Как выглядели древние люди: как на самом деле выглядел древний человек — T&P

Содержание

как на самом деле выглядел древний человек — T&P

В шорт-лист премии «Просветитель» в номинации «Естественные и точные науки» в этом году вошла книга «Мифы об эволюции человека». «Теории и практики» попросили ее автора, научного журналиста и главного редактора портала «Антропогенез.ру» Александра Соколова опровергнуть самые распространенные мифы о том, как выглядели древние люди.

Это один из свежих, но уже успевших распространиться околонаучных мифов. Посмотрите на череп неандертальца: у него же огромные глазницы! А это значит — большущие глаза. Быть может, неандертальцы вели сумеречный или даже ночной образ жизни? Представьте себе приземистое существо с глазами-фарами, как у совы, днем прячущееся в пещерах, но стоит скрыться солнцу — бесшумно выползающее на большую дорогу, подкрадывающееся к безмятежно спящему мамонту. Откуда же взялись разговоры об огромных глазах? Весной 2013 года в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences была опубликована статья английских антропологов, которые выдвинули оригинальную гипотезу: неандертальцы долгое время жили на севере, где «солнца меньше, чем в тропиках». Их зрительная система адаптировалась к сумраку, и глаза увеличились в размерах. Соответственно, возросла и площадь зрительной коры головного мозга, в ущерб мышлению и способности к коммуникации. Исследователи решили проверить свою гипотезу: высчитали средний размер глазниц неандертальцев и древних сапиенсов, и у неандертальцев они действительно оказались в среднем крупнее — на 6 мм в высоту и почти на 3 мм в ширину. Дальше эта новость попадает в средства массовой информации, а оттуда — в наши головы. Но как вам такой факт: среди современных рас самые высокие глазницы… у монголоидов! И у них же — самые маленькие глаза. Предположение, что северные жители должны иметь большие глаза, чтобы лучше видеть в постоянных сумерках, также не проходит эмпирическую проверку. По такой логике самые маленькие глазки должны быть у экваториалов, а самые большие — у жителей Крайнего Севера. По факту — строго наоборот. Кроме того, ряд исследований современных приматов показал, что прямой зависимости между размером их глазниц и размером глаз… не выявлено. Поэтому мы по-прежнему будем доверять классическим реконструкциям, на которых неандертальцы — обладатели пусть и печальных, но вполне человеческих глаз.

Резюме: У неандертальцев были не большие глаза, а крупные глазницы. Исследования не выявили у человекообразных прямой зависимости между размерами глазниц и глаз. Современные жители Севера — обладатели крупных глазниц — вовсе не отличаются большими глазами.

Косматый дикарь в шкуре и с зажатой в лапе увесистой дубиной — классический образ массовой культуры, возможно никогда не существовавший в природе. Палками пользуются человекообразные обезьяны — значит, скорее всего, и австралопитеку вполне хватало мозгов, чтобы размахивать палкой для устрашения и защиты. Однако находки доисторических «дубин» археологам неизвестны. И даже если бы что-то подобное было обнаружено, то как отличить дубину от обычного обломка ветви или ствола? Древнейшее бесспорное деревянное орудие — это копье. Деревянные орудия, которыми пользуются ныне племена Африки или Австралии, совсем не похожи на те эффектные сучковатые чудища, которыми неизменно вооружают наших предков на классических иллюстрациях. Разумеется, нет и находок «накидок из шкур», в которые заворачивались наши пращуры, хотя, вероятно, что-то подобное древние люди носили. Здесь важно другое. Судя по всему, источник, из которого авторы популярных картинок и описаний доисторической жизни черпали свое вдохновение, — не археологические находки и не научные факты, а популярные издания и кинематограф. Растиражированный «пещерный человек» стал своего рода брендом, героем рекламных роликов и даже комедийных мультсериалов («Флинстоуны», 1960 год).

Александр Соколов. «Мифы об эволюции человека»

Людей каменного века художники изображали, руководствуясь своими представлениями о том, каким должен быть настоящий дикарь: могучим, мохнатым и безжалостным. Однако корни образа «пещерного человека с дубиной» можно найти в гораздо более глубоком прошлом. Оказывается, дикий человек (wildman) был популярным персонажем еще в Средневековье. Его образ всплывает в европейской литературе и декоративном искусстве, на гобеленах, барельефах и даже на монетах, украшает гербы. «Дикий человек» изображался сплошь покрытым волосами, а в руках, как вы уже догадались, он сжимал дубину. Из глубины веков, из недр человеческого подсознания дошел до нас образ «дикого человека» во всей своей первобытной красе.

Резюме: «Пещерный человек» — очень устойчивый архетип, живущий в человеческой культуре более 2 тысяч лет. В последней четверти XIX века образ «дикого человека» прекрасно вписался в новомодную идею происхождения человека от животного. И — под маской не то неандертальца, не то кроманьонца — наш обновленный герой вернулся в массовую культуру. Так незаметно смешались естествознание и фольклор. «Дикий человек» — продукт не научных изысканий, а фольклора и массовой культуры.

Попросите любого знакомого описать первобытного человека. Скорее всего, слово «волосатый» будет в первой тройке эпитетов. Косматые, покрытые шерстью — такими мы их помним по иллюстрациям в популярных книгах, где акцент делался на звериной сущности, обезьяноподобности предка. Но что мы знаем на самом деле об их волосяном покрове, и в какой момент он исчез? Происходило ли это постепенно, или шерсть выпала сразу и напрочь? Даже если так, то потеря волосяного покрова должна была сопровождаться параллельной перестройкой многих систем: увеличилось количество потовых желез, утолщилась жировая прослойка, поменялся весь механизм терморегуляции. Рост волос на голове, напротив, усилился, а у мужчин вдобавок выросла внушительная борода. Палеонтология нам не поможет: в ископаемом виде сохраняются кости, но не волосы. Да, из вечной мерзлоты извлекают порой туши мамонтов, но мумий неандертальцев никто не находил. И все же неандертальцы по строению скелета и по образу жизни не принципиально отличались от нас: жили они не в лесах, а на открытой местности, пользовались огнем и орудиями, ходили на охоту. Мы вряд ли ошибемся, если предположим, что и по степени волосатости радикальной разницы между нами и ними не было. В 2004 году специалисты изучили вариации гена, отвечающего за цвет кожи у африканцев, и пришли к выводу: кожа человека стала темной не менее 1,2 млн лет назад. У человекообразных обезьян под шерстью кожа светлая, так как защищена от ультрафиолета волосяным покровом. Потемнеть она должна была уже после того, как наши предки лишились шерсти. А значит, уже больше миллиона лет назад люди не были «косматыми троглодитами». Почему же наша шерсть поредела? Вот возможное объяснение. После того как наши предки слезли с деревьев и вышли в саванну, под палящее солнце, им понадобилась более эффективная система терморегуляции. Возросло количество желез, выделяющих пот, который, испаряясь, понижал температуру тела. В такой ситуации волосяной покров был скорее помехой: испарение эффективнее происходит с открытой поверхности кожи. Поэтому шерсть исчезла. Обратите внимание, что на голове, подставленной солнечным лучам, сохранилась шапка волос, выполняющая функцию термозащиты. Вы спросите: а почему древние люди снова не обросли шерстью, когда ушли на север, в холода? Можно ответить так: вместо того чтобы ждать милости у эволюции, человек изобрел одежду и очаг. Исчезнувшую шерсть заменила теплая шкура, снятая с убитого животного. От дождя и ветра защитили стены пещеры или хижины, а огонь позволил пережить суровую зиму.

Резюме: Считается, что древние люди были очень волосатыми. В отличие от костей, волосы быстро разлагаются, поэтому о степени волосатости наших предков можно только гадать. Однако очень вероятно, что волосяной покров исчез уже на ранних стадиях эволюции человека.

Низкорослый, несуразный, с по-обезьяньи длинными руками, неандерталец трусливо жмется ко входу в пещеру… Важную роль в создании столь отталкивающего образа сыграл французский антрополог Марселин Буль. В 1911 году в книге, посвященной скелету неандертальского старика из Ля Шапель-о-Сен, Буль описал неандертальца как сутулого недочеловека, с вытянутой вперед шеей, передвигавшегося на полусогнутых ногах. А художник Франтишек Купка под руководством Буля воплотил образ, созданный антропологом, на бумаге. Получилось крайне непривлекательное существо, что-то вроде персонажа фильма ужасов. Спустя десятилетия выяснилось, что те признаки, которые Буль принял за характерные для неандертальцев, на самом деле были следствием пожилого возраста: старичка скрючил артрит. В молодости же он вполне мог быть статным красавцем с гордо поднятой головой. Однако эталон был задан. И пошло-поехало. Волосатый и страшный, с большим, подобным маске, лицом, массивными надбровьями и без малейшего намека на лоб, сжимающий огромный камень и двигающийся, как бабуин. Таким древний человек и вошел в массовое сознание. Как вы понимаете, находка комплектного скелета, включавшего бы и верхние, и нижние конечности, чтобы можно было оценить пропорции и осанку, — это редкая удача. Долгое время антропологам приходилось довольствоваться фрагментами, а остальное домысливать. Рассуждали так: раз эволюция — процесс плавный и равномерный, то все части человеческого тела «очеловечивались» постепенно и синхронно. Примитивной голове должно соответствовать обезьяноподобное тело (хотя уже первые находки питекантропа противоречили этому: к архаичному черепу прилагалась практически современная бедренная кость). Казалось логичным, что неандертальцы, а тем более питекантропы, еще вчера с деревьев слезли и не успели толком освоить хождение на двух ногах. Стереотип оказался живучим. Cейчас известно, что наши предки стали прямоходящими за несколько миллионов лет до появления питекантропа: этого времени более чем достаточно, чтобы достигнуть в хождении и беге на своих двоих высокого мастерства. Судя по строению ног, таза и позвоночника, уже австралопитеки шагали легко и непринужденно, и им совершенно ни к чему было сутулиться.

Резюме: Образ сгорбившихся, кривых и несуразных древних людей возник в начале прошлого века на основании ранних представлений об этапах эволюции человека. Формированию стереотипа способствовало исследование скелета неандертальского старика: возрастные изменения ученые неверно трактовали как присущие всему виду. Сейчас мы знаем, что почти современные пропорции и строение тела (кроме черепа) сложились у древних людей уже 1,5 млн лет назад. Мы вполне можем гордиться осанкой наших предков.

Какой эпос обходился без великанов, титанов, гигантов или циклопов? Конечно, соблазнительно думать, что у мифических персонажей был реальный прототип — некая древняя раса, строители исполинских каменных сооружений, воздвигнуть которые не под силу обычному человеку. Что же сторонники реальности древних гигантов приводят в качестве доказательств? Во-первых, эффектные фотографии скелетов огромных размеров и идеальной сохранности, во-вторых, свидетельства очевидцев — например, крестьян, некогда находивших огромные кости прямо у себя на огороде. Правда, потом эти кости обычно куда-то исчезали. В-третьих, мегалитические постройки — например, знаменитый Стоунхендж. Люди нашей с вами комплекции при тогдашних технологиях не способны были тащить многотонные камни на десятки, а то и сотни километров, на это способны только великаны! В-четвертых, цитаты из летописей, дневников средневековых путешественников, описывавших встречи с великанами на экзотическом острове, в Патагонии, в снежных Гималаях или еще где-нибудь на краю света. И наконец, истории о найденных уже в XX веке останках гигантопитеков и мегантропов. Что ж, грамотно упакованный, такой набор аргументов производит на неподготовленного читателя сильное впечатление. Но если говорить серьезно, то легко убедиться в том, что фотографии «огромных скелетов» — банальный фотомонтаж, причем в ряде случаев известен даже автор фальшивок. Рассказы очевидцев — увы, не доказательства. Честные глаза очевидца не могут заменить главного — самих находок. Мегантропы и гигантопитеки давно нашли свое место на эволюционном древе, но не имеют ни малейшего отношения к легендарным «великанам» и точно не строили Стоунхендж (гигантопитеки — это родственники орангутанов, а мегантропов сейчас относят к яванскому человеку прямоходящему). Строители мегалитов также давно известны, описаны, и в ряде случаев экспериментально проверены технологии, позволяющие возвести Стоунхендж без помощи великанов или инопланетян. Кроме того, при знакомстве с биомеханикой и законами физики становится очевидным, что человек, таинственным образом выросший до нескольких метров, не смог бы нормально передвигаться. Его ноги сломались бы, раздавленные весом собственного тела. Взгляните на реальных животных-великанов — слонов или хотя бы горилл, на форму их тела, на толщину их конечностей. Примат, вымахавший до размеров слона, да еще и прямоходящий, обладал бы совершенно нечеловеческими пропорциями. А что говорит о росте наших предков палеоантропология? Несмотря на трудности, связанные с реконструкцией ископаемого существа, современной наукой накоплена немалая статистика размеров тела древних людей. И можно с уверенностью сказать, что в процессе эволюции рост наших предков не уменьшался, а увеличивался.

Резюме: Науке неизвестны ни находки останков гигантских людей, ни какие-либо косвенные свидетельства их существования в прошлом. Судя по данным палеоантропологов, в процессе эволюции рост наших предков не уменьшался, а увеличивался. По сравнению с австралопитеками мы с вами — настоящие великаны.

Как изображают древних людей в кино

В шуточном мультфильме «In the Rough» разыгрывается сцена, без слов понятная, пожалуй, любому современному обитателю планеты Земля: сварливая жена выгоняет из квартиры недотепу-мужа. Муж храбрится и пытается возражать, но вскоре оказывается за порогом, а следом летят его вещи. Ворча, он понуро ковыляет прочь… прямо в тропический лес, кишащий хищниками. Дело в том, что главный герой мультфильма — пещерный человек; супруга вышвыривает его из пещеры, а происходит все, как вы понимаете, «где-то в каменном веке».

Типичная уловка современного кино: в экзотических декорациях, относящихся к любой стране и любой эпохе, нам показывают… наших соседей по этажу.

Чтобы зритель сопереживал, он должен узнавать в героях экрана себя. Поэтому древние люди, как бы брутально они ни выглядели, мыслят, говорят и действуют так, как это делаем мы с вами.

Петербург построили атланты

Откуда на стоянке каменного века взялась деталь от трактора, какой уникальный артефакт можно выменять…

07 мая 13:53

Но на самом деле древние люди не были похожи на нас. А какими они были?

Да, глупо предъявлять претензии к художественному кино, тем более к мультфильмам. У них другие задачи! С другой стороны, именно произведения массовой культуры — источник знаний по истории (да и вообще по любым вопросам) для огромного числа людей. Кино формирует представления о том, какие марки автомобилей покупать, как ругаться, как одеваться, как заниматься любовью… и как жили наши предки «миллион лет до нашей эры». Плохо это или хорошо? Я не думаю, что это плохо, я сам люблю кино. А сегодня хочу использовать кинематографические примеры для рассказа о том, что мы знаем о древних людях благодаря науке. Большинство примеров в моем повествовании будет про неандертальцев. Объяснить, почему именно про них? С тех пор как еще в середине XIX века мир познакомился с неандертальцами, эти удивительные существа прочно заняли свое место в массовой культуре.

Неандерталец — это узнаваемый бренд и даже ругательство («Ах ты, неандерталец!»). Поэтому без них нам не обойтись.

С чего начнем? Конечно, с внешности.

Внешний вид: кино

Одна из первых реконструкций неандертальца была сделана художником Франтишеком Купкой еще в начале XX века. Художника вдохновлял антрополог Марселин Буль, считавший неандертальцев сутулыми троглодитами, ковыляющими на полусогнутых ногах. Сейчас мы знаем, что Буль ошибся:

представления о сутулости неандертальцев возникли из-за того, что Буль изучал скелет дряхлого неандертальского старика, скрюченного артритом.

Однако массовые стереотипы инертны… и долго еще неандерталец на картинках и в кино представал сумеречным уродцем с обезьяньей мордой. Таким он показан в фильме ужасов «Неандерталец» 1953 года, где в неандертальца в результате некоего опыта превращается добропорядочный американец. Чем заняться неандертальцу в XX веке? Кидаться на людей и похищать красоток, разумеется. Спустя 30 лет в знаменитом фильме «Борьба за огонь» в неандертальцах уже угадываются человеческие черты, хотя и с сильным шимпанзиным налетом: герои фильма ловят друг у друга в голове насекомых, визжат как обезьяны и временами стремятся залезть обратно на дерево. Неандерталец из «Клана пещерного медведя» 1986 года — это дикарь, но уже вполне человечный: он раскрашивает лицо, поклоняется духам, чтит вождя и угнетает женщин.

XXI век диктует свои каноны: мультикультурализм и возрождение мифа о «благородных дикарях, не испорченных цивилизацией». Соответствует этому образу герой фильма «Последний неандерталец» 2010 года: это грустный лесной эльф, философ-пацифист, музыкант и мечтатель.

Внешний вид: наука

Откуда вообще мы можем что-то знать о внешности древних людей? Ведь в распоряжении ученых в лучшем случае — скелеты, а чаще — лишь костные фрагменты. Да, это так или почти так. Тем не менее наука позволяет нам воссоздавать облик давно вымерших существ, руководствуясь не фантазией, а результатами точных измерений. Отрадно, что значительный вклад в развитие научной реконструкции сделал российский-советский ученый, антрополог, археолог и скульптор Михаил Герасимов. Благодаря этому имени российская школа антропологической реконструкции и поныне считается одной из ведущих в мире.

Герасимов задался целью выявить связи между строением человеческого черепа и особенностями плоти, покрывающей этот череп. Работа велась, как нетрудно догадаться, на трупах.

«Где бы взять мамонтятины?»

О том, как эффективно бороться с лженаучными теориями, особенно ставшими активными в России…

19 июня 15:03

Герасимов брал определенные точки на черепе и фиксировал: вот такому рельефу, вот такой структуре кости соответствует такая толщина мягких тканей. Измерял одну за другой тысячи голов.

И заносил усредненные данные в таблицы. Так он создавал свою методику. А кроме того, Герасимов убедился, что для человека и шимпанзе найденные им закономерности принципиально схожи. Значит, их можно применять и к древним человекообразным — что Герасимов и проделал. Михаил Михайлович выполнил классические реконструкции наших предков — австралопитека, питекантропа, синантропа, неандертальцев, кроманьонцев. Эти реконструкции до сих пор считаются непревзойденной классикой.

Окей, мы можем восстановить толщину мышц. А как быть с теми элементами головы, где костей нет? Например, с носом? Герасимову удалось решить и эту, казалось бы, неразрешимую задачу: проведя огромное количество опытов, он выяснил, что кончик носа всегда находится на пересечении линий носовых костей и подносового шипа. Последователи Герасимова пошли дальше: они научились моделировать глазное яблоко, находить положение углов глаз и даже примерно прикидывать размеры ушей.

Методика Герасимова много раз проверялась экспериментально.

Михаилу Михайловичу предлагали восстановить облик по черепу человека, внешность которого была известна. Имелись фотографии, которые Герасимову, естественно, не показывали. Герасимов добивался портретного сходства.

Интересно, что первым, кто признал методику Герасимова, оказался уголовный розыск. Метод Герасимова уже более полувека успешно используется в судебно-медицинской экспертизе, и с его помощью многократно удавалось опознать пропавших без вести людей.

Я знаю, что сотрудники лаборатории антропологической реконструкции в Москве — последователи Герасимова и сейчас активно сотрудничают с криминалистами.

Так что реконструкции по черепу — это не какие-то отвлеченные фантазии, а вполне прикладная, проверенная на практике вещь, которой доверяют даже криминалисты.

Вы спросите: а цвет волос, кожи? Да, до недавнего времени на этот счет можно было только гадать. Но теперь появилась возможность изучать древнюю ДНК. Благодаря этому мы знаем, что неандертальцы, по крайней мере некоторые, были светлокожими и рыжеволосыми, а кроманьонцы обладали темной кожей — это логично, учитывая их африканское происхождение. (Я хочу добавить, что темная кожа не делает кроманьонцев неграми, хотя нередко их именно так изображают в современном кино. Негроиды, как и другие современные расы, во времена кроманьонцев еще не существовали.)

Одежда: кино

Во что должен быть одет уважающий себя пещерный человек?

Ну конечно в «обрывок шкуры мамонта вокруг могучей талии». Образ дикаря, завернутого в шкуры, идет к нам еще из античности.

Кинематограф не изобрел ничего нового — начиная от черно-белых немых картин начала прошлого века и закачивая современным кино мы видим все те же шкуры, отличающиеся разве что покроем: неопрятные лохмотья в «Борьбе за огонь», почти что стильные накидки в «Клане пещерного медведя». В научно-популярных фильмах последних лет неандертальцев наряжают в меховые шапки и даже в какие-то сапожки. Питекантропы довольствуются целомудренными кожаными трусами. Более древние представители человеческого рода гуляют на экране нагишом.

Россия — родина пирамид

О том, как отстойник сахарного завода превратился в древнерусский город, есть ли в нашей ДНК…

24 апреля 13:47

Одежда: наука

Тут мы сталкиваемся с типичной археологической проблемой — проблемой сохранности. Как вы догадываетесь, одежда истлевает быстро, и найти что-то такое в слое каменного века нереально. Есть исключения, типа ледяной мумии Эци возрастом в 5300 лет, у которой чудом сохранилась одежда, включая шапку и обувь. Но мы говорим про гораздо более далекое прошлое. Что остается археологам? Анализировать скудные косвенные свидетельства.

Например, об обуви можно судить по отпечаткам ног. Та пара неандертальских следов, которая дошла до нас, оставлена босыми ногами. Может, европейские троглодиты и ходили в щегольских сапожках, но науке об этом ничего не известно.

Мы знаем, что неандертальцы жили в Европе в ледниковую эпоху, так что без какой-то одежды им пришлось бы очень туго. На стоянках неандертальцев находят иногда каменные проколки — возможно, их использовали для прокалывания шкур. В 2013 году, разглядывая под микроскопом орудия с французской стоянки Абриду Марас, ученые нашли на их поверхности крошечные перекрученные волокна — возможно, остатки древней веревки или нитки. Вот и все, что осталось нам от гипотетической неандертальской одежды.

Что касается древних Homo sapiens, наших прямых предков, то тут материала больше. Например, есть отпечатки тканей (!) на глине в Чехии; найден след чего-то похожего на мокасины во Франции. Известны фигурки «венер», орнамент на которых напоминает передничек. Найдено много костяных игл, даже с ушками, обнаружены шапочки из раковин. А отдельного упоминания достойна знаменитая стоянка Сунгирь во Владимирской области.

Этот богатейший памятник эпохи верхнего палеолита (возраст — более 30 тыс. лет) больше всего известен погребениями двух подростков и взрослого человека. Скелет мужчины был весь покрыт гирляндами бус из мамонтовой кости и засыпан охрой.

Бусы покрывали грудь, руки и ноги, даже череп — видимо, когда-то ими была расшита одежда. Ряды бус, а также полосы охры, вероятно скопившейся в складках одеяния, довольно четко обрисовали покрой давно истлевшего костюма. Ученым удалось реконструировать меховую рубаху и штаны, обувь типа мокасин и меховую шапку — примерно так одеваются современные северные народы. Совсем не похоже на каноническую шкуру на плечах, верно?

Украшения и раскраска: кино

Как должен выглядеть настоящий дикарь из приключенческого романа? Набедренная повязка, ожерелье из акульих зубов; боевая раскраска, а в носу — кость или кольцо. Довершает картину головной убор из перьев.

Режиссеры фильмов, не особо фантазируя, лепили образ древнего человека с современных дикарей. После того как прошла мода на изображение неандертальцев «тупыми обезьянами», их стали раскрашивать, увешивать зубами и ракушками. Кроманьонцев вдобавок покрывают татуировками и шрамами; в «Борьбе за огонь» древние Homo sapiens расхаживают в причудливых масках и вымазаны каким-то белым красителем с ног до головы.
Да, так экзотичнее, так интереснее смотреть… А что скажет наука?

«Если человек верит в «древних астронавтов», то он ругает Дарвина»

Узнав, что в колдовство и предсказания верят все больше россиян, отдел науки «Газеты.Ru» поговорил…

01 ноября 13:50

Украшения и раскраска: наука

Сегодня мы знаем почти наверняка: неандертальцы действительно были падки на бижутерию. Во всяком случае, иногда. На неандертальских стоянках археологи нашли и клыки животных — подвески, и раковины с дырочками, причем некоторые, обнаруженные в Испании, покрашены охрой в красный цвет.

Кстати, использование красителей было для неандертальцев обычным делом, причем уже более 200 тыс. лет назад — столь древние кусочки охры нашлись на стоянке ранних неандертальцев в Нидерландах.

Ближайшее месторождение этого красителя находилось в 40 км от пещеры — чтобы раздобыть краску, неандертальцы были готовы на дальние переходы. Конечно, надо быть честным: зачем охра понадобилась древним людям, мы точно не знаем. Быть может, они натирались ею, чтобы защититься от докучающих насекомых, или использовали для выделки кож. И все-таки боевая раскраска — версия, вполне имеющая право на существование.

А недавно ассортимент неандертальских украшений расширился благодаря артефактам из знаменитой пещеры Крапина в Хорватии. Вообще-то этот памятник был открыт больше 100 лет назад, но радует ученых находками до сих пор. Очередной подарок археологам — восемь когтей орлана белохвоста, найденных среди тысяч костей животных из так называемого «слоя пещерного медведя». Судя по характерным истертостям, когда-то когти эти висели на веревочке и терлись друг о друга. Поэтому ученые не без оснований сочли находку древнейшим ожерельем из птичьих когтей, некогда украшавшим шею неандертальского вождя.

И еще одна удивительная находка, добавляющая штрихи к неандертальскому портрету. На севере Италии, в пещере Фумане, в неандертальском слое археологи обнаружили множество птичьих костей. Необычным было то, что почти половина костей относилась к крыльям. А среди птиц были галки, соколы, грифы — то есть птицы не слишком вкусные, зато красивые. На костях же специалисты разглядели характерные следы: как будто кто-то срезал с них перья.

Зачем неандертальцам перья? Не для того ли, чтобы украсить ими прическу? Эта версия не единственная, но вполне правдоподобная.

Так что неандерталец, щеголяющий в головном уборе из орлиных перьев, словно индеец племени сиу, — образ, еще ждущий воплощения на киноэкране.

Интеллект: кино

В том, как кинорежиссеры представляют умственные способности древних, есть две крайности. В варианте, простодушно льстящем современному зрителю, предки предстают недоразвитыми дебилами с вытаращенными глазами и полуоткрытым ртом. Изображать пещерных людей недоумками — старая добрая традиция, хотя такой подход встречается даже в современном научно-популярном кино. Так, в двухсерийной эпопее BBC «Планета обезьянолюдей» азиатские питекантропы настолько тупые, что за них стыдно даже орангутану. Другой подход — с которого я начал эту статью — «осовременивание» доисторического человека.

Гомеопаты берутся за яйца

Закидать популяризатора науки тухлыми яйцами — именно таким образом решили защитить честь гомеопатии ее…

07 октября 17:40

В таком случае древние ни в чем не уступают нынешним жителям западных мегаполисов, а по моральности и духовности даже превосходят их.

Так, в фильме «Последний неандерталец» закадровый голос озвучивает размышления главного героя о том, что убивать людей это ай-я-яй, что все звери братья… и прочий неандертальский буддизм. А колдун из неандертальского племени в фильме «Клан пещерного медведя» не только разглагольствует про духов, но даже учит главную героиню счету на камешках.

Интеллект: наука

Как вы понимаете, измерить IQ неандертальца вряд ли получится. Оценивать интеллект давно умерших людей мы можем только косвенно. Мы не знаем, умели ли неандертальцы считать. Как-то сомнительно, если честно. И все же дураками ни они, ни их предки не были. Режиссеру, изобразившему питекантропов (Homo erectus) дегенератами, не способными к простейшей мыслительной деятельности, я бы предложил попытаться самостоятельно изготовить кремневое рубило. Между прочим, еще миллион лет назад сырье для своих орудий эректусы приносили за многие десятки километров. Полезно поразмыслить об этом современному горожанину, которому лень перейти улицу, и он заказывает суши с доставкой домой.

Более 800 тыс. лет назад эректусам пришлось пересечь водную преграду в 40 км, чтобы попасть на остров Флорес. Они это сделали! Дебилы, говорите?
А неандертальцы не только изготавливали разнообразные орудия из камня и кости, но и прикрепляли каменные наконечники к деревянному древку с помощью веревок и смолы.

Вывод? С мозгами у этих людей было все в порядке.

Пища: кино

Чем занимается пещерный человек, сидя у первобытного костра? Конечно, грызет жареную ногу мамонта. Кинематограф показывает нам доисторическую трапезу в ключе, мало поменявшемся с конца XIX века. Охотники, втаскивающие на стоянку тушу животного; радость всего племени, восторженные крики, а затем громкое чавканье — гимн успешной охоте. В современном кино рацион наших предков разбавляют экзотикой, ведь зрителей надо шокировать. Питекантроп в джунглях Юго-Восточной Азии с удовольствием хрустит огромным пауком («Прогулки с пещерным человеком»), а европейская кроманьонка с радостью запихивает в рот горсть личинок насекомых («Последний неандерталец»).

Пища: наука

Как узнать, что люди ели на обед 100 тыс. лет назад? Основных источников у ученых три.

1. Строение челюстей и зубов. Зубы большие, эмаль тонкая — следовательно, пища была мягкой (фрукты, плоды). Мощные зубы, эмаль толстая — значит, приходилось жевать что-то жесткое.

2. Орудия (там, где они есть). Иногда по их внешнему виду, по износу рабочего края и даже по микроостаткам, прилипшим к поверхности, можно понять, для чего они использовались.

3. Объедки, пищевые отбросы. Обычно это кости животных и (крайне редко!) растительные остатки — косточки плодов, скорлупа орехов. А как мы поймем, что это кости животных, действительно съеденных людьми? По следам орудий на этих костях. Правда, распознать их не так просто. Например, по поводу древнейшей находки такого рода — костей антилопы из Восточной Африки возрастом более 3 млн лет — ученые до сих пор спорят: это следы от орудий или от крокодильих зубов?

Как мстить научным популяризаторам

О популяризации науки, ГМО, религии и терактах в Париже в интервью «Газете.Ru» рассказала Ася…

30 марта 14:11

Не так давно наука вооружила археологов и антропологов более точными и надежными методами. Стал широко использоваться химический и изотопный анализ костей и зубов древних людей.

Как говорится, ты то, что ты ешь.

Вместе с пищей наш организм получает определенный набор химических элементов, некоторые из которых накапливаются в костях и зубах. Изотопный анализ даже миллион лет спустя расскажет нам о том, питалось ли данное существо мясом, растениями либо налегало на рыбу.

Мы даже можем узнать, какие растения составляли основу его рациона: древесные плоды и листва либо, может быть, злаки. Именно так ученые выяснили, что наши далекие предки — австралопитеки — зависели не только от даров леса, как современные шимпанзе. Оказывается, значительную роль в питании австралопитеков играли растения саванны.

Совсем недавно анализ содержания изотопов в костях неандертальцев подтвердил, что эти древние обитатели Европы любой добыче предпочитали самых крупных млекопитающих — мамонтов и носорогов. При этом неандертальцы не были такими убежденными мясоедами, какими их рисует классическая литература: не менее 20% их пищи составляли растения.

В последние годы внимание ученых привлекло то, с чем современные стоматологи активно борются, — зубной камень. Ведь зубной камень — это налет, в котором скапливаются частицы поедаемых нами продуктов. Микроскопические гранулы крахмала из растений, попав в зубной камень, могут храниться в нем, как в надежном сейфе, тысячи и даже миллионы лет. Разглядывая зубной камень под микроскопом, ученые выясняют не только, какими растениями питался обладатель зуба, но даже какой обработке подвергалась пища. Так, несколько лет назад ученые исследовали зубной камень неандертальцев из иракской пещеры Шанидар. В их зубном камне обнаружили гранулы крахмала, похожие на гранулы из современного ячменя. И судя по всему, этот ячмень поедался вареным! Получается, неандертальцы варили себе на завтрак ячменную кашу.

Полный список источников, дающих ученым сведения о пище древнего человека, обширен. Это и микроизнос зубной эмали, и древняя ДНК, и даже копролиты — окаменевшие фекалии (есть такие находки!). Специалисты находят все более изощренные средства, позволяющие заглянуть на кухню наших далеких предков.

Так что в ближайшем будущем у сторонников «палеодиеты» и любителей рассуждать о «естественном рационе» появится еще больше пищи… для размышления.

Охота: кино

Я уже упомянул такой обязательный атрибут пещерного быта, как охотничьи трофеи. Какой же фильм на доисторическую тему обойдется без эффектной сцены охоты на мамонта или хотя бы на быка? Правда, режиссеры очень по-разному оценивают охотничьи способности древних. В «Борьбе за огонь» мамонт не вызывает у неандертальцев никаких чувств, кроме священного ужаса. В «Прогулках с пещерным человеком» неандертальцам удается-таки завалить мамонта, сбросив на него со скалы огромный валун. Наиболее же традиционный вариант — загон бедного животного в огромную ловчую яму. Кстати, такой способ охоты древних людей показан даже в компьютерной игре «Far Cry Primal» (2015).

Охота: наука

Может показаться странным, но по поводу охотничьих способностей наших предков ученые спорили десятилетиями. Представьте себе, некоторые авторы популярных книг даже сейчас утверждают, что неандертальцы охотиться не могли. Что уж говорить о более древних представителях человеческого рода!

В самом деле, набор орудий первых людей для охоты не годится. Что у них было? Только чопперы — расколотые гальки.

Такой штукой можно, пожалуй, раздробить кость или рассечь шкуру, но как ею поразить быстроногую антилопу? А сам «человек умелый», коротконогий и тщедушный, разве конкурент грозным саблезубым кошкам, царившим в саванне? Кроме того, найденные на стоянках кости животных, пусть и с отметинами от орудий, были погрызены кем-то хищным, и в ряде случаев следы орудий появились явно после того, как кости кто-то грыз. Неужели наши предки были жалкими падальщиками, способными только подбирать объедки за львами и леопардами?

Однако есть факты, плохо согласующиеся с такой моделью. Ведь не на всех костях животных следы орудий легли поверх «погрызов». В некоторых случаях картина обратная: сначала кости скоблили камешками, а уже потом то, что осталось, глодали гиены. Среди отбросов на стоянках ранних Homo множество мелких зверюшек (например, в Олдувае найдена нижняя челюсть ежа с отметинами от орудий). Уж ежа-то наши пращуры в состоянии поймать сами! В конце концов, мы знаем, что на мелкую дичь охотятся современные шимпанзе, орангутаны, павианы. Что же мешало это делать даже австралопитекам?

На более поздних этапах человеческой эволюции свидетельства человеческой охоты становятся многочисленными и красноречивыми. Как уже говорилось, неандертальцы обожали мамонтятину.

На некоторых неандертальских памятниках счет останкам мамонтов идет на тысячи, причем на некоторых из них найдены недвусмысленные следы от ударов острыми предметами.

Как же происходила охота на столь крупную дичь? Некогда популярная идея загона в ловчую яму многим археологам кажется очень сомнительной. Недавно, выступая на форуме «Ученые против мифов», археолог Артур Чубур назвал основные возражения ученых против идеи загонной охоты. Главный вопрос: с помощью каких орудий выкопать такую яму, чтобы в нее мог свалиться мамонт? Это в мерзлой-то почве! Экскаваторов и даже совковых лопат не было. Под силу ли такое неандертальцам или кроманьонцам? Более вероятен «честный поединок» — охотник с копьем против мамонта. Да, задача кажется крайне сложной. Однако аналогичным способом на слонов успешно охотятся современные пигмеи в Центральной Африке. У разных племен свои секреты: кто-то бьет копьем в основание хобота, кто-то — в определенную точку между пальцами ноги, кто-то — в брюхо. После этого главное — быстро убегать и ждать, пока животное потеряет силы и истечет кровью. Неандертальцы однозначно были поплотнее пигмеев. Что касается кроманьонцев, то именно с их хищнической деятельностью многие ученые — не без оснований — связывают вымирание крупных млекопитающих в конце ледникового периода…

***

Мой обзор, мягко говоря, неполон. За его пределами остались такие аспекты древней жизни, как искусство, религия, насилие и секс… Что ж, лишний повод вернуться к этой теме позже.

Наука и кинематограф — две вселенные, живущие по разным правилам. Я начал с того, что художественное и даже научно-популярное кино — сомнительный источник знаний о Древнем мире. Зрителю захватывающего фильма сложно понять, где кончаются факты и начинается фантазия сценариста. Какой же он, идеальный фильм про каменный век? Он еще ждет своего режиссера. Может, им станет кто-то из моих читателей?

29 реконструированных лиц древних людей от неандертальцев до Иисуса

Эрин Келли | Под редакцией Leah Silverman

Опубликовано 10 июля 2019 г.

Обновлено 29 марта 2020 г.

Ученые и художники работали вместе, чтобы создать эти реконструированные лица древних людей, и результаты поразительны.

1 из 30

Останки реконструированной неандертальки были найдены в пещере в Гибралтаре. Она умерла не менее 30 000 лет назад. Возможно, она была одной из последних неандертальцев в Европе. Королевский павильон и музеи; Брайтон энд Хоув

2 из 30

Эта женщина из Уайтхока жила около 5000 лет назад в эпоху неолита. Ее нашли недалеко от Брайтона с младенцем на руках, что указывает на то, что она (и ее ребенок) умерли при родах. Королевский павильон и музеи; Брайтон и Хоув

3 из 30

Этот человек был сильным человеком, который умер относительно молодым — вероятно, в возрасте 20 лет. Его волосы были собраны в пучок; стиль, подобный многим германским племенам в железном веке. Королевский павильон и музеи; Брайтон энд Хоув

4 из 30

Джейн была подростком, которого, вероятно, съели ее односельчане из Джеймстауна в 17 веке. Ее изуродованный череп и отрубленная кость ноги были найдены вместе с костями животных и другими остатками пищи в подвале Джеймстауна. мужчина, раскопанный в 1863 году в Уилтшире, Англия. Джеймс О’Дэвис/English Heritage

6 из 30

Лицо кроманьонца, который был группой, пришедшей на смену неандертальцам в Европе. Этот человек жил от 30 000 до 10 000 лет назад. Королевский павильон и музеи; Брайтон энд Хоув

7 из 30

Реконструкция лица «леди Патчам», которая жила в Римско-Британии около 250 г. н.э. Возможно, она была жертвой убийства, поскольку была найдена с большим гвоздем в черепе. Королевский павильон и музеи; Брайтон и Хоув

8 из 30

Реконструкция лица англосаксонского мужчины из средневековья — 500 г. н.э. Королевский павильон и музеи; Брайтон и Хоув

9 из 30

Доун, подросток эпохи мезолита, около 7000 г. до н.э. Рейтер

10 из 30

На основе исторических счетов и скульптур испанский проект Césares de Roma реконструировал лицо римского императора Нерона. Césares de Roma

11 из 30

Fal , его также подозревали в убийстве своей матери и первой жены. Césares de Roma

12 из 30

Технология 3D вернула к жизни останки этой женщины, которую назвали Евой. Она была найдена в затопленной пещере воронки Наарон на юго-востоке Мексики на полуострове Юкатан в 2001 году. CEN/Cicero Moraes

13 из 30

3500 лет назад этот человек по имени Небири был египетским сановником при фараоне 18-й династии Тутмосе III. Филипп Фрёш

14 из 30

В 2014 году археологи обнаружили останки мужчины из Дублина, умершего около 500 лет назад. Вероятно, он был беден, так как у него были признаки недоедания в детстве и тяжелого ручного труда. Скучающая панда

15 из 30

Эта девочка-подросток ледникового периода по прозвищу Найя погибла в Мексике 12 000–13 000 лет назад. Она оставалась в глубокой подводной яме до 2007 года, когда водолазы посетили это место на полуострове Юкатан. NBC News

16 из 30

Первый император Римской империи Август, чье правление положило начало двухсотлетнему периоду относительного мира и процветания, известному как Pax Romana.

17 из 30

Генрих IV Французский был королем Франции с 1589 по 1610 год, когда мы были убиты фанатичным католиком. Он был известен как Добрый король Генрих за его большую заботу о благополучии своих подданных. Philippe Froesch/Bored Panda

18 из 30

На юге Франции базилика охраняла предполагаемые человеческие останки Святой Марии Магдалины. Ученые воссоздали ее лицо с черепа, к которому им было запрещено прикасаться, используя вместо этого сотни фотографий черепа. National Geographic

19 из 30

Известный как Человек Чеддер, это самый старый британец, чей геном был секвенирован. Чеддерский Человек жил 10 000 лет назад; его скелет был обнаружен в пещере в ущелье Чеддер в 1903 году. Анализ его генома показал, что у него была темная кожа и голубые глаза. Channel 4/Plimsol Productions

20 из 30

Известный мальчик-король Тутанхамон из древнего Египта, умерший в 1323 году. до н.э., реконструкция 2005 г. Египет и Национальное географическое общество

21 из 30

Лучник с боевого корабля ВМФ 1545 года Мэри Роуз . Несмотря на то, что ему было всего около 20 лет, середина его позвоночника была искривлена ​​— особенность, которую часто можно увидеть на скелетах, найденных с помощью снаряжения для стрельбы из лука. Richard Moss/Museum Crush

22 из 30

Лицо Максимилиана де Робеспьера, печально известного «мальчика с плаката» Французской революции, чья знаменитая посмертная маска 1794 года была сделана мадам Тюссо — предположительно из обезглавленной головы Робеспьера. Царство истории

23 из 30

Как бы выглядела королева Шотландии Мария во время своего правления в 16 веке. Wilkinson/Aitken, University of Dundee

24 из 30

2000-летней египетской мумии, известной как «Меритамун», на момент смерти было установлено, что ей было от 18 до 25 лет, а ее рост составлял около пяти футов четырех дюймов. The University of Melbourne

25 из 30

Женщина бронзового века по имени Ава, умершая 3700 лет назад в Шотландском нагорье. Ее нашли в необычной могиле; место ее последнего упокоения было вырублено в скале, что позволяет предположить, что она имела высокий социальный статус. Хью Моррисон

26 из 30

Согласно римским историкам, Калигула занимался инцестом со своими сестрами и продавал их другим мужчинам. В часто повторяемой истории он пообещал сделать своего коня Инцитата консулом и фактически назначил его священником.

27 из 30

Один череп, обнаруженный в братской могиле в древних Афинах, принадлежал 11-летней девочке, которой археологи дали имя Миртис. Считается, что она жила около 430 г. до н.э. Wikimedia Commons

28 из 30

Это воссоздание Иисуса Христа было создано на основе точных измерений, взятых с Туринской плащаницы. Профессор Джулио Фанти из Падуанского университета возглавил этот проект в 2018 году, заявив: «Мы верим, что у нас есть точное изображение того, как Иисус выглядел на этой земле». TgPadovaTelenuovo/YouTube

29 из 30

Используя данные судебной антропологии, а не спорную Туринскую плащаницу, британские ученые и израильские археологи также воссоздали то, что, по их мнению, является наиболее точным изображением Иисуса, самого известного лица в истории человечества. Популярная механика

30 из 30

29 реконструированных лиц древних людей от неандертальцев до Иисуса

Посмотреть галерею

За последние десятилетия наша способность реконструировать изображения давно умерших людей достигла неизмеримого прогресса. Благодаря подробным компьютерным программам, исследованиям ДНК и передовым технологиям, таким как 3D-печать, погрешность в научно реконструированных лицах сокращается. В результате получаются потрясающие реалистичные портреты древних людей, покинувших Землю тысячи и тысячи лет назад.

Реконструкция лица — это тонкое сочетание науки и искусства. Таким образом, маятник может слишком сильно качнуться в одну сторону и повлиять на конечный результат. Слишком много науки и лица могут быть бесплодными и неподвижными. Пусть восторжествует художественная вольность, и реконструкции могут оказаться неточными с научной точки зрения.

Так как же специалисты создают эти реконструкции и что они ожидают от них найти?

Искусство реконструкции лиц

Ученые и художники часто используют напечатанный на 3D-принтере череп, который они почерпнули либо из фрагментов древних людей, либо, если повезет, из целого черепа. Затем они принимают во внимание каждую деталь; радиоуглеродное датирование, зубной налет и анализ ДНК для определения цвета глаз, кожи и волос субъекта.

Некоторые цифровые портреты создаются только с помощью компьютера. Другие визуализируются в трех измерениях художниками с использованием глины и подобных материалов наряду с этим исследованием. Эти художники используют точные измерения и свое знание лицевых мышц для создания точной модели.

Следующее видео дает увлекательный обзор того, как судебные медики начинают реконструировать лица.

Иногда используется точная копия черепа, когда необходимо сохранить оригинал. Это включает в себя множество фотографий, цифровую визуализацию и 3D-печать или литье. Специализированные судебно-медицинские эксперты используют все те же меры на современных черепах, чтобы помочь идентифицировать жертв убийства.

На одну реконструкцию могут уйти сотни часов. Возникает вопрос — стоит ли их делать? В случае расследования убийства реконструкция иногда является последней попыткой, когда нет ДНК, стоматологических записей или фотографий. Однако, когда личность действительно неизвестна, изображение лица жертвы может быть разницей между холодным делом и закрытым.

А как же древние люди? Как это помогает нам узнать об их внешности?

Оживление истории и древних людей

Люди — очень визуальные существа. Некоторым из нас нужно что-то увидеть, прежде чем мы сможем в это поверить. В этом смысле наблюдение лица кого-то, реконструированного из куска кости, может помочь нам визуализировать — и, следовательно, понять — нашу эволюционную историю более четко.

Кроме того, это просто очень, действительно интересно.

Например, познакомьтесь с Доун, подростком из периода мезолита — около 7000 г. до н.э. — которого назвали так за то, что он родился на заре цивилизации.

Греческие ученые реконструируют лица 9000-летних женщин с помощью 3D-печати и тщательного изучения.

Очевидно, что изучая кости наших предков, можно почерпнуть важные факты. Мы можем знать, умерли ли они от определенной болезни, как, например, Небири, египетский сановник, который является старейшим задокументированным случаем сердечной недостаточности.

Мы можем узнать, какую работу они выполняли. Мы можем определить, какова была их диета и были ли они аборигенами той местности, где находились их кости.

Это все великие открытия. Но разница между видением костей и выражением лица; в этом разница между гуманоидом и человечеством.

Насколько точны реконструкции лица?

Мы можем утверждать, что точность реконструкции лиц находится на рекордно высоком уровне, однако, скорее всего, никогда не будет способа сделать эти реконструкции лиц на 100 процентов точными. На сегодняшний день не существует стандартизированного способа их создания. Никакие два судебно-медицинских эксперта не смогут создать абсолютно одинаковую реконструкцию на основе одной и той же информации.

Используя черепа в качестве основы, ученые могут определить расположение глаз, выступ носа, размер рта, надбровные дуги и линию подбородка. Мышцы немного тверже, но мы знаем, где они находятся и как ведут себя под кожей. Когда присутствует ДНК, это очень помогает с окраской и тоном кожи.

Тканевые маркеры используются, чтобы показать, насколько тонкой или толстой должна быть кожа. Ученые собирают эти измерения на основе компьютерной томографии живых людей разных национальностей. Судебно-медицинские эксперты используют эти цифры для приближения.

Несмотря на множество используемых тактик, существуют физические аномалии, которые нельзя вывести из черепа, например, выражение лица, шрамы, растительность на лице и татуировки. Это вещи, которые действительно отличают нас друг от друга уникальными способами.

Что касается татуировок, ученые недавно работали над реконструкцией лица этой женщины: 1600-летней татуированной мумии.

Будущее реконструкции лица

С учетом того, как далеко мы уже продвинулись, трудно представить, что в этой области будет реализовано еще много улучшений. Однако есть пара моментов, которые могут раскачать маятник реконструкции лица, чтобы приблизиться к точной науке.

Как и в большинстве случаев, чем больше мы практикуемся, тем большему мы учимся. Реконструкция лица все еще является довольно новой наукой. Само время выявит новые биологические маркеры. Будет доступно еще более совершенное программное обеспечение. Но на данный момент отсутствие стандартизированной модели создает множество результатов для одних и тех же входных данных. Выяснение того, как ужесточить процесс и разрешить менее творческую интерпретацию в определенных ситуациях, может все изменить.

В настоящее время использование реконструированных лиц в качестве веских доказательств в судебных делах запрещено. Если мы сможем начать воспроизводить лица с еще большей точностью, когда-нибудь это может быть. Хорошо это или плохо, безусловно, подлежит обсуждению и требует великого этического утверждения: «То, что мы можем, не означает, что мы должны это делать».

А пока мы можем создать образ прошлого, и это поможет нам лучше понять нашу эволюционную историю.


После этого взгляда на некоторые действительно впечатляющие реконструированные лица древних людей прочитайте об этом 9500-летнем черепе и о том, что мы узнали из него. Затем узнайте, почему археологи находили щенков в древних китайских гробницах.

Expedition Magazine — Penn Museum

Реконструкция неандертальца

Автор: Кристина Гриффит

ПОСМЕРТНАЯ реконструкция лица — это метод, в котором используются анатомические знания человеческого черепа для воссоздания лица умершего человека. Художники-криминалисты сотрудничают с правоохранительными органами, чтобы идентифицировать жертв преступления, когда находят скелетированные останки. Археологи используют тот же метод, чтобы узнать, как мог выглядеть человек, который жил и умер задолго до появления фотографий.

Для многих людей черепа являются предметом страха, ярким напоминанием о неминуемой смерти и разложении. Черепа олицетворяют универсальность нашей смертности, и без плоти один может не сильно отличаться от другого. Требуется наблюдательность и специальная подготовка, чтобы узнать, является ли скелет мужчиной или женщиной и каков возраст и образ жизни этого человека. Наше детальное понимание человеческого тела, накопленное за столетия, позволило нам разработать новые методы, которые говорят нам о костях больше, чем мы когда-либо могли узнать раньше. Благодаря работе доктора Джанет Монж, помощника куратора и хранителя секции физической антропологии, а также художницы Пенсильванской академии изящных искусств (PAFA) и студентки четвертого курса Кэтлин Галло, посетители галереи Сфинкса музея смогут увидеть лицо человека, который, возможно, умер 60 000 лет назад.

Лицо Шанидара 1, неандертальца, также называемого «Стариком» Шанидара. Он жил и умер около 60 000 лет назад. Его кости свидетельствовали о тяжелой жизни и множестве старых травм. Чтобы выжить, он должен был быть поддержан своим сообществом. ЭП-2019-4-1.

«Старик» Шанидара

Пещера Шанидар расположена на территории современного Курдистана, на севере Ирака. Именно здесь в 1950-х годах археолог доктор Ральф Солецки раскопал тела восьми взрослых и двух детей, которые, как считается, были захоронены во время оккупации в пещере между 45 000 и 60 000 лет назад. Среди некоторых останков Солецкий обнаружил доказательства, изменившие наши представления о неандертальцах и их культуре.

Когда первые кости неандертальца были обнаружены в Германии в 1856 году, предполагалось, что эти толстокожие, широкобровые гоминиды были более похожи на обезьян, чем современные люди, лишенные наших когнитивных способностей и неспособные развить то, что можно было бы считать культурой. Однако на месте захоронения в Шанидаре интенсивное изучение скелетных останков Солецки выявило признаки социальных отношений и ритуалов, обнажая культурную сложность, которая ранее считалась присущей только современным людям. Судебно-медицинские доказательства показали, что неандертальцы заботились друг о друге, помогали залечивать раны и ухаживали за больными. Обнаружение пыльцы вокруг останков некоторых людей также свидетельствует о том, что неандертальцы оплакивали своих умерших и совершали ритуальные захоронения с цветами. 902:24 Пещера Шанидар на территории современного Иракского Курдистана. Фото Алами.

Раскопки Солецкого обнаружили человека, известного как Шанидар 1, который частично или полностью потерял зрение на левый глаз из-за травматического повреждения. Исследования также показали, что мусор и ушная сера, попавшие в его правое ухо, сделали бы его глухим на эту сторону. Ему ампутировали правую руку ниже локтя, и он страдал от артрита. Тем не менее, он дожил до возраста, который мы могли бы считать преклонным возрастом для неандертальца: хотя это и трудно
для оценки точного возраста человека по скелетным останкам считается, что он дожил не менее 50 лет. После того, как ему вылечили травмы, о нем, должно быть, позаботились его жители, предоставили еду и кров, несмотря на то, что он физически и сенсорно неполноценен. Для этого требовалась социальная структура, которая ранее не считалась существующей в неандертальском обществе. Положение его тела указывало на то, что он погиб в результате камнепада внутри пещеры; коллекция более мелких камней на окаменелых останках навела Солецкого на мысль, что его товарищи впоследствии покрыли тело этими камнями. Несмотря на то, что работа Солецкого подвергалась резкой критике, многие ученые теперь полагают — на основе изучения других мест захоронения неандертальцев — что неандертальцы на самом деле намеренно хоронили своих мертвецов.

Скелет Шанидара 1 остается в Ираке, но в 1970-х годах Фонд антропологических исследований Веннера-Грена изготовил слепок черепа. Эта форма была передана в 1980 году в Пенсильванский музей, где по форме был сделан слепок. В мире очень мало отливок этого черепа, так что это уникальная возможность для Пенсильванского музея продемонстрировать ключевое открытие в антропологии.



Череп Шанидара 1, вид спереди. Доктор Ральф Солецки раскопал останки весной 1957.


Череп сбоку. Череп был найден в разобранном виде, и его пришлось снова собрать в лаборатории. Работа Солецкого помогла изменить наше представление о неандертальцах.

Наука и искусство реконструкции лица

Современные методы реконструкции лица восходят к работам немецких анатомов и физиологов Германа Велькера и Вильгельма Хиса, которые проанализировали взаимосвязь между костной структурой человека в конце 19 века. черепа и мягких тканей лица. Понимание того, где мышцы и сухожилия соединяются под слоями кожи, имеет решающее значение для визуализации контуров человеческого лица.

Одним из аспектов реконструкции лица, который может быть вам знаком, является использование маркеров глубины: небольшие штифты определенной длины прикрепляются к черепу в определенных точках, чтобы показать, какой толщины ткань должна быть в этих местах. Работа Вильгельма Хиса, Юлиуса Коллмана и У. Бухли в конце 19 века привела к созданию всеобъемлющей таблицы толщины тканей и достаточного количества точек данных, чтобы экспоненциально повысить точность реконструкции лица.

Не было до 19В 60-х годах правоохранительные органы обратились к этому методу в попытке идентифицировать скелетированные останки. Бетти Пэт Гэтлифф (1930–2020) была пионером судебно-медицинской экспертизы. Работая с антропологом доктором Клайдом Сноу, она разработала американский метод определения глубины ткани Гатлиффа/Сноу, который определял особенности черепа, которые следует использовать в качестве ориентиров для построения лица. Череп — это карта, которая сообщает скульптору, где сходятся веки, где начинаются губы, а также примерную длину и ширину носа. Маркеры глубины ткани в первую очередь основаны на этнической принадлежности, а корректировки вносятся в зависимости от возраста. Работа Гэтлиффа помогла идентифицировать жертв серийного убийцы Джона Уэйна Гейси и воспроизвести голову президента Джона Ф. Кеннеди, которая использовалась для траекторных испытаний во время 19-го века.78 Дом расследует его убийство. Гэтлифф обучал судмедэксперта Джо Маллинза, который обучал реконструкции лица Кэтлин Галло.



Идут недавние раскопки пещеры Шанидар, 2016 г. Это результат совместных усилий Кентерберийского археологического отдела, нескольких университетов Соединенного Королевства и представителей Курдского управления древностей. Фото Hardscarf, Wikimedia Commons.


Бетти Пэт Гэтлифф, пионер судебно-медицинской реконструкции, на фото 1983 с ее реконструкцией Тутанхамона. Изображение предоставлено коллекцией Уильяма Р. Мэйплса, хранящейся в Библиотеке Уилсона Дж. Брэдшоу, архивах, специальных коллекциях и цифровых инициативах Университета побережья Мексиканского залива Флориды.


Слепок черепа закреплен на каркасе, изготовленном художником. Красная соломинка, торчащая из черепа, является ориентиром для ушных отверстий, определяющих конструкцию уха.
Начинает появляться узнаваемое лицо, маркеры глубины все еще видны, а рот и подбородок готовы к построению. Глаза в черепе — стеклянные шарики. После того, как его лицо готово, делается гипсовый слепок для экспозиции в музее.

Как выглядит «Старик» Шанидара?

Студентка PAFA Кэтлин Галло, которая провела судебно-медицинскую реконструкцию для Музея Мюттера и полиции округа Пима (Аризона), работала под руководством доктора Джанет Монж над реконструкцией лица Шанидара 1, «Старика». Этот метод реконструкции включает в себя прикрепление к слепку штифтов, указывающих на различную толщину ткани, и использование глины для моделирования формы на основе определенных точек, определяющих контуры человеческого лица. Например, в случае неандертальца антропологи знают, что у него больше мышечной массы вокруг рта и челюсти, а зубы крупнее, чем у современных людей.

На следующем этапе судебно-медицинский эксперт воссоздает лицо, основываясь на строении черепа, расположении различных черт и том, что мы знаем о возрасте и поле этого конкретного неандертальца. Художник использует пластилиновую глину на масляной основе, которая не затвердевает, и добавляет на кожу такие детали, как поры и морщины. Она покрывает кусок силиконом, который полностью и тщательно передает лицо, и делается гипсовый слепок.



Художник покрывает свою реконструкцию силиконом, готовясь к изготовлению гипсового слепка. Силикон улавливает мельчайшие детали, такие как морщины и поры на коже.


Негатив лица изготавливается из тонкого гибкого силикона, а твердая оболочка, называемая «материнской формой», обеспечивает поддержку, необходимую для отливки гипсовой копии.

Детальная реконструкция лица воспроизведена в гипсе, чтобы ее покрасили и причесали перед выставкой.
Реалистичный оттенок кожи, седеющие брови, «гусиные лапки» и водянистые коричневые радужки глаз: эти детали оживляют его и отражают мир, в котором он жил.

Шанидар 1 — особенно интересная личность с большим характером в лице. Для Джанет Монж он является примером того, «как жизнь по существу встроена в тело». Воссоздавая свое лицо, Галло должен был учитывать особенности, которые являются результатом его жизненного пути: дряблость кожи, потеря коллагена и даже шрам над левым глазом. Его цвет лица, как у человека с Ближнего Востока, который жил на открытом воздухе, был описан Монжем как «румяный и скалистый». Известно, что ген рыжих волос, присутствующий у европейцев, произошел от неандертальцев, поэтому для его волос был выбран каштановый цвет с небольшим количеством седины, чтобы указать на его возраст. Нанесение деталей волос и кожи, глаз и прорисовка тона кожи — это последние шаги, которые оживляют дальнего родственника, скончавшегося в пещере десятки тысяч лет назад. Это произведение научного искусства, на создание которого ушло около 120 часов, теперь находится в футляре в галерее «Сфинкс».

Этот проект позволил Пеннскому музею наладить партнерские отношения с Пенсильванской академией изящных искусств и талантливым студентом, объединив творческий и научный подход, чтобы предоставить посетителям музея незабываемые впечатления. Монж доволен результатом: «У наших посетителей будет хорошая система отсчета, когда они думают о пожилых людях и родственниках и о том, что их тела действительно являются свидетельством их истории жизни». Вид лица Шанидара 1 может рассказать нам о его жизни гораздо больше, чем мы можем себе представить, глядя на его голые кости.

Анализ Шанидара 1 и его реконструкция иллюстрируют основу того, что делает нас людьми, и подчеркивают объединяющие нас общие черты, которые гораздо важнее наших различий.

Доктор Джанет Монж, младший куратор и хранитель секции физической антропологии, является известным судебным антропологом, хорошо известным членам, студентам и сотрудникам Пенсильванского музея своими увлекательными лекциями и глубокими исследованиями в Африке, Европе и США. . Мы встретились с Джанет, чтобы обсудить реконструкцию головы неандертальца, которая сейчас выставлена ​​в новой галерее Сфинкс.

В случае Галереи Сфинкс один объект представляет каждый из кураторских разделов Музея. Как судебно-медицинская реконструкция головы неандертальца представляет работу физической антропологии?
Физические антропологи интересуются изменениями человека во времени и пространстве. Мы хотим ответить на большой вопрос: что значит быть «человеком»? Этот вопрос касается как биологических вариаций человека (различий в каждом из нас), так и вариаций в человеческом поведении (как эти различия проявляются или выражаются у отдельных людей). Мы также хотим понять, как «человечность» появилась в нашей эволюционной линии.
Расскажите о реконструкции. Почему это важно?
Это реконструкция плоти окаменелого черепа неандертальца Шанидара 1, обнаруженного при раскопках в Ираке и датируемого периодом между 60 000 и 45 000 лет до нашей эры (до настоящего времени). Поскольку череп такой полный (с целым черепом и нижней челюстью), он является прекрасным примером морфологии вымершего члена эволюционной линии человека. Таким образом, это важное доказательство в поисках истории эволюции человека. Это дает нам представление о жизни очень похожих на людей предков из далекого прошлого. Поскольку этот человек был стар, когда умер, у него много «шрамов» существования, которые детализируют эпизоды на протяжении всей его жизни. Дело не в том, что члены нашего рода не дожили до старости, а в том, что наши свидетельства существования пожилых людей ограничены.
Какое значение эта реконструкция имеет для посетителя музея?
Шанидар 1 иллюстрирует два очень важных аспекта человечности: жизнь с инвалидностью и сострадание со стороны общества. Эти две особенности являются ключевыми для понимания уникального образа жизни людей. Откуда нам это знать? Судя по костям его скелета, он потерял руку за много лет до смерти, и мы знаем, что его рука была ампутирована, вероятно, прямо над локтевым суставом. Износ на его зубах показывает, что он использовал рот как место для хранения вещей. У него также был шрам на глазу, который мог поставить под угрозу его способность видеть этим глазом и уменьшить глубину его зрения. Ему понадобился бы помощник или даже сообщество помощников, чтобы позаботиться о нем. Другими словами, отношение к инвалидности с добротой и состраданием было важной чертой человеческой эволюции.
Как и зачем производилась реконструкция?
Реконструкция выполнена Кэтлин Галло, студенткой Филадельфийской академии изящных искусств. Она является экспертом в наращивании мускулов и плоти на человеческие кости, чтобы мы могли понять, как люди выглядели в прошлом. Те же самые методы используются, когда скелетные материалы обнаруживаются в судебно-медицинском контексте и когда нам нужно больше узнать об останках, чтобы помочь в идентификации умершего человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *