Вопрос: Какая река была местом крещения киевлян? Ответ на вопрос – iq2u
Гуманитарные науки История
Ответ:
Днепр
Что? Где? Когда? Эрудит онлайн: ответы на вопросы:
- Какая наука изучает взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания?
- Какая из частей операционной системы находится в ПК постоянно?
- Какая тема является основной в лирике С.А. Есенина?
- Какая из российских рек является крупнейшей в Европе?
- Какая часть света состоит из двух материков? Какая из точек лежит на этой прямой?»> Через точку С(-2;-3) проведена прямая, параллельная оси абсцисс. Какая из точек лежит на этой прямой?
- Какая проблема мешала модернизации Китая в межвоенный период?
- Какая из названных территорий вошла в состав российской империи в 1783 г.?
- Какая часть Африки наиболее приподнята?
- Какая сфера жизни общества охватывает социальное управление, организацию совместных действий людей для достижения общих целей?
- Какая из перечисленных республик вошла в состав СССР позже остальных?
- Какая задача стояла перед Древнерусским государством?
- Какая фраза указывает основные направления политики государства?
- Какая страна стала инициатором социальных реформ?
как в Киев вернулось древнее название Почайна и что это может дать геополитике — Платформа — «Колонки»
11 травня 2016
В апреле в Киеве произошло историческое событие – на картах города вновь появилась древняя река Почайна. Ее считали давно исчезнувшей, но активистке Анне Гончаренко удалось победить горадминистрацию – и небольшой участок русла вновь получил летописное название. Так на карты столицы вернулась река, в которой князь Владимир крестил киевлян и всю Русь. Событие это ну почти геополитическое. Ведь на идеологическом поле гибридной войны Украина вполне может не просто дать отпор, а и сформировать собственную повестку дня. Сокоординатор Совета по урбанистике Киева Григорий Мельничук поразмышлял для Platfor.ma о том, как городское пространство может создавать по-настоящему правильные скрепы в геополитике.
Фотографія: wikipedia.org
Сначала вспомним, что такое для Киева Почайна. В прадавние времена, когда не было дорог даже в их худших нынешних вариациях, магистралями служили реки. Чуть севернее нынешнего Киева с Левого берега в Днепр впадает река Десна с обширным бассейном многочисленных притоков, а еще севернее, уже с Правого берега – Припять, которая также тянется аж до Волыни. Маршрут по рекам через Киев был безальтернативным. Точное же место обустройства города – на нынешнем Подоле – определило наличие удобной гавани – как раз в устье Почайны.
Вытекала она из заливных лугов Оболони, постепенно формируя русло, которое шло почти параллельно Днепру. Разделявшая реки коса образовывала удобную гавань, у которой расположился портово-ремесленный район Подол, – собственно, первоначальный Киев. А на холмах над ним были устроены княжеские укрепления и дворцы. Подходящие холмы можно было найти и чуть дальше – а вот другой такой природной гавани вблизи перекрестка Днепр-Десна-Припять не было. Устье Лыбеди южнее, место схожее, но дальше от речного перекрестка – и тут можно вспомнить легенду о крепости-верфи Самботасе и историю о возможном Новом Подоле. А пока закрепим вывод – Киев сформировался, по сути, именно на берегах Почайны, с нее все начиналось!
Когда в 988 году князь Владимир крестил Русь, церемония проходила именно в устье Почайны – самого важного для города водоема. Впоследствии это место обозначили первым в городе монументом – колонна Магдебургского права на Набережном шоссе имеет одновременно несколько названий и несколько смыслов. Ведь это еще и «Нижний памятник князю Владимиру» и «Монумент Крещения Руси»!
Со склонов к месту расположения колонны вытекал Крещатицкий ручей – по преданию, именно в нем князь Владимир крестил своих детей, ну а название, как можно догадаться, происходит от Крещения. Со временем название Крещатик обрело и урочище над этим местом, с которого в другую сторону также вытекали ручьи. Из них формировалась небольшая река в долине, и оба этих природных объекта получили названия Крещатик.
И именно Крещатик стал улицей или, точнее, территорией, объединившей все исторические районы города – Подол сверху, Верхний город и Печерск по обе стороны Крещатицкой долины и Новое Строение вдоль улицы Большой Васильковской. Самым центром, куда стекаются основные магистрали всех четырех районов, является Майдан Незалежности. Так энергетика места впадения Почайны в Днепр «перевалила» через холмы и через несколько веков «разлилась» в новый виток развития города.
А Почайна тем временем приходила в упадок. В XVIII веке с целью упростить заход судов в гавань с севера в косе был прорыт искусственный канал. Однако проект оказался неудачным – косу вскоре размыло, и город остался вообще почти без гавани. Новую построили только в последние годы XIX века, вновь на Почайне, но выше – еще укоротив реку в ее нижнем течении. Вскоре было проложено северное железнодорожное полукольцо, отрезавшее реку от гавани, – так сформировалось озеро Вербное и новое заболоченное русло вдоль железнодорожной насыпи, с ее северной стороны.
Окончательно, казалось бы, «убила» Почайну советская застройка Оболони. На заливные луга намыли песок, причем вымывали его как раз из верхней части исторического русла Почайны – так сформировались озера Опечень. Это довольно странное название – на самом деле созвучно и, как считается, является вторым именем реки Почайна.
Важно предъявить символы, которые не только опираются на неоспоримые факты, но и интегрированы в пространство – в том числе в городское пространство «матери городов русских» Киева.
Место, где летописная река впадала в Днепр, – колонна Магдебургского права – облагородили в 2013-м году, по случаю 1025-летия Крещения Руси. Тогда заново отстроили лестницу с Крещатика к Набережной, даже сделали часовенку, куда вывели источник, который можно отождествлять с Крещатицким. Впрочем, пространство у места впадения Почайны в Днепр по-настоящему пока так и не «заработало».
Выше по «реке» – Подол, все ожидающий второго дыхания (вспомним программу превращения района в туристический «Киев самобытный» и конкурс на реконструкцию Контрактовой площади), практически мертвый Рыбальский остров, дальше – уже Петровка с той местностью, где на картах вновь появилась Почайна.
К слову, о декоммунизации названия Петровка, данного в честь одного из организаторов Голодомора Григория Петровского.
Вот же новое название для этого района – Почайна. Исток города – и источник христианства на Руси! Причем это не выдуманная, а настоящая, хорошая история – которую можно потрогать руками и обойти пешком! И при этом приятно провести время, кстати – ведь это район торговли и уже немного развлечений.
В войне смыслов – а это самая важная составляющая нынешнего противостояния с Россией – нам важно не просто перекричать или перелайкать в демагогии. Важно предъявить символы, которые не только опираются на неоспоримые факты, но и интегрированы в пространство – в том числе в городское пространство «матери городов русских» Киева. Те смыслы, которые невозможно подделать или опровергнуть.
Соединив наполненные сакральным историческим смыслом городские объекты с устремленной в будущее стратегией, мы сможем сформировать достойные и, что очень важно, правильные ответы на «теорию скреп» соседнего государства. На самом деле в этом направлении очень много всего делается, но пока стихийно и немного хаотично.
Чего стоит восстановление контуров фундаментов Десятинной церкви, инициированное, кстати, тоже общественниками Мариной Соловьевой и Ириной Никифоровой. Московский патриархат пытался наспех построить здесь большой собор, захватив при этом нынешний исторический парк Киевского детинца. Что могло бы стать еще большим символом гегемонии Москвы над Киевом? Но нет – здесь вновь контуры древних фундаментов. Время для восстановления Десятинной церкви в том или ином виде еще явно не пришло, да и может быть не стоит говорить именно об отстройке храма – а скорее о возрождении места?
Мы еще только учимся осознавать тот масштаб, ту сакральность города, в котором живем. Делаем нужные для возвращения Киеву этого статуса проекты, не в полной мере осознавая общей картины. Да, для многих людей важны легенды и великие истории – и это не только часть идеологических противостояний, это момент сопричастности с великим. У нас же артефакты реальных эпохальных событий буквально валяются под ногами.
Нить времени Киева была разорвана – и наше прошлое, и наше будущее буквально у нас под ногами, но разбросано, спрятано на задворках, позабыто.
Кирилловская стоянка, место обитания первобытных людей на территории Киева, – вполне осязаемое историческое подтверждение очень давней заселенности этих земель – около 25 тыс. лет назад. Найдена она была в 1893 году археологом Викентием Хвойкой на задворках зданий по улице Кирилловской, 59-61. Думаете, там музей или хотя бы памятный знак? Нет, обычные задворки, какие-то депрессивные предприятия, заброшенный Богуславский спуск, ведущий в никуда.
Нет, стоп, – не Богуславский, а Богословский, а по соседству близ заброшенного карьера в XVIII веке располагался Иоанно-Богословский монастырь, где была монахиней мать гетмана Мазепы. И здесь тоже были пещеры! А неподалеку при строительстве нашли неизвестные руины древнего каменного храма с таинственным саркофагом. Выстроенный здесь деревянный храм – точная реконструкция церквей XII века. Все в пешеходной доступности – и вот целый исторический парк на Куреневке!
А еще в Киеве существовала целая система пещерных монастырей, от Межигорья до хутора Вольный возле Конча-Заспы. Город как сеть монастырей, где Киево-Печерская лавра – первая среди равных? И это – уже наша игра, где даже промосковские священнослужители формируют наш образ сакрального города.
Название Золотых ворот часто даже экскурсоводы связывают с надвратным храмом с золотыми куполами, а кто-то и вовсе расскажет, что за проезд надо было заплатить золотой монетой. Ага, турникеты стояли, и жетончики были не как в метро, а золотые. Но достаточно открыть Википедию, чтобы прочесть о Золотых воротах Иерусалима. Их скопировали в Константинополе – там также есть Золотые ворота и известная нам Святая София. Да-да, Ярослав Мудрый сознательно воссоздавал в Киеве Константинополь, и это третьи по счету ворота в мире.
А есть еще и легенда о Золотом Треугольнике, который образовывали София, Михайловский и Десятинка – а в центре вообще мало кому известный Федоровский монастырь. Но он есть, внутри квартала, – там и выложенные камнем контуры древнего храма, как на Десятинке, и захоронение князей… Плюс древний храм София и отстроенный по современным технологиям собор Михайловского монастыря, откуда началась Революция достоинства, – и храм будущего Десятинка, но не как здание, а как место, как нечто принципиально новое, что мы даем миру?
Нить времени Киева была разорвана – и наше прошлое, и наше будущее буквально у нас под ногами, но разбросано, спрятано на задворках, позабыто. Однако собрав эти элементы сакрального города, мы можем превратить Киев в один из мировых городов, формирующих повестку дня будущего. Это не распятые снегири и не бесконечная борьба с киосками – а нечто совсем другого уровня. Не столько урбанистика, сколько геополитика – которую в Киеве можно буквально потрогать руками.
Место Почайны в Киевской Руси — 30 июля 2008 г.
Автор Оксана Фарина .
КП Медиа, фото Алина Рудя
Фото КП Медиа, фото Алина Рудя
Река, вошедшая в историю Киевской Руси, а теперь уже сама по себе история, осталась незамеченной, считают некоторые историки.
Если это звучит как загадка, то это не так. Это история о реке Почайне и о том, как ее воды стали местом христианского крещения славянских жителей государства-предтечи Украины, России и Белоруссии.
В связи с празднованием в этом году 1020-летия перехода Киевской Руси из язычества в христианство Kyiv Post хотел найти точное место, где князь Владимир, правивший с 980 по 1015 год, приказал крестить своих слуг.
Большинство историй учит, что Владимир Великий послал своих последователей в реку Днепр. Но другие историки говорят, что они шли из киевского Подола к реке Почайне, которая в то время текла параллельно Днепру.
Так что же случилось с Почайной и какие свидетельства ее существования сохранились сегодня?
Ответы можно найти, совершив 30-часовую экскурсию на Рыбацкий остров, который на самом деле является полуостровом. Место указано на сайте популярного туристического сайта «Интересный Киев» www.interesniy.kiev.ua, где можно зарегистрироваться онлайн или по телефону 4911176.
Недавним воскресным утром у фонтана «Самсон» на Контрактовой площади на Подоле собралось 20 человек. Экскурсовод Халепо Алатолий Трогимович проводит экскурсии более 30 лет.
Путешествие привело группу на улицу Григория Сковорода, одну из старейших на Подоле, которая пережила большой пожар 1811 года, уничтоживший большую часть района.
Затем группа пересекла улицу Почайнинскую, дав первую подсказку о том, где находится река Почайна. Вода текла параллельно улице. Далее группа направилась к улице НабережноКрещатика, вдоль берега Днепра.
Именно там проводник заглянул в воды Днепра и сказал: «Видишь, Почайна здесь и ее нет одновременно. Река была параллельна Днепру и отделена от него тонкой песчаной косой. Почайна была маленькой рекой по сравнению с Днепром. Он начинался из Киева на лугах Вышгорода, протекал через Подол и впадал в Днепр, где сейчас находится парковый мост. Почайна использовалась как гавань. Киевлян крестили недалеко от того места, где сейчас стоит памятник Магдебургу».
Мы прошли под недавно построенным мостом и добрались до старого моста, который привел нас к Рыбацкому острову, одному из лучших мест для осмотра гавани.
— Сейчас я вам расскажу, как исчезла река Почайна, — сказал Халепо. «Со времен Киевской Руси корабли шли по Днепру, доходили до Почайны и только после этого доходили до Подола. В 1712 году, чтобы сделать этот путь короче, городская управа решила прорыть канал через отмель, отделявшую Почайну от Днепра.
— Но потом случилось что-то непредсказуемое, — продолжил Халепо. «Когда начали копать, вода текла по каналу и постепенно подмывала песчаную отмель. С этого времени Почайна растворилась в большем Днепре, и они стали единым целым. От отмели остался лишь небольшой остров. Но вскоре и оно исчезло».
Почайна похожа на украинское слово початок, что означает начало. И вполне уместно, поскольку христианство распространилось по Киевской Руси с первых крещений в Почайне.
Эта религия принесла письменность, архитектуру и живопись. И гавань Почайны, когда-то известный торговый центр, является почти забытой частью этой истории.
Оксана Фарина доступна по адресу [email protected] или 4964563.
Византия, Киевская Русь и их оспариваемое наследие – Smarthistory
Богородица Владимирская, XII век с последующей перекраской, дерево, темпера (Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Одним из самых любимых произведений искусства в России является темпера на деревянной иконе, известной как Богородица Владимирская, или Владимирская . Он представляет собой общую композицию, известную как Богородица eleousa («сострадательная»), которая изображает Марию и Иисуса в нежных объятиях, их лица прижаты друг к другу. Богородица смотрит на нас, привлекая наше внимание, но ее руки, кажется, указывают на ее сына, которому суждено умереть на кресте и воскреснуть из мертвых как спаситель человечества. На протяжении веков этой иконе приписывалось много чудес, и в результате многочисленные меценаты и художники стремились изготовить с нее копии.
Местонахождение иконы Владимирской Богородицы (основная карта © Google)
Но, несмотря на непреходящее религиозное и культурное значение иконы Владимирской Богородицы в России, икона нерусского происхождения. Вероятно, она была написана в XII веке в Константинополе (Стамбуле), столице Восточно-Римской «Византийской» империи, и привезена в Киев, столицу Киевской Руси, в качестве дипломатического подарка около 1131 года. Позже икона была передана в город Владимир (отсюда и его название) и, в конце концов, в столицу России Москву, где она и остается до сих пор.
Путешествие Владимирской Богородицы из Константинополя в Киев и, в конечном счете, в Москву является частью более широкой истории обращения Киевской Руси в православие Византийской империи в десятом веке и последующего подъема Москвы как новой центр власти в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Хотя ни Византийская империя, ни Киевская Русь сегодня не сохранились, произведения искусства и архитектуры, такие как Владимирская Богородица, могут помочь нам понять отношения между этими средневековыми государствами, а также их оспариваемое наследие в современном мире.
Византийская империя и Киевская Русь
Киевская Русь возникла как мощная конфедерация городов-государств во второй половине девятого века в Восточной Европе, где реки помогли соединить Балтийское море с Черным морем и облегчили торговлю с Константинополь, богатая столица Византийской империи. Столицей Киевской Руси был Киев на Днепре, который сегодня является столицей Украины. Название «Киевская Русь» относится как к государству, так и к его народу.
Карта Византийской империи и Киевской Руси (лежащая в основе карта © Google)
Современный памятник князю Владимиру I с видом на Днепр в Киеве, Украина (фото: Библиотека Конгресса)
Киевская Русь когда-то была торговой партнер, а иногда и враг Византийской империи. Но в 987 году киевский князь Владимир I, правитель Киевской Руси, заключил союз с византийским императором Василием II, перешел из язычества в христианство и женился на сестре Василия II Анне в 987 г.88. Исторические тексты описывают последующее обращение бывших языческих подданных Владимира путем массового крещения в Днепре в Киеве. С обращением византийцев в православие Киевская Русь теперь начала присваивать и адаптировать византийское искусство и архитектуру для себя.
ул. Софийская, гр. 1037 (с последующими дополнениями), Киев (фото: Даниил Крафт, CC BY-SA 3.0)
Св. София, г. Киев
План Св. Софии, г. Киев, гр. 1037 (Эван Фриман, перерисовано по мотивам Джона Лаудена, CC BY-NC-SA 2.0)
Желая подражать византийской столице Константинополю и его собору Святой Софии (посвященному Христу как «Святой Премудрости»), сын Владимира Ярослав расширил Киев и построил великолепный новый храм, который будет выполнять функции главного собора города, который он также посвятил Святая София («Святая Премудрость») в подражание константинопольскому собору Святой Софии. Святая София в Киеве иллюстрирует, как Киевская Русь присвоила искусство и архитектуру Византийской империи, а также сделала их своими.
Построен c. 1037 г., киевская Святая София, вероятно, была продуктом сотрудничества византийских и местных мастеров. Ядро собора Святой Софии представляет собой типичную средневизантийскую крестово-купольную церковь с дополнительными проходами и галереями для размещения большой соборной общины, хотя все еще не дотягивает до поразительного масштаба собора Святой Софии в Константинополе. Киевская Святая София, вероятно, была закончена в 1040-х годах, и даже ее первый епископ, Феопемпт, был родом из Константинополя. Святая София в Киеве стоит и сегодня, хотя и с более поздними реставрациями и дополнениями.
В интерьере собора Святой Софии представлены мозаики и фрески — отличительные черты византийского церковного убранства, хотя первые сохранились лучше, чем вторые. И хотя богослужения в Киевской Руси совершались на церковнославянском языке, письменная форма которого впервые была разработана византийскими миссионерами в IX веке, мозаики Софии Киевской написаны на греческом, языке Византии.
Купольная мозаика, Софийская, г. Киев, г. Киев, ул. 1037 г. (фото © архимандрита Серафима)
Христос Пантократор
Интерьер киевской Софии Киевской, вероятно, показался бы византийцам очень знакомым. Как и в современных византийских храмах, таких как монастырь Дафни, над храмом с центрального купола правит бородатый Христос Пантократор («вседержитель»). Христа окружают ангелы с большими крыльями в царских одеждах. Апостолы заполняют промежутки между окнами в барабане, поддерживающем купол, а четыре евангелиста (авторы Евангелий) появляются в подвесках чуть ниже окон.
Благовещенская мозаика, Софийская, г. Киев, с. 1037 (фото © архимандрита Серафима)
Благовещение
Мозаики в беме, где расположен алтарь, также отражают современные византийские храмы и указывают на функцию этой части храма как места совершения Евхаристии. Гавриил и Богородица совершают Благовещение по обе стороны от бемы. Ангел возвещает Деве, что она родит Иисуса, предлагая параллель между воплощением Христа (ставшим плотью и кровью) через Деву и евхаристическим хлебом и вином, которые, как считается, стали телом и кровью Христа на алтаре внизу.
Мозаика апсиды, Софийская, г. Киев, с. 1037 (фото © архимандрита Серафима)
Богородица оранская
Возвышающаяся Богородица оранская (около 5,5 метров в высоту) возвышается на золотом фоне апсиды. Она стоит на золотой платформе и воздевает руки в молитве под крупными греческими буквами, которые идентифицируют ее как «Богородицу». Эта мозаика перекликается с аналогичными изображениями Богородицы, установленными в церквях и дворце в Константинополе после иконоборчества, которые ассоциировались с имперской властью и властью. Большая надпись обрамляет Богородицу в Киеве словами Псалма 45:6, в которых говорится о богохранимом городе: «Бог посреди его; она не будет поколеблена; Утром Бог поможет». [1]
Мозаика апсиды, Софийская, г. Киев, с. 1037 (фото © архимандрита Серафима)
Причастие апостолов
Ниже Богородицы Христос председательствует на совершении Евхаристии в сцене, известной как «Причащение апостолов», которая стала обычным явлением в византийской церквей в то время, и которые были параллельны празднованию Евхаристии, разворачивающейся у алтаря внизу. Хотя это изображение напоминает Тайную вечерю, оно анахронично изображает Христа, председательствующего на Божественной литургии, подобно византийскому священнику, со всеми атрибутами современного церковного алтаря. Этот образ, должно быть, помог связать опыт современных верующих с этими святыми фигурами Христа и его апостолов из прошлого: когда верующие приближались к алтарю, чтобы принять Евхаристию, они отражали апостолов, которые аналогичным образом приближались ко Христу на мозаике выше.
Возможно, современных зрителей удивит тот факт, что Христос на этом изображении появляется дважды. Художники использовали обычный средневековый визуальный прием, известный как непрерывное повествование, в попытке изобразить два момента в одной сцене: слева Христос предлагает евхаристический хлеб шести апостолам; справа он предлагает евхаристическое вино еще шести апостолам.
Богородица с младенцем в окружении императоров Константина и Юстиниана, юго-западная мозаика вестибюля, начало X века, собор Святой Софии, Константинополь (Стамбул) (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2. 0)
Фрески
Фреска с изображением императорской ложи на ипподроме в Константинополе, XI век, Св. София, Киев
Сильно поврежденные фрески, украшающие галереи и башенки Св. Софии — привилегированные места, зарезервированные для князя — когда-то выставленные портреты Ярлослава, его жены Ирины и их детей. Ярослав, ныне утерянный, когда-то был показан предлагающим модель собора Святой Софии Христу, подобно тому, как византийские императоры Константин и Юстиниан предлагают модели Константинополя и Святой Софии Богородице с Младенцем на мозаике десятого века в соборе Святой Софии в Константинополе. . На юго-западной башне также были изображены гонки колесниц на ипподроме Константинополя, что еще больше связывало киевский собор и князя с восточно-римской столицей и империей.
Икона «Битва Новгорода с Суздалем» (Чудо от иконы Божией Матери «Знамение»), гр. 1475 (Новгородский объединенный музей-заповедник, Новгород, Россия) (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2. 0)
Фрагмент Киевской Руси
Икона Богородицы Оранс (Богоматерь Знамения), которая связанный с новгородско-суздальской битвой 1170 года, экспонируется в Софийском соборе Новгорода (фото: Дар Ветер, CC BY-SA 3.0)
К середине XII века Киев утратил контроль над своими обширными территориями , а Киевская Русь распалась на несколько более мелких государств, которые иногда воевали между собой. На этой иконе XV века из Новгорода изображено сражение 1170 года, когда суздальские войска осадили Новгород (местоположение см. на карте). Главным сюжетом этой иконы является сама другая икона — в данном случае чудотворная икона Богородицы Ораны и Младенца Христа, до сих пор хранящаяся в новгородском Софийском соборе, — которая, по преданию, сыграла решающую роль в битве между Новгород и Суздаль. Этот эпизод иллюстрирует то значение, которое святые образы или иконы Византийской империи сыграли в культуре Киевской Руси, а затем и России.
Процесс новгородцев с иконой Богородицы с Младенцем (фрагмент), икона с Новгородско-Суздальской битвой (фото: византолог, СС BY-NC-SA 2. 0)
Икона разделена на три регистра, в которых повествование о битве разворачивается сверху вниз. Вверху изображены новгородцы, идущие с иконой Оранса Богородицы и Младенца Христа — практика, унаследованная от византийцев, — в укрепленный центр своего города. Повествование разворачивается справа налево. Справа священнослужители извлекают святыню из храма Спаса на Ильинской улице в восточной части города. Духовенство проходит через середину сцены и попадает в укрепленный центр города, где находится новгородский Софийский собор.
Суздальское войско нападает на Новгород и поражает стрелой икону Божией Матери с Младенцем (фрагмент), икону с изображением Новгородско-Суздальской битвы (фото: византолог, CC BY-NC-SA 2.0)
Новгородцы проставлены икону Богородицы с Младенцем к стенам своего города как защиту от суздальского войска. В среднем регистре суздальская армия атакует справа. Одна из их стрел поражает икону Богородицы с младенцем на стене Новгорода, видную в левом верхнем углу. По преданию, это побудило икону Богородицы повернуться внутрь, к городу Новгороду, и заплакать. Затем сверхъестественная тьма накрыла атакующее войско Суздаля, и в результате нападавшие стали атаковать друг друга.
Новгородское войско побеждает суздальское войско с помощью святых (фрагмент), икона с изображением Новгородско-Суздальской битвы (фото: византолог, СС BY-NC-SA 2.0)
В нижнем регистре, новгородские воины (слева) с помощью святых победно контратакуют суздальское войско (справа). Архангел Михаил, предводитель небесных армий, взмахивает мечом и падает в центр сцены. Дополнительные святые воины в нимбах скачут с новгородскими воинами на конях.
Эта икона и ее сюжет иллюстрируют важную роль, которую византийские иконы стали играть в Киевской Руси и на Руси. В частности, битва между Новгородом и Суздалем иллюстрирует силу, приписываемую Богородице и ее чудотворным иконам, и аналогична аналогичным рассказам из византийской столицы Константинополя. В то же время эта икона с новгородско-суздальской битвой иллюстрирует, как новгородцы приспособили искусство Византии для рассказа собственной истории, в данном случае местного чуда обороны своего города.
Возвышение Москвы, «Третьего Рима»
В середине тринадцатого века Киев и многие его бывшие территории пали перед монгольскими захватчиками, положив конец Киевской Руси. Но после двух веков монгольского владычества в регионе город Москва превратился в новый центр силы. Москва была поздним среди древних городов Киевской Руси, возникших в двенадцатом веке и обретших богатство и власть в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Великий князь Московский Иван III «Великий» добился независимости от монголов около 1480 года и сделал Москву центром того, что теперь стало называться «Россией».
Но по мере подъема Москвы Византийская империя пала. Константинополь (сегодня Стамбул) пал перед османами в 1453 году, положив конец долгой истории Восточной Римской империи, которая началась, когда император Константин в 330 году посвятил столицу Константинополь, которую он также называл «Новым Римом». В последующие годы Москва все чаще считала себя преемницей Византии и даже стала называть себя «Третьим Римом». [2] В 1472 году Иван III женился на Софье Палеологине, племяннице последнего византийского императора, что символически закрепило продолжение Византии в России.
Рублева
ТроицаПомимо Владимирской Богородицы, к этому периоду подъема Москвы относится одно из самых известных произведений русского искусства — икона Святой Троицы, приписываемая Андрею Рублеву. Рублев был влиятельным русским художником, который, вероятно, жил с 1360-х годов примерно до 1430 года. Тексты описывают, как он рисовал Благовещенский собор Московского Кремля вместе с византийским художником Феофаном Греком, хотя эти картины больше не сохранились. Рублев, вероятно, написал свою икону 9-го века.0048 Троицкая для Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, важного подмосковного монастыря, где он был частью церковного иконостаса (барьер, отделяющий алтарь от остальной части храма).
Андрей Рублев, Троицкий, гр. 1410 или 1425–27, дерево, темпера, 142 × 114 см (ТГГ, Москва)
Гармоничные цвета и ритмические контуры симметричной композиции изображают трех ангелов, которые посетили и угостились библейским патриархом Авраамом и его женой Саррой. в Бытие 18 еврейской Библии или «Ветхого Завета». Христианские богословы долгое время интерпретировали это посещение трех ангелов как образ Святой Троицы. Византийские изображения этого события, как видно, например, на мозаике шестого века в Сан-Витале, обычно включают Авраама и Сарру, которые играют центральную роль в библейском эпизоде. Но Рублев убрал Авраама и Сарру со своей иконы, позволив зрителю сосредоточиться на упрощенной композиции трех ангелов, сидящих вокруг престола, похожего на алтарь. Новаторская икона Рублева отражает новый вклад России в унаследованную ею византийскую художественную традицию.
Мозаика «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Исаака», Сан-Витале, освященная 547, Равенна, Италия на приведенных выше картах). Следовательно, наследие Византии и Киевской Руси часто оспаривается этими современными государствами-правопреемниками, как показывают следующие два конкурирующих памятника.
Открытие памятника князю Владимиру I, Москва, Россия, 4 ноября 2016 г. (фото: mos.ru, CC BY-SA 4.0)
Открытие в 2016 году в Москве памятника киевскому князю Владимиру I, жившему в X веке, вызвало международный ужас. Расположенная в тени Кремля — центра правительства России — статуя князя Владимира возвышается над Москвой почти на шестьдесят футов в высоту. Владимир держит в правой руке монументальный крест, а в левой сжимает большой меч.
Многим грозная новая статуя князя Владимира в Москве кажется слегка завуалированной отсылкой к очень похожей статуе князя Владимира девятнадцатого века, которая стоит на берегу Днепра в Киеве, Украина, на месте крещения киевлян. Русь в христианство византийцев в Х веке. Время установки Москвой новой статуи князя Владимира в 2016 году также имело важное значение: оно совпало с недавней аннексией Крыма Россией и продолжающимся вооруженным конфликтом с Украиной.
Памятник князю Владимиру I, 1853 г., Киев, Украина (фото: Библиотека Конгресса)
Установив новую статую князя Владимира в своей столице, Россия как бы претендовала на историческое наследие и, возможно, даже на бывшие территории Киевская Русь, хотя некоторые из этих территорий являются частью других государств, таких как Украина.
Пока Владимирская Богородица, Святая София в Киеве и другие произведения искусства и архитектуры рассказывают историю обращения Киевской Руси в христианство Византийской империи и последующего подъема Москвы как нового центра власти , эти более поздние памятники говорят о непреходящем, хотя и оспариваемом, наследии Византии и Киевской Руси в нашем современном мире.
Примечания:
[1] Бисера Пенцева, Иконы и сила: Богородица в Византии (Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2006), 76.
[2] Преподобный Филофей (или Филофей) Псковский впервые назвал Москву «третьим Римом» в письме 1510 года.
Дополнительные ресурсы
Бесплатный путеводитель Smarthistory по византийскому искусству в электронном виде
TED-Ed, Откуда взялась Россия? – Алекс Гендлер
Елена Бек, «Имитация ипподрома: представление силы в киевском соборе Святой Софии», The Art Bulletin 91. 3 (сентябрь 2009 г.): 283-301
Хелен К. Эванс, изд., Византия: вера и Power (1261–1557) (Нью-Йорк: Музей Метрополитен, 2004)
Саймон Франклин, «Русь», в The Oxford Dictionary of Byzantium , vol. 3, изд. Александр П. Каждан и др. (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1991), 1818–1820
Мартин Гилберт, Атлас русской истории Рутледжа , четвертое издание (Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, 2013)
Лиз Джеймс, Мозаики в средневековом мире: от поздней античности до пятнадцатого века (Кембридж: Кембриджский университет) Press, 2017)
Нил Макфаркуар, «Новый Владимир с видом на Москву», The New York Times , 4 ноября 2016
Нил Макфаркуар, «Еще одна огромная статуя в России? Не редкий, а вызывающий огромные разногласия», The New York Times , 28 мая 2015 г.
Джанет Мартин, Средневековая Россия , 980–1584, второе издание (Кембридж: Cambridge University Press, 2007)
Оленька З.