Какие страны используют дунайский водный путь: Какие из перечисленных ниже стран используют дунайский водный путь для выхода к морю: Югославия, Хорватия, Словения,

Тема 6. Зарубежная европа

БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. Пользуясь картами атласа, дайте характеристику экономико-географического положения одной из стран за­рубежной Европы (по выбору). Используйте типовой план характеристики ЭГП страны (см. план на с. 222).

Дополни- По политической карте в атласе определите, какая из стран региона имеет

тельное за- наибольшее число стран-соседей. Какое это может иметь значение?

дание (для удовольст­вия).

Задание 2. С помощью «визитной карточки» стран зарубежной Европы на форзаце учебника конкретизируйте харак­теристику их государственного строя. Объясните, поче­му ни в одной другой части мира не сохранилось столь­ко конституционных монархий, сколько в Западной Ев­ропе. Нанесите республики и монархии на контурную карту. Используйте также таблицу 2 в «Приложениях».

Задание 3. Пользуясь картой полезных ископаемых зарубежной Европы в атласе, сравните страны региона по богат­ству и разнообразию топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Примените типовой план харак­теристики природных предпосылок для развития про­мышленности страны (региона) (см. план на с. 222). Используйте также таблицы 3—5 в «Приложениях».

Дополни- По карте атласа определите, в пределах каких широт располагается территория

тельное за- Великобритании, ФРГ, Франции, Италии. Подберите наглядные сравнения со дание (для удовольствия). странами СНГ.

Задание 4. Используя рисунок 47, дайте характеристику зарубежной Европы как главного региона иммиграции на­селения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Добудьте из рисунка 47 столь­ко сведений, сколько возможно.

Задание 5. По карте народов зарубежной Европы в атласе охарактеризуйте распространение народов индоевропей­ской и уральской семей. Определите страны с однона­циональным, двунациональным и многонациональным составом населения.

Задание 6. По рисунку 48 составьте в тетради таблицу «Агломерации-миллионеры» зарубежной Европы» и сравните отдельные страны по числу таких городов. Как вы ду­маете, можно ли утверждать, что в зарубежной Евро­пе наглядно проявляются три главные общие черты процесса урбанизации?

Дополни- Используя рисунок 48 и физическую карту зарубежной Европы в атласе,

тельное за- проведите классификацию городов-миллионеров региона по их ЭГП.

дание (ус- Определите города, расположенные: 1) на морских побережьях, 2) в устьях

ложненное). рек, 3) вдали от морей, но на судоходных реках, 4) вдали от морей. Результаты классификации отразите в таблице. В каких странах столицы находятся поблизости от географических центров этих стран?

Дополни- Составьте кроссворд «Столицы стран Европы».

тельное за­дание (для удовольст­вия).

Задание 7. Пользуясь текстом и рисунками учебника, картам атласа и таблицами 23—28 в «Приложениях», конкретизируйте характеристику одной из отраслей промышленности зарубежной Европы (по выбору). Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, определите их распределение по странам. По рисункам 25—29 установите, откуда в зарубежную Eвpony поступают нефть, природный газ, уголь, железная руда, сталь.

Дополни-

Пользуясь картой зарубежной Европы в атласе, приведите примеры ориента-

тельное за- ции районов и центров черной металлургии на: 1) каменноугольные бассей-

дание (ус- ны, 2) железорудные бассейны, 3) грузопотоки каменного угля и железной

ложненное). руды (в том числе морские).

Задание 8. С помощью рисунка 52 определите сельскохозяйственные культуры, наиболее характерные для стран, относящихся к средне- и южноевропейскому типам сельского хозяйства. Установите черты сходства и различия. Для объяснения используйте также агроклиматическую карту в атласе.

Задание 9. Используя текст учебника и карту транспорта зарубежной Европы в атласе (врезка к карте мирового транспорта), схематически нанесите на контурную карту главные железнодорожные магистрали, судоходные реки и морские порты региона. Приведите примеры стран с одноцентровой (радиальной) и многоцентровой конфигурацией транспортной сети. Подумайте над причинами их формирования.

Задание 10. Используя планы центральных частей Лондона и Парижа в атласе и дополни-

(творчес- тельные источники информации, подготовьте сообщение о культурно-истори-

кое!). ческих достопримечательностях этих городов. Почему они ста­ли крупными центрами туризма?

Дополни- Составьте план проведения двухнедельных каникул в зарубежной Европе,

тельное за- посвященных знакомству с объектами Всемирного культурного наследия.

дание (для Предложите один-два варианта маршрутов.

удовольствия).

Задание 11. Проанализируйте карту Рурского промышленного района в атласе. Определите главные отрасли его про­мышленности и промышленные центры. Какие из от­раслей относятся к старым, какие к новым?

Задание 12. Пользуясь «визитной карточкой» стран зарубежной Европы на форзаце учебника и подборкой диаграмм на с. 203—205, сделайте краткое сообщение об одной из стран (по своему выбору).

Дополни- Пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту главные промыш-

тельное за- ленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и дание (ус- морские порты одной из стран зарубежной Европы (по своему выбору). ложненное). Проведите анализ полученной картосхемы и дополните им сделанное сообщение.

Задание 13. Просмотрите материал части I учебника и темы 6 «Зарубежная Европа», а

(творчес- также таблицы «Приложений» и выпишите в тетрадь все сведения и цифровые

кое!) данные, относящиеся к ФРГ. Используйте свой конспект для более полной характеристики экономической и со­циальной географии этой страны.

Задание 14. 1. (Работа в тетради.) Сгруппируйте страны зарубежной Европы по

(итоговое). следующим критериям: 1) величи­на территории, 2) численность населения, 3) уровень урбанизации. Сделайте выводы.

2. (Работа в тетради.) Пользуясь таблицами, рисун­ками и текстом темы 5, определите, какие страны региона входят в «первую десятку» стран мира по про­изводству отдельных видов промышленной и сельско­хозяйственной продукции. Полученные данные офор­мите в виде таблицы.

3. Определите способы картографического изобра­жения на картах, которыми вы пользовались при изу­чении темы 6. Какие из них являются новыми для вас?

4. Подготовьте краткую рецензию на книгу (главу), рекомендованную по данной теме.

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

Проверьте знание конкретного материала:

1. Какие из перечисленных стран зарубежной Европы являются конституционными монархиями: Норвегия, Вели­кобритания, Швеция, Финляндия, Испания, Греция, ФРГ?

2. Какие из перечисленных ниже стран используют ду­найский водный путь для выхода к морю: Югославия, Хорватия, Словения, Албания, Румыния, Польша, Венг­рия, ФРГ?

3. Какие из перечисленных ниже портов зарубежной Европы относятся к категории мировых портов: Осло, Глазго, Лондон, Гамбург, Роттердам, Марсель, Барсело­на, Афины, Гданьск, Констанца?

4. Какие из перечисленных ниже районов относятся к числу высокоразвитых: Мидленд, Южный Уэльс, Лондон­ский, Парижский, Лотарингия, Южно-Германский?

Найдите в тексте учебника ответы на вопросы:

1. Каковы характерные черты западноевропейского го­рода?

2. В чем заключаются специфические черты топливно-энергетического хозяйства стран Восточной Европы?

3. В чем основное различие между северной и южной частями зарубежной Европы по набору полезных ископа­емых?

4. Каковы характерные черты транспортной системы зарубежной Европы?

Используйте карты для ответов на вопросы:

1. В каких странах зарубежной Европы роль столицы выполняет не крупнейший город данной страны?

2. Какие страны региона имеют наибольшую плотность

населения?

3. Как можно попасть из Северного в Балтийское мо­ре водным путем, не огибая полуостров Ютландия?

4. Какие отрасли наиболее характерны для промыш­ленных районов и узлов, сформировавшихся: 1) в столич­ных городах, 2) в городах-портах, 3) в угольных бассейнах?

5. Какие металлургические комбинаты работают на за­морском сырье и топливе?

Объясните:

1. Когда и почему зарубежная Европа превратилась в мировой очаг иммиграции населения?

2. Почему во Франции и Великобритании наблюдает­ся резкий перевес столицы над другими городами, а для ФРГ и Италии это не характерно?

3. Почему в структуре водопотребления Великобрита­нии, ФРГ, Бельгии, Швеции 60—80% приходится на про­мышленность, а в Испании, Португалии, Италии, Гре­ции — на сельское хозяйство?

4. Почему нефтяные монополии ведут разведку и до­бычу нефти в Северном море, хотя ее себестоимость во много раз выше, чем в странах Ближнего и Среднего Вос­тока?

5. Почему Норвегия имеет больший доход от рыбо­ловства, чем от сельского хозяйства?

6. Почему по грузообороту река Рейн превосходит все другие речные системы мира?

7. Почему именно Европа была и остается главным районом международного туризма?

8. Почему в депрессивных старопромышленных райо­нах состояние окружающей среды, как правило, наиболее угрожающее?

Укажите:

1. В каких из перечисленных ниже стран население го­ворит на языках германской группы индоевропейской се­мьи: Италия, Австрия, Греция, ФРГ, Финляндия, Велико­британия?

2. Для каких из перечисленных ниже стран характерен приток иммигрантов: Италия, Испания, ФРГ, Великобри­тания, Франция, Швейцария?

3. Какие из приведенных ниже утверждений правиль­ны для следующих стран:

Страны

Утверждения

Польша

Венгрия

Франция

ФРГ

Швейцария

Финляндия

Италия

  1. Однонациональная страна

  2. Страна со значительной долей национальных меньшинств

  3. Многонациональная страна

  4. Страна с унитарным административно-территориальным устройством

  5. Страна с федеративным административно-территориальным устройством

Можете ли вы:

1. Нанести на контурную карту по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Исландию, Данию, Финляндию, Ирландию, Люксембург, Австрию, Венгрию, Болгарию, Албанию, Португалию?

2. По памяти определить страны, которые имеют су­хопутные границы: 1) только с ФРГ, 2) только с Испа­нией, 3) с ФРГ, Швейцарией, Италией, Словенией, Венг­рией, Чехией, Словакией?

3. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на картах: Глазго, Роттердам, Марсель, Брюс­сель, Мюнхен, Неаполь, Краков, Загреб?

4. Назвать страну зарубежной Европы, где практичес­ки нет сельского населения?

5. Из приведенного ниже перечня:

а) исключить однонациональные страны: Бельгия, Ис­пания, Норвегия, Португалия, ФРГ, Великобритания?

б) исключить страны, для которых не характерна осо­бенно высокая концентрация промышленного производст­ва в столичных районах: Чехия, Словакия, Венгрия, Австрия, Италия, Франция, Дания?

Из готовых ответов выберите правильный:

1. Франция граничит с: а) тремя странами, б) пятью странами, в) шестью странами.

2. Самая большая городская агломерация зарубежной Европы: Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская, Гол­ландская.

3. Из столичных городов региона на морском побережье находятся: Мадрид, Париж, Рим, Вена, Стокгольм, Копенгаген, Прага, София, Афины.

4. Больше всего нефти в зарубежной Европе добыва­ется в: Испании, Австрии, Норвегии, Великобритании, Ру­мынии, Албании.

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 6

Что нужно вспомнить

1. Политическую карту, отдельные страны и народы зарубежной Европы. (География, 7 класс.) 2. Особеннос­ти физико-географического положения, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, почв и растительности зару­бежной Европы, природные зоны в ее пределах. (Геогра­фия, 7 класс.) 3. Особенности исторического развития стран зарубежной Европы в конце XIX — первой половине XX в. (История, 8, 9 классы.) 4. Материал части I данного учебника. 5. Понятия и термины: экономико-географическое положение, территориальная структура хозяйства, специ­ализация и кооперирование производства, инфраструкту­ра, регион, субрегион.

Что нужно усвоить

Ведущие идеи темы 6:

1. Зарубежная Европа была и остается одним из глав­ных центров мировой политики и мировой экономики. 2. «Старые камни» Европы — великое достояние не толь­ко европейской, но и всей мировой цивилизации.

Главные научные знания темы 6:

1. Характерные черты ЭГП, географии природных ре­сурсов и населения зарубежной Европы. 2. Основные чер­ты территориальной структуры расселения и хозяйства зарубежной Европы. 3. Основные черты структуры и раз­мещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы зарубежной Европы. 4. Основные черты размещения сельского хозяйства зарубежной Евро­пы и его типы. 5. Основные черты региональной транс­портной системы зарубежной Европы. 6. Основные черты географического рисунка населения и хозяйства зарубеж­ной Европы. 7. Субрегионы зарубежной Европы. 8. Фе­деративная Республика Германия как самая экономически мощная страна зарубежной Европы. 9. Ключевые слова темы: 1) западноевропейский тип города, 2) субурбаниза­ция, 3) западноевропейский тип транспортной системы, 4) портово-промышленный комплекс, 5) «ось развития», 6) столичный регион.

Что нужно уметь

1. Давать характеристику экономико-географического положения страны. 2. Давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (ре­гиона). 3. Применять различные источники географичес­кой информации для доказательства, сравнения, конкре­тизации, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов. 4. Применять ранее изученные текстовые, гра­фические и картографические материалы для углубления вновь приобретаемых знаний. 5. Готовить рецензию на прочитанную книгу (главу, раздел).

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

В чужом канале соринка видна?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Борьба Киева с Бухарестом за право иметь собственный канал в дельте Дуная не прекращается ни на день. Румыны умело используют дипломатические и финансовые ресурсы, статус страны—члена Евросоюза.

Борьба Киева с Бухарестом за право иметь собственный канал в дельте Дуная не прекращается ни на день. Румыны умело используют дипломатические и финансовые ресурсы, статус страны—члена Евросоюза. Они задействуют механизм международных природоохранных конвенций, участниками которых являются Украина и Румыния, — Бернской, Рамсарской, Орхусской, Эспоо, об охране реки Дунай. Ставят вопрос о канале в таких влиятельных организациях, как комитет всемирного наследия ЮНЕСКО и международная комиссия по защите реки Дунай. Не забывают и о международных и украинских экологических организациях. Ведь главный аргумент Бухареста — украинский канал проходит через Дунайский биосферный заповедник и наносит непоправимый вред окружающей среде. Киев же считает: влияние минимально. Чьи аргументы окажутся убедительнее? Что возьмет вверх: суверенное право государства иметь свой судоходный канал или эгоизм страны, намеревающейся сохранить монополию на водные транспортные пути, соединяющие Дунай и Черное море?

 

На днях в Киеве был представлен отчет Всемирного фонда дикой природы (WWF) относительно альтернативных путей судоходства в украинской дельте Дуная. Подготовившие его эксперты полагают, что Киеву следует отказаться от глубоководного судового хода (ГСХ) Дунай — Черное море. Конечно, отмечают эксперты, канал удобен для судоходства, поскольку он сам по себе прямой и глубоководный. Но дамба, блокирующая береговые течения, очень серьезно влияет на прибрежную зону. А запланированное во второй фазе реализации проекта «Дунай — Черное море» углубление канала может иметь «значительный негативный эффект на дельту в целом из-за возможных изменений в характере стока по всем рукавам».

 

Иное дело, замечают эксперты из WWF, принадлежащий Румынии Сулинский канал. Его дамбы также негативно влияют на прибрежную зону, он не связан с Украиной, а тарифы за его использование могут в будущем вырасти. Тем не менее, считают авторы отчета, этот канал — «лучшее решение с учетом сохранения дельты Дуная». А если уж Киеву так хочется иметь собственный путь «из моря в реку», то следует подумать о других вариантах. Например, построить канал Дунай—Сасык или Соломонов рукав—Жебриянская бухта. Но эксперты отмечают, что эти варианты куда дороже, чем через гирло Быстрое.

 

Но так ли верны выводы, сделанные авторами отчета Всемирного фонда дикой природы? Дискуссия во время презентации отчета WWF показала, что мнение экспертов в сфере экологии не такое уж однозначное, как этого хотели бы противники украинского канала: ряд специалистов полагает, что влияние ГСХ на экосистему дельты Дуная будет локальным и незначительным. Так считает, в частности, Николай Берлинский из Украинского научного центра экологии моря: это учреждение ведет мониторинг влияния канала на дельту Дуная. А вот что действительно негативно влияет на украинскую часть дельты Дуная, так это, утверждает Н.Берлинский, гидротехническая деятельность Румынии на собственной территории — на Сулинском и Георгиевском каналах. Почему? Уменьшается водный сток всего Килийского рукава. Как отмечают ученые (и не только украинские), по сравнению с началом XX века он сократился с 70% до 52%. Снижение же способности воды в Килийском рукаве к самоочищению может привести к экологической катастрофе и уничтожить уникальную дельту Дуная.

 

На уменьшение водного стока влияет струенаправляющая дамба на румынском мысе Измаильский Чатал: она перекрывает значительную часть Килийского рукава и направляет воду в рукав Сулинский. Вносят свою лепту и гидротехнические работы в Георгиевском рукаве, который румыны также планируют сделать судоходным. За счет спрямления русла его естественная длина — а это 109,5 км — уже сократилась на 30%. Как замечают украинские исследователи, поскольку процесс размыва спрямленных участков Георгиевского рукава продолжается и сегодня, то следует ожидать, что впервые за двести лет доля стока Килийского рукава составит менее половины стока Дуная в верхней части дельты! Деградацию Килийского рукава, по которому проходит граница Украины и Румынии, серьезные изменения в экосистеме дельты вызывают и другие действия румын — строительство на своей территории искусственных водоканалов, отбирающих ежегодно около двух кубических километров, сброс в украинско-румынские воды ила и песка, поднятого с Сулинского и Георгиевского рукавов.

 

Обвиняя Киев в том, что эксплуатация ГСХ наносит непоправимый вред биосфере дельты Дуная, Бухарест предпочитает не замечать, к каким экологическим бедам приводят их собственные работы по строительству канала в рукаве св. Георгия. Спрямление природного русла, дноуглубительные работы, прокладка значительных отрезков канала по заповедным участкам суши, закрепление его берегов бетоном и камнями, строительство транспортной и коммуникационной инфраструктуры — все это оказывает негативное влияние на флору и фауну дельты Дуная. Но Бухарест не обращает внимания на протесты экологических и природоохранных организаций. И вот уже под угрозой нерестовая миграция дунайской сельди: для этого вида рыб большое значение имеют Георгиевский и Сулинский рукава. Подобное не может не волновать Киев, поскольку напрямую затрагивает безопасность нашей страны. Ведь дунайская сельдь — основной объект промысла на украинском участке реки.

 

По мнению Киева, эти и другие действия румын нарушают ряд положений конвенции об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспоо): пункт 1 статьи 2, статьи 3—7, пункт 9 дополнения 1. Поэтому Украина и обратилась в имплементационный комитет конвенции Эспоо с просьбой принять необходимые меры, чтобы приструнить Румынию. Ожидается, что окончательное решение будет принято в мае 2011 года. Да только и Бухарест не сидит сложа руки: обвиняя Киев в нарушении положений этой конвенции, он добивается принятия выгодного ему решения. Внутренние расклады благоприятствуют намерениям румын: из сорока двух членов конвенции Эспоо — 27 стран—членов Евросоюза, многие государства — кандидаты на вступление в Европейский Союз. Одни из них готовы поддержать Румынию, соклубника по ЕС, из чувства солидарности. Другие — потому что рассчитывают на поддержку Бухареста в Брюсселе. Третьи, как, например, Молдова, традиционно поддерживают Румынию. Конечно, вердикт еще не вынесен. Но общий настрой членов имплементационного комитета внушает сомнения в их беспристрастности.

 

Но каким бы ни было их решение, Киев не собирается отступать от своего. Самое неприятное, что грозит нашей стране в случае принятия негативного решения в рамках конвенции Эспоо, — ухудшение имиджа. А вот на другой чаше весов лежит не только возможность для государства заработать на транзите кораблей. Те, кто бывал в придунайских городах и селах, знают, насколько жизнь его жителей зависит от реки. Последние полтора десятилетия Придунавье — депрессионный регион. ГСХ дал импульс для его экономического развития. Сегодня канал предоставил работу украинцам, проживающим в Придунавье. Благодаря ГСХ растет загруженность украинских портов Рени, Измаил, Килия. Если ранее ренийский и измаильский порты работали полнедели, а килийский и вовсе простаивал, то сейчас они загружены все семь дней: количество кораблей, проходящих через гирло Быстрое, постоянно увеличивается. Если в ноябре 2008-го через канал прошло 107 кораблей, то в прошлом месяце — уже 150. При этом Сулинским каналом в ноябре воспользовалось всего 108 кораблей.

 

Экономические перспективы украинского канала не могут не беспокоить румын: в будущем ожидается, что три пятых всего дунайского грузопотока переключится на украинскую часть дунайской дельты. Посудите сами: украинский глубоководный судновой ход удобно соединен с морем, имеет круглосуточное двустороннее движение по естественным рукавам Дуная. А вот Сулинский канал — односторонний, работает только днем и имеет бетонные стены, о которые, бывало, цеплялись борта кораблей. Да и тарифы, которые установлены для кораблей, проходящих по ГСХ, значительно ниже, чем у его румынского конкурента. Если украинцы берут за модуль судна 14 американских центов, то румыны — 40 евроцентов. В условиях экономического кризиса экономия получается серьезная. И хотя румынские власти и взывают к патриотизму своих судовладельцев, дабы те отправляли свои корабли через Сулинский канал, многие предпочитают украинский путь. Вот и крупнейшая металлургическая компания Arcelor Mittal в июле переориентировала доставку руды на свое предприятие в румынском городе Галаце через украинский судовой ход.

 

То, что все больше кораблей выбирают украинский канал, не вызывает восторга у румын. Ведь с появлением ГСХ Дунай — Черное море они теряют не просто статус монополиста, а большие деньги. А для того чтобы поддерживать Сулинский канал в работоспособном состоянии, требуются огромные средства. Поскольку постоянно увеличиваются наносы, необходимо проводить гидротехнические работы, чтобы поддерживать в нем глубину, необходимую для прохода кораблей. Кстати, и эксперты WWF прогнозируют, что в будущем могут резко возрасти затраты на эксплуатацию Сулинского канала. А значит, будут расти и тарифы. Так что, хотя румыны и объясняют борьбу против украинского канала заботой об экологии Дуная, все же настоящая причина их возражений против ГСХ — экономическая.

 

Госпредприятие «Дельта-лоцман» уже завершило работы в рамках первой фазы проекта ГСХ Дунай—Черное море. Уже построена надводная часть ограждающей дамбы морского подходного канала длиной в 2730 м. Она блокирует береговые течения и защищает судовой ход от наносов, свалки грунта. Это не просто позволяет стабилизировать величину проходной осадки по ГСХ на уровне 5,5 м, но и минимизирует негативные последствия на окружающую среду. На подходе — второй этап. Он предполагает, что в Килийском рукаве будут проведены дноуглубительные работы. Необходимо углубить, т.е. ликвидировать мели, только на 3% всей 170-километровой длины этого рукава. Это не сравнимо с масштабным объемом работ, которые проделывают румыны в Георгиевском рукаве. После завершения работ, предусмотренных вторым этапом, по украинскому каналу смогут проходить корабли с осадкой 7,2 м. Кроме того, в русловой части — Килийского рукава в устье Быстрое — предусмотрена еще струенаправляющая дамба. Помимо этого, планируется берегоукрепление на участках гирла Быстрое.

 

Впрочем, это будет еще нескоро. Для начала все же необходимо решить ряд процедурных вопросов, предусмотренных конвенцией Эспоо, и попытаться найти взаимопонимание с румынами. Без этого Киеву трудно будет реализовывать второй этап работ. Например, сотрудники «Дельта-лоцман» рассказывали, что когда суда выходили для проведения необходимых в рамках первого этапа проекта дноуглубительных работ в Килийском канале, румынские пограничники ставили поперек свои корабли. Маловероятно, что удастся изменить отношение Бухареста к украинскому проекту. Но можно попытаться сделать так, чтобы румыны хотя бы не мешали его реализации. Возможно, единственный выход в этой ситуации — попытаться заручиться поддержкой Брюсселя, убеждая функционеров Европейского Союза в том, что канал минимально влияет на экосистему дельты Дуная. Сейчас Еврокомиссия разрабатывает стратегию ЕС для дунайского региона. Этот документ должен быть утвержден в 2011 году. В интересах Киева, чтобы в этой стратегии говорилось о поддержке украинского маршрута, поскольку он диверсифицирует водные пути седьмого транспортного коридора. Украине, которая не является членом Евросоюза, добиться этого будет трудно. Но надо работать. С Брюсселем, Бухарестом, странами Европейского Союза и международными природоохранными организациями.

Сотни рек и озер пересекают международные границы – страны должны взять на себя обязательство делиться водой

Река Дунай начинается в Германии и в конечном итоге впадает в Черное море примерно через 2850 километров и через десять стран. Если Германия перекроет реку или загрязнит ее, это потенциально может затронуть девять других стран и четыре их столицы.

Дунай может быть самой многонациональной рекой в ​​мире, но это лишь одна из примерно 310 рек и озер, разделяемых двумя или более странами, наряду с 468 подземными источниками воды, известными как водоносные горизонты. Недавно я ездил в Нью-Йорк на крупную конференцию ООН — первую за последние десятилетия посвященную воде — чтобы попытаться укрепить политическую приверженность этим «трансграничным» водоемам.

Это очень важный вопрос, поскольку эти общие водные ресурсы могут быть как источником конфликтов, так и движущей силой сотрудничества, устойчивого развития и мира. Во время войн, подобных войнам на Украине или в Сирии, вода и инфраструктура, такая как мосты или канализация, неоднократно подвергались нападениям из-за их стратегической ценности.

Напряженность накаляется и в Африке, поскольку Эфиопия строит большую плотину на Ниле, выше по течению от Египта. На недавнем заседании Совета министров иностранных дел арабских стран египетский лидер Самех Шукри предупредил о «фатальных последствиях для национальной безопасности Египта» «односторонних действий Эфиопии в отношении … общих речных бассейнов».

И наоборот, совместное управление рекой Сава (самый длинный приток Дуная) с 2001 года помогло установить мир и доверие между бывшими югославскими республиками менее чем через десять лет после того, как они находились в состоянии войны. А когда могучая река Парана — вторая по величине река в Южной Америке — почти пересохла в 2021 году, Бразилия, Парагвай и Аргентина смогли мирно и устойчиво разделить ограниченные запасы воды.

Такие положительные примеры сотрудничества особенно уместны, учитывая растущее давление, которое изменение климата оказывает на мировые водные ресурсы.

Как обеспечить совместное использование воды странами

Эффективные правовые и управленческие механизмы имеют ключевое значение. Например, Канада и США могут указать на более чем 100-летнее сотрудничество в рамках Договора о пограничных водах 1909 года и Международной совместной комиссии. Точно так же мирный договор между Бразилией и Парагваем в 1966 году привел к созданию двусторонней комиссии и, в конечном итоге, к одной из крупнейших в мире гидроэлектростанций на Паране.

Механизмы управления также способны одновременно управлять конфликтами и сотрудничеством. Венгрия и Словакия имеют давний спор по поводу реализации 19Гидроэнергетический проект советской эпохи 70-х годов на Дунае, проект Габчиково-Надьмарош.

Но страны по-прежнему сотрудничают через международную комиссию по реке Дунай, чтобы управлять водными ресурсами в бассейне. А в Азии были примеры сотрудничества по рекам Инд (общий для Индии и Пакистана) и низовьям Меконга (Камбоджа, Лоас, Вьетнам и Таиланд) даже тогда, когда страны, разделяющие их, находились в состоянии войны.

Инд снабжает водой большинство пакистанских ферм. Но начинается она далеко на севере Индии (на фото: поля в Ладакхе, Индия). Кевин Стэндедж / Shutterstock

В качестве объединяющих организаций бассейновые организации могут брать на себя обязанности, выходящие далеко за рамки самих водных ресурсов. Например, в контексте угроз со стороны исламистской боевой группировки «Боко Харам» Комиссия по бассейну озера Чад способна не только управлять общими водами, но и способствовать региональной интеграции, миру, безопасности и развитию.

К сожалению, таких механизмов управления недостаточно. Органы ООН, ответственные за мониторинг прогресса, говорят, что только 24 страны имеют все свои трансграничные бассейны, охваченные соглашениями о сотрудничестве. Ситуация особенно серьезна в случае с подземными водами, где действуют только восемь правовых механизмов, касающихся подземных вод.

Заметные обязательства – но их недостаточно

Одной из ключевых тем водной конференции ООН было сотрудничество. Это привело к некоторым заметным обязательствам. Недавно созданная Коалиция трансграничного водного сотрудничества могла бы координировать деятельность стран, международных организаций, научных кругов и НПО.

Кроме того, несколько стран, в том числе Ирак, Намибия, Нигерия и Замбия, официально присоединились или обязались присоединиться как минимум к одной из двух конвенций ООН по водным ресурсам. Это Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. и Конвенция 1997 Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков. Основанные на обычном международном праве, они оба устанавливают основные принципы, в соответствии с которыми страны могут сотрудничать в своих общих водах.

Конвенция 1992 года с ее институциональной структурой, которая включает три ежегодных встречи сторон и различные рабочие группы экспертов, действует как глобальный форум для обмена передовым опытом и разработки полезных руководств и других инструментов для поддержки трансграничного сотрудничества.

Обеспечивают ли эти обязательства необходимые пошаговые изменения? Короткий ответ — нет. Глобальная нагрузка на трансграничные воды из-за роста населения, растущего спроса на воду, неустойчивых моделей потребления, ухудшения состояния окружающей среды и утраты биоразнообразия, а также изменения климата требует безотлагательного внимания.

Положительно, что более 20 стран пообещали присоединиться к одной или обеим конвенциям по водным ресурсам. Но в настоящее время только около трети всех стран, имеющих общие трансграничные воды, являются участниками одной или обеих конвенций.

Конференция ООН по водным ресурсам 2023 года вполне может стать важной ступенькой в ​​обеспечении приверженности трансграничному водному сотрудничеству, но многое будет зависеть от того, что страны сделают в ближайшие месяцы и годы.

Страны Дунайского региона столкнулись с двойной проблемой обеспечения современными услугами водоснабжения миллионов людей при соблюдении требований ЕС Acquis

22,5 миллиона человек не имеют водопроводной воды и 28 миллионов человек не имеют туалетов со смывом

ВЕНА, 6 мая 2015 г. — 9По данным Новый отчет Всемирного банка « Водоснабжение и водоотведение в Дунайском регионе – состояние сектора », опубликованный сегодня в Вене.

Отчет, в котором анализируется доступность, доступность, качество и финансирование услуг водоснабжения, подготовлен в преддверии «Конференции по водным ресурсам Дуная 2015», которая состоится в Вене 7-8 мая, на которой правительственные министерства, регулирующие органы, коммунальные предприятия, профессиональные ассоциации и местные органы власти будут размышлять о будущем услуг водоснабжения в Дунайском регионе.

Бассейн реки Дунай является вторым по величине речным бассейном в Европе, где проживает в общей сложности 81 миллион человек в 19 странах, большинство из которых являются членами ЕС. Дунай соединяется с 27 крупными и более чем 300 малыми притоками от своего истока в Шварцвальде в Германии до Черного моря в Румынии и, таким образом, является крупнейшим водным бассейном в ЕС.

Согласно отчету, несмотря на улучшения за последние 15 лет, страны Дунайского региона по-прежнему демонстрируют очень разные уровни прогресса в обеспечении устойчивых услуг для всех своих граждан. Многие давние члены ЕС выиграли от в целом стабильной политической среды и постоянного потока финансирования ЕС. Доступ, в частности, к услугам по очистке сточных вод увеличился, производительность их коммунальных предприятий соответствует международным стандартам, а финансирование их услуг находится на хорошем уровне.

Напротив, более поздние члены ЕС, страны-кандидаты и страны Дунайского региона, не входящие в ЕС, продолжают страдать от серьезных пробелов в государственных услугах, особенно среди наиболее уязвимых, и от проблем с поставщиками услуг. Это оставляет миллионы людей без доступа, услуги недофинансируются, а управление водным сектором является неполным или нечетким. В отчете говорится, что примерно треть воды, поступающей от этих поставщиков услуг, никогда не доходит до места назначения.

Как отмечается в отчете, перед правительствами часто стоит двойная задача: обеспечить транспозицию законодательства ЕС и развитие инфраструктуры управления сточными водами, а также решить основную задачу сектора по предоставлению устойчивых услуг для всех.

Анализ рекомендует, чтобы страны внимательно изучали местный контекст, чтобы лучше понять и преодолеть проблемы, которые подрывают способность водохозяйственных учреждений выполнять свои функции. Правительства и поставщики услуг водоснабжения могли бы внедрить четкие механизмы подотчетности и стимулирования, усовершенствованные стратегии финансирования, включая тарифы, покрывающие эффективные затраты, а также целевые и малоинклюзивные субсидии, а также усовершенствованные методы управления. Также потребуются более широкие рамки финансирования водного сектора, чтобы преодолеть предполагаемый ежегодный дефицит финансирования в размере 2,5 млрд евро.

«Европейская интеграция послужила мощным стимулом для прогресса в предоставлении доступных и устойчивых услуг водоснабжения и санитарии. Тем не менее, недавние члены ЕС, кандидаты и страны Дунайского региона, не входящие в ЕС, должны стремиться преодолеть значительные пробелы как в предоставлении основных услуг, и управление сектором», — сказала Эллен Гольдштейн, региональный директор Всемирного банка в Юго-Восточной Европе . «Потребности велики, поэтому странам необходимо будет проводить реформы и инвестиции в соответствии со своими финансовыми и техническими возможностями в сотрудничестве с международными партнерами, такими как Всемирный банк».

Отчет сопровождается DANUBIS.org, онлайн-репозиторием, который позволяет руководителям коммунальных служб и лицам, принимающим решения, оценивать производительность более 400 коммунальных служб в 13 странах Дунайского региона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *