История Балаклавы. Крым
История Балаклавы
Одно из первых упоминаний о Балаклаве, дошедших до наших дней, можно найти в поэме Гомера «Одиссея», в ней Гомер описывает события 12 веке до нашей эры:«В гавань красивую там мы вошли. Ее окружают
Скалы с обеих сторон непрерывной стеною.
Около входа высоко вздымаются друг против друга
Два выбегающих мыса, и узок вход в эту гавань.
Там племя мы встретили кровожадное Лестригонов»
Как сходятся историки — это было племя Тавров, обитавших в то время в этим местах.
Второе упоминание о Балаклаве, тоже находится в греческом эпосе, про двух друзей Аресте и Пилате которые прибыли сюда спустя 10 лет после высадки Одиссея. На берегах Бадаклавы, где живут кровожадные листригоны, им нужно было выкрасть статую Артемиды.
Первое греческое название Балаклавы — Сюмболон Лимен, что означает «Бухта предзнаменования».
Следующее название, которое встречается в истории — это название, под которым мы сейчас и знаем город, Балаклава. Название Балаклава имеет два перевода с татарского — «Рыбье гнездо» и «Рыбная погода».
Первое историческое упоминание о Балаклаве датируется 1 веком н.э. Плинием Старшим. Путешествуя по Тавриде (одно из первых названий Крыма, просуществовавшее до средневековья), описывает Балаклаву как рыбацкий поселок и местом сбора пиратов.
В конце 1-го века нашей эры, римское войско под предводительством Плавтия Сильвана победило Тавро- скифов под Херсонесом. После победы римляне возводят в Балаклаве храм Юпитеру и называют город Сюмболон.
В 145 году н.э. император Антонин Пий помогает правителям Херсонеса в сражениях с остатками Тавров и скифов, последние были отброшены в северную и восточную часть Крыма. В это время в Балаклаве усиливается крепость и упрочняется римское господство. Все важные должности занимают римляне, греки занимаются в основном торговлей. Римляне живут в Балаклаве до 240 года, в этом году они покидают территорию Таврии и передают город грекам.
В 1204 г. пала Византия и генуэзцы захватили торговые пути в Крым. В Балаклаве начинают строить крепость и защитные сооружения для охраны торговых судов, крепость носит стратегическое назначение, является ключом к столице, Херсонесу. В Балаклавской бухте постоянно несут дежурство военные корабли, готовые в любой момент отбить вражеское нападение.
В 1475 г. город, после долгой осады, пал под натиском Османской империи, летописцы приписывают к этому периоду появление первого упоминания названия Баликайя. И на долгие годы Османская империя закрепилась там.
В 1624 г. Балаклаву захватили казаки, город был частично разграблен, греческие поселения в городе практически не пострадали, Османские были разграблены и сожжены. Крепость и город казаки долго не удерживали, после разграбления вернулись с награбленным в свою столицу, на остров Хортицу.
В 1773 году 23 июня турецкие корабли были атакованы возле Балаклавы 2-мя русскими кораблями «Корона» и «Таганрог», и после 6 часов сражения турецкие корабли полностью разгромленные — отступили. Это была первая Русско-Турецкая Война и первая морская победа на Черном море, выигранная в меньшинстве она принесла большую славу Русскому морском флоту. После сражения Балаклава стала первым в истории портом Российского флота на территории Крыма.
В 1787 г. Балаклаву посетила Императрица Екатерина II, она писала, что Балаклава это ключ к Крыму и распорядилась обустроить военные укрепления.
В 1854 г., в октябре, в Балаклаву вошла эскадра Английского морского флота, после ожесточенного сопротивления часть оборонявшихся сдалась, часть сумев выбраться из окружения добралась до места базирования русской армии в Ялте. Те, кто сдался на милость победителей, были или убиты или занимались черновыми работами по восстановлению или обустройству города.
В 1855г. возле Балаклавы состоялось кровавое сражение, хотя русские войска не одержали в нем победы, боевой дух англичан был подавлен, с огромными потерями англичане удержали Балаклаву, а место сражения назвали «Долина смерти».
Во время пребывания англичан в Балаклаве, была отстроена первая деревянная набережная в городе, позже она стала называться набережной Назукина. Появилось множество торговых лавочек, ремесленников.
В это же время англичане начали строительство первой железной дороги в Крыму, она соединяла Сапун-гору с Балаклавой, протяженность составила практически 13 км.
На протяжении всего периода нахождения англичан, в городе все время было не спокойно, постоянные убийства, виселица не пустовала и на день. Английские матросы, по одному практически не перемещались по городу, а в окрестности выходили только группами, очень сильное было сопротивление местными жителями.
Уже в 1856 году порт в спешном порядке покидают англичане, город практически заново разграбили, а отстроенную железную дорогу разобрали и продали туркам.
В 1887 в городе была открыта первая гостинца «Гранд Отель» и через год князь Юсупов построил на противоположном берегу бухты охотничий домик, Балаклава набирает свою популярность.
В период 1-й мировой войны Балаклава была оккупирована Германией, потом перешла под интервенцию Франции и в двадцатые годы перешла под власть большевиков. Население города было не большое, с началом первой мировой войны около 400 человек. Город практически опустел.
В 1931 году было построено первое водолазное училище в СССР, город снова как феникс возрождался.
В период второй мировой войны оборону города держали практически год, русские войска оставили город практически стертым с лица земли.
В 1945 году город посетил английский премьер Уинстон Черчилль, с коротким визитом, почтить память войнам погибшим в «Долине смерти».
В 1953 — 63 гг. в Балаклаве построена под скалой база для подводных лодок, секретное название — «Объект 825 ГТС», одно из монументальных сооружений СССР. Там находились тактические подводные лодки с ядерным вооружением.
В 1957 г. Балаклаву из-за секретности объекта перевели под юрисдикцию г. Севастополь.
В 1990, после распада СССР, Балаклава вошла в состав Украины, секретный бункер был разграблен, корабли РФ, были передислоцированные на другие базы РФ.
В 2014 году Балаклава вместе с Крымом вошла в состав РФ и получила новый виток своей истории.
Балаклава на карте Крымаwww.krym4you.com
История Балаклавы — Путешествие по Крыму
История Балаклавы – древнего крымского города, которому в 2004 г. исполнилось 2500 лет, удивительна. Название «Балаклава» восходит к тюркскому «балык-ювэ», что в переводе означает «сачок для рыбы, рыбье гнездо». В самом центре города находится знаменитая Балаклавская бухта. Гладь воды в ней настолько ровная,что словно «налита до краев». У выхода из бухты – скала Крепостная с руинами крепости Чембало. На противоположном берегу – гора Таврос, внутри которой находится бывший подземный завод для подводных лодок, нынче музей.
Тавры в Балаклаве
Название горы напоминает о древнейших обитателях этих мест – о племенах тавров. Они облюбовали отроги Главной гряды Крымских гор приблизительно в 8 в. до н.э. «Таврос» в переводе с греческого — «горец».
Племена тавров занимались скотоводством, земледелием и морским разбоем. Сюда, в эту бухту заманивали они, зажигая костры, греческие корабли, пленных убивали ударом дубины по голове, черепами украшали частокол вокруг жилищ, а кровь проливали на алтарь богини Девы. Некоторые историки считают, что к кровожадным таврам попал хитроумный Одиссей – легендарный герой поэмы Гомера «Одиссея». Вот как описывает Гомер бухту в 10-й песне поэмы:
В славную пристань вошли мы:
Ее образуют утесы,
Круто с обеих сторон подымаясь
И сдвинувшись подле
Устья великими, друг против друга
Из темныя бездны
Моря торчащими камнями,
Вход и исход заграждая.
…там волн
никогда ни великих, ни малых
нет, там равниною гладкою
лоно морское сияет.
Гомер рассказывает, что корабли Одиссея вошли в бухту, моряки сошли на берег и попали в плен к великанам племени лестригонов. Лестригоны были людоедами, и всех греков постигла страшная участь, только Одиссей бежал. Если допустить, что Гомер описал балаклавскую бухту, то лестригонами он называет таврские племена.
Балаклава в средние века
Предположительно с 5 века до нашей эры на берегах этой бухты появилось греческое поселение. Из глубины веков дошло до нас греческое название этой бухты – Сюмболон-Лимне (гавань символов). Историки считают, что из-за невозможности найти вход в бухту в темное время суток древние обитатели зажигали костры на ее берегах. Эти костры и были символами бухты.
Во II-III веках н.э. в окрестностях Балаклавы базировался римский военный лагерь, что позволили установить археологические раскопки 1992-1999 годов. В 1996 г. совершенно случайно, при строительстве дома, было обнаружено древнеримское святилище Юпитера Долихена с богатым кладом медных и серебряных монет. В начале 14 в. здесь появились генуэзцы. На высокой скале над бухтой они строят крепость Чембало.
В конце 15 века (в 1475 г). Крым был захвачен турками. Пришли они и сюда и, увидев красивую узкоустую бухту, кишащую рыбой, дали ей имя Балык-юва (рыбье гнездо). Именно это название дошло до наших дней, только русские взамен тюркского произношения стали говорить так, как было удобнее, — Балаклава.
Балаклава входит в состав Российской империи
Турки владели Крымским побережьем до конца 18 века. В 1783 г. Крым был присоединен к Российской империи. Для защиты новых земель в Балаклаве Указом Екатерины II создается пограничный греческий батальон. Греки помогали России в войне с Турцией и, боясь мести турок, переселились на новые русские земли. Четыре года спустя, в 1787 г., императрица предпринимает путешествие в Тавриду. В ее огромной свите были австрийский император Иосиф II, генерал-губернатор Новороссии Григорий Александрович Потемкин, дипломаты европейских государств.
Побывав в Севастополе, императрица направилась в Балаклаву. В окрестностях Балаклавы путешественников встретил конный отряд амазонок (100 гречанок, жены офицеров). Всадницы были одеты в курточки из зеленого бархата, обшитые золотым галуном, малиновые бархатные юбки, белые тюрбаны со страусиными перьями. Командовала ротой жена офицера балаклавского греческого батальона Елена Ивановна Сарандова. Екатерина присвоила Сарандовой чин капитана амазонок, и сказала: «Я довольна вами, амазонский капитан».
Известные личности в Балаклаве
Этот маленький городок видел среди своих гостей не только русскую императрицу Екатерину II, но и премьер-министра Великобритании в годы II Мировой войны Уинстона Черчилля, русских поэтов, художников, музыкантов, артистов. Балаклава продолжает и сегодня привлекать политиков и творческих людей.
Вплоть до конца 19 в. Балаклава была небольшим малоизвестным пограничным городком. В конце 19 века Балаклава начинает развиваться как курортное местечко — появляются дачи аристократов и новые гостиницы. В начале 20 века сюда приезжают отдыхать и представители русской интеллигенции. Полюбил и прославил Балаклаву известный русский писатель Александр Иванович Куприн..
Балаклава — закрытый город
В годы «холодной войны» появился уникальный секретный объект – подземный ремонтный завод для подводных лодок. Именно поэтому еще 2 десятилетия назад немногие из гостей Крыма слышали название Балаклава.
Въезд сюда был запрещен, а сам город не наносился на карты. После распада СССР начался процесс демилитаризации Балаклавы, и город быстро развивается как туристско-рекреационный центр. Население Балаклавы 23 тыс. человек. Город является центром Балаклавского муниципального округа г. Севастополя.
Балаклава сегодня
С каждым годом увеличивается число отечественных и иностранных туристов, посещающих этот уголок Крыма. В 2004 г. во время празднования 250-летия города, была проведена капитальная реконструкция набережной, появился новый памятник Лесе Украинке на пл. 1 Мая.
Появились в Балаклаве новые гостиницы и рестораны. Все предприятия питания здесь специализируются на приготовлении рыбных блюд и блюд из морепродуктов. Наиболее известные и популярные среди туристов: ресторан «Избушка рыбака», ресторан «Балаклава», почетными гостями которого в разное время были Б. Ельцин, киноартисты Г. Куценко, Н. Караченцев, режиссер Алла Сурикова, журналисты Николай Сванидзе и Леонид Парфенов. Пользуется популярностью и таверна яхт-клуба «Золотой символ».
Каждое лето Балаклава становится огромной съемочной площадкой (здесь снимались ленты «Водитель для Веры», «Сафо», «Танкер Танго», «Девятая рота», «Шик», многие музыкальные клипы, включая ролик на песню Александра Рыбака «Небеса Европы»). В городке ежегодно проводятся фестиваль бардовской песни «Балаклавские каникулы», международный фестиваль молодежной музыки «Жемчужный рай» и др. При желании вы всегда можете посмотреть на набережную Балаклавы онлайн.
www.grifon-tur.ru
Краткая история Балаклавы — города Крыма
В 1261 году генуэзцы (главные торговые конкуренты венецианцев) заключили военный союз с императором Никеи, который захватил Константинополь, изгнал оттуда «латинян» и восстановил Византию. Генуэзцы получили монопольное право торговать на Черном море.
В 1357 генуэзцы начали возводить крепость у Балаклавской бухты, которая получила название Чембало (искажение греческого слова Сюмболон).
Одной из первых построек, возведенных генуэзцами недалеко от Чембало является православный храм 12 апостолов, сохранившийся до наших дней.
Несмотря на то , что Чембало была важным форпостом Генуи в Крыму, ее положение не было прочным. В 1433 году бунт греческого населения Балаклавы против генуэзской колонизации поддержало княжество Феодоро. Почти год восставшие удерживали крепость и город в своих руках, и только в июне 1434г. шеститысячное войско генуэзцев ,прибывшее на судах из Генуи сумело подавить восстание и вернуть Чембало.
В 1453 году под ударами Османской империи пала Византия. После 1453г. генуэзцы были вынуждены платить дань туркам и крымскому хану. Управление генуэзскими колониями в Крыму переходит Банку Святого Георгия. В 1475 году к берегам Крыма прибыла турецкая армада из почти 500 кораблей, с армией численность в 30 тысяч воинов. Крепость Чембало турки захватили без боя ( ее гарнизон во главе с консулом предпочел «ударится в бега»). С этого момента в истории Балаклавы начинается турецкий период Балаклава получает новое имя «Балыклагы» , что означает «рыбное место, гнездо».
На короткое время летом 1625г. запорожские и донские казаки захватили Балаклаву, но вскоре поторпели поражение в бою с турецким флотом.
В 1771 году Чембало была сдана без боя армии кязя Долгорукова.
В XVIII веке Балаклавская бухта стала первым пристанищем российских кораблей ,перебазировавшихся в Крым еще до официального присоединения его к России. Первым русским офицером, занявшимся укреплением Балаклавской бухты стал Федор Федорович Ушаков ( в то время командир 16-ти пушечного корабля «Морея»)
В 1774г. подписав с Россией Кючук-Кайнарджийский мирный договор, Турция признала независимость Крыма, а в апреле 1783 года Екатерина II подписала манифест о присоединении Крыма к России.
В годы Крымской войны 1854-1855г. в Балаклаве располагались английские войска. Англичане построили в Балаклаве первую в Крыму железную дорогу. В городке появлялись магазины ,гостиницы, увеселительные заведения. По обеим сторонам бухты сооружались пристани.
13(25) октября 1854 г. в Балаклавской долине произошло знаменитое сражение, получившее название Балаклавского, в ходе которого англичане потеряли большую часть легкой кавалерии, в которой служили отпрыски знатнейших фамилий Британии.
14 ноября 1854г на Черном море разразилась невиданной силы буря, которая потопила не менее 30 и нанесла сильные повреждения не менее 40 кораблей союзников и стала причиной возникновения легенды о «золоте Черного принца» и в последствии основании 17 декабря 1923 года Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).
crimea-voyage.info
БАЛАКЛАВА: ИСТОРИЯ БЫВШЕГО СЕКРЕТНОГО ОБЪЕКТА
БАЛАКЛАВА: ИСТОРИЯ БЫВШЕГО СЕКРЕТНОГО ОБЪЕКТА
Колесов П.А. 11
Лаханов Ю.Н. 11
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Вхождение Крыма в состав России в мире оценивается неоднозначно. Во многих западных государствах это событие рассматривается как акт оккупации Россией полуострова Крым. Игнорируется воля большинства крымчан, проголосовавших на референдуме за воссоединение с Россией.
В современном мире присоединение Крыма к России — самый актуальный вопрос. 18 марта 2014 г. был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России, в соответствии с которым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты— Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Владимир Познер в своем интервью сказал, что «никакого экономического интереса Крым не представляет. Дело в городе Севастополе, где расположен российский Черноморский флот. Вот что имеет большое значение»[9]. По мнению специалистов, Черноморский флот не может тягаться по мощи с Тихоокеанским, а уж тем более с Северным. Но в историческом плане существование российского флота на Черном море, по словам доктора исторических наук Андрея Союстова, себя полностью оправдывает и будет оправдывать[10].
«Во-первых, это средство, которое могло позволить державе прибрать к рукам черноморские проливы и — вековечная мечта — выбраться в Средиземное море из бутылки черноморского бассейна. Второе — это всегда та сила, что препятствует неприятелю добраться до наших южных границ кратчайшим путем, по морю» [10]. Автор данной работы целиком и полностью согласен с мнением тех ученых и публицистов, которые считают, что Крым был и является стратегической базой России в Причерноморье. В Крыму находятся немало таких объектов, которые могут усилить обороноспособность нашего государства. Одним из таких объектов является Балаклава.
Летом 2014 г. мы посетили ряд мест на Крымском полуострове. Экскурсии произвели на меня огромное впечатление. Особенно поразил город Балаклава, а именно секретный объект 825, историю которого я постарался отобразить в данной работе.
После распределения кораблей и баз Черноморского флота, Балаклава вместе с заводом досталась Украине. Но сегодня наша страна получила весь Крым, а значит, и Балаклаву в состав Российской Федерации.
Научное исследование мы посвящаем «Объекту 825 ГТС». Поскольку многие архивные документы до сих пор засекречены, нам пришлось собирать информацию по крупицам. Кроме того, летом мы с семьей съездили в Крым, чтобы посетить Балаклаву и на месте узнать некоторые подробности.
Цель работы: определить место секретного «Объекта 825 ГТС» в историческом и современном аспектах.
В соответствии с целью работы мы определили задачи исследования:
-
Проследить историю селения Балаклава с древности до наших дней.
-
Исследовать историю секретного объекта Балаклавы с 1953 по 2014 годы.
-
Сопоставить полученные данные с результатами практических наблюдений.
-
Охарактеризовать современное состояние и перспективы развития балаклавского объекта.
Перспективы исследования.
В процессе проведения исследования нами были изучены документальные материалы, обобщены и систематизированы сведения по личным наблюдениям, анализу документальной литературе, Интернет-ресурсам, СМИ.
Материал работы можно использовать в качестве дополнения на уроках истории, обществознания, географии.
Все фотографии сделаны автором работы.
Глава 1. Из истории местечка Балаклава
Балаклавская бухта – уникальное творение природы. Узкой лентой вдается она в глубину суши, отделяясь от моря узким входом. При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов. Поэтому со стороны открытого моря гавань не видна. За право обладать удобной Балаклавской гаванью непрерывно боролись азиатские и европейские народы
Первый исторический народ Крыма, оставивший следы своего пребывания на древней земле Балаклавы именуется таврами. Античные писатели характеризуют тавров как дикий народ, приносящий человеческие жертвы.С Балаклавой связан один из знаменитых мифов древней Греции – о посещении Одиссея страны лестригонов (так называл тавров Гомер).
Первое историческое упоминание о Балаклаве датируется 1 веком н.э. Плинием Старшим. Путешествуя по Тавриде (одно из первых названий Крыма, просуществовавшее до средневековья), описывает Балаклаву как рыбацкий поселок и местом сбора пиратов[ 6, 21].
В конце 1-го века нашей эры, римское войско под предводительством ПлавтияСильвана победило Тавро- скифов под Херсонесом. После победы римляне возводят в Балаклаве храм Юпитеру и называют город Сюмболон.
В 145 году н.э. император Антонин Пий помогает правителям Херсонеса в сражениях с остатками Тавров и скифов, последние были отброшены в северную и восточную часть Крыма. В это время в Балаклаве усиливается крепость и упрочняется римское господство. Все важные должности занимают римляне, греки занимаются в основном торговлей. Римляне живут в Балаклаве до 240 года, в этом году они покидают территорию Таврии и передают город грекам.
В 1204 г. пала Византия и генуэзцы захватили торговые пути в Крым. В Балаклаве начинают строить крепость и защитные сооружения для охраны торговых судов, крепость носит стратегическое назначение, является ключом к столице, Херсонесу. В Балаклавской бухте постоянно несут дежурство военные корабли, готовые в любой момент отбить вражеское нападение.
В 1475 г. город, после долгой осады, пал под натиском Османской империи, летописцы приписывают к этому периоду появление первого упоминания названия Баликайя. И на долгие годы Османская империя закрепилась там.
В 1624 г. Балаклаву захватили казаки, город был частично разграблен, греческие поселения в городе практически не пострадали, Османские были разграблены и сожжены. Крепость и город казаки долго не удерживали, после разграбления вернулись с награбленным в свою столицу, на остров Хортицу.
В 1773 году 23 июня турецкие корабли были атакованы возле Балаклавы 2-мя русскими кораблями «Корона» и «Таганрог», и после 6 часов сражения турецкие корабли полностью разгромленные — отступили. Это была первая Русско-Турецкая Война и первая морская победа на Черном море, выигранная в меньшинстве она принесла большую славу Русскому морском флоту. После сражения Балаклава стала первым в истории портом Российского флота на территории Крыма.
В 1787 г. Балаклаву посетила Императрица Екатерина II, она писала, что Балаклава это ключ к Крыму и распорядилась обустроить военные укрепления.
В 1854 г., в октябре, в Балаклаву вошла эскадра Английского морского флота, после ожесточенного сопротивления часть оборонявшихся сдалась, часть, сумев выбраться из окружения, добралась до места базирования русской армии в Ялте. Те, кто сдался на милость победителей, были или убиты или занимались черновыми работами по восстановлению или обустройству города.
В 1855г. возле Балаклавы состоялось кровавое сражение, хотя русские войска не одержали в нем победы, боевой дух англичан был подавлен, с огромными потерями англичане удержали Балаклаву, а место сражения назвали «Долина смерти»[5, 58-69].
В период 1-й мировой войны Балаклава была оккупирована Германией, потом перешла под интервенцию Франции и в двадцатые годы перешла под власть большевиков. Население города было не большое, с началом первой мировой войны около 400 человек. Город практически опустел.
В 1931 году было построено первое водолазное училище в СССР, город снова как феникс возрождался.
Во время второй обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны Балаклава с ее удобной гаванью оказывается столь же привлекательной для немцев, как и для англичан в 1854 г. На ее захват немцы бросили 72-ю пехотную дивизию, поддержанную танками. Первый удар врага принял на себя батальон НКВД, прорвавшийся к городу 4 ноября 1941, а также бойцы 514-го стрелкового полка Приморской армии и морские пехотинцы. Понеся большие потери, защитники Балаклавы были вынуждены отступить в район Генуэзской крепости. Крепость Чембало вновь, как и в древности становится последним оборонительным рубежом Балаклавы. Защитники Генуэзской крепости, заняв 20 ноября оборону, за несколько месяцев отбили до 70-ти штурмов фашистов, не потеряв ни одного человека. Оборона Балаклавы длилась с 4 ноября 1941года по 29 июня 1942г. А в 1944 году, 15-16 апреля, советские войска вышли к оборонительным рубежам противника,и уже 18 апреля Балаклава была освобождена.
В 1945 году город посетил английский премьер Уинстон Черчилль, с коротким визитом, почтить память воинам погибшим в «Долине смерти»[8, 35-46].
После войны жизнь в Балаклаве круто изменилась. В бухте была размещена дивизия подводных лодок, и Балаклава превратилась в одну из секретнейших военных баз в стране. Размещенные в Балаклаве субмарины оснастили в 60-е годы ядерным оружием, а на западном берегу бухты был построен в толще скалы подземный завод по ремонту подводных лодок. В 1953 — 63 гг. в Балаклаве построена под скалой база для подводных лодок, секретное название — «Объект 825 ГТС», одно из монументальных сооружений СССР. Там находились тактические подводные лодки с ядерным вооружением[2, 240 ].
В 1957 г. Балаклаву из-за секретности объекта перевели под юрисдикцию г. Севастополь.
В 1990, после распада СССР, Балаклава вошла в состав Украины, секретный бункер был разграблен, корабли РФ, были передислоцированные на другие базы РФ. В марте 1995г. из Балаклавы была выведена последняя российская подводная лодка, а в 2003году ушла в Севастополь подводная лодка «Запорожье», принадлежащая Военно-морским силам Украины
В 2014 году Балаклава вместе с Крымом вошла в состав РФ и получила новый виток своей истории.
Невозможно описать все стороны истории Балаклавы. Для этого мы рекомендуем вам книгу Шавшина Владимира Георгиевича «Балаклава: Исторические очерки». В ней можно узнать более подробно обо всех периодах истории Балаклавы, вплоть до начала 90-х годов ХХ века[8,5].
Глава 2. История Балаклавской бухты и объекта 825 ГТС
Балаклава – небольшой городок на побережье Черного моря. Балаклавская бухта — уникальная бухта Чёрного моря, идеально подходящая для организации порта, базирования подводных лодок. Ширина бухты составляет 200-400 метров, а глубина не более 17 метров. Географическая уникальность бухты способствует отсутствию в ней штормов, что является отличным условием для швартовки. Благодаря уникальности входной части бухты — её извилистости она абсолютно незаметна со стороны открытого моря, что является огромной стратегической выгодой(Приложение 1).
Во времена Советского Союза, это было супер засекреченное место — база подводных лодок с уникальным заводом по ремонту подводных лодок , который был выдолбленный в скале Балаклавской бухты. Сейчас Балаклава, это база Черноморского военного флота и город, где сохранилось много интересных исторических памятников.
В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы— СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия.
Незадолго до своей смерти Иосиф Виссарионович Сталин утвердил комплексный план защиты от атомного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус— город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь[ 7].
Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз— со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок вождь рассматривал и визировал лично. Времени на размышления у него почти не оставалось: по данным советской разведки, в США уже развернулось бешенное подземное строительство. Под сколы и в шахты прятали командные пункты и баллистические ракеты, ангары и военные заводы: Целые города уходили в земные недра, ветвясь там, как кротовые норы.
В гонке вооружений Советский Союз не мог отставать от Соединенных Штатов. Летом 1957 года в Балаклаве появились специалисты Минспецмонтажа. В этом же году было создано специальное строительное управление №528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Все было настолько засекречено, что даже местные жители ни о чем не подозревали. Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-«малюток» (проект 615) и военный завод «Металлист» для их ремонта[8, 123].
Работы в горе Таврос велись круглосуточно, как у шахтеров, в четыре смены. Шаг за шагом, кубометр за кубометром, день за днем, год за годом. Общая выработка скального грунта превышала 25 тысяч кубометров. В толще западного утеса возникали рукотворные расщелины и пещеры, которые превращались в подземные дороги, причалы, шлюзовые камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты(Приложение 2).
В случае ядерной угрозы это подземное царство было рассчитано для укрытия 10 тысяч человек и целого дивизиона субмарин. В автономном режиме они могли находиться в течение 3 лет!
Подземный завод строился в противоатомном отношении I категории устойчивости с пробивкой скального грунта высокой степени защищенности и обеспеченности. Он имел большие производственные площади, в том числе сухой док и подводной канал для одновременного захода семи подводных лодок (как в надводном, так и в подводном положении). Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время.
Поэтому сосчитать количество лодок, на которых к тому же часто меняли бортовые номера, в Балаклаве было почти невозможно.
Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы [12].
Глава 3. Описание, внутреннее строение и назначение объекта
Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями(Приложение 3).
Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.
В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной — 8,5. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 130 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни — 22 метра.
Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим батопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью «закупоривать» подземный объект. Такой же батопорт, но только меньшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном положении, батопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку. Выход на северную сторону также перегораживался батопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось «пяти Хиросимам». Для смягчения ядерного удара все подземные сооружения, включая водный канал, имели закругленную форму.
По мнению военных «верхов», при гипотетическом ядерном взрыве в центре Балаклавы, помимо огненного шквала до нескольких тысяч градусов, огромных уровней радиации в десятки тысяч рентген, столб воды мог подняться на десятки метров, засосав в горло бухты сотни миллионов тонн воды и затопив все живое. Весь удар должен был принять на себя передвижной батопорт, который закрывал и открывал морской вход в подземный комплекс. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним — 26 метров. Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки могли подзарядить в заводе свои аккумуляторные батареи, пополнить запасы воды и топлива. Придя с боевой службы, субмарины могли пройти все необходимые виды техобслуживания, ремонта, а затем выйти в полном снаряжении из подземного комплекса.
В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока. Общая площадь всех подземных сооружений превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, был шире самой Балаклавской бухты. Отдельные помещения достигали высоты трехэтажного дома(Приложение 4).
В 1961 году Хрущев взял курс на сокращение Вооруженных Сил СССР. При посещении Севастополя и Черноморского флота Никита Сергеевич по-своему оценил уникальность подземного сооружения в Балаклаве. Масштабность и универсальность подземного комплекса настолько поразили Хрущева, что он приказал переоборудовать его под… склады для вина. И только благодаря настойчивым просьбам и неоднократным специальным докладам в ЦК КПСС Главнокомандующего ВМС СССР адмирала Кузнецова подземный завод по ремонту подводных лодок удалось достроить.
Трудно представить, как внутри огромной горы, состоящей из твердых мраморных пород, всего за четыре года продолбили 600-метровый канал. Ведь уровень канала на 7 метров ниже уровня моря! Какие инженерные технологии применялись для создания эго искусственного детища, до сих пор остается загадкой. Известно лишь, что первоначальные работы вели представители Черноморского флота СССР. Рабочей силой обеспечивал военный горно-подземный строительный батальон, а затем основные работы выполнил коллектив Московского метрополитена.
Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилища ядерных боеприпасов. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей. Западный выход из канала закрывался специальным сооружением — сборными железобетонными плитами толщиной 2 метра, длиной — 10 и высотой — 7 метров.
Весь подземный комплекс с мощной системой шлюзования и жизнеобеспечения является, пожалуй, единственным в мире историческим памятником инженерно-технического искусства времен «холодной войны». На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 год) никто из местных жителей даже не подозревал о существовании секретной штольни — «Объекта №825 ГТС», который официально назывался городской телефонной станцией.
Многие уже догадывались, почему Балаклава перестала быть климатологическим курортом, несмотря на очень жесткий режим секретности: въехать в бухту не могли даже коренные севастопольцы[6, 48]. Говорят, одного зеваку, случайно проехавшего свою остановку, сняли с автобуса при подъезде к бухте и едва не замордовали в застенках КГБ. А двое бывших рабочих, годами живших на одной лестничной площадке, только после горбачевской гласности узнали о том, что они трудились на одном и том же заводе, в одном и том же месте, но только в разных бригадах[8,67].
Глава 4. Балаклавский объект в 90-е годы
Военные «хозяйничали» в бухте вплоть до развала Советского Союза. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. Когда массивные противоатомные гермодвери «гостеприимно» распахнулись перед всеми желающими, «демилитаризацией» бухты занялись «хваткие хозяйственники»: откручивали, снимали и вывозили все, что могли. В подземные шахты ринулись толпы добытчиков лома цветных и черных металлов. Первым делом были похищены все чугунные крышки, закрывавшие всевозможные коммуникационные колодцы, смотровые люки, технологические шахты, тоннели, потерны и прочие переходы. В некогда засекреченный завод можно было без особых проблем въехать не только на грузовике, но и на небольшом подъемном кране. От бывших цехов, способных в кратчайшие сроки вернуть в строй покалеченную субмарину, остался один-единственный станок, который уже никогда не заработает: силовые кабели вырезаны до последнего метра, а все детали «ушли» на металлолом ( Приложение 5).
Относительно мало пострадали только уникальные фильтровентиляционные камеры и туалеты: редкий обыватель мог приспособить их в «хозяйственных» целях. Сантехника в подземных объектах, как и во всех бомбоубежищах, отличалась прочностью и простотой, но отнюдь не престижностью и комфортом. Говорят, из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла и «выкачали» не один миллиард гривен[11].
Сегодня о былой подземной мощи напоминает лишь облезлая надпись «Счастливого плавания!», расположенная, вероятно, на месте бывшей казармы. Подземные укрытия превратились в опасные тропы с коварными «волчьими ямами» почти на каждом шагу. В многочисленных помещения валяются и торчат металлические детали, не заинтересовавшие «кладоискателей», но вполне способные покалечить незадачливого туриста. Единственное, что не угрожает, — это электрический ток: от многокилометровых кабельных трасс осталось лишь воспоминание. Заброшенный южный батопорт под действием неких неведомых сил распался на две части, одна из которых свалилась в канал, перегородив вход. На изъеденном ржавчиной изломе видно, какую огромную работу проделали во время сборки этого батопорта, сколько стальных листов требовалось сварить и сшить (Приложение 4).
Глава 5. Современное состояние секретного объекта
На почерневших стенах подземного города еще можно увидеть следы от выжигания ворованного цветного металла. Грабеж бывших заводских цехов продолжался бы и по сей день, если бы военные не решили создать музей — «в назидание потомкам». Его немногочисленные сотрудники сразу же превратились в зорких стражей уцелевшего добра.
Весть о наличии в Балаклаве уникального подземного памятника быстро облетела все посольства, аккредитованные в России и Украине. Когда иностранные гости прибыли в бухту, они пришли в ужас и не поверили собственным глазам: неужели советский человек мог такое создать? В 2001-2012 годах в подземном городе бухты побывали посол Китая Ли Гиобанг, посол Италии Брунетти Гетц, посол Израиля Анна Азари… Говорят, что ведущий комментатор американской телекомпании Майкл Лафтин после выхода на поверхность не удержался и перочинным ножом выцарапал свое имя на стене бетонной патерни туннеля). Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля — графиня Кларисса.
В соответствии с планом международного «Трейд-клуба» подземный комплекс посетили торговые атташе и представители деловых кругов из 43 стран мира. После обзора бывшего подземного завода они предложили сделать из него музей «холодной войны». Чтобы превратить бывшие закрытые военные объекты в «открытую» зону туризма, нужно около полумиллиарда долларов. Именно такую цифру называют в Севастопольской городской администрации сторонники суперпроекта «Балаклава — международный туристический и рекреационный центр»[13].
Сегодня к осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. Экспонатами музея являются модели боевых кораблей и образцы техники и вооружений из Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, которое прекратило свое существование в 1993 году в результате распада СССР. Модели созданы курсантами и передавались в дар музею училища(Приложение 6).
Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников.
У входа в главную штольню предлагают воздвигнуть шестиэтажное здание в виде носовой части подводной лодки: там будут отведены места не только для демонстрации бывшей военной техники (ракет и торпед), но и для увеселительных заведений — ресторанов и дискотек. Архитектурно-художественное решение музейного комплекса задумано так, чтобы сохранить таинственность горы Таврос. Музейные экспозиции будут освещены под таким углом, чтобы создать видимость подземного пространства. Но сначала нужно решить проблему водной очистки бухты. Во многих местах дно покрыто многометровым слоем ила, в котором, кроме всевозможных отходов и шлаков, могли затаиться боевые снаряды и мины.
В недавнем интервью заместитель Председателя Правительства РФ по оборонной промышленности Дмитрий Рогозин высказал уверенность о том, что в в Крыму все оборонные объекты будут восстановлены и использованы по назначению. Не известна судьба Балаклавы. Если честно, мне бы хотелось, чтобы этот объект оставили под музей. Пусть будет мир. Не надо войны.
Заключение
Данное исследование мы посвятили секретному «Объекту 825 ГТС», находящемуся в городе Балаклава. Мы проанализировали и проследили историю этого секретного объекта с 1953 по 2016 годы. В целях получения более точной информации я посетил местечко Балаклава и сам секретный объект, изучил доступные документы, зафиксировал особо важные сведения с помощью фотоаппарата и аудиозаписи. Всё это дало возможность охарактеризовать современное состояние объекта и увидеть перспективы его
развития .
Секретный объект в Балаклаве – это уникальная постройка не только в истории нашего государства, но и всего мира.
Все поставленные в работе задачи были в основном выполнены
Была исследована история Балаклавы и ее секретного объекта, охарактеризовано современное состояние объекта и определены перспективы его дальнейшего развития.
Считаем, что данная работа будет интересна не только специалистам, но и обычным людям.
Многие вопросы остались за страницами исследования, однако надеюсь его продолжить в заданном направлении.
Список используемой литературы
-
Андреев А.Р., История Крыма.-М., 1997.- 254с.
-
Верхотуров Д.Н., Крым. Военная история: От Ивана Грозного до Путина.-М., 2014.-288с
-
Военно-энциклопедический словарь.-М., 2012.-506 с.
-
Грищенко К.Д. Новые базы ЧФ в Украине не появятся// Комсомольская правда.—№28 .-март 2012
-
Прохоров Д., Храпунов Н., Краткая история Крыма.- Симферополь., 2013.-400с.
-
Сухоруков В., Знаете ли вы Крым.- Симферополь., 2013.-324с.
-
Черкашин Н.А. Подземная гавань субмарин.Совершенно СЕКРЕТНО №8/147 — 2001г. Статья о знаменитом объекте №825 в Балаклаве.
-
Шавшин В.Г., Балаклава: исторические очерки., 2004.- 264 с.
-
Эхо Москвы: На Украине могут появиться новые базы Черноморского флота (радиоинформация)
-
www.pomnivoinu.ru/home/reports/1259/
-
virtual-sevastopol.ru/balaklava-muzei.html
-
http://anastgal.livejournal.com/909772.html
-
http://fishki.net/30823-7-zabroshennyh-chudes.html
-
http://www.viza-yalta.com/country.php
-
http://ru.wikipedia.org
-
http://www.youtube.c
Приложение 1
Географическое месторасположение Балаклавы (Крым)
Приложение 2
История создания объекта (редкие кадры–фото автора)
Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-«малюток» (проект 615) и военный завод «Металлист» для их ремонта.
Приложение 3
Вход в штольню и выход из неё (фото автора)
Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.
Огромная подземная бухта могла укрыть бригаду из 14 подводных лодок проекта 615 и три тысячи человек — население всей тогдашней Балаклавы.
Приложение 4
Внутри завода (фото автора)
Под землей довольно прохладно, температура около +12 градусов. Смотришь, как в канале плещется вода, и пытаешься представить себе, сколько же человеческого труда было когда-то затрачено на постройку всего этого!
В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей и автономно существовать 3 года.
Минно-торпедная часть комплекса. Здесь проверяли и обслуживали боекомплект подводных лодок, проводили регламентные работы, после чего доставляли мины и торпеды в арсенал.
505-метровый тоннель является наиболее масштабной частью объекта.
Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы
Выход при необходимости перекрывался батопортом (плавучим затвором судопропускного сооружения), вес которого достигал 150 тонн.
Приложение 5
(фото автора)
Когда гуляешь по основным коридорам, то с виду все хорошо, но стоит свернуть чуть в сторону…
Это заброшенный темный коридор, сохранившийся с 50-х гг.
Приложение 6
(фото автора)
Головная часть торпеды.
Макет дизельной подлодки проекта 613 в разрезе.
Действующая радиоуправляемая модель противолодочного корабля.
В одном из стендов
Модель современного корабля
Вход в подводную лодку
Фотофакты (авторские фотографии)
1-2.Вход в секретный объект. Можно проехпть на катере, но мы пошли пешкоь, чтобы дучше увидеть и прочувствовать.
Торпеда и тележка для перевоза торпед
Туннели, по которым проплывали подлодки.
Карта Балаклавской бухты с военными обозначениями
Торпеды лежат на тележке, которая стоит на специальном вращающемся перекрёстке.
Пульт управления и рабочие готовы к загрузке торпеды
Одна из подводных лодок.
Моряки проверяют: всё ли сделано правильно.
Место, откуда в море ночью выплывали подводные лодки.
Просмотров работы: 782
school-science.ru
История Балаклавы | Отдых в Балаклаве
Судьба этого города удивительна! Несмотря на то, что Балаклава – довольно небольшой городок, история ее, наполненная бесчисленной чередой драматических событий, уходит глубоко в прошлое, на века и тысячелетия. Каких только народов и цивилизаций ни повидали эти скалы и прибрежные склоны! За право обладать удобной Балаклавской гаванью непрерывно боролись азиатские и европейские народы.
«Каких последов в этой почве нет!
Для археолога и нумизмата —
От римских блях и эллинских монет
До пуговицы русского солдата!..»
— так говорит поэт Максимилиан Волошин о Балаклаве.
Балаклава, по мнению некоторых ученых, впервые упоминается Гомером в «Одиссее», а точной даты ее основания не известно. Однако, это не помешало жителям и гостям города в 2004 году отметить 2500-летний юбилей Балаклавы.
Античный период. Сюмболон – Ямболи.
У древнегреческих, а затем византийских историков Балаклавская бухта упоминается под именем гавани Сюмболон (Симбалон, Символон) лимне – Гавань символов, предзнаменований.
Благодаря удобному расположению, окрестности Балаклавской бухты издревле привлекали человека, как удобное для поселения место. Археологи обнаружили у Балаклавы, около бухты следы раннетаврского поселения (около VIII в. до н.э.), а именно осколки керамики, кремневые ножи треугольной формы, посуду, что позволило отнести это поселение к этапу ранней таврской культуры.
Удобство гавани привлекло сюда и греков, и римлян, которые постепенно вытеснили тавров. В 60-е годы I века н. э. римская армия под командованием легата Плавтия Сильвана разгромила совместные войска тавров и скифов, осадившие Херсонес. Вскоре после этого римские гарнизоны обосновались в Херсонесе, военный лагерь появился и в гавани Сюмболон. На территории Балаклавы найдено множество монет, херсонесских и римских относящихся к этому и более поздним периодам. Археологи обнаружили несколько римских построек. Особенно примечательны комплекс, видимо административно – военного назначения (названный археологами — «казенный дом»), представляющий собой одноэтажное девятикомнатное здание, крытое черепицей с клеймами легионов, а также храм, посвященный Юпитеру Долихену.
Позднее, в V-VII вв., Балаклава представляет собой греческий поселок Ямболи – опорный пункт Византийской империи, защищающий пути к территориям империи. Название Ямболи происходит от первоначального Сюмболон, являясь его искажением.
Форпост и колония итальянской Генуи. Чембало.
Дальнейшая судьба Балаклавы тесно связана с итальянской республикой Генуя, которая ведя ожесточенную борьбу с Византией, Венецией и татаро-монголами за влияние над торговыми путями, связывающими страны Западной Европы с Востоком, образовала в Балаклаве одну из своих колоний в Крыму. Самым ярким свидетельством и памятником, сохранившимся до наших дней, являются величественные остатки генуэзской крепости Чембало (Cembalo) на Восточном мысу над выходом в бухту. Такое название крепости было перенято генуэзцами от греческого названия Ямболи. Кроме того, вполне возможно, что не только название было заимствовано, но и сама крепость возводилась с использованием укреплений, ранее сложенных греками.
Крепость состояла из Верхнего города – города Святого Николая – административная часть Чембало и Нижнего города или крепость Святого Георгия, окруженного крепостными стенами с тремя башнями с узкими бойницами. В каждом городе – верхнем и нижнем – власть находилась в руках комендантов, которым подчинялись солдаты находящиеся в карауле. Гарнизон, с помощью которого генуэзцы удерживали власть над местным, в основном греческим, населением состоял (по Уставу 1449 г.) из 40 стрелков, вооруженных баллистами.
В первой половине XVв. происходит столкновение интересов Генуи с крымским княжеством Феодоро за влияние над этой частью приморской территории. Эпидемия чумы, вспыхнувшая в 1429г. и засуха 1428-1430гг. привели к резкому ухудшению экономического положения местного населения и недовольству правлением генуэзцев. Осенью 1433г. в Чембало началось народное восстание, скорее всего подготовленное при помощи князя Феодоро Алексея. В результате власть в городе перешла к князю Алексею. Восстание было жестоко подавлено лишь летом 1434г. при помощи эскадры кораблей, вызванной из Генуи под командованием Карло Ломеллино, который привел в Чембало шеститысячный отряд. Практически все защитники крепости были перебиты. Генуэзцы пощадили только князя Алексея и его ближайшее окружение.
Османское завоевание. Балык – юве.
В 1453 году господство над проливами, ведущими к Черному морю получила Османская империя, захватившая Константинополь. Пути, по которым в колонии могла прийти помощь, оказались перекрытыми. Генуэзцам пришлось платить дань и туркам, и крымскому хану. А, позже, приложить огромные дипломатические усилия, чтобы получить разрешение султана на проход генуэзских судов через проливы. Воспользовавшись этим, генуэзцы пытаются заключить союз с Феодоро, Молдавией, сблизится с крымским ханом.
В это время в Чембало реконструируются куртины и башни, стены нижнего и верхнего города. Эти работы были завершены в 1467 году.
Тем не менее, в 1475 году турки-османы захватили княжество Феодоро, итальянские и греческие владения в Крыму, генуэзские колонии, в том числе и Чембало, дав ей новое название — Балык-юве (Рыбье гнездо или садок для рыб). В некоторых источниках оно переводится как Балык-кая (хая) — рыбная скала. Генуэзцев захваченных при завоевании колоний вывозят в Константинополь, Часть генуэзцев, ушедшая в горы, смешалась с местным населением. Во время турецкого господства, Балаклава, Инкерман и Чоргунь (Чоргуна) входили в Мангупский Кадалык (округ).
В крепости разместился турецкий гарнизон, томились в заключении неугодные крымские ханы.
Летом 1625 года во время крупного совместного похода запорожские и донские казаки захватили несколько приморских городков, в том числе и Балаклаву. Однако долго удержаться в захваченных городах им не удалось, они были разбиты турецким флотом в последующих сражениях. Потеряв убитыми около 800 запорожцев и 500 донцов, казацкие войска вернулись в свои поселения. Ко второй половине XVIII в. Балаклава постепенно приходит в запустение.
Российская империя. Балаклава.
В ходе упорной борьбы Российской империи за выход к Черному и Азовскому морям и последовавших русско – турецких войн, 23 июня 1773 года произошел морской бой, известный в истории под названием Балаклавского. Два русских корабля — «Корон» и «Таганрог» атаковали турецкую эскадру из 4-х кораблей. После упорного шестичасового боя турецкие корабли, получив сильные артиллерийские повреждения, стали спасаться бегством. Балаклавский бой стал первой и далеко не последней победой российского флота на Чёрном море.
В Балаклавской бухте швартовались русские суда еще до официального присоединения Крыма к России. Сам А. В. Суворов, оценил достоинства Балаклавской бухты для базирования флота и возведения оборонительных сооружений. Вместе с Ф. Ф. Ушаковым они немало сделали для укрепления Балаклавы.
Военные неудачи Турции вынудили ее пойти на уступки. Подписанный в Карасубазаре (г. Белогорск) договор России с крымским ханом подтолкнул турок к заключению в 1774 году мирного Кючук-Кайнарджийского договора, по которому, Крымское ханство объявлялось независимым от Турции. В Крыму и на Кубани, освобожденных от турецкого господства, обосновались российские войска под командованием великого русского полководца А. В. Суворова.
После присоединения Крыма к России в 1873г., по приказу Екатерины II («Балаклаву, исправя как оная есть и содержа ее поселенными тут греческими войсками…») в городе был размещен Греческий батальон Балаклавы, сформированный из греков островов Архипелага, участвовавших в боевых действиях на стороне России во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Греки несли кордонную службу на Черноморском побережье Крыма, принимали участие в русско-турецких войнах и в Крымской войне 1853-1856 гг. Батальон состоял из трех рот. Всего в нем служило 1194 человека — мужчин, в 30-х гг. — 1379 солдат и офицеров. Штаб батальона располагался в Балаклаве. Грекам были выделены наделы вблизи Балаклавы, которые затем были закреплены в пожизненное пользование.
Во время путешествия Екатерины II в Крым для осмотра «драгоценной жемчужины своей короны» в 1787 году, у Балаклавы императрицу встречало «амазонское войско» из ста балаклавских гречанок-всадниц под командованием жены капитана Греческого батальона Елены Ивановны Сарандовой.
В 1808 году в Балаклаве появились таможня и карантин, но широкого развития как торговый порт город так и не получил, слишком большой была конкуренция со стороны других крымских портов. В то время через город проходила всего одна улица, не имевшая никаких достопримечательностей, а жителей было немногим более тысячи.
В Крымскую войну 1853 – 1856гг., в период первой обороны Севастополя, Балаклава была базой английской армией. После сражения на Альме проигранного русскими, часть британских войск, не встречая сопротивления, направилась к Балаклаве. Однако когда авангард британской армии вошёл в город, он неожиданно для них был обстрелян огнем из генуэзской крепости, где занял оборону полковник Манто и около 110 солдат греческого батальона. Англичане открыли ответный огонь по городу, как с суши, так и с моря. Сопротивление мортирной батареи защитников продолжалось до тех пор, пока у них не закончились снаряды. Героический гарнизон оказывал сопротивление до последнего. Англичане были поражены храбростью солдат защищавших Балаклаву.
13 (25) октября 1854г. в долине к северу от Балаклавы произошло Балаклавское сражение, в котором русская армия стремилась овладеть английским лагерем и этим лишить англичан снабжения. В этом сражении была совершена атака лёгкой британской кавалерийской бригады, вошедшая в историю как пример наивысшей и, одновременно, безумной храбрости. Место битвы впоследствии получило название Долина Смерти, а в 1856 году британцами там был установлен памятный знак. Там же находится английское кладбище, которое в 1945 году после Ялтинской конференции посещал Уинстон Черчилль.
Британская армия и флот обосновались в Балаклаве со всеми удобствами. Они проложили железную дорогу, ранее не виданную в Крыму, построили первую набережную из древесины на месте современной набережной, магазины, гостиницы, увеселительные заведения. Также был проведен водопровод и построены шоссейные дороги. Балаклаву даже стали называть «Маленький Лондон». Под скалами Балаклавы во время шторма разбился легендарный английский фрегат «Черный принц» на котором, по преданиям, находилось золото, предназначенное для выплат жалования британцам. Это золото, ставшее предметом поиска многих экспедиций со всего мира, до сих пор не найдено и продолжает волновать современных искателей сокровищ.
Именно в Балаклаве в период Крымской войны, согласно легенде, появилась вязаная шапка «балаклава» известная на весь мир. Британцы так сильно мёрзли под городом Балаклавой, что изобрели вязаную шапку с аналогичным названием.
С конца XIX века Балаклава развивается как курорт. Строятся дачи князей Юсупова и Гагарина, графа Нарышкина, князя Апраксина и других представителей российской знати и бомонда. Были открыты первая гостиница, грязелечебница, в 1896 году построена электростанция, организована телефонная связь. В 1911 г. в Балаклаве насчитывалось четыре церкви. Население составляло 2500 человек. Работали училища и церковно-приходская школа, почтовая станция, кинотеатр, больница, библиотека, городской клуб, драмтеатр, буфеты.
Основным занятием жителей Балаклавы оставалось сельское хозяйство и рыболовство. Рыбаки — греки ловили кефаль, макрель, султанку, белугу, сельдь, камбалу.
Советский период Балаклавы.
Во время гражданской войны 1917 – 1922/1923гг., после подписания большевиками и их соратниками Брестского мира, Балаклава оказалась в зоне германской оккупации, а после вывода войск Германии — в зоне интервенции Франции. После оставления Крымского полуострова частями белой Русской армии в Крыму была установлена советская власть в ноябре 1920 года.
С 1921 года Балаклава — центр Балаклавского района Крымской автономии.
О годах Великой Отечественной войны в Балаклаве напоминают многочисленные оборонительные сооружения и памятники. Оборона Балаклавы от штурмов разъяренных гитлеровских войск продолжалась с сентября 1941 до июня 1942 года — город был оставлен только 30 июня 1942 года. Балаклава была освобождена от захватчиков в апреле 1944 года в результате Крымской операции. Невозможно, в пределах краткого обзора, описать подвиги и героизм советских воинов и простых мирных граждан, защищавших и освобождавших город. Для этого мы рекомендуем вам книгу Шавшина Владимира Георгиевича «Балаклава: Исторические очерки» — Симферополь, Таврия, 1994. В ней Вы сможете узнать более подробно обо всех периодах истории Балаклавы, вплоть до начала 90-х годов ХХ века.
В 1957 году Балаклава вошла в состав города Севастополя, став центром самого большого его района — Балаклавского, оставшись стратегическим военно-морским пунктом СССР. В 1953—1963 годах в Балаклаве был построен подземный завод для ремонта и обслуживания подводных лодок — «Объект 825 ГТС». Также был построен «Объект 820» для хранения и подготовки к боевому применению 6 видов ядерного оружия. Он находится внутри скалы на западном берегу бухты и имеет также выход со стороны моря. Завод не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт, он мог вместить до трех тысяч людей и обладал развернутой системой жизнеобеспечения. В завод одновременно вмещается до семи подводных лодок. Сейчас в этом величественном объекте находится музей подводных лодок с непередаваемой атмосферой подземных штолен времен холодной войны.
Современная Балаклава – курортный город, где ежегодно проводятся различные музыкальные и исторические фестивали, находят пристанище суда и яхты различного класса и калибра, располагаются на отдых тысячи туристов, а рано по утрам, для выхода в море на лодках и катерах, на набережной собираются азартные любители рыбной ловли. Балаклава — это также виноградники и работники агрофирмы «Золотая балка», выращивающие виноград и производящие вина. Этот город влечет к себе многообразием форматов и источников впечатлений, переплетением сюжетов истории и небывалых красот заповедной природы.
oleg-balaklava.com
История Балаклавы, Крым
История Балаклавы, Крым, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.
История Балаклавы насчитывает около 3000 тысяч лет, точной даты основания города назвать трудно. Известно, что берега бухты были плотно заселенны еще с древних времен.
По свидетельству греческих, польских и арабских летописцев, город был известен далеко за пределами Крымского полуострова. Возможно, на территории современного города находился порт листригонов Ламоса (известный из древнегреческих мифов как место великанов-людоедов, с которыми сражался Одиссей во время своих путешествий).
В VI столетии до н.э. было основано Херсонес, вокруг Балаклавской бухты также существовал поселок, который в переводе с греческого назывался «порт предзнаменований» — Сюмболон Лимен.
Совершенно новый период, Римский, начался с 63 года до н.э. после завоевания Малой Азии и Балканского региона Римской империей. В этот период город процветал, стал известным центром торговли. Но мирный период длился недолго. С III начинается великое переселение народов на полуостров Крым, куда кинулись бесстрашные полки гуннов и готов. Начиная с VI столетия, Балаклава принадлежала Византийской империи.
В 1357 году в Балаклаве было возведено великолепную крепость Чембало (от названия Сюмболон) генуэзцами. Также спустя несколько лет недалеко от крепости было построено Храм 12 апостолов. Балаклава была важным стратегическим объектом Генуи, но в 1433 году греческое население Балаклавы начинает протест против колонизации Генуи. Повстанцы смогли целый год удерживать крепость и весь город, но в следующем году войско Генуи отвоевало Чембало в свои владения.
В 1453 году Османская империя разбивает великую Византию, и с 1457 года крепостью удалось завладеть турецкой армаде. С этого момента в городе начинается турецкий период правления. Название города изменено на «Балыклагы», что в переводе означает гнездо, рыбное место. Временами Балаклаву удавалось захватить запорожским казакам, но долго удерживать оборону им так и не удавалось.
В 1771 году методом дипломатии и подписания договоров Турция сдает город Балаклаву во владения князю Долгорукову. С этого времени знаменитая бухта стает важным пристанищем российского морского флота. Через три года турецкие власти признают независимость Крыма, а в 1783 году весь Крым присоединен к России (после подписания манифеста Екатерины II).
Во время Крымской войны город захватили англичане, которыми было построено первую в городе железную дорогу, магазины, центры развлечения и отели. Осенью 1854 года произошло известное Балаклавское сражение, в котором англичане потерпели поражение и потеряли значимую часть своей кавалерии. Через несколько недель поднялась большая буря, которая потопила корабли захватчиков. Данное происшествие породило легенду «золота Черного принца», для исследования которой было организовано Экспедицию подводных работ специального назначения.
Во время Великой Отечественной войны Балаклава стала важным объектом для фашистских войск. Для ее захвата было выделено 72-ю дивизию пехотинцев в сопровождении тяжелой артиллерии. Отечественные защитники потерпели поражение и перенеслись в район генуэзской крепости, которая исполнила роль важного оборонительного щита. Так в ноябре 1941 года советским войскам удалось отбить многочисленные атаки немцев без единой человеческой потери. Оборона длилась до 1942 года, а в 1944 Балаклава была полностью освобождена от фашистских захватчиков.
После окончания войны город превратился в секретную военную базу, а в Балаклавской бухте было организовано дивизию подводных лодок, которые содержали ядерное оружие. Также в толще скалы функционировал подземный завод по ремонту морского транспорта. Вход на территорию данного объекта был закрыт, и лишь с 1995 года было выведено последнюю подлодку России.
Сегодня, когда все военные тайны рассекречены и город приобрел статус курортного места, все больше туристов желают осмотреть живописную бухту, погулять по руинам генуэзской крепости, а также просто позагорать и искупаться в чистом теплом Черном море.
www.101hotels.ru
Балаклава. Крым
Балаклава, Крым
Один из прекраснейших городов Крыма, расположен недалеко от города-героя Севастополь, всего в 12 км, в одной из красивейших и спокойных бухт Крыма.
Географические координаты г. Балаклавы на карте Крыма N 44.5071, E 33.6020
Население города — 24 300 человек. Климат в городе умеренно-континентальный, переходящий в субтропический.
Город расположен на Юго-Западном побережье Крымского полуострова, в самой удивительной бухте в Крыму. Бухту практически со всех сторон окружает скалистый берег высотой до 600 метров, и изогнутая бухта выходит в открытое море.
Балаклавская бухта относительно узкая: от 200 до 500 метров в ширину и 1,7 км в длину. Глубина бухты — от 5 до 37 метров, во времена СССР была в некоторых местах искусственно углублена для скрытного подводного подхода подводных лодок. Скалистый берег бухты делает поворот, бухту практически невидно с моря. Когда на Черном море самая суровая погода, шторм гуляет в 4-6 балов, в бухте стоит штиль или легкое покачивание воды. Именно по этой причине в Балаклавской бухте находится самая большая стоянка яхт, лодок и катеров. В СССР в Балаклавской бухте под скалой Таврос находилась секретная база подводных лодок — «Объект ГТС 825». Объект мог выдержать прямое попадание ядерной бомбы и через некоторое время нанести ответный удар по противнику. До развала СССР объект был засекречен, а город был закрыт для посещения туристов.
Многие историки сходятся во мнении, что первое название Балаклавы — Ламос, свидетельство об этом можно найти в поэме Гомера «Одиссея». Народ, обитавший на этой территории в 6-5 веке до нашей эры, называют Лестригонами. В историю этот народ попал под названием Тавры, именно поэтому первое название Крыма, дошедшее до нас, было Таврия или Таврида.
Название «Балаклава» с татарского языка переводится как «рыбный мешок», это связанно с тем, что ближе к концу лета или в начале осени дельфины с моря загоняют в Балаклавскую бухту рыбные косяки, рыба, попавшая в западню, начинает метаться между скалами и дельфинами и становится легкой добычей. Местные рыбаки еще с незапамятных времен, зная эту особенность, умело расставляли сети и в сотрудничестве с дельфинами обеспечивали себя едой на целый год.
Достопримечательности Балаклавы обширны, несмотря на относительно небольшую площадь города. На входе в бухту с моря располагается Крепость Чембало, чуть ниже крепости стоит пограничный домик, именно в нем велись съемки фильма «Человек-Амфибия». Заходя в бухту, открывается чудесный вид на охотничий домик князя Юсупова, на противоположном берегу находится Христианский Храм 12 апостолов, ближе к морю расположена красивейшая набережная Назукина. С набережной открывается вид на основной вход в базу подводных лодок, теперь действующий музей. На самом выезде из Балаклавы находится один из лучших заводов Крымских шампанских вин — «Золотая Балка».
История Балаклавы, известная нам, началась в 6 веке до нашей эры и бурлила великими историческими событиями. Она наполнена известными именами и фамилиями вплоть до нынешних дней. История полна трагизма, великих побед и переплела огромное количество наций на столь небольшом участке суши и моря.
Одно из трагических событий, произошедших в Балаклаве, подарило миру головной убор, который и по сей день является актуальным в зимнее время года, особенно на горнолыжных курортах. Речь идет о маске в виде чулка с прорезями для глаз и рта, которую надевают на голову. Её часто называю «балаклава».
История её появления была связана с Крымско-Турецкой войной. На стороне турков против России воевали англичане, захватившие город. Английские войска остались на зиму в Крыму. Зима выдалась очень суровая, аномальные морозы и сильный морской ветер часто приводили к обморожению ушей и носа, особенно в ночное время суток. Пытаясь спастись от мороза, англичане придумали вязанную шапку с прорезями для глаз, ее они и назвали в честь города, в котором зимовали, — «балаклава».
Город Балаклава с его чудесной бухтой, хоть и насчитывает огромное количество лет Нашей истории, все равно остается вечно молодым и прекрасным городом Черноморского побережья Крымского полуострова.
www.krym4you.com