История древних цивилизаций: Фильм Древние цивилизации 1 сезон 1 серия

Содержание

Истории древних цивилизаций и средневековья

Контактные данные: 220050, г. Минск, ул. Советская 18, корп. 1, каб. 144.
Тел.: (+37517) 3278426. E-mail: [email protected]

Кафедра истории древних цивилизаций и средневековья была образована приказом ректора БГПУ профессора П. Д. Кухарчика № 97 от 19.10.2004 г. в результате раздела кафедры всеобщей истории. Её возглавил доктор исторических наук, профессор В. В. Тугай. Профессорско-преподавательский состав кафедры состоял из 7 человек: В. В. Тугай, кандидаты исторических наук, доценты А. П. Вахнина, В. В. Куницкий, О. И. Малюгин, Н. И. Миницкий, Е. Н. Сурта, кандидат исторических наук, старший преподаватель В. П. Скок. Кафедра обеспечивала чтение лекционных курсов и проведение семинарских занятий по следующим дисциплинам учебного плана: «История древних цивилизаций (ч. I-II)», «История средних веков», «Новая история стран Европы и Америки», «Новая история стран Азии и Африки», спецкурс «Этнокультурные процессы в Европе (II тыс.

до н. э. — VIII в. н. э.)». Старший преподаватель О. И. Малюгин читал курс «История первобытного общества. История Древнего Востока», доцент Н. И. Миницкий — курс по истории Древней Греции и Древнего Рима, доценты А. П. Вахнина, Е. Н. Сурта — курс медиевистики, кандидат исторических наук, старший преподаватель В. П. Скок — курс по новой истории стран Европы и Америки, доцент В. В. Куницкий — по новой истории стран Азии и Африки. В. В. Тугай разработал спецкурс «Этнокультурные процессы в Европе (II тыс. до н. э. — VIII в. н. э.), спецсеминар «Национальные меньшинства Беларуси».

Кафедра истории древних цивилизаций и средневековья является учебно-педагогическим и научным центром в Беларуси по изучению антиковедения, медиевистики, этнической истории, методологии истории. Усилиями профессора В. В. Тугая на кафедре создаётся белорусская научная школа по этнической истории.

Сотрудники кафедры взаимодействуют с коллегами из Московского, Санкт-Петербургского и Киевского университетов, с антиковедами и медиевистами из Мюнхена, Риги, Даугавпилса, Варшавы, Праги.

Доцент Е. Н. Сурта проходила научную стажировку в престижных университетах Германии, преподаватель В. В. Старичёнок находился в творческой командировке в США, где собирал материал для своего исследования по теме «Участие США в вооружённых конфликтах в 1989-2000 гг. в оценке американского общественного мнения ».

В 2000-2005 гг. на кафедре проводились исследования проблем методологии, в частности методов построения научного и образовательного исторического знания. В 2006 г. Н. И. Миницкий издал монографию «Методы построения научного и образовательного исторического знания». Главным результатом научной работы стало создание оригинальной практико-ориентированной концепции построения научного и образовательного исторического знания, которая предназначена для решения фундаментальной проблемы перевода теоретико-методологических положений в практику познавательных действий в историческом исследовании и обучении. Концепция объединяет теоретико-методологические исторические исследования и их реализацию в образовательной практике.

В 2007 г. Н. И. Миницкий защитил докторскую диссертацию.

С 2005 г. на кафедре осуществляется подготовка аспирантов и магистрантов. В 2008 г. в аспирантуру при кафедре поступил выпускник факультета Д. И. Садовский (научный руководитель — профессор В. В. Тугай). Являясь преподавателем Белорусского государственного университета физической культуры, он в совершенстве овладел немецким и итальянским языками. Тема его исследования — «Памятные места Первой мировой войны на территории Беларуси как объекты туризма». В 2009 г. в аспирантуру поступил выпускник магистратуры В. В. Григорьев (научный руководитель — профессор В. В. Тугай). Тема его исследования связана с процессом изучения трансформации этнического пространства Европы в IV-VI вв. н. э. под влиянием гуннов. С 2006 г. при кафедре действует магистратура. За три года обучения её закончили 8 человек. Среди них А. Богомольский («Содружество на современном этапе (1989-2007 гг.)», В. Квачёнок («Государство Эрманариха как феномен Великого переселения народов»), О.

Кузнецов («Арии и славяне: границы соприкосновения»), А. Свиридов («Современная геополитическая доктрина России»), В. Григорьев («Этнический состав государства Эрманариха в Восточной Европе IV в. н. э.»), А. Тарасевич («Кельты в Восточной Европе»), Н. М. Филюта («Чешский и словацкий этносы в истории Беларуси»), Е. Н. Панкова («Евреи Беларуси в движении Сопротивления 1941-1944»). Научный руководитель этих магистрантов — доктор исторических наук, профессор В. В. Тугай.

Аспирантка Е. Н. Цыбулько подготовила диссертацию по античной проблематике, связанной со становлением и развитием антиковедения как науки в Беларуси (середина XIX — начало XXI в.), В. С. Малашенко — «Пирамиды — спутники в эпоху Египта раннего царства» (научный руководитель обеих работ — доктор исторических наук, профессор Н. И. Миницкий).

В настоящее время в магистратуре при кафедре успешно занимается О. Дмитриева («Социально-экономические реформы в Японии после реставрации Мэйдзи»; научный руководитель — кандидат исторических наук, доцент В. В. Куницкий). С 2006 г. кафедра исследует проблематику «Этнокультурные процессы в Европе и формирование белорусской народности (V в. до н. э. — XVII в. н. э.)». Уже на начальном этапе работы были почерпнуты новые материалы из трудов древнегреческих, римских и других авторов, которые позволяют рассмотреть этнопроцессы и явления, происходившие в Европе в V в. до н. э. — XVII в. н. э.

За годы существования кафедры опубликованы более 100 научных трудов в различных изданиях в Беларуси и за рубежом. Самые значимые из них — монографии и учебные пособия с грифом Министерства образования профессора В. В. Тугая «История Средних веков: древние германцы», профессора Н. И. Миницкого «История Древней Греции и Рима: хрестоматия» и монография «Методы построения научного и образовательного исторического знания», доцента В. В. Куницкого «Очерки социально-экономического и политического развития стран Востока XVI — первой половины XIX в.: в 2 ч.», «История стран Востока (XVI — начало XX в.)», «История стран Африки в Новое время (XVI — начало XX в. )», доцента Е. Н. Сурта «История Средних веков (V-XV вв.): практикум. В 2 ч.», доцента А. П. Вахниной «Западноевропейская культура XIV — первой половины XVIII в.».

В разное время на кафедре работали преподаватели Н. В. Барабаш и Е. Н. Малюгина, 2 профессора, 2 доцента и 2 преподавателя. Профессор В. В. Тугай является признанным авторитетом в вопросах этнической истории. Профессор Н. И. Миницкий занимается исследованиями в области методологии и методики истории. Доцент В. В. Куницкий хорошо известен как исследователь проблем истории Азии и Африки. Областью научных исследований доцента Е. Н. Сурта являются историческая антропология в контексте изучения средневекового западноевропейского общества, история повседневности, проблемы маргинализации в позднесредневековом европейском обществе.

Преподаватель С. П. Шупляк исследует духовную сторону жизни средневекового западноевропейского общества, в частности, историю паломничеств в средние века, религиозные установки и ритуальные комплексы.

Научный поиск В. В. Старичёнка сосредоточен в области изучения американского общества в конце XX в. Предмет исследования — участие США в вооружённых конфликтах в 1989-2000 гг. в оценке американского общественного мнения.

Лаборантом кафедры до 2011 г. являлась Н. В. Барабаш, которая оказывала помощь преподавателям кафедры в организации учебно-методической работы. Соискатель кафедры отечественной и мировой истории, она к 2011 г. подготовила диссертацию «Государственная переселенческая политика советского государства и её осуществление в БССР (1946-1965 гг.)». С 2011 г. работает преподавателем на кафедре истории Беларуси БГПУ. С 2012 г. лаборантом кафедры является В.А. Йоцюс.

Владимир Васильевич Тугай — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории древних цивилизаций и средневековья. Научно-исследовательскую деятельность начал в 1976 г., поступив в аспирантуру Минского государственного педагогического института им. М. Горького. После защиты кандидатской диссертации работал секретарём комитета комсомола института (1979-1982 гг.

). В 1982-1988 гг. — заместитель декана исторического факультэта МГПИ. В 1988-1991 гг. — секретарь партийной организации МГПИ, в 1991-2004 гг. — декан исторического факультета БГПУ им. Максима Танка. С 2005 г. В. В. Тугай становится заведующим кафедры истории древних цивилизаций и средневековья БГПУ.

За последние три года сотрудниками кафедры под его руководством проведены 2 международные научно-теоретические конференции, опубликованы 6 учебных пособий для студентов исторических специальностей. В. В. Тугай — один из наиболее известных исследователей по отечественной истории, автор многочисленных научных разработок, активный пропагандист белорусской исторической науки. Его научные исследования в первую очередь сосредоточены на разработке этнической истории. Предметом научных интересов стали вопросы происхождения славян, их этнический состав, основные тенденции и направления расселения на территории Беларуси и т. д.

Учёный уделяет внимание подготовке учебников и научно-методических пособий по отечественной и всемирной истории для общеобразовательных школ и вузов. Им подготовлено 6 учебников, среди них «Всемирная история Новейшего времени», «Всемирная история IX-XX вв.», «Всемирная история Новейшего времени (1945-2002 гг.)», «Древние германцы: Средние века», рекомендованных Министерством образования для студентов вузов. Автор более 200 научных трудов, в том числе 4 монографий: «Латыши на Беларуси», «Латышский этнос в социально-экономической и культурной жизни Беларуси», «Latviesi Baltkrievija». Его научные разработки активно используются в подготовке лекционных и спецкурсов по истории Беларуси, этнической истории. На протяжении 4 лет преподаёт спецкурс «Этнокультурные процессы в Европе II тыс. до н. э. — VI-VIII вв. н. э.». Под его руководством за последние годы защищена кандидатская диссертация и подготовлены к защите 5 диссертаций по проблемам национально-государственного строительства в Беларуси. Он осуществляет научное руководство подготовкой магистров и соискателей. Результатом активной деятельности В. В. Тугая только за последние годы являются участие в работе 18 научно-теоретических конференций по актуальным проблемам этнической истории, методологии исторической науки и издание сборников материалов научных конференций.

Профессор В. В. Тугай является автором атласа «История Беларуси (1917-1945 гг.)» и контурных карт к нему. Он разработал и издал более 10 учебно-наглядных карт для учеников общеобразовательных школ.

В. В. Тугай активно выступает в средствах массовой информации с пропагандой достижений белорусской исторической науки, передаёт исторический опыт белорусского народа широкой аудитории, в первую очередь студенческой и школьной молодёжи. За высокие показатели в многолетней педагогической работе и активное участие в общественной жизни награждён грамотами Верховного Совета БССР и Совета Министров Беларуси, медалями «За трудовое отличие», Франциска Скорины, «90 лет Вооружённых Сил Беларуси», «20 лет вывода войск из Афганистана», значком «Выдатнік народная адукацыі».

Николай Иосифович Миницкий — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории древних цивилизаций и средневековья. Окончил исторический факультет БГУ в 1968 г. С 1974 по 1977 г. обучался в аспирантуре БГУ. В 1977 г. защитил диссертацию по истории Древнего Рима «Религиозный аспект сословно-классовой борьбы патрициев и плебеев в Древнем Риме». Он начал преподавательскую деятельность в БГПУ им. Максима Танка в 1993 г. доцентом кафедры всеобщей истории, а затем доцентом кафедры истории древних цивилизаций и средневековья. С 2008 г. — профессор кафедры, в сентябре 2009 г. утверждён ВАК Беларуси в звании профессора.

Н. И. Миницкий имеет почти сорокалетний опыт научно-исследовательской и практической работы в качестве преподавателя вуза. Читает курс лекций по истории античности, спецкурсы по методологии истории и античной истории («Методы исторического исследования» и «Античность в истории культуры народов Европы»), руководит научно-исследовательской работой студентов. Под его руководством защищены кандидатские диссертации А. В. Курило (2002) и И. Л. Калечиц (2009).

Учёный неоднократно принимал участие в написании учебников по истории и учебно-методических пособий для средней общеобразовательной школы и вузов. Соавтор школьных учебников «История Древнего мира» (1996, 1998, 2001, 2009 гг.), «Всемирная история» (X кл., 2000 г.) и учебно-методических изданий «Методология истории» (1996), «Преподавание истории Древнего мира» (2000), «Хрестоматия по истории Древнего мира» (2001), «История Древней Греции и Рима: хрестоматия» (2009). Им ведётся работа по совершенствованию теоретико-методологического, педагогического и технологического (мультимедийного) обеспечения вузовского учебного курса по истории античности.

Наряду с преподавательской деятельностью, Н. И. Миницкий занимается научно-исследовательской работой в области античной истории и методологии исторической науки. Результатом исследований стала публикация монографии «Методы построения исторического и образовательного знания» (2006), которая легла в основу докторской диссертации (утверждена ВАК Беларуси в январе 2008 г.). Автор около 130 научных публикаций.

Исследует проблемы конструирования научного и образовательного гуманитарного знания. Главные работы последних лет: монография «Методы построения научного и образовательного исторического знания» (2006), статьи по применению когнитивного подхода в исторических исследованиях. Данная тематика имеет непосредственное отношение к когнитивным технологиям, которые, наряду с нано-, био- и информационными технологиями, получили приоритетное развитие в странах зарубежья.

Н. И. Миницкий входит в состав экспертного совета по истории ВАК Республики Беларусь, секции истории и обществоведения Научно-методического совета при Министерстве образования Республики Беларусь, Совета исторического факультета БГПУ, Совета БГПУ, является главным редактором (с начала его основания в 1997 г.) республиканского научно-методического журнала «Гісторыя: праблемы выкладання», с 2011 — журнала  «Гiсторыя і грамадазнаўства» .

Владимир Владимирович Куницкий — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры древних цивилизаций и средневековья. Работает в БГПУ им. Максима Танка с ноября 1990 г. В 1991 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности 07.00.02 «Отечественная история», а в 1998 г. ему присвоено учёное звание доцента по специальности «История». С 1990 по 2005 г. работал на кафедре всеобщей истории, с 2005 г. по настоящее время — на кафедре древних цивилизаций и средневековья. Учебная работа В. В. Куницкого включает лекционные курсы по новой истории стран Азии и Африки, проведение практических занятий, руководство курсовыми, дипломными и магистерскими работами, кандидатскими диссертациями. Составил учебную базовую программу по курсу «Новая история стран Азии и Африки», разработал тематику практических занятий. Занимался разработкой курса лекций с учётом современных подходов и оценок исторических событий и явлений. Вышли в свет следующие учебные пособия для студентов исторического факультета: «Верования и культы в Китае в Новое время» (тексты лекций, 1994), «Очерки социально-экономического и политического развития стран Востока XVI — первой половины XIX ст.» (2007), «История стран Востока (XVI — начало XX в. )» (2008), «История стран Африки в Новое время (XVI — начало XX в.)» (2009).

С 1998 по 2005 г. В. В. Куницкий работал заместителем декана по научно-исследовательской работе, был членом научно-проблемного совета факультета. Под его руководством в 1998-2004 гг. было организовано 6 научно-практических конференций, выпущено 6 томов материалов конференций и научных зборников. В университете вёл активную общественную работу. С 1992 по 1995 г. являлся председателем профбюро исторического факультета, с 1992 по 2005 г. — членом учёного совета факультета. Неоднократно награждался грамотами руководства университета за активную общественно-воспитательную работу.

Елена Николаевна Сурта — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории древних цивилизаций и средневековья. Сотрудник БГПУ с 1995 г. В 1995 г. защитила диссертацию по теме «Христианская церковь в Галлии и Франкском государстве (вторая середина VIII в.)». Автор более 40 публикаций, из них 7 учебно-методических пособий для университетов и общеобразовательных школ.

Е. Н. Сурта работает в области медиевистики, читает учебный курс «История средних веков», который знакомит студентов с социальными, политическими, экономическими структурами, духовной и материальной культурой, менталитетом и образом жизни в период Средневековья (V-XV вв.). Учебный курс преподаётся с учётом новейших достижений историографии и построен на основе сочетания культурно-антропологического, цивилизационного и формационного подходов к изучению всемирно-исторического процесса. Кроме того, Е. Н. Сурта ведёт спецкурс и спецсеминар, посвященные отдельным аспектам западноевропейского средневековья.

Сфера научных интересов: методология исследований, историческая антропология в контексте изучения средневекового западноевропейского общества, история повседневности, проблемы маргинализации в позднесредневековом европейском обществе.

Сергей Петрович Шупляк — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древних цивилизаций и средневековья. В 2001 г. закончил исторический факультет БГУ. С 2001 по 2002 г. обучался в магистратуре БГУ. Защитил магистерскую работу по теме «Западноевропейские средневековые паломничества». В 2002 г. стал аспирантом кафедры истории древнего мира и средних веков исторического факультета БГУ. В период 2002-2005 гг. обучался в аспирантуре БГУ. Научный руководитель — заведующий кафедрой, доктор исторических наук, профессор В. А. Федосик. В 2011 г. защитил диссертационный труд на тему «Паломничества в духовной и социально-политической жизни западноевропейского общества (IV-ХIII вв.)».

На формирование исторического мировоззрения С. П. Шупляка наибольшее влияние оказали П. А. Шупляк, В. А. Федосик, труды последователей французской школы «Новой исторической науки». В 2005 г. С. П. Шупляк был зачислен ассистентом преподавателя на кафедру истории древних цивилизаций и средневековья БГПУ. С 2006 г. — преподаватель, с 2012 — доцент. Читает курс лекций по истории древних цивилизаций (преистория, история Древнего Востока), социально-культурной антропологии, проводит семинарские занятия.

Автор более 50 публикаций, вошедших в сборники международных и республиканских конференций, научных сессий, периодические издания. В 2009 г. под общим руководством профессора Н. И. Миницкого, составил и подготовил к печати хрестоматию по истории Древней Греции и Рима (История Древней Греции и Рима: хрестоматия / сост. Н.И. Миницкий, С.П. Шупляк. – Минск : БГПУ, 2009. – 194 с.). Принимал участие в работе редакционной коллегии сборников материалов VII и VIII конференции «Европа: актуальные проблемы этнокультуры» (2014 г.) 

Валентин Васильевич Старичёнок — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древних цивилизаций и средневековья. Выпускник исторического факультета БГПУ им. Максима Танка. После окончания университета в 2001 г. два года работал учителем истории в средней школе № 131, ассистентом кафедры всеобщей истории БГПУ. С 2004 по 2007 г. учился в аспирантуре на кафедре новой и новейшей истории БГПУ. За это время под руководством доцента кафедры И. В. Варивончика им была подготовлена кандидатская диссертация на тему «Участие США в вооружённых конфликтах в 1989-2000 гг. в оценке американского общественного мнения». В 2006-2007 гг. В. В. Старичёнок обучался на факультете социологии Московской высшей школы экономических и социальных наук. По окончании обучения ему была присвоена учёная степень магистра социологических наук Манчестерского университета (MA in Sociology with merit) и выдан российский диплом о профессиональной переподготовке по программе «Социология». С 2008 г. по настоящее время работает на кафедре истории древних цивилизаций и средневековья. Основными направлениями научной деятельности являются внешняя политика США в новейшее время, история стран Европы и Америки XVI в., история теоретической социологии. Автор 17 публикаций в научных журналах, сборниках научных трудов, материалах конференций. С 2011 г. доцент кафедры.

«Расцвет и падение древних цивилизаций»

Читальный зал. Размещается не для продажи

14.04.2014

Московское издательство «Центрполиграф» выпустило книгу «Расцвет и падение древних цивилизаций», принадлежащую перу крупнейшего специалиста по древней истории профессор ГордонаЧайлда.

Примерно 8 тысяч лет назад в районе Ближнего Востока, в междуречье Евфрата и Тигра произошла «неолитическая революция». Люди, населявшие эти регионы, стали постепенно отказываться от охоты и собирательства и переходить к выращиванию специально культивируемых в пищу растений и разведению животных. От кочевого образа жизни они переходили к оседлости. А это уже пусть первый, но важнейший шаг к созданию цивилизаций.

Так вот сам термин «неолитическая революция» был введен в научный оборот Виром Гордоном Чайлдом. Гордон Чайлд родился в 1892 году в Австралии, где закончил университет по отделению классической филологии, после чего отправился продолжать образование в Оксфорд. Его дальнейшая профессиональная жизнь была в основном связана с Великобританией, хотя в молодости он ненадолго вернулся в Австралию, где служил личным секретарем левого политика Джона Стори. После смерти последнего в 1925 году Чайлд снова поехал в Европу и с тех пор уже занимался только наукой.

Сначала он служил библиотекарем Королевского антропологического института. В 1927 году переехал в Шотландию, где возглавил кафедру доисторической археологии Эдинбургского университета. В 1946–1956 годах был директором Института археологии Лондонского университета. Проводил раскопки на Оркнейских островах, в Шотландии и Северной Ирландии, работал в составе экспедиций в Греции, на Балканах, в Ираке, Индии, США.

Чайлд придерживался марксистских взглядов. Он мог спокойно вставить в научный доклад цитату из Сталина и неоднократно посещал Советский Союз. Он с большим пиететом относился к русской археологической школе, но это не помешало ему после своей последней поездки в Москву и Ленинград (1956 год) обратиться к ведущим советским археологам с письмом, в котором британский ученый критически оценивал состояние археологических исследований в СССР.

Чайлд был не только выдающимся исследователем, но и великим систематизатором и популяризатором. Благодаря его научным монографиям доисторическое прошлое человечества стало предметом самостоятельной академической дисциплины, а его книги «Человек создает себя» и «Что произошло в истории» привлекли к неолиту огромную армию любителей-энтузиастов.

Добровольно завершив профессорскую карьеру в университетах Эдинбурга и Лондона, в 1957 году Чайлд отправился в родную Австралию. Там в одном из путешествий он упал с обрыва в Синих Горах и погиб. Есть версия, что это произошло не случайно: в последние годы жизни Чайлд был сильно озабочен своим слабеющим здоровьем и угасающими интеллектуальными возможностями.

Книга «Расцвет и падение древних цивилизаций»– наиболее значительная работа ученого. В ней исследователь предлагает оригинальную концепцию ранней истории человечества. С точки зрения Чайлда, «главная традиция», оказавшая влияние на эллинистическое Средиземноморье, связана с Египтом и Месопотамией. Чайлд открывает свою книгу периодом каменного века и заканчивает упадком Римской империи. Автор ярко описывает жизнь первобытных народов периода палеолита, мезолита и неолита, прослеживает подъем культур железного века вплоть до достижения кульминации в результате объединения значительной части Европы благодаря деяниям Александра Македонского. В конце книги автор предлагает свое объяснение заката и падения Древнего мира.

В книге Чайлда почти нет скучного перечисления фактов. Главное внимание автор уделил причинно-следственным связям, обусловившим движение общества. То есть рассматриваются толчки, которые развивали, или наоборот, разрушали цивилизации: приручение лошади и изобретение письменности, долговое рабство и колонизация новых стран, мировоззрение и научное любопытство древних.

Книга будет интересна для всех, кого увлекает цивилизационный подход в изучении истории.

Ранние цивилизации все предусмотрели

Моменты социально-политических потрясений способны породить всеобъемлющие объяснительные истории. Эти хроники либо потакают чувству упадка, либо аплодируют нашим достижениям. Аппетит к таким историям кажется неразборчивым — рассказы об ухудшении и рассказы об улучшении часто потребляются одними и теми же людьми. Две любимые книги Билла Гейтса за последнее десятилетие, например, «Лучшие ангелы нашей природы» Стивена Пинкера и «Sapiens» Юваля Ноа Харари. Первый утверждает, что все было на подъеме со времен Просвещения, когда мы узнали, что рациональные доводы предпочтительнее религиозных суеверий и бессмысленных драк. Второй делает вывод, что все было более-менее О.К. примерно до двенадцати тысяч лет назад, когда мы впервые перековали наши мечи на орала; это невинное решение, которое должно было казаться хорошей идеей в то время, возвестило эру административной иерархии, санкционированного государством насилия и неконтролируемого распространения углеводов. Возможно, то, что такие читатели, как Гейтс, находят ценными в этих книгах, связано не столько с предполагаемой формой и направлением истории, сколько с широкой уверенностью в том, что история имеет форму и направление.

Обе истории, в конце концов, придерживаются модели истории, которая является одновременно и телеологической (движимой особыми силами для достижения предопределенного настоящего), и прерывистой (такие волшебные вещи, как земледелие и рациональность, возникли из дерева, открывая последовательные стадии развития). зрелость). В целом они согласны с тем, что решающий разрыв отделил некое первоначальное состояние природы от великого присоединения цивилизации. Их дуги необратимого упадка или вынужденного прогресса являются вариациями на темы, наиболее узнаваемые современные разработки которых были даны Томасом Гоббсом и Жан-Жаком Руссо. Пинкер придерживается идеи Гоббса о том, что раннее человеческое существование было жестокой войной всех против всех. Харари довольно буквально воспринимает мысленный эксперимент Руссо о том, что мы родились свободными и стремительно бросились в свои цепи. («Из воображаемого порядка нет выхода, — пишет Харари. — Когда мы ломаем стены нашей тюрьмы и бежим к свободе, мы на самом деле бежим в более просторный двор для прогулок в большей тюрьме».) В обоих рассказах , бесхитростность и эгалитаризм заменены на знание и подчинение; единственная реальная разница заключается в оценке рентабельности этой торговли.

Около десяти лет назад антрополог и активист Дэвид Грэбер, внезапно скончавшийся в прошлом году в возрасте пятидесяти девяти лет, и археолог Дэвид Венгроу после акции «Захвати Уолл-Стрит» начали размышлять о том, как они могут способствовать растущая литература о неравенстве. Не неравенство доходов или богатства, а неравенство власти: почему так много людей подчиняются приказам столь немногих. Оба ученых, однако, пришли к выводу, что исследовать «происхождение» неравенства означало полагаться на один из двух мифов — грубо говоря, Гоббса или Руссо, — основанных на глубоко укоренившейся и вводящей в заблуждение фантазии о человеческой карьере. Продукт их продолжительного сотрудничества «Рассвет всего: новая история человечества» (Фаррар, Штраус и Жиру) представляет собой обстоятельный и авантюрный отчет о том, как мы пришли к тому, что этот старый нарратив стал само собой разумеющимся, и почему мы могли бы быть лучше. выключено, если мы отпустим его.

Общепринятая версия истории начинается с появления первых анатомически современных людей около двухсот тысяч лет назад. Примерно сто девяносто тысяч лет, или около девяноста пяти процентов нашего существования как вида, мы жили небольшими группами охотников-собирателей, следуя за мигрирующими стадами и собирая дикие орехи и ягоды. Эти когорты были достаточно малы, а требования по добыче и распределению ресурсов были достаточно незначительными, так что решения принимались лицом к лицу между близкими людьми. Несмотря на скрытую угрозу со стороны крупных кошек, этим ранним охотникам-собирателям не нужно было особенно много работать, чтобы удовлетворить свои потребности в калориях, и они проводили свободное время, резвясь, как приматы. В порядке дня был легкий эгалитаризм, в основном из-за отсутствия других вариантов.

Двенадцать тысяч лет назад, плюс-минус, статические удовольствия этой долгой, недифференцированной эпохи уступили место настоящей истории. Банды охотников-собирателей, которым посчастливилось оказаться на склонах гор Загрос или на восточных берегах Средиземного моря, начали заниматься скотоводством и земледелием. Развитие сельского хозяйства позволило создать постоянные поселения, которые, становясь плотнее, становились городами. Городская торговля требовала разделения труда, профессиональной специализации и бюрократического надзора. Поскольку пшеница, в отличие от диких ягод или задних конечностей тура, была хранимым, исчисляемым товаром, который появлялся в соответствии с установленным графиком, эгоистичные администраторы зарождающихся королевств могли легко собирать налоги или дань. Письменность, впервые появившаяся на службе бухгалтерии, способствовала контролю и наблюдению, от которых зависели примитивные рэкетиры. Там, где охотники-собиратели охотились и собирали ровно столько, чтобы удовлетворить потребности дня, земледельческие общины создавали первые в истории излишки, а взимание дани поддерживало жадные до ренты элиты и управленческие пирамиды, не говоря уже о постоянных армиях, необходимых для поддержания жизни. их привилегия. Подъем искусства, технологий и монументальной архитектуры был положительной стороной создания и обнищания крестьянского класса.

Начиная примерно с эпохи Просвещения и до середины двадцатого века, эти события, которые стали известны как неолитическая революция, считались в целом положительными моментами. Общества были классифицированы по эволюционным стадиям на основе их способов производства продуктов питания и экономической организации, при этом полноценные государства считались вершиной прогресса.

Но можно было подумать и о том, что неолитическая революция в целом была чем-то плохим. В конце 1960-х этнографы, изучавшие современных охотников-собирателей на юге Африки, утверждали, что их «примитивный» образ жизни был не только более свободным и эгалитарным, чем «более поздние» стадии человеческого развития, но и более здоровым и веселым. Сельское хозяйство требовало гораздо более продолжительного и скучного рабочего дня; Плотные поселения и близость скота, а также монотонный рацион из основных зерновых культур способствовали недоеданию и болезням. В этом рассказе отравленные плоды выращивания зерна привели к циклу роста населения и увеличению выращивания зерна. Сельское хозяйство было ловушкой. Мысленный эксперимент Руссо, давно списанный консервативными критиками как романтическая ностальгия по «благородному дикарю», был реанимирован в современной научной форме. Возможно, потребовалось бы три-четыре десятилетия, чтобы эти идеи дошли до TED этапа, но палеодиета стала фундаментальным требованием любого уважающего себя основателя Силиконовой долины.

Для Грэбера и Венгроу эта основная история, изложенная ли в триумфальном или пораженческом регистре, сама по себе является ловушкой. Если мы признаем, что подъем сельского хозяйства означал подъем государства — политической элиты и сложных структур власти — тогда все, что мы можем сделать, это возиться с краями. Даже если мы рассматриваем эпоху палеолита как райский сад, мы знаем, что наше возвращение закрыто навсегда. Во-первых, потребность в охоте и собирательстве могла прокормить лишь незначительную часть нынешнего населения Земли. Жизнь под контролем правительства теперь кажется неизбежной.

«Извините, это неправильно. Отпустите пчел».

Мультфильм Джимми Крейга

«Рассвет всего» — это живой и часто очень забавный анархистский проект, который стремится расширить наше политическое воображение, оживляя возможности далекого прошлого. Внешне он напоминает другие исчерпывающие, синоптические истории — он энциклопедичен по объему, с разделами, открываемыми комично причудливыми надписями, — но он отрицает интеллектуальные атрибуты познаваемой дуги, линейной структуры и внутренней необходимости. Как удар по величию, лишенному грандиозности, книга отвергает логику технологического или экологического детерминизма, строя свое повествование вокруг импровизированных ответов наших предков на вызовы случайности. Результатом является почти галлюцинаторное видение человеческого эпоса как серии идиосинкразических отступлений. Это история о том, как мы это придумали по ходу дела, о том, как все могло бы быть по-другому и, возможно, все еще могло бы быть.

Опираясь на новые археологические находки и пересматривая старые, Грэбер и Венгроу утверждают, что история о амбарах-повелителях просто не соответствует действительности. Скорее, это функция подхода к времени с чрезвычайно низким разрешением. При внимательном рассмотрении ход человеческой истории противоречит нашим излюбленным схемам. Сообщества охотников-собирателей, кажется, экспериментировали с различными формами земледелия в качестве побочных проектов за тысячи лет до того, как у нас появились какие-либо свидетельства существования городов. Даже после того, как возникли городские центры, не было ничего похожего на неотвратимую связь между городами, технологиями и господством.

Например, крупный город Чаталхойюк, расположенный на равнине Конья в современной Турции, был заселен около 7400 г. до н.э. и, кажется, был заселен примерно полторы тысячи лет, что, как отмечают авторы, является «примерно тем же периодом времени, который отделяет нас от Амалафриды, королевы вандалов, которая достигла пика своего влияния около 523 года нашей эры». В поселении проживало около пяти тысяч человек, но в нем не было ни явного центра, ни каких-либо коммунальных удобств. Не было даже улиц: домохозяйства были плотно сбиты друг с другом, и в них можно было попасть по лестнице на крыше. Жилые помещения жителей были отмечены «явно мрачным чувством внутреннего убранства», с узкими комнатами, украшенными черепами и рогами туров, а также приподнятыми платформами, в которых хранились останки до шестидесяти умерших предков домохозяйств. Насколько нам известно, это было одно из первых крупных поселений, занимавшихся сельским хозяйством: горожане получали большую часть своего питания за счет выращиваемых ими злаков и бобов, а также от домашних овец и коз. Долгое время все это брали вместе как ключевой пример «аграрной революции» в действии, а материальные остатки интерпретировали в поддержку старой истории. Тучные женские фигурки, предположительно являвшиеся частью ритуалов плодородия, были найдены в местах, которые считались своего рода проторелигиозными святынями — первыми признаками организованных культурных систем.

Однако за последние три десятилетия новые археологические методы нарушили многие из этих давних предположений. «Святилища», как говорят нам Гребер и Венгроу, были обычными домами; женские фигурки могли быть выброшенными куклами Барби анатолийского неолита, но они также могли быть способом чествования женщин-старейшин. Сообщество, кажется, поддерживало себя в течение тысячи лет различными формами сельского хозяйства — пойменным земледелием и животноводством — никогда не прибегая к новым формам социальной или культурной организации. Из того, что мы можем извлечь из настенных росписей и других выразительных остатков, говорят Гребер и Венгроу, «культурная жизнь сообщества по-прежнему упорно ориентировалась на миры охоты и собирательства».

Так что же на самом деле происходило в Чаталхойюке? Грэбер и Венгроу интерпретируют данные, чтобы предположить, что жители города прекрасно управляли своими делами без каких-либо административных структур, королевских или священнических, которые предположительно были частью сельскохозяйственного пакета. «Несмотря на значительные размеры и плотность застройки, нет никаких свидетельств центральной власти», — утверждают авторы. «Каждое домашнее хозяйство кажется более или менее миром самому себе — дискретным местом хранения, производства и потребления. Каждый из них, похоже, в значительной степени контролировал свои собственные ритуалы». Некоторые дома, кажется, были более щедро украшены рогами туров или ценным обсидианом (который был привезен из Каппадокии, находящейся более чем в ста милях), но здесь нет никаких признаков элитных кварталов или признаков кастовой консолидации. Различные формы социальной организации, вероятно, преобладали в разное время года, с более сильным разделением труда, необходимым для возделывания земли и охоты летом и осенью, за которым следовало нечто более справедливое — и, возможно, матриархальное — зимой.

Чатал-Хойюк — не единственное место, которое ставит под сомнение предположение о том, что эпоха неолита была создана по образцу единого цивилизационного комплекта. Грэбер и Венгроу сообщают, что некоторые города процветали задолго до того, как в них появились признаки иерархических систем, таких как храмы и дворцы, а в некоторых их вообще не было. «В других централизованная власть то появляется, то исчезает», — пишут они. «Кажется, что сам факт городской жизни не обязательно подразумевает какую-либо форму политической организации».

Статьи с тегом Ancient Civilizations

Классные находки

Археологи находят элитные резиденции в мексиканском городе Чичен-Ица ​​

Жилой комплекс — первая находка такого рода в разрушенном городе майя

Краткая история блинов

От Древней Греции до празднования Масленицы сладкие или соленые лепешки долгое время были основным кулинарным продуктом

Мачу-Пикчу снова открывается после нескольких недель гражданских беспорядков

Власти, протестующие и бизнес пришли к соглашению по обеспечению безопасности объекта

Что гребень может рассказать нам об истории письменного слова

Любопытная новая находка дает ключ к разгадке происхождения алфавита

Разговорная латынь возвращается

Сторонники метода обучения утверждают, что он поощряет знакомство с языком и древним прошлым

Как ученым следует руководствоваться этикой исследований ДНК древних людей?

За последние два десятилетия палеогеномные исследования быстро расширились, вызвав горячие споры об изучении останков

Классные находки

В Ираке обнаружена 5000-летняя таверна с едой внутри

Археологи нашли скамейки, печь и остатки пищи, датируемые 2700 г. до н.э.

Перу Мачу-Пикчу закрыт на фоне антиправительственных протестов

Более 50 человек погибли в результате эскалации демонстраций и подавления полицией инакомыслия

Археологи в Египте раскопали 2500-летних мумифицированных крокодилов

Останки включают пять голов рептилий и пять почти неповрежденных образцов

Взгляните на лицо человека эпохи неолита, жившего в Иерихоне 9500 лет назад

Доисторические люди модифицировали череп, чтобы создать рудиментарное подобие его владельца. Теперь ученые произвели более точную реконструкцию лица

США возвращают Египет награбленный саркофаг

«Зеленый гроб» находится в Хьюстонском музее естественных наук с 2013 г.

Десять лучших историй 2022 года

От подростка-изобретателя до инвазивных рыб и затерянных городов Амазонки — это были наши самые читаемые статьи за год

Интересные находки

Девяносто шесть удивительных находок, обнаруженных в 2022 г.

Вертолеты эвакуируют путешественников, застрявших в Мачу-Пикчу

Сотни туристов оказались в ловушке на этом месте, поскольку протесты распространились по Перу

История настоящего

Кто расскажет историю Древнего Египта?

Накануне открытия Большого египетского музея некоторые артефакты страны, от Розеттского камня до бюста Нефертити, остаются за границей

Что отпечатки пальцев говорят нам о древних ремесленниках Иерусалима

Израильские археологи в рамках необычного сотрудничества работают с полицией над анализом отпечатков, оставленных на гончарных черепках пятого или шестого века

Редкие шедевры древних майя на выставке Met

Это первая выставка такого рода в США за десятилетие

Является ли иудаизм более молодой религией, чем считалось ранее?

В новой книге израильского археолога делается ошеломляющее заявление о том, что общепринятые еврейские обычаи возникли примерно за столетие до Иисуса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *