Какая река была местом крещения киевлян: Вопрос: Какая река была местом крещения киевлян? Ответ на вопрос – iq2u

Вопрос: Какая река была местом крещения киевлян? Ответ на вопрос – iq2u

Гуманитарные науки История

Ответ:

Днепр

Что? Где? Когда? Эрудит онлайн: ответы на вопросы:

  • Какая из названных стран вступила в войну на стороне Германии в сентябре 1915 г.?
  • Какая из перечисленных республик вошла в состав СССР позже остальных?
  • Какая страна стала основным внешнеполитическим партнером Советской России в 1920-е гг.
    ?
  • Какое условное наименование получила наступательная операция Красной Армии, в результате которой была освобождена территория Белоруссии?
  • Какая параллель пересекает Австралию посередине?
  • Какая тема является основной в лирике С.А. Есенина?
  • Какая часть Африки наиболее приподнята?
  • Какая из мировых религий зародилась у племен Аравийского полуострова и связана с деятельностью пророка Мухаммеда?
  • Какая из войн носила характер борьбы за передел колоний и сфер влияния?
  • Какая из российских рек является крупнейшей в Европе?
  • первое место в мире по объему промышленного производства?»> Какая страна занимала в начале ХХ в. первое место в мире по объему промышленного производства?
  • Какая партия оказывала П.А. Столыпину и его реформам максимальную поддержку в III Государственной думе?
  • Какая из частей операционной системы находится в ПК постоянно?
  • В каком году была издана жалованная грамота дворянству?
  • Какая формулировка соответствует понятию «масса»?

Река, которая может поворачивать течение вспять: тайны Почайны

Киевская река Почайна скрывает настоящие тайны Крещения Руси, о которых давно никто не помнит…

В истории большей части старинных культур можно обнаружить уникальные природные объекты, затерянные на карте и во времени. Одним из таких стала киевская река Почайна – правый приток Днепра, в котором согласно историческим фактам происходило Крещение Руси. Существующая в реальности, она была стерта из карт и людской памяти, но восстала вновь.

История Почайны

Школьные учебники твердят, что в Днепре князь Владимир Святославович в 988 году провел первый обряд крещения жителей Киева. Все знают, что именно этот момент стал отправной точкой православия на территории Киевской Руси, но мало кто интересуется деталями. Точным местом проведения таинства была именно Почайна или Смородина, как ее именуют в некоторых источниках. На праздник Богоявления после обращения в христианство в этих местах устраивали Великое освящение воды, перед которым ежегодно устраивали крестный ход. Об этом говорит абсолютное большинство древних летописей и даже учебники советского периода в то время, как современные историки упустили этот факт из виду.


Выбор места крещения был выгоден со всех точек зрения. Во-первых, река значила для древних киевлян намного больше, чем сам Днепр. Во-вторых, большая часть населения и основная инфраструктура города находились как раз на ее берегу. И третьим, самым весомым, поводом для крещения в Почайне были безлюдные берега Днепра с колючими зарослями, продираться через которые никому не хотелось.

Как происходило Крещение?

В доправославном эпосе и сказках Почайна тоже успела оставить след. Она считалась аналогом древнегреческого Стикса, по которому мертвые переправлялись на тот свет. Именно в ней жил Змей Горыныч с тремя головами и двенадцатью хвостами, против которого выступили богатыри Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец. Здесь же перед Крещением низвергли идола Велеса – покровителя животных, торговцев и магов, второго после Перуна по важности в пантеоне богов. Еще одно доказательство, подтверждающее роль Почайны в принятии православия: в 1975 году археологи обнаружили здесь священный дуб Перуна и Велеса, служивший ритуальным местом для поклонения.


После уничтожения капищ прежних богов князь Владимир призвал народ креститься и обратиться к Константинопольской церкви.

Во время обряда всеми его участниками была вознесена молитва:

«Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!»

Необъяснимые способности священной реки

Удивительно, но по мере того, как слабла вера людей в идеалы принятой ими религии, река будто стала отдаляться от них. Сначала она «скрыла» свой исток: все историки разделились на две группы, спорящие о том, находится он в Иорданском или Кирилловском озере. Анализ летописей и исторических записей прошлых веков не дает какой-либо ясности: река будто «пропадала» из видимости людей на десятилетия. С течением времени даже появилась группа историков, уверенных в «независимости» Почайны от Днепра.

Активистка и исследовательница истории древней реки Аннабель Морина считает, что историкам все-таки удалось прийти к компромиссу:

«Основные водяные притоки Почайны шли с материка – с запада, а не с востока, где протекает Днепр. Это летописная речушка Водица, считавшаяся первым правым притоком Почайны. Это Мушинка, Коноплянка, Куриный Брод, Западинка, Сырец. Кстати, на карте 1695 года, подготовленной подполковником Ушаковым по заказу Петра I, видно, как Сырец впадает в озеро Долгое (Кирилловское), с которым была соединена Почайна. В районе урочища Крещатик, в окрестностях колонны Магдебурского права можно увидеть памятную табличку со словами о том, что здесь в 988 году в слиянии волн Днепра и Почайны крестилась Русь.»


А позже Почайна и вовсе словно предпочла исчезнуть с людских глаз. Еще в XIX веке она была большим водоемом, отделенным от Днепра длинной косой. Когда-то в ее верховьях находилась крупная древняя гавань, которую даже благоустраивали с помощью системы каналов. Последний такой был прорыт в 1712 году для облегчения доступа судам к берегу.
С начала XX века, когда у людей снизилась вера в высшие силы, Почайна стала сильно мелеть. Началось строительство Северного железнодорожного кольца, отрезавшего легендарную речку от гавани. В 70-х годах оставшиеся рукава реки стали засыпать, несмотря не протесты местных жителей. От реки осталось лишь озеро Опечень – и то, благодаря удачно расположенной дамбе. Почайна «ушла» под землю, став системой озер в подземных коллекторах, из которых вытекает небольшая речка в районе Московского проспекта. Люди окончательно обидели великую реку, дав ей статус «технических водоемов».


Несколько лет назад застройщики из Киева стали упорно утверждать, что Почайны больше нет. Аннабель собрала активистов, чтобы препятствовать проведению дороги вдоль естественного русла реки. Волонтеры добились внесения Почайны в реестры и на карты, а также ее защиты от уничтожения. Аннабель комментирует свой поступок так:

«Мы не должны стать тем поколением, которое окончательно добьет эту летописную речку.»

Очевидно, в благодарность за это река явила ей в 2017 году новое чудо, о котором девушка уже рассказала прессе:

«На праздник Крещения, в ночь с 18 на 19 января, проводилось освящение воды в реке Почайна и озере Иорданском, которое относится к ее старому руслу.

Впервые за множество десятилетий забвения. Я присутствовала и, конечно, купалась. Это было необыкновенное чувство, сильное и светлое. А на следующий день мы увидели, как в Почайне течение повернулось вспять…Чудеса рядом, их просто стоит замечать, и мир сразу преображается».

 

 

Источник

Место Почайны в Киевской Руси

История Киевской Руси гласит, что Владимир Великий крестил последователей в Днепре, обратив древнюю империю в христианство 1020 лет назад. Но некоторые историки говорят, что крещение произошло в реке Почайна, которой больше нет.

Река, вошедшая в историю Древней Киевской Руси, а теперь и сама история, осталась незамеченной, говорят некоторые историки.

Если это звучит как загадка, то это не так. Это история реки Почайны и того, как ее воды стали местом христианского крещения славянских жителей государства-предтечи Украины, России и Белоруссии.

В связи с празднованием в этом году 1020-летия обращения Киевской Руси из язычества в христианство, Kyiv Post хотел найти точное место, где правитель князь Владимир с 980 по 1015 год приказал крестить своих слуг.

Большинство историй учит, что Владимир Великий послал своих последователей в реку Днепр. Но другие историки говорят, что они шли из киевского Подола к реке Почайне, которая в то время текла параллельно Днепру.

Так что же случилось с Почайной и какие свидетельства ее существования сохранились сегодня?

Ответы можно найти, совершив экскурсию за 30 гривен на Рыбацкий остров, который на самом деле является полуостровом. Это место указано на сайте популярного туристического сайта «Интересный Киев» www.interesniy.kiev.ua, который принимает регистрацию онлайн или по телефону 4911176.

Недавним воскресным утром у фонтана «Самсон» на ул. Контрактовая площадь на Подоле. Экскурсовод Халепо Алатолий Трогимович проводит экскурсии более 30 лет.

Путешествие привело группу на улицу Григория Сковорода, одну из старейших на Подоле, которая пережила большой пожар 1811 года, уничтоживший большую часть района.

Затем группа пересекла улицу Почайнинскую, дав первую подсказку о том, где находится река Почайна. Вода текла параллельно улице. Далее группа направилась к улице НабережноКрещатика, вдоль берега Днепра.

Именно там проводник заглянул в воды Днепра и сказал: Видите ли, Почайна здесь и ее нет одновременно. Река была параллельна Днепру и отделена от него тонкой песчаной косой. Почайна была маленькой рекой по сравнению с Днепром. Он начинался из Киева на лугах Вышгорода, протекал через Подол и впадал в Днепр, где сейчас находится парковый мост. Почайна использовалась как гавань. Киевлян крестили недалеко от того места, где сейчас стоит памятник Магдебургу.

Мы прошли под недавно построенным мостом и добрались до старого моста, который привел нас к Рыбацкому острову, одному из лучших мест для осмотра гавани.

Теперь я расскажу вам, как исчезла река Почайна, сказал Халепо. Со времен Киевской Руси корабли шли по Днепру, доходили до Почайны и только после этого доходили до Подола. В 1712 году, чтобы сделать этот путь короче, городская управа решила прорыть канал через отмель, отделявшую Почайну от Днепра.

Но тут случилось что-то непредсказуемое, — продолжил Халепо. Когда начали копать, вода потекла по каналу и постепенно подмыла отмель. С этого времени Почайна растворилась в большем Днепре, и они стали единым целым. От отмели остался лишь небольшой остров. Но вскоре и оно исчезло.

Почайна похожа на украинское слово початок, что означает начало. И вполне уместно, поскольку христианство распространилось по Киевской Руси с первых крещений в Почайне.

Эта религия принесла письменность, архитектуру и живопись. И гавань Почайнас, когда-то известный торговый центр, является почти забытой частью этой истории.

Источник: http://www.kyivpost.com/

Победа истории в Украине: археологический памятник Киевской Руси станет музеем, а не торговым центром

Археологические находки подземных раскопок на Почтовой площади. Фото: gb.kyivcity.gov.ua


Во время победы истории над коммерцией 19 апреля 2018 года Киевский городской совет одобрил решение остановить строительство торгового центра в центре Киева. Археологические раскопки, проведенные на строительной площадке, обнаружили улицу и здания, относящиеся к Киевской Руси, средневековому царству, от которого претендуют Украина, Беларусь и Россия. Решение Совета было встречено с воодушевлением археологами и городскими активистами, которые уже несколько лет ратуют за создание на месте, расположенном в самом сердце средневекового Киева, полноценного историко-археологического музея. Временами кампания казалась безнадежной: инвестору торгового центра, человеку, связанному с беглым экс-президентом Януковичем, удалось заручиться поддержкой городской администрации в том, что, по словам активистов, было коррупционной сделкой.

Это решение не могло быть принято в более ответственное время: вооружение истории является важной частью гибридной войны России против Запада и Украины.

А аннексия истории Киевской Руси, будь то присвоение королевы Анны Киевской или настаивание на том, что Москва обладает «правами наследования» средневекового царства, становится для России способом оправдать свой имперский экспансионизм. Поэтому музей, иллюстрирующий историческую родословную Киева, не только свидетельствовал бы о том, что столица Украины (основана 988) старше Москвы (год основания 1147), но, как писал заместитель директора Украинского института философии Анатолий Колодмый в обращении к мэру Виталию Кличко, что:

« Украина – это Европа, цивилизованный мир, который в течение X века существовало на уровне, а может быть, и превзошло несколько европейских стран, что Русь органично вписалась в европейские поиски своей культурной идентичности, что она стала центром цивилизации для многих восточнославянских земель».

Коррупционная схема времен Януковича?

Раскопки приостановлены из-за конфликта с инвестором. Сейчас участок затапливается грунтовыми водами. Декабрь 2017, Фото: fb.com/museumpodol

История началась в 2013 году, когда ООО «Хенсфорд Украина» — компания Андрея Кравца, близкого к опальному экс-президенту Януковичу, была выбрана инвестором для строительства торгового центра на Почтовой площади в самом сердце Киева, на Подоле. Строительство ТРЦ было намечено тогдашними киевскими властями в рамках реконструкции площади. Хенсфорд выиграл конкурс, несмотря на то, что был создан позже даты объявления конкурса, что является нарушением условий, и начал строительство, несмотря на отсутствие прав собственности на земельный участок.

Анабелла Морина, активистка двухлетней кампании по созданию музея на месте раскопок, убеждена, что строительство торгового центра является частью коррупционной схемы, которую использовали чиновники из окружения Виктора Януковича, и продолжает использоваться нынешними властями.

Хотя украинское законодательство требует проведения археологических исследований до начала любых строительных работ в местах, имеющих историческое значение, Хенсфорд разрешил археологам копать котлован, где возводился фундамент торгового центра, только после революции Евромайдана и выборов новый мэр Киева.

Уже в 2015 году были найдены первые артефакты, относящиеся к XII-XIII векам. Чем глубже углублялись историки, тем интереснее становилось, и интрига росла — ведь местонахождение нынешней Почтовой площади упоминалось в русских летописях, повествующих о крещении средневекового царства. Изменившее правила игры крещение Киевской Руси в 988 году укрепило королевство и подняло его положение среди других европейских государств того времени. Археолог Михаил Сагайдак, директор центра археологии, ответственный за работу экспедиции, предложил создать на этом месте музей. Но начиная с 2016 года начались проблемы с инвестором, иссякли средства на раскопки, а городскому совету, похоже, стало безразлично богатство исторических сокровищ, хранящих тайны средневековой истории Украины на том самом месте, где начинался Киев.

Раскопки остановлены на глубине 5 метров, глубина залегания земли XII века в Подольском районе Киева. Однако археологический потенциал этого места позволяет спускаться в более глубокие и древние слои, до 11 метров, по словам археолога Михаила Сагайдака. Фото: rbc.ua

Диорама Киева X-XIII вв. в Национальном музее истории Украины, вид с севера на юг. Фотография: agritura.livejournal.com. Подол расположен на берегу реки, под возвышенным Верхним городом, который стал домом для киевских рыцарей Киевской Руси

Затем Хенсфорд опубликовал план будущего торгового центра, где будущий музей должен был получить всего 100 м 2 в подвале 8000 м 2 торгового центра и стал настаивать на установке бетонного щита в место до окончания раскопок. Это не понравилось активистам, у которых было достаточно безвкусных и незаконных торговых центров, появляющихся в историческом центре Киева благодаря коррумпированным сделкам городских властей. Длительная гражданская кампания по созданию музея на Почтовой площади завершилась в XIX в. Апрельское голосование 2018 года, когда депутаты горсовета в первом чтении проголосовали за расторжение инвестиционного соглашения с Хенсфордом, а также за продолжение раскопок и выбор лучшего проекта музея посредством открытого международного конкурса.

Несмотря на то, что предложенный проект ожидает второго голосования, кажется, что историки и городские активисты победили: вместо очередного гипермаркета с завышенными ценами у города есть шанс создать уникальный музей, освещающий моменты украинской Киевской Руси прямо на месте раскопок .

Что они нашли?
Деревянные фрагменты Киевской набережной, XVII в. Фото.fb.com/pragmatika
Фрагменты средневековой улицы. Фото: fb.com/pragmatika
Оккупация земли XIV-XVII вв. Фото: fb.com/pragmatika

Фрагменты керамики. Фото: fb.com/pragmatika
Фото: fb. com/museumpodol
Фото: fb.com/museumpodol

Раскопки на Почтовой площади подтвердили, что история старого Киева началась с Подола, полосы земли, примыкающей к берегу реки, а не с кварталов на холмах верхнего города, согласно Новое Времи а. Еще в 1980-х годах Михаил Сагайдак, который сейчас возглавляет центр археологии Киевского института археологии, во время строительства метро на Подоле обнаружил застроенные городские кварталы. Они состояли из деревянных хижин X в. и хитроумных гидротехнических сооружений, смягчающих последствия ежегодных весенних паводков. Что касается наводнений, то они создали на Подоле то, что Сагайдак называет своего рода Помпеями: под несколькими метрами песка и ила сохранилась средневековая жизнь, почти нетронутая.

Что изменилось с недавними раскопками, так это то, что археологи, по-видимому, обнаружили древний порт. А один из раскопанных домов, вероятно, служил средневековой таможней. Его площадь – 800 м 2 – была слишком велика для простых киевлян того времени. Вокруг него десять других построек, но ни одной жилой. Кроме того, археологи обнаружили около 15 торговых печатей с именем киевского витязя, которые использовались для официальных документов, и остатки древних складов. Сюда входили всевозможные товары, от византийских браслетов из синего стекла до медных украшений из Скандинавии, а также косточки персиков, которые средневековые торговцы привозили из Крыма. Сахайдак говорит, что эти открытия обнадеживают, и предполагает, что другие сокровища ждут нас на более глубоких и старых уровнях.

Артефакты, найденные при раскопках. Фото: rbc.ua

Эти находки также свидетельствуют, Новое Время пишет, что Киев был торговым центром, что неудивительно, учитывая, что город был настоящим мегаполисом по средневековым меркам, в XI-XII вв. По оценкам историков, в столице Киевской Руси в XII веке проживало 50–100 000 человек, тогда как население Лондона в XI веке составляло 20 000, а в XIV веке – 35 000 человек. Между тем в крупнейших городах Ганзейского союза — Гамбурге, Гданьске и других — было ок. 20 000 жителей каждый.

По словам Сагайдака, сегодня пересматривается представление о Киеве как о важном средневековом политическом центре. Появляется все больше и больше свидетельств того, что его известность носила экономический характер: город был важной частью торгового пути, возникшего на новом этапе развития средневековой Европы. Этот этап связан с распадом Римской империи, когда произошло великое переселение с юга на север:

«Городская структура была почти одинаковой во всех европейских городах того времени. Отличаются только масштаб и элементы внутренней планировки. Фрагменты деревянных конструкций, обнаруженных нами на киевском Подоле, очень похожи на те, что мы можем видеть сегодня на выставках Лунда (Швеция) и Йорка (Великобритания). Это сходство было первым, но не последним «откровением» Подольской экспедиции. …Например, в слоях X в. мы нашли сланцевые плитки местного производства с орнаментом, который считался привозным, иранского происхождения. Но на самом деле он был «запатентован» киевскими мастерами. Эти продукты распространялись из Киева далеко на север, вплоть до шведской Бирки» 9.0046 он сказал LB .

Пожалуй, самый интригующий вопрос: являются ли археологические раскопки на Почтовой площади историческим местом, где рыцарь Владимир Великий крестил Киевскую Русь в 988 г.

Памятник рыцарю Владимиру, крестителю Киевской Руси, стоит на холмах Киев

Топонимы вокруг площади позволяют предположить, что это может быть. Например, археологи раскопали остатки Крещатицких ворот, производных от слова «Креститий», крестить. Летописи называют реку Почайну, приток Днепра, местом, куда киевляне были призваны креститься в христианство – хотели они того или нет. И все исторические реконструкции этой реки указывают на то, что она впадала в Днепр как раз на месте Почтовой площади. Это историческое место, где Владимир Великий сформировал из враждующих племен царство с помощью христианства, сделав его одним из самых развитых для своего времени? Только дальнейшие исследования покажут.

Что за музей?

Идею создания инновационного археологического музея на Почтовой площади поддержали киевляне: проект занял 2 и место в городском конкурсе долевого бюджетного финансирования. Михаил Сагайдак потратил много времени на изучение того, каким мог бы быть этот музей. По его словам, это должен быть музей для исследований и дискуссий, быть инновационным и интерактивным, а также позволять напрямую связываться с прошлым. Примеров таких музеев много по всему миру.

Например, подземный музей был создан в Кракове, когда в 2005 году там были обнаружены средневековые постройки.


В британском Йорке в одной части музея представлена ​​реконструкция, а в другой — настоящее место раскопок с восковыми фигурами археологов.


А в болгарской Софии есть два подземных музея: один находится под зданием Софийской церкви, а второй представляет собой отреставрированную старинную улицу римского города.

Однако, прежде чем создать такой музей, нужно решить немало проблем. Украина не имеет возможностей для сохранения деревянных артефактов и консервации таких археологических памятников в целом. План перемещения артефактов в другое здание вместо сохранения их на месте все еще обсуждается. Однако это будет означать, что средневековая улица Киевской Руси потеряет свою аутентичность.

«Где-то под землей есть старый город. Как Помпеи. Почему итальянцы создали из этого символа символ своей истории? Спускаясь туда, они могут получить ответы на свои вопросы. Это первоисточник истории. «Первичная» означает, что у нас нет другой истории. Вы можете прочитать несколько страниц в книге; или вы можете пройтись по настоящей улице, увидеть настоящее здание. Насколько я понимаю, некоторые люди, которые строят эти музеи в Скандинавии, Кракове, Йорке, Кельне, делали это, потому что хотели иметь первоисточник своей истории. Мы можем забыть об этом большом континенте под нашими ногами, а можем постоянно дополнять им нашу историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *