Как здороваются буддисты: Приветствия | Буддизм Тхеравады в Москве

Содержание

Приветствия | Буддизм Тхеравады в Москве

Опубликовано khantibalo от 9 апреля, 2011 — 18:01

<<Назад
Из брошюры дост. Кхантипало
Оглавление Далее>>
Поездки
Перевод Таблица Оригинал

Приветствия

В буддийских странах существует распространённое мнение, что рукопожатие — традиционная западная форма приветствия — неприемлема для приветствия монахов. Идея здесь в том, что монах должен избегать любых физических контактов с женщинами. Поскольку, если у него в уме возникнет страстное желание, монах может совершить тяжкое нарушение, требующее официального собрания монашеской общины. По этой причине ясно, что рукопожатие не является подходящей формой приветствия монаха, если человек пригласил его из соображений знаний и опыта практики Учения, отсутствующих у него самого.

Рукопожатие здесь не выразит желание учиться в той же мере, как это выражают традиционные жесты.

В общественном месте монаха традиционно приветствуют «жестом уважения» (añjali), складывая руки у груди, наклоняя голову и, иногда, туловище. То же самое используется при прощании. Данное положение рук в теистических религиях ассоциируется с молитвой, но его цель и смысл в буддийской традиции совершенно другой.

Будь у нас возможность, здесь можно было бы рассмотреть прямую и обратную связь между умственным (nāma) и материальным (rūpa). Ограничимся здесь тем, что есть определённые жесты и положения тела, которые ведут к возникновению, поддержанию и росту умелых умственных состояний и сосредоточения. Мы здесь рассмотрим два из них: «жест уважения» и «поклон пятью частями». Из них «жест уважения» используется для приветствия монахов на станциях, улицах, в зале или другом общественном месте. Степень оказываемого монаху уважения обычно вытекает из высоты, на которую поднимаются руки (от сердца до лба) и угла, на который склоняются голова и туловище.

Однако к любой чрезмерной форме жеста уважения относятся отрицательно и она не поощряется, поскольку такое поведение выражает умственное напряжение совершающего его человека (являясь признаком лести, глупости, самомнения и т.п.). Сказанное также относится ко всем неполноправным монахам (саманерам) и молодым полноправным монахам при выражении почтения старшим членам общины. Также данный жест широко используется буддистами-мирянами для приветствия друг друга.

Нужно упомянуть ещё один момент, относящийся как к «жесту уважения», так и «поклону пятью частями», заключающийся в том, что акт почитания знающего учение Будды человека со стороны желающего научиться, совершается ради блага последнего. Хотя у западных людей могут возникнуть ассоциации с молитвой, часто предполагается, что данные совершаемые буддистами действия имеют смысл умилостивить объект почитания или производятся ради блага «принимающей стороны» (т.е. образа Будды или монаха). В реальности это совершенно не верно, поскольку даже сам Будда учил в своих проповедях: «Но также, монахи, если другие воздают хвалу мне, Учению или Общине, вы не должны на этом основании довольствоваться, радоваться или иметь приподнятое настроение.

.. (поскольку, если это случится), оно может стать опасностью для вас самих (Брахмаджала сутта — ДН 1).»

Это особенно справедливо в отношении хороших монахов в наши дни, которые знают, что ум, увязший в желании хвалы и почёта, которые являются частью 8 условий этого мира, является также одним из признаков невежественного простолюдина, далёкого от идеала ученика благородных, к которому он стремится. Поэтому монах учит достоинствам «жеста уважения» и «поклона пятью частями», не потому, что желает таких действий в отношении себя, а потому что данное поведение является умелым способом поведения и увеличивает заслуги совершающих их людей. В известной строфе говорится, как заслуги увеличиваются четырьмя способами:

У того, кто почтителен
и постоянно почитает старших/достойных
возрастают 4 качества
долгая жизнь, красота, счастье, сила.

Дхаммапада, 109

Как монах «почитает ноги», склоняясь «пятью частями» перед своим наставником, учителем или другим старшим монахом, а также у алтарей и изображений Будды в храмах, так и миряне склоняются перед монахом, объясняющим им Учение. Они обычно совершают данный акт в относительно тихом и укрытом от посторонних глаз месте, таком как храм, жилище монаха, а также своё жилищё, куда они могут приглашать монахов для чтения лекций, декламации или принятия подношений. Почитая изображение Будды, своего учителя или других монахов одним из этих способов, они приучают своих детей поступать так же, с ранних лет закладывая чувство уважения, которое непременно принесёт хорошие плоды в будущем. Счастье и умиротворение заметно на лицах тех, кто внимательно совершает эти акты почтения. В конечном итоге, разве счастье не является признаком отсутствия умственного напряжения?

Однако некоторые миряне совершают данные акты невнимательно, забывая об их смысле и преимуществах. Но те, кто действительно стремятся продвигаться по пути, никогда не совершают данные действия неосознанно, вне зависимости от того, сколь часто им приходится приветствовать «жестом уважения» или «поклоном пятью частями».

На Западе, где данные традиции среди буддистов ещё не укоренились и где число монахов в любом случае небольшое, невнимательность вряд ли окажется препятствием, хотя есть другой аспект, заслуживающий небольшого упоминания. У некоторых людей сама практика склонения тела может вызывать чувство неприязни. Возможно они придерживаются какого-то ошибочного взгляда, вроде подсознательной черты, унаследованной от протестантизма (идолопоклонничество, преклонение перед идолами и т.п.). Вероятно её можно связать с вышеупомянутым взглядом, что объект почитания требует или ожидает поклонения или ему может сопутствовать некое воззрение, используемое в качестве вуали для прикрытия истинной причины возражения — гордости. Именно в голове содержатся глаза, уши, нос, рот, множество осязательных органов и нагромождение нервных тканей, называемых мозгом, и именно это положение дел мощно подпитывает идею эго. То, что эта высочайшая и великолепная часть тела должна быть опущена до земли к ногам другого человека, естественно вызовет умственное напряжение по отношению к объекту, возникающее из-за гордости и, возможно, чтобы завуалировать истинное положение дел: «Это не входит в нашу культуру», «Это лишь восточный обычай» и т.

п.

В современном мире научились наиболее успешно стимулировать все умственные пороки человека. Из них порок гордости подпитывается утверждениями типа «Я не хуже других». Что касается совершенствования в практике учения Будды и монашеской дисциплины, то подобные идеи неприменимы и продвигается здесь скромный человек, а не тот, кто одеревенел от гордости и, следовательно, не может учиться. В тибетском тексте «деревья и вода» это выражается следующим образом: «Как ветви, унизанные хорошими плодами, склоняются под их весом, так и ум мудрого человека, наделённый всеми качествами, со смирением и спокойствием склоняется вниз, не ведая гордости. Но, как бесплодная ветвь дерева по своей природе стремится ввысь, так и голова надменного человека всегда поднята высоко, поскольку в его сердце нет скромности». Традиционный жест склонения тела является непревзойдённым средством в развитии скромности. Он называется поклоном «пятью частями», поскольку при его совершении пола касаются пять точек: (1) лоб, (2-3) два предплечья и (4-5) два колена.

В ответ на данный жест приветствия монахи на Шри Ланке обычно отвечают словами «sukhi hotu» (будьте счастливы), а в Таиланде «āyu vaṇṇo sukhaṃ balaṃ» (долгая жизнь, красота, счастье, сила). В нашем языке «будьте счастливы» выглядит вполне уместно, поскольку все виды практики Учения, несомненно, ведут к счастью.

Представленный здесь материал изложен лишь из тех соображений, чтобы миряне поняли что действительно приносит пользу, на основании того как этому учат монахов. Ни Будда ни какой-либо учитель в буддийской традиции никогда не предписывал обязательное совершение такого жеста в отношении монахов. На этот счёт нет какого-либо жёсткого правила, и аналогичный принцип индивидуального поведения применим и в буддийских странах, таких как Таиланд, как было и во времена самого Будды: «Подойдя к Будде некоторые поклонились ему и сели в стороне, некоторые вежливо поприветствовали его, и, обменявшись дружественными и учтивыми словами, сели в стороне, некоторые поприветствовали Будду «жестом уважения» и сели в стороне, некоторые назвали своё личное и родовое имя и сели в стороне, а некоторые ничего не сказав сели в стороне.

» Но в комментарии к этому распространённому в суттах фрагменту весьма чётко объясняется, что люди, смиренно поприветствовавшие учителя, получили наибольшее благо, в то время как умы людей, ничего не сказавших и севших в стороне были захвачены гордостью, ложными взглядами и прочим.

По мнению автора, информация, представленная в этой и других частях книги, редко появляется в других изданиях. Однако в странах Востока это обычное поведение, не требующее особого объяснения, поскольку люди находятся в постоянном контакте с живой традицией. Если и когда читатели установят непосредственный контакт с реальной буддийской традицией, данная информация будет также им полезна.

<<Назад
Из брошюры дост. Кхантипало
Оглавление Далее>>
Поездки


Редакция перевода от 21.01.2017 23:04

Нерукопожатные: как здороваться без прикосновений

Стиль жизни

05 марта 2020

Posta-Magazine

Президент США Дональд Трамп и ирландский премьер-министр Лео Варадкар в разгар пандемии коронавируса нашли способ приветствовать друг друга бесконтактно: политики на встрече в Белом доме изобразили индийское «намасте». Posta-Magazine собрал другие варианты не требующих прикосновения знаков приветствия из культур разных стран.

По вине нового коронавируса, мир внезапно оказался в ситуации, когда приходится повсеместно избегать привычных рукопожатий, объятий и поцелуев. Уже изобретены «ногопожатия», а фанаты «Звездного пути» советуют всем перейти на вулканское приветствие Спока — поднятую ладонь с раздвинутыми средним и безымянным пальцем и вытянутым большим — с прилагающейся к нему репликой «живите долго и процветайте!», что сейчас кажется совершенно уместным пожеланием. Однако на нашей планете среди множества культур можно найти обычаи приветствовать друг друга, не касаясь собеседника. Возможно, эти пока еще непривычные для нас ритуалы совсем скоро станут повседневной необходимостью. Нужно лишь хорошенько изучить, что стоит за каждым из таких приветствий и как их правильно выполнять.

Одзиги


Япония

Традиционный японский поклон одзиги — важная часть социального этикета в культуре страны. Ему специально обучают каждого японца с юного возраста и по нему даже проводят дополнительные тренинги в компаниях. Изначально одзиги связан с этикетом для самураев. Повседневный одзиги выполняется стоя (есть еще версия на коленях — для особых случаев, связанных с национальными ритуалами). Для правильного выполнения поклона нужно сгибать тело только в поясе, держа при этом спину прямо. Тело ниже талии также должно оставаться прямым и неподвижным. Согнутая спина или прогиб в пояснице считаются неприличными. Одзиги должен сочетаться с дыханием: время сгибания тела соответствует вдоху, а время сохранения позы — выдоху. Во время повторного вдоха можно вернуться в изначальное положение. Во время поклона взгляд должен быть направлен в точку на расстоянии от 1 до 3 метров от ног. Мужчинам руки нужно держать прижатыми к телу по бокам, а женщинам можно сложить их одну поверх другой в районе живота.

Вай


Таиланд

Тайский способ приветствия — и не только, также благодарности или извинения — похож на индийское намасте, поскольку оба знака происходят от буддийской мудры Аньяли. При приветствии ладони должны быть сложены как для молитвы, прижаты друг к другу и находятся почти на уровне лица. Мудра Аньяли, от которой произошло приветствие, имеет свое значение: руки — это два человека, а то, что они сложены вместе, означает, что они равны друг другу. То есть, приветствуя человека таким образом, вы говорите, что считаете его равным себе.

Высунутый язык


Тибет

Если тибетцу надо поприветствовать кого-либо, он высунет язык. Такой знак приветствия стал привычным в этой стране благодаря религии бон — в ней много общего с тибетским буддизмом, однако те, кто ее исповедует, считает ее отдельной философией. Как именно появился обычай показывать язык в знак приветствия — мнения расходятся. В одних источниках утверждается, что в древности в Тибете был жестокий король с черным языком и при встрече тибетцы привыкли показывать друг другу язык в доказательство того, что не являются реинкарнацией этого правителя. Другие источники говорят, что так определяли колдунов, у которых от чтения заклинаний языки чернели.

Хлопание в ладоши


Зимбабве

В этой стране, расположенной на юге Африканского континента, в культуре народа группы банту, которые говорят на языке шона, в качестве приветствия принято хлопать в ладоши. Согласитесь, приятно слышать аплодисменты в свой адрес каждый раз, как встречаешься с кем-либо? Хлопать нужно дважды, причем мужчины складывают руки «ковшиком» и прижимают их при хлопке симметрично. А женщины, также складывая «ковшиком», прижимают их друг другу как бы крест-накрест.

Хадак


Монголия, Тибет

Обычай монгольского и тибетского народов подойдет для торжественного приветствия — однако тоже бесконтактного. Хадак в культуре народов этих стран — красивый длинный шарф или узкий платок из различных материалов. Раньше это был преимущественно шелк, сейчас это могут быть любые другие ткани. По традиции на хадаке вышиты буддийские божества или цветы. С помощью хадака приветствуют гостей. Шарф держат на разведенных в стороны руках, слегка придерживая его большими пальцами, и в таком виде подносят гостю. А тот должен почтительно принять хадак также двумя руками, в поклоне коснуться его лбом и надеть шарф на шею.

05 марта 2020

Posta-Magazine для раздела Стиль жизни

Анджали Мудра — это универсальное буддийское приветствие, а не «намасте» (контрапункт автора/читателя). Уважение побеждает гордость, всеобщее приветствие и знак почтения, написанное другим приглашенным автором, пишет о своем взгляде на использование «Намасте» в качестве приветствия. В частности, он ссылается на языковой аспект, а не на жест почтения или приветствия. Изначально мы собирались опубликовать это как комментарий, но посчитали, что его следует выделить как отдельную функцию. Еженедельные статьи «Будда» публикуются буддистами-единомышленниками, которые делятся своими историями, взглядами, новостями и практиками в, надеюсь, информативных и увлекательных историях. Гостевой пост не редактировался для точности. Важно отметить, что это обсуждение относится к обычаям и культуре — в дружеском приветствии нет правил.

Ссылка из оригинальной истории ссылается на этот пост.

Я прочитал вашу статью о «Намасте». Лично мне показалось, что в статье есть неточности и предположения. Я думал, что это прояснит любые неточности в статье. Пожалуйста, не воспринимайте это как резкую критику. Я просто пытаюсь объяснить вещи в дружелюбной и приемлемой форме. Просто я чувствовал, что статья может заставить людей неправильно понять приветствие в буддийском мире. Вот оно –

ПРИВЕТСТВИЕ В БУДДИЙСКОМ МИРЕ

Добро пожаловать _/\_

Когда два буддиста встречаются друг с другом, принято делать Анджали-мудру (сожмите ладони перед грудью) и произносить приветствие либо на своем родном языке, либо на языке, который понимает другой человек.

Анджали Мудра, универсальный и уважительный жест приветствия.

Просто для примера: я из Шри-Ланки и говорю на сингальском как на родном языке. Когда я встречаю буддиста, идеальный способ приветствовать человека — это выполнить Анджали-мудру и произнести приветствие на моем языке. Но если бы я встретил англоговорящего буддиста, я бы сделал Анджали-мудру, а затем сказал: «Добро пожаловать». Если я встречу человека, говорящего на хинди, я сделаю Анджали-мудру и скажу «Намасте».

Обратите внимание, что термины приветствия специфичны для соответствующих языков и не эквивалентны по своему значению.

На хинди «Намасте» означает «Я приветствую вас» (а не преувеличенное «божественное во мне склоняется перед божественным в вас»).

Например, на сингальском языке мы говорим «аюбован», что означает «долгая жизнь». На хинди «Намасте» означает «Я приветствую вас» (а не преувеличенное «божественное во мне преклоняется перед божественным в вас»). И термин «добро пожаловать» отличается от этих двух. Нет необходимости увязнуть в этимологии терминов, поскольку слова просто приветствуют другого человека.

Слишком часто мы видим слово «Намасте» в конце поста или комментария. В контексте мало ошибок. Во-первых, термин «намасте» используется в начале как открывающий (а не закрывающий). Намасте — это не универсальный приветственный термин для всех буддистов, его используют те, кто говорит на хинди.

Намасте часто используется в сочетании с Анджали-мудрой в качестве приветствия, часто между буддистами, однако одинаково правильно использовать Анджали-мудру с «Добро пожаловать» или на языке человека, приветствующего или приветствующего.

То, что является универсальным между буддистами, — это Анджали Мудра

Термин Намасте не является исключительным для индуистов, поскольку неиндуисты, говорящие на языке хинди, также используют этот термин, например, индийские буддисты, сикхи и джайны.

Что является универсальным и распространенным в плане приветствия между буддистами, так это Анджали Мудра. Некоторые люди западного происхождения считают, что термин «намасте» подобен буддийскому эквиваленту «Ас аламу алейкум» в исламе, но это ошибочное предположение.

Итак, в дальнейшем, когда будет использоваться термин Намасте, всегда лучше поправлять людей тут же. Так как приветствие с этим (_/\_) уместно в англоязычной аудитории.

Помните, что в отличие от авраамических религий, доктрины которых основаны на догмах, в буддизме нет жестких правил, касающихся того, как люди должны приветствовать друг друга. Но пост просто объясняет, что является обычным обычаем в буддийском мире.

С Меттой _/\_

Пэм

Оригинальная история о еженедельнике Будды:

Намасте: уважение побеждает гордость, всеобщее приветствие и знак почтения

Как приветствовать буддийского монаха Рахман

Отказ от ответственности: Как партнер Amazon, мы зарабатываем на соответствующих покупках.

Как лучше всего приветствовать буддийского монаха? Какие есть подходящие фразы? Как вы должны вести себя рядом с ним? Все это очень распространенные вопросы, которые люди задают о буддийских монахах. Легко чувствовать беспокойство и неуверенность, когда вы не знаете, что делать в этой ситуации. К счастью, мы можем помочь!

В сегодняшней записи блога я поделюсь с вами советами по приветствию буддийского монаха.

Буддийский монах — это человек, давший обет жить духовной жизнью. Их часто можно увидеть в мантиях и с четками. Когда вы встречаете буддийского монаха, важно приветствовать его с уважением, которого он заслуживает.

Как приветствовать буддийского монаха

Во время встречи с тибетским буддийским монахом следует сблизить руки на груди и слегка поклониться. Затем вы можете поприветствовать его, сказав «Таши Делей» , что сравнимо с «привет» на английском языке. Эти два слова используются для выражения добрых пожеланий так же, как «Салам» используется в мусульманской вере и «Намаскар» в индуизме.

Чтобы почтить память буддийского монаха, вы также можете сказать «Намо Буддхья» , что означает «Я преклоняюсь перед Буддой». Однако те, кто следует буддизму Махаяны, могут предпочесть сказать «Намо Амитабха» («Я преклоняюсь перед Амитабхой»).

Кроме того, это поможет показать вашу благодарность и уважение к буддизму, если вы обратитесь к нему или к ней как «Бханте» , что переводится на английский как лорд или почтенный сэр.

https://www.youtube.com/watch?v=7Vhm1sHiIRwВидео не может быть загружено, так как отключен JavaScript: Monk Radio: Greeting a Monk (https://www.youtube.com/watch?v=7Vhm1sHiIRw)

Видео: Monk Radio: Приветствие монаха

При встрече с буддийским монахом принято кланяться. Это выражение уважения и восхищения их духовным путем.

Не беспокойтесь, если вы не знаете, как кланяться. Вы можете практиковать поклон, следуя этому руководству:
https://www.lionsroar.com/how-to-practice-bowing/

Обычный жест уважения к монаху — поднять руки и пальцы перед сердцем, ладони сомкнуты вместе, при этом слегка поклониться. В Тибете этот жест используется как церемониальный способ обращения к монахам или ламам при встрече с ними во время молитв или обходов вокруг храмов и ступ вне религиозных праздников.

Как обращаться к тибетскому буддийскому монаху

Тибет — важное место для буддистов, так как здесь живут Далай-лама. Лама — это человек, достигший высочайшего уровня духовных достижений благодаря практике буддийской религиозной теории. Таким образом, важно иметь в виду несколько моментов при первой встрече с таким религиозным лидером.

Далай-лама и ламы не должны обмениваться рукопожатиями с простолюдинами. Когда они хотят благословить или поприветствовать кого-то, они просто немного поднимают руки . Кроме того, тибетские религиозные лидеры высовывают языки, приветствуя друг друга. Так что следите за этими вещами и действуйте соответственно при встрече с буддийским монахом.

Если вы хотите поговорить с буддийским монахом, пока он медитирует, подождите, пока он закончит, прежде чем начинать разговор.

Скажите «Таши Делей» или «Намасте» с привлекательной улыбкой и понаблюдайте за их реакцией, прежде чем уйти от них. Будьте уважительны и не инициируйте физический контакт, предлагая это приветствие или в любое время во время разговора в этом отношении!

Тибетские традиции очень формальны поэтому важно быть вежливым при встрече с монахом или монахиней. Монахи и монахини проводят свою жизнь в служении буддийским учениям и должны оставаться сосредоточенными на своих внутренних практиках. Вы должны приветствовать их с почтением, когда они проходят мимо вас на улице.

Кроме того, всякий раз, когда вы встречаетесь с ними лично, убедитесь, что ваш язык тела и зрительный контакт соответствуют серьезности ситуации — стойте на месте, установите зрительный контакт, снимите обувь у двери перед входом и сядьте со скрещенными ногами, если вокруг нет стульев, чтобы показать уважение к иерархии.

Напутствие

В целом, ваша поза должна быть расслабленной и настороженной при приветствии буддийского монаха. Не показывайте страх или неуверенность, принимая жесткую позу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *