Как жили в древней греции: Повседневная жизнь и быт греков — урок. История, 5 класс.

Как жили люди в Древней Греции?

Древняя Греция – колыбель нашей цивилизации. В ней жило столько ученых и философов! В ней рождались такие интересные мифы и легенды! Наконец, Древняя Греция – это родина демократии!

«Вот бы попасть туда. Думать о вечном, учиться ораторскому искусству… Так надоел это компьютеризированно-информационный мир!» — наверняка мечтают некоторые из нас, когда читают о Древней Греции. Давайте совершим короткое путешествие в Античность и посмотрим, как жил человек в одном из греческих полисов.

В те времена Греция не была единым государством. Она была раздроблена на множество городов, которые назывались полисами (πόλις ).  Наверняка, вы слышали самые известные из них: Спарта, Афины, Дельфы, Халкида и т.д. Каждый из этих городов можно представить как маленькое государство. Часто их так и называют: города-государства. Каждый их них владел определенной территорией, чеканил свою собственную монету, имел собственные вооруженные силы и независимого правителя.

Греческие города-государства постоянно враждовали друг с другом. Не проходило и года, чтобы кто-нибудь не шел на кого-нибудь войной. По сути, их можно сравнить с разными бандами, которые постоянно друг на друга нападают и просто не умеют жить в мире. Иногда случались редкие перерывы в бесконечных походах – обычно из-за того, что на территорию полисов нападал внешний враг. Тогда греки вспоминали пословицу «враг моего врага – мой друг» и объединялись, чтобы дать отпор. Через некоторое время все возвращалось на круги своя. Кстати, оружие и доспехи каждый греческий воин обязан был покупать за свой счет.

Итак, что бы вы предпочли: быть облитым горячей смолой при штурме вражеского города, быть проткнутым копьями фаланги или быть раздавленным колесницей в гуще боя? Может быть, вы бы не хотели воевать и мечтали стать миролюбивым пахарем? Тогда добро пожаловать в «тыл».

Так как половина жителей полиса часто была занята войной, другая половина заботилась о выживании государства и, в основном, работала на полях или занималась выпасом скота. Забудьте о непривередливых генно-модифицированных культурах, которым не страшны неожиданные заморозки или засухи. Внезапное изменение погоды убьет ваш урожай, и поставит семью на грань выживания. Хотя выход всегда есть! Чтобы прокормить семью, отдать часть урожая государству и заплатить все налоги, вы можете продать себя или одного из своих родственников в рабство.

«Я просто сдам комнату в своем доме. Мне, как гражданину полиса, полагается свой дом» — возразит житель современного мегаполиса.

Конечно, дом есть, а в нем есть и комната. Но она только одна, как и в большинстве жилищ того времени. Да и она с сырым земляным полом. Так что приготовьте деньги на лечение ревматизма. Возможно, вам повезет, и придет врач, который сделает настой из трав, собранных с другой стороны городской стены. Но, скорее всего, врач будет в походе вместе с войском. Ничего страшного, терпеть осталось недолго – ведь средняя продолжительность жизни составляла 35 лет.

И в этом варианте ещё не упоминались различные эпидемии, выкашивающие античные города, захват полиса другими войсками и угон в рабство всех его жителей, пожары, которые за несколько часов уничтожали весь город, почти весь состоящий из деревянных домов и другие «приятные» события.

Конечно, все описываемые ужасы не всегда выпадали на долю античного человека. В этом океане хаоса часто попадались и спокойные места, в которых можно было жить и творить. Но и то, что пишут в восторженных книгах о Древней Греции, не всегда является правдой.

Иллюстрация: О. Лелуар «Гомер»:слепой аэд читает гекзаметры толпе»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments

главные традиции, обычаи и обряды

В 1833 г. на Лондонской конференции трёх великих европейских держав, королём только что получившего независимость от Оттоманской империи Греческого государства, был назначен Оттон I Баварский.

Когда молодой король прибыл в Афины — город, избранный им для своей столицы, там не нашлось ни одного более‑менее приличного здания для королевской резиденции.

Таковы были последствия кровопролитной, долгой и разрушительной войны за независимость страны.

Население Афин составляло в то послевоенное время едва ли больше 12 тыс. жителей. Но самыми страшными последствиями почти 400‑летнего турецкого ига и практически беспрерывных военных действий были непоправимые разрушения множества исторических памятников.

  • Литературные источники — свидетели эпохи
  • Жизнь в древней Греции
  • Общественная жизнь
  • Армия и флот
  • Одежда
  • Мебель
  • Посуда
  • Еда и вино
  • Торговля и ремесло
  • Наука и образование

Справедливости ради надо сказать, что не только турки приложили руку к варварскому уничтожению великой истории древней Эллады.
Массовому разграблению подвергалась Греция «собирателями и хранителями древностей» — англичанами и французами.

А до них тут «поработали» венецианцы, и крестоносцы‑франки. Немалую роль сыграла и раннехристианская борьба с язычеством, а также набеги южных славян. Да и в античные времена не пощадили Элладу захватнические походы римских легионов диктатора Луция Корнелия Суллы.

Но по счастью, одним из главных исторических достижений «золотой эпохи» античного классицизма было создание эллинами, помимо материальных памятников, небывалых до того свидетелей духовных: театра, литературы, скульптуры и живописи, благодаря чему мы сегодня можем, сопоставляя результаты археологических раскопок древних городов с художественными бытописаниями жизни их населения, много лучше узнать и понять как жили в древней Греции…

Литературные источники — свидетели эпохи

Историю древней Греции принято делить на несколько исторических периодов, в каждый из которых жизнь эллинов разительно отличалась от другого, более позднего времени:

1. Архаический крито‑микенский, о котором мы знаем, в основном, по мифологическим сюжетам да из двух гениальных поэм великого Гомера.

2. «Тёмное» античное средневековье, когда новые завоеватели — дорийцы хлынули на греческие земли, поделившее культуру древней Эллады на две ветви: ахейскую и дорическую, а историю страны на две эпохи: архаическую и классическую.

Этот переходный период оставил значительно меньше культурных свидетельств, но зато в это время, были сохранены и записаны для потомков воспоминания о более древних эпохах, ставшие связующей нитью и подготовившие почву к последовавшему затем стремительному духовному расцвету.

3. К наивысшим материальным, духовным и культурным достижениям классического периода, подготовленным предшествующими законодательными и общественными реформами, Эллада поднялась сразу после побед в греко‑персидских войнах. Небывалый подъём национального духа, позволивший одержать победу над сильнейшим противником, стал источником величайшего духовного взлёта. Это выразилось в появлении множества художественных произведений, которые стали для нас свидетелями эпохи.

Великолепные описания образа жизни, быта, привычек и традиций древних эллинов можно найти во множестве сочинений античных авторов, начиная от «Илиады» и «Одиссеи» Гомера или «Трудов и дней» Гесиода до наполненных бытописательными деталями комедий Аристофана, всеохватывающего «Описания Эллады» Павсания или энциклопедического «Пира мудрецов» Афинея.

к меню ↑

Жизнь в древней Греции

Летосчисление

Есть разные мнения, какую дату принять за точку отсчёта, которой можно зафиксировать начало наиболее интересного для нас классического периода древней Эллады.

Логичнее всего последовать за самими эллинами, которые определили началом своего нового времени дату проведения первых Олимпийских игр, соответствующую в нашем календаре 776 г. до н. э. и ставшую первым объединительным символом Эллады.

До этого момента в каждом полисе была своя, порой очень запутанная, система измерения времени. А начиная с этой даты все они стали повсеместно отмерять время четырёхлетними отрезками, называвшимися номером соответствующей Олимпиады.

То было время стремительного роста новых городов‑государств, колонизации территорий Малой Азии, Апеннинского полуострова и Сицилии, развития торговли и ремёсел, совершенствования законодательства и судебной системы, зарождения наук, философии и искусства, переходя от власти царей и тиранов к общенародным, демократическим, принципам управления.

Семейная жизнь

Культ семейных отношений, достаточно сильный и в современной Греции, в античной был одним из устоев древнего общества.

Основа этого, конечно же, лежит в родовой общине раннебронзового века.

Например, описывая в «Илиаде» дворец троянского царя Приама, Гомер, рассказывающий о гигантском его размере, перечисляет всех многочисленных родственников, проживавших в этих покоях.

Безусловным главой родового клана являлся отец семейства, после которого власть переходила к старшему сыну, причём даже если тот был не рождённым в этой семье, а усыновлённым.

Власть главы семейства была настолько сильной, что он мог даже принести кого‑то из своих детей в жертву богам, если те её требовали. Такова, например, история Ифигении из той же «Илиады».

Если глава семейства попадал в нужду, он мог продать своих дочерей, а сына изгнать из дома за непочтительность, что даже было закреплено законодательством.

О чувствах молодых при заключении брачного союза никто не спрашивал: определяющей была цена выкупа, подаренного женихом будущему тестю, а иногда на невесту устраивался настоящий аукцион, а основным мотивом создания семьи было продолжение рода.

Считается, что женщина в греческой семье не имела права голоса. Это не совсем так: она имела свой определённый круг обязанностей по дому, за который отвечала, распоряжаясь рабами, продуктами, запасами и всеми домашними делами. За всё остальное отвечал мужчина.

Так, в «Одиссее» Телемах, сын Агамемнона, говорит своей матери Пенелопе: «Занимайся, как должно порядком хозяйства, пряжей, тканьём, наблюдай, чтоб рабыни прилежны в работе были своей: говорить же — не женское дело, а дело мужчины, и ныне моё. Сам у себя я один повелитель…»

Но при этом имущество семьи, особенно земля, не принадлежало единолично её главе: оно рассматривалось, как общая собственность и принятое от предыдущего поколения должно было передаваться потомкам не уменьшенным, а преувеличенным.

Понятию же рода придавалось огромное значение. Сегодня многие из нас вряд ли смогут вспомнить своих предков раньше третьего колена, греки же вели и помнили собственную родословную, исчисляемую порою веками.

Многие трагедии античного театра, особенно у Эврипида, начинались с описания родословной героев, и это нисколько не удивляло зрителей: каждый мог найти среди действующих лиц своего дальнего родственника. Отголоски такой клановости можно найти даже в современном греческом обществе.

Религия, церемонии и ритуалы

Свои жилища древние эллины строили из дешёвой глины, которой было в избытке в этих местах.
Лучшие же строительные материалы посвящались домам богов — храмам, которые вначале строились из довольно дорогого здесь дерева.

Но дерево — материал недолговечный, к тому же горючий, а многие проводившиеся в храмах церемоний сопровождались большим количеством открытого огня.

Одним из толчков к строительству шедевра классической архитектуры — великолепного комплекса Акрополя, стало сожжение старых деревянных построек на нём, захватившими Афины персами.

Поэтому, постепенно дерево стало повсеместно заменяться известняком, а затем и мрамором.

В свою очередь, массовое строительство храмовых комплексов дало мощный импульс развитию античной архитектуры, как искусства.

Значение религии в жизни эллинов было огромным. Без совета богов, выраженного в предсказаниях оракулов не начиналось ни одно важное дело.

Показателен полумифический сюжет захвата Пелопоннеса дорийцами, которые по совету оракула ждали, пока не сменятся у них три поколения, прежде чем начать завоевательный поход, окончившийся, как известно, быстрой победой и образованием государства Спарты.

Учитывая, что эти три поколения были заняты подготовкой к походу и созданием мощной армии, следует признать мудрость совета оракула.

Обряд бракосочетания

Немалый интерес для общего понятия о религиозной жизни эллинов представляет брачная церемония, которая совершалась не в храме, а у домашнего алтаря и символизировала переход девушки из одного семейства в другое: в отцовском доме совершалось жертвоприношение богам у алтаря, в конце которой глава семьи передавал установленной формулой свою дочь жениху, отрывал её от своего рода, отдавая другому.

Затем в сопровождении вестников, укрытая покрывалом и с венком на голове, в белых одеждах, её перевозили в сопровождении свадебных гимнов на колеснице в дом жениха.

Молодой вносил наречённую, изображая похищение, на руках в своё жилище. Невеста же должна была кричать, показывая, что входит сюда не по собственной воле, а, подчиняясь своему новому хозяину — мужу.

Тут уже проводилась настоящая свадебная церемония, где молодую представляли домашним богам у семейного алтаря жениха. Проводился обряд очищения водой и огнём, молодые делили между собой хлеб и фрукты, совершая затем совместную молитву богам.

Культ почитания мёртвых

Огромное значение в жизни эллинов имел культ почитания мёртвых, которые не считались умершими навсегда, а только лишь перешедшими в другое царство, причём по легендам некоторым, например, Гераклу даже удалось вернуться оттуда. Посещая могилы предков, родственники приносили им еду и питьё, как живым, чтобы те не чувствовали себя обделёнными в другой жизни.

к меню ↑

Общественная жизнь

Замечательной особенностью античных эллинов, отличавшей этот народ от других и позволившей им справиться с многократно превосходившим их количественно противником, было значение роли и превосходства общественного сознания над личным.

Изрядная часть жизни мужского населения страны происходила не в домах, куда они приходили только для вечерней трапезы и сна, а в общественных местах, большей частью на Агоре, где торговля и производство совмещались, «не отходя от кассы», с политикой.

Искусство убеждения — риторики — почиталось на уровне поклонения. Общественный деятель, способный доказать, убедить, повести за собой удостаивался прижизненного почитания. Диспуты представителей различных философских школ на площадях собирали огромные толпы зрителей.

Безусловное подчинение законам, какими бы несправедливыми они ни казались, было в крови у жителей Эллады.

Так, великий Сократ, в несправедливости приговора которому были убеждены все его ученики, предлагавшие учителю бежать, безоговорочно подчинился вердикту суда и выпил приготовленную чашу с ядом. Ведь не сделай он этого, становились бессмысленными идеалы учения великого философа и огромный авторитет его среди граждан Афин.

к меню ↑

Армия и флот

Греки — большие почитатели геометрического порядка и гармонии были одними из первых, кто стал применять в военных действиях боевые построения.

Железная дисциплина греческих воинов, стоявших насмерть, заставляла противника позорно покидать поле боя даже при многократном численном превосходстве. Это достигалось полноценным боевым воспитанием мужского населения с малолетства, особенно в древней Спарте.

Значение же флота в жизни древней Эллады трудно переоценить. Мало того что бόльшая часть страны была расположена на островах: превосходство на море позволяло иметь бесконкурентную торговлю во всём регионе Средиземноморья. Наилучший пример тому — Афинский морской союз, созданный по окончании персидских войн.

Искусство строительства кораблей, которого достигли античные мастера, поражает: в течение нескольких недель они могли построить и спустить на воду полноценный боевой флот. Плоды этого мастерства не затерялись во времени — греки и ныне одни из лучших мореплавателей и обладатели крупнейшего в мире торгового флота.

к меню ↑

Одежда

Простота греческого костюма восхищает. Все его разновидности и детали строились из обычных прямоугольных кусков льняной или шерстяной ткани, скрепляемой на плечах и по бокам пряжками‑фибулами.

Богатый костюм от бедного отличала лишь раскраска, да богатство геометрического узора‑каймы. Основными типами узоров были классический меандр и критская волна.
В большей степени благородство происхождения владельца костюма подчёркивали различные ювелирные украшения. Женщины богато использовали косметику: румяна, сурьму, различные кремы, маски и смеси для волос.

Основу древнегреческого костюма составляла нательная рубаха: хитон — у мужчин, туника — у женщин, которые надевались дома, при выходе же наружу к ним добавлялись различные виды плащей: длинный гиматий и короткая хламида, а также накидки: калиптра и пеплос.

Одежда же рабов, а зачастую также и крестьян, рыбаков, охотников, пастухов, городской бедноты могла состоять только лишь из набедренной повязки.

Хождение босиком отнюдь не считалось признаком бедности, хотя самой популярной обувью были всё‑таки сандалии, состоявшие из привязываемой к ноге ремнями деревянной, пробковой или верёвочной подошвы. Кроме того, популярными были кожаные или войлочные сапоги‑эндромиды.

Головные уборы из фетра или соломы использовались чаще всего в непогоду либо для защиты от солнца при длительных прогулках. С этой же целью брали в дорогу различные вееры и опахала.

Большое значение во внешнем виде античными греками, особенно женщинами, придавалось причёске и украшению волос шпильками, диадемами, лентами и т. п.
Для мужчин же основным украшением, можно даже сказать, деталью костюма, была борода, считавшаяся признаком достоинства и мудрости.

к меню ↑

Мебель

Самым распространённым типом сидений были полускамейки‑полулежанки, на которых располагались во время ужинов‑симпосиумов.
Этой же цели служили низкие столики на коротких ножках. Также в большом ходу были складные стулья‑дифры с ножками в виде буквы «Х» и полотняным либо плетённым из верёвки сиденьем.

Кресла с подлокотниками — троносы — имелись только в знатных домах, да в царских дворцах, служа одним из символов верховной власти.

Большое значение придавалось изготовлению и украшению кроватей. Они производились из дерева и украшались богатой резьбой, а порой и настоящими скульптурами. Для хранения одежды и ценных вещей служили различные сундуки, которые также украшались резьбой или инкрустацией.

Другой мебели в домах практически не было, даже в кладовых съестные запасы хранились в глиняных сосудах, стоявших прямо на полу. На кухнях также имелся очаг для приготовления пищи.

В холодное время года для отопления жилищ применялись глиняные или металлические жаровни с углями, которые растапливались на улице, а затем вносились в дом. Они же служили и примитивными светильниками. Если требовалось больше света, зажигались масляные лампы, либо факелы.

к меню ↑

Посуда

Керамическое искусство в древней Греции достигло небывалых до того вершин.
Недаром крупнейшим и старейшим районом древних Афин был гончарный квартал Керамикос, практически примыкавший к центральной торговой площади Агоре.

Но самой замечательной особенностью гончарного искусства древней Греции стал переход от простых геометрических узоров на ранних стадиях развития к украшавшим изделия из керамики настоящим художественным произведениям.

Благодаря этим потрясающим картинам, порой настоящим шедеврам, ставших свидетелями эпохи, мы можем узнать множество мелких деталей из бытовой жизни античных греков, а некоторые изображения сопровождались надписями, как, например, хранящаяся в Эрмитаже ваза.

Кстати, даже по раскраске изображений на посуде можно было определить время её создания: черные фигуры на красном фоне — более ранние, чем красные на тёмном.

Разнообразие форм греческой посуды также впечатляет. Это пифосы и скифосы, амфоры и фиалы, лекифы и килики, кратеры и гидрии, инохойи и киафы, канфары и ритоны. Даже археологи порой долго ломают голову над предназначением того, или иного предмета.

Были в ходу у эллинов и всевозможные шуточные приборы: чаши, обливавшие вином того, кто начинал из них пить либо, наоборот, не позволявшие утолить жажду, как их не наклоняй.

Другой особенностью древнегреческой посуды было наличие, помимо обычной бытовой утвари, большого количества всевозможных разновидностей крупнообъёмных сосудов для хранения и перевозки жидких и сыпучих продуктов. Несомненно, их появлению способствовало всемерное развитие торговли в Средиземноморье.

к меню ↑

Еда и вино

Многие продукты, ставшие символом современного греческого стола, например, помидоры, в античные времена ещё не были известны в Европе. Это касается и картофеля, баклажанов, перца, риса и некоторых других растений.

Столь любимые греками табак и кофе также появились значительно позже. Тем не менее другие овощи: огурцы, морковь, лук, капуста, кабачки, редис, были широко представлены на столах греков.

Основой же повседневного рациона были различные бобовые: многочисленные виды фасоли, горох, чечевица и др. Большое значение имели дары моря: рыба и морепродукты, имевшиеся в каждом доме. Мясо употреблялось повседневно только в богатых семьях, а в просто зажиточных, или тем более бедных, лишь по праздникам, когда совершались жертвоприношения богам.

Исключительную роль в рационе играли всевозможные виды сыров. Надо сказать, что искусство сыроделов в Греции достигло очень высокого уровня, а широко известно и распространено оно было уже во времена Гомера. Так, в «Одиссее» циклоп Полифем, захвативший в плен мореплавателей, занимался изготовлением сыров из овечьего молока.

Огромное значение в рационе древних эллинов имел хлеб из пшеничной или ячменной муки, видов которого было множество. Его роль была столь значительной, что трапеза без хлеба даже считалась греховной, неугодной богам. По сути хлеб составлял основу стола, остальные же блюда были к нему просто добавкой. Кроме пресного хлеба, был уже известен и дрожжевой, который считался деликатесом из‑за своей дороговизны.

А специальной формы сосуды для закваски назывались, кстати, «клибанос». Возможно, от этого слова произошло и русское — хлеб.

Бесценный дар богини Афины — оливковое дерево было предметом постоянного почитания и благодарности за этот подарок любимой и мудрой богини. Ценность же оливы состояла в том, что её использование не имело никаких отходов: всё, начиная от плодов, и, заканчивая древесиной и листьями, шло в дело. Масличные плоды и оливковое масло занимали в повседневном рационе подавляющее место.

Культ виноградной лозы и вина, выражавшийся в поклонении одному из любимых греческих богов — Дионису, был из наиболее распространённых в древней Элладе. Вино же в рационе эллинов занимало одно из ведущих мест. Употребляли его трижды в день, с каждым приёмом пищи.

Кстати, известная многим процедура разбавления вина водой играла совершенно противоположную роль. Древние не вино разбавляли водой, а добавляли его в последнюю с целью её дезинфекции.

к меню ↑

Торговля и ремесло

Первым народом древнего времени, жившим в основном за счёт торговли были финикийцы — знатные купцы и мореходы. Эллины позаимствовали у них очень многое, в том числе, взяв за основу своего алфавита финикийскую письменность. И не просто позаимствовали, а значительно развили и усовершенствовали в дальнейшем.

Значение торговли в жизни эллинов было столь велико, что центральной площадью многих крупных городов была рыночная Агора. Но здесь не только занимались торговлей. В Афинах, например, на Агоре находилась высшая скала Совета и Верховного суда — Ареопаг.

Тут же проводились народные собрания свободных граждан, принимавшие эпохальные решения. Здесь выступали ораторы, и читали лекции философы… Всё, ради того, чтобы, занимаясь общественной жизнью, не отвлекаться от главного дела — купли‑продажи.

Рядом с Агорой, а то и прямо в торговых павильонах располагались мастерские ремесленников: ткачей, кузнецов, краснодеревщиков, ювелиров и др., а чуть поодаль, для защиты от сильного запаха, находилось кожевенное производство. Многие изделия древних ремесленников до сих пор пленяют красотой и изяществом ценителей прекрасного.

Развитие торговли потребовало создания товарных эквивалентов — денежных знаков.

Именно древнегреческие меры веса: талант и драхма, ставшие затем названиями монет были первыми получившими повсеместное распространение валютными единицами древнего мира.

к меню ↑

Наука и образование

О том что Греция — родина большинства наук известно всем, и эта тема требует отдельной большой статьи. Большинство граждан Эллады были довольно образованными людьми. А недостаточное образование считалось даже пороком.

Например, существовал закон, позволявший сыну не заботиться об отце в старости, что в общем случае считалось огромным грехом, если младший смог доказать, что его родитель, имея на то возможность, не дал своему отпрыску какого‑либо образования.

Священный остров Крит с подробной историей о жизни богов — читайте мифы Древней Греции в статье.

Символ Греции — Афинский Акрополь: место, где рождались легенды Древнего мира, подробнее об этом.

Узнайте также о секретах Кносского дворца — лабиринте Минотавра, в нашем рассказе.

Жизнь в Древней Греции — Краеведение

Тим Ламберт

Города Древней Греции

Древнегреческие города были защищены каменными стенами. Внутри них большую часть земли занимали частные дома. Однако было также много храмов и мастерских. В типичной мастерской ремесленник работал с одним или двумя помощниками и, возможно, рабом.

Методы управления греческими городами-государствами различались. Однако Афины славятся демократией. В Афинах был совет из 500 человек. Они предлагали новые законы, которые обсуждались на собрании, которое могли посещать все мужчины и которое проводилось каждые 10 дней. У афинян также был метод устранения неугодных им политиков. Каждый год на собрании мужчины писали имя непопулярного политика на осколках глиняной посуды. Если против него голосовало 600 человек, его изгоняли на 10 лет. Эта практика дала нам слово подвергать остракизму.

Древние греки также основали множество колоний в Средиземноморье между 750 и 500 г. до н.э. Греки основали колонии на юге Италии и юге Франции. Они также основали колонии на турецком побережье, вокруг Черного моря и на побережье Северной Африки.

Общество в Древней Греции

Как и все ранние цивилизации, Древняя Греция была сельскохозяйственным обществом. Большинство людей жили сельским хозяйством, и основной формой богатства было владение землей. В каждом городе был высший класс и средний класс мужчин, таких как солидные фермеры, врачи и учителя.

Однако подавляющее большинство людей были крестьянами и ремесленниками или рабами. Рабство было обычным явлением. (Подсчитано, что около 30% населения Афин составляли рабы). Если бы они работали в домах богатых людей, с рабами можно было бы обращаться разумно.

Однако по закону хозяевам разрешалось высечь рабов. Те рабы, которые работали в шахтах, вероятно, пострадали больше всего. Военнопленных сделали рабами. Кроме того, любой ребенок, рожденный от рабыни, автоматически становился рабом. Однако было и огромное количество рабов, ввозимых из-за границы. Рабы стоили дешево, и только беднейшие греки не могли их себе позволить.

Даже если они не были рабами, у большинства жителей Древней Греции был очень низкий уровень жизни. Несмотря на все достижения Древней Греции, жизнь большинства ее жителей была тяжелой.

Когда ребенок рождался, он не считался личностью, пока ему не исполнилось пять дней, когда была проведена специальная церемония, и ребенок стал частью семьи. Родители имели право, по закону, оставить новорожденных детей, чтобы они умерли от воздействия. Иногда незнакомцы усыновляли брошенных детей. Однако в этом случае младенец становился рабом.

Греки поклонялись не только богам, но и богиням. Женщины участвовали в религиозных праздниках. Однако в богатой семье женщины обычно держались отдельно от мужчин. Обычно они останавливались в задней или верхней части дома. В богатой семье жена должна была вести домашнее хозяйство и очень часто управлять финансами. Однако богатые женщины обычно оставались дома и отправляли рабов за покупками.

У бедных женщин, конечно, не было выбора. Возможно, им также придется помогать своим мужьям в сельскохозяйственных работах. Женщины, даже богатые, должны были прясть, ткать и шить одежду. Однако в Спарте женщинам принадлежала большая часть земли. Мы также знаем из записей, что женщины владели землей в Фессалии и в критском городе-государстве Гортине. В Древней Греции некоторые женщины были владельцами таверн. Другие продавали еду или духи. Некоторые из них были шерстяными рабочими.

В Древней Греции некоторых девочек учили читать и писать. Женщины из богатых семей часто были хорошо образованы. Девочки выходили замуж, когда им было около 15 лет (за исключением Спарты, где они обычно были старше). Часто устраивались браки.

Гречанок не допустили к участию в Олимпийских играх. Однако у женщин были свои игры, посвященные богине Гере (жене Зевса). Герейские игры проводились раз в 4 года.

В Древней Греции было много великих женщин. Сапфо (6 век до н.э.) была известной греческой поэтессой. Феано Кротонский (родился около 546 г. до н.э.) был известным математиком. Телесилья Аргосская была известным поэтом, жившим около 500 г. до н.э. Королева Спарты Горго (род. ок. 508 г. до н.э.) была влиятельной женщиной.

Около 400 г. до н.э. Арета из Кирены была известным философом. Тимыча Спартанский был философом около 375 г. до н.э. Гиппархия Маронейская (350-280 до н.э.) была философом. Аните из Тегеи был великим поэтом, жившим около 250 г. до н.э. Около 150 г. до н.э. Аглаонике была женщиной-астрономом.

Олимпийские игры

Спортивные состязания проводились во время религиозных праздников в каждом греческом городе. Однако Олимпийские игры начались в Олимпии в 776 г. до н.э. в честь Зевса, главного бога, и людей, прибывших со всей Греции и греческих колоний, чтобы принять в них участие. Войны прекратились, чтобы позволить всем принять участие. Спортсмены соревновались в боксе, борьбе, беге, скачках, гонках на колесницах и пятиборье (пять видов спорта). Победителям медали не вручались. Вместо этого им дали корону из листьев.

Дома в Древней Греции

Древнегреческие дома обычно были простыми и простыми. Они были сделаны из сырцовых кирпичей, покрытых гипсом. Крыши были сделаны из глиняной черепицы. Окна не имели стекол и представляли собой просто отверстия в стене. Бедняки жили всего в одной, двух или трех комнатах. Богатые греки жили в больших домах с несколькими комнатами. Обычно их устраивали вокруг двора и часто верхнего этажа. Внизу находилась кухня и столовая (называемая андроном). Как и гостиная. Наверху располагались спальни и женская комната, называемая гинецеем (женщины ткали там ткань, а также принимали пищу вдали от мужчин).

Мебель была простой даже в богатом доме. Древние греки хранили вещи в деревянных сундуках или вешали их на деревянные колышки на стенах. В богатом доме также должен быть комод для дорогих чашек. Люди полулежали на кушетках (которые также могли служить кроватями). Кушетки представляли собой просто деревянные каркасы с веревочной лямкой и циновками или ковриками, уложенными поверх. Бедняки вставали с восходом солнца и ложились спать с наступлением темноты, а богатые освещали свои дома лампадами с оливковым маслом.

Еда в Древней Греции

Простые греки питались основным продуктом питания, состоящим из хлеба (из ячменя или, если вы могли себе это позволить, из пшеницы) и козьего сыра. Мясо было роскошью, но рыбы и овощей было много. Обычные греки ели бобовые, лук, чеснок и оливки. Они также ели куриные яйца. Крестьяне ловили мелких птиц для еды.

Греки также ели фрукты, такие как изюм, абрикосы, инжир, яблоки, груши и гранаты. Богатые греки ели гораздо более разнообразную и интересную пищу, такую ​​как жареный заяц, яйца павлина или луковицы ириса в уксусе. Бедняки пили в основном воду. Если они могли себе это позволить, они добавляли мед, чтобы подсластить его. Вино также было популярным напитком. Обычно вино пили разбавленным водой.

Одежда в Древней Греции

Первоначально древнегреческие женщины носили пеплос. Это был прямоугольник ткани, сложенный и сколотый вместе. Он был завязан на талии.

Позднее гречанки стали носить длинную тунику, называемую хитоном. Женщины также носили плащи, называемые гиматионами. Женщины носили такие украшения, как ожерелья, браслеты и ножные браслеты. Богатые женщины носили зонтики, чтобы защитить себя от солнца. Женщины не стриглись, если не были в трауре. Его носили в разных стилях.

Мужчины носили простые шерстяные туники, завязывавшиеся на талии. Мужчины также носили плащи, называемые гиматионами, а если они путешествовали, то надевали шляпы с широкими полями. Хотя простые греки носили одежду из шерсти или льна, богатые могли позволить себе хлопок и шелк.

Большинство греков мылись в бассейне, называемом лутерионом, хотя у богатых иногда были ванные комнаты. Люди натирали себя оливковым маслом, а затем стирали его инструментом, называемым стригил.

Образование в Древней Греции

В Древней Греции девочек учили их матери. Они научились таким навыкам, как ткачество. Многие девочки также научились читать и писать дома. Мальчики из более обеспеченных семей пошли в школу, когда им было семь лет. Мальчиков из богатых семей сопровождал в школу раб. Мальчики научились читать, писать и считать, а также поэзии и музыке. Греки также считали, что физическое воспитание очень важно, поэтому мальчики занимались танцами и легкой атлетикой. Дисциплина была суровой, детей часто били.

В Спарте с детьми обращались очень жестоко. В возрасте 7 лет мальчиков забирали из семей и отправляли жить в бараки. С ними жестоко обращались, чтобы превратить их в храбрых солдат. Им намеренно не давали еды, чтобы им приходилось воровать, обучая их скрытности и хитрости. Их пороли за любую провинность. Спартанские девушки занимались легкой атлетикой и танцами, чтобы они стали крепкими и здоровыми матерями большего количества солдат.

В Древней Греции, когда мальчики не ходили в школу, а девочки не работали, они играли в мяч с надутыми свиными пузырями. Они также играли с костяшками пальцев. Дети также играли с волчками, куклами, моделями лошадей с колесами, обручами и лошадками-качалками.

Искусство Древней Греции

Греки славятся драматизмом. Театр, вероятно, начался с группы людей, называемой хором, поющим и танцующим в честь Диониса, бога вина. Затем, примерно в 534 г. до н.э., человек по имени Феспис добавил в хор одного актера. Был добавлен второй актер, а затем и третий. В конце концов, три актера стояли на сцене, а хор стоял на переднем плане и комментировал действие. Все актеры были мужчинами и были в масках. Зрители сидели рядами кресел полукругом. (Наше слово театр происходит от греческого слова theatron, что означает место, где люди слушают).

Древние греки придумали трагедию, в которой великий человек погибает не по злобе, а по ошибке. Они также писали комедии. (Наше слово комедия происходит от греческого слова Komoidia, обозначающего веселье). Среди великих греческих драматургов были Эсхил (525–456 до н. э.), Аристофан (448–380 до н. э.), Еврипид (480–406 до н. э.) и Софокл (496–406 до н. э.). Женщина по имени Сапфо, жившая около 600 г. до н.э., была известной поэтессой.

Греки также славятся своими реалистичными скульптурами. Среди великих скульпторов был Фидий (49 г.0-430 до н.э.), Пракситель и Лисипп (оба жили и творили во второй половине 4 века до н.э.). Одним из величайших образцов греческой скульптуры является Венера Милосская, вырезанная около 100 г. до н.э. Он был найден на греческом острове Милос в 1820 году. К сожалению, руки отсутствуют.

Древнегреческая керамика часто изображает сцены из мифологии или повседневной жизни. В VI в. до н.э. фигуры черной глазурью раскрашивали на красном фоне. Это называлось чернофигурным стилем. Около 520 г. до н.э. был введен краснофигурный стиль. Цвета поменялись местами. В Древней Греции погребальные урны обычно имели фигуры, нарисованные на белом фоне. Роспись стен также была важным искусством в Древней Греции. К сожалению, сохранилось очень мало примеров.

Греческие музыканты играли на духовом инструменте, похожем на кларнет. Одна дудка называлась ауло, а две дудки, играемые вместе, назывались аулои. Греки также играли на цимбалах и струнном инструменте, называемом лирой. Они также играли на своеобразном бубне, называемом тимпанон.

Архитектура в Древней Греции

Симметрия была очень важна для греков, и греческие архитекторы прилагали все усилия, чтобы выработать правильные соотношения и пропорции. Греческую архитектуру обычно делят на 3 стиля, называемых ордерами. Это дорические, ионические и коринфские. Самые важные храмы имели колоннады (ряды колонн) в одном из трех стилей. Дорические колонны были относительно короткими и широкими. Их высота в шесть раз превышала диаметр их основания. Они также были довольно простыми и простыми, хотя и имели рифление (вертикальные углубления) для украшения. Ионических и коринфских колонн было 9раза больше диаметра их основания по высоте. У обоих были вершины, называемые капителями. Капители ионических колонн были вырезаны в виде свитков, в то время как коринфские колонны имели колонны, вырезанные в виде листьев.

Самым известным произведением греческой архитектуры является Парфенон, храм в Афинах. Строительство началось в 447 г. до н.э. и было завершено в 438 г. до н.э.

Древнегреческие философы

В Древней Греции было несколько великих астрономов. Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) понял, что Луна не светит своим собственным светом, а отражает свет Солнца. Аристарх (310-230 до н.э.) понял, что Земля вращается вокруг своей оси. Он также понял, что Земля движется вокруг Солнца, а не наоборот. Наконец, Эратосфен (276–219 гг.4 г. до н.э.) рассчитал окружность Земли.

Греки также известны своими философами (философ означает любящий мудрость). Среди величайших философов были Сократ (469–399 до н. э. ), Платон (428–348 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Одним из самых влиятельных философов был Эмпедокл (494-434). Он учил, что мир состоит из четырех элементов: земли, огня, воды и воздуха. Эта точка зрения доминировала в западной мысли до 17 века.

Блестящий математик по имени Пифагор (580-500 до н.э.) сделал важные открытия. Другой математик по имени Евклид написал книгу по геометрии под названием «Элементы». Это был стандартный учебник более 2000 лет.

Тем временем грек по имени Демокрит (460-370 гг. до н.э.) сказал, что все вещи состоят из крошечных кусочков материи, которую он назвал атомами. Однако только в 19 веке он оказался прав.

Геродот (484-424 гг. до н.э.) был великим историком. Его называют отцом истории.

Религия в Древней Греции

Древние греки были политеистами (поклонялись многим богам). Греки представляли богов и богинь похожими на людей. Среди богов и богинь были Афродита, богиня красоты и любви, Афина, богиня мудрости, Артемида, богиня охоты, луны и деторождения, и Арес, бог войны. Они также поклонялись Дионису, богу вина (он также был богом музыки, танцев и театра), Деметре, богине урожая, Гефесту, кузнецу богов, и Гермесу, посланнику богов.

Другими богами были Посейдон, бог моря, и Аид, бог мертвых, который правил мрачным подземным миром, где обитали духи мертвых. Аполлон был богом солнца, музыки и поэзии. Главным богом был Зевс. Его женой была Гера, богиня брака.

В каждом городе было много храмов. Люди шли в храм молиться. Снаружи стояли алтари, где приносились жертвы и приносились в жертву животные. Очень часто в греческих домах также был алтарь во дворе, где приносили подношения богам.

Когда древние греки умирали, их либо хоронили, либо кремировали, а затем хоронили их прах. Еду, питье и товары хоронили вместе с умершим, и время от времени семья умершего делала подношения на могиле. Древние греки верили, что когда вы умираете, перевозчик по имени Харон переправляет ваш дух через реку под названием Стикс ко входу в подземный мир. Вход охранял трехголовый пес по кличке Цербер, который никому не давал уйти!

Если вы были очень плохи при жизни, то после смерти вы отправлялись в место под названием Тартар, чтобы быть наказанным. Если вы были очень хороши, вы отправлялись в красивое место, чтобы быть вознагражденным. Однако большинство людей не были ни особенно хорошими, ни плохими. После смерти они отправились в унылое и унылое место. Греки верили, что если они сделают подношения умершему родственнику, это на время скрасит их существование в унылом подземном мире.

Парфенон

Оружие Древней Греции

Древнегреческие армии основывались на пехоте, называемой гоплитами. Гоплиту приходилось покупать собственные доспехи и оружие, поэтому он обычно происходил из среднего класса. Гоплиты были защищены шлемами, нагрудниками и спинными пластинами, а также щитками для голени, называемыми поножами. Они несли круглые бронзовые щиты. Гоплиты несли деревянные копья длиной 1,8 метра с металлическим наконечником. Они также несли мечи и кинжалы. Когда они вступали в бой, гоплиты шли строем, их щиты перекрывали друг друга, образуя металлическую «стену».

Только богатые могли позволить себе лошадей, поэтому они предоставили кавалерию. Кавалеристы несли два метательных копья и меч. Бедняки становились лучниками или были вооружены пращами. Они не носили доспехов. Афиняне также имели большой флот. Корабли назывались триерами. У них было три ряда весел. Два ряда высовывались из иллюминаторов. Третий ряд находился на верхней палубе. Корабли были вооружены тараном на носу.

Медицина в Древней Греции

Корни современной медицины уходят в древнюю Грецию. С одной стороны, большинство греков верили в бога врачевания по имени Асклепий. Люди, которые были больны, приносили жертвы или подношения богу. Затем они ночевали в его храме. Они верили, что бог посетит их во сне (т. е. во сне), и когда они проснутся, они исцелятся.

В то же время древнегреческие врачи разработали рациональную теорию болезней и искали лекарства. Однако одно не заменило другое. Культ Асклепия и греческая медицина существовали бок о бок. Медицинские школы были созданы в Греции и в греческих колониях по всему Средиземноморью. Еще в 500 г. до н.э. человек по имени Алкмеон из Кротона в Италии сказал, что тело здорово, если в нем правильный баланс горячего и холодного, влажного и сухого. Если равновесие было нарушено, тело заболевало.

Однако самым известным древнегреческим врачом является Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н.э.). (Хотя теперь историки считают, что в свое время он был гораздо менее известен, чем считалось когда-то. Считается, что многие из приписываемых ему медицинских книг на самом деле были написаны другими людьми). Гиппократ подчеркивал, что врачи должны внимательно наблюдать за симптомами пациента и принимать их к сведению. Гиппократ также отвергал всякую магию и верил в лечебные травы.

Некоторые греки предполагали, что человеческое тело состоит из элементов. Если они были правильно сбалансированы, человек был здоров. Однако если они выходили из равновесия, человек заболевал.

Наконец, Аристотель (384-322 до н.э.) выдвинул теорию болезни. Он считал, что тело состоит из четырех соков или жидкостей. Это были слизь, кровь, желтая желчь и черная желчь. Если у человека было слишком много юмора, он заболевал. Например, если у человека жар, у него должно быть слишком много крови. Лечение заключалось в том, чтобы разрезать пациента и дать ему истечь кровью. Греки также знали, что диета, физические упражнения и поддержание чистоты важны для здоровья.

Позже Александр Македонский завоевал Египет. В 332 г. до н.э. он основал город Александрию, и там была основана большая медицинская школа. Врачи в Александрии препарировали человеческие тела и получили гораздо лучшее знание анатомии. Однако небольшой прогресс был достигнут в понимании болезней.

Последняя редакция 2022

Повседневная жизнь в Древней Греции (Сборник)

Сбор средств на сервер 2023

Помогите нашей миссии по предоставлению всему миру бесплатного исторического образования! Пожалуйста, пожертвуйте на сбор средств на наш сервер в 2023 году, чтобы мы могли выпускать больше исторических статей, видео и переводов. Благодаря вашей поддержке миллионы людей узнают об истории совершенно бесплатно каждый месяц.

12621 $ / 21000 $

❤ Пожертвовать

Коллекция

Древние греки были заняты, и было много работы, развлечений и развлечений, чтобы разнообразить повседневную жизнь. Покупки на рынках агоры, выступление в качестве жюри, просмотр спортивных событий или прослушивание последней пьесы держали греков подальше от дома. Также могут быть религиозные ритуалы, на которые нужно смотреть, процессии, на которые нужно смотреть, и пьянки, которые нужно посещать. В этой коллекции ресурсов мы исследуем все, чем регулярно занимались древние греки, а также связанные темы, такие как кто есть кто в обществе, какая музыка играла и как люди путешествовали с места на место.

После еды, питья и возлияний гости симпозиума могут играть в игры, слушать и исполнять музыку (особенно на лире), рассказывать друг другу истории, давать друг другу советы по повседневным проблемам, обсуждать политику и наслаждаться развлечениями друг друга.

компания. Поэтический концерт был обычным явлением. Гостей также поощряли демонстрировать свои собственные поэтические и интеллектуальные способности с помощью импровизированных сольных концертов и репараций. Пьянство продолжалось весь вечер, обычно через общую чашку или киликс. Также было популярно пение песен, и иногда группа гуляк ( komos ) даже вышли на улицу, чтобы продолжить петь и танцевать, несомненно, к неудовольствию соседей.

Статьи и определения

Видео

Изображения

3D-изображения

Добавить внешнюю ссылку

Внешние ссылки

Симпозиум — Анимация и сопутствующие рабочие листы

panoply.org.uk

Оракулы и подношения — Древнегреческий мир 04

ted.com

Древний город Афины: Агора

stoa.org

Об авторе

Марк Картрайт

Марк является штатным автором, исследователем, историком и редактором. Особые интересы включают искусство, архитектуру и изучение идей, которые разделяют все цивилизации. Он имеет степень магистра политической философии и является директором издательства WHE.

Бесплатно для всего мира, при поддержке вас

Энциклопедия всемирной истории — некоммерческая организация. Всего за 5 долларов в месяц вы можете стать участником и поддержать нашу миссию по привлечению людей с культурным наследием и повышению качества образования по истории во всем мире.

Стать участником Пожертвовать

Лицензия и авторское право

Загружено Марком Картрайтом, опубликовано 28 апреля 2020 г. Правообладатель опубликовал этот контент на условиях следующей лицензии: Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike. Эта лицензия позволяет другим микшировать, настраивать и использовать этот контент в некоммерческих целях, если они указывают автора и лицензируют свои новые творения на тех же условиях. При повторной публикации в Интернете гиперссылка на исходный URL-адрес источника контента должна быть включена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *