Как здороваются буддисты: Нерукопожатные: как здороваться без прикосновений

Нерукопожатные: как здороваться без прикосновений

Стиль жизни

05 марта 2020

Posta-Magazine

Президент США Дональд Трамп и ирландский премьер-министр Лео Варадкар в разгар пандемии коронавируса нашли способ приветствовать друг друга бесконтактно: политики на встрече в Белом доме изобразили индийское «намасте». Posta-Magazine собрал другие варианты не требующих прикосновения знаков приветствия из культур разных стран.

По вине нового коронавируса, мир внезапно оказался в ситуации, когда приходится повсеместно избегать привычных рукопожатий, объятий и поцелуев. Уже изобретены «ногопожатия», а фанаты «Звездного пути» советуют всем перейти на вулканское приветствие Спока — поднятую ладонь с раздвинутыми средним и безымянным пальцем и вытянутым большим — с прилагающейся к нему репликой «живите долго и процветайте!», что сейчас кажется совершенно уместным пожеланием. Однако на нашей планете среди множества культур можно найти обычаи приветствовать друг друга, не касаясь собеседника.

Возможно, эти пока еще непривычные для нас ритуалы совсем скоро станут повседневной необходимостью. Нужно лишь хорошенько изучить, что стоит за каждым из таких приветствий и как их правильно выполнять.

Одзиги


Япония

Традиционный японский поклон одзиги — важная часть социального этикета в культуре страны. Ему специально обучают каждого японца с юного возраста и по нему даже проводят дополнительные тренинги в компаниях. Изначально одзиги связан с этикетом для самураев. Повседневный одзиги выполняется стоя (есть еще версия на коленях — для особых случаев, связанных с национальными ритуалами). Для правильного выполнения поклона нужно сгибать тело только в поясе, держа при этом спину прямо. Тело ниже талии также должно оставаться прямым и неподвижным. Согнутая спина или прогиб в пояснице считаются неприличными. Одзиги должен сочетаться с дыханием: время сгибания тела соответствует вдоху, а время сохранения позы — выдоху. Во время повторного вдоха можно вернуться в изначальное положение. Во время поклона взгляд должен быть направлен в точку на расстоянии от 1 до 3 метров от ног. Мужчинам руки нужно держать прижатыми к телу по бокам, а женщинам можно сложить их одну поверх другой в районе живота.

Вай


Таиланд

Тайский способ приветствия — и не только, также благодарности или извинения — похож на индийское намасте, поскольку оба знака происходят от буддийской мудры Аньяли. При приветствии ладони должны быть сложены как для молитвы, прижаты друг к другу и находятся почти на уровне лица. Мудра Аньяли, от которой произошло приветствие, имеет свое значение: руки — это два человека, а то, что они сложены вместе, означает, что они равны друг другу. То есть, приветствуя человека таким образом, вы говорите, что считаете его равным себе.

Высунутый язык


Тибет

Если тибетцу надо поприветствовать кого-либо, он высунет язык. Такой знак приветствия стал привычным в этой стране благодаря религии бон — в ней много общего с тибетским буддизмом, однако те, кто ее исповедует, считает ее отдельной философией. Как именно появился обычай показывать язык в знак приветствия — мнения расходятся. В одних источниках утверждается, что в древности в Тибете был жестокий король с черным языком и при встрече тибетцы привыкли показывать друг другу язык в доказательство того, что не являются реинкарнацией этого правителя. Другие источники говорят, что так определяли колдунов, у которых от чтения заклинаний языки чернели.

Хлопание в ладоши


Зимбабве

В этой стране, расположенной на юге Африканского континента, в культуре народа группы банту, которые говорят на языке шона, в качестве приветствия принято хлопать в ладоши. Согласитесь, приятно слышать аплодисменты в свой адрес каждый раз, как встречаешься с кем-либо? Хлопать нужно дважды, причем мужчины складывают руки «ковшиком» и прижимают их при хлопке симметрично. А женщины, также складывая «ковшиком», прижимают их друг другу как бы крест-накрест.

Хадак


Монголия, Тибет

Обычай монгольского и тибетского народов подойдет для торжественного приветствия — однако тоже бесконтактного. Хадак в культуре народов этих стран — красивый длинный шарф или узкий платок из различных материалов. Раньше это был преимущественно шелк, сейчас это могут быть любые другие ткани. По традиции на хадаке вышиты буддийские божества или цветы. С помощью хадака приветствуют гостей. Шарф держат на разведенных в стороны руках, слегка придерживая его большими пальцами, и в таком виде подносят гостю. А тот должен почтительно принять хадак также двумя руками, в поклоне коснуться его лбом и надеть шарф на шею.

05 марта 2020

Posta-Magazine для раздела Стиль жизни

Приветствия | Буддизм Тхеравады в Москве

Опубликовано khantibalo от 9 апреля, 2011 — 18:01

<<Назад
Из брошюры дост. Кхантипало
Оглавление Далее>>
Поездки
Перевод Таблица Оригинал
Приветствия

В буддийских странах существует распространённое мнение, что рукопожатие — традиционная западная форма приветствия — неприемлема для приветствия монахов. Идея здесь в том, что монах должен избегать любых физических контактов с женщинами. Поскольку, если у него в уме возникнет страстное желание, монах может совершить тяжкое нарушение, требующее официального собрания монашеской общины. По этой причине ясно, что рукопожатие не является подходящей формой приветствия монаха, если человек пригласил его из соображений знаний и опыта практики Учения, отсутствующих у него самого. Рукопожатие здесь не выразит желание учиться в той же мере, как это выражают традиционные жесты.

В общественном месте монаха традиционно приветствуют «жестом уважения» (añjali), складывая руки у груди, наклоняя голову и, иногда, туловище. То же самое используется при прощании. Данное положение рук в теистических религиях ассоциируется с молитвой, но его цель и смысл в буддийской традиции совершенно другой.

Будь у нас возможность, здесь можно было бы рассмотреть прямую и обратную связь между умственным (nāma) и материальным (rūpa). Ограничимся здесь тем, что есть определённые жесты и положения тела, которые ведут к возникновению, поддержанию и росту умелых умственных состояний и сосредоточения. Мы здесь рассмотрим два из них: «жест уважения» и «поклон пятью частями». Из них «жест уважения» используется для приветствия монахов на станциях, улицах, в зале или другом общественном месте. Степень оказываемого монаху уважения обычно вытекает из высоты, на которую поднимаются руки (от сердца до лба) и угла, на который склоняются голова и туловище. Однако к любой чрезмерной форме жеста уважения относятся отрицательно и она не поощряется, поскольку такое поведение выражает умственное напряжение совершающего его человека (являясь признаком лести, глупости, самомнения и т.п.). Сказанное также относится ко всем неполноправным монахам (саманерам) и молодым полноправным монахам при выражении почтения старшим членам общины. Также данный жест широко используется буддистами-мирянами для приветствия друг друга.

Нужно упомянуть ещё один момент, относящийся как к «жесту уважения», так и «поклону пятью частями», заключающийся в том, что акт почитания знающего учение Будды человека со стороны желающего научиться, совершается ради блага последнего. Хотя у западных людей могут возникнуть ассоциации с молитвой, часто предполагается, что данные совершаемые буддистами действия имеют смысл умилостивить объект почитания или производятся ради блага «принимающей стороны» (т.е. образа Будды или монаха). В реальности это совершенно не верно, поскольку даже сам Будда учил в своих проповедях: «Но также, монахи, если другие воздают хвалу мне, Учению или Общине, вы не должны на этом основании довольствоваться, радоваться или иметь приподнятое настроение… (поскольку, если это случится), оно может стать опасностью для вас самих (Брахмаджала сутта — ДН 1).»

Это особенно справедливо в отношении хороших монахов в наши дни, которые знают, что ум, увязший в желании хвалы и почёта, которые являются частью 8 условий этого мира, является также одним из признаков невежественного простолюдина, далёкого от идеала ученика благородных, к которому он стремится.

Поэтому монах учит достоинствам «жеста уважения» и «поклона пятью частями», не потому, что желает таких действий в отношении себя, а потому что данное поведение является умелым способом поведения и увеличивает заслуги совершающих их людей. В известной строфе говорится, как заслуги увеличиваются четырьмя способами:

У того, кто почтителен
и постоянно почитает старших/достойных
возрастают 4 качества
долгая жизнь, красота, счастье, сила.

Дхаммапада, 109

Как монах «почитает ноги», склоняясь «пятью частями» перед своим наставником, учителем или другим старшим монахом, а также у алтарей и изображений Будды в храмах, так и миряне склоняются перед монахом, объясняющим им Учение. Они обычно совершают данный акт в относительно тихом и укрытом от посторонних глаз месте, таком как храм, жилище монаха, а также своё жилищё, куда они могут приглашать монахов для чтения лекций, декламации или принятия подношений.

Почитая изображение Будды, своего учителя или других монахов одним из этих способов, они приучают своих детей поступать так же, с ранних лет закладывая чувство уважения, которое непременно принесёт хорошие плоды в будущем. Счастье и умиротворение заметно на лицах тех, кто внимательно совершает эти акты почтения. В конечном итоге, разве счастье не является признаком отсутствия умственного напряжения?

Однако некоторые миряне совершают данные акты невнимательно, забывая об их смысле и преимуществах. Но те, кто действительно стремятся продвигаться по пути, никогда не совершают данные действия неосознанно, вне зависимости от того, сколь часто им приходится приветствовать «жестом уважения» или «поклоном пятью частями».

На Западе, где данные традиции среди буддистов ещё не укоренились и где число монахов в любом случае небольшое, невнимательность вряд ли окажется препятствием, хотя есть другой аспект, заслуживающий небольшого упоминания. У некоторых людей сама практика склонения тела может вызывать чувство неприязни. Возможно они придерживаются какого-то ошибочного взгляда, вроде подсознательной черты, унаследованной от протестантизма (идолопоклонничество, преклонение перед идолами и т.п.). Вероятно её можно связать с вышеупомянутым взглядом, что объект почитания требует или ожидает поклонения или ему может сопутствовать некое воззрение, используемое в качестве вуали для прикрытия истинной причины возражения — гордости. Именно в голове содержатся глаза, уши, нос, рот, множество осязательных органов и нагромождение нервных тканей, называемых мозгом, и именно это положение дел мощно подпитывает идею эго. То, что эта высочайшая и великолепная часть тела должна быть опущена до земли к ногам другого человека, естественно вызовет умственное напряжение по отношению к объекту, возникающее из-за гордости и, возможно, чтобы завуалировать истинное положение дел: «Это не входит в нашу культуру», «Это лишь восточный обычай» и т.

п.

В современном мире научились наиболее успешно стимулировать все умственные пороки человека. Из них порок гордости подпитывается утверждениями типа «Я не хуже других». Что касается совершенствования в практике учения Будды и монашеской дисциплины, то подобные идеи неприменимы и продвигается здесь скромный человек, а не тот, кто одеревенел от гордости и, следовательно, не может учиться. В тибетском тексте «деревья и вода» это выражается следующим образом: «Как ветви, унизанные хорошими плодами, склоняются под их весом, так и ум мудрого человека, наделённый всеми качествами, со смирением и спокойствием склоняется вниз, не ведая гордости. Но, как бесплодная ветвь дерева по своей природе стремится ввысь, так и голова надменного человека всегда поднята высоко, поскольку в его сердце нет скромности». Традиционный жест склонения тела является непревзойдённым средством в развитии скромности. Он называется поклоном «пятью частями», поскольку при его совершении пола касаются пять точек: (1) лоб, (2-3) два предплечья и (4-5) два колена.

В ответ на данный жест приветствия монахи на Шри Ланке обычно отвечают словами «sukhi hotu» (будьте счастливы), а в Таиланде «āyu vaṇṇo sukhaṃ balaṃ» (долгая жизнь, красота, счастье, сила). В нашем языке «будьте счастливы» выглядит вполне уместно, поскольку все виды практики Учения, несомненно, ведут к счастью.

Представленный здесь материал изложен лишь из тех соображений, чтобы миряне поняли что действительно приносит пользу, на основании того как этому учат монахов. Ни Будда ни какой-либо учитель в буддийской традиции никогда не предписывал обязательное совершение такого жеста в отношении монахов. На этот счёт нет какого-либо жёсткого правила, и аналогичный принцип индивидуального поведения применим и в буддийских странах, таких как Таиланд, как было и во времена самого Будды: «Подойдя к Будде некоторые поклонились ему и сели в стороне, некоторые вежливо поприветствовали его, и, обменявшись дружественными и учтивыми словами, сели в стороне, некоторые поприветствовали Будду «жестом уважения» и сели в стороне, некоторые назвали своё личное и родовое имя и сели в стороне, а некоторые ничего не сказав сели в стороне. » Но в комментарии к этому распространённому в суттах фрагменту весьма чётко объясняется, что люди, смиренно поприветствовавшие учителя, получили наибольшее благо, в то время как умы людей, ничего не сказавших и севших в стороне были захвачены гордостью, ложными взглядами и прочим.

По мнению автора, информация, представленная в этой и других частях книги, редко появляется в других изданиях. Однако в странах Востока это обычное поведение, не требующее особого объяснения, поскольку люди находятся в постоянном контакте с живой традицией. Если и когда читатели установят непосредственный контакт с реальной буддийской традицией, данная информация будет также им полезна.

<<Назад
Из брошюры дост. Кхантипало
Оглавление Далее>>
Поездки

Редакция перевода от 21.01.2017 23:04

Этикет в буддийских храмах – Каролина Буддийская Вихара

Вы получите еще больше удовольствия, если запомните следующие правила.

Проявите уважение:  Выключите мобильные телефоны, снимите наушники, понизьте голос, избегайте неуместных разговоров, снимите головные уборы, не курите и не жуйте жвачку. Скорее всего, вы входите в настоящее священное место, куда местные жители приходят, чтобы пообщаться со священным; любой намек на непочтительность может вызвать глубокую обиду.

Снимите шляпу и обувь:  Обувь всегда следует снимать и оставлять за пределами основной зоны отправления культа. Куча обуви — очевидный признак того, где ее оставить.

Прикройтесь:  Плечи должны быть закрыты, и следует носить длинные брюки, а не шорты.

Уважайте статуи Будды:  Никогда не прикасайтесь, не садитесь и не забирайтесь на статую Будды или возвышение. Прежде чем фотографировать, получите разрешение и никогда не делайте этого во время богослужения. При выходе отойдите от Будды, прежде чем повернуться спиной.

Не указывать:  Указывать на предметы или людей в храме считается крайне грубым. Чтобы что-то указать, используйте правую руку ладонью вверх. Когда сидите, никогда не направляйте ноги на человека или изображение Будды.

Встаньте:  Если вы сидите в зоне поклонения, когда входят монахи или монахини, встаньте, чтобы выразить уважение; подождите, пока они закончат простирания, прежде чем снова сесть.

Взаимодействие с буддийскими монахами

Монахи — одни из самых дружелюбных людей, которых вы встретите во время своих путешествий. Монахи, которых вы видите подметающими лестницу в храме, возможно, меньше беспокоятся о грязи и больше заинтересованы в удалении насекомых, чтобы никто случайно не наступил на них!

Питание:  Монахи не едят после полудня; будьте внимательны к еде или перекусам рядом с ними.

Язык тела:  Если сидит монах, проявите уважение, присев, прежде чем начать разговор. Старайтесь не сидеть выше монаха, если можете. Никогда не указывайте ногами на какую-либо статую Будды, когда сидите.

Немного больше

Хотя это и не обязательно, эти жесты покажут, что вы потратили время на изучение буддийских обычаев перед посещением.

Приветствие:  Традиционным приветствием монаха является сложение рук в молитвенном жесте и легкий поклон. Руки держат выше обычного (у лба) в знак большего уважения к монахам.

Дарите бесплатно:  Почти в каждом храме есть небольшой металлический ящик для приема пожертвований от населения. Эти пожертвования поддерживают работу храма, обычно при очень скудном бюджете. Если вам понравилось ваше посещение, пожертвование небольшой суммы будет иметь большое значение.

Посещение Каролины Вихара:

Звоните, пишите или пишите по электронной почте, чтобы назначить встречу:

Каролина Буддийская Вихара (карта)
113 Woodridge Circle
Greenville SC 29607
T: +1.86 4.329.9961
E: greenvillebv@ gmail.com

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

Отличительный знак буддизма: уважение ко всем людям

Если вы видите человека, который принимает и поддерживает эту сутру, вы должны встать и приветствовать его издалека, проявляя к нему такое же уважение, как к Будде. ( Лотосовая сутра и ее вступительная и заключительная сутры , с. 365)

То, как мы приветствуем человек, может изменить их жизнь. Как сказал Шакьямуни в приведенном выше отрывке, буддизм учит важности проявлять к людям «такое же уважение, как к Будде».

Икеда Сэнсэй говорит:

Приятное приветствие может мгновенно установить положительные связи. Это может вызвать расположение, даже если это ваша первая встреча или другой человек — это тот, с кем вам трудно общаться.

При приветствии других не имеет значения, если ваше приветствие не ответили. Важно взять на себя инициативу в приветствии других. Тех, кто может уважать других, в свою очередь будут уважать. [1]

Восьмизначная Лотосовая Сутра

Отрывок «вы должны подняться и приветствовать его издалека, оказывая ему такое же почтение, как и Будде» взят из заключительной главы Лотосовой Сутры. Она состоит из восьми китайских иероглифов и также называется «Восьмисимвольной Сутрой Лотоса».

Нитирэн Дайшонин говорит: «Только в этих восьми иероглифах [Будда Шакьямуни] подытожил смысл всей сутры». [2] Набор из восьми колонн, украшающих Зал Великого Обета для Косэн-руфу в Шинаномачи, Токио, представляет эти восемь персонажей, приветствующих людей этим духом Сутры Лотоса. В своем послании к открытию Зала в ноябре 2013 года Икеда Сэнсэй написал:

Восемь колонн на северной и южной сторонах этого здания… символизируют этот восьмизначный отрывок, выражающий сердце Сутры Лотоса, которая также дух Сока Гаккай ценит каждого участника, как если бы он или она были Буддой. (Январь 2014 Живой буддизм , с. 7)

В этом отрывке подчеркивается ключевой аспект буддийской практики, выраженный Сэнсэем следующим образом:

Уважайте практикующих буддизм, уважайте всех людей — это главное послание, которое Будда стремится передать. Мы, Сока Гаккай, вдохновлены, благодарны и полностью принимаем этот гуманизм, эту любовь к человечеству, которая ярко пульсирует в учениях Шакьямуни и Нитирэн. [3]

Единство будд может изменить мир

По мере того, как мы сами развиваем , углубляем наше понимание миссии по распространению буддизма Нитирэн и вносим свой вклад в построение лучшего мира, мы, несомненно, столкнемся с трудными отношениями.

Однако реальность такова, что каждый человек в основе своей достоин уважения, потому что каждый без исключения обладает природой Будды. Когда мы подходим к людям с этим осознанием и убежденностью, мы можем применить силу нашей буддийской практики для преодоления негативных функций, которые соперничают, чтобы создать разногласия между людьми.

Чтобы вести яркую и наполненную жизнь, нам необходимо развивать свои способности ценить, поддерживать и поощрять окружающих и объединять людей среди постоянно растущих потоков негатива, разобщенности и конфликтов.

Сенсей говорит:

Критиковать другого — значит делать то же самое с Буддой. Поскольку все мы будды, мы должны уважать друг друга.

Дайшонин заходит так далеко, что говорит, что когда люди приобретают привычку критиковать других, «они никогда не избавляются от этого неправильного отношения, поэтому кажется, что они обречены на злые пути». Поэтому он говорит: «Вы должны уважать друг друга [как будд]» («Четырнадцать клевет», 9).0075 Сочинения Нитирена Дайшонина , том. 1, с. 757). [4]

Сэнсэй далее подчеркивает важность объединения ради распространения и утверждения буддийских идеалов уважения и равенства в обществе. Он также утверждает, что диалог является средством для установления доверия, заявляя:

В любой ситуации диалог позитивен. Это укрепляет солидарность и создает единство. Отказываться от диалога неправильно; оно может быть разделяющим и разрушительным. Суть в том, чтобы встретиться и поговорить. Вполне естественно, что наша точка зрения может иногда отличаться от других. Но обсуждение рождает доверие даже у тех, кто не согласен во взглядах. [5]

В ноябре этого года, когда мы отмечаем 90-летие со дня основания Сока Гаккай и седьмую годовщину открытия Зала Великого Обета Косен-руфу, давайте вернемся к основному посланию Лотосовой Сутры: Мы все Будды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *