Как появилась пасха на руси: символы и традиции. Как отмечают православную пасху в России

Пасха на Руси. Праздники православной церкви

Пасха на Руси

На Руси страстная неделя и пасха слились с древнеславянским многодневным весенним праздником.

Основным содержанием весеннего праздника славян было чествование духов предков и жертвоприношение полевым и растительным божествам. Очистительные магические обряды, по верованиям славян, должны были избавлять людей, поля, скот от нечистой силы, обезвреживать ее. Люди думали, что отправление их обеспечит хороший урожай хлебов, здоровый приплод скота, благополучие в семьях.

Как и все другие древнеславянские праздники, весеннее празднество носило общинный характер. Собравшаяся на праздник община решала сначала важнейшие хозяйственные вопросы, а затем начинались общее пиршество и игрища.

Пережитки древнеславянских обрядов весеннего празднества и поверий, связанных с ним, во множестве сохранились до наших дней в обрядах и обычаях праздника пасхи. Первоначальное их значение забылось, православная церковь постаралась дать им свое толкование и объяснение.

Возьмем хотя бы традиционные чисто пасхальные праздничные блюда: крашеные яйца, куличи, творожные пасхи. Или праздничный колокольный звон, длящийся на пасху целую неделю. Всем этим обычаям и традициям православная церковь дала свое религиозное толкование. Крашеное яйцо, согласно ее учению, является символом воскресения Христа. В качестве обоснования этого толкования приводится рассказ о том, как «святая блудница» Мария Магдалина публично засвидетельствовала на пасху в римском амфитеатре свое христианство, преподнеся императору Тиберию красное яйцо со словами: «Христос воскрес!» Праздничный колокольный звон означал, по уверению православных церковников, радость по случаю победы «живота над смертью» и т. д. и т. п.

Между тем в действительности все эти традиции не имели ничего общего с их богословским толкованием.

Как мы уже говорили, пасха зародилась в южны? странах. Весна там приходит гораздо раньше, чем на Руси, и праздновалась она в начале уборки зерновых Естественно, что праздник был сытный, обильный.

Перенесенная далеко на север, пасха на Руси пришлась на раннюю весну. Первыми продуктами, появлявшимися в хозяйстве славян-земледельцев ранней весной, были как раз молочные продукты и яйца. Тогда же появлялась возможность создать некоторые запасы этих продуктов для празднества. Ко всему этому надо добавить, что после тяжелой, зачастую полуголодной зимы творог и яйца были лакомыми блюдами и поэтому занимали видное место среди праздничных кушаний.

С яйцом был связан ряд религиозных представлений, и о нем надо сказать несколько слов особо. Яйцо в глазах древних славян с его способностью превращаться в птицу было полно таинственного смысла. Люди видели в этом акте подтверждение своей веры в волшебную способность живых существ перевоплощаться. Таинственной силе, заключающейся в яйце, стали приписывать способность переходить на все, к чему оно прикасается.

Общинное праздничное пиршество было в то же время угощением — жертвоприношением духам, божествам. Искони наиболее излюбленной пищей духов считалась кровь, И для того, чтобы сделать яйца наиболее угодными духам, их обмазывали кровью. Позднее вместо крови яйца стали красить красной краской, а еще позднее — просто окрашивать в какой-либо яркий цвет.

Известный пасхальный обычай катания яиц был связан с верой древних славян в демонов. Люди верили, что, катая яйца, можно заставить злых духов плясать, валяться, кувыркаться, что причиняло им якобы ужасные страдания. Если же яйца ударять друг о друга, то можно заставить духов биться лбами. Когда-то люди верили, что так можно бороться со злыми духами, досаждать им.

По древним поверьям, злые духи, как обитателя подземного царства, постоянно живут в могильной тишине и очень боятся крика, шума, стрельбы, лязга, звона. И когда с победой христианства на Руси на пасху в течение целой недели звонили в церковные колокола, то люди верили, что этот звон отгоняет злых духов.

Большую роль в изгнании нечистой силы, по поверьям славян, играл огонь. Поэтому из страха перед демонами верующие во время богослужения в пасхальный четверг держали в руках горящие свечи. Чтобы изгнать злых духов из дома и затем не пускать их обратно, перед пасхой выметали жилища, а затем на потолках и дверях выжигали кресты огнем принесенной из церкви горящей свечки.

Приготовление куличей — пасхального хлеба особой формы — связано с верой в волшебные свойства обрядовой освященной пищи. Как мы уже говорили, в южных странах праздник пасхи по времени совпадал с первым сбором урожая зерновых. Хлеб из муки нового урожая выпекался пресным, его нельзя было мешать с закваской от старого хлеба. Новый хлеб ели только после освящения, и такой хлеб якобы обладал чудесной силой. Его ложно было есть, не опасаясь злых духов. А чтобы не спутать новый хлеб со старым, ему придавали особую форму. Таким образом пасхальный кулич был для верующих хлебом, чистым от злых духов и заключающим в себе «святую» силу растительных духов.

Такому пасхальному блюду, как творожная пасха, первоначально придавали самую различную форму. Но постепенно под влиянием культа мертвых ей стали придавать сначала форму могильного холма, а позднее вид четырехугольного пирамидального надгробия. На стенках творожной пасхи христиане выдавливали буквы «X» и «В», т. е. «Христос воскрес!».

Традиционный пасхальный окорок пришел на смену иудейскому пасхальному ягненку и христианскому агнцу. Причем это мог быть окорок как дикого кабана, так и выкормленного дома поросенка.

И, наконец, следует сказать несколько слов о традиционном пасхальном целовании, или христосовании.

С одной стороны, это пережиток обряда радостной встречи членов общины, когда они с наступлением теплых дней сходились на свой весенний праздник, проведя долгую и трудную зиму небольшими группами, прячась от холода. С другой стороны, этот обряд уходит своими корнями в еще более глубокую старину. Первобытные люди считали, что дыхание — это сущность души. И христиане, целуя на пасху мощи, иконы, крест, верили, что таким образом на них переносится волшебная сила этих предметов. Христосуясь, верующие стремились таким образом обменяться духом, таинственной силой, вошедшей в них якобы во время пасхального богослужения и целования различных священных реликвий.

Таково происхождение и истинное значение некоторых пасхальных обрядов и обычаев, которым православная церковь пытается дать иное толкование.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ПАСХА{115} Эпилог

ПАСХА{115} Эпилог Земля моя, Земля моя, Земля родимая, меня взрастившая, Земля-могила, еще не сытая! К чему, Мать, дала ты мне ясные глаза — видеть великолепие, ужас и красоту твою, и сердце к чему мое из твоей темной глыбы проснулось и забилось — тебя проклинать, смерть

«Эта Пасха почти настоящей была…»

«Эта Пасха почти настоящей была…» Эта Пасха почти настоящей была. Как бывает у добрых людей, дети красили яйца. За несколько дней золотые пеклись куличи… И доверчиво таял весь мир от тепла желтым воском пасхальной свечи. И казалось, что купол церковный высок, что

«Ты грустишь, что Руси не нужна ты…»

«Ты грустишь, что Руси не нужна ты…» Ты грустишь, что Руси не нужна ты, Что неведом тебе ее путь? — В этом сердце твое виновато: Оно хочет забыть и уснуть. Пусть запутана стезя! Спать нельзя! Забыть нельзя! Пусть дремуч и темен лес — Не заслонит он небес! Выходи поутру за

Кому на Руси жить плохо?

Кому на Руси жить плохо? В: Кому на Руси жить плохо? О: Говорливому меньшинству. Появились удивительные люди. Их появление было вполне предсказуемо, но когда исполняются прогнозы, сделанные по исторической аналогии, это как раз самое обидное: значит, все действительно

Михаил Одесский «В. И. Макаров. „Такого не бысть на Руси преже…“»

Михаил Одесский «В. И. Макаров. „Такого не бысть на Руси преже…“» В. И. МАКАРОВ. «Такого не бысть на Руси преже…». Повесть об академике А. А. Шахматове. СПб., «Алетейя», 2000, 416 стр.Книгу об академике читать интересно, но…Я закончу эту фразу позже, а пока — о том, почему книгу

Л.

 И. СОБОЛЕВ «Я ШЕЛ СВОИМ ПУТЕМ…» Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Л. И. СОБОЛЕВ «Я ШЕЛ СВОИМ ПУТЕМ…» Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Толпа гласит: «Певцы не нужны веку!» — И нет певцов… «Поэту», 1874 Некрасов писал в трудное для поэзии время. Смерть Пушкина и Лермонтова обозначила конец золотого века русской поэзии. «Silentium» (1833)

Быкова Н. Г Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Быкова Н. Г Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» В январе 1866 года в Петербурге вышел очередной номер журнала «Современник». Он открывался строками, которые теперь знакомы каждому: В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай… Эти слова как бы обещали ввести

6. Волшебник всея Руси

6. Волшебник всея Руси – Стою я в туалете Кремля, справляю малую нужду. Скрип дверки, кто-то вошел… встал рядом со мной, и справляет в соседнее очко… Я глазки аккуратно скосил, – не каждый день в такой туалет хожу, кто же тут… Гляжу, а это волшебник Чуров! Держится обеими

Народный подвиг (Из жизни Пряшевской Руси)

Народный подвиг (Из жизни Пряшевской Руси) В Пряшевской Руси, и именно в Пряшеве, издается Русской Народной Партией Народная Газета. До апреля месяца этого года газета выходила два раза в месяц, но теперь, благодаря помощи из Америки своих братьев карпатороссов, газета не

НАРОДНЫЕ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

НАРОДНЫЕ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Возникновение религиозных праздников у славян Научные данные о жизни и быте племен и народов, населявших древние земли Руси, весьма невелики. Известно, что наши далекие предки жили отдельными племенами вдоль берегов лесных

Крещение Руси

Крещение Руси Летопись рассказывает, что в 988 г. киевский князь Владимир, разочаровавшись в языческих богах, решил переменить веру. После обстоятельного знакомства с различными религиями князь Владимир признал истинной верой христианство. И над Киевом «воссиял свет»

Рождество Христово на Руси

Рождество Христово на Руси На Русь праздник рождества Христова проник вместе с христианством в X в. и слился здесь с зимним древ-неславянским праздником святками.Славянские святки были многодневным праздником. Начинались они с конца декабря и продолжались всю первую

Миф о Руси-хранительнице

Миф о Руси-хранительнице Во второй половине XIX в. активизировался интерес к фольклору и начало формироваться новое отношение к истории страны. Народная культура начинает восприниматься как основа и философия крестьянской жизни. В это время проводятся научные

«Кому на Руси жить хорошо» (Поэма) Пересказ

«Кому на Руси жить хорошо» (Поэма) Пересказ ПрологВ сказочной форме автор изображает спор семерых крестьян о том, «кому живется весело, вольготно на Руси». Спор перерастает в драку, затем мужички мирятся и решают между собой спросить царя, купца и попа, кто счастливее, не

Как отмечали Пасху на Руси? | Культура

Празднование христианской Пасхи связано с евангельскими событиями. В Евангелии от Матфея рассказывается, как ранним воскресным утром, после Великой субботы, две благочестивые женщины пошли к гробу Иисуса Христа, который находился в пещере, чтобы помазать его тело благовонным миром, поскольку этот обряд не был совершен над телом Спасителя во время его погребения.

В этот самый миг случилось «великое землятрясение». Ангелом был отвален камень, закрывающий вход в пещеру. Женщины увидели его сидящим на нем. «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес» — промолвил ангел, обращаясь к пришедшим. Женщины-мироносицы увидели гроб открытым. Там были лишь погребальные одежды Иисуса Христа. Воскресший Господь явился на обратном пути женщинам, а также в течение сорока дней являлся своим ученикам, продолжая учить их тайнам Божьего Царства (Мтф.28, 1−20).

Фото: Depositphotos

В память о величайшем христианском событии воскресеньем назвали седьмой день недели и апостолы установили в этот день еженедельный христианский праздник. До этого в качестве праздничного дня отмечалась суббота в честь окончания творения Богом мира.

Праздновать христианскую Пасху заповедовали апостолы, ученики Христа. Если еврейская Пасха — праздник одного народа, то христианская — это праздник всех народов, исповедующих христианское вероучение без различия расовой и национальной принадлежности, социального положения. Пасха — праздник победы над силами зла и торжества бессмертия.

В воскресенье, как только зазвонят к заутрене, со всех сторон стекается народ к храму. Обычно места в самой церкви хватает не всем, и тому, кто пришел позже, приходится довольствоваться слушанием службы в церковном дворе.

По окончании службы священник освящает все продукты: яйца, куличи, сыр, масло, колбасу и т. п.

Поздравлять с праздником Пасхи и христосоваться начинали сразу же после окончания службы, обмениваясь при этом яйцами. Причем первое яйцо, полученное при христосовании, по поверью, имело целебную, можно сказать, магическую силу.

Удивительный обычай существовал на Руси: в день Пасхи всем желающим без исключения разрешалось взбираться на колокольню и звонить столько, сколько душа захочет, чтобы выразить ликование и радость. Фото: Pixabay.com

По распространенному поверью, солнце в этот день играет по-особому, словно радуется празднику. Праздничная обрядовость Пасхи не просуществовала бы столетия, если бы корнями своими не уходила в более древние языческие традиции.

Так появление в пасхальной обрядовости священных куличей, пасок, связано с особым почитанием нашими далекими предками хлебного каравая, символизировавшего плодородие земли.

На Пасху существовал обычай: вернувшись домой из церкви, хозяин дотрагивался освященной паской до всех коров, чтобы они были тучными. От кулича отрезалось несколько кусочков, которые хранили на протяжении года и использовали в случае необходимости как лекарство от болезней.

Освященному яйцу также приписывались магические свойства. Так бытовало мнение, что оно может потушить пожар. Для этого следует с освященным яйцом в руке обойти три раза вокруг дома, приговаривая: «Христос воскресе».

Верили также, что яйцо помогает в поиске кладов. Ведь, как известно, клады охраняет нечистая сила, которая, увидев пасхальное яйцо, непременно убежит, оставив клад без присмотра. С освященным яйцом в Ярославской губернии искали заблудившийся в лесу скот. Фото: Pixabay.com

Украинцы и белорусы умывались водой, в которую опускали освященное яйцо и монеты, чтобы оставаться красивыми и здоровыми.

Чествование красного яйца, как доказали ученые, древнее христианства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *