Какие бывают деревни названия: Название деревень в россии. Российская деревня в цифрах и фактах. Проблема вымирания сел. Самые красивые деревни страны Название деревень в россии список

Самые страшные названия мест в Свердловской области: Общество: Облгазета

Скалы Чёртово городище не отпугивают, а привлекают туристов своим мистическим названием. Фото: Ирина Донец

Васильев вечер (вечер 13 января) в народе считается самым подходящим временем для святочных гаданий. По народному поверью в это время особенно активизируется нечистая сила, помогающая людям заглядывать в будущее. Во время Святок нельзя поминать чёрта — может и заявиться. Но есть на Среднем Урале места, где черти навечно поселились в названиях рек, гор и даже селений.

Обычно люди не называют свои сёла пугающими именами, но бывают исключения. Например, по одной из версий название села Шурала под Невьянском происходит от татарского «шурале». Это такой длинноногий лесной дух, вроде русского лешего.

Леденят кровь несведущим туристам многие названия посёлков и деревень: Крюк, Дырина, Заболотье, Чёрная Речка и Черноисточинск. Есть среди деревень с недобрыми названиями много покинутых. Например, на реке Салде есть Злыгостева без жителей. Такие же опустевшие улицы встретят вас и в Злыгостевой на Ляле. Лишь развалины остались и от посёлка Горельского в Невьянском ГО. Он был назван не из-за бушевавших там пожаров, а по имени соседней речки Горелки.

Некоторые населённые пункты сменили неблагозвучное название. Под Красноуфимском есть большая деревня Калиновка, которую старожилы называют её иначе – Живодёркова. Первое имя селение получило в честь речки Живодёркова, притока Уфы.

А возле Нижнего Тагила есть село Николо-Павловское. Это его официальное название, а жители зачастую пользуются первым именем — Шайтанка. Их нисколько не смущает, что «шайтанка» в переводе с тюрского — чёртовка, Разумеется, первые жители не были поклонниками нечисти, а назвали селение в честь пробегавшей мимо речки. Та получила имечко за характер. Летом николопавловская Шайтанка тиха и скромна — её курица вброд переходит. Зато по весне шумит и разливается так, что подтапливает дворы.

Рек с плохим характером на Среднем Урале хватает, поэтому кроме этой, в регионе есть ещё две Шайтанки и один Шайтан.

Такое же чертовски запоминающееся название имеют и горы. Шайтаном назвали аж две прибрежные скалы на Чусовой. Есть на реке и боец по имени Могильный. Видимо, не один сплавщик нашёл смерть у его подножия.

Кстати, кладбищенская тема в горной топонимике весьма распространена. Например, неподалёку от реки Серебряной есть гора Кокуй. По всей европейской России одно из значений слова «кокуй» — «кладбище». Считается, что название гора получила от дружины Ермака. О зловещей обстановке, царящей в этих местах, написал Алексей Иванов в романе «Золото бунта»:

«Путник свалился в низину, загроможденную лесобоем. Сквозь ломаный и плельный лес он вдруг вывел на сухую гору Кокуй. На вершине Кокуя, как серые зубы, ещё торчали из земли столбы священных вогульских чамий. Здесь в избушках на курьих ножках много веков спали деревянные вогульские мертвецы придорожного кладбища — кокуя. Совсем нехорошее, лешачье место…«- пишет автор.

Кокую полагался персональный леший, который следил здесь за порядком. В частности, наступив на серую полевую мышь, путник терял дорогу и пропадал.

Такую же недобрую славу имеет гора Приполярного Урала Холат Сяхыл — в переводе с языка манси — гора Мертвецов. Опытные туристы не называют маршрут к ней сложным, но много людей ушли здесь из жизни при необъяснимых и мистических обстоятельствах. Легенды говорят, что в древние времена на этой горе была пролита кровь девяти манси. А 1 февраля 1959 года у её подножия погибает группа Дятлова. И это не последние жертвы горы Мертвецов: там гибли геологи, происходили авиакатастрофы…

Впрочем, чтобы окунуться в атмосферу мистики, не обязательно шагать в лесные дебри. Всего в шести километрах от посёлка Исеть есть величественные скалы — Чёртово городище. Рядом с зубчатой грядой гранитных башен-останцев, по признанию многих путешественников, возникает чувство подавленности. Каменная стена выглядит так, словно была создана сверхъестественными силами. Среди коренных народов здешних мест она была пристанищем шаманов.

Там, где когда-то совершались магические обряды, теперь ходят толпы туристов.

— Мы можем предложить любителям мистики побывать в гостях у нейвинского шамана, узнать о ведьмах и русалках села Вознесенского, посетить дольмены и другие места силы, — рассказала ОГ директор тагильской турфирмы «Городища» Наталья Гурьева.

Если верить в народные легенды, на время святок территория власти сверхъестественного расширяется, и нечистая сила может проникнуть прямо в наш дом. Так что будем осторожнее и вслед за нашими предками наложим табу на фразы «Чёрт возьми!» или «Чтоб тебя леший унёс!»

От Пузина до Облезьева | «Новости Коломны»

Самые странные и смешные названия городов и деревень Подмосковья, мимо которых нельзя проехать без эмоций

Проезжая по дорогам нашей необъятной родины, да и Подмосковья, каждый из нас встречал указатели с названиями населенных пунктов и водоемов, которые невольно заставляли улыбнуться. Топонимика складывалась веками, а время порой словами играет: значения одних могут меняться, других – забываться, а иногда уже забытые слова возвращаются, наполненные новым смыслом. Бывает, что некогда вполне обычное слово приобретает негативный, жаргонный, а то и вовсе непристойный смысл. И вот уже мы смеемся над названием деревни, хотя далекие предки нас бы не поняли.

Большинство названий подмосковных, да и вообще русских деревень образовалось очень просто: от имени или прозвища владельца (или владелицы): Аксиньино, Андреевка, Борисово, Иваньково, Петрино и т. д. Если деревня разрасталась и в ней строили церковь, она уже считалась селом и именовалась по названию церкви: Покровское, Рождественка, Воздвиженское, Богородское… Часто в топонимике отражены особенности места: все эти Горы, Горки, Озеры, Холмы, Овражные… Но наряду с обычными названиями встречаются и довольно забавные.

Жабки, Жучата и Рыбушки: как называть их жителей

Как, по-вашему, должны выглядеть жители Пузина? Или Облезьева? А живя в деревне с названием Толстые, похудеть у вас не получится, как ни старайтесь (кстати, как называются жители этой деревни – толстовцы?). Немногим лучше проживающим в селе Подмоклово: даже в самую засуху ощущается некоторая… подмоченность репутации.

Встречаются, наоборот, очень ласковые имена: под Истрой есть деревня Рыбушки, а под Егорьевском – Жабки и Жучата. Вроде тоже ласково, но как-то не хочется…

Есть названия веселые: к примеру, город Воскресенск в детстве вызывал у меня чувство зависти к его жителям: казалось, там всегда выходной день. Много и сел с названием Воскресенское. Субботово тоже неплохо. Впрочем, потенциальные бездельники живут не только там. Несколько деревень в Московской области называются Пятница. Наверное, и их жителям особенно не до работы – пятница же… А вот в деревне Середа уже не так весело, хотя и говорят, что среда – это маленькая пятница.

«Ты откуда родом?» «Я? С Заднего Двора!»

Бывают названия из двух слов, чтобы сразу ощутить всю полноту картины: Задний Двор, Пустые Меленки, Гольный Бугор… «Ты откуда родом?» «Я-то? С Заднего Двора!» Ну, родину, конечно, не выбирают. Или вот еще: деревня Борозда под Клином. «Я живу в Борозде» — звучит!

А под Дмитровом есть деревня Орево и поселок Орево. Мимо лучше не ездить – оглохнешь. Зато если убрать всего одну букву, получится кондитерское изделие. Близ Каширы еще одна «звучащая» деревня – Пенье. Все лучше! А недалеко от Зарайска есть Верхнее и Нижнее Плуталово. По грибы туда лучше не ходить – себе дороже.

С намеком на местные нравы

Некоторые названия содержат намек на местные нравы: Дракино, Дубачино, Бузяту и Мочилы лучше обходить стороной. В Матюкове не ждите вежливого обращения, а в Пьянкине всегда нальют. Еще более «веселые» люди, очевидно, составляют население деревень Коноплево и Курилово (их несколько). А вот в Непейне, напротив, ведут исключительно трезвый образ жизни.

Самые горячие парни проживают в деревнях Кобелево и Большие Жеребцы. Свиноедово – неплохое место для любителей шашлыка. Свиненки, Вонякино и Черную Грязь объезжаем за версту. К словам жителей Бреховской относимся осторожно, а с теми, кто живет в Пронюхлове, молчим, дабы не сболтнуть лишнего (кстати, некогда это самое Пронюхлово входило в Коломенский уезд, и находится оно недалеко от деревни с говорящим названием Потлово).

Самые труднопроизносимые и «неприличные»

Первое место в конкурсе на самое труднопроизносимое название в Подмосковье по праву заняла деревня Староподастрамьево (г. о. Зарайск). Кто научился с детства без запинки выговаривать название малой родины, тому вряд ли знакомы логопедические проблемы.

Советский период внес свою лепту в занимательную топонимику Подмосковья. Как вам названия деревень: Обновленный Труд, Республика, Вторая Пятилетка и даже… Госконюшня?

Названия рек также бывают весьма забавными. У всех на слуху речка Вобля в соседних Луховицах. Но происходит оно не от междометия, внезапно вырвавшегося у человека, которого что-то поразило, а от слова «облый», т. е. «круглый» (это одна из версий и да, она скучная). Есть в наших краях реки с еще более говорящими названиями: Гнилуша (их две), Злодейка, Лужа, Моча, Нищенка и Свинка.

В деревне Конгтонг в Индии имя каждого человека звучит как песня

Деревня Конгтонг предлагает путешественникам одно из самых уникальных культурных событий в Индии.

Фото Анны Пинто-Родригес

Мать четверых детей Фибашиша Хонгсит, 39 лет, сидит в тени возле своего дома с соломенной крышей. Дочери Хонгсит — 14, 10 и 6 лет — играют неподалеку во дворе. Уже почти время обеда, поэтому она хочет привлечь их внимание: она напевает ритмичную пятисекундную мелодию на высоком тоне. Она делает глубокий вдох и подпевает другой мелодии. . . а затем еще один. У дочерей Хонгсита есть музыкальные имена, и они, конечно, не единственные.

В отдаленной лесной деревне Конгтонг в северо-восточном индийском штате Мегхалая у каждого жителя есть песня вместо имени. Мегхалая не такой крупный туристический центр, как Уттар-Прадеш или Раджастхан; скорее, путешественники приезжают в Мегхалаю из-за ее природных чудес и культур коренных народов. Знающие люди отправляются в Конгтонг, чтобы познакомиться с традицией музыкальных имен, совершенно уникальной практикой для этой деревни.

Кхонгсит и остальные жители Конгтонга, насчитывающие около 700 человек, принадлежат к общине кхаси, крупнейшей из трех основных этнических групп региона. Кхаси — это община по материнской линии, которая ведет свою родословную по своим матерям. Наряду с этническими группами гаро и джайнтиа Мегхалаи (другими основными группами коренных народов в штате) кхаси одними из последних в Индии сделали это. Здесь приветствуются девочки, в отличие от большей части Индии, где предпочитают мальчиков.

Конгтонг, однако, является единственной известной деревней, в которой практикуется древняя музыкальная традиция именования jingrwai iawbei , фраза на языке кхаси, которая буквально переводится как «песня, исполняемая в честь «коренной прародительницы» [предка-основательницы ]». Следуя обычаям по материнской линии и джингрвай иавбэй, матери сочиняют для своих детей короткие мелодии, которые используются в качестве их имен. Имена уникальны для каждого человека, и когда человек умирает, его музыкальное имя тоже умирает. В прошлом община передавала традиции устно, поэтому неизвестно, когда впервые возник обычай jingrwai iawbei.

Конгтонг расположен в горах индийского штата Мегхалая.

Фотография Пайастар Хонгджи

«Практика jingrwai iawbei придала Kongthong очень уникальную идентичность [в регионе]», — говорит доктор Пияши Датта. Родившийся в Мегхалае, Датта является соавтором первой письменной документации традиции jingrwai iawbei. «Значение jingrwai iawbei имеет прямую связь с матриархатом и тем, насколько уважаются мать и [предок-основательница] клана. Процесс сочинения мелодии и сама мелодия — это способ вспомнить женщину-предка-основателя, искать ее благословения и благодарить ее за защиту клана».

В деревне исповедуют jingrwai iawbei как те, кто исповедует религию коренных народов Niam Khasi (монотеистическая вера, которой придерживается около 85 процентов населения Конгтонга), так и жители-христиане. Ко всем обращаются одинаково — с мелодией — независимо от пола, возраста, родства и социального статуса. Старшая дочь Хонгсит, которая сейчас отдыхает в тени со своей мамой, показывает мне, как она зовет свою мать мелодией.

Сразу после родов каждая новая мать в Конгтонге сочиняет для своего ребенка уникальную мелодию, которая будет служить именем их нового ребенка. Говорят, что после девяти месяцев вынашивания ребенка матери испытывают огромную радость, когда встречают своего новорожденного. На самом деле все эти эмоции настолько переполняют, что чувства не выражаются словами — вместо этого они проявляются в песне. «Мне легко сочинить мелодию», — с улыбкой говорит Хонгсит, держа на руках своего двухмесячного мальчика. «Я могу сделать это за считанные минуты».

В конгтонге есть два типа мелодичных имен: 15–20-секундные песни, используемые для вызова людей на большие расстояния, скажем, через поле или луг, и более короткая 5-секундная версия той же песенки, используемая для вызова кто рядом, как Хонгсит раньше, — она поет мне и длинные, и короткие версии всех имен своих детей. «Короткая мелодия — это эквивалент прозвища», — объясняет местный гид Фидингстар Хонгсит.

Наряду со своими музыкальными именами дети также получают невоспетое, более формальное имя либо на церемонии Ниам Кхаси под названием jer khun или в христианском крещении, в зависимости от вероисповедания семьи.

В соответствии с матрилинейными обычаями кхаси официальное имя ребенка выбирает мать отца или иногда сестра отца. Однако эти общепринятые имена используются только в государственных целях, например, для идентификации. Jingrwai iawbei — это единственный способ, которым жители Конгтонга ежедневно обращаются друг к другу — мелодичное имя человека — это его личность на всю жизнь.

Жители Конгтонга верят, что музыкальные имена способны защитить близких от злых духов. Поэтому, когда сельские жители отправляются вглубь леса в поисках еды или сбора бамбука для строительных материалов, они будут использовать только музыкальные имена вместо обычных имен, чтобы злые духи не могли их идентифицировать и навлечь на них несчастье.

Практика конгтонга jingrwai iawbei привлекла внимание не только ученых, таких как Датта, но и создателей контента и творческих личностей, таких как режиссер Ойнам Дорен, чей фильм 2016 года « Меня зовут Иеоооу » является единственным документальным фильмом, в котором рассказывается об этой практике.

В 2017 году он получил приз за нематериальную культуру на 15-м кинофестивале RAI. «Ни у кого в Конгтонге нет такого же jingrwai iawbei», — говорит Ойнам. «В этом смысле они защищены авторским правом. »

Выращивание травы для веников и изготовление веников стало популярным способом заработка в деревне.

Фото Анны Пинто-Родригес

52-минутный фильм посвящен неопределенному будущему обычая давать имена, поскольку многие молодые люди в деревне уезжают из Конгтонга (который в основном полагается на натуральное хозяйство и выращивание определенного типа травы для метел), чтобы получить высшее образование и лучшие возможности для работы.

«Опасность заключается в том, что устные традиции, такие как jingrwai iawbei , могут умереть естественной смертью», — предупреждает Датта. По ее словам, если сельские жители смогут зарабатывать достаточно, чтобы прокормить себя, не выезжая из села, то у практики будет больше шансов на выживание.

Недавно в деревне произошли некоторые изменения в инфраструктуре, включая строительство новых дорог, что улучшило связь деревни с внешним миром и расширило возможности для бизнеса. А в последнее время в регионе приобрело популярность выращивание ракитника. Жители будут делать метлы и продавать их торговцам (около 80 центов за фунт метел), которые приезжают в деревню из Шиллонга. Во дворе Хонгсита расстелены для просушки на солнце пушистые пучки ракитника. По мере того, как все больше людей узнают о jingrwai iawbei, туризм также находится на подъеме и приносит дополнительный доход сельским жителям. Кооперативное общество агротуризма коренных народов организует туры по деревне, и с ним можно связаться через его страницу в Facebook. Экскурсии начинаются от 7 долларов на человека.

По мере того, как жители Конгтонга все больше знакомятся с популярной индийской культурой, меняется и обычай джингрвай иавбэй. Недавно одна женщина в деревне назвала своего ребенка в честь популярной болливудской песни из романтического боевика « Kaho Naa». . . Пьяар Хай (2000). Ойнам, однако, не удивлен и смотрит на новые изменения довольно прагматично. «Культура и традиции — это не музейные артефакты, — говорит он. «Они не статичны. Они обязательно изменятся со временем».

На данный момент воздух в Конгтонге по-прежнему наполнен звуками музыкальных мелодий, которые местные жители взывают к своим близким. Но на переднем крыльце Khongsit воздух неподвижен и тих, когда она баюкает своего маленького мальчика, который крепко спит у нее на руках.

Деревня

Деревня — это небольшое поселение, обычно расположенное в сельской местности. Обычно он больше, чем «деревня», но меньше, чем «город». Некоторые географы определяют деревню как деревню с населением от 500 до 2500 человек.

В большинстве частей мира деревни представляют собой поселения людей, сгруппированных вокруг центральной точки. Центральной точкой чаще всего является церковь, рынок или общественное место. Общественным пространством может быть открытое пространство (иногда называемое деревенской зеленью) или развитая площадь (иногда называемая площадью или площадью). Этот тип деревенской организации называется зародышевым поселением.

Некоторые деревни являются линейными поселениями. Они сгруппированы не вокруг центрального общественного пространства, а вокруг линии. Эта линия может быть естественной, например, берегом реки или моря. (Рыбацкие деревни часто представляют собой линейные поселения.) Линейные поселения могут также развиваться вокруг транспортных путей, таких как железнодорожная линия.

Спланированные деревни — это сообщества, которые не развиваются вокруг центральной точки. Их планируют градостроители, часто во избежание конфликтов из-за землепользования, которые часто возникают в зародышевых поселениях.

Запланированные деревни иногда называют «новыми городами». Тапиола, Финляндия, например, планировалась как «экологическая деревня» или «город-сад» в 1950-х годах. Некоммерческие организации, планировавшие Тапиолу, руководствовались принципами обеспечения местных рабочих мест, включая все уровни дохода, и налаживания жизни в гармонии с природой и природным миром.

Деревни часто функционируют как единицы местного самоуправления. В Китае и Японии деревня является официальной административной единицей. Административная единица является отдельным компонентом правительства со своим собственным руководством (аналогично городским советам) и службами, такими как доставка почты.

Деревни прошлого

В прошлом сельские жители обычно занимались основной деятельностью, такой как сельское хозяйство или рыболовство. В Соединенном Королевстве «деревня карьеров» — это поселение, основной деятельностью которого является добыча полезных ископаемых. Во многих слаборазвитых странах эти основные виды деятельности по-прежнему находятся в центре внимания сельской жизни.

Основные виды деятельности обеспечивают основные товары и услуги для жителей и жителей близлежащих районов. Таким образом, некоторые деревни функционируют как торговые центры. Деревни, окружающие город Дамаск в Сирии, например, были торговыми центрами на протяжении тысячелетий.

Многие деревни были окружены толстыми стенами или воротами. Например, tulou — это традиционное здание народа хакка в Южном Китае. Эти окруженные стеной круглые здания построены вокруг большого открытого центрального двора. В самом тулоу проживает большинство жителей деревни — до 800 человек9.0003

Промышленная революция конца 18-начала 19 веков навсегда изменила сельскую жизнь. Промышленная революция, определяемая как переход от труда животных к машинам, производящим товары, значительно увеличила производительность. Когда это произошло, бесчисленные маленькие деревни превратились в города и поселки.

В ходе этого процесса, называемого урбанизацией, зарождались поселения, построенные вокруг заводов, а не церквей или общественных центров. Эта тенденция зародилась на острове Великобритании и со временем распространилась по всему миру. Хэмпстед был английской деревней, которая быстро расширялась, например, после открытия железнодорожных линий в 1860-х годах. Сегодня Хэмпстед — крупный район Лондона.

Деревенская жизнь сегодня

Сельскохозяйственные деревни остаются преобладающей формой сельского поселения в большинстве стран мира. (Однако на большей части территории Северной Америки и Австралии наиболее распространенной формой сельского поселения являются изолированные фермы.)

Большинство деревень в развитых странах больше не ориентировано на основную деятельность. Культурные изменения, глобализация и другие факторы побудили жителей искать другие занятия или, в некоторых случаях, мигрировать. Пожалуй, самые радикальные перемены в деревенской жизни произошли в России в советский период. В 1920-х годов Россия была аграрной страной, в деревнях проживало более 75 миллионов человек. Россия быстро стала индустриальной страной, где правительство поддерживало экономику, основанную на производстве, которая в основном располагалась в городах. К концу существования Советского Союза в 1989 году в деревнях проживало менее 40 миллионов русских.

Некоторые городские жители переехали в деревни и ездят на работу в более крупные города и поселки. Это явление получило название «городской бегство» или «пригородная колонизация». Деревни или пригороды не только разрастаются, но и приобретают политическую власть. Конфликт между жителями деревни или пригорода и жителями центра города из-за ресурсов и приоритетов часто определяет политические дебаты в городских районах, таких как Дели, Индия, или Мехико, Мексика.

Слово «деревня» иногда используется для обозначения определенных районов в пределах более крупной городской территории. Например, Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке, США, уже более века пользуется репутацией художественного анклава. Сегодня «Деревня» представляет собой жилой район высшего среднего класса.

Краткий факт

Глобальная деревня
«Глобальная деревня» — это сокращение от мира, связанного с помощью электронных устройств, таких как смартфоны или Интернет.

Краткий факт

Филиппинские деревни
На Филиппинах «деревня» обычно относится к закрытому жилому комплексу в городской местности.

Fast Fact

Душа Индии
Индийский политический и духовный лидер Махатма Ганди заявил, что душа Индии живет в ее деревнях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *