Как живут женщины в турции: Как живут турецкие женщины: 5 любопытных бытовых и бьюти-привычек

Как живут турецкие женщины: 5 любопытных бытовых и бьюти-привычек

Дисклеймер, или пара абзацев для лучшего понимания

Турция — это не только такие крупные города, как Стамбул, Измир и Анкара. Как и в любом государстве здесь есть много небольших населенных пунктов, где все еще строго придерживаются национальных обычаев. 

Почему я делаю акцент на этом очевидном факте? 

Для того, чтобы тебя не смущали некоторые пункты, где речь будет идти о далеких от понимания жителя мегаполиса традициях. Как было, например, в аналогичной статье об узбекских женщинах (там такого акцента не было, поэтому возникли недопонимания). 

Также подчеркну, что все написанное не претендует на объективность и основано лишь на личных выводах и наблюдениях. 

Ближе к теме

О турецких мужчинах — об их любвеобильности, умении ухаживать, хитрости и прочих плюсах и минусах — мы все наслышаны. А вот о том, чем и как живут турчанки, известно немного.  
В этой статье я расскажу о бытовых и бьюти-привычках турецких женщин, а также о некоторых нюансах, связанных с их правами. 

1 Мечтают стать блондинками и постоянно филируют волосы

От природы у турчанок черные, густые, а у многих еще и вьющиеся волосы. Именно поэтому они постоянно обесцвечивают волосы и делают филировку (всегда же хочется того, чего нет). Причем филируют не только кончики волос. Прореживание в турецких парикмахерских начинают прямо с корней. Так турецкие женщины избавляются от чрезмерного объема. В противном случае, их густые волосы будут выглядеть на голове, как шапка. 

Не пропустите

  • Не пропустите

    Как убрать желтизну с волос: от профессиональных средств до домашних масок (получится холодный блонд)

Уверена, что где-то сейчас вздохнули обладательницы тонких волос, которые буквально борются за каждый новый волосок на голове и идут на разные ухищрения, чтобы сделать свою шевелюру объемнее.  

Что касается кардинальной смены цвета волос, то угольно черный и плотный турецкий волос сложно с первого или второго раза покрасить в блонд. Поэтому многие турчанки, решившиеся на этот эксперимент, ходят с желтоватой копной волос и пользуются исключительно шампунями-смывками против желтизны. Эффект не особо виден, но их это мало волнует. Нравится и все. 

2 Уходят с работы после замужества 

Турция — несмотря на свою прогрессивность во многих моментах, продолжает оставаться патриархальной страной. Поэтому большинство турчанок после замужества уходят с работы, предпочитая семью и обустройство быта карьере. Их полностью обеспечивают мужья. 

К слову, в Турции редко случаются мезальянсы (неравные браки). Турецкие женщины, в отличие от русских, не считают, что с «милым рай и в шалаше». Родители девушек и парней подходят к выбору партнера для своих детей очень серьезно. Уже на этапе знакомства родственники (или сама девушка) «пробивают» из какой семьи избранник, сколько он зарабатывает, есть ли у него недвижимость и прочее.  

Не пропустите

  • Не пропустите

    7 бытовых привычек российских домохозяек, которых никогда не понять иностранкам

Но есть и другие случаи. Менее радужные. Некоторые замужние турчанки буквально вынуждены становиться домохозяйками после рождения ребенка, так как в Турции до сих пор нет развитой сети государственных детских садов. Турецкие женщины вынуждены сидеть с ребенком до пяти лет. После малыша можно отдать в государственную школу, в подготовительный класс. Но за время этого декрета, как показывает практика, женщина может вновь забеременеть. В итоге у нее просто нет шансов вырваться из этого круга. 

Турецкие феминистки, в частности, борются за то, чтобы в их стране занялись системой дошкольного образования, чтобы молодые мамы имели возможность заниматься карьерой параллельно материнству и не были привязаны к быту.

В частности, благодаря подобным требованиям, сейчас в Турции действуют следующие льготы для матерей:

  • Если ребенку меньше года и женщина вышла на работу, то по закону ей положено 1,5 оплачиваемых рабочих часа для кормления грудью;
  • Если у ребенок-инвалид, то женщина имеет право раньше выйти на пенсию.
  • Если женщина — предприниматель, то она имеет возможность получить от государства беспроцентный кредит в сумме до 30 000 лир.
  • Послеродовая выплата на ребенка от государства выдается в течение 16 недель

3 Терпят измены и домашнее насилие

А вот и пункт, который особенно актуален для женщин, живущих в небольших турецких городах, где все еще сильны традиции. В больших городах такое тоже встречается, но там женщина в меньшей степени ощущает на себе давление общества и родственников и может уйти от мужа, если на то есть веские причины. И то так делают не все, потому что, как мы говорили ранее, многие женщины не работают и полностью зависят от мужей.

 

Не пропустите

  • Не пропустите

    Газлайтинг: как распознать неявное воздействие и дать агрессору отпор (7 типичных манипуляций)

В небольших населенных пунктах с этим еще сложнее, потому как, если о ссоре супругов и желании развестись узнают родные (а они в курсе почти всего, что происходит в семьях друг друга), то тут же все начинают встревать в ситуацию, пытаясь помирить и отговорить от развода.

Чаще всего женщины не решаются на серьезные шаги, потому что им просто некуда идти и не на что существовать, семья часто обратно не принимает, воспринимая развод, как позор для семьи. 

Эта безвыходность, порой, приводит к страшным последствиям. Пару лет назад в Турции муж убил свою жену при их ребенке. После этого случая страну захлестнула серия митингов, в котором женщины выступали против домашнего насилия и требовали равноправия. Женщины в Турции все еще плохо защищены законом и подобные истории — тому доказательство. 

Турецкие феминистки часто указывают на то, что под прикрытием таких понятий как традиции, честь, достоинство, женщинам навязываются предрассудки, ставящие их в невыгодное положение. 

Подвижки в этом направлении также появились, и звучит все довольно неплохо:

1. Муниципалитеты города начали строить «приюты» для женщин, подвергшихся домашнему насилию.

2. Любые интимные контакты в семье без обоюдного согласия — это насилие. Если это будет доказано, то женщина может отсудить денежную компенсацию за моральный/физический ущерб или вообще все имущество.

3. Женщина может подать в суд на мужа по любому поводу: за невыполнение супружеских обязанностей, недостаточное обеспечение; может ограничить права мужа на распоряжение семейным имуществом, а за измену она также может отсудить у мужа все имущество.

Но есть одно «но». Все это нужно доказать. Кроме того, в Турции понятие «не выносить сор из избы» и страх общественного осуждения намного сильнее, чем закон. Так что далеко не всегда и не все женщины решаются идти в суд.

4 Пластические операции, косметология и косметика

Турецкие женщины очень любят делать пластические операции и обожают различные инъекционные косметологические процедуры. Спрос на вот это вот все в большей степени формируют турецкие сериалы с их невероятно красивыми героинями.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от ᴄᴀnᴇʍ ʙᴇyin ♥️🔐 (@demettkaa)

Обычные девушки часто стараются быть похожими на них. Самыми востребованными операциями в Турции являются ринопластика, маммопластика и увеличение губ. Этот стандартный набор любим и многими русскими девушками. Чаще всего таких красоток можно встретить в Мармарисе и Бодруме.  

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от НАТАША ТУРАГЕНТ ОНЛАЙН (@nata_krugosvetka)

Финки, итальянки, немки и француженки, о привычках которых мы писали ранее, такое бы точно не поняли. 
Но при всей своей любви к «пластике» и косметологии турчанки практически игнорируют обычную декоративную косметику. Редко в Турции можно встретить сильно накрашенную девушку. Обычный максимум — это накрашенные ресницы и уложенные брови. 

Вот такая она — натуральная красота по-турецки. 

5 Подарки и бытовые моменты

Будьте уверены, если вы придете в гости к турецкой женщине она не только вас вкусно накормит, но и обязательно что-нибудь подарит. С пустыми руками точно уйти не получится. Причем часто бывает, что турецкие хозяйки, услышав, что их гость восторгается какой-то вещью в их доме, без сожаления и раздумий могут подарить ее.  

Не пропустите

  • Не пропустите

    6 шагов к чистой квартире: генеральная уборка с удовольствием

Что касается бытовых моментов, то почти в каждой современной адекватной семье со средним или высоким достатком есть помощница по дому, которая берет на себя часть нагрузки. Это весомый плюс, потому что в Турции квартиры больше наших и планировка более просторная. Одной управиться с таким хозяйством женщине было бы сложно.

6 Пенсия

Уже овдовевшая пожилая женщина, по закону, вдобавок к своей должна получать пенсию мужа до конца своей жизни. Также если женщина разведена, у нее нет работы, а отец умер, иными словами, если материально ей никто не может помочь, то она будет получать пенсию вместо отца.

Автор

Нина Гладенко

Редактор рубрики «Стиль жизни».

Какое впечатление произвела на вас эта статья?

Женщины в Турции :: go-turkey.ru

Отдых в Турции \ Информация \ Женщины в Турции

Минимальное знание турецких традиций и обычаев необходимо, это поможет вам в общении и позволит избежать неловких ситуаций.

Наиболее бросающейся в глаза чертой турецкого народа является искреннее гостеприимство, поэтому Турция остается одним из самых популярных средиземноморских курортных государств.

В деревнях Турции сильны традиции семьи и старые привычки не стерты временем.

Хотя в Турции женщины уравнены в правах с мужчинами, в маленьких провинциальных городках для них существует много запретов; отношение к ним в деревнях более мягкое, а в больших городах — либеральное. Главный упор делается на семью и, несмотря на то, что решения обычно принимают мужчины, влияние турецких женщин в семье весьма сильное, поскольку во многих случаях именно они главные кормильцы семьи, как в селе, так и в городе.

Женщины в сельских районах покрывают головы платками, большей частью для того, чтобы защитить волосы от пыли и грязи, нежели из соображений религиозного консерватизма. В больших городах женщины носят западную одежду, овладевают разными профессиями и занимают высокие должности.

В частную жизнь иностранцев турки практически не вмешиваются, поскольку считают, что у всех свои законы. Тем не менее, женщинам-туристам вызывающая одежда может создать проблемы. Большие города в Турции относительно безопасны по сравнению с другими странам. Конечно, нередки косые взгляды и «интересные» предложения, однако случаи насилия и грабежа редки (если вы не провоцируете сами).

После кемалистской революции в судьбе турецкой женщины произошли огромные перемены. В своих правах она была приравнена к мужчине. Среди турчанок есть и депутаты парламента, и профессора университета, писательницы, журналистки судьи, адвокаты и врачи; имеются среди них и певицы, балерины, драматические актрисы. Хотя еще совсем недавно, в конце XIX – начале XX в. турецкие женщины обо всем этой не могли и мечтать. Это были безмолвные затворницы гаремов, вся жизнь которых протекала в узких рамках семьи. Даже женские роли в турецком театре исполняли мужчины, а первыми актрисами, которые, наконец, появились в нем, были не мусульманки, а армянки и гречанки.

В крупных городах массы турецких женщин участвуют теперь и в фабричном труде, работают в конторах и учреждениях, учительствуют. Все это ведет к тому, что женщина, особенно в рабочих семьях, начинает пользоваться все большей и боль-шей свободой. Турчанки из семей рабочих и интеллигенции все активней включаются в жизнь общества, в общественную и политическую деятельность.

Пляжи Турции, где полно туристок в бикини или даже топлесс, становятся свидетелями нового явления – женщин в купальниках, закрывающих тело от шеи до щиколоток. Исламский купальник состоит из полностью закрытого костюма и накидки, которая надевается на узкую шапочку.

Женщин, одевающихся так на пляжи Турции, становится все больше. Эта тенденция вызвала тревогу в светской среде. Как пишет Инопресса, обслуживающий персонал, присматривающий за порядком, нередко выдворяет женщин в таких костюмах с пляжей. Но, судя по всему, победа останется за религией — собственно, законных причин, запрещающих женщинам загорать одетыми, нет.

Прежде консервативные мусульманки традиционно избегали пляжей. Если они туда и заходили, то не купались, потому что не могли обнажаться на публике. Однако за прошлый год было продано около 25 тысяч специальных исламских купальных костюмов, и их ведущий производитель Hasema с трудом успевает удовлетворять растущий спрос. В числе покупателей – Хайруниса Гюль, жена министра иностранных дел Турции. Специальные купальники для мусульманок бывают различных цветов и фасонов. Их последняя версия даже пропускает солнце — так, что женщина может загорать, не оголяясь.

Женская одежда в Турции – вопрос политики в такой же мере, в какой и моды. С тех пор как Мустафа Кемаль Ататюрк основал современное светское государство, в школах, университетах и гражданских учреждениях отменили ношение хиджабов. Однако после избрания умеренно исламского правительства Реджепа Тайипа Эрдогана мусульманские женщины стали куда более свободны в демонстрировании своей религиозной принадлежности на людях.

Наряду с ростом популярности закрывающих тело купальников, все чаще появляются мусульманские кемпинги, санатории и курорты, где не продают алкоголь и не допускают присутствия в одном помещении мужчин и женщин. Например, гостиница Caprice на побережье Эгейского моря представляет «современный комплекс для отдыха, где пять раз в день раздается молитва муэдзина». Другим популярным исламским местом отдыха стал Сlub Hotel Karaburun в местечке Окуджалар около Анталии.

Однако отчасти турчанка скована до сих пор исламскими обычаями. В быту, в повседневной жизни она связана бесчисленными традиционными правилами поведения: обязана уступать дорогу мужчине, не имеет права обгонять его. Не принято в Турции и уступать женщине место в общественном транспорте. В мечетях, на похоронах женщины могут находиться только позади мужчин. Особенно строго все эти правила соблюдаются в провинции – мелких городках и деревнях, где традиционно сильно влияние религии. А ислам относится к женщине как к существу второго сорта. Мусульманские богословы даже считают, что женщины не имеют души, поэтому в загробном мире им нет места. Зато там будут гурии – вечно юные девы идеальной красоты, созданные Аллахом для услаждения праведников, попавших в рай…

В каком-нибудь турецком городишке иной раз можно видеть, как муж идет по улице на один-два шага впереди жены и с таким выражением лица, словно идущая за ним женщина не имеет к нему никакого отношения. Если эта патриархальная чета вдруг повстречает такую же, с которой знакома, то можно наблюдать любопытную сценку. Приветствиями обмениваются только мужчины. Дважды, по турецкому обычаю, обнявшись и облобызавшись, перекинувшись несколькими словами, они продолжают каждый свой путь, а женщины, как тени, следом за ними. Бывает, что разговор мужчин затянется. Но женщины все время стоят поодаль, не вмешиваясь, молча наблюдая за беседой мужчин.

Если «мусульманин» значит «покорный Аллаху», то мусульманка, по исламским канонам, должна быть покорна и мужу, своему земному богу и властелину. .. Чувство собственного превосходства по отношению к женщине, которое веками культивировалось и развивалось у мужской половины турецкого общества, внушалось «с младых ногтей» – мальчику, подростку, юноше; и, наоборот, сознание своей неполноценности, «второразрядности», насаждавшееся среди слабого пола, – все это продолжает сказываться и поныне. Мужчина – бог и царь в семье. И в обществе, даже при равных прочих условиях – одинаковом образовании, одной и той же профессии – он занимает всегда более высокое положение, чем женщина.

Любовь между молодыми супругами, если она есть, всегда тщательно скрывается. В деревне, в провинциальных городках считается неприличным проявлять нежные чувства к своей жене на людях. Муж и жена очень редко появляются вместе. Муж даже избегает говорить о своей супруге, упоминать ее имя. И окружающие никогда не спрашивают его о ней. Солдат, вернувшийся в деревню из армии после двухлетней службы, встречается с женой лишь после того, как его встретят и приветят остальные родственники и соседи, т. е. практически все мужчины деревни, пишет американский социолог Пол Стирлинг, изучавший семейные отношения в современной турецкой деревне. Жена не может даже мельком взглянуть на него, сидящего в деревенской кофейне в окружении односельчан. Только когда вес разойдутся по домам и улягутся спать, он может увидеться наконец с собственной супругой. Если из турецкой деревни уезжают паломники в Мекку, отмечает Стирлинг, их перед посадкой в грузовик обнимают матери и сестры, но отнюдь не жены.

Многие крестьянки никогда не выходят за пределы своей деревни. Только единицы из них изредка выезжают в город с мужем, отцом или старшим братом. Так проявляется в наши дни былое мусульманское затворничество женщин. Если быть точным, не ислам ввел отделение женщин от посторонних мужчин и предписал скрывать брачную жизнь от постороннего ока. Ислам лишь канонизировал и довел до крайности этот патриархальный обычай, существовавший во многих Древних обществах. В хеттской иероглифике есть специальный знак, обозначающий отдельное помещение для женщин. Особая женская половина дома – гинекей – была в античной Греции. В знатных индийских семьях женщин «затворяли» в первом веке нашей эры, когда ислама еще не существовало. Самостоя-тельно развился у индийцев и обычай парды (парда – занавес, перегородка) – традиционное избегание женщинами не только посторонних мужчин, но даже и мужской родни мужа. И в допетровской Руси жизнь боярынь и дворянок, хоть и не так, строго, но все же была ограничена стенами терема.

Мусульманское право – шариат детально разработало, мусульманская юстиция настойчиво осуществляла правила изоляции женщин от «чужих» мужчин. Этому служили чадра, вуаль, женская половина дома, где жили все женщины семьи с детьми, решетки на окнах «женских комнат», отдельные «женские места» в мечетях, где женщинам отведена небольшая задняя часть молитвенного зала, отгороженная перегородкой, – нечто вроде галерки, только внизу, в партере.

По Корану, если женщина появляется на людях, она должна быть закутана, как кокон. Она не смеет показывать лицо мужчинам (исключение – отец, муж, братья). Так было и в османской Турции до реформ кемалистов. Выходя на улицу, турчанка была обязана надеть вуаль – пече, закутаться в чадру – чаршаф, длинное черное покрывало, закрывающее голову, часть лица и скрывающее очертания фигуры. На улицах женщин могли сопровождать только евнухи, даже собственные мужья не имели на это права; полиция строго следила, чтобы ни один мужчина не приближался к женщинам, и ей некогда было разбираться, посторонний он или родственник. Когда турчанки – жительницы Стамбула гуляли где-нибудь в парке или на лоне природы у берегов Босфора, вокруг них образовывалась пустота: мужчины не приближались. Женщины не имела права пойти ни в театр, ни в кино, ни на концерт вместе с мужчинами. Половая сегрегация выделила для них и здесь особые места: ложи бенуара за решетками. Специальные купе и каюты для женщин были в поездах и на пароходах. На катерах, перевозивших пассажиров через Босфор, женщин от мужчин отделяли перегородки. Первые два ряда сидений в трамваях, отделенные глухим занавесом, отводились женщинам. И даже там турчанка не осмеливалась поднять вуаль: а что если прохожие увидят ее лицо через окно трамвайного вагона… Молодые турчанки в городах уже с 11 – 12 лет были обречены на затворничество в женской половине дома, а на улице должны были носить вуаль и чадру. Они уже не участвовали в детских играх, не встречались во дворе с подружками.

Сверстницы из христианских семей спрашивали у родителей юной затворницы:

– А где Фатьма? Почему она не выходит?

– Фатьма больше не может к вам выходить, она надела пече и чаршаф, – следовал обычный в таких случаях ответ.

Обычаи затворничества женщин неукоснительно блюли преимущественно богатые слон населения – феодалы, купцы, сановники, духовенство. Бедный люд в городе и деревне меньше соблюдал эти предписания ислама. На это были свои житейские причины: в доме бедняка не было места для харема – женской половины, а простая крестьянка, трудясь в поле, не надевалачадры, которая была бы помехой при работе. «Чадра – убор белоручки», – говорили турчанки. Крестьянки облачались в чадру лиши тогда, когда ехали в город, что случалось, быть может, раз в жизни у одной-двух женщин из всей деревни. На деревенской же улице они только прикрывали рот и нос краем платка, если мимо проходил посторонний мужчина. Сейчас вуаль-пече совершенно исчезла и в городе и в деревне. Но чадру-чаршаф еще иногда носят отдельные женщины, обычно пожилые и старухи.

Исламская традиция полагает, что мужчина может чувств-вать к женщине только половое влечение. В уме турка-мусульманина, воспитанного в духе этой традиции (а таких среди старшего поколения большинство), просто не укладывается мысль о том, что между мужчиной и женщиной могут существовать какие-либо иные взаимоотношения, кроме половых, например, отношения коллег по работе или учебе. Нравственное поведение как мужчины, так и женщины регламентируется строгим кодексом приличий. Мужчина, не соблюдающий этих норм, пытающийся вне рамок этого кодекса установить какие бы то ни было связи с женщиной – от простого знакомства до дружбы, преследует, по мнению блюстителей исламской морали, лишь низменные цели. А женщина легко становится объек-том сплетен и пересудов, если увидят, как она перекинулась хотя бы несколькими словами с незнакомым мужчиной. Знакомство юноши с девушкой, если она ему понравилась и намерения его серьезны, происходит только через се родственников. И его родители обычно выступают при этом посредниками. Случайные знакомства на улице, в парке, кино и т. п. сурово осуждаются. Да и вряд ли турецкий юноша заговорит с незнакомой девушкой: он хорошо знает патриархальные нравы, знает, что может встретить резкий отпор мужчин из ее семьи. А если он попытается все-таки, минуя ее родителей или опекунов, навязывать свое знакомство, то в ход пойдут не только кулаки, но и ножи.

Если семья девушки не против этого знакомства, то юноше разрешают приходить в дом, ходить со своей подругой в кино, на прогулку. Они считаются как бы помолвленными. А если дело пойдет к свадьбе, то устраивают и официальную помолвку.

Сексуальная мораль в Турции, особенно в деревне, предельно строга. Добрачные связи – пятно бесчестия, которое бросает тень не только на семью грешницы, но и на всю деревню. Нарушение норм половой морали – действительное пли мнимое влечет за собой самосуд толпы, наказывается смертью. В 1973г. в поезде, шедшем в Измир, произошел трагический случай. Пассажирам показалось, что один из попутчиков пристает к женщине в соседнем купе, пытается за ней ухаживать. Возмутившись, они выбросили «соблазнителя» из вагона на полном ходу. Многие турецкие газеты писали об этом происшествии как о поучительном факте, не видя никакой вины в самоуправстве незваных блюстителей нравственности. Однажды в Анкаре сторож убил юношу за то, что тот на улице, при людях, поцеловал девушку. Симпатии газет, писавших о суде над сторожем, были на стороне убийцы. В турецких городах существует особая полиция – полиция нравов, стоящая на страже половой морали. Поэтому в Турция никогда не увидишь целующуюся или обнявшуюся парочку – полиция нравов немедленно пресекает эти прегрешения. Шофер такси обычно не выключает свет в машине, если вечером к нему садится парочка. Ведь он не знает, кто его пассажиры – законные супруги, брат с сестрой или просто влюбленные. И лучше – блюсти нравственность.

Официально существовавшие гаремы, полигамия, затворничество женщин – все это уничтожено революцией в законода-тельном порядке. Но прежние нравы живучи. Издать новые, чаконы, изменить или отменить старые гораздо легче, чем переделать традиционную психологию. На это нужно долгое время. Представление о том, что мужчины и женщины – это два обособленных мира, все еще крепко сидит в умах консервативно настроенных турок. В турецких кофейнях «алатурка» никогда не увидишь женщину. Здесь чисто мужские собрания. Лишь в кафе европейского типа, ресторанах среди посетителей есть женщины. Много их и в дансингах, ночных клубах, мюзик-холлах, казино (так в Турции называют рестораны-варьете) и других увеселительных заведениях «алафранга», как называют старые турки все эти заимствованные образчики западной цивилизации. Приобщение Турции к вольностям европейского быта допустило в эти места и женщин. Они сидят за столиками, ничуть не жеманясь, весело беседуют со своими спутниками, с которыми пришли провести вечер. Непринужденно чувствуют они себя и в своих туалетах, сделанных но последней моде, иногда довольно смелых. Когда заиграет музыка – танцуют модные западные танцы, если их пригласит кто-нибудь из сидящих с ними мужчин. Все эти по-сетительницы газино н дансингов, ведущие себя, по их мнению, вполне европеизированно, – родственницы вот этих самых пришедших с ними мужчин: их жены, дочери, сестры. Родственницы в сопровождении родственников, «вестернизованных» турок –чиновников, офицеров, представителей интеллигенции.

Но если кто-нибудь посторонний, хотя бы с соседнего столика, вздумает пригласить на танец незнакомую турчанку, в лучшем случае он получит решительный отказ и встретит всеобщее осуждение; в худшем – нарвется на скандал. Впрочем, турку такая мысль и не придет никогда в голову. А иностранцев, особенно туристов, не знакомых с местными обычаями, предупреждают путеводители и гиды: «В Турции считается неприличным приглашать на танец незнакомую даму». «Не принято в Турции, – добавляют путеводители, – и подсаживаться на свободное место за стол в ресторане, особенно если за ним уже сидят не только мужчины, но и женщины».

Горожане попроще – рабочие, ремесленники, мелкие служащие, приказчики, лоточники –не посещают ресторанов «алафранга». Как и крестьяне, приехавшие в город, или солдаты, получившие увольнение, они могут пообедать или поужинать в скромных, но чистеньких и уютных столовых «алатурка», харчевнях – ашхане. Здесь не продают спиртных напитков, не играет здесь и западная музыка. А для посетителей с женами, сестрами или взрослыми дочерьми имеется отдельной залик, так называемый «семейный салон» – «айле салон». Слово «айле» значит не только «семья»; оно имеет и более узкое значение – «жена» или «женская половина семьи», куда входят дочери, другие родственницы и малолетние сыновья.

Даже в городе, среди турок-горожан, считается неприличным спрашивать о здоровье жены, передавать ей привет. Традиционная вежливость требует справляться о здоровье семьи – айле, передавать привет, если вы раньше бывали в этом доме и знаакомы с женой, опять-таки семье.

В кинотеатрах провинциальных городков и сейчас имейся отдельные «семейные места», отгороженные от остальной части зрительного зала. Здесь располагаются женщины, девушки, Дети. Мужчинам вход сюда воспрещен. В крупных городах –Стамбуле, Анкаре, Измире этого уже нет. Но все же в летних открытых кинотеатрах, где места не нумерованы, женщины всегда садятся обособленно от мужчин.

Когда в турецкий город приезжает популярный певец или певица, кроме обычных концертов «для всех» устраивают и «айле консери» – «семейный концерт», на который вход разрешен только прекрасному полу. Мужчинам на эти концерты билетов не продают. Единственные представители мужского пола на них – дети до 16 лет, пришедшие с матерями или сестрами.

В турецкой праздничной толпе, особенно вечером, очень мало женщин и девушек – почти одни мужчины, юноши, подростки. А если и есть представительницы другого пола, то обычно – в сопровождении родственника. В деревнях во время праздников водят хороводы, пляшут народные танцы. Но и хороводы, и танцы – раздельные: в одних мужчины, в других женщины. Мужской хоровод допускает, правда, одну вольность: в нем танцуют и мужчины, ряженные под женщин, как в османском театре актеры в женских ролях…

Жена, взрослые дочери, сестры находятся как бы под постоянной опекой родственников. Девушку до замужества опекает брат, замужнюю женщину – муж. Многие турки не позволяют своим женам отлучаться из дома в одиночку даже днем хотя бы на несколько минут. Часто женщины ходят по своим делам группами, компаниями – несколько родственниц, соседок или знакомых.

Все эти пережитки мусульманских и патриархальных взглядов отрицательно сказываются на развитии многих общественно важных сфер деятельности. В городах, например, много учительниц, их даже избыток. А в деревнях учителей не хватает. Женщину же послать учительствовать в деревню нельзя из-за негативного к ней отношения фанатичного сельского духовенства и крестьян.

В Турции не хватает врачей. Еще более острый недостаток испытывает страна в среднем медицинском персонале: одна медсестра приходится на трех-четырех врачей. Родители, как правило, не одобряют выбор дочери, если она захочет стать медиком. «Девушка, женщина не должна приближаться к чужому мужчине, будь она врач или медицинская сестра, а он ее пациент: общение медсестры с пациентом по меньшей мере безнравственно», – утверждают мусульманские традиционалисты. Предосудительно в их представлении и работать медсестре имеете с врачом-мужчиной: она должна работать в паре только с врачом-женщиной и обслуживать только женщин. Вот почему в турецких поликлиниках и больницах чаще встречаешь медицинских братьев, а не сестер. Традиционалисты выдвигают разные доводы и против того, чтобы женщины работали на фабрике или в учреждении. «Женщина – это семья, – говорят одни, используя семантику слова «айле», – ее место только дома, с мужем и детьми». Другие высказывают опасения насчет сохранения ее чести: ведь она будет общаться с чужими мужчинами. Третьи видят в этом подрыв экономической базы мужского авторитета…

 

Потому и уважают в Турции Кемаля Ататюрка. Ведь это благодаря его реформам в судьбе турецкой женщины произошли огромные перемены. В своих правах она была приравнена к мужчине. Среди турчанок есть и депутаты парламента, и профессора университета, писательницы, журналистки, судьи, адвокаты и врачи; имеются среди них и певицы, балерины, драматические актрисы. Хотя еще совсем недавно, в конце XIX — начале XX в. турецкие женщины обо всем этом не могли и мечтать, — сколько их русских сестер рыдало над страданиями несчастной Фериде из турецкого фильма-хита «Королек — птичка певчая» — а ситуация в нем описывается вполне обыденная для того времени. Отчасти турчанка скована до сих пор исламскими обычаями. В быту, в повседневной жизни она связана бесчисленными традиционными правилами поведения: обязана уступать дорогу мужчине, не имеет права обгонять его.

Женщины в Турции – прекрасные танцовщицы и одни из самых красивых в мире. Очень многие туристы пытаются познакомиться с турецкими женщинами на отдыхе. Здесь нужно вести себя очень осторожно. Мораль в Турции устанавливает очень строгие правила поведения для женщин. Сомнительные связи – пятно бесчестия, которое бросает тень не только на семью грешницы, но и на весь поселок. Известно очень много случаев, когда у отдыхающих, которые пытались ухаживать за турецкими женщинами, возникали большие проблемы с ее родственниками. Если вы будете знать эти простые обычаи, то ваш отдых в Турции станет по-настоящему незабываемым, и его не омрачат мелкие неприятности

 

Американка в Анкаре

Жизнь и преподавание английского языка в Анкаре, Турция, в качестве женщины ничем не отличались от жизни в Европе или США. Я жил в районе среднего и высшего класса, работая с профессионалами (врачами, юристами, профессорами университетов, государственными служащими, инженерами и т. д.), многие из которых путешествовали по миру и, конечно же, были высокообразованными. На первый взгляд, они казались западными во многих отношениях. Сказав это, они были в то же время яростными патриотами и так гордились своей культурой и ее традициями. Невероятно испытать многовековые традиции. Но в то же время части общества и социальные нормы имеют тенденцию быть… немного старомодными. Честно говоря, иногда мне, независимой женщине с Запада, было немного трудно проглотить этот олдскульный менталитет…

Женщины в Турции: гендерное равенство

В Турции женщины свободны. Свободны одеваться так, как они хотят (головные платки не требуются, за исключением случаев, когда вы входите в мечеть), ходить, куда хотят, водить машину, работать и т. д. На первый взгляд, некоторые части Турции (конечно, части Стамбула и Измира) ощущаются как Средиземноморье. Европа. Но это не так. В Турции, например, я бы не стал ездить на 9-ке.0015 dolmus  (маршрутные такси — обычно микроавтобус) как единственная женщина с кучей мужчин. В некоторых местах я бы также усомнился в том, чтобы ходить домой в одиночестве (хотя я делаю это в своем новом доме, Швеции, где очень безопасно… так что, возможно, это только я!). Следует помнить, что существуют традиционные гендерные стереотипы.

Были времена, когда мне приходилось прикусывать язык в классе или во время общественных встреч с местными жителями, потому что разговор и/или комментарии определенно были тем, что я бы назвал «старой школой». То есть они были очень традиционными и патриархальными. Так много людей до сих пор считают, что женщинам нужно оставаться дома и не ходить на работу, когда дети болеют; что женщины должны готовить каждый вечер после долгого рабочего дня и что женщины должны (и хотят) жить рядом со своими родителями или родственниками мужа. Опять же, многие женщины работают и воспитывают детей, но большая часть домашнего хозяйства (приготовление пищи, уборка, уход за детьми и т. д.) по-прежнему остается обязанностью женщины, в то время как основная роль мужчины заключается в том, чтобы работать и обеспечивать финансы. и физической безопасности.

Одежда для турецких женщин

Хорошее эмпирическое правило (в жизни, но особенно в Турции) не должно быть слишком короткого или слишком низкого кроя. Мои наблюдения за женщинами во всем мире, даже в модной Европе, заключаются в том, что, в отличие от некоторых американок, рубашки с глубоким вырезом не являются обычным явлением. Узкие джинсы и леггинсы можно найти по всей Турции, как и все, что вы можете найти в H&M, Zara или Gap. Я видел некоторых молодых женщин в коротких юбках, но никогда с голыми ногами. Обычно под ним были черные колготки.

Облегающая одежда также была приемлема в тех частях Турции, которые я посетил (Измир, Анкара, Стамбул). Так что нет необходимости менять свой гардероб на новый, консервативный, но знание того, что вас окружает, поможет вам при необходимости изменить то, как вы одеваетесь. Например, Измир — очень либеральный город. Турки называют его европейским городом. Некоторые части Стамбула очень консервативны (например, «Фатих»), а некоторые очень либеральны (например, «Бейоглу»). Конья — очень консервативный город. Вы и другие немусульманские туристы, вероятно, будете одной из немногих женщин в Конье без хиджаба, когда приедете. Так что контекст играет ключевую роль, когда речь заходит о моде в Турции.

Турция Женщины и употребление алкоголя

Употребление алкоголя является законным в Турции. Алкоголь подается во многих ресторанах и продается в продуктовых магазинах и киосках. Мужчины пьют. Женщины пьют. Молодые (старше 18 лет). Старый. Если вы хотите выпить, вы можете найти алкоголь и хорошую компанию почти везде в Турции. По моему опыту, женщины, пьющие в больших городах или студенческих городках, не подвергались стигматизации. Я много раз встречался с одной подругой или с небольшой группой женщин и не испытывал притеснений или странных взглядов. На мгновение, после того, как официант или официантка принесли мне корзину с картофелем фри, я почувствовал, что нахожусь в баре/ресторане США! Это было так похоже! Но отличие заключалось в том, что люди редко видели пьяных (например, спотыкающихся повсюду пьяными). Это правда, что культура употребления алкоголя в Турции жива и процветает, особенно когда речь идет о наслаждении национальным алкогольным напитком, Раки (например, узо или пастис) в мейхане (типичная турецкая таверна, где подают напитки и еду) , подпевая живой народной музыке (даже если вы не пьете, посещение мейхане — это настоящий опыт !). Но, как я видел в некоторых других частях мира, выход из-под контроля — не обычное явление.

Чай популярнее алкоголя. Культура чаепития огромна. В основном вы пьете чай в любое время дня — когда просыпаетесь, после еды, когда идете на работу, перед встречей, после встречи, после работы и т. д. И чаепитие не только для взрослых , я даже видел группу за группой мальчиков-подростков, играющих в Xbox и пьющих чай (алкоголь в игровых кафе не подают). Было очень здорово наблюдать за этим.

Жизнь женщины в Турции: общий опыт

Жизнь женщины в Турции будет абсолютно отличаться от жизни в большинстве регионов США и Европы. Хотя могут быть моменты, которые кажутся несправедливыми или старомодными, я гарантирую, что вы найдете столько же, если не намного, гораздо больше моментов (особенно если вы живете в большом городе), когда вы чувствуете себя комфортно и свободно.

Я уехал из Турции около года назад и до сих пор тоскую по моему родному турецкому городу Анкаре (и моему приемному родному городу и любимому городу мира Стамбулу). Я узнал, что в то время как некоторые из моих студентов, как мужчины, так и женщины, находили сумасшествием то, что я, женщина, не покупаю продукты в нашем доме или что мне не особенно нравится готовить (это кажется сумасшествием, когда по сравнению с традиционными гендерными ролями), они были достаточно прогрессивными, чтобы принять меня таким, какой я есть. И точно так же, когда я узнал, что работодатель имеет законное право дискриминировать женщин в процессе найма на основании ее планов завести ребенка, я утешился тем, что многие из моих студентов и друзей (все турки) сочли закон неуместным. несправедливо и устарело.


Если вы женщина, думающая о преподавании в Турции, я призываю вас развить понимание социальных, культурных и религиозных норм… а затем погрузиться! Если вы начнете свое путешествие с открытым разумом и открытым сердцем, я обещаю, что люди, которых вы встретите, изменят вас в лучшую сторону, и вы, как и я, влюбитесь в эту сложную и часто неправильно понимаемую страну.

Чтобы узнать больше об опыте Пуне в Турции, ознакомьтесь с другими ее публикациями ITA: 
Преподавание английского языка в Турции: руководство для женщин, преподавание английского языка в Турции: путь к свободе карьеры и Анкара, Турция, вопросы и ответы с Пуне Эфтехари.

 

Хотите узнать больше о преподавании английского языка за рубежом и онлайн?

Запросите бесплатную брошюру или позвоните по телефону 773-634-9900, чтобы поговорить с экспертом-консультантом обо всех аспектах сертификации TEFL и преподавания английского языка за границей или в Интернете, включая процесс найма, заработную плату, визы, варианты классов TEFL, помощь в трудоустройстве и более.

Турецкие женщины | Женщины в турецком обществе

Последнее обновление 11 декабря 2022 г.

С момента основания Турецкой Республики в 1920-х годах женщины имели равный статус с мужчинами в турецком обществе,  по крайней мере, по закону.

Но во времена Османской империи турецкое общество управлялось  шариатом (исламским религиозным законом) и сводом средневековых социальных обычаев в течение 500 лет, и значительные культурные изменения не происходят в одночасье.

Статус женщин в Турции   отличается от статуса в вашей родной стране. Не «лучше», не «хуже», а других. В некотором смысле женщины могут казаться подчиненными мужчинам; но в Турции было женщины-судьи Верховного суда , задолго до того, как в США, а в Турции было женщины-главы правительства , чего в США, несмотря на все их успехи в освобождении женщин, еще не было.

Роли мужчин и женщин были четко определены  в традиционном турецком обществе, и каждый пол был более или менее суверенен в своей соответствующей сфере. муж-отец был главой семьи, но жена-мать отвечала за дом и семью. Мужчины выходили из дома, чтобы иметь дело с миром бизнеса, правительства и вооруженных сил; женщины оставались недалеко от дома и ухаживали за посевами, животными и домашним хозяйством.

Ранг, поведение и соответствующее отношение  для каждого члена семьи было четко определено: властная свекровь, покорный младший ребенок и т. д. (Так было даже в султанском дворце: хотя султан был монархом, именно его мать, валиде-султан, решала, с какими девушками из гарема он будет спать и когда!)0124

Реформы Ататюрка , надеясь взорвать эти веки в камины, и женщины полностью либеруют женщины , так что они могут участвовать во всех аспектах.

Чадра была объявлена ​​вне закона; устанавливались гражданские браки и разводы; Турецкие женщины получили право голосовать (задолго до того, как женщины в Швейцарии получили это право), занимать политические посты, а также завещать и наследовать богатство самостоятельно.

Хотя эти реформы были  резко эффективными , общество не меняется легко и быстро, и даже смелые, дальновидные меры Ататюрка не смогли изменить мышление всех сразу.

Браки по расчету  все еще распространены в сельской местности и среди более традиционных, религиозных семей, хотя в городах современные представления о ухаживании девочки за мальчиком, любви и браке не редкость. Женская девственность после замужества ценится (и часто ожидается), хотя она уже не является универсальной.

В Турции, как и в большинстве обществ — даже в тех, которые считаются наиболее либеральными в своем отношении к женщинам, — вы найдете  диапазон отношения  к женщинам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *