Искусство в природе
Может ли природа быть актуальной темой для современного искусства? Да, считают художники лэндарта, вновь и вновь восхищаясь красотой окружающего нас мира.
ХХ век эпатировал, ниспровергал, переворачивал все с ног на голову. Но не всегда. Всеобщий интерес вызвали художники, взявшие за основу своего творчества старую, как мир, пару «природа — искусство».
Первые авторы лэндарта в 1960-е годы в США взяли природу в качестве главной темы и главного материала своего творчества. Казалось, ничего нового они не придумали. Но их работы стали одним из лучших ответов на вопрос о том, что такое человек и художник перед лицом природы сегодня.
Человек изначально был призван возделывать окружающий мир, удивляться его красоте и прославлять его Создателя. Даже первобытным племенам была присуща некоторая скромность в этом отношении. Они не страдали «гигантоманией», осваивая огромные площади, а только запечатлевали отдельные моменты из своей жизни, неотделимой от природы, которую они боялись и которой были полностью подчинены. Чувствуя нечто большее, стоящее за окружающим их миром, они были не в силах понять и объяснить это, поклонялись отдельным свойствам природы.
Можно сказать, что позже человек стал более гордым в этом смысле — по мере того, как учился управлять этими свойствами: поля, ирригационные системы, огромные сооружения, до сих пор поражающие нас своим размахом. При этом человек все еще чувствовал себя зависимым от сил природы и подчинялся им, но только считал, что научился с ними «более выгодно» договариваться. Главной темой искусства, почти полностью сакрального, оставались природные и жизненные циклы.
Наконец, человек и художник обратились к душе и телу. В Греции и Риме даже силы природы уже почти неотличимы от самого человека, хотя они все еще сильнее его. А искусство воспевает человека и его гармонию с окружающим миром. Оказывается, душа и тело прекрасны и достойны изображения и подражания. Даже храмы строятся уже не только для богов, но и для людей…
В христианском искусстве природа становится прежде всего символом, фоном или орнаментом. Художники выбирают драгоценное — лучшее, что возможно найти на земле,— и нематериальное — свет. Это способ обозначить духовное с помощью камня и металла. То есть природа является послушным посредником, инструментом для художника.
Так, постепенно, природа и человек отдаляются от тесной связи друг с другом в искусстве, и уже первая подчиняется художнику. Появляется пейзаж, в котором главная тема — отношения между человеком, художником и природой. Часто через нее передается именно человеческая гамма чувств, даже если в картине подчеркивается совершенство природы и несовершенство человека. Неизменное восхищение художников вызывают люди, живущие в полной гармонии с природой, «на земле». Приближается эпоха индустриализации, и их становится все меньше.
В ХХ веке человеку уже не до природы — новую грань приобретают вопросы личности, свободы, войны и мира. И только немного оправившись от трагедий первой половины столетия, он вновь вспоминает об окружающем мире, который, оказывается, уже сам нуждается в защите.
Итак, что же такое природа сегодня — друг, сосед, прислуга? Почему мы находим так много общего между ее жизнью и нашей? Ведь все-таки человек не высший примат, а нечто большее, и любой художник знает это. Поиск ответов на эти вопросы и загадочная связь природы и творчества — вот что стало основной проблемой лэндарта и привлекло к нему зрителей.
В 1960-е годы первые художники лэндарта (одни из самых известных — Роберт Смитсон и Майкл Хайзер) в США создают несколько произведений этого «экологического» направления в искусстве. Они работают, взяв за основу землю, воду, деревья — вообще все природное, как таковое. Но это не ландшафтный дизайн или скульптура, а объекты, настолько слитые с природой, что порой их не отличишь от одной из ее причудливых форм. Прежде чем создать такое произведение, художник может долгое время изучать и переживать тот природный уголок, в который ему предстоит поместить свою работу. Этот «подготовительный» этап — важная составляющая творческого процесса, результат которого и должен передаться зрителю. Другая существенная и ценная черта работы над лэндарт-объектом — необходимость потрудиться над ним довольно большому количеству людей, а не только самому художнику, автору будущего произведения. Получается, что это уникальное направление современного искусства: в нем главную роль играет сотворчество природе, а художник — соработник, тонкий зритель, задачей которого является понять, почувствовать природу того или иного уголка. Кроме того, скромность художника усиливается необходимостью поработать на земле с другими людьми. Причем в результате получается хрупкое негромкое произведение, которое в любой момент может быть случайно разрушено человеком или погибнуть вследствие каприза природы, частью которой оно и становится, переживая смены дней и ночей, времен года.
Показательный пример — Гриздайльский лес в Англии, который начал осваиваться художниками в 1970-е годы. Здесь многие художники создали уникальные объекты — от традиционных скульптур до удивительных конструкций. Дэвид Нэш поселил сюда «Лесной поток» — «комбинацию бегущей воды и леса», которая случайно чуть не была разрублена. А Ричард Хэррис посадил в лесу «Полую ель» — из веток, переплетенных в виде полусферы и с растущим сквозь нее ельником.»Лэмбтонское земляное устройство» (1988) Голдсуорси, возможно, одно из наиболее впечатляющих и по сю пору произведений. Его протяженность 495 метров, и оно извивается, подобно змее на девственной земле, повторяя ее неровности и соединяя изгибом своим, как третья сторона треугольника, две заброшенные железнодорожные ветки. Приспособленное и под езду на велосипеде и для пеших прогулок, оно было арендовано обществом «Северных искусств» совместно с одной из частных компаний. Голдсуорси замыслил эту свою работу как движущийся «поток земли», форма которого была продиктована художнику самим местом расположения произведения. Но если когда-нибудь этому участку будет найдено лучшее применение, работа художника будет разрушена.
«Лэмбтонское земляное устройство» (1988) Энди Голдсуорси, возможно, одно из наиболее впечатляющих и по сю пору произведений. Его протяженность 495 метров, и оно извивается, подобно змее на девственной земле, повторяя ее неровности и соединяя изгибом своим, как третья сторона треугольника, две заброшенные железнодорожные ветки. Приспособленное и под езду на велосипеде и для пеших прогулок, оно было арендовано обществом «Северных искусств» совместно с одной из частных компаний. Голдсуорси замыслил эту свою работу как движущийся «поток земли», форма которого была продиктована художнику самим местом расположения произведения. Но если когда-нибудь этому участку будет найдено лучшее применение, работа художника будет разрушена.
В современном отечественном искусстве сегодня также находится место лэндарту, однако он совсем недолговечен, не столь масштабен и зачастую лишен своих главных черт. Наши художники умеют создавать временные объекты на основе природных ресурсов, однако вместо вечного искусства часто получается вторичный китч. Кроме того, увы, в России финансовая зависимость произведений лэндарта сильно сужает его развитие — до пределов частных дач и парков. Видимо, не до конца еще мы оценили просторы и дух Русской земли или же не до конца от нее оторвались, чтобы воспринимать ее как объект для большого искусства… В любом случае опыт лэндарта доказывает, что подлинное искусство — это прежде всего сотворчество Богу и поиск. А настоящий художник, даже далекий от веры, чувствует это и умеет передать с помощью своих произведений, будь то классическое или современное искусство.
sadinfo.net
Природа как искусство — Телеканал «Моя планета»
От Ронского ледника до лесов Таиланда через кофейные плантации Колумбии и марокканскую пустыню — шесть лучших проектов по экологическому восстановлению планеты в фотографиях.
От Ронского ледника до лесов Таиланда через кофейные плантации Колумбии и марокканскую пустыню: шесть природных арт-инсталляций в объективе фотографа Эми Витале рассказывают нам о том, что для Земли есть хорошие новости — полезные проекты по восстановлению лесного массива, защите биоразнообразия и превращению промзон в озелененные территории. Эти фотографии вошли в календарь Good to Earth на 2019 год от Lavazza.
«Дендрохронология». Петчабури, Таиланд
© Эми Витале
Портрет обнаженной женщины сливается с деревьями и листвой благодаря прозрачности оргстекла. В своей работе художник аллегорически показывает, как течение времени влияет на живые организмы: у деревьев появляются годичные кольца, а тело человека претерпевает изменения и покрывается шрамами. Композиция состоит из шести листов оргстекла размером 75 см в ширину и от 40 до 120 см в высоту, расписанных масляной краской.
Гомес: «Нужно подумать о тех, кто будет жить после нас, о том, что мы им оставим. И мы можем сделать это наследство лучше с помощью искусства».
© Эми Витале
Проект Good to Earth: Леса, которые еще в начале 1960-х занимали 60% территории Таиланда, сейчас составляют едва ли 20%. Однако в провинции Петчабури началось восстановление дикой фауны. Появились условия для нормального обитания гиббонов, слонов и множества других видов. Здесь животные снова учатся добывать себе пропитание. Центр реабилитации диких животных создал заповедник, где применяется особый метод выращивания тех видов растений, которые будут иметь ключевое значение для восстановления лесов.
«Вечный поток». Уарзазат, Марокко
© Эми Витале
Течение воды между пальцами двух огромных рук создает «вечный поток», символизирующий возможность повторного использования воды для создания зеленого пояса вокруг города, чтобы защитить его от песчаных бурь. Композиция была создана с помощью граблей, камней, найденных на месте, 36 т темного гравия и растительного масла. Ее внушительные размеры (37 500 м²) не позволяют как следует разглядеть и восхититься работой с земли, так что пришлось прибегнуть к аэрофотосъемке с помощью дрона.
Джерада: «Чем важнее тема, тем больше масштаб моей работы. Весь мир должен знать о проекте зеленого пояса».
© Эми Витале
Проект Good to Earth: Жители Уарзазата защитили его от песчаных бурь, создав зеленый пояс вокруг. Для этого были необходимы инновационные системы орошения: сточные воды здесь перерабатываются, собираются, фильтруются в водохранилищах и направляются к зеленому поясу с помощью энергии, вырабатываемой солнечной электростанцией. Зеленый пояс стал новым местом отдыха для населения.
«Забота о будущем». Хула, Колумбия
© Эми Витале
Девочка лежит на зеленом лугу и своими руками защищает кофейное дерево, что символизирует необходимость заботы новых поколений о будущем планеты. Девочку зовут Мария Паула, она местная жительница. Картина создана художником Сейпе методом сетки, который применяли еще художники эпохи Возрождения, например Леонардо да Винчи. Изображение делится на небольшие квадраты и воспроизводится на земле в большем масштабе. Композиция занимает площадь 8000 м² и создана с помощью воды и 100% биоразлагаемых материалов.
Сайпе: «Очень интересно: когда я рисую на траве, экосистема так быстро восстанавливается… Цветы снова начинают цвести, бабочки вновь порхают над травой, а тысячи муравьев спешат по своим делам. Просто удивительно, как природа берет верх над моей работой».
© Эми Витале
Проект Good to Earth: После долгих лет вооруженных конфликтов и незаконного земледелия в Колумбии поля вновь обильно засеяны. Инициатива направлена на то, чтобы выращивать кофейные деревья и другие растения, а также поддерживать развитие экоферм.
«Окружение». Ронский ледник, Швейцария
© Эми Витале
Двое детей под одеялом будто бы прячутся от грядущих проблем: изменения климата и таяния ледников. Композиция нарисована на белом геотекстильном полотне, состоящем из нетоксичных и на 100% биоразлагаемых материалов на основе натуральных масел и пигментов. Название работы — параллель с тем, как геотекстильными полотнами «окружают» ледники, защищая их от влияния глобального потепления.
Хула: «Эти горы при первом взгляде на них внушают чувство уважения. Однако, если подумать о том, что ледник значительно уменьшился всего за несколько лет, сразу видно, как он нуждается в защите. Нужно действовать именно сейчас».
© Эми Витале
Проект Good to Earth: Ронский ледник — сердце кантона Вале. Это огромное пространство из снега и льда длиной 10 км и шириной 1 км. Во время ледникового периода он занимал всю территорию Швейцарии, а сегодня уменьшается в длину и глубину примерно на 9 м в год. Местные жители решили защитить ледник и остановить его таяние, используя белые геотекстильные полотна, отражающие лучи солнца.
«Охотник из мангровых зарослей». Залив Гази, Кения
© Эми Витале
На языке суахили mvuvi wa mikoko означает «охотник из мангровых зарослей». На картине изображен зимородок — птица, играющая ключевую роль в поддержании экосистемы залива. Художник изобразил его в окружении зарослей мангров. Чтобы сделать фото, создателям пришлось «побороться» с приливами и отливами в Гази, которые происходят в течение всего дня. Из-за них было трудно расположить картину нужным образом и добиться необходимого освещения. В итоге полотно 5 х 3 м установили на плоту, надежно закрепив.
Мантра: «Сначала природа, а затем искусство. Ведь люди обладают прекрасной способностью наблюдать за окружающим миром и воспроизводить его. Я считаю, что именно природа заключает в себе истинную суть искусства».
© Эми Витале
Проект Good to Earth: Каждый год в Гази высаживают 4000 мангровых деревьев с целью защиты прибрежных сообществ от наводнений и цунами. Кроме того, деревья являются естественными поглотителями углерода. Теперь леса в Гази начали снова густеть, а многие водные животные получили нормальные условия обитания.
«Возрождение». Генк, Бельгия
© Эми Витале
Девочка в ярком платье символизирует новые поколения. Она поливает водой серую промзону, где зацветает пышный сад. Композиция окружена шестью пчелами из полимерного материала. Художник таким образом отдает дань насекомому, символизирующему возрождение города Генк. Композиция занимает площадь 63 м² и была создана за пять дней с помощью краски для стен на водной основе.
Милло: «Когда я рисую серый город, я понимаю, что нужно добавить ярких цветов для разнообразия. Посыл получается следующим: при использовании пространства нужно уделять больше внимания принципам устойчивого развития, как это делается в городе Генк».
© Эми Витале
Проект Good to Earth: Генк раньше был промзоной и местом добычи угля. Теперь это цветущий уголок: там появилось 69 новых садов, где можно встречаться, выращивать органические продукты и где стараниями местных жителей созданы идеальные условия для развития популяции пчел. Город буквально расцвел.
moya-planeta.ru
«Искусство и природа» — Все интересное в искусстве и не только. — LiveJournal
? LiveJournal- Main
- Ratings
- Interesting
- Disable ads
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
tanjand.livejournal.com
Образы природы в искусстве | Музыкальная Фантазия
Образы природы в искусстве
Кто сказал, что пишут красками?
Пользуются красками, а пишут чувствами.
(Жан Батист Симеон Шарден)
Общение с природой — большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью.
Каждое время года по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать.
У вечности прекрасный календарь,
Оформленный и в злато, и в янтарь.
На нём снега и сонные долины,
И тихий вечер с песней соловьиной,
Цветущих вишен радостный полон
И пары, позабывшие про сон.
Колосьев спелых гордые поклоны,
И горсть зерна в мозолистых ладонях.
Краса лугов и леса изобилье
Иль ветки плеть, опущенной в бессильи.
С надеждою, что вновь всё повторится…
Листает время вечные страницы…
(Ю. Касилов)
Попытайтесь взглянуть на волшебный мир природы глазами художника, поэта, музыканта. Откройте своё сердце для восприятия красоты и гармонии красок, слов, звуков!
Пейзаж по праву считается самым лиричным жанром живописи.
В Китае жанр пейзажа начал развиваться раньше, чем где бы то ни было. И это неслучайно, ведь, согласно верованиям китайцев, любование природой — один из путей познания божественной истины.
Уже в первые века нашей эры в Китае изображениями видов природы украшали стены не только жилищ, но и культовых сооружений. Как ни удивительно, но пейзаж был одной из разновидностей религиозной живописи.
Интересно, что в европейской живописи пейзаж выделился в самостоятельный жанр и приобрёл популярность во время активного развития промышленности, когда всё больше людей переселялись в города. Оторвавшись от родной природы, они тосковали по её животворящей силе и красоте.
Пейзажная живопись отражает чувства, настроения и передаёт их особенно тонко, со всеми оттенками и переходами. Этим пейзажный жанр напоминает лирическую поэзию. Поэтические образы природы воплощены и в музыке.
Слушание (1 – 11 слайды): Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент).
Иван Иванович Шишкин на своей картине «Зима» изобразил могущественные, величественные деревья в роскошном белоснежном убранстве.
В своих многочисленных пейзажах художник органично соединил большое с малым, могущественное с нежно-хрупким — то, что он сам часто замечал в природе родного края. Он тонко чувствовал красоту природы, любил её и воспевал в своём творчестве.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна…
Заметает пурга белый пух.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни проехать в лесу, ни пройти…
(С. Есенин)
Белоснежной красавицей изобразил зиму Константин Фёдорович Юон.
Главный мотив картины — белый, пушистый снег. Снег! Какая это радость для детей! Снег — это весёлые развлечения, катание на лыжах, санках, коньках…
Зима негаданно-нежданно
Пришла на чёрные поля,
Ещё вчера была туманна
Дождём умытая земля.
(Е. Благинина)
Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли…
И вдруг метели налетели
И столько снега намели!
К. Ф. Юон написал свою картину в сдержанной, почти ахроматической цветовой гамме… Он отдал предпочтение белому, светло-серому, нежно-жемчужному цветам. Такое живописное решение позволило художнику воссоздать в пейзаже мотивы зимнего снегопада.
Слушание (12 – 18 слайды): Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года».
Иное впечатление вызывает картина К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Кажется, что вся она будто пронизана солнцем, отчего снег сверкает ярким бело-розовым светом. Богатством цветовых сочетаний, яркостью красок картина приближается к живописи импрессионистов. Воздух в пейзаже насыщен голубизной, более всего заметной на фоне тёмных предметов: строений, леса. Тени — тоже синие. Это небо их окрасило. Ещё лежит снег, но он не скрипучий, январский, а влажный, рыхлый. Снег тает, осыпается с крыш на землю. Радуется теплу домашняя птица: петушок, курочки.
Исаак Ильич Левитан — выдающийся мастер лирического пейзажа. В своей живописи художник создал обобщённые образы природы родного края. Его пейзажи всегда наполнены поэзией.
Картина «Март» — одно из жизнеутверждающих произведений художника. В этом произведении И. Левитан трогательно показывает пробуждение земли, обновляющие её весенние силы.
Великий русский композитор П. И. Чайковский создал галерею образов природы, объединив их в цикле под названием «Времена года».
Слушание (19 – 20 слайды): Чайковский. «Март» из цикла «Времена года»
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна.
(А. Блок)
Картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» называют шедевром пейзажной живописи. Это — лирический образ национальной природы. Кисть художника воссоздала красоту родного края. Неспешно пробуждается от зимнего сна природа к новой жизни. Тает снег. Вода собирается в лужах, насыщая свежестью воздух, деревянные заборы, каменные стены церкви и колокольни, кору молодых берёзок. Суетятся, хлопочут птицы, строя гнёзда.
Слушание (21 — 22 слайды): Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года».
«В начале весны» — одно из известнейших пейзажных произведений Василия Николаевича Бакшеева. Художник создал обновлённый образ природы, захватывающий зрителя своей могущественной красотой.
«Голубая весна». Тонкий рисунок, светлый колорит картины ставят её в один ряд с лучшими произведениями мастеров пейзажного жанра.
Густой массой возвышаются светлые стволы берёз. Небо уже по-весеннему голубое, воздух — прозрачный и тёплый. Стройная направленность берёз вверх подчёркивает природную устремлённость деревьев к солнцу. Кажется, что слышны нежное дыхание ветра, звон весеннего ручейка, пение птиц.
Спасибо, кудесник-апрель!
Спасибо за звоны капели,
За пенье вернувшихся птиц.
Глаза у людей потеплели,
Всё больше приветливых лиц.
В сердцах и мечты, и желанья
Решительно гонят тревоги.
Зиме говорят: «До свиданья!
Нас ждут и дела, и дороги!»
(Ю. Касилов)
Как художник-пейзажист, мастер бытового жанра Василий Дмитриевич Поленов состоялся во время пребывания в Париже, где сошёлся с кружком А. П. Боголюбова, сплотившим талантливую творческую молодёжь. Большое влияние на творчество В. Поленова оказало и знакомство с кружком И. С. Тургенева.
В «Московском дворике» пейзаж и бытовые мотивы будто бы дополняют друг друга. Картина В. Поленова поражает своей жизнерадостностью, свежестью красок, мастерской техникой выполнения. В пейзаже исчезают серые и коричневые краски. Кажется, что цвет впитывает в себя голубизну неба, изменяясь под непосредственным влиянием окружающих красок.
Художники и поэты своим творчеством призывают нас взглянуть на обычные явления и вещи по-новому. Музыка помогает прислушаться к самому себе, почувствовать радости и печали.
Слушание (23 – 25 слайды): Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года».
Золотая осень! Живописная осенняя пора!
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
(Ф. Тютчев)
Неповторимой красоте осенней природы посвящена картина И. Левитана «Золотая осень». Сюжет картины будто перекликается с пушкинскими строками:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Широким, свободным мазком передаёт И. Левитан прозрачную голубизну осеннего неба, холодную синь реки, золото листвы.
Смотришь на картину — и ощущаешь последнюю ласку осеннего солнца, тишину и тепло короткого дня, аромат пожелтевшей травы, прохладу, что веет от реки. В голубом небе — лёгкие облачка, вдали зеленеют озимые. На переднем плане — стройные нежные берёзки. Кажется, что они тоже любуются красотой осеннего дня. Мотив, изображённый художником на этой картине, можно назвать «праздничным днём осени». Но как быстро окончится этот праздник!
Никакое время года так не навевает грусть, как осень. Эта грусть звучит и в осенних пейзажах, созданных поэтом А. С. Пушкиным и композитором П. И. Чайковским.
Слушание (26 – 28 слайды): Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор.
Октябрь уж наступил… Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад. Дорога промерзает.
Журча бежит на мельницу ручей,
Но пруд уже застыл…
В картине «Ранний снег» В. Поленов воссоздал эту печальную пору. По настроению пейзаж художника приближается к тургеневской лирике.
Поздняя осень… Ещё немного — и в природе по-настоящему воцарится белоснежная красавица-зима… Её приближение слышно в стихах С. Есенина, поэта, умевшего понимать язык берёз и камней, земли и неба:
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Слушание (29 – 31 слайды): Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года».
Для того чтобы понять состояние природы, изменяющееся в зависимости от сезона, времени суток, погоды, художнику необходимо воссоздать присущие определённому состоянию тональные и цветовые особенности. Различные живописные средства подчёркивают общее настроение произведения, усиливая его эмоциональное влияние на зрителя. Мастер может сосредоточиться на игре красок или заботиться о мастерстве форм, тщательно выписать передний план, а детали изобразить обобщённо, привлекая внимание зрителя к далёкому горизонту.
Картина А. Рылова «В голубом просторе» дышит оптимизмом, наполняя нас светлой верой в будущее.
Солнце, свежий воздух, весёлые облачка над синим морем, а в небо, стремительно взмахивая крыльями, летят красавцы-лебеди вдогонку за ветром, наполняющим белые паруса корабля. Получая от восприятия картины богатые впечатления, мы сами наполняемся переживаниями, воспоминаниями, ожиданием грядущего.
Слушание (33 – 34 слайды): Рубинштейн. Романс.
По материалам лекции-концерта «Образы природы в искусстве» Т. А. Агеенко, И. Р. Колчановой.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент), mp3;
Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года», mp3;
Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года», mp3;
Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор, mp3;
Рубинштейн. Романс, mp3;
Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года», mp3;
Чайковский. «Март» из цикла «Времена года», mp3;
Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
music-fantasy.ru
Природа в искусстве — доклад сообщение (описание для детей)
Природа издавна служит мощнейшим вдохновителем творчества художников и музыкантов, поэтов и писателей. Ее невероятная мощь, величие, красота, изменчивость – все это находит отражение в различных жанрах и сферах искусства.
В изобразительном искусстве для передачи природных образов сложилось даже два особых направления – это пейзаж и натюрморт. Кроме того, на многих полотнах изображаются люди на фоне природы, и фон в данном случае вносит в картину нечто настолько важное, что является едва ли не главным, неотъемлемым, смыслообразующим компонентом композиции (В. Перов «Охотники на привале», К. Брюллов «Последний день Помпеи», И. Крамской «Христос в пустыне»).
Пейзаж – это изображение какого-либо природного уголка, ландшафта или моря, т.е. природы в ее живом, естественном виде. Существуют и такие разновидности пейзажа, как сельский пейзаж и городской пейзаж.
Художники, рисующие пейзажи, называются пейзажистами. В историю изобразительного искусства внесли значительный вклад многие выдающиеся художники-пейзажисты. Вот лишь некоторые из великих имен: И.Шишкин, А.Куинджи, И. Левитан, И.Айвазовский.
Не отстают от художников и композиторы, которые тоже изображают пейзажи, но музыкальными средствами. И, если пейзажи, создаваемые в живописи, статичны, то музыка как временное искусство позволяет сделать их динамичными, разворачивающимися во времени. Музыкальными средствами вполне возможно особым образом «изобразить» изменяющееся во времени пространство, наполненное разнообразными звуками: передать пение птиц, эхо, степные и лесные шорохи, журчание воды, порывы или завывания ветра, звук дождя, вихревые потоки, шум волн и т.д.
Яркими примерами всемирно известных шедевров музыкального искусства, в которых композиторы достигли совершенства в передаче природных явлений, могут служить «Времена года» А. Вивальди, «Времена года» П. Чайковского, фрагменты многих опер Н. Римского-Корсакова и др.
Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мертвая природа». На натюрмортах зачастую изображаются букеты цветов, собранный урожай, охотничьи трофеи и т.п. В музыке («на музыкальных полотнах») чаще изображаются живые существа в динамике: плывущий по воде прекрасный лебедь (К. Сен-Санс), веселая, забавная кукушка (Л. Дакен), поющий высоко в небе жаворонок (М. Глинка), стремительно летящий шмель (Н. Римский-Корсаков), порхающие над цветами бабочки (В. Шер) и т.п.
Цветок в музыке – не просто цветок, а некое чувство, душевный порыв, воспоминание (А. Аренский «Незабудка», С. Рахманинов «Сирень», Ф. Крейслер «Прекрасный розмарин»).
Каждый вид искусства изображает природу своими, присущими только данному виду искусства, средствами. Художники изображают природу линиями и красками, музыканты звуками, хореографы – танцевальными движениями, позами, жестами, писатели и поэты – словами.
Природа проникает во все существующие виды искусства, включая современные виды, такие, как фотография и кинематография. Человек и сам – неотъемлемая часть природы, а потому искусство без природы не могло бы существовать.
Картинка к сообщению Природа в искусстве
Популярные сегодня сообщения и доклады
- Доклад Древняя Индия (сообщение)
Цивилизация Древней Индии одна из самых древних интересных цивилизаций Востока. Эта страна пережила тысячелетия.
- Доклад-сообщение Полезные ископаемые Краснодарского края
Юг России очень ценен для страны не только благодаря теплому климату и туристическому центру, который здесь находится, но и полезными ископаемыми, которые можно найти в данной области. Красно
- Доклад-сообщение Размножение и развитие животных (3 класс окружающий мир)
Всем известно, что животные нашей планеты делятся на такие виды, как: млекопитающие, насекомые, рыбы и земноводные, а также птицы. Однако в их размножении и развитии есть некие отличия и осо
- Эпоха Возрождения — доклад сообщение
Эпохой Возрождения принято называть период, наступивший в Италии между XIV и XVI веками и продолжавшийся, в общей сложности, около 250 лет.
- Доклад-сообщение Тушение пожара
Пожары являются актуальной проблемой во все времена. В настоящее время системы совершенствуются, всё меняется и улучшается. Существуют правила противопожарной безопасности, которые обязательн
- Доклад на тему Водоросли сообщение
Водоросли это одноклеточные и многоклеточные организмы живут в водоемах, которые покрывают значительную часть нашей планеты. Они имеют огромное значение для человечества.
doklad-i-referat.ru
Доклад Природа в искусстве сообщение
Природа и искусство очень сильно связаны между собой. Природа вдохновляет писателей, поэтов, художников, скульпторов, хореографов и даже режиссеров на создание настоящих шедевров. Она наполняет человека, развивает в нем такие качества как доброта, сочувствие, любовь, благодарность и умение видеть прекрасное во всем. Природа обращает наше внимание на духовное развитие, на самые важные ценности в жизни. Люди, близкие к природе и искусство духовно богаче остальных. Они воспринимают мир по-другому, они привносят в него больше позитивной энергии и радости.
Великие русские поэты не раз обращались к невероятным картинам русского леса, моря, широких просторов. В основном пейзажи ассоциируются у нас со свободой, спокойствием, ощущением счастья и величия стихий. Нельзя не отметить великого художника Айвазовского. До сих пор никто не смог приблизиться к его мастерству, каждая работа Ивана Константиновича имеет характерный почерк автора. Море в понимании Айвазовского живое, оно умеет чувствовать, радоваться, грустить, сопереживать и бороться.
Пушкин восторгается прекрасной порой года — осенью, описывая золотой лес, время спокойствия и раздумий. Осенью все становится волшебным, начинается время подготовки к зиме. Дети переступают порог школы, готовые к новым достижениям и к учебе. Осень – это уединение с самим собой, идеальная пора для философских размышлений и книг, для прогулок и времяпровождения с любимыми людьми. Осень заставляет нас задуматься о самом главном в жизни.
Пришвин также является певцом природы. Писатель славится своими произведениями для детей, которые помогают ребятам научиться относиться к природе с уважением и понимание. Он учит видеть красоту вокруг и любить окружающий мир. Пейзажи помогают Пришвину отразить суть рассказа, чувства, эмоции, переживания, донести до читателя истину, помочь найти правильны путь, указать верную дорогу в жизни. Насколько же это ценно! В современном мире очень важно остановиться на секунду и открыть глаза, осознать, что вокруг нас – настоящее чудо. Порой, взрослые слишком сильно увлечены собственными проблемами и материальными благами, что напрочь забывают о духовных ценностях. Но ведь именно они делают нас счастливыми. Радость, любовь, дружбу не купишь ни за какие богатства! Также нельзя купить доброе сердце, способность быть благодарным за все, что мы имеем.
Природа в искусстве
Популярные доклады
- Доклад-сообщение Домашнее животное собака 2 класс
Собака друг человека! Они очень умные и преданные, отважные и смелые животные. Они такие непохожие: есть такие малютки, что могут уместиться на ладошке и огромные, одни с короткими лапами, другие наоборот, у одних ушки торчат, а у других наоборот
- Доклад Онежское озеро для 2, 3, 4 класса сообщение
Онежское озеро – второе по размеру озеро на территории России. Располагается на территориях Карельской, Ленинградской и Вологодской областях.
- Доклад Кварц (минерал) описание для детей 2, 3, 4, 5 класса сообщение
Самый распространенный минерал в природе — это кварц. Небольшие кусочки этого природного материала входят в состав почвы. Природный нетронутый кварц похож на прозрачный шестигранный кристалл. Чаще всего на ощупь он очень холодный.
more-dokladov.ru
25. Сущность и природа искусства
Высшей формой эстетического отношения человека к действительности является искусство. Что же такое искусство, и чем его особенности, какова его специфика?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно, ибо сам предмет, подлежащий определению, но прост. В самом доле, понятие «искусство» обнимает очень сложную форму обществе того сознания. Чтобы объяснить, что такое искусство вообще, надо найти такие его черты и свойства, которые равно подходят и к произведению литературы, и к произведению прикладного искусства, и к фильму, и к статуе, и к скрипичному концерту, и к орнаменту. Но какая, например, внутренняя связь между выстроенным архитектором Пьермарини зданием театра «Ла Скала» в Милане и идущей на ее подмостках оперой Верди? Какие общие черты есть у «Броненосца «Потемкин»» Эйзенштейна и у миниатюрных золотых серег, украшенных квадригами коней, сделанных две тысячи лет назад неведомым эллинским ювелиром?
Самое слово «искусство» имеет в современных языках порой очень различный смысл. В. Даль так разъяснял в свое время значение этого русского слова: «…Знанье, уменье, развитая навыком или учением способность; отвлеченно: ветвь или часть людского образования, просвещения; наука, знание, прилагаемое к делу; рукоделье, ремесло, мастерство, требующее большого уменья и вкуса… Изящные искусства, все художества. Искусство также противополагается природе и тогда означает всякое дело рук человеческих».
Так определялось слово «искусство» сто лет назад. Послушаем современного филолога. В «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова мы находим четыре значения термина:
1. Творческая художественная деятельность…
2. Отрасль творческой художественной деятельности…
3. Система приемов и методов в какой-нибудь отрасли практической деятельности; мастерство…
4. Умение, ловкость, тонкое знание дела.
Не надо думать, что дело идет просто об омонимах, т. е. словах одинакового звучания и разного смысла. Есть внутренняя связь между всеми этими значениями слова «искусство». Она существует и в других языках: в латинском «Ars», французском «L’arl», в украинском «Мистецтво», и английском «viking», в немецком «Kunst», в чешском «Umeni», — все они означают и «искусство» и «умение».
В различных языках зафиксировалась органическая связь искусства с широким кругом разнообразных человеческих умений, сноровок, практического опыта. На ранних стадиях развития общества эта связь была еще более очевидна: к средневековой Флоренции живописцы и аптекари входили в один цех, среди «свободных искусств» числились, например, на равных правах музыка и астрономии; древний сказитель всегда был и «историком» своего народа, и «философом», несущим согражданам жизненную мудрость.
С одной стороны, искусство сливалось с широкой областью материального производства, с другой, смыкалось с наукой, философией и другими областями духовной жизни общества.
Это положение изменилось и позднейшие эпохи. Но даже и в наше время искусство в определенных своих проявлениях тесно соприкасается то с различными формами умственной деятельности (например, литература и публицистика, кино как искусство и кино как средство научной и технической пропаганды), то с техникой (архитектура), то с производством утилитарных вещей (текстильное, мебельное производство).
Тем важнее установить специфические признаки искусства, художественной деятельности, в каких бы разнообразных формах они ни проявлялись. Над этим вопросом задумывалось не одно поколение людей.
Неослабевающий интерес к этой проблеме вызван прежде всего тем, что искусство занимало и занимает одно из важнейших мест в духовной жизни людей, является неотъемлемой частью их деятельности. Трудно найти человека, который в той или иной степени не испытывал бы на себе влияния искусства, для которого восприятие искусства, хотя бы в одном из его видов, не стало бы настоятельной потребностью, человека, который не пытался бы сам приобщиться в той или иной форме к художественному творчеству.
Этот всеобщий интерес к искусству не связан с профессиональными или иными различиями между людьми. Таким образом, искусство представляет собой универсальную, общечеловеческую форму деятельности и имеет какое-то огромное жизненное значение в общественном развитии. Но какое именно? И почему это значение настолько сложно, что споры о нем не затихают и постановка вопроса «что такое искусство» оказывается необходимой снова и снова?
Искусство нужно всем: оно способно равно волновать и рабочего, и ученого, и тракториста, и математика, и летчика, и… художника. Общение с художественными произведениями есть общественная потребность. Эта потребность иногда ограничивается или стимулируется определенными социальными условиями, но не зависит от специальности и общественного положения того или иного человека.
Искусство существует уже не одно тысячелетие. И коль скоро мы, не задумываясь, наряду с современными произведениями или произведениями, созданными сотню лет назад, относим к искусству и танец первобытного человека, и статую, обнаруженную при раскопках какого-нибудь ассирийского дворца, и некоторые записи на папирусе, то, стало быть, мы можем и должны обнаружить какие-то общие, единые принципы этой столь разнообразной и многогранной деятельности.
Вместе с тем совершенно ясно и другое — сегодняшнее искусство это иное искусство, чем то, что было много лет назад, или то, что будет в XXI в. Изменялись задачи искусства, его роль в общественной жизни, а значит, и его конкретные формы. Как непохожи, например, театральные зрелища античного мира или средневековые мистерии на современную театральную постановку. Но разному относились к поэзии слушатели Олимпийских од Пиндара и читатели стихов Тютчева.
studfile.net