатляющими мозаичными изображениями внутри и снаружи здания. Люди путешествуют со всего мира, чтобы увидеть эти впечатляющие исторические виды. Все мозаичные произведения, вдохновленные возрождением, занимают в общей сложности около 500 квадратных метров, что делает собор домом для некоторых из самых вдохновляющих и плодотворных мозаичных произведений 19-го века.й век.
История
Изображение из Википедии
Первоначально произведениями искусства внутри Исаакиевского собора были картины. Со временем и из-за холода и сырости внутри собора картины начали портиться. Карл Брюллов, один из величайших художников России того времени, отвечал за роспись этих шедевров внутри собора вместе с другими великими художниками того времени. Архитектор Огюст де Монферран, человек, ответственный за большую часть дизайна и структуры самого собора, хотел воссоздать все произведения искусства, используя интерпретацию мозаики. Кропотливая процедура воспроизведения этих картин как мозаики древней мифологии была введена Михаилом Ломоносовым, но из-за огромного объема художественных работ не все картины могли быть воссозданы как желанные мозаики.
Мозаики Исаакиевского собора известны во всем мире благодаря своей реалистичности. Сами материалы были подобраны так, чтобы передать сходство с различными священными картинами через теплоту и ощущение. Например, тона плитки для рук были тщательно подобраны, чтобы передать тепло человеческой плоти. Драгоценности сияют на одеждах святых, как будто они сделаны из драгоценных камней, и даже текстильные элементы произведений искусства были выбраны так, чтобы представлять настоящую ткань. Именно такие мелкие детали делали религиозные мозаичные произведения искусства еще более интригующими для зрителя. В то время как сам собор подвергался сотням различных реконструкций, произведения искусства из мозаики остаются в своем первоначальном состоянии, тщательно сохраняясь и охраняемые персоналом собора и садовниками.
Произведения искусства
Изображение из Википедии
В то время как мозаичные настенные рисунки оригинальны по своей конструкции, настоящие картины были воспроизведением предыдущих священных эскизов и произведений искусства, найденных в Священных Писаниях. Работа по воспроизведению фрагментов с помощью мозаики была изнурительной и чрезвычайно сложной. Учитывая период времени, было не так много машин, которые могли бы имитировать мелкие детали, которые изображают мозаики сегодня. Учитывая этот факт, задача вырезания мозаики часто выполнялась вручную. Каждая часть должна была быть тонко вырезана, чтобы вписаться в более грандиозное изображение. Каждая крошечная часть мозаики также должна была пройти через несколько слоев тонирования, поскольку ни одна часть не могла быть намного светлее или темнее, чем предыдущая. Предполагается, что произведения мозаичного искусства в общей сложности содержат более 12 000 различных оттенков и тонов цвета. В конце концов, что делает мозаику такой увлекательной, так это, казалось бы, спорадическое размещение, которое имеет невероятно масштабный дизайн. Каждая часть должна была совпадать по форме, размеру и цвету, чтобы мозаика выглядела так же впечатляюще, как сегодня. К счастью, были художники, которые помогали в этом процессе, и сотни людей объединились на протяжении веков, чтобы убедиться, что мозаики сохраняют свой первоначальный блеск.
Некоторые из этих великих произведений искусства включают «Страсти Христовы», известные как иконостас, включая четырех евангелистов в подвесках. Блестящие произведения искусства, такие как культовая «Тайная вечеря» и портреты Марии Магдалины, блестят в мягком свете собора. После того, как кусок мозаики был готов, процесс его воплощения еще не закончен. Сам собор имеет массивную и впечатляющую архитектуру. Все, от куполообразной крыши до потолков собора, было рассчитано на то, чтобы сделать собор настолько потрясающим, насколько это возможно, даже сам Бог так подумал бы. Каждое произведение должно было быть представлено под теплым светом, который заставлял каждую отдельную плитку сиять и сверкать, когда ее увидела публика. Творения, использующие эту игру света, становятся настолько живыми, что некоторые покровители поклялись видеть, как фигуры мигают и двигаются.
Эта игра света делает эти мозаичные узоры такими завораживающими. Архитектура пространства также помогает настроиться на священное царство религиозной мозаичной настенной живописи. Даже для тех, кто не религиозен или исповедует другую религию, есть красота, которую можно найти в явном благоговении, испытываемом при простом просмотре этих великолепных мозаичных рисунков. Старые и молодые энтузиасты искусства были поражены, увидев эти восхитительные произведения искусства.
Смешанная техника
Изображение из Pinterest
В некоторые мозаичные узоры вкраплены драгоценные камни и мрамор. Камни, такие как лазурит малахит и лазурит, можно увидеть вставками в мозаичный узор. Поскольку искусство мозаичной работы заключается в крошечных фрагментах цвета и кусочках плитки, вам нужно очень внимательно смотреть, чтобы заметить драгоценные камни. Среди великолепно раскрашенных плиток может быть немного сложно увидеть что-либо из них, если вы их не ищете, поскольку все они так ярко сверкают. Разница в использовании этих драгоценных камней для текстуры заключается в деталях и оттенках. Есть изделия, которые светятся гораздо ярче, чем другие, из-за того, что эти камни перемежаются с ярко окрашенными плитками.
Алебастровый мрамор также освещает собор в некоторых местах. Возвращаясь к этим тактичным методам освещения, мрамор используется не только для придания яркого блеска определенным пространствам, но и может действовать как отражатель света для определенного религиозного мозаичного искусства. Это отбрасывание света чрезвычайно тонкое, но блеск и мерцание плитки привлечет внимание зрителя как более яркое и захватывающее дух. Поскольку белый цвет обычно используется в мире живописи для смягчения цвета, имеет смысл только то, что светлый мрамор можно использовать в качестве зеркала, от которого отражается свет для создания того же эффекта. Опять же, настоящие художники и ремесленники помогали создавать интерьер собора, поэтому во всем пространстве можно найти множество хитростей, чтобы каждое блестящее мозаичное произведение искусства выглядело как можно лучше.
Непревзойденная красота
Изображение из Pinterest
Несмотря на то, что по всему миру существуют сотни тысяч произведений религиозного мозаичного искусства, относительно редко можно найти настенную мозаику, столь же потрясающую и реалистичную, как картина. Именно такую мозаику вы найдете внутри Исаакиевского собора в России. С тщательной точностью каждое мозаичное произведение искусства было воспроизведено и изготовлено, чтобы выдержать испытание временем и радовать потомки. Потребовались сотни опытных мастеров, чтобы не только построить эти копии, но и убедиться, что их красота и целостность сохранятся на века вперед.
ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
День труда: история, праздник и мозаика
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Лучшие современные тенденции декорирования с помощью современного мозаичного искусства
Назад в блог Купить сейчас
Исаакиевский собор Санкт-Петербург Россия
Исаакиевский собор один из самых выдающихся памятников русского искусства и архитектуры XIX в. -й век. Он был создан французским архитектором Огюстом Монферраном и строился 40 лет – с 1818 по 1858 год. С самого начала он считался главным и величайшим собором Петербурга и России. Золотой купол Исаакиевского собора виден из любой части города, а в ясную погоду – даже с окраины. Его высота составляет 101,5 м. Вместимость собора составляет более двенадцати тысяч человек.
История его строительства восходит к петровским временам, когда в 1707 году был поставлен первый деревянный храм в честь преподобного Исаака Далматского. Именно в Исаакиевский день по русскому православному календарю родился Петр I. Исаак был монахом, жившим в Византии в 4 9 г.0304-й -й век и был канонизирован Православной Церковью. Вскоре эту церковь снесли.
В 1717 году Петр I приказал построить новую церковь. Здание было спроектировано архитектором Маттарнови на месте, где сейчас стоит Медный всадник. Он построен в камне в стиле петровского барокко. Собор располагался слишком близко к воде, и постепенно фундамент был разрушен водой, после чего вспыхнули два пожара. В 1763 году он был снесен.
В 1768 году по указу Екатерины II тут же был заложен третий Исаакиевский храм. Таким образом императрица выразила свое почтение памяти Петра Великого. Проект был разработан архитектором Ринальди, который планировал создать великолепный пятикупольный собор с длинным шпилем, а стены внутри и снаружи должны были быть облицованы мрамором. Когда Екатерина умерла, собор был готов до самого карниза. Ее сын Павел I приказал использовать весь мрамор для украшения своей резиденции. Достроить здание было поручено В.Бренне, но работа его не заинтересовала, а результат не удовлетворил ни двор, ни церковь. Он был освящен в 1802 году.
В начале 19 века Санкт-Петербург стремительно расширялся, и третий Исаакиевский собор был явно недостаточно внушительным для растущей российской столицы. Так, в 1816 году Александр I объявил конкурс на лучший проект реконструкции собора. В конкурсе приняли участие многие российские и зарубежные архитекторы. Среди них был Огюст Монферран, молодой французский архитектор, который сделал 24 проекта нового собора в разных архитектурных стилях. Один из них, в классическом стиле, был одобрен Александром I, и Монферран был назначен придворным архитектором.
Строительные работы начались в 1818 году, и до 1822 года предыдущее здание было снесено, а земля укреплена. Почва очень болотистая и в землю было вбито одиннадцать тысяч деревянных свай в дополнение к тринадцати тысячам предыдущего фундамента. Общий вес собора составляет триста тысяч тонн. При строительстве такого гигантского сооружения предстояло решить множество сложных инженерных задач. В 1828 году перед возведением стен вокруг собора установили 48 монолитных колонн, каждая весом около 110 тонн. Сделать это позволили идеи талантливого испанского инженера А. Бетанкура, а также поднять 67-тонные гранитные колонны на высоту 40 м и установить их вокруг барабана купола. Модель оригинал 19В соборе выставлены строительные леса -го -го века. Еще одним инженерным достижением стало создание центрального купола. Купол выполнен из металла и состоит из трех куполов – двух сферических и одного конусообразного, расположенных один над другим. Пустое пространство между рамами заполнено примерно 100 000 полых глиняных горшков. Этот метод обеспечивает отличный акустический эффект в соборе. Внешний купол сделан из металла и облицован латунными листами, позолоченными методом, известным как золочение огнём. Поверх латунных листов наносился сплав золота и ртути. Их нагревали на открытом огне, выпаривали ртуть и вваривали в металл золото. Процесс повторялся несколько раз. Купол собора никогда не золотили.
В строительстве Исаакиевского собора участвовали сотни рабочих, среди них талантливый резчик по дереву Максим Салин. Деревянная копия в масштабе 1/166 от оригинала была сделана без гвоздей и клея. На завершение работы у него ушло одиннадцать лет.
Собор построен в 1842 году; однако на украшение интерьера ушло еще шестнадцать лет. Как внутри, так и снаружи собор украшен скульптурами и барельефами по проектам Н.Пименова, П.Клодта, И.Витали и других. Впервые для изготовления монументальной скульптуры был использован метод гальванопластики, разработанный Б. Якоби. В соборе три большие двери. Двери выполнены из дубового щита и облицованы бронзовыми барельефами работы скульптора Виталия. Размер каждой двери составляет 42 квадратных метра, а вес каждой створки – десять тонн, но их легко открыть, потому что они установлены на шарикоподшипниках.
В соборе хранится прекрасная коллекция из 150 картин, являющихся лучшими образцами русского монументального искусства, созданная известными русскими мастерами – К.Брюлловым, Ф.Бруни, П.Басиным, П.Шебуевым. Влажность и низкая температура внутри собора губительны для фресок и полотен. Было решено заменить их их мозаичными копиями. Работы начаты в 1853 году. Всего 62 мозаики из смальты (сочетание стекла и оксидов металлов).
Главным украшением собора является иконостас. Это многоярусная ширма, отделяющая святилище от прихожан. Его украшают иконы, расположенные в порядке, установленном Русской Православной Церковью. Здесь есть три яруса икон. Первый выполнен в мозаиках, изображающих святых покровителей российских императоров, в царствование которых были построены четыре Исаакиевские церкви — св. Петра, Святой Екатерины, Святого Павла, Святого Александра Невского и Святого Николая. Иконы по обеим сторонам Царских ворот изображают Богородицу и Христа. Рядом с Христом находится икона самого преподобного Исаака с рисунком собора в руке. На мозаиках второго яруса изображены имена святых членов царской семьи (не коронованных). Живописные иконы третьего яруса изображают библейских пророков и патриархов. В центре разместили мозаику «Тайная вечеря».
Иконостас украшен десятью малахитовыми колоннами, выполненными в технике так называемой русской мозаики. Колонны выглядят монолитными; на самом деле они были облицованы тонкими пластинами зеленого полудрагоценного камня. Две колонны с обеих сторон Царских ворот выполнены из лазурита. Этот темно-синий камень был привезен из Афганистана. Витраж «Воскресение Христово за Царскими воротами» изготовлен в Мюнхене.
Внутри собор облицован четырнадцатью видами мрамора, привезенными из России, Италии и Франции. Бюст архитектора Огюста Монферрана работы скульптора Фолетти выполнен из различных пород мрамора, которые использовались в отделке собора.