Капова пещера на урале: Пещера Капова (Шульган-Таш) — Ураловед

2017 г. – работы по изучению изображений в Каповой пещере (Центр палеоискусства ИА РАН)

Капова пещера располагается на Южном Урале в Бурзянском районе Республики Башкортостан на территории Государственного природного заповедника «Шульган-Таш» на расстоянии около 200 км от Уфы.


Портал Каповой пещеры

Пещера является самым крупным пещерным памятником с наскальными изображениями эпохи верхнего палеолита на территории Центральной и Восточной Европы, а также Северной Азии. В 2014 г. Капова пещера (Шульган-Таш) вошла в Предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и для проведения охранных и реставрационных работ были необходимы научные консультации археологов и ведущего специалиста по наскальному искусству Е.Г. Дэвлет.

Для верхнепалеолитических слоев Каповой пещеры имеются радиоуглеродные даты в интервале от 13900 до 16710 л.н., в культурных слоях были выявлены фрагмент скальной породы с изображением, а также окрашенные плитки известняка, что наряду со стилистикой, свойственной пещерному верхнепалеолитическому искусству, позволяет уверенно связать эпизоды художественной деятельности и этапы освоения пещеры.


Геометрическое изображение на северной стене зала Знаков:
1. Фотография в видимом свете; 2. Изображение после усиления цветового контраста;
3. Канал насыщенности изображения 1; 4. Цифровая прорисовка;
5. Геометрическое изображение (мотив из пересекающихся под прямым углом линий) на потолке разлома («щели») в зале Хаоса, фрагмент после цифровой обработки;
6. Результат цифрового усиления контраста

Изображения животных ледниковой эпохи отмечены в пещере на двух уровнях: в трех залах среднего и одном зале верхнего уровня. Настенные росписи находятся на среднем ярусе в залах «Купольном», «Знаков», «Хаоса» и на верхнем – в зале «Рисунков».

Изображения выполнены красной краской различных оттенков, выявлена специфика использования фактуры стен в разных залах. Наличие тайников краски дает возможность уточнения особенностей рецептуры изготовления пигментов, их разновременных вариантов, определения источников сырья и других вопросов технико-технологических особенностей росписей.


Капова пещера. Западное панно в зале Рисунков:
1. Текстура 3d модели;
2. Текстура после усиления цветового контраста, наложенная на цифровую модель рельефа;
3. Цифровая модель рельефа

При документировании и изучении верхнепалеолитических изображений сотрудником Центра палеоискусства А.С. Пахуновым использовался комплекс методов, включающий фотосъемку в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах, многоугловую теневую фотосъемку и фотограмметрию.
Для выявления достоверных границ фигур и знаков, подвергшихся природному воздействию, применялось сочетание методов фотограмметрии и усиления цветового контраста, позволяющих не только проследить границы сложно читаемых изображений, но и собрать в единый образ дискретные части деструктированных фрагментов.


Панно с животными и знаками после раскрытия изображения верблюда, зал Хаоса

В ходе работ по расчистке кальцита на панно «Лошади и знаки» башкирскими археологами в 2017 г. выявлено крупное зооморфное изображение верблюда-бактриана верхнепалеолитического возраста. Уран-ториевые датировки наслоений кальцита, взятые с этого же изображения, показали диапазон от 14,5 до порядка 40 тыс. лет. Обращает на себя внимание темный цвет краски в центре корпуса верблюда, в то время как для передней и задней частей характерен более светлый – оранжевый. Это предположительно объясняется не использованием красок разных цветов, а состоянием сохранности. В центральной части фигуры краска перекрыта плотным слоем полупрозрачного кальцита, защищающего ее от деструкции. Как показали результаты спектральной фотосъемки и анализа красок с использованием сканирующей электронной микроскопии и микро-рамановской спектроскопии, с боковых участков в древности был вымыт уголь, что и сказалось на цвете рисунка.


Ортофотография изображения верблюда

Систематическое изучение состава и сопоставление красок с рисунков и из культурного слоя с применением методов электронной микроскопии, порошковой рентгеновской дифракции на СИ, инфракрасной спектроскопии и термических методов анализа проводится совместно с НИЦ «Курчатовский институт». Было показало, что в образцах красочных масс из культурного слоя, т.н. «кладов охры», основными компонентами являются гематит, кварц, каолинит, мусковит, иллит. Мелкодисперсный мусковит также присутствует в образцах глин из пещеры, что, вероятно, объясняет его обнаружение во всех образцах «кладов», являющихся результатом производства краски из отдельных компонентов. Мусковит и каолинит присутствуют и в образцах красок, что подтверждается данными сканирующей электронной микроскопии, однако их низкое содержание в большинстве образцов не позволило зафиксировать данные минералы с использованием порошковой рентгеновской дифракции на СИ. Изучение пигментов на сканирующем электронном микроскопе позволило выделить несколько типов пигментов на основе морфологии частиц гематита.


Результаты микроанализа образца светлой краски с изображения верблюда:
1, 2 – рамановские спектры частиц черного (уголь) и красного (гематит) цветов;
3 – микрофоторафия образца с указанием места анализа;
4 – микрофотография образца краски с трапециевидного знака, масштабная линейка 100 мкм.


Четыре типа частиц гематита, изображения получены со сканирующего электронного микроскопа

Живопись Каповой пещеры. Методы ее изучения

19 октября 2017 г. в Государственном историческом музее Южного Урала открылась выставка «Аркаим. Страна городов», посвященная тридцатилетию открытия поселения. Здесь представлены результаты исследований более чем 20 археологических памятников. Оружие, детали конской упряжи, керамические сосуды и украшения, орудия охоты, рыболовства и ремесла помогут познакомиться с различными сторонами материальной и духовной жизни людей эпохи бронзы. Присутствовавшими на открытии учеными было сказано о большом количестве тайн, которые хранит древняя история Урала.

Не меньший интерес для исследователей представляет памятник периода палеолита — Капова пещера (Шульган-Таш). Это трехуровневая система залов и галерей протяженностью более 3 км. Изучение наскальных рисунков пещеры ведется более 50 лет. Археологами О.

Н. Бадером и В.Е. Щелинским были выявлены и описаны более 50 рисунков1, благодаря исследованиям Ю.С. Ляхницкого было описано около 173 рисунков или их реликтов2. На современном этапе живопись Каповой пещеры изучается с 2008 года коллективом Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ под руководством В.С. Житенева.

В последнее время интерес к Каповой пещере значительно вырос, что обусловлено включением ее в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это событие нашло отражение в новых исследованиях по проблеме сохранения наскальных рисунков в Шульган-Таш. Кроме того, развитие цифровой техники по-новому позволило подойти к документированию пещерной живописи: например, к съемке индивидуальных изображений, съемке всей плоскости с расположенными на ней рисунками, а также создание 3d изображений. В связи с этим особенно актуальным становится ре-документирование изображений в Каповой пещере на современном техническом уровне. Целью статьи является рассмотрение новых методов исследования, применяемых в последнее время при изучении наскальных рисунков Каповой пещеры.

В Каповой пещере господствуют изображения реалистического характера, где ясно видны формы строго определенных животных: мамонта, дикой лошади, носорога, – выполненные цветовыми пятнами со сплошным или почти сплошным заполнением площади рисунка цветовой массой. Самые древние рисунки Каповой пещеры, согласно новейшим данным, были сделаны около 36400 лет назад. Рисунки распределены неравномерно, что связано с рельефом поверхности стен. В вертикальных участках отмечается большая плотность рисунков. Кроме изображений животных и знаков в пещере существуют окрашенные области, интерпретация которых затруднительна, поскольку неясно, являлись ли они размытыми фигурными изображениями или пятнами природного ожелезнения.

На сегодняшний день современные исследователи используют следующие методы для изучения пещерной живописи: фиксация всех поверхностей залов с рисунками (применение современного фото-видео оборудования), панорамная съемка (охват пространства в 360°), мозаичная фотосъемка (множество фотографий, которые объединены в единое изображение), фотограмметрия (метод, позволяющий получить частично перекрывающиеся 3d модели участков стен, площадь которых превосходит возможность съемки одним кадром)3. При изучении красочных пигментов настенных изображений из Каповой пещеры на современном этапе используются «электронная микроскопия с рентгеновским микроанализом, а также фотосъемки в видимом и инфракрасном диапазонах»

4.

Преимуществом панорамной съемки является ее автоматизация, позволяющая осуществлять фиксацию быстро и получать снимки сверхвысокого разрешения. Данный вид съемки создает изображения, которые охватывают 360°. Но, по мнению ряда исследователей, при работе с наклонными поверхностями стен использование её не целесообразно, так как съемку необходимо проводить с одной точки. Мозаичная фотосъемка наскальных изображений позволяет быстро обрабатывать материал, но исследователи отмечают, что данный вид съемки – это достаточно трудоемкий процесс5. Современное оборудования позволяет выполнить трехмерную реконструкцию поверхности пещеры и создать модель залов пещеры.

Стоит отметить, что исследование наскальной живописи в Каповой пещере проводится до начала весеннего паводка, после которого и в течение всего летнего сезона стены пещеры сильно увлажняются, что приводит к появлению многочисленных бликов от источников освещения, скрывающих фрагменты изображений.

А.С. Пахунов отмечает, что в 2017 году съемка пещеры проводилась взаимно перекрывающимися участками от 15м2. Было получено от 70 до 120 кадров: «данный метод съемки был обусловлен временем, необходимым на первичную фотограмметрическую обработку – ограничение количества кадров позволяло получать промежуточные результаты за 2-3 часа машинного времени и использовать их для оценки качества и в дальнейшей работе в пещере. Всего было документировано 45 фрагментов в четырех залах»6.

Таким образом, в результате полевых работ последнего времени и использования новейших методов изучения пещерной живописи Каповой пещеры, были обнаружены изображения, не зафиксированные ранее. Использование методики сплошной фотосъемки с последующей обработкой показало свою эффективность для фиксации следов художественной деятельности в Каповой пещере.


1. Более подробно см: Бадер О.Н. Капова пещера: Палеолитическая живопись. М. : Издательство «Наука», 1965.

2. Ляхницкий Ю.С. Рисунки и знаки пещеры Шульганташ (Каповой). Уфа : Китап, 2013.

3. Пахунов А.С., Житенев В.С. Предварительные результаты комплексного исследования красочных пигментов настенных изображений Каповой пещеры: Сопроводительные материалы. 2014 год. [Электронной ресурс]. Режим доступа: http://csqlab.ru/CaveArt/Vestnik

4. Пахунов А.С. и др. Предварительные результаты комплексного исследования красочных пигментов настенных изображений Каповой пещеры // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2014. № 4 (27). с. 4 – 15.

5. Там же.

6. Ляхницкий Ю.С. Указ соч.


Наскальные рисунки с изображением верблюда каменного века возрастом 40 000 лет, обнаруженные в пещере Уральских гор в России

Мир

Автор Каллум Патон

Росписи из Каповой пещеры на Южном Урале. Креатив Коммонс

Мир Археология Россия Верблюд Наскальные рисунки

Археологи, работающие в российских Уральских горах, обнаружили палеолитический рисунок двугорбого верблюда, которому, по их мнению, может быть до 40 000 лет и который может содержать секреты ранних миграций людей.

Изображение красно-охристого верблюда, обведенное черным углем, поразило специалистов, поскольку рисунок в Каповой горной пещере находится так далеко от мест, где люди каменного века могли видеть животных, говорится в сообщении МГУ.

Связанный: Гробница Иисуса Христа впервые датирована, открывая древний склеп, построенный намного раньше, чем считали эксперты не позднее 14 500 лет назад, когда на Южном Урале не было верблюдов. Таким образом, открытие подтвердило исследования, которые предполагают, что люди, жившие до 50 000 лет назад, мигрировали на огромные расстояния, вплоть до Франции и Испании.

Некоторые художественные приемы, размещение изображений в Каповой пещере, а также другие сохранившиеся человеческие свидетельства показали, что эти подземные святилища имеют связь с теми, что были найдены во франко-канрабрийском регионе — современной юго-восточной Франции.

Капова пещера находится в Башкирии, юго-западной области России, недалеко от границы страны с Казахстаном. Пещера является одним из самых знаменитых образцов палеолитического искусства. Он наполнен изображениями фауны каменного века, такими как шерстистый носорог, бизон, лошадь и, конечно же, сам шерстистый мамонт.

Большинство изображений были созданы примерно между 17 000 и 19 000 лет назад. Также среди них продвинутые изображения рыб и антропоморфных фигур, смешивающих человеческие и животные черты.

Ранее обнаруженное изображение верблюда было обнаружено известным специалистом-реставратором из Андорры Юальдом Гийоме, который был приглашен Государственным управлением охраны культурного наследия Башкирии для очистки пещеры от граффити.

Изображения в Каповой примечательны использованием красного пигмента, а пещеры характеризуются частично размытыми формами, частично остатками стертых рисунков, частично следами палеолитической художественной деятельности неизвестного происхождения.

Некоторые из найденных следов художественной деятельности включают нарисованные пальцами линии, отпечатки пальцев и, возможно, отпечатки нижней части ладони.

Раскопки и реставрационные работы на памятнике провел В.С. Житенев, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ, ведущий исследователь Каповой и близлежащей Игнатьевской пещер.

Запрос на перепечатку и лицензирование, внесение исправлений или просмотр редакционных правил

UISPP, XVIIIe Colloque (Paris) — Sciencesconf.org

sciencesconf.org:uispp2018:180116


Капова пещера расположена на Южном Урале в России. Пещера состоит из системы залов, галерей и коридоров на трех гипсометрических уровнях, самый нижний из которых занят рекой Шульган. На втором и третьем уровнях сохранились настенные росписи эпохи верхнего палеолита. Они представлены фигурками мамонтов, лошадей, носорогов, бизонов, рыб, верблюдов, зооантропоморфов и геометрическими знаками. Радиоуглеродное датирование археологических слоев показало интервал между 13930±300 (ГИН-4853) и 16010±100 (КН-5023) л.

н. Археологические раскопки выявили в пещере следы кратковременной деятельности человека, которые выражались в символических и повседневных практиках.

Некоторые изделия изготовлены из сырья, месторождения которого находятся не на Урале. На нижнем уровне пещеры обнаружены раковины моллюсков с сквозными ходами, перфорацией или без нее. Эти раковины происходят из плиоценовых отложений Нижнего Поволжья и Прикаспия, расположенных на расстоянии около 450 км от Каповой пещеры. Изображение верблюда в Зале Хаоса подтверждает это направление связей людей. Эта картина не имеет аналогов в пещерах Франко-Кантабрийского региона, но имеет сходство с фигурой верблюда в Игнатьевской пещере (Южный Урал) и, возможно, в монгольской пещере Хойт Ценхер, несмотря на иной стиль изображения.

В пещере имеется группа находок из серпентинита и яшмы, ближайшие месторождения которых находятся в Зауралье на расстоянии 70 – 150 км. Бочкообразные бусы, подвески и чашечка нижнего яруса изготовлены из серпентинита. Более того, при раскопках на верхнем уровне пещеры было найдено несколько камушков серпентинита. Это подтверждает корреляцию между группами людей, посетивших оба уровня пещеры и занимавшихся там существенно разной деятельностью, в том числе созданием содержательно различных картин. Часть каменных орудий изготавливалась из серой или зеленовато-бурой яшмы. Некоторые из них имеют следы эксплуатации. Вся каменная индустрия Каповой пещеры имеет черты уральской верхнепалеолитической культуры с отпечатками более ранних восточноевропейских традиций.

Таким образом, Капову пещеру можно считать региональным заповедником, который посещали родственные группы охотников-собирателей. В пещеру приносили разные вещи, например, орудия труда и украшения, сделанные из сырья, месторождения которого не находятся вблизи пещеры. Особое внимание следует уделить географическому Волго-Каспийскому направлению, поскольку мезолитическое население Южного Урала пришло именно из этого региона.


Тип: : Связь
Общий текст : английский
Дата производства, регистрационный номер : 12.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта