Как жили женщины в средневековье: как на самом деле жилось женщинам в Средние века

Содержание

как на самом деле жилось женщинам в Средние века

Что из себя представляла средневековая женщина? Разные представители общества того времени ответят на этот вопрос по-разному. «Нечто среднее между святой и блудницей», — скажут теологи. «Не так важно, если она „честная женщина“», — констатируют судьи. «Моя госпожа», — скажут все, кто статусом ниже ее мужа. Историк Екатерина Мишаненкова объединила эти и многие другие точки зрения под обложкой своей книги «Средневековье в юбке», которую Игорь Перников внимательно изучил и удивился размаху представшей перед ним панорамы.

Екатерина Мишаненкова. Средневековье в юбке. Женщины эпохи Средневековья: стереотипы и факты. М.: АСТ, 2021. Содержание

Как отмечает в своей книге Екатерина Мишаненкова, если речь заходит о роли женщин в Средние века, большинство исследователей оказываются солидарны с мнением Джудит Беннет — одной из известнейших специалисток по средневековым женщинам. Согласно Беннет, достаточно долго считалось, что Средневековье было отсталой и жесткой эпохой, в которой женщинам отводилась незавидная роль. Затем, с приходом Ренессанса, положение женщин якобы начало улучшаться. Однако современные историки придерживаются иной точки зрения: в XIX веке оно было намного хуже, чем, например, в XIV. И дабы это высказывание не показалось голословным, рассмотрим «Средневековье в юбке» более подробно, ведь в нем Екатерина Мишаненкова дала детальное, доступное и, главное, очень увлекательное описание положения женщин в указанную эпоху.

Книга начинается с вводных данных — структуры средневекового общества, в которую были вписаны женщины и которая некоторым образом и определяла их положение. Сперва Мишаненкова дает общее представления о трех средневековых сословиях — военных, духовенстве и крестьянах, однако сразу же оговаривается: мол, все так стройно только в теории и на бумаге, а на практике куда сложнее и интереснее. Собственно, подобная «смена фокуса» в книге встречается достаточно часто, что, кстати, и не дает читателю заскучать. Есть разница между представлениями о женщинах, которые можно почерпнуть из трудов средневековых богословов и юридических документов того времени, и стихией «жизни как таковой», где женщина, несмотря на то, что юридически ее как бы не существовало, могла быть полностью самостоятельной, — и именно эта разница создает напряжение, захватывающее внимание до самой последней страницы.

Кроме того, автор не только уделяет внимание средневековым представлениям о положении женщин, но и отдает должное современным исследователям этого вопроса: в книге дан краткий пересказ развития исторической науки о положении женщин и названы ключевые имена и исследования в этой области. Так что «Средневековье в юбке» может послужить отличным подспорьем для более глубокого погружения в тему. Вместе с тем книга не только всесторонне освещает определенный аспект средневековой повседневности, но и изобилует любопытными фактами и различными микросюжетами, которые, с одной стороны, связаны с главной темой, а с другой — вполне самодостаточны.

Добавим конкретики относительно содержания книги. Итак, положение женщины в Средние века было как минимум двусмысленным. Лучше всего это видно на примере теологических трактатов того времени, ведь церковь в средневековье была одним из главнейших общественных институтов. Здесь можно выделить два концептуальных полюса: с одной стороны, с точки зрения теологов, всякая женщина — это Ева, слабовольная и порочная, она обрекла мужчину (и все человечество вместе с ним) на смертный грех, поэтому она не может быть самостоятельной и во всем должна подчиняться мужу (как совершенно справедливо замечает Екатерина Мишаненкова, большинству теологов легче было обвинить в искушении женщин, чем самих себя, ведь со страстями легче справиться, если в них виноват кто-то другой). Отсюда — культ целомудренности и многие другие особенности быта (вплоть до банковских чеков, изначально появившихся в качестве расписок жен за деньги мужей: считалось, что женщина из-за слабости характера не может самостоятельно распоряжаться деньгами).

С другой стороны — появившийся в средневековье культ Девы Марии, или Непорочной девы, воплощавшей в себе идеалы добродетели и милосердия. Естественно, в быту женщина чаще почиталась за Еву, чем за Марию, со всеми вытекающими отсюда последствиями, однако, как тут же замечает автор, все это — в теории. На практике же женщина из высокого сословия хоть и подчинялась мужу, но стояла выше всех его слуг и подчиненных независимо от их пола. Когда муж отправлялся на войну, будучи военнообязанным, управление имением переходило к женщине. При этом вся ответственность была на муже, и даже если женщина совершала преступление или вела себя предосудительно с точки зрения общественных норм того времени, вся вина все равно возлагалась на мужа.

Подобное отношение нашло очень необычную на современный взгляд юридическую форму — статус «честной женщины». Как отмечает автор, этот термин встречается в литературе и официальных документах, в том числе в судебных записях. Интересно, что даже женщин, осужденных за различные преступления, в том числе воровство, в этих документах нередко продолжают называть именно так. Оказывается, все дело, опять же, в одержимости церкви целомудрием:

«Какие бы преступления женщина ни совершила, если у нее не было любовников, если она хранила целомудрие или была верной женой и иногда даже если она жила во внебрачной связи, но только с одним-единственным мужчиной (как та же Марианна у Шекспира), — она все равно оставалась „честной женщиной”. И суд по этой причине даже мог проявить к ней снисхождение».

Иными словами, если женщину обвиняли в том или ином преступлении, многое зависело от ее репутации. Далее в книге приводится несколько подобных историй — с трагическим или счастливым финалом.

Что до самостоятельности женщины, то существовал, например, такой термин, как femme sole. Так называлась женщина, которая работала самостоятельно, несла за себя ответственность и платила налоги, как всякий мужчина. В целом многие женщины средневековья не только работали, но состояли в различных ремесленных цехах/гильях/корпорациях, то есть имели официальный профессиональный статус. При этом по сложившемуся обычаю их записывали как «жена такого-то». В иных (рассмотренных в книге более подробно) случаях женщина получала статус femme sole:

«Встречаются femme sole в уставных документах цехов и в качестве основательниц наряду с мужчинами и семейными парами. В таких случаях перечислялись все основатели, но femme sole подписывали документ сами, а в семейных парах это делали только мужья, выступающие в том числе и законными представителями своих жен, несмотря на то, что эти жены становились такими же членами цеха, как и они».

Впрочем, стоит также отметить, что, с точки зрения теологов того времени, женщина не всегда представлялась исключительно как дочь Евы, склонная к пороку. Яркий тому пример — богослов Григорий Нисский, брат Василия Великого, и один из отцов церкви. Судьба братьев сильно различалась. Как пишет Екатерина, Василий получил блестящее академическое образование, был теологом, аскетом, вел активную организационную деятельность в церковных рядах. Григорий же обучался дома, был человеком добрым, одним из первых христианских противников рабства и до того, как принял сан священника, был женат. Далее рассказывается об их сестре:

«И была у Василия и Григория сестра по имени Макрина. О ней известно довольно многое — благодаря Григорию, который в своих биографических сочинениях рассказал о ее жизни, о том, какой она была умной и образованной, как с двенадцати лет отказывалась выходить замуж и как именно она повлияла на Василия, тогда еще светского человека, и обратила его на путь аскетического служения церкви. А вот у самого Василия, после которого осталось множество сочинений и несколько сотен писем, сестра не упоминается ни разу. Похоже, он в своем аскетизме вообще не считал нужным даже упоминать о таких раздражающих объектах, как женщины».

При этом, как отмечает автор, Василий повлиял на западноевропейских богословов куда больше, чем Григорий. Интерес историков и философов к Григорию возник только в XX веке, а теперь он считается одним из интереснейших мыслителей своего времени.

С Григорием и Василием все более-менее понятно, однако, сколько выдающихся женщин средневековья, подобных Макрине, ныне забыты, остается только гадать:

«Трудно сказать, о скольких женщинах, активно участвующих в развитии раннего христианства, мы не знаем и никогда не узнаем, потому что их наследие не считали важным сохранять, а о них самих предпочитали лишний раз даже не упоминать».

Как уже было отмечено, пример Макрины — один из многих представленных в книге микросюжетов. В целом все они создают очень объемную и детально проработанную картину, которую при всем желании невозможно свести к каким-то штампам или предрассудкам. В завершение невозможно не отметить, что порой в интонациях автора звучит горькая нота: некоторые средневековые представления о женщинах живы до сих пор, особенно это касается представлений о несамостоятельности женщин. Впрочем, такая замечательная книга, как «Средневековье в юбке», не только детально освещает положение женщин, но и делает все возможное, чтобы от дремучих представлений о них не осталось и следа.

Львица, Секира и Пламенная Жанна: как женщины в Средние века становились воинами

Самая известная женщина-воин Средних веков Жанна д’Арк не была исключением: далеко не все средневековые дамы довольствовались пассивной ролью в политике и войнах. Некоторые из них руководили обороной замков, сражались на поле боя или становились вольными пиратками. Forbes Woman рассказывает о пяти таких воительницах

В Средние века место европейской женщины в обществе было скромным. Главной женской обязанностью считалось рождение и воспитание детей. Девочку могли выдать замуж в 12 лет, и с этого момента ее судьба во многом зависела от воли мужа. «Муж имеет право наказывать свою жену и бить ее для ее исправления, ибо она принадлежит к его домашнему имуществу», — писал монах-доминиканец Николя Байард в XIII веке. В рыцарской культуре женщина предстает пассивным существом, Прекрасной Дамой, которая вдохновляет рыцаря на подвиги, но сама остается по большей части в стороне. 

Несмотря на все это, некоторым женщинам в Средние века удавалось взять в свои руки оружие и собственную судьбу. Во Франции даже использовался феминитив от слова chevalier (рыцарь) — chevaleresse или chevalière, что буквально можно перевести как «рыцарка». Так называли не только жен рыцарей, но и женщин, взявших в руки оружие. «Рыцарки» участвовали в Крестовых походах, организовали рыцарские турниры и иногда входили в военные ордена, а в литературе и хрониках Средневековья сохранились описания «прекрасных воительниц». 

Жанна Фландрская 

Чем знаменита: фактически была военачальником во время войны за Бретонское наследство 

Жанна родилась в 1295 году в состоятельной семье, среди прочих у ее отца был титул графа Фландрии. В 1329 году она вышла замуж за бретонца Жана, графа де Монфор. Сейчас Бретань входит в состав Франции, но в XIV веке ситуация была иной. Бретонское герцогство имело своего правителя, чьим родственником являлся Жан де Монфор. 

Он не был первым в списке наследников, но в 1341 году неожиданно для всех занял трон Бретани. Французский король выступил против, отстаивая права на престол своего родственника Шарля де Блуа (его жену тоже звали Жанной). Жан де Монфор и его жена отказались признать королевского претендента на бретонский трон — так началась война за Бретонское наследство, которая продлилась с 1341 по 1364 год.

Жана де Монфора вскоре после начала конфликта взяли в плен, беременная Жанна осталась одна. После рождения сына она решила продолжить борьбу за права на бретонский престол в одиночку. Война вошла в историю как война двух Жанн: Жанны де Монфор и супруги Шарля де Блуа.

Жанна де Монфор занималась не только дипломатией (например, вела переговоры с королем Англии), финансами и политикой, но и руководила военными действиями. Один из самых известных эпизодов войны двух Жанн — осада Энбона в 1342 году. Шарль де Блуа подошел к городу, в котором укрылась Жанна Фландрская с младенцем-сыном, с 18-тысячным войском. Согласно хронике, которую цитирует французский историк Бенджамин Брийод, Жанна обратилась в том числе к бретонским женщинам и призвала их «подвернуть юбки и взять заботы о своей безопасности в собственные руки» — готовить город к осаде, брать камни из мостовых и бросать их в противника.

Кроме того, она придумала дерзкий план по дестабилизации французской армии. Пока войска де Блуа были заняты штурмом, она с отрядом в 300 человек атаковала и сожгла французский лагерь. А затем отправилась на поиски помощи и вернулась в осажденный город, утроив число его защитников. После этой вылазки она получила прозвище Пламенная. 

Шарлю де Блуа все же удалось захватить всю Бретань, а Жанне и ее детям пришлось укрыться у короля Англии. В чужой стране, без денег, без прежнего влияния она оказалась фактически в изоляции и «сошла с ума» — либо впала в депрессию. 

Ее сын смог стать герцогом Бретани, но что случилось с самой Жанной, неизвестно. По одной из версий, Жанна Пламенная скончалась в 1374 году и была погребена вместе с супругом. В Энбоне Жанну Пламенную до сих пор почитают как бесстрашную защитницу города, в ее честь назван мост.

Королева-волчица: как Изабелла Французская завоевала Англию

Жанна де Бельвиль

Чем знаменита: первая женщина-пират в истории Европы 

Жанна родилась в 1300 году в могущественной семье Бельвиль в Вандее. В 12 лет она в первый раз вышла замуж, в 14 стала матерью, в 18 — наследницей семейного состояния после смерти брата, а в 26 — вдовой. В 29 лет Жанна влюбилась во влиятельного дворянина Оливье де Клиссона, он ответил ей взаимностью. Они поженились по любви, что в Средние века было редкостью.

В 1337 году между Англией и Францией началась война, которая войдет в историю как Столетняя. Английский король Эдуард III заявил права на французский престол, французский правитель Филипп IV Валуа с ним не согласился. В разгоревшемся военном конфликте Оливье де Клиссон поддержал короля Франции. Жанна в одиночку управляла обширными землями, вела торговлю и решала проблемы из-за плохого урожая и недостатка рабочей силы, пока ее муж воевал. 

Оливье попал в плен к англичанам, однако заплатил выкуп и был освобожден. После этого король Франции пригласил его на рыцарский турнир в Париж. Оливье поехал туда, но оказался арестован по подозрению в измене и сговоре с англичанами: Филипп Валуа решил, что выкуп был подозрительно небольшим. Оливье казнили, их с Жанной имущество конфисковали, сама Жанна стала вдовой и изгоем, а их общие с Клиссоном дети были лишены перспектив состояться во Франции. 

Мириться с несправедливостью она не собиралась и решила отомстить за свою разрушенную жизнь. Жанна продала все украшения, которые удалось сберечь, купила корабль и вместе с сыновьями принялась жестоко атаковать все судна под французским флагом. Корабль она назвала «Моя месть».

В отличие от других пиратов Жанна не брала пленных — топила корабли вместе с экипажем. Все награбленные ценности раздавала своей команде. Самой ей деньги были не нужны — пиратку интересовали только месть и восстановление семейной чести. За жестокость и смелость Жанну прозвали «Кровожадная Львица» и «Бретонская Тигрица».  

В конце концов судно пиратки потерпело кораблекрушение. На небольшой лодке Жанна и Оливье, ее единственный оставшийся в живых ребенок, добрались до Англии, где нашли поддержку. 

В 1359 году Бретонская Тигрица умерла. Через год ее сын Оливье был восстановлен новым французским королем в правах, о чем мечтала Жанна. Сегодня в ее честь назван один из скверов во французском городе Бельвиль-Сюр-Ви.

Рассекая волны: как женщины служат во флоте

Агнес, Графиня Данбар и Марч

Чем знаменита: почти полгода с успехом защищала Данбарский замок от английских войск

Агнес родилась около 1312 года в Шотландии. Ее отцом был Рэндольф, граф Морей. За темные волосы и глаза девушку прозвали Черной. Когда Агнес подросла, она вышла замуж за Патрика, графа Данбара и Марча. Патрик поддержал восстание Роберта и Давида Брюсов против Англии, и в итоге сам оказался под прицелом. Пока граф Данбар вместе со своими войсками был на севере страны и сражался с англичанами, часть армии противника подошла в 1337 году к стенам его замка. 

Граф Солсбери потребовал от всех, кто находился внутри, сдаться. Англичане ожидали легкой победы: за ними было численное превосходство. Английское войско насчитывало примерно 20 000 человек, а вот у Черной Агнес в распоряжении было в разы меньше людей. Кроме того, далеко не все из них были в состоянии воевать из-за полученных ранее ран и преклонного возраста.

Однако Агнес наотрез отказалась сдать замок без боя. После первого обстрела она невозмутимо приказала своим служанкам надеть лучшие платья и пойти смахнуть пыль со стен замка белыми носовыми платками.  

Агнес отчаянно и талантливо оборонялась, отбивая все атаки англичан. Солсбери в итоге решил пойти на хитрость и попытался подкупить ее людей. Один из них взял деньги, пообещав оставить незапертыми ворота. Однако он обманул англичан и рассказал об их намерениях Агнес. В назначенный день англичане пришли к воротам замка. Как только они попытались пройти внутрь, была опущена решетка. Один из англичан оказался захвачен в плен. Агнес вышла к противнику и с издёвкой крикнула Солсбери: «Прощай, я хотела, чтобы ты поужинал с нами и помог нам защитить замок от англичан».

Солсбери раз за разом терпел поражение. Наступили холода, осада затянулась. Агнес и ее людям пришлось зимовать в замке, растягивая запасы продовольствия. Весной им уже было почти нечего есть. Граф Солсбери ждал капитуляции, ведь в противном случае ей и всем остальным пришлось бы умереть от голода. Неожиданно Агнес пришел на помощь союзник ее мужа, сэр Александр Рамзи. Он привёз в замок еду, воспользовавшись тайным ходом. На следующее утро граф Солсбери получил от Агнес посылку: свежеиспеченный хлеб и вино. 

Тогда Солсбери взял в плен графа Морей, брата Агнес, и привёл его к стенам замка. Он заявил: если графиня не сдастся, брат будет убит на ее глазах. Агнес спокойно ответила, что поскольку у графа Морей нет детей, она в этом случае станет наследницей, и вновь отказалась сдавать замок.

В июне 1338 года Солсбери отступил, поняв, что замок ему не взять. Графиня после осады прожила долгую жизнь. Она скончалась в 1369 году, в 57 лет. 

Вдова с пушечными ядрами: пять женщин, которые с успехом управляли бизнесом после смерти супруга

Агнес Хотот 

Чем знаменита: одна из первых известных женщин-дуэлянток

Точная дата рождения Агнес неизвестна. Скорее всего, она появилась на свет около 1378 года в семейном замке Дадли в Нортгемптоншире. 

У отца Агнес Джона Хотота возникли проблемы с джентльменом по имени Рингсли (в некоторых источниках его называют Рингсдейлом): мужчины не могли определиться, кому принадлежит участок земли. Было решено решить вопрос на поединке: по условиям, победивший получал право на спорную землю. Хотот был уверен в победе, однако незадолго до поединка вдруг серьезно заболел. У него обнаружили подагру, он едва мог подняться с постели. 

И тогда на помощь отцу пришла Агнес. Судя по всему, она с детства тренировалась и уверенно владела мечом. Девушка надела отцовские доспехи и в назначенный день сразилась с Рингсли. Ее противник не знал, что перед ним не Хотот, а его дочь. Агнес удалось выбить соперника из седла. Когда Рингсли был повержен, Агнес спустилась с коня и сняла шлем. По одной версии, она хотела еще больше унизить противника, показав, что его одолела женщина. По другой — просто решила убедиться, что Рингсли жив и не ранен. Так или иначе, этот поступок оказался запечатлен на ее семейном гербе. 

Бьешь как девчонка: как российский женский бокс отвоевывает место в мировом спорте

Marc ROUSSEL·Wikipedia

Жанна Секира 

Чем знаменита: дралась с бургундскими солдатами и стала символом сопротивления француженок захватчикам и их бесстрашия 

В отличии от Жанны д’Арк Жанна Лэне, возможно, никогда не существовала. Она могла быть просто обобщенным образом женщин города Бове, давших отпор захватчикам. Тем не менее Жанна Секира, как и ее более известная тезка д’Арк, тоже стала национальной героиней — только не во всей Франции, а во французском городе Бове.   

В биографии Жанны Лэне много белых пятен. Родилась то ли в 1453, то ли в 1455 году. Ее отец, по одной из версий, был ремесленником, а сама Жанна — чесальщицей шерсти. В 1471 году, когда Жанне было 18 лет, началась война между Францией и герцогством Бургундия, которым правил герцог Карл Смелый. В 1472 году армия бургундцев, насчитывающая 80 00 бойцов, атаковала Бове.

Жанна не могла остаться в стороне. Вместе с другими женщинами она поднялась на крепостную стену. Ни доспехов, ни щитов, ни оружия у них не было — вооружились чем смогли. Кто-то кидал в противников камни. Сама Жанна, согласна легенде, взяла небольшую секиру, за что и получила свое прозвище. Она дралась плечом к плечу с солдатами и даже смогла захватить бургундское знамя. Сегодня копия знамени хранится в Бове и используется во время праздника в честь Жанны, который устраивают в городе каждый год. Обязательная часть программы — появление женщин, переодетых в средневековые костюмы. Они изображают защитниц города Бове во главе с Жанной.  

Во время Второй мировой войны в 1940 году Бове бомбили нацистские самолеты, однако памятник Жанне уцелел. Она была символом французского сопротивления во время оккупации и до сих пор остаётся вдохновляющей женской фигурой для жителей Бове.

Беру огонь на себя. Подвиги женщин-медиков во время Великой Отечественной войны

Женщины в средние века

Жизнь женщин в средние века определялась церковью и аристократией. Средневековая церковь давала «общую картину» смысла жизни и своего места, в то время как аристократия следила за тем, чтобы каждый оставался на своем месте благодаря феодальной системе, разделявшей общество на три класса: духовенство, дворянство и крепостные.

Место женщин в духовенстве ограничивалось женским монастырем. Положение знатных женщин зависело от того, сколько земли они отдавали замуж, потому что земля приравнивалась к власти; поэтому качество жизни и возможности для автономии могут значительно различаться среди высшего класса. Женщины из низшего класса на самом деле имели больше свободы самовыражения, чем двое других, потому что жизнь крепостных, мужчин и женщин, была одинаково трудной, и женщины работали вместе с мужчинами на полях и в средневековых гильдиях на равных или почти равных.

Средневековые женщины

Стюарт (CC BY-NC-ND)

Права и возможности женщин в Средние века, однако, не были единообразными, даже несмотря на то, что права и возможности низшего класса отличались наименьшим количеством различий. Ученые делят Средневековье на три периода:

YouTube Следите за нами на YouTube!
  • Раннее Средневековье – 476-1000
  • Средневековье – 1000-1300
  • Позднее Средневековье – 1300-1500 гг.

Права женщин с древнейших времен до последних значительно расширились в основном благодаря двум различным факторам: растущей популярности культа Девы Марии и развитию понятий куртуазной любви и рыцарства. Статус и возможности женщин также расширится после вспышки пандемии Черной смерти 1347–1352 годов, в результате которой погибло так много людей, что женщинам было разрешено взять на себя управление бизнесом своего покойного мужа. Права женщин достигли своего апогея в позднем средневековье, когда патриархальная система вводила больше ограничений, прежде всего потому, что социальное положение женщин угрожало статус-кво.

Изменение отношения к женщинам

Культ Девы Марии не был чем-то новым для Средневековья. Мария была объявлена ​​Богородицей Церковью в 431 году на Третьем Вселенском Соборе. Однако высокое положение Марии мало способствовало повышению статуса женщин в обществе. Церковь и демонизировала, и возвышала женщин через дихотомию библейского рассказа о Еве, которая стала причиной падения человечества от благодати в Эдемском саду, и о Деве Марии, чей сын, как считалось, искупил это падение. Женщины одновременно считались источником всех бед мира и средством искупления этого мира через рождение Иисуса Христа.

Представление о женщинах либо как о злых соблазнительницах, либо как о богинях-девственницах не оставляло промежуточной точки для разумного восприятия.

Соответственно, женщинам было сразу же отказано в том же социальном статусе, что и мужчинам, хотя они юридически признавались партнером мужчины, помощником и, при определенных условиях, даже равным ему. Представление о женщинах либо как о злых соблазнительницах, либо как о девственных богинях не оставляло золотой середины для разумного восприятия женщины как личности. В раннем средневековье преобладала модель женщины-искусительницы, поскольку духовенство подчеркивало роль Евы в грехопадении человека. С 12 века, в период Средневековья и до конца, культ Марии был более популярен, и поэтому восприятие женщин улучшилось.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Тем не менее, даже на пике популярности культа женщин по-прежнему демонизировали за то, что они не смогли отразить совершенство Девы Марии.

Женщин, безусловно, видели в лучшем свете, чем раньше, но это не означало, что духовенство, аристократия или мужчины в целом были заинтересованы в том, чтобы они возвышались над их предполагаемым Богом данным положением, о чем ясно говорится в Библии в таких отрывках, как 1 Коринфянам 11:3, где говорится, что мужчина является главой женщины, или 1 Тимофею 2:11-15, где ясно сказано, что женщины подчиняются мужчинам, а Ева была первой грешницей. Таким образом, женщины всегда были связаны с Евой и в то же время возвышались благодаря связи с Марией. Комментарии ученого Эйлин Пауэр:

При рассмотрении характерных средневековых представлений о женщине важно знать не только то, каковы были сами представления, но и каковы были источники, из которых они проистекают. Выраженное мнение любого возраста зависит от лиц и классов, которым довелось его высказывать; и только по этой причине он часто представляет взгляды немногочисленного, но громкого меньшинства. В раннем средневековье то, что считалось современным мнением, исходило из двух источников — церкви и аристократии.

(9)

Далее

Power отмечает, что эти два источника — один соблюдает целомудрие, а другой рассматривает женщин как «декоративное достояние» — были наименее квалифицированы, чтобы писать о женщинах. Несмотря на «официальное» представление о женщинах как о гражданах второго сорта, встречающееся в этих источниках, особенно в проповедях и других церковных произведениях, записи домашнего хозяйства, юридические документы, записи гильдий и другие документы показывают, что женщины на протяжении большей части Средневековья живя теми же ремеслами, что и мужчины, часто занимались бизнесом после смерти мужа и были ценными торговцами, художниками и ремесленниками.

Права женщин

В Средние века женщинами из низшего сословия были пекари, пивовары, доярки, буфетчицы, ремесленники, ткачихи и, прежде всего, арендаторы, которые работали вместе со своими мужьями и детьми на полях. Феодальная система требовала, чтобы земля принадлежала лорду, который сдавал ее в аренду своим арендаторам — крепостным, которые были связаны с этой землей. Лорд контролировал каждый аспект жизни крепостного, и это распространялось на жену и дочерей мужчины.

Лорд решал, за кого девушка выйдет замуж, а не за отца девушки, потому что дочь крепостного по существу была барской собственностью, как и ее отец и мать. Как только девушка выходила замуж, муж контролировал ее интересы и отвечал за ее поведение, и по этой причине женщины не так часто, как мужчины, упоминаются в юридических делах раннего средневековья. Муж женщины будет привлечен к суду, если женщина нарушит закон, а не сама женщина. Работа женщины заключалась в том, чтобы заботиться о доме, помогать мужу в его работе и производить детей. Пауэр пишет: «Подавляющее большинство женщин жили и умирали совершенно незамеченными, работая в поле, на ферме и дома» (Loyn, 346).

Средневековые фермеры-арендаторы

Электронные коды (CC BY-NC-SA)

Иерархия средневекового общества строго поддерживалась, и человек очень редко поднимался выше положения, в котором родился. Среднего класса не существовало, и единственная надежда для женщины улучшить свое положение, не выходя замуж, заключалась в том, чтобы вступить в религиозный орден. Были женщины, которые выбрали этот путь в надежде на образование, которое многие получили, но многие другие были в значительной степени разочарованы.

Священники, по большей части, не видели пользы в грамотных монахинях. Даже Энде (10 век), известная женщина-иллюстратор рукописей из Испании, скорее всего, была неграмотной. Монахини учились своим молитвам и молитвам, запоминая то, что они слышали, а не читая книги, хотя считается, что многие состоятельные молодые женщины научились читать из популярных религиозных произведений, известных как 9.0059 Часослов

.

Правовой и экономический статус

Упор на торговлю в Средневековье предоставил женщинам больше возможностей. В этот период в Испании и Франции начал появляться средний класс, поскольку купцы накопили достаточно богатства, чтобы иметь возможность влиять на политические вопросы. Средневековая гильдия во многом способствовала возникновению среднего класса, а также несла ответственность за расширение прав и обязанностей женщин.

Женщины из более высокого класса были более мобильны, но от них все еще ожидалось, что они останутся в своей социально приемлемой нише.

Женщины из новой буржуазии могли работать вместе со своими мужьями и отцами в определенном ремесле и часто сменили мужчину на посту главы предприятия после его смерти. Концепция «женщина как дешевая рабочая сила» уже прочно утвердилась в феодальной системе и была увековечена системой гильдий, потому что женщины не являлись юридическими лицами, и поэтому им могли платить меньше, чем мужчине. В то же время многие женщины в этот период фигурируют в юридических документах как оштрафованные за различные правонарушения вместо своих мужей, что является значительным отходом от прецедента раннего средневековья.

Низший класс крепостных и высшие дворянки продолжали жить более или менее так, как женщины до них, и те и другие были так или иначе привязаны к земле. Мощность пишет:

Среди знати брак был решающим фактором при передаче земли и феодалов и заключался семьями с большой осторожностью, часто без особого учета предпочтений вовлеченных сторон, один или оба из которых могли быть детьми. Только в те периоды и места, где женщины имели личные права на землю, они пользовались значительной независимостью. (Лойн, 346)

Представление художника о средневековой свадьбе

Игры с могавками (Авторское право)

Женщины более высокого класса были более мобильны, но все еще должны были оставаться в своей социально приемлемой нише и выполнять обязанности, связанные с этим положением. Исключения из этого правила в раннем средневековье примечательны своей редкостью: Этельфлед, госпожа мерсийцев (годы правления 911–918), возглавившая сопротивление Мерсии набегам викингов и правившая ее королевством после смерти мужа, или богослов св. Хильда Уитби (ок. 614–680), основавшая знаменитый монастырь Уитби в Нортумбрии.
Другими известными женщинами того времени были Клотильда (475–545), жена Хлодвига, короля франков, обратившая своего мужа в христианство; Теодора (497-548), жена императора Византийской империи Юстиниана, которая была равна своему мужу по влиянию, и Брунгильда Австралийская (годы правления 567-613), правившая своей страной как единоличный монарх.

Изображение и участие в искусстве

Ко времени Высокого Средневековья, когда популярность Культа Девы Марии росла, более знатные женщины обладали властью, и некоторые до такой степени, что это значительно изменило восприятие женщин в их культуре. Двумя самыми влиятельными женщинами этой эпохи были Элеонора Аквитания (1122–1204 гг.) и ее дочь Мария де Шампань (1145–119 гг.).8). Элеонора была одной из самых влиятельных политических фигур — мужчин и женщин — в Средние века в целом. Она была женой Людовика VII Французского (годы правления 1137–1180) с 1137 года до расторжения брака в 1152 году, когда она вышла замуж за Генриха II Английского (годы правления 1154–1189). Элеонора приняла участие во Втором крестовом походе вместе со своими фрейлинами, управляла собственными поместьями и финансами и была важным покровителем искусств, особенно романтической литературы.

Ученые продолжают спорить о роли Элеоноры в развитии концепции куртуазной любви и рыцарского кодекса, но нет сомнений в том, что многие крупные французские авторы самых известных работ на эту тему (такие как Вейс, Андреас Каппеланус, Бернар де Вентадорн) пользовался ее покровительством. Говорят, что ее дочь Мари либо помогла своей матери развить эти концепции в Пуатье, либо была вдохновлена ​​более ранними усилиями своей матери по созданию так называемых «судов любви» в ее поместье на юге Франции.

Элеонора Аквитания

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Суды по делам любви якобы созывались для обсуждения вопросов, касающихся романтической любви и отношений между мужчинами и женщинами. Среди обсуждаемых и дискутируемых тем был вопрос о том, может ли романтическая любовь существовать в браке (было решено, что не может) и что хуже: потерять любовника до смерти или измена (измена считалась хуже, потому что влюбленный забирал не только будущее, но и воспоминания о прошлом). Мария была покровительницей одного из величайших писателей Средневековья Кретьена де Труа, чьи романы о короле Артуре популяризировали концепцию куртуазной любви и рыцарства.

Раньше женщина была собственностью мужчины и его подчиненным; романтическая поэзия XII века полностью изменила эту парадигму, поощряя возвышение женщин, которых должен был защищать и служить утонченный и утонченный джентльмен — рыцарь-рыцарь. Эти работы оказали драматическое влияние на аристократию средневековой Европы, как отмечает ученый Норман Кантор:

Сделав женские качества героическими, поэты-романтики возвысили достоинство женщины и сделали ее существом с отличительными и ценными качествами. (348)

Элеонора и Мария были связаны со средневековой религиозной ересью катаризма, которая почитала божественный женский принцип мудрости (Софию) и отходила от ортодоксального католицизма по ряду важных моментов. Поэтому было высказано предположение, что романтическая поэзия куртуазной любви на самом деле была создана как своего рода «писание» для приверженцев секты, которые в противном случае подверглись бы гонениям со стороны церкви. Великая дама, которая появляется в стихах под разными именами, — это София, а преданный ей рыцарь — Катар. Это утверждение, хотя и подтверждается значительными доказательствами, до сих пор оспаривается многими современными учеными и далеко не общепринято.

Были ли стихи религиозными аллегориями или простым развлечением, они сочетались с экономическим и социальным климатом Высокого Средневековья, чтобы наделить женщин высшего и среднего класса большим уважением и большим равенством. Женщины всегда были обязаны взять на себя финансовые дела своего мужа после его смерти или когда его вызвали для совершения какого-либо дела или на войну, но эта практика становится более распространенной в Средневековье.

Жизнь женщин в позднем Средневековье продолжалась в соответствии с той же самой парадигмой, и снова высшие и низшие классы оставались довольно стабильными, а средний класс переживал самые драматические изменения. Тем не менее, новая модель женщин как ценных личностей набирала обороты, в результате чего все больше женщин из высшего сословия выражали себя в литературных и религиозных произведениях.

Кристин де Пизан

Leinad-Z (общественное достояние)

Примером наиболее резкого отхода от старой парадигмы является великая французско-итальянская писательница Кристин де Пизан (также известная как Кристина де Пизан, 1364–1430 гг.). Пизан родилась в Венеции и переехала в Париж, когда ее отец-ученый был назначен астрологом при дворе Карла V (1364–1380). Согласно собственным произведениям Пизан, ее отец поощрял ее литературные интересы, в то время как мать считала, что ей следует ограничиться «женской работой», такой как обучение прядению и ткачеству. Оставшись без средств к существованию семьи после смерти отца и мужа, Пизан обратилась к писательству, став первой женщиной-профессиональным писателем в европейской истории.

Эта парадигма распространилась на Церковь, которая отказала женщинам в доступе к образованию, через жизни и труды таких известных авторов, как Юлиан Норвичский (1342–1416), Екатерина Сиенская (1347–1380) и святая Тереза. д’Авила (1515-1582 гг. ), среди прочих.

Роль в обществе

В то время как женщины в аббатствах, женских монастырях и при дворе в позднем средневековье обретали новую свободу самовыражения и большее признание среди мужчин, женщины из буржуазии столкнулись с новыми ограничениями. Женщины в гильдиях в позднем средневековье находили все меньше и меньше работы, поскольку гильдии начали отказывать им в членстве, а коллеги-мужчины усложняли их жизнь. Женщинам по-прежнему платили меньше, чем мужчинам, поэтому магазину в целом было выгоднее нанимать женщину, а не мужчину. По мере того как эта практика становилась все более распространенной, мужчинам угрожали потерей работы, и они принимали ответные меры; гильдии все чаще ограничивались мужчинами.

Неясно, стало ли больше женщин вступать в религиозные ордена в этот период, но известно, что монахини освещали рукописи уже в 10 веке, женщины были писцами по крайней мере к 1274 году, и, похоже, больше женщин участвовало в книжном производстве в X веке. 14 века, чем раньше. Женские религиозные ордена, кажется, оставались стабильными, но новый орден, Бегинки, зародившийся в 13 веке во Франции, быстро завоевал значительное число приверженцев.

Бегинаж

Чарльз Хатчинс (CC BY)

Все бегинки были преданными женщинами, которые жили в бедности, добрых делах и благотворительности, но не были монахинями и могли покинуть группу, когда захотят. Эти женщины заботились друг о друге и об окружающем сообществе, производя товары и предоставляя услуги, и поэтому смогли обойти новые запреты гильдий и жить в соответствии со своими собственными ценностями, не выходя замуж или не присоединяясь к религиозному ордену. .

Замужние женщины из среднего класса в Высоком Средневековье обычно занимались бизнес-счетами своего мужа и взяли на себя управление им после его смерти. Эта практика стала более распространенной после пандемии Черной смерти 1347–1352 годов, когда женщины регулярно управляли бизнесом своего покойного мужа или сына, получали право собственности на свои земли и имели большую автономию, чем раньше. Знатные женщины, которые должны были управлять имуществом и вассалами своего мужа, когда его вызывали по делам или на войну, теперь несли исключительную ответственность за операции и сделки после смерти своего мужа и сыновей.

Заключение

Женщины средневековья не были пассивными жертвами религиозного и политического патриархата, как бы часто ни повторялось это утверждение. Женщины часто находили способы обойти препятствия, возникшие на их пути, или прокладывали новые пути, когда задача оказывалась слишком сложной. Они взяли на себя бизнес своих мужей и успешно управляли им, продолжали работать в гильдиях или даже создавали свои собственные гильдии, как свидетельствуют текстильные гильдии Италии.

Церковь, поддерживая и поощряя понимание того, что женщины менее ценны, чем мужчины, сделала некоторые важные уступки в признании ценности женщин, как упомянутые выше авторы, и, что не менее важно, постановив, что женщины являются ценными личностями, а не просто владение человека. В Дании в 12 веке церковь постановила, что изнасилование является преступлением против женщины, а не, как считалось ранее, преступлением только против ее отца или мужа. Тем не менее успех и достижения женщин в позднем средневековье не могли изменить статус-кво, поддерживаемый патриархальной церковью и аристократией. Дополнительные ограничения были наложены на женщин, даже когда общество вступило в более просвещенную эпоху Возрождения.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Статус женщин в средневековой Европе

Филип Дайлидер, доктор философии, Колледж Уильяма и Мэри

Эпоха Высокого Средневековья была временем огромной гендерной дискриминации. В этот период к женщинам в Европе относились как к совершенно отдельной группе, независимо от их социального статуса. У них было множество юридических, религиозных и экономических проблем, а также некоторые уникальные возможности.

Замок Эльц, один из самых известных и красивых средневековых замков Германии.
(Изображение: Julia700702/Shutterstock)

Гражданское право и брак в средневековой Европе

Женщины в средневековой Европе юридически зависели от своих мужей. В рамках гражданского права женщинам запрещалось подписывать контракты, быть свидетелями в суде или занимать деньги на свое имя. Все это должно было осуществляться под законной властью их мужей. Короче говоря, замужние женщины в значительной степени зависели от своих супругов. Интересно, что эти ограничения существовали во многих европейских странах до самого недавнего времени.

Возможно, вы будете удивлены, узнав, что эти законы не распространялись на незамужних взрослых женщин, которым разрешалось подписывать контракты, занимать деньги и делать то, что можно ожидать от юридически ответственного взрослого человека. Это было довольно значительным преимуществом по сравнению с Римской империей. В ту эпоху все женщины, независимо от их семейного положения и возраста, нуждались в мужчине-опекуне.

Это стенограмма из серии видео Высокое Средневековье . Смотрите прямо сейчас на Wondrium.

Деловые женщины в средневековой Европе могли защитить свои активы если бы они занимались профессией, отличной от профессии их мужей. Например, если женщина работала портнихой, а ее муж был пивоваром, их активы были полностью отделены друг от друга. Поэтому, если мужу грозило банкротство, у жены не было законных оснований. обязанность расплатиться с его кредиторами. Термин femme sole (буквально «женщина один») был придуман для описания этих женщин.

Узнайте больше о Средневековье и его происхождении.

Уголовное право и смертная казнь

В отличие от гражданского права семейное положение женщины никогда не имело значения для уголовного права. Другими словами, когда замужняя женщина совершала преступление, она подвергалась такому же наказанию, как и незамужняя. Единственное исключение было в случае беременности: беременные освобождались от казни или любых пыток. Кроме того, независимо от их семейного положения, все женщины были освобождены от определенных форм пыток средневековыми судами. Например, женщин нельзя было разбивать об колесо.

Место казни преступников в средневековой Европе — плаха и виселица на деревянном помосте. (Изображение: Журавлев Андрей/Shutterstock)

В некоторых случаях судебная система Средневековья относилась к женщинам-правонарушителям более снисходительно. Например, однополые отношения, которые карались смертной казнью для мужчин, вообще не считались преступлением для женщин, поскольку такие отношения не влияли на репродукцию человека.

Женщинам, признанным виновными в совершении тяжкого преступления, повезло меньше хотя. По сути, им приходилось терпеть самые жестокие и мучительные казни. в ту эпоху: сожжение на костре. В отличие от мужчин, приговоренных к разным виды казни в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, женская казнь принял только одну форму.

Современники утверждали, что это было необходимо для сохранения женской скромности, потому что другие формы казни считались неподобающими женщинам. Хотя в этом оправдании может быть доля правды, современные историки определили женоненавистничество, а также глубоко укоренившуюся подозрительность и неприязнь к женщинам со стороны мужчин в качестве основной причины этой практики.

Узнайте больше о противостоянии Империи и Папства.

Политика и женщины в средневековой Европе

В политическом плане женщины смогли подняться на высшие уровни суверенитета. Они могли стать королевами и править королевствами, или стать регентами и править от имени несовершеннолетнего ребенка. Была ли женщина королева или регент, правящая временно или постоянно, ее полномочия ничем не отличается от правителя-мужчины.

Это равенство властей было только потому, что средневековая политика была династической. Другими словами, должности переходили от отцов к сыновьям. Поэтому при отсутствии законного наследника мужского пола должность могла перейти в руки женщины. Это относилось как к королевствам, так и к более мелким политическим единицам. Графства переходили между членами семьи, герцогствами и даже кастелянами — территориями, контролируемыми одним кастеляном, в радиусе 15 или 20 миль. В редких случаях этими областями управляли женщины.

Однако женщины в средневековой Европе полностью отсутствовали на публичных политических ролях. Это произошло главным образом потому, что средневековые города следовали более республиканской форме правления, при которой должностные лица избирались и служили в течение установленного срока. Следовательно, женщина не могла унаследовать политический пост. Ситуация изменилась только в последнее время. По иронии судьбы, демократия на протяжении всей истории была очень недружелюбна к участию женщин.

Экономика и (почти) равные возможности

В средневековой Европе женщины были относительно активны в рынок. Опрос 100 гильдий в Париже в 1300 г. показал, что 86% из них были готовы принять работниц. Хотя некоторым компаниям требовалось разрешение от мужа женщины получить работу не было невозможно.

Было также некоторое чувство равенства с точки зрения обучения. Женщины-профессионалы могли обучать учеников независимо от их пола. Казалось, никто не считал странным то, что женщина тренирует мужчину.

Узнайте больше о демографии и коммерческой революции Средневековья.

Скульптура монахини на фасаде Собора Доброго Пастыря в Сан-Себастьяне, Страна Басков, Испания. (Изображение: Роман Белогородов/Shutterstock)

Религия и женские монастыри в средневековой Европе

Разумно ожидать подобных тенденций в религиозной среде, где женщины отсутствовали в одних сферах, но активно участвовали в других. Например, среди женщин было распространено монашество. Женщина могла легко стать монахиней и жить в женском монастыре. Они могли даже подняться по служебной лестнице и однажды командовать женским монастырем. Еще в Средние века монастыри представляли собой крупные организации с разнообразными делами, в которых жили десятки человек. Таким образом, быть главой женского монастыря позволяло женщинам оказывать влияние на других. Эта власть была особенно привлекательна для знатных женщин, которые никаким другим путем не могли достичь статуса авторитета.

Однако женщины никогда не могли войти в сферу священства. В других словами, им не разрешалось занимать положение «светского духовенства», поскольку они были нерукоположенными членами церковь, которая не жила в религиозной института и не следовали определенным религиозным правилам.

Общие вопросы о положении женщин в средневековой Европе

В: Каковы были права женщин в средневековье?

В средневековой Европе существовало большое неравенство между мужчинами и женщинами. Женщины не имели права голоса или выбора, хотят ли они выйти замуж, иметь детей или даже работать в некоторых случаях.

В: Какова была роль женщин в Средние века?

Женщины в средние века могли работать ремесленниками, владеть гильдией и зарабатывать деньги по-своему. Они также могли развестись со своими мужьями при определенных условиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *