Христианство в Закавказье: Армения и Грузия
Армения — первая страна, принявшая христианство в качестве государственной религии в 301 году. Это государство с богатейшей историей, уходящей корнями в сказание о Ноевом ковчеге, оставленном на горе Арарат. Армянское нагорье стало местом расположения и легендарного древнего государства Урарту, соперничавшего за право первенства в этом регионе с Вавилоном и Ассирией. Затем Армения попала под влияние Мидии, а вскоре стала частью Персидской империи Ахеменидов. Эта территория была завоевана Александром Македонским и вошла в состав обширного эллинистического мира. После смерти великого завоевателя армянское государство попало под протекторат сирийских Селевкидов.
Христианское вероучение стало распространяться по территории Армении еще в I веке нашей эры, впрочем как и в соседней Колхиде (нынешней Грузии). Существует легенда, согласно которой армянский правитель Авгарь, узнав о появлении Спасителя на палестинской земле, отправил к нему своих послов с приглашением посетить столицу, Эдессу.
Левон II. (wikipedia.org)
Поводом такого поступка стала история о мученической гибели святых дев Рипсимеянок. Несколько христианских девушек — римлянок бежали от гонений на родине и, посетив Иерусалим, пришли в Армению, где и поселились неподалеку от города Вагаршапата. Трдат восхитился красотой одной из них, Рипсиме, однако не встретил взаимности, от чего пришел в бешенство и повелел казнить всех римлянок. Показательная казнь произошла в 300 году, а последствия ее тяжело сказались на душевном здоровье правителя: случившуюся с Трдатом болезнь часто называли «свиной», именно поэтому в изображении царя фигурировала свиная голова. А в это же самое время в заточении находился один из бывших сподвижников царя, христианин Григорий, которого Трдат обвинил в убийстве своего отца и посадил в яму со змеями и скорпионами. Проведя в нечеловеческих условиях 13 лет, Григорий чудом был освобожден, так как сестре царя приснился вещий сон, сообщающий, что только этот узник способен исцелить ее брата от душевного недуга.
Святой Григорий Просветитель. (wikipedia.org)
Древнее грузинское государство в том же IV веке приняло христианство благодаря Святой Нино, которая с этого момента считается покровительницей Грузии. Как и в случае с Арменией, поводом для принятия христианства стало чудо исцеления, а в 324 или 326 году грузинский царь Мириан утвердил новую официальную религию. Святая равноапостольная Нино родилась в Каппадокии около 280 года. Происходя из весьма знатного рода, юная девочка в 12-летнем возрасте оказалась в Иерусалиме, где ее родители приняли сан священнослужителей. Оказавшись на воспитании у старицы Нианфоры, Нино с восторгом внимала ее рассказам о далекой и сказочной стране Иверии (нынешняя Грузия).
Вдохновленная рассказами, Нино захотела однажды посетить эту страну и вскоре ей представился такой случай: однажды во сне ей привиделась Дева Мария, которая вручила ей крест из виноградной лозы, сказав — «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею». Этот крест и поныне хранится в кафедральном соборе Сиони в Тбилиси. Нино обратилась за благословением к своему дяде Иерусалимскому патриарху, который отпустил ее в далекую страну.По пути в Иверию Нино едва не погибла от руки армянского правителя Трдата III, уже упоминавшегося выше в связи с крещением Армении. Чудом избежав смерти, Нино достигла Иверии в 319 году. Войдя в древнюю столицу Грузии, Мцхету, будущая покровительница всех грузин нашла приют в семье бездетного царского садовника. Молитвы святой Нино чудесным образом помогли жене садовника Анне, которая вскоре забеременела и после этой истории уверовала во Христа. Вскоре о чудодейственной Нино узнали сначала в ближайших окрестностях, а позже слухи дошли до грузинской царицы Наны, которая страдала от тяжелой болезни. Однако на царя Мириана чудесный случай с женой произвел обратный эффект — он возненавидел святую Нино и даже хотел убить ее.
Но после несчастного случая на охоте, царь, попав под грозу, ослеп и пообещал принять христианство в случае своего исцеления. Святая Нино вскоре исцелила Мириана и тот в благодарность уверовал в Бога и обратил в христианскую веру сначала всех своих подданных, а затем и весь иверийский народ. По преданию летописей святая Нино указала царю, где находится Хитон Господень и на том месте (в Мцхете) сначала возвели сначала деревянный, а затем каменный храм в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели. В 324 (или 326) году христианство стало официальной религией грузинского народа. После воцерковления Иверии, святая Нино отправилась в соседнюю Кахетию, где обратила в веру местную царицу Софию.
Святая Нино. (wikipedia.org)
Свершив свою благую миссию, святой Нино вскоре привиделся сон, в котором она узнала о своей скорой смерти. Она попросила царя Мириана прислать епископа Иоанна, чтобы тот ей помог подготовиться к последнему пути. Вскоре святая Нино с епископом и иверийским царем отправились в Бодбе, где на смертном одре свершила свои последние исцеления и там же поведала о своем происхождении. Эти сведения нашли свое отражение в летописях, уцелевших до наших времен. 27 января 335 (или 347) году святую Нино захоронили в Бодбе, как она сама завещала. Грузинская православная церковь с согласия Антиохийского патриархата именовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислила к лику святых. В Грузии 27 января учредили праздник Нинооба — в этот день православная церковь поминает святую Нино. В честь нее по всей стране возвели множество храмов, в одном только Тбилиси их минимум пять. А в Сионском кафедральном соборе Успения Божией Матери хранится крест из виноградной лозы, обвитый её волосами.
Сборник: Грузия
Экономического расцвета Грузинское царство достигло при Давиде IV. В его правление княжества объединились в централизованное государство.
- Статьи
- Европа
- XI век
Царица Тамара. «Золотой век» Грузинского царства
Царица Тамара. «Золотой век» Грузинского царства
С именем грузинской царицы Тамары связывают успешные завоевания, расцвет культуры и торговли, распространение христианства.
- Статьи
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Грузинские корни Петра I: версии и предположения
Грузинские корни Петра I: версии и предположения
Среди некоторых историков бытует мнение о том, что Петр I был незаконнорожденным сыном грузинского наследника трона Ираклия I Багратиони.
- Статьи
- Европа
- IV век
Христианство в Закавказье: Армения и Грузия
Христианство в Закавказье: Армения и Грузия
Армения и Грузия были в числе первых государств, сделавших христианство своей официальной религией.
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Бабий бунт грузинской царицы и его последствия
Бабий бунт грузинской царицы и его последствия
Российско-грузинские конфликты – тема не новая. Начало им положила молодая красавица, более двухсот лет назад зарезавшая бравого военного.
- Статьи
- Европа
- XI век
Царица Тамара. «Золотой век» Грузинского царства
С именем грузинской царицы Тамары связывают успешные завоевания, расцвет культуры и торговли, распространение христианства.
- Статьи
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Грузинские корни Петра I: версии и предположения
Среди некоторых историков бытует мнение о том, что Петр I был незаконнорожденным сыном грузинского наследника трона Ираклия I Багратиони.
- Статьи
- Европа
- IV век
Христианство в Закавказье: Армения и Грузия
Армения и Грузия были в числе первых государств, сделавших христианство своей официальной религией.
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Бабий бунт грузинской царицы и его последствия
Российско-грузинские конфликты – тема не новая. Начало им положила молодая красавица, более двухсот лет назад зарезавшая бравого военного.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XV-XVIII вв.
Самые ужасные пытки (18+)
- Статьи
- Европа
- XIX век
Королева Виктория: символ на троне
- Статьи
- Африка
- XIV век до н. э.
Короткая жизнь дочери Нефертити
- Статьи
- Европа
- XIX век
Бедные люди: как жили викторианские слуги
- Статьи
- Европа
- XI-II вв. до н.э.
Брак, религия и свобода в Древней Спарте
- Статьи
- Европа
- XIII-XIV вв.
Москва VS Тверь: борьба за лидерство в 14-м веке
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Беспечная принцесса
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Робеспьер: вождь революции
- Статьи
- Европа
- IV век до н. э.
«Гуси Рим спасли…»
- Статьи
- Европа
- VII-XV вв.
Тайна греческого огня
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель
- Статьи
- Европа
- XV-XVIII вв.
Самые ужасные пытки (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей
- Статьи
- Европа
- XIX век
Дело о подделке чая и товарного знака
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Ненасытная Виктория
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Александр Засс — сильнейший человек в мире
- Статьи
- Европа
- XX век
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- Статьи
- Европа
- XX век
От чего умер Ленин?
- Статьи
- Европа
- XIX век
Королева Виктория: символ на троне
- Статьи
- Европа
- XVI век
Как Смоленск стал русским
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 1197044
- 📚 Статьи
- 👀 494846
- 📚 Статьи
- 👀 224247
- 📚 Статьи
- 👀 186285
- 📚 Статьи
- 👀 185903
- 📚 Статьи
- 👀 183412
- 📚 Статьи
- 👀 134208
- 📚 Статьи
- 👀 94671
- 📚 Статьи
- 👀 90690
- 📚 Статьи
- 👀 85601
- 📚 Статьи
- 👀 3311054
- 📚 Статьи
- 👀 1197044
- 📚 Статьи
- 👀 1024201
- 📚 Статьи
- 👀 830574
- 📚 Статьи
- 👀 815973
- 📚 Статьи
- 👀 641773
- 📚 Статьи
- 👀 624947
- 📚 Статьи
- 👀 513456
- 📚 Статьи
- 👀 494846
- 📚 Статьи
- 👀 437039
Армяне: какая религия и вера в Армении | Кто они католики или православные?
Коротко о религии в Армении
Прочитав статью, вы охватите весь религиозный спектр Армении, за 15-19 минут.
История культуры армянского народа берёт своё начало с глубокой древности. Вероисповедание, традиции, уклад жизни продиктованы религиозными взглядами армян. Постараемся разобраться, какая вера у армянского народа, когда произошёл переход от язычества к христианству, чем армянское христианство отличается от русского православного.
Содержание статьи:
Религия в Армении- 1. Какая религия в Армении
- Кто по вере армяне? Что они думают о Христе?
- 2. Какое христианство в Армении православное или католическое
- Религия армян в чем отличие от православия
- Основные отличия Армянской Церкви от других Ортодоксальных Церквей обычаи
- Армения до и после принятия христианства (историческая справка)
- Древняя Армения
- Проникновение христианства на территорию Армении
- Переход из язычества в христианство
- Борьба за религию
- Основание Армянской Церкви
- Отпадение от Православия
- Мусульманское иго
- Армянская Церковь сегодня
- Особенности Армянской апостольской церкви
- Место армянской церкви в христианском мире
- Армянский обряд
- Структура армянской церкви
- Армянский церковный календарь
- Религия армян в России
- Армянская католическая церковь
- Венецианская Армения
- Где живут армянокатолики
- Официальная религия жителей Армении
- Республика Армения
- Статистика о религиях в Армении
- Другие религии страны
- Буддизм
- Езидизм
- Иудаизм
- Ислам
- Молокане
- Язычество
- Атеизм
- Православные христиане в Армении
- Свобода вероисповедания в Армении
- Армения и Азербайджан религия
- Армяне и грузины религия
- Монастыри Армении — очаги культуры и науки
- Сколько раз армяне меняли религию
Армянская церковь является одной из древнейших христианских общин. Более того, Армения стала первым государством, принявшим христианство в качестве государственной религии. Это произошло в 301 году, когда святитель Григорий Просветитель убедил правителя Армении Тиридата Великого принять христианство.
Какая религия в Армении
Большинство армян принадлежат к христианам. Однако, их вера несколько отличается от православной, католической и протестантской религии. На сегодняшний день порядка 95% населения страны, которое по численности составляет около трёх миллионов человек, относят себя к членам христианской общины с официальным названием «Единая Святая Вселенская Апостольская Православная Армянская Церковь». Остальные 5% населения проповедуют восточное православие, протестантизм, ислам, иудаизм, езидизм, либо являются атеистами.
Кто по вере армяне? Что они думают о Христе?
Современные армяне апостольского толка причисляют себя к христианам, которые признают в Иисусе Христе одно лицо, одну ипостась и одну природу. Армянская григорианская апостольская церковь (АГАЦ) настаивает, что божество Христа поглотило его человеческую природу. Для неё не имеет значения утверждения отдельных отцов о наличии плоти Христа. В АГАЦ признают тело христово не единосущным плоти человека, а нетленным и бесстрастным, и эфирным, и несотворённым, и небесным, и совершавшим всё, что свойственно телу не на самом деле, а в воображении.
Какое христианство в Армении — православное или католическое
Когда говорят об армянской церкви, предполагают её автономность и отличие как от православия, так и от католицизма. Исторически сложилось, что всё это — разные ветви христианства, поэтому есть ряд отличий в обрядах и вероучениях. Армянская относится к Древневосточным церквям или Дохалкидонским. Однако, в Армении проживают и православные христиане, и католики.
Справка: Армянский патриарх называется католикос, что означает высший соборный предстоятель, но к католицизму данный факт не имеет никакого отношения.
Религия армян — в чем отличие от православия
Православие признаёт все 7 Вселенских соборов. Армянская церковь — только три первых дохалкидонских вселенских собора:
- В Никее в 325 году;
- В Константинополе в 381 году;
- В Эфесе в 431 году;
Главной особенностью армянской церкви, отличающей её от православной, является признание только лишь божественной сущности Иисуса Христа, тогда как православие признаёт обе сущности — божественную и человеческую.
Какие ещё догматические установки отличают армянскую церковь от православной?
- В Армянской церкви на литургии используется пресная просфора Ншхар, а в Православной — квасная;
- Крестное знамение армяне осуществляют слева направо, так же, как и католики, тогда как православные — справа налево;
- На армянским кресте редко можно увидеть распятие Христа, зато там есть растительные элементы — ветви и листья, которые символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть;
- В отличие от Православных, в армянских храмах нет иконостаса, и все священнодействия на алтаре совершаются на глазах молящихся, кроме служб на Страстной Седмице;
- Все христианские праздники православные верующие отмечают согласно юлианского численника, а армяне — по григорианскому календарю. Соответственно, Рождество и Пасха наступают в разные дни;
- В ААЦ 5 высших духовных степеней и санов. Католикос — это высший сан, далее идут епископ, священник, дьякон и чтец. В православии лишь 3 высших сана: епископ, пресвитер и дьякон;
- Пост у армян начинается за 70 дней до Пасхи и длится 5 дней, он носит название Арачаворк.
- В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется пробовать сыр и яйца по воскресеньям;
Основные отличия Армянской церкви от других ортодоксальных церквей
Религия армянского народа своеобразна, она словно бы находится в иной плоскости христианства. Армянская Апостольская Церковь близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно. Например, стены в армянских храмах украшают картин, а службу сопровождает орган. Все богослужения в ААЦ традиционно ведутся на древнеармянском языке — грабаре. В русской церкви литургическим языком является церковнославянский, а в католической — латинский и национальные церковные языки.
Армянские христиане не молятся перед иконами, в церквях находится лишь малое их количество. В своих домах верующие обращаются с молитвой к распятию Христа. в молитвенных словах и песнях в Армянской церкви превозносится лишь одно из лиц триединого Бога, в то время как в русской православной церкви славится вся Божественная Троица. Церковные праздники ААЦ проходят согласно григорианского календаря и, чаще всего, совпадают по датам с католическими.
Армения до и после принятия христианства
История возникновения армянского народа уходит корнями в древнейшие времена. Сегодня большинство армян являются приверженцами христианской религии, но так было не всегда.
Древняя Армения
В древности, до принятия христианства, у армян имелся обширный список языческих богов и покровителей. В отличие от славянского, армянское язычество оказалось неплохо задокументировано. Об обрядах тех времён писали армянские, римские и греческие авторы.
Высшей силой, сотворившей Небо и Землю, а также других богов и человека, являлся главный бог-демиург Ар или Арарич. Другими языческими Богами, которым поклонялись древние армян, были:
- Ваагн — бог Огня и войны;
- Анаит — богиня-мать;
- Астхик — богиня любви;
- Митра Арамазд — бог солнца;
- Тир — бог мудрости;
В античную эру боги армянского пантеона ассоциировались с греческими богами. Например, Анаит — с богиней охоты Артемидой, Арамазд — с Зевсом. Своим языческим богам древние армяне строили большие храмы. Почти все они были уничтожены после принятия христианства, уцелел только лишь один храм в Гарни. Он был построен в эллинистическом стиле и полностью отреставрирован в 1970 году. Также армянский народ верил демонов и духов: каджи и вишапов, демонов воды, ветра и бури.
Справка: У родников и рек армянские язычники ставили огромные каменные изваяния в форме рыб. Некоторые из этих сооружений сохранились до наших дней.
Проникновение христианства на территорию Армении
Согласно древних преданий, христианское вероучение начало проникать на территорию древней Армении уже в I веке от Рождества Христова. Распространению вероучения способствовал ряд внутренних и внешних факторов. К примеру, в то время христианство получило широкое распространение в соседних с Арменией странах: Каппадокии, Осроены, Адиабене. Торговые, политические и культурные связи с этими странами благоприятствовали проникновению христианской религии в Армению. Первыми проповедниками и носителями христианской религии были апостолы Фаддей и Варфоломей, появившиеся на территории Армении примерно в 43 г. н.э. Придя из Ассирии, они крестили семьи князей и обычных людей и известны как «Просветители армянского мира».
Первые христианские общины зародились в начале II века.
Переход из язычества в христианство: крещение Армении
В летописи Агатангехоса «История армян» говорится, что принятие христианства государственной религией Арменией связано с именем царя Тиридата III и парфянина Святого Григория Просветителя. За отказ поклоняться языческим богам, царь заточил Григория Просветителя в яму на 14 лет. Также гонения христиан со стороны Тиридата III связано с именами блаженных Рипсемэ, Гаяне и тридцати двух монахинь. Расправа над ними была очень жестокой. После таких деяний, царь впал в безумие. И только после того, как Тридата убедили освободить Григория, он был исцелён этим святым. В благодарность царь принял крещение, а Григорий Просветитель был рукоположен в католикосы Армянской Апостольской церкви. В 301 году нашей эры произошло Крещение Армении и Христианство стало в стране государственной религией.
Борьба за религию: борьба с Персией за христианскую веру
В течение первых двух веков христиане в Армении были вынуждены тайно проповедовать своё вероисповедание, поскольку государственной религией оставалось язычество и его последователи составляли большинство населения. Христиане подвергались насилию и преследованию сначала со стороны персидских царей Сасанидов, затем арабов, которые принуждали армян отрекаться от веры во Христа и исповедовать веру своих победителей. Так, 330-340 гг. персидский царь Шапух II усилил гонения на христиан. Десятки тысяч мучеников погибли в этот период. До конца IV века Персия с помощью огня и меча пыталась насильственно обратить Армению в зороастризм, но армянскому народу удавалось отстоять право на исповедание Христианства.
Ярким примером вооружённой самозащиты армянских христиан стала Аравайская битва, прошедшая в 451 году. 66 тысяч армянских воинов, стариков, женщин, монахов встали против двухсоттысячной персидской армии. Тогда армянское войско потерпело поражение и понесло большие потери. Персы увели в плен многих армянских священнослужителей во главе с католикосом, захватили и разорили страну. Однако, Христианство сумело выжить и в течение 30 лет армяне продолжали отстаивать свое право исповедовать христианство в борьбе с Персией. В 484 году был подписан Нварсакский мирный договор между Персией и Арменией, признающий право армянского народа на свободу исповедания христианства.
Основание Армянской Церкви
После того, как царь Тиридат III в религиозном отношении отмежевался от сасанидского Ирана, стремившегося подчинить Армению, произошло принятие Арменией Христианства в качестве государственной религии. Практически сразу было решено воздвигнуть духовный центр ААЦ. В 303 году нашей эры был построен Эчмиадзинский собор, который стал местопребыванием верховного патриарха и католикоса, а также религиозным центром и местом паломничества всех армян.
Все святыни языческих идолов постепенно были разрушены, а на их местах были воздвигнуты христианские церкви и монастыри.
Отпадение от Православия
Разрыв с православием у представителей армянской церкви возник в вопросе о соединении двух природ во Христе — Божественной и человеческой. Первые разногласия стали проявляться в VI веке. В христианстве неожиданно возникла новая ветвь, сторонники которой отрицали в Иисусе Христе сочетание божественного и человеческого начала. Но на 4 — том Халкидонском Соборе эту точку зрения признали ложным течением, монофизитской ересью. Однако, с той поры Апостольская армянская церковь оказалась в одиночестве, поскольку она до сих пор смотрит на происхождение Христа не так, как все православные христиане.
Важно! Несмотря на противоречия, ААЦ формирует в своих учениках веру и сплоченность, учит с почтением и терпением относится к другим религиозным течениям.Мусульманское иго
В своей истории Армения переживала много войн и потрясений. В середине VII века Армения была захвачена арабами, в XI веке над большой территорией страны контроль был захвачен турками-сельджуками. Затем страна находилась отчасти под управлением Грузии, а отчасти — под контролем монголов. Вплоть до XIX века в Армении продолжалось мусульманское иго, пока в результате победных для России войн, в 1878 года восточная часть Армении вошла в состав Российской империи. В Османской же империи армянский народ продолжал подвергаться репрессиям, которые в 1915–1921 годы превратились в настоящий геноцид. Турками в те годы было зверски истреблено около миллиона армян.
Армянская Церковь сегодня
Как и прежде, духовным центром всех армян, остаётся собор Эчмиадзин, который расположен в 20 километрах от Еревана. Первоиерархом ААЦ является Католикос всех армян, Верховный патриарх Армянской Апостольской Церкови. В его ведении состоит 4 патриархата.
Четыре патриархата Армянской Апостольской Церкви
- Эчмиадзинский католикосат, находящийся в Армении;
- Киликийский католикосат, в который входят епархии Ливана, Кипра и Сирии;
- Константинопольский патриархат, к нему относятся церкви Турции и Греции;
- Иерусалимский патриархат, в него входят епархии Израиля и Иордании.
Христианство Армении: особенности Армянской апостольской церкви
Армянская Апостольская Церковь называет себя истинно христианской, принявшей веру от Иерусалимской и Византийской Церквей. Однако, сохранить христианское вероисповедание в первозданном виде армянской церкви не удалось. В 506 году Армянская церковь официально отделилась от Византийской, что кардинальным образом повлияло на историю страны, её политическую и общественную деятельность.
Литургические особенности Армянской Апостольской Церкови:
- Для причащения используется опресночный хлеб, а вино не растворяется водой;
- Литургия осуществляется по воскресеньям и по особым случаям;
- Миропомазание совершается сразу после крещения;
- Таинство соборования проводится только над священнослужителями и сразу после смерти.
Место армянской церкви в христианском мире
Армянская диаспора считается весьма многочисленной в христианском мире. Епархии ААЦ расположены на всех континентах, а количество зависит от числа верующих в отдельно взятой стране. К примеру, на территории Африки ААЦ представлена лишь одной епархией, в то время, как в Европе их больше десяти. В России обоснованы Ново-Нахичеванская и Епархия Юга России. Современная Православная церковь России поддерживает дружеские отношения с Армянской Апостольской Церковью. Но евхаристического диалога ААЦ и РПЦ все же не имеют. А это подразумевает под собой невозможность православному человеку молиться в армянском христианском храме.
Армянский обряд в церкви
Одним из важнейших обрядов, характерным только для армянского христианства, является Матах, или приношение в благодарность к Богу. Смысл состоит в приношении милостыни бедным или больным людям. Любой желающий в качестве какой-либо просьбы или благодарения Бога может дать Матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся. Причём, родных или богатых людей приглашать на Матах запрещено.
Структура армянской церкви
Высшую ступень иерархической лестницы в ААЦ занимает Католикос. В его власти: благословение новых законов и новых праздников, освящение миро, основание новых епархий. Следующий церковный сан — это епископ, он обязан принять монашеский постриг и иметь учёную степень. Епископы возглавляют епархии.
Основное звено церковной жизни составляют священники. Они ответственны за духовное воспитание верующих, совершение богослужений и осуществление Таинств. Дьяконы и чтецы призваны оказывать помощь священникам.
Армянский церковный календарь
Так же, как и католики, последователи армянского христианства придерживаются григорианского летоисчисления. Большинство праздников армянского церковного календаря являются переходными, то есть отмечаются в определенный день недели. Соответственно, дата празднования меняется из года в год. Основой календарного цикла ААЦ является Пасха, или, по-армянски — Затик. День рождения Христа армяне отмечают, согласно христианского порядка — 6 января.
Религия армян в России
Уже много веков между Армянской Апостольской Церковью и русским православием нет церковного единства, но это не разрушает близость духовных идеалов и общую систему ценностей. Крупнейшая армянская диаспора в России имеет богатую историю, продолжающуюся уже более двухсот лет. В ряде крупных городов на юге России воздвигнуто множество армянских церквей. На территории РФ зарегистрированы 27 общин ААЦ, они входят в состав Ново-Нахичеванской и Российской епархии с центром в Москве. Армяне в России продолжают традиции Армении и относятся к Армянской Церкви.
Армянская католическая церковь
Официально Армянская католическая церковь представляет собой общину людей, отколовшихся от ААЦ и перешедших в католики. Число последователей Армянской Католической церкви в настоящее время — около 740 тысяч. Богослужение у армяно-католиков происходит по армянскому обряду.
Венецианская Армения
В южной части Венецианской лагуны находится небольшой остров Сан-Ладзаро-дельи-Армени, один из мировых центров армянской культуры. В 1717 году армянский католический монах Манук ди Пьетро основал здесь общину, которая построила на острове монастырь, библиотеку, церковь. В настоящее время монахи проводят для желающих экскурсии по острову.
Где живут армянокатолики
В настоящее время больше всего армянокатоликов проживают в Бейруте (Ливан), Алеппо (Сирия), в Грузии, Ираке. В мире их насчитывается чуть более одного миллиона человек.
Официальная религия жителей Армении
Армяне стали первым народом на земле, официально принявшим христианство в качестве государственной религии. Сегодня более 95% жителей этой страны являются членами ААЦ и исповедуют христианскую религию. В Конституции государства Армения указано, что население страны вправе выбирать религию, а также практиковать и менять свои религиозные убеждения, так что официальной религии принятой на государственном уровне в стране нет. Армения — светской государство.
Республика Армения
Страна занимает около 30 000 км² площади, граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. Национальная денежная единица — драм. Численность постоянного населения на конец 2020 года составляет около 3 миллионов человек.
Статистика о религиях в Армении
Согласно данным переписи населения, проведённом в 2011 году, религиозный состав населения в процентах следующий:
- 95% населения принадлежит к ААЦ;
- 1% — к протестантам;
- 0,5% — к католикам;
- 0,5% — православные;
- 0,3% — езиды;
- 0,25% — мусульмане;
- 0,23% — иудаисты;
- 0,2% — бахаисты;
- 1,22% — атеисты;
Как видно из статистических данных, в Армении преобладает христианская религия, в основном в Армении проживают представители Армянской Апостольской Церкви.
Другие религии страны: религиозные меньшинства Армении
Среди ряда национальных меньшинств в стране наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции. Также имеется тенденция к сокращению доли и численности религиозных общин, не распространённых среди этнических армян.
Буддизм
В стране живёт несколько десятков буддистов, а в Ереване имеется небольшая буддистская община, состоящая из армянской интиллигенции. Армянские буддисты избегают публичности, предпочитая собрания на дому.
Езидизм
Езиды проживают к северо-западу Еревана, в селениях Арагацотна. В армянской провинции Армавир действует езидский храм «Зиарат».
Иудаизм
Около 3 тысяч иудеев проживают в Армении, в основном — в Ереване.
Ислам
Эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы, живущие на территории Армении. Исламская община насчитывает несколько тысяч человек. В Ереване имеется действующая мечеть.
Молокане
Представителей молоканской религии насчитывается в стране порядка 2500 человек.
Язычество
Среди армян имеется и неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию. Свои обряды они регулярно проводят в храме Гарни.
Атеизм
Нерелигиозность, в том числе атеизм, не представлена в Армении в какой-либо институциональной форме. Однако, атеисты в стране есть, их около 1% населения.
Православные христиане в Армении
На территории страны сегодня действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии РПЦ в которых служат два священника и один диакон. Православная община насчитывает около 15 тысяч человек, туда входят русские, украинцы, греки, большая часть ассирийцев.
Свобода вероисповедания в Армении
Конституцией государства закреплено право его жителей на свободу вероисповедания. Также армяне имеют право практиковать или менять свои религиозные убеждения. Большинство же жителей армении считают национальной религией — христианство.
Армения и Азербайджан религия
Азербайджанцы представляли в Армении национальное меньшинство, которое было значительным последние два века, вплоть до этнополитического конфликта в Нагорном Карабахе. В ходе конфликта большинство азербайджанцев покинуло Армению. Религия большинства азербайджанцев — ислам, большинство армян — христиане, принадлежащие Армянской Апостольской Церкви.
Армения и Грузия религия
Армяне и грузины — два главных христианских народа Кавказа, но отношения между ними неоднозначны. В Армении проживает несколько сотен грузин. Религия грузин — христианство, но они не прнадлежат ААЦ.
Монастыри Армении — очаги культуры и науки
Многочисленные древние монастыри, храмы и церкви всегда играли роль хозяйственных, религиозных, и просветительских центров в Армении. Там изучали богословие, философию, литературу, музыку, естественные науки, иностранные языки и многое другое. Когда на монастыри нападал неприятель, священники и монахи сражались за свою паству, богословские труды и музейные экспонаты. Церкви и монастыри становились неприступными крепостями.
Справка: Многие армянские храмы названы в честь Георгия Победоносца. Этот святой — наиболее почитаемый среди христиан Кавказа.
Сколько раз армяне меняли религию
После того, как языческая Армения приняла христианское вероисповедание, на протяжении многих столетий армяне не изменяли своей вере. Они были и остаются христианами.
Духовный облик общества формирует не только общепринятая религия государства. Армения является родным домом для христиан и представителей множества иных общин. Причём, напряжения между верующими не наблюдается.
Религиозное разнообразие как вызов на пути Грузии в Европу?
Вывеска магазина религиозной атрибутики в Тбилиси, Грузия. © imago images / Штеффен ШеллхорнЗа последние два десятилетия Грузия добилась важных успехов на пути к новому уровню демократического правления, разработав, например, программы по интеграции этнических меньшинств и приведя свое законодательство в соответствие с международными обязательствами. В рамках процесса европеизации страны Грузия ратифицировала Европейскую рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств в 2005 году и приняла Национальную концепцию и план действий по толерантности и гражданской интеграции в 2009 году.. Присоединение к Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, необходимой для защиты прав меньшинств, станет следующим шагом на пути выполнения Грузией европейских обязательств.
Поскольку основной национальный нарратив Грузии основан на единстве православия, грузинского языка и родины, этнические и религиозные меньшинства бросают вызов существующим моделям идентичности. Как две широкие категории, этнические и религиозные меньшинства могут пересекаться, хотя это не всегда так. Опросы показали, что уровень участия меньшинств в общественной жизни в Грузии относительно низок. Это особенно очевидно в отношении участия меньшинств в политической жизни и представительства в выборных органах и государственных учреждениях.
Этнические и религиозные меньшинства составляют примерно одну шестую часть населения страны. Крупнейшее меньшинство включает азербайджанцев в регионах Квемо Картли и Кахети, за которыми следуют армяне, составляющие большую часть населения Самцхе-Джавахети. Обе группы отличаются от национального большинства по языковому и религиозному признаку. В то время как азербайджанцы в Квемо Картли являются тюркоязычными мусульманами-шиитами-грузинами, этнические армяне в основном принадлежат к Армянской апостольской церкви. Есть также более мелкие общины абхазов, русских, ассирийцев, греков, евреев и других.
Во многих случаях политическая маргинализация национальных меньшинств усугубляется их плохим знанием грузинского языка. Однако было бы неверным утверждать, что национальные меньшинства не считают Грузию своей родиной. Опрос Кавказского барометра 2019 года показал, что грузины стали более терпимыми к межэтническим бракам. Между тем, этнические меньшинства, как правило, подчеркивают экономические проблемы, с которыми они сталкиваются, и значительно реже, чем религиозные меньшинства, сообщают о дискриминации.
Религиозные меньшинства: не «истинно грузины»?Грузия предприняла заметные усилия по укреплению своей правовой базы для поощрения религиозного разнообразия. Конституция страны предусматривает свободу вероисповедания и равенство всех, независимо от вероисповедания. Около 13 процентов населения Грузии исповедуют ислам (сунниты или шииты), а 3 процента принадлежат к Армянской апостольской церкви. Еще примерно 3 процента составляют католики, езиды, греко-православные христиане, евреи и растущее число новых религиозных групп, таких как баптисты, пятидесятники, Свидетели Иеговы, Международное общество сознания Кришны и вера бахаи.
Однако приспособление религиозных меньшинств – процесс непростой и неравномерный. Этот процесс формирует ряд властных структур, коренящийся в привилегированном статусе Грузинской православной церкви. Из-за конкордата, регулирующего отношения между Православной церковью и грузинским государством, и монополизирующих взглядов церкви многие религиозные меньшинства жалуются на неравное отношение к ним.
В ответ на растущую критику со стороны международных и правозащитных организаций в 2011 году Грузия внесла поправки в свой Гражданский кодекс. Эта поправка предоставила крупнейшим религиозным меньшинствам, имевшим тесные исторические связи с Грузией, — мусульманам, евреям, католикам и армянской церкви — право зарегистрироваться в качестве юридических лиц публичного права. Однако регистрация не дает никаких статусных привилегий. Группы по-прежнему считаются частными организациями и, в отличие от православной церкви, не освобождаются от налога на имущество.
Наличие религиозного неравенства в Грузии привело к публичным дебатам о неблагоприятном положении религиозных меньшинств, которые в некоторых случаях сталкиваются с трудностями в публичном выражении своей религиозной принадлежности. В ходе опроса, проведенного в августе 2018 года Кавказским исследовательским ресурсным центром в Грузии, на вопрос, является ли религиозное разнообразие положительным или отрицательным для их страны, 47 процентов грузин рассматривают такое разнообразие как угрозу культуре и традициям, а 31 процент считает, что разнообразие сделал жизнь интереснее.
Роль религиозных мест отправления культаЭтнографические наблюдения и опросы групп религиозных меньшинств в рамках проекта ZOiS по религиозному плюрализму в Грузии показывают, что обсуждение и оспаривание религиозных мест и мест отправления культа доминируют в самовосприятии среди значительное количество религиозных меньшинств. В различных городах Грузии мусульманские, армяно-апостольские и католические общины сталкиваются с административными барьерами при получении разрешений на строительство новых молитвенных домов или восстановление существующих. Например, несмотря на неоднократные просьбы, мэрия религиозно-смешанного города Батуми отказала в выдаче разрешения на строительство новой мечети, и спор о месте строительства остается нерешенным. Попытка грузин-римо-католиков построить новую церковь в центре города Рустави оказалась безуспешной.
Подобные случаи маргинализации включают разногласия между армянской апостольской и римско-католической общинами по поводу их претензий на исторические и религиозные объекты, конфискованные в советский период. В целом Православная церковь играет решающую роль в установлении исторических владельцев спорных религиозных мест. Например, несколько бывших католических храмов до сих пор принадлежат ГПЦ. Хотя правительство Грузии серьезно относится к своим правовым основам для поощрения терпимости к разнообразию, на местном уровне существует неопределенность. В этих рамках администрации, откровенно лояльные к Православной церкви, часто обходят стороной вопросы религиозного регулирования.
Противоречащие друг другу договоренности, такие как свобода вероисповедания и равенство, с одной стороны, и привилегированный статус православной церкви, с другой, могут способствовать дальнейшей маргинализации религиозных меньшинств и разжиганию напряженности в грузинском обществе. Правящие элиты Грузии сталкиваются с проблемами интеграции меньшинств путем разработки гражданской модели политической интеграции и более инклюзивной концепции национальной идентичности, основанной на возможности одновременно быть грузином и неправославным. В случае успеха такая трансформация может способствовать структурным изменениям в соответствии с процессом европеизации страны.
Цыпылма Дариева — социальный антрополог и старший научный сотрудник ЗОиС, где она координирует исследовательский кластер «Миграция и разнообразие».
Глава Армянской церкви совершает важный визит в Грузию
Из наших бюро
Встроить делиться
Лидер Армянской церкви посетил Грузию
В настоящее время нет доступных медиа-источников
0:00 0:02:56 0:00
ДелитьсяТБИЛИСИ — Глава Армянской Апостольской церкви Католикос Гарегин II, начала недельный визит в Грузию, который, как надеется церковь, поможет разрешить споры с правительством Грузии и Грузинской православной церковью по поводу армянского религиозного наследия страны, сообщает Армянская служба Радио Свобода.
Гарегин встретили католикос-патриарх Грузии Илия II и несколько сотен верующих, в основном этнических армян, когда он пешком пересекал армяно-грузинскую границу 10 июня. официальный прием, организованный Ильей в Тбилисском соборе Святой Троицы.
«Мы собираемся обсудить вопросы, волнующие наши церкви, и поговорить о путях укрепления нашего сотрудничества», — сказал Гарегин на церемонии, на которой присутствовали сотни человек. «Мы приехали сюда с крепким духом и верой в то, что наша встреча укрепит многовековое братство и дружбу наших народов».
Одним из таких вопросов является статус шести мест отправления культа, которые грузинская армянская община и ее духовные лидеры пытались восстановить после распада Советского Союза. Грузинская православная церковь настаивала на их грузинском происхождении при молчаливой поддержке сменявших друг друга правительств в Тбилиси.
Крупнейшим источником грузино-армянской напряженности является тбилисская церковь 15-го века, известная как Норашен.
В 2005 году Армянская Апостольская церковь обвинила грузинского священника в том, что он стер свои армянские фрески и надписи и установил грузинские надгробия во дворе церкви, чтобы подготовить ее к захвату Грузинской церковью. Две церкви и правительства на время заморозили спор, согласившись сохранить статус-кво до дальнейших переговоров.
Католикос Гарегин II и Католикос Илия II в Тбилиси 10 июня Премьер-министр Армении Тигран Саркисян публично оспорил претензии Грузии на Норашен, зажег свечи и помолился там с членами армянской общины Тбилиси во время визита в Грузию в декабре 2008 года.В конце 19 века в Тбилиси было более 20 армянских апостольских церквей, когда в городе существовала яркая и многочисленная армянская община, игравшая важную роль в его культурной и экономической жизни.
Только два из них в настоящее время контролируются Армянской церковью.
Одна из таких церквей, Св. Эчмиадзин, только что прошла капитальный ремонт. Гарегин должен был открыть его 12 июня.
Еще одним яблоком раздора является статус грузинской епархии Армянской церкви. Как и другие конфессии меньшинств в Грузии, она не имеет официальной регистрации и поэтому не рассматривается грузинскими властями как единое юридическое лицо.
Глава епархии епископ Вазген Мирзаханян выразил надежду, что Гарегин убедит политических и духовных лидеров Грузии заняться этим вопросом.
«Есть два варианта, — сказал он Радио Свобода. «Либо парламент Грузии примет закон о религии… либо правительство подпишет соглашение с [армянской] общиной, согласно которому Армянская епархия Грузии будет признана наследницей духовного и исторического наследия всех грузинских армян».
Но Ван Байбурт, грузино-армянский лидер, консультирующий Саакашвили по делам меньшинств, преуменьшает важность официальной регистрации.