Какие есть памятники: 10 САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ПАМЯТНИКОВ РОССИИ

Памятники — Официальный сайт города Норильска

  • Главная
  • Город Норильск
  • Туризм
  • Норильск туристический

Памятник Н.Н. Урванцеву

Геолог, первооткрыватель норильского месторождения медно-никелевых руд, первый почетный гражданин города Норильска. Автор — А.И. Рукавишников. Открыт — 06.07.2017 г. Место расположения — Красноярский край, город Норильск, пр. Ленинский, д.14 (музейный сквер)

 

 

Памятник А.П. Завенягину

Памятник Авраамию Павловичу Завенягину (1901 –1956) открыт 22 июня 1960 года в день 25-летия НГМК на первой площади Норильска – Административной (сейчас – площадь имени А.П. Завенягина). Автор памятника – Юрий Георгиевич Нерода.

Бюст из черного мрамора выполнен на заводе художественного литья в городе Мытищи, имеет удивительное портретное сходство с Завенягиным. Бюст первоначально был установлен на высоком постаменте в центре площади. В 1993 году памятник был разобран и бюст на усеченном постаменте перенесен в фойе главного административного здания ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» на Гвардейской площади, где и находится в настоящее время.

 

 

Памятник героям Войны и Труда

Памятник-мемориал «Героям войны и труда» открыт 9 мая 1975 года. Авторы памятника – художники и архитекторы норильских художественно-производственных мастерских Рагим Сейфуллаев, Борис Палей и Валерий Бандякин. 8 мая 1975 года постановлением Норильского горисполкома в честь 30-летия Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне новой площади на улице Севастопольской было присвоено наименование «Площадь Памяти героев».

А утром 9 мая на ней открылся мемориал «Героям войны и труда» –  норильчанам, «павшим и живым, тем, кто сражался на фронтах Великой Отечественной» и «солдатам никелевого фронта, тем, кто ковал щит и меч Родины, тем, кто приблизил Победу». Главное в композиции памятника – Вечный огонь. За ним расположены рельефная стела, на которой высечены три лика: женщины, воина и партизана, и мемориальные доски с фамилиями норильчан, погибших в сражениях Великой Отечественной войны (61 фамилия). Строительство памятника началось в марте 1975 года с установки свай на месте будущего памятника. Во время строительства в фонд сооружения памятника были перечислены деньги от общественных организаций, предприятий, коллективов и граждан города, заработанные во время субботников и воскресников. Справа от мемориала на постаменте установлены две гаубицы, танк Т-62, боевая машина пехоты БМП-62. У памятника в День Победы и День памяти и скорби ежегодно проходят митинги и возложение цветов к Вечному огню.

 

 

Групповой памятник Героям Советского Союза
В.И. Давыдову, С.А. Уганину, Д.А. Ковальчуку


Групповой памятник Героям Советского Союза Василию Иннокентьевичу Давыдову, Семену Артемьевичу Уганину, Дмитрию Андреевичу Ковальчуку был открыт 9 мая 1975 года на городском кладбище. Автор проекта – заслуженный врач России, почетный гражданин города Норильска, председатель норильского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры с 1973 по 1990 годы – Евгений Арсентьевич Климов. На памятнике мемориальные доски с надписями: «Герой Советского Союза майор Давыдов Василий Иннокентьевич участник штурма Рейхстага и водружения знамени Победы 30.04.1945. 19 2/1 20 19 13/VI 68»; «Герой Советского Союза капитан Ковальчук Дмитрий Андреевич участник форсирования реки Дунай в ночь с 4 на 5 декабря 1944 19 23/Ш 19 19 6/1 58»; «Герой Советского Союза сержант Уганин Семен Артемьевич участник форсирования Днепра 29 марта 1944.

19 9/1 24 19 19/V 59». Перезахоронение 1975 г.

 

 

Памятник «Вечно живым»

Памятник «Вечно живым» открыт 16 сентября 2008 года на площади Победы в районе Талнах. Памятник установлен в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Автор проекта – архитектор Елена Арсеньева. Сооружен на месте демонтированного в 2002 году памятника «Воину-освободителю» (проект члена Союза художников СССР Георгия Алексеевича Княжевского), представляет собой композицию из классической стелы высотой около 15 метров с двумя стилизованными знаменами. На стеле надпись: «Вечно живым».

 

 

Памятник «Жертвам Норильлага»

Памятник «Жертвам Норильлага» открыт 30 октября 2004 года на территории музейного комплекса (Ленинский проспект, дом 14). Авторы проекта –  архитекторы Елена Арсеньева и Лада Давыденко, скульптор Сослан Баскаев. На памятнике, опоясанном венком из человеческих рук, надпись: «Жертвам Норильлага…». В октябре 2002 года Комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Администрации города Норильска объявила общественный конкурс на лучший проект памятника безвинно  репрессированным узникам Норильлага. На конкурс было представлено 9 работ. 25 декабря 2002 года  экспертный совет, состоящий из представителей Администрации города Норильска, СМИ, Музея истории НПР и общественного объединения «Защита жертв политических репрессий», признал проект архитекторов Е. Арсеньевой и Л. Давыденко лучшим.

 

 

Памятник на могиле Николая Николаевича и Елизаветы Ивановны Урванцевых

Памятник на могиле Николая Николаевича и Елизаветы Ивановны Урванцевых открыт в феврале 1994 года.

Автор проекта – Владимир Шихов. На памятнике надпись: «Здесь покоится прах Урванцева Н.Н. и Урванцевой Е.И.». Легендарные для Норильска личности – супруги Урванцевы, в соответствии с их завещанием, были похоронены в нашем городе. На бетонной плите установлены надгробие и крест, выполненные из габбро-диабаза. На надгробии – мемориальная доска с надписью «Здесь покоится прах Урванцева Н.Н. и Урванцевой Е.И.», по краю бетонной плиты металлическое ограждение. Памятник изготовлен на Механическом заводе, крест и надгробие были сделаны из габбро-диабаза в городе Заполярном. Перезахоронение 1985 г. Адрес: город Норильск, район станции Голиково, городское кладбище.

 

 

Памятник «Евреям – жертвам Норильлага»

Памятник «Евреям – жертвам Норильлага» открыт 4 мая 2005 года, установлен на средства Джеймса Вульфенсона – Президента Всемирного Банка реконструкции и развития при участии ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель». Автор проекта — Александр Соболев. На памятнике установлена памятная табличка с надписью: «Памятник построен на средства Дж. Вульфенсона». Памятник представляет собой стелу, облицованную светло-серым гранитом, стоящую на постаменте, облицованном  черной плиткой. В верхней части памятника стилизованное сквозное изображение миноры (еврейского семисвечника).

 

 

Обелиск «Первым!»

Памятник «Первым!» открыт 16 августа 1970 года, установлен на месте первой палатки строителей Талнаха. Авторы памятника – архитекторы Рафаэль Ревзин и Валерий Серебряков. Бетонное сооружение с надписью «Первым!», стилизованное под палатку, расположено на площадке, выложенной бетонными плитами; на вертикальной поверхности надпись «Первым!», слева табличка с надписью «Первооткрывателям Талнахского месторождения посвящается!» Установлен на месте первой палатки строителей Талнаха. В 2000-е гг. сооружение было окрашено цветными красками, что изменило первоначальный облик монумента. Расположен на территории города Норильска, 2+360 км объездной автодороги района Талнах.   

 

 

Памятник «Последние врата»

Памятник «Последние врата» открыт 30 октября 2005 года в День памяти жертв политических репрессий. Установлен на средства ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель». Автор проекта –  Александр Соболев. Памятник – результат многолетней инициативной работы администрации музея. Сооружение представляет собой 56-метровую ограду, состоит из трех частей. Центральная часть выполнена в виде раздвигающихся плит – «отворенных врат» со сквозным изображением креста. Памятник помимо мемориального значения также выполняет техническую функцию – отсекает от мемориального комплекса «агрессивные» стоки со склонов горы Шмидта, размывавшие ранее его территорию. Расположен в районе города Норильска, подножие горы Шмидта, Мемориальный комплекс «Норильская Голгофа».

 

 

Памятник «Полякам, погибшим во время сталинских репрессий в Норильске
и других местах принудительных работ»

Памятник «Полякам, погибшим во время сталинских репрессий в Норильске и других местах принудительных работ» открыт 28 июля 1996 года, установлен по инициативе общества Союза Сибиряков Гданьского воеводства на личные средства Ежи Бияка при поддержке Музея истории НПР и Администрации города, силами «Норильскстроя» и Механического завода. Автор проекта польский архитектор Станислав Герада. На постаменте – мемориальная доска с изображением Государственного герба Польши и словами на польском и русском  языках: «И если бы о них забыл, то Бог на небе забыл бы обо мне» Памяти всех поляков, которые остались в этой земле пусть почивают в покое. Земляки». В 1992 году в Норильске в качестве туристов впервые побывали супруги Ежи Бияк и Барбара Соколовска – граждане Польши. Посетив мемориал под горой Шмидта, они решили увековечить память о погибших здесь поляках. Пан Бияк вложил в строительство памятника деньги, накопленные за всю жизнь, хотя его семьи репрессии не коснулись, – в СССР были вывезены родные пани Барбары. В 2001 году по просьбе представителей польской стороны и по инициативе музея в Норильске были изготовлены и установлены на памятнике мемориальные доски с фамилиями граждан Польши, погибших в ГУЛАГе на территории СССР (92 фамилии). Открытие состоялось 28 октября в канун Дня памяти жертв политических репрессий. Расположен в районе города Норильска, подножие горы Шмидта, Мемориальный комплекс «Норильская Голгофа».

 

 

Памятник В. И. Ленину

Памятник Владимиру Ильичу Ленину установлен на Октябрьской площади, открыт 21 января 1954 года. Является широко тиражированной копией с работы известного советского скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова. Постамент для памятника проектировали архитекторы В.С. Непокойчицкий и Л.В. Миненко. В процессе работы над проектом Непокойчицкий решил установить скульптуру на относительно высоком постаменте. Благодаря тому, что правильно был найден масштаб, монумент органично слился с архитектурой Октябрьской площади, стал частью всего ансамбля.

 

 

Комплекс памятников «Норильску от прибалтийских народов».
Три памятника-креста и каменный гурий

Комплекс памятников «Норильску от прибалтийских народов» (три деревянных креста и каменный гурий) был открыт участниками экспедиции из Эстонии, Литвы и Латвии 10 августа 1991 года. Автор проекта: Рамуальдас Свидинскас. Резчики по дереву: Альвидас Анчаричус и Альгимантас Сакапаускас - народные мастера Литвы. Траурная церемония освящения памятников состоялась ровно через пятьдесят лет после прибытия на норильскую землю первой группы репрессированных офицеров из Латвии, Литвы и Эстонии. Комплекс памятников включает три деревянных креста – один католический, два – протестантских – и гурий из бутового камня. На мемориальных досках – фамилии погибших в Норильлаге литовских, латвийских и эстонских офицеров 24-го территориального стрелкового корпуса Красной Армии из Латвии, Литвы и Эстонии. Памятник построен при поддержке Администрации города, НГМК и Музея истории НПР. Расположен в районе города Норильска, подножие горы Шмидта, Мемориальный комплекс «Норильская Голгофа».

 

 

Памятник японским гражданам – заключённым норильских лагерей

Памятник всем прошедшим лагеря японским гражданам – заключённым норильских лагерей был открыт 5 октября 2015 года. Установлен на собственные средства г-жи Сатико Ватанабэ, дочери Ёсио Ватанабэ, погибшего в Норильлаге и средства простых японцев. Памятник установлен на бетонном основании, минималистичен по дизайну  и обращён на юго-восток, в сторону Японии. Представляет собой вертикальную плиту белого цвета с  прикреплённой на лицевой стороне плитой чёрного цвета с текстом на японском и русском языках. На обратной стороне памятника прикреплена металлическая табличка с текстом на японском и русском языках. Автор проекта – Михаил Волгин. Согласование установки, проектирование, установка и открытие памятника проходило при личном участии г-жи Сатико Ватанабэ, Музея истории НПР, Администрации города норильска. Расположен в районе города Норильска, подножие горы Шмидта, Мемориальный комплекс «Норильская Голгофа».

 

 

Памятник строителям Норильска

Памятник строителям Норильска открыт 9 августа 2002 года на Ленинском проспекте, дом 7. Авторы проекта – архитекторы Александр Соболев, Ирина Соболева, скульптор Вячеслав Меликов. Бронзовая статуя строителя высотой 3,6 метра установлена на постаменте высотой 3,5 метра, облицованном черным гранитом. На постаменте памятника – доска с надписью: «Строителям Норильска. Их мужеству и жизненной силе». Памятник, дополненный бронзовой книгой “История города Норильска”, был открыт после реконструкции 5 октября 2012 года. Расположен в городе Норильске, Ленинский проспект, д. 7.

 

 

Памятник-мемориал «Черный тюльпан»

18 февраля 2006 года в Комсомольском парке был открыт мемориал «Черный тюльпан» памяти воинов-интернационалистов, участников локальных и международных конфликтов. Памятник построен по инициативе председателя правления Союза ветеранов афганской войны и локальных конфликтов НПР Сергея Попова при поддержке Администрации города Норильска. Автор проекта –  Лариса Шайдуллина, скульптор – Сослан Баскаев. 15 февраля 2002 года состоялся митинг, посвященный 13-й годовщине вывода войск из Афганистана, и закладка символического камня на месте будущего памятника, а 18 февраля 2006 года мемориал в Комсомольском парке открылся. Основание памятника – сооружение в виде восьмиконечной звезды. Такая звезда – символ воинской доблести – украшала орден Победы Андрея Первозванного. Над ним –  арки, символизирующие дороги, образуют нишу, в которой – черный тюльпан. «Черным тюльпаном» назывались самолеты, перевозившие из Афганистана в Советский Союз скорбный «груз 200».  Памятник облицован белым и черным мрамором. На постаменте памятника установлены 2 мемориальные доски. На одной из них – фамилии 11 норильчан, погибших в Афганистане, на другой – фамилии 11 норильчан, погибших в Северо-Кавказском регионе.

 

 

Памятник Юрию (Халил) Адыгамовичу  Бариеву

Памятник Юрию (Халил) Адыгамовичу Бариеву открыт летом 2003 года. Автор – красноярский скульптор К.М. Зинич. Ю. А. Бариев (1947-1998) родился в Норильске. После армейской службы работал на угольной шахте «Западная» горным мастером, диспетчером, заместителем главного инженера, начальником ЛВС. Закончил заочное отделение Литературного института имени A.M. Горького. Автор поэтических сборников «Северная почта», «Встреча», «Хиус», «Очертания ветра», «Морозные метаморфозы», составитель первого альманаха норильской поэзии «Гнездовье вьюг». Был редактором многих книг норильских поэтов, в том числе детских. Более 20 лет руководил литературным объединением «Надежда». В 1996 году был удостоен норильской «Ники» за личный вклад в российскую культуру. Монументальный труд всей его жизни – перевод «Слова о полку Игореве» – удостоен похвалы академика Д.С. Лихачева. Член Союза писателей России, первый председатель правления Союза писателей Таймыра, почетный гражданин города Норильска. Адрес: город Норильск, район станции Голиково, городское кладбище.

 

 

Памятная стела норильчанам, погибшим в авиакатастрофе 10 июля 2002 года

Памятная стела норильчанам, погибшим в авиакатастрофе 10 июля 2002 года, открыта 13 сентября 2003 года. Автор проекта – Александр Соболев. 10 июля 2002 года на севере Таймырского полуострова потерпел крушение вертолет МИ-6 Авиакомпании «Таймыр». В авиакатастрофе погибли члены экипажа вертолета, авиатехники аэропорта «Валек» и работники Центральной Арктической геологоразведочной экспедиции. Год спустя по инициативе родственников погибших возведена памятная стела при поддержке ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» и Администрации города. Стела облицована металлом, окрашенным в черный цвет, в верхней ее части – стилизованное изображение вертолетных лопастей, в центре – фамилии  погибших (21 человек). Расположена в городе Норильске, район станции Голиково, городское кладбище.

 

 

Памятник «Символ Надежды»

Памятник представляет собой самолет АН-26, установленный на месте первого аэродрома Норильска по инициативе и за счёт средств ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель». 

 

 

Железнодорожный мост через реку Амбарная с паровозом серии ГР-274

Железнодорожный мост через реку Амбарную с остатками узкоколейки, где в мае 1937 года соединились рельсы самой северной в мире железной дороги. В июне 1936 года на строительстве 114-километровой узкоколейки к Енисею укладку пути вели одновременно из Дудинки и из Норильска. Строители встретились 17 мая 1937 года. Начальник «Норильскстроя» Владимир Зосимович Матвеев и главный инженер Александр Емельянович Воронцов вбили «серебряный костыль» на последних метрах построенной железной дороги Норильск-Дудинка, а на следующий день по этой дороге был пущен груженый углем состав. На сохранившемся участке узкоколейки стоит паровоз серии ГР № 274, производство Германии. Паровоз установлен в 1990 году по инициативе шефов – Управления Норильской железной дороги. В 2010 году мост, построенный в 1937 году, обрушен, сооружен новый.

 

 

Памятник «Часовня»

Памятник «Часовня» был открыт 22 сентября 1990 года у подножия горы Шмидта на месте первого официального кладбища для вольнонаемных и заключенных Норильлага. Авторы: Вадим Наговицын и Олег Грохотов. На часовне установлена  памятная доска с надписью: «Здесь отчизны мысль и честь/ Выбивались на излете./ Сколько вымерло в болотах – / Никому уже не счесть./ Ю.Бариев». Строительство часовни было организовано на средства Молодежного центра «Практик». Этому предшествовало очень значимое событие – в июле 1990 года состоялось захоронение в братской могиле останков погибших заключенных, собранных сотрудниками музея, членами норильского общества «Мемориал», представителями общественности. На месте захоронения был поставлен деревянный крест. По предложению норильского поэта и члена Норильского отделения общества «Мемориал» Юрия Бариева на часовне не был установлен православный крест, так как пока это был первый и единственный памятник, построенный на месте захоронения заключенных Норильлага различных национальностей и вероисповеданий. Позднее (2003-2008 годы) по инициативе настоятеля норильского Храма «Всех скорбящих Радость» был перестроен купол часовни и на нем установлен православный крест.

 

 

Памятники — Путеводитель по городу Каменск-Уральский

Монумент «Пушка» 

Пушка — символ Каменска-Уральского. Артиллерийское оружие на постаменте идентично тем, что отливал Каменский завод с начала 18 до середины 19 века. Пушка отлита в чугуне. Диаметр её колёс — 2 метра. Длина ствола — 2, 7 метра. Рядом с пушкой на постаменте лежат три ядра.

Подробнее

Скульптура «Лось»

Арт-объект был установлен в середине 1980-х годов на скалистом берегу реки Исеть. Сейчас это территория Разгуляевского лесопарка

Подробнее

Арка Урал-Сибирь

Каменск-Уральский – пограничный город, где Урал соединяется с Сибирью. Это факт установил местный учитель-географ, краевед Валерий Гусев. В 2021 году в Каменске-Уральском на границе Урала и Сибири появилась 10-ти метровая арка. Она находится у скалы Богатырёк.    

Подробнее

Каменский паровоз

Каменский паровоз – это памятник всем, кто работал и работает на железной дороге, занимается её обслуживанием. Рядом с паровозом установлен старый семафор и скамейки. Тут можно отдохнуть и сделать отличные фото на память. 

Подробнее

Памятник погибшим каменским военнослужащим в Афганистане и Чечне

Боевая машина пехоты – это первый памятник, который появился на каменской аллее славы. БМП стоит на гранитном постаменте, рядом мемориальные плиты с именами погибших солдат.  

Подробнее

Памятник Герою России генералу армии Виктору Дубынину

Это первый памятник современному полководцу. На высоком гранитном постаменте стоит скульптурная группа – генерал Виктор Дубынин со своими соратниками, солдатом и сержантом связистом.  

Подробнее

Памятник основателю ВДВ, генералу армии, Герою СССР Василию Маргелову

Памятники основателю ВДВ Василию Маргелову есть во многих городах России. В Каменске-Уральском на постаменте установлен бюст «десантного бати».

Подробнее

Памятник Герою Советского Союза Григорию Кунавину

В Каменске-Уральском Григорий Кунавин учился и работал. Его судьба трагична. В июле 1944 года при освобождении польской деревни Герасимовиче во время атаки Григорий Павлович бросился на амбразуру вражеского дзота, фашистский пулеметчик замолчал, советские солдаты взяли высотку.

Подробнее

Монумент «Самолёт»

Боевой самолет «Су-17» установлен перед проходной Каменск-Уральского литейного завода. Здесь больше 70 лет выпускают авиационные колеса и агрегаты управления для взлетно-посадочных систем, а также другие изделия.

Подробнее

Памятник «Самолёт-истребитель «Як-7»

Самолёт «Як-7» установили в честь заводчан-тружеников тыла в год 65-й годовщины выплавки первого алюминия на УАЗе. В 1943 году уазовцы собрали деньги на собственную эскадрилью истребителей. Она состояла из 15-ти одномоторных истребителей «Як-7» и «Як-7Б».

Подробнее

Памятник водопроводчику

Памятник водопроводчику установлен в Старом Каменске у входа на предприятие «Водоканал» (улица Красных Орлов, 1в.). Здесь можно увидеть не только скульптуру водопроводчика, но и водителя, а ещё автомобиль «ЗИЛ» и настоящий водопроводный агрегат. 

Подробнее

Арт-объекты и скульптуры

В Каменске-Уральском можно посидеть на скамье примирения, сделать селфи с гигантским кубиком Рубика и загадать желание, потерев нос бронзовому щенку.

Подробнее

Памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу

Монумент Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу установлен на бульваре Парижской коммуны. Памятник грандиозно-монументальный и в то же время легкий и близкий к народу по духу. Скульптурная группа установлена на невысоком холме, поэтому хорошо видна с улицы Алюминиевая, что в Красногорском районе.

Подробнее

Хочу на экскурсию!

Задать вопроснашему специалисту

Мы ответим быстро. Консультация бесплатна

ДЕВЯТЫЕ КАМЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ ПРОЙДУТ В КАМЕНСКЕ

10.11.2022 12:22

«БОГАТЫРЁК» ИЩЕТ ИНСТРУКТОРОВ

10.11.2022 10:32

КАМЕНСКАЯ КАРТА СОБЫТИЙ СТАЛА ЛУЧШЕЙ

03.11.2022 10:42

«НОЧЬ ИСКУССТВ» В КАМЕНСКЕ-УРАЛЬСКОМ

02.11.2022 14:12

Ещё новости

Поиск по сайту Режим чтения К верху страницы

Новые памятники, которые нужны Америке

Прежде чем протестующие в Америке и Европе начали закрашивать статуи, сбрасывать их, подвешивать к деревьям или скатывать в ближайшую реку, историк Пол Фарбер заметил, что люди надевали на них маски . В первые дни пандемии от Ухани до Нью-Йорка, Валенсии и Лимерика анонимные люди нанесли покрытия COVID -19 на фасады местных памятников. Было что-то нежное, даже немного забавное в этих жестах, вроде тех, что делают для Instagram: фотография Терпения и Стойкости в масках, двух львов, сидящих у главного отделения Нью-Йоркской публичной библиотеки, стала вирусной. Независимо от того, принимают ли памятники форму статуи, здания или колонны, они кажутся универсальными и вечными, выражая что-то существенное в каждом из нас — по крайней мере, таким образом, чтобы это льстило власть имущим. Наложение маски на эти неодушевленные предметы переместило их в новый контекст: настоящее, а не историческое прошлое. Этот акт предполагал своего рода солидарность, символ того, что мы все вместе боремся с этой пандемией. Тем не менее Фарбер, который является художественным руководителем и старшим куратором «Лаборатории памятников», инициативы общественного искусства, которая создает новые памятники, увидел в статуях в масках обвинение, напоминание о том, как официальные системы подвели нас.

В первые дни пандемии коронавируса, от Ухани до Нью-Йорка, анонимные люди надевали маски, похожие на маски, на лица местных памятников. в 2012 году, вскоре после того, как каждый из них начал преподавать в Пенсильванском университете. Фарбер родом из Филадельфии, куда Лам только что прибыл из Ванкувера, Канада, города со сравнительно небольшим количеством исторических памятников. Они разделяли восхищение богатым монументальным пейзажем Филадельфии, от Колокола Свободы и скульптуры Роберта Индианы «Любовь» до знаменитых «Скалистых» ступеней. Но им было любопытно, какие истории не рассказывают эти памятники. Лам жил рядом с домом, где прошло детство Билли Холидей, и только небольшая отметка указывала на его историю. «Я видел этих белых парней на пьедесталах, о которых никогда не слышал», — сказал он. «Меня очень заинтересовала эта неровность».

В 2015 году Фарбер и Лам устроили импровизированный офис в грузовом контейнере во дворе мэрии и задавали посетителям вопрос: «Какой памятник подходит для современного города Филадельфия?» Они поделились своими ответами с командой художников, в которую входили местные жители, такие как поэтесса Урсула Ракер и видеохудожник и аниматор Кара Кромби, а также другие, кто разделял увлечение Monument Lab политикой общественного пространства, например, Мел Чин, концептуалист. художник, интересующийся экологическим воображением, и Тайри Гайтон, прославившийся многолетним Гейдельбергским проектом, в рамках которого он превратил квартал в своем родном Детройте в подобие живой скульптуры. Работая с этими художниками, Лаборатория Монументов установила прототипы памятников по всему городу. Одно из самых ярких произведений, двенадцатифутовый медиатор Black Power Afro работы художника Хэнка Уиллиса Томаса, недавно было приобретено Пенсильванской академией изящных искусств.

В марте Фарбер и Лам только что приветствовали новый класс международных стипендиатов, когда COVID -19 заставил всех сидеть дома. Внезапно разговоры о публичном пространстве показались дразнящим. Но после смерти Джорджа Флойда десятки тысяч людей вышли на улицы в знак протеста, и они собрались в знакомых местах — возле статуй и памятников, в тени вчерашних предполагаемых героев. Вскоре после этого по всей стране начали сносить статуи — их сносили толпы или городские власти, пытавшиеся опередить полемику. Президент Трамп подписал ряд указов о защите памятников от порчи, что послужило основанием для жестокого подавления протестов в Портленде в июле.

Когда я разговаривал с Фарбером ранее этим летом, он был взволнован, сравнив падение статуи с празднованиями, проходившими вдоль Берлинской стены в последние дни коммунизма. Действительно, сцены, которые мы видели по всей Америке, казались реконструкцией новостных кадров, воспевающих потрясения где-то далеко — давно порабощенные люди, вдохновленные демократическим Западом, свергают статую деспота. Мы все еще были в фазе «танцев на стене», пошутил он. «Мы до сих пор не знаем, будет ли демонтирована Восточная Германия».

Что не памятник? Этот термин используется для описания невероятно широкого спектра сооружений, от древних курганов, камней, уложенных с каким-то намерением, и пирамид, до бетонных арок, великолепных дворцов, колонн и статуй малоизвестных местных торговцев. Памятники связывают нас с самыми дальними уголками истории, хотя то, почему мы ценим эти вещи позже, может иметь мало отношения к тому, почему кто-то изначально был вдохновлен изменить ландшафт. Великая стена остается символом китайской рабочей силы, а также готовности отвергнуть иностранное влияние; напротив, богато украшенные фасады древности больше не сообщают о величии цивилизации, а скорее предупреждают об имперской гордыне. В случае со Стоунхенджем, объявленным правительством Великобритании «внесенным в список древних памятников», тайна, окружающая его происхождение и использование, вносит свой вклад в его ауру.

Когда мы говорим о памятниках в Америке, мы часто имеем в виду сооружения, такие как статуи, обелиски и мемориалы, которые прославляют относительно узкий период нашей истории: гражданскую войну, Первую и Вторую мировые войны, гражданские права. эпоха. Наш монументальный ландшафт сохраняет ощущение того, что мы исключительная, выскочка. (Американская цивилизация может не похвастаться стоячими камнями, относящимися к доисторической эпохе, но у нас есть Кархендж.) Относительная молодость наших памятников также говорит об энтузиазме, с которым предыдущие поколения просто стирали истории тех, кто был раньше. Гора Рашмор, например, была высечена на горе, имевшей большое значение для лакота-сиу, которым ранее были обещаны Блэк-Хиллз в Южной Дакоте и Вайоминге.

Сразу после Гражданской войны памятников Конфедерации было немного, если не считать мемориалов, установленных на кладбищах в память о погибших солдатах. Сегодня насчитывается более семисот памятников Конфедерации, расположенных не только в одиннадцати штатах, отделившихся от Союза в 1860 году. Эпоха Ворона. Как отмечает историк Марк Эллиотт, такие группы, как «Дочери Конфедерации», были заинтересованы в реабилитации и прославлении дела Юга. Памятники такого рода существуют на стыке искусства и инфраструктуры, общественной памяти и прихоти элиты. Они обладают тем, что Фарбер называет «аурой постоянства». Но они воплощают в себе борьбу за интерпретацию общего прошлого, и в них содержится желание, по его словам, «остановить время, чтобы удержать власть».

В течение последних нескольких лет Monument Lab работала с коллегами по всему миру, чтобы донести до новых сообществ разговоры о власти и общественном пространстве. Первоначально Фарбер и Лам обнаружили, что часто бывает трудно убедить местных чиновников действовать в отношении проблемных старых статуй и плакатов в их городах. Поворотным моментом в общественном воображении стал митинг Unite the Right в августе 2017 года, когда группы белых националистов отправились в Шарлоттсвилль, штат Вирджиния, чтобы выразить протест против сноса статуй и мемориалов Конфедерации. Протесты переросли в насилие, в результате которого погибла контрпротестующая Хизер Хейер. Теперь Monument Lab приглашают помочь дальновидным местным органам власти и историческим комиссиям.

Ранее этим летом я разговаривал с местным художником и организатором Джоэлем Гарсия, бывшим сотрудником Лаборатории Монументов. Гарсия вырос в Лос-Анджелесе, глубоко погрузившись в местную панк-сцену. Он нашел смысл в панк-этике D.I.Y. находчивость, особенно когда речь шла о перепрофилировании пространств, таких как рестораны или общественные центры, для выступлений, творчества и общения. Подростком он устроился на Epitaph Records, уважаемый панк-лейбл. Хотя офис находился прямо через весь город от его дома на Истсайде, ему приходилось пересаживаться на автобусы в Гранд-парке, где на ступенях здания суда стояла статуя Христофора Колумба. По словам Гарсии, глядя на всех бездомных и тех, кто ожидает судебного заседания, можно было увидеть контраст «господства и бедности».

Со временем Гарсия зациклился на том, как городской пейзаж был украшен этими данью колониальному прошлому. «Кто решает, что является подлинной историей Лос-Анджелеса?» Гарсия опирался на свой опыт работы организатором и понял, что «можно потратить много энергии на огромный толчок и не сдвинуться ни на дюйм. Или вы можете стать этим маленьким камешком в чьем-то ботинке, с которым им всегда приходится иметь дело. Вот кем я стал». Он ознакомился с уездными чиновниками и их протоколами, присутствовал на всех собраниях и стал своего рода связным с общественностью. Когда в 2018 году город наконец согласился убрать статую Колумба, Гарсия принял участие в церемонии очищения.

В рамках процесса удаления городские власти наняли эксперта для оценки художественной или исторической ценности статуи. «Это не стоит дерьма», — сказал мне Гарсия, смеясь. Насколько известно Гарсии, статуя Колумба пылится на складе. Вопрос, что делать с этими памятниками после того, как их снесут, стал актуальным для многих городов. Должны ли они оставаться на всеобщем обозрении в музеях или исторических учреждениях, где они могут быть окружены более подробными контекстными материалами? Или они закончат своего рода раздражительной, элитарной шуткой? Такое впечатление сложилось у многих, когда статуя Роберта Э. Ли, снятая в Далласе в 2017 году, была куплена два года спустя и установлена ​​на роскошном поле для гольфа на границе США и Мексики.

Вопрос о том, чего хочет сообщество, лежит в основе проекта «Монумент», но где найти эти данные? В 2017 году Фарбер и Лам работали со Сью Мобли, организатором и исследователем, и Брайаном Ли-младшим, архитектором и активистом в области дизайна, над Paper Monuments, совместным дизайнерским проектом в Новом Орлеане. Жители Нового Орлеана, объяснил Мобли, склонны считать себя и свой город исключительными, упуская из виду то, как Новый Орлеан отражает то же неравенство, которое остро ощущается на всем Юге Америки. Мобли и ее команда задавали вопросы, аналогичные тем, которые Фарбер и Лам задавали филадельфийцам, о том, какие новые памятники люди хотят увидеть. Как и ожидалось, многие из предложений были связаны с культурой — джазом, индейцами Марди Гра и другими пережитками самобытности Нового Орлеана, которым все больше угрожает джентрификация. Но многие ответы связаны с более глубокими структурами гражданской жизни, сказал Мобли: «Люди предлагали: «Снести статуи». . . . но что мне нужно, так это полицейский бюджет, который вдвое меньше, чем он есть». «Нам нужно здравоохранение, нам нужна защита избирательных прав». «Что мне действительно нужно, так это прожиточный минимум для всех. Это мой памятник. Вот что я бы предложил».

Мобли также был в разгаре отдельного исследовательского проекта по нанесению на карту мест протестов в Новом Орлеане. В середине девятнадцатого века протесты проходили в штаб-квартирах местных политических партий, доках или торговых учреждениях. В ХХ веке они проходили на городских площадях и площадях. Совсем недавно они переехали на эстакады. Два проекта вращались вокруг одного и того же набора вопросов о политике общего пространства. «Что значит попытаться создать демоверсию, в которой есть место для всех, если включение определяется фразой «Я получаю статую, поэтому вы получаете статую», которая распадается на дополнительные составные части?» — спросил Мобли. «Есть ли способ, которым мы можем сплести вместе и возвысить то, что значит вместе занимать пространство?»

5 июня были распространены фотографии «BLACK LIVES MATTER», написанные пятидесятифутовыми буквами вдоль Шестнадцатой улицы на северо-западе в Вашингтоне, округ Колумбия, недалеко от Белого дома. Фотография Марвина Джозефа / The Washington Post / Getty

From С точки зрения истеблишмента, на самом деле было бы проще просто дать каждому свою собственную статую, чем считаться с тем, что может означать создание «демонстрации, в которой есть место для всех». 5 июня были распространены фотографии «BLACK LIVES MATTER», написанные пятидесятифутовыми желтыми заглавными буквами вдоль Шестнадцатой улицы на северо-западе в Вашингтоне, округ Колумбия, недалеко от Белого дома. Для многих это был ошеломляющий и наглый упрек президенту Трампу в жестокой реакции на протесты Black Lives Matter. Выяснилось, что его заказала Мюриэл Баузер, мэр Вашингтона, округ Колумбия. Этот жест показался пустым, когда активисты округа Колумбия указали, что Боузер вовсе не урезал бюджет полиции. В течение нескольких дней активисты добавили свое собственное приложение для беглецов, которое было бы труднее принять истеблишменту: «ЗАЩИТИТЬ ПОЛИЦИЮ».

Когда эти изображения стали вирусными, друзья начали звонить Мишель Анджеле Ортис, художнице из Филадельфии, чтобы спросить, видела ли она их. В 2015 году она курировала аналогичную работу, когда привела членов сообщества и семьи без документов к зданию иммиграционной и таможенной службы города. Они нарисовали «МЫ — ЛЮДИ, РИСКУЩИЕ СВОИМИ ЖИЗНЯМИ, РАДИ НАШИХ СЕМЕЙ И НАШЕГО БУДУЩЕГО» на земле снаружи, а агенты смотрели на это. В отличие от того, что происходило в Вашингтоне, где Боузер в конце концов переименовал часть перекрестка в Black Lives Matter Plaza, инсталляция Ортиса всегда предназначалась для временного использования. (Она не участвовала в создании картины в округе Колумбия, но работала в других местах с группами, заинтересованными в том, чтобы сделать подобное заявление.) Для Ортис тот факт, что слова пришли и ушли за пределы Здание ICE запечатлело нечто важное в протесте. «Временный характер этого отвечает на временный характер этого голоса, который не всегда имеет платформу», — сказала она. В 2017 году Ортис работал с Monument Lab над инсталляцией, в которой голоса семей, содержащихся под стражей в центре содержания под стражей округа Беркс за пределами Филадельфии, ежедневно в течение часа транслировались из мэрии.

Ортис говорила со мной из своего дома в Южной Филадельфии, где она родилась и выросла. Когда ее семья переехала туда, они были одними из первых латиноамериканцев в преимущественно итало-американском районе. Таким образом, она выросла в сообществе, которое восхищалось Фрэнком Риццо, бывшим комиссаром полиции и мэром Филадельфии, который в некоторых частях большого итало-американского сообщества города считался резким героем из грязи в князи. В детстве она даже выиграла конкурс рисунков, организованный мэром, и появилась на общественном празднике рядом с ним. Как и многие американцы, Ортис считал, что памятники вокруг нас должны стоять не просто так. «Нас учили ценить статуи, — сказал Лам. «Нас учили читать и принимать их с благоговением. Нас также учат читать их как единые, а их сообщения как единые, основанные на консенсусе, а не основанные на субъективном решении, которое является лишь отражением части сообщества, имевшей власть».

Памятники и мемориалы

 

Памятники — это объекты или здания, которые были созданы с по в честь важной персоны или исторического события.

Люди строили памятники на протяжении тысячелетий. Во многих случаях они являются символами древних цивилизаций, подобно пирамидам Древнего Египта или греческому Парфенону. Эти памятники были настолько велики, что на их возведение ушли тысячи людей. За последние двести лет памятники прославились достопримечательности городов. Статуя Свободы в Нью-Йорке приняла иммигранта, человека, приехавших в Новый Свет из Европы. Эйфелева башня в Париже была построена на входе Всемирной выставки 1889 года .

Планируемые города часто строились вокруг искусственных сооружений. Монумент Вашингтона был построен до того, как началось планирование и строительство города. Новая столица Бразилии Бразилиа была построена вокруг монументальных сооружений.

За всю историю большие сооружения были построены для многих других целей . Великая Китайская стена — крупнейший рукотворный объект на Земле. Он был построен, чтобы не допустить проникновения захватчиков в Китай. Политические памятники были построены на протяжении истории, чтобы показать силу страны или ее общества . Статуи основателя Советского Союза Ленина можно найти по всей Москве и другим городам России. Восточная Германия построила Берлинскую стену, чтобы сохранить свои граждан из бегут на Запад.

Колонны использовались в истории для строительства храмов или удержания веса потолков . Некоторые стоят отдельно и имеют статую известного человека наверху, как Колонна Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне. Многие города имеют арок , перекинутых через улицы, которые показывают успех в войнах и конфликтах. Среди самых известных – Триумфальная арка в Париже. Обелиски представляют собой четырехгранные пирамиды, очень узкие и высокие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *