Камбоджа геноцид: В Камбодже режим «Красных кхмеров» официально признали виновным в геноциде

Генсек ООН призвал помнить о жертвах массового террора в Камбодже

Международное право

Генеральный секретарь ООН в воскресенье посетил Музей геноцида Туол Сленг в столице Камбоджи Пномпене, где отдал дань памяти жертвам террора красных кхмеров.  

«Страдания, которые испытывали люди в этих стенах, шокируют и ужасают, – сказал Антониу Гутерриш в ходе общения с представителями прессы. – Истории стойкости и выживания вдохновляют. Я благодарю музей за выдающуюся работу по повышению осведомленности общественности об этих зверских преступлениях, направленную на то, чтобы они никогда не повторились».  

Суд и возмездие  

В ходе пресс-конференции в Пномпене глава ООН напомнил о том, что суд привлек к ответственности лидеров красных кхмеров и дал возможность высказаться выжившим жертвам репрессий.   

В 2003 году Генеральная ассамблея одобрила соглашение о создании так называемых «чрезвычайных судебных палат» в рамках существующей судебной системы Камбоджи. В их состав вошли международные и местные судьи и прокуроры. Им поручили вести расследование и судебные процессы над красными кхмерами, которые убили миллионы жителей Камбоджи, включая практически всех представителей технической и творческой интеллигенции. 

В ноябре 2018 года судьи Специального трибунала по Камбодже приняли «исторические» вердикты, признав лидеров красных кхмеров виновными в геноциде. Бывший заместитель секретаря компартии тогдашней Кампучии 92-летний Нуон Чеа и бывший председатель президиума 87-летний Кхиеу Самфан были осуждены за геноцид, совершенный в отношении мусульман народности чам и этнических вьетнамцев в период с апреля 1975 по январь 1977 года.

Н. Селлс

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш отдает дань памяти жертвам режима красных кхмеров в музее геноцида Туол Сленг.

В память о жертвах террора

Музей Туол Сленг был открыт в 1980 году на территории бывшей школы, которая во второй половине семидесятых годов использовалась красными кхмерами в качестве тюрьмы. За эти годы через нее прошли десятки тысяч заключенных.  

Когда в начале 1979 года Пномпень был освобожден вьетнамскими войсками, живыми тюрьме обнаружили лишь семь человек.

«Голоса пострадавших от террора важны как никогда, ведь мы живем во время, когда во всех регионах планеты растет число преступлений на почве ненависти, практикуется дискриминация и преследования инакомыслящих, – отметил Антониу Гутерриш в ходе своего выступления в музее. – Туол Сленг – важное напоминание для всех нас: вот что происходит, когда ненависть становится необузданной, когда людей преследуют, грубо нарушая их права».  

Генеральный секретарь ООН подчеркнул, что человечество сможет заложить основы благополучного будущего только в том случае, если научится распознавать первые тревожные признаки геноцида и других преступлений против человечности.   

  • Камбоджа
  • Туол Сленг
  • Антониу Гутерриш

Геноцид в Камбодже и режим Пол Пота и Красных кхмеров

Пномпень (Phnom Penh), как и вся Камбоджа, до сих пор хранит память о геноциде, режиме Красных кхмеров, о жутких временах в истории страны, когда люди буквально за считанные годы стали нелюдями. Это позорное явление – страшное и невыносимое – кто-то хочет забыть, как страшный сон, а кто-то сохраняет память, чтобы предупредить потомков о том, как тонка грань между добрыми намерениями и геноцидом. В этот раз мы расскажем о трагической истории Камбоджи – о полях смерти, о музее геноцида Туол Сленг, о книгах очевидцев и о мнении знаменитостей. И, конечно, о своем взгляде на эту непростую проблему.

Содержание статьи

  • 1 Режим Пол Пота и Красных кхмеров в Камбодже
  • 2 Музей геноцида Туол Сленг в Пномпене
  • 3 Поле смерти Чоенг Эк
  • 4 Как можно узнать о геноциде в Камбодже

Режим Пол Пота и Красных кхмеров в Камбодже


Камбоджа довольно долго была закрыта для туристов. По очень простой причине: правительство страны – режим Пол Пота – решило построить здесь рай на земле, а чтобы жители не смели сбежать, границы стали непреодолимой стеной. Всем пришлось остаться для получения смертельно дозы счастья. А кто не хотел, выход тоже был предоставлен – вон из тела! Способов же были тысячи, фантазия у Красных кхмеров Камбоджи работала на все сто. Пуль для своих граждан им было жалко, поэтому они убивали их долго и мучительно. И не обязательно наверняка.

И совершенно не все вспоминают о печальной участи жителей этой страны, которые пережили одно из самых страшных бедствий, какое может случиться с людьми. Говорят, что за 4 года правления Красных Кхмеров (1975-1978) под предводительством Пол Пота было убито около 3 миллионов человек. Это чуть ли не половина тогдашнего населения страны. Как же так вышло?

Пол Пот, руководитель Кампучии (так тогда называлась Камбоджа), вообще считал, что ему нужен всего один миллион сельских жителей, а всех остальных требуется уничтожить. И убиты они были по разным причинам. Не принадлежали к чистой кхмерской расе. А если принадлежали, то были слишком умны. Не дай бог носили очки, умные очкарики не были нужны в стране аграрного коммунизма.

Пол Пот полагал, что цивилизация сгубила человека, что необходимо уничтожить все следы достижений человечества и построить рай в Кампучии. Он закрыл все школы, сжег книги, разорил храмы и уничтожил больницы. Он согнал всех горожан и деревенских жителей в поля, велел всем выращивать рис, выдал людям по рабочей робе и поселил мужчин и женщин отдельно. А рожать детей приходилось по команде: Красные Кхмеры решали, кто с кем должен провести ночь, и когда женщине рожать. Рожденных детей, правда, отнимали, чтобы воспитывать из них идеальных товарищей, людей без корней и прошлого, и учили их ненавидеть своих родителей.

Очень мнительным был этот человек. Настолько, что не хотел, чтобы люди его знали, и потому подписывался псевдонимами (Пол Пот – тоже его «имя», сокращение от французского «перспективный политик»): Товарищ №87 или Брат №1.

Не согласных с режимом Пол Пот отправлял в тюрьмы. Все школы, все храмы и все государственные учреждения превратились в пыточные камеры, где люди терпели издевательства и мучения. Для чего? Чтобы они сознались в том, что хотели смерти кому-то из руководства, являлись агентами ЦРУ или КГБ, и что сделали много неприятных вещей. А затем из этих камер людей вывозили за город, и убивали под громкую музыку революционных песен. Чтобы крики не были слышны, пока жадные до пуль Красные кхмеры истязают до смерти людей, не жалея, разумеется, ни женщин, ни детей.

Что может быть в голове у человека, который решил принести счастье, убивая и мучая население? Но больше удивляет другое: почему ООН и правительства других стран, прекрасно знающие, что творится в закрытой Камбодже, не кинулись на помощь? Быть может, потому, что это развязанная Америкой во Вьетнаме война стала причиной прихода к власти Пол Пота?

Джунгли Камбоджи использовались вьетнамцами для своих целей, а американцы сбрасывали бомбы без разбора (от бомб пострадал даже мирный Лаос). Генерал Лон Нол, добившийся свержения короля Сианука, был американским ставленником. Ведь Камбоджа только получила независимость от Франции, и пыталась научиться жить в новом мире, однако не все получалось. Гражданская война раздирала страну. И в этом хаосе король обратился к коммунистической партии (будущим Красным Кхмерам) за помощью. Он хотел вернуться на престол и продолжить свою работу по выхождению из кризиса. Пол Пот пошел навстречу королю, освободил народ от Лон Нола, а затем посадил короля под домашний арест. И начал свои нечеловеческие эксперименты.

Музей геноцида Туол Сленг в Пномпене


Сейчас в одной из бывших тюрем S-21 располагается Музей геноцида (Tuol Sleng). S-21 – это бывшая школа. Все здания ее стали камерами для заключенных, а в центре двора похоронены последние 14 человек, которых не успели увезти отсюда, так как в январе 1979 года Вьетнамские войска вошли в город Пномпень и освободили людей из-под гнета Красных Кхмеров. В Музее нет ничего особенного, фото Туол Сленга кажутся скучными, вы лишь увидите бывшие камеры. Но вам просто стоит прийти, зная, что творилось здесь. Тогда могилы в дворе, пыточные в каждом классы, колодцы с перекладинами и электрические провода по периметру будут иметь для вас смысл.

Цена билета: Вход в музей геноцида стоит $2.

Адрес музея геноцида в Камбодже: пересечение 113 и 359 улиц, город Пномпень.

Здание школы, ставшее тюрьмой и местом пытки для тысячи людей. теперь это – Музей геноцида в Пномпене

Под деревьями – могилы последних 14 человек, которых Красные кхмеры не успели убить и которых похоронили в собственных могилах, а не в братской.

Поле смерти Чоенг Эк

Также пусто другое место, связанное с памятью о геноциде в Камбодже. Поле Смерти в местечке Чоенг Эк (Choeung Ek Killing fields). Сейчас там стоит мемориальная ступа, сложенная из 17 уровней  в 1988 году (17000 человек было убито здесь), в которых хранятся найденные здесь черепа и кости бывших заключенных (в том числе и бывших узников Туол Сленг). Кроме ступы, других сооружений здесь нет. Но именно сюда привозили людей, и здесь их убивали, бросая в братские могилы. Здесь же до сих пор растет крепкое высокое дерево Чанкири, о которое разбивали головы детей. Здесь все еще есть есть пруд, в который  сталкивали трупы. Здесь после дождей до сих пор находят кости жертв.

Раньше здесь было китайское кладбище, и люди приносили сюда своих умерших, отпевали, прощались. А затем количество мертвых вдруг увеличилось.

Чоенг Эк – не единственное поле смерти в Камбодже, как легко догадаться. Таких полей были сотни. Вся Камбоджа стала Полем Смерти. И пустые музеи лишь служат напоминание о том, что забыть о такой катастрофе нельзя.

Стоимость входа на Поле смерти – $8. В эту сумму входит аудиогид.

Поле смерти находится в 17 км к югу от Пномпеня. Координаты GPS –11.484394°, 104.901992°. Чтобы добраться, лучше нанять тукера.

Мемориальная ступа в честь 17000 погибших и замученных людей

Бывшие братские могилы

На полях смерти теперь растут цветы. Все в этой Вселенной идет своим чередом. Дай бог и люди забудут о пережитых ужасах, и земля простит, и никто не посмеет повторить преступления Пол Пота и Красных кхмеров

Как можно узнать о геноциде в Камбодже

Среди достопримечательностей Пномпеня есть и весьма грустные, если не сказать трагичные. Именно их стоит посетить, если у вас есть интерес к истории Камбоджи.

  • Музей геноцида Туол Сленг (Tuol Sleng) — это бывшая школа, ставшая тюрьмой и местом пыток для тысячи людей, а ныне превратившаяся в музей геноцида, который развязали Пол Пот и Красные кхмеры во время своего правления.
  • Поле смерти Чоенг Эк (Choeung Ek Killing Fields) — это несчастное место, где камбоджийцы умирали во время режима Пол Пота в Камбодже. Ныне в этом месте стоит мемориальная пагода с заботливо собранными черепами жертв режима.

Книги и фильмы о режиме Красных кхмеров

  • Дебютная кинолента англо-французского режиссера Ролана Жоффе «Поля смерти» (The Killing Fields, 1984), повествующая о предшествующих взятию власти Красными кхмерами событиях и первых днях кровавого режима в Камбодже. Международный корреспондент остается в Пномпене, несмотря на то, что посольство США и других стран спешно эвакуируются. Фильм, как и следует ожидать, основан на реальных событиях. Кроме того, он получил Оскара, «золотой глобус» и несколько других значимых наград. Автор музыки к фильму – Майк Олдфилд.
  • Когда я читала книгу Анджелины Джоли «Мои путевые заметки» (Notes from my travels), я поразилась, как американка близко к сердцу приняла историю Камбоджи и Юго-Восточной Азии в целом. Я думала, что она, актриса, преувеличивает, описывая свои эмоции во время посещения Музея геноцида. Но Анджелина не нуждалась в этом. В камерах на самом деле можно разрыдаться от той боли, которую невозможно не почувствовать и которая полностью наполнила атмосферу в этих зданиях.
  • Книги о Камбодже продаются в стране в огромном множестве — как о блистательном прошлом, так и трагической современности. Я купила одну из таких книг, которую написала Лоунг Унг (Loung Ung), уроженка Пномпеня. Эта женщина родилась в богатой семье и помнила величие камбоджийской столицы. И она пережила все ужасы, которые творились на ее земле, и, к счастью, осталась живой. Она перебралась в Таиланд в лагерь беженцев, а затем уехала в США, где создала семью. И она рассказала свою историю в небольшой книге, которая называется «Сначала они убили моего отца». Я советую всем интересующимся вопросом Камбоджи прочесть эту книгу. Есть у нее и продолжение «Счастливица», где Лоунг рассказывает о своей жизни в Америке и как она вновь встретила свою сестру, которая осталась в Камбодже, когда самой Лоунг удалось уехать.

Книги Луонг Унг не переводились на русский язык, их можно прочесть только на английском:

  • Loung Ung – First they killed my father
  • Loung Ung – Lucky child

Фильм “Сначала они убили моего отца” (First they killed my father) по книге Лоунг Унг в 2016 году начала снимать Анджелина Джоли в Камбодже (в Баттамбанге и Пномпене). Голливудская актриса и камбоджийская писательница вместе написали сценарий, а одним из продюсеров фильма выступает сын Анджелины Мэддокс Джоли-Питт, который родился в Камбодже.

Фильм будет снят в основном на кхмерском языке и детально расскажет о трагедии режима Пол Пота глазами маленькой девочки. По словам режиссера Джоли, этот фильм не только для всего мира, который мало знает о Камбодже, но и для самих камбоджийцев, которым еще предстоит осознать то, что случилось в их стране. А также для ее сына, который должен знать, кто он и откуда он. Это “Любовное послание” Камбодже, так говорит Анджелина Джоли.

В феврале 2017 года в Сием Рипе в присутствии короля состоялась премьера фильма, куда Анджелина Джоли приехала вместе со своими детьми.

Трейлер фильма “Сначала они убил моего отца” Анджелины Джоли

Читайте также
  • Подготовка к путешествию в Камбоджу: http://paikea. ru/puteshestvie-v-cambodju-samostoyatelno/
  • Полезная информация о Камбодже: http://paikea.ru/kingdom-of-cambodia/
  • Лучшие достопримечательности Камбоджи: http://paikea.ru/luchshie-dostoprimechatelnosti-kambodzhi/
  • Готовые маршруты по Камбодже: http://paikea.ru/marshruty-po-kambodzhe/
  • Деньги в Камбодже – советы и рекомендации: http://paikea.ru/dengi-v-kambodje-valyuta/
  • Сием Рип – путеводитель по городу: http://paikea.ru/cambodia-siem-reap-information/
Купить авиабилеты в Пномпень

Если вы хотите побывать в музее геноцида Тоул Сленг и увидеть Поля смерти, то нужно приехать в город столицу Камбоджи. Быстрее всего – прилететь в международный аэропорт Пномпеня, совершив перелет с пересадкой в одном из азиатских мегаполисов. Из Москвы в Пномпень удобнее добираться на самолете через Бангкок.

  • Рекомендуем посмотреть цены на авиабилеты в Пномпень на сайте Aviasales.ru
Забронировать отель в Пномпене

Для поиска отелей мы всегда пользуемся сайтом Booking. com, потому что на нем представлен наиболее широкий их выбор и подробная информация с описаниями и фото номеров, а также можно прочитать настоящие отзывы. Но самое главное, там часто бывают очень хорошие скидки на оплату проживания.

 

Наша рекомендация: Как забронировать отель дешевле

 

В первую очередь, надо найти и сравнить цены отелей со скидками на разных сайтах бронирования. Чтобы не терять время, мы используем удобный поисковик – RoomGuru. Он сразу ищет лучшие предложения в интернете и показывает самые выгодные из них. Остается только выбрать подходящее и поехать отдыхать!

Отели со скидками на RoomGuru

Камбоджа 1975–1979 гг. — Мемориальный музей Холокоста США

В раскопанной братской могиле в Камбодже обнаружены скелеты казненных. 10 октября 1981 г. — Дэвид Аллен Харви/National Geographic Creative

.

«Удерживать тебя — не выгода; потерять тебя — это не потеря».

— Предупреждение красных кхмеров

С 17 апреля 1975 года по 7 января 1979 года красные кхмеры совершили одно из величайших преступлений 20 века. Почти два миллиона человек погибли под властью фанатичного коммунистического движения, которое навязало Камбодже безжалостную программу принудительного труда, контроля над мыслями и массовых казней. Предполагаемая цель состояла в том, чтобы превратить страну Юго-Восточной Азии в бесклассовую аграрную утопию. Результатом стало массовое уничтожение древнего общества и появление ужасающего нового термина для мира: «поля смерти».

Красные кхмеры начали свое правление с убийства сдавшихся чиновников бывшего правительства и жестокого опустошения столицы и других городов. Одетые в черное солдаты увели миллионы людей в сельскую местность и заставили их работать в качестве рабов, копая каналы и ухаживая за посевами. Религия, популярная культура и все формы самовыражения были запрещены. Семьи были разделены, а детей загнали в мобильные трудовые бригады.


 
Любой, кто оспаривал новый порядок, подвергался пыткам и смерти от удара по голове. Особому преследованию подверглись этнические меньшинства. Даже члены красных кхмеров не были в безопасности. Движение убило тысячи своих, подозреваемых в предательстве и шпионаже в пользу иностранных держав. Со временем вопиющее неумелое управление экономикой привело к нехватке еды и лекарств, и бесчисленное количество камбоджийцев умерло от болезней и голода.
 
Вторжение соседнего Вьетнама окончательно свергло режим. Но началась новая гражданская война, и прошло почти три десятилетия, прежде чем лидеры красных кхмеров предстали перед судом. В 2006 году Организация Объединенных Наций и правительство Камбоджи учредили совместный трибунал, известный как Чрезвычайные палаты судов Камбоджи (ЧПСК). К настоящему времени он признал виновными трех подсудимых и приговорил их к длительным срокам тюремного заключения.

Суд функционирует не только для вынесения приговоров, но и для того, чтобы попытаться дать некоторую меру мира и решимости жертвам и камбоджийскому обществу в целом. Его заседания открыты для публики; потерпевшие могут зарегистрироваться в качестве «гражданских лиц», чтобы допрашивать обвиняемых во время судебных заседаний и добиваться различных видов возмещения ущерба.

Суд подвергся критике за высокую стоимость операции и малое количество обвинительных заключений. Но какими бы ни были его недостатки, он отражает укрепляющийся глобальный консенсус в отношении того, что, независимо от того, сколько времени прошло, виновные в самых страшных преступлениях современной эпохи должны быть привлечены к ответственности в рамках, которые помогают выжившим восстановить свою жизнь.


Музей выражает благодарность Министерству культуры и изящных искусств Королевства Камбоджа; Центр документации Камбоджи; и Чрезвычайные палаты судов Камбоджи за их поддержку и материалы, использованные в истории этого дела.

Последнее обновление этой страницы: апрель 2018 г.

Всего за несколько лет в 1970-х годах виновники геноцида в Камбодже убили до 3 миллионов своих соотечественников и причинили невообразимые страдания огромному количеству других. Члены «красных кхмеров», радикального политического режима, стоящего за террором, ссылались на сомнительное оправдание своих преступлений, утверждая, что такие действия в конечном итоге улучшат качество жизни обычных людей за счет создания более эгалитарного общества при коммунистическом правлении. Это якобы утопическое занятие причинило камбоджийскому народу болезненные страдания.Наследие 0013, которое они все еще пытаются преодолеть.

История Камбоджи не всегда была так погрязла в зверствах. На самом деле, в течение долгого времени посетители отмечали, что их положительно впечатлило то, что регион обещает богатый образ жизни своим жителям, известным как кхмеры. С 9 по 15 века Кхмерская империя располагалась в Камбодже и правила большей частью Юго-Восточной Азии. Его столица Ангкор может похвастаться населением более одного миллиона жителей, что на протяжении сотен лет делает его крупнейшим городом в мире. Ангкор хвастался репутацией процветающего города, но в конце концов был разграблен в 15 веке, и это событие положило начало лишениям поколений.

Испанцы и португальцы вскоре предприняли попытки миссионерства и колонизации региона. К 1800-м годам регион Камбоджа был вовлечен в борьбу за власть между соседними Сиамом и Вьетнамом. Французы вошли в середине века, и вскоре возникла колониальная система. Хотя французское вторжение никогда не было геноцидом, оно было для народа Камбоджи лишь еще одним маркером их недавнего исторического упадка. Японское вторжение во время Второй мировой войны привело к ослаблению французских войск в Камбодже и к приходу к власти камбоджийского короля Сианука, чье правление началось в 1941. Сиануку в значительной степени приписывают подстрекательство крестьян к успешному восстанию против французов после войны, в результате чего Камбоджа стала независимым государством в 1955 году.

Независимость Камбоджи укрепила оптимизм среди ее граждан. Однако это настроение вскоре было умерено вспыхнувшей в 1962 году вьетнамской войной. Будучи преисполнены решимости остановить распространение коммунизма, Соединенные Штаты предоставили огромные суммы экономической помощи Камбодже и бомбили коммунистические базы на ее восточной границе.

Тем не менее Сианук надеялся защитить камбоджийцев, поддерживая строгий нейтралитет. Когда он подписал договор о дружбе с вьетнамскими коммунистами, Соединенные Штаты прекратили свою военную и экономическую помощь, нанеся ущерб экономике Камбоджи. Такой поворот событий помог поднять известность красных кхмеров, радикальной коммунистической группы, которая считала правящую монархию слишком умеренной. Однако члены «красных кхмеров» были не единственными политическими игроками на подъеме. В 19В 70 г. камбоджийская монархия была свергнута, когда к власти пришел один из ее министров. Лон Нол стремился восстановить поддержку Америки, но добился лишь частичного успеха. В то время как Соединенные Штаты приветствовали возвращение режима в свою сферу влияния, растущие антивоенные протесты все больше ограничивали возможности Вашингтона. В соответствии с доктриной Никсона администрация снова оказала Камбодже военную и экономическую помощь, но, что примечательно, по-прежнему не отправила дополнительных американских солдат для отражения вьетнамских коммунистов.
Ситуация на Востоке обострялась. с 19С 70 по 1973 год на Камбоджу падали американские бомбы общим весом в сотни тысяч тонн, зачастую уничтожая не только коммунистические цели, но и беспомощных мирных жителей. Когда страна была ослаблена и, несомненно, неспособна защитить свой народ, Камбоджа погрузилась в хаос. Красные кхмеры воспользовались возможностью захватить власть, штурмовав город Пномпень в апреле 1975 года.

Правление красных кхмеров немедленно и намеренно изменило жизнь Камбоджи, объявив «Нулевой год», начиная с которого жизнь должна полностью измениться. Пол Пот, бывший школьный учитель и диктатор во главе недавно переименованной «Демократической Кампучии», проводил политику геноцида, в ходе которой огромное количество камбоджийцев переселялось, порабощалось, пыталось и убивалось. Получив контроль, красные кхмеры эвакуировали город Пномпень, переместив три миллиона мирных жителей в сельские поля страны. Людей заставляли работать долгие часы изнурительного рабского труда и почти ничего не ели.

Недоедание и медицинское пренебрежение были свирепствующими. Когда их труд не соответствовал производственным целям, мужчин, женщин и детей избивали. То, что стало известно как «Поля смерти», где груды разлагающихся тел устилали землю, печально известно как свидетельство геноцида. Извращение знакомых институтов помогло поддержать политику геноцида режима. Вероятно, самым печально известным примером является то, что одна средняя школа была преобразована в тюрьму S-21, где до 20 тысяч заключенных под пытками заставили написать признания в преступлениях, которых они никогда не совершали. С помощью этой уловки преступники могли поддерживать некоторую иллюзию того, что их практика массовых казней оправдана.

Тот факт, что в Камбодже больше не было денежной системы или рынка для международной торговли, еще больше мешал ее разрушенной войной экономике и усиливал общее отчаяние. Но проблемы людей распространялись не только на тяжелые экономические обстоятельства, но и на все стороны жизни. Режим был яростно националистическим и ксенофобским. Особенно после их истории иностранного вмешательства камбоджийцы могут считаться оправданными за то, что питают такие чувства. Однако красные кхмеры довели это настроение до фанатизма. Тоталитарный характер нового правительства означал, что камбоджийцы должны были прежде всего быть лояльными государству, идеал, который по замыслу работал на разрыв семейных уз. Само понятие личного свободного выбора систематически демонизировалось режимом, который также осуждал как предательство любую лояльность к более традиционным властям. Прежде всего среди них был давний неотъемлемый компонент камбоджийской культуры, буддизм. Лишенные древней буддийской мудрости преодоления трудностей, камбоджийцы теперь были еще хуже приспособлены к выживанию.

Отбросив традиции на второй план, красные кхмеры все же приобрели реакционный характер, по крайней мере, в той мере, в какой они посредством пропаганды отдавали предпочтение аграрному образу жизни, характерному для ранней кхмерской империи. Камбоджа учили, что только приняв простую жизнь фермера, Камбоджа сможет вернуть свое украденное величие. Режим считал важным возвысить выходцев из сельских общин, или «старых людей», над бывшими городскими «новыми людьми», которых он считал бесполезными. Поскольку крестьянский образ жизни поддерживался как новый идеал практически для всех, урбанистичность и ученость активно пренебрегали, часто до абсурда. В конце концов, простого акта ношения очков было достаточно, чтобы отметить камбоджийца как интеллектуала и, следовательно, как врага режима, заслуживающего смерти. Красные кхмеры также нацелились на убийство потенциальных политических соперников, но не остановились на этом. Само количество казней свидетельствует о широко распространенной политике виктимизации и террора. И хотя государство якобы было коммунистическим, появились новые классовые различия, когда даже маленькие дети партийных лидеров занимали руководящие должности. Хотя многие другие дети пострадали и погибли от рук красных кхмеров, партийная линия, по крайней мере в принципе, учила, что дети морально превосходят большинство своих старших из-за прошлых связей последних с коррумпированным капитализмом и религией. В этом отношении камбоджийский геноцид представлял собой организованное нападение на память цивилизации.

К 1979 году, когда Вьетнам вторгся в Камбоджу, от пятой до трети населения Камбоджи было убито красными кхмерами, подавляющее большинство выживших после геноцида были травмированы и функционально неграмотны, а регион был в руинах. Под эгидой Вьетнама Камбоджа на десятилетие стала Народной Республикой Кампучия, пока Вьетнам не вышел из нее в 1989 году. В течение 1980-х годов красные кхмеры продолжали доминировать почти на половине территории Камбоджи, а в 1993 году они были ужасно близки к тому, чтобы получить контроль над всей страны.Парижские мирные соглашения начала 1990-е годы восстановили камбоджийскую монархию при принце Сиануке, но этот сознательный шаг к нормальной жизни не смог скрыть раны нации, которая все еще явно находилась в кризисе. Международная помощь Камбодже составила более половины годового бюджета страны. Огромные кратеры можно было увидеть разбросанными по земле, которая оставалась одной из самых слаборазвитых в мире — той самой земле, чья цивилизация была одной из самых развитых в мире несколькими веками ранее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *