Разгадка тайн острова Пасхи | Наука и жизнь
«Меня интересуют темы по археологии — история раскопок, описание и фотографии находок. В. Карельский, г. Иваново».
Скульптуры у подножия вулкана Рано Рараку наполовину ушли в почву.
Археологи нашли неизвестный ранее тип статуи.
Обсерваторию на вершине вулкана Рано Као окружали культовые сооружения с высеченными на выходах лавы изображениями птицечеловека.
Первые поселенцы превосходно владели техникой обработки базальтовых глыб. Этот тип кладки был самым ранним на острове Пасхи.
Коленопреклоненная статуя на острове Пасхи (Ранний период).
Коленопреклоненная статуя в Тиауанако (Перу).
Раскопки опровергли предположения, на острове нет почвенного слоя.
Подъем статуи. Статуя почти выпрямлена.
‹
›
Открыть в полном размере
«Интересуюсь историей народов, археологией»,— пишет тов. Бессонова из Перми.
Рассказать о древних циклопических сооружениях просит В.
Писем, в которых наши читатели просят систематически публиковать в журнале статьи по истории и археологии, очень много. Мы помещаем отрывок из статьи известного зарубежного исследователя Т. Хейердала о его раскопках на острове Пасхи. Полностью статья будет напечатана в книге «Наука и человечество. 1963».
Основные массивы суши, окаймляющие Тихий океан, были заселены древними выходцами из Азии задолго до того, как первые мореплаватели вышли в центральную часть Тихого океана на поиски неведомых океанских островов. Располагая простейшими мореходными средствами, древний человек с азиатского континента проник через Индонезию на юго-восток — в Австралию и Папуа-Меланезию, а через район Берингова моря на северо-восток — в Северную, потом Центральную и Южную Америку. Это происходило за много тысяч лет до нашей эры. Так выходцы из Азии заселили все побережье Тихого океана задолго до того, как были созданы корабли, способные воспользоваться ветрами и течениями или противостоять им, господствующим в бескрайних просторах исполинского океана, который охватывает половину окружности земного шара.
Последней обширной областью, которую заселило человечество, был мир океанских островов в центре огромной водной равнины. Незадолго до нашей эры суда аборигенов устремились в эту часть океана, доставляя первооткрывателей на все необитаемые острова, где они и жили в безопасности и изоляции до тех пор, когда европейцы обнаружили путь в Америку, а затем с ветром и течениями устремились открывать, или, вернее, вновь открывать, острова Великого океана.
Самым уединенным из этих островков был тот, который его первые обитатели назвали Те-Пито-о-те-Хенуа — «Пуп Земли», а Роггевен, европеец, открывший его вновь в 1722 году, перекрестил в остров Пасхи — в честь дня, когда приплыл сюда. Подойдя близко к берегу, голландцы, к своему удивлению, увидели людей, которых посчитали примитивными представителями культуры каменного века. Эти люди лежали ничком на земле, головой в сторону восходящего солнца. Перед огромными человекоподобными изваяниями были зажжены костры. На головах величественных идолов были водружены грандиозные цилиндры из красного камня.
Этих смиренных идолопоклонников и их вездесущие громадные монументы окружала лишенная растительности каменистая равнина с редкими клочками возделанной земли, где росли бататы и бананы. Над ними возвышались поросшие тралом и папоротником склоны потухших вулканов, мертвые кратеры которых были единственными на острове хранилищами пресной воды. Со всех сторон островка в море обрывались отвесные скалы, на которые обрушивался прибои; под ними было очень мало мест, пригодных для высадки на берег.
Созданный еще до появления на Земле человека подводным вулканическим извержением, этот клочок суши одиноко поднимался из пучины океана на пути течений, вечно движущихся от Южной Америки — в 2 тысячах миль отсюда к востоку, мимо ближайшего населенного островка — в 1 600 милях к западу, и оттуда к берегам Азии — еще за 7 тысяч миль.
Естественно, перед учеными и вообще широкой публикой встал вопрос: каким образом на этот в высшей степени изолированный островок первоначально попала цивилизация?
Косвенным способом к решению этой проблемы приступили в конце прошлого столетия, начав изучение устных преданий островитян. В первой половине нашего века состоялось первичное археологическое обследование острова, и началось изучение местного населения, его культуры и языка.
К началу второй половины нашего столетия на острове Пасхи все еще не проводилось ни систематических археологических раскопок, ни сбора проб для пыльцевого анализа. Такое упущение со стороны ученых объясняется тем, что речь идет об исключительно бесплодном острове, на котором, казалось бы, не могло накопиться достаточно гумуса, чтобы скрыть следы древних культур. Исследователи считали, что из-за отсутствия почвы не в чем производить раскопки. Кроме того, удаленное положение острова Пасхи заставило ученых прийти к выводу, что выходцы из Азии могли попасть на него лишь в последнюю очередь и, следовательно, срок его обитаемости должен быть короче, чем у любого другого тихоокеанского острова.
Оба эти предположения не казались автору статьи обоснованными. В 1937—1938 годах, проводя исследования на Маркизских островах, я обратил внимание на то, как в результате деятельности человека и его домашних животных островок Мотане уже в историческое время превратился из покрытого густым тропическим лесом в лишенный почти всякой растительности, кроме травы. Пока на острове Пасхи не были проведены палеоботанические исследования, мы не могли судить, был или нет на острове лес до появления европейцев.
Далее, поскольку выходцы из Азии заселили все окаймляющие Тихий океан материки до прибытия человека на остров Пасхи, нельзя было с уверенностью утверждать, что первое трансокеанское плавание па остров Пасхи непременно происходило наиболее длинным путем, против пассатов и идущих на запад течений, а не кратчайшим путем — из близлежащей Южной Америки, с попутными ветрами и течениями. Если же люди двигались из Южной Америки, то очень вероятно, что остров Пасхи встретился им раньше других; в таком случае он обитаем сравнительно давно.
До наших раскопок на острове Пасхи в 1955—1956 годах здесь побывали только две археологические экспедиции. В составе первой — частной английской экспедиции 1914 года под руководством миссис К. Рутледж — не было профессиональных археологов, и они не пытались проводить стратиграфические раскопки. Тем не менее популярная книга путевых очерков К. Рутледж изобилует важными наблюдениями и была до недавнего времени главным источником сведений об археологии поверхностных слоев острова Пасхи.
В 1934 году на остров прибыла франко-бельгийская экспедиция, но француз-археолог в пути скончался, и единственный оставшийся археолог А. Лавашери сосредоточил свои усилия на изучении петроглифов. Одновременно французский этнограф А. Метро проводил этнографические наблюдения над современными островитянами. Кроме того, изучением археологии поверхностных слоев и этнографии занимался миссионер-капуцин С. Энглерт, живущий на острове Пасхи с 1935 года.
Не располагая данными для научной датировки, первые исследователи острова Пасхи чисто умозрительно заключили, что на этот уединенный восточный форпост человек мог попасть не раньше XII века (Метро), XIII века (Лавашери), XIV века (Рутледж) или XVI века (Энглерт).
Не было единогласия и в решении знаменитой загадки острова Пасхи. Рутледж и Энглерт утверждали, что на острове есть следы культурной стратификации (напластований) и что древние каменные сооружения можно разделить на два типа. Они пришли к выводу, что на этот клочок суши попали одна за другой две различные культуры, и видели подтверждение этому в местных легендах. Возражая им, Лавашери и Метро говорили, что на острове нет никаких признаков стратификации, что местная археология однородна, что на острове была только чисто полинезийская культура. Легенды пасхальцев они отвергали, заявляя, что они нарочно сочинены, чтобы объяснить происхождение большого рва — того самого рва, который, согласно преданиям, вырыли люди для огромного оборонительного костра. Метро и Лавашери считали ров природным образованием.
Огромные инженерные работы, проведенные первыми обитателями острова Пасхи, поразили воображение Рутледж, и она заключила, что проблема остается загадочной. Однако Метро решил загадку просто. Он предположил, что полинезийцы, привыкшие к резьбе по дереву, прибыв сюда с лесистых островов на западе, не нашли на безлесном острове Пасхи дерева и поэтому перешли на обработку камня, очень быстро развили самую совершенную в мире технику мегалитической кладки (мегалиты — древние сооружения из больших камней) и воздвигли самые большие скульптуры из всех, созданных каким-либо из неолитических народов Земли.
Не было единого мнения и о том, как древние скульпторы транспортировали и поднимали исполинские изваяния, для чего создавались эти идолы и почему пасхальцы не поклонялись полинезийским богам Тане и Тангароа, а исповедовали совершенно иную религию, а также почему они не применяли общеполинезийских изделий.
Было очевидно, что поверхность острова Пасхи не может поведать всей истории драматических событий и хитроумных замыслов, осуществленных на самом уединенном в мире острове. Чтобы глубже проникнуть в загадку и поискать скрытые ключи к таинственному прошлому пасхальцев, я решил привезти на остров группу квалифицированных археологов и провести первые стратиграфические раскопки; несмотря на господствующее убеждение, что на острове нет почвенного слоя, я надеялся что-нибудь найти под поверхностью.
На бесплодном острове Пасхи нет ни единого ручья, но дождевая вода скапливается в трех потухших вулканах — Рано Као, Рано Рараку и Рано Орои. Много веков ветер сносил в открытые кратерные озера пыльцу островной растительности; изучение наслоившейся здесь, хорошо сохранившейся ископаемой пыльцы должно было помочь реконструировать историю пасхальной флоры. Для этого по краям озер Рано Као и Рано Рараку был заложен ряд скважин глубиной до восьми метров. Впоследствии образцы были исследованы и определены профессором У. X. Селлингом, руководителем палеоботанического отдела Национального музея естественной истории в Стокгольме.
Исследование пыльцы показало, что когда — еще до нашей эры — на здешние берега впервые ступил человек, безлесный ныне остров Пасхи был покрыт деревьями и кустарниками многочисленных видов. На острове были ручьи, и поверхность пресных кратерных озер еще не была затянута водной растительностью, вокруг озер высились пальмы и девственный лес.
Но вот явился человек. Изучая пыльцевые образцы, мы видим, как первичный лес был сведен, а озерную гладь стали постепенно занимать появившиеся только теперь водные растения. С прибытием человека впервые по берегам пресных водоемов был посажен полигонум—типично южноамериканское растение, которое жители Анд и пасхальцы применяли как лекарственное. Вместе с ним на остров попал чрезвычайно важный камыш тотора, также типично южноамериканское пресноводное растение, не известное ни в Старом Свете, ни на других тихоокеанских островах. С их появлением флора острова начала резко меняться. Оба растения быстро распространялись и вскоре частично покрыли большинство кратерных озер плавучим ковром.
Одновременно люди начали жечь первые на острове костры, и немного спустя растительность стала исчезать. Впервые с чистой до тех пор почвой и остатками пыльцы смешиваются частицы золы. Они свидетельствуют об ограниченных лесных пожарах, которые устраивали пришельцы, чтобы расчистить участки для жилых построек и культовых сооружений. Исконный лес исчезал, его место занимали причудливые храмы и монументы из долговечного камня. Эти сооружения, позднее разрушенные или перекрытые другими, дали нам в руки самые надежные ключи для изучения уровня культуры первых островитян и последующей локальной эволюции.
Четверо археологов нашей экспедиции — Э. Н. Фердон, У. Меллой, А. Шельсволд и К. С. Смит — начали с раскопок жилья и культовых платформ. И все они, независимо друг от друга, обнаружили чередование двух различных культур с различной архитектурой и различными религиозными воззрениями. На смену этим культурам пришла война и период упадка—это было непосредственно перед появлением на острове Пасхи первых европейцев. Датировка по радиоуглероду показала, что человек пришел на остров Пасхи по меньшей мере на тысячу лет раньше, чем предполагала современная наука.
Три последовательно сменяющие друг друга периода в археологии острова Пасхи были названы: Ранний, Средний и Поздний.
Ранний период
Люди, которые первыми достигли острова Пасхи, явно прибыли из области, где занимались не столько резьбой по дереву, сколько обработкой камня. Они валили деревья, чтобы добраться до скальных пород. Эти первые поселенцы уже были искусными каменотесами. Они превосходно владели техникой обработки огромных глыб твердого базальта. Плиты в кладке, имевшие квадратную, треугольную или многоугольную форму, тем не менее прилегали друг к другу так плотно, что между ними нельзя было просунуть лезвия ножа. Раскопки показали, что этот тип кладки был на острове Пасхи самым ранним, а не поздним, не завершением местной эволюции, как заключил умозрительно Метро.
Эта совершенная мегалитическая техника не была известна ни на одном из тысяч тихоокеанских островов, лежащих дальше на запад. Такое совершенство, такую технику и стиль мы видим только в специализированной каменотесной культуре древнего Перу— на материке, который является ближайшим соседом острова Пасхи на востоке. Назначение пасхальских сооружений было скорее эстетическое или культовое, чем функциональное, и последующие поколения островитян то ли не могли, то ли не хотели развивать своеобразное высокое искусство ранней пасхальской эпохи.
Первые поселенцы использовали свое умение для сооружения огромных платформ наподобие алтарей, необходимых для солнечного культа. Традиционно выложенный, гладко полированный фасад был очень точно астрономически ориентирован по отношению к точке восхода солнца в пору летнего солнцестояния или равноденствия.
Интерес к движению солнца проявлялся и в том, что на вершине Рано Као, самого высокого на острове вулкана, первые пасхальцы соорудили солнечную обсерваторию, специально приспособленную для того, чтобы отмечать годовое движение солнца. Эта обсерватория была совершенно занесена землей, и мы обнаружили ее во время раскопок, которыми руководил Фердон. Обсерваторию окружало культовое сооружение с солнечными символами, высеченными на выходах лавы. Пасхальские ритуалы сопровождались возжиганием костров. Считается, что солнечный культ и солнечные обсерватории не характерны для полинезийской культуры,— они также более всего типичны для древнего Перу как инкской, так и доинкской поры.
В солнечной обсерватории, а также на расчищенных и выровненных площадках позади широких, астрономически ориентированных мегалитических платформ ранние обитатели острова Пасхи воздвигали крупные человекоподобные каменные скульптуры. Эти скульптуры заметно отличались от более внушительных бюстов, которые позднее прославили остров и были неизвестны науке, пока раскопки не обнаружили их существования. Вот один тип: небольшая, сплющенная четырехугольная голова с неглубоко вырезанными чертами лица — огромными выпученными глазами, надутыми щеками, изогнутыми бровями, переходящими в У-образный нос. Второй, не менее традиционный тип: прямоугольная колонна, на сторонах которой намечалась рельефом человеческая фигура во весь рост, с короткими ногами и руками, опущенными так, что пальцы встречаются ниже пупа. Третий тип: реалистическое изваяние коленопреклоненного человека, сидящего на пятках; руки лежат на коленях, овальное лицо с козлиной бородкой обращено в небо.
Ни на одном другом острове не было таких скульптур, зато все три типа характерны для Тиауанако — культового центра солнцепоклонников доинкского Перу.
Четвертая, последняя разновидность послужила прототипом больших изваяний следующего пасхальского периода. Эта разновидность представляет чисто местный стиль и эволюцию, близких ей изваяний нет ни на, материке, ни на других островах.
Пока еще мы не знаем точно, когда именно человек впервые увидел лесистые берега острова Пасхи. Но карбоновая датировка показывает, что около 380 года искусные военные инженеры руководили обширными работами, создавая мощное оборонительное сооружение на его восточной оконечности. Окаймленный отвесными скалами, полуостров Поике был отрезан от остальной части острова специально вырытым рвом глубиной в 12 футов, шириной около 40 футов и длиной почти в 2 мили. Гравий и земля, выброшенные из рва, образовали защитный вал с проходами для контратак. Если отбросить предположение, что первые поселенцы острова Пасхи готовились обороняться против врагов, которые могли отправиться за ними в погоню через океан, остается только заключить, что остров был заселен задолго до того, как начались столь обширные работы.
Этот занесенный песком ров прежние экспедиции, не проводя раскопок, сочли естественным понижением местности, хотя пасхальские предания настойчиво указывали, что ров был вырыт легендарными «длинноухими» для обороны.
Нам и сейчас очень мало известно об этих первых обитателях острова Пасхи, но мы знаем, что они принесли с собой высокоразвитую культуру, которая, естественно, сложилась вне острова и которая должна было прослеживаться в окружающих областях. Как мы уже видели, эта привезенная извне культура Раннего периода была очень своеобразной, отличной от других известных нам тихоокеанских островных культур.
Средний период
Около 1100 года, как показывает карбоновая датировка, первоначальной пасхальской культуре внезапно пришел конец. Некоторые из древних храмов и другие сооружения, в том числе солнечная обсерватория, были надолго оставлены и пришли в запустение. Но затем они были вновь заняты людьми и перестроены по иному плану, с применением совершенно иной техники кладки. Причина этого перерыва пока неизвестна. Возможно, на время этого междуцарствия весь остров был покинут людьми, а может быть, местные войны сократили население Раннего периода, так что осталась лишь кучка людей, обитавших в удаленных районах. Во всяком случае, после долгого перерыва прежние сооружения были заняты иной культурой, с другими религиозными представлениями; началось то, что мы называем вторым, или Средним, периодом в истории пасхальских культур.
В начале этого периода стали изготовляться огромные каменные изваяния, которые впоследствии привлекли к маленькому тихоокеанскому островку внимание всего мира. В эту эпоху основным стремлением и фанатической страстью пасхальцев стало вытесывание исполинских изображений предков, которые водружались на поднятых над уровнем земли родовых гробницах.
Изваяния Среднего периода отличаются чрезвычайно длинными, отвислыми ушами, возрождающими в памяти легендарных «длинноухих», которые, по словам пасхальцев, создавали эти статуи, пока не были почти поголовно сожжены в уже упомянутом оборонительном рву во время войны с «короткоухими». Сейчас на острове живет лишь один род, члены которого считают себя прямыми потомками «длинноухих»,— это род Атанов. Их происхождение подтверждают все островитяне, а также генеалогические исследования Энглерта.
Способы работы «длинноухих» скульпторов были сокровенной родовой тайной, которая передавалась от отца к сыну на протяжении двенадцати поколений. Благодаря хорошим, дружественным отношениям нашей экспедиции с пасхальцами секрет был нам открыт. Он подвергся проверке в практических экспериментах. По указаниям старшего из братьев Атанов была изваяна, перевезена и установлена на пьедестал одна статуя. Археологические исследования в сочетании с рассказами пасхальцев и нашими опытами позволили воссоздать методы работы ваятелей Среднего периода.
Статуи вытесывали прямо на склонах кратера с помощью грубо изготовленных рубил из твердого андезита; для облегчения работы породу поливали водой из сушеных тыкв. Под рыхлым, выветренным поверхностным слоем порода была очень твердой, и для изготовления статуи средней величины требовалось около года. В каменоломнях обрабатывались мельчайшие детали лица, рук, тела скульптуры вплоть до полировки ушных украшений и длинных изысканных ногтей. Но спина оставалась незавершенной до последнего момента и соединялась с каменным ложем наподобие киля.
Наконец, отделив спину, великана с помощью катков и канатов спускали вниз по крутому склону. При этом часто приходилось преодолевать обрывистые террасы и ниши, возникшие в результате предыдущих работ. Статую временно устанавливали где-нибудь у подножия вулкана. Для этого в накопившемся слое щебня из каменоломен вырывали уступ или яму, куда ставили ногами статую, поддерживая ее канатами в вертикальном положении. Теперь скульпторы впервые могли приступить к обработке спины. Ее обтесывали и полировали так же тщательно, как остальные части фигуры. Спереди статую не украшали никакими узорами: просто торс. Зато на спину часто наносили рельефные символы — дугу, напоминающую радугу, одно или два кольца.
Предание говорит, что пасхальских скульпторов, первооткрывателей острова, называли ханау-эпе — «длинноухие» — за их обычай удлинять мочки ушей, подвешивая к ним большие диски. Предков теперешнего населения в отличие от них называли ханау-момоко — «короткоухие».
На протяжении карау-карау, то есть двухсот лет, «короткоухие» смиренно трудились на «длинноухих», участвуя в строительстве огромных сооружений. Появились большие аху; из каменоломен Рано Рараку на могилы, принадлежавшие преимущественно «длинноухим», доставляли псе более крупные изваяния. Хотя между двумя народами происходили смешанные браки, всего лишь шесть из многих сотен скульптур на аху — с короткими ушами, у всех остальных мочки удлинены: они явно изображают «длинноухих».
Далее предание говорит, что двухвековой период мирного сотрудничества кончился, когда «длинноухие» заставили «короткоухих» очистить весь полуостров Поике на востоке от камней. Работа была уже завершена, и Поике в отличие от всего острова, черного от обломков лавы, сплошь покрылся зеленой травой, тогда «короткоухим» приказали точно так же очистить остальную поверхность острова. Но тут пришел конец их долготерпению. Все их племя, объединившись, восстало и загнало «длинноухих» на полуостров Поике, где те укрылись за длинным оборонительным рвом, который они наполнили хворостом, чтобы можно было зажечь костер, если «короткоухие» пойдут в атаку.
Предательство, совершенное старухой из племени «короткоухих», которая была замужем за одним из «длинноухих», позволило отряду «короткоухих» обойти ров, в то время как другие имитировали атаку с фронта. Пока «длинноухие» поджигали оборонительный костер, на них неожиданно напали с тыла и всех сбросили в огонь. Из взрослых мужчин пощадили только одного, Оророину; ему было разрешено продолжать род «длинноухих».
Если верить преданию, это произошло двенадцать поколений тому назад; специалисты по генеалогиям считают, что это должно было быть около 1680 года. Имена потомков Оророины сохранились до наших дней, вплоть до уже упомянутой ныне живущей семья Атанов, которых пасхальцы считают единственными происходящими по прямой мужской линии от столь могущественного прежде народа «длинноухих».
Между тем европейцы долго принимали занесенный песком ров на Поике за природное образование, и предание о костре не пользовалось доверием, пока наша экспедиция не произвела там раскопки. Исследование показало, что это—искусное сооружение человеческих рук. Вдоль всего рва найдены уголь и зола от огромного костра; радиокарбоновый анализ позволил датировать образцы примерно 1676 годом, что отлично совпадает с яркими преданиями пасхальцев.
Гигантские каменные «головы». Ученые раскрыли тайну загадочных человекоподобных скульптур острова Пасхи — Наука и IT — tsn.ua
Некоторые фигуры достигают нескольких десятков метров в высоту и украшены странными «фуражками» с красной породы.
Маленький остров Пасхи (что входит в состав Чили) покрыт примерно тысячей огромных, вырезанных из камня статуй, также известным как моаи. Статуи, которые местами достигают 20 метров в высоту, были созданы коренными жителями острова – давними рапануйцами, – в период между 1200 и 1600 годом и представляют собой человеческие фигуры с объемными головами.
Длительное время идолы были загадкой для ученых – ученые размышляли над тем, зачем они были созданы и каково их символическое значение.
Однако новое исследование международной группы ученых, опубликованное в Journal of Archaeological Science, утверждает, что на самом деле целью моаев, вероятно, было увеличение плодородия почвы, на котором рапануйцы выращивали необходимые им продукты.
Странные статуи
На острове Пасхи имеются 887 человеческих фигурок, известных как моаи. Некоторые из них имеют своеобразные «шапки» из красного камня. Большая часть загадочных статуй – около 90% от общего количества – были изготовлены в карьере потухшего вулкана Рано Рараку.
Последний довольно небольшой и занимает всего 1 процент от общей площади острова Пасхи. Однако он имел исключительное значение для племен древних рапануйцев, ведь был едва ли не единственным источником камня и использовался для изготовления нужных жителям острова предметов. В частности, и огромных каменных истуканов.
Easter Island Statue Project
Они расположены по всему острове. Часть из них – около 400 – установлены вблизи самого потухшего вулкана.
Раньше ученые считали, что причиной этого является то, что Рано-Рараку был промышленной площадкой для производства и временного хранения статуй до того, как их было бы транспортировано до других уголков острова. Однако на самом деле это не совсем так.
Карьер Рано Рараку
По словам исследователей, карьер Рано Рараку служил не только каменоломней. Химический анализ образцов почвы региона показал наличие в нем множества полезных химических элементов.
«Был очень высокий уровень содержания тех элементов, которые я никогда не надеялась там увидеть, вроде кальция и фосфора. Химическая обработка почвы показала большое количество веществ, которые являются ключевыми для роста растений и необходимые для высоких урожаев», – отметила археологиня Сара Шервуд из Университета Юга в городе Севани, Теннесси.
Кроме доказательств плодородия почвы, исследователи также нашли в собранных образцах следы таких растений как банан, таро, батат и бумажная шелковица.
Фото: tsn.ua
Все это, отмечают исследователи, указывает на то, что в карьере рапануйцы не только изготавливали моаи, но и выращивали в Рано-Рараку необходимую им пищу. Карьер обеспечивал островитян высокими урожаями без чрезмерного использования трудовых ресурсов. Почву с Рано-Ранаку могли также перевозить в участки, производительность которых нужно было увеличить.
Также читайте
«Во всех других частях островах почва очень быстро «износилась», подверглась эрозии и потерял элементы, которыми обычно питаются растения. Однако в карьере с постоянным новым поступлением мелких фрагментов породы, образующиеся в процессе добычи, существовала совершенная система обратной связи с водой, природными удобрениями и питательными веществами», – отметила Шервуд.
Идолы для увеличения плодородия
Однако при чем здесь моаи? Ученые длительное время размышляли над тем, что церемониальная цель монолитов ассоциировалась с увеличением фертильности. Однако авторы нового исследования отмечают, что они были, вероятно, созданы специально для того, чтобы «присматривать» за плодородными садами.
Подтверждением этого является то, что некоторые из 400 имеющихся в карьере статуй были установлены в грунт с помощью специальных укреплений – это предполагает не временное, а скорее постоянное размещение.
Фото: Associated Press
«Это исследование радикально опровергает идею того, что статуи Рано Рараку просто стояли в карьере в ожидании, когда их будет транспортировано оттуда», – рассказала археологиня Джо Энн Ван Тилбург из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. По мнению исследователей, моаи были установлены, чтобы уберечь священные свойства карьера.
«Моаи были центральным элементом идеи фертильности и рапануйці верили, что их присутствие будет стимулировать сельское хозяйство и производство пищи», – отмечают авторы работы.
Напомним, недавно археологи отыскали на острове Сулавеси в Индонезии старейший произведение искусства в истории. Это – 4,5-метровая рассказ, нарисованная красным пигментом на стене пещеры, которая изображает загадочных гибридов людей и животных.
статуй Священного острова Пасхи получили «непоправимый ущерб» после пожара вулкана
(CNN) — возвышающихся каменных голов острова Пасхи и других археологических элементов были обуглены огнем, согласно местным властям коренных народов и чилийцев.
Пожар, вызванный близлежащим вулканом Рано Рараку, начался в понедельник и уничтожил более 100 гектаров острова, повредив его знаменитые каменные статуи, известные как «Моаи», которые были созданы полинезийским племенем более 500 лет назад. , сообщили местные власти.
Арики Тепано, директор местной общины Ма’у Хенуа, которая управляет природным парком Рапа-Нуи, назвал ущерб «непоправимым» и предупредил, что «последствия выходят за рамки того, что могут видеть глаза». заявление в четверг.
Национальный парк Рапа-Нуи, название которого происходит от названия острова, которое местные жители называют островом, является охраняемой территорией, демонстрирующей наследие культуры Рапа-Нуи.
Остров, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, находится примерно в 3500 км (2174 миль) от побережья Чили и является самым удаленным населенным островом на планете. Далекий остров уже давно является местом назначения для путешественников со всего мира, в первую очередь из-за гигантских памятников Моаи.
Пожар был вызван вулканом Рано Рараку на острове Пасхи.
Совет Рапа-Нуи
Заместитель министра культурного наследия Чили Каролина Перес Даттари сообщила, что официальные лица Совета по национальным памятникам страны (CNM) «находятся на месте, оценивая ущерб» от пожара на священных каменных фигурах острова.
На композицию статуй может отрицательно повлиять «воздействие высоких температур… что может привести к большим трещинам, влияющим на целостность моаи», согласно CNM.
Национальный парк острова, в котором находятся 386 моаи, вырезанных из твердого базальта, в настоящее время закрыт для туристов, пока специалисты по охране природы расследуют масштабы убытков, подтвердил совет Рапа-Нуи в сообщении на Facebook.
Незадолго до того, как пандемия коронавируса приостановила путешествия, остров Пасхи столкнулся с серией плохого поведения со стороны туристов, которые иногда фотографировались с маоями в ракурсах, и казалось, что они «ковыряют в носу» гигантские статуи.
Два года назад житель чилийского острова был арестован после того, как его грузовик врезался в одну из каменных фигур и разбил аху, или платформу, на которой он стоял.
Полинезийские мореплаватели впервые прибыли на Рапа-Нуи примерно 900 лет назад, и долгое время интересовали исследователей, почему огромные статуи были размещены там, где они находятся.
Но недавние исследования показывают, что статуи могут быть связаны с местом, где островные поселенцы нашли подводные пресноводные источники.
Согласно ЮНЕСКО, полинезийское общество обосновалось на острове и установило «мощную, образную и самобытную традицию монументальной скульптуры и архитектуры, свободную от какого-либо внешнего влияния», такую как «возведение огромных каменных фигур, известных как Моаи, которые создали непревзойденный пейзаж, который продолжает очаровывать людей во всем мире».
Главы Пасхальных островов — Illustrationen und Vektorgrafiken
Grafiken
- Bilder
- FOTOS
- GRAFIKEN
- VEKTOREN
- VIDEOS
Сортировать по номеру:
Am beliebtesten
osterinsel-icons setzen vektor-neon — Головы острова Пасхи сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символOsterinsel-Icons setzen Vektor-Neon
osterinsel steinkopf illustration im minimalistischen stil — easter island heads stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleVereinfachte Mann Skulptur der Osterinsel-Skulptur
моаи-вектор, монолитный steinstatuen auf der osterinsel im pazifischen ocean. — Головы острова Пасхи сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символМоаи-вектор, монолитная статуя на остеринзеле в…
моаи-векторпостер, монолитная статуя на остеринзеле в пацифистском океане. — Головы острова Пасхи сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символМоаи-Векторпостер, монолитные Steinstatuen auf der Osterinsel. ..
остеринсель, нити со статуей моаи, holzstich, veröffentlicht 1888 — Головы острова Пасхи сток-график, — клипарт, -мультфильмы и -символOsterinsel, Strand mit Moai Statuen, Holzstich, veröffentlicht…
Абстрактная ретро-статуя Моаи Остеринзель дизайн плаката вектор — остров Пасхи головы сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символАбстрактная ретро-статуя Моаи Остеринзель Дизайн плаката Вектор
статуя фон дер Остеринзель и Стоунхендж-элемент. экзотический туристический sehenswürdigkeiten. в оттенке шварцера. — Головы острова Пасхи сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символСтатуя фон дер Остеринзель и Стоунхендж-Элемент. Exoticische…
Статуя фон дер Остеринзель и Стоунхендж-Элемент. Экзотический туристический Sehenswürdigkeiten. Vektorillustration mit schwarzer Tinte isoliert auf weißem Hintergrund im Doodle- und handgezeichneten Stil.
ein mann von der osterinsel ist auf reisen. моаи-статуя на Гавайях. — Головы острова Пасхи сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символЭйн Манн фон дер Osterinsel ist auf Reisen. Моаи-Статуя им…
Эйн Манн фон дер Остеринзель ist unterwegs. Статуя Моаи на Гавайях. Vektorillustration mit schwarzen Freihandlinien, isoliert auf weißem Hintergrund in einem handgezeichneten Stil.
moai der osterinsel — голова острова Пасхи сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символМоаи дер Остеринзель
Райзефюрер фон дер Остеринзель. моаи-денкмелер. идол де konzerns. — Головы острова Пасхи — графика, -клипарт, -мультфильмы и -символРайзефюрер фон дер Остеринзель. Моаи-Денкмелер. Idole des…
Райзефюрер фон дер Остеринзель. Моаи-Денкмелер. Идол де Концерн. Vektorillustration mit schwarzen Tintenlinien, die auf weißem Hintergrund im Cartoon-Stil isoliert sind.
ein mann von der osterinsel ist auf reisen. моаи-статуя на Гавайях. — Головы острова Пасхи сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символEin Mann von der Osterinsel ist auf Reisen. Моаи-Статуя им…
Эйн Манн фон дер Остеринзель ist unterwegs. Статуя Моаи на Гавайях. Vektorillustration mit schwarzen Freihandlinien, isoliert auf weißem Hintergrund in einem handgezeichneten Stil.
kartenzeiger mit moai osterinsel статуэтка в Чили. векториллюстрация. — остров Пасхи возглавляет фондовую графику, клипарт, мультфильмы и символыКартинка со статуей Моаи Остеринсель в Чили….
Картинка со статуей Моаи Остеринсель в Чили. Вектордарстелунг.
идол, религия моаи sehenswürdigkeit der osterinsel. повторное влечение. kontinuierliche einzeilige grafikzeichnung vektorillustration. druckmuster современный стиль. abstrakte gliederung vektorillustration — головы острова Пасхи фондовая графика, клипарт, мультфильмы и символыИдол, религия Моаи Sehenswürdigkeit der Osterinsel….
Остров Пасхи-статуя. wahrzeichen der welt-serie — голова острова Пасхи сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символостров Пасхи-статуя. Wahrzeichen der Welt-Серия
Topf moai mit tropischem blatt von der osterinsel — Головы острова Пасхи сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символTopf моаи мит тропишем Блатт фон дер Остеринзель -cartoons und -symbole
Экзотический праздничный фон
Экзотический летний дизайн. Национальные парки Силуэтн-де-Рапа-Нуи. Handgezeichnetes Vorlageneticett. Reisen Sie zur östlichen Insel. Tourismuskonzept für Agentur oder Reiseveranstalter. Вектор isoliert auf weiß.
steingesicht auf der osterinsel. старая статуя моаи. berühmtes reisesymbol. Tourismus und urlaub tropisches objekt. Штейн идол — головы острова Пасхи сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символSteingesicht auf der Osterinsel. Старая статуя Моаи. Berühmtes…
osterinsel reisestempel — головы острова Пасхи стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символOsterinsel Reisestempel
группа фон steinstatuen von der osterinsel, moai-denkmäler, exotische touristische sehenswürdigkeiten, schwarze tinte head linie — остров пасхи -графика, -клипарт, -мультфильмы и -символGruppe von Steinstatuen von der Osterinsel, Moai-Denkmäler,. ..
Статуэтка стеринзеля векторная иконка illustrarion mit abgewetzten wirkung — Головы острова Пасхи фондовая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символСтатуя стеринзеля Векторная иконка Иллюстрация десять …
Статуэтка острова Пасхи вектор illustrarion — Головы острова Пасхи сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ -мультики и -символОстров Пасхи Национальный парк Рапа-Нуи-Скульптура
Группа фон Штейнстатуен фон дер Остеринзель, моаи-денкмальер, экзотические туристические секты, черный оттенок Линиен — головы острова Пасхи сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символГруппа фон Штейнстатуен фон дер Остеринзель , Moai-Denkmäler,…
Статуя Остинской векторной иконки, иллюстрированная в желтом стиле — Головы острова Пасхи0005 moai der osterinsel (alte holz gravur) — головы острова Пасхи стоковые изображения, -клипарты, -мультфильмы и -символыMoai der Osterinsel (alte Holz Gravur)
«Иллюстрация моаи на острове Пасхи. Опубликовано в Systematischer Bilder-Atlas zum Conversations-Lexikon, Ikonographische Encyklopaedie der Wissenschaften und Kuenste (Брокгауз, Лейпциг) в 1875 году».
steingesicht auf der osterinsel. старая статуя моаи. berühmtes reisesymbol. Tourismus und urlaub tropisches objekt. stein idol — головы острова пасхи стоковые графики, клипарты, мультфильмы и символыSteingesicht auf der Osterinsel. Старая статуя Моаи. Berühmtes…
Osterinsel Statue Symbole gesetzt, umriss stil — easter island heads stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleOsterinsel Statue Symbole gesetzt, Umriss Stil
Головы островов, стоковые графики, клипарты, карикатуры и символы символ
Статуя острова Пасхи, серия Wahrzeichen
osterinsel-iconen-set, umriss-stil — головы острова Пасхи, сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символOsterinsel-Ikonen-Set, Umriss-Stil
osterinsel-statue-sammlung — Головы острова Пасхи сток-графика, клипарт, мультфильмы и символыOsterinsel-Statue-Sammlung
osterinsel idol isoliert. старая статуя моаи. вектор-иллюстрация — головы острова Пасхи сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символOsterinsel Idol isoliert. Старая статуя Моаи. Вектор-иллюстрация
Wohnung Stil Cartoon Ostern Insel (национальный парк Рапа-Нуи) nahtlose Hintergrund — Головы острова Пасхи сток-графики, -клипарты, -мультфильмы и -символыWohnung Stil Cartoon Ostern Insel (Национальный парк Рапа-Нуи)…
vintage illustration der osterinsel — easter островные головы сток-графика, клипарт, мультфильмы и символыВинтажные иллюстрации der Osterinsel
rapa nui, osterinsel kopf stein denkmal. Флеш стиль вектор-иллюстрации. — Головы острова Пасхи сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символРапа-Нуи, Остеринсель Копф Штейн Денкмаль. Flache Stil Vektor-Illust
steinkopf, монументальная статуя на вершине острина. abstraktes design des berühmten wahrzeichens. вектор-иллюстрация — головы острова Пасхи сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символSteinkopf, монументальная статуя на Эйнер Osterinsel. Abstraktes…
moai-muster nahtlos. остеринзель идол хинтергрунд. античная статуя. вектортекстур — голова острова Пасхи сток-графика, клипарт, мультфильмы и символыMoai-Muster nahtlos. Остеринзель Идол Хинтергрунд. антикварная статуэтка.
Остров Пасхи-статуя. wahrzeichen der welt-serie — голова острова Пасхи сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символостров Пасхи-статуя. Wahrzeichen der Welt-Serie
Странник на остеринзеле с майя-пирамидой — Головы острова Пасхи сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ -Статуя. Vektor Cartoon Landschaft mit südamerikanischen Sehenswürdigkeiten, Tempeln, Steinskulptur und Tourist mit Rucksack und Karte osterinsel-iconen-set, einfacher stil — головы острова Пасхи сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -symbole weißemhintergrund — головы острова Пасхи стоковые графики, клипарты, мультфильмы и символыMoai Stein Gesicht, Osterinsel Statue Vektor-Illustration in…
остров пасхи-статуя. wahrzeichen der welt-serie — голова острова Пасхи сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символОстров Пасхи-статуя. Wahrzeichen der Welt-Serie
moai-muster nahtlos. остеринзель идол хинтергрунд. античная статуя. вектортекстур — голова острова Пасхи сток-графика, клипарт, мультфильмы и символыMoai-Muster nahtlos. Остеринзель Идол Хинтергрунд. антикварная статуэтка.
Остров Пасхи-Статуя Моаи в Хольцбакене на фоне Солнца — Головы острова Пасхи сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символОстров Пасхи-Статуя Моаи в Хольцбалкене на фоне Солнца , символ — головы острова Пасхи сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Statuen von Moai auf Der Osterinsel Vektor-Symbol, Zeichen,…
moai pixel-art-muster nahtlos. osterinsel idol 8 бит хинтергрунд. альтен статуэтка текстур. векторный орнамент — головы острова Пасхи стоковые графики, клипарты, мультфильмы и символыМоаи Pixel-Art-Muster nahtlos. Osterinsel Idol 8 Bit Hintergrund.
моаи пиксель-арт собрать нахтлос. osterinsel idol 8 бит хинтергрунд. альтен статуэтка текстур. векторный орнамент — головы острова Пасхи сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символМоаи Pixel-Art-Muster nahtlos. Osterinsel Idol 8 Bit Hintergrund.
osterinsel idol isoliert. старая статуя моаи. вектор-иллюстрация — головы острова Пасхи сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символOsterinsel Idol isoliert. Старая статуя Моаи. Vektor-Illustration
Flacher Stil Cartoon Osterinsel Rapa Nui Nahtlosen Hintergrund mit — Головы острова Пасхи Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleFlacher Stil Cartoon Osterinsel Rapa Nui nahtlosen Hintergrund…
Flacher Stil Cartoon Osterinsel Rapa Nui nahtloser Hintergrund mit Moai,
Flacher Stil Cartoon Osterinsel rapa Nui nahtlosen Hintergrund mit — Celebrity Island Heads stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleFlacher Stil Cartoon Osterinsel Rapa Nui nahtlosen. .0002 Abbildung eines Kopfes von der Osterinsel auf dunkelgrünem…
osterinsel karte und moai idol. античная статуя. вектор-иллюстрация — головы острова Пасхи сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символOsterinsel Karte und Moai Idol. Античная Статуя. Vektor-Illustratio
steingesicht auf der osterinsel. античная статуя моаи. berühmtes reisesymbol. Tourismus und urlaub tropischen objekt. stein-idol — головы острова Пасхи сток-графика, клипарт, мультфильмы и символыSteingesicht auf der Osterinsel. Античная статуя Моаи. Берюмтес…
моаи-мустер нахтлос. остеринзель идол хинтергрунд. античная статуя. вектортекстур — голова острова Пасхи сток-графика, клипарт, мультфильмы и символыMoai-Muster nahtlos. Остеринзель Идол Хинтергрунд. антикварная статуэтка.
Die Riesen-Steinköpfe der osterinsel — головы острова Пасхи сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -symboleDie Riesen-Steinköpfe der Osterinsel
osterinsel идол isoliert. старая статуя моаи. векторная иллюстрация — головы острова Пасхи0002 Osterinsel Idol isoliert. Старая статуя Моаи. Вектор-иллюстрация моаи пикселей искусства. osterinsel идол 8 бит. античная статуя. векторная иллюстрация — головы острова Пасхи стоковые графики, клипарты, мультфильмы и символыMoai Pixel Kunst.