Рязанская область, Кадом. Отец Афанасий. Кадомский Свято-Милостиво-Богородицкий монастырь
Рязанская область, Кадом. Отец Афанасий. Кадомский Свято-Милостиво-Богородицкий монастырь
Россия-матушка полна чудесных мест, посетив которые, вы сразу почувствуете Родину или, если можно так выразиться, почувствуете зов своих предков. Государство как бы возвращается сюда после долгого и утомительного путешествия, но здесь, в этих маленьких провинциальных городках, вроде бы все остановилось, и жизнь продолжается, как и прежде, тихо, безмятежно и умиротворенно. Одно из таких уникальных мест — город Кадом (Рязанская область), расположенный в живописных местах реки Мокша. Совсем недавно он отметил свое 800-летие.
Содержание
- 1 История города Кадома
- 2 Интересные факты о Кадоме
- 3 Создание монастырской обители
- 4 Разорение
- 5 Кадом: монастырь, отец Афанасий
- 6 Дорога жизни старца Афанасия
- 7 Приобщение к церкви
- 8 Монашество
- 9 Прозорливый старец
- 10 Город Кадом: отец Афанасий (прозорливый). Как попасть к нему
- 11 Контакты
История города Кадома
Впервые село Кадом упоминается в 1209 году в Никоновской летописи. Правда, он был основан намного раньше. Следует отметить, что река Мокша — довольно крупный приток Оки, поэтому село Кадом стало важным торговым центром и оборонительным пунктом в начале 13 века. Рязанская область тогда называлась Рязанским княжеством.
Происхождение названия города достоверно не известно, существует множество версий. В одном из них говорится, что это слово имеет арабские корни «ходить» или «кодим», что переводится как «охранник». В средние века это село числилось восточным фортом, завоеванным славянами.
Существовали также оборонительные сооружения для отражения набегов татар и ногайцев. Некоторых местных поселенцев, принадлежавших к военному сословию, называли казаками. Их потомки до сих пор живут в Кадоме. Один из них — священник монастыря Богородицы отец Михаил, содействующий пробуждению казачества в кадетском училище, где наряду с другими общими и светскими дисциплинами изучается Закон Божий и военная подготовка.
Интересные факты о Кадоме
Холмы, на которых стоит город, имеют свою загадочную и в то же время величественную историю. Здесь на холме недавно стояла церковь Преображения Господня, поэтому в честь храма она получила такое же название: Преображенская.
А в середине 13 века вся территория Кадома находилась под монголо-татарским игом. Бытует мнение, что в те древние века здесь довольно мирно существовали православная и мусульманская религии. Известны также случаи, когда татары становились христианами. Древние письменные источники свидетельствуют о том, что в первой половине 14 века татарский князь Ширинский Беклемиш принял веру во Христа. При крещении он получил имя Михаил, и в связи с этим событием на одном из ранее упомянутых холмов построил деревянную церковь в честь праздника Преображения Господня и крестил там своих воинов. На этом же месте в 18 веке была построена белокаменная церковь. Известно, что внук князя, Юрий Федорович, стал настоящим храбрым воином и участвовал в Куликовской битве, сражался на стороне князя Димитрия Донского и храбро пал в страшном сражении.
Православие постепенно утвердилось на земле Кадома. В 1875 году священник Иван Кобяков написал слова о том, что Кадом — истинно православный город, все его жители преданы и усердны в молитвах. Паломники, приезжающие в эти места, не оставляют без внимания еще одно уникальное место: в лесу под дубом находится целебный источник под названием Паница. Согласно легенде о прадедах, здесь была часовня в честь Иоанна Крестителя, куда приходили пожилые отшельники и совершали ночное бдение, а утром расходились для уединенной молитвы.
Создание монастырской обители
В 1997 году в городе Кадома начал восстанавливаться Кадомский женский монастырь Милосердной Богородицы. О его существовании известно с 1793 года. Все началось с того, что несколько девушек из купеческих и буржуазных семей решили стать монахинями и жить по уставу церкви. Для этого они обратились к игуменье Рязанского Богоявленского монастыря Евгении, чтобы она смогла найти для них мудрого наставника. Спустя короткое время игумения прислала к ним дочь псалмопевца Горскую Екатерину, имевшую хороший духовный и монашеский опыт. Она смогла наладить монашескую жизнь в новообразованной общине согласно уставу Саровского монастыря, за которым немедленно ухаживали саровские старцы. Также существует легенда, что их монастырь однажды посетил сам монах Серафино.
Благодаря слаженному и умелому руководству и схожему менталитету монахинь община стала постепенно развиваться. Сначала им дали землю и несколько построек, потом началось собственное строительство. В 1857 году была построена летняя церковь в честь иконы Божией Матери, названная «Милостивой», поэтому начали возводить вторую церковь и другие постройки.
Разорение
25 ноября 1868 года община получила статус монастыря, в рамках которого были образованы церковное училище и детский дом. До революции в монастыре было 365 монахинь, но в 1917 году он был разрушен, переселенцы были рассеяны, имущество было национализировано, а вся утварь и иконы церкви сожжены.
Только в наши дни по милости Божией и трудом людей монастырь начали восстанавливать. Но самым главным было то, что на Кипре в монастыре Киккос снова была написана икона «Милосердной» Богородицы специально для монастыря Кадом. В Рязанской земле это событие было встречено с большой радостью и ознаменовано большим триумфом.
Кадом: монастырь, отец Афанасий
Духовник и настоятель монастыря архимандрит Афанасий принял участие в возрождении монастыря, приложив для этого немало сил и сил. Это еще один великий человек, которым всегда славился Кад. Отец Афанасий (Култинов) — архимандрит и седой монах, смотрит на все положительно и всегда верит в милость Господа и Богородицы.
Афанасий (на свет Анатолий) родился в 1937 году в Рязанской области, в селе Большое Ляхово (Ермишинский район). Его мать была занята работой по дому весь день. Ближайший храм находился в 8 км от них, в селе Савватме. Хотя семья почти никогда не посещала храм из-за отсутствия возможности туда попасть, и никто даже не молился, они всегда сохраняли веру в свои души.
В детстве мальчик получил указание от матери: не вступать ни в пионерские организации, ни в комсомол. За это Толика не притесняли, наверное, потому, что это была глухая деревня, а здесь он не был так строг с этим делом.
Сам старец признавал, что, однако, люди того времени все же были морально чище. А после Великой Отечественной войны горе обрушилось почти на все семьи, люди пострадали и сочувствовали другим. Электричество в их деревне было проведено только в 1956 году.
Дорога жизни старца Афанасия
Много полезного можно почерпнуть из воспоминаний мудрого старика, который много повидал в своей жизни, есть чему поучиться. Это помогло многим справиться с некоторыми жизненными трудностями и проблемами.
Со временем приехал старец, которым и прославился Кад. Отец Афанасий — один из тех, кто ищет совета и утешения в разных уголках России. Но об этом поговорим позже.
Когда закончилась война, ему было 9 лет. В школах из-за нехватки денег на тетради многие писали в газеты. Также для обуви не хватало низа, поэтому из дерева вырезали что-то вроде блоков, которые привязывали веревками к старой изношенной обуви.
Погода стояла очень суровая и голодная, хлеба почти никто не видел. Женщины собирали щавель, пекли хлеб с картофелем, желудями и киноа. Однако отец отмечает парадокс, заключающийся в том, что при всех этих страданиях люди особо не болели. Наверное, все дело в экологии. Сегодня молодые люди намного слабее своих родителей, бабушек и дедушек. Мать отца Афанасия, Зоя, прожила более 90 лет с пороком сердца.
Приобщение к церкви
Когда ее сыну было 13 лет, она отвела его в храм Савватмы, затем тетя Мариамны стала знакомить Анатолия с церковью и познакомила его со старшим, отцом Иаковом, у которого был один глаз. Однажды советские власти отправили его в ссылку, но стража, увидев слабого старика, отправила его домой. Впервые будущий отец Афанасий признался ему и причастился, но сказал священнику, что никогда не будет пить водку и вино. Старец удивился этим словам и добавил, что идеальный человек может пить водку, но ни капли не является несовершенным.
Незадолго до этого из-за жажды познания Бога Анатолий чуть не попал в руки надоедливых баптистов. Однако Бог спас его и стал ходить в православную церковь Святого Николая. Сначала в этом храме служил отец Василий (Романов), затем отец Владимир (Праволюбов), а затем известный провидец отец Иоанн (Крестьянкин).
Все они стали его духовными наставниками. Еще в этом мире он женился и получил профессию второго помощника капитана на корабле. Но затем он оставил эту профессию, чтобы стать священником.
Монашество
Каждый из его духовных чад помнит, что сказал ему на собрании благочестивый священник. Теперь стоит отметить, кем был отец Афанасий. Кадом, отзывы которого отмечают, что Афанасий сейчас служит в женском монастыре Милосердной Богородицы, стал настоящей православной Меккой в Рязанской области.
Но сначала старец должен был служить на Святой горе Афон, оттуда он нес Крест с мощами. Он принял монашество, когда ему было за 50. Произошло это в келье святого подвижника Силуана Афонского.
В душах людей отец Афанасий оставляет очень светлый след, от него всегда можно услышать мудрые советы. Посетители сразу же ощущают доброту и благодать Бога, исходящие от проницательного старика.
Прозорливый старец
Отец очень умен и проницателен, и до него довольно легко добраться. Он почти ежедневно служит в монастыре и исповедуется. В конце службы он всегда несет Крест и прикладывает его к телам и ранам своих прихожан, затем смазывает их маслом и говорит. На богослужениях обычно мало людей, так как в Кадоме не очень многолюдно. Однако отец Атанасио всегда во всеоружии, в любой момент готов выслушать тех, кто к нему обращается. Он, как никто другой, понимает, как трудно современному человеку сегодня жить в этом нечестивом мире, и что в первую очередь нужно всегда рассчитывать на помощь Господа.
Город Кадом: отец Афанасий (прозорливый). Как попасть к нему
Сейчас отец Афанасий Кадомский очень болен, у него проблемы с ногами, но смиренно переносит физические недуги и постоянно молится за свою паству и прихожан. Верующие всегда готовы поделиться своими впечатлениями и рассказать, как его молитвы укрепляются в вере и помогают справиться с физическими и в основном душевными недугами.
Так кем был и есть отец Афанасий? Кадом, отзывы о котором выше всяких похвал среди посетителей, известен еще и тем, что паломники, посещающие монастырь Пресвятой Милосердной Богородицы, восторженно отзываются о настроении, которое наступает после разговора с отцом Афанасием. Для всех страдающих проницательный старец — настоящий духовный отец.
Практически каждый, кто посещает Кадом, говорит об этом благословенном состоянии. Отец Афанасий, добродушный и улыбчивый, окутывает каждого человека нежным облаком. Также его отличает горячее стремление облегчить человеческую ношу. Молитесь Богу днем и ночью за всех.
Ни в коем случае нельзя упускать возможность приехать в Кадом, чтобы увидеть Афанасия собственными глазами и получить мудрые советы от этого удивительного человека, избравшего для себя очень трудный путь и намеренно идущего по нему в вечность.
Контакты
Чтобы попасть в монастырь на встречу со священником, можно было бы пойти в любой паломнический центр Рязани. Также они смогут ответить на любые вопросы, касающиеся поездки в монастырь Милосердной Богородицы.
Адрес монастыря: Кадом, пер. Октябрьский, 1.
Телефон монастыря: +7 (49139) 5-13-49.
Телефон паломнического центра: 8 (915) 613-36-91.
Соловки — Исп. Афанасий (Сахаров)
ДАТЫ И ЭТАПЫ МОЕЙ ЖИЗНИ
Родился 2 июля 1887 г.
Шуйское духовное училище 1896–1902 гг.
Во 2-м классе переэкзаменовка.
В 3-м классе сидел 2 года.
Начал прислуживать в Алтаре, вероятно, со всенощной в субботу 21 августа 1899 г.
Владимирская духовная семинария 1902–1908 гг.
Посвящен в 1 степень клира – в чтеца 6 мая 1907 г.
В каникулярное время прислуживал при архиерейском богослужении.
Рипидоносцем и иподиаконом 1903–1906 гг. непрерывно во все время.
Тоже август 1906 – сентябрь 1908 гг.
Московская духовная академия 1908–1912 гг.
ПОСТРИЖЕН В МОНАШЕСТВО 12 октября 1912 г.
Посвящен в иеродиакона 14 октября 1912 г.
Посвящен в иеромонаха 17 октября 1912 г.
Преподаватель Полтавской духовной семинарии октябрь 1912 г. – сентябрь 1913 г.
Преподаватель Владимирской духовной семинарии 1913 г. – 1918 г.
Член Поместного Всероссийского Собора по избранию от монашествующих – помощник заместителя – январь – сентябрь 1918 г.
Член Владимирского Епархиального совета от монашествующих 1918–1920 гг.
Наместник Владимирского Рождественского монастыря 1920–1921 гг.
Возведен в сан архимандрита 20 января 1920 г.
Настоятель Боголюбовского монастыря 18 июня 1921 г.
ХИРОТОНИСАН ВО ЕПИСКОПА КОВРОВСКОГО 27 июня 1921 г.
Арестован и препровожден в рев. трибунал 17 марта 1922 г.
Освобожден 18 марта 1922 г.
Арестован в Великую среду 30 марта 1922 г. (Митрополит СЕРГИЙ, архиепископ ПАВЕЛ, епископ ВАСИЛИЙ).
Показательный суд по обвинению в связи с изъятием церковных ценностей 27 мая 1922г.
Приговорен к одному году, по амнистии освобожден 28 мая 1922 г. Арестован 15 июля 1922 года (епископ СЕРАФИМ, прот. МИРТ.).
Освобожден 25 июля 1922 г.
Арестован 10 сентября 1922 г. (Архиеп. НИКАНДР, архиеп. ФАДЕЙ, епископ КОРНИЛИЙ, ДОМИОЗ, НИКОЛАЙ, ВАСИЛИЙ, протоиер. ГЛАГОЛЕВ, игумен ФИЛАРЕТ, свящ. С. ДУРЫЛИН, ДУЛОВ, протоиер. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ (Ковров), КОНСТАНТИН (Суздаль)).
Приговор: 2 года ссылки в Зырянский край, считая с 14 ноября 1922 г.
Тюрьмы: Владимирская, Московская, Таганская (еписк. ФЕОДОСИИ), Вятская.
Этапы (еписк. СЕРАФИМ, епископ НИКОЛАЙ) 10 сентября 1922 г. – 15 мая 1923 г.
В Зырянском краю Усть-Сысольск, г. Усть-Вымь, с. Корчемье (митрополит Кирилл, архиепископ Фаддей, епископ Николай, протоиерей Богданов, архиеп. НЕОФИТ).
В народном суде пересуд по делу о ценностях, 1 год заключения.
За давностью дело прекращено апрель 1924 г.
В Зырянском краю без приговора сверх срока 14 ноября 1924 г. – (12 – ) 20 января 1925г.
Возвратился во Владимир на церковное делание февраль 1925 г.
Арестован в Гавриловом Посаде 8 сентября 1925 г. при поездке по Епархии и препровожден во Владимир для выяснения личности 9 сентября 1925 г.
Освобожден 10 сентября 1925 г.
Арестован 2 января 1926 г.
Освобожден 2 марта 1926 г.
Предложено уехать из Владимира или прекратить управление Епархией. Отказался оставить вверенную мне Епархию – декабрь 1926 г.
Арестован 2 января 1927 г.
Московская внутренняя тюрьма – 3 января – 30 апреля 1927 г.
В одиночке с митрополитом Сергием 23 – 28?
За принадлежность к группе архиереев (арх. Корнилий, арх. Григорий), возглавляемой митрополитом Сергием Старгородским – 3 года Соловецких лагерей.
Ленинградская пересыльная тюрьма – май 1927 г.
Соловецкие лагеря – Разноволока, Чупа Пристань, Попов Остров, г. Кемь. Сторож, счетовод хозчасти, сторож.
Арестован 23 декабря 1929 г.
Отправлен на Соловецкие острова 24 декабря 1929 г.
Возвращен на Попов Остров 1 января 1930 г.
Болел сыпным тифом в январе – феврале 1930 г.
В Соловецких лагерях по приговору июнь 1927 г. – 2 января 1930 г.
Без приговора сверх срока – 2 января – 23 февраля 1930 г.
Этапирован в Туруханский край на 3 года.
Тюрьмы: Ленинградские Кресты, Новосибирская, Красноярская пересыльная и внутренняя (Митрополит КИРИЛЛ) – 23 февраля – 23 апреля.
Г. Красноярск, Енисейск, Станки, Туруханск, Мельничное, Селиваниха, Пунково. 1930г.
Арестован в январе 1930 г., просидел в Туруханской каталажке (2 – 21/2 недели) январь – февраль 1932 г.
Освобожден в феврале 1932 г.
В Туруханском крае по приговору 30 апреля 1930 г. – 2 января 1933 г.
Без приговора сверх срока – 2 января – 6 августа 1933 г.
Возвратился во Владимир, был на свободе, но не служил – август 1935 г. – 18 апреля 1936 г.
Арестован (арх. СЕРГИЙ ГРИШИН, арх. ФИЛИПП ТУМ., ЮВЕНАЛИЙ) 18 апреля 1936 г.
Приговорен к 5 годам Беломорско-Балтийских лагерей.
Тюрьмы: Владимирская, Ивановская, внутренняя и пересыльная, Ярославская, Вологодская, Ленинградская пересыльная, Беломорские лагеря) ноябрь 1936 – июнь 1941 гг.
Работал инкассатором. За похищенные у меня деньги 1000 р. взыскана с меня эта сумма и добавлено срока 1 год – декабрь 1936 г. – январь 1937 г.
Работал на лесоповале, на строительстве кругло-лежневой дороги, бригадиром лаптеплетной бригады.
Арестован (без предъявления какого-либо обвинения. По милости Божией избежал великой опасности) и заключен в штрафизолятор август – октябрь 1937 г.
Освобожден и возвращен на ? в конце октября 1937 г.
Арестован без предъявления обвинения и заключен в штрафизолятор в начале ноября 1937 г.
Освобожден в декабре 1937 г.
На майские праздники 1938 г. заключен в штрафизолятор.
В начале войны этапирован в Онежские лагеря пешком около 400 км. июнь – июль 1941г.
В заключении был: по приговору 18 апреля 1936 г. – 18 апреля 1942 г., без приговора сверх срока 18 апреля 1942 г. – 30 июня 1942 г.
Бессрочная высылка в Омскую область. Совхоз Голышманово – ночной сторож на огороде июль – ноябрь 1942 г.
Г. Ишим декабрь 1942 г. – ноябрь 1943 г.
Арестован 7 ноября 1943 г.
Тюрьмы: Ишимская, Омская, Московские: внутренняя, Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская – ноябрь 1943 г. – июль 1944 г.
Сибирские лагеря: полевые работы – август – сентябрь 1944 год.
Ассенизатор сентябрь 1944 г. – август 1946 г.
Арестован 30 августа 1946 г.
Мариинский пересыльный пункт, Московские тюрьмы: внутренняя, Бутырская, Краснопресненская август – сентябрь 1946 г.
Темниковские лагеря – плетение лаптей.
Дубров, лаг. – инвалид безработ.
В заключении по приговору – 9 января 1943 г. – 9 ноября 1951 г.
Без приговора сверх срока: в лагерях 9 ноября 1951 г. – 18 мая 1954 г.
В Зубово-Полянском доме инвалидов – 18 мая 1954 г. неизвестно до каких пор.
Сверх срока в заключении 3 года 4 месяца 22 дня.
27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства.
За это время: на епархиальном служении 33 месяца.
На свободе не у дела 32 месяца.
В изгнании 76 месяцев.
В узах и горьких работах 254 месяца.
Обычно, в жизни бывает: чем дольше разлука, тем больше ослабевают связи. Христианская любовь изменяет этот порядок. Мои добрые заботники, движимые христианской, а не мирской любовию, с каждым годом усиливают проявление своей заботы и попечения, с каждым годом умножают свою милостыню. Если в первые 2 года 4 месяца мне было прислано 72 посылки (по 30 посылок в год), то в последний 1954 год их было уже 200. Да не оставит Господь Своею милостию благодетелей моих. Верю: услышат они во оный день: приидите, благословеннии Отца Моего… В темнице был Я и вы посетили Меня.
еп. Афанасий
ЕПИСКОП АФАНАСИЙ
(НЕКРОЛОГ)
Из «Журнала Московской Патриархии», №12, 1962 г.
28 октября 1962 года в г. Петушки, Владимирской области, на 76-м году жизни скончался проживавший там на покое епископ Афанасий (бывший Ковровский), викарий Владимирской епархии.
Епископ Афанасий (в мире Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года в семье служащего.
Рано лишившись отца, он остался на попечении своей матери, очень религиозной женщины. Чтение и прислуживание в храме являлись его любимым делом от самой юности. Поэтому мать решила дать сыну духовное образование. Сергей Сахаров прошел обычный путь этого образования: сначала в Шуйском духовном училище, затем во Владимирской духовной семинарии и, наконец, в Московской духовной академии, которую он окончил в 1912 году.
Еще на студенческой скамье у Сергея Сахарова созрело твердое решение принять монашеский постриг, и по окончании курса Московской духовной академии он привел свое решение в исполнение. Пострижение его в монашество состоялось 12 октября 1912 года с наречением имени Афанасий. Через два дня он был рукоположен во иеродиакона, а 17 октября – во иеромонаха. В этом же году иеромонах Афанасий назначается на должность преподавателя пастырского богословия, гомилетики и литургики в Полтавскую духовную семинарию, а через год переводится во Владимирскую духовную семинарию, в которой преподает те же предметы до 1918 года.
В 1917 году иеромонах Афанасий был избран членом Всероссийского Церковного Собора, на котором принимал деятельное участие в качестве члена Богослужебной комиссии. После этого он состоял некоторое время наместником Рождественского монастыря во Владимире и затем настоятелем Боголюбского монастыря. А 27 июня 1921 года архимандрит Афанасий был хиротонисан во епископа Ковровского.
Сейчас трудно установить, сколько времени Преосвященный Афанасий правил своей епархией, но известно, что в связи с большими церковными нестроениями, вызванными расколом обновленчества, который во Владимирской епархии создал себе административный центр, он оказался в изгнании, из которого он вернулся лишь в 1954 году, поселившись в г. Петушки, Владимирской области.
Последние годы жизни епископа Афанасия в Петушках явились годами затвора и ученого подвижничества. Несмотря на преклонный возраст и перенесенные труды и болезни, он с юношеским рвением трудился над исследованием нашего православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд “О поминовении усопших по уставу Православной Церкви”. Как знаток богослужения Православной Церкви и православной агиографии, Преосвященный Афанасий трудился некоторое время в качестве председателя Богослужебно-календарной комиссии при Издательстве Московской Патриархии и внес при этом немало исправлений в месяцеслов святых.
В феврале 1959 года он в Троице-Сергиевой Лавре принимал участие в хиротонии епископа Уфимского Никона.
Любовь, теплоту и сердечность чувствовал каждый, кто соприкасался с благостным архипастырем. Беседы с ним были увлекательны. Его многочисленные друзья могли многие часы проводить с ним в этих беседах, знакомясь с его открытиями в области литургики и агиографии или слушая глубокие изъяснения богослужебных текстов. Каждый уходил от него духовно обогащенным и умиротворенным. И теперь, когда уже нет с нами Преосвященного Афанасия, одно воспоминание о его светлом и ласковом образе радует сердце и возвышает дух.
Скорбная весть о кончине епископа Афанасия быстро облетела верующих и к его квартире стали стекаться его друзья и почитатели, чтобы отдать последний долг почившему. В течение трех дней непрерывно читалось Евангелие над гробом почившего и служились литии.
30 октября, в 16 часов, был совершен вынос тела покойного для отпевания в Успенском соборе г. Владимира. Началось всенощное бдение. Почивший архипастырь оставил такое завещание: «Моих друзей, чад духовных и всех, кому судит Господь послужить при моем погребении, усердно прошу, чтобы как чин погребения, так и все поминальные моления совершать по возможности с точным соблюдением всех правил церковного устава о поминовении усопших. В частности, прошу, чтобы накануне погребения около моего гроба отнюдь не было совершенно никакой так называемой заупокойной всенощной. Пусть будет совершена только великая панихида с непорочными и положенными к ним припевами и с полным каноном».
Завещание было исполнено. После всенощного бдения по случаю праздника, св. апостола и евангелиста Луки архиепископ (б. Винницкий) Симон в сослужении двенадцати священников совершил великую панихиду, длившуюся полтора часа.
На следующий день, 31 октября, архиепископ Симон совершил Божественную литургию, без всяких заупокойных добавлений – по завещанию покойного архипастыря. После литургии архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим и архиепископ Симон в сослужении настоятеля собора прот. А. Р. Тыщука и 17 священников совершили отпевание почившего святителя по чину монашеского погребения, без сокращений, согласно его завещанию.
Перед началом погребения архиепископ Онисим произнес содержательное и глубоко прочувствованное слово, посвященное светлому образу почившего архипастыря. А во время отпевания ученик покойного святителя прот. А. С. Громов поведал о нем, как о добром наставнике, заветы которого оставили неизгладимый след в сердцах воспитанников.
По окончании отпевания гроб с телом почившего архипастыря был обнесен вокруг храма, и после прощания процессия с гробом направилась на Введенское кладбище г. Владимира. Здесь, в присутствии многочисленных друзей, Преосвященный Афанасий был погребен рядом с его матерью.
История Рязани | Русмания
11 и 12 векаСтарая Рязань и Переяславль-Рязанский
С датой основания Рязани есть некоторая путаница, т.к. пришел 1301 . Официальной датой основания считается 1095 . Первоначально город назывался Переяславль-Рязанский, поскольку Рязань уже существовала, эта старая Рязань теперь известна как Старая Рязань (Старая Рязань), которая расположена в 60 км от современной Рязани.
Князья Рязанские
Первоначальная Рязань (ныне Старая Рязань) впервые упоминается в 1096 и изначально входила в состав Муромского княжества. В 1129 Рязань стала центром Рязанского княжества и была тесно связана с Муромом и Пронском. Когда муромский князь умирал, его место занимал князь рязанский, а в свою очередь князь пронский становился князем рязанским. Однако в 1145 году князь Ростислав Ярославич нарушил порядок престолонаследия, так как, став муромским князем, оставил Рязань своему сыну Глебу, а не старшему племяннику. В 1146/47 сыновья князя Юрия Долгорукого вытеснили Ростислава и Глеба из Мурома и Рязани и вернули Рязань законному наследнику. Однако Глеб смог вернуться в Рязань в 1148 , а Ростислав в Муром в 1151 . Когда Ростислав умер в 1153 , положение Глеба ослабло и племянник Ростислава князь Владимир Святославич Пронский захватил и Муром, и Рязань и назвал себя Великим князем Рязанским.
Великий Князь Глеб Ростиславич Рязанский
Великий князь Владимир Святославич Рязанский умер в 1162 и его двоюродный брат князь Глеб Ростиславич стал князем Рязанским в третий раз. Во время борьбы Ростиславичей и Юрьевичей за владимирский престол Глеб встал на сторону своих шуринов Ростиславичей, которые в итоге потерпели поражение. Еще раз помог Ростиславичам в 1176 , когда великий князь Михаил погиб, участвуя в походе на Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, нового великого князя владимирского. Поход завершился битвой на реке Колокше в 9 г.0003 1177 где Глеб попал в плен вместе с сыном. Умер в плену во Владимире в 1178 .
13 век
Разграбление Старой Рязани
Сын великого князя Глеба Роман Глебович был освобожден в 1180 после принесения присяги великому князю Всесолоду Большое Гнездо во Владимир, который позволил ему вернуть его в Рязань Большое Гнездо великий князь. По возвращении в Рязань великий князь Роман сразу же начал спорить со своими четырьмя братьями. Всеволод Большое Гнездо двинулся на Рязань с войском и вынудил Романа подписать мирный договор, по которому Роман оставался великим князем, а Рязань и Пронск разделялись с его братьями. В 1207 Племянники Романа Глеб и Олег Владимировичи сообщили Всеволоду Большое Гнездо, что Роман стремится заключить союз с черниговским князем против Всеволода. Это привело к первому сокрушительному удару по старой Рязани, когда Всеволод Большое Гнездо разграбил город. Всеволод заключил в тюрьму царскую семью и поставил в городе своего наместника. Некоторые историки предполагают, что после этих событий нынешняя Рязань была основана как Переяславль-Рязанский горожанами, бежавшими из старой Рязани.
Расправа над рязанскими князьями
Только в 1212 был законный наследник Рязани, Глеб Владимирович освобожден из заключения и ему разрешено вернуться в Рязань, но уже только как князь, а не великий князь. В 1217 , действуя вместе со своим братом Константином, Глеб пригласил других своих братьев и нескольких двоюродных братьев на съезд, где всех их убил. Вскоре после этого два других двоюродных брата, Ингварь и Юрий Игоревичи, которые, к счастью, не попали на съезд, отомстили Глебу, вынудив его бежать из Рязани. Ингвар Игоревич стал князем Рязанским и с помощью великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича смог победить в бою Глеба и его половецких союзников, Глеб вскоре умер.
Монголо-татарское нашествие
Смертельный удар по старой Рязани был нанесен в декабре 1237 , когда она стала первым городом, павшим во время монголо-татарского нашествия на Русь. Услышав известие о нашествии, князь Рязанский Юрий Игоревич послал гонца к великому князю Юрию Всеволодовичу Владимирскому и князю Михаилу Черниговскому, чтобы предупредить их об опасности и просить их о помощи. Однако помощь вовремя не подоспела. Город продержался почти неделю, но пал перед монголо-татарами 9 сентября.0003 21 декабря 1237 . Практически все жители были убиты, в том числе и князь Юрий Игоревич, а город был полностью стерт с лица земли и уже не восстанавливался. Молодой племянник Юрия Олег Красный сумел выжить, попав в плен, и в 1252 он был пойман монголо-татарами и ему было позволено вернуться в качестве великого князя Рязанского, центром которого теперь был Переяславль-Рязанский — современная Рязань. .
Великий князь Роман Ольгович Рязанский и его сыновья
Великий Князь Олег Красный умер в 1258 и ему наследовал его сын Роман Ольгович. Великий князь Роман Рязанский был призван в Золотую Орду в 1270 , где был вынужден отречься от Православия или предстать перед мучительной смертью. Роман отказался отречься от своей веры, был избит и брошен в тюрьму. Позже его варварски казнили, сначала отрезав ему язык, а затем выколов глаза. После этого ему отрезали один за другим пальцы рук и ног, а затем уши, губы, руки и ноги, все они остались живы. В конце концов с него содрали кожу, а голову отрубили и посадили на пику. Позже Роман был канонизирован Русской Православной Церковью как мученик. У Романа было трое сыновей, все царствовавшие после него: Федор Романович от 1270 по 1294 , Ярослав Романович с 1294 по 1299 и Константин Романович с 1299 по 1301 . В 1301 князь Московский Даниил Александрович захватил Коломну у Рязанского княжества и взял в плен Константина Романовича. Константин находился в заключении в Москве, пока в конце концов не был там убит в 1306 .
XIV век
Конфликт с князьями Пронскими
Наследником убитого Константина Романовича стал его сын Василий (хотя некоторые историки считают, что это был сын Ярослав). Василий правил до 1308 , когда был убит в Золотой Орде во время визита. Возможно, это было следствием интриг его двоюродных братьев, князей Пронских, которые в этот период находились в конфликте с великим князем Рязанским. В любом случае бывший князь Пронский Иван Ярославич сменил своего двоюродного брата на посту великого князя Рязанского. В 1320 Великий князь Московский и Владимирский Юрий Данилович начал успешный поход на Рязань, чтобы обезопасить ранее захваченную Коломну. Ивана Ярославича позже постигла та же участь, что и его предшественника, погибшего в Золотой Орде в 1327 .
Великий Князь Иван Иванович Коротопольский Рязанский
Корополь Иван Иванович наследовал своему отцу великий князь Рязанский в 1327 . В 1333 помогал великому князю Московскому и Владимирскому Ивану Калите в его походе на Новгород. В 1339 Иван Коротополь отправился в Золотую Орду и на обратном пути в 1340 встретил своего двоюродного брата князя Александра Михайловича Пронского, который ехал в Золотую Орду за данью. Иван Коротополь напал на него, украл дань, а затем заточил в Переяславле-Рязанском, где позже убил. Впоследствии Иван Коротополь участвовал в татарском карательном походе на Смоленск. В 1342 году сын убитого князя Пронского, князь Ярославский Александрович Пронский, вернулся из Золотой Орды с татарским войском и осадил Переяславль-Рязанский, вынудив в конце концов Ивана Корополя бежать и захватив себе рязанский престол. Иван Коротополь умер вскоре после этого в 9 г.0003 1343 .
Великий князь Ярослав Александрович правил Рязанским княжеством два года до своей смерти в 1344 . Ему наследовал Иван Александрович, а затем Василий Александрович, который правил до 1349 . Точные даты этих царствований неизвестны, а также существует некоторая путаница относительно того, являются ли они братьями Ярослава Александровича или другим родственником, или это на самом деле одно и то же лицо.
Великий Князь Олег Иванович Рязанский
Олег Иванович стал великим князем Рязанским в 1350 и опять неясно, сын ли он Ивана Коротополя или сын Ивана Александровича. В любом случае Олег Иванович стал крупным игроком в российской политике. В 1365 Переяславль-Рязанский был разграблен золотоордынским беком (полководцем) Тагаем. Однако Олегу Ивановичу Рязанскому и его союзникам Владимиру Дмитриевичу Пронскому и Титу Мстиславичу Козельскому удалось перехватить Тагая и разбить его в битве на реке Войде. В 1371 началась война между Москвой и Рязанью, и Олег Иванович потерпел поражение от войск великого князя Дмитрия Ивановича (впоследствии Дмитрия Донского) Московского и Владимирского в битве при Скорнищеве на подступах к Переяславлю-Рязанскому. Олег Иванович был вынужден бежать, а Дмитрий Иванович поставил Владимира Дмитриевича Пронского в Рязани. Однако уже к 1372 Олегу Ивановичу удалось вернуть Рязань с помощью золотоордынского полководца Мамая.
В 1375 Олег был назван посредником между соперничающими княжествами Московским и Тверским. В 1377 годах Рязанские земли были разграблены ханом Золотой Орды Арапшей. Во время Куликовской битвы 1380 Олег Иванович встал на сторону Мамая против победоносного Дмитрия Ивановского, заслужившего в битве олицетворение Донского. Когда хан Золотой Орды Тохтамыш совершил карательный поход на Дмитрия Донского в 1382 , Олег Иванович встретил его, как только он достиг Рязанских земель, и дал ему проход через реку Оку, однако это не помешало Тохтамышу разграбить Рязанские земли на своем пути назад.
В 1385 Олег Иванович увидел свой шанс отвоевать Коломну у ослабленной Тохтамышем Москвы и завоевал город. Однако благодаря вмешательству преподобного Сергия (позже причисленного к лику святых преподобного Сергия Радонежского) между Олегом Ивановичем и Дмитрием Донским был заключен «вечный мир». По договору сын Олега Федор женился на дочери Дмитрия Софье, и Коломна была возвращена Москве. В последний год жизни Олег Иванович стал монахом Солотчинского Рождественско-Богородицкого женского монастыря, основанного им в 9 г.0003 1390 . Олег Иванович умер там в 1402 .
XV век
Влияние Москвы
Олегу наследовал его сын Федор, который немедленно отправился в Золотую Орду с подарками, чтобы закрепить за собой статус великого князя Рязанского. Далее Федор действовал для усмирения Москвы. Он подписал новый мирный договор с великим князем Василием I Московским, по которому он признал верховенство Василия и отказался от некоторых прав в отношении иностранного представительства. Однако оставался еще один враг — князь Иван Владимирович Пронский. В 1408 князь Пронский повел татарское войско на Переяславль-Рязанский и захватил город. Василий I Московский послал войска против Ивана в поддержку Федора, но они потерпели поражение. Тем не менее, Иван, должно быть, понимал, что в конце концов потерпит поражение, и вернул трон Федору, который царствовал на нем до своей смерти в 1427 году.
Иван Федорович наследовал отцу и также заключил мирный договор с московскими великими князьями, переживавшими в то время гражданскую войну. Во время его правления его земли часто подвергались набегам татар. В 1456 Федор стал монахом и вскоре умер. Федор доверил своего малолетнего сына Василия Ивановича великому князю Василию II Московскому, и Василий Иванович вырос в Москве, а в Рязани был поставлен наместник. К 1464 Василий Иванович состарился, чтобы единолично править Рязанью, и уехал из Москвы в Переяславль-Рязанский. В то же время он женился на Анне Васильевне, дочери Василия II Московского и сестре правившего тогда Ивана III. Возможно, под влиянием жены и воспитания в Москве он оставался близким к Москве на протяжении всего своего правления, что позволило ему включить Пронское княжество.
Василий Иванович умер в 1483 , перед смертью решил разделить его территорию между двумя сыновьями. Старший — Иван — стал великим князем Рязанским и получил две трети территории, а младший — Федор — стал князем Старорязанским и получил одну треть. Братья оставались недалеко от Москвы и позволяли своим войскам помогать Москве в ее войнах. Иван умер в 1500 и оставил свои земли малолетнему сыну Ивану Ивановичу. Федор умер в 1503 без потомства и оставил свои земли великому князю Ивану III Московскому.
XVI век
Присоединение к Москве
Когда умер его отец, Иван Иванович был еще ребенком и Рязанским Великим княжеством управляла от его имени сначала его бабушка Анна Васильевна (княгиня московская по происхождению) до ее смерть в 1501 , а затем его мать. Обе эти женщины были промосковскими, однако Иван вырос пролитовским, который в то время был врагом Москвы. В 1520 Иван был приглашен великим князем Руси Василием III в Москву, где был немедленно арестован. Однако во время разграбления Москвы крымским ханом Мехмедом I Гераем в 1521 Ивану удалось бежать в Литву. Василий III воспользовался известием о побеге, чтобы присоединить Рязанское великое княжество к своей территории. Иван умер в Литве около 1534 , так и не сумев вернуть себе престол.
XVII век
Смутное время
После смерти царя Бориса Годунова Прокопий Ляпунов, влиятельный дворянин из Переяславля-Рязанского, перешел на сторону Первого Лжедмитрия, который предоставил в распоряжение самозванца войска со всей Рязанской области. Это помогло Лжедмитрию упрочить свое положение. После смерти Лжедмитрия в 1606 Ляпунов поддержал восстание Болотникова, а не Василия Шуйского, захватил Коломну (за исключением кремля) и двинулся на Москву с Иваном Болотниковым. Однако здесь Ляпунов предал Болотникова и перешел на сторону Шуйского, взяв с собой рязанские войска. В 1610 Ляпунов организовал Первую Добровольческую армию для освобождения Москвы от польских интервентов. Армия начала осаду Москвы и избрала Ляпунова правителем России. Однако споры внутри армии между дворянской фракцией Ляпунова и казачьей фракцией Ивана Зарицкого привели к тому, что казаки казнили Ляпунова в 1611 , а Первая Добровольческая армия не справилась со своей задачей.
XVIII век
В 1719 Петр I создал Переяславль-Рязанскую губернию в составе Московской губернии, ранее она была просто уездным центром. В 1778 При Екатерине Великой город был переименован в Рязань и возведен в центр Рязанского наместничества. Примерно в это же время городу был предоставлен собственный герб с изображением князя (которым некоторые считают великого князя Олега Ивановича Рязанского) на золотом фоне. В 1796 годах император Павел I сделал город центром Рязанской губернии.
XIX век
Во время войны России с Наполеоном 1812 в Рязань и окрестности прибыло много беженцев, спасающихся от оккупированных французами земель. Многие рязанцы также участвовали в войне. В 1837 большой пожар уничтожил многие городские здания, которые позже были перестроены из камня. В конце века после строительства железнодорожной линии и станции в Рязани город стал транспортным узлом и центром торговли.
ХХ век
Вторая мировая война
В годы Великой Отечественной войны Рязань оказалась на передовой и часто подвергалась бомбардировкам при налетах Люфтваффе. Готовясь к возможной оккупации, основные заводы Рязани были эвакуированы на Урал или дальше, в Сибирь, и были сооружены траншеи, баррикады и оборонительные сооружения. Однако к Январь 1942 Риск падения Рязани уменьшился, и Рязань стала важным тыловым фронтом. После войны город был реконструирован и основано много новых заводов. В 1995 году город отметил свое 900-летие.
Рязанская область, Россия Справочник
История Рязанской области
По данным археологических раскопок первые люди поселились на территории современной Рязанской области в эпоху верхнего палеолита (15 — 25 тысяч лет назад). Первыми известными жителями этой местности были племена финно-угорской группы: мер, весь, мурома, мещера, мордва и другие, давшие много сохранившихся до наших дней географических названий.
Славянские племена двинулись на восток в конце 1-го тысячелетия нашей эры. Племена вятичей и радимичей расселились в верхнем и среднем течении Оки. Со временем эти земли перешли под управление Киевского княжества. Дальнейшую экспансию славян на восток остановили камские булгары.
По последним археологическим данным город Старая Рязань был основан в X веке (около 50 км юго-восточнее нынешней Рязани). Город Переяславль-Рязанский впервые упоминается в 109 г. 5.
Еще исторические факты…
В XIII веке Рязанское княжество с ядром в среднем течении Оки простиралось на юг до рек Воронежа и Дона.
Несмотря на обширную территорию области и пестрый состав населения, она постепенно подвергалась христианизации, было построено множество церквей и монастырей. В XII веке был основан Ольговский Успенский монастырь (нынешнее село Льгово) — один из древнейших монастырей Северо-Восточной Руси.
В 1237 году Старая Рязань, столица княжества, была разрушена во время монгольского нашествия. После этого его место в княжестве постепенно занял Переяславль-Рязанский, унаследовавший впоследствии название прежней столицы.
Возвышение Рязанского княжества обычно связывают с князем Олегом Ивановичем (1350-1402), который с разной степенью успеха конкурировал с московскими князьями. Его потомки не так успешно противостояли Москве, и Рязанское княжество прекратило свое существование в 1521 году и вошло в состав Московского княжества.
В XVI-XVII веках Рязанская область, являясь южной границей Русского государства, страдала от частых опустошительных набегов кочевников. Рязанская губерния в составе Российской империи была образована указом Екатерины II в 1778 году. Город Переяславль-Рязанский, административный центр губернии, получил новое название — Рязань.
В 18 веке в районе появились металлургия (чугунолитейные, игольные фабрики), текстильная (суконная, канатная, полотняная фабрики) и кожевенная промышленность. В 19го века, были открыты угольные шахты, цементные, кирпичные, черепичные, спичечные фабрики. На севере провинции было несколько стекольных заводов.
В южных районах области развита сельскохозяйственная перерабатывающая промышленность. Строительство железных дорог, наряду с традиционным и уже хорошо развитым речным судоходством, имело важное значение для развития экономики региона.
В 1929 году почти вся территория Рязанской губернии вошла в состав Московской области. В 1937 года была образована отдельная Рязанская область. В годы Великой Отечественной войны только юго-западные районы области (Михайловский, Скопинский) были оккупированы немецкими войсками.
В постсоветский период начался отток населения из Рязанской области (из-за близости к Москве). В 1991-2015 годах население области уменьшилось более чем на 200 тысяч человек.
Красивая природа Рязанской области
Озеро в Рязанской области
Автор: Михаил Гризлый
Лесной поток в Рьязанскайя Ollast
Автор: Mikhail Grizly
Рьязанский регион. Центральная часть Русской равнины. Область вытянута на 220 км с севера на юг и на 259 км с запада на восток.
Река Ока делит территорию Рязанской области на две части: северную с хвойными лесами и южную с широколиственными лесами и лесостепями. Всего леса занимают около трети территории.
Климат умеренно-континентальный. Средняя температура января минус 10,6 градусов тепла, июля плюс 19,7 градусов тепла. В районе имеются такие природные ресурсы, как цементный известняк, мергель, огнеупорная глина, стеклянный и кварцевый песок, высококачественный торф, фосфориты, бурый уголь.
Наиболее развиты отрасли машиностроения и металлообработки, нефтепереработки, энергетики, пищевой промышленности. Развиты производство строительных материалов, кожи, цветная металлургия. Основные промышленные центры — Рязань, Скопин, Касимов. Рязанский НПЗ — одно из крупнейших предприятий области. Крупнейшее в Европе подземное хранилище природного газа «Касимовское» (8 500 млн куб. м) расположено в Рязанской области.
Сельское хозяйство специализируется на животноводстве, свиноводстве, овцеводстве, птицеводстве. В области возделывают ячмень, пшеницу, рожь, овес, кормовые культуры, сахарную свеклу, фрукты и ягоды.
Через территорию Рязанской области проходят две важные железные дороги: «историческая» ветка Транссибирской магистрали и две магистрали в направлении Кавказской железной дороги. Экспресс «Сергей Есенин», спецпоезд Рязанской области, курсирует ежедневно между Рязанью и Москвой. Через территорию области проходят две федеральные трассы: М5 «Урал» и М6 «Каспий». Река Ока судоходна с портами в Рязани и Касимове.
Радиоактивные осадки, распространившиеся в результате аварии на Чернобыльской АЭС, выпали на юго-западные территории области.
Достопримечательности Рязанской области
Рязанская область – настоящий заповедник русской народной культуры с ее неповторимой музыкой, песенно-хореографическим искусством, поэтическими традициями, многоцветной палитрой народных костюмов, декоративно-прикладного искусства. В список исторических поселений России включены восемь населенных пунктов: Рязань, Касимов, Михайлов, Ряжск, Скопин, Спас-Клепики, Спасск-Рязанский, Шацк.
К архитектурным памятникам области относятся памятники церковного зодчества, усадебные комплексы, промышленные здания, купеческие особняки. Всего насчитывается около 1200 архитектурных памятников и более 2200 археологических памятников. На территории Рязанской области находится более 100 тыс. га особо охраняемых природных территорий (47 заказников и 57 памятников природы).