Как называется окно в самолете: Как называется окно в самолете

Содержание

Как называется окно в самолете

Если вы намерены отправиться в рейс, вам необходимо иметь хотя бы какие-то знания о строении авиалайнера. Также желательно знать, как называется окно в самолете, каким образом оно устроено и другие нюансы, чтобы на случай непредвиденной опасности знать, как себя правильно вести.

Содержание

  • Как устроены окна в самолетах?
  • Почему надо открывать шторки при взлете и приземлении?
  • Какой формы должны быть иллюминаторы?

Как устроены окна в самолетах?

Те, кто хотя бы раз в своей жизни летали на самолетах, видели, что в салоне имеются небольшие отверстия. Дело в том, что это не просто окна, созданные для того, чтобы пассажиры могли в них смотреть. У них есть особые назначения, о которых желательно знать всем пассажирам.

Окно в самолете называется иллюминатором, и оно играет важную роль в безопасности пассажиров. Именно во время полета иллюминаторы обеспечивают полную безопасность находящимся в салоне людям.

С виду эти окошки напоминают стеклопакет. Они изготовлены из прочного пластика, причем в несколько слоев. Внешняя часть отличается особенной прочностью, дабы справляться с различными нагрузками и обеспечивать безопасность рейса. В свою очередь, внутренняя часть нужна для теплоизоляции и шумоизоляции во время перелета. Она сделана из бюджетного оргстекла, поэтому не столь прочна, как внешняя. Дабы не было значительной разницы давления в воздушной прослойке и между стеклами в салоне, эти окна обладают специальной дырочкой. Она нормализует давление и отводит лишний воздух.

Почему надо открывать шторки при взлете и приземлении?

Как показывает статистика, основное количество несчастных случаев на борту приходится на время взлета и приземления. Именно поэтому в это время бортпроводникам велено внимательно следить за происходящим в самолете, информировать пассажиров о правилах поведения при взлете и посадке, а также своевременно сообщать о различных внештатных ситуациях, которые могут возникнуть. Следует отметить, что иллюминаторам в данном случае отводится отдельное внимание. Необходимо обязательно их открывать, поскольку:

  1. Глаза людей в самолете должны привыкнуть к освещению, ведь основной свет в это время выключается.
  2. Это позволяет своими глазами видеть происходящее за бортом, оценивать ситуацию и при надобности приступать к мерам.
  3. Это дает возможность не пораниться в случае жесткого приземления, ведь пластмассовая шторка может, расколовшись, повредить лицо.
  4. Это помогает легче ориентироваться. Пассажиры могут увидеть, как они приземляются или взлетают.

Многие также интересуются, способны ли иллюминаторы разбиваться при жестком приземлении. В целом они изготовлены из таких материалов, которые устойчивы к перепадам давления. Именно поэтому они практически не повреждаются. Если же такое и случится, то на безопасность пассажиров это никак не повлияет.

Какой формы должны быть иллюминаторы?

Квадратные иллюминаторы состоят из четырех выемок на 90 градусов, то есть у них четыре слабых места. При аварийной посадке какой-то из углов обязательно трескается, что приводит к тресканию остальных. Таким образом, эта форма является самой неподходящей. Другое дело, если в самолете округлые окна, что не позволяет разорвать на части лайнер, а также не дает идти трещинами по углам. Такие иллюминаторы гораздо лучше справляются с перепадами давления.

Раньше ученые не понимали, почему самолет буквально крошится во время перепада давления. Пока они не протестировали конструкцию путем симуляции давления на кабину. Как показали исследования, более прочных и надежных иллюминаторов, нежели округлые, не существует. Таким образом, сегодня практически все самолеты оснащены окнами обтекаемой формы, что гарантирует безопасность летательных аппаратов при жестких посадках.

https://www.youtube.com/watch?v=XiuQFkyaxw4

Иллюминатор самолета: устройство, форма, конструкция

Иллюминатор самолёта неслучайно имеет округлую форму. Именно такая конструкция окон позволяет спокойно перенести нагрузку при наборе высоты или снижении. Обшивка лайнера и всё что в неё вмонтировано подвергаются сильному воздействию из-за разности внешнего и внутреннего давления. Неслучайно самым надёжным считается тот летательный аппарат, у которого много маленьких круглых окошек и мало больших панорамных.

Что представляет собой иллюминатор?

Иллюминатор — круглое или овальное застеклённое окно в корпусе летательного аппарата. Такая форма отверстия меньше ослабляет конструкцию, в которой оно проделано. Дело в том, что округлость позволяет плавно распределить нагрузку, возникающую при разности давления и температурных показателей снаружи и внутри лайнера.

Круглая форма иллюминаторов препятствует появлению трещин, из-за которых самолёт способен развалиться в воздухе на кусочки. Ведь если летательный аппарат набирает высоту, давление снаружи резко падает. При этом внутренне, наоборот, остаётся почти неизменным и вызывает небольшое расширение корпуса. Правда, борт не лопается благодаря тому, что не только окна, но ещё люки и двери имеют круглую форму.

Конструкция окошка

Имеющийся в самолёте круглый иллюминатор представляет собой не просто стекло, а целый стеклопакет. Он состоит из нескольких (2 или 3) стеклянных слоев, разделённых воздушным промежутком. Перепад давления могут выдержать оба стекла. Если одно из них треснет в полёте, второе справится с нагрузкой самостоятельно. Пассажирам виден лишь пластиковый слой. Он покрывает силовые стёкла и утепляет салон.

Количество иллюминаторов зависит от конструкции лайнера. Окна распределяются в секциях между поперечными металлическими рёбрами, служащими основой для бортовой обшивки.

Ни один пассажир не сможет разбить иллюминатор. Стеклопакет может выдержать нагрузку в 4 тонны. Окошки сделаны из очень прочного материала. Например, в Airbus А-320 они изготовлены из прозрачного акрилового пластика.

Иллюминаторы, находящиеся в других пассажирских салонах, также изготовлены из органического стекла. Они все овальной формы. Размеры — 270х380 мм. Стёкла вставлены в штампованные рамы, которые имеются в вырезах по бокам борта. Толщина наружного стекла — 10 мм, внутреннего — 4 мм.

Почему иллюминаторы обтекаемой формы?

Авиапассажиры любят смотреть во время полёта в иллюминаторы. Неудивительно, ведь из окна самолёта открывается самый красивый и панорамный вид на землю и проплывающие совсем близко облака. Правда, некоторых пассажиров смущает слишком маленькие окошки в боковой части корпуса. Почему бы их не сделать чуть больше и другой формы?

На заре пассажирского авиастроения иллюминаторы в корпусе самолёта делали квадратными, похожими на окна домов. В 1954 году два лайнера «Комета» английской авиастроительной компании развалились прямо в небе. Погибло более 50 пассажиров.

Авиаконструкторы допустили ошибку, стоившую жизни нескольких десятков людей. Они сделали иллюминаторы в самолёте квадратными. Четыре угла такого окна являются самыми слабыми местами. При сильном давлении трещины появляются именно в углах. Исключительно круглая форма иллюминаторов не позволяет разорвать лайнер на куски. Сила давления равномерно распределяется по всему салону и не концентрируется в какой-то одной точке, например, в угле прямоугольного окна.

Зачем нужна дырка в окошке?

Во внутреннем стекле можно заметить маленькое отверстие. Его диаметр всего 0,5 мм. Эта дырочка выполняет очень важную функцию. Благодаря ей происходит выравнивание давления внутри стеклопакета с давлением в самом салоне. К тому же она выводит влагу и конденсат. Отверстие в стекле авиапассажирами иногда воспринимается как заводской брак. Это не так. Дырочка не только позволяет избежать слишком резких перепадов давления, но и повышает прочность самого иллюминатора, выводит влагу из пространства между стёклами, предотвращает образование на поверхности конденсата.

Вы когда-нибудь замечали маленькую дырочку стекле иллюминатора?

ДаНет

Если внутри лайнера температура +22 градуса, а за бортом -22, воздух между стеклопакетами расширяется или, наоборот, сжимается. Через маленькую дырочку во внутреннем стекле воздух проникает внутрь, когда внешняя температура понижается. Если температура за самолётным бортом растёт, воздух, наоборот, выходит в салон. Не будь этих отверстий, стёкла бы треснули.

 

Правда, в устаревших моделях самолётов дырочек не было. Стёкла были полностью герметичными. Межстекольное пространство соединялось трубочкой с резиновой камерой, находящейся между обшивками фюзеляжа. Таким простым способом поддерживался постоянный уровень давления между стёклами.

Могут ли разбиться иллюминаторы при жёстком приземлении?

При слишком жёстком приземлении окно в самолёте останется невредимым. Ведь оно сделано из сверхпрочного материала, способного выдержать нагрузку в 4 тонны. Правда, если пассажиры не успеют поднять шторки, материал, из которого они сделаны, может разорваться во время жёсткой посадке и поранить людей.

Когда у летящего самолёта взрывается двигатель, и повреждается обшивка самолёта, иллюминаторы могут разбиться, если обломки попадут в стекло. При жёсткой посадке такое встречается редко. Ведь никакие обломки вблизи окон не летают. Правда, на всякий случай можно отойти подальше от иллюминаторов.

Почему при взлёте или посадке самолёта необходимо открывать иллюминаторы?

Окна лайнеров имеют шторки, которые при желании можно закрыть. Обычно авиапассажиры опускают их, когда не хотят любоваться видом из иллюминатора, или чтобы солнечный свет не мешал спокойно поспать. Правда, во время взлёта и посадки шторки оставляют открытыми в целях безопасности. Ведь именно в такие моменты чаще всего возникают аварии. Открытые иллюминаторы помогают стюардессам видеть, что происходит за бортом. При возникновении поломки, задымлении двигателя бортпроводники тут же доложат ситуацию пилотам.

Да и самому пассажиру в случае возникновения аварийной ситуации нужно будет быстро сориентироваться и понять, что делать. Для этого предварительно перед посадкой шторки открывают, а свет в салоне гасят. Глаза авиапассажиров должны привыкнуть к естественному освещению. Ведь ночью вид из окна не такой, как в ярко освещённом салоне. Какое-то время человек не будет ничего видеть, но спустя пару секунд его глаза адаптируются к темноте и он сможет наблюдать за тем, что происходит внутри и за бортом самолёта.

При взлёте и посадке самолёта следует открывать иллюминаторы ещё для того, чтобы спасатели в случае аварии видели, что происходит в самом салоне. При посадке открывают шторки, чтобы пластмассовый материал, из которого они сделаны, при слишком жёстком приземлении вдруг не раскололся и не поранил пассажиров.

Как сделать иллюминатор еще надежнее?

Безопасность полёта зависит не только от уровня квалификации пилотов, но и от конструкции самого лайнера. Особое внимание уделяется именно окошкам. Ведь им в полёте приходится выдерживать сильные перепады давления и температур.

Внутри самого иллюминатора имеется свой особенный микроклимат. Давление между стёклами и внутренним салоном остаётся на одном уровне. Если бы показатели давления внутри окошка и в самом самолёте отличались, стекло треснуло бы, а мельчайшие осколки поранили бы пассажиров, сидящих у окна. Правда, лётные характеристики лайнера остались бы в норме.

Иллюминатор можно сделать ещё надёжнее, если изменить конструкцию самого самолёта. В том виде, в котором существуют современные авиалайнеры, форма окна считается идеальной.

Реактивный лайнер считается безопасными средством перевозки пассажиров. На борту есть много датчиков, информирующих пилота о возникающей поломке и работе всех систем. Взлёт и посадка разрешаются при благоприятных погодных условиях. Действия пилота согласовываются с диспетчерами аэропорта. Лайнеры оснащены автопилотом, который держит набранную высоту и скорость на протяжении нескольких часов. Сами пилоты могут только за ними наблюдать. Перед каждым полётом проверяется техническое состояние воздушного судна и здоровье лётчиков. Пассажиру нет смысла переживать, безопасность авиапутешествия всегда под контролем.

Из чего сделаны окна самолета? (И что это за маленькая дырочка?)

Когда вы в полете, единственное, что отделяет вас от минус 60 градусов по Фаренгейту и непригодного для дыхания разреженного воздуха снаружи, это иллюминатор самолета. С одной стороны — теплая герметичная кабина, где можно работать, смотреть фильмы, спать, а с другой — мир, который убьет вас за считанные минуты, если вы попадете в него. Между ними просто невероятно крепкие окна. Очень захватывающая тема для AvGeeks, но, возможно, немного загадка для летающей публики. Итак, давайте углубимся в окна кабины самолета и ветровые стекла кабины экипажа.

Окна кабины: нет, это не стекло

Окно кабины состоит из трех стекол: 1) внешнее стекло находится на одном уровне с внешней частью фюзеляжа, 2) внутреннее стекло — в котором есть небольшое отверстие, которое вы, возможно, заметили , и 3) более тонкая, неструктурная пластиковая панель, называемая защитной панелью. Пассажиры не могут прикасаться к внутреннему стеклу (тому, в котором есть отверстие) или к внешнему стеклу из соображений безопасности. Вместо этого пассажиры могут прислониться уставшими головами к царапаемому стеклу, прижать к нему свой iPhone или просто испачкать его жирными пальцами. Временная панель на самом деле не является частью самой оконной сборки, а устанавливается отдельно.

Главное знать, что окна салона самолета сделаны не из стекла, а из чего-то, что называется «стретч-акрил». Это легкий материал, производимый несколькими мировыми поставщиками для различных современных самолетов. Одним из таких поставщиков является британская компания GKN. GKN, крупнейший в мире производитель окон кабины, производит окна кабины для самолетов Boeing 737 и Boeing 787, а также большинства других самолетов.

«Растянутый акрил производится путем растяжения основного материала литого акрила. Он обеспечивает лучшую устойчивость к растрескиванию [микротрещинам], уменьшает распространение трещин и повышает ударопрочность», — сказал Джейсон Уэбб, директор по развитию бизнеса и послепродажному обслуживанию в GKN в Калифорнии, в электронном письме.

Типичное пассажирское окно коммерческого самолета, показывающее внешнее стекло, внутреннее (или среднее) стекло со сливным отверстием и защитное стекло. Изображение взято из Руководства по техническому обслуживанию Boeing 737 компании Aerolineas Argentinas, и изменено автором для ясности.

Толщина внутреннего и внешнего стекла зависит от типа самолета. «Внутренние стекла, как правило, тоньше, их толщина составляет примерно 0,2 дюйма, и они присутствуют только в качестве отказоустойчивых в случае выхода из строя внешнего стекла», — сказал Уэбб. Это очень редкое явление, особенно с рейсом 1380 Southwest, где на самом деле вышел из строя двигатель, а не окно.

«Внешние стекла толще примерно на 0,4 дюйма и выдерживают нагрузку от давления в течение всего срока службы окна», — сказал Уэбб. Увеличенная толщина предназначена для того, чтобы «обеспечить взаимодействие с конструкцией планера при сохранении необходимой прочности. Воздушный зазор составляет примерно 0,25 дюйма и также различается для каждого самолета», — сказал Уэбб.

Для чего нужна дырочка?

Крошечное вентиляционное отверстие во внутреннем стекле с замерзшим конденсатом. (Изображение Getty Images)

По мере того, как ваш летательный аппарат набирает высоту, давление, действующее снаружи самолета, падает — воздух становится тем менее плотным, чем выше поднимается ваш самолет. Поскольку кабины самолетов герметизированы примерно до 6000 футов для комфорта пассажиров (и выживания), давление внутри самолета больше, чем снаружи. Это давление приходится на фюзеляж и окна кабины. Небольшое отверстие на внутренней панели позволяет части воздуха из салона выходить в карман между внутренним и внешним стеклами и выравниваться. Это заставляет внешнее стекло брать на себя всю нагрузку, хотя и медленно. Это крошечное отверстие, так что по мере того, как самолет поднимается, давление медленно выравнивается.

Царапина, покрывающая внутреннее стекло, не препятствует выходу воздуха в отверстие. «Он не герметичен. Воздух может поступать в это пространство через несколько щелей во внутренней стенке», — сказал Уэбб.

На внутреннем стекле может образовываться иней, потому что влажный воздух из салона просачивается через отверстие, когда самолет набирает высоту. Замерзает при контакте с очень холодными окнами.

Чудо окон Boeing 787

Если вы летали на Boeing 787 Dreamliner, вы знаете, что окна на голову выше. Во-первых, они немного больше, чем окна большинства авиакомпаний, на 19дюймов в высоту. Конструктивное окно кабины изготовлено компанией GKN, как уже отмечалось выше, с привычными внутренним и внешним стеклом из тянутого акрила.

Однако, в отличие от других самолетов, Dreamliners не имеет физической оконной шторки. Вместо этого тень управляется магией: электрохромная технология, использующая электричество для изменения цвета и количества света, проходящего через окно. Он делает это с помощью среды, геля, который темнеет или светлеет в зависимости от заряда. Эта система под торговой маркой Alteos производится американской компанией PPG Aerospace с использованием технологии, разработанной компанией Gentex, расположенной в Мичигане. «Прикладывание небольшого электрического напряжения к гелю вызывает его потемнение, в то время как снятие напряжения позволяет гелю вернуться к своему естественному прозрачному состоянию. Напряжение можно точно контролировать и регулировать с небольшими приращениями, чтобы можно было выбирать промежуточные состояния светопропускания. , — объясняет это PPG.

Внизу затемнены окна салона 787, за исключением двух сзади.

Фото Альберто Рива/TPG

Результаты поразительны: недавно я летал на Dreamliner с JAL, и в салоне было достаточно темно, чтобы люди могли комфортно спать, а окна были приглушены, чтобы люди могли спать. Тем не менее, даже с затемненными тенями можно было сказать, что было ярко и солнечно, когда мы пролетали над канадской Арктикой. Триппи.

Окно PPG Alteos на Боинге 787. Изображение через PPG.

Окно не имеет движущихся частей, работает бесшумно и становится прозрачным в случае отключения питания. Согласно PPG, электрохромные окна блокируют 99,997% видимого света.

Ветровые стекла кабины экипажа

В отличие от окон кабины, ветровые стекла кабины экипажа изготовлены из акрила со стеклянным покрытием — внешний слой стекла соединен с натянутым акрилом. Затем между ними находится слой из уретана. В каждом есть противообледенительная и противотуманная системы. В случае Боинга 787 есть слои растянутого акрила, как и окна салона, хотя и намного толще — от одного до трех дюймов в зависимости от самолета.

Лобовое стекло кабины Боинга 787. Изображение предоставлено PPG.

В некоторых случаях, таких как Boeing 737 и Boeing 747, лобовое стекло состоит из двух слоев закаленного (т.е. закаленного) стекла вместе с промежуточным слоем. Этот дизайн, вероятно, является возвратом к первоначально утвержденным проектам: Boeing 787 имеет более легкую версию с внешним слоем из закаленного стекла.

Лобовое стекло кабины Боинга 747. Оно толще и тяжелее, чем лобовое стекло 787. Изображение предоставлено PPG.

Вы когда-нибудь замечали, что ветровые стекла кокпита иногда выглядят так, будто на них масло? Этот маслянистый блеск на самом деле является покрытием из оксида индия и олова, который является проводящим материалом между слоями и передает тепло. Соответственно, это тонкое покрытие – все, что нужно для того, чтобы окна оставались красивыми и прозрачными в морозную погоду. Блестящий.

Это пятно масла вызывает радугу? Нет, это тонкое покрытие из оксида индия и олова, которое проводит электричество и передает тепло, чтобы ветровое стекло этого Lufthansa A321 оставалось чистым. (Фото Николаса Эконому/NurPhoto через Getty Images)

Согласно PPG, в прошлом «это было достигнуто с помощью тонких проводов, конструкция которых аналогична тем, что используются в задних окнах автомобилей, но сейчас основные производители используют покрытие из оксида индия и олова. Это покрытие толщиной всего нанометров находится между слоями стекла и абсолютно прозрачно».

А как насчет столкновений с птицами?

Столкновения с птицами вызывают беспокойство у пилотов, авиакомпаний и производителей. Соответственно, окна кабины экипажа тщательно проверяются производителями. Федеральные правила США требуют, чтобы оконные стекла «выдерживали, не пробивая, удар четырехфунтовой птицы, когда скорость самолета» равна примерно 340 узлам указанной скорости полета в случае Боинга-737. (Это довольно быстро. .)

Ниже вы найдете видеозапись столкновения птиц с лобовым стеклом кабины, которое произошло на высоте менее 100 футов над землей непосредственно перед посадкой. Как видите, это испугало первого офицера. Птица наносит сильный удар по лобовому стеклу, но самолет продолжает свой веселый путь. К сожалению, не птица.

Майк Арнот — основатель Boarding Pass NYC, нью-йоркского туристического бренда, и частный пилот.

Как называется круглое герметичное окно в самолете. Почему окна самолета круглые? Не исключено, что тело умершего человека или органы, необходимые кому-то для пересадки, могут лететь с вами в одном самолете.

Иллюминатор (от лат. illuminator — осветитель)

застекленное окно в корпусе или надстройке судна для освещения и вентиляции внутренних помещений. Судовые системы визуализации бывают круглыми (борт и рубка) и прямоугольными (рубка), глухими и открывающимися, часто с водонепроницаемыми кожухами. Выбор типа И. определяется местом его установки и расстоянием до ватерлинии (См. Ватерлиния). И. называли также круглые иллюминаторы подводного исследовательского аппарата, самолета, вертолета, космического корабля и др.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969-1978 гг. .

Синонимы :

Смотреть что такое «Иллюминатор» в других словарях:

    — (Мертвый свет, Бычий глаз) Круглое окно на корабле. И. состоит из литого каркаса, обращенного к круглому вырезу в наружной обшивке и прикрепленного к нему болтами или заклепками. К этой раме шарнирно прикреплена внутренняя рама, в которую вставляется… … Морской словарь

    — (по этому см. следующее слово). 1) раскрашивание картинок, гравюр, литографий. 2) иллюминаторы бортовые или палубные, служащие для освещения кают и палуб. Словарь иностранных слов, входящих в состав русского языка. Чудинов А.Н., 19 лет10.… … Словарь иностранных слов русского языка

    1.

    ПРОСВЕТИТЕЛЬ, а; м. [лат. иллюминатор иллюминатор] Герметично запаянное круглое окно (на корабле, в самолете и т.п.). Боковые окна. Чтобы задраить иллюминаторы. Стекло. Корабль и. ◁ Иллюминатор, о, о. И о дыра … Энциклопедический словарь

    Трансиллюминатор, чертежник, иллюминатор, оконный Словарь синонимов русского языка. иллюминатор сущ., кол во синонимов: 4 иллюминатор (5) … Словарь синонимов

    иллюминатор — а,м. иллюминатор лат. осветитель. Специалист по освещению; пиротехник. БАС 1. Так как в наши дни иллюминация стала зрелищем, то именуется Просветителем тот, кто занимается искусством распределения света или освещения таким способом … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    — (от лат. illuminator осветитель) остекление на корабле, глубоководном или самолете круглое или прямоугольное, глухое или открывающееся, с водонепроницаемыми крышками или без них … Большой Энциклопедический словарь

    — илу, иллюминатор, муж. (от латинского illuminator иллюминатор).

    1. Плотно закрывающееся круглое окно в борту корабля (море). 2. Лицо, ответственное за устройство освещения (специальное). Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПРОСВЕТИТЕЛЬ, ах, муж. Герметично запаянное окно (на корабле, глубоком море или самолете). Корабль и. | прил. иллюминатор, о, о. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    — (лат. illuminator illuminator) круглое или прямоугольное окно в борту корпуса корабля, стенке его надстройки или в верхней палубе для доступа света … Википедия

    — (лат. иллюминатор, от illummo освещаю) остекленный. окно на корабле (см. рис.), исследовано под водой. аппарат, самолет, вертолет, космический корабль. корабль и др. Корабельный иллюминатор … Большой энциклопедический политехнический словарь

    ПРОЖЕКТОР — Считайте иллюминаторы на корабле для приятного путешествия. Откройтесь, вам будет доверена свобода действий в принятии важных решений. Пройдя через непростую конкурентную борьбу, вы сможете занять престижную вакансию. Смотреть в закрытый иллюминатор вам… … Большой семейный сонник

Книги

  • Земля в окне (коллекция), Юрий Иванович. С древних времен разумные существа любили развлекаться охотой, но рано или поздно любое цивилизованное общество признает охотников браконьерами и беспощадно борется с уничтожением природы. Но… электронная книга

Окна круглой формы для обеспечения доступа света, установленные на бортах самолетов и кораблей, являются обычным явлением. Трудно представить, что они не всегда имели такие очертания. Так почему же иллюминаторы круглые? Этому есть ряд объяснений.

Иллюминаторы в кораблях

Окна, установленные в бортах корпусов кораблей, не всегда имели круглую форму. На исторических фотографиях видны корабли с квадратными и прямоугольными окнами, внешне напоминающими обычные форточки.

Более привычная нам, более круглая форма обусловлена ​​более высокими прочностными параметрами. Округлость позволяет равномерно распределить нагрузку, создаваемую перепадом давления и температуры. Это «сводит на нет» риск появления трещин и, как следствие, разрыва корпуса корабля. По этой же причине закруглены все несущие части корпусов кораблей, а также двери и люки.

Второй причиной широкого использования круглых окон является простота изготовления.

Раньше рамы иллюминаторов изготавливались из заготовок, отлитых из латуни с последующей обработкой на токарных станках. Круглые детали делать было намного проще. Кроме того, при установке их было проще герметизировать, предохраняя от протечек.

Современные круглые иллюминаторы на кораблях полностью водонепроницаемы. В качестве дополнительной защиты в непогоду или волнение на море иллюминаторы водной стихии оснащаются штормовыми крышками из металла или съемными щитками.

Иллюминаторы самолетов

Еще до середины прошлого века на пассажирские самолеты устанавливали квадратные иллюминаторы. У таких самолетов, как «Каравелла», были треугольные иллюминаторы.

Переломным моментом стала трагедия, случившаяся в 1953 году. В те годы активно развивалось реактивное авиастроение. Одним из первых на мировой рынок вышел сверхзвуковой авиалайнер «Комета». По техническим характеристикам в те времена ему не было равных. Но современники запомнили сверхзвуковой лайнер по той причине, что он разбился в момент взлета. 56 пассажиров погибли. В течение следующего года произошло еще две подобные катастрофы. «Де Хэвилленд Комед» сняли с полетов, прекратили выпуск и занялись выяснением причин аварий.

Как выяснилось позже, ключевой причиной трагедий стала разгерметизация корпуса самолета из-за микротрещин в углах иллюминаторов. Для понимания, в момент набора высоты самолета произошло резкое падение внешнего давления, в то время как давление внутри самолета оставалось более стабильным. Разница в давлении и спровоцировала расширение тела. В результате: в материале корпуса создалось напряжение, он стал постепенно менять свою форму. Квадратное окно выступало своеобразным препятствием в распределении напряжения, заставляя его менять свое направление и вызывая тем самым повышение давления. Точки пикового напряжения образовались в углах квадратных окон, в результате чего в этих местах образовались трещины.

После этого окна в самолете делаются исключительно круглыми или овальными. В них давление распределяется по всей кривой, сводя к минимуму риск деформации.

На самом деле иллюминаторы современных пассажирских самолетов, таких как широкофюзеляжный двухмоторный Боинг Dreamliner, скорее прямоугольные, а не круглые, со скошенными и закругленными углами. Такое техническое решение позволяет «обойти» места сосредоточения усталостных напряжений.

Примечательно, что согласно инструкции шторки иллюминаторов должны оставаться открытыми в момент взлета или посадки самолета. Эта предосторожность позволяет решить сразу две задачи: дает возможность пассажирам легче и быстрее адаптироваться к естественному освещению за бортом, а членам экипажа в любой момент беглым взглядом визуально оценить состояние самолета и, если необходимости, своевременно принять соответствующие меры.

Кроме того, полимерные шторы должны быть отодвинуты по той причине, чтобы в случае возникновения аварийной ситуации в момент механического повреждения не травмировать находящихся рядом пассажиров.

Сегодня необходимость использования оконных жалюзи практически отпала, так как круглые окна в самолетах затемняются автоматически. Степень затемнения окон устанавливается экипажем. При необходимости затемнения до 99% можно запрограммировать как все окна одновременно, так и выборочно отдельные окна в салоне всего за пару минут.

Ребята, мы вложили в сайт душу. Спасибо за
, что вы открываете для себя эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки по коже.
Присоединяйтесь к нам по телефону Facebook и Свяжитесь с нами по телефону

Почему окна в самолетах круглые? Почему кончики крыльев загнуты вверх? А почему пассажиры заходят с левой стороны борта?

Все, что связано с авиацией, продумано до мелочей. Возможно, именно поэтому самолет является самым безопасным видом транспорта. И все же, почему так устроено?

Веб-сайт дает ответы на 8 самых популярных вопросов о самолетах.

1. Почему окна в самолете круглые?

В начале 1950-х компания de Havilland выпустила самолет под названием Comet. Самолет, который считался настоящим чудом авиации. Однако уже через год он развалился на куски прямо в воздухе. Через несколько месяцев это произошло еще с двумя самолетами.

Инженеры продиагностировали каждый винт в самолете и нашли проблему. Причина крушения была в окнах самолета — они были квадратными. Дело в том, что на углы окон приходится большая нагрузка, которая еще больше усиливается во время полета. Инженеры решили проблему, скруглив углы окон. Благодаря этому теперь летать стало намного безопаснее.

2. Почему кончики крыльев загнуты вверх?

Во время полета давление снизу самолета выше, чем давление сверху. Поэтому воздух стремится к равновесию и старается перейти из увеличенной области в меньшую. И проще всего это сделать на крыльях самолета. Но едва достигнув кончиков крыльев, воздух обрывался и создавал сильную турбулентность.

Нос военного истребителя острый. Чем острее форма, тем обтекаемее и быстрее самолет. Но из-за длинного носа взлетно-посадочную полосу плохо видно, поэтому у обычных пассажирских самолетов нос закруглен.

Но британские инженеры решили эту проблему и в 1969 году сделали один из самых быстрых пассажирских самолетов, нос которого можно наклонять. При взлете и посадке нос опускается, а во время полета приводится в вертикальное положение.

Такой странный дизайн сделан по одной-единственной причине: чтобы пилоты могли лучше видеть взлетно-посадочную полосу при взлете и посадке.

4. Почему самолеты белые?

Большинство самолетов белые, и не зря. Причин несколько:

  • Отражение тепла. Если самолет окрашен в белый цвет, он аккумулирует меньше тепла. Это лучше для пассажиров и экономичнее для авиакомпании.
  • Белая краска дешевле. Покрасить самолет в белый цвет в несколько раз дешевле, чем покрасить самолет в белый цвет.
  • Предотвращение столкновения с птицами. Птицы лучше видят отражения от белых поверхностей и не сталкиваются с самолетами.
  • Трещины и вмятины лучше видны на белом фоне. Белые детали легче распознать при аварии, а повреждения корпуса легче обнаружить.

5. Почему вход слева?

Не все, но многие модели самолетов имеют главный вход для пассажиров слева. Есть 3 версии, почему это так.

  • Вариант 1. Багаж загружается с правой стороны (багажные люки справа), поэтому пускать пассажиров и справа тоже небезопасно.
  • Версия 2. Есть предположение, что это перекочевало в самолеты с кораблей: пассажиры входили по трапу с левого борта корабля.
  • Версия 3. Раньше командир всегда сидел слева. Расположение пассажирской двери тоже давало ему лучший обзор и позволяло точнее подогнать самолет под пассажирское пространство.

6. Почему некоторые самолеты имеют такую ​​странную форму?

Вы наверняка слышали о самолете, который еще называют невидимкой. Он имеет такую ​​необычную форму по одной простой причине: он летает как один сплошной объект. Благодаря этому он быстрее, может перевозить большое количество багажа и потребляет меньше топлива.

Птицы подсмотрели конструкцию самолета. Хищные птицы принимают аналогичную позу, чтобы увеличить радиус действия и быть менее заметными.

Однако производство самолета такой формы очень дорого, поэтому в гражданской авиации он не используется.

7. Почему самолеты кажутся просторными?


16.08.2018 , 09:39 58719

Однажды я путешествовал с другом, он первый раз летал на самолете. Во время посадки нас спросили. Друг нервно засмеялся, добавив: «Хорошо, только шторы. Пилоты тоже открывают форточки, наверное, дымят. Как только они не боятся выпасть? И тут я вспомнил, что при посадке в самолет у летчиков, действительно, были открыты боковые окна. Зачем летчикам открывающиеся окна?

На самом деле боковые открывающиеся форточки не нужны ни для курения, ни для эффектных селфи, ни даже для проветривания во время полета. Во время полета на высоте 9-12 км температура воздуха за бортом падает до -50 градусов. Во-вторых, мало кислорода, открыв окно, человек просто отключился бы от его нехватки. В-третьих, высокое давление и сильный напор воздуха не позволяли высунуться в иллюминатор и сделать селфи во время полета, к тому же в салоне сразу разгерметизировалось.

Для чего на самом деле нужно окно?

Открывающееся окно в кабине — аварийный выход… Дело в том, что дверь, отделяющая кабину от основного пассажирского самолета — бронированная и защищена кодовым замком. При аварийной посадке не исключено его заклинивание. Хотя для этого случая может случиться так, что времени на открытие двери не останется, проще открыть окно и выбраться через него. Также в случае захвата самолета террористами пилоты, в крайнем случае, смогут покинуть самолет, минуя пассажирский салон. В случае захвата разведчики также могут проникнуть через окно, попасть через кабину в салон для нейтрализации захватчиков.

К счастью, на практике окна редко используются по прямому назначению. Иногда это открывающееся окно используется для того, чтобы просто помыть лобовое стекло…

Многие задаются вопросом: почему окна в самолете округлые, а не квадратные, как обычные окна, или, например, не треугольные?

Ответ очень прост. Сама форма самолета без углов, округлая форма иллюминаторов, а также люков и дверей необходимы для безопасности. Округлость позволяет равномерно распределять нагрузку за счет разницы температур и давлений, что предотвращает возникновение трещин, а впоследствии разгерметизацию салона и разрыв самолета на части.

Объясняя более научным языком, это выглядит так: когда самолет набирает высоту, внешнее давление падает быстрее, чем внутреннее — это создает разницу давлений внутри и снаружи самолета, вызывая расширение корпуса.

Когда материал тела меняет свою форму, в нем создается напряжение. Материал расширяется из-за того, что напряжение постоянно увеличивается, в конце концов, напряжение достигает предела, при котором материал может разрушиться.

В самолетах форма иллюминаторов сильно влияет на уровень напряжения. Напряжение легко проходит через материал без повреждений, если на его пути нет препятствий типа окна, в этом месте ему необходимо изменить направление, а это вызывает увеличение давления. Это называется концентрацией стресса.

Сравнивая влияние круглых и квадратных окон на концентрацию напряжения, можно увидеть, что квадратные окна создают больший барьер для прохождения напряжения. Это означает, что напряжение создается в углах квадратных окон.

Максимальное увеличение концентрации напряжений вызывает образование трещин в кузове в этих местах. Такие трещины приводили к трагическим катастрофам, пока исследования разрушенных самолетов не позволили изучить природу напряжений в материалах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *