ТОП-10: Самая опасная нечисть из славянской мифологии: fanfanews — LiveJournal
10. Кот БаюнОписание: крупный лесной кот. Единственное физическое отличие, выдающее магическую природу зверя, скрыто в подушечках пальцев: когти у него из железа.
Образ жизни: Баюн встречается в лесу, обычно — «на дубе том» или на железном столбе. Как правило, ходит по цепи и заговаривает зубы всем встречным-поперечным.
Способности: Добычу учёный кот усыпляет мурчаньем. Против человека может попытаться применить магию, но только для самообороны. Баюн разумен, хотя умеет ли он говорить или просто сыплет выдернутыми из сказок цитатами наобум — ещё никто толком не разобрался.
Происхождение: Происхождение Баюна загадочно. Самое странное его качество — любовь к железу. Прочая нечисть боится этого металла, как огня, а у кота мало что железные лапы, так ещё и необъяснимая любовь к железным столбам.
Опасен? Для человека этот усатый фольклорист почти не опасен. Хотя заболтать может только так. А манул даёт примерное представление о возможностях Баюна в ближнем бою.
Прозвища: лесовик, хозяин.
Описание: Обычно леший описывается как старик в крестьянской одежде наизнанку. Реже «хозяин леса» — волосатое человекоподобное существо. Две «версии» лешего совершенно самостоятельны, и, вероятно, возникли независимо. Сходство лешего с гнилым пнём остаётся на совести современных художников.
Образ жизни: Дом лесного старичка — затерянная в глухом бору избушка. Кормится хозяин леса вымогательством и мелким воровством по деревням. Общества старательно избегает, но молоденьких девушек в своём домике привечает охотно. Лесовики класса «существо волосатое, блохастое» живут, бывает, стаями, а изб не строят вообще.
Способности: Леший-колдун умеет становиться невидимым, контролировать животных, скрывать следы своих лаптей и лишать жертву способности ориентироваться в лесу, заставляя её блуждать в трёх соснах.
Мохнатый леший способен лишь испускать леденящие кровь вопли.Происхождение: В первом случае — озверевший в лесу колдун, во втором — без пяти минут йети.
Опасен? Убить не убьёт, но поблуждать заставит.
8. РусалкиПрозвища: водяницы, лесавки, мавки, лоскотухи, лобасты, бродницы, фараонки.
Описание: Русалки — девушки. Причём настолько красивые, что в средние века, говорят, дурнушки специально топились, чтобы воплотиться в речных фей.
Образ жизни: Русалки почти всегда живут группами. Больше ничего о них не известно.
Способности: Русалка, застигнутая врасплох, скрывается в воде (либо на дереве) с такой прытью, что конный не словит. Зато, когда водяниц много (а чаще всего так и есть), словить от них запросто может и конный. Жертву утаскивают в воду. Там над ней проводят многочисленные надругательства. Потом её топят. Если жертва вырывается, то надругательства потом снятся ей ночами (причём не в кошмарах).
Происхождение: Безусловно, русские русалки — духи леса и вод, аналог греческих наяд и дриад. Позже, уже в христианскую эпоху, были предприняты попытки «переклассифицировать» водяниц в нежить, и они стали духами утопленниц. Но для настоящих немёртвых русалки оказались недостаточно злыми.
Опасна? Бесстыжие девки представляют собой постоянную, но не смертельную угрозу для опытного искателя приключений.
7. ЧёртПрозвища: анчутка, анцыбал.
Описание: Чёрт выглядит примерно как… чёрт. Кожа тёмная, волосатость повышенная, ноги — козлиные. Свиной пятачок добавляется по вкусу, но, в общем, не характерен.
Образ жизни: Вотчиной чертей считается пекло, но исконный русский анцыбал предпочитает водную стихию. Кланами числом до нескольких десятков рогов черти селятся в болотах, омутах, прудах и прочих водоёмах, не занятых русалками.
Способности: Криками и ложными огнями анцыбал может заманивать путников в топь. Но черти, как правило, слишком простодушны для такой тактики, да она им и без надобности. В отличие от русалок, вынужденных наваливаться кучей, чёрт в одиночку куда сильнее человека.
Происхождение: Черти возникли в результате смешения отечественных языческих болотных духов и также греческих легенд о сатирах. Позже в этот ядрёный коктейль влился ещё и христианский Сатана. Получив статус падшего ангела, чёрт иногда стал наделяться силой буквально космической (мог украсть Луну!).
Опасен? Черти физически сильны, но «в ботву пошли». Любой балда может им головы заморочить.
6. ВурдалакПрозвища: оплетай, упырь, умрун.
Описание: Упырь выглядит как полуразложившийся мертвец. Образ дополняют длинные когти на пальцах.
Образ жизни: Вурдалаками после смерти становятся злые колдуны. Душа некроманта не может (или не хочет) покинуть тело. Просто так лежать в гробу ему скучно, и труп начинает периодически выходить на променад. За кровушкой.
Способности: Как и всякий низший вампир, активен только ночью. Охотится, как правило, не удаляясь от кладбища. Хитрости и осторожности почти не проявляет. Почуяв жертву, бросается на неё, чтобы загрызть и выпить кровь. Хотя упырь и является мёртвым некромантом, никакой магией он уже не владеет. Как исключение, некоторые вурдалаки сохраняли способность превращаться в чёрных псов или свиней.
Происхождение: Представления о восставших мертвецах на Руси не содержат оригинальных элементов и практически идентичны поверьям Восточной Европы. Оттуда, вероятно, и заимствованы в христианскую эпоху.
Опасен? Имеет все свойственные нежити слабости. С помощью простейших общедоступных магических приёмов крестьяне обороняются от упырей. И вполне успешно.
5. ВолотОписание: Великан из русских сказаний. Рост нигде точно не указывается. Иногда волот «с гору», а иногда — просто выше обычного богатыря. Велики разночтения и в описании внешности: от человеческой до грубо вытесанной из камня. Бывают как добрыми, так и злыми. Или очень злыми.
Образ жизни: Волоты живут в горах и никогда не спускаются на равнину. Земля не носит этих гигантов: сойдя с камня, они тут же проваливаются в неё — кто по пояс, кто по шею, а кто и навовсе.
Происхождение: Вера в гигантов, якобы многочисленных в прошлом, в патриархальных обществах была распространена повсеместно. Подпитывали её как общие соображения (безграничное почтение к предкам предполагало, что каждое следующее поколение хуже и слабее предыдущего), так и находки огромных костей доисторических животных. Образ каменного волота в русском фольклоре явно испытал влияние скандинавских сказаний о троллях.
Опасен? Мало этих великанов, а гор — и того меньше. Всё-таки мы не в Гималаях, а в России…
4. Индрик-зверьОписание: Таинственный зверь. Обычно изображается как смесь единорога с мамонтом.
Образ жизни: Индрик живёт под землёй, на поверхности появляется только ночью. Любит яблоки.
Способности: Разговаривает с людьми, властвует над животными, мгновенно переносится в пространстве и исполняет желания. То есть владеет магией высшего порядка.
Происхождение: В основе легенд об Индрике могут лежать найденные в мерзлоте останки мамонтов. Но Индрик — не мамонт, хотя и без таёжных слонов в его роду тоже не обошлось. Скорее, это шерстистый носорог, вымерший, как есть основания полагать, не раньше X века. Позже образ заимствует черты европейского единорога, постепенно сливаясь с ним.
Опасен? Чрезвычайно мощный противник: помимо естественного вооружения, обладает полубожественной колдовской силой. Хотя вроде и заклинаний боевых у него нет. Но проверять, легко ли завалить Индрика-зверя, что-то нет желающих!
Рыцарь был в таком шоке, что даже стащил шлем.
Описание: Общепринятая реконструкция Яги как старушки — божьего одуванчика далека от истины. Легенды, описывая Ягу, все, как одна, сходятся во мнении, что она едва помещалась в собственную избу.
Образ жизни: Ягу можно найти в лесу, в избушке на курьих ножках. Сделать это нетрудно, потому что на самом деле избушка со всеми её двумя ножками ходить всё равно не умеет. Сказки всё это.
Способности: Любимое оружие старушки — большая лопата, которой она подхватывает воина в полном облачении (иногда даже с конём) и засовывает в печь.
Происхождение: Лесная волшебница — нежить наполовину (потому что у нее только одна костяная нога), а её дом — портал между мирами живых и мёртвых.
Требование «поворотиться к лесу задом, а ко мне передом» открывает вход со стороны живых. «Живая», а значит, «добрая» половина Яги иногда даже помогает людям. Правда, после этого обычно просыпается вторая половина бабушки: та, которая любит «покататься, поваляться, живого мяса поевши».Опасна? Да, только арсенал маловат. Много ли с одной метлой навоюешь?
2. Змей ГорынычОписание: Достаточно велик, чтобы нести в когтях человека. Хвост, тело и все головы (числом от одной до дюжины) у змея, как легко догадаться, змеиные. Любопытно, что, хотя Горыныч и летает, о наличии у него крыльев прямо не сказано. Возможно, русские драконы использовали тот же механизм полёта, что и китайские.
Образ жизни: Логово Змея, как правило, в горах — потому он и Горыныч. Но по воздуху эта рептилия способна покрывать огромные расстояния и потому может быть встречена везде. Подобно большинству других драконов, русский Змей питает труднообъяснимый интерес к знатным девицам.
Способности: Змеиное пламя не превращает человека в пепел, а лишь обжигает. Измотав жертву, дракон вынужден либо приземлиться, чтобы пустить в ход зубы, либо схватить её когтями, поднять воздух и сбросить на камни.
Происхождение: Мифы о драконах есть почти у всех народов. Возможно, среди предков русского Горыныча затесалась Лернейская гидра. Отсюда и многоглавость.
Опасен? Несмотря на то, что русский дракон по технико-тактическим характеристикам многократно превосходит иностранные аналоги, убить его всё-таки можно.
1. Кощей БессмертныйПрозвища: царь Кащей. Можно просто — Чернобог.
Описание: Обычно Кощей выглядит в полном соответствии со своим именем: это «костяк», скелет. Но не всегда.
Образ жизни: Женат! Кощей — женат! Это всё и объясняет. И злость, кипящую сверх меры, и плохие манеры, и любовь к зверствам… Прочее типично. Живёт во дворце, в Тридесятом царстве, самозваным царём коего и является. Чахнет над златом. Ворует девиц. И это при живой жене, заметьте! Настоящий злодей.
Способности: Кощей — великий, эпический колдун, способный опустошать целые страны. В рукопашной, как и все боевые маги, почти непобедим. Превратить врага в лягушку для него тоже не вопрос.
Происхождение: Принято считать, что Кощей — это павший после христианизации Руси Чернобог, властитель ночи, зла и безумия. Стоит Кощея и его супруга Мара — богиня болезней и смерти. Ей мы, не называя по имени, оказываем почтение до сих пор. Пресловутая чёрная фигура с косой или серпом, олицетворяющая смерть, — Мара собственной персоной.
Опасен? Напрочь бессмертный, бесстрашный и неуязвимый. Со всякими Василисами изменяет жене — самой Смерти! — прямо у неё на глазах. Главный злодей всего русского пантеона. Без сомнений, без допусков, без вариантов…
Источник: Мир Фантастики
Различные виды Нечисти в славянских мифах и сказках, как теневые аспекты души.
: ceazaria — LiveJournalЕсли никогда не пойдешь в лес,
с тобой никогда ничего не случится,
и твоя жизнь так и не начнется.
К-П Эстес.
Наши предки различали два вида смертей. Люди, умершие своей естественной смертью от старости, становились «Дедами», на них был основан культ предков. Деды помогали своему роду, люди их почитали, обращались за помощью и советом в трудные времена. Их жизнь можно рассматривать как законченный гештальт – человек прожил «правильную» жизнь: выполнил свое предназначение, передал свои знания, навыки другим, обеспечил продолжение рода на Земле и отправился в иной мир. Я рассказываю своим пациентам о Дедах, когда не срабатывает амплификация к мифам и сказкам. Например, когда клиент говорит: «Ну сравнили: я и Алеша Попович!» Или же когда я вовсе не могу воспользоваться мифологическим материалом. Тогда я говорю примерно следующее: «В Ваших генах хранится информация обо всех Ваших предках. У них были всевозможные знания, навыки и возможности, которые также потенциально присутствуют в Вас. Давайте пофантазируем на тему того, как кому-то из Ваших Дедов любого пола, из любой эпохи пришлось столкнуться с ситуацией, подобной Вашей». Прием, как правило, срабатывает, пациент увлеченно начинает придумывать легенды собственного рода, и герой из пращуров выводит из тупиковой ситуации героя XXI века, сидящего в кабинете психоаналитика.
К другому разряду относятся умершие «неправильной» смертью: самоубийцы, погибшие в результате несчастного случая (утопленники, сгоревшие, замерзшие), опойцы, а также пропавшие без вести. Это все те, кто не изжил своего века – не закончил гештальт. Считалось, что после смерти земля их не принимает, они зависают между «тем» и «этим» мирами, и могут быть очень опасными для живых, так как становятся упырями.
Умерший муж приходит к жене, если она часто плачет по нему, помогает ей по хозяйству, она может даже зачать от него ребенка. Но, в конце концов, муж утаскивает несчастную за собой в могилу.
По таким покойникам нельзя плакать, их нельзя поминать. Как внутрипсихический образ, упырь – это устаревшая эго-установка, нечто, что отжило свой век и подлежит погребению. Эти установки не подлежат никакой позитивной трансформации, их нужно просто похоронить. Так одной моей клиентке часто являлся образ пьяного дряхлого старика. Он представал во снах и фантазиях то с бельмом на глазу, то сухоруким, то кривым на один бок, в общем, в его «поперешности» легко угадывалась принадлежность к нечистой силе. Как выяснилось, он олицетворял бессознательную деструктивную установку, что брак несет женщине лишь несчастья (все мужчины в ее семье по материнской линии спивались). После того, как при помощи активного воображения этого демона удалось похоронить, она, во всяком случае, стала замечать, что в семьях ее знакомых бывает по-другому. Теперь нам остается закреплять положительные воззрения в отношении брака и, рано или поздно они обязательно проявятся во внешней реальности моей клиентки, новые семена непременно взойдут в Явном мире.
Интересен образ славянской русалки. В славянском представлении это вовсе не красавица с рыбьим хвостом, как она представлена в европейских сказках. Русалка – это девушка, которая утопилась от несчастной любви. Душа ее попадает прямиком к Сатане, и лишь на русальной неделе она может выходить из воды, чтобы увидеть любимого. Русалки заманивают неженатых парней, завлекая их своей красотой, и топят в водоемах. Детей они могут защекотать до смерти. Русалку описывают как обыкновенную девушку, без всякого хвоста и чешуи, но она очень бледная, с синюшным оттенком, холодная, с застывшими глазами. О, как схож этот образ с теми клиентами психологов, что не смогли изжить потерю и ушли в глубокую депрессию! Как внутрипсихический образ, русалка может представлять собой фиксацию на некой идее (ей отказал возлюбленный – жизнь больше не имеет смысла).
Чтобы избавиться от Русалки, в народном поверье ей нужно дать одежду, тогда Русалка может стать помощницей в рукоделии и домашних заботах. Ее также связывают с Мокошью – феминной богиней праславян, женой Велеса, что научила женщину прясть и ткать. Рукоделие и исконно женские ремесла роднят Мокошь с греческой Афиной – самодостаточной богиней, которая вполне справлялась без поддержки мужчин. Таким образом, «дать Русалке одежду» означает укрепить Персону, помочь женщине, одержимой Русалкой – страдающей от отвержения ее чувств, стать более экстравертированной, переориентироваться на социальные достижения, помочь вооружиться щитом Афины, поддержкой Мокоши. Не везет пока в любви? Так это значит, что сейчас самое время «садиться за карточный стол», то есть заняться карьерой, творчеством, учиться, путешествовать, а там, глядишь, и любовь подоспеет.
Во власть к Сатане переходят мертворожденные и младенцы, которые не дожили до крещения. То же самое происходит с незаконнорожденными детьми, убитыми матерями. Такие дети становятся Кикиморами.
Считалось, что души неприкаянных детей летают возле могил и жалобно просят окрестить их – то есть дать им имя, тогда они смогут попасть на небо. Человеку, услышавшему их стоны, следовало сказать мужское и женское имя, ребенок возьмет его и сможет, окрещенный таким образом, попасть к Богу.
Ребенок, не доживший до крещения – символ идеи, влечения, чувства, не достигшего порога сознания. «Окрестить» этот внутренний образ в терапии, значит обозначить его, признать его существование, получить возможность взаимодействовать с ранее отвергаемой частью души.
Бывает порой такое чувство, когда вроде бы все в порядке, однако присутствует некое беспокойство, чего-то будто не хватает, от чего-то раздражаешься и злишься (в народе это называется «встал не с той ноги»). И чем больше от этого отмахиваешься, тем сильнее ощущаешь дискомфорт и тревогу. Это чувство можно заглушать до поры до времени: кто-то добивается этого перееданием, иной сигаретой или бутылкой пива, тренировкой в спортзале на износ, провокацией семейной ссоры и т.д. Когда такое происходит, будьте уверены, это одна из Кикимор вылезла из болот бессознательного и мутит воду. В этом случае нужно уделить себе какое-то время, собрать воедино беспорядочные обрывки чувств, телесных ощущений и мыслей, понять, когда такое бывало с Вами ранее и осознать, чего же именно хочется в таком состоянии. Так в моем личном опыте одна из Кикимор стала весьма полезной функцией – здоровой жадностью, которая позволяет, например, настаивать на скидках у партнеров по рекламе.
Проклятые дети – еще один источник для пополнения рядов нечисти. Душой того, кто заслужил родительское проклятье – совершил серьезное прегрешение против родителей (чаще всего против матери): ударил, оскорбил, не выполнил приказание, завладевает Сатана. Такие дети либо сразу умирают, либо продолжают вести жизнь похожую на человеческую, но не могут вступить в общение с живыми и относятся к ним очень враждебно. Такой ребенок вынужден существовать «в том» мире и по законам «того» мира. Даже если он скитается где-то совсем рядом с домом, он все равно не может к нему приблизиться. Даже если он видит живых людей и слышит их голоса, он не способен откликнуться на них, потому что от мира живых его отделяет невидимая граница. На мой взгляд, нет более точного описания аутизма, чем дали наши предки в образе проклятого ребенка.
Проклятым может оказаться не только тот, кто совершил какой-либо серьезный проступок, но и тот, кого мать по неосторожности, в минуту раздражения выбранила, например, сказала: «Понеси тебя леший», «Бес бы тебя побрал» или «Иди ты к черту». Все дело в том, что в сутках бывают такие минуты, когда брань исполняется, и ребенок действительно оказывается собственностью Черта, как объясняет легенда. Такие дети становятся потерчатами (от слова потерять), или стратчуками (от украинского глагола «стратити» – утратить). Также из таких детей получаются игоши – безрукие и безногие уродцы, проказничающие по ночам в домах наподобие полтергейста, способные вызывать галлюцинации. Отсутствие конечностей у игоши – символ невозможности непосредственного контакта с внешним миром.
Родительское проклятие является символом отказа принять некую часть души ребенка, которая вытесняется, а Черт или Леший становятся здесь Травматическими защитниками, о чем мы уже говорили в рассказе об Илье Муромце. Спасти такого ребенка может только сам родитель, который его проклял. Но главная проблема в том, что именно родитель не может его видеть. Отправиться на поиски такого ребенка должен крестный, а желательно вообще чужие люди, которых не так-то легко на это уговорить. Ведь нечистая сила будет всячески вредить им и делать все, чтобы ребенок остался в ее власти. Таким «чужим» и предстоит стать психоаналитику, который будет искать отверженную часть души пациента, чтобы примирить ее со внутренним родительским образом.
Проклятую девушку может спасти тот, кто на ней женится. Об этом существует множество поверий и быличек. Вот одна из них: «Был однажды бедный парень, никто по его бедности замуж за него идти не хотел. Вот он идет однажды по дороге и думает: «Хоть бы бес мне невесту дал». И тут же слышит бесовский голос: «Приходи вечером на гумно, я тебе любую дам». Пришел парень домой, рассказал все матери, а она ему и говорит: «Иди, только возьми с собой крест и пояс. Надень на нее и иди не оглядываясь. Нарядных и красивых не выбирай – это тоже черти, выбирай из оборванных, таких же как ты». Вот пришел парень на гумно, бес к нему и выскакивает. А впереди идут девушки красивые и нарядные. Бес ему говорит: «Выбирай любую». «Погоди» – отвечает ему парень. А сзади стоят проклятые девушки, загнанные и измученные. Вот он последнюю и схватил, крест на нее надел и пояс. Бес сзади заорал, но парень с девушкой бросились бежать. Привел он ее к матери, та ее одела, обула, вымыла. Утром они объявили о свадьбе. А ее родители жили в этой же деревне. Пошли парень с девушкой к ее отцу, она ему все рассказала, и день назвала, когда мать ее прокляла. Отец признал ее и дал парню за нее богатое приданое».
Эта быличка рассказывает, безусловно, об обретении Анимы для мужчины – способности контактировать с внешним миром при помощи чувств, и Анимуса для женщины – способности к здравым рассуждениям и социальным контактам. Если же рассматривать оба персонажа как репрезентации феминной и маскулиной составляющей одной и той же человеческой души, то сказка обретает смысл гармонизации разума и чувств. Не будем сейчас уделять много времени Аниме и Анимусу, так как им посвящаются дальнейшие главы этой книги. Скажем лишь о том, что означает в терапевтической работе, а также в реальной жизни снятие проклятия. М.Л. фон-Франц пишет: «По-видимому, есть все основания уподобить человека в невротическом состоянии заколдованному персонажу сказки, ибо люди, оказавшиеся в плену невроза, склонны к постоянному разладу с собой и разрушительным тенденциям как по отношению к себе, так и к другим».
На самом деле оба персонажа, и Парень, и Девушка, находятся в плену злых чар комплекса. Кого здесь выбрать главным действующим лицом, зависит от ситуации и конкретного клиента. Главный герой сказки представляет аспект Самости, что стоит на пороге Сознания и уже стучится в дверь, чтобы дать Эго новый толчок в развитии.
Итак, если главный персонаж в интерпретации этой былички Парень, то в чем его проклятие? Вопрос не сложен: он считает себя очень бедным, читаем: убогим, обделенным, непригодным для брака, что означает дефицитарное состояние – отчужденность от своих инстинктов, невозможность контактировать с собственными чувствами, выражать и проживать их в реальных отношениях. Снять заклятие ему поможет только встреча с Чертом, то есть с собственной Тенью. У Парня есть Мать, которая подсказывает ему, как правильно себя повести во время этой опасной встречи. В данном случае речь идет о положительном полюсе архетипа Великой Матери – о поддержке и заботе при помощи мудрого совета (но не о наставлении и требовании), в реальности присутствие этой внутренней доброй Матери переживается как теплый внутренний свет, когда просто знаешь не умом, а сердцем, что все будет хорошо.
Итак, Мать предупреждает сына о том, что не нужно выбирать самых красивых девиц. О чем это предупреждение? Выбрать красавицу значило бы для Парня угодить в самое пекло собственного комплекса, который захватил в его жизни и так слишком много власти. Речь идет об очень могущественном и часто встречающемся в жизни людей нарциссическом паттерне «авторитет – ничтожество». Работа этого паттерна заключается в том, что человек никак не может принять себя реального, со своими настоящими достижениями, способностями, навыками и т. д., они кажутся ему блеклыми, недостойными и убогими (как раз, как у Парня в сказке). Зато в фантазии существует великое, грандиозное, блистательное Я, которому просто «внешние обстоятельства мешают реализоваться». Бездна между двумя полюсами комплекса – величием и ничтожеством, настолько велика и непреодолима, что, естественно, она становится невротическим пространством, заселенным всевозможными бесами. Что бы ни сделал человек в действительности, Грандиозное Я всенепременно обесценит, сочтет мелким и недостойным. За внешней печалью, мрачным расположением духа, недовольством жизнью зачарованного пациента, как правило, скрывается непомерная гордыня и алчность, желание быть любимым и уважаемым всеми (здоровый понимает – это невозможно), невероятно разбогатеть (чтоб все диву дались), иметь спутницу/ спутника жизни словно специально для него созданного, непременно со внешностью «с обложки журнала» и т.д. Это и является проклятием! В этом состоянии человек отчужден от собственных инстинктов, настоящих желаний и потребностей, все его нарциссические чаяния базируются не на личном, а на коллективных трендах и моде. А как иначе? Индивидуальная пустота заполняется общественным. Собственная душа становится той самой Проклятой девушкой, что заложена Черту, а Эго попадает в плен «коллективного стада», деградирует, в то время как Тень становится все гуще и могущественнее. «Зуд подражания заставляет умолкнуть рассудок». Например, одна моя клиентка, занимающая в двадцать шесть лет должность заведующей ресторана, была страшно недовольна своей карьерой, так как в ее яппи-среде было модно (!) работать исключительно в сфере строительства!
Именно от выбора этих самых «коллективных, стадных фантазий», которые, конечно, абсолютно нереальны и бесплодны, и предостерегает Парня Мать. И он поступает единственно верным способом, выбирает «оборванную, загнанную, измучанную», именно таковыми являются инстинкты собственной истерзанной души, что так долго прибывали под нарциссическим проклятием. Но только они, «отмытые, одетые и обутые» и способны оживить человека, придать смысл жизни, вдохновить и заинтересовать. Чтобы спасти свою Аниму, Парню приходится надеть на нее крест и пояс. Это та же метафора, что и крещение Игоши или Кикиморы: «окрестить» – дать имя, признать, как реально существующее. Надеть же пояс значит снарядить к выходу из тьмы бессознательного на свет. Выражение «препоясать чресла» означает готовность к активной деятельности, тогда как распущенный или снятый пояс является знаком праздности. Пояс также фиксирует границу низ-верх, что является символом разграничения мужского-женского, сознательного-бессознательного, то есть он гармонизирует и упорядочивает душевный хаос. И, кроме того, пояс – атрибут греческой Афродиты, ее способности к обольщению. Таким образом, Парень этим действием признает возможность прельщаться собственными душевными порывами, вместо стадных тенденций, а также приобретает дар отныне контактировать с внешним миром, опираясь на собственные чувства. И, конечно, только благодаря тому, что сделал все верно, в конце сказки он обретает любящую жену, что, безусловно, принесет ему потомство, а также заслуженное богатство.
А какова была бы интерпретация этой былички, возьми мы за главного действующего персонажа саму проклятую Девушку? Она являлась бы символом глубочайшего горя или депрессии, когда настоящая жизнь кажется беспросветным страданием, будущее чудовищной черной дырой, а любые действия – бессмысленными и безнадежными, и вот уже появляются посланцы настоящего Дьявола (того самого априорного зла) в виде мыслей прекратить эту невыносимую муку вместе с самой жизнью. Ни сил, ни желания бороться в таком состоянии просто не может быть. Единственный выход для проклятой Девушки – пациента в депрессии, это сделать минимальное усилие и схватиться за протянутую руку. А дальше всего на всего нужно довериться и ждать, пока на тебя наденут «крест и пояс» и потащат в нужном направлении. Такой «рукой помощи» в идеале станет психотерапевт или клиника неврозов. Если нет такой возможности, то нужно хвататься за все, что предоставит тебе жизнь, а она будет являть помощников обязательно – таков закон. Как ни парадоксально, главное противоядие от депрессии – Черта или Русалки, что доказывают отсутствие смысла в жизни и тщетность любого предприятия, это перестать с ними бороться. Предлагает подруга вместе пойти на вечеринку, Русалка шепчет, что нет в этом никакого смысла – и отлично, чем бестолковее мероприятие, тем больше оно собьет депрессию с толка. «Что за бредовая идея прыгать с парашютом?! Тебе не до этого, тебя парень бросил и с работы увольняют», – воет Черт. И здорово! Пускай воет. Чем более бессмысленной кажется идея для души, угодившей в лапы Черта, тем лучше. Воплощение «бредовых» с точки зрения «здравого смысла» (а на самом деле Лукавого) идей – это прямое изъятие у Нечистого его любимой игрушки – доказательств тщетности бытия. Нет никакого смысла в катании на коньках? Естественно нет, а кто спорит? Просто иду кататься от скуки. Вот и нечего сказать депрессии в ответ. А завтра также бесцельно можно пойти в цирк, на урок рисования, на лекцию по религии Древнего Египта. С каждым таким бестолковым действием Черт будет терять силу и в конце концов отступится.
Эта терапевтическая идея, хотя и очень утрированно, но именно поэтому так ярко и доступно, отражена в фильме «Всегда говори “Да”». Что же касается реальных людей, например, первым шагом к победе над депрессией одного моего очень близкого человека стал прыжок с тарзанки с высоты сорока метров. Психоаналитик в его жизни появился уже после. Сейчас, через три с небольшим года, это один из самых успешных и счастливых людей, которых я знаю. И я бесконечно им горжусь!
Еще одним «подклассом» нечисти являются всевозможные демоны, насылающие болезнь. Это поразительно: наши предки сотни лет назад прекрасно знали и описывали то, к чему только сейчас приходит современная медицина, сделав обходной крюк длинною в два с лишним столетия в сторону фармакологии! Я ни в коем случае не умаляю успехов современной медицины, ее достижения грандиозны и бесценны для человечества. В современном цивилизованном мире практически невозможно умереть в молодом возрасте! И в то же время существует умопомрачительная статистика: более 60% посетителей медицинских учреждений нуждаются не в терапевтическом, а в психотерапевтическом лечении. Это значит, что 2/3 пациентов поликлиник и больниц никогда не получат облегчения своих страданий на приеме у врача. Важно подчеркнуть, что эта статистика проводилась в рамках именно медицинских исследований.
«Как же такое может быть?», – удивится доверчивый пациент. Все дело в том, что множество заболеваний (такие как астма, мигрени, дерматиты, избыточный вес, вегетососудистая дистония, остеохондрозы и т.д.) относятся к разряду психосоматических заболеваний. Это те болезни, что невозможно вылечить на приеме у врача, так как они не имеют под собой никаких органических нарушений. Это значит, что невроз умело маскируется под личиной телесного недуга. Слова «невроз» бояться не стоит, оно означает лишь рассогласование между сознательными и бессознательными желаниями и намерениями. А у современного человека, которому приходится соответствовать бесконечному списку писаных и неписаных социальных правил, таких невротических коллизий (рассогласований между «хочу, потому что так надо» и «хочу на самом деле») – бесконечное множество. Да и не только те болезни, что признаются медициной «психосоматическими» имеют под собой душевную проблему. Первопричиной того же рака является отказ человеком проживать жизнь, соответственно индивидуальной природе, требованиям Самости, воплощая собственный эйдос – уникальную идею своего бытия. Что же тогда остается Природе, которая долго боролась за свое дитя, прежде чем отступиться, кроме как преждевременно «отключить» его? Ведь злокачественная Тень будет проецироваться в других (поэтому нам так часто и кажется, что болеют самые хорошие и светлые люди), тем самым отравляя этих других. Поэтому злокачественность будет возвращена в собственное тело в виде онкологии. Это не «добро» и не «зло» – это закон Природы.
Поразительно то, что наши предки из стародавних времен знали душой и сердцем то, до чего наш разум доходит только сейчас. В народе не верили, что человек может заболеть просто так. Считалось, что недуги насылают особые демоны болезней или другая нечистая сила – бесы, колдуны, люди с дурным глазом (под дурным глазом или сглазом подразумевается такие процессы как проекция и проективная идентификация).
Демонов болезней представляют себе по-разному. Например, оспа – это безобразная женщина с пузырями вместо глаз. На языке у нее яд: как только оближет кого-нибудь языком, так этот человек тотчас заболеет.
«Болезни живут между небом и землей в железном доме с медными дверями и наложенными на них Богом двенадцатью замками и двенадцатью печатями. Ключи от этих замков хранятся у Сатаны. Когда Господь прогневается на человека, он посылает ангела выпустить одну из болезней. Ангел прилетает к дому, снимает печати, а Сатана отпирает замки и выпускает болезни. По указанию Ангела он летит туда, куда нужно, и поражает человека, мучая и ослабляя его, а потом снова запирает болезнь в железном доме».
Интересно, что в этом сюжете Бог и Сатана снова становятся соратниками. Инициирует болезнь, как мы видим, Бог – в данном случае символ Сознания, которое не может принять и допустить воплощение некого «греховного» влечения. Однако у инстинкта всегда найдется «ключ». Все, что не проживается в сознательной форме, проживается в патологической. Чешутся руки поколотить начальника (мужа, родителя, налогового инспектора), однако даже помыслить об этом страшно? Что ж, почешем сами: вот Вам экзема, получите, распишитесь. Ангел в приведенной выше быличке и будет являться чувством вины, которое не позволит импульсу достичь сознания.
Влечение, которому закрыт доступ в Сознание, актуализируется соматически. Что это значит? Все просто. В современном западном обществе не принято выражать эмоции (мальчики не плачут, девочки не дерутся и не ругаются и т.п.). Однако сдержать можно только внешние, поведенческие проявления. Но дело в том, что эмоция затрагивает не только душевный пласт, она также имеет и телесные проявления. А управлять ими уже не в нашей власти. Каждая эмоция, кроме специфического душевного состояния, провоцирует выработку определенных гормонов, сокращение определенных групп мышц, заставляет в особом режиме работать внутренние органы.
Представьте, Вы в ярости… Вас вывел из себя начальник или собственный супруг, теща, ребенок, да кто угодно! Что происходит? Инстинктивно ваши мышцы напрягаются, надпочечники вырабатывают адреналин в немыслимом количестве, учащается сердечный ритм и дыхание. И что Вы делаете? Мало того, что Вы не даете эмоции разрядку (а инстинктивная разрядка – это нанесение удара), так еще и усиливаете телесное напряжение, которое и так зашкаливает, чтобы сдержаться. Причем все это происходит бессознательно: мы чаще всего даже не осознаем (настолько это желание запретно!), что хотели бы «разобраться» с обидчиком. Но из курса школьной физики мы знаем о законе сохранения энергии. Она выделилась на удар – а это значит, что удар состоится! Только не по обидчику (мы же цивилизованные, интеллигентные люди), а по собственному организму. Импульс пойдет не вовне, а внутрь. И если Вы испытываете скрытую ярость часто – гипертония вам обеспечена. Похожие механизмы возникновения имеют и остальные психосоматические заболевания. За власть над эмоциями приходится расплачиваться желудочной язвой, гастритом, нейродермитом, астмой и прочее.
Такие же «болезни» как невралгии, остеохондрозы, мигрени – в общем, все то, что доставляет тягостные ощущения боли, жжения, растяжения и т. д., являют собой замаскированную депрессию. Вместо тоски, уныния, безнадеги и беспомощности невроз, запутывая нас, прячется за болезненными ощущениями. Дело в том, что психосоматика являет собой ни что иное, как защитный механизм на страже покоя нашего Сознания. Это та цена, которую человечество платит за способность мыслить и жить в «цивилизованном обществе». Невроз – это всегда компромиссное решение между «надо» и «хочу». Ведь пока мы болеем, у нас «есть право» не разбираться с настоящими причинами своих проблем, не воплощать свои истинные мечты, не реализовывать свои таланты. Болезни – это то, что сдерживает наши изменения, на которые Сознание не решается из-за банального страха перемен. Поэтому, как только мы начинаем лечиться «таблетками», то есть бороться не с причиной, а с симптомом, мы лишь усиливаем сопротивление психики, сопутствуем еще большему вытеснению запретного влечения и топим себя еще глубже.
Но вернемся поскорее к славянскому фольклору. Больше всего сказаний посвящено лихорадкам, которых представляют в виде семидесяти семи сестер. Каждая из сестер имеет свое имя по воздействию, которое она оказывает на человека: Ломиха, Огниха, Трясуха, Желтуха, Бледнуха, Гнетуха, Чесуха и т.д. В древнерусских текстах наряду с ними также упоминаются Берегини. В «Слове Григория Богослова» говорится, что язычники «клали требы (жертвы) упырям и берегиням». Принято считать, что под Берегинями в этих текстах подразумеваются те же сестры-лихорадки, а зовут их так, чтобы задобрить. Такие ласковые названия не редкость в восточнославянской традиции: лихорадку иногда называют Дорогушей или Кумой, полагая, что она посовестится мучить своего родственника.
Персонифицировав заболевание, мы приобретаем возможность вступить с ним в контакт. Слово «беречь» являясь близким по значению глаголу «защищать», что опять же наводит на мысль о Травматическом Защитнике. Болезнь – орудие какой-либо другой ситуации, ее приспособление, инфантильное стремление облегчить состояние. Суть симптома – это и удержать запретное влечение, усилить вытеснение, и удовлетворить его на бессознательном уровне. Скрытая борьба выводится болезнью наружу, а бороться с внешним фактором проще. Болезнь выступает в роли Берегини–защитника, как для Сознания: борясь с симптомом, человек продолжает укреплять цензуру «Я», так и для «греховного желания» – пусть патологически, но оно все же реализуется (как в примере с экземой). Персонифицировав болезнь – дав ей имя и обозначив ее функции, мы можем вступить с ней в контакт либо во время активного воображения, либо при помощи психодрамы, рисунка, написания собственной сказки: она становится собеседником, и мы можем понять истинный изначальный проект заболевания и обсудить иные способы его реализации. Тогда напасть и предстанет нам в образе дружественной Кумы или Дорогуши, которая откроет сокровенный путь, необходимый для встречи с жизнью.
Продолжение следует…
С верой в Вас и Ваше лучшее Настоящее,
Александра Сергеева.
Зло Определение и значение — Merriam-Webster
1 из 3
ˈē-vəl
часто в Великобритании и иногда в США ˈē-(ˌ)vil
1
а
: морально предосудительный : грешный, злой
злой порыв
б
: в результате фактического или предполагаемого плохого характера или поведения
человек с дурной репутацией
2
а
архаичный : ниже
б
: вызывающий дискомфорт или отвращение : неприятный
зловонный запах
с
: неприятный
проснулся поздно и в дурном настроении
3
а
: причиняющий вред : пагубный
злой институт рабства
б
: отмеченный несчастьем : несчастливый
злобно
ˈē-və(l)-lē
Часто в Великобритании и иногда в США ˈē-(ˌ)vi(l)-
наречие
злость
ˈē-vəl-nəs
Часто в Великобритании и иногда в США ˈē-(ˌ)vil-
существительное
зло
2 из 3
1
а
: факт страдания, несчастья и проступка
б
: космическая злая сила
2
: что-то, что приносит горе, горе или бедствие
зло
3 из 3
архаичный
: на зло
Синонимы
Прилагательное
- неблагоприятный
- плохой
- зловещий
- губительный
- повреждение
- опасный
- вредный
- вредный
- вредный
- обидно
- больной
- ранимый
- озорной
- вредоносный
- вредный
- пагубный
- предвзятый
- злой
Существительное
- плохой
- злодеяние
- больной
- безнравственность
- беззаконие
- грех
- подлость
- неправильно
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Прилагательное Она выпила злое зелье. Город пал на злой день. Это было зло предзнаменование. Существительное битва добра против зла наша свободная воля позволяет нам выбирать между добром и злом
Последние примеры в Интернете
Но помните: конденсаты Бозе-Эйнштейна — это не зло . — Тило Штёферле, 9 лет0191 Арс Техника , 18 июля 2017 г. Джон Роберт Линдси создал злого Моностатоса (точная копия вампира Носферату) в сопровождении ужасных собак, а не рабов. — Жанель Гельфанд, Cincinnati.com , 16 июля 2017 г. Нацисты и Холокост действительно показывают весь масштаб человечества, его самое злое и самое стойкое. — Редакторы, Смитсоновский институт , 2 мая 2017 г. У Памины короткая стрижка в стиле звезды эпохи хлопушек Луизы Брукс, птицелов — Папагено в стиле Бастера Китона, а злой Моностатос напоминает Носферату. — Жанель Гельфанд, Cincinnati.com , 6 июля 2017 г. Возвращение Мастера для меня недостаточно блокбастер, даже с оттенком добра против зла Супермена III в его дерзком обмене мнениями с Мисси. — Келли Файвэш, 9 лет.0191 Ars Technica , 3 июля 2017 г. Ну не злой , правда, а больше бюрократическая, легалистская б.с. — Аарон Прессман, Fortune , 30 июня 2017 г. Шоу объединяет Сорвиголову (Чарли Кокс), Джессику Джонс (Кристен Риттер), Люка Кейджа (Майк Колтер) и Железного Кулака (Финн Джонс), чтобы сразиться с Рукой, бандой из злого мистических ниндзя. — Пасифик, Pacific San Diego Magazine , 15 июня 2017 г. Здесь Горон вызывается своим королем, чтобы сразиться с злыми силами, угрожающими их королевству. — Красная книга , 10 мая 2017 г.
Бесы на Рождестве — физическое воплощение зла в мире, даже в присутствии младенца Христа. — Кайла Харрис, Разговор , 20 декабря 2022 г. Нефтеперерабатывающий завод — не символ зла , а биомеханический факт ландшафта. — Клейтон Пурдом, хрон. , 5 декабря 2022 г. Один из моих фаворитов на все времена — парень, который постоянно писал мне по электронной почте и называл меня маркетологом 9.0191 зло . — Джеймс Браун, USA TODAY , 4 декабря 2022 г. Но Андор появился и использовал свою структуру «Звездных войн» для серьезного исследования банальности зла , разрушительного воздействия капитализма и посягательств авторитаризма. — The Hollywood Reporter , 30 ноября 2022 г. Рейнольдс не новичок в изучении хореографии — просто взгляните на любую из его радостно-ужасных боевых сцен с Дэдпулом — но актер утверждает, что танцевальные номера были совершенно другим видом зло . — Эмлин Трэвис, EW.com , 19 ноября 2022 г. Во франшизе, известной своим исторически праведным отношением добра к злу и — и тому, как первое всегда будет побеждать второе, — Андор раскрывает другую историю «Звездных войн». — Сидней Одман, The Hollywood Reporter , 26 ноября 2022 г. Наконец, все, что стоит между хорошим и зло — это целеустремленная мама и ее доблестный сын. — Том Нолан, WSJ , 28 октября 2022 г. Несмотря на все свои сложные знания и историю, вымышленный мир Дж. Р. Р. Толкина в конечном счете довольно прост в своей моральной основе: добро против зла , причем первое в конце побеждает. — Майкл Нордин, Variety , 15 сентября 2022 г. Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «зло». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Прилагательное
Среднеанглийский, от древнеанглийского yfel ; сродни древневерхненемецкому ubil evil
Первое известное использование
Прилагательное
до 12 века, в значении, определенном в смысле 1a
Существительное
до 12 века, в значении, определенном в смысле 1a 9003
8 90 XII век в значении, определенном выше
Путешественник во времени
Первое известное использование злого было до 12 века
Посмотреть другие слова из того же века очевидность
зло
злодей
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Зло.
» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/evil. По состоянию на 31 декабря 2022 г. 1 из 2 прилагательноеˈē-vəl
1
: морально плохой : злой
2
а
: причинение вреда : стремление причинить вред
б
: отмечен несчастьем
зло дней
злобно
-vəl-(l)ē
наречие
зло
2 из 2 noun
1
: something that brings sorrow, trouble, or destruction
2
: the fact of suffering or wrongdoing
More from Merriam-Webster on
evilNglish: Translation of evil for Spanish Speakers
Britannica English: Перевод evil для говорящих на арабском языке
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster полный текст
Каково библейское решение проблемы зла?
Ответ
В широком смысле «проблема зла» — это кажущееся противоречие между всемогущим, вселюбящим Богом и человеческим опытом страданий и зла в мире. Критики утверждают, что существование зла является доказательством того, что библейский всемогущий и всеблагой Бог не может существовать. Поскольку «плохие вещи случаются с хорошими людьми», говорят критики, Бог либо не существует, либо менее хорош, либо менее силен, чем предполагает Писание.
Несмотря на мнение некоторых критиков, так называемая «проблема зла» не остается без внимания в Библии. Писание не только касается проблемы зла, но и предлагает несколько ее решений. Глядя на честный библейский вопрос о зле, Божий ответ на зло и библейское решение зла, можно решить эту проблему, практически не используя ничего, кроме Божьего Слова. Конечно, этот вопрос также связан с богословием и философией. Есть несколько способов прийти к возможным решениям, и ни один из них не является полностью полным сам по себе.
Согласно Библии, опыт зла — это то, что Бог понимает и признает. Готовность Бога предоставить нам свободу делать собственный выбор также допускает возможность морального зла. Моральное зло ведет к физическому злу. Тем не менее, Бог всегда действовал, чтобы смягчить удары зла и страданий, наносимые человечеству. Он также предоставил единственное средство исправить все ошибки. Однажды Божий план победить и уничтожить зло будет полностью осуществлен.
Писание признает «проблему зла»
Многие из 66 отдельных книг Библии открыто выражают то, что мы сейчас назвали бы «проблемой зла». В некоторых случаях эти выражения являются лишь прямым обвинением Бога в ответ на страдания, которые видели или испытали писатели.
Вся книга Иова, например, представляет собой обсуждение причин, по которым человечество испытывает страдания, даже если кажется, что мы их не заслуживаем. Кроме того, Писание предлагает множество других примечательных отрывков, которые ясно отражают проблему зла:
Аввакум 1:2–4, «Доколе, Господи, мне звать на помощь, а Ты не слушаешь? Или восклицают вам: «Насилие!», а вы не спасаете? Почему ты заставляешь меня смотреть на несправедливость? Почему вы терпите проступки? Разрушение и насилие предо мною; есть раздоры, и конфликты изобилуют. Поэтому закон парализован, и справедливость никогда не восторжествует. Нечестивый подшивает праведного, так что справедливость извращается».
Екклесиаст 4:1–3, «Вновь взглянул я и увидел все угнетения, какие делаются под солнцем: увидел слезы угнетенных, а утешителя у них нет; сила была на стороне их угнетателей — и у них нет утешителя. И я заявил, что мертвые, которые уже умерли, счастливее живых, которые еще живы. Но лучше обоих тот, кто никогда не рождался, кто не видел зла, которое делается под солнцем».
Псалом 10:1, «Что, Господи, ты стоишь вдали? Почему ты прячешься в бедственное время?»
Псалом 22:1–2, «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня? Почему ты так далека от спасения меня, так далека от моих криков тоски? Боже мой, я кричу днем, но Ты не отвечаешь, ночью, но я не нахожу покоя».
Псалом 83:1–2, «Боже, не молчи; не оставайся глухим, не оставайся в стороне, Боже. Смотри, как рычат твои враги, как твои враги поднимают головы».
Иоанна 16:2–4, «Вас выгонят из синагоги; на самом деле наступает время, когда каждый, кто убивает вас, будет думать, что он предлагает услугу Богу. Они будут делать такие вещи, потому что они не знали Отца или меня. Я сказал тебе это, чтобы, когда придет их время, ты помнил, что я предупреждал тебя о них».
Римлянам 8:36, «Как написано: ради вас мы каждый день идем на смерть; нас считают овцами, которых нужно заколоть».
Откровение 6:9–10, «Когда он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души тех, которые были убиты за слово Божье и свидетельство, которое они поддерживали. Они воззвали громким голосом: «Доколе, Владыко Господи, святой и истинный, пока Ты не будешь судить жителей земли и не отомстишь за нашу кровь?»
Эти отрывки показывают личное, глубокое осознание реальности зла. Писание не представляет зло как абстракцию или отдаленную идею. Настоящие люди, записавшие слова Библии, болезненно осознавали существование зла и страданий. И они были готовы выразить свои чувства Богу, особенно когда чувствовали, что Он действует не в соответствии с их ожиданиями.
Примечательно, однако, что эти же авторы также признают и верят в то, что Божья благость когда-нибудь исправит эти ошибки.
Писание формулирует «проблему зла»
Библия ясно дает понять, что зло — это то, что Бог не планировал и не создавал. Скорее моральное зло является необходимой возможностью. Если мы действительно свободны, то мы свободны выбирать что-то помимо воли Божией, то есть мы можем выбирать моральное зло. Писание указывает, что за неповиновение воле Бога есть последствия — личные, общественные, физические и духовные.
Бытие 1:31, «Бог увидел все, что Он создал, и хорошо весьма».
Бытие 2:16–17, «И заповедал Господь Бог человеку: „От всякого дерева в саду ты будешь есть; но не ешь от дерева познания добра и зла, ибо когда ты вкусишь от него, то непременно умрешь».
Бытие 3:17–19, жене твоей и ел плод с дерева, о котором Я заповедал тебе: не ешь от него, проклята земля из-за тебя; в тяжких трудах будешь питаться от него во все дни жизни твоей. Он произрастит для вас тернии и волчцы, и вы будете питаться полевыми растениями. В поте лица твоего будешь есть пищу твою, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься».
Притчи 14:34, «Праведность возвышает народ, а грех осуждает всякий народ».
Притчи 19:3, «Глупость человека ведет к его гибели, но сердце его негодует на Господа».
Матфея 5:3–11, «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. . . . Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда люди оскорбляют вас, преследуют вас и ложно говорят о вас всякое зло из-за меня».
Иоанна 9:1–3, «Проходя, он увидел человека, слепого от рождения. Его ученики спросили Его: «Учитель, кто согрешил, этот человек или его родители, что он родился слепым?» «Ни этот человек, ни его родители не согрешили, — сказал Иисус, — но это произошло для того, чтобы явились дела Божии». в Нем».
Римлянам 1:18–28, «Гнев Божий открывается с неба на всякое безбожие и лукавство людей, подавляющих истину нечестием своим, ибо что можно знать о Боге ясно им, потому что Бог явил им это. Ибо от сотворения мира невидимые качества Божии, Его вечная сила и Божественная природа, явлены ясно, будучи поняты из сотворенного, так что люди не имеют оправдания. Ибо хотя они и познали Бога, но не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили Его, но мысли их суетились, и омрачилось несмысленное их сердце. . . . Как они не посчитали нужным хранить познание о Боге, так предал их Бог развращенному уму, чтобы они делали то, чего не должно делать».
Римлянам 3:23, «Потому что все согрешили и лишены славы Божией».
Римлянам 5:12, «Итак, как через одного человека грех вошел в мир, а через грех — смерть, так и смерть пришла ко всем людям, потому что все согрешили».
Евреям 2:2–3, «Поскольку весть, произнесенная через ангелов, была обязательной, и всякое нарушение и непослушание получили свое справедливое наказание, как нам избежать, если мы пренебрежем таким великим спасением?»
В совокупности Писание показывает нам, что физические пороки — болезни, голод, войны и смерть — являются результатом нравственного зла. А моральное зло — это то, за что все люди несут ответственность на личном и общественном уровне. Иногда мы страдаем из-за собственных грехов. В других случаях мы страдаем из-за грехов других. В некоторых ситуациях мы страдаем от простой причинно-следственной связи. И иногда мы страдаем с особой целью, чтобы принести надежду или помощь — или предупреждение — другим (см. 2 Коринфянам 1:4).
Библия «обрамляет» проблему зла, помещая ее в надлежащий контекст. «Зло» бессмысленно, если его не с чем сравнивать. Для сравнения, у нас есть первоначальное творение Бога, названное «весьма хорошим» (Бытие 1:31). У нас есть эталон добра в Самом Боге. И у нас есть объяснение различным причинам зла и страданий.
Точно так же мы видим, что этот физический мир — это еще не все. Мы созданы не только для этой смертной жизни. Мы можем испытывать физическую борьбу, такую как «плач» и «гонение» (Матфея 5:4, 11), стремясь к большему, более постоянному состоянию «блаженства».
Конечно, четко определить, что такое зло и почему мы с ним сталкиваемся, — это не то же самое, что решить проблему зла. Однако даже определение зла в контексте христианского богословия показывает, что наш опыт зла и страданий не является несовместимым с существованием Бога. Это доказательство усиливается тем, что Библия выходит за рамки точного описания зла и раскрывает действия Бога по его устранению.
Писание выступает против «проблемы зла»
Писание показывает, что Бог не создавал зла и не способствовал ему; скорее, он описывает действия Бога в борьбе с ним. Бог ограничивает влияние зла, предупреждает нас об опасностях зла, действует, чтобы остановить распространение зла, дает нам спасение от зла и, в конце концов, навсегда победит зло.
Бытие 3:21, «Господь Бог сделал Адаму и жене его одежды кожаные и одел их».
Бытие 4:10–15, «Господь сказал: ‘Что ты сделал? Слушать! Кровь твоего брата вопиет ко мне из земли. Теперь ты проклят и изгнан из земли, отверзшей уста свои, чтобы принять кровь брата твоего из рук твоих. Когда вы будете обрабатывать землю, она больше не будет приносить вам урожай. Ты будешь беспокойным скитальцем на земле». Каин сказал Господу: «Мое наказание больше, чем я могу вынести. Сегодня ты изгоняешь меня из земли, и я скроюсь от лица твоего; Я буду беспокойным скитальцем на земле, и всякий, кто найдет меня, убьет меня». Но Господь сказал ему: «Не так; всякий, кто убьет Каина, отомстит семь раз».
Бытие 6:5–8, «И увидел Господь, как велико развращение рода человеческого на земле, и что всякое движение помышлений сердца человеческого было во все время только зло. Господь пожалел, что создал людей на земле, и его сердце глубоко смутилось. Тогда Господь сказал: «Я сотру с лица земли род человеческий, которого Я создал, а с ним зверей, птиц и тварей, передвигающихся по земле, ибо Я сожалею о том, что Я создал их». Ной обрел благоволение в глазах Господа».
Бытие 7:1–4, «Тогда Господь сказал Ною: „Войди в ковчег ты и все твое семейство, потому что Я нашел тебя праведным в этом поколении. . . . Через семь дней Я буду посылать дождь на землю сорок дней и сорок ночей и сотру с лица земли всякую живую тварь, которую Я создал».
Второзаконие 9:5, «Это не из-за праведности твоей или непорочности твоей ты идешь овладеть землей их; но за нечестие этих народов Господь, Бог ваш, изгонит их от вас, чтобы исполнить то, что Он клялся отцам вашим Аврааму, Исааку и Иакову».
Второзаконие 30:15–18, «Смотри, я предлагаю тебе сегодня жизнь и процветание, смерть и разрушение. Ибо я повелеваю тебе сегодня любить Господа, Бога твоего, ходить в послушании Ему и соблюдать Его заповеди, постановления и законы; тогда будешь жить и размножаться, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею. Но если ваше сердце отвратится и вы не будете послушны, и если вы будете склоняться к другим богам и поклоняться им, я заявляю вам в этот день, что вы непременно будете уничтожены. Недолго ты проживешь в земле, которую ты переходишь через Иордан, чтобы войти и овладеть ею».
Иона 3:6–10, «Когда предостережение Ионы дошло до царя Ниневии, он встал со своего трона, снял царские одежды, покрылся вретищем и сел в прах. Вот воззвание, которое он издал в Ниневии: «По указу царя и вельмож его: не позволяйте людям и скоту, стаду или мелкому скоту вкушать что-либо; не позволяйте им есть или пить. Но пусть люди и звери покроются мешковиной. Пусть все срочно призывают Бога. Пусть они откажутся от своих злых путей и своего насилия. Кто знает? Бог еще может смягчиться и с состраданием отвернуться от Своего яростного гнева, чтобы мы не погибли». Когда Бог увидел, что они сделали и как они обратились от своих злых путей, Он смягчился и не навел на них разрушения, которым угрожал».
Матфея 10:28, «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. Наоборот, бойтесь Того, Кто может и душу и тело погубить в аду».
Матфея 23:37, «Иерусалим, Иерусалим, ты, убивающий пророков и побивающий камнями посланных к тебе, как часто Я желал собрать твоих детей вместе, как курица собирает своих цыплят под крылья свои, и ты был не готовы.»
1 Коринфянам 6:9–11, «Или не знаете, что беззаконники Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни клеветники, ни хищники Царства Божия не наследуют. И это то, чем были некоторые из вас. Но вы омылись, освятились, оправдались именем Господа Иисуса Христа и Духом Бога нашего».
Колоссянам 1:13, «Ибо Он избавил нас от власти тьмы и ввел нас в Царство возлюбленного Сына».
2 Фессалоникийцам 2:7, «Ибо тайная сила беззакония уже в действии; но тот, кто сейчас удерживает его, будет продолжать делать это, пока его не уберут с дороги».
2 Петра 2:9, «Знает Господь, как благочестивых избавить от искушений, а неправедных удержать для наказания в день суда».
Откровение 19:11, «Я увидел открытое небо, и там передо мной был белый конь, на котором всадник называется Верный и Истинный. По справедливости он судит и ведет войну».
Откровение 20:11–15, «И увидел я большой белый престол и Сидящего на нем. . . . Я видел мертвых, больших и малых, стоящих перед престолом, и книги были раскрыты. . . . Мертвых судили в соответствии с тем, что они сделали, как записано в книгах. . . . Каждый человек был судим в соответствии с тем, что он сделал. Затем смерть и ад были брошены в огненное озеро. Озеро огненное — вторая смерть. Всякий, чье имя не было записано в книге жизни, был брошен в озеро огненное».
Откровение 21:1–5, «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали. . . . Я услышал громкий голос от престола, говорящий: «Смотрите! Божье жилище сейчас среди людей, и Он будет обитать с ними. Они будут его народом, и сам Бог будет с ними и будет их Богом. Он сотрет каждую слезу с их глаз. Не будет более ни смерти, ни скорби, ни вопля, ни боли, потому что прежний порядок вещей прошел». Сидящий на престоле сказал: «Я творю все новое!» И сказал: «Запиши это: ибо слова сии верны и истинны».
Библия объясняет, что Бог действовал, чтобы ограничить влияние зла. Он дал нам четкие указания избегать зла. Бог также сделал духовную силу доступной для тех, кто хочет освободиться от власти зла. И с самого начала Бог привел в действие план, чтобы исправить все ошибки и положить конец нашему опыту зла и страданий (см. Бытие 3:15).
Писание решает «проблему зла»
Существование зла часто представляется огромной проблемой для тех, кто верит в Бога, в основном из-за различных ложных дихотомий. Предполагается, что Бог должен отвергать все зло, иначе Он Сам является злом. Бог должен немедленно наказать всех злодеев и никогда не беспокоить невиновных, иначе предполагается, что Он не всемогущ. На самом деле эти предположения упускают из виду реальные средства, с помощью которых Писание решает проблему зла.
Как мы видели, Библия признает зло, правильно описывает его и показывает, как Бог противостоит ему. Однако наиболее важно то, что Писание объясняет, как существование христианского Бога побеждает проблему зла.
Матфея 16:21, «С того времени Иисус начал объяснять ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и законоучителей, и что он должен быть убит и на третий день воскреснуть».
Марка 10:45, «Ибо и Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».
Луки 22:19–20, «И, взяв хлеб, возблагодарил, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, отданное за вас; сие творите в Мое воспоминание». Так же после вечери он взял чашу, говоря: «Эта чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается»»
Иоанна 14:6 , «Иисус ответил: Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, кроме как через меня».
Иоанна 19:16–18, «Наконец Пилат предал его им на распятие. Итак, солдаты взяли на себя ответственность за Иисуса. Неся свой крест, он вышел к месту Черепа (которое по-арамейски называется Голгофой). Там распяли его и с ним двух других, по одному с каждой стороны, а Иисуса посредине».
Иоанна 19:30, «Иисус сказал: „Совершилось“. С этими словами он склонил голову и испустил дух».
Иоанна 20:19–20, «Вечером того первого дня недели, когда ученики были вместе, когда двери были заперты от страха перед иудейскими начальниками, пришел Иисус, стал среди них и сказал: Мир вам!» Сказав это, он показал им свои руки и бок. Ученики обрадовались, когда увидели Господа».
Иоанна 20:30–31, «Иисус совершил много других чудес в присутствии Своих учеников, которые не записаны в этой книге. Но это написано для того, чтобы вы поверили, что Иисус есть Мессия, Сын Божий, и чтобы, поверив, вы могли иметь жизнь во имя Его».
2 Коринфянам 5:1, «Ибо знаем, что, если земная хижина, в которой мы живем, разрушится, мы имеем жилище от Бога, вечный дом на небесах, нерукотворенный созидаемый».
Евреям 4:15, «Ибо у нас нет первосвященника, который не в состоянии сочувствовать нашим немощам, но у нас есть тот, кто, как и мы, был искушаем во всем, но не согрешил».
1 Иоанна 3:1, «Смотрите, какую великую любовь излил на нас Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими!»
Колоссянам 1:21–22, «Когда-то вы были отчуждены от Бога и были врагами в мыслях ваших из-за вашего злого поведения. Но ныне он примирил вас телесным телом Христа через смерть, чтобы представить вас святыми в его глазах, непорочными и непорочными».
Вместо того, чтобы создать нас аморальными роботами, или обречь человечество на наши грехи, или простить наши грехи, оставив их неразрешенными, Бог избрал единственный способ решить проблему. Он создал нас со свободой выбора наших действий, а затем простил нам прощение. Прощение – это христианский ответ на проблему зла.
Прощение отличается от осуждения — оно освобождает осужденного от наказания. Прощение также отличается от оправдания зла — оно признает, что неправильное нельзя исправить. Основа нашего прощения, крест, представляет собой пересечение совершенного нравственного характера, любви и всемогущества Бога. Поскольку Он решил взять наше наказание на Себя, все страдания и зло могут быть преодолены. Согласно Библии, зло, с которым мы сталкиваемся в этой жизни, уже побеждено, и каждый имеет доступ к этой победе.
Иоанна 3:16–21, «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо Бог послал Сына Своего в мир не для осуждения мира, а для того, чтобы через Него спасти мир. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Вот приговор: свет пришел в мир, но люди возлюбили тьму вместо света, потому что дела их были злы. Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету из страха, что дела их будут разоблачены. а кто живет по истине, тот идет к свету, чтобы ясно было видно, что, что они сделали, то было сделано в очах Божиих».
Иоанна 16:33, «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В этом мире у тебя будут проблемы. Но мужайтесь! Я победил мир».
В целом, как и предполагалось, Библия описывает зло как нечто, допущенное Богом, но никогда не попустительствующее ради нашей свободной воли. На протяжении всей истории Бог предпринимал шаги, чтобы ограничить влияние зла. И, самое главное, Сам Бог взял на Себя последствия нашего греха, поэтому каждому человеку доступны прощение и спасение.