Как хоронили в древнем египте: Статьи о ритуальных услугах, погребальных традициях и проведении похорон

Погребальные обряды древнего Египта

Погребальные обряды древнего Египта

Египтяне, как и большинство древних людей, верили в жизнь после смерти. Смерть, по их мнению,  представляет собой ступень, которую должен преодолеть каждый человек, стоящий на пути к царству мертвых. Существует такая жизнь где-то далеко, в Западном царстве. При этом важно соблюдать погребальный ритуал, который хоть сложный, но продуман до мелочей. Каждый праведный и грешный должен знать то, что ожидает его на пути в загробное царство.

Ритуал погребения

Благодаря погребальным ритуалам удалось много интересного и нового  узнать о жизни древнего египетского народа. С повседневной жизнью, ее деталями можно познакомиться благодаря надписям, сделанных на надгробиях, папирусах, пирамидах и саркофагах. Мумии, которых сохранились до наших дней, дают нам информацию о том, какую косметику и одежду предпочитал египетский народ, что люди ели и пили, какие переносили заболевания.  

Тело усопшего должно быть сохранено в целости, только в этом случае его можно отправлять в загробный мир. Важно сохранить душу умершего (Ка) в целой оболочке и нетронутой. Поэтому египтяне придумали различные способы для сохранения тела усопшего. Мертвых хоронили в раскаленном песке, могилы были узкими и мелкими. Усопший высыхал очень быстро, и поэтому сохранялся на долгое время. Позднее стали хоронить в саркофагах,  тело перед захоронением бальзамировали, благодаря этому оно не разлагалось.

Бальзамирование

Труп передавали в руки бальзамировщика, который после вскрытия с левой стороны, вынимал все внутренности. Внутренние органы складывали в специальный сосуд (канопу). Такой сосуд имеет форму колонны и часто расписан различными иероглифами.  С помощью соли высушивали тело, его полость заполняли смолой, консервирующими веществами.

Мумифицирование

  • Тело усопшего аккуратно и  тщательно заворачивали в ткань (льняную). Во время такого процесса произносили магические заклинания, по мнению египтян, с их помощью сохранялось тело.
  • В Древнем Египте символами жизни считаются амулеты и обереги. Поэтому между слоями ткани укладывали египетские кресты и скарабеи.
  • Затем наступал процесс благовония и магических обрядов: мумию украшали драгоценными камнями. Голова также подвергалась мумифицированию, ее обмазывали специальным средством и оборачивали тканью. Для такого обряда бальзамировщик использует большое количество различных веществ, которые являлись воплощением своеобразных и многочисленных обликов  Осириса (бога). Поэтому, обязательно нужно было положить немного вещества в левую руку мумии.
  • В завершении над телом мертвого произносили молитву и клали в гроб.

Погребение

Все родственники и друзья присутствовали на погребении обязательно. Плакальщики и священнослужитель приходили только к состоятельному человеку.  Личные вещи умершего и продукты питания приносили и клали в могилу. Иногда приводили животных или вместе с телом хоронили слуг, которые должны служить своему господину в мире мертвых. Обязательно читали молитвы и после этого опускали гроб в саркофаг, выполненный из камня. Гроб традиционно помещался в саркофаг через небольшое отверстие, которое закрывали специальной плитой. Плакальщики уходили, а мертвый начинал путешествие в Западное царство.

Погребальные обряды Древнего Египта — как хоронили египтян

За тысячи лет до нашей эры люди иначе понимали устройство мира и верили, что жизнь не заканчивается со смертью, а просто переходит в другое измерение. При этом преодолеть границу между мирами можно было только при условии соблюдения системы погребальных обрядов. Большое значение имела не только подготовка тела, но также перечень предметов, необходимых для загробной жизни, их расположение и, разумеется, транспортировка тела до места упокоения, на подготовку которых иногда уходили десятилетия.

Вечная жизнь только для избранных

Погребальные традиции в Древнем Египте менялись соизмеримо достатку покойного и его происхождению. Рабочие и крестьяне не могли позволить себе роскошную гробницу, а путешествие в вечность для них было и вовсе под запретом. Встретиться с великими Богами прошлого имели право кровные потомки – фараоны, а также их дети и жены. Только во времена последних династий доступ к запретным знаниям и возможность разделить трапезу с демиургами получили жрецы, придворные писцы и аристократы, приближенные к царскому трону.

Большую часть обрядов, открывающих человеку дорогу в страну Богов, нужно было сделать при жизни:

  • Подготовка гробницы;
  • Написание именной книги мертвых;
  • Изготовление саркофага;
  • Приготовление ушебти. Это фигурка покойного со скрещенными на груди руками, выполненная из металла, дерева или фаянса. Она призвана выполнять за усопшего всю тяжелую работу в потустороннем мире.

Завершающим этапом была мумификация трупа, после чего усопшего доставляли в город мертвых, расположенный на западном берегу Нила.

Оборудование гробницы

Благодаря громким находкам археологов, цивилизация, образованная вдоль русла Нила, часто представляется загадочным и полным сокровищ местом. На самом деле, Древний Египет мало отличался от других стран того же периода. Рабы и неимущие плебеи не могли позволить себе достойные похороны и часто находили упокоение в общих склепах или могильниках.

Состоятельные горожане нередко заказывали мумификацию умерших (производилась она в бюджетной вариации) после чего переправляли саркофаги в семейные склепы. Пышные похороны организовывались для членов правящей семьи. А богато украшенные гробницы, поражающие воображение наших современников, возводились только для самого фараона.

Роспись стен и богатые дары встречаются также в гробницах верховных жрецов и царских супруг, но они значительно уступают заупокойному жилищу правителя, который считался воплощением бога на земле.

Строительство гробницы длительный и трудоемкий процесс, который не всегда удавалось завершить точно в срок, поэтому отобрать чужой зал или отдать уже невостребованный другому человеку не считалось большим преступлением. Основная масса захоронений – это просторные залы, выдолбленные внутри скальных выступов. Длинные коридоры уводят посетителей глубоко под землю, врезаются в песчаник и создают разветвленную сеть отдельных камер.

Чуть позже нехватка места привела к развитию погребальной архитектуры. Стали появляться надземные мастабы и пирамиды, в которых по мнению официальной науки некогда упокоились фараоны IV династии. Охотники за сокровищами давно разграбили город мертвых, но статус захоронения можно определить по размеру помещения, качеству и количеству фресок. Главной фигурой всегда являлся Анубис – бог бальзамирования, а также Исида и Осирис, которые встречали душу умершего в ином мире и вдыхали в его уста вечную жизнь.

Книга мертвых

Один из самых важных и дорогих погребальных атрибутов. Писали ее на свитке папируса, подробно рассказывая душе усопшего, как найти вход в мир Богов. Это своеобразная карта с пояснительными записками. Без такого путеводителя можно было заблудиться в царстве мертвых и никогда не попасть на суд Осириса.

Позволить себе столь дорогой навигатор могли только богатые египтяне. При том, что все средства семьи, скопленные за несколько лет, уходили на приобретение одного экземпляра, предназначенного для главы семейства.

Впрочем, книга не являлась залогом вечной жизни. Пройдя сложную часть пути, в которой усопшему должны были помогать оставленные для него в гробнице деньги и предметы, он оказывался на суде Осириса, где его судьба зависела от совершенных при жизни поступков. Если поступки его тяжелы и перевешивают на весах перо Маат (богини справедливости и правопорядка), душу смертного отправляли на съедение страшному чудовищу – Амату.

Процесс мумификации

Традиция сохранять тела умерших отражает веру египетского народа в жизнь после смерти. Считалось, что человек, по образу Осириса, будет воскрешен этим богом и продолжит нести свои обязанности в ином мире. Чтобы помочь покойному, жрецы под чтение специальных заклинаний производили обряд «отверзания уст»: к губам приставляли лезвие ножа, который символически разрезал сковывающие рот нити и даровал усопшему возможность говорить в мире мертвых. Аналогичный ритуал производился с руками и ногами.

Только сохранность тела гарантировала воскрешение, поэтому мумификация была обязательной процедурой для всех, кто не хотел бесследно исчезнуть.

Затем приступали к изъятию внутренностей и бальзамированию тканей. На протяжении нескольких тысяч лет обряд несколько раз претерпевал изменения, становился менее кровожадным и трудоемким. Например, вместо сдирания и просушивания кожи отдельно от мяса, было решено обезвоживать ткани с помощью натра (соли).

Неизменным осталось изымание внутренних органов. Их бальзамировали отдельно, а затем помещали на хранение в священные сосуды – канопы, которые выставлялись рядом с саркофагом. Мозг из черепа вынимали при помощи специального раскаленного крюка. А само тело натиралось благовониями и на 2,5 месяца опускалось в соль. Затем его снова вынимали, обтирали, умащали ароматными маслами и заматывали в узкие льняные бинты.

Готовая мумия помещалась в саркофаг, который должен был передать облик умершего таким, каким его помнили при жизни.

Теперь усопший был полностью готов к путешествию на Запад и часть пути проделывал в окружении жрецов и родных, доставляющих останки к месту их упокоения.