Как моются эскимосы: ✈ Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Содержание

✈ Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Если вы считаете, что живёте в недостаточно комфортных условиях, вспомните об оленеводах Крайнего Севера. Они ведут кочевой образ жизни, живут в ярангах, стойко переносят экстремальный холод, готовят пищу на костре и едят сырую рыбу. Иногда урбанистам становится интересно, как этим людям удаётся выживать, воспитывать детей и решать бытовые проблемы, которые порой даже в цивилизованных условиях могут поставить в тупик. Мы подробно разузнали об этом и готовы поделиться с вами некоторыми интересными фактами.

Оленевод в тёплой малице

Где живут северные народы

Оленеводы ведут кочевой образ жизни, они постоянно переезжают с места на место, подыскивая пастбища для оленей. Поэтому и жилища у них приспособлены под кочевой образ жизни. Коми, ханты, ненцы, энцы живут в чумах, а чукчи, коряки, эвенки, юкагиры в ярангах. Эти жилища имеют много общего и различаются только формой: чум треугольный и высокий, а яранга округлая и более приземистая. И чумы, и яранги — это, по сути дела, палатки, которые легко устанавливаются и так же легко переносятся с места на место. Их изготавливают из длинных прямых брёвен, обтягивают брезентом и тёплыми шкурами. В куполе оставляют отверстие, через которое выходит дым от очага. Вход в жилище завешивают шкурой.

Северные олени — это жизнь народов Крайнего Севера

Собак спасает от мороза толстый подшёрсток

Чумы, яранги: что находится внутри?

Сердцем северного жилища является очаг, который используют для обогрева воздуха и приготовления пищи. Температура в чуме не опускается ниже 15-20 градусов Цельсия. Летом пол застилают циновками, а зимой оленьими шкурами. Помещение освещают жировым светильником, который даёт достаточно тепла и света.

Никакой мебели здесь нет, разве что низенький столик, да лавка. Оленеводы и их семьи спят на шкурах, которые раскладываются на ночь, а утром их убирают в сторону.

Жители Крайнего Севера рядом с чумом

Постель из оленьих шкур

Что едят оленеводы

У ненцев есть особые предпочтения в еде. Они питаются, в основном, рыбой и олениной. Рыбу варят, жарят, тушат, запекают, готовят из неё строганину. Мясо едят в сыром и термически обработанном виде. Когда забивают оленя, пьют свежую кровь, наполняя организм недостающими витаминами и микроэлементами. Молоко в пищу не употребляют, как и приготовленные из него блюда. Многие блюда едят без соли. Пьют очень горячий чай.

Интерьер яранги, типичный для районов Севера

Сани, на которых оленеводы перевозят свой нехитрый скарб

Как моются северяне

На растапливание снега и подогрев талой воды требуется почти четыре часа, а в Тундре раздобыть дрова очень сложно, поскольку местная растительность представлена редкими чахлыми карликовыми деревцами. Топлива хватает лишь для того, чтобы нагреть воздух в яранге и приготовить чаю. Поэтому зимой оленеводы «моются» очень экзотическим способом: они садятся у костра и натирают кожу оленьим или тюленьим жиром, а когда тот плавится и смешивается с грязью, снимают его специальными костяными скребками.

Коренные народы севера в традиционной одежде

На Крайнем Севере не обойтись без четвероногих помощников

Как ходят в туалет на Севере

У жителей далёкой холодной Тундры нет туалетов. Они справляют нужду на улице, выкапывая в земле или в снегу небольшую ямку. Длинная тёплая малица, сшитая из оленьих шкур, прекрасно защищает ноги и прочие оголённые части тела от ледяного ветра и мороза. Прежде, чем присесть над лункой, люди внимательно оглядываются по сторонам: нет ли поблизости оленей. Бедным животным не хватает соли, поэтому они с жадностью поедают жёлтый снег. Чаще всего они наперегонки бегут за снежным «лакомством», и если не прогнать их громким криком, могут запросто сбить человека с ног.

Когда народы севера справляют нужду в тундре, то опасаются не хищников, а оленей

Животным не хватает соли и они с жадностью поедают жёлтый снег

Как рожают детей

Жёны оленеводов рожают дома, справляются без врачей и акушерок. Во время родов им помогают ближайшие родственницы. Мужья в это время поддерживают в огонь в очаге, топят снег, обеспечивают семью запасами тканей и меха. В роддом женщина едет только в том случае, если кочевье находится рядом с обычным населённым пунктом. При тяжёлых родах в тундру может вылететь на вертолёте врач, который при необходимости заберёт роженицу в медицинский пункт.

Жёны оленеводов рожают дома, вдали от цивилизации

Эта женщина прожила в районе Крайнего Севера всю жизнь

Жёны оленеводов рожают столько раз, сколько им пошлёт главная женская богиня, хозяйка яранги и покровительница материнства Мях-Пухче.

Вместо памперсов для новорожденных малышей используют особенный вид мха. Если, упаси Боже, ребёнок рождается мёртвым, оленеводы говорят, что его не пустили на этот свет умершие предки, которые ведают переходом в мир живых.

Как лечатся от болезней

Если кто-то из домочадцев заболел, жители тундры не торопятся в больницу. До ближайшего медицинского учреждения, как минимум 100-150 километров, поэтому они предпочитают лечиться горячим чаем и травяными настойками. Фурункулёз они лечат компрессами из сырого курдюка оленя, при нарывах применяют мездру заячьей или беличьей шкурки, при язвенных стоматитах смазывают слизистую раствором медвежьей желчи, больные уши обрабатывают кровью дятла. От головной боли до красноты пощипывают кожу головы или натирают до крови медной монетой. При лечении многих хронических заболеваний практикуется кровопускание. Некоторые северяне используют иглотерапию.

Фото: photo.boltai.com, journal.homemania. ru


Почему северные народы не моются

12 сентября 2018

Русская семерка

Все знают, что в традиционных условиях своей жизни народы Крайнего Севера – ненцы, эвенки, чукчи, ханты, манси, эскимосы и т.п. – никогда не практиковали мытья тела. Обычно это объясняют просто: в тундре девять месяцев в году лежит снег, да и летом вода холодная, чтобы её согреть – нужно много топлива для костра, а где его взять в безлесной тундре, и т.д. Это очевидная причина. Но есть и более глубокие.

Не мытьё, а очищение

Видео дня

Всякий народ, до начала индустриальной эры с её миграциями, был приспособлен к своей природной среде. И всякий на свой манер заботился о гигиене тела. Не составляли исключения и народы Крайнего Севера. Время от времени они совершали процедуру очищения тела. Чукчи, ненцы, эвенки и другие, живущие традиционным хозяйством в тундре, практикуют её до сих пор.

Она заключается в том, что жители стойбища собираются вокруг очага в яранге или чуме, набрасывают на себя всю имеющуюся одежду и начинают преть. Хорошенько вспотев, они скидывают одежду и начинают скрести друг другу кожу костяными скребками. Закончив эту процедуру, обильно смазываются жиром нерпы.

Как выяснилось, этот способ очищения кожи является самым оптимальным в условиях круглогодичного обитания в суровом климате арктической тундре. Но чтобы это признали учёные, пришлось пройти через многочисленные трагедии.

Что русскому здорово, то чукче смерть

В 1930-е годы в СССР развернулась кампания по насаждению у северных народов «советского» образа жизни. Помимо конфискации родовых оленьих стад в «колхозы» и «борьбы с религией» (преследований традиционных шаманов), кампания предусматривала ещё приобщение аборигенов к «цивилизации». Особенный упор делался на подрастающее поколение. Детей насильно отбирали от родителей и воспитывали в детских садах, создаваемых при так называемых культбазах.

Север за короткий срок покрылся сетью культбаз, в которых советские «цивилизаторы», полные комсомольского энтузиазма, убеждённые в превосходстве и универсальности своего образа жизни и ничего не знавшие об особенностях коренных народов тундры, собирались за исторически рекордный срок привести аборигенов из первобытнообщинного состояния к коммунизму.

Нельзя сказать, что культбазы принесли только вред. Было в них и много положительного, прежде всего – распространение информации. Школы, библиотеки, радиоточки сильно расширили кругозор коренных народов. Кроме того, тут была возможность приобрести промышленные товары, а также получить более квалифицированную медицинскую помощь, чем у шаманов.

Но нельзя отрицать и отрицательную сторону контакта двух культур, из которых одна, к тому же, агрессивно навязывалась. Аборигенов начали приучать мыться с мылом в банях при культбазах, а для детей эта процедура сделалась обязательной. Однако вместо ожидаемого укрепления здоровья, мытые туземцы стали чаще болеть и умирать. Особенно ярко это выразилось у детей. Это послужило причиной частых побегов и похищений детей из школ при культбазах в родные стойбища, а также многочисленных восстаний народов тундры против советской политики в 1930-50-х гг.

Адаптация народов Севера к своей среде

Вред, причинённый здоровью северных народов насильственным внедрением банных процедур, созданных другими народами в других природных условиях, уже давно не решается отрицать никто, кто знаком с реалиями Севера. В чём же дело?

Здесь можно выделить три важнейшие причины. Во-первых, организм туземцев, сотни поколений которых не мылись в горячей воде, иначе реагировал на воздействие высоких температур. У северных народов гораздо быстрее, чем у русских, возникали в таких условиях явления сердечной недостаточности.

Во-вторых, горячая вода оказывала, также из-за длительного приспособления к совсем другому способу очищения тела, вредное действие на кожные покровы туземцев. Жир, которым они регулярно смазывали себя, предохранял кожу от высыхания, чрезмерного охлаждения, а также (хотя и не полностью) и от болезнетворных бактерий. Это была защитная плёнка, лишаясь которой, абориген Севера становился гораздо уязвимее к воздействию морозов и возбудителей болезней.

И, наконец, третье. Летом в тундре, как известно, очень много комаров. Это ещё полбеды. В разгар лета начинается массовый лёт гнуса. Он продолжается обычно недели две, но это поистине самое адское время года там. Даже для исконных обитателей, которые, казалось бы, должны быть привычнее. Однако известно, что во время лёта гнуса иногда не выдерживают даже олени и, обезумев, бросаются в реки. Слой задубевшей кожи, смешанной с жиром, на лицах и кистях рук туземцев, как оказалось, служит природной защитой от гнуса и комаров. Насекомым сложнее кусать сквозь него до крови, да и запах собственно человеческого тела он отбивает. То есть отсутствие мытья позволяло народам Севера легче переносить периоды массового размножения кровососущих насекомых.

Спаивание и отчуждение от привычного образа жизни

С течением времени политика советской власти в плане «приобщения к цивилизации» стала либеральнее. Но установка на то, что городской образ жизни белых людей предпочтительнее для всех, никуда не девалась. В 1960-70-е гг. аборигенов Севера стали привлекать к банным процедурам… водкой. То есть, помывшемуся, по выходе его из бани, тут же наливали бесплатный стакан водки.

Само мытьё при этом превращалось в профанацию. Зайдя в баню и окатив себя водой один разок, абориген выходил, показывал на струящиеся по нему потоки воды и тут же требовал положенную награду… Наверное, нет необходимости лишний раз пояснять, сколько коренных жителей быстро унесла к духам предков такая практика, при их генетически обусловленной низкой толерантности к алкоголю.

В наше время представители коренных народов Севера, живущие в городах, переняли и такой атрибут городской цивилизации, как душ и ванны. Это стало возможным не только в связи с отказом от традиционных способов хозяйствования, но и по причинам появления одежды, лучше защищающей от холода, электрификации стойбищ и распространения различных репеллентов от насекомых.

Тем не менее, знающие люди утверждают, что и в этих условиях северные народы значительно реже, чем русские, прибегают к водным процедурам. Дело не только в многовековой привычке. В последнее время некоторые учёные начинают обращать внимание на то, что слишком частое мытьё, вошедшее в моду в современных городах, оказывается вредно и для европейцев.

Люди,

43

Wissenswertes – Eskimo

Свойства изделий из натурального волоса и уход за ними

Характеристика шерсти и натуральных волос заключается в том, что они могут хранить до трети собственного веса, не чувствуя себя влажными. Таким образом, шерсть и натуральные волосы особенно хорошо подходят для хорошего ночного сна. Они дышащие, так что вы не вспотеете. Никаких вредных химикатов или веществ. Наши одеяла из натурального ворса проходят строгие проверки и не содержат пестицидов и химикатов.

Уход

Лучший способ ухаживать за одеялами из натурального ворса — повесить их на ночь во влажном месте.

Стирка

Одеяла из натурального ворса, как правило, не следует стирать. Если вы, тем не менее, хотите постирать одеяла, соблюдайте следующие инструкции:

Как стирать или чистить одеяло из натурального ворса?

Am besten erholen sich die Naturhaardecken, wenn Sie diese über Nacht bei hoher Luftfeuchtigkeit aushängen. Grundsätzlich werden Naturhaardecken nicht gewaschen. Durch den Restfettgehalt der Naturhaare haben diese eine natürliche Selbstreinigungskraft und sind gegen Verschmutzung und Geruchsbildung geschützt. Sollten Sie jedoch die Decken waschen Wollen, beachten Sie bitte folgendes: Die Decken nur einzeln bei schonendem Wollwaschprogramm oder von Hand bis maximal 30°C im Spezialschonwaschgang mit feinem Wollwaschmittel waschen. Die Schleuderzahl на макс. 600 Umdrehungen/мин. einstellen, wir empfehlen jedoch zu 400 Umdrehungen/Min. Naturhaardecken nie in den Trockner legen, da es zu Verfilzungen kommen würde.

Как стирать или чистить изделия из искусственного меха?

Стирайте изделия из искусственного меха поштучно, используя мягкое жидкое моющее средство в холодной или чуть теплой воде при температуре до 30°C. Установите скорость отжима не менее 600 об/мин. Сушить в расправленном виде после стирки. Сильно встряхните одеяло, чтобы разрыхлить ворс. Рекомендация: чтобы выровнять ворс после высыхания, поместите вещь в сушильную машину на самую низкую температуру на пять-десять минут, чтобы она рассыпалась. Это сделает изделие пушистым.

Плед крючком Eskimo Original «Summer Dream»

Мы используем мягкую и свободно скрученную пряжу, чтобы добиться уникальной мягкости пледа на ощупь. Одеяло предварительно выстирано, и Eskimo утверждает, что при правильном обращении оно прослужит долго. Обратите внимание, что этот натуральный продукт имеет тенденцию изначально терять много пуха. Однако это значительно улучшится после второго или третьего цикла стирки. Совет: после стирки хорошенько встряхните одеяло, когда оно высохнет.

Какое моющее средство рекомендуется?

Пожалуйста, используйте только мягкие жидкие моющие средства со всеми нашими продуктами, и предпочтительно моющие средства, не содержащие оптических отбеливателей.

Можно ли использовать кондиционер для белья?

Пожалуйста, не используйте кондиционер для белья ни с одним из наших продуктов.

Где я могу приобрести вашу продукцию?

Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы сообщим вам о ближайших магазинах.

Сертифицирована ли продукция Eskimo?

Все наши изделия из шерсти и натурального ворса сертифицированы Oeko-Tex в соответствии со стандартом 100.

Образ жизни инуитов может стать ключом к хорошей иммунной системе – Arctic Hub

Исследователи изучают, полезно ли есть кишечник нарвала и мыть волосы мочой.

 

Уффе Уилкен, Polarfronten 

 

Пока мы занимались индустриализацией продуктов питания и повышением гигиены в наших домах, мы потеряли некоторых добрых, старых друзей. А именно паразиты и микробы. В научных кругах некоторые исследователи предполагают, что резкое увеличение заболеваемости аллергией, астмой и экземой частично связано с тем, что мы потеряли связь с этими старыми друзьями в нашем современном образе жизни.

 

Теперь два исследователя проверят это в гренландском контексте. Был ли первоначальный образ жизни инуитов источником микробных друзей, которые укрепили нашу иммунную систему, и может ли он быть потенциальным источником понимания растущей заболеваемости астмой и аллергией?

 

Охота на «Старых друзей»

Сразу оговоримся: микробиолог Авиаха Либерт Гауптманн и историк Инге Зайдинг из Илисиматусарфика – Университета Гренландии, стоящие за проектом «Забытые друзья», не поддерживают гренландцы возвращаются к ношению исключительно кожаной одежды или мытью волос мочой. Aviaja L. Hauptmann уточняет:

 

«Нет, наша миссия в этом пилотном проекте состоит в том, чтобы определить потенциальные источники Старые друзья в виде полезных микроорганизмов и паразитов в изначальном образе жизни инуитов. Инуиты не испытали медленного развития за счет сельского хозяйства, поэтому есть интересная возможность определить источники Old Friends из очень оригинального и неиндустриального образа жизни. В Гренландии, например, некоторые люди до сих пор живут в тесном ежедневном контакте с ездовыми собаками. Из-за микроорганизмов, которым собаки подвергают нас, мы знаем, что дети, которые растут с собаками, менее склонны к аллергии по сравнению с детьми, которые растут без собак».

Они надеются найти в архивах исторические источники, которые могут рассказать об образе жизни прошлого с точки зрения самих инуитов:

 

«Кто-нибудь сказал, что это здорово и важно, или что мы делаете это, потому что это мудро? Одним из примеров может быть мытье волос мочой. Было другое отношение к чистоте, и мы пойдем и посмотрим, связано ли отношение к чистоте — или ее отсутствие — с идеей здоровья».

 

Инге Зайдинг говорит:

 

«Мы зададимся вопросом, какую пользу для здоровья могли принести первоначальная диета и образ жизни, и поговорим о хороших вещах, которые можно найти в образе жизни, который не является строго гиперсовременным. Может быть, мы сможем определить что-то ценное в образе жизни, который у нас был в прошлом?»

Старые друзья могут быть полезными друзьями

Предположение, что в прошлой жизни могли быть какие-то полезные микробы и паразиты, является так называемой гипотезой, известной под названием Старые друзья . Он появился в то время, когда было обнаружено, что заболеваемость аллергией сильно возросла в развитых странах. Исследования детей, живущих в сельской местности, находящихся в тесном контакте с животными и попадающих под ногти в землю, по сравнению с детьми, проживающими в городе, показывают, что у сельских детей меньше заболеваемость аллергией, астмой и экземой. Расстройства, которые распространены сегодня – также в Гренландии. Это привело к исследованиям, основанным на идее, что людям нужны микробы, чтобы иметь сбалансированную иммунную систему. Сегодня есть более глубокое понимание того, что нам нужны микроорганизмы, потому что они составляют основную часть человеческого здоровья и болезней.

 

Паразиты имеют номер Старые друзья , потому что они сильно влияют на иммунную систему. Когда мы подвергаемся воздействию определенных паразитов, иммунная система учится регулировать себя. Аллергии характеризуются гиперактивной иммунной системой, при которой наш организм атакует что-то безвредное. Old Friends регулируют иммунную систему, чтобы она не становилась гиперактивной и не реагировала на вещи, на которые она не должна реагировать, что может помочь избежать, например, аллергии.

 

Похоже на караме л, но…

Часть традиционной гренландской диеты, такая как кишечник нарвала и наполненный оленьий желудок, явно были источником большого количества микроорганизмов. По словам Авиахи Л. Гауптманна и Инге Зайдинг, кишки нарвала все еще довольно распространены на севере Гренландии, а желудки северных оленей — реже. Микробиолог объясняет:

 

«Сегодня люди ходят на охоту за мясом. В прошлом все знали, что если есть только мышцы, то можно заболеть. Вам приходилось есть все остальное, чтобы удовлетворить свои потребности в питании».

Может быть, кишки нарвала и желудки северного оленя – незаслуженно забытые деликатесы? Авиаха Л. Гауптманн рассказывает о собственном опыте:

 

«Особенно трудно описать кишечник нарвала. Когда его разрезаешь, внутри он выглядит как липкая карамель, но это не карамель! У него очень сильный и глубокий вкус с нотками морского зверя, крови и железа. Это то, что я не могу сравнить ни с чем другим. Лично мне не нравится вкус — он явно слишком резкий для моих ярко выраженных западных вкусов».

Деколонизация рациона питания

Оба исследователя видят в проекте культурно-исторический аспект, который напрямую связан с сегодняшними дебатами в Гренландии о здоровье и питании. Aviaja Lyberth Hauptmann поясняет:

 

«Мы рискуем упустить из виду важные сильные стороны гренландской культуры питания и диеты, если всегда принимаем за отправную точку западный взгляд на еду и здоровье. Например, исследования оригинальной гренландской пищи в основном были сосредоточены на загрязняющих веществах в пище, а не на важности диеты для физического, психического и социального здоровья. И это несмотря на то, что некоторые проблемы со здоровьем в обществе, такие как диабет, вызваны плохой импортной едой, а не нашим первоначальным рационом».

 

Инге Зайдинг заключает:

 

«Проект происходит в удачное время, когда Гренландии разрешено вернуться к тому, что она потеряла. Это может добавить что-то ценное в то, как люди смотрят на себя в Гренландии будущего, как на нечто большее, чем бывшая датская колония. Мы считаем, что можем помочь показать, что понимание здоровья должно сочетаться с чем-то, что мы потеряли, и что это можно открыть заново».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *