Каменные лабиринты на большом заяцком острове – Соловецкие острова • Лабиринты •Соловецкий архипелаг • Гиперборея

Каменные лабиринты Соловецких островов: кто и зачем их построил

Каменные лабиринты, расположенные в разных местах Соловецких островов, являются составной частью большой сети «северных» или «беломорских» лабиринтов России. Всего на территории архипелага 35 лабиринтов, которые будоражат умы ученых, пытающихся разобраться, кто и для чего возвел их.

Протосаамы

Наибольшее число загадочных памятников древности, которые местные жители называют «вавилонами», сосредоточены на Большом Заяцком острове. На его площади раскинулось 13 лабиринтов и около 850 насыпей из разнокалиберных валунов, имеющие сходства с мегалитическими сооружениями Мурманской области, Карелии, Скандинавии, северной Европы и Ирландии. Этот факт, по мнению Густава Богуславского, наталкивает на мысль, что в момент их появления, а это приблизительно I—II век до н. э., Соловецкие острова составляли с обозначенными территориями единую цивилизацию. Исследователь Александр Мартынов полагает, что строителями «вавилонов» были морские кочевники из протосаамских племен, приплывавшие на архипелаг с материкового побережья Белого моря. Об их присутствии на Соловках красноречиво свидетельствует найденная на Малом Заяцком острове фигурка тюленя из кремния, являющаяся характерным артефактом данной культуры.

Типы лабиринтов

Невысокие спиралевидные лабиринты Соловецких островов диаметром от 3 до 30 м, выложенные из разнокалиберных валунов, обладают одним входом, одновременно являющимся и выходом. Желающие пройтись по «вавилону» должны учесть одну истину — для того, чтобы с успехом выбраться из него, необходимо идти строго по бороздкам, не пересекая каменные «стены». Изучающий северный неолит археолог Анатолий Куратов установил, что рядом с каждым входом в лабиринт, вне зависимости от его пространственной ориентации, почти всегда обнаруживается либо дольмен, либо каменный курган. Исследователь Николай Виноградов разделил все изученные им Соловецкие лабиринты на три категории: односпиральные (на острове Заяцкий), подковообразные биспиральные (на Большом Соловецком острове), подковообразные биспиральные с крестообразным скрещением при входе (на острове Готланд).

Им же выявлены пять основных форм кладки местных лабиринтов. Первая характеризуется выложенной в длинный ряд спиралью, вторая — раскручивающейся от центра спиралью, третья — спиралью, в начале, конце и на отдельных участках которой присутствуют утолщающие ее каменные навалы, делающие линии похожими на змей. Четвертую категорию составляют лабиринты, состоящие из двух вписанных друг в друга спиралей, а пятую — те, в центре которых возвышается горка из валунов.

Погребальный культ

Археолог Александр Мартынов полагает, что Соловецкие острова в древности представляли собой место родовых и племенных захоронений протосаамов, на лодках свозивших сюда своих покойников с разных уголков беломорского региона. Северяне верили, что дух почившего человека не сможет навредить живым, если провести ряд религиозно-погребальных обрядов, а точнее, сжечь тело умершего за морской преградой, похоронить прах под курганной насыпью и устроить рядом с ней лабиринт. Рассматривавшийся как пограничный символ между земным и потусторонним мирами, «вавилон» благодаря своей системе запутанных ходов должен был гарантировать невозвращение покойника из иного измерения. Об этом же писал философ и священнослужитель Павел Флоренский: «Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу…».

Карело-финский эпос «Калевала» указывает на то, что под лабиринтов находилось царство смерти, связь с которым осуществлялась при помощи змей. В роли этих хтонических существ выступали выложенные из камней линии «вавилонов». Местные жители, как и туристы, не раз заявляли, что видели, как по лабиринтам в сторону центра перемещались белесые, бестелесные призраки, встретившись с которыми люди подвергались панической атаке.

Рыбная версия

По мнению специалиста по каменному веку Нины Гуриной, «беломорские» лабиринты представляют собой не что иное, как ловушку для рыбной ловли. На эту мысль ее навели присутствующие в некоторых «вавилонах» каменные перемычки, замыкающие их в кольцо, ориентация их входов-выходов на морской берег, а также найденный в пределах одного из них каменный прообраз рыболовной снасти типа вентеря. Исследовательница Кольского полуострова считала, что ловушка действовала во время отлива, когда рыба, запутавшись в каменных перегородках, не могла вместе с водой уйти обратно в море и становилась легкой добычей рыбаков. Но против данной версии свидетельствуют лабиринты, расположенные вне водной доступности.

Поэтому географ Иван Мулло выдвинул предположение, что соловецкие «вавилоны» являются только планами магических рыболовных капканов, которые были необходимы для облегчения строительства реальных ловушек и обозначения мест наилучшего «клева». Разные метрические параметры лабиринтов указывают на то, что древние поселенцы охотились на рыб разных размеров — от мелкой наваги до крупной семги.

Религиозный центр

Николай Виноградов видел в лабиринтах сверхъестественный инструмент шамана, который проводил в нем важные религиозные церемонии, обряды целительства и ритуалы инициализации. Все сакральные действия проводились у центрального валуна спиралевидного сооружения, который протофинские племена воспринимали в качестве поддерживающего небосвод мирового столба. У этого заряженного особой энергетикой камня зажигались ритуальные костры и совершались жертвоприношения, в том числе и для обеспечения промысловой удачи, сопряженной не только с богатым уловом, но и с хорошей погодой и безопасностью.

Развлекательный центр

Существует версия, что соловецкие лабиринты служили своего рода развлекательными центрами, где устраивались танцы или военно-спортивные состязания по значимым для местного племени праздникам. В дни веселья в центр спирали ставили девушку, вокруг которой водились культовые хороводы.

Астральные культы

Александр Мартынов допускал, что одновременно с выполнением погребальной функции лабиринты служили местом поклонения Солнцу. А исследователь Л. Ершов полагал, что «вавилоны» использовались древними людьми как календари, так как образующие их спирали были закручены по Солнечному и Лунному циклам.

Эзотерическая версия

Ученый Вячеслав Токарев отыскал в истории саамов упоминания о том, как молодые представители племени, получив благословение шаманов-нойдов, отправлялись в лабиринт, чтобы перезагрузить свою матрицу и настроить ее на одну волну с природой. Развивая тело и душу, они проходили путь обретения внутренней силы и очищения от зла, а после вояжа к центру своего духа благополучно возвращались в реальность. Обследовавший «вавилоны» Большого Заяцкого острова Влад Абрамов заявлял, что подобное путешествие по запутанным ходам порой вызывает у человека сюрреалистические видения, связанные с трансформацией состояния сознания, изменением восприятия пространства и времени.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

Соловки. Большой Заяцкий остров | Дорогами Души

В июле 2015 года я ездила на Соловецкие острова. Хочу рассказать вам об одном из самых удивительных мест архипелага. Это Большой Заяцкий остров.

На Соловках я провела всего четыре дня, а впечатлений и воспоминаний хватит надолго. Чтобы посмотреть все интересные места на Соловках, приезжайте туда минимум на неделю.

А сейчас давайте прогуляемся по Большому Заяцкому острову. Чтобы получше рассмотреть детали, кликайте по фотографиям – и они увеличатся в размере.

  1. Заяцкие острова
  2. Большой Заяцкий остров
  3. Языческое капище
  4. Постройки

 

Заяцкие острова

В Соловецком архипелаге есть Большой и Малый Заяцкие острова. Местные жители называют их просто «Зайчиками». Площадь каждого из островов чуть больше квадратного километра.

 Почему острова называют Заяцкими? 

Существуют две основных версии, объясняющие происхождении этого названия.

  • Раньше на островах водилось очень много зайцев
  • В этом районе был развит зверобойный промысел «морских зайцев» – так на Севере называют морских тюленей

Если присмотреться, то природа напоминает тундру: мхи, лишайники, невысокие кусты. Да и откуда взяться буйной растительности, когда вокруг суровый климат, сильные морские ветры и слабая почва?

Деревья здесь невысокие и больше похожи на кусты.

Из ягод удалось увидеть бруснику, чернику и толокнянку.

 

Большой Заяцкий остров

Большой Заяцкий остров находится в пяти километрах от Большого Соловецкого острова. Добраться сюда можно катером.

На Большом Заяцком острове проложена экологическая тропа. Это обыкновенный деревянный настил. И туристам разрешено ходить только по этой тропе! Никаких «шаг влево, шаг вправо». Жаль, конечно. Потому что, даже когда просто стоишь на этой тропе, физически ощущаешь мягкую и то же время сильную энергетику здешней земли. Если вы умеете «считывать» энергетику места по фотографии, то вы наверняка это тоже чувствуете.

На острове огромное количество валунов, самых разных форм и размеров.

 

Языческое капище

На Большом Заяцком острове сохранились следы языческого капища. Оно считается крупнейшим на Европейском Севере. Здесь находятся целых 13 лабиринтов и около 900 каменных груд.

Именно на Большом Заяцком острове расположен самый большой на Русском Севере лабиринт. Его диаметр составляет 25,4 м.

Что собой представляет этот лабиринт? Это выложенные по спирали и покрытые растительностью валуны. Обратила внимание, что лабиринты острова уложены очень аккуратно и издалека даже напоминают огромные клумбы.

Вот так выглядят входы в лабиринты:

 Интересные факты о лабиринтах Большого Заяцкого острова

  • На острове есть одиночные и групповые лабиринты.
  • Эти лабиринты не сориентированы по сторонам света.
  • У некоторых лабиринтов есть названия: «Дорога великанов», «Девичьи пляски», «Игра Святого Петра», «Иерихон».
  • Соловецкие монахи называли лабиринты «вавилонами».
  • На острове есть несколько типов лабиринтов: подковообразный, прямоугольный, односпиральный, биспиральный, концентрически-круговой. Думаю, объяснять не надо, названия говорят сами за себя.

Зачем строились лабиринты?

У ученых до сих пор нет окончательного ответа на этот вопрос. Все выдвинутые гипотезы можно сгруппировать следующим образом.

  • Бытовое применение: рыболовные ловушки или астрономический календарь
  • Культовые сооружения. Здесь высказываются самые разные версии. Например, что лабиринты были своеобразным «городом мертвых», откуда души усопших не могли выйти наружу. Или своеобразным прообразом храма.

На Большом Заяцком Острове, кроме лабиринтов, есть и другие сооружения из камня. Это каменные насыпи и выкладки из камней. Кликайте по фотографиям, чтобы прочитать надписи.


Вот так выглядят каменные насыпи.

Ранее я уже упоминала, что на острове очень много камней-валунов. По мнению исследователей, они тоже выполняли какую-то функцию в языческом капище.

Еще одна достопримечательность острова – деревянные кресты.

 Зачем устанавливают крест

На Соловецких островах мне удалось повидать самые разные виды крестов.

  • Поклонные (памятные). Как правило, у таких крестов всегда есть «крыша» и небольшой киот с иконкой. Они находятся на местах разрушенных или будущих храмов, либо в местах чьей-то гибели. Обычно у подножия поклонного креста есть возвышение, которое символизирует Голгофу.
  • Обетные. Эти кресты устанавливались в честь памятных дат и особых событий, например, таких как голод, пожар, засуха. А иногда наоборот, в знак благодарности за чудесное исцеление от недуга и с обещанием («обетом») молитвы. Подобные кресты часто ставили рыбаки, чудом спасшиеся во время шторма.
  • Придорожные. Ставились у дорог, чтобы путники могли помолиться и попросить благословления на дальнюю дорогу.
  • Навигационные. Указывали на место прохода судов или их стоянки. Также эти кресты предупреждали о возможной опасности на море. Часто они располагались группами в строго определенном порядке и служили своеобразной подсказкой для мореходов.

 

Постройки

Валунная пристань. У Большого Заяцкого острова очень интересная пристань. Она выложена валунами, которых на острове очень много. На фотографии: справа Андреевская церковь, а слева так называемая «поварня».

«Поварня». Предназначалась для приготовления пищи для всех, кто в разное время жил на острове или просто заходил сюда на несколько дней.

Меня в этой постройке поразили две вещи. Во-первых, очень необычная кладка стен (чувствую, что заговорил мой внутренний археолог!) из крупных валунов и битого кирпича.

На первый взгляд, похоже на новодел. Однако уже после того, как был опубликован этот пост, внимательные читатели меня поправили, указав, что так выстроен весь Соловецкий Кремль. Да, верно, благодарю за уточнения.

И, во-вторых, печная труба. Мало того, что она деревянная, так еще и с резным орнаментом. Дым из нее будет выходить не вверх, поскольку верх закрыт небольшой двускатной крышей, а по бокам, в эти самые прорези. Вы часто встречали подобные трубы?

«Людская палата». Рядом с «поварней» расположена так называемая «Людская палата». Здание служило своего рода гостиницей для богомольцев и мореходов, которые останавливались на острове.

Есть на Большом Заяцком острове свой собственный погреб-ледник, чтобы хранить запасы.

Церковь Андрея Первозванного. У этого храма очень интересная история.

 Из истории храма

Среди историков нет единого мнения по поводу строительства этой церкви.

  • Первая версия. Церковь была заложена в 1702 году по приказу Петра Первого, который несколько раз был на Заяцком острове.
  • Вторая версия. Храм был возведен в 1672–1676 годах царскими стрельцами. Стрельцы были посланы для усмирения соловецких монахов, которые выступили против реформ патриарха Никона. Так вот, стрельцы как раз и находились на Большом Заяцком острове и не пропускали к монастырю корабли с провиантом. Когда начались боевые действия, стрельцы перебрались к монастырю и поставили там часовню. В 1691 году ее перевезли на Большой Заяцкий остров, а в 1702 году перед приездом Петра на Большой Заяцкий остров в часовне достроили алтарь и переименовали ее в храм святого апостола Андрея Первозванного.

Вы помните, что Андрей Первозванный считается покровителем русского фота?

Говорят, что именно в этом храме на Большом Заяцком острове был освящен Андреевский флаг. Тот самый, который  стал военно-морским флагом России. И не случайно в День Военно-морского флота на острове всегда бывает много гостей.


Согласно исследованиям историков, раньше храм был окружен галереями, так называемыми гульбищами. К сожалению, в саму церковь попасть не удалось. Но экскурсовод рассказал, что внутри храма есть слуховые щели. Зачем они были нужны? А чтобы люди, которые были на гульбище, могли слышать то, что происходит в храме.

 И ещё немного истории 

В то время, когда Петр Первый посещал Большой Заяцкий остров, шла Северная война между Россией и Швецией. После освящения Андреевского флага в островном храме Петр совершает свой знаменитый переход по так называемой «осударевой дороге».

Эту дорогу в течение двух месяцев (по некоторым данным – в течение 20 дней) строили пять тысяч крестьян, собранных с северных уездов. Она была прорублена в лесах и проложена через непроходимые болота. 170 километров (это как расстояние от Москвы до Владимира). Шесть мостов через реки. Чтобы перетаскивать корабли, дорогу пришлось вымостить. Целиком!

За 10 дней Петр Первый провел по «осударевой дороге» всю свою гвардию. Некоторые источники говорят, что он даже перетащил два фрегата, «Курьер» и «Святой Дух» до Онежского озера. Оттуда по реке Свирь Петр спустился в Ладожское озеро и захватил крепость Нотебург (Орешек), которая запирала выход к Балтике.

А через год, в мае 1703 года, в устье Невы на Заячьем острове был заложен Санкт-Петербург, будущая столица России.

Заяцкий остров. Заячий остров. Вы думаете, это просто совпадение?

Вернемся на Большой Заяцкий остров, в так называемый Андреевский скит.

Во времена существования Соловецкого лагеря в скиту был устроен штрафной изолятор для женщин-заключенных. Сюда свозили женщин, уличенных в половой связи с мужчинами – «за половую распущенность». В период Великой Отечественной войны на Заяцком острове находился наблюдательный пункт. А после войны здесь располагался участок по заготовке водорослей.

Сейчас на Большом Заяцком острове постоянно живет лишь Симеон, настоятель Кемского подворья Соловецкого монастыря. Именно он встречает и провожает приезжающие сюда туристические группы.

Вот домик, в котором живет охранник. Первоначально написала, что там живет настоятель, но внимательные читатели уточнили в комментариях – благодарю!

Еще один штрих: на острове оборудовано специальное место для курения.

В каждой поездке у меня бывают фотографии, когда в одном кадре спрессовывается вся информация. Словно накладываются друг на друга несколько слоев. И, как на ладони, открывается вся картина.

Так получилось и на Большом Заяцком острове. На фотографии – храм Андрея Первозванного, «поварня», гостиница, погреб, валунная пристань, крыша домика охранника и даже один из  деревянных крестов.

Обратный путь на Большой Соловецкий остров. Такое ощущение, что море сливается с небом. Даже не могу понять, что меня здесь «цепляет» больше всего. Простор. Глубина. Спокойствие. Внутренняя сила, которой пропитано насквозь всё пространство.

И для тех, кто чувствует энергетику мест даже по фотографии: держите еще один снимок с Большого Заяцкого острова. Это точно одно из так называемых Мест силы! Так что «заныривайте» в это пространство и просто наслаждайтесь его уютом и красотой.

© Татьяна Трунова, май 2018

Что еще можно почитать о достопримечательностях Севера:

dorogami-dushi.ru

Соловецкие лабиринты | Тайная доктрина

…Идет дождь. Не холодный, но мелкий и надоедливый. Все становится грустным и серым. Трасса превращается в бесконечную ленту, разматывающуюся перед глазами…
Вокруг деревянные, слегка покошенные дома, более или менее стройные «двухэтажные многоэтажки», сочная зелень и грязные обочины. Нерадостный пейзаж времен советского застоя. Как-то все неустроено для проживания, и, наверное, здесь очень тоскливо долгой северной ночью. Жить здесь непросто, но несмотря ни на что, душе хорошо и комфортно. Не знаю, что это, не знаю, почему, но состояние соприкосновения с «настоящестью» есть. На глаза попадается надпись на заборе: «Я люблю Кемь!»
Кемь — небольшой городок в Карелии на берегу Белого моря. Отсюда отправляются катера на Соловецкие острова. Дождь, шторм — обычная погода для Белого моря, но нам повезло — штиль, солнце — красота! — два дня хорошей погоды, чтобы попасть на острова и обратно.
За два часа теплоход «Метель» преодолевает расстояние в 65 км от Кеми до Соловков. Теплоход полупустой, заполненный всего на одну треть (это не то что обратно!) Небольшая группа немолодых французов, две-три семейные пары (и мы в том числе), местные жители.
Каждый раз, находясь в новом месте, я пытаюсь «поймать состояние», почувствовать место, определить его для себя, соприкоснуться с его душой. Не получить информацию о нем — сейчас в век Интернета это не проблема, а именно прочувствовать, прислушаться, как откликнется моя душа: какие мысли и образы возникнут, какие чувства проживу, какие звуки и цвета увижу перед собой. Это как знакомство с новым человеком. Видишь его внешние параметры — рост, вес, цвет глаз и волос, но, даже еще не молвив ни единого слова, уже испытываешь к нему симпатию или антипатию, потому что душа, минуя внешние обозначения и условности, говорит с другой душой — чувствами.
Как нам рассказывали местные независимые гиды, Соловецкий монастырь был построен на месте древнего святилища (как, впрочем, большинство христианских церквей и монастырей) и имел большое влияние на религиозную и политическую жизнь Беломорья.
Мне всегда было интересно, как рождаются и умирают города и поселки? Как на далеком холодном острове появляется поселок, который сотни лет притягивал и притягивает к себе людей? И я не могу это объяснить ничем, как только тем, что это место является чем-то особенным, притягивающим к себе человека, как магнит железные предметы.
Кстати, этого железа, ржавого и не очень, во множестве находится на острове. Оставшиеся от Союза какие-то здания, балки, остовы, бочки, корабли… и местная реклама «меняю деньги на металлолом…»

«…Монастырь основан на безлюдных островах…»
«Такую фразу услышит почти каждый турист, прибывающий на Соловки. Легенда красивая, от неё так и веет бессмертным подвигом Соловецких подвижников, строящих обитель в суровых северных краях. На деле — сказка, призванная в угоду политическим моментам подтвердить церковную юрисдикцию Соловецких островов. Археологи убедительно доказали, что Соловецкие острова использовались местными племенами всегда, вплоть до прихода монахов на острова.
Люди освоили Соловки, по крайней мере, в III тысячелетии до нашей эры. И до возникновения монастыря, как написано в том же «Житии соловецких Савватия и Зосимы», на островах «морстии пловцы обитают». То есть рыбачат здесь племена местные. Любопытно, что большинство монастырей в России основано не на «пустынных местах», как утверждают церковные легенды, а на местах людных: на пересечениях торговых путей, у волоков, у рыболовных и сельскохозяйственных угодий. И мало кто сегодня знает, что XII—XIV века — это время крестьянско-монастырских войн. Жгли монахов, жгли именно потому, что после их прихода земли вольных северных крестьян становились монастырскими. Монахи попросту отбирали нажитое тяжёлым трудом. К примеру, тот же Кирилло-Белозерский монастырь сжигали дважды».
Эти строки я прочитала, когда собирала информацию о Соловках для поездки. Их автор — Олег Кодола — член Русского географического общества, организатор и участник многих экспедиций по Северу России, писатель и экскурсовод по Соловкам. Автор ряда научных работ. В прошлом заведующий отделом музейного комплекса «Заяцкий остров» Соловецкого музея-заповедника.
Я даже и не предполагала, что обстоятельства сложатся так, что именно с ним мы попадем на знаменитые лабиринты Большого Заяцкого острова, описанные им же в книге «Путь лабиринта». Но об этом чуть позже.
Обзорная экскурсия по знаменитому Соловецкому монастырю не вызвала особых впечатлений и чувств — грамотный и приятный экскурсовод не выступала за рамки дозволенного, рассказывая только христианскую версию истории монастыря, хотя нам очень хотелось узнать что-нибудь о дохристианской истории этого места. Да и вообще, проехав около шести тысяч километров от Днепропетровска до Соловков и обратно, через Россию и Белоруссию, заезжая во многие краеведческие музеи, обнаружили странную особенность: почти нигде нет никакой информации о дохристианских культурах.
Единственным приятным исключением стал музей Петрозаводска, где мы увидели небольшую экспозицию о рунопевцах. Русские былины были «открыты» во второй половине XIX века. Считалось, что все они давно и безвозвратно утрачены. Однако именно на севере России, в Карелии, где существовала когда-то Гиперборея, былинная традиция сохранилась — десятки сказительниц и плакальщиц берегли устное наследие предков. Благодаря им и энтузиастам-исследователям былины о Вольге, Добрыне, Илье Муромце стали известны широкому кругу людей. В XIX — начале XX веке выступления сказителей и плакальщиц проходили с огромным успехом в Петербурге, Москве и других городах. Знание эпических песен (рун) и талант их исполнения передавались по наследству. Известны рунопевческие династии и рунопевческие деревни, где знали множество песен, легенд, загадок, заклинаний, заговоров, преданий. Целый пласт уникальной северной культуры, сохранившийся в устных традициях.
В 2001 году к специалистам Международной академии меганауки в Петрозаводске пришёл человек и заявил, что готов передать им некое универсальное знание. Почти ничего не рассказывая о своей личной жизни, кроме того, что он из глубинки Карелии, он стал напевать им первую (в дальнейшем изданную) книгу «Праведы». И чем дольше он это делал, тем больше поражались его слушатели. У них исчезли сомнения относительно подлинности передаваемого им знания. Не в состоянии человек просто так знать наизусть огромный объём материала — более чем в 600 страниц. Он не ставил перед специалистами Академии какие-либо условия, кроме того, чтобы в книге, которая будет издана, не поменяли ни одной запятой, не изменяли написание ни единого слова. На вопрос, чье это знание и сколько времени оно хранилось, он сказал, что это Священное Знание северных волхвов и оно очень древнее. Знание передается из поколения в поколение, и он является хранителем родовой памяти. Результат — шестьсот страниц белых стихов «Правед», впервые дающих целостное описание мира с позиций гиперборейского Универсального Знания.
Я пытаюсь «поймать состояние», почувствовать ауру места. Здесь, на Соловецких островах, оно какое-то особенное и пьянит, как коктейль, состоящий из множества компонентов. Оно многоликое и разное, как и люди, живущие здесь и приезжающие отовсюду. Тропинки и грунтовки разной ширины разбросаны по всему поселку. Старые разрушенные здания и новые небольшие деревянные дома, многочисленные лавки сувениров, прокаты велосипедов, косметика из морских водорослей, паломницы в косыночках и длинных юбках и туристы с огромными рюкзаками за спиной. Несмотря на такое смешение всего и всех, здесь не чувствуется суеты и даже элементы современной жизни, покрывающие рекламными щитами старые дома, как молодая поросль старые камни, не разрушают ритм дыхания могучего острова.

Историю Соловков условно можно разделить на четыре части: история дохристианская, с её уникальными археологическими памятниками (сюда же входят северные лабиринты), по древности своей не уступающими египетским пирамидам, длившаяся тысячи лет; история монастырская, не менее загадочная и интересная, длившаяся пять веков; история лагерная, полная ужаса и крови, длиной в полтора десятилетия; история новая, начавшаяся с возрождения монастыря.

«…Монахи проводили время в трудах и молитве…»
«Действительно так, но никто не скажет туристу, что труд да молитва тоже разные бывают. А труд у соловецких монахов был крайне специфичен. Исследования тех же ненавистных церкви археологов убедительно доказывают: Соловецкий монастырь в самом начале каменного строительства имел в своём плане… тюрьму. До XIX века Соловки были единственной официальной тюрьмой Российской империи, а монахи исполняли роль тюремщиков и надзирателей. С такой работы и запить можно! И пили. Пили безбожно. Просто в традиции того времени потребление водки и вина в монастырях считалось естественным. Даже патриарх Никон, автор церковного раскола, пытаясь помириться с бунтующим Соловецким монастырём, посылал сюда не только новые богослужебные книги, но и бочки вина и водки. Наверное, вряд ли можно представить что-то страшнее, чем пьяные тюремщики, в руках которых находится жизнь и смерть человека. Были, конечно, и сердобольные монахи, которые тайком носили еду в камеры узников. Но они нарушали правила монастыря. Соловецкий архимандрит Илларий писал: «Имя Соловков сделалось грозным и страшным по свидетельству истории Российской». Тюрьма, кстати, была на Соловках до 1903 года. Затем её упразднили» (О. Кодола).
В стенах этой тюрьмы провел 25 лет Петр Калнышевский — последний кошевой атаман Запорожской Сечи, военный и политический деятель, дипломат, организатор освоения земель Нижнего Приднепровья. В свое время благодаря его руководству и ведению хозяйства юг современной Украины превратился в автономный политический и экономический организм. Этот сильный духом и телом человек провел в одиночной келье десятилетия, находясь при этом в здравом уме и памяти. Как рассказывал нам наш знакомый Владимир Корж, являющийся прямым потомком запорожского казака Никиты Коржа — доверенного лица Петра Калнышевского, сохранить здоровье ему помогло то, что он был казаком-характерником. А это значит, что он обладал уникальными знаниями и, как бы мы сейчас сказали, экстрасенсорными способностями.
Петр Калнышевский пережил и «светлого князя Потемкина», и «императрицу Всея Руси», отправивших его в тюрьму. За 25 лет пребывания на Соловках он ни разу не обратился ни к Екатерине, ни к ее наследникам. В 1801 г. внук Екатерины приказал освободить Петра Калнышевского и предоставил ему право выбора места обитания. Однако прежний кошевой не пожелал оставлять Соловецкий монастырь через свой почтенный возраст (ему исполнилось 110 лет) и слабое здоровье — он ослеп, однако был при ясном уме. Ознакомившись с приказом императора, Петр Калнышевский написал ответ архангельскому губернатору: не без иронии поблагодарив за освобождение, попросил разрешение дожить в обители, к которой за 25 лет успел привыкнуть. Умер он в возрасте 112 лет. Место его захоронения неизвестно, а на территории монастыря в 2004 году по инициативе запорожских авиастроителей установлен памятник атаману Калнышевскому. По просьбе Владимира Коржа и от себя лично мы передали «весточку» с Украины — небольшую иконку, свечу, кусочек сала и калгановку. Нам повезло, что в это время возле памятника Калнышевскому никого не было и мы смогли провести небольшой ритуал благодарности. Когда мы уже уходили, то заметили быстро шедшего в нашу сторону монаха. Ничто не ускользнет от бдительного ока…
Захотелось найти настоящую могилу атамана, и мы, повинуясь интуиции, вышли на высокий берег недалеко от монастыря. Как оказалось, здесь действительно было когда-то кладбище, но давно уже не осталось никаких следов от могил. Бродя среди высокой травы и одиночных деревьев, мы встретили большого серого кота, который, взглянув на нас своим зеленым глазом, деловито пошел вперед и остановился возле небольшого деревца. Еще раз оглянувшись на нас, он так же внезапно исчез, как и появился. С улыбкой приняв «подсказку» кота за знак, мы прекратили дальнейшие поиски и просто молча, от всей души поблагодарили атамана за достойно прожитую жизнь.
Ну, а если серьезно, никто, насколько я знаю, не искал могилы Калнышевского, как, впрочем, и многих других окончивших здесь свой жизненный путь.

И если свое отношение к Соловецкому монастырю я могу определить как неоднозначное, то пространство Большого Заяцкого острова открылось для меня ярким солнечным утром и такой же след оставило в моей душе. Большой Заяцкий остров — священное место — находится на юго-западе Соловецкого архипелага. Именно здесь сконцентрирована самая значительная часть известных северных лабиринтов: из 35 известных на сегодняшний день 13 находится на Большом Заяцком, который, несмотря на «большое» название, имеет площадь всего около 1,5 квадратных километров. Удача сопутствовала нам — мы попали на последнюю в этом году экскурсию на Заяцкий, которую проводил Олег Кодола. Приехав 12 лет назад на Соловки, он занялся исследованием лабиринтов, и с тех пор это стало одной из основных его тем. «Одной из» — потому что уже более 15 лет он также занимается изучением феноменов магии и шаманизма, считает, что древние мировоззрения основывались на цельных образах, ныне расчлененных по различным областям науки. И чтобы разобраться в этом, надо изучать физику, медицину, антропологию, историю, этнологию, психологию, геологию… Чем он и занимается.
Первое упоминание о северных лабиринтах относится к 1552 г. Его оставили дипломаты Звенигородский и Васильчаков:
«…а в Варенге (нынешний Мурманск) на побоище немецком Валит во славу свою, принесши с берега своими руками, положил камень, а около него подола выкладено каменьем как городовой оклад в 12 стен, а назван тот оклад Вавилоном».
Так издавна лабиринт на Русском Севере называют — «вавилон». Возраст лабиринтов и время их «работы» определяется археологами как III тысячелетие до н.э. — I тысячелетие н.э. Но как пишется на табличках Заяцких лабиринтов, «бесспорного датирующего материала под раскопанными насыпями не обнаружено». По крайней мере, честно.
Сегодня в России наиболее известны беломорские лабиринты, их еще называют «северные лабиринты» — запутанные каменные дорожки, укрытые дерном. Размеры этих спиралевидных изображений, выложенных из небольших валунных камней на земле различны: диаметр от 3,40 метров до 40 метров, высота не более 50 сантиметров.

..Катер мчался в сторону маленькой зеленой точки на бело-синем море, которое на горизонте сливалось с таким же бело-синим небом. Мы причалили к пологому берегу Большого Заяцкого острова, покрытого мягким зеленым мхом. Чтобы не натаптывать тропу, группа разошлась в разные стороны, собравшись через пятьдесят метров на каменистой морене.
«Вы не задумывались никогда, почему для сооружения святилищ выбирались острова? Почему понятие «священные острова» — это постоянная составляющая любой части мировой культуры? — начал свою лекцию Олег. — Остров Авалон, связанный с королем Артуром, древнегреческие Киклады, Рюген — священный остров друидов и славян… Священными признавались те места, которые обладали полным набором условий для проведения магических обрядов, задействовавших силу природных стихий. Часто магические святилища устраивались в горах и пещерах, используя стихию Земли, у кратеров вулканов (стихия Огня), у источников, на излучинах рек, на мысах (стихия Земли и Воды). Но идеальным местом, обладающим полным набором необходимых качеств, были острова. Остров — это стихия Земли, окруженная стихией Воды, продуваемая со всех сторон стихией Воздуха. Стихию Огня привносил человек, разжигая в начале обряда костер, а стихию Эфира представлял сам человек.
Чаще всего эти острова обособлены, табуированы, на них практически нет поселений. На Заяцком, кстати, тоже нет поселений. Я предполагаю, что на этом острове проводились обряды и посвящения, которые делились на несколько этапов. И мы с вами только что условно прошли первый и второй этапы.
Первый — это этап подготовки. Перед прохождением обряда испытуемый обязан пройти первоначальные обряды очищения — обычно это ритуальные табу на некоторые виды пищи или виды действий, запускается правое полушарие мозга. Таким образом, испытуемый проходит физическую, биохимическую и психологическую подготовку для прохождения обряда. Этап проводился, скорее всего, на жилом острове.
Второй этап — преодоление препятствий, выработка адреналина. Этот этап описан практически во всех обрядах и ритуалах. Наиболее знаменитая идиома, связанная с этим этапом, — «пройти огонь, воду и медные трубы». В данном случае препятствием на пути является пролив между жилыми островами архипелага и северо-восточным мысом святилищем Большого Заяцкого острова. Этап заканчивается у «места высадки».
Третий этап — прохождение «символических ворот» — это может быть окуривание дымом, прыжки через огонь, молитвы, принесение символических жертв, вход в иной мир.
Четвертый этап — встреча с нойдой (шаманом, ведущим, жрецом). Этот этап сопровождался повествованием о духах предков, принесением жертв. На следующем этапе испытуемый двигался в сторону горы Сигнальная и испытывал мощный эмоциональный подъем — дальше ему предстояло участие в кульминации обряда.
И, наконец, кульминация — прохождение лабиринта!
Порядок проведения ритуалов, связанных с лабиринтами, мог зависеть от потребностей обряда. Это мог быть и танец в лабиринте, и спокойное прохождение или нахождение в лабиринте. Выполнять этот ритуал мог как испытуемый, так и сам нойд. Символические каменные выкладки также могли применяться для проведения специализированных обрядов, смысловое значение которых связывалось с формами выкладок.
Этапы обряда я рассказал по отношению к самому острову, но на самом деле схемы обрядов всех религий одинаковы.
А теперь перейдем непосредственно к лабиринтам. На острове их находится 13 штук, плюс различные другие сооружения. Здесь у нас большинство классических крестообразных лабиринтов, которые использовали также, например, греки и этруски. Почти все европейские культуры, и не только, используют лабиринт в течение почти 3 тысяч лет. С появлением инквизиции лабиринты объявляются языческими, их начинают запрещать и всячески «вычеркивать». Европейская ветка лабиринтов заканчивается садово-парковыми лабиринтами, когда полностью теряется их смысл. Лабиринт превращается в систему тупиковых ходов, в путаницу. А до этого лабиринт был иной — в нем запутаться было невозможно! Т.е. смысл поменялся прямо на противоположный.
На Кавказе тоже есть классические крестообразные лабиринты, есть и в Индии — так называемые «чакра-вьюха». Тех, кто принес в Индию лабиринты, называют ариями, но в нашей науке это слово не приветствуется, поэтому у нас их называют индоевропейцами. А по сути, мы видим, что группа индоевропейцев на берегу Ботнического залива, с Севера, начинает распространять лабиринты, образуя три ветки: Греция, Кавказ, Индия. И уже потом классический крестообразный лабиринт появляется в Индонезии и проникает на территорию американских континентов.
Оказывается, лабиринт участвует в обрядах деторождения, инициации, воинской и охранной магии и связан с захоронениями. Во всех легендах народов мира лабиринт — это дом бога или героя. Если взять все эти признаки лабиринта и перенести их на любую известную нам монотеистическую религию, например, христианство, мусульманство, иудаизм, и взять их символы — крест, полумесяц, звезду Давида — получится, что мы под этими знаками рождаемся, инициируемся, воюем, охраняем свои жилища и умираем. Если символ расположен на здании — это дом Бога. Т.е. все признаки ритуального лабиринта аналогичны современным монотеистическим религиям.
Мы под одним религиозным символом проводим все обряды от рождения до смерти. Поэтому и лабиринт был когда-то для древних людей таким полифункциональным символом. А старинный запрет православной церкви на посещение «вавилонов» как раз и свидетельствует о том, что для язычников лабиринты имели смысл, причем религиозный.
Алгоритм построения символа был открыт случайно ученым Магомедовым, ему об этом рассказал один старый горец. На крест с точками накладываются дуги. Т.е. объединяются две древнейшие графемы — меандр и крест. Таким образом, лабиринт соединяет в себе два главных смысла нашего мира — «движение по вертикали» и «движение по горизонтали», «верх» и «низ», «небо» и «земля». Крест — древнейший символ Земли, а меандр — кривая линия, идущая сверху вниз, — первое изображение дождя. Когда они накладываются друг на друга — происходит соединение любой противоположности, из чего, собственно, вытекает идея Единого.
Следующий вопрос: что же происходит с человеком, находящимся в лабиринте?
Исследователи предположили, что прохождение через лабиринт должно менять параметры функциональных систем организма. Лабиринт — это сложная структура, он всегда связан с танцем, а танец — это набор сложных движений. А когда вы входите в лабиринт, вы идете направо, налево, постоянно меняя движение, как и в танце, и повторяете сложную структуру лабиринта. Вы неминуемо впадаете в измененное состояние сознания. И это можно зафиксировать медицинскими приборами.
Оказалось, что рисунок камней в точности повторяет рисунок силового поля Земли в местах нахождения лабиринтов. Удалось измерить энергетику пространства вблизи лабиринтов и в самих лабиринтах, и она оказалось отличной от энергетики других мест. Приборно было доказано, что люди реагируют на пребывание в этих лабиринтах.
Сюда, на остров, были приглашены специалисты военно-медицинских наук, Санкт-Петербургского института физической культуры. Проводился классический эксперимент: была контрольная группа и группа испытуемых. Взяли молодых здоровых МЧС-ников, но с ними ничего не происходило, ни до, ни после. Затем была выбрана группа людей с нарушениями щитовидной железы в возрасте от 14 до 65 лет — они более остро реагируют на всякие внешние кризисные ситуации — понижение и повышение температуры, давления и т.д. В течение трех лет исследователи занимались только тем, что снимали медицинские показатели человека до прохождения лабиринта и после. Причем чтобы все одинаково ходили, был предложен такой шаг — стопа к стопе. Что это дает? С одной стороны, это замена танцу, с другой — человек все время смотрит себе под ноги, чтобы точно выполнить шаги и впадает в состояние некоего транса. Были получены уникальные результаты: после прохождения лабиринтов менялось состояние функциональных систем организма. Все это было передано в Российскую академию наук. Но объяснить явление ученые так и не смогли. Сейчас над этой проблемой работает психофизиолог Р. Минвалеев. Вообще-то он уже давно работает над этой темой, у него были экспедиции на острова Кузова, на Заяцкий, есть у него и одна база на Гималаях. Минвалеев говорит, что им еще надо 3—5 лет для набора статистики и тогда они будут стоять на пороге Нобелевской премии. Они очень серьезно работают, берут регулярно кровь на анализы, не пьют и не курят.
Какие же физиологические изменения происходят в организме человека?
Во-первых, в разных лабиринтах скачет давление — в одном может упасть, в другом наоборот — подняться. Например, в прямоугольной кладке, где мы были, зафиксировали странную штуку. Ученые работали с приборами, которые замеряют скорость нервной реакции: посылается электрический импульс и ловится эхо — это показатель скорости нервной реакции, и он у всех разный: у детей — от 9 секунд, у взрослых и пожилых людей — до минуты, в зависимости от проводимости нерва.
Там, в прямоугольной кладке было простое задание — человек садился на центральный камень и просто сидел 10 минут. После этого замерялась скорость нервной реакции. И оказалось, что она у всей группы стала одинакова — 11 сек. Естественно, проводились измерения до и после. С точки зрения физиологии, это невозможно. Этот эффект длился короткое время, минут 10, но он был.
Доктор К.Г. Коротков при помощи приборов газоразрядной визуализации — известный нам эффект Кирлиан — обнаружил, что у мужчин возникала над головой «электрическая шапка», величиной с большое сомбреро. У женщин такой эффект проявлялся на уровне матки. Что особенно интересно, воздействие на психику и здоровье человека эти сооружения оказывают принципиально разное: одни поднимают жизненный тонус, и человек испытывает состояние, близкое к экстатическому, у других, наоборот, вызывают апатию или даже депрессию. Причем некоторые лабиринты могут по-разному действовать на мужчин и на женщин. Есть мнение, что посещение некоторых из них может быть связано даже с риском для жизни.
Исследование лабиринтов продолжается. Эта тема бесконечно интересная, и все время происходят какие-то новые и новые открытия».

Когда мы возвращались обратно, небо уже начинало потихоньку затягиваться тучами, как будто пожалев о том, что приоткрыло нам какие-то тайны. Соловецкие острова с их необыкновенной красотой, сложной историей, лабиринтами и тайнами по-прежнему продолжают будоражить душу, как будто обещают поведать еще о многом неизвестном и загадочном.

Людмила Загоскина
г. Днепропетровск
тел. 050-363-23-61
[email protected]

tdoctrina.ru

Каменные лабиринты на Большом Заяцком острове

Каменные лабиринты на Большом Заяцком острове — это группа из 13 или 14 лабиринтов (невысоких спиралевидных каменных выкладок круглой или овальной формы, с диаметром от 3 до 20 метров) на Большом Заяцком острове, одном из Соловецких островов в Архангельской области в России. Кроме 13 или 14 лабиринтов на данном острове есть более чем 850 искусственных нагромождений валунов, курганов, каменных выкладок, а также ряд других примечательных камней, таких как камень с нарисованным символом с радиальными лучами, возможно, представляющем солнце («солнечная розетка»). Кроме этого на острове присутствуют и дольмены. Все лабиринты сосредоточены на площади всего в 0,4 км2 в западной части острова на склонах невысокой Сигнальной горы. Другой огромный комплекс каменных нагромождений, расположенный на холме Сопка в восточной части острова, не содержит никаких лабиринтов. Всего на Соловецких островах 35 лабиринтов (на местном диалекте называемых «вавилоны»). Все они созданы из местных валунов. В ходе раскопок каменных курганов были обнаружены части костей.[1]

Описание

Как правило, лабиринты имеют вход и выход в одном месте, так что, следуя в одном направлении, можно дойти до центра, а затем, не переступая через каменный барьер, вернуться туда откуда вошёл. Изучавшие лабиринты учёные по-разному отвечали на вопрос об их назначении. Современные исследователи северного неолита А. А. Куратов и А. Я. Мартынов установили, что входы в лабиринты имеют различную пространственную ориентацию и почти всегда соседствуют с каменными курганами, дольменами и т. п.

Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006.

Диаметр лабиринтов варьируется от 3 до 25,4 метров. Как правило камни, из которых они состоят, имеют диаметр 30-40 сантиметров. Линия лабиринта состоит из установленных в ряд валунов, при этом строки закручены спиралью. Часто спирали две, при этом их можно сравнить с двумя змеями, которые смотрят друг другу в глаза в центре фигуры. Толщина спиралей неоднородна — иногда брались камни выше или шире. Концы спиралей, как правило, расширены. Вход в лабиринт чаще всего с южной стороны, но также встречаются входы и в юго-западной, восточной или западной частях фигуры. Лабиринты делят на пять основных типов по разным параметрам, но каждый имеет только один вход, который также служит в качестве выхода.

Цель создания

Лабиринты есть не что иное, как Saivo, священные горы, где живут души усопших, наслаждаясь блаженством. Самый вид гребней лабиринтов уже дает представление о хребтах каменных гор

Н.Н. Виноградов. Соловки. Конец 1920-х годов

Точное назначение этих каменных построек неизвестно. Основным предположением, является гипотеза о том, что они, возможно, символизировали границу между миром живых и миром духов, и лабиринты при этом использовались для конкретных ритуалов, чтобы помочь душам умерших совершить своё путешествие в другой мир. Другая гипотеза заключается в том, что лабиринты, возможно, служили в качестве модели для постройки сложных ловушек для ловли рыбы.[2]

См. также

Примечания

  1. ↑ Мартынов Александр. Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк — море — острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002 [1]
  2. ↑ Буров Владимир. О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001 [2]

Литература

  • Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927
  • Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63-76. 1973

Ссылки

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Соловки: Каменные лабиринты на Большом Заяцком острове: kseniya_1488 — LiveJournal

Каменные лабиринты на Большом Заяцком острове — это группа из 13 или 14 лабиринтов (невысоких спиралевидных каменных выкладок круглой или овальной формы, с диаметром от 3 до 20 метров) на Большом Заяцком острове, одном из Соловецких островов в Архангельской области в России. Кроме 13 или 14 лабиринтов на данном острове есть более чем 850 искусственных нагромождений валунов, курганов, каменных выкладок, а также ряд других примечательных камней, таких как камень с нарисованным символом с радиальными лучами, возможно, представляющем солнце («солнечная розетка»). Кроме этого на острове присутствуют и дольмены. Все лабиринты сосредоточены на площади всего в 0,4 км2 в западной части острова на склонах невысокой Сигнальной горы. Другой огромный комплекс каменных нагромождений, расположенный на холме Сопка в восточной части острова, не содержит никаких лабиринтов. Всего на Соловецких островах 35 лабиринтов (на местном диалекте называемых «вавилоны»). Все они созданы из местных валунов. В ходе раскопок каменных курганов были обнаружены части костей.

Цель создания
Точное назначение этих каменных построек неизвестно. Основным предположением, является гипотеза о том, что они, возможно, символизировали границу между миром живых и миром духов, и лабиринты при этом использовались для конкретных ритуалов, чтобы помочь душам умерших совершить своё путешествие в другой мир. Другая гипотеза заключается в том, что лабиринты, возможно, служили в качестве модели для постройки сложных ловушек для ловли рыбы.

фото, предоставленные мной за 2005, 2006, 2007 и 2009 гг. (извиняюсь за качество фото… некоторые фото от 2005 года-фотоаппарат один из первых цифровых фотоаппаратов)

На острове очень много камней. мало растительности

деревья, примерно 1,5 метра в высоты и растут в низине

Вид на белое море

еще один лабиринт

так же можно пройтись по берегу

поклонный крест

церковь Андрея Первозванного, погреб и избушка

погреб

лабиринт

Каменные насыпи-могильники

брусника

вид на белое море

мох

2 поклонных креста

вид на церковь Андрея Первозванного, погреб


kseniya-1488.livejournal.com

Соловки. Большой Заяцкий остров: amsmolich — LiveJournal

На второй день нашего пребывания на Соловках, в пятницу, 3 июля, мы вместе с Леной К. были на экскурсии на Большом Заяцком острове. Ровно в десять утра катер отошел от монастырского причала, а уже в 10:50 мы были на Большом Заяцком острове. Остров находится всего в пяти километрах к юго-западу от Большого Соловецкого острова. Остров небольшой — площадь около 1,5 кв. км. Но зато по количеству и разнообразию достопримечательностей остров занимает первое место на Соловецком архипелаге.
Здесь много памятников первобытной культуры, самые ранние из которых датируются II тысячелетием до н.э. (т.е. им уже четыре тысячи лет). Археологи обнаружили на острове 13 каменных лабиринтов, 850 каменных курганов, символические выкладки и т.д.
В XVI веке митрополит Филипп устроил на Большом Заяцком острове пристанище для прибывающих в монастырь. С тех пор сохранились хозяйственные постройки – поварня и едальня (правильно едальня как-то по другому называется, но я забыла как). Также с тех пор сохранилась первая в России каменная гавань.
Во времена Раскола в первые годы «Соловецкого сидения» на острове располагались стрельцы, присланные для усмирения мятежных монахов, не признающих реформу Никона.
Оказывается этот маленький островок тесно связан с историей Петербурга, почему всем петербуржцам прибывающим на Соловки очень рекомендую посетить это место. Не петербуржцам тоже советую выделить время на посещение острова. Главное взять как можно больше теплой непромокаемой одежды.
В 1702 году проездом из Архангельска на Большом Заяцком острове был Петр Великий, как раз отсюда он отправился на штурм Нотебурга (крепость Орешек).
Во время Крымской войны в 1855 году к Большому Заяцкому острову подошли английские корабли. Они обстреляли монастырь. Мне говорили, что в стенах Кремля осталось несколько ядер. Но я как ни старалась не нашла их. Кроме того, на территории Кремля еще в 1930-х хранились английские ядра. Сейчас их уже нет (я специально спрашивала). На Большом Заяцком острове англичане разграбили церковь и перестреляли овец. Рассказывают, что тогда на острове жил умный козел, который разогнал стадо овец по всему острову. Так что англичанам не много овец досталось. По окончанию войны героическому козлу позолотили рога и показывали паломникам.
В 1920-30 гг здесь находился женский штрафизолятор.

Из воспоминаний Яковлева Владимира Всеволодовича:
«Чекистская администрация концлагеря вела упорную борьбу с развратом путем постоянных ночных и дневных набегов патрулей войск ОГПУ и ВОХРа на коморки заключенных-одиночек и ловлей теми же патрулями встретившихся парочек и прочесыванием лесов. Большую помощь патрулям в обнаруживании парочек оказывали сами заключенные обоего пола, донося из ревности, зависти на своих же товарищей и подруг. Кроме того усиленная слежка за парами начиналась и по рапортам комсостава, которые наблюдали за заключенными в театре в антрактах, кто из них переглядывались между собой. Из лап патруля заключенные попадали в штрафную роту, мужчины в 11, а женщины на Заяцкие острова, расположенные в полутора километрах от южного берега Большого Соловецкого острова. Количество суток содержания в штрафных ротах колебалось в зависимости от обстоятельств задержания парочки. При задержании в коморке или в лесу следовало наибольшее количество суток с последующим либо переводом ее в другой лагпункт, а его снятия с ответственной работы, либо разгон обоих по разным лагпунктам. Захваченные при разговоре на открытом месте или следования в одном направлении, даже на расстоянии друг от друга, получали только по несколько суток шрафных рот. В последнем случае попадали в штрафные роды совершенно невиновные, не представлявшие собой пары и даже совершенно не знавшие друг друга. При повторном задержании, даже только за разговор или следование в одном направлении парочки разъединялись и рассылались на разные лагпункты».

После закрытия концлагеря остров принадлежал Учебному отряду Северного флота. Сейчас Заяцкие острова находятся в ведении Соловецкого музея-заповедника.

Церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного. На переднем плане гавань середины XVI века. Фото 1922 года:


Большой Заяцкий остров находится рядом с Большим Соловецким островом, всего в пяти километрах:

Но погода здесь очень отличается от погоды на Большом Соловецком. В десять утра на монастырском причале было около девяти градусов, ветра не было, моросил небольшой дождь. То есть стояла нормальная нежаркая погода. А на Большом Заяцком острове было очень холодно, дул сильный пронизывающий ветер, лил дождь. Я впервые в жизни увидела как дождь льет практически горизонтально:

В старину Белое море называли Гандвик, Пучина Соловецкая, Студеное. Море беспокойное, опасное для мореходов. Для спасения от штормов игумен Филипп в середине XVI века для прибывающих в монастырь купцов и паломников устроил на Большом Заяцком острове каменную гавань. Устройство гавани именно в этом месте обусловлено тем что тут хороший фарватер, нет подводных камней. Размеры гавани позволяли укрываться крупным грузовым и мелким промысловым судам. Волны и лед припая постепенно разрушали гавань, из-за поднявшейся суши обмелел фарватер. Но эта гавань – единственная сохранившаяся с XVI века в России.

Раньше вход в гавань был около пяти метров, сейчас камни осыпались:

Приезжающим в монастырь из-за непогоды приходилось подолгу задерживаться на Большом Заяцком острове. Для них во времена игумена Филиппа еще в середине XVI были выстроены каменные поварня и едальня.

Поварня необыкновенно живописна:

В качестве вяжущего использовалась известь, а промежутки между валунами заполнялись кирпичом. Кирпич изготовлялся на кирпичном заводе, который основал игумен Филипп на Большом Соловецком острове.

Поварня внутри:

Едальня:

В XVIII веке в Андреевской пустыни была устроена монастырская «таможня» для проверки всех приходящих в монастырь судов, чтобы «не привезли чего недозволенного» (вина, табака) и во время эпидемий в монастырь не попали бы заболевшие, был построен деревянный келейный корпус (не сохранился), а в XIX валунный погреб. По сравнению со всеми остальными древностями на острове этот погреб вполне можно считать новоделом:

Если я правильно поняла, то в этом погребе сейчас поселился (?!) монах. Между музейщиками и монастырем идет борьба – музейщики требуют выселения монаха с острова, монастырь настаивает на обитаемости скита. Если принять во внимание что директор музея и настоятель монастыря это один и тот же человек, то мне кажется, что всё это полная драматизма борьба нанайских мальчиков.

На старой фотографии 1922 года и на литографии 1884 года виден колодец. На острове нет ни одного озера или ручейка, но здесь было несколько колодцев с чистой водой.

Рядом с едальней в XVII была построена деревянная людская изба. В 1988-1990 на ее месте были проведены раскопки, в процессе которых были обнаружены: фундамент здания, остатки изразцовой печи, изразцы, кованые железные предметы, фрагменты слюдяных оконниц, керамических сосудов. Под культурным слоем монастырской пустыни обнаружены остатки поселения конца II тыс. до н.э. – первой половины I тыс. до н.э.: плоскодонная неорнаментированная керамика и каменный бытовой инвентарь.

Раскоп:

На Большом Соловецком острове примерно в семистах метрах от Никольских ворот Кремля находилась часовня Иоанна Предтечи. Часовню еще называли Таборской. Во времена «Соловецкого сидения» в этом месте табором стояли стрельцы осаждавшие монастырь. Стрельцы поставили часовню в 1672-1676 гг. В этой часовне стрельцы отпевали умерших (осада продолжалась семь лет). В 1691 году часовню перенесли на Большой Заяцкий остров. Во время второго посещения Соловков Петром Великим в 1702 году, под руководством царского уставщика Иоанна Стефанова, часовня была перестроена в церковь.

Первый раз Петр Великий был на Соловках в 1694 году. В августе 1702 года Петр прибыл во второй раз в сопровождении тринадцати военных судов.
«Пётр несколько раз посещает Заяцкий остров, где по его приказу возводится церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. (Досифей, 1836, 1883) Монастырский старец Авраамий в 1912 году рассказывал сохранившееся предание: «Первые венцы часовни Заяцкой Петр Алексеевич сам клал. Сплотки сплавили от Кондострова к Заяцкому, дерева толстые, берега невысоки, а крутеньки. Сам носил на угор. На плечи мешковину набросит, подмогу дадут на плечо дерево навалить, и пойдет. Силен был, могутный, молодой, вот и задорился, силу казал». (Гемп, 1983) Церковь получилась небольшая, но красивая: « Храм небольшой с притвором и крытою в три ступени папертью с резными перилами, обшит тёсом, окрашен жёлтою краской. Крыша в храме четырёхскатная, притвора и паперти – двухскатная, тесовая, покрытая в зелёный цвет. Купол храма восьмисторонний (восьмерик) без икон, окрашен белой краской. Глава – луковицей, покрыта дощечками на манер черепиц, окрашена зелёной краской. Свет проникает во храм 6 слюдяными окошками: два в алтаре, три в храме, 1 – в притворе. Высота здания семь сажен. Длина собственного храма 4 аршина, ширина 2 сажени, иконостас 3-х ярусный»

Апостол Андрей Первозванный три раза путешествовал по Азии и Европе, «ходил по водам». Поэтому святой апостол считается покровителем флота. Андрей Первозванный был распят на косом кресте, почему и на флотском флаге этот крест.

Реконструкция церкви:

Еще пара цитат из статьи, ссылка на которую выше:

«По легенде в церкви Большого Заяцкого острова был освящен Андреевский флаг этого флота – фактически – первого Северного флота России. Если это и произошло, то только в ночь с 15 на 16 августа, либо ранним утром 16 августа, потому что этим утром флот Петра снялся с рейда Большого Соловецкого острова и отправился на юго-запад, вдоль Заяцких островов, в сторону поселка Нюхча».

«26 августа корабли были в Онежском озере. 28 августа Петр пишет письмо из Повенца польскому королю Августу II: «Мы ныне в походе близ неприятельской границы обретаемся и, при Божией помощи, не чаем празны быть». (П.и Б.) 3 сентября 1702 года фрегаты Петра I входят в реку Свирь. 6 сентября – в Архангельске умирает архиепископ Афанасий. (Беспятых, 1993) 9 сентября Петр входит в озеро Ладогу. Уже 1 октября крепость Нотебург (бывшая русская крепость Орешек), стоящая в истоках Невы, оказывается блокирована, начинается ее бомбардировка. С суши крепость перекрывается армией графа Шереметева. Уже 11 октября крепость сдается. Петр переименовывает ее в Шлиссельбург – «Ключ-Город»

Остров изумительно красив. Я понимаю монаха пожелавшего здесь поселиться: дивные краски северной природы, ощущение покоя, пустынности и уединения, а вместе с тем свобода и простор – на острове отовсюду видно море.

На Большом Заяцком острове растительность совсем не похожа на ту что на Большом Соловецком острове. На Заяцком особый тип естественных сообществ – тундрообразные пустоши. Их еще называют псевдотундрой, потому что здесь нет вечной мерзлоты как в настоящей тундре. Это самые уязвимые растения, поэтому для туристов проложен досчатый тротуар, сходить с которого запрещается:

Деревья здесь растут с несколькими стволами вроде кустов, прижимаются к земле, потому что так легче сохранить тепло.
Погода 3 июля была такой, что мне тоже захотелось закуститься и прижаться к земле. Хотя одета была по погоде, но без перчаток руки сильно замерзли (а вот у мудрой Лены К. были теплые кожаные перчатки, берите все с нее пример).
Из-за ураганного ветра дождь шел почти горизонтально, объектив фотоаппарата был мокрый, поэтому большинство снимков получились такими:

На экскурсии нам что-то рассказывали про лабиринты, про растительность, ещё о чем-то там. Но из-за ветра слова уносились в море, у туристов хлопали плащи, ломались бесполезные зонты. Поэтому до меня доносились только отдельные слова. Наш гид, стоявший рядом с лабиринтом, пытался перекричать ветер:

Я не пыталась перехитрить природу, просто смотрела по сторонам и любовалась ландшафтом. Кроме того я люблю штормовую погоду. Поэтому плелась позади группы в одиночестве и смотрела вокруг. А про лабиринты я еще в майском номере любимого журнала «Машины и механизмы» прочитала статью Олега Кодола. Кроме того тот же автор опубликовал обзор гипотез о назначении лабиринтов .

Можжевельник стелется:

Куст рябины высотой 30-40 см:

Ландшафт пустынный

Осенью тундра станет багряной, жаль в это время навигация уже закрыта.

Под ногами дивные узоры:

Каменные лабиринты были сделаны предположительно I тыс. до н.э. – XV в. Это спиралевидные фигуры, представляющие собой систему запутанных ходов, стенки которых выложены валунными камнями. Размеры выкладок: диаметр 3,4-25,4 м, высота не превышает 40см. На Соловецком архипелаге открыто более двадцати лабиринтов разных уровней сложности: круглоспиральных, биспиральных, подвковообразных простых и сложных, концентрически-круговых. Часть лабиринтов архипелага сопровождается каменными насыпями, вместе с которыми предположительно составляет первобытные святилища. Тринадцать из них, в том числе один из самых крупных на Севере Европы (есть один еще больше на севере Финляндии) находятся на Большом Заяцком острове.

Схемы лабиринтов обнаруженных на Соловецком архипелаге:

1, 7, 9 – Большой Заяцкий остров
2, 4, 6, 8 – Большой Соловецкий остров
5 — остров Анзер

Лабиринт и курганчики:

Курганичик в центре лабиринта:

В центре острова возвышается гора Сигнальная (31 м), на вершине которой березовая роща:

Лена К. скрылась в березовой роще:

Березовый куст:

Еще одна остановка у лабиринта:

Снова разглядываю узоры под ногами:

Чайка всё время кружила над нами:

Каменные насыпи предположительно I тыс. до н.э. – XIX в. Насыпями Заяцких островов (около 900) археологи называют искусственные кучи (груды) круглой или овальной в плане формы сложенные из небольших валунов со следами временной патины на поверхности камней. Диаметр насыпей варьируется от 1 до 4 м, высота от 0,3 до 1,2 м. При раскопках куч под некоторыми их них были обнаружены культурные остатки в виде отщепов, сколов, нуклеусов и заготовок орудий), косточки морских животных, птиц и рыб, а также мелкие угольки. Бесспорного датирующего материала под раскопанными насыпями не найдено. Всего на Соловецком архипелаге зафиксировано более 1200 каменных куч разного времени и назначения. Возможно это кенотафы по погибшим рыбакам.

Ещё насыпи:

По скользкому тротуару спускаемся к берегу. С этой стороны от ветра нас защищала гора Сигнальная, стало теплее. Гид с группой рассматривает символические выкладки. К числу символических выкладок археологи относят каменные сложения, напоминающие традиционные для Беломорья рыболовные устройства («вентерь», «ловушки, «оградки»), а также некоторые геометрические фигуры («звезда», «пирамида»). Временная патина на поверхности камней, из которых они сложены, соседство с разновременными археологическими памятниками и высотные отметки террас позволяют предполагать разновременное происхождение выкладок. Их принадлежность к первобытным святилищам не доказана, символика не поддается достоверной разгадке. Но ведь был же во всем это какой-то смысл? Люди оставившие здесь все это не были дикарями, они были цивилизованы.
Монахи понимали, что это следы древнего культа, но ничего не разрушали. Рядом монахи выкладывали из камней кресты. У нас на Карельском перешейке священники на священных камнях выбивали кресты. Вот и всё, в душу карелам не лезли, в отличие от шведов, которые у финнов вытравили старинную веру и предания. Потому-то Лённрот и собирал предания у православных карел в Карелии и в Архангельской губернии.

Обломки на берегу:

Обетные и поклонные кресты ставят традиционно на берегу, так как они могут служить ориентиром для кораблей. Этот крест поставлен в 2006 году в память первых славных подводников России, репрессированным на Соловецком острове пыток и смерти: А.Н. Бахтину, Ю.В. Пауре, А.В. Томашевичу и другим.


amsmolich.livejournal.com

Каменные лабиринты на Большом Заяцком острове

Один из каменных лабиринтов Большого Заяцкого острова

Каменные лабиринты на Большом Заяцком острове — это группа из 13 или 14 лабиринтов (невысоких сприралевидных каменных выкладок круглой или овальной формы, с диаметром от 3 до 20 метров) на Большом Заяцком острове, одном из Соловецких островов в Архангельской области в России. Кроме 13 или 14 лабиринтов на данном острове есть более чем 850 искусственных нагромождений валунов, курганов, каменных выкладок, а также ряд других примечательных камней, таких как камень с нарисованным символом с радиальными лучами, возможно, представляющем солнце («солнечная розетка»). Кроме этого на острове присутствуют и дольмены. Все лабиринты сосредоточены на площади всего в 0,4 км2 в западной части острова на склонах невысокой Сигнальной горы. Другой огромный комплекс каменных нагромождений, расположенный на холме Сопка в восточной части острова, не содержит никаких лабиринтов. Всего на Соловецких островах 35 лабиринтов (на местном диалекте называемых «вавилоны»). Все они созданы из местных валунов. В ходе раскопок каменных курганов были обнаружены части костей.[1]

Описание

Как правило, лабиринты имеют вход и выход в одном месте, так что, следуя в одном направлении, можно дойти до центра, а затем, не переступая через каменный барьер, вернуться туда откуда вошёл. Изучавшие лабиринты учёные по-разному отвечали на вопрос об их назначении. Современные исследователи северного неолита А. А. Куратов и А. Я. Мартынов установили, что входы в лабиринты имеют различную пространственную ориентацию и почти всегда соседствуют с каменными курганами, дольменами и т. п.

— Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006.

Диаметр лабиринтов варьируется от 3 до 25,4 метров. Как правило камни, из которых они состоят, имеют диаметр 30-40 сантиметров. Линия лабиринта состоит из установленных в ряд валунов, при этом строки закручены спиралью. Часто спирали две, при этом их можно сравнить с двумя змеями, которые смотрят друг другу в глаза в центре фигуры. Толщина спиралей неоднородна — иногда брались камни выше или шире. Концы спиралей, как правило, расширены. Вход в лабиринт чаще всего с южной стороны, но также встречаются входы и в юго-западной, восточной или западной частях фигуры. Лабиринты делят на пять основных типов по разным параметрам, но каждый имеет только один вход, который также служит в качестве выхода.

Цель создания

Лабиринты есть не что иное, как Saivo, священные горы, где живут души усопших, наслаждаясь блаженством. Самый вид гребней лабиринтов уже дает представление о хребтах каменных гор

— Н.Н. Виноградов. Соловки. Конец 1920-х годов

Точное назначение этих каменных построек неизвестно. Основным предположением, является гипотеза о том, что они, возможно, символизировали границу между миром живых и миром духов, и лабиринты при этом использовались для конкретных ритуалов, чтобы помочь душам умерших совершить своё путешествие в другой мир. Другая гипотеза заключается в том, что лабиринты, возможно, служили в качестве модели для постройки сложных ловушек для ловли рыбы.[2]

См. также

Примечания

  1. Мартынов Александр. Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк — море — острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002 [1]
  2. Буров Владимир. О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001 [2]

Литература

  • Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927
  • Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63-76. 1973

Ссылки

Координаты: 64° с. ш. 35° в. д. / 64.9705° с. ш. 35.6648° в. д. (G) (O)64.9705, 35.6648

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *