Персидский календарь — Блог Резы Саджади — LiveJournal
Какое число сегодня (22.04.2012) в Иране? 03.02.1391! всего 11 лет миновало со дня Куликовской битвы! 🙂Действительно, дата отличается на 621 год, но речь идет о персидском календаре, одной из древнейших хронологических систем в истории человечества и самом точном календаре в мире, который используется в Иране и в Афганистане.
По сравнению с григорианским календарем, которые нуждается в корректировке величиною в одни сутки каждые 3 226 лет, иранскому календарю корректировка величиною в одни сутки нужна лишь раз в 3,8 миллиона лет.
Подобная точность связана с двумя причинами. Иранский календарь использует сложную систему расчетов для определения високосных годов. Кроме того, начало каждого года, совпадающее с естественным феноменом (весенним равноденствием) ежегодно определяется до секунды, с помощью астрономических наблюдений. Другими словами, поскольку календарь основан на астрономических расчетах, призванных определить весеннее равноденствие, он не содержит внутренней ошибки – это делает его календарем, основанным на наблюдении, в отличие от григорианского календаря, основанного на математических расчетах.
Нынешний календарь, используемые в Иране и Афганистане, появился в результате реформы, проведенной в 1079 г. группой астрономов, под руководством великого иранского математика и поэта Омара Хайяма. Однако свое происхождение данный календарь ведет от зороастрийской космологии, возникшей в позднюю Ахеменидскую эпоху (650 – 330 гг. до н.э.). За столетия календарь развивался и менялся, однако названия месяцев и сейчас почти те же самые.
Следует отметить, что в современном Иране используются сразу три календаря: персидский, исламское летоисчисление по лунной хиджре (сегодня по этому календарю: 30.05.1433), а также, разумеется, григорианский. Вы обнаружите все три даты практически во всех настенных/настольных календарях, ежедневниках, новостных передачах и т.п. Но, разумеется, персидский календарь остается основой повседневной жизни иранцев, в то время, как исламское летоисчисление используется для религиозных целей.
Ниже приведена таблица, вкратце рассказывающая о месяцах персидского календаря, а также о значении их названий и эквивалентах по григорианскому календарю.
Как видите, месяца практически полностью соответствуют знакам зодиака, поскольку календарь основывался на лунной астрологии.
Суббота: шамбе
Воскресенье: йекшамбе
Понедельник: дошамбе
Вторник: сешамбе
Среда: чахаршамбе
Четверг: панджшамбе
Пятница: джом’е (или адине)
Если вам интересно узнать, какому числу персидского календаря будет соответствовать ваш День рождения или любая другая дата, вам пригодится данная ссылка.
Иранский календарь
Официальный календарь Ирана основывается на солнечном (тропическом) годе и иранских месяцах. 21 марта (равно первому Фарвардина) начинается новый Иранский год, и считается первым днём иранского календаря. В иранском календаре каждому месяцу присуще собственное название. Первые шесть месяцев состоят из 31 дней, остальные 5 месяцев – из 30, а последний месяц – 29 дней; кстати, к последнему месяцу в Високосном году прибавляется одни сутки, таким образом, он состоится из 30 дней.
Название иранского месяца
Order | Days | Month Names |
Iranian-English | ||
1 | 31 | Farvardin |
2 | 31 | Ordibehesht |
3 | 31 | Khordad |
4 | 31 | Tir |
5 | 31 | Mordad |
6 | 31 | Shahrivar |
7 | 30 | Mehr |
8 | 30 | Aban |
9 | 30 | Azar |
10 | 30 | Dey |
11 | 30 | Bahman |
12 | 30/29 | Esfand |
Дни недели в иранскому календарю
Каждую неделю в иранскому календарю начинается в субботу и заканчивается в пятницу.В иранском календаре первый день называется Новрузом, который празднуют иранцы во всём мире. Этот праздник продолжается до 13 дней. Последний день Новруза называется «Сизда бе дар». В иранском календаре каждая неделя начинается в субботу и заканчивается в пятницу. В Иране пятница является выходным. Каждая неделя состоит из: суббота, воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Связь иранских месяцев со знаками зодиака: В данной таблице обнаружена связь каждого из 12 знаков зодиака с иранскими месяцами:
Month number | Month name (Persian) | Zodiac sign |
1 | Farvardin | Aries |
2 | Ordibehesht | Taurus |
3 | Khordad | Gemini |
4 | Tir | Cancer |
5 | Mordad | Leo |
6 | Shahrivar | Virgo |
7 | Mehr | Libra |
8 | Aban | Scorpio |
9 | Azar | Sagittarius |
10 | Dey | Capricorn |
11 | Bahman | Aquarius |
12 | Esfand | Pisces |
Иранские календари – Персидский грифон
Иранский календарьВ Иране широко используются три календаря: персидский солнечный календарь используется официально и ежедневно; мусульманский лунный календарь используется для исламских религиозных дел; а западный (григорианский) календарь используется в общении с иностранцами и в некоторых книгах по истории. В газетах указаны все три даты. При въезде в Иран штамп в вашем паспорте будет на фарси и будет относиться к персидскому календарю. Обязательно подтвердите западную дату, чтобы не просрочить визу; проверьте www.payvand.com/calendar.
Персидский календарь
Современный персидский солнечный календарь, прямой потомок древнего зороастрийского календаря, отсчитывается от первого дня весны в году хиджры, бегства пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г. н.э. , В нем 365 дней (366 в каждом високосном году), а его Новый год (Нуруз) приходится на 21 марта по западному календарю. Названия персидских месяцев следующие:
Сезон | Персидский месяц | Прибл. Эквивалент | Сезон | Персидский месяц | Прибл. Эквивалент |
Пружина (Бахар) | Фарвардин | 21 марта – 20 апреля | Осень (Паиз) | Больше | 23 сентября – 22 октября |
Ордибехешт | 21 апреля – 21 мая | Абан | 23 октября – 21 ноября | ||
Хордад | 22 мая – 21 июня | Азар | 22 ноября – 21 декабря | ||
Лето (Табестан) | Тир | 22 июня – 22 июля | Зимний (Заместан) | Деи | 22 декабря – 20 января |
Мордад | 23 июля – 22 августа | Бахман | 21 января – 19 февраля | ||
Шахривар | 23 августа – 22 сентября | Эсфанд | 20 февраля – 20 января |
Мусульманский календарь
Мусульманский календарь начинается с месяца, предшествующего хиджре, и основан на лунном году из 354 или 355 дней, поэтому он отстает от персидского солнечного календаря примерно на 40 лет. Веб-сайт www.rabiah.com/convert преобразует исламские (хиджры) даты в западные (григорианские) и наоборот.
Зороастрийский календарь
Зороастрийский календарь работает по солнечному году из 12 месяцев по 30 дней в каждом, плюс пять дополнительных дней. Неделя не имеет места в этой системе, и каждый из 30 дней месяца назван в честь своего ангела или архангела и управляется им. 1, 8, 15 и 23 число каждого месяца являются святыми днями. Как и в персидском календаре, зороастрийский год начинается в марте в день весеннего равноденствия, и за исключением Андармаза, который заменяет Эсфанд, месяцы те же.
Персидский календарь
Иранские названия месяцев | ||
---|---|---|
Дни | Фарси | |
1 | 31 | Фарвардин |
2 | 31 | Ордибехешт |
3 | 31 | Хордад |
4 | 31 | Тир |
5 | 31 | Мордад |
6 | 31 | Шахривар |
7 | 30 | Мехр |
8 | 30 | Абан |
9 | 30 | Азар |
10 | 30 | Деи |
11 | 30 | Бахман |
12 | 29/30 | Эсфанд |
Современный иранский календарь, или иногда называемый персидским календарем, является последним в череде календарей, изобретенных или используемых на протяжении более двух тысячелетий в Великом Иране. Иранский календарь, одна из самых длинных хронологических записей в истории человечества, на протяжении своей истории неоднократно изменялся в соответствии с административными, климатическими и религиозными целями.
Хотя самые ранние свидетельства иранских календарных традиций относятся ко второму тысячелетию до нашей эры, до появления иранского пророка Зороастра, первым полностью сохранившимся иранским календарем является календарь Ахеменидов. На протяжении всей письменной истории персы были увлечены идеей и важностью наличия календаря. Они были одними из первых культур, использовавших солнечный календарь, и долгое время предпочитали солнечный, а не лунный и лунно-солнечный подходы. Солнце всегда было символом в иранской культуре и тесно связано с фольклором о самом Кире Великом.
Древнеперсидские надписи и таблички указывают на то, что ранние иранцы использовали 360-дневный календарь, основанный на вавилонской системе и модифицированный с учетом их верований. Дни не назывались. Месяцы имели два или три деления в зависимости от фазы луны. Двенадцать месяцев по 30 дней были названы в честь праздников или мероприятий пастырского года. 13-й месяц добавлялся каждые шесть лет, чтобы календарь был синхронизирован с временами года.
Первые календари, основанные на зороастрийской космологии, появились в более поздний ахеменидский период (650–330 гг. до н. э.). Они развивались на протяжении веков, но названия месяцев мало изменились до сих пор. Единая империя Ахеменидов требовала особого иранского календаря, и один был разработан в египетской традиции с 12 месяцами по 30 дней, каждый из которых посвящен язате, и четырьмя подразделениями, напоминающими семитскую неделю. Четыре дня в месяце посвящались Ахура Мазде, а семь были названы в честь шести Амеша Спента. Тринадцать дней были названы в честь Огня, Воды, Солнца, Луны, Тири и Геуш Урвана Митры, Сраоши, Рашну, Фраваши, Бахрама Рамана и Ваты, божества ветра. Три были посвящены женским божествам, Даэне Аши и Арштату. Остальные четыре были посвящены Асман Зам Мантра Спента и Анагра Раоча.
Парфяне приняли ту же календарную систему с небольшими изменениями и датировали свою эру 248 г. до н.э., датой, когда они сменили Селевкидов. Их названия месяцев и дней являются парфянскими эквивалентами авестийских, использовавшихся ранее, и немного отличаются от среднеперсидских имен, используемых сасанидами. Например, во времена Ахеменидов современный персидский месяц День назывался Дадва (Творец), по-парфянски Датуш, а сасаниды называли его Дадв/Дай.
В 224 г. н.э. Ардашир I, основатель династии Сасанидов, добавил пять дней в конце года и назвал их днями Гата или Гах в честь древних одноименных зороастрийских гимнов. Это была модификация 365-дневного календаря, принятого Юлием Цезарем в 46 г. до н. э., на основе египетского солнечного календаря. Иранцы веками знали о египетской системе, но никогда ее не использовали.
Новая система создала путаницу и встретила сопротивление. Многие обряды практиковались в течение многих дней, чтобы не пропустить ни одного священного дня. По сей день многие зороастрийские праздники имеют две даты. Чтобы упростить ситуацию, внук Ардешира, Хормизд I, соединил новые и старые праздники в непрерывные шестидневные праздники. Навруз был исключением, так как первый и шестой день месяца отмечались отдельно, а шестой день стал более значимым как день рождения Зороастра. Но реформа не решила всех проблем, и окончательные изменения внес Йездгерд III, последний правитель.
632 год был выбран как начало новой эры, и этот последний имперский персидский календарь известен как календарь Йездгерди. Прежде чем календарь Йездгерди был завершен, арабы-мусульмане свергли династию в 7 веке и установили исламский календарь, лунный календарь. Календарь Джалали был изложен в Коране и в последней проповеди Мухаммеда во время его прощального паломничества в Мекку.
Умар, второй халиф ислама, начал нумерацию лет в 17 г. хиджры (638 г. н.э.), считая первый год годом хиджры (эмиграции) Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г. н.э. Первый день года продолжал оставаться первым днем Мухаррама. Годы исламского календаря обозначаются AH от латинского Anno Hegirae (год Хиджры). Солнечный календарь Джалали был принят 15 марта 1079 года.сельджукским султаном Джалал ад-Дином Малик-шахом I (в честь которого он был назван) на основе рекомендаций комитета астрономов, в том числе Омара Хайяма, в имперской обсерватории в его столице Исфахане.
Вычисления месяцев были основаны на прохождении солнечных лучей по зодиаку, системе, объединяющей идеи, взятые из индуистских календарей. Позже были включены некоторые идеи из китайско-уйгурского календаря. Он оставался в использовании в течение восьми веков. Это возникло из-за неудовлетворенности сезонным сдвигом в исламском календаре из-за того, что этот календарь является лунным, а не солнечным; лунный год из 354 дней, приемлемый для кочевников пустыни, оказался непригодным для оседлых земледельческих народов, а иранский календарь является одним из нескольких нелунных календарей, принятых оседлыми мусульманами для сельскохозяйственных целей.
Султан Джалал поручил это задание в 1073 году. Работы были завершены задолго до смерти султана в 1092 году, после чего обсерватория была заброшена.
Год рассчитывался от точки весеннего равноденствия, а каждый месяц определялся переходом солнца в соответствующую область зодиака, система, которая включала усовершенствования древней индийской системы Сурья-сиддханты, которая также является основой большинства индуистских календарей. Поскольку время прохождения Солнца может иметь 24-часовые вариации, продолжительность месяцев немного различается в разные годы. Однако из-за различий в продолжительности месяцев, а также из-за сложности расчета самого календаря иранский календарь был изменен для упрощения этих аспектов в 19 веке.25 (1304 АП).
21 февраля 1911 года второй персидский парламент принял в качестве официального календаря Ирана солнечный календарь Джалали, в котором месяцы носят названия двенадцати созвездий зодиака, а годы названы в честь животных двенадцатилетнего цикла; он использовался до 1925 года. Нынешний иранский календарь был официально принят 31 марта 1925 года при ранней династии Пехлеви. Закон гласил, что первым днем года должен быть первый день весны в «истинном солнечном году», «как это было раньше». Он также фиксировал количество дней в каждом месяце, которое ранее варьировалось в зависимости от года в зависимости от тропического зодиака.
Он возродил древние персидские имена, которые используются до сих пор. Он указал происхождение календаря. Он также осуждал 12-летние циклы китайско-уйгурского календаря, которые не были официально санкционированы, но широко использовались. В первых шести месяцах (Фарвардин Шахривар) 31 день, в следующих пяти (МехрБахман) 30 дней, а в последнем месяце (Эсфанд) 29 дней или 30 дней в високосные годы. Это упрощение календаря Джалали, в котором начало месяца связано с переходом солнца от одного зодиакального знака к другому. Солнце быстрее всего проходит через знаки в начале января (Деж) и медленнее всего в начале июля (Тир).
Календарь солнечной хиджры дает пятилетний интервал високосного года примерно через каждые семь четырехлетних интервалов високосного года. Обычно он следует 33-летнему циклу с периодическими перерывами на отдельные 29-летние или 37-летние подциклы. Причина такого поведения в том, что он отслеживает наблюдаемое весеннее равноденствие. Напротив, некоторые менее точные алгоритмы прогнозирования основаны на путанице между средним тропическим годом
и. Афганистан официально принял официальный календарь Джалали в 1922, но с другими названиями месяцев. В персидском языке в Афганистане используются названия знаков зодиака дари, а в языке пушту в Афганистане используются названия знаков зодиака пушту. Персидский календарь является официальным календарем правительства Афганистана, и все национальные праздники и административные вопросы фиксируются в соответствии с персидским календарем.
Государственные праздники и годовщины | ||||
---|---|---|---|---|
Дата | Английское название | Местное имя | Комментарии | |
2124 | Март | Иранский Новый год | Новруз | Зороастрийский |
Март | Праздник в последний вторник, среду | Чахаршанбе Сури | Зороастрийский | |
1 | Апрель | День Исламской Республики | Руз-е Джумхури-йе Ислами Исламская Республика | |
2 | Апрель | Сизда Бедар (День природы) | Сизда Бедар | 13-й день |
7 | Май | Мученичество Фатимы | Шахдат-е Хазрат-е Судьба | 29 августа 632 |
4 | июнь | Годовщина кончины Рухоллы Хомейни | Даргозашт-э Эмам Хомейни | 4 июня 1989 |
5 | Июнь | Годовщина восстания против шаха | Гиям-е Панздах-е Хордад | 6 июня 1963 года |
16 | июнь | Годовщина имама Али Милад-е | Эмам Али | 11 октября 599 |
30 | июнь | Миссия Мухаммеда | Бесат Пайамбар | 9 июля 609 |
17 | Июль | Годовщина имама Махди | Милад-э Эмам Заман | 2 августа 869 |
21 | август | Мученичество имама Али | Шахадат-э Эмам Али | 31 января 661 |
31 | Август | Конец Рамадана | Ид-э-Фитр | |
24 | Сентябрь | Мученичество Имама Садека | Шахадат-э Эмам Садек | 17 декабря 765 |
7 | ноябрь | Курбан-байрам | ||
15 | ноябрь | Курбан-байрам | 21 марта 632 | |
5 | Декабрь | Тасоа-йе Хоссейни | 12 Октябрь 680 | |
6 | Декабрь | Мученичество Имама Хусейна | Ашура | 13 октября 680 |
14 | Январь | Арбан Арбан-и Хоссейни | 22 ноября 680 | |
22 | январь | Кончина Мухаммеда — мученичество Имама Хасана | 632 30 марта 670 | |
24 | Январь | Мученичество Имама Резы | 9 Сентябрь 818 | |
10 | Февраль | Годовщина Мухаммада и Имама Садека | Май 570 — Апрель 702 | |
11 | февраль | День иранской революции | 22 Бахман 11 февраля 1979 г. |