Камбоджа геноцид: Геноцид мусульман, устроенный красными кхмерами в Камбодже

Геноцид мусульман, устроенный красными кхмерами в Камбодже

В результате геноцида, устроенного леворадикальным режимом красных кхмеров, находившимся у власти в Камбодже в период с 1975 по 1979 год, погибло от 1,7 до 3 млн человек, что составило от четверти до более чем трети населения страны.

По словам австралийского историка Бена Кирнана, «самая ожесточенная кампания уничтожения была направлена против этнических чамов, мусульманского меньшинства Камбоджи». Красными кхмерами ислам рассматривался как «чужая» и «иностранная» культура, которая не принадлежала новой коммунистической системе. Сначала режим стремился насильственно ассимилировать чамов путем их расселения. Затем против них стали применять меры устрашения, в том числе убийства деревенских старейшин, а в конечном итоге начались массовые репрессии. Американский профессор Сэмюэл Тоттен и австралийский профессор Пол Р. Бартроп считают, что если бы не свержение красных кхмеров в 1979 году, чамы были бы полностью уничтожены.

Еще до прихода к власти красных кхемеров, когда Коммунистическая партия Кампучии (КПК) стала приобретать влияние, по отношению к чамам стали вводить ограничительные меры разного характера. В 1972 г. им было запрещено исповедовать свою веру и культуру; женщины должны были коротко стричь волосы, как кхмеры; мужчинам-чамам не разрешалось надевать саронг; фермеров заставляли носить примитивную темную или черную одежду; устанавливались ограничение на религиозные отправления, такие как обязательные молитвы.

Трудовой лагерь в провинции Кампонг-Чам (1976 г.) / Источник: ushmm.org

Между 1972 и 1974 годами давление на чамов еще более усилилось, поскольку красные кхмеры обнаружили, что они представляют угрозу для коммунистического порядка из-за своего уникального языка, культуры, религии и независимой общинной системы. Власти считали, что чамы могли помешать их усилиям по созданию сплоченных общин, где легко контролировать каждого. Поэтому режим решил рассеять чамов, депортировав их из регионов их проживания, чтобы они работали в сельском хозяйстве по всей Камбодже, внося непосредственный вклад в экономику.

Когда Пол Пот к концу 1975 года консолидировал власть, гонения стали более жестокими и затронули всех чамов без разбора. Протесты жестоко подавлялись. В источниках сохранились сведения о некоторых из них. В 1975 году два брата, воевавшие в армии красных кхмеров, вернулись домой в провинции Кампонг-Чам, где находилась самая большая мусульманская община чамов. Они рассказали отцу о том, что пережили, будучи участниками революции, включая убийство кхмеров и употребление свинины, надеясь уговорить его присоединиться к коммунистам. Но отец схватил тесак и убил своих сыновей. Он заявил односельчанам, что уничтожил врага и пересказал им слова сыновей о ненависти красных кхмеров к исламу и чамам. Жители деревни убили всех солдат красных кхмеров в этом районе в ту же ночь. Но на следующее утро пришло подкрепление с тяжелым вооружением, войска окружили деревню и уничтожили всех жителей.

Пол Пот / Источник: historyofyesterday.com

В другой раз в июне или июле 1975 года власти КПК попытались конфисковать у чамов все экземпляры Корана, одновременно обязав всех женщин коротко постричься. Местная община устроила массовую демонстрацию, которая была расстреляна.

В середине 1976 года положение еще более ухудшилось, согласно продвигаемой идеологии, не должно было быть никаких других идентичностей, кроме кхмерской. Чамам запретили говорить на своем языке, было введено обязательное общественное питание, когда все делят одну и ту же пищу, что вынудило мусульман-чамов разводить свиней и есть свинину вопреки своим религиозным убеждениям. Кроме того, был произведен демонтаж общинной структуры чамов путем убийства мусульманских лидеров, включая муфтиев, имамов и других влиятельных деятелей. Только 20 из 113 наиболее авторитетных священнослужителей пережили период красных кхмеров. 132 мечети были разрушены, другие осквернены, мусульманам не разрешалось совершать богослужения. Их заставляли есть свинину и убивали, если они отказывались. Целые деревни чамов были истреблены. Детей чамов забирали у родителей и воспитывали как кхмеров.

По некоторым оценкам, во время правления красных кхмеров погибло 36% чамов, по сравнению с 19% кхмерского населения в тот же период. После поражения режима Пол Пота чамы вернулись к своему традиционному образу жизни и религиозным практикам, восстановив мечети, а также возвратились в свои исконные места проживания.

Музей геноцида «Туольсленг» в Пномпене в здании, которое использовалось красными кхмерами в качестве тюрьмы. Через нее прошло около 17 000 заключенных / Источник: ru.wikipedia.org

Фотографии жертв геноцида в музее “Туольсленг” / Источник: globalr2p.org

Чамы Камбоджи и их разный ислам

Чамы или тямы – это народ Юго-Восточной Азии, общая численность которого оценивается в 500 тысяч человек. В настоящее время они проживают, главным образом, во Вьетнаме и Камбодже. В древности они имели свое государство Чампа, воевали с вьетами, кхмерами, а также монголами. В XV в. большая часть Чампы была захвачена вьетнамцами, но чамское княжество Пандуранга существовало вплоть до начала 19 в. После этого многие чамы предпочли переселиться в Камбоджу, поселившись вокруг города Удонга, а также вдоль рек и озера Тонлесап.

Вопрос о том, были ли чамы мусульманами во время их эмиграции в Камбоджу, не совсем ясен. Ученые приводят свидетельства того, что они имели контакты с мусульманским миром еще в IX веке. Группа мусульман-чамов все еще живет в Центральном Вьетнаме, хотя они составляют меньшинство, большинство же чамов в этой стране придерживается индуизма. Исходя из этого, вполне вероятно, что еще до переселения в Камбоджу, часть населения чамов уже обратилась в ислам. В пользу этого говорит и тот факт, что сегодня все камбоджийские чамы являются мусульманами. Они составляют 1-2% населения этой страны.

Пребывание на периферии мусульманского мира и изоляция от него привела к формированию у чамов синкретической версии ислама. Его последователи считают себя мусульманами-суннитами, признают Аллаха Единым Богом, Мухаммада (мир ему) – Его пророком, празднуют Рамадан, воздерживаются от употребления в пищу свинины и алкоголя, но их религиозная практика включает в себя элементы индуизма и культа предков. В традиционном исламе чамов нет обязанности молиться пять раз в день, достаточно это делать один раз в неделю в пятницу. Они не используют арабский язык в качестве языка религии – у них есть местная версия Корана, написанная на языке чам. Пост в Рамадан соблюдают только священнослужители в течение трех дней, хадж не является обязательным. Многие другие ритуалы выходят далеко за рамки ортодоксальной версии ислама, в частности, в традиционном синкретическом исламе чамов существует вера в силу магии и колдовства и придается большое значение магическим практикам, призванным помочь им избежать болезней, преждевременной или насильственной смерти.

В период красных кхмеров некоторые священные тексты общины Имам Сан были зарыты в землю, чтобы их не уничтожили. Более 90 000 чамов (как джахедов, так и ортодоксальных) погибло во время геноцида / Источник: 20shots.com

Контакты с общинами мигрантов малайского, индонезийского, индийского, североафриканского и йеменского происхождения способствовали тому, что все больше чамов-мусульман переходило в ортодоксальный ислам. В начале XX века усилилось влияние на чамов малайского ислама. Из Малайзии привозили религиозные книги, малайские священнослужители произносили хутбы (проповеди) в мечетях на своем языке, представители народа чам отправлялись в малайские медресе для изучения ислама. Также нередки были смешанные браки чамов с малайцами. В итоге это привело к тому, что многие ортодоксальные чамы переняли их обычаи и семейную организацию, и стали говорить на малайском языке.

В результате этого среди чамов сформировались два исламских течения – одни продолжали придерживаться традиционной для них версии ислама, настаивая на необходимости следовать пути предков, а другие, более многочисленные, придерживаются ортодоксального ислама. Последние следует шафиитской ветви суннитского ислама, а в вероучении – матуридитскому мазхабу.

Церемонии общины Имам Сан – это ритуалы, которые восходят к доисламской традиции, которые направлены на установление связи с душами предков, а иногда на воссоздание сцен из чамской истории / Источник: 20shots. com

Группа, придерживающаяся традиционной веры чамов, известна как джахеды или бани чам. Они называют себя «чистыми чамами» – чам сот – или общиной Имама Сана. Джахеды говорят на языке чам и, в отличие от других чамов, пишут на нем. Раз в год в сентябре они устраивают праздник в своей мечети в Удонге в честь рождения Пророка и Имама Сана, которого они почитают как святого. Сегодня их число оценивают в 20 000-50 000.

Конфликт между обеими группами усилился в период 1954-1975 гг. В настоящее время джахеды, по словам антрополога Альберто Переса Перейро, стали «объектом интенсивной прозелитизации со стороны иностранных исламских организаций и благотворительных фондов», главным образом, придерживающихся саляфитской направленности или принадлежащих организации «Джамаат Таблиг» (запрещенная в РФ). Они всячески призывают чамов отказаться от традиционных обрядов и практик и последовать ортодоксальному исламу. Противостояние между сторонниками традиционной веры чам и ортодоксального иногда доходит до абсурда. Например, бывает так, что население одной деревни делится на две группы, каждая из которых имеет свою мечеть и религиозную организацию.

Битье в барабан у традиционных чамов является призывом к молитве. Они читают намаз один раз в неделю – в пятницу / Источник: 20shots.com

Джахеды пытаются поддерживать свой язык в школах / Источник: 20shots.com

Невеста, повязав на голову желтый платок, посещает могилы предков перед своей свадьбой / Источник: 20shots.com

Ортодоксальная мусульманка, живущая в общине рыбаков / Источник: 20shots.com

Ортодоксальные мусульмане-чамы едут в мечеть на пятничный намаз / Источник: 20shots.com

АКТЫ ГЕНОЦИДА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Карен Вртанесян, Арам Палян


        


Время осуществления: 1975 – 1979 гг.
Жертвы: средний класс Камбоджи, городское население, этнические и религиозные меньшинства.
Место: Камбоджа
Характер: классово-этнический
Организаторы и исполнители: коммунистическая партия Камбоджи

В апреле 1975 г. после пятилетней гражданской войны отряды красных кхмеров (военизированные структуры коммунистической партии Камбоджи) взяли под свой контроль столицу Камбоджи Пномпень и свергли правительство генерала Лон Нола. Под руководством генерального секретаря партии Пол Пота (настоящее имя Салот Сар) начали претворять в жизнь утопическую идею создания общества, состоящего исключительно из трудолюбивых крестьян; общества, полностью независимого от внешних сил. Это, впрочем, не мешало красным кхмерам продолжать принимать экономическую и военную помощь от Китая и Северной Кореи. Идеология кампучийских коммунистов представляла собой смесь марксизма, маоизма и антиколониализма.

Сразу же после захвата Пномпеня началось принудительное переселение почти двухмиллионного населения столицы в расположенные в сельской местности особые лагеря для т. н. “трудового воспитания”. Та же участь постигла население других городов страны. Новыми властями был установлен план по сбору риса: 3 тонны с гектара, это притом, что до красных кхмеров в Камбодже собиралось не более тонны риса с гектара. Чтобы добиться выполнения явно завышенного плана, людей заставляли работать по двенадцать часов в день без перерывов, с жестким нормированием пищи, в ужасающих санитарных условиях. Как следствие — люди умирали от голода, изнурения и болезней.

Красные кхмеры также вели безжалостную борьбу с “пережитками” прошлого: закрывались школы, больницы, фабрики. Была отменена денежная система, все религии были запрещены, вся частная собственность — конфискована. Началось планомерное уничтожение членов религиозных общин, интеллигенции, торговцев, бывших чиновников, а также всех, кто высказывал хоть малейшее несогласие с политикой красных кхмеров.

После того, как в 1977 г. Кампучия вступила в войну с коммунистическим Вьетнамом, в идеологии красных кхмеров проявился явный расистский уклон. Началась охота на национальные меньшинства Кампучии, в том числе и на китайцев и вьетнамцев: многие были изгнаны или уничтожены. Например, из 425 000 китайцев, проживавших в Камбодже, выжили лишь около половины. Также в восточных районах страны были уничтожены сотни тысяч жителей, которых подозревали в сотрудничестве с Вьетнамом.

В 1978 г. подразделения вьетнамской армии вторглись в Камбоджу, и в январе 1979 г. режим Пол Пота был свергнут. Остатки кхмерских отрядов отошли в приграничные районы на север страны, где продолжили партизанскую войну.

В общей сложности за три с половиной года правления красных кхмеров было уничтожено 25% городского и 15% сельского населения страны: итого примерно 1,7 млн. человек.

В течение восьмидесятых годов красные кхмеры продолжали вести партизанскую войну против провьетнамского правительства, пользуясь щедрой финансовой и военной поддержкой, как Китая, так и США. В 1989 г. вьетнамский военный контингент покинул Кампучию, а в 1991 г. соперничающие группировки подписали мирный договор. Часть отрядов красных кхмеров позднее сдалась властям и получила амнистию. В 1997 г. на базе организации красных кхмеров была создана Партия Национальной Солидарности. Бывшие соратники провели показательный суд над Пол Потом и поместили его под домашний арест. В апреле следующего года Пол Пот скончался, а вскоре после этого правительственные войска разгромили остатки отрядов красных кхмеров.

В 1999 г. по обвинению в совершении преступлений против человечности были арестованы двое лидеров красных кхмеров, но из-за разногласий с ООН только в октябре 2004 г. в Камбодже был окончательно принят закон об организации специальных трибуналов по геноциду 1975 – 1979 гг. Однако процессы над обвиняемыми все еще не начались, в основном по причине противодействия некоторых политических кругов США. Более того, в последние годы в американских СМИ проводится кампания по реабилитации имиджа красных кхмеров, издаются книги, отрицающие или смягчающие преступления полпотовского режима.

Программа геноцида в Камбодже | Программа изучения геноцида

Главная » Практические примеры » Программа изучения геноцида в Камбодже

 
CGP, 1994-2019

Камбоджийский геноцид 1975-1979 годов, в результате которого погибло около 1,7 миллиона человек (21% населения страны), стал одной из самых страшных человеческих трагедий прошлого века. Как и в Османской империи во время геноцида армян, в нацистской Германии, а в последнее время в Восточном Тиморе, Гватемале, Югославии и Руанде, режим красных кхмеров во главе с Пол Потом сочетал экстремистскую идеологию с этнической враждой и дьявольским пренебрежением к человеческой жизни, чтобы производить репрессии, страдания и убийства в массовом масштабе. 18 июля 2007 года камбоджийские и международные сообвинители в недавно созданном смешанном трибунале ООН/Камбоджи в Пномпене обнаружили доказательства «преступлений против человечности, геноцида, серьезных нарушений Женевской конвенции, убийств, пыток и религиозных преследований». 16 ноября 2018 г. камбоджийские и международные судьи Чрезвычайных палат судов Камбоджи (ЧПСК) постановили, что бывший режим красных кхмеров во главе с Пол Потом осуществил геноцид в Камбодже, находясь у власти в течение 1975-1979. Суд признал бывшего заместителя Пол Пота Нуон Чеа и главу государства режима красных кхмеров Кхиеу Самфана виновными в геноциде этнического вьетнамского меньшинства Камбоджи, а также признал Нуон Чеа виновным в геноциде мусульманского меньшинства чам в стране. Оба мужчины также были признаны виновными в истреблении людей и различных других преступлениях против человечности и приговорены к пожизненному заключению. Эти приговоры означают, что большинство оставшихся в живых высших руководителей режима Демократической Кампучии (красных кхмеров) в настоящее время заключены в тюрьму, привлечены к уголовной ответственности или осуждены за преступления, совершенные ими, когда они находились у власти в 1975-79. Двое умерли в тюрьме в ожидании судебного преследования или во время суда, но трое выжили, чтобы предстать перед судом, и сейчас отбывают пожизненное заключение.

С 1994 года отмеченная наградами Программа геноцида в Камбодже, проект Программы изучения геноцида в Центре международных и региональных исследований Макмиллана Йельского университета, изучает эти события, чтобы узнать как можно больше о трагедии и помочь определить который был ответственен за преступления режима Пол Пота. В Пномпене в 1996, например, мы получили доступ к 100 000-страничному архиву полиции безопасности этого несуществующего режима, Santebal. Этот материал был микрофильмирован Стерлинговой библиотекой Йельского университета и предоставлен ученым всего мира. По состоянию на январь 2008 года мы также собрали и опубликовали 22 000 биографических и библиографических записей и более 6 000 фотографий, а также документы, переводы, карты и обширный список книг CGP и исследовательских работ о геноциде, а также недавно расширенная интерактивная географическая база данных Камбоджи (CGEO), которая включает данные о: 13 000 деревень Камбоджи; 115 000 целей были нанесены в результате 231 000 самолето-вылетов американских бомбардировщиков над Камбоджей в 1965-75, сбросив полмиллиона и более тонн боеприпасов; 158 тюрем, находившихся в ведении режима красных кхмеров Пол Пота в 1975–1979 годах, и 309 мест массовых захоронений, общее количество которых оценивается в 19 000 могильных ям; и 76 мест мемориалов жертвам красных кхмеров после 1979 года.

Чтобы просмотреть эту и другую информацию, которую мы обнаружили, щелкните одну из ссылок на боковой панели.

Чтобы получить более подробную информацию о CGP, нажмите здесь.

Йельская помощь Центру документации Камбоджи, 1995-2005 (DC-Cam).

Геноцид в Камбодже | USC Shoah Foundation

Главная » Коллекции » Геноцид в Камбодже

Геноцид в Камбодже

В 1975 году коммунистический режим, известный как красные кхмеры, завоевал столицу Камбоджи Пномпень. Оккупация положила начало четырехлетней кампании геноцида, в результате которой было уничтожено 2 миллиона человек — четверть населения страны. Разработанная в рамках партнерства между USC Shoah Foundation и Центром документации Камбоджи, коллекция о геноциде в Камбодже предлагает свидетельства выживших, избежавших убийств из 1975 по 1979 год.

Посетите онлайн-архив визуальной истории

О коллекции

В январе 2017 года Фонд USC Shoah Foundation добавил в VHA 5 свидетельств выживших во время геноцида в Камбодже. Красные кхмеры удерживали власть в Камбодже чуть менее 45 месяцев (апрель 1975 г. — январь 1979 г.) и оставили 1,6–3 миллиона камбоджийских мирных жителей мертвыми от голода, пыток, казней, медицинских экспериментов, невылеченных болезней, принудительных маршей, принудительного труда и других форм. насилия. Однако даже после 1979 г. красные кхмеры продолжали действовать в отдаленных районах страны; таким образом, количество погибших может быть выше, чем задокументировано. Пять свидетельств были записаны Фондом USC Shoah Foundation в США в 2009, 2011 и 2015 годах. Три на английском и два на кхмерском (с английскими субтитрами). Все пятеро опрошенных стали свидетелями эвакуации красными кхмерами столицы Пномпеня в апреле 1975 года, последовавших за этим форсированных маршей и принудительного труда в ужасающих условиях на северо-западе страны.

Краткая историческая справка

Красные кхмеры правили тоталитарным государством, в котором граждане не имели практически никаких прав — они отменили гражданские и политические права, частную собственность, деньги, религиозные обряды, языки меньшинств и иностранную одежду. Граждане могли быть задержаны за малейшие правонарушения, и правительство создало огромные тюрьмы, где людей держали, пытали и казнили. Самая печально известная из этих тюрем, известная как «С-21», располагалась в столице Пномпене, куда привозили, фотографировали, пытали и убивали обвиняемых в «предательстве» и членов их семей. Из примерно 17 000 мужчин, женщин и детей, доставленных в S-21, выжило всего около дюжины. По всей стране были массовые захоронения, районы, которые стали известны как «поля смерти».

Красные кхмеры основывали свою политику на идее, что граждане Камбоджи были развращены внешним влиянием, особенно Вьетнамом и капиталистическим Западом. Красные кхмеры называли людей, которые поддерживали их видение, «чистыми людьми» и преследовали всех, кого они считали «нечистыми». За несколько дней после прихода к власти режим убил тысячи военнослужащих и насильственно выселил миллионы людей из городов, убивая всех, кто отказывался или медлил. Они заставляли граждан учиться в так называемых школах перевоспитания, которые, по сути, были местами государственной пропаганды. Режим заставлял семьи жить совместно с другими людьми, чтобы разрушить семейную структуру. Красные кхмеры преследовали этнические меньшинства, особенно китайцев, вьетнамцев и мусульманских чамов, около 80% из которых были убиты. Кроме того, убивали всех, кого считали интеллектуалами: мишенями становились врачи, юристы, учителя, даже люди, которые носили очки или знали иностранный язык. Особой мишенью были жители районов, близких к вьетнамской границе.

25 декабря 1978 года Вьетнам вторгся в Камбоджу. Вьетнамцы стремились отстранить красных кхмеров от власти. Сначала пережившие режим красных кхмеров считали вьетнамцев освободителями, но вскоре их стали рассматривать как оккупантов.

Последствия

Вьетнамские войска оставались в стране до 1989 года, при этом вооруженные столкновения между вьетнамцами и камбоджийцами продолжались на протяжении 1980-х годов. К власти пришло постполпотовское правительство с некоторыми демократическими чертами во главе с восстановленной монархией.

Тем не менее красные кхмеры исчезли гораздо позже и продолжали занимать место Камбоджи в Организации Объединенных Наций в течение двенадцати лет. 23 октября, 19 октября91 Всеобъемлющее камбоджийское мирное соглашение (обычно называемое «Парижскими мирными соглашениями») было заключено при посредничестве Организации Объединенных Наций и положило конец двенадцатилетней гражданской войне в Камбодже. Камбоджа временно находилась под управлением Национального совета и Транзитного управления Камбоджи Организации Объединенных Наций. В мае 1993 года состоялись первые свободные выборы более чем за двадцать лет. В январе 2001 года правительство Камбоджи учредило Трибунал красных кхмеров, чтобы судить лидеров красных кхмеров за преступления против человечности. Испытания начались в 2009 году.но привели только к трем обвинительным приговорам, в том числе к Каингу Гуек Эаву, начальнику тюрьмы S21, который был приговорен к пожизненному заключению за преступления против человечности. Подавляющее большинство преступников не понесли никаких последствий за свои действия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *