Как живут женщины в марокко: О женщинах Марокко | Энциклопедия путешественника

Содержание

Глубокие раны: в арабском регионе жертвы гендерного насилия зачастую не знают, куда обратиться за помощью

 

«Он говорил мне, что любит меня и что скоро сделает мне предложение, – рассказывает Лейла* о своих отношениях с главой компании, в которой она работала в Марокко. – И я верила ему».

Но кроме признаний в любви в их отношениях были принуждение и насилие.

«Он бил меня всякий раз, когда я не соглашалась с ним, – вспоминает Лейла, пережившая сексуальное и эмоциональное насилие. – С каждым днем он становился все более жестоким. Он смог убедить меня в том, что противостать ему бесполезно».

Когда Лейла наконец решилась пойти в полицию в сопровождении подруги, она не знала, чего ожидать. «На том этапе мне казалось, что уже ничего не имеет значения: я была беременна, не замужем и одинока. Я боялась, что в полиции мне никто не поверит», – объясняет она.

Трое из ста 

На снимке: В Марокко только 3 из 100 женщин, переживших сексуальное насилие, решаются сообщить об этом в полицию.

Фото: © UN Women

Лейла – одна из многих, ставших жертвой гендерного насилия. Еще до COVID-19 в станах Ближнего Востока и в Северной Африки более 1 из 3 женщин, состоящих в отношениях, заявляли, что подвергались физическому или сексуальному насилию со стороны партнера.

Но, как и Лейла, большинство из них не хотят сообщать о пережитом насилии из-за страха быть опозоренными или обвиненными полицией и из-за недоверия к системе правосудия.

По данным исследования, проведенного в Марокко в 2019 году, только 3 из 100 женщин, переживших сексуальное насилие, обращаются в полицию.

Только вдумайтесь: трое женщин из ста!

В этом кроется часть причины того, что гендерное насилие является столь неразрешимой проблемой – в Марокко и во всем мире, во всех странах и культурах, во всех социальных и экономических группах. Многие женщины попросту не доверяют системе, которая должна их защищать.

Более глубокая проблема заключается в том, что недоверие переживших насилие часто обоснованно.

Слишком часто полиция унижает или обвиняет жертв, пусть даже и неосознанно. Иногда полиция не может или не хочет что-то сделать, чтобы защитить жертв или привлечь обидчика к ответственности.

В таких случаях полиция может в конечном итоге оказать большую помощь самим преступникам, нежели пострадавшим.

Домашнее насилие вне дома

На снимке: В Сомали консультант проводит разъяснительную работу о гендерном насилии в лагере для людей, которые были вынуждены покинуть свои дома.

Фото: © UNFPA Somalia

Муна* (23) живет вместе с мужем и тремя детьми в лагере для внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) в Сомали. В мае этого года Муна и ее муж поссорились из-за жилья, после чего он избил ее.

«Я отчетливо помню, что произошло в ту пятницу, – говорит Муна. – Муж очень сильно побил меня. Я сбежала из поселения, чтобы обратиться за медицинской помощью и скрыться от него».

По счастливому совпадению в тот же день лагерь ВПЛ посещала команда по борьбе с гендерным насилием из Организации сельского образования и развития сельского хозяйства при поддержке ЮНФПА Сомали. Специалисты оказали Муне медицинскую помощь и провели с ней несколько консультаций.

ЮНФПА предлагает психосоциальную помощь, лечение и наборы медицинских инструментов и материалов для оказания помощи жертвам насилия, а также борется за искоренение всех форм насилия и жестокого обращения в отношении всех женщин и девочек.

Муна говорит, что благодаря постоянной поддержке она смогла снова «ощутить чувство собственного достоинства и обрести мужество».

Говорить (и верить) с жертвами насилия 

На снимке: Салиха Наджех, начальник отдела полиции Касабланки по работе с женщинами-жертвами насилия.

Фото: © UN Women/Mohammed Bakir

Агентства ООН помогают предотвратить гендерное насилие по всему миру, не только в Марокко и Сомали. Но если насилие все же произошло, то агентства ООН приходят на помощь пострадавшим. И решающую роль играет первый контакт, когда пострадавший обращается к кому-то за помощью.

«Женщинам требуется много мужества, чтобы обратиться в полицию за поддержкой, – говорит Салиха Наджех, начальник отдела полиции Касабланки по работе с женщинами-жертвами насилия. – Наша роль заключается в том, чтобы создать максимально комфортные условия для того, чтобы пострадавшие чувствовали себя в безопасности и доверились нам настолько, чтобы рассказать свою историю».

Последние несколько лет «ООН-женщины» оказывает поддержку правительству Марокко в реструктуризации местной полиции для улучшения поддержки потерпевших и предотвращения насилия в отношении женщин. В 132 полицейских участках теперь есть подразделения по работе с женщинами, пострадавшими от насилия, которые теперь не только расследуют дела, но и обеспечивают максимально комфортные условия для обратившихся к ним женщин: выслушивают, составляют протоколы, сопровождают и направляют к специалистам.

Когда Лейла решилась прийти в полицию, то почувствовала облегчение, когда ее встретила женщина-полицейский. «Первое, что она мне сказала, это то, что любая проблема имеет решение. Мне захотелось рассказать ей всю историю. Все время, пока я говорила, она слушала меня с большим вниманием».

«После нашей беседы я поняла, что у меня еще есть шанс вернуть свою жизнь» – говорит Лейла.

И Лейла смогла это сделать. Сейчас у нее маленькая дочь. Сейчас они обе живут в приюте для матерей-одиночек, куда ее направила полиция. «Она – моя надежда. – говорит Лейла, держа ручку своей дочери. – «Недавно я смогла получить степень бакалавра по математике. Я училась и параллельно ухаживла за ребенком».

*Имена героинь были изменены.

 

 

В статье использованы материалы, первоначально опубликованные на сайтах ООН-Сомали и «ООН-женщины». 

Адаптация материала для сайта ГОНУР и редакторская поддержка: Эли Бааклини (Elie Baaklini) и Пол ВанДеКарр (Paul VanDeCarr), Управление по координации развития. Подробнее о работе Старновой команды ООН в Сомали читайте на Somalia.UN.org.

Ислам в Марокко

В основу мусульманского календаря положен лунный год, поэтому даты мусульманских праздников сдвигаются ежегодно на 10-11 дней. Все мусульманские праздники официально начинаются после захода солнца в день, предшествующий календарной дате праздника.

Во всем мусульманском мире существуют только два основных праздника:

Аид-аль-фитр (араб. «прадник разговения»), называемый также в Марокко аид-ас-сегыр (араб. «маленький праздник») — праздник окончания поста, отмечаемый в первый день после Рамадана. В этот день все марокканцы надевают новые нарядные одежды, идут на праздничную молитву в мечеть, готовят богатое угощение и навещают родственников и друзей. Во время праздника закрываются все государственные и частные учреждения, многие люди берут дополнительные выходные, чтобы воссоединиться со своими семьями в других городах.

Аид-адь-адха (араб. «праздник жертвоприношения»), называемый также в Марокко аид-аль-кебир (араб. «большой праздник») — крупнейший мусульманский праздник во всем мире, который отмечается в 10-й день месяца зуль-хиджа (приблизительно через 2 месяца и 1 неделю после окончания Рамадана). В этот месяц мусульмане традиционно совершают хадж — паломничество в Мекку, кульминацией которого является церемония жертвоприношения. Важность этого праздника для мусульман можно сравнить с Рождеством или Пасхой для христиан. Это время единения с семьей, во время которого отдают дань вековым традициям. Во время этого праздника жизнь в стране практически останавливается. Закрываются на несколько дней все учреждения. Многие лавки и кафе закрываются на целую неделю, потому что их владельцы уезжают навестить свои семьи в других городах. Религиозное значение праздника заключается в поминании жертвы, принесенной Господу пророком Ибрагимом (библейским Авраамом), который положил на алтарь и готов был заклать собственного сына в доказательство своей преданности и любви к Богу. Согласно предписаниям ислама, каждая мусульманская семья, обладающая достаточными средствами, должна в этот праздник принести в жертву барашка, теленка или верблюда. Мясо принесенного в жертву животного делится на 3 части: одну часть семья оставляет себе, вторую раздает родственникам, третью — бедным людям. Именно в этом акте единения и дарения состоит морально-этическое значение праздника.

Подготовка к празднику напоминает подготовку к Рождеству в христианских странах, только роль елки — обязательного атрибута праздника — играет барашек. За 1-2 недели до начала праздника повсюду в городе открываются «бараньи базары». Отовсюду доносится блеянье и специфический запах. Несмотря на то, что заклание барашка можно целиком доверить мяснику на бойне, марокканцы, в целях соблюдения чистоты обряда и традиций, предпочитают закалывать барашка собственными руками и в собственном доме, будь он в деревне или в большом городе. В городских условиях купленных барашков затаскивают на балконы или на общественные крыши домов, где им оборудуют импровизированные загоны с навесом, сеном и водой. Транспортировка барашка с рынка в квартиру требует особой смекалки и находчивости. Связанных животных сажают в машины, телеги и даже привязывают к своей спине и перевозят на мотоцикле. Стоимость барашка в период праздника возрастает до небес, а его покупка является серьезным ударом по семейному бюджету. «Купил ли ты барашка и почем?» является основной темой любого разговора марокканцев в этот период. Стоимость одного животного составляет около 200-300 Евро, что для многих является месячным бюджетом на существование.

В канун праздника на улице царит довольно зловещая для иностранца атмосфера. В старом городе можно увидеть, как мясники затачивают свои огромные ножи на вращающемся каменном круге и продают крюки для подвешивания туш. Повсюду раздается жалобное блеяние чувствующих скорую смерть баранов.

Для многих туристов оказаться в Марокко в эти дни — это значит испытать настоящий культурный шок. В день праздника марокканцы с утра пораньше отправляются в мечеть на праздничную молитву, а по возвращении домой приступают к процедуре жертвоприношения. Ритуал совершает мужчина-глава семьи (как правило, отец или старший из сыновей). В соответствии с мусульманскими правилами умерщвления животных, предназначенных в пищу, барашка связывают и перерезают ему горло острым ножом, предварительно произнеся трехкратное «Бисмилля» («во имя Господа»). Для разделки туши часто приглашают профессионального мясника, поскольку не все обладают необходимыми навыками для выполнения этой непростой задачи. Голову и шкуру животного, как правило, выбрасывают, а все остальное (включая почки, печень, желудок, мозг и яйца) съедают без остатка!

В день жертвоприношения улицы городов абсолютно пустынны, закрыты все магазины, кафе и рестораны. Можно только увидеть телеги, собирающие выброшенные бараньи шкуры и головы. Прогуливаться по городу в это время небезопасно, потому что можно легко стать жертвой уличного грабежа.

Примерно к полудню повсюду начинают разноситься в воздухе аппетитные ароматы. Поскольку мясо только что заколотого животного должно отвисеться как минимум сутки, чтобы из него вытекла вся кровь, традиционным блюдом первого дня большого аида являются шашлычки из печени и других внутренностей (печень в Марокко является деликатесом и стоит гораздо дороже мяса). С улицы и из домов буквально в считанные часы исчезают следы кровавой бойни, которая уступает место атмосфере всеобщего праздника и пира. Не удивляйтесь, если какой-нибудь марокканец, с которым вы случайно познакомились накануне (лавочник, водитель такси, официант…) пригласит вас к себе в дом в этот день, чтобы с гордостью продемонстрировать свои традиции и гостеприимство. От такого приглашения нельзя отказываться!

Последующие 1-2 дня праздника — время нанесения визитов родственникам, друзьям и знакомым. Туристы, не являющиеся участниками этого всеобщего веселья, могут чувствовать себя в это время в изоляции.

Помимо этих основных двух мусульманских праздников в Марокко еще отмечаются Аид-аль-Мулюд и Ашура.

Аид-аль-мулюд — день рождения Пророка — также является государственным праздником и выходным днем в Марокко и отмечается примерно через 3 месяца после большого аида. В этот день ничего особенного не происходит, кроме праздничной молитвы в мечети.

Ашура — праздник, отмечаемый в 10-й день месяца мухаррам по мусульманскому календарю, знаменует собой день, в который был убит Али, зять пророка Мухаммеда. Этот праздник (или скорее день траура) широко отмечается в шиитских странах, в Марокко же он не является официальным выходным днем и отмечается в народе как день детей, которые получают подарки и фотографируются в импровизированных ателье в красивых национальных одеждах.

Ключевые события в жизни марокканцев также отмечаются в соответствии с мусульманскими обрядами: рождение, обрезание у мальчиков, помолвка и свадьба, похороны. Интересно, что действующий семейный кодекс Марокко сочетает в себе шариатские принципы с «западными». Так, например, многоженство разрешено, но только с разрешения первой жены и наличия серьезных причин, которые делают его практически невозможным.

Взгляд на повседневную жизнь женщин в Марокко

Взгляд на повседневную жизнь женщин в Марокко

Перейти к

  1. Основное содержание
  2. Поиск
  3. Счет
Значок поискаУвеличительное стекло. Это означает: «Нажмите, чтобы выполнить поиск». Логотип InsiderСлово «Инсайдер».

Рынки США Загрузка… ЧАС М С В новостях

Значок шеврона указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие варианты навигации. ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА

Участники путешествий

2016-01-04T20:48:00Z

Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо. Читать в приложении Познакомьтесь с женщинами Марокко.
Фото Бордерлесс Медиа

Перед моим первым визитом в Марокко мне было любопытно узнать: какова повседневная жизнь марокканских женщин? Каким образом они управляют бизнесом и домашним хозяйством?

С помощью Plan-It Fez Tours я познакомился с женщинами по всей стране. Мой говорящий по-арабски гид сделал все по индивидуальному заказу, чтобы я мог погрузиться в их повседневную деятельность.

Она познакомила меня с берберскими дамами, владеющими пекарней, и они показали мне, как приготовить кускус с нуля. В этом видео о путешествии вы можете почувствовать теплую энергию этих женщин, которые вместе ведут небольшой, но успешный бизнес.

В медине Феса я посетила мастер-класс по красоте с бабушкой, матерью и внучкой. Они передали мне травяные смеси вековой давности для смягчения кожи и сделали мне первую татуировку хной, украсив мои руки замысловатыми коричнево-оранжевыми завитками.

Я закончил поездку проживанием в дюнах в семье, которая научила меня готовить мятный чай и тажины. Самые запоминающиеся моменты были самыми простыми, например, когда маленькая девочка настояла на глупых селфи, а ее мама помогла мне донести хлеб на голове до уличной печи.

Марокко может показаться местом, где доминируют мужчины, особенно в районах, где разносчики агрессивно обращаются к туристам. Я был рад, что мне удалось услышать альтернативные голоса и встретить марокканских женщин, которые разными способами зарабатывают себе на жизнь.

Посмотрите видео о поездках в Марокко, ориентированных на женщин.

Произведено Borderless Media, организовано La Carmina.

Отказ от ответственности: La Carmina и создатели фильма Borderless Media были гостями Plan-It Fez Tours.

Марокко – страна множества красивых фасадов.

Однако не многим путешественникам удается зайти в эти двери и познакомиться с местной жизнью.

Фото Бордерлесс Медиа

Я отправился в путешествие вместе с Plan-It Fez, туристической компанией, которой руководят женщины, которая подбирает маршруты в соответствии с вашими интересами. Благодаря моему двуязычному гиду я смогла посетить женщин в отдаленных местах и ​​узнать, как они строят независимую карьеру.

Фото Ла Кармина

Я встретил группу женщин, которые вместе открыли пекарню.

Каждая усердно работала над своей ролью, будь то раскатывание хлеба или продажа его на прилавке.

Фото Бордерлесс Медиа

Я снял обувь, чтобы научиться «скатывать» кускус или готовить его с нуля. Тяжело было смешать манную муку, а комочки протереть через сито.

Фото Бордерлесс Медиа

Конечный результат того стоит: рассыпчатое, свежепропаренное зерно, на вкус совсем не похожее на то, что выходит из коробки.

Этот голубоглазый берберский повар подал мне лучший кускус, который я когда-либо ел.

Фото Бордерлесс Медиа

В медине Феса я поразился разнообразию одежды и косметики, включая красочные платки, украшенные блестками.

Фото Ла Кармина

Благодаря нашему гиду Plan-It Fez я смог познакомиться с местными жителями и принять непосредственное участие в культурных мероприятиях.

Я попробовал свои силы в росписи берберского барабана традиционными синими узорами.

Фото Бордерлесс Медиа

Я был рад присоединиться к марокканскому мастер-классу по красоте, который проходил во дворе, украшенном плиткой зеллига. Дамы встретили меня мятным чаем и пирожными.

Фото Бордерлесс Медиа

Эта матриарх научила своих детей вековым рецептам красоты.

Теперь они ведут домашний бизнес, чтобы поделиться этими традициями с путешественниками.

Фото Бордерлесс Медиа

Я надела пурпурный кафтан, который подходил к цвету моих волос. Мой учитель, одетый в стильный леопардовый костюм, показал мне, как растереть листья хны и травы в успокаивающую пасту.

Фото Бордерлесс Медиа

С помощью шприца женщины сделали мне мою первую татуировку хной.

В свободной манере они украсили тыльную сторону моих ладоней сложными цветочными узорами. К концу дня паста отпадает, а узоры сохраняются около двух недель.

Фото Бордерлесс Медиа

Некоторые районы Марокко, такие как Площадь Мертвых в Марракеше, могут показаться немного пугающими для посещения.

Фото Ла Кармина

Однако, если не считать змей-кобр, Марракеш на самом деле очень безопасное место.

Фото Бордерлесс Медиа

Просто будьте готовы к громкому натиску со стороны продавцов и будьте бдительны в отношении рекламщиков, которые пытаются заставить вас следовать за ними.

Фото Бордерлесс Медиа

Я сбежал от суеты, проведя время в пышных садах и во дворах моего отеля Royal Mansour Marrakesh.

Фото Бордерлесс Медиа

Затем я посетил магазин арганового масла, которым управляют берберские женщины.

Они показали мне, как вручную измельчать аргановый орех и превращать его в ряд продуктов, таких как сыворотки для волос.

Фото Бордерлесс Медиа

Это не Photoshop. Мы проехали мимо арганового дерева, на ветвях которого балансировали козы.

Фото Бордерлесс Медиа

Мы остановились в Эс-Сувейре, спокойном прибрежном городке, известном своими ремеслами и атмосферой хиппи.

Фото Бордерлесс Медиа

Многие местные жители приезжают сюда на отдых. Мы видели женщин, болтающихся на крепостных стенах 18-го века, которые были показаны в «Игре престолов».

Фото Ла Кармина

В Марокко женщины-путешественницы должны прикрывать руки и ноги, если они посещают религиозные объекты или консервативные районы.

Впрочем, в этом популярном пляжном городке на летнюю одежду никто и глазом не моргнет.

Фото Бордерлесс Медиа

Наконец, я остановился у берберской семьи в небольшой деревне, расположенной в нескольких часах езды от Марракеша. Они относились ко мне как к родной, и я даже вместе с женщинами смотрел арабские мыльные оперы.

Фото Ла Кармина

Мама научила меня готовить пряный тажин, который мы медленно нагревали на углях.

Она также показала мне, как испечь традиционный хлеб, и мы испекли его в каменной печи под звездами.

Фото Ла Кармина

Драматический розовый закат над Танжером, казалось, подвел итог моей поездки: знакомство с местными женщинами и получение женского взгляда на жизнь в Марокко.

Познакомьтесь с женщинами Марокко. Фото Бордерлесс Медиа

Узнайте больше о марокканских приключениях Ла Кармины в ее блоге о путешествиях и культуре.

Прочтите оригинальную статью в блоге La Carmina. Copyright 1969.

Прочтите оригинальную статью в блоге La Carmina. Авторское право 2016.

Читать далее

LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

Ла Кармина Марокко Путешествовать

Подробнее. ..

Большой шаг вперед для женского лидерства в Марокко 

31 июля 2021 года марокканский парламент принял реформу, которая не привлекла особого внимания, но стала большим шагом вперед, помогая сократить гендерный разрыв в стране. Это включало новый закон об акционерных обществах с поправками, направленный на обеспечение сбалансированного представительства женщин и мужчин в органах корпоративного управления (закон 19.20 изменение и дополнение закона 17-95, касающегося публичных компаний с ограниченной ответственностью). Он установил обязательные квоты для женщин в советах директоров публичных компаний с целью (по крайней мере) 30% представительства женщин к 2024 г. и 40% к 2027 г. 

Этот закон является результатом образцового сотрудничества между правительством, парламентом и гражданским обществом при поддержке созданной структурой «ООН-женщины» целевой группы, в которую вошли женщины, лично участвующие в гендерной адвокации, и несколько представителей0039 Club des Femmes Administrateurs ‘в Марокко.

Всемирный банк, который поддерживает инициативы, способствующие более широкому включению женщин в экономическую жизнь и расширению представленности женщин в органах корпоративного управления, поддержал это образцовое усилие как одну из ключевых целей своей программы бюджетной поддержки «Цифровая и финансовая доступность II» на сумму 450 млн долл. США для правительство Марокко в 2021 году. 

 
Смелый шаг 

Предоставление женщинам обязательного участия в высших руководящих должностях – смелый шаг, принятый лишь несколькими странами (например, Францией, Норвегией, Италией, Бельгией). Марокко является первой страной в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), сделавшей это. Ожидается, что реформа укрепит доверие к квалификации женщин, будет способствовать их карьерному росту и стимулировать экономический рост и эффективность бизнеса.

Этот новый закон основан на уроках международного опыта, который показывает, что подходы, основанные на квотах, действительно эффективны для продвижения большего гендерного разнообразия в органах корпоративного управления и высшем руководстве компаний в долгосрочной перспективе. Согласно индексу гендерного равенства Европейского Союза за 2017 год, доля женщин в советах директоров увеличилась более чем вдвое в период с 2005 по 2015 год, в основном благодаря обязательным гендерным квотам, введенным в некоторых европейских странах, например во Франции, Норвегии, Италии и Бельгии. . В следующей таблице показан разрыв между странами, принявшими политику на основе квот, и странами, выбравшими необязательный подход: 

Марокко преодолело свою нерешительность. Мулай Хафид Эль Алами, министр промышленности и торговли Марокко с 2013 по 2021 год, является одним из таких новообращенных сторонников реформы. Он сказал: «Моей первой реакцией было не поддержать. Хотя я был убежден в необходимости увеличения гендерного баланса, я не понимал, зачем нам нужно было принимать обязывающий закон в этой области. Что ж, я ошибался. Постепенно я обнаружил, что проблема была серьезной и глубокой. Необходимо принять законы в некоторых областях, когда люди не будут делать это спонтанно».

 
Дорогостоящее несоответствие 

В Марокко, несмотря на паритетную статью Конституции 2011 г. (статья 19, которая гласит, что «государство способствует достижению равенства между мужчинами и женщинами»), сохраняется не только значительное гендерное неравенство в отношении доступа к к занятости, но они резко возросли за последнее десятилетие: в 2020 году марокканские женщины составляли 50,2% населения страны, но только 23% работающего населения по сравнению с 27% в 2010 году, согласно исследованию Национального статистического агентства Марокко. , Haut Commissariat de Plan , в 2021 году ( La femme marocaine en chiffres: 20 ans de progress ).

В 2019 году только 13% марокканских предприятий возглавляли женщины (19% в сфере услуг, 14% в торговле и 13% в промышленности). В государственном секторе женщины составляли лишь 23% руководителей, 20% членов Палаты представителей и 21% членов региональных и местных советов.

Тем не менее, в среднем марокканские женщины учатся в школе лучше, чем мужчины. В 2021 году 55% ​​выпускников средних школ составляли женщины, а доля марокканцев в возрасте 15 лет и старше с высшим образованием была намного выше среди женщин (26%), чем среди мужчин (14%). 60% выпускников факультетов менеджмента и 50% выпускников факультетов науки и техники составляют женщины.

Это несоответствие между образованием и рынком труда отражает неравенство как в результатах, так и в возможностях для женщин. Социальные, экономические и культурные факторы объясняют несоответствие, которое выливается в другие виды неравенства (зарплата, автономия, подверженность риску и политическое представительство).

В 2021 году Королевство заняло 148-е место из 156 стран в Индексе гендерного разрыва Всемирного экономического форума по показателю экономического участия и возможностей. Неравенство между мужчинами и женщинами в отношении доступа к занятости и управленческим должностям создает нехватку рабочей силы и навыков в Марокко и сдерживает экономическое и человеческое развитие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *