Милостиво-Богородицкий женский монастырь поселка Кадом / Монастырский вестник
Монастырь основан в 1797 году (ныне в поселке городского типа Кадом) как женская богадельня при Димитриевском соборном храме по инициативе Е. Ф. Рожновой и Е. Ф. Горской, которые занимались в 1793-1797 годах подготовкой к ее открытию.
В 1793 году при соборной Димитриевской церкви города Кадома собралось десять девиц во главе с Еленой Филипповной Рожновой. Они договорились жить вместе, соблюдая монастырский устав, и обратились к игумении Рязанского Богоявленского женского монастыря с просьбой отпустить к ним для начальствования послушницу Екатерину Варфоломеевну Горскую. 3 июня 1797 года указом из Рязанской духовной консистории сестрам разрешено было устроить женскую богадельню. Духовной жизнью насельниц руководили саровские старцы: прп. Назарий (1735–1809), прп. Серафим (1754/9–1833) и иеромонах Иларион (1771–1841).
Читать подробнее
В 1824 году, по завещанию С.
В 1852-1856 годах был построен летний каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой , который был освящен в 1857 году. Позже, по проекту архитектора Четверикова, к нему были пристроены приделы: с южной стороны, в русско-византийском стиле, во имя Преображения Господня; с северной — во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм со стенными росписями. В южной части возвели колокольню .
В 1858 году была сооружена каменная ограда, затем построен второй и третий храмы. Во второй половине XIX века появились двухэтажный каменный корпус, хозяйственные постройки. А в 1868 году монастырь получил новое название, с этого момента он упоминается как Кадомский женский Милостиво-Богородицкий монастырь.
Главной святыней монастыря являлась икона Божией Матери «Милостивая» – образ византийского письма «в сребропозлащенной ризе», украшенной разноцветными каменьями и жемчугом.
Другая чтимая икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» была дарована монастырю в 1820 году благотворительницей Феодосией Михайловной Богдановой. Эту икону особенно почитал преподобный старец Серафим Саровский; неоднократно он присылал для нее масло и свечи. В 1870 году при игумении Магдалине для образа была сделана украшенная каменьями серебряная риза.Еще одной святыней Кадомской обители была сохранившаяся и поныне икона святого великомученика Пантелеимона. На обратной стороне ее находится надпись, свидетельствующая, что образ был написан для Кадомской обители в Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон, «по усердию монахинь Виталии и Евфросинии… в благодатную помощь и заступление всем, с верою и усердием прибегающим к св. Пантелеимону и умильно молящимся…»
Весной 1920 года началось целенаправленное разрушение монастыря безбожной властью. Священников, монахинь и детей-сирот (всего около четырехсот человек) выселили. Имущество национализировали, частично уничтожили.
Возрождение Милостиво-Богородицкого Кадомского монастыря началось по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона в 1997 году.
31 августа 1997 года был освящен северный придел храма иконы Божией Матери «Милостивая» – в честь преподобного Сергия Радонежского. Эта дата считается днем возрождения монастыря.
В 2003 году для Кадомской обители был написан и освящен на Кипре список «Милостивой» (Киккской) иконы Божией Матери. Каждое воскресенье перед Божественной литургией перед этой иконой поется Параклисис с акафистом Божией Матери, совершаемый в монастыре по завету преподобного Серафима Саровского. 24 июля 2004 года в честь преподобного Серафима был освящен южный придел Милостиво-Богородицкого храма, а 24 декабря того же года состоялось освящение главного престола в честь иконы Божией Матери «Милостивая».
Кадом — МедиаРязань
На четырёх холмах
Кадом — маленький городок на востоке области, самый удалённый от Рязани районный центр, 264 километра пути — много дальше, чем от Рязани до Москвы. Его трудно отыскать в рязанских летописях, хотя по возрасту он лишь немного уступает Рязани — восток Рязанщины долгое время был частью Тамбовской губернии, потому его описания теряются в тамошних мордовско-тамбовских архивах. Объективно объяснить значение слова «Кадом» историки и топонимисты не могут и поныне, подменяя истину букетом версий. Так, в языке местных мордовских племен, имелось слово «кадонь» — «оставленная, потерянная земля». По другой версии слово происходит от имени татарского хана Кадыма. Третья версия привлекает к названию некую христианку Вассу, будто бы бежавшую из мордовского плена и устроившую на берегу Мокши пещеру — «как дом».
Подобно Москве и Риму, Кадом стоит на холмах, причём они, в отличие от эфемерных московских бугорков, действительно впечатляют, вырастая будто из-под земли крутыми склонами высотой до 25 метров. С этими холмами связана известная научная ошибка. В 1977 году они были объявлены заповедными со статусом «памятников природы» как ледниковые (моренные) холмы. И лишь недавно профессор, доктор географических наук Вячеслав Кривцов однозначно показал, что знаменитые холмы — это песчаные останцы отрезанные вечно блуждающими петлями реки Мокши от «большой земли». Своеобразная жертва или результат половодий, ведь реки меняют направление русла именно весной, на пике живой силы воды. Всего же таких холмов тут четыре: в направлении с запада на восток — Кокуй, Безымянный, Кадомская гора и Преображенский.
На холме Кокуй археологи обнаружили предметы бронзового века, а с 1935 года здесь разместилось кладбище. На Безымянном холме, по преданию, жил некий татарский хан. За его тайные связи с крымским ханом дворец на холме был сожжён, а позже здесь построили деревянный православный храм, который позднее тоже сгорел, но уже от удара молнии. Сегодня на месте Безымянного холма высится небольшая горка: песчаное тело холма разошлось на хозяйственные нужды, а затем через него была проложена асфальтированная дорога. В самом центре города лежит наиболее известный из холмов — Кадомская гора. С его плоской вершины открывается чудный вид на Мокшу, храм с колокольней и монастырь на центральной площади, россыпь избушек, городской рынок и соседние холмы. Некогда здесь стоял острог, где жил воевода. С тех пор на этом месте не раз находили военные артефакты: многопудовые цепи, детали пищалей, чугунные ядра.
Преображенский холм, в отличие от остальных, лежит на левом берегу Мокши, в заречной части Кадома. По рассказам жителей, холм окутан целой сетью легенд. Некий Беклемиш, сын ордынского хана Бахмета, на склоне лет вдруг крестился, и в знак своего преображения построил на холме деревянную церковь Преображения. Позднее в 1735 году на месте деревянного выстроили каменный храм. В своё время Пётр I подарил церкви икону Казанской Божьей Матери, которая была отделана жемчугом и самоцветами. Верой и правдой храм служил до прихода советской власти. В 1930-е годы церковь была разграблена, колокола сброшены, позднее здесь обосновался детский дом. Сегодня в частично сохранившихся постройках разместился корпус профтехучилища.
Рязанский Китеж-град
История Кадома в прямом смысле утопает в череде катастрофических половодий. Этот город возник на правом берегу Мокши в дремучих мордовских лесах. Первое письменное упоминание о городке относится к 1209 году. В Никоновской летописи указано, что в Кадоме был убит рязанский военачальник. В нескольких километрах от современного Кадома лежит село Старый Кадом. Кадом возник именно здесь, но по причине половодий ещё в XVI веке был брошен и переместился на песчаные холмы в восьми километрах к югу. В 1426 году Великий князь Василий Тёмный дал Кадом «в кормление» боярам Протасьевым. В конце XVIII века Кадом приобрел особую значимость в Тамбовской губернии. По численности населения он превзошёл города Шацк и Темников и обзавёлся статусом уездного города. В уезде насчитывалось 30 сёл и 107 деревень. Работали заводы по производству вина, сукна, кожи, маслобойни и лесопильни.
В XIX веке Кадом обзавёлся учебными и медицинскими учреждениями: в 1839 году открылось приходское училище, позднее появились ремесленная школа, кружевная школа и женская прогимназия. В 1871 году появилась городская больница, а затем городская амбулатория — одна из четырёх в Тамбовской губернии. В XX веке страшные половодья случались трижды — в 1925, 1963 и в 1994 годах. В мае 2012 года маленький Кадом прогремел на всю Россию, когда уровень в Мокше поднялся на рекордные за всю историю 806 сантиметров, и вода захватила три четверти площади города. Даже в начале июля (спустя два месяца с конца половодья) в огородах некоторых кадомчан стояла вода. Иные счастливчики из мест, лежащих повыше, приступили к посадке картошки. Но теперь ясно, что это наводнение было лишь одним в ряду подобных, случавшихся раз в 30-50 лет.
Жителей Кадома всегда звали сомятниками, ведь Мокша издавна славится сомами весом в несколько пудов. А местные жители, будто сговорившись, рассказывают историю про старушку. Так, после схода половодья полувековой давности вода покинула дома кадомчан. Одна старушка, решив приступить к хозяйству и зажить пуще прежнего, полезла в печь. Но не тут-то было: из темноты печи донеслись какие-то звуки, а затем на свет явилась громадная усатая голова.
Кадом — маленький городок на востоке области, самый удалённый от Рязани районный центр, 264 километра пути — много дальше, чем от Рязани до Москвы. Его трудно отыскать в рязанских летописях, хотя по возрасту он лишь немного уступает Рязани — восток Рязанщины долго…
Святитель Герман Аляскинский — Страница специального ресурса
Святитель Герман о «Пути христианина»
«Истинного христианина делает верой и любовью Христовой. Наши грехи ни в малейшей степени не мешают нашему христианству, согласно слово Самого Спасителя. Он сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию: на небесах больше радости об одном кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках. ног, сказал фарисею Симону: имеющему любовь прощается долг великий, а от неимеющего любви взыщет и малый долг.От этих судов христианин должен привести себя в надежду и радость, и ни в малейшей степени не принять муки отчаяния, здесь нужен щит веры.0004
«Грех для любящего Бога есть не что иное, как стрела врага в бою. Истинный христианин — это воин, пробивающийся сквозь полки невидимого врага к своей небесной родине. По слову Апостола, родина наша на небесах, а о воине говорит: мы боремся не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. .6:12)].
«Суетные страсти мира сего отделяют нас от отечества нашего; любовь к ним и привычка облекают душу нашу, как бы безобразной одеждой. Это называется у Апостолов внешним человеком. Мы, путешествуя по пути сего жизни и взывать к Богу в помощь, должно быть со снятием с себя этой безобразной одежды и облечением в новые желания, в новую любовь будущего века, и через это познание того, как близко или как далеко мы находимся от нашего Небесная родина. Но сделать это быстро нельзя, а надо брать пример с больных, которые, желая желанного здоровья, не перестают искать средства для собственного излечения».
(Из письма святителя Германа от 20 июня 1820 г.)
~ ~ ~
Значение святителя Германа для православных христиан Америки сегодня на Аляске — и каково его значение для нас сегодня — мы должны быть ошеломлены его смирением, его самоотверженностью, его простой и чистой преданностью и послушанием его первоначальной миссии принести Православную Веру на его новую землю. Большую часть своих сорока с лишним лет на Аляске он прожил в одиночестве, неустанно заботясь о коренных народах Аляски, которые, увидев Любовь Христову, воплощенную в их любимом «Апа» (дедушке), сами стали благочестивыми и верными православными христианами. Нас так же должно взволновать и обратить в сердце свидетельство старца Германа. Как выразился один монастырский писатель* в Северной Америке:
«В первых святых, воздвигнутых Богом в стране, содержится особое послание о том, каким должно быть Православие для этого народа. Итак, святые Борис и Глеб для России — страстотерпцы. И не случайно Святые Россия начинается страстотерпцами и кончается страстотерпцами (царственными мучениками) и целым сонмом Новомучеников!
«Так какой же урок Господь хочет преподать православным таким, как мы, американцам от св. Германа? Это был кроткий и смиренный монах, даже не священник, а сильный свидетель против несправедливости и исповедник истинной веры. Я считаю, что именно этим качествам должно подражать Православие в Америке. Но пока что мы не такие. Мы зациклены на юрисдикционно-административных вопросах, а внутренняя жизнь Церкви, ведущая к покаянию и обожению через смирение, в значительной степени игнорируется на официальном, организационном, уровне. ..
«Нам нужно «возрождение», вдохновленное Святым Германом!»
Посему будем постоянны в вере и в добром деле, вдохновляемые в глубине сердца возлюбленным старцем и чудотворцем святителем Германом Аляскинским, дабы воплотить его учение:
«От с сего дня, с сего часа, с сей минуты,
возлюбим Бога превыше всего и постараемся исполнить Его святую волю!»
* Схимонах Амвросий (Молодой).
Жизнь и развитие русских промыслов
- Design mate
- Read
- Предметы
- Жизнь и развитие русских промыслов
От кадомской вышивки до павловопосадских платков, сегодня мы собираемся рассказать нашим читателям о традиционных русских промыслах, их интересных особенностях, курсе развития и их место в мире современного дизайна и моды. Мы также собираемся рассказать вам о некоторых своеобразных коллаборациях и о современной жизни некоторых российских ремесел в целом.
Павлопосадские шали
СЛЕВА: ШАЛЬ «ВЗРЫВ РАДОСТИ» С ДЕКОРАТИВНЫМ УЗОРОМ, ДИЗАЙН ЕВГЕНИЯ МУРАВЬЕВА. СПРАВА: ВЕРОНИКА РУСАКОВА ВО ВРЕМЯ ФОТОСЕССИИ ЕЛИЗАВЕТЫ ПОРОДИНОЙ ДЛЯ VOGUE UA, ЯНВАРЬ 2017.
Сложные узоры павловопосадских шалей делают их такими же узнаваемыми, как культовые платки Hermes. Кстати, качество, размеры и материалы корпуса тоже довольно схожи. Шалевая фабрика была основана в селе Павлово еще в 1795 году, но производство шерстяных шалей с набивным рисунком здесь началось лишь спустя полвека. До 1970, цветочные узоры и принты были нанесены на шали, а деревянные выемки прижимались к каждой шали несколько сотен раз. Сейчас технологический процесс значительно облегчен, но каждый узор по-прежнему разрабатывается художниками вручную. Павловопосадские шали прочно закрепились на страницах модных журналов, таких как Vogue. В прошлом году, в преддверии чемпионата мира по футболу, магазин Aizel начал сотрудничество с более чем 20 дизайнерами. В проекте также приняли участие традиционные русские промыслы, в том числе Павлово-Посадская платочная фабрика.
Оренбургские пуховые платки
ВАЛЕНТИН ЮДАШКИН И ОРЕНБУРГСКАЯ ШАЛЬНАЯ ФАБРИКА
История этой тончайшей пуховой платочной фабрики насчитывает более 250 лет, когда Европа впервые увидела оренбургские шали в 1862 году на выставке в Лондоне. Отличительной чертой этих шалей является тончайший пух, полученный из шерсти оренбургских коз, из которого вязали тонкое, почти невесомое кружево. Собственно, оригинальность шали легко проверить, протянув ее через кольцо. Это древнее ремесло привлекает многих современных модельеров, в том числе Валентина Юдашкина, представившего шелковое платье, покрытое тонким паутинообразным кружевом, еще в 19 веке.96 в Париже. Около двух лет назад он объявил об очередном сотрудничестве с Оренбургской шалевой фабрикой и выпустил новую коллекцию платьев, свитшотов и топов из белой пряжи.
Крестецкая вышивка
СЛЕВА: ПЛАТЬЕ С КРЕСТЕЦКОЙ ВЫШИВКОЙ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРЫ ГЕОРГИЕВОЙ. СПРАВА: СКАТЕРТЬ, УКРАШЕННАЯ КРЕСТЕЦКОЙ ВЫШИВКОЙ
Крестецкая вышивка — своеобразное русское искусство вышивки сквозной вышивкой, зародившееся в 1860-х годах в Крестецком уезде. Во времена СССР крестецкая вышивка также оставалась популярной, а скатерти со сдержанной аристократической, но самобытной вышивкой часто встречались чуть ли не в каждом доме. В 2015 году Крестецкая вышивальная фабрика обанкротилась и была приобретена бизнесменом Антоном Георгиевым и его женой, дизайнером Александрой Георгиевой, которые стали идеологами возрождения знаменитого традиционного ремесла. В прошлом году в ЦУМе в рамках мероприятия IV «Русские сезоны» Александра Георгиева представила свою коллекцию современных платьев, украшенных ажурной крестецкой вышивкой. По словам дизайнера, ее главная цель сейчас — сделать так, чтобы крестецкая вышивка, которая уже более 150 лет легко узнаваема, оставалась таковой и в будущем.
Вышивка Kadom
СЛЕВА: SERENITY ОТ ЕКАТЕРИНЫ ПЕТРОВОЙ; СПРАВА: ВЫШИВКА КАДОМ
Вышивка кадом представляет собой особую технику на стыке ажурного вязания и вышивки иглой белым по белому. Это ремесло зародилось еще во времена Петра I, который приказал своим дворянам носить одежды, украшенные венецианским кружевом. Правитель даже привез в Россию нескольких мастериц, чтобы обучать ремеслу монахинь Кадомского монастыря. Процесс работы в технике вышивки кадом существенно отличается от обычного ажурного коклюшечного вязания, поэтому получаемые узоры абсолютно уникальны. Екатерина Петрова — современный российский модельер, специализирующийся на вышивке «Кадом», летом прошлого года выпустила свою коллекцию «Серенити» в сотрудничестве с фабрикой «Кадом».
Жостовские подносы
СЛЕВА: ПОКАЗ МОД СЕРГЕЯ СЫСОЕВА, ВЕСНА-ЛЕТО 2019; СПРАВА: ЖОСТОВСКИЙ ПОДНОС.
История жостовских подносов берет свое начало в XVIII веке, когда бывший крепостной крестьянин открыл свою ремесленную мастерскую в небольшой деревне Жостово недалеко от Москвы. Кроме подносов, он делал также кассеты, табакерки и другие лакированные вещи, но не из металла, а из папье-маше. Производство металлических подносов началось только через 30 лет. Сегодня в Жостово по-прежнему работает фабрика подносов, где каждое изделие расписано вручную традиционными яркими розами, тюльпанами и георгинами. Недавно российский модельер Сергей Сысоев представил свою коллекцию подносов, созданную совместно с Жостовской фабрикой. Он решил сохранить традиционный цветочный узор, но заменил яркие цвета на достаточно монохромные.
Гжель
СЛЕВА: БАНКА СЕРГЕЯ СЫСОЕВА ДЛЯ ГЖЕЛЬСКОГО ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА; СПРАВА: ТРАДИЦИОННАЯ РАСПИСАННАЯ ВРУЧНУЮ ВАЗА С НАЗВАНИЕМ ВАЛЕНТИНА.
Гжельский фарфоровый завод – один из самых смелых традиционных производителей в плане необычных коллабораций. В сотрудничестве с популярными дизайнерами компания видит способ модернизировать традиционную гжельскую керамику, сделать ее актуальной и интересной не только для покупателей старшего поколения, но и для современной элиты покупателей. Коллекция гжельской посуды, разработанная Дианой Балашовой, стала для фабрики первым опытом сотрудничества с современным дизайнером. Поэтому Балашова решила воздержаться от слишком рискованных и резких идей и придумала серию астраханских тарелок, украшенных изображениями осетра. В прошлом году Гжельский фарфоровый завод анонсировал еще одну коллаборацию, но на этот раз с Сергеем Сысоевым, который разработал коллекцию фарфора с традиционными орнаментами, такими как розы, зигзаги и колосья, а традиционный синий цвет дополнил золотом.