край первозданной природы и красивых пейзажей.
Планируя провести незабываемый отпуск, насыщенный яркими эмоциями и положительными впечатлениями, стоит обратить свое внимание на Карелию — край многочисленных озер, бескрайних лесов и интересных достопримечательностей.
С каждым годом интерес со стороны туристов к этому региону растет, поскольку именно здесь можно провести несколько незабываемых дней, комплексно отдохнув и расслабившись. Любители активного отдыха также найдут здесь все, что нужно для получения новых впечатлений, включая незабываемые спуски по бурным рекам и преодоление водных порогов на байдарках.
Заказать поездку в Карелию на автобусе в составе экскурсионной группы.
Из Йошкар-Олы
Из Чебоксар
Из Казани
Особенности месторасположения и климат Карелии
Республика располагается в северно-западной части Российской Федерации, гранича на западе с Финляндией, на севере — с Мурманской, на востоке — с Архангельской, а на юге — с Ленинградской и Вологодской областями. Климат достаточно мягкий, стремящийся к континентальному, однако насыщенный обильными осадками. Зима прохладная, но без сильных заморозков, а вот лето — теплое и затяжное, поэтому путешествовать по Карелии лучше в период с апреля по октябрь.
Если говорить о природных достопримечательностях, то здесь очень много озер, рек, лесов и равнин, благодаря чему здесь повсюду можно встретить удивительные по своей красоте пейзажи. Все это появилось благодаря леднику, который медленно отступая на север, оставлял после себя мореные гряды, озерные котлованы и камы. Есть здесь также несколько «спящих» вулканов и в большом количестве можно встретить следы вулканической активности — застывшую магму, которая причудливым образом изменила рельеф в некоторых областях.
Основные виды отдыха в Карелии:
- Охота и рыбалка
- Экскурсии с возможностью осмотра местных достопримечательностей
- Активный отдых с походами в горы и спусками на лодках по рекам
- Семейный отдых на турбазе, в гостинице или коттедже
Многие экскурсионные туры совмещают несколько видов отдыха, чтобы туристы имели возможность получить максимум впечатлений и приятных эмоций, не только осмотрев местные достопримечательности, но и приняв непосредственное участие в штурме горных вершин и спуске по бурлящим рекам.
Петрозаводск — столица республики и город с интересными достопримечательностями
Экскурсионное турне по Карелии следует начинать с посещения ее столицы — города Петрозаводск, расположенного на берегу величественного Онежского озера. Это место с богатой и длинной историей, жители которого бережно хранят секреты древних ремесел и судостроения, ставшего активно развиваться еще во времена Петра I. Песни и сказания карельских народов жители передают из поколения в поколение, обеспечивая тем самым преемственность и сохраняя свои культурно-исторические особенности. К числу наиболее значимых мест в Петрозаводске, которые стоит обязательно посетить, относятся следующие:
1. Онежская набережная. Это очень красивое место, где любят прогуливаться его жители, чтобы отдохнуть от суеты и будничных забот, насладиться великолепными видами онежских далей.
Туристам здесь также будет весьма интересно ознакомиться с экспозицией абстрактных скульптур, расположенных прямо под открытым небом, большая часть которых была подарена городами-побратимами из западноевропейских стран (Франции, Германии). Особенно удивят туристов такие памятники, как спящая красавица, древо желаний, звездная карта, а также многочисленные изображения рыбаков. Здесь же располагаются многочисленные киоски, где можно приобрести билеты на экскурсии по Валааму, Кижи, Соловецким островам, Марциальным Водам и водопаду Кивач.
2. Национальный музей республики. Его обязательно стоит посетить каждому, кто хочет ближе изучить фольклор и самобытность коренных народов Карелии, ознакомиться с мистическими петроглифами, увидеть коллекцию прялок, а также старинные карельские гусли кáнтеле. Очень здорово будет увидеть знаменитый сборник карельского эпоса «Кáлевала, который наверняка оценят туристы с филологическим образованием.
3. Морской историко-культурный центр «Полярный Одиссей». Это отличное место для всех, кто любит не только море, но и старинные парусники, поскольку в этом клубе на протяжении многих лет энтузиасты реконструируют парусные корабли севера. Наиболее эффектными являются бригантина «Полярный Одиссей» и трехмачтовая ладья «Святой Николай», на которых можно совершить небольшое турне по морю.
4. Александро-Невский кафедральный собор. Это главная религиозная достопримечательность города, построенная под руководством известного итальянского инженера Пьетро Карло Мадерни в середине XIX веке. Впечатляющий купол выполнен по строгим канонам архитектурного классицизма.
В ходе экскурсии по городу также стоит осмотреть бронзовый памятник Петру I, возведенный в честь двухсотлетия со дня рождения великого царя, а также памятник паровозу Эр 738-47.
Туристам с детьми стоит также посетить частную художественную галерею «Дом Куклы», где можно ознакомиться с экспозицией игрушек, изготовленных вручную лучшими мастерами своего дела. Для туристов с инженерным образованием наверняка будет интересно посетить в Петрозаводске музей промышленной истории, где можно ознакомиться с вехами научно-технического прогресса всего региона.
В центральном парке культуры и отдыха можно прогуляться под сенью высоких берез, а также развлечься на аттракционах, которые будут интересны как взрослым, так и детям. Любителям растений и цветов стоит побыть в городском Ботаническом саду, где произрастает множество зеленых насаждений, включая вечнозеленые хвойники. Перекусить можно в многочисленных ресторанах и кафе, отведав как русские национальные, так и местные блюда, включая печеные «калитки» — национальное карельское блюдо.
Остров Кижи и Онежское озеро
После Петрозаводска следует отправиться на остров Кижи, представляющий собой настоящее украшение карельской земли, где в полной мере можно ощутить все очарование русского севера.
Именно здесь располагается один из самых крупных заповедников под открытым небом, включающим в себя десятки деревянных строений — отличных образцов народного зодчества. На острове можно увидеть настоящие мельницы, русские избы, амбары и даже древнюю деревянную церквушку, построенную еще во времена Петра I.
Отсюда же можно совершить прогулку на конном экипаже в соседнюю деревню для ознакомления с ткацким ремеслом и особенностями деревянного судостроения. Здесь систематически устраиваются гулянья с песнями и плясками, в ходе которых можно послушать мелодичные карельские песни, оценить традиционные костюмы местных жителей. Увидеть собственными глазами интересный архитектурный ансамбль из таких строений будет очень здорово, поскольку это позволит лучше понять памятники архитектуры, строения русского, вепсского и карельского обиходов.
Добраться до острова Кижи можно по речному такси, представленному в виде теплоходов и прогулочных катеров, путешествовать по которым очень интересно, поскольку по ходу плавания можно любоваться замечательными видами из окон каюты или же с палубы. По пути попадается множество рыбацких лодок, а также яхт, которые арендуются персонально с теми туристами, которые хотят путешествовать индивидуально и без привязки к экскурсионной группе.
Заповедник Кивач и Марциальные воды
В Карелии есть удивительное место, называемое заповедник Кивач, где обязательно стоит побывать каждому, что ценит первозданную природу этого замечательного края.
Густые леса с многочисленными представителями фауны позволяют увидеть десятки разных животных и птиц. По пути встречаются бурные реки, по некоторым из которых можно спуститься на специальных лодках, но в сопровождении инструктора. Между прочим, последнее развлечение является чрезвычайно популярным у тех, кто хочет пощекотать себе нервы и испытать выброс адреналина. Решившись на спуск по реке Шуя, преодолев десятки крутых порогов, можно быть уверенным, что человек испытает настоящий азарт и восторг.
В ходе экскурсии стоит побывать на водопаде Кивач, который представляет собой великолепное зрелище с бурлящим потоком, морем пены и брызг, что вызывает только положительные эмоциональные переживания. В районе водопада немало валунов и огромных камней, разной формы, остатков затвердевшей магмы, которая удивительным образом сочетается с величественными соснами, растущими по берегам реки. Здесь следует обязательно сфотографироваться, тем более, что снимки получаются великолепными с замечательной панорамой на заднем фоне.
Многие туры проходят с обязательным посещением поселка «Марциальные воды», расположенном в Кондопожском районе, где находится здравница с одноименным названием. Именно здесь можно найти источник с особой водой богатой минеральными микро- и макроэлементами, главным из которых является двухвалентное железо. По вкусу эта вода сильно отличается от обычной, однако пить ее очень полезно, поскольку в ней в большом объеме содержится кальций, магний, марганец и натрий.
Валаамская обитель
Одним из наиболее известных церковных сооружений Карельской республики является Валаам, расположенный на одноименном острове недалеко от города Сортавал. Здесь можно увидеть каменный Спасо-Преображенский монастырь, представляющий собой величественное архитектурное сооружение — настоящий шедевр церковных зодчих. Обзорная экскурсия по монастырю позволяет увидеть собственными глазами богатое внутреннее убранство храма (иконы, расписные стены), узнать от гида об истории происхождения и наиболее значимых событиях в развитии обители.
На острове Валаам в свое время побывали видные русские деятели, к числу которых относят Рериха. Чайковского, Шишкина, Куинджи, и Лескова, черпавшие вдохновение в этих местах. Здесь есть, на что посмотреть и чем полюбоваться, не говоря уже о фотографиях, которые получаются очень хорошими и живописными.
Почему Карелию обязательно стоит посетить?
Места в Карельской республике очень красивые, поэтому нередко туристы, побывавшие здесь всего однажды, в будущем обязательно возвращаются, чтобы снова окунуться в первозданную природу. Как правило, обзорная экскурсия по Карелии предусматривает следующий маршрут: Петрозаводск — остров Кижи (Онежское озеро) — Марцианские воды — Заповденик Кивач — остров Валаам. По времени на обзорную поездку уходит обычно от 7 до 10 дней, в зависимости от насыщенности программы. В Петрозаводске имеется немало гостиниц и отелей, где можно переночевать, причем совершенно недорого, а вот при путешествии по региону довольствоваться следует уже небольшими коттеджными домиками или же вовсе палатками, к чему нужно быть готовыми.
В целом путешествие по Карелии оставляет после себя положительные эмоции и приятные воспоминания, поэтому не удивительно, почему сюда ежегодно едут десятки тысяч туристов не только с России, но и стран ближнего, зарубежья.
край, где белорусы чувствуют себя как дома
30.10.2021
Автор: Дарья Иванова
Фото: Дарья Иванова
Карелия – место для туризма идеальное. Есть здесь и славная история, и народные предания, уходящие в глубь веков, и самобытная культура, пронизывающая современный уклад жизни, и гостеприимность местных жителей, среди которых на удивление много этнических белорусов.
Более полувека назад, в 1959 году, в Карелии прошла перепись населения. Ее результаты многих тогда удивили: доля этнических белорусов составила целых 11%. Но стоит посмотреть на историю XX века повнимательнее, и сразу становится ясно, почему в Карелии так много белорусов. Они – потомки трех крупных волн переселения.
Первая волна пришлась на 1920-1930-е годы. Она была связана преимущественно с трудовой миграцией. Вторая – на 1939-1940-й годы, когда руководство СССР решило обживать отошедшие по итогам войны территории с целью развития здесь полезных производств. Третья – на послевоенные годы, когда белорусы ехали сюда не только работать, но и просто жить, так как после войны значительная часть Беларуси лежала в руинах.
Благодаря масштабному переселению белорусов в Карелию, а также отдельным белорусам, чья жизнь была неразрывно связана с краем, эти земли пропитаны духом белорусской культуры. Так, например, выдающийся скульптор Сергей Коненков, русский Роден, как называли его при жизни, родился в белорусской деревне Верхние Караковичи, но многие свои идеи воплотил именно в Карелии. Его творчество ценилось и при царе, и при большевиках. Долгое время он жил в США, и лишь в возрасте 71 года, когда на дворе стоял 1945-й, он вернулся в Россию, чтобы создать в Петрозаводске оформление Музыкального театра. Работая над проектом, Сергей Коненков, по его собственным словам, воскрешал в памяти афинский Парфенон как «синтез архитектуры и скульптуры».
Но едут сюда не только посмотреть на результаты культурной синергии народов – едут за красотой северной природы.
СОРТАВАЛА: СТОЛИЦА СЕВЕРНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ
Сортавала – город Карелии, расположенный на берегу знаменитой Ладоги. Ладожское озеро славится своим строптивым характером. Чтобы ходить по нему на «Метеорах», капитан судна должен обладать особой квалификацией, так как Ладога (как, впрочем, и Онега, и Байкал) по сложности передвижения приравнивается к «морским путям», а не к озерам.
Въезд в Сортавалу
Сортавала – столица Северного Приладожья. С конца I тысячелетия на этой земле живут люди. Рядом с городом есть гора Паасо – там археологи обнаружили не просто стоянку, а укрепленное поселение. Кстати, местные жители название города – Сортавала – не склоняют: «Добро пожаловать в Сортавала». А туристы – вовсю: «в Сортавалу», «из Сортавалы».
Древнюю Сортавалу населяли земледельцы из племени корелы. А сейчас в городе проживает порядка 19 тысяч жителей, среди которых – русские, белорусы, финны, украинцы. И, конечно, карелы – они из своих земель не ушли.
Из Сортавалы стартуют катера и «Метеоры» до знаменитого Валаамского архипелага, на котором расположена одна из самых почитаемых среди православных обителей – Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Но попасть в него – большая удача. Если позволит Ладога, то до Валаама долетите на подводных крыльях за час. А если поднимется волна, то суда выходить в озеро не будут – слишком опасно – и Валаам так и останется недостижимой мечтой.
Вечерний Валаам
Угадать заранее, когда Ладога будет спокойной, увы, нельзя: поэтому каждое утро туристы и паломники, приходя на причал, надеются, что сегодня им повезет.
Если будете в Сортавале, посетите Региональный музей Северного Приладожья, там вам расскажут о традициях и богатствах этих краев, среди которых особое место занимают камни.
Если останется время, загляните в выставочный центр Кронида Гоголева – известнейшего резчика по дереву. Благодаря своему таланту, он стал одним из брендов не только Сортавалы, но и всей Карелии.
КАМНИ КАРЕЛИИ: ТРАДИЦИЯ НА ПАМЯТЬ
Камни Карелии – это настоящие подземные сокровища и гордость края: каких здесь только нет: и габбр-одиабаз, и мрамор, и гранит, и гранат, и шунгит.
Если с мрамором, гранитом и гранатом все понятно, то с габбро-диабазом, наверное, нет. Слишком редок этот камень. Габбро-диабаз – двойник более распространенного базальта. В Карелии месторождение габбро-диабаза настолько щедрое, что добывается он в промышленных масштабах.
Шунгит – еще один символ Карелии, которому приписывают уникальные свойства. Он очищает воду, применяется для устранения болей в суставах и борется с хроническими недугами. Но искать настоящий шунгит, чтобы увезти с собой для пользы дела, нужно не в туристических местах.
Есть сейчас в Карелии традиция, начало которой, сами того не зная, положили когда-то туристы. И связана она тоже с камнями.
Пирамида из карельских камней
Вдоль дорог, на горах и в парках, – везде стоят пирамидки из камней: высокие и не очень, устойчивые и готовые вот-вот упасть. Это дело рук гостей края, которые таким образом оставляют в Карелии память о себе. Иногда эти пирамиды находятся в таких труднодоступных местах, что диву даешься: разве мог человек туда залезть? Оказывается, мог.
РУСКЕАЛА: ПУТЕШЕСТВИЕ ПОД ПАРАМИ ПРОШЛОГО
Рускеала – культовое место для посещения. Это горный парк с мраморным каньоном, который до конца 1990-х годов находился в запустении, а потом, обретя инвесторов, стал одним из самых посещаемых туристических аттракционов в Карелии. Рускеальский мрамор известен всем, кто когда-либо бывал в Санкт-Петербурге. Именно им облицован Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, украшены подоконники Эрмитажа.
Рускеальский каньон
Находится Рускеала всего в 30 км от Сортавалы, но не спешите искать автобус, который довезет вас сюда. До Рускеалы ходит Рускеальский экспресс – ретросостав, единственный на сегодняшний день ежедневный поезд на паровозной тяге. Паровоз, шумно, с шипением и гудением выпускающий клубы пара, работает словно машина времени, вызывая подлинный восторг.
Рускеальский экспресс
ГИДРОСТАНЦИИ: ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ В КРАЮ, ГДЕ МНОГО РЕК
В Карелии много гидростанций с удивительной историей. Казалось бы, гидростанция – что может быть в ней интересного? Но дело в том, что часть из них, сохранивших исходное названия, являются свидетелями важных исторических событий.
Гидростанция Ляскеля, расположенная на реке Янисйоки, была пущена в 1899 году. В годы Второй мировой войны ее бомбили, но после – неоднократно восстанавливали. Несмотря на то, что Ляскеля относится к малым ГЭС, ее энергия питает остров Валаам.
Гидростанция Ляскеля
ПЕТРОЗАВОДСК: СТОЛИЦА КАРЕЛИИ
Столица Карелии раскинулась на берегу другого легендарного озера – Онежского. Когда с Онеги не дуют ветра, пройтись по набережной Петрозаводска – одно удовольствие. На ней расположено много скульптур, большая часть из которых передана городами-побратимами: из Ла Рошель (Франция), Умео (Швеция), Тюбингена (Германия) и других. Начало этой галерее на открытом воздухе положила скульптура из города-побратима Дулута (США), которая называется «Рыбаки».
Скульптура «Рыбаки»
В Петрозаводске действуют театры и музеи, проводятся фестивали и выставки, и, конечно, широко отмечаются военно-морские праздники, такие как День ВМФ, когда местные жители и туристы вспоминают подвиг Онежской флотилии, освободившей Петрозаводск летом 1944 года.
ВОПРОС О ТРАНСПОРТНОМ СБЛИЖЕНИИ БЕЛАРУСИ И КАРЕЛИИ ПОКА ОТКРЫТ
Между Беларусью и Карелией пока нет прямого сообщения: ни бесстыковочных авиарейсов, ни беспересадочных железнодорожных маршрутов.
В прошлом году глава Республики Карелия Артур Парфенчиков отмечал перспективность создания прямых авиарейсов рейсов между Петрозаводском и Минском, причем для обеих сторон:
«Нам кажется, что экономика таких рейсов будет достаточно интересной. Желающих съездить в Беларусь у нас немало. И у жителей Беларуси появится возможность побывать в Карелии, которая имеет множество уникальных туристических объектов».
Но даже сейчас, когда путешествие требует пересадок, в Карелию обязательно стоит приехать.
Южная Карелия — статья
Более 70 тысяч озёр разбросаны по лесам и болотам Карелии, среди них и два крупнейших озера Европы — Онежское и Ладожское.
Если посчитать какой процент площади Карелии покрыт озёрами, то получится 18%, что в два раза больше, чем в Финляндии, которую издавна именуют «Страной тысячи озер». В Карелии же находятся Ладожское и Онежское озёра, крупнее которых в Европе нет.
Ладога, питающие её реки Волхов и Свирь, а также Нева в старинных летописях упоминаются как важнейшие водные артерии Древней Руси. Наши пращуры, на ладьях добиравшиеся отсюда к Чёрному морю, называли этот путь «из варяг в греки».
Три острова, три оплота православной веры прочно стоят на внешних рубежах Карелии, защищая мир и покой в сердцах северян, — Валаам на западе, Соловки на севере и Кижи на юге.
Валаамский монастырь на Ладожском озере называют духовной крепостью России, молитвенником перед Господом за весь православный народ. Культурные памятники Валаама — архитектурные ансамбли, рукотворные сады, инженерные сооружения, древний некрополь — соседствуют с величественной природой острова.
На острове Кижи в Онежском озере расположен крупнейший в России архитектурный ансамбль деревянного зодчества — знаменитый Кижский погост. Сегодня Кижи это не только музей народной архитектуры под открытым небом. Вновь зазвучали колокола на кижских звонницах, в древних храмах возобновлены богослужения.
И, наконец, Соловецкие острова, исторически связанные с Карелией, расположенные в Белом море у ее северных границ. В 15 веке здесь был основан Соловецкий монастырь, сыгравший выдающуюся роль в освоении Русского Севера и ставший одним из крупнейших духовных и культурных центров России. В его ансамбль входят уникальные археологические комплексы дохристианского периода, грандиозный Кремль, белокаменные храмы, сеть рукотворных каналов между островными озёрами, старинный ботанический сад.
Слово «карел» в переводе означает «пастух», однако сельским хозяйством на морозном севере республики занимается лишь небольшая часть населения. Причина проста — угодья занимают в этих краях гораздо меньше места, чем скалы.
Не случайно одно из бесценных природных богатств Карелии — камень. Строения из карельского гранита, диабаза и мрамора стоят во многих городах России и мира. Карельским гранитом одеты берега Невы. Десять фигур атлантов поддерживают портик Эрмитажа, эти статуи сделаны из красивейшего сердобольского гранита, который стал пьедесталом и для памятника Пушкину в Москве. Карельский камень украшает Исаакиевский собор, здание Русского музея, Гатчинский дворец, здание Госдумы, храм Христа Спасителя и Кремль. Малиновый кварцит карельских скал — у Вечного огня на Могиле Неизвестного Солдата, рядом с которой стоят стелы городов-героев, выполненные из этого же камня. Розовый мрамор из месторождения у деревни Шокша украшает гробницу Наполеона в Париже. Фасады Зимнего дворца и Собора Казанской Божьей матери в Санкт-Петербурге, Чесменская колонна в Царском Селе и Дворец Республики в Берлине — все это мрамор из карельских месторождений!
Без малого 15 млн гектаров, более половины всей территории республики занимает лес, крупнейший источник кислорода в Европе. Почти на 90% он состоит из сосновых и еловых боров. Карельская сосна обладает особой энергией и очень ценится в деревянном домостроении. Поднявшаяся на камнях и набравшая силу в суровом климате, карельская сосна обретает особую твердость и имеет плотную мелкослойную структуру, а цвет древесины напоминает насыщенный янтарь. Стены дома, построенного из сосны, сохраняют её удивительные свойства. Даже в пасмурную погоду будет казаться, что Ваш дом хранит частичку солнца и тепла.
Одним из символов Карелии, безусловно, является карельская береза. Мировую известность это дерево получило благодаря богатой палитре золотистых оттенков и причудливой текстуре, рисунком напоминающей мрамор. Карельская береза — большая редкость, её древесина издавна ценится «на вес золота». В международной торговле ее измеряют не кубометрами, а килограммами…
Карелы
Карелы принадлежат к прибалтийско-финской подгруппе народов, куда относятся также финны, вепсы, саамы, ижора и водь. К 9—10 векам главными этническими образованиями к северу от славянских земель были чудь и весь (прародители вепсов). С 12 века известна народность корела, которая возникла на землях Карельского перешейка и северо-западного Приладожья. Упоминания о древних карелах достаточно часты в скандинавских рукописях, исландских сагах, шведских хрониках, и везде карелы выступают как конкуренты в освоении северных регионов, пограничных с Норвегией. Формирование в северо-западном Приладожье легендарного государства Корела на долгое время вообще лишило западных соседей возможности захвата приладожских земель.
Происходило постепенное сближение культур веси, карел и коренного населения здешних мест. Карелы весьма рано были втянуты в круг влияния православной русской культуры и приняли крещение в 1227 году. Войдя в состав Новгородского, а затем Российского государства, они так или иначе оказывались вовлеченными в ход политической и экономической жизни России. Шведы нападали на карельскую землю вплоть до начала 19 века.
Период же Смутного времени, когда атаковали и шведы, и польско-литовские войска, был особенно трудным. По Столбовскому мирному договору 1617 года побережье Финского залива и Корельский уезд отошли к Швеции. Началась массовая миграция населения. Большая часть мигрантов из Корелы осела на территориях Заонежских погостов, смешавшись с местным населением. Именно в это время на широкой полосе между Онежским и Ладожским озерами возникают самостоятельные этнические группы карелов-ливвиков и карелов-людиков.
На протяжении многих веков складывался и карельский язык, в котором постепенно сформировалось три диалекта: собственно карельский (средняя и северная часть Карелии), людиковский (южная часть) и ливвиковский (юго-западная часть), на котором говорят олонецкие карелы.
Все этнографы замечали в карелах следующие черты: чистокровные карелы — это, как правило, люди со светлыми мягкими волосами, светло-голубыми или серыми глазами. Цвет лица розоватый. У мужчин усы всегда светлее бороды. Карел — хорошего среднего роста, фигура плотная, коренастая, лицо всегда производит симпатичное впечатление. Финский тип карела сгладился в некоторой степени славянской округлостью лица и большей подвижностью. Характер тихий, ровный, мягкий, миролюбивый.
Карел любит тишину и спокойствие, доверчив и гостеприимен. В этом и сейчас можно убедиться в любой из деревень, зайдя в гости к какой-нибудь бабушке-карелке. Вас тут же усадят за стол и начнут потчевать чаем с пирогами или с тем, что окажется припасено. Не напоить гостя чаем считалось и считается позором.
Карел честен до мелочей, никогда не обманет и не обворует. Свои дома карелы никогда не закрывали на замок. Украсть что-то у ближнего было страшным грехом. Метла или палка, приставленная к двери — знак, что хозяев нет дома.
Ещё одна черта, присущая карелам — трудолюбие. В карельских сказках вы не найдете героя, подобного русскому Емеле, живущего «по щучьему велению». Карел привык полагаться только на себя: «Как поработаю — так и жить буду». На Олонецкой равнине жилось полегче — здесь многое можно вырастить, но всё равно вся жизнь карела проходила в труде ради хлеба насущного в суровых условиях севера.
Основу питания карелов составляли мучные и крупяные изделия. До настоящего времени здесь продолжают печь пироги с начинкой из овощей, грибов и ягод. Любимый пирог — рыбник, в который целиком или большими кусками запекается рыба. Из кислого теста пекут колобки, из пресного — калитки (kalitat) и сочни (sulcinat) с начинкой из пшённой или ячменной каши, а также оладьи и блины. В прошлом каши были ритуальными блюдами. Так, жидкая ячменная каша на молоке ставилась в горшке на свадебный стол. Когда её съедали, горшок разбивали.
На зиму засаливали грибы-волнушки, трубчатые грибы сушили и использовали для приготовления супов. В больших количествах заготавливали бруснику и клюкву. Морошку, чернику и другие ягоды собирали для варки варенья и киселя. Овсяный и ягодный кисели — обязательное блюдо на свадьбе и на поминках.
Традиционно большое место в рационе занимала пресноводная рыба. Из свежей, сушеной и солёной рыбы готовили различные похлёбки. Употребляли в пищу рыбу, варёную в молоке, запечённую в сметане. Напитками служили репный квас и чай. Ритуальный напиток — пиво.
Карел очень религиозен, до суеверия религиозен, хотя редко знает какую-нибудь молитву. Вся молитва его состоит из слов: «Господи, помилуй!», и в эти слова он вкладывает все, что просит у Бога. Самый популярный святой — Никола Угодник. Почти в каждой деревне есть если не церковь, то часовня, а кресты стоят везде: на перепутье, вблизи дороги, на берегу озера или реки, в глухом лесу, даже в поле.
Однако, приняв христианство, карел остался верен многим суевериям, которые держатся у него со времен язычества. И его молчаливость и замкнутость вероятнее всего можно объяснить нежеланием разгневать того или иного духа лишним словом, сказанным в недобрый час. Вот почему карелы старались не употреблять бранных слов, боясь накликать на себя беду.
Старая Ладога
Направляясь в Карелию, невозможно миновать это замечательное место. Старая Ладога, небольшая деревенька, некогда была одним из десяти крупнейших русских городов. До начала 17 века Старая Ладога именовалась просто Ладогой и была важнейшим политическим, торговым и экономическим центром Древней Руси.
Расположение поселения не случайно. Возникло оно перед самыми сложными порогами Волхова. А в те далекие времена (8 век!) Волхов был важнейшей частью варяжских торговых путей, соединявший два озера: Ильмень и Ладожское. Купцы из разных стран, двигаясь в Византию и обратно, везли через Ладогу оружие, меха, украшения, предметы роскоши, утварь, пряности и благовония. На восток везли меха, воск, лен, на север шёл поток украшений и высокопробного серебра, которого не хватало в Европе. Товары грузились на многочисленные суда, и ладожские лоцманы проводили ладьи через волховские пороги.
Наступил 862 год. В «Повести временных лет» говорится о том, что в этот год в Ладогу был приглашен знатный скандинав Рюрик с братьями и дружиной. Город стал политическим центром Древней Руси.
Первые деревянные крепости были построены в Ладоге еще в 8 веке. В 882 году Олег (Вещий) ставит каменную крепость, разрушенную норвежским ярлом Эриком в 997 году. В 1144 году здесь начинают строительство каменного кремля и, как выяснилось, очень своевременно. Через 20 лет сюда приплыли шведы на 55 судах. Местные жители сожгли свои дома и укрылись под защитой кремля. Интересный факт: не только каменная стена высилась над речным обрывом, но и сам обрыв был облицован камнем! Поэтому снизу, от реки, стены казались огромной, недосягаемой высоты. После неудачи при штурме шведы отправились восвояси, однако их настигли пришедшие на помощь новгородцы…
Крепость и позже не раз выполняла свою задачу — оборонять северные рубежи страны. На её боевой истории следует остановиться особо: ни одна крепость на территории Руси не была атакована столько раз! Хронология многих (но далеко не всех) штурмов известна. Ладогу атаковали викинги в 997 году, финны — в 1105, 1142, 1149 гг., шведы — в 1164, 1313, 1338, 1610, 1611 гг., литовский князь Довмонт — в 1262 году. И что уж совсем удивительно — 15 августа 1610 года её осадили французские мушкетёры под командованием Пьера де Лавиля (мушкетёры тогда крепость взяли, правда, хитростью).
В 1701 году Ладога выдержала последнюю в её истории шведскую осаду и после окончания Северной войны утратила свое военное значение. Гарнизон был выведен, и о крепости, много веков защищавшей северные рубежи страны, забыли.
С началом строительства новой столицы — Санкт-Петербурга, торговлю перехватила Новая Ладога, основанная в 1704 году. По приказу Петра в новый город перевели все учреждения, переселили часть ладожан, а сама древняя столица Руси получила приставку «Старая». Всё это и превратило её в маленькую деревушку, коей она сейчас и является.
Исследования Старой Ладоги ведутся уже около двух веков. Этот крохотный район оказался настоящим центром древней цивилизации! Столетиями Ладога вбирала в себя культурные ценности разных эпох и народов. Многие из этих ценностей добываются теперь в ходе археологических раскопок. На территории Старой Ладоги сохранились около 160 памятников истории, архитектуры, культуры, искусства и археологии. Громадный культурный фонд, который до конца не оценён и во многих случаях не известен.
Староладожский Никольский монастырь
25 ноября 2002 года, в преддверии 1250-летия Старой Ладоги, из итальянского города Бари была привезена частица мощей Святителя Николая Чудотворца. 26 декабря 2002 года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил открытие Староладожского Никольского монастыря «для возрождения в нём монашеской жизни».
Местное предание говорит о том, что монастырь был основан в конце 13 века в честь Невской победы князя Александра Ярославича над шведами. История его вплоть до начала 16 века весьма туманна. Достоверно известно, что в 1611 году здесь нашли приют иноки после разрушения шведами Валаамской обители. Та же беда постигла вскоре и сам Никольский монастырь: войска Якоба Делагарди, шведского полководца, разрушили его до основания. Судьба этой обители типична, к сожалению.
Суровая карельская природа привлекала многих монахов, искавших молитвенного уединения. Обычно они сначала обучались в известных русских монастырях, а то и в Греции, на Святой горе Афон. Найдя подходящее место, такой монах-отшельник строил небольшой скит. Своим примером он привлекал местных жителей, которые селились рядом. Православные обители Карелии являлись средоточием аскетизма и созерцательности, центрами тихой миссионерской работы, в которых физический труд был частью образа жизни. Карелы называли православных монахов греками – «крейкка».
Мы мало что знаем о древних монастырях Карелии, даже история основания крупнейшего из них, Валаамского, скрыта в глубине веков. Все архивы были уничтожены во время шведских набегов. Во всяком случае, он был основан преподобными Сергием и Германом не позднее 1329 года. В 1393 году Св. Арсений основал Коневский монастырь. Это единственные из древних карельских монастырей, сохранившиеся до нашего времени. Известно, что на карельской земле было множество небольших обителей, но упоминаются они только в конце 16 века в числе разрушенных шведами.
Александро-Свирский мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской православный монастырь в 2006 году отметил свое 500-летие. Расположен он на высоком песчаном берегу Рощинского озера, окружен прекрасными сосновыми лесами.
На протяжении веков монастырь славился своим строгим уставом, принятым ещё при его основателе — преподобном Александре Свирском (1448—1533). Роль Александра Свирского в истории русской церкви очень велика, его часто сравнивают с Сергием Радонежским. По легенде, в 1484 году валаамский монах Александр пришел на берега Рощинского и Святого озер и срубил на перешейке между ними деревянную келью. Семь лет монах жил в одиночестве, пока в 1491 году к нему не прибыло подкрепление.
Именно с этого момента начинается активное деревянное строительство в обители. Первая постройка — шатровая Троицкая церковь, затем Покровская. К сожалению, ни одно из деревянных строений не сохранилось до нашего времени.
Начиная с 1533 года в монастыре происходят большие изменения. Сюда пригласили известного «каменных дел мастера» Игнатия, который построил Покровскую церковь с трапезной и часовней, затем взялся за Троицкую. Одновременно в 600 метрах на берегу Рощинского озера начали возводить здания Преображенского монастыря. Здесь надо пояснить, что иногда весь комплекс называют Александро-Свирским монастырем, подразделяя его на Преображенскую и Троицкую части, а порой каждый рассматривают самостоятельно. Обители отстраивались и росли за счет вкладов московских царей Ивана Грозного и Федора Иоанновича, бояр Годуновых. Польско-шведские войска наведывались в эти места трижды — в 1613, 1615, 1618 годах и разоряли монастыри, но они всякий раз восстанавливались.
Сразу после революции 1917 года ансамбль объявили памятником зодчества, здесь был организован Музей искусства и старины, в котором выставлялись предметы обихода и изделия народных промыслов, а также иконы северных мастеров и древние рукописные книги. В 1930-е «безбожные» годы на территории варварски разграбленного монастыря был организован совхоз им. Карла Маркса, во время войны здесь располагался финский госпиталь. После 1945 года про обитель надолго забыли.
В настоящее время ансамбль частично отреставрирован. Из религиозных реликвий в монастыре покоятся мощи св. Александра Свирского. В 1998 году произошло второе чудесное обретение мощей преподобного, до последнего времени считавшихся исчезнувшими после погрома 1918 года. Историко-архивные и судебно-медицинские исследования установили, что находившиеся с 1919 года в анатомическом музее Военно-медицинской академии «мумифицированные останки неизвестного человека» принадлежат великому старцу-иноку. В середине августа 1998 года мощи св. Александра Свирского были торжественно перенесены в возрождаемую обитель. Сегодня, как и в старину, сюда съезжаются для поклонения паломники со всей России.
Олонецкий район. Нурмольская Карелия
Олонецкий район — самый южный в Карелии. С запада он спускается к берегу Ладожского озера, с юга и с востока граничит с Ленинградской областью. Отсюда начиналось русское освоение этой земли, недаром район хранит старинное имя территории, некогда равной всей современной Карелии — Олонецкой губернии. Здесь немного расступаются леса, и в широкой низине в междуречье Олонки и Мегреги находит себе нишу сельское хозяйство. Это вотчина тихой северной красоты, обширная холмистая низина с множеством лугов, край небольших деревень на холмах вдоль рек и речушек, с неспешным, размеренным течением жизни.
Южная Карелия во многом сохранила традиционный деревенский карельский уклад. Здесь чаще звучит карельская речь, а маленькие деревни (в сущности, финские хутора) соседствуют с большими сёлами, похожими на среднерусские. К востоку уходит Михайловская Карелия с горушками, продолговатыми озерами и большими деревенскими домами.
Земля эта издавна населена представителями одной из ветвей карельского народа — людиками. В отличие от ливвиков — приладожских карел, людики — карелы прионежские, да к тому же южные и потому более обрусевшие. Они в большей мере, чем другие карелы, восприняли и впитали русскую культуру и русский язык, и сохранили их в первозданном виде, прибавив капельку своего, особенного, карельского.
В селе Михайловском можно услышать фольклорный хор, в котором бабушки поют не специально разученные песни, а свои, знакомые с детства. Здесь и настоящая карельская речь, и необычный даже для нашего севера местный выговор русского языка. Секрет Михайловской земли таится ещё в одном. Старинное русское название села — Лояницы. Исторически оно имеет карельские корни: loi значит крепкий, стойкий. И этого не отнять у местных жителей — они выстоят, как выстоит их село, их земля и леса, оберегающие эту землю от всего внешнего.
К западу и к северу простирается Нурмольская Карелия, территория песка, сосен и мха, выходящая на западе к Ладоге, с дюнами и широкой полосой песчаного пляжа. Здешние деревни и сёла сохранили до настоящего времени традиции народной архитектуры. Ставили деревни, как правило, на восточных и северных берегах озер или рек, при этом фасады домов обращались на водоем или «на солнце». Отличительной чертой старых сёл и деревень была удивительная гармония застройки и ландшафта, их неразрывная связь.
В центре района — Олонецкая Карелия. Среди почти среднерусских пейзажей, среди полей, перемежающихся полосами леса, среди низин и неторопливых речек стоят редкие деревни, часто большие, занимающие не просто уголок у реки, а целое огромное пространство над большими продолговатыми озерами.
Здесь и расположилась маленькая, «домашняя» столица Южной Карелии — Олонец. Это одно из древнейших поселений Приладожья, входившее в состав Обонежской пятины Великого Новгорода. Олонец впервые упоминается в Уставе Святослава 1137 года, но затем надолго исчезает из письменных источников и появляется лишь в 1582 году, как Рождественский погост на Олонце. В 1627 году его уже именуют посадом, а в 1649 году на слиянии рек Олонка и Мегрега была заложена «порубежная крепость» Олонец, которая стала форпостом в борьбе со шведами.
Посадские люди Олонца были предприимчивыми торговцами. На своих небольших судах они ходили даже в Стокгольм. В начале 18 века город неоднократно посещал Пётр I, направляясь на Марциальные Воды. После победоносного завершения войн со Швецией стратегическое значение города снизилось. Крепость просуществовала до середины 18 века и была разобрана из-за ветхости.
Центр административной жизни края перемещается в Петрозаводск, а герб Олонца становится гербом всей губернии. Определяющую роль в развитии города начинает играть купечество. К концу 18 века торговый вес Олонца вырос за счёт обслуживания быстро растущего Петербурга. В 1788 году, при Екатерине II, был возведён деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, сохранившийся до наших дней.
Каменный храм – Смоленский собор был построен в 1824 году. В годы советской власти собор был безжалостно изуродован и перестроен под музей. Сейчас силами небольшого прихода исторический облик этой красивой каменной церкви восстанавливается.
В 1919 году Олонец на короткий период был захвачен финскими войсками, во время Великой Отечественной войны вновь подвергся трёхлетней оккупации и был освобожден Красной армией летом 1944 года.
Олонец может по праву считаться центром национальной культуры Карелии, так как он единственный из городов республики, в котором более 60% населения составляют карелы. Олонецкий национальный район — носитель и хранитель ливвиковского диалекта карельского языка. Этот язык — язык титульного коренного народа республики — имеет вековые традиции, несёт в себе этническую культуру и духовность.
Карелия — удивительный край тысяч и тысяч озер
Карелия. Место загадочное, удивительное, во многом не похожее на другие. Здесь есть какая-то тайна, то, что трудно описать и объяснить словами. Валуны, скалы, сосны, вырастающие прямо на камнях, голубая гладь озер…
У волшебной карельской природы поистине нет плохой погоды. Вследствие влияния Атлантики и близости к Северному Ледовитому океану климат достаточно неустойчив, однако лето тёплое. Озёра довольно прохладные, их особенность — внезапно исчезающее дно. Сделал несколько шагов — и ноги совсем дна не ощущают. А рыбная ловля на озерах!
Впрочем, есть в Карелии и море. Море грибов и ягод! От такой красоты перехватывает дух, хочется просто слиться с окружающей природой и забыть обо всём на свете.
Трудно представить себе человека, которому в Карелии было бы не интересно. У любого путешественника есть цель: уставшие от суеты жители мегаполисов ищут покоя и тишины, любители экстрима — опасных речных порогов и непроходимых троп, сторонники познавательного отдыха стремятся к памятникам старины, а фотолюбители едут за красивыми пейзажами и необычными ракурсами. Всего этого в Карелии — в избытке.
Представьте себе: здешние каменные породы всего на миллиард лет моложе Солнца! Материковая платформа на участке, занимаемом Карелией, Финляндией, Швецией и Норвегией — одна из древнейших на Земном шаре. Если Урал славится могучими соснами, то Карелия может похвастать могучими елями.
Никто не поспорит с тем, что здесь ни с чем не сравнимая, завораживающая природа. А как хороша она зимой! Вдохните чистый морозный воздух, послушайте звенящую тишину вдали от шумных городов, с их диким темпом бытия и серым снегом на обочинах. Вся природа, самобытность и красота Карелии — подстать людям, которые здесь живут. Спокойные, сильные, отзывчивые, гостеприимные. Северяне, одним словом.
Кто хоть однажды побывал в Карелии, будет вновь стремиться вернуться в этот удивительный край тысяч и тысяч озер…
Фотографии: Pixabay, Wikimedia Commons
Советская аннексия Карелии до сих пор является запретной темой
В 1940 году, после поражения в так называемой Зимней войне с Советским Союзом, Финляндия была вынуждена уступить свою восточную провинцию Карелию Москве, а финское население региона было депортировано. Шестьдесят лет спустя эти карелы все еще сохраняют привязанность к своей родной земле, даже если мало надежды на то, что она когда-либо снова станет частью Финляндии.
Прага, 1 июля 2003 г. (Радио Свободная Европа/Радио Свобода). Многим знакома мелодия из «Карельской сюиты» финского композитора Яна Сибелиуса, написанная по просьбе студентов карельского города Выборг в 1893. Гораздо меньше знают бурную историю самой Карелии.
Коренными жителями Карелии были финны. Начиная с конца 13 века Россия и Швеция постоянно воевали за регион. Россия отвоевала Финляндию у Швеции в войне 1808-09 гг. Финляндии был предоставлен статус автономного великого княжества со своим правительством и парламентом.
В 1812 году западная Карелия, или, как ее тогда называли, «Старая Финляндия», была присоединена к остальной части Финляндии. Финляндия объявила о своей независимости 17 декабря 1917 и провозгласил свой нейтралитет.
Тартуский мирный договор с Советской Россией в 1920 году подтвердил границы Финляндии, другими словами, финское господство над западной или финской Карелией. В 1932 году Финляндия и Советский Союз подписали пакт о ненападении, гарантировавший границу, установленную в Тартуском договоре.
Но по августовскому пакту Молотова-Риббентропа 1939 года Финляндия была отнесена к советской сфере влияния. Позже в том же году СССР вторгся в Финляндию с целью аннексии части ее территории. Финляндия потеряла почти 23 000 человек в так называемой Зимней войне 1939-40.
По договору, подписанному по итогам Зимней войны, Финляндия должна была уступить Советскому Союзу части провинций Карелия, Салла и Куусамо, а также острова в Финском заливе. Общая площадь, составлявшая около 40 000 квадратных километров, в три раза превышала территорию, захваченную Советским Союзом во время самой Зимней войны.
Все население уступленной территории — 420 000 мужчин, женщин и детей — было насильственно переселено в другие части Финляндии. Эта бывшая финская территория теперь является частью российской Республики Карелия.
В 1999 году депортированные карелы и их потомки основали в Хельсинки неформальное движение «ПроКарелия». Организация разработала «План карельской реформы», главной целью которого является повышение осведомленности общественности об обстоятельствах советской аннексии Карелии. Его члены «ожидают от политических лидеров мужества исправить прошлые ошибки» и хотели бы, чтобы уступленные территории мирно вернулись к Финляндии в результате переговоров.
Хейкки А. Реенпаээ, представитель ProKarelia и глава издательства Otava Publishing Company в Хельсинки. Реенпаээ заявил, что несправедливо, что Эстония, Латвия и Литва, которые также пострадали от пакта Молотова-Риббентропа, теперь являются независимыми государствами, а Карелия остается частью России. Реенпаэ сказал Азаттыку: «Хотя страны Балтии теперь свободны, на которые также повлиял пакт Риббентропа-Молотова, финский и карельский вопрос остались за пределами этого, и прокарельское движение пытается поднять этот вопрос и обсудить его. об этом — никому не приказывать и не советовать, а излагать факты».
Reenpaeae также выражает сожаление по поводу того, что некогда плодородный регион Карелии превратился в пустыню за последние шесть десятилетий. «Россия и Советский Союз ничего не добились за те 60 лет, что у них была финская Карелия. Бывшая финская Карелия сейчас — это пустырь, без людей, без какой-либо деятельности», — сказал он.
Однако утверждение о малонаселенности Карелии неверно. После депортации финского населения советское руководство переселило в регион около 200 000 человек из Белоруссии и Средней Азии. Но в последние годы наблюдается отток населения из региона, возможно, из-за того, что экономика преимущественно сельскохозяйственная.
По словам представителя МИД Финляндии, тот факт, что в Карелии не осталось финнов, является одной из причин, по которой Хельсинки официально не поднимал вопрос о возвращении Карелии.
Аапо Поэлхое — заместитель генерального директора Политического департамента Министерства иностранных дел Финляндии. Он сказал Азаттыку: «Население после войны было переселено из других частей Советского Союза на эти территории. Насколько нам известно, они для нас абсолютные иностранцы. налогоплательщики не очень хотят или вообще не хотят вернуть эти территории, потому что что делать с этим населением?»
Поэлхо сказал, что возвращение Карелии «не является проблемой» ни для финского правительства, ни для финско-российских отношений. ProKarelia сообщает, что президент России Борис Ельцин предупредил своего финского коллегу Мартти Ахтисаари в 1997 году, что Москва выступает против любого публичного обсуждения проблемы Карелии.
Во время визита президента Финляндии Тарьи Халонен в Санкт-Петербург в июне 2000 года президент России Владимир Путин заявил об отсутствии нерешенных территориальных споров между Финляндией и Россией, отметив, что вопрос о статусе Карелии «закрыт и окончательно решен». Халонен ответила, что российско-финские отношения улучшились до такой степени, что даже такие спорные вопросы можно обсуждать публично.
Хотя российские власти ясно дали понять, что не потерпят требований о возвращении Карелии Финляндии, они не препятствуют пожилым карелам, стремящимся посетить дома своих предков.
Поэлхо сказал: «После окончания холодной войны и распада Советского Союза движение туда и обратно стало очень оживленным. Десятки, если не сотни автобусов, автобусы со старыми финнами, которые там жили, или их родственники, которые ездят и смотрят на свои старые места.Очень оживленно.А еще на официальном уровне, при Министерстве образования идет много исследований и, как бы сказать, полевых работ проводится поиск [останков] финских солдат, погибших на тех территориях и которых не удалось вернуть в то время.Проводятся регулярные похороны [останков] тех солдат, которые сейчас, спустя столько лет, возвращают либо в их родные деревни, если их можно опознать, или на специальное кладбище в Йоэнсуу, если их невозможно опознать».
Некоторые финны, в том числе многие из потомков депортированных карелов, считают позицию финского правительства в отношении Карелии постыдной и хотели бы, чтобы Хельсинки более решительно поставил этот вопрос перед Москвой.
В июле 1998 года бригадный генерал Кари Хиетанен выступил с речью, недвусмысленно призывающей к возвращению Карелии, за что получил выговор от Штаба обороны Финляндии. В ноябре 1998 года финский бизнесмен предложил Ельцину 500 миллионов долларов за выкуп Карелии. Ельцин так и не ответил.
Финский журналист-фрилансер Маркус Лехтипуу сказал Азаттыку, что, по его мнению, до 90 процентов депортированных хотят возвращения Карелии, но Карелия остается «табуированной темой» во внешней политике Финляндии.
«Я бы сказал, что 90 процентов тех людей, которые были вынуждены покинуть свои дома, хотят вернуться. И обычно проблема в том, что не так много обсуждений, и люди не знают истории страны, поэтому [они ] не могут корректно обсудить этот вопрос, потому что не знают истории», — сказал Лехтипуу.
Лехтипуу отметил, что на ежегодном митинге депортированных и их потомков в финском городе Ювяскюляэ в прошлом месяце один мужчина нес плакат с требованием вернуть Карелию. По его словам, мужчину задержала милиция, а организаторам митинга было приказано не афишировать ни его требования, ни факт его задержания.
Автомобильное путешествие на Porsche в российский регион Карелия
Приключенческое путешествие, которое начинается в городе чудес
В Санкт-Петербурге есть все, что делает современный город захватывающим: модные бары, великое искусство, историческая архитектура и длинный список всемирно известных памятников культуры. Здесь имперское прошлое России и город 21 века сливаются, создавая необыкновенную атмосферу. Привилегированное расположение самого северного мегаполиса в мире, расположенного подобно драгоценному камню на берегу Невы, делает Санкт-Петербург захватывающим местом и идеальной отправной точкой для знакомства с западом России в приключенческом путешествии Porsche Travel Experience Russia. Отправляясь от легендарного отеля «Астория», путешествие перенесет вас вдоль границы с Финляндией в кажущиеся бескрайними просторы Карелии.
Гостиница «Астория» в Санкт-Петербурге имеет богатую историю. Говорят, Распутин был частым гостем.Вскоре после того, как вы покинете этот захватывающий многомиллионный город, ваш маршрут начинают окружать сосновые леса. Вы попадаете на дикий запад России из Санкт-Петербурга, направляясь по грунтовым дорогам, старым деревянным мостам и преодолевая сложные подъемы. Вскоре вы оказываетесь в уникальном водном мире. В этом скандинавском пейзаже есть заметное спокойствие, где в глубокую середину зимы сказки о Деде Морозе изобилуют как взрослыми, так и детьми. Но когда дело доходит до вождения, есть много вещей, которые помогут вам занять себя и повысить частоту пульса. Возможность переключаться между маневрами на бездорожье и мчаться по скоростным трассам делает поездку захватывающей и разнообразной.
Карелия – край бескрайних сосновых лесов и много-много водыНепосредственно перед приездом в Приосерск на Ладожском озере тропа поворачивает на юго-запад, где в конечном итоге вы достигаете меньшего озера Вуокса. Здесь крошечный каменный остров плавно возвышается над водой. На вершине возвышается миниатюрная деревянная церковь, которая почти полностью занимает поверхность острова. Эта мистическая маленькая часовня — русская православная церковь апостола Андрея Первозванного. Недаром он посвящен покровителю рыбаков — их предостаточно на бесчисленных озерах и реках этого края. Неудивительно, что в меню Карелии преобладает рыба. Церковь Андрея Первозванного – насыщенная фотостоп для участников Porsche Travel Experience Russia. И предвкушение культурного разнообразия и интенсивной природной красоты, которые ждут их дальше в их приключенческом путешествии по этому волшебному региону.
Крошечная деревянная церковь Андрея Первозванного посреди карельского озера ВуоксаСиние купола и красные стены среди бескрайней зелени
Отсюда всего несколько километров езды до Ладожского озера. Самое большое озеро , полностью расположенное в Европе, его размер составляет почти 18 000 км 2 . Наша цель — небольшая, уединенная группа островов на озере, добраться до которых можно только на лодке — и только летом. Один только очаровательный Валаамский архипелаг состоит из более чем 50 скалистых островов, некоторые из которых обитаемы и покрыты густым лесом. Посреди всего этого находится Валаамский монастырь. Православный монастырь, он несколько раз разрушался и перестраивался с 14 века. Поскольку церкви Карелии не окрашены в нежные цвета, Спасо-Преображенский собор выделяется, как маяк, своими сильными красными стенами, которые сочетаются с его красивым множеством голубых куполов. Обязательно насладитесь особенно волшебным моментом, услышав знаменитые церковные песнопения Валаама, которые звучат вокруг местности, пронзая тишину.
Валаамский монастырь расположен на архипелаге посреди Ладожского озера, крупнейшего озера ЕвропыМонахи монастыря веками обрабатывали землю вокруг, получая пользу от собственного микроклимата Валаама. Погода здесь часто мягче, чем в соседних районах. Например, здесь хорошо растут дыни, которые нередко вырастают до 8 кг в весе. Если повезет, участники Porsche Travel Experience Russia смогут полюбоваться головокружительным разнообразием фауны и флоры на экскурсии по этому очаровательному архипелагу. Среди них уникально редкий вид, который околачивается на берегу – ладожская кольчатая нерпа, подвид, эволюционировавший во время последнего ледникового периода. Кажется, что в этом приключенческом путешествии вы находитесь в столетиях от Санкт-Петербурга, хотя на самом деле это не более пары часов езды.
Эта история – часть юбилейной серии 25 Years of Porsche Travel Experience . Мы отправляем вас в виртуальное кругосветное путешествие — с новой увлекательной эпизодой каждую неделю. Нажмите здесь, чтобы прочитать все истории.
Испытайте уникальные моменты
Откройте для себя Porsche Travel ExperienceСОДЕРЖАНИЕВведениеПредисловие Языковые группы Племена и диалекты Заказать книгу НародыКрасной книги Abazians (Abaza) Abkhaz Aguls Akhvakhs Aleuts Altaics Aliutors Andis Archis Asiatic Eskimos Bagulals Baraba Tatars Bartangs Bats Bezhtas Botlikhs Budukhs Central Asian Jews Chamalals Chukchis Chulym Tatars Крымские евреи Крымские татары Didos Dolgans Enets Evens Evenks Georgian Jews Godoberis Hinukhs Hunzibs Ingrians Ishkashmis Itelmens Izhorians Kamas Karaims Karatas Karelians Kereks Kets Khakass Khants Khinalugs Khufis Khvarshis Кольские лопари Коряки Крызы Курды Литовские татары Ливонцы Манси Горские евреи Нанайцы Негидальцы Ненцы Nganasans Nivkhs Nogays Orochis Oroks Oroshoris Peoples of the Pamirs Roshanis Rutuls Selkups Shors Shughnis Tabasarans Talysh Tats (Tatians) Tindis Tofalars Trukhmens (Turkhmens) Tsakhurs Udeghes Удины Ульчи Вепсы Голоса Вахи Ягнаби Язгулами Юкагиры посетите гостевую книгу или отправить комментарии веб-мастеру | В ранних упоминаниях карельский язык также является олонецким или восточнокарельским. Носители собственно карельского (северный и южный карельский) используют один и тот же имя karjalaiset или karjalazhet для себя и их язык karjalan киели(и) . Олонецкие карелы называют себя liüdi или liügi и livviköit , и их язык livvin kieli . Носители народного диалекта используют Людикойт или luudikoit для себя и их язык lüüdi или luudikiel . Среда обитания . Карелы широко расселены на большой территории. Карелы Карелии живут в основном западнее Санкт-Петербургско-Мурманской железной дороги. линия в Карельской АССР и их административный центр — Петрозаводск или Петроской. Тверские карелы населяют районы к западу от Москвы, где они имеют анклавы в Лихославском, Спировском, Рамешковском и Максатихинском районах (в 1960-х годов их насчитывалось примерно 90 000—100 000) Большая группа карел проживает в Весьегонском, Сандовском и Брусовском районах (в 1960-х годах около 20 000). Есть карельские деревни в районы Молоково, Красный Холм и Вышний Волочек, самый южный из которых расположены в окрестностях Ржева. Самые южные карелы живут отдельно от других тверских карелов в пяти деревнях на Джорже, приток реки Волги. В 1890 г. в Южная Тверская область, в 1911 их насчитывалось 1952 человека. На сегодняшний день их количество сократилось до 70 (по данным Ю. Ыйспуу), большинство из которых возвращаются домой деревни только в летнее время. Список тверских карельских деревень, составленный А. Вершинским, опубликованный в 1932 г., включает более тысячи карельских деревень. Некоторые из них уже уже тогда имело смешанное карело-русское население. Карелы в Новгородской области живут в Валдайском районе и есть карелы в районе Лодейное Поле в районе Санкт-Петербурга. Маленький количество карелов сообщается в Сибири, где они известны как Корлакс . Пара тысяч карелов разбросаны по всей Финляндии, где они финнизируются. Население .
Использование родного языка зависит от возраста носителей. В соответствии по некоторым оценкам, 90 % детей в возрасте до 10 лет считают русский язык их родной язык. Карелы составляют лишь 10 % населения в Карельской АССР и только около половины карелов в Карелии до сих пор считают карельский своим родным языком. Антропологически карелы принадлежат к восточно-балтийской расе, в которой сильно европейские черты смешаны с некоторыми монгольскими чертами. Язык . Карельский относится к северной группе прибалтийско-финского языка, ближайшим родственным языком является финский. Некоторые ученые не считают Карельский как отдельный язык вообще, а относить его к восточному диалекту финского языка. Однако его следует рассматривать как отдельный язык. из-за своего геополитического положения в границах другого государство. Поскольку за столетия карелы рассеялись по обширной территории, были отмечены десятки диалектов, и их разделение вызвало и до сих пор вызывает большие споры среди лингвистов. Одна поломка диалектная дифференциация такова: северокарельская диалектная группа (на севере Карельской АССР), южнокарельская диалектная группа (в центральной части Карельской АССР и анклавы в Тверской, Новгородской и Ленинградская области РФ), Олонецкая или ливвико диалектная группа (на северо-западе Карельской АССР, между Ладожскими озерами и Онега, и разбросаны по Финляндии) и народно-диалектная группа (в центральная и южная части Карельской АССР; Контупохья, Мундъярви, Shuoju, Pyhäjärvi и Vaashen — примерно 10 000 говорящих). Людик диалект близок к вепсскому и иногда рассматривался как отдельный язык (П. Виртаранта). В диалектах Северной и Южной Карелии есть трактовался под названием собственно карельского или Виенакарьяла диалектный группа в академической литературе. По официальным данным переписи 1979 года, около 81 300 карелов были проживающих в пределах Карельской АССР, что составляло около 11,1 % населения. население. Сегодня их насчитывается 80 000 человек, что составляет 10 % населения Карелии. Население. Таким образом, они стали языковым меньшинством в своей родной стране. земельные участки. Доля карелов, проживающих в пределах Карельской АССР, увеличилась. неуклонно снижается:
Процент карелов, проживающих в городах, меньше, чем в деревни несколько крупнее (например, 7,7 и 20,9 % соответственно, 1970 г.). В деревнях карельский язык сохранился в большей степени, чем в городах. Поток карелов в города продолжается. Спикеры олонецкий говор составляют самую многочисленную и компактную языковую группу. Их насчитывается 40 000 человек. Около 30 400 карелов рассредоточены по более крупным или более мелкие группы по Тверской области. Валдайские карелы в Новгородской области и тихвинские карелы в Ленинградская область была ассимилирована русскими. В начале 1960-е годы на карельском языке на Валдае говорили только люди старше 50 лет. Свободно Русскоязычные составляли большинство в той мере, в какой не владеющие русским языком назывались «дикими карелами» ( джикоит кариелазет ). По данным П. Палмеоса (1965), джоржинские карелы сохранили свою язык лучше, чем у валдайских карелов, хотя в употреблении язык ограничено местно. Когда говорят о школе, кино или литературе, они переходят на русский. Вне дома предпочтение отдается русскому языку. Джорджа Карельский язык сохранился в большей степени потому, что до 1930 карелов было преподавал там в школах. Джоржские карелы двуязычны. Молодой люди используют свой родной язык, чтобы говорить о семейной жизни, еде-напитке, работа по дому и быт деревенской жизни. Валдайский карельский язык ныне вымершие, та же участь ждет джоржских карел в деле нескольких лет. Русское влияние на карел велико, особенно в Центральной России. Русские заимствования в карельском бесчисленны. История . В первые века нашей эры карелы жили у Ладожских озер. и Онега. Оттуда они двинулись по Двине (фин. Вена) до Белое море и оттуда на северо-запад в финскую Карелию и Саво. Отдельно карелы смешались с вепсами. к нам пришли восточнославянские племена. живут в окрестностях Карелии во второй половине первого тысячелетия. С 9до 12 века южная часть Карелии находилась под под властью княжества Киевская Русь. В 12 веке карелы попали в зависимость от Новгородской феодальной республики и были преобразованы в русская православная вера. В этом преобразовании Соловецкий монастырь, расположенный на острове в Белом море, сыграл существенную роль. в В 13 веке Швеция заинтересовалась территорией, населенной карелами. Граница между Россией и Швецией, позже между Россией и Финляндией, разделяет карелов с 1323 года. Несмотря на споры о границе заселяясь, русско-шведские боевые действия не прекращались и Карелия продолжалась быть разграбленным и опустошенным. С окончанием русско-шведских войн в XVII в. и Столбовский мирный договор (1617 г.), часть карелы переселились с северо-западных берегов Ладожского озера на северные Карелии, а часть их переселилась на Валдайскую возвышенность в Центральную Россию. (Новгородская и Тверская области). Это было бегство от навязывания феодальных налогов и лютеранской веры. Карельская эмиграция из истерзанной войной страны началась уже в конце 16 в., но широкое распространение оно получило в первой половине 16 в. 17ый век. Предполагается, что число эмигрировавших огромное для того времени — около 25 000 — 30 000 человек. Россия поддержала исход из шведских земель, оказание помощи карелам и их освобождение временно от налогов. Когда в 1917 году разразилась Октябрьская революция, карелы сделали несколько попытки обрести независимость. Они хотели присоединиться к Финляндии. По инициативе Финляндии карельский вопрос был поставлен на обсуждение в Лиге Наций в 1923, но резолюция в поддержку независимости Карелии привела нигде. В том же году Карелия была объявлена автономной республикой. После окончания Зимней войны в 1940 году Карелия получила статус полноправной союзной республики, но в 1956 году она снова стала автономной республикой. Во время Войны-продолжения (1941—44) финны захватили большую часть территории Карелии. Во время Второй мировой войны Джорджа была ареной многих сражений и деревни были стерты с лица земли. Люди были рассеяны, и только небольшая часть из них когда-либо вернулась в свои родные деревни. Этническая культура . Традиционными занятиями карелов были земли. земледелие, рыболовство, охота и лесозаготовки. Совсем недавно во второй половины 19 века карелы жили большими семьями по 25-30 человек. В советский период была развита крупная промышленность. В результате был постоянный приток русскоязычных и теперь карелов стали меньшинством на своей родине. Письмо . Карелы обладают богатым и самобытным фольклорным наследием. Это сохранилось в аутентичном виде дольше, чем фольклор. представителей других прибалтийско-финских национальностей. Большинство из Калевала песен из карельского происхождения. Помимо научных публикаций по карельскому фольклору и некоторые исследования, очень мало книг на карельском языке издано. Древнейший карельскоязычный текст — трехстрочная берестяная грамота — датируется с 13 века. Он был найден во время археологических раскопок в г. Новгородской области в 1957 г. и считается старейшим прибалтийско-финским текст. Первые книги на карельском языке были напечатаны в начале 19 века. века на кириллице (перевод молитвенника и катехизиса на северокарельские и олонецкий диалекты, 1804 г., Евангелие от Матфея на южнокарельское тверское наречие, 1820 г.). Из-за неблагоприятных условий, общего карельского языка нет. Финский язык используется в Карельской АССР с 1920-х гг., когда местное самоуправление возглавляли финские коммунисты в изгнании. Финский письменный язык тесно связан с северокарельскими диалектами. У тверских карелов было письменный язык с использованием латинского алфавита, основанный на Толмачу диалект южнокарельской диалектной группы. В период с 1931 по 1937 год подробнее на диалекте толмачу издано более 50 книг (в основном учебных) и газета, Karjalan Tozi , появлялись регулярно. В 1936-37 гг. резкое изменение языковой политики: начали преподавать общекарельский в Карельской АССР и Тверской области. По инициативе ленинградца финно-угровед Д. Бубрич, нормы нового карельского языка были учредил. Это карельский язык, в котором использовалась кириллица, был завезен карелам Карельской АССР и Тверской области в 1938—39. Было напечатано около двухсот переводов и журнал. этот общий язык. В 1939 эксперимент был официально завершен. письменность в Карельской АССР была русская или финская, а русская в Твери и других городах России. После русского идет финский язык. второй государственный язык в Карельской АССР. Такие резкие изменения и эксперименты, естественно, подорвали позиции и без того слабый карельский язык, и они способствовали упадку карельского как разговорного языка. Были серьезные попытки возродить карельского языка и культуры в последние годы. Эта работа имеет был направлен Karjalan Rahvahan Liitto (Союз карельского народа). С 1989 года карельский язык является языком обучения в некоторых карельских школах. школы. Для подготовки школьных учителей в Петроском университете открыта кафедра карельского и вепсского языков. В середине 1990-х годов публикация Олонецкая газета «Ома муа » («Наша земля») создавалась как экспериментальный проект. Были передачи на карельском языке по радио и телевидению. А издан букварь на олонецком диалекте, а другой — на собственно карельском. компилируется. В июне 1991 г. в Аунусе был созван Карельский конгресс. 50 человек был избран исполнительный комитет для внесения законопроекта о независимом Карельские территории, входящие в состав Карелии, за сохранение карельского язык и культура. Людикоязычные карелы как-то остались за пределами этого движения. Письменность на основе собственно карельского или олонецкого диалекта не подходит для людей, говорящих на языке карелов. Так как материалов нет в игровом диалекте преподавание игрового языка детям в школе зависит на некоторых учителей-энтузиастов, которые могут и/или хотят его использовать (Kuujärve). Программа подготовки учителей в Университете Петроскои не подготовить учителей к этой роли. Ома Муа не включает народный язык статьи, а люди, говорящие на Ludic, не в состоянии справиться с его латинским языком. сценарий. Улучшение может быть достигнуто путем создания письменного игрового языка. На карельском языке очень мало оригинальной литературы, лишь немного поэзии. (Олонец В. Брендоев). Систематическое изучение карельского языка было начато относительно поздно, около ста лет назад, когда финские ученые начали собирать лингвистические материалы (Арвид Генетц, Хейкки Оянсуу). Позже Ю. Куйола (карельец по происхождения), А. Турунен и П. Виртаранта продолжили работу. Словарь карельского языка в нескольких томах составляется в Финляндии. С 1930-х годов важнейший исследовательский центр в СССР был Петроской. |