Как называется головной убор у католиков
Как называется шапочка кардинала
Шапка — получить на Академике активный купон HolySkin или выгодно шапка купить по низкой цене на распродаже в HolySkin
Виды головных уборов — Википедия
БАРРЕТ — ИЛИ БАРЕТ франц. barrette, средневеков. лат. barretum, от франц. birrus, верхнее платье. Красная кардинальская шапка. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. БАРРЕТ Словарь иностранных слов русского языка
БАРЕТ — БАРРЕТ ИЛИ БАРЕТ франц. barrette, средневеков. лат. barretum, от франц. birrus, верхнее платье. Красная кардинальская шапка. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. Словарь иностранных слов русского языка
баррет — а, м. barrette f., нем. Barett
Как называется шапка у евреев на голове
«Стоит Егорка в красной ермолке», помните детскую загадку про гриб подосиновик? А что же это за шапочка такая?
Ермолка – шапка богопослушных евреев. Так это название произносится на идише, а на иврите оно звучит как «кипа». Ударение может встречаться как на первый слог — в Израиле, так и на второй слог – у евреев в России.
Традиционная еврейская шапка
Ермолка – мужской головной убор, традиционный для еврейского народа, — маленькая лёгкая шапочка, закрывающая макушку, плотно прилегающая к голове, круглой формы без полей и околыша. Может быть выполнена из ткани или связана из ниток.
Символизирует скромность, благочестие, смирение и преданность Богу.
Происхождение
Знатоки лингвистики наверняка отметят созвучия слова «ермолка», как называют головной убор в языках разных народов. Вероятнее всего, оно произошло от тюркского ягмурлук, что означает «дождевик».
Чуть позже оно было заимствовано славянами. В древнерусском есть слово емурлукъ того же значения. В польском jarmulka означает «шляпа».
Евреи приводят два варианта происхождения названия ермолки. Словосочетание йарэ малка – в переводе «трепет перед Царём», под Царём понимается Бог. Или йерэ ме-элока, буквально с иврита – «боящийся Бога».
Справка! «Кипа» переводится как «купол» или «защита». Во французском и итальянском языках тоже есть слова с подобным значением и близким звучанием – calotte (фр.), calotta (итал.).
В магазинах еврейской одежды на полках представлен большой ассортимент ермолок, которые различаются:
- по размерам;
- по цвету не только верха, но и подкладки;
- по материалу – бархатные, шелковые;
- по фасону – четырех-, шести- и восьмиклинные;
- по форме – остроконечные и плоские;
- по отделке – гладкие, расшитые, вязаные, отороченные мехом или с кисточкой, помпончиком на макушке.
Многообразие видов обусловлено традициями общины, к которой принадлежит обладатель кипы. Так что поистине свояк свояка видит — у евреев по головному убору — издалека.
Как носили раньше и носят в наше время
Если христиане мужчины, заходя в храм, снимают шапки, показывая этим благоговение перед Богом, то евреи, наоборот, носят кипу в знак особого почитания Всевышнего.Её носят в храме, за молитвой и изучением Торы (иудейского религиозного Закона, Пятикнижия Моисея), во время еды, в знак траура по умершим, в честь праздника совершеннолетия (бар-мицва). Ортодоксы кипу почти не снимают.Ермолку надевают как самостоятельный головной убор, и оставляют под другим национальным головным убором – шляпой или меховой шапкой.Удерживается столь маленькая шапочка на голове при помощи специальной заколки-прищепки.Ортодоксальные евреи предпочитают носить шляпы, современные либеральные ортодоксы выбирают маленькие вязаные кипы.Справка! Маленькую круглую шапочку любят не только евреи. В России ходить в ермолке позволяли себе аристократы. Наравне с халатом и шлафроком (свободным пиджаком из мягкой ткани) она считалась домашней одеждой знатных господ. Папа Римский на официальных мероприятиях тоже носит белый головной убор, похожий на кипу. Это традиционная шапочка католических священников, которую те надевают сразу после принятия сана. Кардинал Ришелье имел право носить шапочку красного цвета, чёрный цвет означает принадлежность к аббатству.Ермолка – маленькая круглая шапочка присутствует, как атрибут учёной степени, на портретах известных академиков. Профессора наук старой гвардии носят её по сей день.А когда в советской киноленте появляется персонаж из солнечной Грузии, то он щеголяет в кепке-аэродроме, если это городской житель. Пастухи в горных селениях появлялись на экране в небольшой войлочной шапочке серого цвета с отделкой из тесьмы, которая очень напоминает ермолку
Источник: https://kolosvet.ru/kak-nazivaetsja/1177-kak-nazyvaetsja-shapochka-kardinala
Интересные факты о головных уборах
01.08.2017
История знает множество интересных событий и фактов, связанных с разными головными уборами. Мы сделали подборку из тех, что показались нам наиболее занятными и познавательными.
Откуда взялся миф о безумных шляпниках
Безумный шляпник — это не просто обаятельный персонаж, созданный воображением Льюиса Кэрролла. Мастерам, занимавшимся изготовлением головных уборов в XIX веке, когда жил и творил писатель, приходилось подолгу контактировать со ртутью. Действие ее паров губительно для психики человека и сопровождается нарушением памяти, спутанной речью и прочими симптомами расстройства головного мозга.
Налог на шляпы
В конце XVIII британское правительство придумало оригинальный способ взимания налогов с населения. При каждой покупке мужского головного убора в казну выплачивался взнос. Чем больше модных шапок мог позволить себе денди, тем больше денег он отдавал в пользу государства.
Что значит «прийти к шапочному разбору»?
Испокон веков на Руси мужчины, приходя в церковь, снимали головные уборы. Раньше их принято было класть при входе и забирать после службы. Поэтому те, кто опаздывал, приходили к шапочному разбору, что означает слишком поздно, когда основные события уже закончились.
Самая известная любительница головных уборов в мире
Кто же это может быть? Конечно, английская королева! Елизавета II накопила столько оригинальных шапок и шляпок, что было принято решение открыть для них специальный музей. По слухам, коллекция каждый месяц пополняется моделями, надоевшими королевской особе.
Шляпка за 2,7 млн долларов
Этот аксессуар называется «шляпка любви» и входит в топ самых дорогих головных уборов в мире. На его создание модельера Луи Мариетта вдохновила прогулка по полю колокольчиков. Шляпка изготовлена из платины и украшена бриллиантами и аметистами. Несмотря на астрономическую стоимость, желающих приобрести диковинку немало. Но увы, головной убор не продается.
Как появилась академическая шапочка
Этот четырехугольный головной убор с кисточкой ассоциируется у нас с окончанием университета. Первые высшие учебные заведения в Европе открывались при монастырях. Их учащиеся одевались в том же стиле, что и духовенства. Так что академическая шапочка — не что иное, как вариация на тему биретты, традиционного головного убора католических священников.
Символ Дикого Запада
Знаменитая ковбойская шляпа была изобретена в 1865 году Джоном Стетсоном. Она называлась «Хозяин равнин». Сейчас она вызывает стойкие ассоциации с эпохой Дикого Запада и придает образу особый колорит. Что характерно, дизайн этого головного убора дошел до нас в своем первозданном виде — современные ковбойские шляпы почти ничем не отличаются от своих далеких предков.
Откуда взялись бейсболки
Еще один культовый головной убор сегодня является неотъемлемым атрибутом не только бейсболистов. Он уже давно перекочевал в повседневный гардероб рядовых граждан — даже тех, кто к спорту не имеет никакого отношения. Его история началась в 1954 году. Компания New Era запустила в продажу серию бейсболок, и они мгновенно обрели бешеную популярность.
Где родина панамы
Мы имеем в виду не детские головные уборы из советских лет, а панамы в их традиционном понимании. Изобрели их в Эквадоре, а не в Панаме, как можно было бы подумать. Просто в Европу и Северную Америку они попадали в XIX веке через Панаму в числе других товаров из Южной Америки.
Почему дело в шляпе
Еще одно расхожее выражение, связанное с головным убором. Есть несколько версий его происхождения. Согласно первой, в далекие времена гонцы, доставлявшие важные документы, которые называли «делами», зашивали послания в подкладки шляп. Носить их в сумке было небезопасно — они легко бы стали добычей грабителей.
Еще одно интересное объяснение: просители клали чиновникам, занимавшимся разбором их дел, «благодарность» в шляпы, чтобы обеспечить себе лояльность государственного служащего.
Так и появилась эта фраза, означающая, что благополучный исход дела предрешен.
Казалось бы, обычный предмет одежды, но какая богатая биография!
Источник: https://tricot-shop.ru/news/interesnye-fakty-o-golovnyh-uborah/
Почему облачение кардинала католической церкви красного цвета
Кардинал — высшее (после Папы) духовное лицо Римско-католической церкви. По-латински: Cardinalis sanctæ romanæ Ecclesiæ (Кардинал Святой Римской Церкви). История кардиналов восходит к семи древним диаконам, избранным апостолами и поставленным заботиться о малоимущих христианах.
Красный цвет одежд кардиналов символизирует верность их папе и готовность защищать престол ценою крови.
При Римском епископе долгое время сохранялась традиция избирать семерых привилегированных архидиаконов, которые вскоре сосредоточили в своих руках огромную финансово-административную и даже духовную власть, так как подчинялись только папе, причём, папы сами часто зависели от своих ближайших и могущественных подчинённых (архидиаконов), которых стали почтительно называть кардиналами.
Титул кардинала архидиаконы не утрачивали даже тогда, когда их повышали по службе, рукополагая во пресвитеры и во епископы. Позже, все кардиналы стали возводиться во епископское достоинство, но при этом они получают двойной (параллельный) духовный сан.
То есть, те католические епископы, которые носят титул кардинала, в какой бы части света они не возглавляли свои епархии, обязательно приписаны к одному из приходских храмов города Рима в качестве простого священника или даже диакона.
Традиционной одеждой всех клириков, а также поставленных служителей, является сутана – разрезное платье с застёжками до пола. Цвет сутаны кардинала красного цвета.
Кардинал носит поверх сутаны широкий полотняный пояс красного цвета, конец которого свисает вниз.
Кардинальская шапка — один из главных символов облачения кардиналов Римско-католической Церкви. Впервые красная шапка была дарована кардиналам папой римским Иннокентием IV в 1245 году. Красный цвет символизирует готовность пролить её носителя кровь за веру и за Церковь.
Первоначально, только шапка символизировала присвоение человеку сана кардинала, однако впоследствии всё облачение кардиналов стало красным и кардиналов стали называть пурпуроносцы. Изречения «дать кардинальскую шапку» или «получить кардинальскую шапку» означали возвести в достоинство кардинала.
Исторически существует три вида кардинальских шапок
Галеро — самая древняя, плоская, красная шляпа с широкими полями, с которых по сторонам свисают по 15 кисточек. Галеро является геральдическим отличием сана кардинала. Также называются Галерами (множественное число) иные подобные знаки на гербах церковных сановников.
После долгих споров с германским императором папа римский Иннокентий IV бежал в Лион. На Рождество 1245 года во время Первого Лионского собора папа римский назначил 13 новых кардиналов вручивши им впервые новые красные шапки.
Галеро происходит от простой шляпы паломников с широкими полями. В церковной геральдике оно используется с разным числом кисточек и в разных цветах.
Первое время папа римский давал галеро кардиналам при их праздничном назначении. После смерти галеро висит на могиле кардинала пока тело не превратилось в прах. Это служит напоминанием о бренности земного жития.
Биретта — появилась приблизительно в XV-XVI веках. Сегодня она является главным символом кардинальского облачения. Представляет собой четырёхугольную шапку с тремя или четырьмя гребнями наверху, увенчанными помпоном посередине.
Обычно католическая биретта бывает чёрного цвета. Кардинал имеет право носить красную беретту без помпона. Особенности формы и отдельные детали биретты варьируются в зависимости от регионов и времени года.
Священники носили биретту как вне богослужений, так и во время определённых моментов литургии.
Дзуккетто — небольшая камилавка красного цвета, повседневный головной убор кардиналов. Традиционный головной убор клира Римско-католической церкви, а также клира Англиканской церкви. Возник вследствие практической необходимости, а именно для того чтобы содержать тонзуру представителей клира в тепле в зачастую холодных, сырых помещениях церквей.
Продолжил существование, как традиционный головной убор. Состоит из восьми сегментов, сшитых вместе с маленьким хвостиком сверху. Внешне практически идентичен традиционному еврейскому головному убору кипа.
Все члены Римско-католической церкви, посвященные в духовный сан, обязаны носить пилеолус (дзукетто). Цвет пилеолуса определяется рангом его владельца. Пилеолус папы римского белого цвета, кардинала — красный или алый, епископов, территориальных аббатов и территориальных прелатов — фиолетовый, священники и дьяконы носят пилеолус чёрного цвета.
https://youtube.com/watch?v=gJUAr0lb0HU
До Второго Ватиканского Собора католическое облачение отличалось большой пышностью, после его окончания пышность заметно сократилась, но среди католиков-традиционалистов сохраняются пышные литургические облачения.
Литургическое облачение кардинала
Сутана (фр. soutane, итал. sottana — юбка, ряса), верхняя длинная одежда католического духовенства, носимая вне богослужения. Застёгивается на пуговицы по центру. По давней традиции пуговиц 33 — по числу земных лет Христа, и на рукавах ещё 5 пуговиц — в знак пяти ран Иисуса. Цвет сутаны зависит от иерархического положения священнослужителя. У кардинала красного цвета.
Ещё одной разновидностью сутаны является дзимарра (итал. zimarra) — основное повседневное облачение католических епископов. Сутана с пришитой накидкой на плечи. Бывает только черного цвета — с красной окантовкой у кардиналов, и фиолетовой (малиновой) — у епископов. В обиходе дзимарра может быть заменена рубашкой с римским воротником и чёрным либо тёмно-серым светским костюмом.
Кардинал в сутане надевает амикт, покрывающий плечи и шею. Возлагая Амикт, он произносит: «Возложи, о Господь, шлем спасения на голову мою, дабы мог я противостоять нападениям диавола». (Амикт — (лат. amicire — «покрывать») — деталь литургического облачения в виде прямоугольника из белой льняной ткани с вышитым крестом в центре и двумя завязками на верхних углах. Амикт покрывает шею и ворот клирика. Размеры амикта — 60 на 80 см.
Поверх сутаны и амикта кардинал надевает альбу, говоря при этом: «Обели меня, О Господь, и очисть сердце моё; дабы, обелённый в Крови Агнца, мог я заслужить награду вечную». (Альба (лат. аlba — «белая») — длинное белое литургическое одеяние католических и лютеранских священников, препоясанное веревкой.
Ношение альбы обязательно для клирика, совершающего литургию. Изготовляется из тонкой льняной, хлопковой или шерстяной ткани. Происходит от древнеримской длинной рубашки, носимой под туникой.
Альбу священник препоясывает вервием. При этом произносится: «Препояшь меня, о Господь, вервием чистоты, и погаси в сердце моём пламя вожделения, дабы добродетели воздержания и целомудрия пребывали во мне».
На левую руку священник надевает манипул, молясь следующим образом: «Да удостоюсь я, о Господь, нести сноп слёз и скорбей, дабы мог я с радостью обрести награду за труды мои».
Манипул — (лат. manipulus — пучок сена) деталь литургического облачения католического священника. Полоса ткани около метра в длину и 5-10 см в ширину с вышитым по центру крестом. Надевается на левую руку во время мессы. Крепится при помощи завязок либо булавок. Изготовляется из шёлка.
Ношение манипула допустимо клириками не ниже иподиакона. Епископ облачается в манипул перед молитвой Confiteor (лат. Исповедую) в алтаре. Прочие священнослужители надевают манипул перед литургией.
На шею священник надевает столу. Молитва при этом такова: «Возроди во мне, о Господь, бессмертие моё, которое утратил я через грех моих прародителей и, пусть недостоен я приблизиться к Твоим Священным Таинствам, всё же дозволь мне заслужить радость вечную».
Стола — элемент литургического облачения католического (и лютеранского) клирика. Шелковая лента 5-10 см в ширину и около 2 метров в длину с нашитыми на концах и в середине крестами. Носится поверх альбы, под далматикой или казулой.
Цвет варьируется в зависимости от времени церковного года. Епископ и священник надевает столу на шею таким образом, чтобы концы её спускались до колен на одном уровне.
Поверх столы надевается казула. При этом совершается моление: «О Господь, рекший «Иго Моё сладко, и бремя Моё легко», даруй мне нести их так, дабы заслужить милость Твою».
Казула — (лат. casula — «плащ») — элемент литургического облачения католического клирика. Главное литургическое облачение епископа и священника. Расшитая риза, схожая с далматикой, но без рукавов. Надевается поверх альбы и столы. Цвет варьируется в зависимости от праздника.
Существуют два покроя казулы: романский и готический. Романский покрой предусматривает использование жёсткой ткани. Казула в этом случае покрывает тело клирика спереди и сзади, оставляя открытыми бока и шею. На казуле вышиваются крест и инициалы Спасителя — IHS («Иисус — Спаситель человека»).
Казула готического покроя покрывает тело клирика со всех сторон и имеет небольшие вырезы для рук и шеи. Спереди и сзади нашивается орнат — полоса с вышитыми крестами. II Ватиканский собор практически отменил использование романского покроя и предписал изготовление готической казулы из лёгких тканей.
Митра, в латинском обряде католической церкви — принадлежность богослужебного литургического облачения высшего католического клира: епископов, архиепископов, митрополитов, кардиналов и папы римского.
Пояс, иначе фашья — (лат. fascia) — деталь облачения католического клирика. Кардинал носит красный муаровый пояс. Носится поверх сутаны или дзимарры.
Моццетта (итал. mozzetta) — короткая накидка с капюшоном, которая охватывает плечи и застегивается на груди. Она является частью церковного облачения. Моццетта обыкновенно имела маленький капюшон сзади, но это было упразднено Папой Римским Павлом VI.
Цвет моццетты, которая всегда носится с рясой и иногда с другими церковными облачениями, представляет иерархический сан человека, носящего её. Кардиналы носят алую моццетту.
Источник: https://krasnyj-cvet.ru/krasnoe-katolicheskoe-i-liturgicheskoe-oblachenie-kardinalov.html
Еврейская шапочка (56 фото)
Особое место в еврейской культуре занимают традиционные головные уборы евреев. После звезды Давида они, вероятно, являются одним из самых узнаваемых символов еврейской идентичности. Некоторые из них носят только во время поклонения, некоторые из них носят всегда, а некоторые имеют различные виды использования в зависимости от контекста или богослужения.
Одной из весомых причин постоянно носить головные уборы, стала адаптация к климатическим условиям. Еврейские шляпы имеют большое разнообразие форм, однако при этом, они несут на себе мощь и твердость традиций еврейского народа.
Цель и особенности ношения
Кипа с иврита переводится как купол или полушар. У евреев популярно также другое ее название, а именно ермолка. Как утверждают ученые, данное название произошло от фразы «йерей малка». Она дословно переводится как «боящийся Бога».
Еврейский головной убор представляет собой не просто элемент национального костюма. Он обладает более глубоким значением. Он означает поклонение Всевышнему, осознание его мудрости.
Есть теория, согласно которой впервые на голове еврея появилась шапка накануне возникновения Храма Соломона. Она использовалась с целью предотвращения солнечного удара. Правда, также существует мнение, что таким образом люди опускали голову и скрывали лицо от гнева Господнего.
Женщинам носить кипы всегда запрещалось. Женский головной убор несколько иной. Он называется тюрбан. Также им допускалось использовать еврейские шляпы.
Ортодоксальные иудеи носят ермолку на постоянной основе. Консерваторы надевают ее лишь в синагоге во время трапезы. Реформистские евреи используют кипу лишь на праздники и в случае траура.
Что такое штетл?
Штетл — это небольшое полугородское поселение в Восточной Европе, преимущественно с еврейским населением. Нам с вами штетл известен, скорее всего, как еврейское местечко, это понятие стало своеобразным синонимом традиционного образа жизни восточноевропейского еврея. Жизнь штетла подчиняется еврейским религиозным законам. Это значит, что в субботу штетл замирает. Там обязательно есть развитая еврейская инфраструктура: синагога, хедер (школа для еврейских мальчиков), миква (бассейн для ритуального омовения) и так далее. Там есть раввин, есть шохет — это резник, который занимается ритуальным убоем скота, там обязательно есть кошерная лавка. В штетле нет пахотной земли — там не занимаются сельским хозяйством, есть небольшие приусадебные участки и можно держать скотину.
Местечко Броды. Литография Карла Ауэра. 1830-е годыWikimedia Commons
Многие известные еврейские фамилии происходят от названия еврейских местечек. Например, Бродский — из местечка Броды, Сатановский — из местечка Сатанов, и так далее.
Само слово «штетл» происходит от немецкого корня Stadt, что значит «город», и к нему прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс на идише — «л» или «ле», — получаем буквально «городок». То же самое значит и слово «местечко» — оно происходит от славянского корня «место», «място», что значит «город», и к нему также прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс — получается «городок».
Местечки были практически стерты с лица земли событиями середины ХХ века, Второй мировой войной. Какие-то местечки остались как небольшие городки или поселки городского типа.
Причины различий в головных уборах
Шапочки подразделяются на виды не только с учетом их внешнего вида, но и согласно общинным канонам. Иудейская тюбетейка может многое поведать о своем владельце. Например, по ней можно узнать, какую религию он исповедует. Сейчас кипы представлены в различной палитре оттенков, могут обладать различным покроем и фасоном.
Обусловлены отличия во внешнем виде головных уборов особой историей самого еврейского народа. На протяжении продолжительного периода у них не было единого государства. Соответственно, в каждой из общин были созданы собственные правила. Не миновали они и еврейские головные уборы. Именно по кипе различали религиозные группы.
Священное значение праздника Песах
Пасху отмечают в честь величайшего события в жизни израильтян – вывода еврейского народа из египетского плена, который был осуществлен великим Моисеем (по-еврейски Моше). Жил этот без преувеличения легендарный человек в XIII веке до нашей эры.
Биография Моисея сама по себе заслуживает отдельной статьи. Если сказать коротко, то родился он от обычной бедной еврейской женщины в те времена, когда евреи почти 400 лет находились в рабстве у египтян. Опасаясь за то, что маленького мальчика убьют, мать положила его в плетеную корзину и отправила по Нилу.
На счастье Моисея заметила дочь египетского фараона. Вот и получилось, что мальчик, который должен был стать обычным евреем, вырос при дворе, как вельможа со всеми полагающимися почестями. Но знатное окружение не испортило кроткий нрав Моисея.
Однажды он увидел, как египтянин до смерти забивал еврея. Для Моше это стало чрезвычайно неприятным открытием. В порыве праведного гнева он убил угнетателя. Но, разумеется, продолжать свою прежнюю жизнь после этого события уже не мог.
А еще спустя несколько лет этот человек стал авторитетным вождем еврейского народа. Миссия Моше состояла в том, чтобы вывести израильтян из египетского рабства.
Интересно, что Бог, помогая иудеям, наслал на египтян 10 казней – всевозможных проклятий на весь народ. Однако только после 10 казни, когда Бог убил всех первенцев угнетателей, фараон сдался.
Кстати говоря, эта казнь случилась ночью, поэтому Господь повелел всем евреям заколоть ягненка и смазать его кровью косяки дверей. И когда он отправился карать египтян, то прошел мимо всех домов иудеев. А жилища угнетателей – погубил.
Именно после этого события Моисей и вывел евреев из рабства. Бегство их было долгим и полным опасностей, но сам факт освобождения считается своеобразной точкой отсчета, судьбоносным моментом иудейской истории. Теперь народ стал свободен и мог уверенно смотреть в свое светлое, независимое будущее.
Разнообразие кип
Сейчас шапочка иудея представлена в разных вариациях. Изделия отличаются друг от друга материалом, формой, размером, а также декором и покроем. Среди основных разновидностей при этом можно выделить следующие:
- шесктиклинка. Основа изготавливается из бархата. Для создания подкладки применяется полиэстер. Нередко край обрабатывается с помощью каймы;
- четырехклинка. Изготавливается по такому же принципу, что и шестиклинка, но в данном случае клиньев всего четыре. Иногда вместо бархата при пошиве используется замша;
- цветная. Шьется из бархата. Как правило, носится детьми;
- бресловская. Головной убор евреев вяжется из белоснежных толстых ниток и украшается мантрой. Вышивка может быть черной и синей;
- хабад-любавич мешихит. При пошиве применяется терилиновая материя черного цвета. В качестве украшения выступает мессианский девиз;
- териленовая. Визуально схожа с бархатной, но шапочка на голове более комфортна и обладает меньшим весом;
- бухарская. Обладает более внушительным размером, чем все остальные разновидности, украшается с помощью вышивки;
- сатиновая. Такие головные уборы выбирают реформаторские и консервативные иудеи.
Выбираются еврейские шляпы с учетом принадлежности к определенной этнической группе, конфессии, а также уровня религиозности. Подбирать кипу исходя из личных предпочтений нельзя.
Галерея
- Даниэль на витраже, Аугсбург, Германия, первая половина XII-го века.
- Средневековые итальянские евреи. Фото Митчелла Барда (Mitchell Bard) с сайта Jewish Virtual Library.
- Германская икона XII-го века, изображающая св. Марию со св. Иоакимом, на котором еврейская шляпа.
- Изображение с герба Юденбурга, Австрия.
- На картине 1882 года «Вальдемар Аттердаг требует выкуп с Висбю в 1361 г.» Карла Густава Хеллквиста (1851—1890) изображён еврейский купец в еврейской шляпе (справа).
- Адальберт Пражский обличает евреев, торгующих христианскими рабами, перед Болеславом II, герцогом Богемии. Рельеф с двери дворца в Гнезно (Польша).
- Собрание французских раввинов XIII века.
Палитра оттенков
Все ермолки можно разделить на праздничные и те, которые предназначены для ежедневной носки. Особо привлекательно при этом смотрятся изделия, выполненные из белоснежного сатина или бежевой атласной ткани. В качестве украшений на них выступает звезда Давида. Вышивка при этом выполняется с помощью серебряных или золотых нитей. Декором могут выступать полосы различных цветов.
Яркие шапочки принято носить в праздники. Например, в день достижения совершеннолетия.
В последнее время особую популярность обретают камуфляжные головные уборы. Пересечение при этом с армейской тематикой нельзя назвать случайностью. Сейчас начинается активное обсуждение службы в армии религиозных иудеев.
Особо изысканно смотрится штраймала. Такую шапочку отделывают с помощью лисьего или соболиного меха.
Универсальным же вариантом считается черная кипа. Чаще всего ее носят не религиозные евреи.
Традиционные черты разных религиозных направлений
Ортодоксальные евреи считают постоянное ношение ермолки обязательным. Консерваторы ограничиваются синагогой и временем приема пищи. У хасидов кипу закрывает меховая шапка. Иудеи-реформисты не считают наличие на голове еврея шляпы необходимым. Нерелигиозные люди надевают ее во время траура, празднования совершеннолетия. При служениях богу в синагоге такой головной убор обязателен.
У ашкеназских евреев кипа имеет четыре или шесть клиньев (отсюда название: четырех-, шестиклинка). При этом все они темных цветов, чаще – черного. У сефардов ермолка не так скромна: она имеет вышивку, орнамент и может быть яркого оформления. Евреи-хасидисты поверх кипы надевают шляпы. Их ермолка чаще белого цвета, что обозначает знакомство с каббалой. Хабадники предпочитают черные шестиклинные модели. Сионисты носят сругу (шапочку из вязаного полотна), а те, кто старательно изучают каббалу – вайсе ярмулку (проще говоря, белую кипу). Для хасида праздничным головным убором является штраймл, выполненный из черного бархата, имеющий украшение из меха соболя либо чернобурки.
Считается, что по религиозным соображениям мальчики начинают носить кипы с 13 лет, однако сегодня часто можно увидеть младших детей с этим атрибутом на голове. Для них приобретается специальная маленькая кипа. Дети литваков носят шестикленные кепки – вариант, чем-то похожий на каскет.
В эллинистическом мире еврею, ведущему утреннюю молитву, разрешалось находиться с непокрытой головой. Было обычным делом, когда значительные раввины накидывали на голову еврейский платок. В средние века для демонстрации своей благочестивости они крепили к голове кипу (это предписывалось Шулхан арухом).
Такая тенденция сохранилась до настоящего времени: в процессе чтения молитвы на евреях находится ермолка. «Мишна брура» отмечает, что покрытая голова – это заповедь Торы, поэтому рекомендует даже спать в кипе.
Вязаная сруга сионистов
Ермолка с орнаментом и вышивкой для сефардов
Кипа ашкеназских евреев
Белая кипа под шляпу для хасидистов
Черная шестиклинка хабадников
Для детей
Еврейский платок
Форма и особенности кроя
Ермолки могут обладать самыми разнообразными размерами. Встречаются как большие, так и средние, совсем маленькие варианты. Их могут не только шить, но и вязать. Зачастую при их изготовлении применяется цельный лоскут материи и особый крой, при котором подразумевается наличие выточек. Также головные уборы могут шить из отдельных лоскутков и клинышков. В завершение работы их оснащают по периметру манжетой. Визуально она оказывается незаметной.
По форме ермолки можно разделить не несколько видов:
- восьмиклинные;
- четырехклинные;
- шестиклинные;
- плокие;
- остроконечные.
Ортодоксы, например, отлают предпочтение вязаным, маленьким шапочкам. Среди хасидов, относящихся к группе консерваторов, востребованы изделия, покрывающие больше половины головы. Как правило, они также отличаются кроем, нередко плоские, оснащенные каймой.
Есть также совсем миниатюрные модели, которые известны под названием кипат-груш. Они могут попросту затеряться в волосах, но при этом отлично видны на выбритой голове.
Примечания
- Hagen, «Minnesinger, » ii. 258—260, 536—538; Grätz, l.c. vi. 234
- «Mansi Concilia, » xxii. 1055 et seq.; Grätz, «Geschichte» 3d ed., vii. 16
- Grätz, l.c. ix. 339; Berliner, «Geschichte der Juden in Rom, » ii. 5
- Pope: in the Bull Cum nimis absurdum. Lithuania, JE:»Yellow badge».
- Françoise Piponnier and Perrine Mane; Dress in the Middle Ages
; p. 138, Yale UP, 1997; ISBN 0-300-06906-5. Seals from Norman Roth, op cit. Also Schreckenburg p. 15 & passim. - Piponnier & Mane, op & page cit.
- Fehér, J. (1967). Magyar Középkori Inkvizicio. Buesnos Aires, Argentina: Editorial Transilvania.
- «Vessillo Israelitico, » 1903, р. 310
- Jewish Encyclopedia
- Например, в иллюстрациях к Золотой Агаде
из Дармштадта, около 1300 г. - Schreckenburg:125-196. Английский экземпляр 12-го века в музее Гетти
- Lipton, 16-19, 17 quoted
- Meyer Schapiro, Selected Papers, volume 3, Late Antique, Early Christian and Mediaeval Art
, pp. 380-86, 1980, Chatto & Windus, London, ISBN 0-7011-2514-4; Lipton, 16-17 - Lipton, 18; изображение на фолио 25c венского ONB Codex 1179 Bible moralisée
. - Lipton, 19; ONB Codex 1179, f. 181a
- Saurma no. 4386
Правила ношения
Если ермолка шилась по классической технологии, она обладает весьма внушительном весом и в дополнительной фиксации не нуждается. Кипа будет сама собой держаться на голове. Раввины же рекомендуют надевать головной убор перед зеркалом. Такие действия следует выполнять до того момента, пока кипа не будет сидеть на макушке максимально прочно.
Также есть еще одно убеждение. Если в течение всей ночи шапочка не спадет с головы, значит, ее размер подобран идеально. Правда, зачастую изготовленные из легкой материи шапки не могут надежно зафиксироваться на волосах и попросту слетают. В таких ситуациях принято использоваться заколки.
Особый интерес вызывает фиксация шапки на идеально выбритой голове. При обычном надевании она может слетать. В таком случае ее фиксируют с помощью двухстороннего скотча или же изготовленной из силикона резинки.
Дети, которые много проводят времени на улице и проявляют максимальную активность, поверх шапочки надевают бейсболку. Таким образом ермолка оказывается надежно зафиксирована и отпадает необходимость в применении заколок.
Звездные примеры
Многие звезды с мировой известностью имеют еврейские корни. В числе таковых: Хариссон Форд, Дэвид Бэкхэм, Ричард Гир, Майкл Дуглас. Большинство из них гордится своим происхождением, уважительно относятся к традициям, но не придерживаются рекомендаций Торы. Изредка удается увидеть на звездных мужчинах ермолку.
Пейсы у евреев — дань традициям. Мужчины с таким элементом прически выглядят индивидуально и броско, становясь заметными на «безликом» фоне в европейской массовке. Вариант применим иудеями, не встречается среди представителей других народов мира.
Ускорить рост волос помогут народные средства:
- березовый деготь;
- яблочный уксус;
- творог;
- рыбий жир;
- огурец;
- корица;
- имбирь.
Какие еще национальные еврейские головные уборы существуют
Иудейская шапка является далеко не единственным головным убором среди евреев. Поверх нее может надеваться каскет, дашек или черная еврейская шляпа. Вариаций подобных изделий насчитывается не менее тридцати. Например, хасидские ребе могут использовать колпик, который изготавливается из коричневого меха.
Среди потомственных иудеев Йерушалми классической является еврейская шляпа плуш. Она также известна под названием фликер-теллер, что переводится, как летающая тарелка. Характерными ее особенностями считаются довольно низкие тулья, не превышающие десяти сантиметров, а также широкие поля. Нередко при их пошиве используется велюр, визуально схожий с коротким черным мехом. Подобными характеристиками также обладает самет.
Также отдельного внимания заслуживают киппоты. Это обычная шляпа, которую принято в определенных диаспорах носить в религиозных соображениях. Тюбетейка идиш представляет собой войлочный или сатиновый колпачок, оснащенный подкладкой из хлопка. Среди мужчин популярны не только кипы, но и шляпы, а также меховые шапки.
Замужние дамы покрывают голову платком. Волосы у них считаются продолжением тела и созерцать эту красоту можно исключительно мужу. Также в качестве головного убора может использоваться шейтель. Это парик, изготовленный из волос.
Кипу нельзя назвать обычной шапочкой, благодаря которой ее владелец выделяется из общей массы. Она является своеобразным символом, указывающим на скромность, смирение и преклонение перед Богом. Головной убор также демонстрирует принадлежность к той или иной общине, указывает на происхождение мужчины.
Другие национальные прически, которые характерны для определенных стран или религий
- Дредлоки или дреды. Характерны для народов Северной и Западной Африки, семитских народов в Передней Азии и для других индоевропейских групп;
- Традиционные английские прически отличаются особой аккуратностью и сдержанностью. Самая классическая прическа- гладкий ровный пробор и низкий пучок из волос;
- Корейские девушки до сих пор отдают дань наследию предков и украшают свои волосы шиньонами, косами, сложным орнаментом и массивными заколками, собирающими невероятное наслоение локонов на голове;
- Самыми сложными прическами славится Япония. Традиции диктуют носить прически из нескольких элементов: пучки, валики, подушечки, гребешки, косы, цветы, шпильки, а иногда даже парики. Все это может присутствовать сразу в одной прическе.
Мир прекрасен в своем разнообразии. Различные национальности, языки и культурные традиции создают пестрое полотно, которое не только интересно изучать, но и окунуться в другое восприятие мира крайне полезно. И каждый на этом полотне найдет кого-то свое по убеждениям.
Нравятся ли вам японские прически?
ДаНет
Как ермолка держится на голове?
Сила тяжести плохой помощник для лёгкой шапочки: традиционные модели из тяжёлых тканей теперь носят нечасто. Выручить могут заколки. Либо – популярный способ ношения ермолок под шляпами.
Не ищущим лёгких путей рекомендуют подбирать кипу строго по размеру и даже советуют проспать в ней ночь (если удержалась на положенном месте, значит, с размером не промахнулись), что наводит на мысли о живом чувстве юмора. Как и ответы самих евреев на вопрос, что делать лысому еврею. Их три:
- позаимствовать у жены силиконовую резинку от чулка;
- купить клей или двусторонний скотч;
- поднять упавшую кипу, спрятать в карман и надеть кепку.
Жвачка с изолентой, или На чем держится кипа Беннета?
Новый премьер-министр Израиля — вероятно, первый, кто приклеил к голове комок жевательной резинки прямо перед публичным мероприятием.
Нафтали Беннет, вступивший в должность на этой неделе, стал первым премьер-министром в истории страны, который регулярно носит кипу, еврейский ритуальный головной убор (иногда называемый ермолкой). В отличие от своих светских предшественников, он идентифицирует себя как религиозный сионист, что требует от мужчины покрывать голову.
А еще он лысый. Это затрудняет удержание маленького вязаного кружка на макушке его головы. Традиционные методы закрепления кипы — заколки для волос — Беннету не подходят. И все же кипа на его макушке как-то держится. Она всегда там, на его голове, а иногда и на тонком слое волос, которые окружают его лысину.
Выступая в 2013 году, когда он только избрался в кнессет, в юмористическом ток-шоу, Беннет сказал, что кипа держится на его голове благодаря закону гравитации, но иногда на помощь приходит скотч. Но однажды, вспомнил он, ему пришлось произносить речь на открытом ветру, и он обнаружил, что у него закончился скотч. Тогда он взял кусок жевательной резинки и приклеил им кипу к голове.
Беннет с Ширли Пинто, первым глухим депутатом, во время приведения кнессета к присяге. 16 июня 2021 г.
Беннет не пользуется обычным скотчем. Он выбирает продукт, изобретенный в 2013 году Хаимом Левиным, 65-летним водителем автобуса из Тель-Авива. Изделие под названием Kipa Keeper, изготавливается из многоразовой гипоаллергенной двусторонней медицинской ленты, которая позволяет кипе прилипать даже к безволосой голове. Оно продается в упаковках по 40 штук и стоит 40 шекелей, около 12,50 долл., включая доставку. Левин отказался сказать, сколько своей ленты он продает ежегодно.
С изобретателем Хаимом Левиным
«Был Йом Кипур, когда все в синагоге кланялись до земли и падали ниц, и я заметил, что у 20-30% прихожан кипы упали на пол, — рассказал Левин, сам лысый, JTA. — Я понял, что мне нужно придумать идею, чтобы кипа оставалась на голове».
Левин не помнит точно, когда Беннет начал использовать его изобретение (источник, близкий к премьер-министру подтвердил, что тот покупает его), но говорит, что он связался с будущим израильским лидером в надежде увеличить продажи. Они сфотографировались вместе в кабинете Беннета в 2015 году, когда тот был министром экономики. Левин сказал, что в последний раз Беннетт заказывал его изобретение полторы недели назад. «Многие даже называют мою ленту “стикерами Беннета”», — признается Левин.
В Израиле, где тот или иной фасон кипы часто означает религиозную и политическую принадлежность, личный стиль Беннетта — маленькая вязаная кипа — демонстрирует, что он религиозный сионист. Напротив, черная бархатная кипа идентифицировала бы его как хареди, в то время как более крупная вязаная или плетеная кипа, которая могла бы с большей устойчивостью держаться на лысой голове, пользуется популярностью у поселенцев, которые, как правило, более религиозны и националистичны. Маленькая же кипа Беннета, сдвинутая на затылок, говорит о том, что он принадлежит к более либерально-модернистскому крылу современной ортодоксии.
Независимо от того, как Беннет ее носит, кипа является важным индикатором его мировоззрения, а также символическим сдвигом в израильской политике и общественной жизни.
В первые десятилетия существования еврейского государства правящая элита состояла из светских социалистов из партии Давида Бен-Гуриона «Мапай», предшественницы сегодняшней «Аводы».
Религиозные евреи — наряду с репатриантами из стран Востока и израильскими арабами — как правило, к власти не допускались. Ситуация начала меняться в 1977 году, когда правая партия «Ликуд» во главе с Менахемом Бегином мобилизовала коалицию консерваторов и религиозных и ближневосточных евреев, чтобы завоевать власть.Премьер-министр Беннет выступает перед кнессетом. 13 июня 2021 г.
С тех пор религиозные сионисты (которые, как правило, являются современными ортодоксами) в значительной степени отождествляют себя с политическими правыми, которые чаще всего находились у власти в Израиле в последние 45 лет. Израильские харедим исторически не идентифицировали себя как сионисты, но в последние годы также тяготеют к правым. Нетаньяху, как и его предшественники, надевает кипу на некоторых церемониях и в религиозных местах, но не носит ее постоянно.
Когда Беннетт пришел в политику в 2012 году, он встал у руля религиозной сионистской партии «Еврейский дом» и стремился расширить ее программу чтобы привлечь внимание не только ортодоксальных израильтян.
С тех пор он пытался позиционировать себя как выразителя интересов евреев всех типов религиозности, несмотря на то, что он преследовал правые цели как внутри страны, так и с точки зрения поселенческой политики. В своем посте в Facebook в 2019 году Беннетт определил свою личную религиозную практику как «израильско-еврейскую».
«Израильско-еврейское может означать религиозное, традиционное, светское, харедимно-националистическое или просто харедимное, — писал он. — Израильтяне не судят друг друга по тому, насколько строго они соблюдают заповеди. Израильтяне любят и принимают каждого еврея».
Свой личный уровень религиозности Беннет охарактеризовал в том же духе. Он родился в неортодоксальной семье и стал соблюдающим по собственной воле. Его жена Гилат была светской, когда они встретились, и он сказал, что ее тянуло к религиозному иудаизму в те годы, когда они жили в Нью-Йорке.
Нафтали и Гилат Беннеты в кнессете
Сегодня он постоянно носит кипу и соблюдает заповеди. Тем не менее он написал, что его семья идет на те же небольшие компромиссы, что и многие религиозные и светские пары в Израиле.
В то время как они соблюдают кашрут и шаббат дома, родители его жены приезжают к ним в субботу, что запрещено еврейским законом. И когда они едят в доме его родственников, они заранее не проверяют, насколько строго кошерна кухня.
Политики-харедим часто обвиняют Беннета в том, что он якобы публично выдает себя за религиозного еврея, не являясь таковым в действительности. Но источник, близкий к Беннетту, сказал, что премьер-министр видит в своем личном примере мост к преодолению культурного и религиозного раскола в Израиле.
Беннетт считает, что «по крайней мере теоретически, вязаная кипа является и должна быть серединой, — сказал источник. — У него была очень твердая вера в то, что значит быть религиозным, и поэтому его не пугало, когда люди пытались обойти его с фланга как нерелигиозного».
Хаим Левин гордится тем, что Беннетт является его клиентом. И хотя он сказал, что не может поделиться копией самой последней квитанции премьер-министра об оплате, он заверил, что тот заплатил полную цену.
90 000 евреев в Германии предупредили о рисках ношения кипы в общественных местах | JudaismУполномоченный правительства Германии по антисемитизму предложил евреям не всегда носить традиционную кипу на публике после всплеска антиеврейских нападок.
«Я не могу советовать евреям носить кипу везде и всегда в Германии», — сказал Феликс Кляйн в интервью, опубликованном в субботу региональной пресс-группой Funke. Эти замечания были раскритикованы президентом Израиля как проявление «капитуляции» перед антисемитизмом.
Вынося предупреждение, Клейн сказал, что он «увы, передумал по сравнению с предыдущим».
Антисемитские нападения растут в ряде европейских стран, а опрос евреев по всему Европейскому союзу, проведенный в декабре, показал, что 89% евреев считают, что антисемитизм усилился в их стране за последнее десятилетие, в то время как 85% считают, это будет серьезной проблемой.
Количество преступлений на почве антисемитизма в Германии в прошлом году выросло на 20%, согласно данным министерства внутренних дел, которое обвиняет крайне правых в девяти из десяти случаев. Было совершено 62 насильственных антисемитских нападения по сравнению с 37 в 2017 году. Во Франции также наблюдался всплеск насильственных инцидентов.
Кляйн, чей пост был создан в прошлом году, назвал «отмену запретов и грубость, которая растет в обществе» факторами роста антисемитизма.
«Интернет и социальные сети в значительной степени способствовали этому, но также и постоянные атаки на нашу культуру памяти».
И он предложил, чтобы полиция, учителя и юристы были лучше обучены распознавать «четко определенное» неприемлемое поведение и «что разрешено, а что нет».
Президент Израиля Реувен Ривлин заявил в воскресенье, что высказывания Кляйна «шокировали» его, и, высоко оценив «приверженность правительства Германии еврейской общине», обвинил его в уступках тем, кто преследует евреев.
«Опасения по поводу безопасности немецких евреев — это капитуляция перед антисемитизмом и признание того, что евреям опять же небезопасно на немецкой земле», — сказал Ривлин. «Мы никогда не подчинимся, никогда не опустим взгляд и никогда не отреагируем на антисемитизм пораженчеством — и ожидаем и требуем, чтобы наши союзники действовали таким же образом».
Посол США в Германии Ричард Гренелл также раскритиковал совет Кляйна. Он написал в Твиттере: «Верно как раз наоборот. Носи свою кипу. Наденьте кипу вашего друга. Возьмите кипу и носите ее для наших еврейских соседей. Объясните людям, что мы — разнообразное общество».
Президент Центрального совета евреев Германии приветствовал тот факт, что правительство признало серьезность положения. «В течение некоторого времени евреи в некоторых городах потенциально подвергали себя опасности, если их видели как евреев», — сказал Йозеф Шустер информационному агентству AFP.
Повышение популярности крайне правых партий в ряде европейских стран за последние несколько лет привело к тому, что антисемитская и другая экстремистская риторика, которая ранее была свойственна маргиналам, все больше и больше появлялась в мейнстриме. В Германии приход в парламент ультраправой АдГ, лидеры которой открыто ставят под сомнение культуру искупления зверств Второй мировой войны, способствовал изменению атмосферы.
В Венгрии националистическое правительство Виктора Орбана неоднократно обвиняли в антисемитизме, особенно в его кампаниях против финансиста и филантропа Джорджа Сороса, венгерского еврея по происхождению. Орбан всегда отрицал обвинения и указывал, что в целом евреи, живущие в Венгрии, чувствуют себя в безопасности, в отличие от многих, живущих в Западной Европе. Он также критиковал Западную Европу за прием беженцев и мигрантов из мусульманских стран, утверждая, что они приносят с собой антисемитизм.
Кляйн признал, что прибытие более миллиона лиц, ищущих убежище, многие из мусульманских стран, таких как Сирия, Афганистан или Ирак, повлияло на ситуацию в Германии. По его словам, на некоторых повлиял просмотр определенных телевизионных каналов, «которые транслируют ужасный образ Израиля и евреев».
Однако он подчеркнул, что в подавляющем большинстве антисемитских преступлений виноваты ультраправые.
«Антисемитизм был всегда. Но я думаю, что в последнее время он снова стал более громким, агрессивным и вопиющим», — заявила в недавнем интервью главный берлинский юридический эксперт по антисемитизму Клаудия Ванони, добавив, что проблема «глубоко укоренилась» в немецком обществе.
Она также сказала, что распространение онлайн-платформ, которые позволяют людям без ограничений выражать экстремистские взгляды, прячась за экранами, способствовало росту числа случаев.
Министр юстиции Катарина Барли заявила газете Handelsblatt, что повышение «позорно для нашей страны», но добавила, что полиция проявляет «бдительность».
Сабина Лойтхойзер-Шарренбергер, бывший министр юстиции, сказала: «Необходимо сделать все, чтобы евреи могли жить своей религией, не подвергаясь опасности и опираясь на верховенство закона».
Для мужчин-ортодоксальных евреев шляпа, известная как борсалино, стоит выше
(RNS) — Церемония бар-мицвы и бат-мицвы обычно сопровождается пышным празднованием и обвалом подарков. Но многие 13-летние еврейские мальчики жаждут только одного предмета: шляпы.
Ортодоксальные еврейские мальчики и мужчины предпочитают головной убор, особенно стильную черную итальянскую шляпу-федору, известную как борсалино. У него hoiche (высокая корона на идише), заметно широкие поля и ценник в 325 долларов. Отчасти это связано с его уникальной конструкцией. Это не шляпа массового производства.
«Это очень сложный процесс, и на изготовление одной шляпы уходит около восьми недель, — сказал Стивен Гольдштейн, владелец Bencraft Hatters в Бруклине, Нью-Йорк. «Что отличает Borsalino от практически всех других компаний, так это то, что они начинают с самого начала и производят свои собственные войлочные тела, и они могут с самого начала контролировать качество и жесткость».
Bencraft — крупнейший в мире продавец Борсалино. Гольдштейн сказал, что он продает «несколько тысяч» каждый год, многие из которых дарят мальчику после того, как его призвали к Торе.
«Когда мальчику исполняется 13 лет и он проходит бар-мицву, это шаг к мужественности, и один из ритуалов заключается в том, что он получает новую шляпу, иногда две — одну для будней и другую для субботы. И обычно шаббат, если родители могут себе это позволить, это борсалино», — сказал Гольдштейн.
Старинные тележки для хранения шляп на фабрике Борсалино в Алессандрии, Италия. Фото любезно предоставлено Borsalino
Borsalino считается Кадиллаком среди федор. Харрисон Форд носил его в различных фильмах об Индиане Джонсе, как и Хамфри Богарт в «Касабланке». Как и Эрнест Хемингуэй и Уинстон Черчилль. Совсем недавно его носили знаменитости от Джонни Деппа до Рианны и Мадонны.
Эта особенная черная шляпа производится в Алессандрии, Италия, с 1857 года, когда компания была основана Джузеппе Борсалино.
Качество шляпы и тщательный 52-этапный процесс ручной сборки могут объяснить ее популярность среди элиты. Его господство среди ортодоксальных евреев более сложное.
Раввин Шайя Минц, исполнительный вице-президент Коллеля Торонто, сравнивает это с одеванием бизнесмена для важной встречи.
«Это приносит присутствие», — сказал Минц. «Всякий раз, когда мы стоим в молитве, когда мы приветствуем нашего создателя и благодарим его за то, что нам было дано, мы не идем на частное собрание такого рода в штатском».
Мужчины-евреи носят фетровые шляпы в Сент-Луисе. Фото RNS Билла Мотчана
Соблюдающие Тору евреи обычно носят кипу во время молитвы и почти везде в качестве напоминания о том, что Божье присутствие всегда наверху. В Талмуде есть ряд ссылок на эту практику. Теоретически подойдет любая шляпа. Однако у мужчин-евреев, которые носят фетровую шляпу Borsalino, также есть обычная ермолка под ней.
Одна из теорий состоит в том, что «Хофец Хаим», трактат о еврейской этике и законах, написанный влиятельным белорусским раввином Исраэлем Меиром Каганом, провозгласил, что во время молитвы надлежит носить дополнительный головной убор.
Однако в этом тексте не указан тип шляпы. Практика ношения причудливых шляп восходит к середине 1800-х годов и к Носсону Цви Финкелю, восточноевропейскому ортодоксальному еврейскому учителю, у которого было много бедных молодых людей в качестве учеников, по словам раввина Менахема Тендлера, главного раввина U. City Shul в Святой Луи.
«Финкель считал, что если Тора — руководство для мира, то нужно быть респектабельным, достойным», — сказал Тендлер. «Он ввел униформу и собрал деньги, чтобы каждый мальчик в его синагоге ходил в костюме, шляпе и галстуке. Они гуляли по городу, и люди говорили: «Это успешный человек». Это был образ, который он создал для мальчиков из ешивы».
У Тендлера есть три борсалино, которые он носит только для молитвы или особых случаев. Он признается, что когда надевает его, то чувствует его присутствие.
«Человек, который просыпается и выглядит как шлеппер, начинает вести себя как шлеппер», — сказал Тендлер. «Человек, который просыпается, если одевается как миллионер, имеет большое влияние».
Раввин Менахем Тендлер в шляпе Borsalino в Сент-Луисе. RNS photo by Bill Motchan
Тендлер тут же заметил, что ношение одного или двух головных уборов не делает человека лучше. Доказать это можно только его действиями.
«Это не значит, что я лучший еврей, чем кто-либо другой», — сказал он. «Шляпа не делает вас более наблюдательным, и вы не станете менее наблюдательным, если у вас нет черной шляпы».
На вопрос о популярности шляпы среди ортодоксальных евреев официальный представитель Борсалино Лоренцо Лодиджани ответил уклончиво.
«Мы верим только в качество, и мы очень серьезно относимся к важности поддержания нашего производства на высоком уровне для всех людей, которые разделяют эту ценность с нами, независимо от их происхождения, убеждений или даже религии», — сказал Лодигиани.
Нет никаких сомнений в том, что соблюдающие Тору евреи придают этому особое значение, по словам Гольдштейна из Bencraft Hatters.
«В религиозном сообществе лояльность существует к Борсалино», — сказал Гольдштейн. «Это по-прежнему лучшая из производимых шляп, особенно популярная у молодого поколения. Это похоже на то, как кроссовки популярны среди маленьких детей по всей стране. Это считается символом статуса, и его легко отличить от всех других головных уборов».
Таксономия еврейской шляпы
Изображение Мартины Староста
Фримет Голдбергер 03 февраля 2015 г.
Под прикрытием от Jewish Daily Forward на Vimeo.
Если вы увидите, как мой муж и сын идут по улице, вы сразу поймете, что они ортодоксальные евреи — потому что на них маленькие круглые матерчатые шапочки, более известные как ермолки. Подобно шейтелю или парику, который носят многие ортодоксальные женщины, вы можете многое сказать о еврейском мужчине по типу ермолки (также называемой девяткой).0105 кипа , или на хасидском идише капл) которую он носит. Подобно куртке и рубашке на спине, отсутствию или наличию пейес или пейсов, головной убор возвещает миру о традициях его семьи и его еврейском вероисповедании.
Набожные евреи покрывали головы на протяжении сотен лет, однако не обязательно существует четкий и окончательный еврейский закон или Галаха, требующий этого. Скорее, это был один из многих еврейских обычаев и традиций, известных как minhagim, , которые развивались на протяжении веков и де-факто стали Галахой, а в конечном итоге стали самым универсальным идентификатором соблюдающих еврейских мальчиков и мужчин.
Согласно одному объяснению Исхода, Моисей и израильтяне гордо покинули Египет с непокрытой головой. Позже, согласно Вавилонскому Талмуду, головной убор был благочестивой практикой исключительно для ученых женатых мужчин, возможно, потому, что это означало смирение. После талмудического периода можно найти головокружительное разнообразие свидетельств того, какими были местные обычаи. К 18 и 19 числамВ X веке отношение к головным уборам ужесточилось: поскольку ашкеназские евреи повсеместно покрывали голову ермолками, современные евреи не покрывали голову.
К началу 20 века ношение ермолки стало ассоциироваться с ортодоксальным иудаизмом, хотя многие мужчины на публике носили шляпы вместо ермолок. Таким образом, галахические дебаты о том, нужно ли носить ермолку, сместились к размеру, который следует носить: чем больше ермолка, согласно распространенному мнению, тем благочестивее ее владелец. Все ермолки бывают разных размеров, чтобы соответствовать головам детей и взрослых.
Мужчины-хасиды, принадлежащие к ультраортодоксальному движению, основанному мистиком Баал Шем Товым в Украине XVIII века, обычно носят черные бархатные ермолки, закрывающие три четверти головы. Тонкие, но существенные различия огранки и каймы обычно продиктованы общинными или семейными традициями. Во многих хасидских семьях мальчики также носят шлоф-капл — или спальную ермолку — тюбетейку круглой вязки, обычно белого цвета, надежно сидящую на голове.
Большинство православных мужчин носят ермолки весь день, начиная с 3 лет, когда мальчику обычно делают первую стрижку. Среди современных православных более распространены маленькие ермолки размером с бейсбольный мяч, скрепленные заколками для волос. Консервативные евреи также носят ермолки, как правило, в синагоге, а также часто, когда садятся за еду и произносят благословения.
Рынок ермолок в 21 веке вырос в геометрической прогрессии. В последние годы все больше и больше женщин, в основном из консервативных и некоторых реформистских общин, также носят ермолки, как правило, во время молитвенных служб в синагоге.
В попытке демистифицировать ермолку ниже приводится основное руководство по текущим тенденциям ермолки с акцентом на ортодоксальных еврейских мужчинах в Америке. Но предостережение: многие владельцы нарушают условности и выбирают то, что они предпочитают.
Черный бархатный шестислойный карабин
Черная бархатная шестислойная ермолка изготовлена из черной бархатной ткани с подкладкой из полиэстера и состоит из шести частей, или «кусочков», сшитых вместе. Они изготавливаются с атласным ободком или без него, причем обод означает большее благочестие. Подавляющее большинство мальчиков и мужчин-хасидов, за исключением тех, кто принадлежит к сектам Хабад-Любавич и Гер, носят черный бархатный шестислойный костюм kapl . У владельцев, как правило, коротко острижены волосы и пейсы.
Черный бархатный четырехслойный чехол
Как и черная бархатная шестислойная, черная бархатная четырехслойная ермолка изготовлена из черной бархатной ткани с подкладкой из полиэстера и состоит из четырех «кусочков», сшитых вместе. Они изготавливаются с атласным ободком или без него. Эту ермолку обычно носят мужчины из менее строгих хасидских сект. Многие литвиши (нехасидские ультраортодоксальные мужчины) в таких местах, как Лейквуд и Бруклин, тоже носят эту ермолку поверх коротких волос и подстриженных прямых пейсов, которые часто заправляются за ухо.
Цветная бархатная ермолка
Цветная бархатная ермолка состоит из четырех «ломтиков». Они продаются в различных цветах и многоцветных, с ободком и без него. Эти ермолки часто украшены вышивкой имени ребенка или первого инициала, или объемными изображениями свитков Торы или другой религиозной атрибутики. Цветную бархатную ермолку можно увидеть на юных хасидских и литвских мальчиках.
Бресловская ермолка
Бреславская ермолка, также называемая На Нах Киппа, представляет собой вязаную ермолку из толстой белой пряжи с бреславской мантрой Na Nach Nachma Nachman Me-Uman вязать синим или черным цветом по окружности. Это каббалистическая отсылка к основателю хасидского бреславского движения Ребе Нахману и месту его захоронения в Умани, Украина. Бреславскую ермолку носит Na Nachs, подгруппа брацлавской секты, делающая упор на радость и музыку.
Хабад-Любавич Мешичист Ярмулке
Мешихистская кипа Хабад-Любавич представляет собой ермолку из черной териленовой ткани с мессианским лозунгом «9».0105 Yechi Adonenu Morenu Ve-rabbenu Melech Ha-mashiach Le-olam Va-ed» («Да здравствует наш Господин, Учитель и Раввин, Царь-Мессия, во веки веков») написано по окружности белой пухлой краской. Кипа выражает веру владельца в то, что Любавичский ребе Менахем Мендель Шнеерсон является долгожданным Мессией.
Терилен Ярмулке
Териленовая ермолка представляет собой ермолку из черной териленовой ткани, состоящую из четырех или шести частей. Его носят мужчины-литвы для комфорта, так как материал легче бархата и по-прежнему считается социально приемлемым. Многие хасиды из сект Хабад-Любавич и Герер также носят териленовые ермолки.
Замшевая ермолка
Замшевая ермолка представляет собой четырехкомпонентную ермолку из мягкого замшевого материала. Замшевые ермолки плоские и значительно меньше, чем другие ермолки с четырьмя ломтиками, и бывают разных цветов и размеров. Обычно их носят с заколками поверх уложенных волос, они популярны среди современных ортодоксальных евреев и, в меньшей степени, среди современных литов и самоидентифицирующих себя современных хасидов.
Кипа Сруга
kippah sruga — это вязаная ермолка, получившая свое израильское название отчасти из-за ее повсеместного распространения среди израильских ортодоксальных евреев. Эта ермолка не имеет «ломтиков», а плоская и сделана из тонкой пряжи. Он бывает разных цветов и размеров. Правые современные православные мужчины обычно носят кипы сруга черного или белого цвета с цветной полосой. Цветные кипы srugas меньшего размера можно увидеть у обычных и современных ортодоксальных евреев.
Бухарская ермолка
Эти большие, ярко раскрашенные вышитые ермолки являются традиционными для бухарских евреев, родом из Средней Азии.