12 российских скульптур, посвященных мировой литературе
Россия имеет прекрасные скульптурные традиции. Российские скульпторы посвящали свои работы различным событиям, историческим фигурам, деятелям культуры и искусства. Отдельное внимание необходимо уделить памятникам русским поэтам и писателям – Пушкину, Толстому, Лермонтову, Набокову, Достоевскому и т.д. Также уникальную скульптурную коллекцию составляют многочисленные памятники, посвященные сюжетам и героям мировой литературы и произведений русской классики.
Богатое скульптурное наследие, созданное по мотивам произведений мировой литературы, разбросано по многим городам России и привлекает внимание туристов из разных стран. Рассмотрим 12 выдающихся литературных скульптур нашей страны.
- 1. Памятник Человеку-невидимке в Екатеринбурге
Памятник представляет собой бронзовую плиту, установленную в Екатеринбурге в 1999 году. Эта плита — дань уважения самому популярному персонажу Г.Г. Уэллса. Автором идеи скульптурной композиции стал скульптор Александр Шабуров, который предложил оставить на плите отпечатки ступней разного размера. Таким образом, автор передал внутреннее одиночество, которое преследовало не только Человека-Невидимки, но и каждого из нас.
Фото: источник
Интересно, что в России есть еще один памятник, который называют Невидимкой, однако он имеет совсем другую историю создания. Эта скульптура находится в Санкт-Петербурге. Изначально это был бюст Александра II, но в 1931 году он был снят, оставив голый мраморный пьедестал. Местные жители начали называть пьедестал «Невидимкой», после чего название прочно закрепилось в обществе.
- 2. Нос майора Ковалева в Санкт-Петербурге
Этот памятник посвящен знаменитому персонажу из одноименной истории Николая Гоголя, и был установлен в Санкт-Петербурге в 1995 году. Авторами уникального литературного барельефа стали художник Резо Габриадзе и известный скульптор Владимир Панфилов. Создавая скульптуру, мастера пытались воссоздать нос самого Гоголя из благородного цветного мрамора.
Хотя нос весит около 100 кг, он был украден уже через семь лет, после установки на Вознесенском проспекте. К тому моменту нос майора Ковалева уже успел полюбиться петербуржцам и многочисленным гостям города. Скульпторы сделали замену, но оригинал был найден и возвращен на свое законное место.
- 3. Изумрудный город в Северной столице
Очень оригинальная идея была реализована в Санкт-Петербурге в 2007 году. Здесь скульпторы в обычном питерском дворе создали пространство, в котором живут герои сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». Скульптуры, изображающие персонажей сказки, равномерно распределены на улице Правды и «уходят» во дворы домов. Кроме главных героев Элли и Тотошки, гости северной столице встретят здесь Страшилу, Железного дровосека и Трусливого льва.
- 4. Скульптура барона Мюнхгаузена в Москве
В России высоко ценят талант Рудольфа Эриха Распе, поэтому церемониальное открытие скульптуры в 2004 году привлекло большое внимание. Многие люди на открытие были одеты в одежду 19-го века, чтобы поприветствовать барона в Москве. На презентации выступил с вступительным словом знаменитый российский актер Олег Янковский, сыгравший роль Мюнхгаузена в советском фильме.
Фото: источник
Скульптором-создателем статуи стал Андрей Юрьевич Орлов в рамках проекта «Народные герои в скульптурных композициях». Открытие памятника связано не только с популярностью этого персонажа среди ценителей литературы и кино, но и с тем, что реальный барон Мюнхгаузен длительное время проживал в царской России, принимая участие в Турецкой войне.
- 5. Шерлок Холмс и доктор Уотсон в Москве
Если, находясь в столице России, вы отправитесь на прогулку по Смоленской набережной, высока вероятность встретить легендарных персонажей сэра Артура Конан Дойла, стоящих рядом с посольством Великобритании. В основу образов литературных героев легли внешние прообразы Василия Ливанова и Виталия Соломина, которые сыграли Холмса и Уотсона в популярном российском сериале. За эту работу Ливанов даже получил почетную награду от королевы Елизаветы II, как «лучший» Холмс в истории мирового кино.
- 6. Статуя Остапа Бендера в Пятигорске
Сатирические книги «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» советских авторов Ильфа и Петрова занимают особое место в русском литературном сознании. В общей сложности, по всей стране, можно насчитать 10 памятников Остапу Бендеру — самому очаровательному и харизматичному мошеннику в русской литературе.
Фото: источник
Скульптура расположена у входа в пещеру озера Провал. Она была установлена в сентябре 2008 года в честь празднования Дня города Пятигорска. Место для установки памятника было выбрано неслучайно, ведь именно сюда по тексту знаменитого романа Остап Бендер приехал в поисках одного из легендарных стульев.
- 7. Аллея памятников персонажам Чехова в Южно-Сахалинске
Несколько лет назад министерство культуры Южно-Сахалинска обратилось к жителям с вопросом о том, каких литературных персонажей они хотели бы видеть в качестве памятников на улицах города. Город выбрал легендарных персонажей Антона Павловича Чехова, который посетил Сахалин и написал подробный отчет об этом увлекательном путешествии. Теперь персонажи из произведений «Человек в футляре», «Толстый и тонкий» и «Дама с собачкой» стоят на площади местного культурного центра, названного в честь писателя.
- 8. Памятник Дон Кихоту в Москве
Этот современный памятник знаменитому рыцарю находится в Музеон-Арт-парке — крупнейшем в своем роде открытом парке в России. Скульптура выполнена из железных листов, цепей и других деталей, взятых из металлолома. Этот памятник очень оригинальный, как и сам главный герой романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
Фото: источник
Интересно, что это не единственная в России скульптура самому знаменитому и романтичному рыцарю. Омск и Ярославль также имеют скульптуры всемирно известного героя Мигеля де Сервантеса.
- 9. Скульптуры персонажей из Мастера и Маргариты в Москве
Культовое произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» описывает события, которые происходили в Москве. Сегодня именно в этом городе расположено множество скульптур, посвященных этому мистическому роману. Гуляя по улицам старой Москвы, можно встретить знаменитое трио Бегемота, Коровьева и Воланда, которые прибыли с целью погружения столицы в хаос и беспорядок.
Кроме того, москвичи и гости столицы могут созерцать памятник главным героям – Мастеру и Маргарите, а также полюбоваться автомобилем, которым управляет грач. Именно в этом авто, по сюжету романа, Маргарита летала на Весенний бал Полнолуния.
- 10. Памятник первому балу Наташи Ростовой в Московской области
Скульптурная группа этого великолепного фонтана изображает танцующую героиню романа «Война и мир» Льва Толстого. Место расположения фонтана было выбрано неслучайно — Подольск находится на пути к Ясной Поляне, где жил Толстой. Теперь это имение трансформировано в музей, посвященный писателю. Скульптура стройной молодой Наташи, танцующей с кавалером в летний период, великолепно дополняется кристально чистой водой фонтана.
- 11. Скульптуры Э.Т.А. Гофману в Калининградской области
До Второй мировой войны Калининградская область была частью Прусской империи. Одним из самых известных жителей этого региона был автор Эрнст Теодор Амадей Гофман. Его литературное наследие увековечено в виде статуй Щелкунчику, Ковцу Мышей, Томкату Мурру и другим сказочным героям, расположенным по всей Калининградской области. Здесь можно также увидеть памятник самому литературному автору.
- 12. Памятник Гулливеру в Санкт-Петербурге
Вымышленный рассказчик «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта украшает Университетскую набережную города. Памятник выполнен в духе романа – скульптурная композиция состоит из многочисленных фигур Гулливера, каждый из которых меньше предыдущего. Памятник находится во дворе филфака СПбГУ.
Россияне остаются одним из самых читающих народов мира, что воплощается не только в обилии талантливых писателей, но и в уникальных произведениях скульптурного искусства.
источник обложки
Русская скульптура 18,19 века – история русской скульптуры.
Скульптурное творчество на Руси за XVII-XIX вв. прошло главные пути своего становления. От декоративности роскошного барокко к сдержанно-аскетичной классике. Это направление, подпитываемое инновационными задумками демократичного общества, быстро «пропиталось» духом импрессионизма и иные модными течениями. Каждый период, который внес большой вклад в становление истории русской скульптуры, формировался на базе существующих в определенное время общественности: культурного строя, политических устоев.
В каталоге нашего Антикварного Дома №1 представлена хорошая коллекция различных статуэток старых эпох, выполненных в разнообразных жанрах и направлениях. Вы можете принять участие в лотах как со стороны покупателя, так и продавца. У нас созданы лучшие условия для этого.
Как зарождалась русская скульптура?
Время становления русской скульптуры пришлось на эпоху правления Петра I. Это был период всеобщего культурного расцвета. В 1703 г. была основана северная столица России, Санкт-Петербург.
Для строительства нового крупного города приглашаются лучшие мастера:
- скульпторы Конрад Оснер, Карло Растрелли, Николя Пино, Андреас Шлютер;
- архитекторы Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги, Франческо Растрелли.
Именно эти гениальные мастера и дали колоссальный толчок к развитию русской скульптуры. Нововведения, новаторские методики, модные направления, пришедшие из-за границы, постепенно трансформировались, проникались русским духом и нарабатывали совершенно новый характер в скульптурах русских художников.
Используемые стили
В «Золотом» веке эпохи правления Екатерины II на фоне повсеместного увлечения классицизмом, скульптура на Руси достигает высочайшего своего уровня.
Возникают новые направления:
- Ампир. В этом стиле было создано множество скульптур, знаменующих великую победу над французскими войсками Наполеона.
- Эклектика и историзм. Стили стали модными во второй половине XIX в. Их использовали для создания, как камерных архитектурных композиций, так и для разнообразных памятников и сувениров.
- Модерн, который проник в скульптурное творчество в XX в. В это же время возник и неорусский стиль, который привел к рождению большого количества уникальных по художественной красоте работ.
- Русский авангард был моден сразу после революции. Но просуществовал он недолго, хоть и оставил ряд оригинальных скульптурных композиций.
Во времена Сталина и Брежнева к особенностям русской скульптуры можно отнести увеличение популярности стиля социалистического реализма. В этом направлении было создано большое количество эстетически непривлекательных работ типового образца. Но можно встретить и настоящие шедевры скульптурного мастерства данного периода.
Русская скульптура 18 века
XVIII в. положил начало новому направлению в русской скульптуре — портрету. Гениальным мастером, творящем в этом жанре, является Карло Растрелли, который был приглашен в Россию специально для увековечивания достижений Петра I. Растрелли передает свое мастерство многочисленным ученикам. В этот период были созданы многочисленные бюсты царя, его статуи. Для материала русской скульптуры 18 века в основном использовали бронзу.
Вскоре бронза уступает место мрамору. Пластичный материал дает мастерам возможность тончайшей проработки деталей и поверхностей и становится главным инструментом скульпторов. Конец столетия проходит под эгидой ценности души человека. В этот период творил такой гениальный мастер-скульптуры, как Федот Шубин, который создал свои знаменитые работы: портреты Екатерины II, Петра I, князя Потемкина.
Русская скульптура 19 века
К окончанию XVIII в. привычные скульптурные модели перестают соответствовать духу времени и постепенно уступают идее творческих замыслов на базе прочно укрепляющегося классицизма. Барокко стали активно критиковать за пышность, нарочитое великолепие и вычурность.
Классицизм идеален для создания человеческой русской скульптуры 19 века, благодаря свойственной ему:
- непринужденности и точной расстановке элементов;
- целостности применяемых силуэтов;
- точности продуманных образов;
- лаконичностью пропорций;
- идеальностью форм.
Поклонники классицизма стремятся в своей скульптуре приблизиться к аскетичным и реалистичным античным образам, заимствуя из культуры Рима и Древней Греции разнообразные сюжеты и творческие направления. В этом жанре творили такие великие скульптуры России, как Иван Прокофьев, Михаил Козловский, Борис Ордовский, Иван Мартос, Павел Сколов, Федор Гордеев, Иван Витали и др.
В начале XIX в., во времена Отечественной войны (1812 г.) на фоне всеобщего подъема патриотизма и воодушевления народа ведущие скульпторы стали активно разрабатывать для своих работ мотивы, посвященные стойкости духа и героизму. В этот период своими работами прославились такие русские мастера скульптуры, как Степан Пименов, Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский.
На фоне повсеместного увлечения классицизмом огромный вклад в развитие скульптурного творчества внесли такие гении архитектуры как Карл Росси, Андрей Воронихин, Антонио Ринальди, Андреян Захаров. Работая совместно с ведущими скульптурами, эти архитекторы создавали уникальные по красоте элементы внешнего декора зданий.
На фоне развития классицизма успешно процветает и медальерная пластика, в технике которой творят многие известные мастера.
К концу XIX в. классицизм стал меняться, в этом направлении возникают различные внутренние противоречия. Неуклонно падает авторитаризм монументальной скульптурной композиции. В скульптурном творчестве первенство завоевывает реализм.
Известные русские скульпторы
Огромную роль в становлении направления реализма сыграл легендарный мастер Петр Клодт. Он является автором гениальной скульптуры «Укротители коней», расположенной в Петербурге на Аничковом мосту. За период своего творчества великий мастер создал огромное количество и бюстов известных личностей. Все его работы отличает детальная прорисовка и максимальная реалистичность. Позам людей скульптор придавал непринужденные позы, что явилось настоящим новаторством в то время.
Ближе к концу первой половины XIX в. русская скульптура меняет свое направление. Мастера подыскивают новые пути развития этой области творчества. Монументальный классицизм уступает свое первенство станковым формам. В большом количестве создаются скульптурные композиции и отдельные произведения, идеи которых направлены на отражение обычной жизни народа и социальные запросы людей.
В становлении и укреплении жанрово-станковой тематики большой вклад внесли такие мастера как Александр Логановский и Степан Пименов.
В дальнейшем направления в скульптуре также несли отражения былинных сюжетов и бытовых тем, что проявляется в:
- отказе от слишком явной идеализированности форм тела;
- отчетливом акценте на национальный колорит и образ жизни героев сюжета;
- повышенном внимании к душе человека;
- высоком интересе к обычной жизни обывателей того времени.
Больших высот в сфере скульптурного бытового, анималистического и портретного и жанра достигли известные русские скульптуры Илья Гинцбург, Сергей Иванов, Марк Антокольский, Евгений Лансере, Александр Опектушин, Матвей Чижов. Успешно осваивая новые приемы в творчестве, подключая к работе новаторские материалы, мастерам удавалось усилить трактовку психологических образов своих персонажей.
Знаменитые русские иконы: 5 самых важных икон
9 июня 2021
Tempo di lettura: 6 minuti
Знаменитые русские иконы — блестящие образцы древнего искусства, тысячелетней традиции, берущей свое начало в византийском великолепии и объятиях многовековой истории и политических и социальных потрясений, всегда оставаясь верным себе. Давайте познакомимся с ними поближе.
Очарование русских икон действительно вне времени. На протяжении веков, начиная с самого зарождения Русской Православной Церкви, незадолго до 1000 года, они стали эмблемой торжественное и интуитивное религиозное выражение , которое черпает вдохновение из древних восточных идей и которое в течение очень долгого времени оставалось незапятнанным всеми теми нововведениями и революциями, которые вместо этого подавляли и искажали западное искусство из эпохи в эпоху.
Как разумно представить для большой страны, привыкшей к очень длительным переменам, даже искусство иконописного искусства давно осталось неизменным и неизменным , а между тем символика , которым пронизаны русские иконы, не перестает очаровывать и покорять даже сегодня. В самом деле, может быть, именно тревожная утрата ценностей и ориентиров, упадок вкуса, невыносимо ускоренный скачкообразной скоростью, с которой все меняется, мгновенно превращая новое в старое, делает восстановление известной иконографии еще более необходимым, который, по самому своему определению, почти больше богословский трактат, чем просто художественное выражение . Не зря в исчерпывающей статье Священные иконы: Полное руководство , мы определили создателя икон как скорее писателя, чем художника. Это потому, что каждая русская икона рассказывает историю, состоящую из множества переплетенных историй, евангельских отсылок, духовных посланий, скрытых в каждой детали, в каждой частности.
Подробнее:
Священные иконы: полное руководство
Святые иконы. Одно только упоминание о них вызывает экзотические и очаровательные предположения, способ жить религией, далекий от современной концепции…
Своеобразие русских священных икон вытекает именно из того, что они являются выражением глубокой и своеобразной религиозности, но и обобщением русской национальной культуры , духовных идеалов этих людей непоколебимой веры.
История древнерусской иконы
История русской иконы началась в Средневековье , ближе к концу IX века, с так называемой Киевской Руси , одной из первых восточнославянских монархий, которая объединил многочисленные славянские племена в единое сильное государство под единым христианским князем. Это государство раскинулось на территориях, оккупированных ныне восточной Украиной, западной Россией, Белоруссией, Польшей, Литвой, Латвией и Эстонией. Киев был его столицей, а царство называлось Русь , или Земля Русь , или даже Киевская Русь .
Как мы уже упоминали, художественной, но и богословской основой православных икон является византийская . Из искусства Византийской империи вытекают каноны, которым соответствуют все русские православные иконы. В частности, торжественность и драматизм искусства Византии прекрасно сочетались со стремлением явить тайну и присутствие Христа Спасителя. Но это не все. Дева Мария также была постоянным тематическим сюжетом в русской иконографии с момента ее зарождения.
Искусство русской иконы процветало между четырнадцатым и пятнадцатым веками, как раз в то время, когда Византийская империя находилась на пороге своего распада. Это годы святых и грешников, кровавых нашествий и горящей веры. Между 1350 и 1450 годами русское изобразительное искусство достигло своего апогея и сразу после этого начало отрываться от византийских канонов, переходя к новому стилю, все более связан с русской культурой, историей и традициями . В частности, можно выделить три исторических, социальных и политических фактора, оказавших глубокое влияние на эту эволюцию: политико-гражданское развитие православной и националистической России, претендующей на свои традиции как на двигатель собственной силы и развития; духовный узел, возникший вокруг монастыря Святой Троицы и преподобного Сергия Радонежского, великими русскими подвижниками; приезд в Россию Феофан Грек , очень талантливый византийский художник, существенно повлиявший на русское искусство.
Другим великим художником, пожалуй, самым важным для русского искусства, был монах Андрей Рублев, род. около 1370 г., автор знаменитой Иконы Троицы . Его плоские, вытянутые и безразмерные иконы будут влиять на все произведения XV века с их глубоким религиозным смыслом.
Пять самых значительных русских икон
В частности, пять икон считаются самыми значительными в русском искусстве. К сожалению, сохранились только копии двух из них, но и этим изображениям приписывают даже чудодейственную силу. Давайте посмотрим на них вместе.
Владимирская икона Божией Матери
Хранящаяся в настоящее время в Никольской церкви рядом с Государственной Третьяковской галереей в Москве, икона известна как Владимирская Божья Матерь и является одним из самых значительных образцов русского искусства. Его иконография византийская . На самом деле это был подарок Константинопольского Патриарха русскому князю в начале XII века. На иконе изображена Богородица, держащая на руках Младенца Иисуса, нежно склонившегося к ее щеке. Икона Владимирской Божией Матери много путешествовала и часто переходила из рук в руки, прежде чем обрела свое нынешнее местонахождение.
Считается чудесным потому что ему не раз приписывали чудо защиты Москвы от ужасных захватчиков. Первый раз это произошло в 1395 году, когда Тамерлан в последний момент и необъяснимым образом решил спасти город, а впоследствии икона еще дважды спасала Москву и ее жителей, во время нашествий монголов в 1451 и 1480 годах.
Богоматерь Казань
К сожалению, от этой великолепной иконы сохранился только список, хранящийся в Богородицком монастыре в Казани, откуда подлинник был украден в 1904. Икона уже однажды была утеряна, после страшного пожара, в 15 веке, но была найдена чудесным образом, благодаря маленькой девочке, которая рассказала, что Мадонна явилась ей во сне и попросила найти ее образ среди пепла и разрухи.
Один из самых почитаемых символов россиян, она считается Святой Защитницей России . В 1612 г., когда поляки взяли Москву, его несли реконкисты как эмблему.
«Троица» Андрея Рублева
Мы уже упоминали об этой работе, которая сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Ее написал великий Андрей Рублев, один из самых значительных русских художников всех времен. На ней изображена не Дева Мария, в отличие от других перечисленных здесь икон, а трех ангелов, сидящих за столом Авраама, представляющих Отца, Сына и Святого Духа.
С этой иконой не связано ни одного чудесного события, тем не менее, она остается одной из прекраснейших когда-либо написанных в России. Гармония и духовность, которые он передает, не имеют себе равных.
Богородица Смоленская
К сожалению, в Успенском соборе города Смоленска сохранился только список Богородицы.
Название иконы Богородица происходит от греческого «Богородица», но мы можем перевести его как «Богородица», так как на ней изображена Дева Мария с Младенцем.
Легенда гласит, что автором этого произведения является не кто иной, как святой евангелист Лука. Византийский император подарил его своему будущему зятю, князю Всеволоду Киевскому в 1046 году, как свадебный подарок и символ нового союза между Православной Церковью и новорожденным Русским царством.
Другая легенда гласит, что именно эта чудотворная икона защитила Россию от нашествия Наполеона и вообще от всех врагов, пришедших с Запада на протяжении веков.
К сожалению, во время немецкого вторжения и оккупации Смоленска в 1941-1943 годах икона была безвозвратно утеряна.
Икона «Нечаянная Радость»
Икона «Нечаянная Радость» происходит из легенды, рассказанной святителем Димитрием Ростовским, где молодой разбойник влюбился в изображенный на иконе образ Богородицы, который был спасен последним, который появился, приглашая его изменить свою жизнь.
Икона представляет мальчика, который ведет диалог с изображением Мадонны и, следовательно, является Иконой в Иконе .
Выражает всю преданность русского народа Марии , милосердной матери, собирающей страхи, слезы людские, утешающей слезы и всегда готовой выступить попечительницей между людьми и Богом.
25 известных скульптур и статуй в Минске, Беларусь
SocButtons v1.4
1. Архангел Михаил
Четырех с половиной метровая скульптура Архангела Михаила, пронзающего великого змея, установлена перед Красным (из-за красного кирпича) собором (католический костёл Святых Симеона и Святой Елены) в 1996 году. Здание Церковь была закончена в 1905 году польским архитектором Томашем Пояздерским, выполнившим ее в готическом и романтическом стиле. Красный кирпич был доставлен прямо из Польши. После революции 1917 г. костёл занял Государственный польский театр. Позже, в советское время, он использовался как Дом кино. В 19В 90-х годах в годы перестройки здание было возвращено католической церкви. В 1996 году появилась бронзовая скульптура Ангела работы Игоря Голубева. Архангел Михаил – традиционный ангел-хранитель Беларуси.
2. Памятник Победе
Памятник Победы – главный символ Минска и общий композиционный центр города. Памятник Победе появился на бывшей Круглой площади в 1954 году. Он посвящен белорусским партизанам и советским солдатам. Почти полностью разрушенный во время Второй мировой войны, Минск был полностью восстановлен после 19-го века.45. С четырех сторон мемориала изображены бронзовые темы горельефов: «9 мая 1945 года», «Советская Армия в Великой Отечественной войне», «Белорусские партизаны», «Слава павшим героям».
3. Якуб Колас
Якуб Колас (Константин Мицкевич, 1882-1956) народный поэт Беларуси, классик белорусской литературы. Стихи начал писать в 1898 году. Его первое стихотворение было опубликовано в 1906 году. Его знаменитая поэма «Новая земля» (1911-1923) иллюстрирует быт простых людей в деревне конца 19 века.
4. Максим Богданович
Перед Театром оперы и балета, в парке Большого театра Национальной академии, установлен памятник известному белорусскому поэту, прожившему короткую (26 лет) но яркую жизнь — Максиму Богдановичу. Белорусский мастер искусств Лев Гумилевский, известный своей скульптурой другому белорусскому поэту-классику Янке Купале, памятник которому появился также в Москве в 2005 году на Кутузовском проспекте как подарок Беларуси Москве. Скульптура Богдановича появилась 9 декабря, 1981 г., к 90-летию поэта.
5. Янка Купала
Янка Купала (Иван Луцевич, 1882-1942) — белорусский классик номер один, основоположник современной национальной литературы.
Его первое стихотворение («Мужик») было опубликовано в 1905 году. Первая книга его стихов вышла в 1908 году. Это была его знаменитая «Жалейка». Купала оказался лидером белорусского возрождения. Его произведения – летопись белорусского народа, отражение его национального характера и менталитета. На берегу Свислочи перед Великой Отечественной войной была всего лишь улица с деревянными домами, где жил великий белорусский поэт Янка Купала. В 1959 здесь было открыто двухэтажное здание — литературный музей. Сейчас на этом месте находится один из центральных минских парков имени Янки Купалы 1962 года. Через десять лет, в 1972 году, вместо памятника военному летчику Грицевцу был установлен шести с половиной метровый памятник великому белорусскому поэту из бронзы и гранита. Над легендарным родником возвышается довольно большая скульптура и цветок папоротника — это растение расцветает 7 июля в ночь на Ивана Купалу, гласит старинная легенда. Это самая короткая летняя ночь — языческий праздник Солнца — теперь называется в честь Иоанна Крестителя — Ивана Купала — в белорусском варианте Янка Купала. В ту самую ночь, когда родился Иван Луцевич.
6. Остров Мужества и Грив
Остров Мужества и Скорби, или Остров Слез с небольшой часовней, основан 3 августа 1996 года на берегу реки Свислочь, в районе Троицкого предместья, в старом центре Минска. Этот памятник посвящен белорусским воинам, павшим в боях далеко за пределами родины в советское время. Внутри часовни хранится запись о 771 имени белорусских воинов, павших в Афганистане. Также на стенах часовни есть сцены из Библии. Перед мемориалом находится большая скала с бронзовой иконой Божией Матери. Рубиновый камень находится в центре креста часовни. Пена освещает крест снизу. Пять поминальных колоколов и фигура плачущего ангела являются элементами мемориального ансамбля. Но сейчас это место очень популярно не у тех, кто воевал за границей — постоянно посещают остров молодожены, фотографируя его. Жизнь продолжается!
7. Максим Горький
Парк Горького в Минске – старейший в городе. Он был основан еще в 1805 году как Губернаторский сад.
С тех пор в парке растет несколько тополей возрастом два века, а теперь он стал в два раза больше. Имя Горького было принято в 1936 году после смерти известного советского писателя. Но только в 1981 году у ворот парка была открыта скульптура Горького. Автор Иван Мисько.8. Партизан Беларусь
Вторая мировая война была особенно тяжелой для Беларуси — погиб каждый четвертый. Подпольное и партизанское движение было чрезвычайно обширным, но оно не нашло отражения в скульптуре Минска. В 2005 году у станции метро «Могилевская» на пересечении улицы Елисейской и Партизанского проспекта появилась грандиозная 21-метровая колонна из гранита и бронзы «Партизанская Беларусь». На вершине монумента находится скульптурная композиция «Семейная партизанская семья». Автор этого памятника Валентин Занкович.
9. Адам Мицкевич
Бронзовый памятник известному белорусскому поэту из Новогрудка Адаму Мицкевичу появился в 2003 году в Минске на пересечении улиц Немига и Романовская слобода.
Скульптура поэта прекрасно вписалась в уютный сквер, расположенный по улице Городской Вал. Парк, ранее не имевший названия, теперь носит имя Адама Мицкевича. Сначала собирались использовать скульптуру девятнадцатого века, но этот вариант скульптуры не подходит для улицы. Авторы этой скульптуры — А. Заспицкий и А. Финский. Архитектор Г. Федоров. Еще несколько скульптур для Мицкевича есть в Новогрудке — родном городе поэта, в Бресте и Лиде.
10. Язеп Дроздович
Язеп Дроздович (1888 -1954) — известный белорусский художник, скульптор, фольклорист, археолог, архитектор. Он родился в Пунких (ныне Глубокский район) в семье небогатых шляхтичей. Он много путешествовал по Беларуси, собирал уникальные фольклорные устные материалы, которые затем были опубликованы в сборнике «Дисненские песни». Его называли белорусским Леонардо да Винчи. Язеп Дроздович – основоположник национального изобразительного искусства, создал серию «Древняя архитектура Беларуси», портреты полоцких и смоленских царей. 19 августа93 на краю Троицкого Предместья (улица Богдановича) появилась скульптура идущего мужчины с посохом — памятник Дроздович, работавшей в женской школе прямо напротив места памятника. Автор Игорь Голубев.
11. Александр Пушкин
Памятник великому русскому поэту Александру Пушкину – подарок Москвы Минску, где поэт никогда не был, но где все знают его замечательные стихи. Этот подарок посвящен 200-летию Пушкина. Бронзовая фигура сидит на скамейке возле гостиницы «Беларусь». За ним очень живописный пейзаж с видом на берег реки Свислочь и проспект Победителей. Историки говорят, что это место, где находится скульптура, когда-то было языческим капищем.
Церемония открытия памятника состоялась 10 июля 1999 года. В ней приняли участие представители Правительства Москвы. На этом месте вокруг памятника появился новый уютный сад. Теперь каждый год 6 июля здесь собираются любители Пушкина, чтобы отпраздновать день рождения поэта.
12. Франциск Скорина
Первый белорусский и восточнославянский книгопечатник, профессор из древнейшего белорусского города Полоцка, один из крупнейших деятелей культуры XVI века Франциск Скорина (1490-1551), выпускник Краковского университета, в 1517 году напечатал в Праге свою «Русскую Библию» — первую печатную книгу русского (Белоруссии, Украины и России) мира той эпохи. Франциск был великим человеком своего времени — служил секретарем у епископа Виленского (ныне Виленского), встречался с Мартином Лютером в Германии, посещал Москву с культурной миссией. В 1506 году он получил от Падуанского университета степень доктора медицины. Автор этой скульптуры Алесь Драниц. Идея возведения памятника реализуется уже 15 лет с 1989. Вопрос о правильном месте для этого памятника был дискуссионным все эти годы. Наконец-то скульптура первого белорусского книгопечатника появилась там, где и должна была быть — в Национальной библиотеке, новом символе Минска, которая была открыта чуть позже, в 2006 году. Памятник Франциску Скорине был открыт 30 августа 2005 года. У подножия этого уникального здания представляет собой 6-метровый бронзово-гранитный памятник Франциску Скорине.
13. Мальчик с лебедем
Долгое время единственным образцом европейской парковой скульптуры был «Мальчик с лебедем». Он был установлен в центре Александровского парка (недавно Центрального) как фонтан в 1874 году итальянцем Леонардо Бернини. До начала 19В 70-е годы вокруг фонтана сидели зеленые лягушки, а сейчас настоящими хозяевами этого места стали голуби. В 1970-е годы подростки дали ему забавное прозвище «Паниковский и гусь», в честь персонажа популярного юмористического романа «Двенадцать стульев». Это шутливое прозвище живо до сих пор.
14. Молодежь
Сразу за площадью Независимости, между гостиницей «Минск» и костелом, известным как Красный Кастил, находится фонтан-скульптура «Юность». Скульптура состоит из мальчика и девочки, стоящих на коленях и держащих чашку с водой. Вода из чаши спускается в ванну, вокруг которой каменная дорожка и скамейки. Плакучие ивы очень красиво смотрятся вместе с этим живописным видом. Авторы фонтана — скульптор А. Аникейчик и архитектор С. Мусинский.
15. Времена года
Проспект Победителей – один из самых красивых проспектов белорусской столицы. Его высокие дома составляют красивую линию, которая так хорошо смотрится с противоположного берега Свислочи. На берегу реки расположены живописные парки, сады с уютными мостиками и скамейками в старинном стиле. Проспект тянется на 9 км от улицы Немига до МКАД. Он начинается недалеко от бывшего Минского дворца, где в прежние годы существовала река Немига. Это место, бывшая Татарская слобода, было окраиной Минска до Первой мировой войны. Но после войны там появился симпатичный Бродвей под названием «Парковая магистраль». В 1981, он был переименован в честь лидера белорусской компартии Павла Мироновича Машерова, очень уважаемого и популярного человека, на проспекте Мачерова. По одной стороне проспекта появились декоративные жанровые скульптуры. Именно в 1982 году Александр Шатерник, Валентин Занкович, Леонид Давиденко и Юрий Поляков установили четыре скульптурные сцены: «Рождество» («Коляды»), «Приход весны» («Гуканне вясны»), «Купальская ночь» («Купалья»). , и Осени («Зажинки») — традиционные сезонные праздники, которые белорусы отмечают ежегодно с древних времен.
16. Ротонда «Купидоны»
В 2003 году белорусская столица обрела еще одну современную скульптуру в стиле классицизма — беседку-ротонду «Амуры», которая была установлена возле гостиницы «Беларусь». Автор — Леонид Ященко, хорошо известный в Беларуси. Высота ротонды полтора метра. На его вершине установлены бронзовые фигурки стреляющих амуров, которые выглядят весьма забавно.
17. Орфей
В отличие от монументальных и мемориальных скульптур, парковые скульптуры относятся только к себе или к определенному ландшафту. Знаменитый русский художник Эрнст Неизвестный создал скульптуру Орфея. Одноименная работа есть и у одного из шведских скульпторов Карла Миллеса. А в 1979 Белорусский автор легендарного памятника деревне Хатынь, сожженной вместе с людьми немецко-фашистскими войсками, Валентин Занкович обрел собственного Орфея из бронзы и мрамора на улице Грибоедова возле музыкального училища им. Глинки. Эта 4,5-метровая скульптура — одна из лучших работ Занковича, потому что она контрастирует с другими работами конца 1970-х годов. Занкович вдохнул в своего Орфея легкую фантастику и романтическую поэзию.
18. Голубь
Центральный ботанический сад Национальной академии наук основан в 1932. Это один из крупнейших ботанических садов Европы как по территории (100 га), так и по коллекции (более 9000 растений). Сад – уникальное место в городе.
Двухметровая пятидесятисантиметровая скульптура «Голубь» из белого мрамора появилась в Ботаническом саду в 1989 году. Автор — Сергей Гумилевский, сын известного скульптора Льва Гумилевского. Работа плавно влилась в экологическую атмосферу сада, подчеркнув гармонию человека и природы.
19. Городская жизнь 19 века
На Комаровском рынке установлен ряд жанровых скульптур, иллюстрирующих жизнь города XIX века. Главный автор этих скульптур — В. Жбанов («Фотограф», «Дама с собачкой», «Конь» привлекают внимание всех прохожих). Почти каждый не может не остаться и не полюбоваться скульптурами. Одна скульптура принадлежит руке Олега Куприянова, создавшего ее в 2002 году. Скульптуру старухи с семенами в окружении бронзовых воробьев создал Олег Куприянов.
20. Каретка
Площадь Свободы — одна из центральных площадей города с 16 века. В 16 веке площадь называлась Верхний рынок. В 19 в. площадь превратилась в Соборную (Синодальную). В средние века здесь находилось место магистрата — главного муниципального органа. Шведский король Карл XII Великий, украинский князь Иван Мазепа, наполеоновский генерал Даву, почти все русские императоры и основатель независимой Польши Юзеф Пилсудский — все они останавливались здесь. Бронзовая скульптура кареты появилась за 940-летие Минска на площади Свободы напротив Муниципального дома. Это одна из работ Владимира Жбанова. Скульптура изображает день из жизни минского губернатора, который вышел из кареты и направился к Дому. В работе также участвовали скульпторы Юрий Поляков, Александр Тухто и Виктор Завадский.
21. Михайловский парк
Рядом с Железнодорожным вокзалом находится одно из самых любимых мест минской молодежи: Михайловский парк, украшенный жанровыми скульптурами Владимира Жбанова: женщина на скамейке | облегченная версия той же скульптуры в Германии (Дюссельдорф) — курящего человека, которого когда-то заказал кинопродюсер Владимир Голинский. Голинский сам позировал этой скульптуре. В 2000 году появилась новая работа художника — девушка с зонтиком. Эта скульптура оказалась самой популярной в парке. Каждому хочется сфотографировать трогательную молодую девушку, которая держит зонтик с огромными дырками. Жбанов сделал скульптуру из своей десятилетней дочери Маши. К сожалению, преувеличенное внимание к этой скульптуре уже четыре раза ломало ей руку.
22. Парковка
Одним из лучших образцов городской современной скульптуры является «Парковка», выполненная из бронзы Андреем Осташовым в 2005 году. Мальчик, стоящий прямо на траве рядом с пони, выглядит довольно живо благодаря своему почти натуральному размеру — 130 см. . Популярны произведения Осташова и в Польше, где он выступал вместе с другими белорусскими артистами в 1999 году.
23. Почтальон
Бронзовый почтальон вышел на улицу напротив кинотеатра «Октябрь» возле Дома печати в сентябре 2005 года. Композиция очень сложная, состоит из 100 деталей и весит 700 кг. Его авторы Юрий Градов, Владимир Жбанов и Евгений Колчев — известные минские скульпторы. Хотя этот почтальон старомоден и представляет первую половину 20-го века, бумага в его руке — популярная газета «Из рук в руки». В сумке почтальона, который оказался третьим мужчиной в минском почтовом отделении, можно увидеть и другие популярные бумаги: остальные женщины.
24. Девушка с совой
Троицкое предместье (Троицкое предместье) основано в XII веке. В начале XVI века на вершине холма над рекой Свислочью были построены Троицкая церковь и монастырь. Говорят, в старину на холме стоял священный дуб, где отдыхали многие великие короли Речи Посполитой. Свой современный вид Предместье обрело в 21 веке. Здесь появилось множество магазинов, кафе, ресторанов, музеев. Это часть реконструированного старого Минска. В бывшем доме синагоги разместился небольшой уютный музей — ныне Дом природы, где можно увидеть экзотических животных и птиц. У входа в музей установлена скульптура «Девушка с совой» работы Леонида Зильбера.
25. Архитектор
Владимир Жбанов сделал еще один подарок городу – скульптуру «Зодчий», посвященную 940-летию основания Минска (1067 г.