Гробницы фараонов Древнего Египта — История архитектуры
Главная » История архитектуры
Автор Admin На чтение 4 мин. Опубликовано
Древний Египет, расположенный в долине самой длинной в мире реки Нил, принадлежал к числу так называемых крупных речных цивилизаций.
Строительство и строители играли здесь очень важную роль, ведь от их мастерства зависело состояние сложных ирригационных систем, заставляющих реку работать на человека, в определенную часть года покрывая поля слоем плодородного ила. Вскоре древние египтяне достигли значительных успехов в искусстве строительства. Начав с ирригационных систем, они впоследствии перешли к собственно архитектурным сооружениям.
Первые государственные образования появились в долине Нила в 5 тысячелетии до н. э. Впоследствии они объединились в две великие державы — Верхний и Нижний Египет. Такие названия государства получили из-за своего расположения вдоль течения реки. После объединения Верхнего и Нижнего Египта начинается так называемое династическое время, его разделяют на три периода, которые носят название Древнее царство (III тысячелетие до н. э), Среднее царство (конец III — начало II тысячелетия до н. Э) и Новое царство (середина и вторая половина II тысячелетия до н. э).
Пирамида ДжосераИногда события египетской истории датируют по номеру царской династии, правившей в то время, когда событие произошло.
Так сложилось, что самыми известными памятниками древнеегипетской архитектуры стали гробницы, особенно Великие пирамиды, которые древние греки считали первым из семи чудес света. Но на протяжении своей многовековой истории египтяне строили пирамиды относительно недолго. Захоронение первых египетских царей, фараонов имеют достаточно скромный вид. Камеру, куда клали мумию в саркофаге, выкапывали в почве.
Сверху делали насыпь, которую обкладывали каменными плитами. Образованное сооружение имело плоский верх и скошенные стены. Такое захоронение археологи называют арабским словом мастаба. Позже, когда гробницы фараонов стали более впечатляющими, в мастабах продолжали хоронить знатных египтян.Первую настоящую пирамиду построил в начале III тысячелетия до н. э. архитектор Имхотеп, министр основателя Третьей династии фараона Джосера. Эта пирамида не имела гладких стен, а была ступенчатой. Она представляла собой пять мастабов разного размера, поставленных друг на друга. Пирамида Джосера имела высоту 30 м, и, видимо, ее считали бы очень величественным сооружением, если бы ее славу не омрачили следующие.
Пирамиды с гладкими стенами появились в Египте во время правления фараонов четвертой династии. Сначала их размеры были сравнительно невелики. Но впоследствии были построены три Великие пирамиды, принадлежавших фараонам Хеопсу, Хефрену и Микерину. Высота самой большой из них — пирамиды Хеопса — достигает почти 147 м.
Во времена Среднего царства обладатели Египта отказались от сооружения пирамид. В настоящее время для фараонов и номархов (правителей областей) строили скальные гробницы.
Гробница Хнумхотепа II в Бени-ХасанеПогребальные помещения выдалбливали в толще скалы. Снаружи было видно только вход, украшенный двумя приземистыми колоннами, которые носят название протодоричных. Иногда вход украшали монументальные барельефы. Зайдя внутрь, попадаешь в длинный узкий зал, разделенный протодоричными колоннами на три части. Такое помещение, разделенное опорами на параллельные галереии, которые носит в архитектуре название гипостильный зал. Стены зала покрывали разноцветными фресками разнообразного содержания. Здесь можно видеть не только величественные изображения покойника в окружении богов, но и удивительно живые, несмотря на определенную условность, жанровые сцены. Далее находились погребальные камеры, вход в которые был плотно закрыт большими обтесанными глыбами.
Выдающимся памятником такого типа является некрополь в поселке Бени Хасан.
Во времена Нового царства скальные захоронения не имели внешних украшений. Вход в гробницу был замаскирован, и чтобы попасть в камеру с телом фараона, нужно было долго бродить узкими каменными коридорами. Такие тайные захоронения делали потому, что боялись грабителей, ведь вместе с царем хоронили несметные сокровища, которые должны были украсить его существование в потустороннем мире. К таким тайным захоронениям принадлежала гробница фараона Тутанхамона, известная тем, что археологи нашли ее раньше, чем древние грабители.
100 лет назад открыли гробницу Тутанхамона. Вот что произошло после
. От «мистических» смертей археологов до египтомании, захватившей мирОбновлено 02 ноября 2022, 16:43
REUTERS / Ben Curtis
Захи Хавасс (на заднем плане, третий слева), глава Верховного совета древностей Египта, наблюдает за извлечением мумии царя Тутанхамона из его каменного саркофага в подземной гробнице в Долине Царей в Луксоре 4 ноября 2007 года. Это был первый раз, когда широкая общественность смогла увидеть «лицо» древнеегипетского правителя
4 ноября 1922 года археологи обнаружили ранее неизвестную гробницу Тутанхамона, после чего неделя за неделей открывали все новые двери на пути к истинной истории Древнего Египта. РБК Life рассказывает, что именно они нашли и чем это обернулось для мировой культуры и них самих.
«Проклятие фараонов»
5 апреля 1923 года мир облетела новость о внезапной смерти пятого графа Карнарвона от воспаления легких. Британский египтолог и собиратель древностей финансировал раскопки в Долине Царей (так называется ущелье на западном берегу Нила) — благодаря его помощи было открыто несколько гробниц, в том числе гробница Тутанхамона, ставшая главной мировой сенсацией в ноябре 1922 года.
Злые языки заговорили о «проклятии фараонов», которое посылается тем, кто осмелился потревожить мумии Древнего Египта. Предметом внимания и спекуляции прессы были скоропостижные смертельные исходы и других участников концессии, например археолога Артура Мейса (отравился мышьяком) и египетского принца Али Камеля Фахми Бея, который присутствовал на открытии гробницы (был застрелен женой). Впрочем, никакого проклятия не существовало — иначе зачем, рассуждает The Guardian, Тутанхамону щадить Говарда Картера, человека, который на самом деле его нашел и рассказал об этом миру? Археолог умер только спустя 17 лет от сердечной недостаточности и лимфоденомы.
Однако сама необыкновенная находка, поразившая умы всей просвещенной публики, была долго окружена мистическим ореолом. И, похоже, эта завеса тайны сохраняется до сих пор.
Что мы знаем о Тутанхамоне
Фараон Тутанхамон из XVIII династии Нового царства (правил приблизительно с 1332 по 1323 год до н. э.) в одночасье стал символом Древнего Египта — при жизни он просто не успел прославиться, потому что умер в возрасте 19 лет. По одной из версий, он был зятем фараона-еретика Эхнатона, который начал масштабные религиозные реформы и ввел культ верховного божества солнечного диска Атона. По другой — Тутанхамон приходился Эхнатону сыном (такие двойственные семейные узы не были редкостью для Древнего Египта). Свою юность он провел в поклонении Атону, а потом вернулся к старой религии — на это указывает и его имя: в Тутанхамона он превратился из Тутанхатона.
Justin Sullivan / Getty Images
После открытия гробницы саркофаг Тутанхамона стал путешествовать по миру. На фото — он на выставке «Тутанхамон и Золотой век фараонов» в Музее де Янга в Сан-Франциско в 2010 году. С развитием технологий обнаруживались все новые детали в биографии фараона. Так, результаты исследования и компьютерной томографии 3300-летней мумии показали, что у царя была косолапость и что он умер от малярии
Вот как написал про молодого египетского правителя первооткрыватель его гробницы Говард Картер: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен». И благодаря невероятным усилиям и таланту ученого сегодня мы точно знаем, как это произошло.
Что нашел Говард Картер
Раскопки захоронений в Долине Царей велись еще с XVIII века. Здесь работали кладоискатели, гробокопатели, собиратели. К началу XX столетия территорию практически полностью освоили — были обнаружены захоронения Сети I и Рамсеса II, царицы Нефертари.
Картер вместе со своим главным партнером и спонсором лордом Карнарвоном начал раскопки в Долине Царей еще в 1909-м. Он внимательно следил за результатами работы предшественников и коллег, подмечал их неточности и ошибки — целенаправленно искал гробницу Тутанхамона и твердо верил в успех. И вот 4 ноября 1922 года под грудами мусора и щебня на месте снесенных остатков жилищ времен XX династии (1189–1077 гг. до н.э.) археолог обнаружил ступени, ведущие в гробницу.
Это было только начало. Последовательно открывая запечатанные двери, пробираясь сквозь завалы, оставленные грабителями, исследователи по узким проходам проникали все глубже, пока не добрались до погребальной камеры. Ее полностью занимал огромный золоченый ковчег высотой более 5 м. Внутри него, как в сказке про зайца, утку и иглу с Кощеевой смертью, находились еще несколько вложенных друг в друга ковчегов, в последний из которых был заключен кварцитовый саркофаг, а уже в нем покоился золотой гроб Тутанхамона и мумия с кованой золотой маской на лице.
Это был самый прекрасный портрет усопшего фараона — с выразительными глазами из темно-синего стекла и обсидиана, в широком ожерелье, сверкающем цветными камнями.Wikipedia
На фото — Говард Картер возле золотого саркофага Тутанхамона в Египте в 1922 году. В течение десяти лет с момента открытия гробницы археолог осмыслял свою находку, в том числе в письменном виде — у него получился трехтомный отчет. После этого он ездил по миру с лекциями и даже удостоился почетной докторской степени Йельского университета, но все же умер в относительной безвестности, не получив наград на родине, в Великобритании. О его заслугах стало известно только в конце XX века, к 70-летию открытия гробницы Тутанхамона, когда Британский музей провел энциклопедическую выставку, а журналист-ближневосточник Гарри Уинстон посвятил Говарду Картеру книгу
Невозможно себе представить, насколько были взволнованы исследователи: они первыми осмелились войти в это мертвое царство, остававшееся нетронутым в течение 33 столетий. Во всех шести помещениях гробницы общей площадью чуть больше 100 кв.м. нашли более 5000 предметов. Все они должны были сопровождать фараона в загробной жизни. Это расписной ларец с поразительно тонким рисунком, огромные позолоченные колесницы с орнаментом из цветного фаянса и камня, необычные ложа с возвышением для ног с изображением голов животных, многочисленные статуэтки ушебти, призванные служить и помогать усопшему, предметы посуды, алебастровые сосуды, драгоценности.
Почему это важно
Гробница Тутанхамона — не единственное захоронение, обнаруженное археологами. Но по счастливой случайности именно его пощадило время, сохранив для нас практически в нетронутом виде. Открытие стало показательным во многих отношениях. Именно здесь, в Египте первой половины 1920-х, археология превратилась из кладоискательства в настоящую научную дисциплину. В раскопках погребальной камеры и сокровищницы принимали участие не только археологи, но также инженеры, фотографы, химики, специалисты по египетской письменности и искусству. Все находки тщательно описывались и фотографировались — в качестве фотостудии и временной реставрационной мастерской использовали соседнюю пустующую гробницу фараона Сети II.
Анализ мумии позволил уточнить возраст умершего фараона и скорректировать датировку событий. Фигурки мальчика в царском головном уборе на золотом и серебряном жезле говорили о том, что Тутанхамон взошел на трон еще юношей. Религиозные тексты на балдахинах помогли расшифровать некоторые заупокойные ритуалы того времени. Давно и, казалось, навсегда ушедшая эпоха Древнего Египта возвращалась к жизни и обретала плоть. Росписи на стенах в деталях изображали погребальные обряды. Ритуал погребения сопровождали эмблемы бога мертвых Анубиса и весла для загробного плавания фараона. В большом футляре, охранявшемся статуэтками четырех богинь, находился алебастровый ящик с канопами, похожими на маленькие золотые гробики, — в них хранились внутренности, извлеченные при бальзамировании из тела царя.
Wikipedia
Cосуд богов Нила с символами Древнего Египта, найденный в гробнице Тутанхамона в 1323 году до н. э. Все артефакты, извлеченные из гробницы, по международному соглашению считаются собственностью египетского правительства и хранятся в Египетском музее в Каире. Единственный способ показать их за его пределами — это получить одобрение местных властей
Исследователи сумели не только задокументировать материальные свидетельства столь отдаленного периода, но и оценить их высочайшие художественные достоинства. Один светильник был исполнен в форме раскрывшегося цветка лотоса, другой — составлен из двух чаш полупрозрачного алебастра с просвечивающими изображениями фигур царя и царицы. Алебастровый сосуд для благовонных масел венчала крышка в виде грозного льва, деревянное опахало со страусовыми перьями было отделано золоченой фольгой — каждый предмет отличали поразительная тонкость работы и безупречный вкус. Изумительный ларец украшен великолепными росписями: на боковых стенках — битвы с нубийцами и азиатами, на поперечных — Тутанхамон в образе сфинкса, на крышке — невероятно динамичные сцены охоты на львов.
Выдающимся образцом художественного ремесла является кресло фараона. Оно сделано из дерева, покрыто листовым золотом, а сиденье инкрустировано вставками из цветного фаянса, золота и алебастра. На спинке изображен сидящий Тутанхамон, а его жена (по другой версии — сестра) Анхесенамон умащает его плечо, сияющий над супругами солнечный диск Атон «протягивает» им символы жизни.
Kenneth Garrett / Global Look Press
Трон с изображением Тутанхамона и его жены Анхесенамон под солнечным диском. Анхесенамон — дочь Эхнатона и Нефертити. Из-за недостатка сведений о родителях Тутанхамона сложно установить, в каком они состояли родстве, однако известно, что у них были две мертворожденные дочери — их мумии обнаружили в гробнице фараона. Гробница самой Анхесенамон доподлинно не определена. Ученые предполагают, что это либо KV21, либо KV63, расположенная рядом с местом погребения Тутанхамона (KV62)
Ажиотаж вокруг находки Говарда Картера всколыхнул интерес к истории египетских фараонов, а эстетика и символизм древнего царства во многом повлияли на формирование новых течений в искусстве. В середине 1920-х на первый план вышел стиль ар-деко с его живыми яркими красками, обилием золота, абстрактной геометрией и египетскими мотивами. Ювелиры наперебой предлагали фигурки жуков скарабеев и украшения с фрагментами цветного древнеегипетского фаянса, настольные часы превратились в пирамиды и зиккураты, в моду вошли стрижки на манер египетских париков, золотые платья и броские сочетания цветов. В архитектуре и интерьерах того времени тоже правил бал бог Ра: главным залом в особняке Петра Смирнова, спроектированном русским архитектором Федором Шехтелем, становится «Египетский зал» со стилизованными колоннами и сфинксами. Мотивы лотоса прочитываются в завершении знаменитого нью-йоркского небоскреба Крайслер-билдинг, построенного в 1930 году.
Wikipedia
В 1920-30-х годах египтомания захватила искусство, дизайн интерьеров, моду, архитектуру. Например, верхние ярусы Крайслер-билдинг в Нью-Йорке «наложены» друг на друга словно лепестки лотоса, символизировавшего верховную власть в Древнем Египте. На самом же деле такая орнаментация продиктована дизайном колпаков на дисках колес, которые в то время выпускала марка Chrysler, и соотносится со стилем ар-деко. Впрочем, внутри здания есть прямые отсылки к наследию Востока, например «раскрывающаяся» роспись на дверях лифта, сделанных из оникса, мрамора и дерева
Египтомания давно ушла в прошлое, но мы до сих пор любуемся загадочными иероглифами на папирусах, восхищаемся древними пирамидами, замираем при виде величественных сфинксов, а мумии будоражат наше любопытство. Все то, что фараон Тутанхамон унес с собой в загробное царство 33 века назад, благодаря Говарду Картеру вернулось из небытия и предстало во всем своем пышном великолепии. Его открытие оказалось настоящей машиной времени.
Поделиться
Материалы к статье
Авторы
Теги
Нина Спиридонова
Вас может заинтересовать
Гробница фараона проливает свет на загадочную египетскую династию
Обнаружена гробница фараона —
Исследователи из Музея археологии Пенсильванского университета обнаружили замысловатые и ярко раскрашенные картины в гробницах Абидоса в египетской пустыне.
Из музея ПеннаОбнаружена гробница фараона —
Недавно обнаруженная гробница фараона Восерибре Сенебкая, описанного как «царь верхнего и нижнего Египта», была разграблена.
Из Музея ПеннаОбнаружена гробница фараона —
Расхитители гробниц разбросали кости мумии фараона. Это дало команде возможность собрать большую часть тела вместе с его похоронной маской.
Из музея ПеннаОбнаружена гробница фараона —
Исследователи подозревают, что на растянувшемся участке, погребенном под горячим египетским песком, можно обнаружить гораздо больше доказательств.
Из музея ПеннаОбнаружена гробница фараона —
«Очень интересно найти не только гробницу одного ранее неизвестного фараона, но и некрополь целой забытой династии», — сказал Йозеф Вегнер в заявлении Пенсильванского музея, где он является помощником куратора Египетской секции.
Из Пенсильванского музеяФото: обнаружена гробница фараона
Основные моменты истории
Йозеф Вегнер из Музея археологии Университета Пенсильвании сделал открытие
Изображения в гробницах Абидоса в египетской пустыне датируются примерно 1600 г. до н.э.
Вегнер нашел имя неизвестного фараона призрачной династии Абидоса
Гробница — это «некрополь целой забытой династии», — говорит Вегнер в заявлении 9.0003
Си-Эн-Эн —
Недавно найденная гробница фараона в Египте заставляет историков пытаться переписать хроники древних царей Нила.
Исследователи из Музея археологии Университета Пенсильвании недавно обнаружили замысловатые и ярко окрашенные изображения в гробницах Абидоса в египетской пустыне, и то, что они прочитали на пиктограммах, поразило их.
Руководитель группы нашел имя ранее неизвестного фараона, правившего этим регионом 3600 лет назад, и первое доказательство предполагаемой, но скрытой династии Абидоса.
Newday Египетская гробница фараона Абидос dynasty_00002306.jpg
Из музея Пеннавидео
Обнаружены загадочные кости фараона
Йозеф Вегнер, работая с Высшим советом по древностям Египта, обнаружил ранее разграбленную гробницу, в которой необычно сохранились изображения и надписи. Имя фараона — Восерибре Сенебкай, которого называют «царем верхнего и нижнего Египта».
cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_06971AB2-1F99-BE83-C41E-BC62D972DFCA@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> «Очень интересно найти не только гробницу одного ранее неизвестного фараона, но и некрополь целой забытой династии», — сказал Вегнер в заявлении Пенсильванского музея, где он является помощником куратора Египетской секции.Расхитители гробниц забрали из камер все ценное золото и разбросали кости мумии фараона. Это дало команде возможность собрать большую часть тела вместе с его похоронной маской.
Выяснилось, что Возерибре Сенебкай был ростом 5 футов 9 дюймов и умер где-то в возрасте около 40 лет, определила команда.
Открытие показывает, что в течение переломного периода времени около 1600 г. до н.э. во время которого север и юг Нила были разделены на соперничающие королевства, существовало среднее королевство, которое, возможно, просуществовало несколько поколений.
Вегнер подозревает, что на обширном участке, погребенном под горячим египетским песком, можно будет обнаружить гораздо больше улик.
«Продолжение работы в царских гробницах династии Абидос обещает пролить новый свет на политическую историю и общество важной, но малоизученной эпохи Древнего Египта», — сказал Вегнер.
Обнаружена гробница древнеегипетского пивовара богам мертвых
Космический археолог раскрывает тайны древних цивилизаций
Тайна окружает египетского сфинкса, обнаруженного в Израиле
Террор в гробнице фараона (видео 2007)
- CAST & CREW
- Отзывы пользователей
IMDBPRO
- Видео
- 20072007
- 50M
ПриключенияКомедияУжасы
Наши бесстрашные искатели приключений Эйс Зукко и Майк Флэнниган из фильма «Ужас в тропиках» возвращаются для очередного захватывающего приключения в «Ужасе в гробнице фараона». У Эйса Зукко новый партнер, репортер Фэй … Читать всеНаши бесстрашные искатели приключений Эйс Зукко и Майк Флэнниган из «Ужаса в тропиках» возвращаются для очередного захватывающего приключения в «Ужасе в гробнице фараона». У Эйса Зукко новый партнер, репортер Фэй Кендалл, которая более чем достойна скандального фотографа. Редактор Daily Dispatch Mac se… Читать всеНаши бесстрашные искатели приключений Эйс Зукко и Майк Флэнниган из «Ужаса в тропиках» возвращаются для очередного захватывающего приключения в «Ужасе в гробнице фараона». У Эйса Зукко новый партнер, репортер Фэй Кендалл, которая более чем достойна скандального фотографа. Редактор Daily Dispatch Мак отправляет их на задание, сопровождая свою племянницу Кейт, когда она пытается найти Рика Бэннинга, ее . .. Читать все
Оценка IMDB
6.3/10
30
Ваше рейтинг
- A. Susan Svehla
- A. SUSAN SVEHLA
- A. SUSAN SVEHLA
- A. SUSAN SVEHLA
- A. SUSAN SVEHLA
- A. SUSAN SVEHLA
- А. footage)
- Mike Augustis
- A. Susan Svehla
- A. Susan Svehla
- Stars
- Deanna Arlotta
- Lionel Atwill (Archive Stage)
- Mike Augustis
- См. Производство, Касса и компания Info
- См. Больше на IMDBPRO
- (архивные кадры)
- Берти — Дворецкий
- Capt. Siodmak
- Dancer — Main Soloist
- Dancer
- Queen Amanetor
- Hassan
- (архивные кадры)
- Джон Эмерсон
- Dancer
- Dancer
- Ace Zucco
- Adbullah
- A. Susan Svehla
- A. Susan Svehla
- Все актеры и съемочная группа
- Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro
- Cwittig
- 12 мая 2008 г.
- Дата выпуска
- 10 марта 2007 г. (Соединенные Штаты)
- Соединенные Штаты
- официальные участки
- официальные участки
- официальные участки
- официальные участки
- официальные участки
- .
Фото
Top Castl Ксавье
Майк Аугустис
Джеффри Баркер
Лес Брэдли
Никита Брезников
Ashley Canterna
Caitlin Cantrell
Leanna Chamish
Lon Chaney Jr.
Мэриан Л. Клаттербо
Шерин Дэниел
Джон Кэлвин Дойл
Мишель Дрискелл
Danielle Dunn
Leo Dymowski
Dave Ellis
Rachel Hannah Ellis
Сюжетная линия
Знаете ли вы, что
Обзоры пользователей4
Обзор
Избранный обзор
10/
10
Фильм для любителей кино, созданный любителями кино один. A. Susan Svehla и персонал — любители кино, которые занимаются любимым делом. Они сняли фильм просто из любви к кино, в частности, «Ужас в бедности».
Любым рецензентам, например, тем, кто ранее рецензировал «Ужас в тропиках», и желающим провести критическую оценку технических характеристик фильма, следует помнить об одном… ЭТО НЕ ГРАЖДАНИН КЕЙН! Этот фильм — забавный фильм, созданный людьми, которым нравятся такие фильмы.
Посмотрите этот фильм с учетом этих фактов и ПОЛУЧИТЕ УДОВОЛЬСТВИЕ. Это все равно намного лучше, чем 95% того дерьма, которое выдает автомат за миллионы баксов, ИМХО.
Полезно • 2
4
IMDB Best of 2022
IMDB Best of 2022
Откройте для себя звезды, которые Skyrcecocepted на Imdb’s Starmeter Starmeter Starmeter More Of the Skyrcecocepocepte на Imdb’s Starmeter Starmeter Starmeter More Of the Scyrcecocecocecocecocept на IMDB. Лучшее за 2022 год; включая лучшие трейлеры, плакаты и фотографии.
См. Подробнее