Какие из перечисленных ниже стран используют дунайский: Какие из перечисленных ниже стран используют дунайский водный путь для выхода к морю: Югославия, Хорватия, Словения,

Германская экспансия в Дунайском бассейне

Утверждение германской гегемонии в странах Дунайского бассейна — это один из важнейших и при том ближайших замыслов намечаемого и уже частично осуществляемого фашистской Германией кровавого плана нового империалистического передела мира.

Бешено готовящий войну германский империализм усиленно ищет в настоящее время в Дунайском бассейне опорную базу для своей экспансии на Восток. Он стремится поработить отдельные дунайские страны, представляющие для него также интерес, как источники сырья и рынки сбыта для того, чтобы завербовать их в качестве вассалов в свой военный фронт.

В этих целях фашистская Германия предприняла за последнее время ряд «мирных» шагов, направленных к усилению своей экспансии в юго-восточном направлении. В июне этого года германский министр хозяйства и председатель Рейхсбанка Шахт совершил поездку в ряд юго-восточных стран, целью которой явилось укрепление германской торговли с этими странами. 11/ѴІІ Германия заключила с Австрией «дружественное соглашение», направленное к тому, чтобы подчинить Австрию своему внешнеполитическому влиянию.

Излишне доказывать, что экономическое и прямое политическое давление дополняют друг друга, переходят одно в другое. Но цель всех мероприятий фашистской Германии по усилению своего влияния в странах юго-восточной Европы более чем ясна: Германия стремится включить эти страны в орбиту своей внешней политики — политики неистовой подготовки войны, шантажа и угроз, политики всемерного использования всех противоречий, возникающих между другими империалистическими странами.

Но использовать все средства экономического и военного нажима для экспансии на юго-восток фашистская Германия может лишь тогда, когда у нее развязаны руки на западе. Только используя противоречия между другими крупными капиталистическими странами, Германия получает возможность подорвать позиции Франции, Италии — ее главных противников в борьбе за Дунайский бассейн — в юго-восточной Европе. В результате обострения этих противоречий, последовавших за англо-итальянским конфликтом в Восточной Африке и Средиземном море, Германия сумела самовольно укрепить ремилитаризованную Рейнскую зону, получить таким образом известную свободу действий в юго-восточном направлении и одновременно использовать свое торгово-политическое превосходство над Венгрией, Югославией и Болгарией для значительного усиления своего влияния в этих странах, а также для усиления своих происков в Чехословакии и Румынии.

Вслед за тем как во второй фазе англо-итальянского конфликта распалось франко-итальянское сотрудничество, фашистская Германия решилась на активизацию своей политики в Австрия, являющейся мостом к Дунайскому бассейну.

При рассмотрении торгово-политических рычагов, которыми германский империализм несомненно располагает в своих экспансионных планах на юго-восток, необходимо прежде всего принять во внимание роль внешней торговли в экономике дунайских стран.

Зависимость дунайских стран в области внешней торговли приобрела в период, последовавший за мировой войной, еще более существенное значение, чем их финансовая зависимость от крупных империалистических стран. Хронической нужды дунайских стран в капиталах нельзя было смягчить при помощи краткосрочных займов, которые они получали главным образом от Франции, Англии, Голландии и Швейцарии. Основным препятствием для крупного экспорта капиталов в эти страны была их политическая ненадежность, обусловленная чрезвычайной расшатанностью капиталистической системы, вызванной рядом многосторонних противоречий.

Мировой экономический кризис положил в основном конец даже ограниченному притоку капиталов. Кроме так называемых финансовых мероприятий политического характера, предпринятых Францией в отношении Румынии и в несколько меньшем масштабе в отношении Югославии с целью спасти от банкротства бюджеты этих стран, перспектива внешних кредитов для дунайских стран стала довольно безнадежной.

Для дунайских стран, лишенных обычных средств, необходимых для импорта, оставался таким образом лишь товарный экспорт, как единственная возможность облегчения своего положения. Последнее же в свою очередь означало усиление их торгово-политической зависимости от крупнейшего своего покупателя — Германии.

О том, какое значение для дунайских стран как промышленных (Австрия, Чехословакия), так и аграрных (Венгрия, Румыния, Болгария и Югославия) имеет торговля с Германией, достаточно убедительно свидетельствует большой удельный вес Германии во внешней торговле этих стран. Сравнение данных об удельном весе Германии во внешней торговле дунайских: стран с данными, показывающими весьма незначительный удельный вес этих стран во внешней торговле Германии, дает достаточно яркую картину торгово-политической зависимости отдельных дунайских стран от фашистской Германии.

Приведем некоторые данные:

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ГЕРМАНИИ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ ДУНАЙСКИХ СТРАН (в % ввоза и вывоза)

Страны

Ввоз

Вывоз

1929 г.

1932 г.

1933 г.

1934 г.

1935 г.

1929 г.

1932 г.

1933 г.

1934 г.

1935 г.

Австрия

20,8

20,0

18,7

17,2

16,6

15,7

16,5

15,1

15,9

15,6

Чехословакия

24,1

25,0

19,9

26,8

22,8

19,3

16,2

17,7

21,5

16,3

Венгрия

20,0

22,4

19,7

18,3

22,6

11,5

15,2

11,2

22,1

23,9

Румыния

24,1

23,7

18,6

15,5

24,4

27,6

12,5

10,6

16,6

16,5

Болгария

22,2

25,9

38,2

40,1

63,5

29,9

26,0

36,0

42,5

48,0

Югославия

15,6

17,7

13,2

13,9

16,2

8,5

11,3

13,9

15,4

18,7

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ДУНАЙСКИХ СТРАН ПО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ ГЕРМАНИИ (в % всего ввоза и вывоза)

Страны

Ввоз

Вывоз

1929 г.

1932 г.

1933 г.

1934 г.

1935 г.

1929 г.

1932 г.

1933 г.

1934 г.

1935 г.

Австрия

1,5

1,4

1,4

1,5

1,7

3,3

2,8

2,5

2,6

2,5

Чехословакия

8,6

3,0

. 2,9

3,6

2,9

4,9

4,4

3,3

3,6

3,0

Венгрия

0,7

0,8

0,8

1,4

1,9

1,1

0,8

0,8

1,0

1,5

Румыния

1,6

1,6

1,1

1,3

1,9

1,2

1,1

0,9

1,2

1,5

Болгария

0,4

0,7

0,7

0,8

1,0

0,3

0,4

0,4

0,5

0,0

Югославия

0,4

0,6

0,8

0,9

1,5

1,1

0,8

0,7

0,8

0,9

Таким образом оказывается, что доля всех вместе взятых дунайских стран в общем объеме германского импорта составляла в 1929 г. 8,2%, а в 1935 г. возросла до 10,9%. Удельный же вес их в германском экспорте, составлявший в 1929 г. 11,9% несколько снизился в 1935 г. — до 10%.

Из этих данных видно, что удельный вес дунайских стран во внешней торговле Германии за потекший период, правда незначительно, но все же возрос. Следует однако иметь в виду, что те незначительные изменения, которые произошли в объеме их внешней торговли, не имеют существенного значения для Германии, т. к. доля этих стран в общем объеме внешней торговли Германии не столь велика, в то время как для внешней торговли дунайских стран значение этих изменений весьма существенно. В их внешней торговле Германия занимает первое место. Вслед за ней лишь на далеком расстоянии следуют и ее главнейшие конкуренты в Дунайском бассейне: Чехословакия, Австрия и Италия; доля же Франции и Англии во внешней торговле отдельных дунайских стран крайне незначительна (от 1 до 5%). Более подробное представление об удельном весе главнейших конкурентов Германии во внешней торговле дунайских, стран дают цифры следующей таблицы:

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ЧЕХОСЛОВАКИИ, АВСТРИИ И ИТАЛИИ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ ДУНАЙСКИХ СТРАН В 1935 г. (в % ввоза и вывоза дунайских стран)

Дунайские страны

Чехословакия

Австрия

Италия

Ввоз

Вывоз

Ввоз

Вывоз

Ввоз

Вывоз

Австрия

12,0

7,2

4,7

14,3

Чехословакия 

4,6

10,2

3,6

3,1

Венгрия

4,3

4,5

19,1

19,0

7,4

13,3

Румыния

10,3

6,0

11,9

12,7

7,8

16,2

Болгария

9,3

6,7

6,4

4,6

8,1

8,8

Югославия

14,0

13,4

11,9

14,3

10,0

16,7

Торговля между Германией и дунайскими странами достигла в 1929 г. в абсолютных величинах своей высшей точки, а затем вследствие мирового экономического кризиса, в частности вследствие падения цен на с.-х. продукты, а также в результате всеобщего валютного кризиса 1933 г. объем этой торговли снизился на 29% по сравнению с уровнем 1929 г. Медленное оживление торговли между Германией и дунайскими странами последовало с 1934 г. Это оживление Германия всемерно форсировала, исходя из ряда политических соображений, что привело в 1935 г. к значительному повышению объема германской торговли с аграрными дунайскими странами (примерно на 60% но сравнению с 1933 г.). Что же касается промышленных стран (Чехословакия и Австрия), то они сами переживали в этот период достаточно глубокий кризис экспорта промышленной продукции и кроме того по ряду политических соображений вступили в это время в торговую войну с Германией.

Следующая таблица дает представление о развитии торговли дунайских стран с Германией.

ДИНАМИКА ТОРГОВЛИ МЕЖДУ ДУНАЙСКИМИ СТРАНАМИ И ГЕРМАНИЕЙ (в млн. марок) 1

Годы

Чехословакия

Австрия

Венгрия

Румыния

Югославия

Болгария

Все дунайские страны

вывоз

ввоз

вывоз

ввоз

вывоз

ввоз

вывоз

ввоз

вывоз

ввоз

вывоз

ввоз

вывоз

ввоз

1929

480

653

202

441

89

147

211

164

61

158

51

44

1 094

1 607

1930

359

528

181

360

82

118

237

137

75

172

59

23

993

1 338

1931

244

424

114

275

55

84

102

93

40

95

48

25

608

796

1932

140

250

65

160

36

47

74

64

30

43

34

21

379

585

1933

122

160

58

121

34

38

46

46

34

34

31

18

325

417

1934

162

148

66

107

64

40

59

51

36

32

33

19

421

396

1935

121

130

71

108

78

73

80

64

61

37

41

39

452

441

Сообразуясь с политикой подготовки войны Германия, начиная с 1934 г. , систематически расширяла своп торговые отношения с аграрными странами юго-восточной Европы путем заключения двухсторонних расчетно-компенсационных договоров. В феврале 1934 г. она заключила впервые с Венгрией, а затем в мае того же года с Югославией, в марте 1935 г. с Румынией и в июле того же 1935 г. с Болгарией договоры, предусматривающие взаимный обмен товарами определенного твердо установленного контингента, исходя из соотношения 1:1. Эти договоры, базировавшиеся на системе клиринга, стали одновременно и приманкой и средством нажима в руках Германии против аграрных стран юго-восточной Европы, которые в результате усиления своей внешней торговли с такой крупной промышленной страной как Германия, стали еще более зависимыми и эксплуатируемыми. Германия разработала эти двухсторонние компенсационные договоры в такой эластической форме, что та их сторона, которой оказалась наиболее заманчивой для аграрных стран — гарантия сбыта определенного количества с.-х. продукции — могла быть легко устранена или отрегулирована (увеличена или уменьшена) в зависимости от степени сопротивления той или иной страны германской политике вымогательства. Одна лишь Чехо-Словакия оказалась способной проявить известное сопротивление заключению такого рода компенсационного договора ценою сокращения своего вывоза в Германию.

Началом политики надувательства своих более слабых юго-восточных торговых партнеров, которые при хронических экспортных затруднениях вынуждены были серьезно считаться с германским рынком сбыта, послужило повышение германского импорта из этих стран. Она даже «пожертвовала» активностью своего торгового баланса с ними. В результате Германия взяла в 1935 г. около половины болгарского экспорта, примерно четверть — венгерского, почти пятую часть — югославского и румынского. Форсированию германских закупок в дунайских странах последние не могли противопоставить соответствующего повышения объема своих закупок в Германии. Венгрия, Румыния, Югославия и Болгария вместе взятые ввезли в 1935 г. в Германию товаров на 260 млн. марок, а закупили германских товаров на 203 млн. марок. Уже в 1934 г. торговый баланс Германии с этими странами оказался пассивным на 51 млн. марок, а в 1935 г. пассив достиг 57 млн. марок. В соответствии с системой клиринга, на которой базировалось заключение двухсторонних компенсационных договоров между Германией и дунайскими странами, Германия вправе была «заплатить» за вывезенные товары соответствующим экспортом своих товаров. Таким образом пассивность германского баланса означала для дунайских стран необходимость предоставления Германии товарных кредитов, и Германия использовала свою задолженность для вымогательства у этих стран, заставляя их брать зачастую такие товары, которые отнюдь не являются для них предметами первой необходимости или которые они значительно дешевле могли бы купить в других странах.

В первые годы усиления своих торговых взаимоотношений с Германией дунайские страны охотно продавали Германии товары в кредит, опасаясь потери германского рынка сбыта. При этом следует также учесть, что аграрные страны юго-восточной части Европы охотно продавали товары в кредит Германии еще и потому, что скоропортящаяся продукция их сельского хозяйства с трудом находила сбыт в других странах, в то время как Германия быстро закупала эти продукты, а иногда платила за них даже по ценам выше мировых. Но когда в течение 1935 г. неуплаченная Германией расчетная разница составила для Чехо-Словакии 40 млн. марок, для Югославии 32 млн. марок, для Венгрии — 20 млн. марок и для Болгарии— свыше 13 млн. марок, то даже аграрные страны, не безосновательно испуганные перспективой обесценения марки, пошли по пути сокращения своего экспорта в Германию и начали, как например Румыния, следовать примеру Чехо-Словакии, которая уже до этого запретила вывоз в Германию ряда товаров.

Стремлением урегулировать все эти вопросы в значительной мере и объясняется поездка германского министра хозяйства и председателя Рейхсбанка Шахта в столицы юго-восточных европейских стран. В результате этой поездки Югославия, Болгария и Венгрия дали новые долгосрочные заказы Германии. Таким образом Германия добилась, во-первых, что уплате германского долга создаются конкретные перспективы, а германский импорт в эти страны беспрепятственно обеспечивается на дальнейшее время без платежа в валюте; и во-вторых, что новые заказы дунайских страт не только укрепят их экономические отношения с Германией, но, исходя из самой природы этих заказов,— усилят их политическое сотрудничество. Югославия например заказала Германии различные материалы для ж.-д. транспорта, оружие и предоставила фирме Крупп работу по постройке оружейного завода в Зенице; Венгрия и Болгария дали новые заказы Германии почти исключительно на материалы военного характера.

Соглашения с юго-восточными странами, заключенные во время поездки Шахта, рассчитаны не только на устранение существующих затруднений — хотя бы я временного характера — в платежных отношениях между этими странами и Германией, но и на дальнейшее усиление торговых сношений. Торговая политика германского фашизма, являющегося как вспомогательным орудием внешнеполитического нажима Германия на слабые в экономическом отношении капиталистические страны, так и орудием стратегического снабжения германского хозяйства сырьем, подчинена одной цели — интересам военных приготовлений Германии. В соответствии с этим вновь заключенные соглашения направлены к тому, чтобы, как это указал сам Шахт в своем заявлении в Белграде: «…за экономической, скоро последовала и политическая дружба», а также к тому, чтобы за счет этих стран Германия могла покрыть ощущающийся у нее недостаток в важнейших военных материалах и продовольствии, необходимых для ведения войны. О этой целью Германия пошла даже на учреждение новых банков в Белграде и Софии, которые будут финансировать развертывание в дунайских странах производства видов сырья, крайне необходимых Германии для подготовки и ведения войны. Особое внимание обращено на развитие выплавки меди, на добычу железной руды и бокситов в Югославии, медной руды в Болгарии (здесь открыты новые рудники при непосредственной финансовой и технической помощи со стороны Германии), бокситов в Венгрии (где на германские средства сооружен алюминиевый завод в г. Мадьяровар) и т. д. Укажем также и на то, что в результате огромного роста потребления в Германии румынской нефти (с.260 тыс. т в 1934 г. до 670 тыс. т в 1935 г.) Германия стала главным импортером добываемой в Румынии нефти.

Весьма серьезное внимание обращает Германия на, мероприятия по поощрению насаждений соевых бобов, и хлопка в Болгарии и Венгрии. Острая нужда Германии в жирах вынуждает ее заняться «приспособлением» сельского хозяйства юго-восточных стран Европы к своим потребностям. Прежде всего предпринятые меры к переходу от зернового хозяйства к разведению масличных и кормовых культур. Таким образом Германия стремится преодолеть противоречия между своим аграрным протекционизмом, который направлен к ускорению внутренней подготовки германского сельского хозяйства к войне с одной стороны и ее внешней торгово-политической и военной подготовкой с другой стороны.

Огромные усилия, прилагаемые германским фашизмом, занятым подготовкой к новой бойне, к тому чтобы создать в юго-восточной Европе надежную и близкую сырьевую и продовольственную базу на случай войны, при всем размахе предпринятых для этого мероприятий, не означают еще, что все это может быть осуществлено на протяжении ближайших лет и без серьезного сопротивления как со стороны самих дунайских стран, так и со стороны империалистических конкурентов Германии.

Юго-восточная Европа далеко не в состоянии, как это уже показала мировая война, когда большинство стран юго-восточной Европы находилось в руках Германии, покрыть все ее огромные потребности в сырье и продовольствии, необходимые для войны. В 1935 г., когда Германия всеми средствами форсировала свой импорт из юго-восточных аграрных стран, последние вместе взятые дали лишь 6,9% германского импорта сырья и полуфабрикатов (в 1934 г.—5,2%) и 12% импорта продовольственных продуктов (против 8,9% в 1934 г.). Более значителен удельный вес этих стран в германском импорте живого скота в 1935 г. он составил одну пятую, а в 1935 г.— одну четвертую часть всего ввоза, скота в Германию. Что же касается некоторых других товаров,- то положение здесь обстоит следующим образом: в общем объеме германского импорта мяса и сала в 1935 г. удельный вес юго-восточных стран Европы составил 58,5%, кукурузы — 43%, кормов — 36,9% и табака — 42%. Как видно из этих данных, ввоз перечисленных товаров из стран юго-восточной Европы имеет для Германии весьма существенное значение. Хуже для дунайских стран обстоит дело с экспортом пшеницы в Германию.

Из рассмотрения данных о торговых отношениях, между Германией и дунайскими странами видно, что в настоящее время эти страны имеют для Германии в первую очередь военно-политическое значение не столько с точки зрения снабжения германского хозяйства сырьем, сколько со стороны привлечения этих стран в качестве вассалов в военный фронт фашистской Германии. Если Германия при всей незначительности Дунайского бассейна как сырьевой базы для германской промышленности все же всемерно стремится к усилению своих экономических отношений с этими странами, то объясняется это прежде всего помимо острой нужды Германии в различных видах сырья и финансовыми затруднениями, все более ощущаемыми германским хозяйством, причинами политического характера. Именно в силу этих причин Германия и стремится установить свою гегемонию в Дунайском бассейне, добившись порабощения дунайских стран как экономическим, так и внеэкономическим оружием.

Во всех ее происках в Дунайском бассейне, как и в других своих захватнических планах, ведущая бешеную подготовку к войне фашистская Германия наталкивается на сопротивление тех стран, которые заинтересованы в настоящее время в сохранении мира. Поэтому Германия вынуждена применять всевозможные меры маскировки своих захватнических планов, маневрируя при этом в своей внешней политике открытым использованием противоречий между отдельными империалистическими странами, и организуя весьма внушительные демонстрации своей военной мощи.

Внешнеполитические маневры, проводимые Германией в Дунайском бассейне, весьма существенное значение среди которых занимает использование торгово-политических рычагов, исключительно противоречивы. Это в значительной мере объясняется сложным переплетением экономических национальных и политических противоречий внутри дунайских стран, переплетением империалистических противоречий между отдельными дунайскими странами и глубочайшими противоречиями, раздирающими .весь капиталистический мир.

____________________________________________________

1 По данным стат. бюро Германии

Тема 6. Зарубежная европа

БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. Пользуясь картами атласа, дайте характеристику экономико-географического положения одной из стран за­рубежной Европы (по выбору). Используйте типовой план характеристики ЭГП страны (см. план на с. 222).

Дополни- По политической карте в атласе определите, какая из стран региона имеет

тельное за- наибольшее число стран-соседей. Какое это может иметь значение?

дание (для удовольст­вия).

Задание 2. С помощью «визитной карточки» стран зарубежной Европы на форзаце учебника конкретизируйте харак­теристику их государственного строя. Объясните, поче­му ни в одной другой части мира не сохранилось столь­ко конституционных монархий, сколько в Западной Ев­ропе. Нанесите республики и монархии на контурную карту. Используйте также таблицу 2 в «Приложениях».

Задание 3. Пользуясь картой полезных ископаемых зарубежной Европы в атласе, сравните страны региона по богат­ству и разнообразию топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Примените типовой план харак­теристики природных предпосылок для развития про­мышленности страны (региона) (см. план на с. 222). Используйте также таблицы 3—5 в «Приложениях».

Дополни- По карте атласа определите, в пределах каких широт располагается территория

тельное за- Великобритании, ФРГ, Франции, Италии. Подберите наглядные сравнения со дание (для удовольствия). странами СНГ.

Задание 4. Используя рисунок 47, дайте характеристику зарубежной Европы как главного региона иммиграции на­селения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Добудьте из рисунка 47 столь­ко сведений, сколько возможно.

Задание 5. По карте народов зарубежной Европы в атласе охарактеризуйте распространение народов индоевропей­ской и уральской семей. Определите страны с однона­циональным, двунациональным и многонациональным составом населения.

Задание 6. По рисунку 48 составьте в тетради таблицу «Агломерации-миллионеры» зарубежной Европы» и сравните отдельные страны по числу таких городов. Как вы ду­маете, можно ли утверждать, что в зарубежной Евро­пе наглядно проявляются три главные общие черты процесса урбанизации?

Дополни- Используя рисунок 48 и физическую карту зарубежной Европы в атласе,

тельное за- проведите классификацию городов-миллионеров региона по их ЭГП.

дание (ус- Определите города, расположенные: 1) на морских побережьях, 2) в устьях ложненное). рек, 3) вдали от морей, но на судоходных реках, 4) вдали от морей. Результаты классификации отразите в таблице. В каких странах столицы находятся поблизости от географических центров этих стран?

Дополни- Составьте кроссворд «Столицы стран Европы».

тельное за­дание (для удовольст­вия).

Задание 7. Пользуясь текстом и рисунками учебника, картам атласа и таблицами 23—28 в «Приложениях», конкретизируйте характеристику одной из отраслей промышленности зарубежной Европы (по выбору). Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, определите их распределение по странам. По рисункам 25—29 установите, откуда в зарубежную Eвpony поступают нефть, природный газ, уголь, железная руда, сталь.

Дополни- Пользуясь картой зарубежной Европы в атласе, приведите примеры ориента-

тельное за- ции районов и центров черной металлургии на: 1) каменноугольные бассей-

дание (ус- ны, 2) железорудные бассейны, 3) грузопотоки каменного угля и железной

ложненное). руды (в том числе морские).

Задание 8. С помощью рисунка 52 определите сельскохозяйственные культуры, наиболее характерные для стран, относящихся к средне- и южноевропейскому типам сельского хозяйства. Установите черты сходства и различия. Для объяснения используйте также агроклиматическую карту в атласе.

Задание 9. Используя текст учебника и карту транспорта зарубежной Европы в атласе (врезка к карте мирового транспорта), схематически нанесите на контурную карту главные железнодорожные магистрали, судоходные реки и морские порты региона. Приведите примеры стран с одноцентровой (радиальной) и многоцентровой конфигурацией транспортной сети. Подумайте над причинами их формирования.

Задание 10. Используя планы центральных частей Лондона и Парижа в атласе и дополни-

(творчес- тельные источники информации, подготовьте сообщение о культурно-истори-

кое!). ческих достопримечательностях этих городов. Почему они ста­ли крупными центрами туризма?

Дополни- Составьте план проведения двухнедельных каникул в зарубежной Европе,

тельное за- посвященных знакомству с объектами Всемирного культурного наследия. дание (для Предложите один-два варианта маршрутов.

удовольствия).

Задание 11. Проанализируйте карту Рурского промышленного района в атласе. Определите главные отрасли его про­мышленности и промышленные центры. Какие из от­раслей относятся к старым, какие к новым?

Задание 12. Пользуясь «визитной карточкой» стран зарубежной Европы на форзаце учебника и подборкой диаграмм на с. 203—205, сделайте краткое сообщение об одной из стран (по своему выбору).

Дополни- Пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту главные промыш-

тельное за- ленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и дание (ус- морские порты одной из стран зарубежной Европы (по своему выбору). ложненное). Проведите анализ полученной картосхемы и дополните им сделанное сообщение.

Задание 13. Просмотрите материал части I учебника и темы 6 «Зарубежная Европа», а

(творчес- также таблицы «Приложений» и выпишите в тетрадь все сведения и цифровые

кое!) данные, относящиеся к ФРГ. Используйте свой конспект для более полной характеристики экономической и со­циальной географии этой страны.

Задание 14. 1. (Работа в тетради.) Сгруппируйте страны зарубежной Европы по

(итоговое). следующим критериям: 1) величи­на территории, 2) численность населения, 3) уровень урбанизации. Сделайте выводы.

2. (Работа в тетради.) Пользуясь таблицами, рисун­ками и текстом темы 5, определите, какие страны региона входят в «первую десятку» стран мира по про­изводству отдельных видов промышленной и сельско­хозяйственной продукции. Полученные данные офор­мите в виде таблицы.

3. Определите способы картографического изобра­жения на картах, которыми вы пользовались при изу­чении темы 6. Какие из них являются новыми для вас?

4. Подготовьте краткую рецензию на книгу (главу), рекомендованную по данной теме.

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

Проверьте знание конкретного материала:

1. Какие из перечисленных стран зарубежной Европы являются конституционными монархиями: Норвегия, Вели­кобритания, Швеция, Финляндия, Испания, Греция, ФРГ?

2. Какие из перечисленных ниже стран используют ду­найский водный путь для выхода к морю: Югославия, Хорватия, Словения, Албания, Румыния, Польша, Венг­рия, ФРГ?

3. Какие из перечисленных ниже портов зарубежной Европы относятся к категории мировых портов: Осло, Глазго, Лондон, Гамбург, Роттердам, Марсель, Барсело­на, Афины, Гданьск, Констанца?

4. Какие из перечисленных ниже районов относятся к числу высокоразвитых: Мидленд, Южный Уэльс, Лондон­ский, Парижский, Лотарингия, Южно-Германский?

Найдите в тексте учебника ответы на вопросы:

1. Каковы характерные черты западноевропейского го­рода?

2. В чем заключаются специфические черты топливно-энергетического хозяйства стран Восточной Европы?

3. В чем основное различие между северной и южной частями зарубежной Европы по набору полезных ископа­емых?

4. Каковы характерные черты транспортной системы зарубежной Европы?

Используйте карты для ответов на вопросы:

1. В каких странах зарубежной Европы роль столицы выполняет не крупнейший город данной страны?

2. Какие страны региона имеют наибольшую плотность

населения?

3. Как можно попасть из Северного в Балтийское мо­ре водным путем, не огибая полуостров Ютландия?

4. Какие отрасли наиболее характерны для промыш­ленных районов и узлов, сформировавшихся: 1) в столич­ных городах, 2) в городах-портах, 3) в угольных бассейнах?

5. Какие металлургические комбинаты работают на за­морском сырье и топливе?

Объясните:

1. Когда и почему зарубежная Европа превратилась в мировой очаг иммиграции населения?

2. Почему во Франции и Великобритании наблюдает­ся резкий перевес столицы над другими городами, а для ФРГ и Италии это не характерно?

3. Почему в структуре водопотребления Великобрита­нии, ФРГ, Бельгии, Швеции 60—80% приходится на про­мышленность, а в Испании, Португалии, Италии, Гре­ции — на сельское хозяйство?

4. Почему нефтяные монополии ведут разведку и до­бычу нефти в Северном море, хотя ее себестоимость во много раз выше, чем в странах Ближнего и Среднего Вос­тока?

5. Почему Норвегия имеет больший доход от рыбо­ловства, чем от сельского хозяйства?

6. Почему по грузообороту река Рейн превосходит все другие речные системы мира?

7. Почему именно Европа была и остается главным районом международного туризма?

8. Почему в депрессивных старопромышленных райо­нах состояние окружающей среды, как правило, наиболее угрожающее?

Укажите:

1. В каких из перечисленных ниже стран население го­ворит на языках германской группы индоевропейской се­мьи: Италия, Австрия, Греция, ФРГ, Финляндия, Велико­британия?

2. Для каких из перечисленных ниже стран характерен приток иммигрантов: Италия, Испания, ФРГ, Великобри­тания, Франция, Швейцария?

3. Какие из приведенных ниже утверждений правиль­ны для следующих стран:

Страны

Утверждения

Польша

Венгрия

Франция

ФРГ

Швейцария

Финляндия

Италия

  1. Однонациональная страна

  2. Страна со значительной долей национальных меньшинств

  3. Многонациональная страна

  4. Страна с унитарным административно-территориальным устройством

  5. Страна с федеративным административно-территориальным устройством

Можете ли вы:

1. Нанести на контурную карту по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Исландию, Данию, Финляндию, Ирландию, Люксембург, Австрию, Венгрию, Болгарию, Албанию, Португалию?

2. По памяти определить страны, которые имеют су­хопутные границы: 1) только с ФРГ, 2) только с Испа­нией, 3) с ФРГ, Швейцарией, Италией, Словенией, Венг­рией, Чехией, Словакией?

3. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на картах: Глазго, Роттердам, Марсель, Брюс­сель, Мюнхен, Неаполь, Краков, Загреб?

4. Назвать страну зарубежной Европы, где практичес­ки нет сельского населения?

5. Из приведенного ниже перечня:

а) исключить однонациональные страны: Бельгия, Ис­пания, Норвегия, Португалия, ФРГ, Великобритания?

б) исключить страны, для которых не характерна осо­бенно высокая концентрация промышленного производст­ва в столичных районах: Чехия, Словакия, Венгрия, Австрия, Италия, Франция, Дания?

Из готовых ответов выберите правильный:

1. Франция граничит с: а) тремя странами, б) пятью странами, в) шестью странами.

2. Самая большая городская агломерация зарубежной Европы: Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская, Гол­ландская.

3. Из столичных городов региона на морском побережье находятся: Мадрид, Париж, Рим, Вена, Стокгольм, Копенгаген, Прага, София, Афины.

4. Больше всего нефти в зарубежной Европе добыва­ется в: Испании, Австрии, Норвегии, Великобритании, Ру­мынии, Албании.

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 6

Что нужно вспомнить

1. Политическую карту, отдельные страны и народы зарубежной Европы. (География, 7 класс.) 2. Особеннос­ти физико-географического положения, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, почв и растительности зару­бежной Европы, природные зоны в ее пределах. (Геогра­фия, 7 класс.) 3. Особенности исторического развития стран зарубежной Европы в конце XIX — первой половине XX в. (История, 8, 9 классы.) 4. Материал части I данного учебника. 5. Понятия и термины: экономико-географическое положение, территориальная структура хозяйства, специ­ализация и кооперирование производства, инфраструкту­ра, регион, субрегион.

Что нужно усвоить

Ведущие идеи темы 6:

1. Зарубежная Европа была и остается одним из глав­ных центров мировой политики и мировой экономики. 2. «Старые камни» Европы — великое достояние не толь­ко европейской, но и всей мировой цивилизации.

Главные научные знания темы 6:

1. Характерные черты ЭГП, географии природных ре­сурсов и населения зарубежной Европы. 2. Основные чер­ты территориальной структуры расселения и хозяйства зарубежной Европы. 3. Основные черты структуры и раз­мещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы зарубежной Европы. 4. Основные черты размещения сельского хозяйства зарубежной Евро­пы и его типы. 5. Основные черты региональной транс­портной системы зарубежной Европы. 6. Основные черты географического рисунка населения и хозяйства зарубеж­ной Европы. 7. Субрегионы зарубежной Европы. 8. Фе­деративная Республика Германия как самая экономически мощная страна зарубежной Европы. 9. Ключевые слова темы: 1) западноевропейский тип города, 2) субурбаниза­ция, 3) западноевропейский тип транспортной системы, 4) портово-промышленный комплекс, 5) «ось развития», 6) столичный регион.

Что нужно уметь

1. Давать характеристику экономико-географического положения страны. 2. Давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (ре­гиона). 3. Применять различные источники географичес­кой информации для доказательства, сравнения, конкре­тизации, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов. 4. Применять ранее изученные текстовые, гра­фические и картографические материалы для углубления вновь приобретаемых знаний. 5. Готовить рецензию на прочитанную книгу (главу, раздел).

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

Дунайская сеть | Меры по удержанию природной воды

Что это такое?
Добро пожаловать в сеть Дуная.  Сеть концентрируется на сборе опыта и примеров передовой практики в отношении NWRM в бассейне реки Дунай. Он предназначен для содействия распространению и обмену знаниями на различных уровнях заинтересованных сторон, чтобы способствовать их реализации в следующих RBMP и FRMP.

Дунайская сеть состоит из всех стран ЕС, разделяющих бассейн реки Дунай – Германия, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Хорватия, Румыния и Болгария. Кроме того, принимая во внимание, что около 23% бассейна реки Дунай принадлежит пяти государствам, не являющимся членами ЕС, которые обязались выполнять РВД в рамках Конвенции по охране реки Дунай (DRPC), Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория, Украина и Молдова также будут приглашены для участия в Дунайской сети .

Почему региональный дискуссионный форум?
Хотя придунайские страны представляют различные экономические, культурные и исторические аспекты, страны связаны рекой Дунай и сегодня, как никогда ранее, сталкиваются с общими проблемами. У них богатая, но очень уязвимая окружающая среда и большой потенциал для сохранения количества и качества воды. В то же время в некоторых странах наблюдается экономический рост, но все они привержены дальнейшему развитию. Вместе в рамках Международной комиссии по охране реки Дунай (МКОРД) придунайские страны разработали 1 st План DRBM, предусматривающий меры общебассейнового значения, а также определяющий основу для более подробных планов на суббассейновом и/или национальном уровне. В настоящее время округа разрабатывают Обновление анализа бассейна Дуная за 2013 г. в качестве подготовительного шага к плану DRBM 2 и , который должен быть представлен к декабрю 2015 г.

Этот региональный дискуссионный форум призван обеспечить присутствие в природные процессы с прямым воздействием на гидрологию, удержание воды и защиту экосистем. Это поможет улучшить общее понимание эффективности, затрат и выгод тех мер, которые направлены на обеспечение «естественного» управления наводнениями, содействие устойчивому управлению водными ресурсами и расширение предоставления экосистемных услуг, включая меры по лесопользованию, устойчивые методы ведения сельского хозяйства. , устойчивые дренажные системы с упором на городские районы, но также частично применимые к другим видам землепользования, и меры, направленные на увеличение водохранилища в водосборе и рядом с ним. Многие из этих мер уже включены в Совместную программу мер и осуществляются на национальном уровне для оказания помощи в управлении водными и земельными ресурсами, и посредством этого форума мы стремимся объединить все заинтересованные стороны для внесения вклада в общие выгоды, которые могут быть достигнуты путем , скоординированное внедрение NWRM в Дунайском регионе и его окрестностях.

Как внести свой вклад?
Мы призываем все заинтересованные стороны регулярно присоединяться к Дунайской сети на этой платформе и делиться своими знаниями, взглядами и мнениями по теоретическим и практическим вопросам реализации, связанным с NWRM. Пожалуйста, не стесняйтесь задавать сложные вопросы, и мы вместе будем искать, как на них ответить.

Возрождение Дуная | GEF

Сентябрь 1991 года едва ли мог быть менее благоприятным моментом для смелых экологических инициатив в Центральной и Восточной Европе.

Всего через несколько месяцев наступит окончательный распад Советского Союза, подавляющей политической силы в регионе на протяжении полувека. Насильственный распад Югославии уже начался и не будет полностью решен еще через восемь трагических лет. Совместные усилия по воде и окружающей среде, хлопотные даже при самых благоприятных обстоятельствах, могут показаться откровенно безрассудными, когда многие из потенциальных участников бомбят друг друга. Тем не менее, в этот напряженный момент правительства, ГЭФ, ПРООН и НПО, собравшись в Софии (Болгария), предприняли первые робкие шаги к сотрудничеству в деле сохранения и восстановления одного из самых важных общих ресурсов, реки Дунай.

К середине 1980-х годов необходимость срочных действий в бассейне Дуная стала очевидной. За предыдущие 150 лет рост населения и бурно развивающаяся промышленность нанесли серьезный ущерб окружающей среде. Около 80 процентов водно-болотных угодий и пойм Дуная исчезли с конца XIX века, что угрожало таким ключевым видам, как пеликаны в дельте Дуная и бобры в Верхнем Дунае, и приводило к усилению паводков в бассейне. Загрязнение, особенно органическими веществами и питательными веществами, представляет собой серьезную долгосрочную угрозу для окружающей среды. В 19В 70-х и 1980-х годах загрязнение питательными веществами нарушило экологический баланс в западной части Черного моря и привело к возникновению мертвой зоны, образовавшейся, когда уровень кислорода слишком низок для выживания большинства организмов, и которая покрывала десятки тысяч квадратных километров.

Проблемы были ясны, и, по крайней мере теоретически, таковы были решения. Карта Дуная показывает, почему: река тянется на 2780 километров от Шварцвальда в Германии до дельты Дуная на западном берегу Черного моря. Бассейн реки Дунай занимает 10 процентов территории Европы, общая площадь более 800 000 квадратных километров. Бассейн сегодня включает территории 19стран, что делает его самым интернациональным речным бассейном в мире. Здесь также проживает 81 миллион человек, говорящих на разных языках и имеющих разную историю. При этих предварительных условиях любые усилия по восстановлению Дуная потребовали бы широкого и фактически беспрецедентного международного сотрудничества. Гораздо менее ясно было, как это могло произойти на практике.

Такова была обстановка первого набега ГЭФ в международные воды. Несмотря на то, что работа ГЭФ в бассейне Дуная превратилась в многогранную программу, рассчитанную на 15 лет, она началась с единственной цели: создать готовность и потенциал для совместной работы различных групп стран с историей войн и недоверия. Первая задача заключалась в том, чтобы продемонстрировать выгоды, которых можно было достичь только таким сотрудничеством. Рабочая гипотеза вмешательства ГЭФ в международные воды была проста: заставить страны изучить корзину выгод, которые они получают от общих водных ресурсов, таких как Дунай, и они быстро поймут, что эта корзина была бы намного больше, если бы они сотрудничали со своими соседями. Все жители бассейна Дуная должны понимать, как такие трансграничные ресурсы используются, злоупотребляются или трансформируются. Лучшее понимание придало бы лицам, принимающим решения, уверенность в том, что долгосрочные совместные мероприятия могут более эффективно решать проблемы.

Политическая трансформация стала катализатором трансформации окружающей среды. В вакууме, созданном распадом Советского Союза, Европейский Союз стал доминирующей экономической движущей силой региона. Обещание вступления в ЕС и последующая необходимость соблюдения его строгих экологических директив стали движущей силой экологических изменений в бассейне Дуная. ГЭФ и ПРООН оказали странам существенную помощь в укреплении их потенциала для решения проблем, связанных со вступлением в ЕС, и законодательных проблем. В 1994, вновь встретившись в Софии, 11 придунайских стран и Европейская комиссия подписали Конвенцию об охране реки Дунай. Это соглашение обеспечило общую правовую основу для защиты и устойчивого использования водных и других общих экологических ресурсов в бассейне Дуная.

Конвенция вступила в силу всего четыре года спустя, 22 октября 1998 г., что на удивление быстро для сложного договора, охватывающего такие чувствительные и часто оспариваемые ресурсы. То, что это было достигнуто так быстро, свидетельствует как об остроте проблемы, так и о фундаменте, который ГЭФ помог создать для сотрудничества в масштабах всего бассейна. Несколько дней спустя наступила еще одна важная веха – создание Международной комиссии по охране реки Дунай (МКОРД) и ее Постоянного секретариата, основного исполнительного органа Дунайской конвенции.

С момента своего создания Комиссия превратилась в одну из крупнейших и наиболее активных международных организаций экспертов по интегрированному управлению водными ресурсами в мире, продвигая политические соглашения и устанавливая совместные приоритеты и стратегии для улучшения бассейна. Этот постоянный, финансово устойчивый орган в настоящее время жизненно важен для поддержания преемственности, импульса и приверженности страны эффективному и устойчивому управлению Дунаем.

После 2000 г., на основе добровольного политического обязательства всех придунайских стран, главным приоритетом Комиссии стало выполнение Рамочной водной директивы ЕС, которая обязывает государства-члены ЕС и страны-кандидаты использовать бассейновый подход для управления свои водные ресурсы. Теперь, когда даже страны, не входящие в ЕС, согласились соблюдать Водную рамочную директиву, фактически все придунайские страны руководствуются единой всеобъемлющей правовой базой, регулирующей воды региона.

Одним из первых проектов Комиссии была Программа по снижению загрязнения бассейна реки Дунай под руководством ГЭФ/ПРООН. Эти усилия привели к подготовке первого «Трансграничного диагностического анализа» ГЭФ для бассейна Дуная с акцентом на загрязнение биогенными веществами. Этот анализ станет важным строительным блоком для последующих анализов Дуная и для программы действий, которая включает меры по сокращению загрязнения воды, содействию сохранению и восстановлению экосистем. Совместные действия стран были сочтены необходимыми для сокращения поступления загрязняющих веществ из сельскохозяйственных, бытовых и промышленных источников в Дунай и Черное море.

Инвестиции ГЭФ/Всемирного банка также обеспечили целенаправленную региональную основу для инвестиций на уровне страны, направленных на достижение общей цели сокращения загрязнения биогенными веществами в Черном море и оказание помощи в запуске и дальнейшем ускорении ключевых инвестиций в таких секторах, как муниципальные сточные воды, сельскохозяйственные стоки и промышленное загрязнение, а также политические и правовые реформы и наращивание потенциала для усиления мониторинга и правоприменения.

В результате научно-технического анализа фактов был разработан согласованный план, в котором установлены четкие приоритеты действий. Эта инициатива в бассейне Дуная стала моделью для других трансграничных водных проблем. Совместное установление фактов и анализ охватывают два основных компонента многонациональных усилий, таких как Дунайский проект, укрепление доверия и содействие общему пониманию проблем, с которыми сталкиваются все стороны.

Помимо трансграничного сотрудничества, Водная рамочная директива ЕС обязывает государства-члены привлекать общественность к процессу планирования управления речными бассейнами, посредством чего она также поощряет участие НПО и местных жителей в решении водных проблем. Чтобы облегчить этот процесс, ГЭФ через свою Программу малых грантов помог создать Дунайский экологический форум, зонтичную организацию для крупнейшей сети НПО и местных сообществ в бассейне. Он состоит из 174 членских организаций из 13 придунайских стран. Дунайская программа малых грантов стала первым случаем такого сотрудничества ГЭФ с НПО.

Дунайский экологический форум был особенно успешным в привлечении общественности, особенно в таких странах, как Сербия, Болгария и Румыния, где деятельность НПО и понятие общественного доступа к информации имеют короткую историю. НПО, работающие с кампаниями по домам и проводящие многочисленные встречи на уровне сообществ, предоставили средства, с помощью которых проект мог охватить многих заинтересованных сторон, особенно фермеров. Многие проекты, поддерживаемые небольшими грантами, были направлены на решение проблемы сокращения питательных веществ, и около половины малых грантов было направлено НПО, поддерживающим деятельность по продвижению передовых методов ведения сельского хозяйства.

Осведомленность общественности о проблемах, стоящих перед Дунаем, сейчас находится на рекордно высоком уровне. В 2004 году Международная комиссия по охране реки Дунай учредила международный День Дуная в ознаменование 10-летия подписания Конвенции. День Дуная стал ежегодным мероприятием, посвященным Дунаю и его притокам. Разнообразные виды деятельности на реке и вблизи нее привлекают миллионы людей из самых разных слоев общества и помогают установить более тесные связи между людьми, бассейном и его биоразнообразием, мобилизуя жителей бассейна Дуная на действия.

Опыт ГЭФ на Дунае иллюстрирует необходимость работы в различных пространственных, временных и политических масштабах. Участие ГЭФ началось с региональной направленности, поддержки шагов по направлению к обязательной международной конвенции. Как только эта структура была создана, основное внимание уделялось усилиям во все более и более мелких масштабах, от бассейнового до двухнационального, национального и местного, вплоть до работы с отдельными фермерами над улучшением их практики. Работа во всех этих масштабах может иметь значительные последствия, если существуют более широкие обязательства и институты. Этот урок применяется к другим трансграничным водам, таким как Бенгельское течение у южного побережья Африки, озеро Виктория и водоносный горизонт Гуарани под Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем.

Поддержка со стороны ГЭФ и ПРООН не только превратила Дунай в модель интегрированного управления речными бассейнами, но и поддержала политическую стабильность всего Дунайского региона. Комиссия смогла приступить к реализации Водной рамочной директивы, которая теперь является эталоном для европейских трансграничных водоемов. При поддержке ГЭФ Комиссия также провела целостный анализ нагрузок, с которыми сталкивается река, таких как серьезные проблемы эвтрофикации, вызванные использованием сельскохозяйственных ресурсов, важные свойства речных водно-болотных угодий, защищающие от наводнений, и насущная необходимость улучшения тарифов и схем платежей за воду. и системы санитарии. В конечном счете, усилия ГЭФ и ПРООН в районе Дуная и Черного моря могут стать образцом для повышения осведомленности общественности о необходимости внедрения комплексного управления водными ресурсами как способа обеспечения роста экономики без разрушения окружающей среды.

Окружающая среда бассейна Дуная и Черного моря в настоящее время демонстрирует явные признаки восстановления, преодолевая наследие загрязнения, которое оставило шрамы по всему региону. На северо-западном шельфе Черного моря поворот был не чем иным, как экстраординарным. Двадцать лет назад весь шельф был гипоксичен, огромная мертвая зона отмечена периодическим цветением водорослей, но мало рыб, моллюсков или других видов. Сейчас, при уменьшении загрязнения азотом и фосфором, обеднение кислородом нижних уровней моря наблюдается в 1970-е и 1980-е годы были практически устранены, а уровень кислорода в настоящее время находится на уровне насыщения или близок к нему в большинстве районов. Повышаются показатели биоразнообразия: количество бентосных видов, наблюдаемых в начале 2000-х годов, было почти вдвое больше, чем в конце 1980-х, хотя все еще значительно ниже, чем в 1960-х годах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *