Капова пещера наскальные рисунки: Капова пещера — Наскальные рисунки Шульган-Таш

Открытию рисунков в Каповой пещере – 60 лет!

В январе 1959 года Александр Рюмин – старший научный сотрудник Прибельского филиала Башкирского государственного заповедника сделал сенсационное открытие – обнаружил рисунки древних людей на стенах пещеры Шульган-Таш (Каповой). Профессионалами открытие Рюмина было принято с осторожностью и скептицизмом, поставив его в неловкое положение. Открытие мирового значения послужило поводом для увольнения его автора из заповедника. В 1960 году Интститут археологии направил туда Уральскую палеолитическую экспедицию под руководством авторитетного советского археолога Отто Бадера, которая подтвердила подлинность открытия Рюмина. Александр Владимирович был не только уволен, но и отстранен под всевозможными поводами от дальнейших научных экспедиций в Капову пещеру.

Впервые об охране Каповой пещеры заговорил Александр Рюмин, и в январе 1960 года Совет Министров Башкирской АССР принял соответствующее постановление. Таким образом, в январе 2020 года исполнится 60 лет, как Капова пещера стала охраняемой. С тех пор утекло много воды, открыто много рисунков и их реликтов, и даже некоторые описанные А.Рюминым, но не признанные рисунки были повторно «открыты» его последователями.

В марте 2019 года планируется организовать международную научную конференцию, посвященную 60-летию открытия наскальной живописи. Организуется она природным биосферным заповедником «Шульган-Таш» в содружестве с МГУ им. М.В. Ломоносова в Москве. Подготовленная заповедником и изданная в 2009 году книга «Рюмин Александр Владимирович: История открытия палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш (Каповой) в рукописях и документах» будет переиздана. Ольга Червяцова – инженер группы спелеомониторинга природного заповедника «Шульган-Таш» под руководством Ю.С. Лчхницкого обобщила результаты научных исследований в монографии, которая выйдет в 2019 году.

В архиве заповедника хранится письмо А. Рюмина директору заповедника от 20 января 2000 года, отрывок из которого предлагаем Вашему вниманию, для составления портрета неисправимого энтузиаста. К слову, тогда ученому было 86 лет…

«… В настоящее время я инвалид по зрению (I категории), но еще могу продолжить и завершить начатые мной работы в области пещерной живописи древнекаменного века, истории жизни первобытных охотников Южного Урала. Изучение этих вопросов внесет ясность и в некоторые еще недостаточно известные нам особенности развития народов Башкортостана, Урала и всей России. Кроме того, я могу оказать пользу в изучении животного и растительного мира, а также их комплексов.

Прошу рассмотреть возможность продолжения моей работы в вашем заповеднике путем зачисления меня в штаты Вашего заповедника по предлагаемой теме или восстановить меня на работе в заповеднике для продолжения прежней моей работы…».

А. Рюмин не смог завершить исследования пещеры Шульган-Таш. Он ушел из жизни в возрасте 92 лет 7 апреля 2006 года, оставив в ней яркий след.

 

 

Автор статьи

Хайбуллина Ляля Абдулловна

Начальник сектора экологического просвещения, пропаганды и информации.
Образование высшее, биолог.
Окончила Башкирский государственный университет в 2008 г.
В заповеднике работает с 2010 г.

Наскальные рисунки в пещере шульган таш

Капова пещера стоянка


Наскальные рисунки в пещере Шульган Таш


Капова пещера петроглифы


Капова пещера палеолит


Капова пещера на Южном Урале


Музей Шульган Таш 2022


Наскальная живопись шульгпнташ


Капова пещера живопись палеолит


Капова пещера живопись палеолит


Капова пещера на Южном Урале


Шульган Таш наскальные


Наскальные рисунки Шульган Таш


Шульган Таш верблюд


Наскальная живопись в пещере Шульган Таш


Пещера Шульган Таш


Наскальные рисунки а КБР


Наскальные рисунки в пещере Шульган Таш


Капова пещера живопись палеолит


Раскопки Капова пещера Башкортостан


Саблинские пещеры петроглифы


Новый музей Шульган Таш


Наскальные рисунки Шульган Таш


Наскальные рисунки Шульган Таш


Капова пещера палеолит


Наскальные рисунки Шульган Таш


Капова пещера живопись


Капова пещера на Южном Урале


Капова пещера живопись палеолит


Росписи Каповой пещеры


Пещера Альтамира охота


Пещерная живопись Капова пещера


Борнео пещера наскальные


Раскопки Капова пещера Башкортостан


Жан Мари Шове пещера


Петроглифы пещеры Шульган-Таш


Наскальная живопись Мамонтов


Шульган Таш пещера в сентябре


Палеолитическое искусство пещера Шове


Петроглифы Кош Агач


Наскальные рисунки в пещере Шульган Таш


Капова пещера живопись


Пещера фон де Гом Наскальная живопись


Пещера Шове пещерный Лев


Пегтымельские петроглифы Чукотский автономный округ


Наскальные рисунки первобытных людей письменность


Наскальная живопись кармальенцев


Пещера Магура Наскальная живопись


Шульган Таш наскальные


Капова пещера Наскальная живопись


Грот мамонта в Каповой пещере


Пещера Ласко человек и Бизон


Первобытное искусство пещера Руффиньяк


Капова пещера на Урале


Пещеры Альтамира и Ласко


Рюмин Шульган Таш


Капова пещера Шульган-Таш


Пещера НИО Наскальная живопись


Пещера Ориньяк Франция


Капова пещера


Бриллиантовый зал Шульганташ


Капова пещера на Урале


Южный Урал Игнатьевская пещера


Капова пещера музей


Шульган Таш наскальные


Росписи. Пещера Шове. Франция. Палеолит.


Ущелье Валлторта Испания


Пещера Магура Наскальная живопись


Наскальная живопись Шульган Таш


Капова пещера Шульган-Таш


Наскальные рисунки Игнатьевской пещеры


Томская писаница петроглифы


Наскальная живопись в пещере Шульган Таш


Пещера Шульган Таш на карте Башкирии


Комментарии (0)

Написать

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Наскальные рисунки с изображением верблюда каменного века возрастом 40 000 лет, обнаруженные в пещере Уральских гор в России

Мир

Автор Каллум Патон

Росписи из Каповой пещеры на Южном Урале. Креатив Коммонс

Мир Археология Россия Верблюд Наскальные рисунки

Археологи, работающие в российских Уральских горах, обнаружили палеолитический рисунок двугорбого верблюда, которому, по их мнению, может быть до 40 000 лет и который может содержать секреты ранних миграций людей.

Изображение красно-охристого верблюда, обведенное черным углем, поразило специалистов, поскольку рисунок в Каповой горной пещере находится так далеко от мест, где люди каменного века могли видеть животных, говорится в сообщении МГУ.

Связанный: Гробница Иисуса Христа впервые датирована, открывая древний склеп, построенный намного раньше, чем считали эксперты не позднее 14 500 лет назад, когда на Южном Урале не было верблюдов. Таким образом, открытие подтвердило исследования, которые предполагают, что люди, жившие до 50 000 лет назад, мигрировали на огромные расстояния, вплоть до Франции и Испании.

Некоторые художественные приемы, размещение изображений в Каповой пещере, а также другие сохранившиеся человеческие свидетельства показали, что эти подземные святилища имеют связь с теми, что были найдены во франко-канрабрийском регионе — современной юго-восточной Франции.

Капова пещера находится в Башкирии, юго-западной области России, недалеко от границы страны с Казахстаном.

Пещера является одним из самых знаменитых образцов палеолитического искусства. Он наполнен изображениями фауны каменного века, такими как шерстистый носорог, бизон, лошадь и, конечно же, сам шерстистый мамонт.

Большинство изображений были созданы примерно между 17 000 и 19 000 лет назад. Также среди них продвинутые изображения рыб и антропоморфных фигур, смешивающих человеческие и животные черты.

Ранее обнаруженное изображение верблюда было обнаружено известным специалистом-реставратором из Андорры Юальдом Гийоме, который был приглашен Государственным управлением охраны культурного наследия Башкирии для очистки пещеры от граффити.

Изображения в Каповой примечательны использованием красного пигмента, а пещеры характеризуются частично размытыми формами, частично остатками стертых рисунков, частично следами палеолитической художественной деятельности неизвестного происхождения. Некоторые из найденных следов художественной деятельности включают нарисованные пальцами линии, отпечатки пальцев и, возможно, отпечатки нижней части ладони.

Раскопки и реставрационные работы на памятнике провел В.С. Житенев, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ, ведущий исследователь Каповой и близлежащей Игнатьевской пещер.

Запрос на перепечатку и лицензирование, внесение исправлений или просмотр редакционных правил

Похожие истории

  • США достигли дна с Россией
  • Человеческие кости могут наконец обнаружить автора свитков Мертвого моря
  • Найден подводный замок с древними «волшебными дымоходами»
Премиум-подпискаЦифровая + Ежемесячная (пробная версия без рекламы)
  • Журнал Newsweek с доставкой на дом
  • Неограниченный доступ к Newsweek.com
  • Без рекламы Newsweek.com
  • Доступ к приложениям для iOS и Android
  • Все информационные бюллетени 90 + 40 подкастов

    Подпишитесь сейчас

    • Неограниченный доступ к Newsweek.com
    • Без рекламы Опыт Newsweek.com
    • Доступ к приложению для iOS и Android
    • Все информационные бюллетени + подкасты

    Подписаться

    Ученые обнаружили в Уральских горах верхнепалеолитический наскальный рисунок верблюда

    Фото: Владислав Житенев/Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

    В Каповой пещере (Южный Урал) обнаружено древнее изображение двугорбого верблюда. Возраст картины предварительно оценивается от 14 500 до 37 700 лет, когда на Южном Урале не было верблюдов. Это открытие подтверждает мнение исследователей о том, что художники эпохи верхнего палеолита могли мигрировать на большие расстояния.

    Изображение в форме верблюда выполнено красной охрой и частично обведено углем. Это уникальное открытие сделал известный специалист-реставратор из Андорры Эудаль Гийоме, приглашенный Государственным управлением охраны культурного наследия Башкирии для очистки пещеры от граффити.

    «Эта картина, расчищенная на известном с конца 1970-х годов полихромном панно «Кони и знаки», не имеет аналогов в художественных комплексах пещер Франции и Испании, но имеет некоторое сходство с верблюжья живопись из Игнатьевской пещеры. Теперь она, вероятно, станет значимым изображением в верхнепалеолитическом пещерном бестиарии Южного Урала», — говорит В. С. Житенев, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ, ведущий исследователь Каповой и Игнатьевской пещер.

    «Возраст рисунков на этом панно пока точно установить нельзя, но результаты уран-ториевого датирования кальцитовых отложений, на которых нарисовано изображение, и покрывающих его, однозначно показывают, что временной период, в течение которого рисунок выполнен в эпоху верхнего палеолита, то есть не ранее 37700 лет назад и не позднее 14500 лет назад.В ходе раскопок Каповой пещеры был обнаружен только верхний слой отложений со следами деятельности палеолитических мастеров, около с 17 000 до 19

    Художественные особенности и расположение изображений, а также следы деятельности человека в пещере свидетельствуют о том, что традиции организации подземных святилищ в Верхний палеолит зародился во франко-кантабрийском регионе.Однако на таком удалении от основного европейского скопления пещерных памятников с настенными росписями неизбежно возникала локальная специфика в развитии изобразительных традиций.

    Длительная эволюция традиций наскального искусства в регионе свидетельствует тот факт, что люди, жившие на Южном Урале в ледниковый период, рисовали не только изображения лошадей, бизонов, мамонтов и шерстистых носорогов, которые были широко распространены в европейских пещерах, но и изображения местной фауны. Анализ каменных орудий подтверждает предположение.

    «Очень показательно, что этот верблюд ярко подтверждает теорию о волжско-каспийском направлении связей людей, создавших святилище в Каповой пещере. Это направление ранее было основано на использовании украшений из ископаемых раковин, привезенных из Тем более, что это направление очень интересно с точки зрения возможного распространения традиций создания пещерных святилищ с настенными росписями, если рассматривать карпатские пещеры с настенными росписями ледникового периода», — поясняет Владислав Житенев. «Не менее важным, наряду с обнаружением рисунка верблюда, является то, что были счищены фрагменты формы другого животного, по-видимому, мамонта.

    Это первое хорошо сохранившееся изображение шерстистого гиганта ледникового периода на на среднем уровне пещеры.Очистка кальцита от вновь обнаруженных фигурок подтвердила теорию о значительном сходстве общей структуры визуальных панелей с ведущими изображениями лошадей и крупными геометрическими фигурами, в которых можно увидеть изображения животных.Сходство в расположении вертикальных и горизонтальных фигур (точнее, явных композиций) на панелях, расположенных на двух разных этажах, свидетельствует о глубокой связи идей, высказанных палеолитическими художниками.Верхний и средний уровни соединяет тринадцатиметровая высокий вертикальный колодец».

    В декабре археологи МГУ продолжат исследования палеолитического искусства в Каповой и Игнатьевской пещерах. Зимой стены подземных залов и галерей намного суше, чем летом, что облегчает раскрытие мельчайших деталей росписей. Также будет продолжен мониторинг состояния настенных росписей с целью изучения влияния динамических факторов подземной среды на геохимические процессы, связанные с разрушением настенных росписей. Он осуществляется в рамках совместного проекта со специалистами Шульган-Ташского заповедника.

    Капова пещера

    Капова пещера находится в Башкирии, в 400 км от Уфы, на территории заповедника Шульган-Таш. Пещера является одним из самых известных мест палеолитического париетального искусства в Европе. Среди изображенных изображений можно встретить таких ярких представителей мамонтовой фауны, как шерстистый носорог, бизон, лошадь и, конечно же, сам шерстистый мамонт. Настенные росписи были созданы примерно 17 000 – 19 000 лет назад. Особый интерес представляют редко встречающиеся на европейских памятниках фигуры рыб и зооантропоморфная фигура (миксоморф, сочетающий черты человека и животного).

    Основной массив изображений в Каповой пещере составляют неидентифицируемые пятна красного пигмента, представляющие собой частично размытые формы, частично остатки стертых рисунков, частично следы палеолитической художественной деятельности неизвестного происхождения. Некоторые из найденных следов художественной деятельности представляют собой пальчиковые линии, отпечатки пальцев и, возможно, отпечатки нижней части ладони.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *