Как живут в спальных районах Марокко
Жилые микрорайоны с типовыми домами появляются на свет не от хорошей жизни. В некоторых странах это социальное жильё, рассадник преступников и наркоманов.
Я отправился вглубь такого района в городе Касабланка, чтобы познакомиться с местными обитателями.
1 Внимательный читатель моего блога вспомнит рассказы о спальных района в Сингапуре или в Швеции, невнимательный нажмёт на ссылки. Но Марокко — другая история.
2 Они куда ближе к нашим пятиэтажкам. Марокканские “спальники” тоже родом из пятидесятых, и созданы по макетам Ле Корбузье
3 Внешний вид у домов соответствующий, наши ещё получше будут. Ну не бывает так на свете, чтобы в пятиэтажках жили миллионеры. Коллективное жильё всегда попадает в категорию “бюджетного”. Поэтому мне всегда смешно видеть рекламу элитных жилых комплексов с 20-этажными домами, 5-ю квартирами на площадке и паровозным хаосом во дворе.
4 Марокканские подъезды открытые, особенности климата. А окна не имеют одного стандарта: кажется, что при строительстве они вообще были замурованы, жильцы рубили их кто во что горазд.
5 Зато, кажется, никаких проблем с парковкой — вокруг же пустыня. Машины накрывают чехлами, чтобы они не превратились в барханы. Марокко — противоположность России, здесь по утрам чистят автомобили от песка 🙂
6 Мусор вывозят на осликах.
7 В Касабланке множество таких кварталов на окраинах, я ткнул пальцем в карту, и поехал в первый попавшийся. Как с такими районами в других городах не скажу, но думаю, они тоже есть.
8 Плиточка на тротуарах. Сколько лет назад её положили?
9 Сердце района — мечеть и пекарня. Или крематорий, не удивлюсь.
10 Все дома облеплены спутниковыми антеннами. Любимое занятие домоседов в спальных районах всего мира. А внизу работает интернет-кафе, но местным пацанам интернет не нужен, они до сих пор играют в “Контр-страйк”.
11 Здесь с окнами уже по лучше. Хотя бы, они все одинаковые, Стеклопакеты ещё редкость, но каждое окно закрывают ставнями, слишком яркое солнце.
12 И всё-таки я не понимаю людей, которые в 21 веке так зависят от телевизора. Он же морально устарел!
13 Словно в лучших городах Италии, марокканские дома усеяны свежевыстиранным бельём.
14 Иногда это даже красиво, но понимаешь — у них так не от хорошей жизни: квартиры маленькие, вешать негде, а сушильные машины стоят дорого.
15 Сколько людей живёт в таких районах? Десятки, сотни тысяч умещаются в небольшом количестве зданий?
16 Районная управа, наверное.
17 Возле входа установлены клумбы, где вместо цветов растут вялые сорняки. Края клумбы “украшены” железными шипами, чтобы посетители, ожидая очереди, не садились. С фантазией ребята работают!
18 В развитых странах даже такие районы днём совершенно пустынны — люди на работах.
19 В Касабланке, самом крупном городе Марокко, общественный транспорт — это такси. Автобусы ходят редко, а современный трамвай до массивов на окраинах ещё не провели. Поэтому, горожане пользуются коллективными такси, старыми Мерседесами, которые работают по принципу маршруток и вмещают 6 человек.
20
21 У нас бы построили торговый центр, но здесь их всего два на город. Магазины выглядят так: товар вытаскивают на улицу, а ночью уносят внутрь, на слкад. Тут вам и бытовая техника, и детские товары, и телевизоры.
22 Восток — это сплошной базар, всегда.
23 Конечно, в самом центре района, рядом с мечетью, работает рынок. Они тесно связаны друг с другом, везде пища: одна в желудок, другая в мозги.
24 Бывая в мусульманских странах, приглядывайтесь к лбам мужчин. Если там есть тёмное пятнышко, значит его обладатель — сильно религиозный человек, ходит в мечеть пять раз в день и усердно молится.
25 Касабланка — достаточно светский город, и в центре будет много (ну как много, процентов 20) женщин в европейской одежде. Но в спальных кварталах увидеть их без покрытой головы — из разряда фантастики.
26 Дома отапливаются газом, готовят на нём же. Централизованного нет, люди покупают баллоны, а потом возвращают использованные.
27 По базару бродят музыканты, пара с бубном и скрипочкой, развлекают продавцов. За что получают мелкие монетки. Посетители рынка, что интересно, не платят.
28 “На территории жилого комплекса развитая инфраструктура, широкий бульвар, свободный от автомобилей. В шаговой доступности магазины, рестораны, торговые центры”. Так бы и написали, будь дело в каких-нибудь химкинских новостройках.
29 Эти парни — самые дружелюбные марокканцы из всех, что я встречал. Если вы понимаете, о чём я 🙂 Они САМИ попросили их сфотографировать!
30 Детская площадка.
31 Если после этого рассказа вам показалось, что это плохие районы — вот фотография реально плохих.
Хотите так жить?
Tags: Африка, Касабланка, Марокко, Фото, Фотопоездки, города, ислам, спальные районы
Все краски жизни: как цвета определяют географию и быт Марокко
Путешествия
Алые, бордовые, вишневые, коралловые, терракотовые, темно-розовые — ковры всех оттенков красного цвета двухметровыми штабелями сложены вдоль стен в лавке Файяда Лахби в центре медины Марракеша. Пол устилают багровые ворсистые ковры с кистями и диковинными символами, вытканными черной и светло-желтой шерстью. Со сводчатого потолка свисают коврики потоньше, с белыми и синими зигзагами по краям.
— Я продаю берберские ковры, которые ткут женщины племени уляд-бессеба из провинции Шишауа, что в 60 километрах от Марракеша, — объясняет хозяин и жестом приглашает меня присесть на пуф у низкого деревянного столика. — Фон у этих ковров всегда красного цвета и его оттенков. Для уляд-бессеба, которые 700 лет назад перекочевали сюда из Сахары, красный символизирует счастье и величие, черный — зрелость и мужество, белый — чистоту, зеленый — молодость, желтый — солнце, оранжевый — духовное богатство.
Файяд лихо поднимает серебряный чайник с узким носиком на метр от резной столешницы и разливает мятный чай в прозрачные стаканы. На Файяде кирпичного цвета джеллаба — длинный берберский халат с остроконечным капюшоном, откинутым на спину, и желтые кожаные тапочки-бабуши без задников.
— Цвет одежды марокканца, — продолжает торговец, придвинув мне бирюзовую фаянсовую тарелку с финиками, — подсказывает, из какого он племени. По цвету и орнаменту нашей посуды, тканей, ковров сразу понятно, где и кто их сделал. Но значения цветов отличаются в разных частях Марокко.
Основные цвета
Каза-Бранка («белый дом») — так в XVI веке назвали португальцы отвоеванный у пиратов порт на атлантическом побережье Магриба, из-за белого домика на холме. Через двести лет арабы изгнали португальцев и просто перевели название на арабский: Эд-Дарэль-Бейда. Но купцы из Испании величали город по-своему: Каса-Бланка. Название закрепилось, ведь Касабланка всегда была больше европейской, чем африканской. Ее застроили зданиями белого цвета, сначала традиционными жилищами в старой и новой мединах, затем — многоэтажными башнями для банков и жилыми домами в стиле ар-деко.
210-метровый минарет мечети Хасана II украшает мозаика из кусочков цвета морской волны, белых, синих и желтых. Мечеть построена из кремового, почти белого камня, раздвижная крыша покрыта зеленой черепицей. Площадь перед мечетью обдувается ветром с океана, солнце нагревает широкие ступени, колоннады создают тень, в которой отдыхают марокканцы. Многие в белых джеллабах.
— Белый — цвет суннитов, самых многочисленных последователей ислама, — говорит Муса эльМехди, профессор Университета Хасана II, встретивший меня у мечети и ведущий внутрь. — В мечетях много белого, он символизирует мир, мудрость, чистоту. А мистики-суфии, которых в Марокко больше, чем в других странах, связывают белый цвет с сакральными тайнами. Белую одежду надевают во время хаджа, паломничества в Мекку, и в трауре. Вдову на базаре заметишь сразу: женщина, скорбящая по мужу, носит белую джеллабу и головное покрывало, белые перчатки, носки и обувь.
Внутри мечети пушистая ковровая дорожка ведет через пустой молитвенный зал, который раза в полтора больше футбольного поля. Дневной свет проходит сквозь высокие окна и выхватывает справа и слева розовые мраморные колонны. Над ними — белые арки с неровными краями и ячейками, похожими на отломанные куски пчелиных сот.
— Пол мечети сделан из золотистого мрамора и зеленого оникса. Это два цвета ислама, — объясняет профессор. — Зеленый — это благодать рая, а золотой или желтый — духовное богатство. Традиционная символика цветов в Марокко связана с религией. Для декора мечетей, в мозаиках и росписях, используют еще три цвета. Синий, который означает спокойствие, черный — цвет ночного неба и красный, защищающий от зла. Повторение орнаментов символизирует вечность.
Над оформлением мечети Хасана II трудились, по разным данным, от 3300 до 6000 марокканских мастеров по мрамору, резчиков по дереву и алебастру, художников-мозаичистов. В Марокко бытует мнение, что лучшие ремесленники и знатоки цвета живут в городе Фес.
Город мастеров
Фес-эль-Бали, тысячелетняя медина Феса, самая большая в Марокко, запутывает чужаков в 9400 переулках, почти треть которых заканчиваются тупиками. Автомобилям сюда въезда нет, все тяжести перевозят на осликах и мулах.
Достоверной карты Фес-эль-Бали не существует. Чем дальше в медину, тем уже и темнее становятся проходы между облупившимися стенами. Акил, парень в толстовке и джинсах, с пакетом разноцветной смальты в руках, вовремя возникает на моем пути и показывает дорогу к цехам, где делают традиционную геометрическую мозаику зеллидж. Это ремесло пришло в Марокко из мавританской Андалусии 11 веков назад, а фесские мастера довели его до уровня искусства.
— Один фрагмент мозаики зеллидж, — Акил чертит на земляном полу цеха квадрат метр на метр, — состоит примерно из 15 тысяч маленьких кусочков. На его изготовление уходит три месяца.
Фрагмент мозаики зеллидж (метр на метр) состоит из 15 тысяч кусочков. На него уходит три месяца
Рядом с цехом стоят образцы работ — столешницы, рамы для зеркал, фрагменты мозаики разной величины, на которых маленькие треугольники и звезды складываются в окружности и цветы. Акил — настоящий фасси, то есть представитель образованной и небедной семьи, живущей в Фесе с момента его основания, и знает историю мозаики:
— Сначала зеллидж была двух цветов, черного и белого. Потом к ним добавили синий, зеленый и медово-желтый. В XVII веке появился красный. Теперь мастера используют больше 20 оттенков, в том числе оранжевый, лимонный, бордовый, бирюзовый, фиолетовый, коричневый. Все цвета получают из четырех базовых: белого, красного, синего и зеленого, добавляя к ним при высокой температуре олово, свинец, минералы и прочие вещества. Хотя сейчас зеллидж делают и в других городах Марокко — в Мекнесе, Тетуане, — мозаику из Феса легко узнать по светлому оттенку зеленого цвета. В Тетуане мастера используют темно-зеленый.
— Светло-зеленый — цвет Феса? — уточняю.
— Нет, цвет Феса — синий, — возражает фасси и ведет меня на экскурсию. От Синих ворот Баб-БуДжелуд, отделанных глазурованной плиткой цвета индиго, под постукивание молотков чеканщиков на площади Сеффарин — в квартал кожевников, к дубильням и красильням Шуара.
На террасы магазинов, окружающих чаны для обработки кожи, пускают как на смотровые площадки. Пучки мяты помогают перебить убийственный запах. Сверху круглые чаны похожи на коробку с банками красок. С десяток синих и голубых оттенков, много красных, коричневых, фиолетовых, желтых. Четверть чанов — полностью белые.
— Там негашеная известь, — говорит Акил. — В ней шкуры выдерживают 20 дней, чтобы избавить от шерсти. Затем для мягкости — 2–3 дня в воде с голубиным пометом. Потом еще несколько дней шкуры пересыпают отрубями, мочат и мнут ногами. После чего красят. Этим технологиям сотни лет.
После разноцветья кожевенных цехов, базара тканей у моста Гзам-бен-Скум и магазинов с парчой на бульваре Мухаммеда V пестрит в глазах. В квартале горшечников мастер показывает, как правильно наносить тонкой кисточкой темно-синие узоры на белый фаянс. Здесь треугольник, там завитушки — ничего сложного. Однако кисточка выскальзывает из моей руки и самостоятельно рисует на тарелке неаккуратную загогулину. Акил смеется, мастер пожимает плечами: «Она же не фасси», — и разрешает попробовать еще раз, приобщая меня к чему-то древнему, масштабному, волшебному.
Изгоняющие джиннов
Чудеса игры цвета и света происходят рано утром во Дворце Бахия в Марракеше, пока группы туристов передвигаются по залам, мимо фонтанов и апельсиновых деревьев. В 1860-х дворец построил великий визирь Си Мусса для любимой жены, еще трех жен и 24 наложниц. Для отделки покоев он пригласил тысячу мастеров из Феса. Они декорировали 150 комнат, а на окнах в покоях главной красавицы установили цветные витражи.
Парадный двор, выложенный белым мрамором, с утра заливает солнце. Лучи попадают прямо на витражи, от которых на внешней стене покоев, на полу у двери и на потолке образуются большие четкие блики из разноцветных ромбов.
— Смотрите, Арлекин залез в гарем! — восторгается одна туристка.
В саду Дворца Бахия живет вечно дремлющая черепаха. Ее панцирь кто-то раскрасил в те же цвета, что на витражах. Как сказал марокканский султан XIV века Абу Инан Фарис о жизненных ценностях марокканцев, «ведь это красиво и радует глаз».
Ощущение счастья, которое возникает при виде красок Марокко, уловил наш современник, австрийский художник Андре Хеллер. В 30 километрах от Марракеша он создал Anima Garden. В саду Хеллер собрал экзотические растения со всей планеты и разместил скульптуры, ритуальные маски, фонтаны, беседки и зеркальный дом. Среди пальм и бамбуковых зарослей попадаются то роденовский «Мыслитель», то высокие конусы, похожие на вигвамы, выкрашенные в цвета, которые художник подсмотрел в марракешской медине.
— Anima Garden Андре Хеллера провоцирует, подсказывает, — говорит декоратор из Марракеша Елена Бошан. — Дизайнеру и думать не надо. Пришел в сад, увидел цвет — и вот вам новая коллекция одежды от-кутюр. Сад Мажореля вдохновляет, создает атмосферу, в которой легко творить.
В 1920-х годах французский художник Жак Мажорель лечился в Марракеше от туберкулеза, делал жанровые наброски и расписывал потолок в отеле La Mamounia, ставшем легендой города. Мажорель купил участок земли, разбил там тропический сад, построил виллу и студию. Здания художник оформил в ярком васильково-синем цвете, который теперь в его честь называют «синий мажорель». Позже виллу и сад купил модельер Ив Сен-Лоран, утверждавший, что Марракеш научил его цвету.
— Синий цвет в саду Мажорель расслабляет, — продолжает Елена. — Вместе с желтым он создает чувство безмятежности и счастья. Зеленые растения настраивают на творчество.
После умиротворяющих тенистых садов и «синего мажореля» гомон площади Джемаа-эль-Фна и вид красно-розовых домов марракешской медины тонизируют. Девушка в джеллабе с сиреневым психоделическим принтом в духе итальянского дизайнера Эмилио Пуччи покупает куркуму у прилавка со специями — желтыми, оранжевыми, красными, коричневыми и зелеными. Голова идет кругом от карусели цвета. В киосках-повозках с большими колесами продают соки. Оранжевые пирамиды апельсинов и желто-зеленые грейпфрутов пробуждают жажду. Протягиваю два дирхама продавцу, но мою руку перехватывают.
— Хочешь пить? — задорно спрашивает некто нестерпимо яркий и что есть силы звенит в солидных размеров колокольчик. — Отведай водички!
Передо мной старичок в красных штанах и такого же цвета длинной узорчатой куртке с широкими рукавами и зеленой бахромой. Его талию перехватывает широкий кожаный пояс с круглыми железными бляшками, начищенными до зеркального блеска. К поясу цепочкой прикручены три талисмана «рука Фатимы». Голова обмотана белым покрывалом, на котором держится шляпа — точь-вточь огромный красный абажур, расшитый разноцветными помпонами. На плечах — несколько медных чаш. В руке дедушка держит мохнатый бурдюк с водой, атрибут марракешского водоноса.
— Почему вы носите красный костюм? — спрашиваю.
— Для спокойствия, — отвечает водонос не задумываясь. — Марракеш стоит в пустыне. Здесь джинны. Город тоже красный, джинны и злые духи боятся красного.
— Спокойствие дает синий цвет, разве нет?
— Не-ет! — старичок хохочет и хлопает себя по коленям. — Синий отгоняет москитов! Поэтому москитов нет в Шефшауэне (в русской традиции — Шавен).
Потому и не кусают
— Да, у нас нет москитов, — бодро кивает хозяин кафе на площади Касбы в Шефшауэне. — Мы красим дома в синий цвет, москиты принимают их за проточную воду и улетают. Они любят стоячую воду, а чистую — нет. Что будете пить? Пойдете на расслабляющий берберский массаж в четыре руки? Хотите кожаную сумку с бахромой? Мой сын их продает. Кстати, моя жена гадает. Показать вам город?
Катя, моя знакомая и добровольный гид в Шефшауэне, быстро пресекает навязчивые предложения. Мы идем гулять по Синему городу, вожделенной цели инстаграмщиков (запрещенная в России экстремистская организация) всей планеты.
Между ярко-бирюзовыми и наполовину синими домами петляют светло-голубые «ледяные» улицы-лестницы. Кое-где на стенах закреплены разноцветные цветочные горшки — испанский штрих. В густой синий окрашено большинство дверей и оконных проемов. За нами следуют две кошки, рыжая и серая полосатая.
Говорят, что в синий цвет дома в Шефшауэне начали красить евреи, бежавшие из Андалусии в XV веке. Они считали, что синий — цвет неба и приближает к Богу.
— В Средние века люди использовали драгоценные камни в качестве амулетов, — рассказывает Катя. — У евреев, которые жили в Андалусии, таким камнем была бирюза. В те времена практиковали магию цвета. Синий или голубой, как символ неба и небесных вод, советовали использовать от дурного глаза и чтобы обращать в бегство злые силы.
Мы углубляемся в жилую часть медины. Кошки куда-то исчезают, людей нет. Теперь все поверхности вокруг нас одного, ярко-синего оттенка. Краска положена так густо, что не видно, где кончается горизонтальная плоскость — дорожка, по которой мы идем, — и начинается вертикальная — стена дома. Прогулка через «другую реальность» совсем не пугает. Внутри синего цвета мне уютно, мыслям легко.
* * *
— Эгей, ты вернулась! — Файяд выходит мне навстречу из лавочки на марракешском рынке Рабия.
— Файяд, ты знаешь, почему водоносы носят красные костюмы?
— Это красиво! — улыбается торговец.
— А почему Шефшауэн синий?
— Чтобы дарить людям радость.
— Как у марокканцев все так ясно получается?
— Посмотри на небо. Посмотри на вершины Атласа, на мятный чай, на апельсины, на зелень садов во дворах домов и на мои красные ковры. Все это — цвета, которые мы видим каждый день. Марокканцам не нужно изобретать то, чего не бывает. У нас уже есть все краски жизни.
ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Марокко
Площадь 446 550 км² (без учета спорной территории Западной Сахары, 57-е место в мире)
Население 36 770 000 чел. (39-е место)
Плотность населения 78 чел/км²
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ площадь Джемааэль-Фна, мечеть Хасана II, старая медина Феса, медресе Бен Юсуфа в Марракеше.
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА суп харира из нута и чечевицы, таджин из мяса и овощей, мешуи — ягненок на вертеле.
ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ мятный чай, серое вино (vin gris).
СУВЕНИРЫ ковры, пряности, керамика, берберские серебряные украшения, черное мыло.
РАССТОЯНИЕ от Москвы до Рабата — 4150 км (6,5 часа в полете без учета пересадок)
ВРЕМЯ отстает от московского на 2 часа летом, на 3 часа зимой
ВИЗА россиянам не требуется
ВАЛЮТА марокканский дирхам (10 MAD ~ 0,94 USD)
Фото: HEMIS / LEGION-MEDIA (X4), CUBO / LEGION-MEDIA (X3), HEMIS (X2), CUBO / LEGION-MEDIA
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2018, частично обновлен в ноябре 2022
Марина Матвиенко
Теги
- путешествия
Население Марокко (2023 г.
) — Worldometer- Текущее население Марокко составляет 38 001 385 по состоянию на воскресенье, 1 января 2023 г., на основе последних данных Организации Объединенных Наций, разработанных Worldometer.
- Население Марокко в 2020 году оценивается в 36 910 560 человек на середину года по данным ООН.
- Население Марокко эквивалентно 0,47% всего населения мира.
- Марокко занимает номер 40 в списке стран (и зависимостей) по населению.
- Плотность населения в Марокко составляет 83 человека на км 2 (214 человек на милю 2 ).
- Общая площадь Земля составляет 446 300 км2 (172 317 кв. Миль)
- 63,8 % населения городской (23 551 599 человек в 2020 году)
- Median Age в Morocco 29.5555555
Население Марокко (2020 г.
и исторические данные)Year | Population | Yearly % Change | Yearly Change | Migrants (net) | Median Age | Fertility Rate | Density (P/Km²) | Urban Pop % | Городское население | Доля страны в Мировое население | Мировое население | Марокко Глобальный рейтинг | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2020 | 6008500051.20 % | 438,791 | -51,419 | 29.5 | 2.42 | 83 | 63.8 % | 23,551,599 | 0.47 % | 7,794,798,739 | 40 | |||||||||||||
2019 | 36,471,769 | 1.23 % | 442,676 | -51,419 | 28.2 | 2.56 | 82 | 63.3 % | 23,077,900 | 0.47 % | 7,713,468,100 | 40 | ||||||||||||
2018 | 36,029,093 | 1. 26 % | 447,838 | -51,419 | 28.2 | 2.56 | 81 | 62.7 % | 22,602,743 | 0.47 % | 7,631,091,040 | 40 | ||||||||||||
2017 | 35,581,255 | 1.30 % | 454,972 | -51,419 | 28.2 | 2.56 | 80 | 62.2 % | 22,125,702 | 0.47 % | 7,547,858,925 | 40 | ||||||||||||
2016 | 35,126,283 | 1.33 % | 462,680 | -51,419 | 28.2 | 2.56 | 79 | 61.6 % | 21,645,998 | 0.47 % | 7,464,022,049 | 40 | ||||||||||||
2015 | 34,663,603 | 1.40 % | 464,043 | -73,422 | 27.9 | 2.60 | 78 | 61. 1 % | 21,163,594 | 0.47 % | 7,379,797,139 | 39 | ||||||||||||
2010 | 32,343,389 | 1,21 % | 377 566 | -113,028 | 26,4 | 2,53 | 58,1 % | 18,803,302 | ,6,46 % | 18,803,302 | ,6,46 % | 18,803,302 | 9008,1,46 %18,803,302 | 9008,1,46 %18,803,302 | 9008,6,46 %.0085 6,956,823,603 | 38 | ||||||||
2005 | 30,455,561 | 1.13 % | 332,376 | -130,964 | 24.5 | 2.67 | 68 | 55.3 % | 16,839,654 | 0.47 % | 6,541,907,027 | 37 | ||||||||||||
2000 | 28,793,679 | 1.30 % | 359,886 | -106,516 | 22.7 | 2.97 | 65 | 53. 4 % | 15,386,939 | 0.47 % | 6,143,493,823 | 36 | ||||||||||||
1995 | 26,994,250 | 1.70 % | 437,358 | -93,325 | 21.1 | 3.70 | 60 | 51.8 % | 13,995,788 | 0.47 % | 5,744,212,979 | 36 | ||||||||||||
1990 | 24,807,462 | 1.97 % | 461,670 | -86,037 | 19.8 | 4.43 | 56 | 48.5 % | 12,039,279 | 0.47 % | 5,327,231,061 | 35 | ||||||||||||
1985 | 22,499,110 | 2.39 % | 501,820 | -64,132 | 18.7 | 5.40 | 50 | 44.9 % | 10,091,997 | 0.46 % | 4,870,921,740 | 34 | ||||||||||||
1980 | 19,990,012 | 2. 35 % | 438,770 | -61,968 | 17.8 | 5.90 | 45 | 41.3 % | 8,250,172 | 0.45 % | 4,458,003,514 | 34 | ||||||||||||
1975 | 17 796,164 | 2,14 % | 358,287 | -101,789 | 16.896 | -101,789 | 16.896 | -101,789 | 16.896 | -101,789 | 16,86 | -101,789 | 16.86 | -101,789 | 16.899 | -101,789 | 0085 6.4040 | 37.7 % | 6,714,483 | 0.44 % | 4,079,480,606 | 34 | ||
1970 | 16,004,731 | 2.38 % | 354,914 | -94,947 | 16.2 | 6.85 | 36 | 34.5 % | 5,516,314 | 0.43 % | 3,700,437,046 | 34 | ||||||||||||
1965 | 14,230,163 | 2. 91 % | 380,326 | -47,960 | 16.3 | 7.10 | 32 | 31.9 % | 4,533,672 | 0.43 % | 3,339,583,597 | 35 | ||||||||||||
1960 | 12,328,532 | 3.26 % | 365,173 | -2,600 | 18.1 | 6.90 | 28 | 29.4 % | 3,619,334 | 0.41 % | 3,034,949,748 | 34 | ||||||||||||
1955 | 10,502,666 | 3.17 % | 303,335 | 0 | 19.2 | 6.61 | 24 | 27.7 % | 2,913,419 | 0.38 % | 2,773,019,936 | 35 |
Источник: Worldometer (www.Worldometers.info)
Подготовка данных Организацией Объединенных Наций, Департаментом по экономическим и социальным вопросам, Отделом народонаселения. Перспективы народонаселения мира: 2019 г.Редакция. (Среднеплодородный вариант).
back to top ↑
Morocco Population Forecast
-40,000
Year | Population | Yearly % Change | Yearly Change | Migrants (net) | Median Age | Fertility Rate | Плотность (чел/км²) | Городское население Население % | Городское население | Доля страны в Население мира | Население мира | Morocco Global Rank |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2020 | 36,910,560 | 1.26 % | 449,391 | -51,419 | 29.5 | 2.42 | 83 | 63.8 % | 23,551,599 | 0.47 % | 7,794,798,739 | 40 |
2025 | 39,009,798 | 1. 11 % | 419,848 | -40,000 | 31.2 | 2.42 | 87 | 66.3 % | 25,869,035 | 0.48 % | 8,184,437,460 | 39 |
2030 | 40,887,295 | 0.94 % | 375,499 | -40,000 | 32.7 | 2.42 | 92 | 68.6 % | 28,068,510 | 0.48 % | 8,548,487,400 | 40 |
2035 | 42,541,196 | 0.80 % | 330,780 | -40,000 | 34.1 | 2.42 | 95 | 70.8 % | 30,126,912 | 0.48 % | 8,887,524,213 | 39 |
2040 | 43,973,175 | 0.66 % | 286,396 | -40,000 | 35.4 | 2.42 | 99 | 72. 8 % | 32,017,574 | 0.48 % | 9,198,847,240 | 41 |
2045 | 45,181,542 | 0.54 % | 241,673 | -40,000 | 36.7 | 2.42 | 101 | 74.6 % | 33,725,978 | 0.48 % | 9,481,803,274 | 44 |
2050 | 46,165,501 | 0.43 % | 196,792 | 38.2 | 2.42 | 103 | 76.4 % | 35,257,592 | 0.47 % | 9,735,033,990 | 44 |
Source: Worldometer (www.Worldometers.info)
Elaboration of data by United Nations, Департамент по экономическим и социальным вопросам, Отдел народонаселения. Перспективы народонаселения мира: пересмотр 2019 года. (Среднеплодородный вариант).
Главная страница: Демография Марокко
Ожидаемая продолжительность жизни
77,43 года
(ожидаемая продолжительность рождения, оба пола)
Посмотреть по полу и историческим диаграммам
младенца
16.1
(Matant Births
16.1
(Mabant Bithans
.Смертность в возрасте до 5 лет
19,1
(на 1000 живорождений)
Посмотреть историческую диаграмму
Основные города по населению в Марокко
(включая районы, районы, городские агломерации и т. д.)
# | CITY NAME | POPULATION | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Casablanca | 3,144,909 | ||||||
2 | Rabat | 1,655,753 | ||||||
3 | Fes | 964,891 | ||||||
4 | Продажа | 903 485 | ||||||
5 | Марракеш | 839 296 9 | Agadir | 698,310 | ||||
7 | Tangier | 688,356 | ||||||
8 | Meknes | 545,705 | ||||||
9 | Oujda-Angad | 405,253 | ||||||
10 | Al Hoceima | 395 644 | ||||||
11 | Kenitra | 366 570 | ||||||
12 | Tetouan | 326. 261986 | Tetouan | 326,261 | 326,261 | 0081 | ||
13 | Temara | 313,510 | ||||||
14 | Safi | 288,163 | ||||||
15 | Mohammedia | 187,708 | ||||||
16 | Khouribga | 167,673 | ||||||
17 | Бени Меллал | 166 399 | ||||||
18 | Фес аль Бали | 156 000 | ||||||
19 | Эль-Джад 900 860086 | 147,549 | ||||||
20 | Taza | 141,890 | ||||||
21 | Nador | 129,260 | ||||||
22 | Settat | 119,082 | ||||||
23 | Larache | 109,294 | ||||||
24 | Ксар-Эль-Кебир | 108 753 | ||||||
25 | Хемиссет | 106 991 | 2 086 Guelmim | 98,229 | | |||
27 | Berrechid | 93,954 | ||||||
28 | Errachidia | 92,374 | ||||||
29 | Oued Zem | 84,910 | ||||||
30 | Al Fqih Ben Калах | 84 072 | ||||||
31 | Таурирт | 82 518 | ||||||
32 | 7059 Беркан 80086||||||||
33 | Sidi Slimane | 79,437 | ||||||
34 | Sidi Qacem | 74,755 | ||||||
35 | Khenifra | 73,906 | ||||||
36 | Ifrane | 73,782 | ||||||
37 | Тарудант | 71 133 | ||||||
38 | Эс-Сувейра | 70 634 | ||||||
30086 | 70,010 | |||||||
40 | Oulad Teima | 66,832 | ||||||
41 | Sefrou | 65,150 | ||||||
42 | Youssoufia | 64,910 | ||||||
43 | Tan-Tan | 61,924 | ||||||
44 | Ouezzane | 58,684 | ||||||
45 | Guercif | 57 544 | ||||||
46 995 | ||||||||
46 96 96 995 444 40086 | ||||||||
46 969 | Ouarzazat | 57,245 | ||||||
47 | Tirhanimine | 55,827 | ||||||
48 | Dakhla | 55,618 | ||||||
49 | Tiznit | 55,092 | ||||||
50 | Fnidek | 53,559 | ||||||
51 | Азру | 48 249 | ||||||
52 | Мидельт | 45 159 | ||||||
53 | Skhirate | 44,850 | ||||||
54 | Souq Larb’a al Gharb | 44,059 | ||||||
55 | Jerada | 43,696 | ||||||
56 | Smara | 42,056 | ||||||
57 | Kasba Tadla | 41,199 | ||||||
58 | Sidi Bennour | 40,044 | ||||||
59 | 5 | |||||||
59 | 5 | 40,000 | ||||||
60 | Martil | 39,738 | ||||||
61 | Azemmour | 37,140 | ||||||
62 | Tinghir | 36,795 | ||||||
63 | Chefchaouene | 36,280 | ||||||
64 | Эль-Аруи | 36 021 | ||||||
65 | Эль-Айун | 35 196 | ||||||
Zagora | 35,154 | |||||||
67 | Taounate | 32,802 | ||||||
68 | Sidi Yahia El Gharb | 32,202 | ||||||
69 | Zaio | 30,008 | ||||||
70 | Asilah | 28 861 |
См. также
- Демография Марокко
- Средний возраст (Историческая диаграмма)
- Общий уровень рождаемости (историческая диаграмма)
- Городской против сельской населения (историческая диаграмма)
- Валовой внутренний продукт (ВВП) Марокко
- Население Африки
- Национальное население мировых
- Карта мира
- Население мира по странам
вернуться к началу ↑
Примечания
Счетчик населения Марокко (живое) показывает постоянно обновляемую оценку текущего населения Марокко, полученную с помощью алгоритма Worldometer RTS, который обрабатывает собранные данные. из Отдела народонаселения ООН.
На диаграмме населения Марокко (1950–2019) показана общая численность населения по состоянию на 1 июля каждого года, с 1950 по 2019 год. 1 июля каждого года, с 1951 по 2019 год. Это значение может отличаться от годового изменения в процентах , показанного в исторической таблице, которая показывает эквивалентное процентное изменение за последний год при условии однородного изменения за предшествующий пятилетний период.
Определения
Год : по состоянию на 1 июля указанного года.
Население : Общая численность населения (обоих полов и всех возрастов) в стране по состоянию на 1 июля указанного года, согласно оценке Организации Объединенных Наций, Департамента по экономическим и социальным вопросам, Отдела народонаселения. Перспективы народонаселения мира: пересмотр 2019 года. Для прогнозируемых лет используется вариант средней рождаемости ООН.
Годовое изменение, % : За 2019 г. : процентное изменение общей численности населения за последний год (с 1 июля 2018 г. по 30 июня 2019 г.).). Для всех остальных лет: эквивалент годового процентного изменения за последний год при условии однородного изменения за предыдущий пятилетний период, рассчитанный путем обратного начисления сложных процентов.
Годовое изменение : За 2019 г.: абсолютное изменение общей численности населения (увеличение или уменьшение численности населения) за последний год (с 1 июля 2018 г. по 30 июня 2019 г.). Для всех остальных лет: среднегодовое численное изменение за предшествующий пятилетний период.
Мигранты (нетто) : Среднегодовая численность иммигрантов за вычетом численности эмигрантов за предшествующий пятилетний период (с 1 июля по 30 июня начального и последнего года) или последующий пятилетний период (за 2016 г.). данные). Отрицательное число означает, что эмигрантов больше, чем иммигрантов.
Медианный возраст : возраст, который делит население на две численно равные группы: половина людей старше указанного медианного возраста, а половина моложе. Этот параметр дает представление о возрастном распределении.
Коэффициент рождаемости : (Общий коэффициент рождаемости, или СКР), он выражается в количестве детей на одну женщину. Он рассчитывается как среднее количество детей, которое будет иметь средняя женщина в течение репродуктивного периода (от 15 до 49 лет), исходя из текущих коэффициентов рождаемости для каждой возрастной группы в стране и при условии, что она не подвержена смертности.
Плотность (чел/км²) : (Плотность населения) Численность населения на квадратный километр (км²).
Городское население % : Городское население в процентах от общей численности населения.
Городское население : Население, проживающее в районах, классифицируемых как городские в соответствии с критериями, используемыми каждой страной.
Доля страны в мировом населении : Общая численность населения страны в процентах от общей численности населения мира на 1 июля указанного года.
Население мира : Общее население мира на 1 июля указанного года.
Глобальный рейтинг : Позиция Марокко в списке всех стран мира, ранжированных по численности населения (от самой высокой до самой низкой численности населения) по состоянию на 1 июля указанного года.
Обязательное к прочтению руководство по жизни в Марокко (факты, стоимость и советы)
Свяжитесь с другими эмигрантами в Марокко
Join exciting events and groups
Get Information in our Morocco Guides
Exchange tips about expat life in Morocco
Jan-Peter van Tijk
Что меня восхищает в InterNations? Я не только завел новых друзей, но и нашел новых деловых партнеров.
Жизнь в Марокко
- Марокканское население состоит из арабов и берберов. Ислам оказывает большое влияние на повседневную жизнь, особенно во время Рамадана.
- Страна известна своим жарким климатом, но Атласские горы, расположенные внутри страны, каждый год переживают снегопады и являются обязательными для посещения.
- Королевство Марокко политически стабильно, но реформы идут медленно.
Люди
Площадь Марокко составляет 446 550 км2, и по состоянию на июль 2014 года в Марокко проживало около 33,8 миллиона человек. Более половины населения проживает в городских районах. Атлантическое Марокко с его богатыми прибрежными равнинами и плоскогорьями является самым густонаселенным регионом.
Горные районы к югу и востоку от Атлантического океана Марокко являются центрами культуры амазигов (берберов), где проживает примерно 50% населения. Восточные провинции за пределами цепи Риф, а также предсахарский и сахарский регион к югу от Атласских гор географически составляют большую часть страны, но в них проживает лишь крошечная часть населения, в основном кочевые берберские племена.
Почти все население (99%) принадлежит к арабо-берберской национальности. Ислам является официальной государственной религией Марокко, а мусульмане-сунниты составляют почти 99% жителей Марокко. Оставшийся 1% населения исповедует христианство, и менее 0,2%, около 6000 человек, исповедуют иудейскую веру.
Языки
В Марокко два официальных языка: современный стандартный арабский и с 2011 года тамазигхт, один из трех основных берберских языков. Хотя использование берберского языка сокращается, по состоянию на 2012 год по крайней мере одна треть марокканцев говорит на одном из берберских языков как на своем родном.
Хотя французский язык не является официальным, он также широко распространен в Марокко и используется в деловом мире. Живя в Марокко, вы услышите местный марокканский диалект, дариджа, на котором говорят на улице, хотя современный стандартный арабский язык преподается в школах. На испанском часто говорят в северном Марокко, особенно в Танжере. Английский становится все более популярным, поскольку жизнь в Марокко становится все более интернациональной.
Климат
Королевство Марокко расположено в северо-западной части Африки и отделено от европейского континента Гибралтарским проливом. Он омывается Атлантическим океаном на западе, Средиземным морем на севере, Алжиром на востоке и юге и Западной Сахарой на юге. Два испанских анклава Сеута и Мелилья расположены на побережье Средиземного моря. Большинство эмигрантов, живущих в Марокко, вероятно, будут жить на атлантическом побережье со средиземноморским климатом, с мягкой влажной зимой и жарким сухим летом. Сезон дождей обычно длится с октября по март. Прохладный бриз на побережье делает жизнь в Марокко приятной летом, когда температура обычно колеблется от 18 до 28°C.
Однако дальше вглубь страны климат становится более экстремальным, а летом температура поднимается выше 35°C. Зимой на побережье средние температуры колеблются от 8 до 17°C, хотя по мере продвижения вглубь суши они значительно понижаются.
Краткая история Марокко
До мусульманских завоеваний Марокко населяли различные кочевые берберские племена. В 8 веке арабы вторглись на марокканские территории и положили начало ряду мусульманских династий. Нынешняя марокканская королевская семья принадлежит к династии Алауитов, пришедшей к власти в 17 веке.
Испания оккупировала север Марокко в 1860 году, и полвека торгового соперничества между европейскими державами привели к неуклонному снижению суверенитета Марокко. В 1912 году с подписанием Фесского (или Фесского) договора Франция установила протекторат над всей страной. Колониальный период в Марокко завершился в 1956 году после долгой борьбы за независимость.
Марокканская культура
Современное Марокко
После обретения независимости в 1956 году в Марокко была установлена конституционная монархия. Реформы в 1990-е годы привели к созданию двухпалатного законодательного органа, который впервые собрался в 1997 году. После смерти короля Хасана в июле 1999 года его сын Мухаммед VI стал королем Марокко.
Протесты также имели место в Марокко во время «арабской весны», но они оставались в основном мирными, и в результате король Мухаммед VI отреагировал программой реформ, которая включала новую конституцию и досрочные выборы. В июле 2011 года эта новая конституция была принята на всенародном референдуме. На референдум были вынесены 20 реформ; однако на данный момент парламент проголосовал только за две реформы. Больше власти было передано премьер-министру и парламенту, но высшая власть по-прежнему принадлежит монарху.
Западная Сахара — спорная территория к югу от Марокко. Хотя ООН не признает Западную Сахару марокканским владением, Марокко фактически осуществляет административный контроль над большей частью этой территории. Фронт ПОЛИСАРИО, национально-освободительное движение, возглавляемое кочевым сахарским народом, контролирует около трети территории. Переговоры под руководством ООН между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО зашли в тупик с 1990-х годов. В апреле 2013 года Марокко отменило свои совместные военные учения с США, потому что США решили поддержать мониторинг ООН прав человека в Западной Сахаре, который, по утверждению Марокко, нарушил его суверенитет.
Марокко разделено на 15 административных единиц (не включая Западную Сахару). Каждая из них далее делится на провинции и городские префектуры, каждой из которых управляет губернатор, назначаемый королем. В октябре 2013 года король назначил 19 новых министров после четырехпартийной коалиционной сделки, заключенной премьер-министром Абделилой Бенкиране.
Марокканская культура
Многие разные культуры, берберская, арабская, испанская и французская, оставили свой след в Марокко на протяжении веков. Однако ислам является центральным элементом марокканской культуры и пронизывает все аспекты повседневной жизни страны, особенно во время священного месяца Рамадан.
Большинство крупных городов Марокко состоят из старого города ( медина ) и нового города ( villes nouvelles ). Во время французского колониального периода новые города были построены за пределами старых городских стен, оставив богатые культурой медины 90 900 в значительной степени нетронутыми. Здесь вы можете прогуляться по извилистым улочкам базара , где продаются традиционные ремесла, продукты питания и другие товары. Летом во многих городах проходят художественные и музыкальные фестивали, например, известный Всемирный фестиваль духовной музыки в Фесе.
Марокко отмечает 13 официальных праздников. Исламские праздники в Марокко включают Ид аль-Фитр, который празднует окончание Рамадана, Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) и день рождения Пророка. День независимости, День престола и день рождения короля входят в число национальных праздников.
Социальная жизнь
Социальная жизнь в Марокко сосредоточена вокруг дома и семьи. Одна вещь, к которой эмигрантам (особенно эмигрантам из Европы и Северной Америки) может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть, заключается в том, что в Марокко группа обычно ценится выше отдельного человека.
Хотя марокканское общество очень консервативно и религиозно, это одна из самых умеренных и миролюбивых стран региона. Его текущая программа социальных, экономических и политических реформ делает его привлекательным выбором для многих эмигрантов. Несмотря на прогресс, достигнутый Марокко, административные вопросы в Марокко обычно занимают больше времени, чем вы привыкли в своей родной стране, поэтому необходимо много терпения.
Марокко может быть более либеральным, чем некоторые другие мусульманские страны, но есть еще несколько вещей, о которых следует знать эмигрантам. гомосексуальность криминализирован в Марокко, как и сексуальные отношения вне брака. Женщинам следует носить свободную одежду, закрывающую большую часть тела, хотя головные платки, как правило, не нужны.
Ислам и Рамадан
Находясь в Марокко, важно уважать местные обычаи и традиции. Обратите внимание, что большинство мечетей, если они не являются крупными туристическими направлениями, закрыты для немусульман. Набожные мусульмане должны молиться пять раз в день, на рассвете, в полдень, днем, на закате и в сумерках. Точное время зависит от движения солнца и указывается в местной газете. По пятницам еженедельная молитва совершается в полдень, и в это время магазины и предприятия закрываются.
Рамадан — священный месяц ислама. Каждый год он выпадает в разное время, так как его даты основаны на лунном календаре. В это время практикующие мусульмане должны поститься в течение дня, что означает, что они не могут есть, пить, курить или жевать жвачку. Каждый вечер после захода солнца всей семьей устраивают большой пир, а в конце Рамадана празднование Ид аль-Фитр длится несколько дней.
Во время Рамадана темп повседневной жизни замедляется. Часы работы будут меняться, и рестораны часто остаются закрытыми в течение дня из-за отсутствия клиентов. Немусульманские эмигранты не должны поститься, но не есть и не пить в общественных местах во время Рамадана считается уважительным.
Марокканская кухня и повседневная жизнь
Кухня
Если вы не любите тмин, скорее всего, вы не полюбите марокканскую кухню, так как эта пряность используется практически в каждом блюде. Национальное блюдо Марокко – кускус, паста на основе манной крупы, которую подают с мясным рагу. Приготовление традиционного блюда из кускуса занимает очень много времени, поэтому его обычно готовят в пятницу утром и употребляют после еженедельного молебна. Харира , сытный суп из баранины, является еще одним национальным деликатесом, который традиционно едят в конце Рамадана, чтобы разговляться.
Мясо, включая баранину, рыбу и птицу, подается во многих блюдах. Одним из фаворитов является b’stillah , запеченный в тесте голубь, а другим – mechoui , жареный на медленном огне ягненок. Овощи, которые часто используются в марокканской кухне, включают помидоры, перец, лук и баклажаны. Тажин , богатое рагу из мяса и овощей, является традиционным берберским блюдом, названным в честь глиняного горшка, в котором оно готовится.
Званые ужины
Если вас пригласили на ужин в марокканский дом, не забудьте снять обувь, когда входите в дом. Убедитесь, что ваш супруг тоже был приглашен, так как консервативные мусульмане не будут устраивать смешанные званые ужины. Соответствующие подарки, которые можно принести хозяину, включают цветы, сладкую выпечку, орехи, финики или инжир, но не алкоголь, если только вы не уверены, что хозяин употребляет алкогольные напитки.
В традиционном марокканском доме еду подают из общей миски или тарелки. Старайтесь есть только из той части блюда, которая находится перед вами. Ешьте и пейте только правой рукой, так как левая считается нечистой.
Повседневная жизнь
Хотя Марокко является мусульманской страной, в ней действует западная рабочая неделя с понедельника по пятницу. Рабочий день обычно начинается в 09:00 и заканчивается в 19:00, с отведенным временем для молитв и длинным обеденным перерывом. В пятницу магазины и предприятия закрываются с 11:00 до 15:00 для основных еженедельных молитв, во время в это время все мусульмане собираются вместе в местной мечети.
Государственные учреждения и почтовые отделения обычно открыты с 08:00 до 12:00 и с 14:00 до 18:30 с понедельника по четверг и с 08:30 до 11:30 и с 14:00 до 18:30 в Пятница. Банки обычно открыты с понедельника по пятницу с 08:15 до 15:45. Магазины обычно открыты с 09:00 до 19:00 с перерывом на обед, многие закрыты по воскресеньям. Супермаркеты в крупных городах открыты до 22:00.
Часы работы во время Рамадана отличаются от указанных выше. Как правило, обеденного перерыва нет, а магазины и офисы закрываются раньше.
Денежные вопросы
Валютой в Марокко является дирхам (MAD), и в марте 2016 года 10 MAD равнялись 1 доллару США. В Марокко по-прежнему в основном рассчитываются наличными, хотя в крупных городах принимаются основные кредитные карты. На выходных в банкоматах часто заканчиваются деньги, поэтому снимать лучше заранее в течение недели. Обратите внимание, что вам не разрешается ввозить или вывозить из страны более 1000 дирхамов. Обязательно сохраняйте квитанции обо всех платежах, так как согласно законодательству Марокко их необходимо предъявлять при конвертации любых оставшихся дирхамов.
Когда вы открываете банковский счет в Марокко, вам нужно выбрать между счетом в конвертируемых дирхамах и счетом в обычных дирхамах.