Какая религия в саудовской аравии: САУДОВСКАЯ АРАВИЯ — Древо

В Саудовской Аравии высоко оценили уровень религиозных свобод в России

https://ria.ru/20190121/1549665385.html

В Саудовской Аравии высоко оценили уровень религиозных свобод в России

В Саудовской Аравии высоко оценили уровень религиозных свобод в России — РИА Новости, 03.03.2020

В Саудовской Аравии высоко оценили уровень религиозных свобод в России

Министр по делам ислама, призыва и наставления Саудовской Аравии Абделатиф бен Абдель Азиз Аль-Шейх высоко оценил уровень религиозных свобод в России, об этом… РИА Новости, 03.03.2020

2019-01-21T16:40

2019-01-21T16:40

2020-03-03T13:27

религия

саудовская аравия

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/153217/87/1532178724_0:88:3329:1961_1920x0_80_0_0_27387bb9c23d465e59f97f0d2e3a60b3.jpg

КАИР, 21 янв — РИА Новости, Рафаэль Даминов. Министр по делам ислама, призыва и наставления Саудовской Аравии Абделатиф бен Абдель Азиз Аль-Шейх высоко оценил уровень религиозных свобод в России, об этом глава ведомства рассказал в интервью РИА Новости. «Россия в области соблюдения религиозных свобод стала открытой (после распада СССР), проводит в этой сфере справедливую политику, предоставляя человеку полные права. Человек должен быть свободен в своей религии, но он должен также заботиться и о своей родине. Такими и являются наши мусульманские братья в России», — сказал министр в интервью РИА Новости.Абделатиф бен Абдель Азиз Аль-Шейх ранее возглавлял Комиссию по поощрению добродетели и удержанию от порока Саудовской Аравии, фактически выполняющей функцию религиозной полиции. Министерство по делам ислама, призыва и наставления он возглавил в июне минувшего года.В Каире глава ведомства принял участие в 29-й международной исламской конференции, посвященной воспитанию патриотической личности. На полях форума он провел переговоры с главой российской делегации на конференции — первым заместителем председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Рушаном Аббясовым.

https://ria.ru/20181213/1547913889.html

саудовская аравия

россия

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/153217/87/1532178724_300:0:3031:2048_1920x0_80_0_0_1a5f0010537a2bea38da6fb004905c2c.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

саудовская аравия, россия

Религия, Саудовская Аравия, Россия

КАИР, 21 янв — РИА Новости, Рафаэль Даминов. Министр по делам ислама, призыва и наставления Саудовской Аравии Абделатиф бен Абдель Азиз Аль-Шейх высоко оценил уровень религиозных свобод в России, об этом глава ведомства рассказал в интервью РИА Новости.

«Россия в области соблюдения религиозных свобод стала открытой (после распада СССР), проводит в этой сфере справедливую политику, предоставляя человеку полные права. Человек должен быть свободен в своей религии, но он должен также заботиться и о своей родине. Такими и являются наши мусульманские братья в России», — сказал министр в интервью РИА Новости.

МИД: заявления США о нарушениях свободы религии в России непрофессиональны

13 декабря 2018, 11:25

Абделатиф бен Абдель Азиз Аль-Шейх ранее возглавлял Комиссию по поощрению добродетели и удержанию от порока Саудовской Аравии, фактически выполняющей функцию религиозной полиции. Министерство по делам ислама, призыва и наставления он возглавил в июне минувшего года.

В Каире глава ведомства принял участие в 29-й международной исламской конференции, посвященной воспитанию патриотической личности. На полях форума он провел переговоры с главой российской делегации на конференции — первым заместителем председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Рушаном Аббясовым.

Что мы знаем о христианах, живущих в Саудовской Аравии?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Современные христианские общины в странах Персидского залива состоят из мигрантов, приехавших на работу в богатом нефтяном секторе. Религиозная политика этих государств, особенно Саудовской Аравии, отличается крайней жесткостью: христианам запрещается открыто исповедовать свою религию, строить храмы, а нарушения предусматривают самые суровые наказания.

Дуа абд аль-Баки (دعاء عبدالباقي)

До появления ислама в некоторых районах арабского полуострова исповедовали христианство, арабские купцы путешествовали в Иерусалим с торговыми целями, слушали Евангелие. В Египте, Ливане и Сирии, где христиане живут уже в течение двух тысяч лет, сложилась аналогичная ситуация. В некоторых районах, входящих в настоящее время в состав Королевства Саудовская Аравия, исповедовали христианство, и христиане строили там церкви, древнейшие из которых датируются IV веком до Рождества Христова.


Народ Наджрана исповедовал христианство до VII века. Позже большая часть жителей приняла ислам. Также существовало несколько племен, таких как Бану Таглиб, исповедовавших христианство, которые также перешли в ислам, в то время как другие племена отправились в Сирию и Ирак, не отрекаясь от христианства.


В Саудовской Аравии живет более полутора миллионов христиан


Древнее арабское христианство считается исчезнувшим из этого региона и современные христианские общины в странах Персидского залива считаются относительно новыми. Нефтедобыча привела к миграции в эти страны миллионов рабочих, из которых сотни тысяч исповедуют христианство. Пауль Хиндер, католический епископ в ОАЭ и Омане, говорит: «Христиане в странах Персидского залива формируют определенную группу, так как все они — иностранцы». В то время как местных христиан в странах нет.


Точные данные о количестве христианских общин в этом регионе отсутствуют. Пауль Хиндер полагает, что эти группы составляют от 5 до 10% от всех жителей Персидского залива.


Между тем, агентство Reuters в 2010 году дает данные о том, что число христиан, прибывающих в страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) составляет приблизительно 3,5 миллиона человек при общем числе жителей в регионе около 50,4 миллиона человек по данным на 2015 год.


В Саудовской Аравии проживает самая большая группа христиан из всех стран ССАГПЗ. Подавляющее большинство граждан этой страны — мусульмане, однако считается, что здесь проживает, по меньшей мере, полтора миллиона христиан. Другие источники отмечают, что число христиан достигает двух миллионов человек.

В то время как число приезжих, исповедующих другие религии, отличные от ислама составляет 30% от числа граждан.


В христианском сообществе в Саудовской Аравии есть большая группа католиков: их более миллиона человек. Большинство из них это филиппинские экспаты, которым государство разрешает здесь работать без предоставления им гражданства Саудовской Аравии. В соответствии с международным докладом о свободе вероисповедания 2008 года, здесь находится около 1,2 миллионов филиппинцев, а около 60% всех религиозных групп составляют христиане.


Саудовская Аравия — единственная страна в мире, которая отказывает строить церкви


Каждую пятницу и субботу христианские церкви в малых странах Персидского залива переполнены. Кувейт, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Оман разрешают строительство церквей, подобно тому, как разрешают работать людям, исповедующим христианство в этих странах. Совершенно иная ситуация сложилась в Саудовской Аравии.

Хотя саудиты позволили христианам въезжать в страну в качестве иностранных работников на временную работу, им не разрешается открыто исповедовать свою религию. Также в Саудовской Аравии не существует официальных церквей, и, несмотря на существование исторической церкви в районе Эль-Джубайль, государство запрещает местным жителям и иностранным гражданам посещать ее.


Более того, власти Саудовской Аравии не допускают строительство церквей въезжающим в страну немусульманам с целью проведения религиозных обрядов и церемоний. 9 июня 2006 года в городе Джидда в специальном месте для осуществления христианского богослужения полиция задержала двух лидеров эфиопской и эритрейской церквей с целью их депортации в июле того же года.


Государство уведомляет религиозные издания и ресурсы, касающиеся любой религии, кроме ислама, подобным образом: «Евангелия, кресты, памятники, изваяния или любые другие атрибуты, например, звезда Давида считаются символом религии. Таким образом, христиане вынуждены осуществлять богослужения внутри своих домов, через интернет при помощи чатов или специальных собраний. Для христиан есть предупреждение о входе в Мекку и Медину — самые священные города в исламе.


13 тысяч мусульман в Саудовской Аравии приняли христианство


Комитет по поощрению добродетели и удержанию от порока (религиозная полиция страны) предупредил о том, что практика любой религии отличной от ислама считается переходом из ислама в другую религию, а это «вероотступничество», то есть преступление, которое карается смертной казнью, если вероотступник не вернется в ислам. Однако не существует какого-либо точного решения о проведении смертной казни.


Саудитов-христиан официально не существует, исключение составляют приезжие иностранцы христиане, однако условие предоставления гражданства Саудовской Аравии — это религия (ислам). Тем не менее есть оценки некоторых источников, достоверность которых, однако, остается под вопросом. Например, во Всемирной Христианской базе данных есть информация о 13 тысяч мусульман из Саудовской Аравии, указывающих, что они одеваются в соответствии с исламом, но тайно практикуют христианские ритуалы. Исследование, проведенное американским университетом Святой Марии и опубликованное в 2015 году, приводит данные о 60 тысячах мусульман Саудовской Аравии, перешедших в христианство в промежуток между 1960 и 2015 годом. Однако в этом исследовании не уточняется, являются ли все эти люди гражданами Саудовской Аравии, или же они имеют другое гражданство.


В 2012 году известен случай попытки саудовской женщины покинуть страну незаконным путем. Саудовские женщины не могут покидать страну без согласия своих отцов, мужей или родителей. Суд Саудовской Аравии предъявил обвинения двум мужчинам — ливанскому христианину и саудиту, за то, что они убеждали женщину перейти в христианство и бежать из Саудовской Аравии. Суд приговорил первого мужчину к шести годам тюрьмы и 300 ударам плетью, а саудита к двум годам тюрьмы и 200 ударам плетью.


Что касается публикаций в Twitter, то их владельца сажают в тюрьму и бьют плетью. Суд в Саудовской Аравии в феврале прошлого года признал виновными мужчину в возрасте 28 лет после публикации 100 твитов, в которых он отрицает существование Аллаха, а также критикует религию, отказываясь обратиться в ислам. В отношении него был вынесен следующий приговор: 10 лет в тюрьме, штраф 20 тысяч риалов и 2000 ударов плетью.


Заключение в тюрьму, удары плетью, депортация — наказания за выражение религиозных чувств


Несмотря на значительную открытость Саудовской Аравии западному миру, веротерпимость все же «ограничена». Организация «Международная христианская помощь» по правам человека, свободы вероисповедания, а также помощи жертвам преследования христиан упомянула в своем докладе 2003 года о заключении под стражу 11 последователей христианства в Саудовской Аравии за проведение религиозных ритуалов в своих домах.


Организация протестовала против полиции Саудовской Аравии, которая арестовала и посадила в тюрьму, по меньшей мере, 46 христиан в июне 2004 года, назвав это «побоищем». Эти задержания произошли вскоре после репортажа СМИ об осквернении Корана в Гуантанамо. По данным организации, в октябре 2006 года полиция задержала филиппинца христианина в Джидде, и обвинила его в хранении наркотиков. После этого полиция предъявила данные обвинения, и официально обвинила мужчину в проповедовании для того, чтобы посадить его в тюрьму на срок 8 месяцев, а также назначить ему 60 ударов плетью, и депортировала его после этого из страны в мае 2007 года.

Саудовская Аравия: Учебники по религии пропагандируют нетерпимость

(Бейрут) – Школьная программа по религиоведению в Саудовской Аравии содержит ненавистные и подстрекательские высказывания в отношении религий и исламских традиций, которые не соответствуют ее интерпретации суннитского ислама, заявила сегодня Хьюман Райтс Вотч. Тексты унижают суфийские и шиитские религиозные практики и называют евреев и христиан «неверующими», с которыми мусульманам не следует общаться.

Всесторонняя проверка Хьюман Райтс Вотч школьных учебников по религии за 2016–2017 учебный год, выпущенных Министерством образования, показала, что часть содержания, которое впервые вызвало широкомасштабные споры по поводу насильственных и нетерпимых учений после терактов 11 сентября 2001 г., остается в текстах и ​​сегодня, несмотря на обещания официальных лиц Саудовской Аравии исключить нетерпимые выражения.

«Уже в первом классе учащихся саудовских школ приучают ненавидеть всех, кто, как считается, исповедует другую веру или другое направление мысли, — говорит Сара Леа Уитсон, директор Хьюман Райтс Вотч по Ближнему Востоку. «Уроки ненависти закрепляются с каждым годом».

Это исследование было частью более широкого расследования использования должностными лицами Саудовской Аравии и религиозными деятелями разжигания ненависти и подстрекательства к насилию для предстоящего отчета Хьюман Райтс Вотч. Пересмотренная учебная программа под названием ат-таухид, или «Единобожие», состоял из 45 учебников и рабочих тетрадей для начального, среднего и среднего образования. Хьюман Райтс Вотч не проверяла дополнительные религиозные тексты, касающиеся исламского права, исламской культуры, исламских комментариев или чтения Корана.

Государственный департамент Соединенных Штатов впервые включил Саудовскую Аравию в список «стран, вызывающих особую обеспокоенность» в соответствии с Законом о международной свободе вероисповедания в 2004 году за особенно серьезные нарушения. С тех пор он продолжает делать это каждый год. Включение в список должно повлечь за собой санкции, включая экономические санкции, эмбарго на поставки оружия, а также ограничения на поездки и визы. Но правительство США отменяет штрафы с 2006 года. Этот отказ позволяет США продолжать экономическое сотрудничество и сотрудничество в области безопасности с Саудовской Аравией без каких-либо ограничений.

После терактов 11 сентября Саудовская Аравия столкнулась с давлением с целью реформирования школьной программы по религии, особенно со стороны США, после того как выяснилось, что 15 из 19 угонщиков самолета были гражданами Саудовской Аравии. Официальные лица Саудовской Аравии неоднократно заявляли, что они проведут эти реформы, хотя прошлые обзоры учебной программы за последние десять лет показали, что эти обещания пусты. В феврале 2017 года министр образования Саудовской Аравии признал, что «более масштабная перестройка учебной программы» по-прежнему необходима, но не назвал дату, когда эта перестройка должна быть завершена.

Саудовская Аравия не разрешает публичные богослужения приверженцам других религий, кроме ислама. Религиозные учебники для государственных школ являются лишь одним из аспектов всей системы дискриминации, которая поощряет нетерпимость к тем, кого воспринимают как «других».

По мере того, как Саудовская Аравия движется к реализации своих целей «Видения 2030» по культурному и экономическому преобразованию страны, она должна реагировать на враждебную риторику, с которой сталкиваются в Саудовской Аравии неконформные мусульмане-сунниты, мусульмане-шииты и немусульманские иностранные рабочие, отмечает Хьюман Райтс Вотч.

Учебная программа Саудовской Аравии ат-таухид «Единобожие» жестко критикует обычаи и традиции, тесно связанные как с шиитским исламом, так и с суфизмом. Во многих случаях учебная программа называет обычаи, такие как посещение могил выдающихся религиозных деятелей и акт заступничества, посредством которого шииты и суфии обращаются к Богу через посредников, как свидетельство ширка или многобожия, которое приведет к удалению из ислама и вечному проклятию.

Учебная программа постоянно осуждает строительство мечетей или святынь на могилах, что является явной ссылкой на места паломничества шиитов или суфиев. Например, третья книга пятичастной программы среднего уровня содержит раздел, озаглавленный «Нарушение людьми учения Пророка с могилами», в котором говорится, что «многие люди нарушили то, что запретил пророк в терминах бида’ или «незаконных нововведений» с могилами, и совершили то, что он запретил, и из-за этого впали в незаконные нововведения или величайшее многобожие», «строя мечети и святыни на вершинах могил». могилы». В тексте также говорится, что люди используют святыни как место для совершения других актов незаконных нововведений или многобожия, в том числе: «молятся им, читают им, приносят жертвы им и [погребенным] в них, обращаются к ним за помощью или дают им обеты…».

Нажмите, чтобы развернуть изображение

Министерство образования, Аль-Таухид, Студенческая книга, Программа среднего семестра, третий уровень, 2016-17, с. 104

Второй семестр текста для седьмого класса выражает похожее мнение, говоря, что «те, кто превращает могилы пророков и праведников в мечети, злонамеренны».

Ближе к концу одной из глав «Роль реформаторов в провозглашении и защите правильной доктрины» в учебнике для средней школы в кратком глоссарии перечислены обычаи тех, кто отклонился от правильной религиозной практики. В нем суфизм описывается как «извращенный путь, который начался с притязаний на аскетизм или строгую самодисциплину, а затем перешел к незаконным нововведениям, заблуждениям и преувеличениям в почтении к праведникам».

Нажмите, чтобы развернуть изображение

Министерство образования Саудовской Аравии, Аль-Таухид, Студенческая книга, Программа среднего семестра, первый уровень, 2016-17, с. 40

Учебная программа оставляет за собой самую резкую критику в отношении евреев, христиан и людей других религий, часто описывая их как кафиров или «неверующих».

В одном из учебников второго семестра для пятого класса евреи, христиане и Al Wathaniyeen , или «язычники», «изначальные неверующие», и заявляет, что обязанность мусульман отлучать их от церкви: «Ибо тот, кто не [отлучает их], или кто сомневается в их религиозной неверности, сам является неверующим».

Нажмите, чтобы развернуть изображение

Министерство образования Саудовской Аравии, Аль-Таухид, Учебник, пятый класс, второй семестр, 2016-17, с. 55

В главе, в которой перечислены признаки, по которым можно распознать приближение Дня Воскресения, в одном отрывке говорится: «Час не наступит, пока мусульмане не будут сражаться с евреями, а мусульмане не убьют евреев».

Нажмите, чтобы развернуть изображение

Министерство образования Саудовской Аравии, Аль-Таухид, Учебное пособие, средний курс, второй уровень, 2016-17, с. 102.

Повторяющийся и тревожный урок в учебной программе предостерегает от подражания, общения или присоединения к «неверующим» в их традициях и обычаях. Один отрывок отвергает и осуждает суфийскую практику празднования рождения пророка, обвиняя суфиев в подражании христианам, то есть «неверующим», в их праздновании рождения Иисуса.

Нажмите, чтобы развернуть изображение

Аль-Таухид, Учебник, пятый класс, второй семестр, 2016-17, с. 279 [Перевод: Празднование рождения пророка весной каждого года запрещено; ибо это новое нововведение и подражание христианскому празднованию того, что известно как рождение Христа.]

В другой главе, «Верность неверующим», текст прямо призывает мусульман сохранять верность Богу, пророку и другим верующим и выражать враждебность и антагонизм по отношению к «неверующим». Он предупреждает мусульман, что, подражая «неверующим» или даже присоединяясь к их празднованиям, человек рискует выразить им лояльность и, что еще хуже, стать одним из них.

Нажмите, чтобы развернуть изображение

Министерство образования Саудовской Аравии, Аль-Таухид, Учебное пособие, средний курс, первый уровень, 2016-17, с. 165

Официальная клевета правительства Саудовской Аравии на другие религиозные группы в сочетании с запретом на публичную практику других религий может быть приравнена к разжиганию ненависти или дискриминации. Международное право в области прав человека требует от стран запрещать «любую пропаганду национальной, расовой или религиозной ненависти, которая представляет собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию».

Статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору, а также свободу индивидуально или совместно с другими, публично или в частном порядке исповедовать свою религию или помощь в богослужении, обрядах, практике и обучении».

«Официальные лица Саудовской Аравии должны прекратить принижать личные убеждения других людей», — сказал Уитсон. «После многих лет обещаний реформ в школах страны, по-видимому, все еще мало места для терпимости».

Эволюция отношений между религией и политикой в ​​Саудовской Аравии

Приход к власти наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана (MbS) привел к, возможно, одним из самых значительных политических преобразований в королевстве с момента его основания в 1932 году. После восхождения на престол его отца Салмана бин Абдель Азиза Аль Сауда в 201 году 5, МбС быстро стал доминирующим политическим игроком в стране после того, как оттеснил своего двоюродного брата Мохаммеда бин Найефа и стал наследником в 2017 году. Он представил себя реформатором, подтолкнувшим Саудовскую Аравию к новому будущему, особенно в отношении религии, фундаментально бросив исторический правящий договор между ваххабитскими улемами и семьей Аль Саудов. МбС пообещал вернуть Саудовскую Аравию к «умеренному исламу», утверждая, что поворот Эр-Рияда к радикализации произошел в результате иранской революции. Это усугублялось желанием Америки, чтобы региональные партнеры, такие как Саудовская Аравия, использовали религию как механизм противодействия Советскому Союзу в Афганистане и на Ближнем Востоке во время холодной войны.

Помимо избирательного прочтения истории, за последние несколько лет в Саудовской Аравии действительно произошел ряд существенных изменений. Эти изменения включали попытку отделить официальную историю Саудовской Аравии от ваххабизма; разрешить женщинам водить машину, жить в одиночестве и путешествовать без опекуна-мужчины; ограничение полномочий религиозной полиции; разрешение на проведение общественных развлекательных мероприятий, таких как кинотеатры и концерты; и аресты религиозных священнослужителей и ученых, которых режим заклеймил как «экстремистов». Это в дополнение к представлению так называемого плана «Видение 2030» по обновлению экономики Саудовской Аравии и коренным образом меняет отношения между государством и обществом.

Союз Мохаммеда бин Салмана с официальным религиозным истеблишментом остается неизменным, и он не стремился коренным образом реформировать доктрину и учения ваххабитов.

Безусловно, эти события в конечном итоге отражают желание МбС укрепить абсолютную власть и устранить альтернативные центры власти, способные бросить вызов его правлению. То, что происходит в Саудовской Аравии, лучше всего понимать как реструктуризацию религии с этой целью: религиозная власть централизуется под властью МбС и ставится под непосредственный контроль монархии. Более того, предпринимаются постоянные усилия по отказу от религии как единственной центральной опоры, на которой правительство стремится получить свою легитимность (как это было исторически), и переходу к более открытой форме национализма, который пропагандируется и поощряется режимом. Однако это не означает, что МбС больше не видит пользы в религии как в политическом инструменте: ислам по-прежнему используется внутри страны и за рубежом в стремлении к власти и легитимности. Союз Мухаммеда бин Салмана с официальным религиозным истеблишментом остается неизменным, и он не стремился коренным образом реформировать доктрину и учения ваххабитов. Скорее, режим стремился перепрофилировать эти ресурсы, чтобы они лучше отвечали его интересам в меняющихся внутренних, региональных и мировых контекстах.

MbS, религия и централизация власти

Так называемые религиозные реформы, происходящие в Саудовской Аравии, представляют собой одну из стратегий, с помощью которой Мухаммед бин Салман стремится централизовать власть под своим единоличным руководством, одновременно перерабатывая старый общественный договор, лежащий в основе современной саудовской политики, экономики и общества. Эта кампания по устранению альтернативных центров силы и авторитета и подавлению инакомыслящих выходит за рамки религии и охватывает всю страну, о чем свидетельствуют преследования режима членов королевской семьи и других представителей элиты, журналистов, правозащитников, защитников прав женщин, судей и многих других. В частности, в религиозной сфере MbS консолидирует религиозную власть и дискурс под исключительным контролем королевского дворца. Как утверждают Аннель Шелин и Кристиан Ульрихсен, «там, где MbS урезал власть религиозного истеблишмента, он должен консолидировать власть в руках центрального государства и, в частности, усилить свой собственный контроль». Попытка вернуть Саудовскую Аравию к так называемому «умеренному исламу» вместо этого представляет собой всестороннюю попытку государства устранить все независимые или несогласные религиозные голоса, способные бросить вызов желаемой монополии МбС на ислам в Саудовской Аравии. Точно так же усилия по борьбе с «экстремистскими» священнослужителями внутри страны представляют собой наступление на тех религиозных деятелей, которые бросают вызов абсолютной власти МБС или его политике, а не нападение на религиозный истеблишмент как таковой или на сам ваххабизм. На самом деле дело не в экстремизме: многие религиозные деятели, продолжающие выпускать более радикальный контент, остаются в благосклонности МбС и до сих пор служат в религиозном истеблишменте страны. Вместо этого речь идет о лояльности и централизации религиозной власти.

Попытка вернуть Саудовскую Аравию к так называемому «умеренному исламу» вместо этого представляет собой всестороннюю попытку государства устранить все независимые или инакомыслящие религиозные голоса, способные бросить вызов желаемой монополии МбС на ислам в Саудовской Аравии.

Этот процесс не нов: он продолжается уже более десяти лет и резко ускорился после арабских восстаний 2011 года и прихода к власти короля Салмана и Мухаммеда бин Салмана. В 2010 году покойный король Абдулла постановил, что только спонсируемый государством Совет старших ученых может издавать публичные фетвы, положив начало тому, что Абдулла Алауд называет «нынешним этапом государственной политики Саудовской Аравии в отношении фетв, ограничивая и диктуя содержание фетв совета для достижения собственных целей государства». В Саудовской Аравии ислам исторически был основным языком, посредством которого выражалось социальное и политическое соперничество. Когда в 2011 году произошли арабские восстания, лица, связанные с Саудовской Аравией и находившиеся под ее влиянием 9Движение 0009 ас-сахва аль-исламийя («Пробуждение мусульман») представляло собой орган, наиболее способный бросить вызов режиму.

Движение Сахва объединило ваххабизм и политическую идеологию Братьев-мусульман. Основанная на большом количестве членов «Братьев-мусульман», которые путешествовали в Саудовскую Аравию с 1950-х по 1970-е годы из-за усиления репрессий в таких местах, как Египет и Сирия, Сахва расширила свое влияние по всей Саудовской Аравии, в первую очередь через образовательные учреждения. После начала арабских восстаний лица, исторически связанные с Сахвой, такие как шейх Салман аль-Ода, выразили свою поддержку реформ в Саудовской Аравии и осудили попытки правительств всего региона подавить волну мирных протестов. Сахва и исламизм в целом быстро стали рассматриваться режимом как угроза существованию. Многие из этих лиц, в том числе аль-Ода, были арестованы в ходе продолжающейся зачистки со стороны государства, направленной на устранение любой критики в адрес государства и его политики. На Ближнем Востоке Саудовская Аравия, наряду с такими государствами, как Египет и ОАЭ, развернула кампанию по борьбе с господствующим исламизмом. Например, Совет старших ученых осудил «Братьев-мусульман» как «террористическую группу», утверждая, что они не представляют ислам и преследуют только «партийные цели». Тем не менее, мишенью является не только Братство как организация, но и соединение ислама и политики в целом. Ярлык связи с Братством превратился в удобного козла отпущения, используемого Эр-Риядом и другими для оправдания своих репрессивных действий.

Сахва и исламизм в целом быстро стали рассматриваться режимом как угроза существованию.

Этот новый подход не эквивалентен разрыву между саудовским государством и религией или религиозным истеблишментом, а скорее всеобъемлющей кампанией против религиозных деятелей и нарративов, находящихся за пределами официальных институтов и нарративов, управляемых режимом. Это произошло наряду с более широкими региональными усилиями по подчинению исламского дискурса и деятельности строгой власти государства. Дело не в том, что арабские правительства стремятся устранить религию как источник власти и легитимности или коренным образом реформировать религиозные доктрины; скорее, они стремятся устранить инакомыслие внутри религиозного сообщества, которое бросает вызов их абсолютной власти и способно мобилизоваться против режимов.

Национализм на подъеме

22 февраля 2022 года впервые в своей истории Саудовская Аравия провела торжества в честь нового официального праздника, известного как «День основания». Праздник, который будет проводиться каждый год, посвящен «началу правления имама Мухаммада бин Сауда» и привлек всеобщее внимание в первую очередь из-за года, который был выбран для обозначения возникновения первого саудовского государства: 1727 год. Как объясняет Азиз Эль-Якуби, «годовщина отмечает день в 1727 году, когда Мухаммед бин Сауд, основатель первого саудовского государства, захватил эмират Дирия», что примерно «за 18 лет до того, что историки обычно считают началом Саудовское государство, когда бин Сауд, вождь племени, заключил союз с исламским проповедником Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом». Празднование этого праздника символизирует более широкие изменения, происходящие в Саудовской Аравии, и является последним примером того, что Даниэль Брумберг ранее назвал «переработкой старой правящей сделки».

Государство активно взращивает новый гипернационализм, поскольку режим пытается изменить народную идентичность от чисто исламской к саудовской национальной идентичности. Другими словами, режим пытается заменить сильный саудовский национализм в качестве основной легитимирующей и объединяющей силы в стране, исторически укорененной в религии. Государство переписывает учебники, чтобы поддержать этот новый национальный нарратив. Мадави Аль-Рашид заявляет, что новый национальный нарратив «прославляет нового гражданина Саудовской Аравии, который привержен экономическому развитию своей страны, а не ранее лелеяемого благочестивого саудовца, который выучил наизусть Коран, распространял ислам по всему миру и поддерживал дела мусульман».

Государство активно взращивает новый гипернационализм, поскольку режим пытается изменить народную идентичность от чисто исламской к саудовской национальной идентичности.

Это стремление к новому ультранационализму направлено в первую очередь на молодое население Саудовской Аравии: по оценкам, более 50% населения моложе 25 лет. Отсюда важность социальных сетей для распространения этих новых нарративов: режим мобилизовал онлайн-армию лоялистов и автоматизированные учетные записи для продвижения этого нового национализма и политики, проводимой MbS. Видение 2030 является основой этого нового националистического дискурса и идентичности и представляет собой обещание государства своей молодежи нового экономического и социального пути вперед для Саудовской Аравии. В такой новой националистической среде значительно увеличилось использование обвинений в «предательстве» и угрозе нации в качестве механизма для преследования тех, кто бросает вызов этому новому продвигаемому государством национализму, абсолютному авторитету МбС или его политике.

Религия остается мощным политическим инструментом

Поскольку МбС стремится установить политическое превосходство в Саудовской Аравии, он признает стратегические преимущества сохранения союза режима с представителями религиозного истеблишмента, но не с теми, кто критикует его политику или ставит под сомнение его абсолютную власть. Религия остается мощным политическим инструментом и находится в руках централизованного государственного аппарата, состоящего из отдельных лиц и учреждений, таких как Великий муфтий и Совет старших ученых внутри страны и Всемирная мусульманская лига (MWL) на международном уровне. Мухаммед бин Салман «получил высокую оценку государственных улемов» как «модернизатор» (9).0009 мухаддис ) и «обновитель» ( муджаддид )»; Совет старших ученых оправдал его аресты других членов королевской семьи, а также несогласных священнослужителей и ученых; и государство использовало антишиитские настроения и риторику в ходе своей продолжающейся военной кампании в Йемене. Религия также продолжает использоваться государством в качестве инструмента контрреволюции как дома, так и за рубежом.

В период после арабских восстаний 2011 года государство полагалось на религиозный истеблишмент для дискредитации протестов и призывов к реформам. Например, после вспышки протестов в Тунисе и Египте в 2011 году великий муфтий Саудовской Аравии Абдель Азиз бин Абдулла Аль-Шейх осудил их как «спланированные и организованные врагами уммы» и предупредил, что «ислам строго запрещает протесты в королевстве, потому что правитель здесь правит по воле Бога». Точно так же в 2017 году Великий муфтий издал более восьми фетв и заявлений, в которых утверждалась необходимость сохранять верность правителю. Религия остается механизмом, с помощью которого монархия пытается делегитимировать народные восстания и поддерживать статус-кво дома и в регионе в целом.

Саудовская Аравия также продолжает использовать продвижение так называемого «умеренного ислама» для достижения своих стратегических целей за рубежом.

Саудовская Аравия также продолжает использовать продвижение так называемого «умеренного ислама» для продвижения своих стратегических целей за рубежом. Государство использовало MWL для продвижения имиджа терпимости и сосуществования за границей, а также для того, чтобы выслужиться перед влиятельными демографическими группами в Соединенных Штатах и ​​​​связанными с Израилем, такими как христианские евангелисты и американская еврейская община. В ноябре 2018 года Саудовская Аравия приняла делегацию христианских евангельских лидеров из США, которую приняли МбС и генеральный секретарь MWL Мохаммед Аль-Исса. Аналогичная делегация снова посетила королевство в сентябре 2019 года.. В январе 2020 года Мохаммед Аль-Исса возглавил делегацию исламских ученых с беспрецедентным визитом на место концлагеря Освенцим в Польше в сопровождении представителей Американского еврейского комитета. Через год Мухаммед Аль-Исса был принят Папой Франциском в Ватикане. Эти усилия следует рассматривать как стратегическое использование религиозной «мягкой силы» саудовским государством для создания глобального образа себя как «умеренного» и «толерантного», одновременно развивая отношения с различными влиятельными игроками.

Использование Эр-Риядом ислама за границей также стало отражением более широкого многополярного глобального порядка, о чем свидетельствует резкий рост религиозного сотрудничества между Саудовской Аравией, Россией и Китаем. Религия служила прибыльным инструментом мягкой силы Эр-Рияда, дополняющим его растущие отношения в сфере экономики и безопасности с Москвой и Пекином. И в России, и в Китае проживает многочисленное мусульманское население, имеющее исторические связи и интересы на Ближнем Востоке, и многие из этих общин исторически были насильственно включены в состав имперской экспансии, вызывавшей ожесточенные споры и вызовы. Россия и Китай разделяют с Саудовской Аравией цель создания контролируемого государством религиозного дискурса, благоприятного для их режимов. Таким образом, сотрудничество по религиозным вопросам между этими тремя государствами значительно расширилось.

Эр-Рияд избегает критиковать драконовские действия Пекина в отношении уйгурского мусульманского населения.

Эр-Рияд использовал связи с лояльным Путину президентом Чечни Рамзаном Кадыровым для укрепления своих отношений с Кремлем. В 2018 году Кадырова приняли в Саудовской Аравии на Курбан-Байрам «со всеми дипломатическими почестями, оказываемыми представителю крупного международного партнера», а в 2019 году MWL провела конференцию по вопросам мира и сосуществования в Москве с участием Кадырова. Точно так же Саудовская Аравия и Китай значительно расширили свое религиозное сотрудничество наряду с решительными усилиями Пекина по «китайизации ислама». Эр-Рияд избегает критиковать драконовские действия Пекина в отношении уйгурского мусульманского населения. Королевство подписало 2019 г.письмо, которое было доставлено президенту Совета ООН по правам человека, в котором восхваляется «вклад Китая в международное дело прав человека» и утверждается, что Китай восстановил «мир и безопасность» после того, как столкнулся с «терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Кроме того, в 2019 году МбС посетил Китай, где «оправдал действия Пекина против уйгуров и заявил, что «Китай имеет право принимать меры по борьбе с терроризмом и экстремизмом для защиты национальной безопасности». Базирующаяся в Саудовской Аравии Организация исламского сотрудничества также похвалила Китай за «заботу о своих мусульманских гражданах».

Двигаясь вперед

По мере продвижения Мохаммеда бин Салмана к его конечной цели консолидации власти в Саудовской Аравии, скорее всего, продолжится централизация религиозной власти и дальнейшее устранение альтернативных религиозных дискурсов и центров власти. Государство продолжит взращивать и продвигать новую ультранационалистическую идентичность и нарратив, направленный в первую очередь на саудовскую молодежь, сохраняя при этом использование ислама в качестве политического инструмента внутри страны и за рубежом, когда это соответствует интересам режима.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *