Достопримечательности Гуся-Железного | Лаперуз
Город Гусь-Хрустальный у многих на слуху как центр производства стеклянной посуды, хрусталя. А вот Гусь-Железный известен не так хорошо. Небольшой посёлок в Касимовском районе Рязанской области, однако, имеет богатую историю и славное прошлое. Кое-что от этого прошлого сохранилось до сих пор. Кстати, объединяет оба поселения река Гусь, она и стала первым словом в их названиях.
До 1758 года в 20 километрах от Касимова существовало село Верпутец (встречаются и написания Веркутец, Веркуц). Всемирную славу ему принесли предприниматели Баташёвы, которые владели железодельными заводами в Туле. В годы правления Екатерины II под предлогом сохранения лесов было решено закрыть промпредприятия в непосредственной близости от столиц — Москвы и Санкт-Петербурга. Баташёвым предложили переместить свой бизнес на Урал, но они выбрали другие места — Рязанскую и Нижегородскую губернии. В Рязанской Баташёвы приобрели сельцо Верпутец, начали скупать окрестные земли вместе с крестьянами, которые и были строителями плотины на реке Гусь и заводов — чугунолитейного и железоделательного. Продукция этих предприятий высоко ценилась в Европе, стала известна далеко за пределами России. Так Верпутец стал Гусём Железным, или Гусём баташёвским.
Скажем сразу — ничего от промышленной мощи до наших дней не дожило. Гусь прорвал плотину в 1923 году, советская власть чинить её не стала за ненадобностью. А ведь во времена Баташёвых по образовавшемуся озеру ходили суда под парусом. Так что со времён расцвета поселения остались огромная церковь, бывший дворец заводчиков «Орлиное гнездо» и название — Гусь-Железный.
Храм Живоначальной Троицы виден с трассы, огибающей рабочий посёлок. Каменную церковь начали строить на месте существовавшей тогда деревянной Троицкой, возведённой в 1766 году. В 1796 году владелец гусевского завода Андрей Родионович Баташёв подал прошение с просьбой о строительстве каменного храма. Но при жизни он не сумел добиться разрешения, умер владелец завода в 1799-м. Только 1802 году его сын — Андрей Андреевич — получил разрешение на строительство храма и начал его возведение.
Баташёвы задумали построить неординарную церковь. Специалисты утверждают, что она возведена в псевдоготическом стиле. Есть ли ещё подобные образцы в России, сказать затрудняемся, нам не встречались. До сих пор неизвестно, кто был архитектором храма; пока в архивах найдена «таинственная запись» о том, что автором проекта был «знаменитый» зодчий, без указания фамилии.
Считается, что именно такой храм и планировал возвести Андрей Родионович Баташёв, которого считали масоном, — якобы он напоминает западноевропейские католические соборы. Его возводили из кирпича и облицовывали белым камнем, все стройматериалы были местными.
Действительно, церковь имеет черты сходства в лютеранскими храмами. Высокая пятиярусная колокольня с часами высотою в 70 метров. Церковь двухэтажная высотою в 50 метров. Храм называют усадебным, аналогов ему пока ещё не выявлено. На сайте прихода в разделе «История» сказано, что есть сходство с Воскресенской церковью в Почаеве Тернопольской области, которая была построена по проекту французского архитектора Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота, работавшего в России в XVIII веке.
Храм строили несколько десятилетий. К 1813 году было возведено два этажа и освящён придел во имя Николая Чудотворца, где и начались церковные службы. К этому времени в посёлке сгорела деревянная церковь. Полностью храм был достроен в 1868 году. В нём пять приделов: Живоначальной Троицы, Николая Чудотворца, Рождества Христова, апостолов Петра и Павла, преподобного Серафима Саровского.
В советские годы церковь разорили, вывезли всё, что имело какую-либо ценность — ризы с икон и утварь — закрыли, использовали под склад и конюшню. В 1990 году её вернули верующим.
По статистике, в Гусе-Железном проживает чуть больше 1,7 тысяч человек. А вместимость храма — 1200. Таким образом, в церкви может уместиться почти всё население поселка. Рядом с храмом — памятный знак в честь 250-летия посёлка. На нём герб Баташёвых и портреты владельцев железоделательных заводов.
Поблизости находится небольшой мемориал в память о воинах из Гуся-Железного, погибших в Великую Отечественную войну.
С одной стороны Троицкого храма — оживлённый перекрёсток с многочисленными магазинами, с другой — бывшая усадьба «Орлиное гнездо». Вернее, то, что от неё осталось. Уцелел главный дом усадьбы — двухэтажный, добротный, с высоким крыльцом с колоннами и въездом к парадному входу.
Баташёвы жили богато и могли себе многое позволить. В усадьбе было множество не только хозяйственных построек, но и оранжерей, где выращивали экзотические фрукты. Рядом с главным домом — двухэтажное здание бывшего заводоуправления, сохранилась и часть стены, которая окружала «Орлиное гнездо».
Здание уцелело только потому, что в советские годы в нём находился детский санаторий. Учреждение покинуло усадьбу совсем недавно, так что дом ещё не разломали, не растащили, выглядит он вполне добротным.
«Орлиное гнездо» окутано легендами и мифами. Ходят слухи, что из подвалов дома были проложены тайные подземные ходы аж в семь сторон, о которых знал только хозяин дома. Андрей Баташёв якобы мог в любое время неожиданно появляться в разных местах своих владений, чем приводил в ужас прислугу и рабочих.
Поговаривают, что несколько десятилетий чёрные копатели искали ходы, но безрезультатно, а недавно с помощью георадаров на территории усадьбы были обнаружены пустоты в земле.
Другой миф о Баташёвых: они были фальшивомонетчиками, как и Демидовы, но уличить их не удалось. Заводчики узнали о прибытии комиссии и замуровали или затопили подвалы, в которых «ковали» деньги несколько сотен рабочих. Все люди погибли. В подтверждение этого мифа приводится информация о том, что в окрестностях усадьбы находили фальшивые золотые монеты.
В общем, местечко, несмотря на свою миниатюрность, вполне себе легендарное. Посетили с удовольствием и всем советуем — не проезжайте мимо Гуся-Железного.
Гусь-Железный: достопримечательности | Культурный туризм
Первое упоминание: | XVIII век |
---|---|
Население: | 2 тыс чел |
Почтовый индекс: | 391320 |
Посёлок (в то время — село) основан в XVIII веке (точная дата неизвестна) при железоделательном заводе, принадлежавшем братьям Андрею и Ивану Баташёвым. Гусь Железный стоит на реке Гусь (около 20 км от Касимова), а места эти издавна считались богатыми железной рудой. В 1758 году был построен Гусевский завод, в 1783 году род Баташовых получил дворянство, и в том же году Андрей Родионович, что-то не поделив с братом, уехал жить в Гусь-Железный, где и умер в 1799 году.
Там он выстроил огромную усадьбу, про которую до сих пор ходят разного рода легенды. От собственно усадьбы сохранился только главный дом и фрагмент стены, внутри которой был когда-то огромный сад, а от завода — плотина на реке Гусь. Кроме того, в Гусь-Железном появилось самое загадочное сооружение — огромный готический Троицкий собор. Ясно, что его заказал владелец усадьбы, но собор заложили только в 1802 году, то есть через три года после смерти Андрея Родионовича. Архитектор также неизвестен. В XIX веке завод прекратил свое существование по естественным причинам — истощились запасы железной руды, — а Гусь-Железный не смог дотянуть ни до статуса города, ни, уже в советское время, до статуса районного центра, переходя несколько раз между Владимирской, Московской и Рязанской областями.
Достопримечательности Гусь-Железного
Усадьба Баташёвых «Орлиное гнездо» Усадьба «Орлиное гнездо», принадлежавшая промышленникам Баташовым, сохранилась очень плохо, да и изначально представляла не слишком большую ценность. Уцелел находящийся в аварийном состоянии усадебный дом (по легенде, этот дом выходил одним концом во Владимирскую губернию, а другим в Рязанскую, и поэтому, когда приезжали блюстители закона из Владимира, Баташовы переходили на рязанскую половину, а когда приезжали из Рязани — прятались от закона на владимирской), а также высокая кирпичная стена, которая некогда охватывала всю усадьбу… | N55.05729 E41.15939 | |
Троицкий собор Пожалуй, это крупнейшая из всех сельских церквей в России, однако размер — первое, но еще не самое сильное впечатление от собора. | N55.05602 E41.15958 | |
Гусевский погост Погост — село в пяти километрах южнее Гуся-Железного, на высоком берегу Оки над устьем реки Гусь. Погост много старше Гуся-Железного, что, очевидно, объясняется его выгодным расположением. В XVII веке тут уже были деревянные церкви и шла торговля. В селе сохранился так называемый Гусевский погост — довольно интересный ансамбль разнородных церквей XVIII—XIX веков… | N55. 00934 E41.16124 | |
Памятник основателям Гусь-Железного Город Гусь-Железный был основан в XVIII веке как село при железоделательном чугуннолитейном производстве. Завод принадлежал братьям Андрею и Ивану Баташевым. В 2008 году на единственной площади города возле собора Троицы Живоначальной была установлена памятная стела в честь 250-летия основания железноделательных заводов и поселка на реке Гусь… | N55.05528 E41.15960 |
Полезная информация
Кафе «Гусачок» Порции большие, цены низкие, персонал приветливый — отзывы положительные. | N55.05247 E41.16159 | |
Автостанция «Гусь-Железный» | N55.05270 E41.16213 |
Самым большим символом статуса в скандинавском железном веке был гусь
Женщина, погребенная с овцой, типична для могил римского железного века (в скандинавских странах). Другие виды животных (включая овец) встречаются в более молодые периоды и демонстрируют римское влияние. (Фото: Музей Кроппедаля)
Птица — это все, что вам нужно, чтобы сообщить о своем статусе.
Шарлотта Прайс Перссон
April 2018 — 06:25″> вторник 03. апрель 2018 — 06:25
Забудьте о сумках Gucci, золотых украшениях и быстрых машинах. В скандинавском римском железном веке лучшим символом статуса был гусь. Как вариант курица.
К такому выводу пришли датские ученые после изучения почти 100 могил раннего и позднеримского железного века (1-375 гг. н.э.).
Они также утверждают, что римское влияние привело к значительным изменениям в способах, которыми скандинавы хоронили своих умерших.
Одним из изменений стал обычай хоронить людей вместе с разными видами животных, а недавно завезенные куры и гуси стали символами особо высокого положения.
Останки взрослого петуха, обнаруженные у подножия женской могилы в Карупе, Рингстед, Восточная Дания. (Фото: Герт Бровад)
«У нас до Рождества Христова нет такой птицы, поэтому она явно связана с римской жизнью и римским статусом. В Римской империи куры и гуси были обычным подарком на погребение, тогда как в Дании они были новыми и экзотическими видами», — говорит Энн Биргитте Готфредсен из Музея естественной истории Дании при Копенгагенском университете.
Готфредсен проанализировал кости животных и является ведущим автором книги «Богатство и престиж 2», в которой подробно описаны новые анализы.
Подробнее: Археологи раскопали 400 домов железного века в Дании
Больше видов указывает на более высокий статус
Лишь немногие избранные были похоронены вместе с курами или гусями, и даже внутри этих двух символов высокого статуса было много различий. В то время как «куриные могилы» содержали значительные ценности, только «гусиные могилы» содержали дорогие импортные римские товары, говорит Анне Биргитте Готфредсен.
Поросенок, найденный в могиле девочки 1,5 лет. Голова поросенка была отделена от его тела и помещена напротив его задней части, обозначенной белым кругом. (Фото: Музей Кроппедаля)
«Эти птицы, безусловно, были редкостью, и в настоящее время мы не находим их в обычных бытовых отходах. Мы видим их как животных только в связи с ритуалами или в могиле», — говорит Готфредсен.
Римское влияние было сильным в этот период, и вдохновение ясно видно в развитии погребальных ритуалов, говорит она. Наиболее значительный сдвиг произошел при переходе от раннего к позднему римскому железному веку, около 150 г. н.э.
«Количество видов увеличивается, как и количество целых животных и частичных животных. Могилы с высоким статусом содержали значительно больше: больше видов означало более высокий статус. Нет никаких сомнений в том, что материальное выражение изменилось в соответствии с римским вдохновением», — говорит она.
Подробнее: В Дании обнаружен сгоревший дом железного века
Первое исследование такого рода
Ученые впервые объединили зоологические исследования скелетов животных с археологическими и антропологическими результатами в датских могилах периода римского железного века, когда Скандинавия переживала большие культурные изменения.
«Это первое исследование такого рода, в котором материал обрабатывается коллективно, и для меня оно открывает совершенно новые аспекты погребальных ритуалов того периода», — говорит археолог Могенс Бо Хенриксен, куратор городских музеев Оденсе, Дания.
Раньше вдохновение черпалось из Римской империи в виде импортных товаров, оружия, стеклянных кубков, бронзовых сосудов и монет, но погребальные ритуалы показывают, что влияние было гораздо более распространенным.
«Новые погребальные обряды — явный признак контакта с римлянами и усыновления их животных. Есть даже некоторые приметы, свидетельствующие о том, что так же, как и римляне, люди стали устраивать банкеты по умершим. Это был целый образ жизни», — говорит Хенриксен.
Подробнее: Эпоху викингов следует называть веком стали
Животные несут в себе большую символику
Новое исследование позволяет археологам больше узнать о значении широко распространенной практики закладывания животных в могилы рядом с мертвыми, говорит он.
«Раньше мы думали, что животных хоронят в первую очередь как пищу и что могила — это запертая комната для умерших, но это далеко не так. Животные были гораздо более чем практичными и функциональными, они несли в себе большую символику», — говорит Хенриксен.
Гуси, которых в этот период начинают находить в могилах, в римской культуре считались святыми. Они представляли богиню Юнону, которая была замужем за Юпитером и имела высший ранг в римской мифологии.
«В целом посылает сигнал. Погребения в этот период были больше, чем что-либо другое, организованным мероприятием, которое должно было обозначить родословную и тем самым статус потомков», — говорит он.
Подробнее: Норвежское железо помогло построить Европу железного века
Общие животные с умершими
При переходе от раннего к позднему железному веку произошли изменения в том, как люди укладывали животных в могилы, говорит Готфредсен.
Например, прекратилась практика размещения половины животного в каждом конце могилы. Вместо этого они стали укладывать все животное, хотя и еще разрубленное, в одном положении в могилу и срезать мясо с костей. Они также предпочитали использовать молодых животных.
Готфредсен соглашается, что скандинавы переняли римскую традицию устраивать банкеты вокруг умерших, что может быть поддержано новым отношением людей к животным.
«По порезам на костях видно, что часть мяса срезана. Это могло произойти очень близко к могиле, которую мы не можем увидеть сегодня, но мы думаем, что нарезанное мясо было приготовлено и «разделено» с умершими до того, как они закрыли могилу», — говорит она.
Подробнее: Почему некоторые женщины железного века выбирают экзотические украшения
Принц железного века в окружении животных
Одной из самых богатых могил в коллекции является могила Эллекильде, датируемая позднеримским железным веком.
В могиле князя железного века погребено столько разных животных, что археологи не сомневаются в его социальном статусе: гусь, собака, свинья, крупный рогатый скот и овца. По словам Готфредсена, значение собаки было особенно неоднозначным.
«Большинство животных считались пищевыми дарами, хотя они могли иметь и символическое значение, но собаки были чем-то другим. Следов порезов костей нет. Они были друзьями», — говорит она.
Собаки появляются во многих контекстах в археологических материалах в связи с захоронениями и, вероятно, также имели космологическое значение, возможно, как друг в загробной жизни.
«Значит, это определенно сигнализировало о статусе. Мы видим собак только в захоронениях высокого статуса», — говорит Готфредсен.
Собаки также используются как символ охоты и войны, говорит Хенриксен.
Принц из Эллекильде был похоронен с оружием. Его интерпретируют как воина, а его собаку считают бойцовой собакой.
—————
Подробнее читайте в датской статье на Videnskab.dk
Перевод: Кэтрин Джекс
Научные ссылки
- Wealth and Prestige by Kroppedal Museum
Внешние ссылки
- Anne Birgitte Gotfredsen
- Mogens Bo Henriksen
Похожие материалы
Археологи раскопали 2000-летние жертвоприношения железного века
Компания ScienceNordic была на месте, когда археологи раскопали священное болото железного века.
Археологи раскопали 400 домов железного века в Дании
Впечатляющее и уникальное место, говорят археологи.
Древнеримский артефакт найден на датском острове
Редкая бронзовая брошь, найденная при раскопках на датском острове Борнхольм, вызвала недоумение у археологов.
90 128 Вулканов, связанных с культурными потрясениями с ранних римских временНовое исследование показывает, что крупные извержения вулканов многократно охлаждали глобальный климат за последние 2500 лет и совпали с разрушительным голодом по всей Европе.
Римский пьяница найден на датском острове
Новая археологическая находка на датском острове Фальстер восходит к первому римскому императору Августу.
роман Дания археология videnskab.dk общество и культура общество и культура
Лондонское кладбище, ставшее памятником мрачному прошлому города | История
Святыня на лондонском кладбище Кросс-Боунс. Пользователь Flickr Porsupah ReeПервый лондонский район красных фонарей находился на южном берегу Темзы, в болотистых, влажных почвах района, известного как Саутварк. Там, на землях за пределами официальной городской черты Лондона, таверны, театры, публичные дома и «развлечения» с травлей медведя процветали как популярные формы развлечения в эпоху Средневековья. Сегодня Саут-Бэнк известен сверкающими офисными башнями, хорошо оборудованными коктейль-барами и гастропабами, поскольку туристы стекаются в музей Тейт Модерн на перепрофилированной электростанции, смотрят Шекспира в театре «Глобус» и восхищаются реконструкцией Южного берега. Но и там, на маленьком участке на углу Редкросс-уэй, можно узнать и более неприятную сторону истории Саутварка.
Несмотря на ржавчину, железные ворота, окружающие кладбище Скрещенных Костей, украшены лентами, перьями, бусами и другими символами в память о похороненных там. Мемориальная доска в честь «Отверженных мертвецов» была добавлена в 2006 году, более постоянная версия мемориальной доски, которая, как говорят, первоначально была установлена на воротах группой лондонцев в 1998 году. И с тех пор каждый год, прямо перед Хэллоуином, эти паломники из Саутварка разыграйте ритуальную драму, чтобы вспомнить тех, чье последнее пристанище находится в Скрещенных костях, особенно многих проституток, которые, как говорят, были похоронены там в средние века.
Связь Саутворка с проституцией восходит к первому веку нашей эры, когда вторгшиеся римские солдаты использовали этот район в качестве своей базы. Публичные дома действовали в этом районе на протяжении столетий, в эпоху викингов и крестовых походов, и стали особенно популярными после того, как в 12 веке был построен постоянный Лондонский мост, что обеспечило устойчивый поток торговли в тавернах этого района. К тому времени Саутварк находился под управлением епископа Винчестера, одной из старейших, богатейших и наиболее важных епархий Англии. Помимо прочих прав, епископ имел право лицензировать и облагать налогом городских проституток, которых насмешливо называли «винчестерскими гусями», возможно, из-за их обычая обнажать свою белую грудь, чтобы соблазнить клиентов. Быть «укушенным винчестерским гусем» означало заразиться венерическим заболеванием, вероятно, сифилисом или гонореей.
Бордели Саутворка, которых насчитывалось от горстки до 18, в зависимости от года, были известны как «тушеные блюда» и существовали веками, несмотря на неоднократные попытки королевского трона закрыть их. Корона также пыталась контролировать публичные дома посредством регулирования: в 1161 году Генрих II издал 39 правил, известных как «Указы, касающиеся правительства стигхолдеров в Саутварке под руководством епископа Винчестера». Правила гарантировали, что проститутки могут приходить и уходить по желанию, требовали, чтобы все новые работники были зарегистрированы, ограничивали их деятельность в религиозные праздники, запрещали монахиням и замужним женщинам присоединяться к ним, запрещали сквернословие и запрещали женщинам брать своих любовников. бесплатно. Наказание для последнего включало штрафы, тюремное заключение, погружение в неочищенные сточные воды и изгнание из Саутварка.
Хотя епископ Винчестера регулировал и облагал налогами местных проституток, христианская доктрина не позволяла хоронить их в освященной земле. Первое вероятное упоминание о Кросс-Боунсе как о кладбище «гусей» Саутворка исходит от историка эпохи Тюдоров Джона Стоу, который писал в своем «Обзоре Лондона» 1598 года: запрещали обряды церкви, пока они продолжали эту греховную жизнь, и исключались из христианского погребения, если они не примирились перед смертью. И потому был назначен участок земли, именуемый Погостом незамужней женщины, выделенный для них вдали от приходской церкви».
«Тушеные» закрылись в 17 веке, и к началу викторианской эпохи Саутварк был одним из худших лондонских трущоб, полным преступности и холеры, место, куда боялся ступить даже полицейский. Кросс-Боунс был перепрофилирован в кладбище для бедняков, которое служило приходу Святого Спасителя. В 1833 году антиквар Уильям Тейлор писал: «На углу улицы Редкросс есть неосвященное кладбище, известное как Кости Скрещенных, которое раньше называлось кладбищем незамужней женщины, которое, как говорят, использовалось для этой цели». Жители этого района вели несчастную жизнь и терпели унижения даже после смерти: Кросс-Боунс был излюбленным местом охоты похитителей тел, которые выкапывали трупы для использования на уроках анатомии в больнице Саутварка, среди прочего.
После того, как общественность пожаловалась, что переполненное кладбище оскорбляет общественное здоровье и порядочность, Кросс-Боунс был закрыт в 1853 году на том основании, что оно «полностью переполнено мертвыми». В письме от приходских властей от 1832 года отмечалось, что земля «настолько заполнена гробами, что их необходимо хоронить в пределах двух футов от поверхности», и что «выбросы настолько отвратительны, что мы опасаемся, что последствия могут быть очень вредными для здоровья». окружающий район». (В то время люди опасались, что растущее население города, состоящее из зловонных трупов, частично стало причиной эпидемии холеры в городе. Истинный виновник, водопровод, был обнаружен позже.) Земля была продана под застройку 30 лет спустя, но продажа была объявлена недействительной в соответствии с Законом о заброшенных могильниках 1884 года. Местные жители сопротивлялись дальнейшим попыткам застройки, хотя на короткое время земля использовалась в качестве ярмарочной площади, пока жалобы на «паровые органы и шумную музыку» шоуменов не стали подавляющими.
Кладбище было более или менее забыто до 1990-х годов, когда лондонскому метрополитену потребовалось построить на этом месте электрическую подстанцию для продления линии Юбилейной. Археологи Лондонского музея знали, что на этой земле находится старое кладбище, и попросили разрешения раскопать небольшую часть кладбища. Им дали шесть недель на завершение раскопок, в ходе которых они извлекли 148 скелетов из верхних слоев почвы; по их оценке, менее одного процента тел упаковано под землей. Более половины скелетов, обнаруженных археологами, принадлежали детям, что свидетельствует о высоком уровне детской смертности в этом районе Лондона в XIX веке.го века, когда Кросс Кости служил кладбищем для бедняков. Иссеченные шрамами кости, погребенные в дешевых гробах, свидетельствовали о том, что болезни, в том числе цинга, сифилис и рахит, были широко распространены. А остальные 99 процентов, которые остаются в подполье? Их секреты, вероятно, останутся похороненными еще на несколько поколений.
Люди вешают дань уважения снаружи кладбища Скрещенных костей. Пользователь Flickr Дэвид Фишер По словам местного историка Патриции Дарк, кладбище Скрещенных Костей «это место, куда вы можете пойти и почтить память людей, которых никто не помнит». Пользователь Flickr G Travels Святыня на лондонском кладбище Кросс-Боунс. Пользователь Flickr Porsupah Ree Мемориальная доска за воротами Cross Bones помнит свою историю как неосвященное кладбище проституток. Пользователь Flickr Дэвид Фишер Cross Bones — это место сложных современных ритуалов, призванных увековечить память о похороненных здесь женщинах и детях, а также отметить недавнюю историю. Пользователь Flickr Гарри НайтТем временем писатель Джон Констебл, местный поэт и драматург, начал свою собственную работу в Cross Bones. Как рассказывает Констебл, он писал поздно ночью в ноябре 1996 года, когда его настиг персонаж, которого он назвал «Гусь», дух средневековой проститутки. Она начала диктовать то, что позже станет первым стихотворением в «Тайнах Саутворка» Констебла:
Сегодня ночью в аду
Они звонят в колокол
По Шлюхе, которая лежала в Гербовой накидке,
И мы хорошо знаем
Как ворона-падальщик
Пирует на нашем кладбище Скрещенных Костей.
Констебль говорит, что позже той же ночью «Гусь» взял его на прогулку по улицам Саутварка, шепча ему на ухо новые стихи, пьесы и песни, пока странная экскурсия не закончилась на пустыре. По словам Констебла, он узнал, что на участке есть Кросс Боунс, лишь несколько лет спустя. На самом деле Констебл настаивает на том, что в ту ночь 1996 года он вообще никогда не слышал о Кросс Боунсе.
Стих, который Констебль записал той ночью, позже был опубликован как «Тайны Саутуарка» и был исполнен в Шекспировском театре «Глобус» и в Саутваркском соборе, недалеко от того места, где когда-то стояли «тушеные блюда». Тайны Саутворка также стали центральным элементом первого ритуала Хэллоуина в Кросс Бонс в 1919 году.98. В течение 13 лет, до 2010 года, растущее сообщество вокруг Кросс-Боунса исполняло части мистерий Саутворка, создавало алтари для потерянных близких и присоединялось к процессии со свечами, которая заканчивалась у ворот кладбища. Ритуал теперь проходит в более упрощенной форме, как часть ежемесячных бдений на месте. Международный союз секс-работников даже призвал к тому, чтобы Cross Bones стал первым объектом всемирного наследия, посвященным тем, кто занимается проституцией.
Современные ритуалы поминовения в Скрещенных костях сложны, отмечает Патрисия Дарк, историк Саутварка и архивариус Совета Саутварка. Она отмечает, что идентификация Cross Bones как места захоронения проститутки является скорее теорией, чем доказанным фактом, и основывается главным образом на утверждении Стоу в его обзоре. И все же Cross Bones стал мощным местом для воспоминаний из-за более поздней истории. Саутварк, когда-то оживленный прибрежный поселок, заполненный производителями, причалами и складами, опустел в течение 19-го века.60-х годов, когда появление морских контейнеров значительно сократило количество людей, необходимых для работы в доках. При реконструкции в 1980-х годах упор был сделан на бизнес белых воротничков, оставив мало места для остатков рабочего сообщества Саутварка. «Теперь в округе много блестящих стальных офисных башен, — говорит Дарк, — и множество высококлассных мест, где офисные работники могут пообедать или пообщаться после работы, но очень мало мест, которые могли бы поддерживать реальную жизнь сообщества в повседневной жизни». основа — это все как-то бездушно. … Я думаю, что Crossbones по самой своей природе … это место, куда вы можете пойти и отпраздновать людей, которых никто не помнит. Я бы сказал, что это помогает людям, которые вспоминают, чувствовать, что они тоже важны».
В 2007 году компания Transport for London, которой сейчас принадлежит это место, предоставила констеблю доступ внутрь ворот, где он и другие добровольцы разбили дикий сад. Сегодня неформальная группа, известная как «Друзья скрещенных костей», работает над тем, чтобы запланированная реконструкция участка сохранила сад как более постоянное место для размышлений и воспоминаний. Хотя окончательное соглашение об аренде еще не подписано, Банк общественных проектов Совета Саутварка пообещал выделить 100 000 фунтов стерлингов на создание такого сада, а руководство по планированию Transport for London пообещало «сочувствовать его наследию».
Сообщество, сформировавшееся вокруг Cross Bones, внимательно следит за развитием событий.