Как хоронят священников – ритуал чина погребения
Через три дня после смерти священнослужителя наступает день его похорон. То какие обряды исполняют при захоронении определяет чин погребения. Всего чинов два: для монахов и для священников. Каждый отличается своими особенностями.
Как омывают и одевают священников при погребении
По одному чину происходит омовение архиереев и старших священников. Трое священнослужителей протирают почившего крестообразными движениями мокрой губки. Тело укутывают в специальное полотно. Затем его при помощи губки обмазывают елеем и облачают в богослужебные одежды. В заготовленный гроб укладывают тело, лик покрывают воздухом. В левую руку кладется Евангелие, в правую – крест.
Лицо закрывают воздухом
Христиан хоронят с покрытым лицом со времён Иисуса Христа. По преданию, его лицо закрывал сударь – особый платок для отирания с лица пота. Эта традиция актуальна и сегодня, с одним отличием, что у священников лик покрывают литургическим платом, носящим интересное название «воздух».
По более расхожему объяснению, священников хоронят с покрытым лицом потому что оно обращено в эти минуты к Богу, а, значит, скрыто от людей.
Когда читаются литургические тексты
Чтения молитв, канона и пение происходит в следующем порядке:
- при омовении;
- сразу после облачения;
- перед началом похоронной процессии;
- при выносе гроба из храма.
Для усопшего православного мирянина поется «Господи помилуй», «Трисвятое» и читается канон «Последование по исходу души от тела».
На похоронах православного священнослужителя используется другой канон.Как провожают покойного – молитвы, колокольный звон, песнопения
Когда переносят тело священнослужителя в церковь и к могиле перед гробом принято нести Священное Писание, крест и хоругви – знамена с изображением Иисуса Христа и Богородицы. Шествие сопровождается громким заупокойным колокольным звоном. Каждый храм бьёт в свои колокола, едва завидев процессию. Возле храма шествие делает остановку для проведения заупокойной литии.
Во время переноса усопшего помимо литии звучат вступительные стихи канона “Помощник и покровитель”. Около гроба, в церкви, по четырём сторонам ставят четыре подсвечника. Обязанность нести тело усопшего священника возлагается на священнослужителей.
Завершение чтений и песен
В конце чина священники поют стихиры – гимнографические песнопения, которые приурочены к определенному церковному празднеству или событию. Их тексты делятся на восемь частей, называемых гласами, каждая из которых разделяется на отрывки из псалмов.
Каждый отрывок гласа открывается определенным стихом: например, перед первым отрывком гласа всегда идет Псалом 141:8: «Изведи из темницы душу мою, исповедатися Имене Твоему». На похоронах священника читается по три отрывка из каждого гласа. В конце произносят разрешительную молитву. Её текст, записанный на свитке, вкладывается в руку усопшего.
Погребальный перезвон
На похоронах священнослужителей звучит особый траурный перезвон, меняющийся в зависимости от этапа скорбной церемонии. При движении процессии к могиле звучит одиночный перезвон колоколов. В начале отпевания, сопровождаемого чтением отрывков из Евангелия, количество ударов колокола равно номеру читаемого отрывка псалма. Когда тело вносят в церковь и опускают в могилу, звонарь устраивает трезвон – сильный трехактный звон нескольких колоколов.
Особенности похорон священнослужителей
Это основные правила похорон, помимо них есть и более тонкие аспекты. Например, в гроб к почившему запрещено класть ордена и награды как церковные, так и мирские. Потир не кладется в гроб покойного иерея. Если священнослужитель получил запрет на служение при жизни, он может быть облачен в свои богослужебные одежды только если разрешит архиерей. Если же архиерей разрешения не даёт, то отстраненного священнослужителя хоронят как мирянина.
История чинов погребения.
Идея о том, что священнослужителей нужно хоронить как-то по-особенному появилась в XIV веке в Византии. Раньше в Византии всех хоронили одинаково, сходно с современными похоронами православных монахов. В XV веке чин погребения священнослужителей был перенят Древней Русью. Важно, что чин погребения священников возник не как усложненный мирской обряд, а, наоборот, похороны мирян возникли как упрощение обряда похорон священнослужителей.
Активно на Руси чин погребения распространял митрополит Киприан, внося исправления в «Требник» и «Служебник». Интересно, что в силу исторических причин, чин погребения белого духовенства полагается также и епископам, принадлежащим к чёрному духовенству.
Возможно, вам будет интересно:
- Дни для молитв об усопших в православном календаре – Родительские субботы
- Поминальные дни у восточных славян
- Как заказать молебен через интернет
Как хоронят священников: ритуал чина погребения
Согласно традициям, священнослужитель должен быть похоронен иначе, чем мирянин. В православии существует особое название богослужения, единожды совершаемого над телом умершего – «чин погребения», или, по-другому, «последование мертвенное». Два из чинов погребения предназначены для духовенства: монахов, священников (иереев) и архиереев.
Такие богослужения более сложны, чем положенные мирянам, и отличаются особой торжественностью. Корнями они восходят к соответствующим обрядам Византийской церкви, а на Руси их правила были окончательно закреплены в XVII веке, в «Последовании мертвенном над скончавшимся священником» из Требника Петра Могилы – богослужебной книги, призванной четко зафиксировать церковную обрядность.
Приготовления к погребению
Погребение проходит через три дня после кончины. Вначале следует процедура омовения, которая установлена одинаковой и для иереев, и для архиереев. Проводят ее другие священнослужители. Тело покойного надлежит протереть крестообразными движениями влажной губкой, а затем окутать полотном, обмазать елеем и облачить в богослужебное одеяние. Для иереев это, соответственно, одеяние священника, а для архиерея – архиерейское. Далее тело помещают в гроб. В левой руке покойного должно находиться Евангелие, а в правую кладут крест. Чтобы показать, что усопший был совершителем Тайн Божьих, его лицо накрывают воздухом – вышитым платом, который используют во время литургии. Этот воздух потом опускают в землю вместе с телом. Считается, что обычай хоронить священнослужителей с закрытым лицом связан с погребением Иисуса Христа: Спаситель был захоронен с сударем на лице (платком для вытирания пота). Существует также версия, что закрытие лица символизирует обращенность ушедшего из жизни к Богу, а не к миру.
Отпевание
Чтение молитв, канона и пение производят несколько раз. Это делается при омовении, после облачения, перед тем, как начинается траурное шествие, и при вынесении гроба из церкви. Песнопения для иереев и архиереев предусмотрены также другие, нежели для мирян, да и священных тексов в этом случае читается намного больше.
Когда гроб с телом переносят в церковь и к могиле, то перед ним положено нести Священное Писание, крест и хоругви – знамена с изображениями Иисуса Христа, Богородицы или святых, обычно используемые во время крестного хода. Также звучит особый колокольный звон – каждому из храмов, встречающихся на пути шествия, надлежит бить в колокола. Кроме того, процессия должна останавливаться у всех храмов, читать заупокойную литию и канон и только потом продолжать свой путь. Гроб с телом священника, согласно обычаям, могут нести только священники – мирянам это делать запрещено.
В церкви проходит заключительный этап прощального богослужения.
Звон колоколов
Священнослужителей, как уже говорилось, принято хоронить под особый колокольный звон – его звучание всегда определено конкретным этапом прощального обряда. Шествие процессии к могиле сопровождается одиночным перезвоном колоколов. Как только начинается отпевание и чтение отрывков из Евангелия, количество ударов колокола определяется номером псалма, отрывок из которого зачитывается. Когда же тело вносят в храм или предают земле, звучит трезвон – бьют в три колокола одновременно.
Другие особенности похорон
Бывают случаи, когда священник при жизни лишился своего сана и впоследствии не получил прощения от церкви. В этом случае его хоронят по мирскому чину погребения. Иногда все же разрешается облачить покойного в богослужебную одежду, но это допустимо только с условием, что при жизни он успел покаяться, а соответствующее разрешение должно быть дано архиереем. Также в горбу священника запрещается оставлять любые награды – как врученные церковью, так и полученные в миру.
Возможно, вам будет интересно:
- Благоустройство могил
- Минута молчания
- Как выбрать крест на могилу
Айндриу Пирс о работе у Поппи – Говорящая смерть – Похороны Поппи
Айндриу Пирс работал практическим лидером здесь, у Поппи, водил катафалки, помогал на похоронах и собирал умерших из домов и больниц. Он также писатель, преподает шаманское друидизм и бывший монах-траппист.
Айндрю рассказывает о своем удивительном пути от панка до монаха и работы в службе спасения.
Узнайте больше о том, как стать практическим руководителем, и подайте заявку здесь.
Чем ты занимаешься у Поппи?
Я один из практических руководителей, что означает, что я помогаю в кремациях и захоронениях. Мы помогаем организовать практическую сторону вещей. Например, на похороны мы можем отнести гроб и помочь опустить его в могилу.
В работу также может входить сбор людей, умерших в любое время дня и ночи. В морге мы можем делать что угодно: от застилания гроба льняной тканью до одевания человека в одежду, которую нам дала семья.
Раньше вы были монахом-траппистом, и мне интересно, что это значит для вас?
До того, как я стал монахом, я был панком. Разрыв связи с отцом вылился в открытый бунт. В конце концов, я дошел до того, что должен был сделать выбор между отказом или началом прощения, что я и сделал.
В то же самое время я обнаружил присутствие метафизической реальности и открыл свои жизненные возможности для этой чудесной любви, которую я чувствовал — даже включая что-то безумное, например, стать монахом.
Монашеская жизнь аскетична и энергична. Мы не давали обет молчания, но соблюдали молчание большую часть дня и ночи. Мой ежедневный кругозор состоял из работы, еды, сна, медитации, чтения и прослушивания речи аббата в Доме капитула.
Богослужение (псалмы и молитвы) пелось в храме семь раз в день. Мы уходили на пенсию раньше, а затем делали то же самое на следующий день, каждый день в году. Праздников не было, и мы остались в стенах вольера. В моем случае на двадцать один год.
Почему ты решил уйти?
За пару лет до моего отъезда мое представление о Боге внезапно изменилось во время прогулки по лесу. Я только когда-либо знал, что такое условная любовь, от моих родителей, и внезапно я испытал этот опыт безусловной любви. Другими словами, я чувствовал, что вне зависимости от того, буду я монахом или нет, меня будут любить безоговорочно — и это было настоящим осознанием.
Так что я подумал, может быть, я свободен сделать что-то вроде перехода в другой монастырь. До меня не дошло полное сообщение о том, что я действительно могу делать все, что захочу, включая уход. Наконец необычный сон прояснил мне, что мое место снова снаружи, в этом мире. Шесть месяцев спустя я покинул Орден.
Как вы перешли от монаха, а затем бывшего монаха к работе в службе спасения?
Монахи-трапписты имеют традицию наблюдать за телом ночью, и всякий раз, когда умирал монах, я отрабатывал свою двухчасовую смену. Монахов тоже хоронят на доске, а не в гробу. Если семье разрешают присутствовать на похоронах, их предупреждают, что лицо человека будет открыто. В противном случае это может быть травмоопасно для них, особенно если потом бросить горсть земли в могилу. Так что это знакомство со смертью уже было.
После ухода из монастыря мой отец и младший брат умерли. Я больше не боюсь смерти, потому что я разобрался со своими экзистенциальными тревогами, будучи монахом. Я думаю, что это было большой частью моей борьбы в молодости. Я никогда не мог понять, почему мы здесь, на этом шаре, парящем во вселенной — все это казалось таким бессмысленным. Теперь, разобравшись с этим, я чувствую себя более комфортно с людьми, которые умерли, и с идеей смерти.
Есть ли связь между вашей духовной практикой сейчас и работой со смертью?
Да, безусловно, хотя в том смысле, что моя духовная практика касается всей жизни, частью которой является смерть. Это помогает мне сосредоточиться на мелочах в заботе об умершем человеке, особенно на том, как поживает семья.
Я бы сказал, что благодаря своему путешествию я стал лучше стоять в стороне, видеть более широкую картину и делать то, что необходимо в конкретное время. Это может быть просто своевременное подношение цветочных лепестков семье для разбрасывания над могилой — на самом деле мелочи.
Вы упомянули, что были панком, потом монахом, а теперь работаете в службе спасения. Есть ли что-то общее во всех этих вещах, являющихся частью контркультуры?
Да, определенно, как и старые друидские штучки! Есть так много способов взглянуть на мою историю до настоящего времени. Быть панком, конечно, не было для меня модой, это было очень нигилистическое мировоззрение — своего рода желание умереть.
Люди боятся смерти, потому что мы так отождествляем себя со своим телом. Поэтому, когда тело останавливается или ломается, они думают, что игра окончена. Это ужас для них, и я это понимаю, это было и для меня в молодости. Но сейчас я смотрю на это так, что мы бесконечно больше, чем просто наши тела.
Как вы думаете, было бы полезно для большего числа людей уделять время заботе об умерших людях?
Все люди разные, поэтому трудно обобщать. Некоторым людям это может очень помочь разрушить табу. Когда мой брат умер от рака в пятьдесят пять лет, у него остались двое старших детей и два младших мальчика, которые очень нуждались в отце. Детям может быть полезно вовлечься в процесс и помочь им рассказать об этом позже.
Другим может и не понадобиться. Как и я, они могут думать, что сущность этого человека уже где-то в другом месте — или, на самом деле, везде. Так что этот человек все еще с ними, только по-другому. Люди, которых мы любим, живут в наших сердцах, и мы все еще можем слышать их голос, когда чувствуем в них потребность.
Узнайте больше о том, как стать практическим руководителем, и подайте заявку здесь.
Хотите больше блестящих интервью? Узнайте, каково на самом деле работать в морге или почему медсестра отделения паллиативной помощи считает, что вам нужен план смерти.
Похороны монаха-трапписта Гробы-аббатство Меллери
Похороны и погребение цистерцианского монаха напоминают нам, что, признавая реальность смерти, мы можем с большей готовностью утвердить смысл жизни. Монахи серьезно относятся к словам Христа, записанным в Евангелии от Иоанна: «Я есмь Воскресение и Жизнь. Те, кто верят в меня, даже если они умрут, будут жить». (Ин 11:25). Соответственно, монахи живут с убеждением, что когда приходит смерть, ее нельзя бояться или отрицать. Вместо этого его следует приветствовать как рождение в совершенно новом способе быть полностью и вечно живым. Смерть и погребение цистерцианского монаха отражают гармонию между суровой окончательностью смерти и глубокой реальностью того, что происходит в жизни, которая только начинается.
Подготовка к смерти
Когда приближается смерть, настоятель предупреждает монахов и сообщает им, что один из их братьев был помазан и умирает. Когда смерть неминуема, звонит колокол аббатства, чтобы призвать всю общину на сторону их брата. Монахи собираются в комнате больного или в коридоре, чтобы вместе помолиться, читая псалмы, ектении и другие молитвы из их цистерцианской традиции. По возможности госпитализированного монаха привозят домой, чтобы он умер в компании своих братьев.
Перенос тела
Сразу после смерти тело омывают и одевают в чистую одежду. В большинстве случаев это вся необходимая подготовка к похоронам, которая занимает от 24 до 48 часов. Затем монахи собираются на короткую церемонию молитв и чтений, во время которой настоятель благословляет тело, прежде чем его процессией перенесут из лазарета в церковь.
Если монах страдал изнурительной физической болезнью или если похороны должны быть отложены, чтобы дать время прибыть родственникам, тело необходимо доставить в город для бальзамирования и вернуть в монастырь для захоронения. Когда это происходит, вся община собирается, чтобы принять тело, когда оно прибудет. Настоятель и несколько других монахов приносят останки своего умершего брата в монастырь для простой церемонии, состоящей из благословений и молитв, прежде чем их отправят в церковь.
Несение бдения
Тело кладут на носилки или в открытый сосновый ящик перед алтарем монастырской церкви. С этого момента весь оставшийся день, всю ночь и до следующего утра монахи по очереди несут молитвенную стражу у тела. Эта многовековая традиция бдения в течение часов, предшествующих похоронам, является прекрасным воплощением духовной связи, которая объединяет всех цистерцианских монахов в то, что стало известно как «школа милосердия».
Похоронная месса
Исполняя вступительный гимн, монах, несущий процессионный крест, ведет всю общину в церковь. Похороны начинаются с традиционной римско-католической мессы по умершим под председательством аббата, одетого в белые одежды, символизирующие воскресение Христа. По окончании мессы настоятель благословляет тело благовониями и окропляет его святой водой. При этом остальная часть монашеской общины поет гимн, подтверждающий веру христианина в силу Воскресения: «И Я воскрешу его. И я подниму его. И Я воскрешу его в последний день».
Процессию на кладбище возглавляют шесть монахов, которые выходят вперед, чтобы вынести гроб из церкви. С пасхальной свечой процессия движется вперед через зал капитула и выходит из дверей аббатства на кладбище. Во время финальной процессии с торжественными интервалами звонят в большие колокола аббатства, пока все не соберутся у могилы.
Похороны монаха
Погребальный склеп аккуратно кладут на четыре ремня, проложенные поперек могилы. Рядом с могилой насыпь свежей земли и несколько лопат. Стоя у изголовья, настоятель молится, в последний раз освящая тело и могилу святой водой и благовониями. На тело кладут белую ткань, затем тело осторожно опускают в могилу, пока община поет 138-й псалом. в сторону, и аббат бросает на тело первую горсть грязи. Затем лопаты передаются от брата к брату, чтобы вся община по очереди засыпала могилу. В последние годы братья пригласили всех, кто присутствует на похоронах, выйти вперед и принять участие в этом заключительном акте закрытия и прощания.
Перед отъездом с кладбища настоятель приглашает всех присутствующих присоединиться к нему в молитве «Отче наш» перед завершением погребения повторным пением слов Воскресной песни «И воздвигну Его».
В конце песни похороны подошли к концу. Обратного шествия в церковь нет, как и последующего приема (хотя родственников и друзей приглашают собраться в гостевом доме аббатства за кофе и легкими закусками). Монахи возвращаются к своей обычной жизни работы и молитвы в монастыре. Они только что похоронили одного из своих братьев, твердо веря, что он воскреснет, и знают, что он покоится в любви Христовой.