ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
обратно
Кижский архипелаг |
Кижи — это остров на Онежском озере, в северной его части, Заонежье. Особенностью этой территории было то, что далеко удаленная от традиционных исторических центров Руси: Новгорода, Вологды и, тем более, от Москвы, эта земля довольно давно, примерно с XII—XIII столетия состоялась как русская земля с основным русским населением и своими сильными христианскими традициями. Она не была присоединена к Московскому царству в ходе той колонизации и окультуривания, которые совершалась с XV в., когда русские стали массированно двигаться на восток. Она именно состоялась как русская земля органически, изнутри. Очень важным для понимания самобытности Заонежья является и то, что из-за удаленности этот край обошли стороной разрушения, приносимые войнами, нашествиями и политическими катаклизмами.
Изначальный уклад и характер и по сей день ощущаются если не в реальной жизни заонежских деревень, сильно изменившейся за последние годы, то, по крайней мере, в облике северных домов — крепких, ладных, больших по размерам, часто двух или даже трёх этажных, рационально продуманных и устроенных и, вместе с тем, поразительно изящных, богато и со вкусом декорированных. Поэтому можно сказать, что Заонежье представляет собой уникальный островок Руси и русского типа жизнеустройства. Именно эта изначальная, коренная, не омраченная иноземным влиянием русскость, нашла свое отражение в кижских храмах, потому они влекут к себе множество людей в России и за рубежом.Древнейшая из дошедших до нас писцовых книг, упоминающих Кижский погост, датируется 1563–1566 гг, а главные храмы погоста — Преображения и Покрова Богородицы — упоминаются с 1582 г.: «Погостъ Спасской в Кижахъ на Онеге озере на острову, а на погосте церковь Преображенiя Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа, древяна, верхъ шатромъ. Церковь другая теплая Покровъ Пречистыя Богородицы с трапезною, древяна, верхъ шатромъ, да на колокольнице колоколъ весомъ тринадцать пудъ» |
Изображение Кижского погоста на гравюре Р. Зотова, 1785 г. |
Известный в наши дни всему миру архи- тектурный ансамбль Кижского погоста, включенный в 1990 г. ЮНЕСКО в Список памятников всемирного культурного наследия, формировался не одно десятилетие. Бревенчатые церкви Преображения Господня (1714 г.) и Покрова Божией Матери (1694 г., перестроена в 1764 г.) прихожане поставили вместо прежних храмов, сгоревших в конце XVII в., когда на острове случился большой пожар от молнии. Шатровая колокольня между ними была построена взамен обветшавшей предшественницы гораздо позднее, в 1862 г. (перестроена в 1874 г.).
Самое раннее из дошедших до нас изображений Кижского погоста можно увидеть на гравюре Р. Зотова, относящейся к лету 1785 г. и опубликованной в книге Н. Я. Озерецковского «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому». В архитектурной основе церквей лежит традиционная схема восьмигранного сруба с четырьмя двухступенчатыми пристройками, ориентированными по сторонам света, что придаёт им крестообразную форму. На основной восьмерик поставлены в два яруса восьмигранные срубы меньших размеров; с запада к нему примыкает невысокая трапезная, перекрытая трехскатной крышей. Формы и размеры 22-х глав, покрытых лемехом (фигурными деревянными пластинками), меняются от яруса к ярусу. Внутренний вид Преображенской церкви претерпел большие изменения в 1759 г., когда приходская община проводила работы по ее восстановлению.
Храмы Преображения 90-е гг. ХХ в. |
Вероятно, тогда была написана основная часть существующего сегодня иконостаса.
Древнее убранство, сохранившееся со времени постройки, вошло в обновленный храм.
Огромный иконописный свод —
«небо» Преображенской церкви погиб во время Отечественной войны, зато сохранились иконы XVII–XVIII вв.,
укрепленные в тяблах
нижнего яруса иконостаса. Его местный ряд, скорее всего, создавался в окрестных селениях,
например, в Типиницах — довольно крупном иконописном центре Заонежья. |
Общий вид Спасо-Кижского погоста, 2001 г. | Иконостас Покровского храма Спасо-Кижского погоста, 2001 г. |
Современные исследователи называют Покровский храм ярким образцом прионежской школы деревянного зодчества, традиционная схема которой — «восьмерик на четверике» — разрешена здесь с особым мастерством. Уникальной особенностью церкви стало ее выразительное многоглавие.
Четырехрядный тябловый иконостас, находящийся сейчас в зимнем Покровском храме, реконструирован в 50-е гг. ХХ в. под руководством реставратора В. Г. Светличной. Иконы были подобраны из Кижской коллекции (по мирно- му договору Финляндия вернула более 2000 икон, собранных в заонежских деревнях и селах в годы оккупации; они соста- вили так называемую Кижскую коллекцию, попавшую в фонды Музея-заповедника «Кижи», организованного в 1951 г.
Кижи, начало XX в. |
До середины XX в. храмы Кижского погоста снару- жи были обшиты тесанными топором досками с помощью деревянных гвоздей. Такая практика распространилась повсеместно во второй половине XIX в. после предписания Синода — все без исключения деревянные храмы обшивать «под камень». Предполагалось, что дощатая обшивка будет сдерживать разрушение наружной поверхности бревен, защищать их от дождя и снега. В 50—60-е гг. ХХ столетия во время реставрации Преображенского и Покровского храмов наружная и внутренняя обшивки были удалены.
К середине XIX в. колокольня Кижского погоста, как значится в документах, «изрядно обветшала», поэтому прихожане в 1862 г. решили ставить новую.
«Во время постройки колокольни всем приходом помогали срыть старую колокольню, очистить место, доставить камень и песок для фундамента, выкорить лес и доставить оный к месту постройки и десять человек и более плотников и пильщиков кормили хлебом…» Построенная на несколько десятилетий позднее церквей колокольня прекрасно вписалась в ансамбль Кижского погоста.Обе церкви, колокольня и прилегающее к ним кладбище были окружены оградой, сложенной «изъ дикого камня искуснымъ образом», при ней стояла «сторожка для караула». В 1957–1959 гг. реставраторы построили поверх сохранившейся каменной ограды двухрядную бревенчатую стену, покрытую двускатной крышей, по образцу сохранившихся на Русском Севере деревянных укреплений.
Настоятель Спасо-Кижского Патриаршего Подворья с потомками священнослужителей Заонежья |
В первые годы после установления советской власти в Рос- сии наиболее выдающиеся храмы ставились под государственную охрану. Ревизию старых зданий в Карелии проводил Ф. А. Каликин, сотрудник Отдела охраны и регистрации памятников искусства и старины. По его предложению в 1920 г. ансамбль Кижского погоста получил охранное свидетельство. Это не помешало властям проводить репрессивную политику в отношении духовенства и верующих.
По предварительным подсчетам историков, в Заонежье было репрессировано самое большое в Карелии число священников и церковных служителей. Аресты без предъявления обвинений проводились Заонежским районным отделением НКВД, наиболее рьяно боровшимся с «врагами народа» и громившим православные общины. Несмотря на репрессии, Кижская община оставалась одной из самых многочисленных в За- онежье, она составляла более одной тысячи человек.
Аресты заонежского духовенства начались летом 1937 г. и продолжались до зимы 1937/38 гг. Против священнослужителей выдвигалось стандартное обвинение «в проведении антисоветской агитации, вредительстве», некоторых подозревали в шпионаже и связях с иностранной разведкой. Следователи во время допросов применяли особые, запрещенные методы воздействия на заключенных; протоколы заранее печатались на машинке и почти не отличались друг от друга. После получения сфальсифицированных «признаний» все арестованные приговаривались к расстрелу по различным пунктам 58-й статьи УК РСФСР.
Протоиерей Алексей Петухов |
Именно в это трудное время настоятелем храмов Спасо-Кижского погоста был назначен протоиерей Алексей Петухов. Отца Алексея арестовали 24 октября 1937 г., когда он возвращался домой из Петрозаводска. С 26 октября 62-летний батюшка вместе с другими арестованными священниками содержался под стражей в Петрозаводской тюрьме. Следствие велось один месяц. 26 ноября в 2 часа 15 минут отец Алексей был расстрелян. Большая часть заонежских священников и церковных служителей погибла в ноябре-декабре 1937 г.
В 1990 г. Петрозаводская и Олонецкая епархия (с 1996 г. — Петрозаводская и Карельская), долгие годы бывшая частью обширной Ленинградской митрополии, получила самостоятельный статус. Одной из важнейших её задач стало возрождение приходской жизни в крае. В первой половине 90-х гг. ХХ в. происходят первые контакты между администрацией Музея-заповедника «Кижи» и местной епархией.
В 1993 г. среди музейных сотрудников зародилась идея о возвращении молитвы в храмы Спасо-Кижского погоста. 16 августа 1993 г. по инициативе музея и при поддержке местных жителей состоялось учредительное собрание, в котором приняли участие 30 человек под председательством секретаря Олонецкого епархиального управления игумена Тихона (Степанова). Это собрание и принятый им юридический документ стали основанием для возобновления деятельности прихода на острове Кижи.
Настоятель прихода не был еще назначен, поэтому регулярные богослужения в храмах не проводились. Кижане приглашали для совершения таинства крещения протоиерея Георгия Варгу — клирика Крестовоздвиженской церкви Петрозаводска. 20 августа 1994 г. в церкви Покрова Божией Матери состоялось первое за последние шесть десятилетий праздничное богослужение, которое вел епископ Петрозаводский и Олонецкий Мануил в присутствии собравшихся паломников, жителей острова и музейных сотрудников. Музейными работниками возрождались традиции проведения часовенных праздников с молебнами и народными гуляньями: 12 июля — апостолов Петра и Павла (Петров день) в деревне Волкостров, 28 июля — мучеников Кирика и Иулитты в деревне Воробьи, 2 августа — пророка Илии в деревне Телятниково, 28 августа — Успения Божией Матери в деревне Васильево.
Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил с архипастырским визитом на острове Кижи. Покровский храм, 1997 г. |
Подчеркнем, что в те годы между Музеем-заповедником и Церковью было достигнуто взаимопонимание, без которого налаживание дальнейшего сотрудничества в деле возрождения Кижского прихода оказалось бы невозможным.
15 августа 1997 г. Указом епископа Мануила настоятелем Спасо- Преображенского прихода острова Кижи был назначен иерей Николай Н. Озолин. Открывалась новая глава приходской истории. С этого времени в Покровской церкви в летний период стали проводиться регулярные богослужения по субботам, воскресениям и праздникам. Постепенно формировалась община.
Юридически владельцем церквей и часовен на острове Кижи — памятников всемирного и федерального значения — остаётся государство, поэтому разработанная концепция развития Спасо-Кижского прихода предполагает тесное сотрудничество приходской общины и Музея-заповедника «Кижи» на основе равенства и партнерства.
Воздвижение поклонного креста в Сенной Губе сотрудниками Музея- заповедника “Кижи“ у Никольской церкви вблизи острова Кижи 90-е гг. ХХ в. |
Милостью Божией, руководство и сотрудники музея это хорошо понимают, у нас
установилось отрадное единодушие по всем основным смысловым и практическим вопросам.
Начинать было непросто — ведь действующий храм требует другого режима присутствия и использования,
нежели чисто музейный. Тем более сложно, когда оба этих режима необходимо
сочетать между собой — проводить службы и одновременно принимать большие потоки туристов.
Терпеливо и понимающе обе стороны — музейная и церковная — двигались к взаимопониманию
и разрешению сложных вопросов. Большая работа в этой области, начиная с 1997 г.,
была проделана нами совместно с директорами Музея-заповедника М. В. Лопаткиным, Д. А.
Луговым и Э. В. Аверьяновой. В свете этого опыт Кижей выглядит уникальным, замечательным
примером сосуществования и сотрудничества Музея-заповедника и церковной общины. |
Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Кижах, 2000 г. |
Особо важным днем для Спасо-Кижского прихода стало 4 июня 2000 г., когда в Покровской церкви прошла первая за всю его историю Патриаршая Божественная Литургия. Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, архиепископ Тверской и Кащинский Виктор, епископ Тихвинский Константин, епископ Мурманский и Мончегорский Симон, иерей Николай Озолин. Сотрудники музея, помогавшие возрож- дению приходской жизни, получили высокие церковные награды из рук предстоятеля Русской Православной Церкви.
Встреча настоятеля с главой государства в Покровской церкви, 2001 г. |
18 августа 2001 г., накануне престольного праздника Преображения Господня, на острове Кижи побывал Президент Российской Федерации В. В. Путин. Он посетил Покровскую церковь и передал в дар Спасо-Кижскому приходу икону Господа Вседержителя, написанную в конце XIX в. Этот визит главы государства имел огромное значение для дальнейшего развития приходской жизни.
Тот спокойный, уравновешен-
ный,
свободный, творческий дух, который по сей день несет в себе земля
Заонежья и которым наверняка вдохновлялись талантливые мастеровые, возводя кижские храмы,
в наши дни приводит всех к пониманию необходимости открытия перед островом с его
достопримечательностями не только культурой, общественной и экономической, но и духовной
перспектив. Иными словами, стало очевидно, что, наряду с реставрацией технической,
кижские храмы нуждаются в возрождении церковном.
Это было определяющим фактором в решении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II создать Спасо- Кижское Патриаршее Подворье, которое в то же время унаследовало бы от упраздненного прихода церковную общину, а также традиции и весь опыт взаимоотношений с Музеем-заповедником «Кижи».
Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 9 июня 2003 г. было создано Спасо-Кижское Патриаршее Подворье. «В связи с возрождением полноценной духовной жизни на острове Кижи, привлекающим своим неповторимым ансамблем множество паломников со всей территории России, считаем целесообразным образовать при Спасо-Преображенском храме на острове Кижи Патриаршее Подворье, находящееся с согласия архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, в нашем непосредственном подчинении…» Его настоятелем стал священник Николай Н. Озолин, в чье духовное попечение попали все храмы и часовни Музея-заповедника «Кижи» (их юридическим владельцем по-прежнему является государство), расположенные на острове и прилегающей к нему территории, а также церковь Сошествия Святого Духа в Петрозаводске. Совместное служение Музея-заповедника и приходской общины продолжается.
В настоящее время Спасо-Кижское Патриаршее Подворье включает в себя храмы погоста на острове Кижи, а также 2 церкви и 10 часовен на кижском архипелаге, зимний храм Святого Животворящего Духа, административное здание на ул. Федосовой, д. 10 и прилегающую к нему территорию в г. Петрозаводске.
Праздник Богоявления в Кижих. 1997 г. |
обратно
Остров Кижи и музей деревянного зодчества
Колокольные звоны на о. Кижи
Остров Кижи
Ветряная мельница на о. Кижи
Часовня Архангела Михаила зимой
Кижский погост
Часовня Архангела Михаила летом
Церковь Лазаря Муромского
Часовня Преображения Господня (часовня из Кавгоры)
Фольклорный коллектив
Часовня Успения Пресвятой Богородицы (дер. Васильево)
Расположенный в Онежском озере, остров Ки́жи — одно из самых популярных туристических направлений севера России. Ежегодно на остров приезжает около 200 000 туристов.
История острова Кижи
В ходе археологических раскопок на острове нашли керамические и бронзовые артефакты, предположительно изготовленные в X–XII вв в Новгороде. В то время новгородцы начали колонизовать северные территории, включая Заонежский полуостров, о. Кижи, о. Большой Клименецкий и другие.
Писцовая книга Заонежской половины Обонежской пятины 1582–83 гг впервые упоминает Спасо-Преображенскую и Покровскую церкви Кижского погоста. В записях 1696 года сообщается, что эти церкви сгорели от молнии в 1693 или 1694 году. Через непродолжительное время они были возобновлены.
В начале 20 века Кижская волость состояла из 47 деревень с населением около 2500 человек. Их основными занятиями были рыболовство, земледелие, ремесло и торговля. Часть крестьян занималась отходничеством, то есть сезонными работами в Петрозаводске, Петербурге и других городах. Рядом с Кижским погостом располагалась народная школа, а ещё 11 находились в окрестных деревнях. Большинство школ были приходскими.
Кижские храмы были закрыты Советской властью в 1937 году. В том же году был арестован и расстрелян священник Алексей Петухов.
В 1941–1944 гг. территория Заонежья находилась под финской оккупацией, однако церкви и часовни не пострадали.
В 1949–1959 гг. была проведена масштабная реставрация Кижского архитектурного ансамбля под руководством архитектора-реставратора Александра Ополовникова. Он же стоял у истоков создания в 1966 году музея-заповедника «Кижи».
В 1994 году в Покровской церкви прошла первая в новейшее время служба.
19 августа 2021 года во вновь открывшейся Спасо-Преображенской церкви состоялось первое официальное богослужение после 84-летнего перерыва.
Кижский погост
Сегодня термин «погост» используется только в одном из своих значений, а именно «церковь с кладбищем». Нынешний Кижский погост состоит из церквей Преображения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы, колокольни и кладбища, обнесенных оградой из камня и дерева.
Преображенская церковь
Главной достопримечательностью погоста является 22-главая Спасо-Преображенская церковь. Анализ древесины по годичным кольцам датирует её примерно 1714 годом. Согласно легенде, мастер по имени Нестор с командой плотников срубили церковь без единого железного гвоздя.
Сооружение высотой 37 метров было построено из сосновых бревен. В XIX веке церковь обшили тесом, а купола – жестью. В ходе работ 1950-х годов реставраторы сняли защитный слой, и храму был возвращен первозданный вид. Однако к 1980 году состояние здания было настолько плохим, что его пришлось закрыть и установить внутренний металлический каркас, чтобы предотвратить обрушение.
Летом 2021 года Спасо-Преображенская церковь была вновь открыта после 40-летней реставрации. Освящение состоялось 19 августа 2021 года, когда Православная церковь отмечает праздник Спаса Преображения. Восстановленный 24-метровый иконостас состоит из более чем ста подлинных икон 17–19 веков.
Покровская церковь
Второй знаменитый храм погоста – 9-купольная, 27-метровая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Согласно исследованиям, церковь, разрушенная в 1693/4 г., через несколько лет была возобновлена. После значительного расширения и перепланировки 1720 – 1749 годов церковь получила современный вид.
Колокольня
Нынешняя колокольня была построена в 1862–1874 годах и имеет высоту 30 метров. По крутой внутренней лестнице можно подняться на звонницу и осмотреть окрестности.
Ограда
Первоначальная ограда не сохранилась. В середине ХХ века погост был обнесен колючей проволокой. Нынешняя 300-метровая ограда появилась в 1959 году. Сделанная из камня и дерева, она выглядит вполне аутентично.
Другие памятники
Помимо погоста, на острове находятся другие памятники деревянного зодчества, включающие часовни, традиционные дома, ветряные мельницы, амбары, бани и т. п.
Церковь Лазаря Муромского
Официально церковь датируется 15 веком, что позволяет считать ее одной из старейших деревянных церквей в России. Первоначально находившаяся в Муромском монастыре на южном берегу Онежского озера, она была перенесена в музей в 1959 году.
Часовни о. Кижи
На острове расположены пять часовен.
- Часовня Успения Пресвятой Богородицы. Эта часовня конца XVII века и сейчас стоит на своем первоначальном месте в деревне Васильево.
- Часовня Архангела Михаила. Построена в 18 веке, перевезена в музей из села Леликозеро в 1961 году. Сохранился первоначальный иконостас, а также красочное «небо» – расписной потолок, единственный сохранившийся в Карелии после гибели Успенской церкви в Кондопоге.
- Часовня во имя Нерукотворного образа из дер. Вигово (конец XVII – начало XVIII вв). Неофициально называемая Виговкой, эта часовня располагается на Нарьиной горе – самой высокой точке острова. Вы увидите её на полпути между деревнями Ямка и Васильево.
- Часовня Преображения Господня, также известная как часовня из деревни Кавгора, датируется периодом между 1750 и 1800 годами. Она стоит на самой северной оконечности о. Кижи.
- Часовня Петра и Павла. Маленькая часовня начала XVII века из деревни Бережная, сейчас находится в деревне Ямка.
Жилая и хозяйственная архитектура
Помимо церквей и часовен, на острове расположены традиционные крестьянские избы и хозяйственные постройки — ветряные мельницы, амбары, кузницы, бани по-черному и т. д. Во время посещения исторических домов Сергеева, Ошевнева и Елизарова посетители могут узнать о традициях и обычаях жителей Заонежья.
Природа Кижских шхер
Природный заказник Кижский занимает площадь 50 000 гектаров. Он создан в 1989 году для охраны растительного и животного мира Кижских шхер, а также стоянок древнего человека. На территории заказника отмечено 172 вида птиц. Лесная фауна включает лося (Alces alces), зайца-беляка (Lepus timidus), волка (Canis lupus), рысь (Lynx lynx), лису (Vulpes vulpes), обыкновенную ласку (Mustela erminea), хорька (Mustela putorius) и белку (Sciurus vulgaris). В каменных грядах и на лугах обитают гадюки – соблюдайте осторожность.
Музей предлагает несколько природных экскурсий, в том числе 2-часовую экологическую прогулку от входной зоны музея до часовни Спаса Нерукотворного на Нарьиной горе, 2-часовую «Охотничью тропу» и 45-минутное посещение Аптекарского огорода.
Часы работы музея
Музей открыт ежедневно без перерывов и выходных.
- Лето (01.05–31.08): с 08.00 до 20.00;
- Осень (01.09–31.10): с 09.00 до 18.00;
- Зима (01.11–28.02): с 10.00 до 16.00;
- Весна (01.03–30.04): с 09.00 до 17.00.
Размещение
В деревне Ерснево, что находится через пролив от о. Кижи, расположен гостевой дом «Кижская Благодать». В нем восемь комфортабельных двухместных и трехместных номеров.
Кижский погост: 300-летняя многокупольная церковь, построенная без гвоздей
Кижи — узкая полоска острова на Онежском озере в Республике Карелия, Россия. Остров известен десятками исторических деревянных построек, которые были перевезены на остров из разных уголков Карелии в целях сохранения в 1950-х годах. Сегодня весь остров и близлежащая территория образуют национальный музей под открытым небом с более чем 80 историческими деревянными постройками. Самым известным среди них является Кижский погост.
В ограде Кижского погоста расположены две деревянные церкви и восьмигранная колокольня, построенная в XVIII веке. Жемчужиной его архитектуры является 22-главая Спасо-Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной ширмой, покрытой религиозными портретами. Эта массивная церковь высотой около 37 метров полностью сделана из дерева, что делает ее одной из самых высоких бревенчатых построек в мире.
Преображенская церковь была заложена в июне 1714 года, после того как старая сгорела от молнии. Его основной основной структурной единицей является круглое бревно Сосна обыкновенная диаметром около 30 см и длиной от 3 до 5 метров. Многие тысячи бревен были привезены для строительства с материка, что в то время было сложной логистической задачей. Легенда гласит, что главный строитель использовал для всей постройки один топор, который по завершении бросил в озеро со словами «другого такого же, как он, не было и не будет».
Фото
По русским столярным традициям того времени Спасо-Преображенская церковь была без единого гвоздя. Все конструкции выполнены из горизонтальных бревен, скрепленных между собой, с замковыми углами. Основой конструкции является восьмигранная рама с четырьмя двухступенчатыми боковыми креплениями, называемыми «прирубами». Восточный прируб имеет пятиугольную форму и содержит алтарь. Два меньших восьмиугольника аналогичной формы установлены поверх основного восьмиугольника. Сооружение покрыто 22 куполами разного размера и формы, которые проходят сверху вниз по бокам. Крыши были сделаны из еловых досок, а купола покрыты осиной. Конструкция этой сложной надстройки также предусматривала эффективную систему вентиляции, предохраняющую конструкцию от разрушения.
Спасо-Преображенская церковь предназначалась для использования только летом, так как в церкви нет отопления, а зима в России ужасно лютая. На Руси нередки были парные церкви, летние и зимние. В Кижском погосте в 1764 году была построена примыкающая к ней зимняя Покровская церковь, которая стала прекрасным визуальным дополнением ансамбля. В то время как Спасо-Преображенская церковь парит, Покровская церковь с 9 куполами акцентирует горизонталь, с вытянутой трапезной.
В 19 веке церкви украшали рейкой, а некоторые части обшивали сталью. Некоторые из первоначальных иконостасов также были заменены и утеряны. Его первоначальный вид был восстановлен в 1950-х годах.
Фото Кредит
ФОТО КРЕДИТ
ФОТО КРЕДИТ
ФОТО КРЕДИТ
ФОТО КРЕДИТ
ФОТО КРЕДИТ
Фото Кредит Кредит
.0003
Источники: 1, 2
Кижский погост, наконец, отреставрирован на Русском острове замечательных деревянных строений
Преображенская церковь, фантастическое деревянное чудо с восьмиугольным каркасом и 22 куполами, построенное в 1714 году — по легенде, без единого гвоздя — вновь открылась для туристов впервые за 40 лет после обширной и временами спорной реставрации.
Расположенный на острове Онежского озера примерно в 60 км к северо-востоку от города Петрозаводска, столицы Республики Карелия, русский православный храм является частью ансамбля многоэтажных деревянных зданий, известного как Кижский погост. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 19 года.90, в комплексе также есть девятиглавая Покровская церковь и колокольня.
37-метровая Спасо-Преображенская церковь построена мастерами на основе древних и несколько загадочных традиций деревянного строительства. Десятилетиями он находился в ужасном состоянии, и специалисты и чиновники иногда спорили о планах восстановления из-за его уникальной архитектуры. В процессе консервации участвовали многочисленные комиссии и консультации с международными экспертами.
Преображенская церковь под деревянными лесами в 2018 году, во время десятилетней реставрации Фото: Игорь Георгиевский
Согласно легенде, главный строитель, известный как Мастер Нестор, построил церковь одним топором, который бросил в озеро после того, как его шедевр был завершен. Он сказал, что «никогда не было и никогда не будет другой такой церкви», — говорит Татьяна Незвицкая, заместитель директора по реставрации музея «Кижи», историко-культурного учреждения под открытым небом, сосредоточенного на деревянных зданиях на острове. «Это единственное в своем роде, потому что ни одна другая подобная конструкция не была зарегистрирована», — говорит она.
Церковь была построена в основном за счет размещения горизонтальных бревен с замковыми столярными изделиями. Центр всемирного наследия ЮНЕСКО, специалисты которого посетили Кижи для консультации по вопросам реставрации, сообщает, что три восьмиугольных яруса церкви поддерживают бочек: крыши с пиками в форме цилиндров, верхние поверхности которых вытянуты в заостренные гребни и увенчаны 22 луковичными куполами. . Внутри, под центральным сводом, известным как «небо», в форме усеченной пирамиды находится позолоченный деревянный иконостас, в котором хранится более 100 икон XVII и XVIII веков.
Под центральным сводом, известным как «небо» в форме усеченной пирамиды, находится позолоченный деревянный иконостас, вмещающий более 100 икон XVII и XVIII веков, фото 2019 г. Фото: Игорь Георгиевский
Расчеты современных инженеров а строители не смогли в полной мере объяснить, как держится конструкция, из-за ее сложности, а также непредсказуемого характера дерева, «которое ведет себя совсем как человек, совершенно по-разному в разных ситуациях», — говорит Незвицкая.
При консервации в 19 веке в конструкцию были вставлены кованые гвозди. В 1980 году эксперты предсказывали, что придется заменить более половины исторической древесины. Среди предложений было восстановление церкви по частям после ее разборки и разложения частей на земле, но это рисковало деформировать дерево.
Каждая из 40 000 черепиц храма была отреставрирована индивидуально, а в некоторых случаях заменена на черепицу, созданную в традиционных технологиях Фото: Игорь Георгиевский
Церковь на фото во время реставрации в 2018 году в основном построена за счет укладки горизонтальных бревен с замковым соединением Фото: Игорь Георгиевский
В 2008 году Владимир Путин, тогдашний премьер-министр России, подписал директиву о памятников и развитие его инфраструктуры, что в целом обеспечило 3 миллиарда рублей (41,6 миллиона долларов) из государственных средств. По сообщению российского информационного агентства ТАСС, на Спасо-Преображенскую церковь было потрачено более 500 миллионов рублей (6,9 миллиона долларов).