Иван грозный герасимов реконструкция: Царь Иван Грозный. Скульптурная реконструкция

Страшная болезнь Миклухо-Маклая и загадочная смерть Грозного: что рассказали покойники

ИсторииНаука

Деятельность антропологов вполне может служить источником интересных идей авторам детективов. В 2016 году вышел российский сериал «Кости», в котором сотрудники Лаборатории антропологических реконструкций имени Герасимова раскрывают преступление за преступлением. В одноименном американском сериале-прототипе их зарубежные коллеги помогают ФБР.

В реальной жизни следственным органам нередко требуется содействие судебных антропологов — восстановить внешность человека по найденным останкам или определить по костям детали давнего убийства.

Сотрудники Лаборатории антропологической реконструкции ИЭА имени Миклухо-Маклая РАН Елизавета Веселовская (слева) и Ольга Григорьева за работой

Фото
Хохлов Н.В.

Метод реконструкции лица по черепу, разработанный в первой половине XX века знаменитым ученым Михаилом Герасимовым для исторических изысканий, первыми признали результативным, по словам академика Бориса Раушенбаха, именно сотрудники уголовного розыска.

Самому же автору метода было интереснее воссоздавать внешность и узнавать по останкам обстоятельства жизни и смерти людей из других эпох. Это направление и в наши дни развивают последователи Герасимова из основанной им Лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН.

ПРОЕКТ


От кроманьонцев до Маклая

На рубеже эр по Причерноморью кочевали скифы — совсем не азиаты с раскосыми очами, как о них писал поэт, а европеоиды… В XVI веке в Москве в районе современной Манежной площади и в Замоскворечье жили стрельцы… Мы можем увидеть лица этих людей, словно они наши современники, благодаря реконструкциям, которые создали Герасимов и его последователи.

Выиграв в 2016 и 2017 годах конкурсы на грант Русского географического общества, сотрудники ИЭА РАН готовят к печати (в 2017-м. — Прим. Vokrugsveta.ru) альбом «История России в лицах (по материалам антропологической реконструкции)». В издании собраны цветные репродукции скульптурных портретов людей, живших на территории современной России в разные периоды, от каменного века до XIX столетия. Рядовые горожане, селяне, кочевники и знаменитости — о каждом будет историческая справка на двух языках.

Расследование первое: загадочная смерть Ивана Грозного

До того как антропологи получили «доступ к телу» Ивана IV, о причинах смерти первого русского царя ходили разные слухи. По двум версиям, появившимся уже в XVI веке, на самом деле он был убит — задушен либо отравлен. Согласно еще одной популярной гипотезе, царя свел в могилу сифилис.

Версия о венерическом заболевании возникла, поскольку современники неоднократно обвиняли Ивана Грозного в распутстве. В послании к нему князь Андрей Курбский сокрушался, что государя развращают придворные, которые его «подвижут на Афродитския дела», а английский дипломат Джером Горсей, бывавший при московском дворе, отмечал, что из-за дурных наклонностей у царя в конце жизни стали страшно распухать половые органы.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Илья Репин. 1885 год 

В 1963 году в ходе реставрационных работ в Архангельском соборе Московского Кремля вскрыли могилы монарха, двух его сыновей и князя Михаила Скопина-Шуйского. Герасимов получил возможность изучить останки в лаборатории и реконструировать облик Ивана Грозного.

Царь был довольно высоким человеком (178–179 см), могучего телосложения, склонным к полноте. Герасимов с сотрудниками и представители Института судебной медицины проверили версии о причинах смерти. Джером Горсей в воспоминаниях о пребывании в Русском государстве заявлял, что царь was strangled, то есть его удавили. Однако у Ивана Грозного хорошо сохранился щитовидный хрящ гортани, что, по словам Герасимова, исключает эту версию.

Сравнительно высокое содержание ртути в организме Ивана IV теоретически можно было истолковать в пользу гипотезы об отравлении. Однако, по заключению комиссии, такие показатели скорее объясняются тем, что царь «систематически прибегал к восточным ртутным мазям». В то время на основе ртути делали лекарства, а Иван IV в конце жизни много и тяжело болел.

Кости 53-летнего царя были покрыты патологическими наростами — остеофитами, как у глубокого старика; из-за этого он, видимо, постоянно испытывал сильные боли в суставах. По мнению ученых, причины недуга — «невоздержанность в еде, систематический алкоголь, малая подвижность». А вот признаков сифилиса у царя не нашли.

Царь Иван IV Грозный. Реконструкция Михаила Герасимова

Вскрывая саркофаг старшего сына Ивана Грозного, Герасимов надеялся покончить со спорами историков, действительно ли отец убил его ударом по голове. Ученый остался ни с чем: от черепа царевича уцелела только нижняя челюсть, остальное разрушила вода, скапливавшаяся в саркофаге.

КСТАТИ

Когда в 1994 году антрополог и эксперт-криминалист Сергей Никитин реконструировал облик бабки Ивана IV со стороны отца, Софьи Палеолог, выяснилось, что царь был очень похож на нее в профиль. Это свидетельство родства развеяло миф, появившийся во времена Ивана Грозного, будто мать, Елена Глинская, родила его не от законного мужа, а от боярина-фаворита.

А вот кости жен царя, извлеченные в 2000 году из того же некрополя в Архангельском соборе, по мнению заведующего Центром физической антропологии ИЭА РАН Сергея Васильева, могут служить свидетельством, что Иван IV был склонен к домашнему насилию. На останках — следы травм, полученных женщинами уже в зрелые годы, когда руку на царицу поднял бы разве что венценосный супруг. «Дамы переломанные, чего он, видимо, с ними только не делал», — отметил Васильев.

МЕТОД


Оживляя мертвецов

«У нас все делается вручную», — руководитель Лаборатории антропологической реконструкции Елизавета Веселовская считает компьютерные программы 3D- реконструкции внешности по черепу не столь точными: лица получаются неживые, обобщенные, как у манекенов из магазина.

«Жевательные мышцы» из скульптурного пластилина формируют овал лица 

Работая по методу Герасимова, который продолжают совершенствовать и сегодня, сотрудники лаборатории учитывают мельчайшие детали, любую едва уловимую асимметрию. Данная технология в свое время стала научной революцией.

До Герасимова считалось, что по черепу можно лишь приблизительно определить пол, возраст и расовые особенности человека, однако ученый доказал четкую взаимосвязь между строением костей и покрывающими их мягкими тканями лица. Герасимов говорил, что в процессе реконструкции важна и творческая интуиция. Однако каждую черту такого скульптурного или нарисованного портрета определяют с помощью проверенных научных методов.

После того как череп измерен и описан, с помощью специального прибора, диоптографа, делают его точные обводы в фас и в профиль. Толщину мягких тканей лица в ключевых точках исследователь добавляет из базы статистических данных, которую собирали почти восемь десятков лет. С этой целью ученые просвечивали трупы и добровольцев рентгеном, прощупывали на их лицах кости в заданных точках; выясняли толщину мягких тканей, используя ультразвуковую эхолокацию — новый и наиболее точный метод.

По черепу можно реконструировать лицо и неандертальца возрастом в сотню тысяч лет, и древнейшего человека, которому больше миллиона

Черты лица определяют или вычисляют исходя из особенностей строения костяка. Так, кончик носа, по Герасимову, находится на пересечении линий, заданных направлением носовых костей и подносового шипа.

Впоследствии антрополог Галина Лебединская доказала, что контур хрящевой части носа — зеркальное отображение профиля грушевидного отверстия.

Опираясь на полученные данные, сначала делают контурную реконструкцию — создают эскиз головы, обычно с двух ракурсов. Затем выполняют графическую реконструкцию — художественное оформление первоначального эскиза. Этим можно и ограничиться. Но нередко на основе черепа создают и скульптурное изображение.

Череп или его копию устанавливают на каркасе, моделируя посадку головы в соответствии с особенностями скелета. Из пластилина лепят главные лицевые мышцы и закрепляют на черепе. Костную основу покрывают сеткой «гребней», высота которых соответствует толщине мягких тканей в определенных местах, затем заполняют пластилином пространство между «гребнями».

Далее, на основе исторических данных, а иногда по сохранившимся фрагментам, восстанавливают волосяной покров. Детали одежды, особенности прически, головной убор моделируют по разным источникам. Немного творческой работы по созданию образа — и портрет готов.

С пластилинового бюста снимается форма для изготовления гипсовых или пластиковых копий. Их иногда раскрашивают: современные методы анализа ДНК позволяют выяснить даже цвет глаз человека, умершего много веков назад.

Расследование второе: страшная болезнь Миклухо-Маклая

Когда в 1886 году прославленный этнограф и путешественник Николай Миклухо-Маклай вернулся из странствий в Россию, друзья едва узнали исследователя.

«Мы настолько были поражены его дряхлым внешним видом, что, когда он приветливо вышел к нам, несколько секунд не могли опомниться», — отмечал врач и литератор Николай Вакуловский.

Ученый страшно исхудал, мучился болями, как он писал приятельнице, «днем и ночью». Ревматизм и невралгия — последствия перенесенных в экспедициях болезней, предположили врачи. Назначенные докторами процедуры только ухудшали состояние Миклухо-Маклая. Боли не прекращались, отнялась правая рука…

Тогда опытные специалисты — Николай Черепнин (личный врач Федора Достоевского), военный хирург Николай Слюнин — решили, что причина в поражении печени и селезенки, назначили лечебную диету, а ломоту в суставах и головную боль пытались исцелить компрессами.

Ничего не помогало, и в начале 1888 года Миклухо-Маклая перевезли в госпиталь Военно-медицинской академии, чтобы его лечением занимался известнейший врач того времени — профессор Сергей Боткин. В этой клинике Миклухо-Маклай и умер 2 апреля в возрасте 41 года от загадочной болезни, которую так и не смогли «вычислить» лучшие доктора страны.

Вдова путешественника уговорила Боткина не проводить вскрытие, и родные похоронили ученого в семейном склепе на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. И только в следующем столетии точный диагноз поставили антропологи.

Папуасы Новой Гвинеи почитали Миклухо-Маклая как доброго духа

Фото
РИА Новости

«Да это же настоящий подвиг! Не пожалел даже свой череп отдать для науки», — изумился председатель Всесоюзного географического общества Николай Вавилов, когда в архивах организации нашли завещание Миклухо-Маклая.

В 1874 году этнограф вместе с собранной им в экспедициях коллекцией черепов пожелал оставить музею Академии наук и собственную голову. После смерти исследователя его воля оказалась забыта. В 1938 году в ходе реконструкции кладбища останки Миклухо-Маклая переносили в другое место, и ученые из ВГО добились, чтобы череп попал в их фонды.

24 года он хранился там как реликвия; лишь в 1962-м, когда решено было передать раритет в Академию наук, останками этнографа заинтересовались антропологи. Основатель отечественной школы палеопатологии профессор Дмитрий Рохлин с коллегами исследовал череп с помощью рентгеновского аппарата. На челюстях с правой стороны обнаружились следы раковой опухоли. Она, предположили ученые, и стала причиной ранней смерти Миклухо-Маклая.

Ученые решили воссоздать облик Миклухо-Маклая не на момент смерти, когда он был истощен болезнью, а в возрасте около 35 лет 

В 2015 году специалисты Лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН Елизавета Веселовская и Ольга Григорьева при поддержке РГО реконструировали по черепу внешность исследователя и, кроме прочего, подтвердили поставленный коллегами диагноз.

Рак несколько лет разрушал кости ученого, свидетельствуют антропологи; Миклухо-Маклаю было больно говорить, однако он продолжал выступать с лекциями, а когда слег, часами диктовал жене письма и научные труды.

КСТАТИ

К захоронениям исторических «селебрити» нелегко получить доступ. Однако у ученых большие планы, в частности по поводу представителей царской фамилии, чьи могилы находятся на территории Московского Кремля. Кости еще «расскажут» специалистам интересные факты из биографий исторических персон и, может быть, дадут шанс увидеть прижизненный облик этих людей.

Фото: Хохлов Н.В., Григорий Поляковский (Х4), РИА Новости

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2017, частично обновлен в июле 2022

Елизавета Веселовская, Наталия Овчинникова


Теги

  • антропология

Иван Грозный и его время

Реконструкция облика Ивана Грозного (М. Герасимов)

Тит-Смарагд-Иоанн Васильевич Рюрик – это имя мало кому покажется знакомым, но именно так при крещении назвали самого противоречивого из всех русских царей Ивана Грозного. Историки неоднозначны в своих оценках его деятельности. Одни считают, что он был великий, благочестивый и достойный того, чтобы его канонизировали, другие наоборот, видят в нем тирана, жестокого палача и осквернителя христианских святынь.
Годы его правления – это невероятные злодеяния, насилие, казни, опричнина, и одновременно вершина процветания княжества Московского, вышедшего на более высокий статус.
Дата рождения Ивана Грозного – 25 августа 1530 года. Это радостное событие произошло в селе Коломенское под Москвой. Родителями будущего государя были князь Василий III Рюрикович и литовская княгиня Елена Глинская. Иван был старшим из сыновей, поэтому по праву наследования, должен был взойти на престол после совершеннолетия. Однако так долго ждать не пришлось, номинально он стал российским царем в возрасте трех лет, потому что отец очень сильно заболел и вскоре умер. Спустя пять лет после этого умерла и мама Ивана – княгиня Елена. Так в восьмилетнем возрасте мальчик стал сиротой.
Царь Иван IV Грозный — одна из ключевых фигур русской истории, на время правления которого пришлись судьбоносные события, определившие весь дальнейший путь течения русской истории. Изучить и понять это время и людей, его определивших, — значит разобраться в современных реалиях, существующих в России.

Это помогут сделать книги из нашей библиотеки.
Вот книги Савинова А. «Иван Грозный». Иван Грозный был первым в истории России венчанным царем. За время его правления, а длилось оно 51 год, Московское государство расширило границы до Волги и Урала. Завоевание Казани и Астрахани, покорение Сибири стали важнейшими событиями эпохи Ивана Грозного.
За это время государство сильно расширило свои границы. Под властью этого царя страна превратилась в единодержавное Московское царство. Начав править государством, монарх повел смелую внешнюю и внутреннюю политику. Ее целью было добиться выхода к Балтийскому морю и войти в непосредственные торговые и культурные отношения с Западной Европой, а также привести в порядок законодательство, устроить местное управление и привлечь представителей земства к участию в деятельности центральной власти.

Книга Володихина Д. М. «Иван Грозный и его окружение» посвящена великой эпохе великого царя со всеми свойственными подобным эпохам крайностями проявления добра и зла, величия и низости, самопожертвования и предательства. Личность Ивана Грозного, его роль в становлении Российского государства не отрицается никем, только оценки зачастую диаметрально противоположны. Об этом первая часть книги.
Вторая и третья части посвящены военному сословию эпохи Ивана Грозного. Московское государство вело тяжелые войны и на западе, в Ливонских землях, и на юге — с Астраханским и Крымским ханствами. Воеводы эпохи Ивана Грозного не писали мемуаров, оставшись великими немыми русской истории. Эта книга возвращает нам имена незаслуженно забытой военной элиты, честно исполнившей долг, невзирая на смертельную опасность окончить свои дни не только на поле битвы, но и на плахе опричников.

Книга Н. Прониной «Иван Грозный без лжи. Мученик власти».
Его проклинают историки. Его дружно поносят «западники» и «либералы». Его пытаются представить чудовищем, маньяком, бесноватым садистом. Почему? За что? Когда и, главное, зачем был создан этот миф о «кровавом тиране» Иване Грозном — один их самых грязных русофобских мифов в нашей истории? Кому потребовалась эта злобная ложь? Кто заинтересован в ее существовании? И кем в действительности был первый Русский Самодержец Иван IV — «мучителем» созданной им могучей державы или мучеником за неё?

Известный польский историк Казимир Валишевский в своей книге «Иван Грозный. Историческое исследование» создал масштабную панораму быта и нравов России XVII–XIX веков, показал жестокую борьбу за трон, не утихавшую на протяжении столетий. Эта книга посвящена царю Ивану Грозному — личности многогранной и неоднозначной, до сего времени неразгаданной. Кто он — разумный правитель или лютый безумец? Дальновидный реформатор или мнительный тиран, одержимый жаждой абсолютной власти? Несмотря на то, что многие оценки и выводы известного польского ученого сегодня могут показаться спорными, «Иван Грозный», безусловно, заинтересует всех любителей отечественной истории, в первую очередь благодаря огромному количеству малоизвестного фактического материала. Предлагаем читателям репринтное издание 1912 года.

«Иван Грозный. Первый русский царь» — новейший фундаментальный труд Исабель де Мадариаги, одного из ведущих мировых историков-русистов, профессора Лондонского университета, автора большого числа работ по истории России.
Написанная англичанкой, эта книга интересна отечественному читателю как свободный от идеологических догм, взвешенный и объективный взгляд с Запада на русскую историю. Хорошее знание материала, строгое следование за историческими источниками, логика, внимание к деталям и рациональное мышление позволили автору создать ценнейший труд, рисующий широкую историческую панораму России в период правления Ивана Грозного и дающий живописный портрет самого царя — человека и великого государственного деятеля.

О книге Соловьева «История России. Иван Грозный». Сергей Михайлович Соловьев – один из самых выдающихся и плодотворных историков дореволюционной России. Книга «Иван Грозный» рассказывает о правлении первого русского царя Ивана Васильевича. Автор детально рассматривает как внешнюю и внутреннюю политику, так и процесс становления личности самого правителя.

В книге Р. Виппер  «Иван Грозный» говорится:
«…Если бы Иван IV умер в 1566 г., в момент своих величайших успехов на западном фронте, своего приготовления к окончательному завоеванию Ливонии, историческая память присвоила бы ему имя великого завоевателя, создателя крупнейшей в мире державы, подобного Александру Македонскому. Вина утраты покоренного им Прибалтийского края пала бы тогда на его преемников: ведь и Александра только преждевременная смерть избавила от прямой встречи с распадением созданной им империи. В случае такого раннего конца, на 36-м году жизни, Иван IV остался бы в исторической традиции окруженный славой замечательного реформатора, организатора военно-служилого класса, основателя административной централизации Московской державы. Ивану Грозному, однако, выпала на долю иная судьба, глубоко трагическая. Он прожил еще 18 лет, и это были годы тяжелых потерь, великих несчастий для страны…»
Монография Мутья Н. Н. «Иван Грозный. Историзм и личность правителя в отечественном искусстве XIX-XX вв» посвящена изучению эволюции образа Ивана Грозного в русском искусстве. Исследование охватывает период XIX-XX вв. Особое внимание уделено второй половине XIX столетия, когда наблюдался наиболее активный интерес к образу Ивана IV в художественной среде. Впервые в отечественном искусствознании предпринят комплексный подход к изучению столь разнообразного в художественном отношении материала практически всех видов искусства: живописи, графики, архитектуры, литературы, театра, кинематографа. Также на протяжении всей книги показано развитие историзма и интереса к раскрытию исторической личности властителя в русском искусстве. Главными источниками для написания монографии послужили собрания живописи и графики, театральных эскизов музеев Москвы и Санкт-Петербурга, документы Российского государственного исторического архива.

Материал подготовлен отделом хранения основных фондов.

Наука встречается с искусством в реконструкции лица

Вряд ли хоть один ребенок когда-нибудь провозгласит: «Я хочу рисовать мертвых людей, когда вырасту». Это не совсем то, о чем вы думаете в детстве или даже во взрослом возрасте. Но в восьмом эпизоде ​​What Remains мы узнаем, как люди, которые уже являются художниками, люди, которым искусство нравится как хобби, внезапно втягиваются в мир криминалистики и реконструкции лица. Часто все начинается случайно, когда кто-то признает свой талант и понимает, как его можно использовать в правоохранительных органах.

Судебно-медицинская реконструкция лица существует уже почти полтора века. Все началось с трехмерных глиняных бюстов, которые были сделаны из чьего-то черепа, а затем с помощью множества исследований превратилось в то, чем мы являемся сегодня — отчасти наука, отчасти искусство, отчасти интуиция.

Древние истоки реконструкции лица

Одно из самых частых применений реконструкции лица заключалось в документировании древних цивилизаций, извлечении останков, найденных в ходе археологических раскопок, и использовании их для создания изображений того, как могли выглядеть люди из этих многовековых сообществ. нравиться. В 1965 советский археолог М. Герасимов создал бюст Ивана Грозного, железной рукой правившего Россией в середине-конце 1500-х гг. Одним из создателей этого жанра считается Герасимов. С тех пор художники использовали эту технику для создания образов всех, от короля Тутанхамона до жертв преступлений.

Сегодня большая часть работы по реконструкции лица выполняется в двухмерных изображениях с помощью антропологических отчетов и стандартизированной научной информации о глубине тканей человека.

Не точная наука

Давайте проясним — это все еще очень субъективно. Реконструкцию лица также называют лицевой «аппроксимацией». Это не совершенная наука, и судебные эксперты не все используют одни и те же методы. По этим причинам это может быть довольно спорной практикой. Судебно-медицинский эксперт мало что может знать о том, как на самом деле выглядел человек, по черепу и отчету антрополога. Остальное, ну, это в значительной степени игра в угадайку. Иногда у них есть одежда или другие предметы, найденные вместе с телами, которые дают им подсказки о том, как человек мог выглядеть, каков был его или ее стиль. Иногда у них ничего нет.

Есть опасения, что плохая фотография реконструкции лица может повредить делу, потому что она бросает расследование в кроличью нору, из которой оно не может выбраться. Публика вдруг пытается идентифицировать женщину с длинными волосами и толстыми губами, хотя на самом деле у нее были короткие волосы и тонкие губы. Принимая это во внимание, допустимость этих идентификаций в суде часто очень ограничена.

Реконструкция лица связывает пропавших без вести и убитых

Но я точно знаю, что реконструкция лица помогла раскрыть дела. Они помогли связать пропавших без вести и убитых с неопознанными останками, иногда спустя десятилетия. И хотя в основе этих картин лежит сочетание науки и искусства, это еще не все. Есть тонкие нюансы человека, уникальность, которая, будучи уловлена ​​магией и тайной этой практики, может пролить свет на мертвых и принести покой живым.

8-й выпуск What Remains теперь доступен во всех приложениях для подкастов. Расшифровки эпизодов можно найти на сайте www.whatremainspodcast.com.

Царь Иван IV России (судебно-медицинская реконструкция лица), Фотография, картинки, изображения и права управляемого изображения. Рис. FAI-13196

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>
Частное использование/презентация | 69,99 $
Информативный сайт | 99,99 $
Издательский. Книга внутри | 149,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 179,99 $

Рассчитать стоимость другой лицензии

Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато в формате JPG

Код изображения: ФАИ-13196 Фотограф: Коллекция: Изображения изобразительного искусства Пользовательская лицензия: Управление правами Наличие высокого разрешения: До XL 50 МБ А3 (3307 х 4810 пикселей — 11″ х 16″ — 300 точек на дюйм)

Разрешения: Это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *