Как кипа держится на голове? • Arzamas
И еще 7 вопросов о еврейской традиции. Отвечает гид Еврейского музея Екатерина Кузнецова
Правда, что у евреев сейчас другой год?
Да, абсолютно верно — сейчас идет 5780 год 2020 год по григорианскому календарю — это 5780 год по еврейскому.. Евреи ведут летоисчисление от сотворения мира — мир был сотворен 5780 лет назад. Евреи живут по лунно-солнечному календарю. Месяц равняется 29 или 30 дням, и в итоге получается, что в году 354 дня. Но для того, чтобы 354 дня лунного календаря как-то сочетались с 365 днями солнечного, добавляются високосные годы. Но не такие високосные годы, к которым мы привыкли, живя по григорианскому солнечному календарю, когда високосный год — это всего лишь наличие 29 февраля. Еврейский високосный год означает, что в году добавляется дополнительный месяц. В лунно-солнечном календаре — 19-летний цикл, и семь годов из 19 лет — високосные. Это 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й годы.
В Израиле пользуются григорианским солнечным календарем, но и еврейский календарь тоже используется. Это религиозный календарь. Например, праздники отмечают по еврейскому календарю, и, так как это лунно-солнечный календарь, они всегда приходятся на разное время.
Как кипа держится на голове?
Студенты изучают Талмуд. Нью-Йорк, 1960 год© Bettmann / Getty ImagesКипа — легкая шапочка, традиционный еврейский мужской головной убор, — на голове держится за счет своей формы и размера. Чаще всего это матерчатые или тряпичные кипы. Если кипа легкая, жесткой формы, изготовлена из сукна или из бархата, то для ее ношения может потребоваться какой-то девайс. Обычно таким девайсом становится женская заколка. Но вообще, правильно подобранная кипа хорошо сидит на голове и не слетает. Гораздо интереснее, как кипа держится на лысой голове: либо она очень хорошо подобрана, либо это специальная кипа с силиконовой прозрачной полоской по окружности. Такую полоску можно увидеть, например, на женских чулках.
Правда ли, что женщины-еврейки всегда носят парик?
Нет, еврейки не всегда носят парик. Парик носят религиозные еврейские замужние женщины. Согласно еврейской традиции, волосы замужней еврейки может видеть только ее муж, поэтому голова покрывается каким-то головным убором. Это может быть платок, шляпка, шапочка или косынка, а также парик, который приравнивается к головному убору. Некоторые еврейские женщины, которые носят парики, очень коротко стригутся или иногда даже бреются налысо для того, чтобы этот парик было удобнее носить.
Зачем евреям локоны на висках и веревки на одежде?
Сначала разберемся, как называются локоны на висках и что это за веревки на одежде. Локоны на висках — это пейсы, а веревки на одежде называются цицит. Обычно они крепятся к специальному элементу ритуального гардероба — талиту. Большой талит — это молитвенное покрывало, которым еврей накрывается во время молитвы, а нижний, или малый, талит — это предмет, похожий на безрукавку, который надевается под одежду. Кисти цицит крепятся по краям талита. На кистях есть узлы, и ношение цицит должно напоминать еврею о существовании 613 заповедей.
Существует такой метод анализа еврейского текста — гематрия, согласно которому у каждой буквы в иврите есть свое числовое значение. Так вот, гематрия слова «цицит», то есть числовое суммарное значение слова «цицит», равняется примерно 600. К нему прибавляют количество узлов, количество ниточек — и в итоге получается 613. Вы перебираете нити, натыкаетесь на эти узелки и вспоминаете, что есть 613 заповедей, что вы еврей и должны их выполнять.
1 / 2
Мужчина в талите. Начало XX века© Hulton Collection / Corbis via Getty Images
2 / 2
Два еврейских мальчика. 1998 год© Antoine GYORI / Sygma via Getty Images
Про пейсы. На самом деле в Торе не сказано, что еврей должен отращивать длинные локоны на висках и даже завивать их каким-то особенным способом, как мы это часто видим. В Торе сказано, что во время стрижки или обрития головы нужно не трогать волосы на висках. То есть это просто часть религиозной традиции, и также это стало способом идентификации еврея и еврейской самоидентификации.
Что такое штетл?
Штетл — это небольшое полугородское поселение в Восточной Европе, преимущественно с еврейским населением. Нам с вами штетл известен, скорее всего, как еврейское местечко, это понятие стало своеобразным синонимом традиционного образа жизни восточноевропейского еврея. Жизнь штетла подчиняется еврейским религиозным законам. Это значит, что в субботу штетл замирает. Там обязательно есть развитая еврейская инфраструктура: синагога, хедер (школа для еврейских мальчиков), миква (бассейн для ритуального омовения) и так далее. Там есть раввин, есть шохет — это резник, который занимается ритуальным убоем скота, там обязательно есть кошерная лавка. В штетле нет пахотной земли — там не занимаются сельским хозяйством, есть небольшие приусадебные участки и можно держать скотину.
Многие известные еврейские фамилии происходят от названия еврейских местечек. Например, Бродский — из местечка Броды, Сатановский — из местечка Сатанов, и так далее.
Само слово «штетл» происходит от немецкого корня Stadt, что значит «город», и к нему прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс на идише — «л» или «ле», — получаем буквально «городок». То же самое значит и слово «местечко» — оно происходит от славянского корня «место», «място», что значит «город», и к нему также прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс — получается «городок».
Местечки были практически стерты с лица земли событиями середины ХХ века, Второй мировой войной. Какие-то местечки остались как небольшие городки или поселки городского типа.
Пурим связан с 8 Марта?
Мне кажется, это из разряда каких-то самых шокирующих гипотез. Я думаю, этот вопрос был задан потому, что несколько раз в музее мы отмечали Пурим — это праздник-карнавал, самый веселый праздник еврейского календаря; отмечали мы его с большим размахом, и празднование Пурима выпадало на 8 Марта.
Что такое хала и чем она отличается от батона?
Халы на рынке Кармель в Тель-Авиве© Michael Jacobs / Art in All of Us / Getty ImagesХала — это традиционный еврейский праздничный хлеб. Он может быть круглый или в форме косички, субботняя хала — это обычно плетеная косичка. От других хлебобулочных изделий хала отличается в первую очередь кошерностью То есть хала приготовлена в соответствии с еврейскими религиозными традициями и употребление ее в пищу не противоречит канонам иудаизма., составом и символическим значением. Две халы на субботнем столе символизируют двойную порцию манны небесной, которую Господь посылал евреям во время их сорокалетнего скитания в пустыне. Двойная порция посылалась в канун субботы для того, чтобы евреи в субботу не собирали манну, да и сам Господь в этот день отдыхает. Другой известный еврейский хлеб — это маца, пресные лепешки, и от халы он очень сильно отличается. В состав мацы входят только мука и вода. Этот хлеб употребляется в праздник Песах, когда запрещено употребление квасного, то есть дрожжевого, поэтому во время Песаха едят вот такой пресный хлеб.
Ханука — это еврейское Рождество?
Нет, Ханука — это еврейский праздник огней или света. Празднуется он в память о ханукальном чуде, которое произошло во II веке до нашей эры в Иерусалиме. В то время Иудея находилась под владычеством Селевкидской державы, и император этой державы Антиох Епифан проводил политику эллинизации — он насаждал греческий язык, греческую культуру, и Второй Иерусалимский храм Иерусалимский храм — центр религиозной жизни евреев. Разрушен в 70 году и, согласно пророчествам, будет восстановлен с приходом Мессии. был осквернен — там было устроено святилище Зевса. В результате всего этого вспыхивает еврейское восстание, так называемое восстание Маккавеев. Храм был освобожден, очищен от идолов, и должно было восстановиться храмовое богослужение. А для этого нужно было восстановить храмовую менору — семисвечник, один из важнейших символов иудаизма. Ее нужно было зажечь, но в храме был обнаружен всего один кувшин освященного масла для меноры. И случилось ханукальное чудо: масла, которое было в кувшине, хватило на восемь дней горения этого семисвечника — ровно столько, сколько потребовалось для изготовления нового освященного масла. С тех пор во время праздника Хануки зажигается ханукальный светильник. Это восьмисвечник, он очень похож на менору, но там восемь свечек и еще одна дополнительная — шамаш, от которой зажигаются остальные свечки. В течение восьми дней Хануки зажигается по одной свечке в день.
Такая курьезная путаница возникает из-за календарной близости Хануки к католическому Рождеству, и с этим же связан успех праздника Хануки и его популярность. Восемь дней Хануки обычно выпадают на вторую половину декабря, и в некоторых западных странах, в которых Рождество отмечается с размахом, это государственный праздник. В массовой почтовой рассылке там, например, поздравляют не с Рождеством и Новым годом, а с зимними праздниками.
другие материалы на эту тему
11 вопросов про иудаизм
Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы
Чем синагога отличается от храма и церкви
Объясняет историк Владимир Левин
Что значит шестиконечная звезда
Еврейский символ, амулет от демонов и вывеска для пивной
Зачем евреям делают обрезание?
И еще 6 вопросов об иудаизме
Курс «История евреев»
Курс «Идиш: язык и литература»
ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА
Головные уборы евреев — Nefer`s Journal — ЖЖ
Сразу оговорюсь, что речь пойдет о религиозных евреях. Они же датишные («дат» — религия), также их называют ортодоксами, в общем евреи, соблюдающие кашрут, почитающие Талмуд и живующие по Торе. Про них я еще напишу отдельно, сейчас хочется сказать про их внешний вид. Фотографии не мои, найденные на просторах интернета для иллюстрации рассказа.Я написала про белое покрывало, типа пончо, стало интересно, как же оно называется. Стала рыть интернет. В итоге нашла много интересного. Начнем с головных уборов.
Очень многие евреи, даже те, которые одеваются в нормальную современную одежду носят кипу. Ее также называют ермолкой. Для меня например это просто шапочка, но на самом деле они отличаются по цвету, материалу и покрою неспроста. Религиозные евреи выбирают кипу с соответствии с тем фасоном, который носят в его общине.
Поверх ярмолки еврей почти всегда надевает еще головной убор. В редких случаях это может быть кепка, которая называется каскет, кашкет или дашек. Но в основном это черная шляпа. Существует 34 основных типа этого головного убора, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина!
Литвак (литовский еврей) или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом.
Литвак, занимающий высокое положение в общине носит шикарную и дорогую шляпу гамбург, не имеющую никаких заломов. Ее также называют мафтир-гитл. Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп — капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей.
И кнейч, и капелюш, и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра, скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех, по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Например самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета почти наверняка венгерский хасид.
Еще есть плуш — традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми. В народе она называется флиикер-теллер (летающая тарелка) или супер. У нее широкие поля, а высота тульи всего 10 см.
Но все это не идет ни в какое сравнение с головным убором под названием штраймл! Это самая натуральная меховая шапка! Причем их тоже много видов. Широкий и низкий, правильной цилиндрической формы так и называется «штраймл», низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые — называются «чернобл», а высоченная черная меховая циллиндрическая шапка носит название «сподик». Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобл — украинские, а сподик — польские хасиды. Это реально мех! В жару, ага. Недавно даже Памела Андерсон приезжала в Израиль в надежде уговорить Кнессет (израильский парламент) запретить продажу натуральных мехов, а ортодоксалов отказаться от ношения этих штраймлов 🙂
На этом остановимся. В следующей части постараемся разобраться в одежде ортодоксальных евреев. Не переключайтесь 🙂
«Эта странная шапочка…» или История знаменитой кипы
Любой человек, мало знакомый с иудаизмом, но побывавший, однако, в Израиле, непременно задаст вопрос о том, что за круглая шапочка на голове каждого еврейского мужчины Эти необычные головные убор можно встретить у Стены Плача, просто прогуливаясь неповторимыми улицами старого города Иерусалима, да и вообще в любом месте.
Кипа (в переводе с иврита – “полу шар” или “купол”) или ермолка – традиционный головной убор религиозного еврея. Считается, что название ермолка происходит от словосочетания йерей малка – “трепет перед царем” или “боящийся Б-га”. По другому предположению, слово происходит от тюркского “ямурлук” – дождевой плащ с капюшоном.
Кипа – неизменный атрибут еврейской религиозности. Евреи издавна в любой стране своего пребывания придерживаются обычая покрывать голову. Смысл этого обычая – показать, что еврей осознает существование Вс-шнего и ценит Его мудрость больше (выше) головы, наиболее развитой и важной части человека. Нося кипу, еврейский мужчина утверждает свою принадлежность к еврейскому народу и еврейскому религиозному мировоззрению.
В соответствии с традицией, еврейские мужчины (включая мальчиков с 13-ти лет) должны везде ходить с покрытой головой – и на улице, и дома. Формально, покрытием для головы может быть любой головной убор, но последние лет двести предпочтение отдается именно кипе. Цвет и материал значения не имеет. При этом ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консервативные и традиционалисты – лишь в синагоге или во время еды. Реформисты не считают необходимым для мужчин покрывать голову, а женщины никогда не носят кипы.
Историки рассказывают нам, что обычай покрывать голову появился у евреев в период, предшествующий Первому Храму. В те времена голова покрывалась и из чисто практических соображений – чтобы голову не напекло на солнце, и из религиозных – опустить лицо, скрыться от гнева Вс-шнего, выразить свою покорность, не сметь смотреть на Вс-шнего. В древние времена головной убор был символом контакта с Б-гом – голову покрывали во время служения Вс-шнему, то есть во время молитвы, произнося благословения, при изучении Торы. Все это в дальнейшем перешло в покрывание головы большим талитом во время молитвы в Храме и вне его. Позже традиция видоизменилась в постоянное символическое покрытие головы.
По другой версии, причиной появления вышеуказанной шапочки в качестве головного убора послужили пресловутые Законы мусульманского халифа Омара. Эти законы гласили, что евреям было запрещено носить мусульманские тюрбаны. Они должны были покрывать голову чем-то другим.
Возможно, моду на ношение кипы принесли евреям тюрки. Тора (Шмот 28) предписывает коэнам, служащим в Храме, надевать головной убор. С течением времени все евреи стали носить кипу не только во время молитвы, но и в обычной жизни, показывая этим свое служение Б-гу.
Существует еще одна гипотеза, согласно которой во времена захвата Иудеи Грецией многие евреи приняли эллинскую культуру. Захват страны был бескровным. Греки принесли сюда свою культуру: театр, спорт, новую литературу. Чтобы отличаться от проэллинских иудеев, ортодоксальные стали носить небольшие головные уборы, дошедшие и до нас в виде кипы.
Артаксеркс на троне, сцена из Свитка Эстер. Фреска в синагоге Дура-Европос
В противоречие этому предположению, фрески в синагоге Дура-Европос показывают, что в эллинистическом мире евреи ходили с непокрытыми головами. Трактат “Софрим” разрешает человеку с непокрытой головой вести утреннюю молитву в синагоге (Софрим, 14:12). Талмуд поведал нам историю о рабби Нахмане бар Ицхаке. Когда он родился, мудрецы сказали его матери: “Твой сын станет вором. Но чтобы избежать этого, не позволяй ему ходить с непокрытой головой”. С тех пор она постоянно повторяла ему: “Сын мой, покрывай голову, чтобы всегда чувствовать страх перед Вс-шним, и молись, чтобы Он не дал злому началу власти над тобой!” И вот, когда он вырос, то стал одним из величайших мудрецов Талмуда. Покрытие головы было исключением из правила. Важные, значительные раввины покрывали голову платком.
Обычай постоянного ношения кипы сформировался и устоялся приблизительно в раннее Средневековье для того, чтобы декларировать отношение евреев к служению Б-гу – оно не ограничивается присутствием в синагоге или духовным саном, каждый еврей контактирует с Ним в каждом своем поступке, а также с целью различения, “узнавания своих”. В средние века покрытие головы считалось обычаем благочестивых, но быстро стало общераспространённым обычаем. Шулхан арух постановляет: “Запрещено проходить четыре локтя с непокрытой головой” (Ораххаим 2:6). В 3 главе говорится: “С непокрытой головой запрещается произносить что бы то ни было, связанное со святостью Вс-шнего. Даже маленьких мальчиков следует приучать покрывать голову, так как это знак того, что еврей признает над собой постоянную власть Вс-шнего”.
В царской России евреи, жившие не за чертой оседлости, не имели права носить кипу, да и за чертой оседлости ношение кипы наказывалось огромным штрафом. Вместо этого евреи носили шляпы. В Советском Союзе ношение кипы официально не запрещалось, но и не поощрялось.
В наше время кипа играет роль лакмусовой бумаги. Сегодня ее ношение означает приобщение к иудаизму вообще и к традиции еврейского народа в частности, снятие же кипы символизирует уход… Несмотря на то, что кипа не является одной из 613 заповедей, как, например, законы кошера или соблюдения субботы, порой ее роль значительней. Некоторые религиозные евреи говорят, что кипа исполняет функцию экранирования мыслей еврея и, таким образом, не допускает всякие глупости до Творца. Со временем ношение головного убора стало характерной особенностью еврея — как мезуза на дверях еврейского дома, как празднование субботы, ношение цицит и посещение миквы.
Существуют различные виды ермолок, и по их виду (цвету, размеру и материалу) можно легко определить не только религиозность еврея, но и к какому течению и направлению иудаизма относится человек, носящий ермолку.
Ашкеназские кипы обычно сшиты из четырёх или шести клиньев ткани строгих цветов, как правило, чёрный верх и белая подкладка. Сефарды предпочитают кипы меньшего размера, цветные, вязаные или украшенные вышивкой.
Хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой.
Белые кипы носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу (главным образом хасиды РебАреле, называемые также Толдес-Арн, и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала МеаШеарим).
Иногда такая на кипе есть помпончик. Чёрная бархатная ермолка, отороченная чёрными или коричневыми лисьими или собольими хвостами, служит основой хасидского парадного головного убора, называемого штраймл.
Обязательно ли еврею необходимо носить кипу? По этому поводу существуют различные точки зрения. Виленский Гаон в своих примечаниях к “Шулхан аруху” (пар. 8) писал, что у обычая покрывать голову нет оснований, но благочестивый или уважаемый человек может так делать. С другой стороны, р. Давидѓа-леви Сегаль в комментариях на “Шулхан арух” приводит мнение некоего раввина, гласящее, что покрытие головы – это заповедь Торы, выводимая из общего запрета “и по законам их [окружающих народов] не поступайте” (Ваикра, 18:3). Во время молитвы или чтения Торы голова обязательно должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение кипы не является заповедью. Ни в Торе, ни в Талмуде евреям не предписывается обязательно покрывать голову.
В любом случае, настоящая вера живет в сердце. Носить или не носить кипу постоянно – решение, исходящее от души еврея. Для каждого религиозного человека это решение важное и глубоко личное.
Присоединяйтесь в Telegram
Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!
Как на голове держится ермолка?
Вот правда – как? Мне часто задают вопрос, так часто — что устал отвечать. Взял ответ из блогов.
К волосам ее прикрепляют заколкой, это легко увидеть на многих головах правоверных иудеев. Но вот как маленькая шапочка держится на лысой или бритой голове, и при это не падает ни тогда, когда ветер, ни тогда, когда они молятся?
На этот вопрос не знали ответа ни такие знатоки истории Израиля и его обычаев, как моя подруга Шели, ни признанный авторитет в области обычаев своей страны Кируля. Высказывались предположения, что кипа крепится к лысине двойным скотчем, но это бесчелочная версия была нами отвергнута.
Моя подруга , не выдержав давления любопытсва, написала сыну в Америку, тот проконсультировался со своим знакомым раввином. И истина к нам пришла! Кипа крепится к лысой голове на силиконовой резинке – подобно тому, как держится на женской ноге чулок.
Все оказалось просто.
А ношение на голове кипы вовсе не обязательное требование Корана или Талмуда, это обычай еврейских мужчин – прикрывать голову во время чтения Торы или посещений синагоги. Ортодоксальные иудеи носят кипу в течение всего дня.
Нечто подобное под названием ермолка носили русские помещики, дополняя ею халат, который по-старинному называли шлафрок.
Самый простой ответ — кипа, или, как ее еще называют, ермолка, держится на голове благодаря силе тяжести. Кипа в ее современном виде довольно бесполезна: в отличие от шляпы, например, кипа не защищает от солнца или дождя, так что еще в XIX веке позволить себе носить ее могли только состоятельные люди. Сейчас, в XXI веке, кипу можно встретить на голове любого религиозного еврея. Классическая матерчатая кипа довольно тяжелая, и поэтому она держится сама по себе. Однако кипы бывают не только матерчатые. Например, последователи религиозного сионизма (евреи, соблюдающие заповеди и поддерживающие государство Израиль) носят вязаные кипы и даже получили из-за этого прозвище «кипа сруга», что в переводе означает «вязаная кипа». Такая кипа легче и поэтому иногда действительно может слететь с головы. Чтобы этого не произошло, ее часто закрепляют металлическими заколками. Ультраортодоксальные евреи допускают ношение заколок, но считают все же, что это не их метод. Раввины обычно советуют просто подбирать кипу по размеру, примерять перед зеркалом, пока она не станет сидеть как следует. Говорят, что кипа подобрана верно, если она не слетает с головы после того, как человек проспал в ней всю ночь».
Леонид Кригер, администратор службы приема Еврейского музея и центра толерантности:
Я встречал много ортодоксальных евреев в Израиле и всегда удивляюсь, насколько это интересные люди. Кстати, дома кипу они иногда снимают, но принимать пищу предпочитают в головном уборе. На самом деле нет строгого закона, предписывающего ношения ермолки, но большинство евреев носят их в силу собственных убеждений, отдавая дань традициям.
когда я стрегусь практически под 0, кипа лучше сидит чем но волосах, чем длинее волосы, у меня тех хуже сидит, надо брать больший размер…
дети тоже не носят «заколои и прищепок», но когда они активничают на улице, чтобы кепа не упала, одевают бейсболку..
померяйте разные размеры и типы, одна не подходит другая будет прилегать плотно и простой ветер, ураган не беру, не помеха..
когда большой ветер иногда приходится придерживать.
belan-olga qna.center
Что носят в Израиле?
Приезжая впервые в Израиль, особенно, если остановиться в Иерусалиме, можно заметь много непривычно одетых людей. В основном это касается мужчин: одетых исключительно в темную одежду и головные уборы, скроенные по моде 19 века, с длинными неподстриженными прядями волос на висках.
Однако, то, что нам, туристам, кажется необычным и странным, на самом деле является вполне традиционной еврейской одеждой.
Кипа, или ермолка.
Кипа – это маленькая круглая (сшитая или вязанная) шапочка, прикрывающая макушку. Часто ее прикалывают к волосам заколкой. Кипа является своего рода символом еврейской религиозности, но ее ношение – это обычай, а не закон. Нигде в Торе и Талмуде евреям не предписывается покрывать голову. На западе человек оказывает уважение, снимая шляпу, у евреев — нося ее. Согласно еврейской традиции покрытая голова — знак того, что над вами могучая сила. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды.
В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу, одетую поверх кипы. Большие меховые шапки одевают только хасиды и только в праздники (в Шаббат, на свадьбу и тд.).
Талит и цицит
Во время утренней службы на плечи накидывается подобно плащу «талит» — это одеяние, сделанное из белой шерсти (льна или шелка) с черными или синими полосами, с кистями (цицит) на четырех углах. Ко времени средневековья талит как часть повседневной одежды постепенно вышел из употребления и сохранился в настоящее время только как ритуальное облачение. У всех евреев принято мужчину хоронить в его талите, с которого сняты или срезаны кисти.
Четырехугольная накидка (типа пончо) с отверстием для головы и четырьмя кистями (цицит) по краям, называется «талит кaтaн» (малый талит или «арба канфот» («четыре Угла»)), она может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк.
Закон о «цицит» (белые или синие, выпущенные кисти) — один из немногих библейских законов, которым Тopa дает объяснение: «Посмотрев на которые (кисти), вы будете вспоминать все заповеди Господа и исполнять их». Принцип «увидеть — значит вспомнить» знаком всем с детства: чтобы ребенок не забыл о каком-либо деле, ему завязывают нитку вокруг пальца, поэтому цицит – это своего рода этическая нитка вокруг пальца для напоминания евреям о заповедях Бога.
Остальная традиционна одежда – это чаще всего фрак или сюртук, капота (свободная одежда без пояса) и даже халат (праздничный, часто шелковый, для особых случаев).
Пейсы
Пейсы – это длинные неподстриженные пряди волос на висках, традиционный элемент причёски ортодоксальных и ультраортодоксальных евреев. Согласно обычаям иудаизма, верующие мужчины носят пейсы, бороду и непременно головной убор. В Торе написано: «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей, и не порти края бороды твоей» (Ваикра, 19:27). Ношение пейсов – это не закон, а скорее предписание. В принципе, любая длина волос на висках достаточна, если очевидно, что это место не выбрито. Но многие ортодоксальные евреи из уважения к этой заповеди и желания отличаться от нееврейского окружения оставляют длинные пряди волос на висках, и даже иногда заплетают их.
Традиционная еврейская женская одежда более обычна для глаз — это длинные, ниже колен юбки (брюки исключены), обязательно колготки и длинный закрывающий локоть рукав, весьма умеренный вырез платья или блузки, обувь — без каблука или на низком каблуке, у замужних женщин — обязательно головной убор.
происхождение, виды, как носили раньше и носят в наше время
«Стоит Егорка в красной ермолке», помните детскую загадку про гриб подосиновик? А что же это за шапочка такая?
Ермолка – шапка богопослушных евреев. Так это название произносится на идише, а на иврите оно звучит как «кипа». Ударение может встречаться как на первый слог — в Израиле, так и на второй слог – у евреев в России.
Традиционная еврейская шапка
Ермолка – мужской головной убор, традиционный для еврейского народа, — маленькая лёгкая шапочка, закрывающая макушку, плотно прилегающая к голове, круглой формы без полей и околыша. Может быть выполнена из ткани или связана из ниток.
Символизирует скромность, благочестие, смирение и преданность Богу.
Происхождение
Знатоки лингвистики наверняка отметят созвучия слова «ермолка», как называют головной убор в языках разных народов. Вероятнее всего, оно произошло от тюркского ягмурлук, что означает «дождевик».
Чуть позже оно было заимствовано славянами. В древнерусском есть слово емурлукъ того же значения. В польском jarmułka означает «шляпа».
Евреи приводят два варианта происхождения названия ермолки. Словосочетание йарэ малка – в переводе «трепет перед Царём», под Царём понимается Бог. Или йерэ ме-элока, буквально с иврита – «боящийся Бога».
Справка! «Кипа» переводится как «купол» или «защита». Во французском и итальянском языках тоже есть слова с подобным значением и близким звучанием – calotte (фр.), calotta (итал.).
Виды
В магазинах еврейской одежды на полках представлен большой ассортимент ермолок, которые различаются:
- по размерам;
- по цвету не только верха, но и подкладки;
- по материалу – бархатные, шелковые;
- по фасону – четырех-, шести- и восьмиклинные;
- по форме – остроконечные и плоские;
- по отделке – гладкие, расшитые, вязаные, отороченные мехом или с кисточкой, помпончиком на макушке.
Многообразие видов обусловлено традициями общины, к которой принадлежит обладатель кипы. Так что поистине свояк свояка видит — у евреев по головному убору — издалека.
Как носили раньше и носят в наше время
Если христиане мужчины, заходя в храм, снимают шапки, показывая этим благоговение перед Богом, то евреи, наоборот, носят кипу в знак особого почитания Всевышнего.
Её носят в храме, за молитвой и изучением Торы (иудейского религиозного Закона, Пятикнижия Моисея), во время еды, в знак траура по умершим, в честь праздника совершеннолетия (бар-мицва). Ортодоксы кипу почти не снимают.
Ермолку надевают как самостоятельный головной убор, и оставляют под другим национальным головным убором – шляпой или меховой шапкой.
Удерживается столь маленькая шапочка на голове при помощи специальной заколки-прищепки.
Ортодоксальные евреи предпочитают носить шляпы, современные либеральные ортодоксы выбирают маленькие вязаные кипы.
Справка! Маленькую круглую шапочку любят не только евреи. В России ходить в ермолке позволяли себе аристократы. Наравне с халатом и шлафроком (свободным пиджаком из мягкой ткани) она считалась домашней одеждой знатных господ.
Папа Римский на официальных мероприятиях тоже носит белый головной убор, похожий на кипу. Это традиционная шапочка католических священников, которую те надевают сразу после принятия сана. Кардинал Ришелье имел право носить шапочку красного цвета, чёрный цвет означает принадлежность к аббатству.
Ермолка – маленькая круглая шапочка присутствует, как атрибут учёной степени, на портретах известных академиков. Профессора наук старой гвардии носят её по сей день.
А когда в советской киноленте появляется персонаж из солнечной Грузии, то он щеголяет в кепке-аэродроме, если это городской житель. Пастухи в горных селениях появлялись на экране в небольшой войлочной шапочке серого цвета с отделкой из тесьмы, которая очень напоминает ермолку…
Поделиться в соц. сети
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter. Мы все исправим!
Что такое кипа — ермолка, еврейский головной убор?
Кипа, или Ермолка — еврейский головной убор для мужчин. Название «кипа» произошло от евр. слова, которое может означать купол здания, «верхушку» или какое-либо «покрытие» вообще (например: совр. «Железный купол» — на иврите звучит как «Кипат а-барзель»). Постоянное ношение кипы и головного убора вообще изначально не являлось законом иудаизма, однако, традиции покрывать голову — много сотен лет: еще в Пятикнижии есть повеление священникам-коэнам носить головной убор во время их служения в Храме. Сегодня обычай покрывать голову — в первую очередь, при произнесении благословений, во время молитв и других служб — укоренился в качестве общепринятого в иудаизме, и кипа стала отличительной особенностью любого религиозного иудея: религиозные евреи носят кипу в течение всего дня как напоминание о Всевышнем и как символ богобоязненности. С большой долей вероятности можно утверждать, что головные уборы священников в христианстве — например, кардинальские шапочки — заимствованы из иудаизма.
Сегодня можно найти кипуна любой вкус
Обычай прикрывать голову, как уже упомянуто, восходит к древнейшим временам. Наши мудрецы запретили ходить нам с непокрытой головой, чтобы мы постоянно помнили о том, что над нами — Всевышний, что мы склоняемся перед Ним, покорно принимая на себя Его волю.
Со временем ношение головного убора стало характерным признаком еврея — как мезуза на дверях еврейского дома, как празднование Субботы, ношение цицит и посещение миквы, особого ритуального бассейна. Все эти признаки принадлежат исключительно евреям и выделяют их из среды остальных народов.
Ношение кипы свидетельствует о принадлежности к народу, выполняющему заповеди Всевышнего. Даже мальчик моложе 13 лет, на котором еще не лежит обязанность выполнять заповеди [см. материал Бар мицва], носит кипу, и ответственность за это лежит на его родителях. К ношению кипы приучают с возраста, когда мальчик начинает ходить.
Женщины тоже обязаны покрывать голову, но по другой причине. Посторонний мужчина не должен видеть волосы замужней женщины. Если она их не закрывает, то считается, что тем самым она нарушает законы женской скромности. Поэтому замужние женщины носят платки на головах, а в некоторых общинах — парики. Головной убор женщина надевает со свадьбы. До свадьбы такой обязанности нет.
В трактате Шабат [в Талмуде] написано, что, смиренно покрывая голову, еврей улучшает свои душевные качества.
Киппа — знак уважения к Богу | Образ жизни | DW
Ношение ермолки было «опытом», — сказал 21-летний Адам. Он сказал DW, что он вовсе не еврей, а израильский араб, и что он хотел показать другу, что носить головной убор на публике совсем не опасно. К несчастью, в тот же день он пережил приступ.
В 2013 году берлинский раввин сказал, что в городе есть «запретные зоны для евреев». Центральный совет евреев также предостерег евреев от ношения традиционной тюбетейки в районах с большим процентом мусульман.Теперь в Берлине в среду проводится демонстрация «носи кипу» в знак солидарности с еврейской общиной города.
Подробнее: Мнение: Антисемитское насилие? Германия должна решить
Что означает кипа, какое религиозное значение имеет головной убор для евреев?
Киппа на иврите означает головной убор, обычно без полей, сделанный из ткани. Некоторые киппоты (множественное число от киппа) простые, другие более изысканно украшенные. Шапка также известна как ермолке, слово на идиш — языке евреев-ашкенази из Восточной Европы.
В Израиле ермолка является верным знаком определенного религиозного движения, которого придерживается ее владелец.
Обсуждение среди еврейских религиозных экспертов
Еврейский закон Галахи требует, чтобы мужчины и мальчики покрывали голову, когда они молятся, посещают синагогу или еврейское кладбище или изучают религию. Хотя кипа стала религиозным символом, подойдет и любой другой головной убор, например, шляпа или шарф.
Покрытие из кипы — обычное дело на еврейских праздниках.Все мужчины, даже если они не евреи, должны носить ермолку при входе в синагогу.
Ермулка является обязательной в школе Талмуд-Торы.
Евреи не обязаны носить тюбетейку вне религиозных служб. Ортодоксальные евреи, однако, часто всегда носят кипу в знак благоговения перед Богом. Для них имеет смысл носить ермолку весь день, поскольку они часто чередуют день с благословениями и благодарением.
Реформы Еврейские общины часто даже не носят кипу во время молитвенных служб, но делают ее необязательной, поскольку традиция не основана на библейских заповедях или Талмуде, писаниях, которые являются основным источником еврейского религиозного закона и традиции.
В то время как иудаизм развился более 3000 лет назад, ношение кипы относительно недавно, и оно утвердилось среди европейских евреев только в 17 и 18 веках.
Ношение кипы в общественных местах в качестве эксперимента
«Эксперимент» с ношением кипы в общественных местах и документированием реакций также не нов. В 2015 году израильская журналистка Цвика Кляйн часами ходила по улицам Парижа в ермолке и записывала реакции людей — сплевывая его и называя его именами — с помощью скрытой камеры.
В том же году израильский художник Амит Якоби прогуливался по разным районам Берлина, не встречая агрессивной реакции.
Что говорят об израильских еврейских мужчинах разные стили головных уборов
То, что вы носите, может многое сказать о вас и о том, во что вы верите. В Израиле, например, тип кипы (или ее отсутствие), которую носит израильский еврей, часто сильно коррелирует с его религиозной принадлежностью, а также некоторыми политическими взглядами.
Эти тюбетейки (также известные под еврейским названием ермолки) регулярно носят около одной трети израильских мужчин-евреев, особенно религиозно соблюдающие. Они бывают нескольких основных стилей, причем некоторые из них более предпочтительны для определенных еврейских подгрупп, чем другие.
Среди израильских мужчин, которые говорят, что они обычно носят большую черную тканевую кипу, большинство идентифицируют себя как евреев-харедим (также известных как ультраортодоксальные) (58%). Напротив, большинство тех, кто носит черную вязаную крючком или вязаную кипу (59%), говорят, что они масорти («традиционные») евреи.И маленькие черные тканевые кипы (множественное число от kippa), а также цветные или узорчатые вязаные кипы особенно распространены среди евреев Дати («религиозных», иногда называемых «современными ортодоксами»).
Между тем, среди израильских мужчин, которые обычно не носят головной убор, 73% составляют евреи Хилони («светские») и около четверти (27%) — масорти («традиционные»).
Подавляющее большинство мужчин харедим и датти носят ермолку или какой-либо другой головной убор (на публике некоторые харедим предпочитают фетровую шляпу или штреймель, восточноевропейские меховые шапки).Мужчины масорти более разделены: 42% обычно носят головной убор, а 57% — нет. Практически ни один хилоним не носит религиозного головного убора. (В другом сообщении Fact Tank подробно описаны различия между этими четырьмя основными еврейскими подгруппами в Израиле.)
Хотя ношение кипы в повседневной жизни является в первую очередь подтверждением религиозной идентичности, в Израиле некоторые типы кипы могут косвенно указывать на некоторые политические взгляды владельца. Фактически, термин «киппа сруга» (вязаная кипа) иногда используется для описания «религиозных сионистов», соблюдающих евреев, которые считают еврейский народ имеющим религиозное право на территорию в регионе.
Данные подтверждают такую ассоциацию. Среди мужчин, носящих цветную вязаную кипу или узорчатую кипу, большинство (63%) говорят, что термин «сионист» очень точно описывает их . Напротив, большинство тех, кто носит большую черную тканевую киппу (58%), говорят, что ярлык «сионист» не описывает их точно; Эта группа состоит в основном из харедим, некоторые из которых долгое время относились к еврейскому государству неоднозначно.
Большинство тех, кто носит цветную или узорчатую вязаную кипу или вязанную крючком кипу, согласны с утверждением «арабы должны быть изгнаны или высланы из Израиля» (65%) и говорят, что мирное сосуществование Израиля и независимого палестинского государства невозможно , а не (58 %).Аналогичным образом, примерно семь из десяти мужчин, носящих черную вязаную крючком кипу, согласны с тем, что арабов следует изгнать или переселить, в том числе 45%, которые полностью согласны с . И почти три четверти тех, кто носит черную вязаную крючком кипу (75%), говорят, что решение с двумя состояниями — это , а не .
На вопрос об их политической идеологии большинство израильских евреев-мужчин, носящих черную вязаную крючком кипу (70%) или цветную или узорчатую вязаную кипу (58%), говорят, что они являются политическими правыми. Между тем, большинство мужчин-евреев, носящих маленькую черную тканевую кипу (65%), идентифицируют себя как политических центристов, как и большинство израильских евреев, которые вообще не носят головной убор (55%).Среди тех, кто не носит головной убор, 12% называют себя левыми в политике — это все еще небольшое меньшинство, но намного больше, чем практически несуществующая доля мужчин, которые носят кипу и идентифицируют себя с левыми.
Полную разбивку мнений мужчин, носящих разные типы головных уборов, по разным вопросам см. В таблицах этого PDF-файла.
Майкл Липка — редактор отдела религиозных исследований исследовательского центра Pew Research Center.Для мужчин ортодоксальных евреев шляпа, известная как борсалино, составляет
.(RNS) — Барная церемония и церемония бат-мицвы обычно сопровождаются тщательно продуманным празднованием и неожиданным подарком. Но многие 13-летние еврейские мальчики жаждут только одного предмета: шляпы.
Головной убор, который предпочитают ортодоксальные еврейские мальчики и мужчины, — это стильная черная итальянская шляпа-федора, известная как борсалино. У него хойше (высокая корона на идиш), заметно широкие поля и ценник в 325 долларов.Отчасти это связано с его уникальной конструкцией. Это не шляпа массового производства.
«Это очень сложный процесс, и на изготовление одной шляпы уходит около восьми недель», — сказал Стивен Голдштейн, владелец Bencraft Hatters в Бруклине, Нью-Йорк. «Что отличает Borsalino от почти всех других компаний, так это то, что они начинают с самого начала и производят свои собственные войлочные тела, и они могут контролировать качество и жесткость с самого начала».
Bencraft — крупнейший розничный торговец Борсалино в мире.Гольдштейн сказал, что он продает «довольно много тысяч» каждый год, многие из которых дарят мальчику после того, как его призвали к Торе.
«Когда мальчику исполняется 13 лет и ему делают бар-мицву, это шаг к зрелости, и один из ритуалов заключается в том, что он получает новую шляпу, иногда две — одну для будних дней, а другую для субботы. И обычно субботний, если родители могут себе это позволить, это борсалино », — сказал Гольдштейн.
Винтажные тележки для хранения головных уборов на фабрике Borsalino в Алессандрии, Италия.Фото любезно предоставлено Borsalino
.Borsalino считается кадиллаком федор. Харрисон Форд носил его в различных фильмах об Индиане Джонсе, как и Хамфри Богарт в «Касабланке». Так же поступали Эрнест Хемингуэй и Уинстон Черчилль. Совсем недавно его носили знаменитости от Джонни Деппа до Рианны и Мадонны.
Эта особая черная шляпа производится в Алессандрии, Италия, с 1857 года, когда компания была основана Джузеппе Борсалино.
Качество шляпы и тщательный процесс ручной сборки из 52 этапов могут объяснить ее популярность среди блестящих мастеров.Его распространение среди ортодоксальных евреев сложнее.
Раввин Шая Минц, исполнительный вице-президент Kollel Toronto, сравнивает его с бизнесменом, который одевается для важной встречи.
«Это приносит присутствие», — сказал Минц. «Каждый раз, когда мы стоим в молитве, приветствуя нашего создателя и благодарим его за то, что нам даровано, мы не идем на частные встречи такого рода в простой одежде».
еврейских мужчин носят федоры в Сент-Луисе. Фотография RNS: Bill Motchan
.Соблюдающие Тору евреи обычно носят ермолку во время молитвы и почти везде как напоминание о том, что присутствие Бога всегда выше.В Талмуде есть ряд ссылок на эту практику. Теоретически подойдет любая шляпа. Однако у мужчин-евреев, которые носят шляпу Borsalino, также есть обычная ермолка под ней.
Одна из теорий состоит в том, что «Хофец Хаим», трактат по еврейской этике и законам влиятельного белорусского раввина Исраэля Меира Кагана, провозгласил, что во время молитвы следует носить дополнительный головной убор.
Однако в этом тексте не указан тип шляпы. По словам раввина Менахема Тендлера, главного раввина U.Город Шул в Сент-Луисе.
«Идея Финкеля заключалась в том, что если Тора — это руководство для мира, вы должны быть респектабельными и достойными», — сказал Тендлер. «Он установил форму и собрал деньги, чтобы каждый мальчик в его синагоге ходил в костюме, шляпе и галстуке. Они ходили по городу, и люди говорили: «Это успешный человек». Это был образ, который он создал для мальчиков ешивы ».
Тендлер владеет тремя борсалино, которые он носит только для молитв или особых случаев.Он признается, что, надевая его, он ощущает его присутствие.
«Человек, который просыпается и выглядит как шлеппер, начинает относиться к себе как к шлепперу», — сказал Тендлер. «Человек, который просыпается, если вы одеваетесь как миллионер, это имеет большое влияние».
Раввин Менахем Тендлер носит шляпу Borsalino в Сент-Луисе. Фотография RNS: Bill Motchan
.Тендлер сразу заметил, что ношение одного или двух головных уборов не делает человека лучше. Это может быть доказано только его действиями.
«Это не значит, что я лучший еврей, чем кто-либо другой», — сказал он. «Шляпа не делает вас более наблюдательным, и вы не менее наблюдательны, если у вас нет черной шляпы».
На вопрос о популярности шляпы среди ортодоксальных евреев официальный представитель Борсалино Лоренцо Лодиджиани ответил уклончиво.
«Наше единственное убеждение — качество, и мы очень серьезно относимся к важности поддержания нашего производства на высоком уровне для всех людей, которые разделяют с нами эту ценность, независимо от их происхождения, веры или даже религии», — сказал Лодигиани.
По словам Бенкрафта Хаттерса Гольдштейна, нет никаких сомнений в том, что соблюдающие Тору евреи придают ему особое значение.
«В религиозном сообществе существует лояльность к Борсалино», — сказал Гольдштейн. «Это по-прежнему лучшая шляпа, которую делают, и она особенно популярна среди молодого поколения. Это похоже на то, как кроссовки популярны среди маленьких детей по всей стране. Это считается символом статуса, и его легко отличить от всех других головных уборов «.
Добавить в избранные статьи
Штреймел
Штреймел — это меховая шапка, которую носят многие женатые евреи-харедим, особенно (хотя и не исключительно) члены хасидских групп, в Шаббат, еврейские праздники и другие праздничные дни.В Иерусалиме штреймел также носят евреи «Иерушалми» (не хасиды, принадлежащие к первоначальной ашкеназской общине Иерусалима, также известной как Перушим). Штреймель обычно носят только после брака, за исключением некоторых общин Йерушалми, где мальчики носят его с возраста бар-мицвы.
Несмотря на то, что у мужчин-евреев существует строгий религиозный обычай покрывать голову, с точки зрения еврейского закона штреймел не имеет особого религиозного значения по сравнению с другими головными уборами.Однако считается, что ношение двух головных уборов добавляет дополнительных духовных достоинств, а наличие прекрасного мастерства добавляет обычай украшения и чести. Штреймель всегда надевают поверх кипы или ермолки.
Существует много предположений о происхождении штреймеля. Согласно Британской энциклопедии, он татарского происхождения.
Традиционная история гласит, что антисемитский политический деятель однажды издал указ, согласно которому евреи-мужчины должны идентифицироваться в Шаббат по «ношению хвоста» на голове.Хотя указ был попыткой издеваться над евреями, хасидские раввины серьезно отнеслись к этому вопросу в соответствии с общепринятым еврейским законом, гласящим, что Закон страны, в которой живут евреи, должен соблюдаться до тех пор, пока он не препятствует соблюдению евреями. . Они пришли к плану, который соответствовал и даже превышал указ, организовав изготовление шляп, которые носят королевские особы, окруженные кольцом хвостов, тем самым превратив объект преднамеренных насмешек в корону. Кроме того, они установили, что количество хвостов соответствует еврейской нумерологии, символизируя священные намерения владельца.
Ортодоксальные евреи мужского пола могут быть очень консервативными в отношении головных уборов, и некоторые традиционные евреи все еще носят трильби или хомбурги; во Франции треуголки или в цилиндрах Великобритании. Такой головной убор носят в особых случаях (например, в Шаббат), в синагоге или должностными лицами, такими как раввины, и даже там, где неевреи в стране происхождения в основном перестали его носить. Штреймель по конструкции сравним с меховыми шапками, которые носили восточноевропейская и русская знать и королевская семья.Петр Великий носил шляпу, напоминающую штреймель. После неудачной попытки Наполеона завоевать Россию в 1812 году, несмотря на их неприязнь к «Западу», большинство русских приняло западноевропейскую одежду, за исключением евреев, которые носили старый стиль, включая штреймель.
Наиболее часто встречающийся штреймель, который обычно носили хасиды Галиции, Румынии и Венгрии, носили литовские евреи вплоть до 20 века. Он представляет собой большой круглый кусок черного бархата, окруженный мехом.Штраймель рабби Менахема Менделя Шнеерсона (Цемах Цедек) был из белого бархата. Хасиды, происходящие из Конгресса Польши, носят высокий штреймель (часто называемый сподиком). Штреймель Ребе династий Ружиных и Сколе направлен вверх.
По словам раввина Аарона Вертхайма, раввин Пинхас из Кореца (1726–1791) сказал: «Аббревиатура Шаббата звучит так: Штреймел бимком тфилин — штреймел заменяет тфилин». Поскольку ношение специальной одежды в Шаббат является формой освящения, у хасидов Галиции и Венгрии штреймель ассоциируется со святостью Шаббата, короны, подобной той, которую носят королевские особы, которая усиливает и украшает Шаббат.
Есть такие, которые говорят, что носить штреймель — значит носить корону. Если смотреть сверху на голову, кольцо из хвостов обернуто по часовой стрелке по спирали, указывая на то, что духовные силы, вызываемые штреймелем, излучаются таким образом, чтобы призвать Божественное Присутствие, чтобы стать более ощутимым в творении. Арнон даже утверждает, что количество меха, использованного при изготовлении штреймеля, имеет определенное значение. Обычными числами являются 13, 18 и 26, соответствующие тринадцати атрибутам милосердия, числовому значению (гематрия) слова «жизнь» (на иврите: חי) и числовому значению Тетраграмматона.Современный штреймлах может включать большее количество хвостов. По крайней мере, один из мастеров создает штреймелач с 42 хвостами, символизирующими 42-буквенное Божественное Имя.
Штреймель, как правило, изготавливается по индивидуальному заказу для предполагаемого владельца из натурального меха, из кончиков хвостов канадского или русского соболя, каменной куницы, лесной куницы или американской серой лисицы. Штреймель — самый дорогой предмет хасидской одежды, его цена колеблется от 1000 до 5400 долларов США.Можно купить штреймель из синтетического меха, который более распространен в Израиле. Обычно штреймель жениху покупает отец невесты на свадьбу. В настоящее время в Америке принято покупать два штреймеля: более дешевый вариант (продается по цене 800–1500 долларов), называемый regen shtreimel (дождевой штреймел), используемый в случаях, когда дорогой может быть поврежден. В Израиле, в связи с экономическим положением большинства членов хасидской общины этой страны, подавляющее большинство владельцев штреймелей владеют только одним штреймелем.Производителей штреймелей можно найти в Нью-Йорке, Монреале, Бней-Браке и Иерусалиме. Производители штреймелей (штреймел машерс на идиш) держат свою профессию в строжайшей тайне.
Штреймель можно носить только вместе с другими предметами одежды, входящими в «Субботнюю одежду». Его никогда не носят с повседневной одеждой. Хотя официальных правил относительно того, когда следует носить штреймель, нет, обычно его надевают в следующих случаях:
- Шаббат
- Праздники, включая Рош а-Шана, Йом Киппур, Суккот, Симхат Тора, Шмини Ацерет, Пурим, Песах, Шавуот
- (Чол ХаМоед) Пасхи и Суккот
- Вечера после окончания вышеупомянутых дней
- На собственной свадьбе, на свадьбе членов семьи или членов семьи Ребе
- В течение семи дни после свадьбы или свадьбы близкого члена семьи (шева брахот)
- На брит-миле
Некоторые хасидские Ребе носят штреймель в тех случаях, когда их хасиды этого не делают, например, при зажигании Ханукальной меноры или при проведении тиш в Ту би-Шват и Лаг Ба-Омер, тогда как другие ребе могут носить кольпик в этих случаях, а третьи просто носят свои будничные шляпы .
Шляпы и ермолки: наглядное пособие по головным уборам у ортодоксальных евреев
Хотя мы ранее обсуждали , почему мужчин ортодоксальных евреев носят ермолки (кипы) и почему многие также носят шляпы, не все шляпы и ермолки выглядят одинаково, и различия во внешнем виде могут озадачить посторонних (и, откровенно говоря, даже православных). Евреи в других группах!) Воспользуйтесь нашим удобным наглядным руководством, чтобы разобраться в головных уборах ортодоксальных евреев.Этот пост, посвященный различным сообществам, описанным ниже, также может быть полезен. (Примечание редактора: мы уверены, что не все вписываются в рамки, которые мы описываем ниже, и что кто-то не согласится с тем, что мы сказали (эй, мы евреи!), Но мы сделали все возможное, чтобы объяснить эти различия так, как мы их понимаем. Если у вас есть другая точка зрения, не стесняйтесь добавлять свою точку зрения в комментариях ниже.)
Щепка Fedora Hat
Эти шляпы являются стандартом как в ешиве, так и в общинах Любавичей.Сглаженные, прижатые вниз поля (некоторые описывают это как «раздавленный» вид) типичны для любавичей, которые также часто в любом возрасте склонны носить длинные бороды. Более короткие и прямые поля рядом с более короткой бородой часто могут указывать на то, что владелец фетровой шляпы принадлежит к иешивистскому сообществу или правому православному сообществу. (Но современные православные мужчины, которые носят черные шляпы, носят их только в субботу).
Шляпа Trilby
Традиционно сделанные из кроличьего меха, эти шляпы когда-то сильно отождествлялись с Фрэнком Синатрой, инспектором Клузо и Леонардом Коэном (на фото).Хотя некоторые сочетают эти шляпы с «балебатским» иешивистским сообществом, они стали популярнее за последние несколько лет и являются новой шляпой «в» среди мальчиков бар-мицвы в сообществе ешивиш, а некоторые в хипстерских любавичских или хасидских сообществах.
Шляпы без защемленияКашкет
Как популяризировали Фейвел в «Американский хвост » и Тевье в Скрипач на крыше , эта фетровая кепка когда-то была опорой для религиозных еврейских мужчин, но потеряла популярность.Фетровая шапка, которую носят в основном хасидские дети в Шаббат, представляет собой более стилизованный вариант шапки «газетчика». Хотя до Второй мировой войны они были популярны среди взрослых, сейчас они доступны в основном молодым людям.
Шапки Biber
Хасидские евреи носят шляпы по будням (Шаббат, Праздники и свадьбы для Штреймелей). Шапки Бибер (Бобры) могут быть гладкими или текстурированными, высокими или плоскими (плоские — стиль, который носит Сатмар). Этот стиль считается «плоским стилем» для повседневной одежды хасидов, в отличие от стиля хойче / высокого стиля, который предпочитают многие ветви хасидов.
Hoiche Hat
Эту корону хойче (высокая) в будний день носят в основном евреи-хасиды из разных дворов, но ее также могут носить Рош-ешива в мирах хеймише и ешивиш. Подобно шляпам Biber, описанным выше, они могут иметь более фетровую или пушистую текстуру, причем войлок может быть более преобладающим.
Меховые шапкиШтреймел
Эти стереотипно хасидские шляпы носят женатые мужчины в Шаббат, праздники и другие праздничные дни, такие как свадьбы и второстепенные фестивали.В некоторых общинах их носят мальчики из возраста бар-мицвы, а также некоторые евреи-литвиши в Иерусалиме, которых называют иерушалмимами. Евреи-хасиды переняли этот стиль у знати в своих родных странах в Галиции, Венгрии и Польше
Сподик
Высокая меховая шапка, которую носили польские евреи-хасиды, они даже выше Штреймелей. Иногда кажется более естественным, чем стилизованные штреймели, которые более округлые, шире и короче. Согласно Википедии, сподики носят хасидские группы, в том числе Александр, Амшинов, Ашлаг, Гур, Коцк, Люблин, Модзиц, Озров-Хензин и Радзин.
Ярмулы / КипыЯрмулка черный бархат
Этот распространенный головной убор может варьироваться от креативного (раскрашенный или вышитый, как у маленьких детей), большого размера (как у раввинов и хасидов) и других. Стандарт в сообществе харедим, они также носят некоторые современные ортодоксальные и ортодоксальные центристы. (Замшевые ермолки также распространены среди современных и ортодоксальных евреев-центристов).Школьники харедим иногда носят бархат темно-синего, серого, коричневого, бордового и зеленого цветов.
Ярмолка вязаная разноцветная
Эти современные ортодоксальные скобы или скобы Дати Леуми обычно связаны крючком в узор, но могут также включать фразы, логотипы команд или быть просто черными (знак общины чардалов в Израиле или центристов в Америке). В то время как тканевые кипы сейчас являются стандартом как для харедим, так и для современных сообществ, ткани варьируются от красочного бархата до мешковины и вельвета.
Bucharian Yarmulke
Эти негабаритные черные кипы очень структурированы (почти как шляпа для пилотов) и часто имеют красочную вышивку с цветочными или ботаническими узорами. Их носят сефарды / бухарцы, а также современные православные общины. Иногда их носят и дети из загородных Любавичей, и раввины из других еврейских течений.
Бресловская Кипа / Йерушалми
Эти белые вязаные или связанные крючком кипы иногда бывают просто белыми и круглыми (как, например, у евреев Йерушалми-Хасидиш и Дати Леуми в Шаббат), тогда как бресловские хасиды носят их более остроумно, как у этих детей.Бахрома сверху визуально приближает их к стилю Na Nach, учитывая их общие бресловские корни.
Na Nach Yarmulke
В то время как евреи-хасиды Бреслова известны тем, что носят полностью белые вязаные кипы, Na Nach Breslovers носят кипы с вышитой надписью «Na Nach Nachman MeUman». Это основано на письме, полученном бресловерским раввином Исроэлем Бер Одессером, в котором появилась загадочная каббалистическая фраза. Это стало песнопением и мантрой для группы, которую они популяризировали на всем, от наклеек на бамперы до таких кип.
Носят ли евреи-реформисты кипот?
Вопрос: Я заметил, что все больше мужчин и женщин покрывают голову во время молитвенных служб? Я думал, что евреи-реформисты не носили кипу ?
Ответ: кипа на иврите, также известная как ермолка на идише, — это головной убор. Иудаизм зародился на Востоке, где покрывать голову — это знак уважения к другим людям и к Богу.Во времена Талмуда покрывание головы было признаком благочестия среди евреев, но не считалось таким «требованием», как в традиционном иудаизме в наши дни. Хотя иудаизм распространился через диаспору на Запад, где непокрытая голова является знаком уважения, в иудаизме сохраняется обычай покрывать голову как знак уважения к Богу. Рамбам (также называемый Маймонидом, 12, -й, век н.э.) объясняет в своей работе Мишне Тора, Хилкот Де’от , что «покрывать голову — это еврейский способ показать благоговение, и в местах, где неевреи не покрывают свои головы, мы должны покрывать наши головы как способ идентификации.”
В ортодоксальном иудаизме мужчины обычно всегда носят vpf или шляпу. Когда реформистский иудаизм переместился на берега этого континента, многие отказались от своих vpf, пытаясь приобщиться к американскому образу жизни, дистанцируясь от более традиционных практик. Однако за последние несколько десятилетий многие евреи-реформисты вернулись к обычаю покрывать голову для поклонения, а некоторые даже во время учебы и еды. Учитывая акцент на эгалитаризме в реформистском иудаизме, все больше и больше женщин также соблюдают обычай носить головной убор.
Киппот может быть изготовлен из самых разных материалов и узоров. В Израиле стиль vpf kippah часто рассматривается как отражение политических или религиозных предпочтений. В Северной Америке размер, стиль и форма также часто указывают на религиозные склонности владельца, но сегодня есть отличные много плавности, и многие носят стиль, который им просто нравится.
Ношение кипы может быть особым способом связи с Богом, и в нашем собрании мы поощряем, но не требуем, ношение vpf в знак уважения к Богу и утверждения еврейской гордости.
* лама , на иврите слово «почему»
Почему у мужчин-хасидов-евреев кудри на бок?
авторство изображения: «Еврей — Никита Козин из проекта Noun Project».
Ультраортодоксальные евреи известны необычным способом прически. Основная характеристика, которая часто привлекает любопытство, — это боковых завитков , которые у мужчин есть по бокам головы.Эта статья расскажет больше о правилах и обычаях прически хасидских евреев.
Почему у ультраортодоксальных мужчин кудри на бок?Боковые скрутки называются «Пайо». Вот объяснение: еврейское правило гласит, что мужчина не должен стричь или стричь волосы в определенной области лица. Границы этой запретной зоны находятся на каждой стороне лица — примерно между серединой уха и глазом, ниже кости, которая проходит через них горизонтально.Многие ортодоксальные евреи просто не стригут бакенбарды выше этой линии. Другие евреи, в первую очередь хасиды, продолжают эту традицию. Здесь вообще не стригут и не стригут волосы. Скорее, они позволяют ему расти бесконечно. В результате получаются длинные боковые изгибы, которые заметно расширяются вниз.
Ad
Первое изображение: вид кости, которая устанавливает запретную границу, называемую скуловым отростком височной кости. Второе изображение: молодой человек с длинными боковыми завитками.Вы можете увидеть, где они расположены на лице.
Атрибуция первого изображения. Изображение обрезано.
Кость, очерчивающая запретную границу, называется скуловым отростком височной кости. Согласно еврейскому закону, вы не можете стричь, обрезать или сбривать волосы выше этой кости. Не все евреи единодушны в вопросе: что делать на ниже этой кости. Вот различные возможности:
— Многие религиозные евреи будут полностью стричь или сбривать волосы ниже этой линии.Так что у них просто будут довольно типичные бакенбарды, которые не будут выделяться и не привлекать особого внимания.
— Есть и те, кто держит волосы здесь длиннее, за чертой — так что это открыто видно — но они подстригают или стригут их время от времени.
— Наконец, большинство самых строгих ультраортодоксальных евреев-хасидов никогда не стригут волосы ниже линии. Поэтому у них есть заметные, ярко выраженные пучки волос, которые здесь выступают.
Во-первых, православный мужчина подстригает бакенбарды.Еще есть хасид с очень длинными необрезанными боками. Это два крайних подхода к правилу пайо.
Причина правил бокового изгиба
Причина, по которой ультраортодоксальные мужчины придерживаются правил прически и кудряшек, заключается в следующем: исходная основа — библейское писание, которое гласит, что мужчина не должен «загибать угол головы». Авторитетные ученые-талмудисты определили, что смысл этого отрывка состоит в том, что должно быть ограничение на стрижку волос.Затем ученые приступили к детальному определению этих ограничений бокового изгиба. Поскольку детали не были подробно изложены в самой Библии, у ученых была дискуссия — включая дебаты и незначительные разногласия — о точных параметрах правила. Это одна из возможных причин того, почему существуют различия в том, насколько строго соблюдаются ограничения среди разных групп евреев. Так же обычно работают иудейские законы в целом — всего лишь одно библейское писание было проанализировано многими мудрецами, и они определяют обширные, подробные руководящие принципы и правила.
Что касается причины, лежащей в основе правила прически — причины, по которой Священные Писания диктуют это ограничение — обычно нет четко известной причины. Принято считать, что это заповедь, для которой Б-г не объяснил. Б-г просто наставил его, и ожидается, что набожные евреи будут его придерживаться.
В целом, многие из 613 иудейских заповедей основаны на логике или практичности (например, мытье рук перед едой), в то время как другие заповеди продиктованы без объяснения причин, и ожидается, что прихожанин будет следовать, не подвергая сомнению это.
Ad
Стили бокового наклона Payos
Есть множество способов ношения локонов пайо. Вот самые распространенные:
— Скрученные локоны свободно свисающие. Это самый бросающийся в глаза стиль, привлекающий любопытство. Пайо обернуты по кругу и свисают с головы владельца. Обычная длина будет около 3-5 дюймов в свернутом состоянии. Если бы они были полностью вытянуты, они были бы длиннее. Волосы можно сделать локонами разными способами.Один из способов — нанести гель для волос, а затем с помощью кисти закрутить волосы в локоны. Другой возможный способ — обернуть волосы палкой или карандашом.
— Свободно свешивается, но не скручивается и не скручивается. Волосы просто естественно свешиваются. Эти боковые вставки пайо могут быть тонкими и узкими или могут быть толстыми и густыми.
— Обернут за ухом. Боковые завитки пайо обернуты за ухом пользователя и поэтому менее заметны. Одна из причин, по которой это можно сделать, — сделать их менее заметными.Это также может быть удобно, если вы проводите деятельность, когда волосы пайо могут мешать.
Эти разные стили ношения боковых завитков payos не основаны конкретно на Священных Писаниях. Это просто модные образы, которые, вероятно, эволюционировали по разным причинам, включая практичность и удобство.
Сначала идет еврейский мужчина с замотанными за уши пайо. Еще есть хасид с пайо, которые свободно свисают, но не свернуты.
Бороды
Известно, что многие ортодоксальные евреи носят бороду. Причина появления бороды в следующем: есть правила, как мужчина может сбрить волосы на лице. Большинство ортодоксальных евреев не будут использовать бритву для бритья — вместо этого они будут использовать электрическое бритвенное устройство. Другие евреи-хасиды идут дальше и вообще не бреются. Они открыто заявляют, что выходят за рамки минимальных требований правил.
В отличие от правил, касающихся волос для женщин, которые применяются только после замужества, правила в отношении мужской бороды применяются сразу же, когда у подростка начинают расти волосы на лице.
Шапки и головные уборы
мужчин-ортодоксов известны тем, что носят головные уборы или головные уборы. Есть несколько разных головных уборов, которые они могут использовать. Самый простой называется «ермолка» или «кипа». Хасидская ермолка обычно изготавливается из бархата и покрывает голову лишь частично. У наблюдательного еврея это всегда будет на голове. Это важное правило, и его цель — постоянно напоминать себе, что Б-г выше его на небесах. С любой другой шляпой, которую носит ультраортодокс, он все равно будет носить ермолку под ней.
Мужчины-хасиды-евреи также часто носят головные уборы. Существует множество разновидностей, хотя все они обычно черного цвета. Шляпа — это европейская еврейская традиция носить во время молитвы, и многие мужчины идут дальше и носят ее все время. Основная шляпа, которую носят в будние дни, обычно напоминает шляпу-федору или котелок. В субботу и праздничные дни надевают более причудливую шляпу, сделанную из бархата или меха. Эта величественная шляпа известна на идише как «штреймел». Молодой человек при женитьбе начинает носить штреймель.Некоторые меховые штреймели могут стоить 1000 долларов и более.
Мужчина слева одет в ермолку, двое подростков в обычных шляпах, а мужчина в центре одет в штреймель.
Ad
Одежда мужская
Ультраортодоксальные мужчины и мальчики обычно покрыты всем телом, хотя для женщин правила скромности строже. Одежда в основном черная, с небольшим количеством белого цвета. Основа обычаев одежды следующая: она считалась официальной или респектабельной одеждой в Восточной Европе еще во времена, когда там жили евреи-хасиды (1700-е, 1800-е и начало 1900-х годов).
Обычно мужчина носит некоторые / все из следующих вещей:
— Длинный пиджак или сюртук. Мы скоро расскажем о куртках.
— Особая четырехугольная белая или желтая одежда, называемая «цицис». Возможно, отсюда свисают белые веревочки.
— Белая формальная рубашка на пуговицах.
— Носки подтягивали икры. Иногда они белого цвета.
— Бело-желтая молитвенная шаль, обернутая через спину и / или голову. Если мужчина носит эту шаль, вероятно, он идет на молитву или изучение Талмуда.В этом случае он также может носить мягкий квадратный пластиковый футляр, в котором хранятся его молитвенные филактерии (называемые «тфилин»).
«Цитизис», упомянутый выше, — это еще один случай, когда люди выходят за рамки фактических требований, потому что первоначальное правило цицит применяется только к одежде, имеющей 4 угла. Такой предмет одежды должен иметь специальную бахрому, привязанную к каждому углу (завязки обычно белого цвета). Одежда, у которой нет 4 отчетливых углов, не требует завязок.Поэтому, если ни на одной из ваших вещей нет четырех углов, вам не нужно следовать этому правилу. Однако большинство ультраортодоксальных мужчин намеренно носят специальную одежду с четырьмя углами, которая была сделана исключительно для этой цели. Эту одежду носят под рубашкой или курткой, а завязки расстегнуты, чтобы свисать и быть видимыми. Причина цицис в том, что носителю будет напоминать Б-га всякий раз, когда он увидит струны.
Этот мужчина носит цицис поверх рубашки.Обратите внимание на то, что у предмета одежды отчетливые углы, и к каждому углу прикреплены завязки.
Куртки мужские
Обычно поверх рубашки хасид носит строгий пиджак или сюртук. Все куртки обычно длинные (доходят до колен или ниже) черного цвета. В будние дни есть базовая куртка «Рекел». Для субботы и праздников есть более интересный вариант, который называется «Бекешех». На бекешах могут быть основные формы или узоры.Детальный узор на бекешах может указывать на более высокий статус благочестия человека, носящего его. Многие куртки крепятся специальным ремнем под названием «Gartel». Гортель узкая и длинная, возможно, несколько раз обвивается вокруг тела, а затем завязывается узлом.
Часто под мужской курткой он носит строгий жилет (например, жилет, который является частью костюма-тройки). Под жилеткой будет Цицис. Под цицис будет рубашка на пуговицах. Таким образом, мужчина-хасид-еврей может носить 4 слоя на туловище и, возможно, даже 5-й слой молитвенной шали.Эти слои носят круглый год, даже летом.
Первое изображение: молодой человек с обнаженными струнными цицитами. Второе изображение: пара мужчин-хасидов в куртках бекешех. У человека справа на талии пояс из канделябра, который несколько раз обвивает вокруг его тела.
Ad
Откуда пришли евреи-хасиды?
Хотя еврейской религии более 4000 лет и она берет свое начало на Ближнем Востоке, ультраортодоксальная хасидская культура зародилась всего около 250 лет назад — в Восточной Европе.Было введено новое движение, в котором упор делался на физическую активность (например, танцы), а не на изучение текста (например, чтение талмудических книг). Это движение имело ярко выраженный братский характер — участники образовывали чрезвычайно сплоченные общины, сосредоточенные вокруг великого лидера раввина (известного как «Ребе»). Движение пережило притеснения, массовую эмиграцию и Холокост и сейчас расположено в основном в США и Израиле. Однако принадлежность к хасидской еврейской общине зависит от города или города, в котором их семьи жили в Европе.Существуют десятки сект, соответствующих разным местам происхождения. Например, одна из крупнейших сект — «Сатмар» — названа в честь города Сату-Маре в Румынии. Другая секта, которая происходит из Вены, называется «Вена». Хотя практически никто из членов секты до сих пор не живет в этих городах, секты сохраняют свою принадлежность к этим городам происхождения.
Понимание мужской внешности хасидов-евреев
Большая часть ультраортодоксальной культуры и правил кажутся необычными в сегодняшнем западном обществе.Однако в прошлом это было не так. Эти комплекты одежды и обычаи раньше меньше отличались от окружающих людей. Фактически, основная мужская одежда хасидов, вероятно, , основанная на первоначально стиле окружающей нееврейской общины.
Одежда хасидской мужской одежды в значительной степени основана на Восточной Европе 1700-х или 1800-х годов. Их одежда тогда не была бы такой разной. Кроме того, толстые слои, которые они носят, могли быть более подходящими для более холодного климата Польши, России, Украины и т. Д.где они жили.
Язык, на котором говорят евреи-хасиды — идиш — основан в основном на немецком.
Бороды, цилиндры или пиджаки также не были чем-то необычным в прошлом. До недавнего времени в США и Европе почти все мужчины носили шляпы и куртки.
Одним из примеров того, как мужская одежда хасидских евреев не так сильно отличается от публичной моды прошлого, является: США 1800-х годов. Сюртуки и цилиндры были обычным явлением среди формальных мужчин. Бороды были обычным явлением. И у многих мужчин даже были библейские имена, которые имеют сходство с еврейскими именами.Примером этого является Авраам Линкольн — на многих изображениях он изображен в длинном сюртуке и с бородой. На следующем изображении он даже одет в жилет и белую рубашку на пуговицах, которые также носят хасидские мужчины.
Существует явное сходство между официальной одеждой, которую носили во времена Авраама Линкольна, и одеждой, которую носили мужчины-хасиды-евреи.
Более того, шляпы-федоры и бороды стали обычным явлением среди космополитических «хипстеров» в последние годы.Это говорит о том, что хасидские наряды, возможно, не были такими непримиримо разными, как могло показаться. Все, что потребовалось, — это сдвиг в тенденции общественной моды, чтобы основные аспекты внешности хасидских евреев больше не считались «диковинными» или старомодными, а стали считаться авангардными или «крутыми».
На первом снимке изображен космополитический «хипстер» в модной бороде и шляпе-федоре. На втором изображении изображен набожный еврей-хасид.
Атрибуция 1-го изображения: Лечебные факторы. Изображение обрезано. Атрибуция 2-го изображения: Рая Шарбейн. Изображение обрезано.
Ad
.