Кратко: Крещение Руси князем Владимиром
Удобная навигация по статье:
- 1 Главное: краткая история крещения Руси
- 1.1 Язычество на Руси
- 1.2 Исторические причины крещения Руси:
- 1.3 Крещение Руси Владимиром 988г.
- 1.4 Последствия Крещения Руси для российского государства
- 1.5 Причины и значение принятия христианства на Руси
- 1.6 Видео-лекция: краткая история крещения Руси
Язычество
на РусиДо середины десятого века в Киевской Руси в качестве основной религии выступало язычество. Общая ментальность славян была основана на идее вечности и равнозначности добра и зла. Язычники воспринимали мир только на основе парных противоположных понятий. В качестве основного символа защиты они считали круг. Из этого геометрического знака и пошли такие обереги как кольца, цепи, венки и пр. При этом, славяне имели свой пантеон богов в который входили Мокошь, Даждьбог, Велес, Стрибог, Семаргл и Перун.
Однако, укрепление Киевской Руси требовало принятие единоверия для сплочённости народных (племенных) масс. Подробно о выборе князем Владимиром веры можно прочесть в самой знаменитой древнерусской летописи «Повесть временных лет». Современники утверждают, что великого киевского князя Владимира прежде всего покорило богатство и красота византийских храмов. Однако, необходимо отметить, что к 988 году многие на Руси уже исповедовали христианство, так как тому поспособствовала собственным примером великая княгиня Ольга.
Исторические причины крещения Руси:
Исторические причины принятия христианства на Руси |
Христианство способствовало укрепления княжеской власти и объединение разрозненных племен под началом киевского князя |
Международная обстановка и принятие большинством западноевропейских государств христианства требовало от киевского князя совершить исторический выбор |
Христианство позволило Руси приобщится к развитой культурной среде |
Крещение Руси Владимиром 988г.
При этом, фактической датой крещения Руси историки привыкли считать именно 988 год. В этот год принял христианство великий Владимир Красно Солнышко, после чего, возвратившись в Киев, он запустил процесс христианизации славянского государства. Вначале крещение приняла княжеская дружина, купцы и бояре.
Исследователи отмечают, что массовое крещение Руси киевским князем проходило не всегда гладко. По этой причине процесс христианизации общества был растянут на долгие года. Есть краткие упоминания в некоторых летописях о насильственном крещении народа, а сами языческие обряды проводились ещё не одну сотню лет в тайном порядке.
Последствия Крещения Руси для российского государства
Историческую значимость христианизации Руси для дальнейшего развития государства Киевская Русь довольно сложно переоценить. Ведь после 988 года Русь в качестве христианского государства стала претендовать на высокий статус на европейской арене, что, безусловно, упрочнило связь между самыми влиятельными государствами и Русью. Однако, самым важным последствием, которое и преследовал князь Владимир обращая в христианскую веру Киевскую Русь, было смягчение общественных нравов и сплочение народных масс. Это событие для развития культуры стало эпохальным.
Таким образом, провозглашение Владимиром в качестве государственной религии христианской веры по византийскому образцу считается, пожалуй, самой важной вехой в истории нашей страны.
Причины и значение принятия христианства на Руси
Видео-лекция: краткая история крещения Руси
Как крестили Русь? – Православный журнал «Фома»
28 июля Церковь празднует память равноапостольного князя Владимира и вместе с этим — Крещение Руси. Как проходило это событие и что ему предшествовало рассказываем в слайдах «Фомы».
01
Зачем было крестить Русь?Затем, что Владимир, который был князем Киевским, сам принял крещение и стал христианином. В то время куда князь, туда и народ. Такие дела.
02
А Владимиру это для чего?Крещение Владимира — условие для его свадьбы с Анной, сестрой византийских правителей. Императоры Константин VIII и Василий II попросили военную помощь у князя. Тот, в свою очередь, попросил руку их сестры. Анна не могла выйти замуж за язычника, поэтому Владимир принял Крещение в Киеве с именем Василий.
03
Выходит, это было «крещение по расчету»?Нет. До этих событий Владимир устроил «испытание веры» — князь хотел сменить язычество на другую религию. Он отправлял послов в другие страны и принимал у себя представителей разных религий. В итоге князь выбрал Восточное христианство — послов поразила торжественность богослужения в Константинополе.
04
И что, отдали Анну?Не сразу. Императоры получили помощь, но сестру не отдавали. Тогда князь Владимир пришел под стены Корсуни (Херсонес) — тогда он принадлежал Византии, и взял город. Императорам пришлось отдать Анну, чтобы вернуть себе город.
05
Так, а дальше что?Владимир приехал в Киев, убрал языческих идолов, которых было много в столице и крестил жителей в притоке Днепра — Почайне. Не сам, конечно — из Константинополя приехало духовенство.
06
Ага, знаем. Владимир крестил «огнем и мечом»Это миф. В большинстве случаев народ охотно принимал крещение — его не пришлось навязывать. Исключения были — например, в Ростове и Новгороде Великом, но сопротивление не было массовым. Тем более, к 988-му году Русь уже была знакома с христианством.
07
Как это вышло?В конце IX века из Константинополя в Киев приехали миссионеры, которые крестили князей Аскольда и Дира с несколькими людьми. С этого момента в столице Руси уже были небольшие храмы. Потом в 957 году бабка князя Владимира, княгиня Ольга, во время визита в Константинополь приняла Крещение. Но основным Крещением Руси считается то, которое организовал князь Владимир. Именно поэтому Церковь называет его равноапостольным.
08
Каков духовный смысл Крещения?
«Если во внешнем отношении принятие христианства позволило войти новообращенному народу в семью христианских государств, то, с точки зрения изменений в самом человеке, истина Христова, по мысли выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского, обратила человека к его внутреннему миру, и тем самым способствовала росту национального самосознания».
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном приеме в Кремле по случаю 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира, 28 июля 2015 года.
Читайте также:
Крещение Руси: как это было
Мифы о Крещении Руси
Крещение Руси как поворот истории
Князь Владимир и Крещение Руси: Клинок благодати Христовой
Кажется, что большинство из нас двоедушны и безвольны, но Князь-Креститель — нет. Владимир восстал из купели другим человеком. Его похоть угасла, его жестокость сменилась желанием накормить голодного, а его гордые и лукавые мысли заменились в его душе простотой евангельской. В этом мы должны подражать принцу.
Протоиерей Андрей Ткачев | 28 июля 2015 г.
Фото: kiev2000.com
Владимир крестил Русь, но сначала крестился сам. Вот Константин Великий, который председательствовал на Первом Вселенском Соборе и именовался «внешним епископом», покровительствовал Церкви в Империи – но не крестился до самой смерти. Нравственное чувство Владимира дороже, ведь прежде чем изменить жизнь других, изменился он сам.
Не надо сомневаться в его святости, как это принято у некоторых. И пусть нас не смущает тот греховный мрак, в котором он провел свою жизнь до крещения. Редко бывает святость, когда кто-то чист от детства до старости. Чаще всего жизнь людей делится надвое: «до» и «после».
Благодать Христова, как ее постигает человек, есть рассекающее лезвие. И здесь важно понять, что истинно святой человек — это не тот, кто был безупречен с детства, а тот, кто после получения благодати не позволяет себе вернуться к тому, что было «прежде». Владимир не вернулся. Владимир святой.
Он очень важен для нас, этот Князь, который до крещения носил в себе все недуги народной души. В похоти был ненасытен, до опьянения неравнодушен, в гневе страшен, в корыстных делах хитёр. Это портрет истинного язычника, сына страстей и слуги демонов. Такой человек стыдится не греха, а только слабости и неудачи; он ненавидит врагов своих всей душой и не одобряет никаких слабых взглядов. Он лелеет свои страсти и, глядя со стороны, разум не может представить, что должно было бы произойти, чтобы это сомнительное «дитя природы» изменило свой образ жизни к лучшему.
Таковы, скорее всего, тевтоны, которых римляне систематически и жестоко завоёвывали и насильственно улучшали. Таковы были наши соседи на севере: норманны, веками наводившие ужас на всех соседей своими набегами. Нравы этих исторических личностей были смиренны и приручены миссионерами и проповедниками.
Но наш Князь смирил себя, а затем указал путь к другой жизни своему народу. В нашем нравственном возрождении не участвовали ни агенты культурной передачи от оккупационных армий, ни отряды иностранных миссионеров.
Принц важен для нас тем, что он сам изменился. Прошу обратить внимание на эту мысль. Как река, она разделяется на два рукава.
Во-первых, многие правители страдают от ложного представления о том, что им нужно править хорошо, а собственная мораль — нечто неважное.
Либо лукавят, либо не знают, что неочищенный человек не может очистить других. Поэтому надо смотреть на Владимира как на учителя, который смирил себя и познал Бога, прежде чем стал вести простой народ к Днепру для крещения.
Второй момент касается всех нас в целом. Она состоит в том, что Владимир изменился! Мы так редко и так мало позволяем себе перемены к лучшему. Мы все откладываем исправление или откладываем половинчатые попытки до Нового года, или до понедельника.
И мы уж точно не можем обвинять Бога в нашей тщеславии. Он дарует благодать, не отказывается прийти нам на помощь и говорит всем верным: Воззовет ко Мне, и Я внемлю ему (Пс.
Кажется, что большинство из нас двоедушны и слабовольны, но Князь-Креститель таковым не был. Владимир восстал из купели другим человеком. Его похоть угасла, его жестокость сменилась желанием накормить голодного, а его гордые и лукавые мысли заменились в его душе простотой евангельской. В этом мы должны подражать принцу.
Тот, кто способен понять неоценимую важность изменения к лучшему, совершенного человеком раз и навсегда, никогда не усомнится в святости изменившегося человека. И неважно, какие грехи раньше скрывались в этом человеке.
Владимир, как гласит Предание, наблюдал с холмов над Днепром, где в прибрежных водах крестили и стар, и млад его народа. Волны восторга и великие мысли наполняли его изумленный ум, в то время как волны Днепра очищали людей во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Там, воздев руки подобно Соломону при освящении Храма, он молился об обновлении своего народа. Да будет известно нам, что молитва пламенная и от сердца не умирает.
Направленное к Живому Богу, оно само становится живым и бессмертным, и продолжает звучать и действовать во все века. Поэтому в День Крещения Руси потрудимся умно стоять у подножия того холма, на котором равноапостольный князь молился с воздетыми руками. Он молится и о нас, и Бог слышит его молитву.Перевод с русского.
Поскольку вы здесь…
…у нас есть небольшая просьба. Сайт «Православие и мир» посещает все больше людей. Однако ресурсов для редакционных работ недостаточно. В отличие от некоторых СМИ, мы не делаем платной подписки. Мы глубоко убеждены, что проповедовать Христа за деньги неправильно.
При этом «Правмир» предоставляет ежедневные статьи автономной службы новостей, еженедельная стенгазета для церквей, лектория, фото, видео, хостинг и сервера. Редакторы и переводчики работают вместе для достижения одной цели: сделать возможными наши четыре веб-сайта — Правмир.ру, Неинвалид.ру, Матроны.ру и Правмир.ком. Поэтому наша просьба о помощи понятна.
Например, 5 евро в месяц это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета это не так уж и много, но для «Правмира» значительная сумма.
Если бы каждый, кто читает «Правмир», мог бы жертвовать по 5 евро в месяц, они в значительной степени способствовали бы нашей способности распространять слово Христа, Православие, цель жизни, семья и общество.
Пожертвовать
Статьи по теме
Sts. Кирилл и Мефодий и Крещение Руси
СТ. КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ/КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Цели:
- Учащиеся должны знать имена Кирилл и Мефодий и то, что они рассказали народу России об Иисусе.
- Учащиеся должны знать имена царя Владимира и царицы Ольги, первых христианских правителей Руси.
Возможный план урока:
- Открыть с молитвой.
- Рассказать историю Крещения Руси:
В городе Фессалонике жили два брата по имени Константин и Мефодий. Можете назвать их имена? Потренируйтесь несколько раз. Они жили примерно через 800 лет после Иисуса. У них были друзья-греки и друзья-славяне из северных стран, говорящие на другом языке. Мефодий стал наместником провинции в Азии, а Константин отправился в Константинополь, чтобы работать на патриарха. Но вскоре оба брата решили стать монахами.
Позже царь хазар на юге России отправил гонца к императору с просьбой прислать кого-нибудь, кто мог бы рассказать им о христианской вере. Люди были сбиты с толку таким количеством различных религий. Константин и Мефодий оставили свой монастырь и отправились в Россию. Там они научили короля всему, что касается христианской веры. Многие люди крестились. Наконец братья отправились обратно в Константинополь. Они вернулись в свой монастырь.
В следующем году прибыл еще один посланник, на этот раз из земли Моравии. Царь там хотел, чтобы пришел кто-то, кто мог бы
каждый народ на своем родном славянском языке. Император сразу подумал о Константине и Мефодии, которые в детстве учились у своих друзей. Но как преподавать на славянском языке? Алфавита для звуков не существовало, поэтому Константину пришлось составить алфавит, чтобы записывать учения Иисуса. Затем братья записали литургию и части Библии новым алфавитом. Когда они добрались до Моравии, они научили людей читать на их родном языке и основали церкви с литургией на их родном языке. Через несколько лет братья вернулись в монастырь. Константин был очень болен и был пострижен в монахи с именем Кирилл. Так изобретенный им алфавит известен и по сей день как кириллица. Кирилл вскоре умер, и Мефодий вернулся в славянские страны в качестве епископа. Он основал больше церквей и обучил славянских священников. Славяне были так счастливы, что у них есть своя азбука, Библия и богослужебные книги. Наконец, в старости Мефодий умер, все еще служа Иисусу в славянских странах.
Еще севернее, в глубине России, жила царица по имени Ольга. Ольга посетила Константинополь, стала христианкой и крестилась. Но ее народ все еще поклонялся деревянным богам. Вскоре ее внук Владимир стал князем. Он не был уверен, какая религия истинна. Поэтому Владимир послал группу мужчин в каждую страну, чтобы проверить, истинна ли их религия. Мужчины нашли красоту и истину в христианских церквях Константинополя. Но Владимир все еще не был уверен, что лучше для его народа. Владимир предложил жениться на сестре императоров Василия и Константина. Ее звали Анна. Анна не хотела ехать в Россию, но надеялась, что сможет помочь русской земле поверить в Иисуса. Владимир тем временем ослеп; он не мог видеть. Ему сказали, что он не увидит, пока не крестится. Владимир решил, что это будет испытанием для доказательства истинности Бога, и крестился. Он был исцелен!
Теперь Владимир хотел, чтобы и его люди знали истинную веру. Он сжег своих идолов из дерева — ничего не вышло. Это были ложные боги без силы. Затем он сказал всем людям, богатым и бедным, молодым и старым, встретиться с ним на берегу Днепра на следующее утро. Князь Владимир рассказал им все об Иисусе и о том, что им нужно креститься. Они шли прямо в реку — матери, отцы, дети, младенцы — все крестились в тот день. Так Владимира помнят как «Крестителя Руси», равноапостольного.
- Верно/Неверно Вопросы:
Верно Ложь
Кирилл сделал новый алфавит для славян. Кирилл заставил славян изучать греческий язык.
Кирилл и Мефодий были братьями. Кирилл и Мефодий были отцом и сыном.
Королева России Ольга стала христианкой. Царица Ольга поклонялась идолам.
Князь Владимир крестил Русь. Королева Ольга крестила Россию.
- Работа над трудными именами этих важных святых: Кирилл (первоначально Константин), Мефодий, Владимир и Ольга. Есть ли у кого-либо из учащихся или их родственников одно из этих имен; а как насчет Уолтера, английское имя Владимира? Кто из них был миссионерами/евангелистами? Кто были правители? Кто были монахи?
- Сделайте двух кукол, короля и королеву.