Каракорумское шоссе на карте: Каракорумское шоссе | Серия ‘Самые летальные дорожные участки’

Содержание

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому шоссе

Ваш самый эпичный роудтрип: едем по Каракорумскому шоссе | Perito

Last War, Next War. Специальный проект Perito о том, как Путин строил и реставрировал национальную военную идею

PeritoНаправленияАзияПакистан

АвтомобильЭтнографияАрхитектураОзераКитайПакистанМаршруты

Дата публикации 13.11.2020

Культовое для всех путешественников высокогорное шоссе из Пакистана в Китай.

Павло Морковкин

текст

Две тысячи лет назад тут пролегал Великий шелковый путь, по которому шли караваны с товарами из Китая. Сейчас здесь чудо инженерной мысли — полторы тысячи километров асфальтового полотна, проложенного по непроходимой местности, вдоль глубоких ущелий и стремительных горных рек, мимо вечных льдов и самых высоких гор нашей планеты.

Почему стоит увидеть Каракорумское шоссе и как это сделать, нам рассказал путешественник, журналист и наш постоянный автор Паша Морковкин. Обязательно подпишитесь на его канал в телеграме @Trips and quips.

Каракорум: с чего все началось

В регионе, где соприкасаются Таджикистан, Пакистан, Афганистан и Китай, сходятся три высочайшие горные системы: Гималаи, Каракорум и Гиндукуш. Из 14 восьмитысячников нашей планеты пять находятся именно тут, в том числе и вторая вершина мира — Чогори (К2). Труднопроходимый рельеф сформировал здесь пеструю демографическую карту с разными народами, которые говорят на непохожих языках и имеют отличные традиции.

Столетиями здесь пролегал маршрут Великого шелкового пути. В Синьцзяне, на западе современного Китая, одна из его ветвей шла в Центральную Азию и дальше в Европу, а другая пересекала Каракорумский хребет, и по ней грузы шли к портам Аравийского моря. Вдоль всего Каракорумского шоссе есть памятники, оставленные купцами и паломниками из разных уголков Азии; некоторым из них больше двух тысяч лет.

Вплоть до второй половины XX века в этой части Пакистана не было нормальных дорог.

Но в 1947 году он стал независимым государством и потерял дорогу к своим северным территориям: во времена британского правления маршрут пролегал через индийский город Сринагар. Поскольку Индия тоже обрела независимость, пакистанцам срочно пришлось прокладывать другой маршрут, и их инженерные войска принялись расширять для внедорожников существующие караванные пути.

В 1958 году в долине реки Инд начинают строить первый участок той дороги, которая через 20 лет станет Каракорумским шоссе. В 1965 году строительство прервалось из-за войны с Индией, но в следующем году, когда военные инженеры вернулись к работе, план стал намного грандиознее.

На первом этапе планировалось построить дорогу, по которой смогли бы ездить грузовики, дотянуть ее до китайской границы и соединить с трассой, идущей с той стороны. В 1971 году эту фазу закончили, и летом из Китая поехали первые грузовики с товарами. Тогда же строители приступили ко второй части плана, согласно которой дорогу предполагалось превратить в шоссе.

В декабре работы опять пришлось прервать из-за очередной войны с Индией.

После разгромного поражения, с опустевшим государственным бюджетом, продолжать строительство было сложно, поэтому пакистанское правительство обратилось за помощью к Китаю. Большая часть пакистанского участка шоссе построена именно китайскими рабочими: их было около 10 тысяч против шести тысяч пакистанцев, а еще около шести тысяч местных выполняли вспомогательные работы. Благодаря совместному проекту дорога получила свое второе название — «Шоссе китайско-пакистанской дружбы». Больше 400 человек (по другим источникам — больше тысячи) погибло во время строительства дороги. Вдоль всего шоссе можно увидеть памятники этим рабочим.

В 1978 году строительство было завершено. Каракорумское шоссе — часть китайской дороги G314. Оно начинается в городе Кашгар в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и тянется на юг через Ташкурган. Пограничный переход — на Хунжерабском перевале, высота которого — 4693 метра над уровнем моря.

Хунджерабский перевал

В Пакистане дорога совпадает с национальным шоссе N35 и идет мимо городов Каримабад и Гилгит. Пакистанский конец Каракорумского шоссе (в процессе строительства его не раз переносили южнее) находится в городе Хассан-Абдал в 40 километрах на северо-запад от Исламабада. Здесь дорога упирается в национальное шоссе N5, которое частично проходит по Великому колесному пути, другому древнему маршруту — из Кабула через Пешавар, Лахор, Дели и Калькутту в бангладешский Кокс-Базар.

Зачем вообще ехать в Пакистан: 7 причин от Паши Морковкина

В новом тысячелетии Каракорумское шоссе снова перестроили: обе страны договорились привести дорогу к китайским стандартам. Трасса стала втрое шире, и теперь пользоваться ей можно даже при экстремальных погодных условиях.

Каракорум и туризм

Сейчас шоссе становится все более популярным туристическим направлением. Тут есть и пестрый этнографический колорит, и куча исторических артефактов, и невероятная природа. Любители активного отдыха могут выбрать себе маршрут по вкусу, а кто поленивее — сидеть в маленьком кафе одной из горных деревенек и любоваться фантастическими пейзажами. Шоссе само по себе превратилось в достопримечательность, и для многих туристов проехать эту трассу на велосипеде или мотоцикле стало отдельным приключением.

Совет: лучшее время для путешествий по Каракорумскому шоссе — с мая по октябрь. В остальное время проезд через Хунджерабский перевал закрыт для туристов, да и погода не особо благоприятная.

Это достаточно цивилизованный регион, и перемещаться по шоссе легко можно на общественном транспорте. Правда, его расписание часто оставляет желать лучшего: иногда в нужном направлении идет всего один автобус в день. В таких случаях выручает автостоп. Благодаря восточному гостеприимству он работает отлично, да и сами пакистанцы часто передвигаются на попутных машинах. Исключение составляют лишь несколько мест, где самостоятельно перемещаться туристам запрещено. О них мы обязательно расскажем ниже.

Главные достопримечательности Каракорумского шоссе

Таксила

Городок неподалеку от Хасан-Абдала. Это еще не Каракорумское шоссе, но достаточно примечательное место, чтобы о нем не упомянуть.

Люди заселили эту местность больше пяти тысяч лет назад. На территории Таксилы сохранились памятники разных периодов истории — от неолитических могильников до руин нескольких городов, существовавших тут около двух тысяч лет назад, и буддийских ступ. Ислам появился в этой стране только в Средние века, а вот буддизм существовал еще до нашей эры. Исторические развалины Таксилы внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Осмотр лучше всего начинать с городского музея. Внутри можно получить представление об истории города, а снаружи — договориться об экскурсии с таксистом, если у вас нет собственного транспорта. Таксильские достопримечательности находятся друг от друга на расстоянии нескольких километров, поэтому, если обходить их пешком, придется потратить целый день. Впрочем, все знаковые места находятся вблизи дороги, на которой работает автостоп.

Хасан-Абдал

Начальный — ну, или конечный — пункт Каракорумского шоссе. Хасан-Абдал несколько уступает Таксиле в древности и количестве уцелевших монументов Буддийских памятников тут не осталось, но сохранилось несколько религиозных объектов. Первый — святыня средневекового суфийского проповедника бабы́ Вали Кандагари.

Второй — одно из важнейших мест для сикхов, гурудвара Панджа-Сахиб. В ней хранится отпечаток ладони, который, как считается, принадлежит гуру Нанаку, основателю сикхской религии. И бабá Вали Кандагари, и гуру Нанак жили здесь в одно время, и их конфликты на почве религиозных разногласий даже легли в основу множества местных легенд.

Абботтабад

Пакистанский окружной центр, который стал известен всему миру в 2011 году, когда американский спецназ убил здесь Усаму бен Ладена. К сожалению, посмотреть на особняк лидера «Аль-Каиды» не выйдет: спустя год после военной операции дом разрушили.

Чилас

В окрестностях этого маленького городка много петроглифов, датированных VII веком до нашей эры. Паломники, торговцы и военные веками оставляли здесь рисунки и надписи на разных языках. Бόльшая часть — это изображения военных сцен, буддийских ступ и горных козлов, которые считаются символом плодородия и изобилия.

Первую галерею петроглифов можно обнаружить, если отъехать от города на километр в сторону Китая. Часть из них видны с шоссе, но лучше сойти с дороги и самостоятельно исследовать территорию. Второе место, в котором сконцентрированы рисунки, находится в паре километров дальше, где налево уходит мост через реку Инд. Здесь петроглифы можно увидеть на обоих берегах.

«Фэйри Медоуз» и базовый лагерь Нангапарбат

«Фэйри Медоуз» (Fairy Meadows) — самая популярная природная достопримечательность пакистанского севера. Отсюда легко можно добраться до базового лагеря горы Нангапарбат, девятой вершины мира и самого западного пика Гималайского хребта.

Сначала надо доехать до моста через Инд около реки Райкот (Raikot Bridge). Здесь от Каракорумского шоссе на юг отходит дорога к «Фэйри Медоуз». До самих лугов — около 20 километров, но ни пройти пешком, ни проехать на собственной машине не получится. Якобы для вашей безопасности полиция требует арендовать джип. Стоимость такой поездки — около 50 долларов в оба конца, взять билет в одну сторону не получится. Впрочем, если вас несколько человек, то вы сможете разделить эту сумму на всех. От конечной остановки джипа придется идти пешком еще два часа — и вы наконец-то в лагере «Фэйри Медоуз» и можете любоваться альпийскими лугами на фоне заснеженной гималайской вершины.

В пяти километрах южнее есть еще один лагерь, «Бейал» (Beyal Camp). Там нет электричества, зато меньше туристов, гораздо уютнее и от него ближе к Нангапарбат. За восемь часов вы легко успеете сходить к базовому лагерю и обратно.

Если хотите сэкономить деньги и избежать шумных туристических толп, то можно подобраться к Нангапарбат с южной стороны. Для этого надо проехать на 14 километров дальше Райкота и свернуть направо на дорогу, ведущую к городу Астору (Astore). После Астора дорога идет 20 километров на юг, сворачивает на запад к поселку Таришинг (Tarishing) и заканчивается. В Таришинге есть один отель, в котором можно остановиться. Здесь полиция тоже может требовать нанять гида, однако тут все не так строго, как на пути к «Фэйри Медоуз». От услуг гида можно отказаться, но одного полицейского в сопровождение вы получите обязательно. Впрочем, эта «услуга» в Пакистане бесплатная. От поселка до южного базового лагеря и назад — около шести часов.

Гилгит

Относительно крупный город на берегу одноименной реки, столица пакистанской провинции Гилгит-Балтистан. Сам Гилгит не особо примечателен: пыльные улицы с торговыми рядами, насыщенным трафиком и минимумом достопримечательностей. Зато в какую сторону ни глянь — всюду горы. Здесь уже чувствуется приближение Китая и Средней Азии как минимум в виде кафе с китайской и уйгурской кухней.

В городе стоит осмотреть британское кладбище, где похоронены английские путешественники и чиновники, а также местные христиане и один новозеландский турист, погибший 18 лет назад. С эстетической точки зрения ничего особо примечательного, зато захватывающие биографии похороненных здесь людей можно прочесть на специальном стенде.

Река Гилгит и город Гилгит, Пакистан

В соседнем городке Даньор есть китайское кладбище (China Yadgar), на котором погребены 140 граждан КНР, погибших во время строительства Каракорумского шоссе. Самый живописный путь туда из Гилгита — по подвесному мосту: это самый северный мост через реку Хунза около Каракорумского международного университета.

Самое интересное в городе и окрестностях — это скальный барельеф каргахского Будды (Kargah Buddha) примерно в пяти километрах от Гилгита. Недалеко от подножия скалы находится еще и археологический памятник Наупура (Nawpura) с руинами буддийской ступы. Впрочем, «руины» слишком громкое слово для того, что дожило до наших дней. Но из этого места открываются чудные виды на долину реки Гилгит.

Смотровая площадка «Ракапоши»

В 73 километрах по шоссе от Гилгита, около городка Гульмет (Ghulmet), находится смотровая площадка «Ракапоши» (Rakaposhi Viewpoint), откуда открывается вид на заснеженную верхушку каракорумского семитысячника.

Базовый лагерь «Ракапоши»

Если проехать на два километра дальше от смотровой площадки, то от шоссе направо будет идти дорога к поселку Минапин (Minapin). Тут останавливаются все желающие отправиться в путешествие к базовому лагерю.

Дойти от Минапина до лагеря и обратно можно за один день. Впрочем, есть и те, кто растягивает это удовольствие, потому что подъем здесь достаточно крутой. В первый день можно не спеша добраться до лагеря «Хапакун» (Hapakun), в котором есть несколько времянок — в разгар сезона местные жители оборудуют их под ночлежки и кафе. Плюсы этого варианта в том, что если выйти из «Хапакуна» пораньше, то в базовый лагерь попадаешь в первой половине дня, когда погода лучше, небо яснее и пейзажи куда живописнее.

Каримабад

Пожалуй, лучшее место на всем Каракорумском шоссе, хотя и переполненное туристами.

Здесь живут буриши, они же хунза, исповедующие исмаилитский ислам и говорящие на изолированном языке бурушаски. В интернете эти люди известны тем, что едят абрикосы, живут по 120 лет и при этом не болеют и сохраняют бодрый вид до самой смерти. На разных сайтах можно встретить почти одинаковые тексты о «таинственном племени хунза, тайну которого не могут разгадать ученые» — просто вбейте в Гугл запрос «племя долгожителей хунза». К реальности это, конечно, имеет мало отношения: болеют они с такой же периодичностью, как и остальные люди. Замечательное разоблачение этой легенды написал путешественник Сергей Бойко.

Молодые женщины у буришей часто ходят с непокрытой головой, а пожилые обычно носят традиционные уборы. Местное население толерантно относится к чужому внешнему виду — многие туристы, даже пакистанцы, ходят в коротких шортах. Буриши изготавливают и продают вино, хотя им как мусульманам делать это запрещено пакистанскими законами.

В Каримабаде из любой точки города открываются совершенно потрясающие виды на шести- и семитысячники с белоснежными вершинами.

Из рукотворных достопримечательностей интересны два форта. Форт Балтит (это прежнее название Каримабада) был построен еще в XIII веке. Он живописно расположен над городом у подножия пика Ултар. На территории форта сейчас находится музей, и подняться туда стоит хотя бы ради видов на долину Хунза.

Второй форт, Алтит, на 200 лет старше. Он интересен тем, что не расположен отдельно, а окружен поселком с колоритными каменными домами. По узким улицам прогуливаются хунзакутские женщины в национальны одеждах. Но, к сожалению, фотографировать там запрещено. Поселение веками служило базой для буришей, которые грабили проходящие этим маршрутом торговые караваны. Из деревни открывается вид на идущее по противоположному берегу Хунзы Каракорумское шоссе.

Форт Алтит

Священная скала Хунзы

Еще одна коллекция петроглифов, в основном датируемых первым тысячелетием нашей эры. Место называется Хальдейкиш (Haldeikish), или Священная скала Хунзы (Sacred Rock of Hunza). Она находится почти напротив форта Алтит. Для попадания к скале надо из Каримабада вернуться на Каракорумское шоссе, переехать по мосту на другой берег Хунзы и двигаться еще около километра в сторону Китая.

Озеро Аттабад

Озеро Аттабад с невероятно синей водой — одно из самых красивых мест северного Пакистана. Оно появилось 10 лет назад, после того как 4 января 2010 года мощный сель заблокировал реку Хунза. Во время катастрофы погибло 20 человек и полностью была уничтожена деревня Аттабад, в честь которой и назвали новый водоем. Позже расширившееся озеро затопило еще несколько деревень и часть Каракорумского шоссе, единственной дороги, соединяющей Пакистан с Китаем.

Понадобилось больше пяти лет, чтобы построить тоннель и восстановить движение. Все это время по озеру ходили лодки, перевозившие пассажиров, грузы и даже машины. Старый маршрут можно увидеть на Гугл-картах, где он обозначен пунктирной линией, идущей вдоль водоема. Маленькие лодки есть на озере и сейчас, но сегодня это развлечение для туристов, а совсем не жизненная необходимость.

Мост Хуссейни

Легкий адреналиновый аттракцион — пешеходный подвесной мост через реку Хунзу около села Хуссейни. Когда идешь по нему, он бодро раскачивается. При этом надо постоянно смотреть себе под ноги, где промежутках между деревянными перекладинами течет горная река.

Кстати, относительно недавно мост отремонтировали. Теперь доски на нем новые, а пространство между ними — у́же. Местные ходят по нему каждый день, ловко перешагивая с деревяшки на деревяшку, и потому посмеиваются над неуклюжими перепуганными туристами.

Пассу

Ваханская деревушка в долине Хунзы. Тут интересны старые каменные дома, которые раньше были жилыми, а сейчас используются как склады. Из любой точки селения видна скалистая гора с названием Собор Пассу (Passu Cathedral).

Рядом с Пассу находится одноименный ледник. Вечные льды оказываются не очень вечными и постепенно тают, поэтому с каждым годом идти из деревни приходится все дольше.

Если вы пропустили мост в Хуссейни, то можете наверстать упущенное здесь: мост в Пассу имеет такую же точно конструкцию.

Сост

Пункт миграционного контроля с пакистанской стороны. Едете ли вы в Китай или просто хотите посмотреть на Хунджерабский перевал на границе — вам необходимо зарегистрироваться. Люди, покидающие Пакистан, тут же проходят выездной паспортный и таможенный контроль. Из Соста отправляются автобусы в китайский Ташкурган. Если вы собираетесь ими воспользоваться, то стоит приехать рано утром или провести в Состе ночь.

Хунджерабский перевал

Высота перевала — 4693 метра над уровнем моря. Из-за этого Каракорумское шоссе иногда называют самой высокой асфальтированной международной дорогой. Это не совсем верно. Например, одна из асфальтированных дорог между Чили и Аргентиной проходит через перевал Сан-Франциско на высоте 4726 метров, однако это никак не умаляет уникальность Хунджераба.

У здоровых людей, скорее всего, не возникнет проблем с горной болезнью, но в пограничном терминале на всякий случай установлены даже кислородные маски.

Последний объект на пакистанской стороне — банкомат Национального банка Пакистана с табличкой, утверждающей, что это самый высокий банкомат в мире. Далее находится арка под названием «Врата Китая» (China Gate), на фоне которой всегда много пакистанских туристов, делающих селфи. За аркой расположен китайский пограничный терминал, с другой стороны которого точно такая же толпа туристов, но теперь уже китайских.

Хунджерабский перевал со стороны Китая

В терминале вы проходите первый тщательный таможенный контроль. Если вы едете на автобусе, то к вам в машину подсядет китайский солдат, и вы отправитесь дальше в его сопровождении. Если же вы добираетесь на собственном транспорте, то вам необходимо заранее договориться с китайской туристической фирмой, чтобы вас встретил гид и сопроводил до Ташкургана.

Ташкурган

Сразу после въезда в город вы попадаете в так называемый порт Хунджераба (Khunjerab Port). Здесь вас и ваш багаж, включая содержимое гаджетов, еще раз старательно исследуют, а затем поставят въездной штамп в паспорт. Теперь вы официально на территории Китая и можете передвигаться самостоятельно.

Соответственно, если вы едете по Каракорумскому шоссе с севера на юг, то вам придется покупать билет на автобус в Ташкургане или договариваться с местным гидом, чтобы он сопровождал вас до фактической границы.

Ташкурган находится на высоте 3094 метра над уровнем моря, и тут ожидаемо холодно. Это очень небольшой городок, и обойти его пешком можно буквально за несколько часов.

Из достопримечательностей есть развалины крепости возрастом около 2500 лет. У ее основания сохранилось несколько небольших и колоритных глинобитных домиков, в некоторых из них до сих пор живут люди.

Большую часть жителей составляют памирские народы сарыкольцы и ваханцы, которых в Китае записывают таджиками или горными таджиками. Памирские женщины часто носят традиционные платья или как минимум головные уборы, а вот мужчины предпочитают европейскую одежду, естественно, китайского производства.

Озеро Каракёль

Живописное озеро на высоте 3600 метров. Дико фотогеничные картинки синей плоскости на фоне белых пиков. На берегу озера есть юрты, в которых можно переночевать.

Озеро Булунгкёль

Еще одно горное озеро, особо расписывать тут нечего. На Каракорумском шоссе куда ни ткни, везде красиво, а участок между Ташкурганом и Кашгаром — один из самых эффектных.

Кашгар

Кашгар чуть больше похож на китайский город, чем Ташкурган. Тут есть статуя Мао, плотный трафик на дорогах и немного китайцев, тех, которые национальности хань.

Исторически этот город населен уйгурами. Они говорят на тюркском языке, пишут арабской вязью, исповедуют суннитский ислам и внешне больше напоминают киргизов или узбеков, чем жителей Пекина. Об уйгурах в последнее время часто пишут многие медиа из-за репрессий против них со стороны китайского правительства. Из-за этого в городе особая атмосфера, много блокпостов и полицейских на улицах.

Кашгару примерно 2000 лет. Самое интересное здесь — Старый город. По крайней мере так было до 2009 года, когда власти решили снести старые дома и построить на их месте новые. Улицы стали шире, дома ухоженней, а Старый город превратился в популярную туристическую достопримечательность. Новодел снабдили необходимой инфраструктурой: указателями и картами, сувенирными лавками, туалетами. Это, конечно же, повысило комфорт для толп туристов, рыщущих с моноподами в руках, но полностью убило атмосферу места. На всей территории Старого города осталось буквально несколько кварталов, до которых не добрались реконструкторы. Там все выглядит куда колоритнее.

Настоящая аутентичная культурная достопримечательность на всем шоссе — воскресный скотный базар на окраине города. Сотни уйгуров, торгующих самыми разнообразными животными от овец и коз до верблюдов и яков, прилавки с уличной едой, пыль, грязь, запах и непередаваемый местный колорит.

На такую поездку будет правильным закладывать не менее семи дней, заранее сделать пакистанскую и китайскую визы, а для тех кто едет самостоятельно на машине, велосипеде или мотоцикле потребуется найти себе китайского гида. Поездка по Каракорумскому шоссе — это уникальный и очень крутой опыт, а на самом шоссе все безопасно и спокойно. О том, как поехать в Пакистан читайте в нашем большом разборе.

АвтомобильЭтнографияАрхитектураОзераКитайПакистанМаршруты

Дата публикации 13.11.2020


Павло Морковкин

текст

Читать дальше

АзияИстория путешествийМаршруты

Дата публикации 17. 10.2019

Читать дальше

ТаиландРепортажи

Дата публикации 09.10.2019

Наши редкие и полезные дайджесты, трюки в путешествиях. Мы не спамим.

В закладкиИстория «тропы хиппи» — легендарного маршрута из западного мира в Азию

АзияТаиландРепортажиБэкпекингПакистанИстория путешествийИндияВьетнамАфганистанИндонезия

Дата публикации 28.01.2019

В закладкиПлавающая церковь, озеро скелетов и дома с привидениями: мрачные достопримечательности Индии

ЗаброшкиИндия

Дата публикации 14.01.2019

В закладкиКак поехать в Пакистан: советы и основные мифы

СоветыПакистан

Дата публикации 12.02.2018

В закладкиКитай, каким вы его еще не видели

АрхитектураФотопроектыКитайРепортажи

Дата публикации 21. 03.2017

как в неприступных горах построили невероятное шоссе

Автор:&nbspdarriuss. Фото:&nbspflickr.com, panoramio.com, Wikimedia

Его называют восьмым чудом света. За этим потрепанным ярлыком скрывается на самом деле выдающееся инженерное сооружение, в очередной раз доказавшее, что нет пределов человеческим возможностям. Всего за 10 лет ценою сотен жизней строители двух стран, бывших полными противоположностями друг друга, сделали, казалось, немыслимое: сквозь недоступный прежде край, через высочайшие горы мира, на склонах которых раньше бродили лишь косматые яки, прошло настоящее международное шоссе, забравшееся в итоге на рекордную высоту в 4700 метров над уровнем моря. Эта история — про силу духа, ошеломляюще красивую природу, дружбу народов и большую политику.

Каракорум («Черная каменистая россыпь») — ощетинившаяся ледяными пиками горная система, лишь немного уступающая «Крыше мира» — Гималаям. Именно здесь находится страшная Чогори, или К-2, вторая по высоте вершина мира, 8611 жестоких метров, куда более неприступных, чем у Эвереста. Ее ни разу не смогли взять зимой, но и в другие сезоны гибнет каждый четвертый смельчак, пытающийся покорить эту беспощадную гору. Здесь сходятся границы Китая, Пакистана, Афганистана и Таджикистана, и до конца 1970-х проникнуть даже в каракорумские долины было крайне сложно. Но в конце концов и эта изолированная, но потрясающе живописная страна открылась миру, а виной тому стали игры престолов.

Горячая точка

В 1947 году Британской Индии была предоставлена независимость. На ее месте образовалось сразу два государства, и в основе деления лежал религиозный принцип: на территории, где проживали преимущественно мусульмане, возник Пакистан, а в областях с индуистским и сикхским населением образовалась Республика Индия. Прежде жившие в границах одной колонии народы, как это часто водится, относились друг к другу враждебно, и получение независимости дало возможность выплеснуть эти негативные настроения в окружающий мир. Поводом для раздора сразу же стал спор о Кашмире — области, лежавшей на новом индийско-пакистанском пограничье.

Индуистские власти Кашмира вздумали включить его в состав Индии, мусульманское же население региона, составлявшее там большинство, было от этой идеи не в восторге. В результате войны 1947—1949 годов значительная часть Кашмира оказалась занята пакистанскими войсками. На карте мира, только что прошедшего через Вторую мировую, возникла очередная горячая точка.

В 1960-е годы в индийско-пакистанскую борьбу включилась третья сила — набиравший агрессивную мощь Китай. Отношения КНР с Индией обострились после того, как на территории последней нашел убежище Далай-лама, духовный и политический руководитель Тибета. Китайцы считали (и считают) Тибет (с 1912 по 1951 год де-факто бывший независимым) неотъемлемой частью своего государства, а находившееся в соседней стране его «правительство в изгнании» во главе с Далай-ламой XIV изрядно их раздражало. Кроме этого, у Китая имелись и территориальные претензии к Индии, в том числе и свои планы на Кашмир: председателя Мао интересовал небольшой и практически безлюдный высокогорный кашмирский район Аксайчин.

В 1962 году в Индии внезапно выяснили, что китайцы умудрились в полном секрете построить через Аксайчин дорогу, связавшую их западный регион Синьцзян с Тибетом. Для КНР эта дорога носила стратегический характер: она позволяла им усилить контроль над крайне беспокойным Тибетом. Индийцам не то чтобы был нужен Аксайчин, соляная безлюдная пустыня, расположенная на высотах до 5 километров, но за державу, конечно, было обидно. Страсти вокруг Аксайчина в 1962-м стали поводом для индийско-китайского пограничного конфликта, разгоревшегося на фоне Карибского кризиса. Пока США и СССР бряцали оружием, поставив мир на грань ядерной войны, Китай с Индией принялись стрелять друг в друга в условиях высокогорья (4000+ метров). После потерь в несколько тысяч человек (не столько в результате боевых действий, сколько из-за суровейших климатических условий наступающей зимы) противостояние завершилось фактической победой КНР, сохранившей контроль над столь важным для нее Аксайчином.

Спорный Аксайчин заштрихован справа вверху

Враг моего врага — мой друг

С точки зрения геополитики важнейшим следствием этих локальных, в общем-то, пограничных споров между тремя государствами стало принципиальное сближение Пакистана и Китая. На первый взгляд у двух стран было мало общего. В КНР вовсю строился коммунизм, завершался «Большой скачок», аграрное общество ценой нескольких десятков миллионов жизней превращалось в индустриальное. Пакистан был капиталистическим, к тому же он состоял в целом ряде агрессивных (по выражению советской газеты «Правда») региональных военных блоков (СЕНТО и СЕАТО). Его возглавлял проамериканский «просвещенный диктатор» генерал Мухаммед Айюб Хан. Государства разделял неприступный Каракорум, и особых точек соприкосновения между ними вроде бы не существовало. Однако в данном случае вновь сработал принцип «Враг моего врага — мой друг». В Китае и Пакистане перед лицом внешнего соперника (Индии) неожиданно обнаружили, что они прекрасно дополняют друг друга, невзирая на любые идеологические разногласия.

Президент Пакистана (слева) и советский премьер Алексей Косыгин

Китайцы были заинтересованы в серьезном союзнике в Центральной Азии. Индия, несмотря на свой нейтральный статус, заигрывала с соцлагерем, построив довольно тесные отношения с СССР. Председателю Мао не нравились ни премьер Джавахарлал Неру, ни первый секретарь Хрущев, вставший на путь «ревизионизма» и «социалистического империализма». При этом амбиции Мао и КНР росли. В 1964 году Китай стал ядерной державой, стал позволять себе пограничные территориальные конфликты (с Индией, позже с СССР) и был заинтересован в усилении своего влияния в Центральной Азии, видя себя альтернативным советскому центром влияния.

Пакистанский генерал Айюб Хан, в свою очередь, рассчитывал найти в Китае мощного стратегического партнера в своей борьбе с индийцами, останавливать которую он не собирался. Его попытки в 1965 году все-таки захватить часть Кашмира, оставшуюся за Индией (Вторая индо-пакистанская война), закончились неудачей. Статус-кво не изменился, но переломить развитие конфликта пакистанцы всерьез надеялись с помощью нового восточного друга.

Наличие общей границы развитию сотрудничества (в том числе и перспективного военного) только способствовало. Проблема оставалась в том, что эта граница проходила по Каракоруму.

На китайско-пакистанской границе в Каракоруме

На самом деле в преодолении этих гор не было ничего невозможного. Через них проходило одно из ответвлений Великого шелкового пути, и с давних пор караваны с китайским шелком, керамикой, нефритом и другими ценностями пересекали высокогорные перевалы Каракорума по дороге в Иран и к побережью Аравийского моря. Однако караваны караванами, но обеим заинтересованным сторонам требовалось обеспечить трафик совсем иного формата. Через вторую по высоте горную систему мира необходимо было переправить грузовики (а впоследствии, возможно, и танки).

В 1966 году лидеры Пакистана и Китая приняли принципиальное решение о строительстве через Каракорум автомобильной дороги, получившей неофициальное название «шоссе дружбы».

Дружба народов

К тому моменту президент Айюб Хан проводил довольно прогрессивную политику индустриализации страны (впоследствии это время получило там название «Великого десятилетия»). Помимо прочего, немалые средства Пакистан вкладывал в развитие инфраструктуры, в первую очередь транспортной. Государство построило целую сеть национальных хайвеев, одним из которых было шоссе N-35, проходившее по долине Инда. Пакистанские военные инженеры и строители начали возводить его в 1959 году, и конечной их целью было соединить «Большую землю» с небольшим городом Гилгит в глубине Кашмира. Стройка, делавшая перерыв на Вторую индо-пакистанскую войну, растянулась на семь лет, но в итоге стала первым участком Каракорумского шоссе, стратегического «шоссе дружбы», памятника близким отношениям новых партнеров.

В 1966 году, после окончания Второй индо-пакистанской войны, обе страны решили продлить эту уже готовую дорогу до пакистано-китайской границы в Каракоруме. Со своей стороны, КНР обязалась построить свой фрагмент будущей трассы от границы до города Кашгар, расположенного в плодородном оазисе Синьцзяна и уже подключенного к транспортной системе Китая. Встретиться строители должны были на каракорумском перевале Хунджераб на головокружительной высоте в 4693 метра.

Это сейчас Китай возводит десятки грандиозных транспортных сооружений одновременно, сооружает железную дорогу в Тибет, строит крупнейшие ГЭС и даже поворачивает реки. Во второй половине 1960-х годов Каракорумское шоссе было действительно большим, беспрецедентным проектом для обеих стран. Им предстояло создать трассу длиной в 1300 километров с 23 крупными и 70 мелкими мостами и тоннелями, дорогу, постепенно набирающую километры высоты. И сделать это необходимо было в высокогорной малонаселенной, а то и вовсе безлюдной местности, в сложнейших геологических условиях, при постоянных угрозах обвалов, землетрясений, лавин и вдобавок в абсолютно враждебном климате. Строительные машины порой приходилось разбирать, по частям отправлять через горные хребты, долины, перевалы и реки и вновь собирать на новом участке. В общей сложности при сооружении Каракорумского шоссе погибло несколько сотен строителей с обеих сторон.

Кладбище китайских строителей Каракорумского шоссе

К 1971 году бравые китайцы (в основном из Народно-освободительной армии) справились со своими 500 километрами. Пакистанцам требовалось возвести 806 километров. И хотя значительная часть, проходившая по долине Инда, была уже готова, работы затянулись. Прервала их в 1971-м и очередная, уже третья по счету, индо-пакистанская война. В конечном итоге китайским братьям надоело ждать, и председатель Мао предложил не только профинансировать остаток работ на пакистанской стороне, но и выделить почти 25 тыс. своих строителей.

Общими усилиями Каракорумское шоссе завершили к 1978 году, но ни президент Айюб Хан, ни председатель Мао этого уже не дождались. 28 июня уже новый глава Пакистана генерал Зия-уль-Хак вместе с вице-премьером Госсовета КНР Гэн Бяо в городе Гилгит торжественно открыли «шоссе дружбы». На самом деле дорога, по сути, не была готова, регулярное движение по ней открыли лишь в 1982 году, а иностранцев на эту стратегическую трассу пустили и вовсе в 1986-м.

Трассе присвоили гордый титул восьмого чуда света, хотя уникальным в своем роде объектом она не была. В СССР еще до войны был построен Памирский тракт, соединивший киргизский Ош с таджикским Душанбе. Он проходил по высокогорным районам Памира, в высшей точке пересекая перевал Акбайтал (4655 м). Но все же Каракорумское шоссе было международным, брало рекордную высоту (4693 м) и, в отличие от советского тракта, куда больше походило на настоящее шоссе.

Правда, качество строительства (особенно китайских участков на пакистанской стороне) было сомнительным. Спешка при проведении работ, а затем и жестокий горный климат приводили к разрушению полотна трассы. В периоды с конца ноября по начало мая движение по ней закрывалось из-за снежных заносов на перевале Хунджераб, а летом начинался сезон муссонов, но тем не менее она работала, грузовики взбирались мимо ледяных гор на непостижимую высоту и вновь спускались в речные долины. Прежде недоступные районы двух государств были включены в их транспортные системы.

К началу 2010-х Каракорумское шоссе фактически пришло в негодность. Одновременно все больше углублялось сотрудничество Китая и Пакистана, и состояние трассы перестало удовлетворять его уровню. Некогда обе страны придавали ей стратегическое значение, а индийские эксперты изучали спутниковые снимки мостов и пытались определить, проедут ли по ним танки. В XXI веке КНР помирилась с Индией, убавилась и острота индо-пакистанских отношений, но новой движущей силой стала не опасность войны, а экономика.

Китай помог Пакистану с его ядерной программой, он остается крупнейшим экспортером оружия туда, но сейчас Пекин интересует другое. КНР фактически контролирует глубоководные порты на пакистанском побережье Аравийского моря, и в такой ситуации кратчайшая дорога между нефтегазовыми монархиями Персидского залива, их полезными ископаемыми и всепоглощающей китайской экономикой лежит через Каракорум и «шоссе дружбы».

Новый Китай, в принципе, щедро инвестирует в инфраструктурные проекты в других странах (даже Беларусь здесь не исключение), но на Пакистан у него планы совершенно иного масштаба. Общая стоимость всех проектов так называемого Китайско-пакистанского экономического коридора оценивается в $62 млрд, и становым хребтом этой мегасделки должно стать Каракорумское шоссе.

Каракорумское шоссе в марте на высоте 4500+ метров

В начале 2010-х на китайские кредиты и с помощью китайской же рабочей силы шоссе принципиально реконструировали. Масштабные работы на всей протяженности дороги привели к тому, что сейчас она действительно напоминает современную трассу с отличным асфальтом, а не однополосную полугрунтовку с постоянным риском падения в пропасть километровой глубины. Были построены новые мосты, новые тоннели, на ряде участков ширина шоссе увеличена до четырех полос. Уникальный проект получил совершенно новый смысл, но главное даже не в тех дополнительных миллиардах товарооборота, которые принес апгрейд трассы.

Каракорумское шоссе в первую очередь остается одной из красивейших дорог мира, позволяющей не только дальнобойщикам, но и обычным туристам, которые не испугаются путешествия по всегда неспокойному Кашмиру, насладиться просто фантастическим зрелищем великих гор, причем сделать это, не выходя из салона своего персонального автомобиля. Восьмое чудо света — именно в подобном удовольствии.

Читайте также:

  • Суперпроекты Китая: полтриллиона долларов на высокоскоростные железнодорожные магистрали
  • Суперпроекты Китая: Шэньчжэнь. Как рыбацкий городок с 30-тысячным населением всего за 35 лет превратился в один из крупнейших мегаполисов мира
  • Даешь БАМ! История последнего сверхпроекта Советского Союза

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

Каракорумское шоссе

— Путеводитель на Wikivoyage

Могучее и зигзагообразное Каракорумское шоссе

Каракорумское шоссе (часто сокращается до KKH и иногда транслитерируется как Каракорум) является самой высокогорной международной дорогой с твердым покрытием в мире; он соединяет Западный Китай и Пакистан. Это один из очень немногих маршрутов, пересекающих Гималаи и самый западный из них. Исторически это была караванная тропа, одна из ветвей древнего Шелкового пути. С 1959 по 19 гг.79, китайское и пакистанское правительства построили шоссе.

Вид с шоссе недалеко от Пассу, Пакистан.

Название происходит от монгольского, означающего Черный хребет, когда монголы владели своей великой империей, и позже было принято их потомками, Империей Великих Моголов, правившей Индией на протяжении многих столетий.

Шоссе стало местом приключенческого туризма и заняло третье место среди лучших туристических направлений в Пакистане по версии газеты The Guardian . Это самый высокий пограничный переход в мире г., на высоте более 4800 метров (примерно 16000 футов) на перевале Хунджераб на границе. Для сравнения, Монблан, самая высокая гора в Западной Европе, имеет высоту 4810 м, а гора Уитни, самая высокая точка в 48 сопредельных штатах США, достигает 4421 м.

Это может быть высшим испытанием для преданного велосипедиста . Есть организованные велосипедные туры и несколько книг о езде на велосипеде по этому маршруту. Хотя количество поездок в Пакистан сократилось из-за террористических атак, количество туров сократилось. Это путешествие можно совершить самостоятельно, хотя при путешествии без поддержки следует учитывать жару и высоту над уровнем моря.

Граница закрыта для велосипедистов. Вместо этого вы можете сесть на автобус либо в Ташкургане (Китай), либо в Состе (Пакистан). С пакистанской стороны можно доехать до перевала, но не над ним. Вам придется вернуться в Сост, чтобы сесть на автобус!

См. также: Велоспорт в Китае

Понять Шоссе проходит примерно с севера на юг через горный хребет Каракорум и через перевал Хунджераб на границе. В Пакистане он проходит от Абботтабада до границы через провинции Хайбер-Пахтунхва и Гилгит-Балтистан. После границы он проходит через часть китайской провинции Синьцзян до Кашгара.

Его строительство было начато как совместный проект двух правительств в 1959 году и завершено в 1979 году; шоссе было открыто для широкой публики в 1986 году. Около 800 пакистанцев и 200 китайских рабочих погибли, в основном в результате оползней и падений, при строительстве шоссе.

В Китае KKH известен как «Шоссе Дружбы». Из-за большой высоты и сложных условий, в которых он был построен, его также называют «восьмым чудом света».

История[править]

Подготовка[править]

Пакистанский звенящий грузовик на Каракорумском шоссе в долине Чилаас С января по апрель из-за сильного снегопада. В сезон дождей (июль-сентябрь) в некоторых местах часто случаются оползни, которые могут блокировать дорогу на несколько часов и более.

Некоторые участки шоссе, напр. в районах между Бешамом и Чиласом в Пакистане и в пустынных районах на китайской стороне летом очень жарко; температура может достигать 45°C (113°F).

В совокупности эти факторы означают, что лучше всего путешествовать по ККХ весной или ранней осенью.

Вы можете путешествовать практически любым способом: велосипедом, автобусом, велосипедом, автомобилем, но наиболее часто используемым способом является пересадка в микроавтобусы, которые не только доступны, но и удобны. Некоторые говорят, что это одна из самых страшных дорог в мире из-за потенциальных крутых падений с высоты в сотни метров с незащищенного края дороги с одной стороны и неустойчивых гор с другой стороны, которые могут вызвать оползни в суровую погоду. Иногда дорога становится настолько узкой в ​​некоторых местах, что за один раз может проехать только одна машина, а другая ждет на очень узком краю дороги. Вы увидите много разбитых тяжелых транспортных средств. Большинство походов проходят на пакистанской стороне.

Если вы хотите использовать автомагистраль для пересечения границы, заранее получите визу другой страны; в противном случае въезд на границу не будет разрешен. Вход не будет предоставлен тем, кто находится на циклах. Вы должны быть доставлены на моторизованном транспортном средстве, поэтому сядьте на автобус из близлежащего города, чтобы пересечь эту границу.

Состояние дороги[править]

Состояние самой дороги значительно различается на протяжении ее 1300 км. Дорога от Хасана Абдала начинается в хорошем состоянии, однако к тому времени, когда шоссе начинает подниматься в район Кохистан, оно значительно ухудшается. Примерно от Бешама до Чиласа дорога огибает склон речной долины, а внизу бушует река Инд. Дорога узкая и ухабистая, местами ведутся активные работы, с большими и значительными обрывами прямо у края дороги. Трафик движется с большой скоростью, и аварии случаются часто. Следует соблюдать осторожность в этом разделе, если вы едете за рулем или едете на велосипеде. В рамках Китайско-пакистанского экономического коридора ведутся работы по модернизации этого участка ККХ, поэтому в ближайшие годы качество и ширина дороги должны улучшиться.

После Чиласа дорожное покрытие резко улучшается и в основном представляет собой гладкий асфальт или бетон вплоть до границы с Китаем.

Шоссе на китайской стороне в целом хорошее, хотя по состоянию на 2019 год после Ташкургана частые и раздражающие дорожные раскопки, с которыми приходится бороться. Пейзаж также больше похож на плато на китайской стороне, поэтому вам в основном не хватает опасных ситуаций на краю обрыва, которые вы найдете на пакистанской части.

Где-то в долине Хунза

Пакистанский участок дороги официально начинается в Хасан-Абдале, в 50 км к северо-западу от Равалпинди, а китайский участок начинается в Кашгаре, крупном городе Синьцзян-Уйгурского автономного района. Каракорумское шоссе официально известно в Пакистане как N-35; и Китайское национальное шоссе 314 (G314) в Китае.

Хотя шоссе начинается в Хасан-Абдале, обычной отправной точкой является Гилгит. На самом деле вы можете прыгать из любого места между ними. Если вы хотите начать с Гилгита, вы можете сесть на рейс PIA из Исламабада, столицы Пакистана, в Гилгит, полет просто незабываемый, так как самолет летает вокруг Нанга Парбат, а также вокруг К2, и вы можете увидеть 82 вершины Пакистана. которые превышают 7000 м.

Для тех, кто хочет начать путешествие из Хасан-Абдала, воспользуйтесь самой длинной магистралью Пакистана N-5, которая проходит между южным городом Карачи и северо-западным городом Пешавар, или Великой Магистральной дорогой; оба проходят через Хасан Абдал. Ближайший крупный город — Равалпинди. Автобусы с кондиционером, следующие в крупные города, такие как Пешавар или северные города Абботабад и Мансехра, многочисленны и могут доставить вас в Хасан Абдал, но взимают полную плату за проезд, в то время как автобусы и фургоны без кондиционера отправляются с интервалом не более часа. Равалпинди. Кому-то может быть не очень удобно. Поездка на автобусе из Равалпинди может занять не более 1 часа.

Карта маршрута.

Маршрут представлен здесь с юга на север, потому что большая часть КХ приходится на юг.

Хасан Абдал[править]

Исторический город Хасан Абдал является отправной точкой KKH и единственным городом в Пенджабе, который находится на шоссе. Именно здесь встречаются две знаменитые исторические дороги, Grand Trunk Road и KKH.

В городе есть Гурдвара Панджа Сахиб, одно из самых святых мест в сикхизме и популярное место паломничества сикхов, которые посещают город со всего мира, особенно в сезон Бесакхи.

Таксила[править]

В 20 км к востоку от Хасан Абдала находится очаровательное древнее поселение Таксила. Это один из самых важных археологических памятников Южной Азии, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Таксила находится на Великой Магистральной дороге, и ее стоит посетить. Это отличное путешествие с множеством мест для проживания и питания, а также с прямой дорогой, ведущей в Харипур.

Харипур. Харипур находится примерно в 30 км к северу от Хасан Абдала и в 40 км к северу от близлежащего города Таксила. В город можно добраться либо из Хасана Абдала, либо из Таксилы, но из двух маршрутов в Харипур тот, что из Хасана Абдала, в основном используется автобусами из-за его ширины и удобства.

Хавелиан[править]

Примерно в 25 км к северу от Харипура находится город Хавелиан, первоначальная отправная точка ККХ. Помимо дороги, Хавельян — единственное место на KKH в Пакистане, которое также обслуживается железнодорожной станцией. Ежедневно ходит поезд Hazara Express без кондиционера. Поезд отправляется из Карачи и через различные крупные города Пенджаба достигает Хавелиана.

Абботабад

Абботабад — город в районе Хазара провинции Хайбер-Пахтунхва на северо-востоке Пакистана.

Мансехра[править]

Долина Каган (альтернатива)[править]

Балакот > Кавай — Шогран > Парас — Шаран > Ханиан — Каган > Наран > перевал Бабусар >

Батаграм[править]

Бешам[править]

Чилас[править]

35. 920833 74.308333 1 Гилгит[править] исторически важный город на Большом шоссе

1 9000 , и в настоящее время служит административной столицей Гилгит-Балтистана. Это хорошее место, чтобы запастись припасами и немного отдохнуть. Он хорошо связан со своим аэропортом и имеет автобусное сообщение с большинством мест в Гилгит-Балитистане, а также с более отдаленными районами, такими как Исламабад и Кашгар.

Нагар

Алиабад

36.333 74.666 2 Каримабад

36.38931 74.86496 3 Гулмит[править]

Древняя столица Верхней Хунзы (Годжал) представляет собой довольно небольшой город на КХ. Некоторые исторические здания можно увидеть в старом городе, а фон больших гор впечатляет (особенно вид на Тупопдан). Здесь есть несколько вариантов пеших прогулок, в том числе к ледникам Гулмит и Гулкин.

36,336944 74,8675 4 Озеро Аттабад Сейчас рядом с затопленным дном долины построен ряд туннелей. Следует соблюдать осторожность, поскольку, хотя дорога находится в хорошем состоянии, туннели иногда не освещаются. Самая длинная – 3,3 километра, поэтому велосипедистам следует быть особенно осторожными. Само озеро имеет яркий бирюзовый цвет, а на северном берегу есть туристические достопримечательности.

36.46032 74.893766 5 Пассу[править]

Небольшая деревня у подножия огромного ледника. Пассу с лучшим видом на знаменитую гору Тупопдан, безусловно, стоит посетить. Достойными достопримечательностями также являются знаменитое кафе Glacier Breeze и подвесной мост Паасу.

36.689302 74.821647 6 Сост[править]

Последний город на пакистанском участке KKH. Здесь вам нужно будет получить выездной штамп и организовать транспортировку в Китай.

36.85 75.427778 7 Перевал Хунджераб [править]

Здесь проходит пакистано-китайская граница на высоте 4693м. Пейзаж вдоль KKH между здесь и Состом, через национальный парк Хунджераб, невероятно драматичен, хотя сам перевал может быть немного не впечатляет. Здесь невозможно пересечь границу, если вы идете пешком или на велосипеде, вы должны вернуться в Сост и сесть на автобус.

Ташкурган[править]

Озеро Каракол[править]

Кашгар[править]

Будьте в безопасности[править]

Каракорумское шоссе находится в одной из самых безопасных частей Пакистана, но ожидайте негостеприимную местность. Чем дальше на север, тем безопаснее становится, особенно между Гилгитом и пограничным перевалом. К югу от Гилгита в населении все больше преобладают пуштуны, и на него также влияет ситуация в остальной части Хайбер-Пахтунхвы, в частности в районе вокруг Абботабада. Если вы очень беспокоитесь о своей безопасности, рекомендуется лететь прямо из Исламабада в Гилгит или Скарду и сосредоточиться на верховьях КХ.

Общие беспорядки, недовольство местной полицией, правительством или местной политикой иногда могут создавать локальные проблемы и трудности ниже Гилгита. Понаблюдайте за всеми остальными, посмотрите, как они реагируют. С заботой и здравым смыслом долина и район ошеломляют визуально, здесь живут дружелюбные местные жители, которые расслаблены и стремятся общаться с вами. Рядом с Каримабадом размещены и хорошо видны войска, а дальше по долине, похоже, находится только местная полиция.

Психическая высотная болезнь. У многих симптомы проявляются уже после сна на высоте 2500 м без акклиматизации, а 3500 м в этом контексте считается очень большой высотой.

В Пакистане левостороннее движение, а в Китае правостороннее.

Далее[править]

Этот маршрут до Каракорумское шоссе представляет собой схему и нуждается в большем содержании. У него есть шаблон, но недостаточно информации. Пожалуйста, двигайтесь вперед и помогите ему расти!

Каракорумское шоссе – Путеводитель на Wikivoyage

Могучее и зигзагообразное Каракорумское шоссе

Каракорумское шоссе (часто сокращается до KKH и иногда транслитерируется как Каракорум) является самой высокогорной международной дорогой с твердым покрытием в мире; он соединяет Западный Китай и Пакистан. Это один из очень немногих маршрутов, пересекающих Гималаи и самый западный из них. Исторически это была караванная тропа, одна из ветвей древнего Шелкового пути. С 1959 по 1979 год правительства Китая и Пакистана построили шоссе.

Вид с шоссе недалеко от Пассу, Пакистан.

Название происходит от монгольского, означающего Черный хребет, когда монголы имели свою великую империю, и позже было принято их потомками, Империей Великих Моголов, правившей Индией на протяжении многих веков.

Шоссе стало местом приключенческого туризма и заняло третье место среди лучших туристических направлений в Пакистане по версии газеты The Guardian . Это самый высокий пограничный переход в мире , расположенный на высоте более 4800 метров (примерно 16000 футов) на перевале Хунджераб на границе. Для сравнения, Монблан, самая высокая гора в Западной Европе, имеет высоту 4810 м, а гора Уитни, самая высокая точка в 48 сопредельных штатах США, достигает 4421 м.

Это может быть высшим испытанием для преданного велосипедиста . Есть организованные велосипедные туры и несколько книг о езде на велосипеде по этому маршруту. Хотя количество поездок в Пакистан сократилось из-за террористических атак, количество туров сократилось. Это путешествие можно совершить самостоятельно, хотя при путешествии без поддержки следует учитывать жару и высоту над уровнем моря.

Граница закрыта для велосипедистов. Вместо этого вы можете сесть на автобус либо в Ташкургане (Китай), либо в Состе (Пакистан). С пакистанской стороны можно доехать до перевала, но не над ним. Вам придется вернуться в Сост, чтобы сесть на автобус!

См. также: Велоспорт в Китае

Понимание Шоссе проходит примерно с севера на юг через горный хребет Каракорум и через перевал Хунджераб на границе. В Пакистане он проходит от Абботтабада до границы через провинции Хайбер-Пахтунхва и Гилгит-Балтистан. После границы он проходит через часть китайской провинции Синьцзян до Кашгара.

Его строительство было начато как совместный проект двух правительств в 1959 году и завершено в 1979 году; шоссе было открыто для широкой публики в 1986 году. Около 800 пакистанцев и 200 китайских рабочих погибли, в основном в результате оползней и падений, при строительстве шоссе.

В Китае KKH известен как «Шоссе Дружбы». Из-за большой высоты и сложных условий, в которых он был построен, его также называют «восьмым чудом света».

История[править]

Подготовить[править]

Пакистанский звенящий грузовик на Каракорумском шоссе в долине Чилаас

Каракорумское шоссе или KKH — это всепогодная дорога с двусторонним движением в Пакистане, за исключением перевала Хунджераб, который закрыт с января до апреля из-за сильного снегопада. В сезон дождей (июль-сентябрь) в некоторых местах часто случаются оползни, которые могут блокировать дорогу на несколько часов и более.

Некоторые участки шоссе, напр. в районах между Бешамом и Чиласом в Пакистане и в пустынных районах на китайской стороне летом очень жарко; температура может достигать 45°C (113°F).

В совокупности эти факторы означают, что лучше всего путешествовать по ККХ весной или ранней осенью.

Вы можете путешествовать практически любым способом: велосипедом, автобусом, велосипедом, автомобилем, но наиболее часто используемым способом является пересадка в микроавтобусы, которые не только доступны, но и удобны. Некоторые говорят, что это одна из самых страшных дорог в мире из-за потенциальных крутых падений с высоты в сотни метров с незащищенного края дороги с одной стороны и неустойчивых гор с другой стороны, которые могут вызвать оползни в суровую погоду. Иногда дорога становится настолько узкой в ​​некоторых местах, что за один раз может проехать только одна машина, а другая ждет на очень узком краю дороги. Вы увидите много разбитых тяжелых транспортных средств. Большинство походов проходят на пакистанской стороне.

Если вы хотите использовать автомагистраль для пересечения границы, заранее получите визу другой страны; в противном случае въезд на границу не будет разрешен. Вход не будет предоставлен тем, кто находится на циклах. Вы должны быть доставлены на моторизованном транспортном средстве, поэтому сядьте на автобус из близлежащего города, чтобы пересечь эту границу.

Состояние дороги[править]

Состояние самой дороги значительно различается на протяжении ее 1300 км. Дорога от Хасана Абдала начинается в хорошем состоянии, однако к тому времени, когда шоссе начинает подниматься в район Кохистан, оно значительно ухудшается. Примерно от Бешама до Чиласа дорога огибает склон речной долины, а внизу бушует река Инд. Дорога узкая и ухабистая, местами ведутся активные работы, с большими и значительными обрывами прямо у края дороги. Трафик движется с большой скоростью, и аварии случаются часто. Следует соблюдать осторожность в этом разделе, если вы едете за рулем или едете на велосипеде. В рамках Китайско-пакистанского экономического коридора ведутся работы по модернизации этого участка ККХ, поэтому в ближайшие годы качество и ширина дороги должны улучшиться.

После Чиласа дорожное покрытие резко улучшается и в основном представляет собой гладкий асфальт или бетон вплоть до границы с Китаем.

Шоссе на китайской стороне в целом хорошее, хотя по состоянию на 2019 год после Ташкургана частые и раздражающие дорожные раскопки, с которыми приходится бороться. Пейзаж также больше похож на плато на китайской стороне, поэтому вам в основном не хватает опасных ситуаций на краю обрыва, которые вы найдете на пакистанской части.

Где-то в долине Хунза

Пакистанский участок дороги официально начинается в Хасан-Абдале, в 50 км к северо-западу от Равалпинди, а китайский участок начинается в Кашгаре, крупном городе Синьцзян-Уйгурского автономного района. Каракорумское шоссе официально известно в Пакистане как N-35; и Китайское национальное шоссе 314 (G314) в Китае.

Хотя шоссе начинается в Хасан-Абдале, обычной отправной точкой является Гилгит. На самом деле вы можете прыгать из любого места между ними. Если вы хотите начать с Гилгита, вы можете сесть на рейс PIA из Исламабада, столицы Пакистана, в Гилгит, полет просто незабываемый, так как самолет летает вокруг Нанга Парбат, а также вокруг К2, и вы можете увидеть 82 вершины Пакистана. которые превышают 7000 м.

Для тех, кто хочет начать путешествие из Хасан-Абдала, воспользуйтесь самой длинной магистралью Пакистана N-5, которая проходит между южным городом Карачи и северо-западным городом Пешавар, или Великой Магистральной дорогой; оба проходят через Хасан Абдал. Ближайший крупный город — Равалпинди. Автобусы с кондиционером, следующие в крупные города, такие как Пешавар или северные города Абботабад и Мансехра, многочисленны и могут доставить вас в Хасан Абдал, но взимают полную плату за проезд, в то время как автобусы и фургоны без кондиционера отправляются с интервалом не более часа. Равалпинди. Кому-то может быть не очень удобно. Поездка на автобусе из Равалпинди может занять не более 1 часа.

Карта маршрута.

Маршрут представлен здесь с юга на север, потому что большая часть КХ приходится на юг.

Хасан Абдал[править]

Исторический город Хасан Абдал является отправной точкой KKH и единственным городом в Пенджабе, который находится на шоссе. Именно здесь встречаются две знаменитые исторические дороги, Grand Trunk Road и KKH.

В городе есть Гурдвара Панджа Сахиб, одно из самых святых мест в сикхизме и популярное место паломничества сикхов, которые посещают город со всего мира, особенно в сезон Бесакхи.

Таксила[править]

В 20 км к востоку от Хасан Абдала находится очаровательное древнее поселение Таксила. Это один из самых важных археологических памятников Южной Азии, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Таксила находится на Великой Магистральной дороге, и ее стоит посетить. Это отличное путешествие с множеством мест для проживания и питания, а также с прямой дорогой, ведущей в Харипур.

Харипур. Харипур находится примерно в 30 км к северу от Хасан Абдала и в 40 км к северу от близлежащего города Таксила. В город можно добраться либо из Хасана Абдала, либо из Таксилы, но из двух маршрутов в Харипур тот, что из Хасана Абдала, в основном используется автобусами из-за его ширины и удобства.

Хавелиан[править]

Примерно в 25 км к северу от Харипура находится город Хавелиан, первоначальная отправная точка ККХ. Помимо дороги, Хавельян — единственное место на KKH в Пакистане, которое также обслуживается железнодорожной станцией. Ежедневно ходит поезд Hazara Express без кондиционера. Поезд отправляется из Карачи и через различные крупные города Пенджаба достигает Хавелиана.

Абботабад

Абботабад — город в районе Хазара провинции Хайбер-Пахтунхва на северо-востоке Пакистана.

Мансехра[править]

Долина Каган (альтернатива)[править]

Балакот > Кавай — Шогран > Парас — Шаран > Ханиан — Каган > Наран > перевал Бабусар >

Батаграм[править]

Бешам[править]

Чилас[править]

35.920833 74.308333 1 Гилгит[править] исторически важный город на Большом шоссе

1 9000 , и в настоящее время служит административной столицей Гилгит-Балтистана. Это хорошее место, чтобы запастись припасами и немного отдохнуть. Он хорошо связан со своим аэропортом и имеет автобусное сообщение с большинством мест в Гилгит-Балитистане, а также с более отдаленными районами, такими как Исламабад и Кашгар.

Нагар

Алиабад

36.333 74.666 2 Каримабад

36.38931 74.86496 3 Гулмит[править]

Древняя столица Верхней Хунзы (Годжал) представляет собой довольно небольшой город на КХ. Некоторые исторические здания можно увидеть в старом городе, а фон больших гор впечатляет (особенно вид на Тупопдан). Здесь есть несколько вариантов пеших прогулок, в том числе к ледникам Гулмит и Гулкин.

36,336944 74,8675 4 Озеро Аттабад Сейчас рядом с затопленным дном долины построен ряд туннелей. Следует соблюдать осторожность, поскольку, хотя дорога находится в хорошем состоянии, туннели иногда не освещаются. Самая длинная – 3,3 километра, поэтому велосипедистам следует быть особенно осторожными. Само озеро имеет яркий бирюзовый цвет, а на северном берегу есть туристические достопримечательности.

36.46032 74.893766 5 Пассу[править]

Небольшая деревня у подножия огромного ледника. Пассу с лучшим видом на знаменитую гору Тупопдан, безусловно, стоит посетить. Достойными достопримечательностями также являются знаменитое кафе Glacier Breeze и подвесной мост Паасу.

36.689302 74. 821647 6 Сост[править]

Последний город на пакистанском участке KKH. Здесь вам нужно будет получить выездной штамп и организовать транспортировку в Китай.

36.85 75.427778 7 Перевал Хунджераб [править]

Здесь проходит пакистано-китайская граница на высоте 4693м. Пейзаж вдоль KKH между здесь и Состом, через национальный парк Хунджераб, невероятно драматичен, хотя сам перевал может быть немного не впечатляет. Здесь невозможно пересечь границу, если вы идете пешком или на велосипеде, вы должны вернуться в Сост и сесть на автобус.

Ташкурган[править]

Озеро Каракол[править]

Кашгар[править]

Будьте в безопасности[править]

Каракорумское шоссе находится в одной из самых безопасных частей Пакистана, но ожидайте негостеприимную местность. Чем дальше на север, тем безопаснее становится, особенно между Гилгитом и пограничным перевалом. К югу от Гилгита в населении все больше преобладают пуштуны, и на него также влияет ситуация в остальной части Хайбер-Пахтунхвы, в частности в районе вокруг Абботабада.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *