Каменные церкви древней руси: Домонгольские храмы Древней Руси

Домонгольские храмы Древней Руси

Материал подготовил Петр Глебович Ершов
Кандидат искусствоведения, ведущий специалист Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП)

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Спасо-Преображенский собор в Чернигове – старейший сохранившийся памятник древнерусского зодчества. Пятиглавый четырехстолпный храм с нартексом (притвором) был заложен в начале 1030-х годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем, братом Ярослава Мудрого. Мастера, возводившие собор, вероятно, относились к константинопольской школе, хотя некоторые черты памятника – многоглавие, укрупненность форм, элементы декора наводили исследователей на мысли об ином происхождении строителей (Херсонес, Абзхазия). На фасадах, частично освобожденных от позднейшего штукатурного слоя, можно видеть различные варианты орнаментов из кирпича-плинфы.

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве был возведен по заказу Ярослава Мудрого в конце 1030-х – начале 1040-х годов артелью византийских мастеров, вероятно, прибывших из Константинополя. Величественный пятинефный храм с двухярусными обходными галереями имел тринадцать глав (сейчас их 19) и стал композиционным центром нового архитектурного ансамбля в Киеве, выстроенного по замыслу Ярослава Мудрого. В конце XVII века собор был перестроен в стилистике украинского барокко и в таком виде дошел до наших дней. В интерьере сохранился один из самых больших мозаичных ансамблей в восточнохристианском искусстве, а также мраморный саркофаг князя Ярослава.

Софийский собор в Новгороде

Шестиглавый пятинефный Софийский собор в Новгороде был построен в 1045-1050-х годах византийскими мастерами, работавшими до этого над возведением киевской Софии. Это – первый каменный храм на северо-западе Руси, ставший сакральным центром средневекового Новгорода. Новгородский храм меньше киевского по размерам, но более массивен по пропорциям. Изначально стены Софии не были оштукатурены, демонстрируя подлинный цвет красноватого камня и кирпича. В интерьере собора частично сохранились фрески XI-XII веков. Западный фасад храма украшают бронзовые Магдебургские (или Корсунские) врата, выполненные в середине XII века немецкими мастерами.

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли – один из главных символов древнерусского зодчества. Она была поставлена князем Андреем Боголбским в 1165 году в память о погибшем сыне князя Изялсаве, у впадения в Нерли в Клязьму, на искусственном холме. Вероятно, это был первый на Руси храм, посвященный празднику Покрова Богородицы. Как и другие памятники владимиро-суздальской архитектурной школы, здание сложено из белого камня и украшено резьбой. Первоначально постройка была окружена с трех сторон галереями, остатки которых были вскрыты раскопками.

Церковь Спаса на Нередице

Церковь Спаса на Нередице 1198 года постройки расположенная недалеко от Новгорода является самым ярким примером новгородской строительной традиции второй половины XII – начала XIII века. Несмотря на типологическую близость к церкви Покрова на Нерли (четырехстолпный одноглавый храм с позакомарным покрытием), нередицкая церковь отличается лаконизмом и строгостью форм, сочетающихся с живописной неровностью фасадов, будто вылепленных рукой. Интерьер постройки был полностью украшен фресками, однако большая их часть была утрачена во время Великой Отечественной войны. Реставрация 1950-х годов вернула храму прежний облик.

Церковь Михаила Архангела в Смоленске

Церковь Михаила Архангела в Смоленске (конец 1180-начало 1190-х годов) – первый и самый яркий пример храмового типа, сложившегося к концу XII века в древнерусской архитектуре и распостранившегося практически повсеместно. Это течение характеризовалось стремлением к созданию динамичных и эффектных архитектурных композиций (так называемые башнеобразные храмы) отчасти и под влиянием готической архитекутры. Изысканная и экспрессивная архитектура фасадов со ступенчато повышающимися объемами в сочетании с вертикально организованным, действительно башнеобразным внутренним пространством представляла контраст с более спокойным, умиротворенным характером зодчества предыдущих десятилетий.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234 гг. ), последний домонгольский храм владимиро-суздальской архитектурной традиции. По словам летописца, заказчик строительства, князь Святослав Всеволодович выступил и в роли зодчего («сам бе мастер»). Все нижние части стен основного объема и притворов храма были покрыты сплошным резным каменным декором с изображением евангельских сцен, святых, птиц и животных (есть даже слон!). К сожалению, в XV веке глава и своды собора обрушились. Московский мастер Василий Ермолин, восстанавливавший в начале 1470-х годов храм, сделал его более приземистым, при этом многие рельефы оказались перепутаны и установлены произвольно. В настоящее время существует несколько вариантов реконструкции венчающих частей собора.

Предыдущая статья

Инфографика древнерусских притч

Следующая статья

Три самых сложных древнерусских вязи

Древнерусские храмы-1. Первая София — Газета.Ru

###1###
Так сложилось, что в истории древнерусской культуры в целом и архитектуры в частности существует как минимум один разлом на «до» и «после». Конечно, мы говорим о монгольском нашествии. За сравнительно короткий срок — начиная с первого столкновения 1223 года на Калке и заканчивая взятием Киева в 1240 году войсками Батыя, древнерусские княжества оказались под властью или в зависимости (в случае Новгорода) от Орды. В этом цикле лекций мы умышленно не будем касаться исторических аспектов нашествия и даже культурных аспектов его. Мы остановимся на том немногом, что осталось от той архитектуры, которая «до». А попросту — поговорим о тех немногих памятниках древнерусского зодчества, которые дошли до нас со времен до 1240 года.

НАЧАЛО

Сначала чуть-чуть о самом слове «зодчество». В Древней Руси под этим словом подразумевали только каменное строительство. «Здати» — строить, создавать, «здо» — глина, из которой изготовляли плинфу — тонкий кирпич, из которого строили первые храмы и дворцы. Кстати, таким образом, «Создатель» буквально означает «вылепивший из глины», если вспомнить, как (согласно Ветхому Завету) творили человека.

Да и летописи разделяли каменное и деревянное строительство: когда употреблялся термин «създа» — то совершенно определенно имелась в виду каменная постройка, когда «постави» — деревянная. Так что с точки зрения древнерусского человека «деревянное зодчество», музеи которого сейчас существуют в России и на Украине — оксюморон, как «живой труп».

Еще отметим, что первые каменные постройки (и храмы в том числе), появились на Руси несколько ранее её крещения. Опять-таки, не будем касаться сложного и деликатного вопроса крещения. Отметим только, что еще во времена князя Игоря стояла на Руси каменная соборная церковь Ильи-пророка. То есть, еще за полвека до деяний Владимира Красно Солнышко. Найдены остатки и каменных дворцов дохристианского периода.

Однако первой постройкой, о которой мы можем сейчас говорить хотя бы вскользь, поскольку ее следы мы можем увидеть и поныне, стала киевская церковь Богородицы (Десятинная), заложенная князем Владимиром в Киевев около 989 года и законченная в 996 году.

Почему Десятинная? Просто это был главный храм новой церкви, которой Владимир даровал десятину со своих доходов. Так что уже тогда церковь стала понятием экономическим. Увы, во время штурма Батыем Киева церковь рухнула — то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал. Сейчас можно видеть фрагменты раскопанного фундамента (фундамент сохранился настолько плохо, что не удается полностью реконструировать даже его план), а кроме того, в музее — несколько каменных скульптур, мозаичный пол и фрагменты росписи.

Время от времени украинское руководство порывается «восстановить» церковь, тем самым разрушив археологический памятник. Разумеется, ни о какой научной реставрации речи не идет, поэтому остается надеяться, что в нынешней политической ситуации на Украине некоторое время будет не до этого.
+++
###2###
ПЕРВАЯ СОФИЯ

Под 1037 г. киевский летописец в Повести Временных Лет сообщает: «В лето 6545… Заложи Ярослав город Великий, у него же града суть Златые врата, заложи же и церковь святые Софья, митрополью, и по семь церковь на Золотых воротех святыя Богородица Благовещенье по семь святаго Георгия манастырь и святыя Ирины». Кстати, несохранившиеся храмы Георгия и Ирины — это в честь себя, любимого, и супруги. Ярослав Мудрый в крещении был Георгием, а его супруга, дочь шведского конунга Олава Шётконунга по имени Ингигерд в крещении стала Ириной. А Киевская София стоит и по сей день.

Стоит отметить, что как раз с летописями вышла некоторая путаница. Во-первых, статья 1037 года — сводная. Просто под этим годом в летопись оказался вставлен общий итог строительной деятельности Ярослава. Другая летопись, Новгородская Первая сообщает, что Софию заложили в 1017 году. Копья историков ломаются по сей день, оставляя простор для датировки здания экскурсоводами. Автор лекции склоняется к более ранней дате постройки, основываясь на сообщении Новгородской летописи и граффити на стене Софии с датой 1032 год и на некоторых других исторических данных.

Разумеется, заказчик храма ориентировался на Константинополь. Знаменитое «чудо света», София Константинопольская была знаменита на весь мир. Тогда вокруг не было минаретов, и она была главным собором христианского мира (напомним, что и официальная схизма — раскол на Западную и Восточную христианские церкви произошел только в год Ярослава Мудрого — 1054-й).

В итоге и на Руси получилось нечто грандиозное. Пятинефный храм с двумя рядами галерей, с мозаиками, выложенными греческими мастерами (самая знаменитая из них — Богоматерь Оранта, встречающая вошедшего в храм, нынче затаскана в качестве рекламного плаката национальной страховой компании Украины)… И при всем при этом вся София без галерей могла бы поместиться под центральным куполом Софии Константинопольской. Но для страны, в которой официальному христианству не было еще и полувека, постройка Ярослава впечатляла.

Писали, что София «о полутретьядцати версех». Это означает, что у собора было 25 глав.

К сожалению, собор к XVI веку настолько обветшал, что богослужения в нем прекратились.

Ремонт сохранил внутренние объемы собора, однако оформил внешние формы в стиле украинского барокко. Не стоит возмущаться тому, что его отремонтировали и исказили внешний вид: судя по рисункам художника А.Вестерфельда 1651 года, собор находился в плачевном состоянии.

Сейчас собор — не действующий, и работает, как музей. Поэтому можно спокойно посмотреть многие уникальные объекты, сохранившиеся в нем.

Разумеется, одной из важнейших сохранившихся ценностей в соборе — это его мозаики и фрески. Мозаика — это византийская техника выкладывания изображения кубиками смальты — особого цветного стекла. В отличие от фресок, краски мозаики не тускнеют со временем, и поэтому самые важные изображения выкладывали именно так. Но на Руси с развитием собственных мастеров техника мозаики как-то не прижилась.
+++
###3###
Фрески Софии имеют не только художественное, но и историческое значение. Особенно фрески в лестничных башнях, ведущих на хоры («второй этаж»). Фрески лестничных башен — не религиозные, а светские. Там изображена охота, музыканты (по этой фреске удалось установить, как выглядели некоторые музыкальные инструменты того времени, например, миниатюрный орган), а также иллюстрирован весьма ранний эпизод христианской истории Руси: визит княгини Ольги в Константинополь и ее крещение.

Не меньшую важность представляет собой то, что в наше время назвали бы хулиганством.

Дело в том, что по штукатурке фресок очень удобно было процарапывать надписи и рисунки. Сейчас за это вам оторвут руки смотрители музея, но древним хулиганам они очень благодарны. О граффити с датой «1032 год» (точнее — лето 6540-е) я уже писал.

По исследованиям до 1985 года из 208 надписей (без учета рисунков и непонятных надписей) 130 надписей — молитвенных, 10 -поминальных, 10 — отрывков религиозных текстов, 11 — летописных записей, 25 автографов, 10 бытовых и даже одна купчая!

Интересны граффити на глаголице или сетка, в которую вписана кириллическая азбука, несколько отличающаяся от привычной. Есть там и рисунки, сделанные, видимо, со скуки на службе. Оставлены на стенах Софии и автографы исторических персонажей. Например, боярина Ставра Годиновича, известного нам по былине, а также малолетнего князя Святополка Изяславича с молитвой о его матери Олисаве.

А вот пример чисто летописной записи: «Месяца декабря сотвориша мир на Желяни Святополк, Володимер и Олег».

Есть на стенах граффити и сообщения исключительной важности. Например, вот такая запись на третьем от алтаря южном крещатом столбе:

ВЪ 6562
М(ЕСЯ)ЦА ФЕВРАРИ
20 УСЪПЕН
Е Ц(А)РЯ НАШ(Е)
ГО ВЪ ВЪ
(СКРЬСЕНЬЕ?)
В (Н)ЕДЕ(ЛЮ)
(МУ)Ч(ЕНИКА)
ФЕОДОРА

Это — запись о смерти строителя собора, Ярослава Мудрого. Говоря журналистским языком — «первая новость».

В Софийском соборе Ярослава и похоронили. Судя по всему, для своего захоронения киевский князь попросту прихватил из Херсонеса (Корсуня) гробницу святого Климента Римского. В январе 1939 года гробницу вскрыли. В ней обнаружили останки мужчины 60-70 лет, женщины 50-60 лет и несколько костей трехлетнего ребенка.

Тогда же антрополог Михаил Герасимов воссоздал и облик князя.

С семьей Ярослава Мудрого связан и еще один любопытный объект в киевской Софии. На одной из фресок можно увидеть четыре женские фигуры в платочках, со свечами в руках. Некоторые экскурсоводы и сейчас могут вам сказать: это фреска XI века, на которой изображены Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья.

Не верьте этим людям!

Пролить свет на эту загадку нам помогут те же рисунки Вестерфельда и современные исследования. Выяснилось, что это — всего лишь фрагмент так называемой ктиторской фрески, располагавшейся на трех стенах. Ктитор — создатель храма. Так вот: на фреске была изображена вся семья Ярослава Мудрого (включая женскую часть — супругу и дочерей), Владимир и Ольга, а также Христос, пред которым предстояли все фигуры, а Ярослав, к тому же, подносил Христу модель Софийского храма.

Оказалось, что в XIX веке, при «реставрации» художник не долго думая превратил четыре сохранившихся фигуры княжичей в женщин-святых, княжеские шапки превратил в белые платочки, а в руки сыновей Ярослава Мудрого всунул по свечке. В те времена над достоверностью особо не задумывались. Подтвердило правоту исследователей и изучение фрески в ультрафиолетовых и рентгеновских лучах: фотографируя сохранившиеся фрагменты таким образом, исследователи ясно увидели записанное горе-реставраторами изображение.

Продолжение следует…
+++

15 христианских сооружений Киевской Руси, которые должен посетить каждый Архитектор — RTF

Основанная в 880 г. н.э. Киевская Русь была средневековым государством, объединившим современную Украину, западную Россию и Беларусь. Будучи центром Киева и Новгорода, эта цивилизация славилась своими архитектурными достижениями. Архитектура Киевской Руси является одной из самых ранних в русском архитектурном стиле, а методы строительства находились под сильным влиянием греческой и византийской архитектуры.

Период Киевской Руси закончился в 15 веке, когда на нее в конце концов вторглась монгольская орда. Эпоха Киевской Руси отличалась церковным зодчеством, которое строилось уже после принятия христианства в 9 в.88 г. н.э. и были первыми образцами монументальной архитектуры государства.

Реконструированный форт Киевской Руси, Киев, Украина ©thoughtco.com/kievan

Первоначально киевляне строили свои соборы и другие здания из дерева, но со слиянием греческого и византийского стилей, были введены новые каменные церкви, из которых церковь 10 века Десятины был построен первым.

Характеристика христианских сооружений Киевской Руси состояла из фирменных луковичных куполов, закомарских арок русской архитектуры, формы греческого креста западной архитектуры и была украшена фресками и мозаиками, написанными греческими мастерами.

Вот список 15 христианских сооружений Киевской Руси, которые должен посетить каждый архитектор.

1. Софийский собор, Новгород (1045-52)

На западном берегу реки Волхов в России величественно возвышается шедевр христианской архитектуры Киевской Руси – Софийский собор. Собор был первым каменным сооружением, построенным в его период, и выражает неповторимый стиль местного русского церковного зодчества.

Своими строгими стенами, узкими окнами, 5 куполами собор демонстрирует славное прошлое Новгорода. Фрески и различные фактуры украшают стены и вносят живописный эффект в интерьеры собора.

Софийский собор, Новгород ©thoughtco.com/kievanИнтерьер Софийского собора, Новгород ©asergeev.com/pictures

2. Свято-Николаевский собор, Новгород (1113-1136)

Расположен в самом сердце Великого Новгорода , Никольский собор был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году. Этот пятиглавый собор XII века является старейшим строением Ярославова Дворища.

В отличие от Софийского собора, этот собор имеет характерные шлемовидные купола византийского архитектурного стиля. На внутренних стенах собора сохранились оригинальные фрагменты фресок.

Свято-Николаевский собор, Новгород ©en.wikipedia.org/wiki

3. Иоанно-Предтеченский собор, Псков (1129-1136)

Старинный Ивановский собор считается одним из лучших христиан Киевской Руси. сооружения, увенчанные тремя шлемовидными куполами и построенные в стиле минимализма. Круглые окна собора были своеобразным дополнением типичного архитектурного стиля Киевской Руси.

Более поздние пристройки собора изменили его первоначальный вид. Сохранились остатки оригинальных фресок, украшавших интерьеры собора.

Иоанно-Предтеченский собор, Псков ©en.wikipedia.org/wiki

4. Перынская часовня, Новгород (1120-е гг.)

Также известна как Церковь Рождества Богородицы в Перыни, церковь, несмотря на свою размер, выглядит удивительно огромным из интерьеров с высокими потолками. Просторные три портала ведут посетителей в интерьеры, украшенные сохранившимися фресками в перемычках окон.

Неокрашенные фасады церкви демонстрируют минималистский стиль, в котором построена церковь. Примечательный крест на куполе церкви включает в себя полумесяц, хотя он не связан с исламской религией и известен как Крест виноградной лозы как интерпретация Евангелия от Иоанна.

Часовня Перынь, Новгород ©wikipedia.org

5. Спасо-Преображенский собор, Переславль-Залесский (1152-1157)

Одноглавый собор цвета морской волны — одно из древнейших белокаменных христианских сооружений Киевской Руси на севере -западная Россия. Эта блестящая известняковая церковь на фоне пышной зелени отличается строгим декором.

Интерьеры были украшены фресками, которые, однако, не сохранились, в результате чего в церкви остался совершенно простой интерьер. В настоящее время собор превращен в музей Александра Невского.

Спасо-Преображенский собор ©wikipedia.org

6. Кидекшская церковь, Кидекша (1152)

Построенная на берегу реки Нерль, Борисоглебская церковь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и частью Белого Памятники Владимира и Суздаля.

Построенная из известняка церковь в средневековый период была монастырем. Структура была значительно изменена, в результате чего были утрачены первоначальные своды и купола. Фрески XII века можно увидеть на арках над алтарем в интерьерах этой церкви.

Церковь Кидекша, Россия ©wikipedia.org

7. Успенский собор, Владимир (1186-1189)

Успенский собор, в настоящее время являющийся частью Всемирного наследия и Белых памятников Владимира и Суздаля, когда-то был материнской церковью Средневековой Руси в период 13-14 вв. Построенный в 1160-х годах, пятиглавый и шестистолпный собор был расширен в 1185–1189 годах, чтобы выразить величие Владимира.

Этот великолепный собор с золотыми куполами был крупнейшим христианским сооружением Киевской Руси в течение следующих 400 лет с момента его постройки. В отличие от многих других церквей Киевской Руси, внешние стены этого собора украшены украшениями. Оригинальные фрески в интерьерах были переписаны в 14 веке.

Успенский собор, Владимир ©wikipedia.org

8. Дмитриевский собор, Владимир (1194-1197)

Расположенный в древнем городе Владимире, Дмитриевский собор входит в состав Белых памятников Владимира и Суздаля. а также входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сделанные из известняка, внешние стены разделены на три пролета, средний из которых больше. Неглубокая резьба на фасадах является уникальной поразительной особенностью собора.

Собор Святого Димитрия, кажется, имеет множество архитектурных влияний как из восточной, так и из западной частей мира. У входа можно увидеть наличие фресок, относящихся к 12 веку.

Дмитриевский собор, г. Владимир ©wikipedia.org

9. Церковь Св. Архангела Михаила, г. Смоленск (1180-1197 гг.)

Этот одноглавый храм является одним из трех храмов смоленского христианского зодчества Киевской Руси. Особенностью, которая отличает эту церковь от других, является отсутствие закомарских арок, что является характерной архитектурной особенностью церквей, относящихся к средневековому периоду.

На сводах церкви можно увидеть уникальные 900-летние фрески, выражающие древнерусский художественный стиль.

Церковь Михаила Архангела, Смоленск ©wikipedia.org

10. Георгиевская церковь, Старая Ладога (1180-1200)

Один из старейших храмов России, относящийся к архитектурной эпохе Киевской Руси, этот храм Считается, что он был построен внутри существующей крепости, что объясняет его ограниченную площадь в 72 квадратных метра. Интерьеры куполов и стен Георгиевской церкви украшены фресками греческих художников.

Георгиевская церковь, Старая Ладога ©wikipedia.org

11. Рождественский собор, Суздаль (1222-1225)

Собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и одним из восьми Белоснежных памятников Владимира и Суздаля. Сооружение является одним из сложнейших памятников русского средневекового зодчества.

Окруженный кольцом земляных валов на берегу реки Каменки, Собор сложен из белого туфа и украшен известняком. Интерьеры собора состоят из старинного искусства, уникальных икон, отображающих древнерусское искусство. Пять голубых куполов собора украшены золотыми звездами, иллюстрирующими ночное небо.

Собор Рождества Христова, Суздаль ©wikipedia.org

12. Собор Антониева монастыря, Новгород (1122)

Этот памятник является главным храмом Антониева монастыря и одним из древнейших храмов русского средневекового зодчества. . Эта церковь отличается от типичных церквей Киевской Руси архитектурным стилем.

Первоначально эта церковь была построена из кирпича, в отличие от других древних церквей, построенных из дерева. Интерьеры этой трехглавой церкви хорошо освещены большим количеством окон. Небольшие фрагменты оригинальных фресок все еще можно увидеть внутри церкви. Церковь считалась исключительной по сравнению с другими памятниками своего времени.

Католикан Антониева монастыря, Новгород ©wikipedia.org

13. Церковь Святых Петра и Павла, Смоленск (1146)

Один из трех древних памятников Смоленска, принадлежащих к архитектурному стилю Киевской Руси, этот « «голая» церковь моментально приковывает к себе взгляды посетителей. Стены и окна церкви с одним шлемом ранее были расписаны, от которых до настоящего времени сохранились лишь фрагменты этих фресок.

Церковь Святых Петра и Павла, Смоленск ©wikipedia.org

14. Золотые ворота, Киев (1100)

Золотые ворота были главными воротами в укреплении Киева, столичного центра Киевской Руси в 11 веке. После демонтажа конструкции в средние века Ворота были полностью реконструированы в 1982 году. Самой поразительной особенностью этого памятника является церковь над проездом.

Являясь рефератом «небесной защиты города», церковь полностью действовала как религиозный памятник. Пол церкви украшен мозаикой, которую можно увидеть и в Софийском соборе. Это можно назвать одним из великолепных воссозданий христианских сооружений древней Киевской Руси.

Золотые ворота, Киев ©wikipedia.org

15. Спасо-Преображенский монастырь, Муром (1096)

Расположенный на берегу реки Которосль, Муромский Спасо-Преображенский монастырь, также известный как Спасо-Преображенский монастырь, был построен как для оборонительных, так и для религиозные функции. В настоящее время монастырь остается архитектурно-художественным музеем.

Спасский собор, бывший когда-то главным собором монастыря, является старейшим сохранившимся зданием Ярославля. Интерьер собора украшен фресками и отображает очарование древнего искусства.

Спасо-Преображенский монастырь, Муром ©wikipedia.org

Какой храм первый каменный храм Древней Руси?

Символом православной культуры Древней Руси всегда были храмы. Красота и величие религии начинаются с центра церковной жизни – православных храмов.

От дерева к камню

Обилие лесов в России повлияло на преобладание деревянного строительства. Дерево считалось дешевым материалом, да и сложность добычи строительного камня тоже сказывалась на его стоимости.

История Древней Руси описывает, что почти все строения были деревянными: теремы, дворцы, крестьянские дома, церкви. Бревно было главным элементом любой конструкции. Творческие проекты были ограничены. Мало кто отваживался на отчаянные эксперименты, чтобы тратить деньги на поиски альтернативного материала. Классические проекты крестьянских изб представляли собой четырехугольные бревенчатые постройки. Более сложными композициями были княжеские дома, шатровые церкви.

Именно из-за хрупкости строительного материала большая часть древнерусского зодчества утрачена.

Каменное строительство

Каменное строительство связано с Крещением Руси. Первый каменный храм Древней Руси – это тот, который был заложен в Киеве константинопольскими зодчими. Датой этого события историки считают 989-й год. До этого тоже были храмы, но деревянные постройки.

Если верить летописям, строительство храма было завершено в 996 году, тогда произошло торжественное освящение.

Символ веры и традиции

Отношение верующих к храмам всегда было в православии особым. Часто строительство новой церкви происходило на пожертвования.

Его корни уходят во времена Ветхого Завета. По летописям установлено, что первой каменной церковью Древней Руси является церковь Пресвятой Богородицы, или, другими словами, Десятинная церковь. После Крещения Руси в ранние годы началось строительство церковного великолепия по традициям византийского и болгарского зодчества. Основоположником благородного дела был князь Владимир, отдавший десятую часть своего дохода.

До сих пор первый каменный храм Древней Руси не сохранился в первозданном виде. Был разрушен монголо-татарами при взятии Киева. Реставрационные работы начались в XIX веке. Однако конструкция этой церкви существенно повлияла на архитектуру храмов всей России.

О первой каменной церкви

Первая каменная церковь древней Руси получила свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Так и закрепилось в истории его определение — Десятинная церковь.

Несомненно, первая каменная церковь Древней Руси — это сооружение, которое можно считать дворцовым храмом. По остаткам кирпичного фундамента историки сделали вывод, что рядом возводились дворцовые постройки. Значительные разрушения не позволяют восстановить их первоначальный архитектурный вид, но по мнению специалистов это были парадные помещения.

Жилые дворцовые помещения представляли собой деревянную часть вторых этажей каменных дворцов, либо находились по соседству с первым каменным храмом Древней Руси. Исторический факт, что Киев выделялся среди других городов каменно-кирпичной архитектурой. Столица государства отличалась монументальной застройкой.

Хорошо прослеживается влияние греческих мастеров в архитектурном решении Спасо-Преображенского собора.

При Мстиславе и Ярославе страна была разделена. Затем начался следующий этап строительства. В городе Чернигове строительство началось раньше. Мстислав заложил Спасский собор.

Точная дата начала строительства в письменных источниках не прослеживается. Известно, что в 1036 году стены собора стали по определению «как бы стоящими на коне рукой», что означает «весьма высокие». В истории дата отмечена смертью князя Мстислава.

В Киеве Софийский собор возведен по образцу Черниговского Спасского собора. Анализируя политическую ситуацию и некоторые исторические данные, периодом, когда была построена каменная церковь, можно считать 1037 год. Собор Святой Софии отражает стремление повторить византийские образцы. Этот крупнейший храм Киевской Руси взят за образец в качестве крестово-купольного сооружения при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.

В 1073 году был заложен Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Этот храм сыграл значительную роль в развитии русского зодчества. В «Печерском патерике» есть примечание: «…хозяев храма 4 человека», — так описывается приезд зодчих на строительство этого здания из Константинополя. На композицию церковного здания Киево-Печерского монастыря также повлияла Киевская София. В силе веры православных убеждает непростая история Успенского собора – собора, взорванного в 1942, реконструирован в 1990-х годах.

В конце XI века крупный старинный город Переяславль приобретает военное и политическое значение. За его стенами Киевская земля и все Среднее Поднепровье нашли укрытие от нашествия половцев. На земле этого славного города развернулось строительство «каменного города» — церкви Михаила. По инициативе князя Владимира Мономаха и епископа Ефрема появились ворота с надвратной церковью Федора. В 1098 начинается строительство церкви Богородицы на княжеском дворе.

Согласно упоминанию летописей, за городом были следы небольшой церкви на реке Лет. К сожалению православных людей и историков, памятники Переяславля не сохранились до наших дней.

Значение церкви — от учёбы к царскому титулу

Храмы Древней Руси повлияли на определения названий, улиц, дорог, городов. Все предметы, которые были связаны со святым местом, быстро приняли название церкви, церкви.

В период Древней Руси храмы были местом единения. Новое поселение началось со строительства храма – центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали почти всех жителей села. Важными событиями для каждой семьи были обряды: свадьбы, крещения, похороны, благословения.

Храм играл большую роль в православном культе. Убранство комнат, обряды, иконы давали верующему надежду на спасение души. Кроме того, все желающие могли насладиться красотой храма.

Немалый толчок Православию дало становление искусств. Их развитие происходило внутри храмов. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором всей культуры и богослужения. Именно поэтому некоторые важные события, не связанные с церковной жизнью, проходили под куполом святыни. К ним относятся: миропомазание царей на престол, соборство, оглашение царского указа. Не забывайте о значении храмов в обучении людей грамоте.

Выступая социальным явлением в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом организации обучения, располагались архивы, мастерские, библиотеки. Несколько позже, начиная с XIX века, стали утверждаться первые в то время школы, церковно-приходские училища.

Красивое убранство с пользой для потомков

Единый интерьер в архитектуре церковного строительства Древней Руси – отличительная черта того времени. Классическим исполнением были невысокие алтарные перегородки, позволяющие видеть верхнюю часть алтарной зоны храма.

Все молящиеся визуально приблизились к центру поклонения. Для православного человека было важно увидеть божественное пространство, объединяющее земную и небесную церкви.

Внутренняя отделка храмов под мозаичный стиль восходит к византийской традиции. Украшение яркой и легкой конструкции символизирует единство земного и небесного.

Храмы Древней Руси несли функцию музеев, куда передавались мощи святых, иконы, реликвии, имеющие историческую ценность. Сюда передавались на сохранение старинные рукописи и важные документы. Благодаря труду священников и служителей церкви история Древней Руси прослеживается буквально по годам, а многие исторические события открывались современникам в виде неопровержимых доказательств, собранных в церкви.

Благословение на защиту земли русской

Церковь провожала воинов на службу или в бой. Иногда поводом для строительства служило почитание памяти погибших в боях. Такие церкви возводились на полях сражений, в знак благодарности воинам за победу.

В мирное время возводились церкви и храмы в честь великих праздников, святителей. Например, Вознесение, Христос Спаситель.

Почитание святых — для твоего же блага

Для верующего человека церковь всегда была важна в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера и архитекторы. Базарные территории, сходы и собрания горожан проходили возле церквей, о чем свидетельствует карта Древней Руси.

Не стоило строить без вложений больших денег. Для создания было принесено в жертву только самое лучшее: материалы, земля. Учитывая то, что церковь была построена на холме или, как говорили предки, «на красном пятне», она служила ориентиром, по которому составлялась карта Древней Руси, план местности.

Взгляд архитектора

Строительные приемы оформления кровли придают каменному зодчеству оттенок деревянного зодчества. Особенно это выражено на примерах с храмовыми сооружениями. Крыши продолжали делать двускатными и двухскатными.

В небольших поселениях, где строились скромные храмы, кладка велась как крестьянская изба, когда клали венец (четыре бревна). Соединяясь, они образовывали квадрат или прямоугольник. В итоге из определенного количества венков получилась конструкция — каркас.

Более сложная конструкция, но по заданному принципу строились церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *