Капова пещера: мамонты, краски и жертвы
На историческом факультете МГУ мне сразу сказали:»Хотите написать про крупные открытия — тогда вам к Житенёву, у него точно что-то есть». Доцент кафедры археологии В.C.Житенёв руководит Южно-Уральской археологической экспедицией. Главный объект изучения — Капова пещера, в которой за последние полвека было сделано немало сенсационных находок.
(статья из журнала «Кот Шрёдингера» № 4-5, 2017)
Найти картину под землёй
Капова пещера расположена в Башкирии, в трёхстах с лишним километрах от Уфы. Её название связывают то со словом «капать» (как и в большинстве карстовых пещер, с потолка здесь течёт влага), то со словом «капище». Лично мне вторая версия кажется интересней, ведь на протяжении тысячелетий эта пещера служила местом проведения ритуалов. Люди не жили в ней; скорее всего, их хижины располагались где-то в лесу неподалёку. Но из поколения в поколение проникали сюда, чтобы совершать обряды или иные коллективные действия. Какие именно, до конца не понятно.
Начнём с истории изучения объекта. Открыли его ещё в XVIII веке, но ничего примечательного не заметили: пещера как пещера, таких в стране сотни, а то и тысячи. Настоящая слава пришла сюда в конце 50-х годов XX века.
Был такой человек — Александр Рюмин, учёный, упрямец и немножко авантюрист. Чуть ли не с детства у него была мечта: найти в России наскальные рисунки людей верхнего палеолита — эпохи мамонтов и ледников.
Более поздние изображения, относящиеся мезолиту и неолиту, были уже широко известны. Их находили и на Урале, и в других частях страны. А вот палеолитическая живопись на тот момент была найдена только в одном месте — в пещерах Франции и Испании (Франко-кантабрийский регион). Считалось, что это местная культурная особенность.
Рюмин окончил биологический факультет МГУ, написал диссертацию, но защититься не успел — началась война. Он прошёл путь от рядового до подполковника, за Днепровскую операцию был представлен к званию Героя Советского Союза, правда, награду так и не получил. Под Кёнигсбергом был тяжело ранен — врачи считали, что останется инвалидом. Но он выздоровел и вернулся к экспедиционной работе. Наверное, упрямство победило.
После войны Рюмин устроился научным сотрудником в Прибельский филиал Башкирского заповедника. Именно там, по его мнению, вероятнее всего можно было найти рисунки времён палеолита: ледник сюда не доходил, горные хребты защищали этот район от холода.
В 1959 году Рюмин решил осмотреть находящуюся в заповеднике Капову пещеру. «После долгих поисков, устав и отчаявшись найти рисунки, решили возвращаться… У меня остались надежда и последние полчаса. Я снова подумал, где лучше искать рисунки…» — вспоминал он (цит. по: Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве, 2011). Нужно было уходить из пещеры и вообще заниматься биологией, а не поисками несуществующих наскальных рисунков. Но в самый последний момент Рюмину бросилось в глаза красноватое пятно на стене. Присмотревшись, он увидел силуэт лошади. Вскоре нашёл ещё и мамонтов, медведей, других животных.
Рюмину вначале не поверили: мол, для Пиренеев это нормально, в Южной Америке или в Африке тоже можно что-то поискать, но чтобы в нашей суровой стране… Фантазии всё это и игра воображения! К тому же автор открытия был биологом, и археологи воспринимали его как дилетанта.
Чтобы окончательно развеять «нездоровую сенсацию», в 1960 году в Капову пещеру делегировали знаменитого советского археолога Отто Бадера. Он выяснил, что некоторые настенные рисунки действительно были плодом воображения Рюмина. Это вызвало у учёного ярость. Но в той же пещере Бадер обнаружил и вполне реальные изображения, подобные тем, которые прежде находили только в Южной Европе. Это вызвало восторг.
Уже в наше время с помощью радиоуглеродного и уран-ториевого методов датирования удалось установить возраст следов древнего искусства: от 16 000 до 19 500 лет. Но есть и находки, которые относят к XII–IX векам до нашей эры. Получается, что люди приходили сюда с некими ритуальными целями на протяжении многих тысячелетий. От так масштаба времени становится как-то не по себе.
От Франции до БашкирииС 60-х годов XX века археологи работают к Каповой пещере почти каждый сезон. И всякий раз находят всё новые и новые объекты, которые переворачивают наши представления о первобытном мире. Последние десять лет Южно-Уральской археологической экспедицией МГУ руководит Владислав Житенёв.
«Каменный ёжик» — так называют его между собой студенты. Я бы на такое прозвище не обижался. «Каменный» — поскольку занимается каменным веком, изучает каменную пещеру. И характер упорный. «Ёжик» — это, наверное, за стоящие торчком густые волосы. Ну и за элемент детского азарта. Когда он рассказывает о своих исследованиях, начинаешь грустить, что выбрал такую скучную профессию, как журналистика.
— Вам про свежие находки? Вот, пожалуйста. В пещере есть рисунок, нечто среднее между человеком и мамонтом, очень своеобразный. Его давно открыли. А сейчас мы обнаружили рядом в щели между камнями украшение — просверленную гальку. Я уверен: её там спрятали, а не потеряли. Мы не в первый раз находим такие «закладки». Обнаруживались разные изделия из кости и камня. Зачем их прятали? Мы этого не знаем!
Фразу «мы этого не знаем» Владислав за время беседы повторил раз двадцать. Без разочарования или безысходности, скорее наоборот — предвкушая неизбежную развязку: мол, мы пока не знаем, но будем много работать, много думать и обязательно во всём разберёмся.
— Другая находка последнего сезона — осколки плит с рисунками. Я уверен, что это результат целенаправленного поведения древних людей. На плитах рисовали, потом разбивали и часть прятали. Так же поступали с фигурками из глины и бивней на других стоянках охотников на мамонтов.
Но зачем разбивать произведение искусства?
— Непонятно. Есть много идей на эту тему. Знаете, у костра в экспедиции можно дать волю фантазии. При желании можно даже увидеть в наскальных рисунках изображения инопланетян. Но это всё не наука, точного знания пока нет, — объясняет мне Житенёв. — А ещё в минувшем году наши студенты обнаружили некий ритуальный объект: размером с небольшую подушку. В центре сталактит, по бокам кости летучих мышей и запасы красной краски — охры.
Как я понял из рассказа Владислава, с краской вообще всё непросто. Её в пещере явно больше, чем нужно было, чтобы нарисовать мамонта или лошадь.
— Во многих местах мы находили явные следы, как будто на стены специально брызгали краской. Что они делали с таким количеством охры? Может быть, тела свои раскрашивали, может, для каких-то других целей использовали. Но явно краска им нужна была не для бытовых нужд, а для чего-то сакрального…
В мае этого года Владислав Житенёв защищает в МГУ докторскую диссертацию об исследованиях в Каповой пещере [защита состоялась 29 мая 2017 года — прим. редактора сайта]. Автореферат я читал полночи — почти как роман. Больше всего меня поразило, что формально специальность называется «история», но в исследовании намешано множество наук. Тут и ядерная физика (возраст определять), и зоология (какие животные где и когда обитали), и минералогия (откуда какие камни) и так далее.
Главный тезис в следующем: «…впервые в ходе комплексного исследования зафиксированы, исследованы и классифицированы многие новые типы следов деятельности человека в Каповой пещере, которые в результате обобщения с материалами предшественников позволили создать целостную картину использования подземной полости в качестве верхнепалеолитического святилища. Выявленные свидетельства деятельности человека позволили обосновать глубокую связь характера деятельности человека в Каповой пещере и памятников с настенными изображениями Франко-Кантабрии».
То есть все эти рисунки, ритуальные объекты, разбитые плитки, спрятанные украшения и прочее практически в точности совпадают с тем, что находят в пещерах Испании и Франции. Люди в пещере вели себя одинаково даже в мелочах.
— Между Башкирией и Пиренейским полуостровом около четырёх тысяч километров. При этом следы многих ритуалов полностью совпадают: очень похожие организация святилища, правила поведения в нём. Это независимые явления или культуры как-то связаны между собой? Мы склоняемся к тому, что связаны.
И как им удавалось обмениваться информацией? Интернета-то не было, как, впрочем, и обычных дорог.
— Это одна из главных загадок Каповой пещеры. Мы видим факты: люди от Атлантики до Урала использовали одни и те же культурные практики. А вот как они их передавали, неизвестно. Можно предположить, что в результате миграции. Но, перемещаясь по континенту, люди из поколения в поколение детально воспроизводили ритуальные практики. Это, кстати, стоит учитывать, когда мы говорим о современных мигрантах. Люди могут сменить технологии, пищевой рацион и многое другое. Ритуальное поведение остаётся стабильным гораздо дольше.
Дело о девичьем черепеНа кафедре археологии истфака МГУ хранится череп. Он уже стал мировой знаменитостью — далеко не каждая находка удостаивается статьи в Nature. Обнаружили его несколько лет назад студенты — разумеется, в Каповой пещере.
— Почти весь состав нашей экспедиции — студенты. Для них это обязательная практика, даже если специализируешься на истории XX века. Чтобы отличать науку от ненауки, очень важно делать что-то своими руками, — поясняет Житенёв. — Сей череп доказывает, что студенты на раскопках — это хорошо. На поверхности торчала лишь его макушка. Я был уверен, что это натёки кальцита. Но студенты ходили за мной по пятам: давайте посмотрим, давайте достанем. Мне это надоело. И вот она, наша уникальная находка.
Наскальные рисунки в Каповой пещере относятся к палеолиту — они сделаны больше десяти тысяч лет назад. А череп принадлежал человеку куда более поздней эпохи: это конец бронзового века, межовская культура, примерно IX–XIII века до нашей эры. В Египте и Передней Азии уже существовали централизованные государства, строились города, велись войны. А здесь, на Урале, жило некое племя со странными ритуалами, для которых они и использовали Капову пещеру.
Что можно сказать о черепе?
— Это была вполне здоровая девушка, которая погибла от удара в голову острым предметом в возрасте 15–19 лет. Мы уверены, это было жертвоприношение, — нагнетает Житенёв.
Почему вы так в этом уверены? Может, её убили на войне. Или в драке. Из ревности. Или медведь в лесу задрал?
— Если бы это было убийство или медведь, сохранились бы и остальные части скелета. А в том месте были свалены самые разные кости: животных, людей — юношей и девушек. И всего один череп. Эти кости явно откуда-то принесли. Уже находили похожий склад костей, и там тоже был череп девушки. Это непохоже на войну или болезнь. Скорее всего, их убивали ударом в висок — метод относительно гуманный, поскольку смерть наступала мгновенно. Происходило это не в пещере.
А где?
— Мы этого не знаем. Вероятно, жертвы какое-то время лежали на воздухе, а потом их останки переносили в пещеру.
Почему вообще приносились жертвы? Это был культ?
— Тоже до конца не понятно. Единственное, что мы пока можем сказать: в башкирском эпосе есть сюжет, как девушек приносили в жертву хозяину озера. Но это сказание впервые было записано в XVIII века. Разница во времени — несколько тысячелетий. Как культурная информация могла сохраняться столь долгое время? Мы не знаем.
Что можно сказать об этой девушке: как она жила, как выглядела, во что была одета? Почему ее выбрали для жертвоприношения?
— Увы, пока почти ничего не известно.
Но хотя бы определить, чем она питалась, можно?
— Из её зубов и зубов других людей, найденных рядом, удалось выделить ДНК, благодаря чему наш череп и попал в Nature — в статью о геномике населения Евразии в бронзовом веке. Молекулярные биологи установили наличие довольно редкой гаплогруппы R1b. Ещё генетический анализ показал, что эта девушка без проблем могла пить молоко, много молока — у неё были ферменты, позволявшие переваривать лактозу. Но делала она это или нет, неизвестно.
Снова тайна. Вполне возможно, лет через десять — двадцать в этой загадочной истории появятся новые ответы, новые детали. И новые поводы произнести интригующее «мы пока не знаем».
Автор статьи: Григорий Тарасевич
Источник: Официальный сайт Всероссийского Фестиваля науки
Рисунки в Каповой пещере
Башкортостан издавна известен своими пещерами — упоминания о них встречаются в народном эпосе и путевых заметках арабских купцов, на территории современной Башкирии их насчитывается около 700 — треть всех пещер Урала и Предуралья.
Здесь находится самая глубокая пещера Урала — Победа, самая длинная — Сумган, и самая знаменитая — Шульган-Таш, или Капова пещера.
Первым российским исследователем Каповой пещеры можно считать статского советника Рычкова, который включил статью о ней в сборник «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих». Статья называлась «Описание пещеры, находящейся в Оренбургской губернии при реке Белой, которая из всех пещер, в Башкирии находящихся, за славную и наибольшую почитается». Это была первая российская публикация о пещерах. Помимо яркого описания и эмоциональных характеристик, Рычков в своей статье упомянул, что в одном из ходов пещеры нашел «сухую человеческую голову».
Свою известность Капова пещера приобрела в 1959 году, когда зоолог Александр Рюмин, спустившись под землю в поисках летучих мышей, а нашел (небывалая удача!) «фрески» с изображением лошадей, носорогов, антропоморфа (человека с клювом) и мамонтов с мамонтятами. Последние и позволили ученым предположить, что осваивать пещеру древний человек начал минимум четырнадцать тысяч лет назад – на излете каменного века. В дальних залах первого этажа пещеры обнаружены красные изображения геометрического характера в виде лестниц, хижин, треугольников и косых линий. Аналогичные рисунки есть и на втором этаже пещеры. Древние фигуры достаточно большие – их размер колеблется от 44 до 112 сантиметров.
Это стало настоящей мировой сенсацией — ученые того времени считали, что рисунки ископаемых животных эпохи палеолита характерны лишь для Западной Европы — столь древняя наскальная живопись встречается в мире еще только во Франции и Испании.
С этого момента Капова пещера приобрела статус важного историко-культурного комплекса, равного которому нет в Восточной Европе.
В среднем и верхнем ярусе пещеры ученые насчитали более 30 рисунков, нанесенных на стены красной охрой. Это не только изображения животных, но и стилизованные геометрические фигуры виде лестниц, хижин, треугольников и косых линий, рисунки верхнего яруса датируются эпохой раннего палеолита, а их авторство приписывается предку современного человека — кроманьонцу. Рисунки нижнего этажа — более поздние, нанесены они, вероятно, в конце ледникового периода. Рисунки достаточно большие — их размер колеблется от 44 до 112 сантиметров. Долгое время ученых мучил вопрос — почему на потолке и стенах пещеры так мало копоти, ведь для того, чтобы выполнить рисунки, нужен был свет, а единственным его источником могли быть только факелы. Не так давно уфимские археологи разгадали эту загадку, найдя жировую лампу, которой пользовались древние люди.
В одном из залов с наскальными рисунками обнаружены черепа, один из которых, по мнению ученых, принадлежит девушке.
Древние люди хоронили головы особо почитаемых людей отдельно от их тел — в знак благодарности и преклонения. Эти находки представляют огромный интерес для науки.
Сегодня Капова пещера входит в состав заповедника «Шульган-Таш» и является его главной достопримечательностью.
Капова пещера находится в 7 км севернее деревни Иргизлы Бурзянского района Башкирии, в подножии правого склона долины реки Белой, вход в нее располагается на южном склоне горы Сарыкускан и являет собой тоннель, уходящий вглубь горы.
Огромная входная арка имеет высоту около 20 и ширину 40 м, слева от нее расположено озеро, из которого вытекает бурная речка Шульган.
По возрасту Шульган-Таш можно древней пещерой: геологи считают, что ее формирование началось не менее 3-5 млн. лет назад.
Происхождение названия «Капова» точно неизвестно, в последние годы за ней закрепилось исторически сложившееся местное название Шульган-Таш. Первая часть в переводе с башкирского означает «исчезла», а вторая — «камень», «гора». В 2,5 км севернее от входа в пещеру под землей в карстовой воронке «исчезает» речка «Шульган».
Протекая дальше под землей и растворяя древнейшие известняки, речка образовала огромные коридоры и залы пещеры, а затем Шульган появляется в виде бурного родника, вытекающего из глубокого озера рядом с входом в пещеру — как будто пещера рождает реку с прозрачной чистейшей водой…
Вода в озере, кстати, непригодна для питья из-за примесей, но используется для лечебных ванн.
Шульган-Таш входит в десятку самых длинных и глубоких пещер Урала, это самая значительная многоэтажная горизонтальная пещера Башкортостана: по объему и площади пещерных ходов она занимает в республике третье место.
При подходе к Каповой пещере можно увидеть «Грот мамонта», расположенный в отдельной скале, сама же пещера представляет собой трехэтажную спелеосистему протяженностью около 3-х км и высотой порядка 260 м, с крупными залами, галереями и коридорами.
В галереях и залах, расположенных на разных уровнях, сформирован разнообразный внутренний пещерный микроклимат. Каждому ярусу свойственен собственный режим температуры, влажности и циркуляции воздуха.
Первый этаж тянется на триста метров в длину, второй — до сих пор почти не изучен, поскольку путешествовать по залам и переходам второго этажа весьма небезопасно: практически на каждом шагу подстерегают неожиданные глубокие расщелины и обрывы. Чтобы подняться на второй этаж, надо преодолеть высокий вертикальный колодец — как это проделывал древний человек, ученым до сих пор неясно, возможно, в то время у пещеры был еще один вход.
На нижнем ярусе протекает речка Шульган.
В пещере обнаружен самый большой в Европе «сильфон» (полость, полностью заполненная водой), который имеет в диаметре 400 м.
В Каповой пещере много широких коридоров и залов: зал Хаоса, зал Рисунков, зал Знаков, Бриллиантовый и Купольный залы. В Зале знаков найдено место постоянного пребывания человека: обнаружены каменные орудия труда и быта, охра, древесные угли и зола 15-17-тысячелетней давности.
Пожалуй, самый востребованный зал пещеры — Танцевальный. Так назвали его когда-то круглую форму и идеально ровную поверхность глинистого пола. Здесь люди ищут спасения от аллергии и других болезней: в идеально чистом пещерном воздухе нет ни единого микроба, а сама обстановка пещеры (полумрак, древние каменные своды и неумолкающий мелодичный плеск капели) снимает все стрессы с перегруженной нервной системы усталого жителя техногенного мира.
Раньше пещера славилась богатыми натечными образованьями — сталактитами, сталагмитами, флагами, кальцитовыми цветами, ванночками, пещерным жемчугом. ..
К сожалению, наши нью-неандертальцы обломали и растащили почти все сталактиты (это же так романтично!), за исключением тех, что не смогли унести, а взамен разукрасили залы шедеврами типа «Валя и Петя из Урюпинска здесь были». Из-за этого с 1971 года посещение пещеры «дикими» туристами запрещено, и заповедник приступил к её круглосуточной охране. Но нет преграды, которая удержит искателей приключений — металлические решетки разгибались и выламывались, и современные дикари получали доступ к древним сокровищам. Из сохранившихся богатств — гигантский сталагмит, который находится на верхнем этаже и имеет высоту 3 м, а ширину в основании — 8 м, а в самых дальних частях пещеры еще сохранились кальцитовые натеки, кораллы и другая красота.
Но и ограничение и упорядочивание потока туристов в пещеру проблемы не решает — работникам заповедника приходится регулярно проводить в пещере «профилактические дни», выгребая из древнего святилища то, что оставили после себя «благодарные» экскурсанты.
Мало кто задумывается над тем, что если кинуть веточку, тряпочку, бумажку и прочий мусор — то в пещере появится органика — а значит, и микробы, и пещера перестанет быть такой, какой её создала природа…
Шульган-Таш по-прежнему остается местом паломничества туристов со всего мира, что самым негативным образом сказывается на состоянии наскальных рисунков. Ученые считают, что для сохранения рисунков необходимо поддержание постоянного микроклимата пещеры, который несовместим с посещениями пещеры людьми. С недавних пор рисунки начали тускнеть, и есть опасение, что они исчезнут совсем. Один из способов сохранить уникальный памятник древней культуры — применение системы «консервации» фресок.
С пещерой Шульган-Таш связано множество преданий и легенд, в свое время это был настоящий мифологический центр: считалось, что здесь обитает дух Урал — батыра в облике огромного всадника на крылатом коне Акбузате. Тому, кто его увидит — будет сопутствовать удача.
Есть также поверье, что здесь обитал подземный народ во главе с Хозяином пещеры — дивом.
У подземного народа хранилось много золота, их мельницы приводились в действие подземными реками, а еще они делали отличное оружие. Согласно преданию, если окажешь какую-либо услугу Хозяину пещеры, то в благодарность получишь от него везение в жизни.
Считается, что именно в этих местах зародились уникальные памятники башкирского народного творчества: «Бабсак и Кусякбей», «Урал батыр», «Акбузат».
Капова пещера. Сокровища Рифейских гор
Капова пещера
Шульган-таш, или Капова пещера, расположена на правом берегу реки Белой на территории федерального природного заповедника. Это трёхэтажная спелеосистема — с большими залами, галереями, подземными озёрами. Внутри протекает река Шульган. Пещера протянулась более чем на два километра. Учёные полагают, что её возраст — около миллиона лет.
Если Ирбитский Писаный камень оказался в центре внимания учёных ещё три столетия назад, то одна из крупнейших карстовых пещер на Южном Урале до середины прошлого века таила свои главные сокровища от посторонних глаз.
Шульган-таш, или Капова пещера. Открытые здесь в 1959 году наскальные рисунки стали настоящей сенсацией. На стенах пещеры зоологом А.В. Рюминым были обнаружены изображения древних животных — мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов. Это были хорошо сохранившиеся рисунки эпохи палеолита!
(Сегодня пещер с палеолитическими рисунками древних людей в России известно три: Капова в Башкирии, а также Игнатьевская и Колокольная пещеры у деревни Серпиевка в Челябинской области. Самые многочисленные, красивые и выразительные рисунки расположены именно на стенах Каповой пещеры: они относятся к лучшим образцам пещерной живописи Европы.)
Когда об открытии подобных рисунков в пещере Альтамира впервые объявил испанец Марселино де Саутуола (это случилось в далёком 1879 году), ему долго не верили. Саутуолу даже обвиняли в сговоре с целью мистификации, заподозрив его друга, профессионального французского художника, в том, что он мог собственноручно выполнить эти рисунки.
Тогда не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского. И поверить в то, что в Европе, за много веков до постройки Египетских пирамид, существовало искусство, достойное восхищения, было трудно.
Открытие Рюмина было совершено через шестьдесят лет после споров, вызванных рисунками из Альтамиры. К тому времени наскальные изображения были обнаружены во многих пещерах на территории Западной Европы, и в подлинности подобных открытий уже никто не сомневался. Зато к середине ХХ века почти никто не сомневался и в том, что что изображения вымерших палеолитических животных встречаются только во Франции и Испании!
А вот московский учёный Александр Владимирович Рюмин сомневался.
Анализируя древнейшую историю человечества, он пришёл к выводу, что палеолитическая культура должна была развиваться не только в Западной Европе, но и в нескольких других регионах. Наиболее перспективным для поисков вещественных доказательств этой теории он считал Южный Урал.
Рюмин поступил на работу в Башкирский заповедник (где и находится пещера Шульган-таш), и после длительных изысканий всё-таки нашёл палеолитические рисунки! Теория существования Южно-Уральского очага развития первобытной культуры получила неопровержимые доказательства.
Вот и получается, что «человек рисующий» проживал в эпоху палеолита не только в Западной части Европы, но и на Урале. В таком случае, история уральской художественной культуры насчитывает как минимум 14 с половиной тысяч лет!
Всего в Каповой пещере обнаружено около двух сотен изображений, из них относительно хорошо сохранилось около трёх десятков. Рисунки располагаются довольно низко над полом пещеры. Изображения крупные — от полуметра до метра и более величиной. В основном это животные, и все они двигаются в одну сторону.
Вот, скорее всего, бизон — нарисованный просто, без затей, и похожий отчасти на крупную отборную фасолину с четырьмя ногами: низко посаженная голова словно составляет с горбатым туловищем одно целое. Набычившись, он выставил вперёд короткие, изогнутые рога.
А вот носорог — с длинным, похожим на кривой клинок, рогом, вздёрнутым кверху. Спина его выгнута вниз, словно под тяжестью огромного брюха. Он тоже упрямо двигается влево. Перед тобой древний, уже не существующий в природе, носорог — шерстистый. Вертикальными линиями первобытный художник обозначил свисающие по бокам животного длинные шерстяные пряди.
Есть здесь и дикие лошади, вот одна из них — крепкая, с высокой холкой, со спутанной гривой и длинной задумчивой мордой. Но больше всего изображений мамонтов. Мохнатые, большие, они бредут, горбатя свои покрытые свалявшейся шерстью спины, до времени смирно опустив хоботы и длинные, загибающимися кверху бивни. Среди взрослых гигантов бодро ковыляет и трогательный малыш мамонтёнок.
Изображения этих животных выполнены в виде контурных рисунков на очень плотных известняках. (Может быть, потому, что поверхность стен очень плотная, в Каповой пещере и нет так называемых петроглифов — не нарисованных, а выгравированных на камне рисунков, нередко встречающихся в западноевропейских пещерах.)
Рисунки — почти все — сделаны красной охрой. Эта краска готовится из красящего вещества (пигмента), содержащегося в глинах, богатых железом. Любопытно, что при исследовании культурных отложений возле рисунков обнаружены осколки каменного и глиняного сосудов, где хранилась краска! Охра, кстати, бывает не только красного, но также жёлтого и коричневого оттенков: этот натуральный пигмент и теперь используют при изготовлении красок.
Есть в Каповой пещере и более редкие изображения, выполненные в два цвета — красной охрой и чёрной краской на основе угля, или, возможно, окиси марганца.
Может, я тебя разочарую, но всё же вынуждена сообщить — сегодня для туристов, приехавших в заповедник, частью которого является пещера, доступ к подлинным первобытным рисункам закрыт. Это сделано для того, чтоб микроклимат Шульган-таш существенно не менялся, а древние изображения не портились.
В ближней ко входу части пещеры экскурсантам — наверное, в утешение — демонстрируют довольно искусно выполненные копии рисунков в натуральную величину. А недавно сотрудники заповедника сделали интерактивный фото тур по всей пещере, благодаря которому совершить виртуальное путешествие по Шульган-таш теперь может любой желающий.
Ученые обнаружили в Уральских горах верхнепалеолитический наскальный рисунок верблюда
Фото: Владислав Житенев/Московский государственный университет им. М.В. ЛомоносоваВ Каповой пещере (Южный Урал) обнаружено древнее изображение двугорбого верблюда. Возраст картины предварительно оценивается от 14 500 до 37 700 лет, когда на Южном Урале не было верблюдов. Это открытие подтверждает мнение исследователей о том, что художники эпохи верхнего палеолита могли мигрировать на большие расстояния.
Изображение в форме верблюда выполнено красной охрой и частично обведено углем. Это уникальное открытие сделал известный специалист-реставратор из Андорры Эудаль Гийоме, приглашенный Государственным управлением охраны культурного наследия Башкирии для очистки пещеры от граффити.
«Эта картина, расчищенная на известном с конца 1970-х годов полихромном панно «Кони и знаки», не имеет аналогов в художественных комплексах пещер Франции и Испании, но имеет некоторое сходство с верблюжья живопись из Игнатьевской пещеры. Теперь она, вероятно, станет значимым изображением в верхнепалеолитическом пещерном бестиарии Южного Урала», — говорит В. С. Житенев, руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ, ведущий исследователь Каповой и Игнатьевской пещер.
«Возраст рисунков на этом панно пока точно установить нельзя, но результаты уран-ториевого датирования кальцитовых отложений, на которых нарисовано изображение, и покрывающих его, однозначно показывают, что временной период, в течение которого рисунок выполнен в эпоху верхнего палеолита, то есть не ранее 37700 лет назад и не позднее 14500 лет назад.В ходе раскопок Каповой пещеры был обнаружен только верхний слой отложений со следами деятельности палеолитических мастеров, около с 17 000 до 19
Художественные особенности и расположение изображений, а также следы деятельности человека в пещере свидетельствуют о том, что традиции организации подземных святилищ в Верхний палеолит зародился во франко-кантабрийском регионе.Однако на таком удалении от основного европейского скопления пещерных памятников с настенными росписями неизбежно возникала локальная специфика в развитии изобразительных традиций.
Длительная эволюция традиций наскального искусства в регионе свидетельствует тот факт, что люди, жившие на Южном Урале в ледниковый период, рисовали не только изображения лошадей, бизонов, мамонтов и шерстистых носорогов, которые были широко распространены в европейских пещерах, но и изображения местной фауны. Анализ каменных орудий подтверждает предположение.
«Очень показательно, что этот верблюд ярко подтверждает теорию о волжско-каспийском направлении связей людей, создавших святилище в Каповой пещере. Это направление ранее было основано на использовании украшений из ископаемых раковин, привезенных из Тем более, что это направление очень интересно с точки зрения возможного распространения традиций создания пещерных святилищ с настенными росписями, если рассматривать карпатские пещеры с настенными росписями ледникового периода», — поясняет Владислав Житенев. «Не менее важным, наряду с обнаружением рисунка верблюда, является то, что были счищены фрагменты формы другого животного, по-видимому, мамонта. Это первое хорошо сохранившееся изображение шерстистого гиганта ледникового периода на на среднем уровне пещеры.Очистка кальцита от вновь обнаруженных фигурок подтвердила теорию о значительном сходстве общей структуры визуальных панелей с ведущими изображениями лошадей и крупными геометрическими фигурами, в которых можно увидеть изображения животных.Сходство в расположении вертикальных и горизонтальных фигур (точнее, явных композиций) на панелях, расположенных на двух разных этажах, свидетельствует о глубокой связи идей, высказанных палеолитическими художниками.Верхний и средний уровни соединяет тринадцатиметровая высокий вертикальный колодец».
В декабре археологи МГУ продолжат исследования палеолитического искусства в Каповой и Игнатьевской пещерах. Зимой стены подземных залов и галерей намного суше, чем летом, что облегчает раскрытие мельчайших деталей росписей. Также будет продолжен мониторинг состояния настенных росписей с целью изучения влияния динамических факторов подземной среды на геохимические процессы, связанные с разрушением настенных росписей. Он осуществляется в рамках совместного проекта со специалистами Шульган-Ташского заповедника.
Капова пещера
Капова пещера находится в Башкирии, в 400 км от Уфы, на территории заповедника Шульган-Таш. Пещера является одним из самых известных мест палеолитического париетального искусства в Европе. Среди изображенных изображений можно встретить таких ярких представителей мамонтовой фауны, как шерстистый носорог, бизон, лошадь и, конечно же, сам шерстистый мамонт. Настенные росписи были созданы примерно 17 000 – 19 000 лет назад. Особый интерес представляют редко встречающиеся на европейских памятниках фигуры рыб и зооантропоморфная фигура (миксоморф, сочетающий черты человека и животного).
Основной массив изображений в Каповой пещере составляют неидентифицируемые пятна красного пигмента, представляющие собой частично размытые формы, частично остатки стертых рисунков, частично следы палеолитической художественной деятельности неизвестного происхождения. Некоторые из найденных следов художественной деятельности представляют собой пальчиковые линии, отпечатки пальцев и, возможно, отпечатки нижней части ладони. На некоторых панелях выявлено микростратиграфическое положение остатков намеренно стертых изображений, поверх которых палеолитический художник нарисовал новые формы и знаки животных.
Исследовать дальше
Ученый-акустик рассказывает о местонахождении наскальных рисунков
Предоставлено Московский государственный университет имени Ломоносова
Цитата : Ученые обнаружили в Уральских горах наскальный рисунок верхнепалеолитического верблюда (28 ноября 2017 г.) получено 9октябрь 2022 г. с https://phys.org/news/2017-11-scientists-upper-paleolithic-cave-camel.html
Этот документ защищен авторским правом. Помимо любой добросовестной сделки с целью частного изучения или исследования, никакие часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в ознакомительных целях.
Исследования палеолитического искусства | Институт археологии: новые экспедиции и проекты 2010-2014 гг.
Отличительные черты искусства верхнего палеолита, как наскальной живописи, так и переносного искусства, по-новому освещаются современными методами аналитической науки и техники визуализации.
В Каповой пещере (Шульган-Таш) на Южном Урале в сотрудничестве с Южно-Уральской археологической экспедицией Московского государственного университета им. Это самое восточное место пещерного искусства, расположенное в 4000 км от основного скопления расписных пещер в Европе; общее количество раскрашенных пещер, открытых от самой южной оконечности Пиренейского полуострова до Урала, составляет почти 300. Радиоуглеродные даты из культурных слоев палеолита Каповой попадают между 13,900 и 16 710 лет назад; ранее в культурном слое были обнаружены фрагменты вмещающей породы с рисунками, что, наряду со стилистическими чертами, характерными для верхнепалеолитического наскального искусства, позволяет исследователям связать нарисованные сцены с периодами эксплуатации пещеры. Росписи расположены на двух уровнях пещеры: ее среднем уровне (Купольная палата, палата знаков и палата хаоса) и верхнем уровне (комната рисунков). Картины Каповой в основном выполнены с использованием красного пигмента; разнообразие его оттенков, особенности использования природного рельефа стен в разных помещениях, наличие тайников с пигментами дают возможность уточнить рецептуры пигментов, их варианты, использовавшиеся в разное время, выявить источники сырья и решить другие вопросы. относительно технических и технологических особенностей росписей.
Гематит является основным ингредиентом исследованных пигментов, но различается размер его зерен, состав и структура подложки, на которой выполнены картины. Установлено, что в оформлении некоторых росписей заложен естественный рельеф стен Рисовальной палаты; светло-красный пигмент с мелкими зернами (менее 1 мкм) преимущественно наносился непосредственно на поверхность породы. Наряду с росписью ярко-красными красками на среднем уровне появились картины, выполненные пигментом вишневого оттенка, имеющим крупные кристаллы гематита. В изображении «решетки» оба цвета образуют суперпозицию. Анализ последовательности размещения этих пигментов при формировании двухцветного палимпсеста может иметь важное значение для уточнения относительной хронологии каповских росписей. Был идентифицирован еще один состав пигмента, используемого для росписи «трапеции» на панели «Лошади и знаки» в Зале Хаоса; это специфическая смесь крупных кристаллов гематита с углем. Многие картины в этой палате были сделаны на депозитах; предпочтение отдавалось более светлым участкам, покрытым отложениями кальцита, хорошо выделяющимися на серовато-коричневатой поверхности стены.
В пещере обнаружено несколько скоплений пигментов различного состава и оттенка, соответствующих цветам пигментов, используемых для росписи стен. Преимущественно они вскрылись между камнями в Зале Хаоса, имеющем сложный рельеф пола из-за обвала части потолка. Такие скопления обнаружены также в Купольной палате и в Чертежной палате.
Железосодержащие минеральные конкреции в непосредственной близости от пещеры могли быть источником сырья для получения пигмента, что было подтверждено экспериментально. С помощью рамановской спектроскопии и сканирующей электронной микроскопии определен состав коричневатых конкреций, содержащих гетит, анатаз, лепидокрокит и глинистое вещество. Экспериментально показана возможность получения пигментов путем отжига с последующим измельчением образцов руды. Определение фазового состава образцов до и после термообработки, а также изучение характеристик образцов при нагреве с применением термогравиметрического анализа показали, что основным процессом, происходящим при обработке, является превращение гетита в гематит. Этот процесс применялся для получения красного пигмента с древних времен.
Некоторые шедевры портативного искусства эпохи палеолита характеризовались использованием различных методов визуализации – гигапиксельной визуализации, УФ- и ИК-фотографии и визуализации с трансформацией отражения. Сравнение карт нормалей различных фрагментов на скульптуре зубра из Зарайска из бивня мамонта, имеющей красные и черные пятна разной текстуры, позволило подтвердить постдепозиционное происхождение следов черной материи. Изучение переносного и париетального искусства дает возможность более точно оценить его место в доисторической культуре, а также выявить технические и технологические особенности производственных приемов.
А.С. Пахунова,
В.С. Житенева,
Е.Г. Девлет
Позднепалеолитические наскальные рисунки и многолетняя мерзлота Южного Урала
%PDF-1.4 % 1 0 объект > эндообъект 2 0 объект >поток application/pdfdoi:10.1038/s41598-018-30049-w